Что такое символы в литературе примеры. Портал для тех, кому интересны символы, символика и символизм. Символы и символизм в литературе

Начиная учить иностранный язык, человек сталкивается с необходимостью правильно произносить новые слова. В отличие от славянских языков, в которых большинство слов читаются по определенным правилам, в том же самом английском довольно много исключений из правил чтения слов. Правильно произносить и читать слова поможет фонетическая транскрипция слов. И хотя часто кажется, что это сложное понятие, на самом деле все очень просто, если однажды разобраться с этим вопросом.

Понятие о фонетической транскрипции

Фонетическая транскрипция — это способ графического фиксирования звуков устной речи. Транскрипция отличается невероятной точностью и основывается на верном произношении. Чтобы добиться этого, каждый знак транскрипции имеет соответствующий графический символ, а каждый символ, в свою очередь, соотносится с четко определенным звуком.

При помощи транскрипции возможно фиксировать на письме не только произношение звуков и слов, но и предложений, и текстов.

Основные правила транскрипции

1) Прежде всего, запись транскрипции всегда ведется в специальных квадратных скобках: .


2) Если в транскрибируемом слове два и больше слогов, обязательно ставится ударение.
3) Если два слова читаются слитно, в фонетической транскрипции это фиксируется с помощью значка лига: [в_дом].
4) В транскрипции не пишутся прописные буквы.
5) Если транскрибируется предложение или текст, знаки препинания не ставятся. Вместо них ставят скошенные вертикальные линии / (если пауза небольшая вроде запятой), // (при более длительной паузе), подобно точке или точке с запятой.
6) Мягкость согласного обозначается в транскрипции с помощью апострофа, ставимого справа от буквы .
7) Неслоговый звук показывается дугой под ним.
8) Длина звука обозначается с помощью двоеточия [а:], иногда с помощью горизонтальной линии над буквой.
9) Для записи слов существует специально разработанный международный фонетический алфавит, который основывается на латинских буквах, а также некоторых значках, взятых из греческого алфавита.


10) Славянские языки на кириллице можно записывать также и кирилличными буквами (это касается восточно-славянских языков).

Транскрипция в русском языке

Несмотря на кажущуюся простоту, русская транскрипция имеет массу нюансов, без знания которых будет сложно верно записать транскрибируемое слово. На транскрибирование в русском распространяются общие правила транскрипции, однако есть дополнительные особенности.


1) Согласные звуки записываются с помощью всех согласных кирилличных букв алфавита, за исключением й и щ.
2) Ъ и ь не обозначают звуков, поэтому в транскрипции их не записывают.
3) Звуки [й] и [ч] всегда мягкие, поэтому в транскрипции они не обозначаются значком мягкости.
4) Звуки [ш],[ж], [ц] всегда твердые, хотя в редких случаях буква ж может давать мягкий звук [ж"]. Если после них стоит буква е, она записывается в транскрипции как [э]: «ц[э]нить».
5) Буква щ, в транскрипции это звук [ш:"] или [ш"].
6) Если гласные стоят под ударением, они произносятся четко и записываются с помощью шести символов: [а],[у], [о], [и],[э], [ы].
7) Дифтонги ю, я е, ё обозначают два звука и пишутся в транскрипции соответственно [йу],[йа], [йе], [йо] при условии, что они стоят либо в начале слова, либо после гласной, ь или ъ, в остальных случаях — после согласных — они обозначают один звук [у],[а], [э], [о], с обозначением предыдущего согласного мягким.
8) Буква и после разделяющего ь становится дифтонгом и ее транскрипция это [йы] - мура[в"йы].
9) Й в транскрипции некоторых слов пишется как [j] например «ча[j]ка».
10) Буквы о и а, в самом начале слова или в первом слоге без ударения в транскрипции звучат как [а], но для их записи используется значок [^].
11) После мягких согласных в слогах без ударения буквы е и я в транскрипции будут записываться как своеобразный звук [иэ]: [р’иэб’ина] — «рябина».
Интересно, что в большинстве русских словарей транскрипция слов не указывается, поэтому необходимо либо научиться ее делать самому, либо пользоваться услугами делающих ее онлайн-ресурсов.

Транскрипция в английском языке

Если русская транскрипция может записываться хоть латиницей, хоть кириллицей, то английская транскрипция всегда записывается с помощью латиницы МФА. На нее также распространяются общие для всех языков правила и символы для транскрибирования слов. Однако в отличие от русского, произношение английских слов имеет более историческую традицию и часто не подчиняется правилам. В таком случаи транскрипция — это единственный выход, чтобы правильно произнести слово. Поэтому большинство английских слов в словарях пишутся с транскрипцией. В ниже приведенной таблице показаны основные символы, употребляемые в транскрипции английских слов.

Знать, что такое фонетическая транскрипция — это очень важно, ведь это знание дает возможность любому не только правильно прочесть слово на чужом языке, но и правильно произносить слова родного языка.

Ваш браузер не поддерживается!

Предложение для частных лиц:
Получите пожизненный доступ к этому переводчику и другим инструментам!
Языковые пакеты

Предложение для предпринимателей:
Этот переводчик слов в транскрипцию доступен в виде REST API.
Цена от 1500 рублей/месяц.

Включите поддержку JavaScript в вашем браузере, чтобы увидеть комментарии Disqus .

Фонетическая транскрипция русских слов

Освоение фонетики русского языка может оказаться сложной задачей даже для людей, для которых русский язык является родным, не говоря уже об иностранцах. Начнем с того, что в словарях фонетическая транскрипция русских слов не указывается. К тому же, в русском языке довольно сложные правила чтения с большим количеством исключений.

Произношение русских букв меняется в зависимости от того, под ударением находится данная буква или нет (в случае гласных букв ), а также от того, какие согласные буквы окружают данную букву. Буква "а", к примеру, может иметь 5 вариантов произношения!

С помощью этого онлайн-переводчика вы можете получить фонетическую транскрипцию русского текста, записанную либо буквами кириллицы , либо символами международного фонетического алфавита (МФА) .

Фонетический разбор слова онлайн

Переводчик может быть использован для фонетического разбора слова онлайн . Чтобы произвести фонетический разбор слова , вам нужно:

  1. записать слово.
  2. поставить ударение в слове (переводчик умеет это делать) .
  3. разделить слово на слоги.
  4. записать фонетическую транскрипцию слова (здесь вам также пригодится переводчик) .
  5. записать все буквы слова в столбик.
  6. записать справа от каждой буквы звук, который данная буква обозначает.
  7. описать звук: для гласных – ударный или безударный, для согласных – твердый или мягкий (парный/непарный), глухой или звонкий (парный/непарный).
  8. посчитать буквы и звуки в слове.

Произведем, к примеру, фонетический разбор слова "солнце" :

со́-лнце [со́нцы э ]

6 букв, 5 звуков.

Обратите внимание на последний звук слова – в школьной практике его записали бы как "э". Профессиональные лингвисты обозначают его как "ы э ", т.к. этот безударный гласный произносится как нечто среднее между звуками "ы" и "э".

Фонетическая транскрипция поможет иностранцам изучать произношение русских слов

Быстро запомнить все правила чтения русского языка иностранцам довольно сложно. Переводчик поможет людям, начинающим изучение "великого и могучего", пока они еще не освоили правил произношения русских слов .

При регулярном использовании параллельно с учебными аудио- и видеоматериалами фонетическая транскрипция позволит им улучшить произношение и навыки аудирования в русском языке.

Дополнительная информация о переводчике

В русском языке есть слова, которые пишутся одинаково, но читаются по-разному в зависимости от того, куда падает ударение в слове (сравните: замо́к – за́мок). Эти слова называются "омографы". Транскрипция таких слов выделяется зеленым цветом, например:

Если вы наведете мышкой на такое слово или коснетесь его на вашем мобильном устройстве, вы увидите все возможные произношения.

Переводчик работает на основе словаря, содержащего информацию об ударениях в русских словах . Если положение ударения для данного слова не было найдено в словаре, то вместо транскрипции будет показано само слово, окруженное косыми чертами: /экстравагантный/ . Вы можете улучшить переводчик, указав положения ударения в подобных словах. Для этого перейдите в режим исправления ошибок .

При создании переводчика я использовал онлайн-ресурсы из списка ниже , а также книгу Буланина "Фонетика современного русского языка" .

Кириллическая транскрипция – обновления от сентября 2016

В результате дискуссии в кириллическую транскрипцию были внесены следующие изменения:

Если вы считаете, что требуются дополнительные изменения, присоединяйтесь к дискуссии !

Выделение цветом часто встречающихся русских слов

Специальная опция позволяет вам выделять различными цветами наиболее часто встречающиеся слова русского языка . В зависимости от рейтинга частотности слова будут выделены следующими цветами:

1-1000 1001-2000 2001-3000 3001-4000 4001-5000

Если вы хотите осуществить детальный анализ вашего текста и увидеть подробную статистику, вы можете воспользоваться онлайн-инструментом для частотного анализа текста на русском языке .

Максимальная длина текста (количество символов):

  • незарегистрированные пользователи – 50,
  • языковой пакет "частый пользователь" – 10 000,
  • языковой пакет "полиглот" – 10 000.

Хотите улучшить этот инструмент? Перейдите в режим исправления ошибок !

Возможно, вас заинтересует фонетический конвертер русских субтитров . С его помощью вы можете получить следующий результат:

Транскрипция русских слов – онлайн-ресурсы

Обновления этого переводчика слов в транскрипцию

  • Во французский и русский переводчики добавлены аудио- и видеозаписи слов

    Во французском и русском переводчиках обновление. После того, как вы отправите текст на сайт, вы увидите значки аудио и видео рядом с некоторыми словами. Кликните по значку аудио, чтобы услышать,...

Тема моего исследования : Символика чисел в произведениях русской литературы. Числа окружают нас повсюду. Дата рождения, номер телефона, школьная оценка, почтовый индекс, цена товара, количество - всё выражается в числах. Числа, как и символы, всегда притягивали своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Числа широко употребляются и в литературе.

Актуальность нашего исследования состоит в том, что язык детской литературы до сих пор остается малоизученным в начальной школе, и анализ чисел в ней пока не выполнялся третьеклассниками.

Всё это определило цель нашей работы - выяснить, какие именно числа встречаются в литературных произведениях, какое значение они имеют, как часто они употребляются.

Для реализации данной цели были поставлены задачи:

1) Найти примеры употребления чисел в литературе.

2) Проанализировать частотность употребления чисел в произведениях.

3) Собрать информацию о символике самых частотных чисел, анализируя различные источники.

Объектом данного исследования стали пословицы и сказки.

Предметом исследования являются числа в пословицах и сказках.

Базой для исследования стали сборники: Волшебный мир сказок. – Москва: Издательство Дрофа-Плюс, 2011 год. – 320 страниц; Владимир Иванович Даль. Пословицы русского народа. – Электронная версия.

Практическая ценность работы обусловлена возможностью использования материала данного исследования на уроках литературного чтения.

Сформулируем гипотезу:

2) каждое число в произведении символично.

Свое исследование мы начали с нахождения чисел в пословицах и сказках. Оказалось, что наиболее частотными являются числа 3, 7, 4.

Перечитывая пословицы и сказки, мы убедились, что их выбор не случаен.

Изучая символические значения чисел, мы использовали разные источники: энциклопедии, учебники, Интернет-ресурсы. Их анализ показал, что каждому числу приписывается особое символическое значение.

Число 3.

Чаще всего в сказках и пословицах нам встретилось число 3. И это не случайно, а символично, ведь тройка – это:

    человек, с его телом, душой, духом;

    рождение, жизнь, смерть;

    три периода любой сущности: начало, середина и конец;

    прошлое, настоящее и будущее.

    В энциклопедии символики и геральдики сказано, что 3 - образ абсолютного совершенства.

В литературных произведениях герои обычно имеют 3 желания , а исполняются они на третий раз : надо выдержать 3 испытания или 3 попытки , чтобы добиться результата. В сказках встречаются 3 царевича, 3 ведьмы, 3 феи (две добрые, одна злая). Всем известны 3 поросенка, 3 медведя, 3 толстяка . У Пушкина 3 девицы , в народных сказках - 3 дня и 3 ночи скакал Иван .

В пословицах «Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени - только три дня», « Хвастуну цена - три копейки», «Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года» и других символ тройки заключает мудрость жизни.

Число 7.

В древности люди наблюдали 7 планет, которые вращаются вокруг Земли. С числом этих небесных тел, видимо, связано происхождение семидневной недели лунного месяца. В Библии говорится о «семи духах божьих», «семи светильниках» . У греков «7 чудес света», «7 мудрецов» , у нас в пословицах «у семи нянек дитя без глазу», «7 раз отмерь, один раз отрежь» , в сказках братьев Гримм Белоснежка и 7 гномов, семеро храбрецов, волк и семеро козлят , у Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» , в сказке Шарля Перро «Мальчик с пальчик» у лесника было 7 сыновей , а у Людоеда 7 дочерей .

Число 4.

Число четыре – символ максимальной устойчивости. Греки считали, что прежде всего появились земля, вода, воздух и огонь. Для ориентации в пространстве люди пользовались знанием четырёх сторон света (север, юг, восток и запад), а календарный год делили на четыре сезона: зима, весна, лето и осень. Число 4 символизирует собой универсальную стабильность, порядок, надежность, устойчивость и прочность. Человеческая жизнь разделяется на 4 периода: детство, юность, зрелость и старость.

Так, в сказке «Колобок» 4 персонажа встретил главный герой (зайца, волка, медведя и лису), в сказке «Дочь-семилетка» 4 загадки загадывал Царь, а в сказке «Лиса, заяц и петух» 4 раза звери приходили на помощь зайцу.

В пословицах « Без четырех углов изба не рубится», «Конь о четырех ногах, да и то спотыкается », « Четыре угла дому на строение, четыре времени году на совершение» наблюдается та же устойчивость.

Подводя итог, можно сказать, что литература пронизана числами. Присутствие чисел наблюдается повсюду и почти всегда они выступают как священные.

Мы доказали свою гипотезу:

1) выбор чисел в литературе не случаен;

:все видимое нами -
только отблеск, только тени
от незримого очами.
(В.С. Соловьев)

Тема урока - поэтический символ как одна из величайших тайн языка. Мы будем говорить о символе, который в своей словесной оболочке содержит потаенный смысл. Нам предстоит ответить на вопрос, можно ли этот смысл понять, определить.

Символы как таковые существуют тысячелетия) . В них отголоски древних представлений о мире, они и родились как результат познания человеком окружающего мира. И восходят они к мифам, обрядам, древним верованиям

Возникнув в древности, символы существовали во все времена, и спустя тысячелетия они способны заворожить своим смыслом.

Бывают символы религиозные, исторические, художественные. Мы будем говорить о символе художественном, поэтическом.

Символ и аллегория

1. Чтобы лучше понять суть художественного символа, отграничим его от понятия, с которым его нередко путают - от аллегории (приложение 1, слайд 3) .

Многие аллегорические образы уходят корнями в античную мифологию. Марс - воинственность, Венера - красота. Если я скажу про кого-то, что он - Геркулес, вы подумаете о чем? А Аполлон?

Если вы попадете в незнакомый город и на одном из его зданий увидите это изображение, вы догадаетесь, что это за здание? Почему?

(Это Фемида - изображение женщины с завязанными глазами и весами в руке. Мы знаем, что в древнегреческой мифологии Фемида - богиня правосудия..)

Ваши ответы опираются на знание мифологических мотивов.

Наиболее типичный пример поэтической аллегории - басня.

Какие животные традиционно являются героями басен?

Какой персонаж олицетворяет трусость? Упрямство?

А за таким персонажем, как лиса, какое свойство закреплено?

Мы это знаем. Такова традиция.

2. Прочитайте, пожалуйста, строки Пушкина из его юношеского стихотворения "Воспоминание в Царском Селе" (приложение 2, текст 1).

Прекрасный царскосельский сад,
Где, льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад:

Можете ли вы сказать, в каком значении употреблены Пушкиным слова лев и орел?

Подсказка:

А если не знать про гербы, можно понять, что имел в виду Пушкин?

Перед нами аллегория. Чтобы ее понять, надо знать: речь идет о победе России в 1721 г. над Швецией (на гербеРосcии изображен орел, на гербе Швеции - лев, а в царскосельском саду есть памятник в честь этой победы).

Аллегория однозначна или многозначна? Нужно ли для ее понимания думать, "включать" воображение? Или достаточно фактических знаний?

Аллегория всегда однозначна.

3. Вернемся к богине правосудия. Итак, в незнакомом городе на фасаде здания вы увидели изображение Фемиды. Но, к вашему изумлению, она: подглядывает из-под повязки.

Сможете ли вы однозначно ответить, что это здание - храм правосудия? А какие предположения могли бы высказать?

(Если ученики затрудняются с ответом, то предложим вариант вопроса: а если бы такое изображение мы увидели на гербе города, что мы подумали бы? Это город праведный? Здесь есть закон и справедливость? Или здесь царят безнравственность, взяточничество, может быть - жестокая сила? Еще одно предположение: а может быть, Фемида просто любопытна, как всякая женщина, и ей хочется видеть, кого она судит?!)

Перед нами не однозначный образ. Это уже не аллегория. Это - символ.

Прочитайте определение символа (на слайде).

То есть образ-символ подразумевает неоднозначный, потаенный смысл, который надо разгадывать. Символ предполагает наличие внутренней тайны.

Кстати, атрибутами Фемиды являются меч, весы. Это, по-вашему, символы или аллегория?

Приложение 1, слайд 7

Символ в поэтическом тексте

1. Чтение стихотворения Б.Окуджавы (приложение 2, текст 2).

В детстве мне встретился как-то кузнечик
в дебрях колечек трав и осок.
Прямо с колючек, словно с крылечек,
спрыгивал он, как танцор, на носок.

Намереваюсь! - кричал тот кузнечик.
Может ли быть? - отзывался сверчок.
Из-за досок, из щелей, из-за печек
Крался насмешливый этот басок,
Но из-за речек, с лугов отдаленных
"Намереваюсь!" - как песня, как гром:
Я их встречал, голубых и зеленых,
Печка и Луг им служили жильем.

Годы прошли, да похвастаться нечем.
Те же дожди, те же зимы да зной.
Прожита жизнь, но все тот же кузнечик
Пляшет и кружится передо мной...

Пример взят из кн.: Служевская Т.Л.. Уроки русской словесности. СПб.,1996

Почему слова "Печка" и "Луг" написаны с большой буквы? Какие ассоциации они вызывают?

Можно ли точно сказать, кто такие "кузнечик" и "сверчок" в контексте стихотворения? А приблизительно, ассоциативно?

Можно ли сказать, что за этими образами угадывается определенный тип человека? Какой?

А бывает ли, что в одной личности уживаются оба этих начала?

Как вы поняли заключительные строки стихотворения?

Достаточно ли просто конкретного знания, чтобы понять символ?

Символ многозначен, мы постигаем его интуитивно, в то время как для понимания аллегории нужны конкретные знания.

Своеобразие и притягательность символа связаны не только с тем, что он обозначает, но и с тем, как обозначает, с его внешней стороной. Причем символ - это мотивированный знак, внутреннее содержание и внешнее выражение всегда связаны. Иногда очень опосредованно, ассоциативно, но эта связь воспринимается, "схватывается" сразу, целиком, и не на логическом уровне, а с помощью только интуиции.

Символы не говорят, а намекают. Так уж повелось с древних времен, что намекают они на тайну, которую способны открыть посвященные.

Как вы думаете, символы нас окружают повсюду? Приведите примеры символов, окружающих нас.

1) Под окнами нашей школы как-то сразу, внезапно зацветает слива: Символом чего вы можете назвать расцветшее дерево?

2) Символом чего может быть дорога?

Мы сложные, абстрактные понятия передали через символ, подтвердив способность символа делать это.

2. Чтение стихотворения И.Бунина "Петух на церковном кресте" (приложение 2, текст 3).

Плывет, течет, бежит ладьей,
И как высоко над землей!
Назад идет весь небосвод,
А он вперед - и все поет.
Поет о том, что мы живем,
Что мы умрем, что день за днем
Идут года, текут века -
Вот как река, как облака.
Поет о том, что все обман,
Что лишь на миг судьбою дан
И отчий дом, и милый друг,
И круг детей, и внуков круг,
Что вечен только мертвых сон,
Да божий храм, да крест, да он.

Крест - один из древнейших символов человечества, и образы его трансформировались.

Что символизирует крест в христианской традиции? (Символ страдания, а также - бессмертия. Через крестные муки и смерть - возрождение. Воскрешение.)

А петух, по-вашему, символ чего? (Петух - это связь с солнцем, символ света и возрождения. У многих народов петух символизирует бессмертие.)

О чем же главном "напел" петух? (Жизнь - скоротечный миг, потом - ничего. Бессмертие храма не дарит бессмертия человеку, храм и человек "разведены" в разные стороны, человек отлучен от церкви, от вечности.)

Может ли нас удовлетворить то понимание символа петуха, о котором говорилось выше? Каким смыслом наполняется образ в стихотворении?

Образ петуха причастен не только к жизни и свету!

- "С первыми петухами" - это когда?

Это полночь! Вторые петухи - до зари, третьи - заря (словарь Даля). Помните сказку Погорельского? Откуда приходит черная курица?

По мифологическим сюжетам, существует три мира: небесный, земной и подземный. Петух связан и с подземным миром, т.е. с царством смерти, тьмы. Двойственность образа петуха закреплена в мировой традиции. А в народных верованиях славян петух - еще и вещая птица!

Где это - у Бунина? (Предсказание в двух последних строчках.)

А почему (исходя из текста стихотворения) петух может предсказывать? ("Назад идет весь небосвод, а он вперед". "Назад" - прошлое, "вперед" - будущее.)

Осталось ли у вас после чтения стихотворения гнетущее, мрачное чувство? (Несмотря на зловещее предсказание, стихотворение все-таки не "гнетущее". И может быть, это тоже связано с последней строкой: ведь "вечен божий храм".)

Божий храм: Можно ли понять этот символ как божий мир?

К тому же написано стихотворение прекрасным, "летящим" языком и читается легко и свободно (возможно, благодаря не только размеру, но и внутренней рифме).

А для чего, собственно, существует символ?

Символ призван выражать нечто принципиально невыразимое. И при этом сам является ярким, впечатляющим образом, который действует на подсознание.

Эстетическая функция поэтического символа призвана пробудить эстетические эмоции, так как в конечном счете единственная цель стихотворения - красота.

Насладимся же красотой стихотворения К.Бальмонта, которое можно назвать гимном символизму.

3. Читаю стихотворение К. Бальмонта (приложение 2, текст 4).

Звучит соната 17 Бетховена (Storm).

Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вокруг раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.

Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.

И внизу подо мною уже ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.

Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.

- Какой образ-символ является центральным образом стихотворения?

Башня - это восхождение. Восхождение по ступеням, т.е. по лестнице. Лестница - один из древнейших символов человечества, зародившийся еще тогда, когда мирское не отделялось от духовного и язык символов, их значение были очень важны. (Помните - лестница Иакова?. В Библии, в книге Бытия, сказано: "И увидел (Иаков) во сне: вот лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней".

Что символизирует упоминаемая в Библии таинственная лестница? (связь человека с Божественным. К этой связи человек всегда стремился, но она всегда оставалась недостижимой).

Что же символизирует башня Бальмонта?

Может быть, это восхождение к свободе? Только там, наверху, в одиночестве может герой почувствовать свободу?

Может быть, это поиски вдохновения? "Поймать уходящие тени" - поймать вдохновение?

А может быть, тени - это ускользающая истина, которую стремится постичь лирический герой?

Во всяком случае, думаю, вы согласитесь, что это стихотворение - гимн вечному устремлению человеческого духа ввысь.

Мы можем продолжать разгадывать символы, при этом разгаданное, на наш взгляд, значение символа повлечет за собой другую тайну, другой образ, который, в свою очередь, тоже потребует разгадки. Ведь символ неисчерпаем, к его пониманию можно только приблизиться, приблизиться на уровне чувств и ассоциаций. Но в нашу задачу разгадывание и не входит. Ведь каково бы ни было содержание стихотворения, оно всегда, если это подлинное искусство, само выступает как символ. Символ прекрасного, красоты, гармонии.

В начале урока я говорила, что символы не исчезают в течение десятилетий, напротив, появляются все новые символы. Чем же это объяснить?

Скажите, в мире все познаваемо? Все ли мы можем объяснить (с помощью науки, например)?

Мир полон тайн! Может быть, символ как раз и помогает человеку удовлетворить свое неуемное стремление к познанию, помогает выразить необъяснимое. Если невозможно объяснить, понять, так хотя бы приблизиться к тайне на уровне интуиции.

Я думаю, вас заинтересовало это удивительное явление языка, одна из его тайн - символ, который содержит в себе потаенный смысл разноликого бытия

Закончить мне бы хотелось философскими строками В. Соловьева (приложение 1, слайд 10):

Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами -
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий -
Только отзвук искаженный
Торжествующих созвучий?

На дом ученикам предлагается найти два-три символа в окружающем нас мире.

Понятие символа многогранно. Не случайно М.Ю. Лотман определял его как «одно из самых многозначных в системе семиотических наук», а А.Ф. Лосев отмечал: «Понятие символа и в литературе и в искусстве является одним из самых туманных, сбивчивых и противоречивых понятий». Объясняется это, прежде всего, тем, что символ является одной из центральных категорий философии, эстетики, культурологии, литературоведения.

Символ (греч. symbolon – знак, опознавательная примета) – универсальная эстетическая категория, раскрывающаяся через сопоставление, с одной стороны, со смежными категориями художественного образа, с другой – знака и аллегории. В широком смысле можно сказать, что символ есть образ, взятый в аспекте своей знаковости, и что он есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. С.С. Аверинцев пишет: «Предметный образ и глубинный смысл выступают и структуре символа как два полюса, немыслимые один без другого, но и разведенные между собой и порождающие символ. Переходя в символ, образ становится “прозрачным”: смысл “просвечивает” сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива».

Авторы Литературного энциклопедического словаря принципиальное отличие символа от аллегории видят в том, что «смысл символа нельзя дешифровать простым усилием рассудка, он неотделим от структуры образа, не существует в качестве некой рациональной формулы, которую можно “вложить” в образ и затем извлечь из него». Здесь же приходится искать и специфику символа по отношению к категории знака. Если для чисто утилитарной знаковое системы многозначность есть лишь помеха, вредящая рациональному функционированию знака, то символ тем содержательнее, чем более он многозначен. Сама структура символа направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира. Символом могут служить предметы, животные, известные явления, признаки предметов, действия.

Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активную внутреннюю работу воспринимающего. Смысл символа объективно осуществляет себя не как наличность, но как динамическая тенденция; он не дан, а задан. Этот смысл, строго говоря, нельзя разъяснить, сведя к однозначной логической формуле, а можно лишь пояснить, соотнеся его с дальнейшими символическими сцеплениями, которые подведут к большей рациональной ясности, но не достигнут чистых понятий.

Истолкование символа есть диалогически форма знания: смысл символа реально существует только внутри человеческого общения, вне которого можно наблюдать только пустую форму символа. «Диалог», в котором осуществляется постижение символа, может быть нарушен в результате ложной позиции истолкователя.

И. Машбиц-Веров отмечает, что «происхождение символа очень древнее, хотя в конкретных исторических условиях возникают и новые символы или изменяется смысл старых (напр., свастика – древний символ древа жизни, теперь – символ фашизма)».