Дикон, Джон: биография. John deacon - Самое интересное в блогах. Приход в группу Queen и всемирный успех в составе этого коллектива

Биография

Джон Ри́чард Ди́кон (англ. John Richard Deacon) - британский музыкант, наиболее прославившийся как бас-гитарист группы «Queen» . Присоединился к группе позже всех и к тому же был самым младшим по сравнению с остальными её участниками - ему было всего 19 лет. На нескольких альбомах выступал в качестве ритм-гитариста, играл на акустической гитаре и клавишных, во время концертов, а также в клипах пел бэк-вокальные партии.
Джон Дикон является автором самого коммерчески успешного сингла («Another One Bites the Dust») за всю историю существования группы Queen. Кроме того, Дикон - автор песен: «You"re My Best Friend», «Spread Your Wings», «Who Needs You», «I Want to Break Free» и др.

В программе концерта Queen 1992 года на открытой площадке стадиона Уэмбли (известен как концерт памяти Фредди Меркьюри) было заявлено, что Джон Дикон выступает с группой в последний раз. Тем не менее в 1997 году музыкант согласился принять участие в организованной Элтоном Джоном концертной программе «The Show Must Go On», Джон Дикон появился на сцене во время исполнения последней песни «No-One But You (Only The Good Die Young)». Именно этот концерт и стал последним рубежом - Дикон сошёл с большой сцены, отказавшись от дальнейшей работы в музыкальной индустрии.
В 2004 году он отказался от совместной работы с Брайаном Мэйем и Роджером Тэйлором в рамках проекта «Queen + Paul Rodgers». Тем не менее, согласно свидетельствам очевидцев, Дикон дал проекту свое «благословение».

Дикон не присутствовал на официальной церемонии включения участников группы Queen в Зал славы рок-н-ролла (Кливленд, США).

Ранние годы

Джон Ричард Дикон родился 19 августа 1951 года в г. Одби, графство Лестершир, Великобритания. В возрасте 7 лет получил в подарок от родителей свою первую гитару - красную пластмассовую «Tommy Steele». Однако мальчик поначалу увлекался вовсе не музыкой: проводил всё свободное время, измываясь над любимым катушечным магнитофоном, который он собственными руками приспособил под запись проигрываемых на радио композиций «The Beatles». Именно эта звездная четверка сыграла решающую роль, когда перед Диконом встал вопрос выбора жизненного пути.

В родном городе Одби Дикон последовательно закончил все три уровня образования, традиционные для англичан: младшие (школа Линден), средние (гимназия Гартри) и старшие (колледж Битчэм с гуманитарным уклоном) классы. Будучи школьником в 14 лет (в 1965 году) Джон Дикон сформировал свою первую группу «The Opposition» (с 1966 года «The New Opposition»). Числился в ней ритм-гитаристом и играл на инструменте, купленном у одного из участников группы. Бас-гитаристом он стал ввиду сложившихся обстоятельств: предыдущего басиста исключили из-за несоответствия общему музыкальному уровню команды и недостаток бас-гитары нужно было срочно заполнить. Именно тогда он купил свою первую бас-гитару.
Для убежденного музыканта Дикона это был не просто коллектив: доходило до того, что он собирал вырезки из газет, даже если это был просто анонс очередного выступления группы. Последний концерт с «The Opposition» (позже, после ухода Дикона, она будет называться «The Art») Джон Дикон отыграл 29 августа 1969 года - это было связано с тем, что Дикона за способности к радиоэлектронике пригласили в Лондон для дальнейшего обучения в техническом колледже Челси (сейчас он является составляющей частью одного из самых престижных учебных заведений - Лондонского Имперского колледжа).

Уезжая в Лондон, Дикон оставляет бас-гитару и усилитель в родном Одби, но уже через полгода он понимает, что внутренняя потребность состоять в какой-нибудь музыкальной группе не поддается контролю. Он просит родных переслать ему в колледж музыкальное оборудование. Забавно, что в октябре 1970 года Джон Дикон посещает концерт уже существовавшей на тот момент группы «Queen». «Они были одеты все в черное, свет был очень тусклым - так что, все, что я мог видеть, были четыре темных силуэта... В то время они не произвели на меня впечатления» - с улыбкой будет вспоминать Дикон спустя несколько лет. В это же время Дикон пытается создать новый коллектив и отчасти это у него получается - вновь сформированная команда даже дала концерт 21 ноября 1970 года в колледже Челси. Концерт, правда, был единственным.

«Queen»

Дикон регулярно просматривает газету «Melody Maker» в поисках вакантных мест в музыкальных группах. По одной из легенд, в начале 1971 года Дикон наконец находит такое объявление, которое и приводит его на прослушивание в группу «Queen». Однако существует и другая легенда - более прозаичная. Согласно ей, в феврале 1971 Дикон посещает дискотеку, где его в качестве бас-гитариста представляют Брайану Мэйю и Роджеру Тэйлору, которые в это время находятся в активном поиске басиста - последнего недостающего звена в их коллективе. Его приглашают на прослушивание, которое состоялось два дня спустя в лекционном зале Лондонского Имперского колледжа науки, медицины и техники. Из этого зала Дикон вышел уже полноценным участником команды. Измученные поиском хорошего басиста, Тэйлор, Мэй и Меркьюри сразу оценили музыкальный талант Дикона, его тихий нрав и навыки в электронике, которые были очевидны при игре на электрической гитаре. Дикон стал седьмым и последним из всех претендентов на место бас-гитариста.

Несмотря на то, что он был на несколько лет моложе остальных, Дикон сразу же вписался в группу. «Мы сразу поняли, что он - то, что надо, хоть он и был чересчур тихим. Джон с нами почти не разговаривал! - вспоминал позже Брайан, - У нас уже было несколько бас-гитаристов, но мы с ними расстались: либо характер, либо музыкальные способности нас не устраивали. Так продолжалось до тех пор, пока мы не нашли Джона через друзей. Поначалу мы звали его Дикон Джон, и именно в таком виде его имя появилось на первом альбоме, но потом он попросил называть его Джоном Диконом, собственно, так, как его зовут. Я даже не знаю, почему мы звали его иначе - так, очередная глупая ошибка» (заметим, что Deacon - по-английски Дьякон, Диакон. То есть звали они его Дьякон Джон).

Через полгода, 2 июля 1971 года, состоялся концерт «Queen» с участием Джона Дикона.
В качестве квалифицированного инженера в области электроники он часто был ответственным за оборудование для своей команды. Использовавшийся Диконом и впоследствии Брайаном Мэйем самодельный усилитель Дикона до сих пор носит персональное имя музыканта и, отчасти, изобретателя - «Deacy Amp».

Самостоятельно Джон Дикон писал меньше остальных, но многие его композиции становились стопроцентными хитами. Об этом также неоднократно говорили его коллеги по группе. Кроме того, от него в начале их совместной работы никто не требовал новых композиций. В первую очередь он был музыкант-исполнитель. Высокий профессионализм и уникальность Дикона как бас-гитариста подчёркивал такой корифей хэви-металл жанра, как басист «Iron Maiden» - Стив Харрис.

Свой первый значительный «вклад» в общее творческое наследие группы Дикон внес композицией «Misfire», которая появилась на их третьем альбоме «Sheer Heart Attack». Хотя, надо признать, что остальные участники группы немало подкорректировали песню, создавая её окончательный вариант. Она снискала у публики малую славу, в отличие, например, от второй песни Дикона «You"re My Best Friend», которая, без всяких сомнений, стала мировым хитом. Такая же участь была уготована другим песням Дикона - «Spread Your Wings», «Another One Bites the Dust», «I Want to Break Free» и др.

Несмотря на то, что он писал музыку меньше всех в группе, все его песни становились самыми популярными и востребованными.

Самый тихий участник группы, Дикон тем не менее был её «экономическими мозгами», вел все её финансовые дела. В 1980-е он неоднократно заявлял в своих интервью, что не намерен всю жизнь быть только басистом «Queen» и хочет участвовать в проектах вне группы. Однако после трагической смерти Фредди Меркьюри Джон Дикон неожиданно заявил о своем уходе из музыкального мира.

Последнее его выступление в рамках группы «Queen» состоялось 20 апреля 1992 года на Лондонском благотворительном концерте памяти Фредди Меркьюри (Открытая площадка стадиона Уэмбли). И затем в 1997 году он принял участие в мемориальном концерте, по итогам которого была записана единственная песня группы, написанная без участия Фредди Меркьюри, - «No-One but You (Only the Good Die Young)».

После «Queen»

После 1998 года Дикон исчез из поля зрения журналистов. Брайан Мэй и Роджер Тейлор так и не смогли дать внятные ответы на вопросы поклонников и прессы - где Джон Дикон, почему он не только не участвует в новых проектах под логотипом «Queen», но и никак не комментирует их?

В 2004 году Джон Дикон отверг предложение поучаствовать в проекте «Queen + Paul Rodgers». Похоже, что, единожды дав клятву «No Queen without Freddie», Дикон так и не нарушил своего слова.

Личная жизнь

Верность Дикона проявила себя и в его семейных делах. Сейчас он живёт в местечке Патни южнее Лондона со своей единственной женой Вероникой Тетцлафф. Они поженились 18 января 1975 года, к тому времени Вероника была беременна их первым ребёнком. У них шестеро детей: Роберт (18.07.1975), Майкл (03.02 1978), Лаура (25.06.1979), Джошуа (13.12.1983), Люк (5.12.1992) и Кэмерон (7.11.1993).

Согласно информации «The Sunday Times Rich List» на период 2011 года состояние Дикона оценивалось суммой в 65 миллионов фунтов стерлингов.

По материалам Википедии

Дискография

Песни Queen, написанные Джоном Диконом и вышедшие отдельными синглами

«You’re My Best Friend» (альбом «A Night at the Opera»)
«Spread Your Wings» (альбом «News of the World»)
«Another One Bites the Dust» (альбом «The Game»)
«Need Your Loving Tonight» (альбом «The Game»)
« Сool Cat» (в соавторстве с Фредди Меркьюри, альбом «Hot Space»)
«Back Chat» (альбом «Hot Space»)
«I Want to Break Free» (альбом «The Works»)
«Friends Will Be Friends» (в соавторстве с Фредди Меркьюри, альбом «A Kind of Magic»)
«Pain Is So Close to Pleasure» (в соавторстве с Фредди Меркьюри, альбом «A Kind of Magic»)
«One Year of Love» (альбом «A Kind of Magic»)

Избранные композиции «Queen», написанные Диконом

«Misfire»
«You"re My Best Friend»
«You And I»
«Spread Your Wings»
«Who Needs You»
«If You Can’t Beat Them»
«In Only Seven Days»
«Another One Bites the Dust»
«Need Your Loving Tonight»
«Back Chat»
«Cool Cat» (композитор)
«I Want to Break Free»
«One Year of Love»
«Pain Is So Close to Pleasure» (композитор)
«Friends Will Be Friends» (композитор)
«The Miracle» (композитор)
«My Baby Does Me» (композитор)
«Don’t Try So Hard» (композитор)
«My Life Has Been Saved»

Композитор

1996 The Films
1986 Железный орёл / Iron Eagle
1980 Флэш Гордон / Flash Gordon

Награды и премии

Британская академия, 1981 год
Номинации: Премия имени Энтони Эскуита за достижения в создании музыки к фильму («Флэш Гордон»)

Свой первый значительный «вклад» в общее творческое наследие группы Дикон внес композицией «Misfire», которая появилась на их третьем альбоме «Sheer Heart Attack». Хотя, надо признать, что остальные участники группы немало подкорректировали песню, создавая её окончательный вариант. Она снискала у публики малую славу, в отличие, например, от второй песни Дикона «You"re My Best Friend», которая, без всяких сомнений, стала мировым хитом. Такая же участь была уготована другим песням Дикона - «Spread Your Wings », «Another One Bites the Dust », «I Want to Break Free » и др…

Самый тихий участник группы, Дикон тем не менее был её «экономическими мозгами», вел все её финансовые дела. В 80-е он неоднократно заявлял в своих интервью, что не намерен всю жизнь быть басистом Queen и хочет участвовать в проектах вне группы. Однако после трагической смерти Фредди Меркьюри Джон Дикон неожиданно заявил о своем уходе из музыкального мира.

Последнее его выступление в рамках группы «Queen» состоялось 20 апреля 1992 года на Лондонском благотворительном концерте памяти Фредди Меркьюри (Открытая площадка стадиона Уэмбли). И затем в 1997 году он принял участие в мемориальном концерте, по итогам которого была записана единственная песня группы, написанная без участия Фредди Меркьюри, - «No-One but You (Only the Good Die Young) ».

Название: Queen - Волшебные годы. Видеоантология Оригинальное название: Queen - Magic Years. A Visual Anthology Год выпуска: 1987 Жанр: Документальный, музык...

После 1998 года Дикон исчез из поля зрения журналистов. Брайан Мэй и Роджер Тейлор так и не смогли дать внятные ответы на вопросы поклонников и прессы - где Джон Дикон, почему он не только не участвует в новых проектах под логотипом «Queen», но и никак не комментирует их? В 2004 году Джон Дикон отверг предложение поучаствовать в проекте Queen + Paul Rodgers. Похоже, что, единожды дав клятву «No Queen without Freddie», Дикон так и не нарушил своего слова.

Верность Дикона проявила себя и в его семейных делах. Сейчас он живёт в местечке Патни южнее Лондона со своей единственной женой Вероникой Тетцлафф. Они поженились 18 января 1975 года, к тому времени Вероника была беременна их первым ребёнком. У них шестеро детей: Роберт (18.07.1975), Майкл (03.02 1978), Лаура (25.06.1979), Джошуа (13.12.1983), Люк (5.12.1992) и Кэмерон (7.11.1993).

Согласно информации The Sunday Times Rich List на период 2009 года состояние Дикона оценивалось суммой в 50 миллионов фунтов стерлингов.

Полемика вокруг Queen с участием Дикона

В 2001 году Джон Дикон официально и довольно резко высказался по поводу совместной работы Брайана Мэйя и Роджера Тэйлора с музыкантом Робби Уильямсом над ремейком к песне We Are The Champions для кассового фильма История рыцаря . В интервью газете The Sun Дикон заявил: «Это одна из величайших песен, когда-либо написанных человечеством, и я думаю, что они погубили её. Не хотелось бы язвить, но давайте просто признаем, что Робби Уильямс - не Фредди Меркьюри. Фредди невозможно заменить, и уж тем более, Уильямсом».

Исполнительское мастерство

«Достаточно просто сказать, что общий продукт барабанщика Роджера Тэйлора и басиста Джона Дикона представляет собой колоссальной мощности вулкан, извержение которого заставило Землю вздрогнуть!..»

Гордон Флетчер, рецензия журнала Rolling Stone.

Оборудование

Fender Precision Bass,

Music Man Stingray,

Rickenbacker 4003

Дискография музыканта

Песни Queen, написанные Джоном Диконом и вышедшие отдельными синглами:

  • «You’re My Best Friend » из «A Night at the Opera»
  • «Spread Your Wings » из «News of the World»
  • «Another One Bites the Dust » и «Need Your Loving Tonight » из «The Game»
  • « Сool Cat» (в соавторстве с Фредди Меркьюри) из «Hot Space»

Имя: Джон Дикон (John Deacon)

Возраст: 67 лет

Рост: 180

Деятельность: музыкант, басист группы «Queen»

Семейное положение: женат

Джон Дикон: биография

Басист рок-группы Джон Дикон играл в коллективе с основания до трагической гибели ее вокалиста . Он соединил в себе талант музыканта с техническими способностями и финансовой грамотностью, став неотъемлемым и уважаемым членом команды.

Детство и юность

Родился музыкант 19 августа 1951 года в английском городе Лестер. Спустя 5 лет у Джона родилась сестра Джулия. Глава семейства Дикон работал в страховой компании.


В 7 лет родители подарили мальчику красную пластмассовую гитару «Tommy Steele». Но в то время его больше интересовала не музыка, а электроника. Юный изобретатель читал журналы, а потом конструировал собственные приборы. Ему удалось усовершенствовать старый катушечный магнитофон, превратив его в записывающее устройство. Джон слушал радио и записывал все подряд.

Когда сыну исполнилось 9 лет, отец перевез семейство в городок Одби. Здесь они поселились в общежитии, а мальчик начал ходить в гимназию Гартри, затем – в колледж Битчэм с гуманитарным уклоном. Учеба давалась легко, и школьник достиг высоких результатов.


Первыми музыкальными кумирами для будущего гитариста стала группа . Благодаря ливерпульской четверке Дикон почувствовал интерес к музыке. Он слушал «Love Me Do», «Please Please Me», «Ask Me Why» и другие композиции и мечтал играть так же.

Начался долгий путь к мечте. Для начала нужен профессиональный инструмент, и между Джоном и гитарой встали недели с утренними газетами в руках. Заработав нужную сумму, юноша начал осваивать музыкальную науку.


В 1965 году старшеклассник организовал группу с ожидаемым для подростка названием «The Opposition», которую уже через год переименовал в «The New Opposition». В команде сначала играл на ритм-гитаре, а потом, после ухода бас-гитариста, переквалифицировался и уже всю жизнь оставался верен инструменту. Первую бас-гитару «EKO» Дикон купил за £ 22. Спустя 4 года, 29 августа 1969-го, «The New Opposition» сыграли последний концерт, после чего Дикон пошел своей дорогой, а группа, изменив название на «The Art», - своей.

Уход фронтмена связан с приглашением в Лондон для учебы в техническом колледже Челси, являющемся составляющей частью «Лондонского Имперского колледжа». Молодой человек уехал, оставив бас-гитару, усилитель и старую жизнь в родном городке. Однако спустя полгода понял, что не может без музыки, и попросил маму выслать оборудование.


Еще в студенческие годы Дикон услышал выступление начинающей тогда группы «Queen», которое не произвело на него никакого впечатления. В то время он жил новым стремлением – создать свою команду и играть. Осуществил его молодой человек достаточно быстро. Новое детище музыканта - группа «Deacon», отыграла первый концерт и перестала существовать. Все потому, что гитариста взяли в «Queen», и в его биографии начался новый этап.

Музыка

Существуют две версии того, как Джон Дикон попал в «Queen». По первой – юноша регулярно просматривал объявления о наборе музыкантов в местной газете и таким образом однажды пришел на прослушивание в коллектив. По второй – музыканты познакомились на дискотеке в колледже. Команда как раз искала бас-гитариста, и пазл сложился. Роджер Тейлор, Брайан Мэй и Фредди Меркьюри сразу оценили талант будущего коллеги и его познания в электронике, а также эмоциональную уравновешенность.

На тот момент Дикону было 19 лет, и он оказался младшим из участников «Queen». Несмотря на возраст, юноша легко обошел 7 претендентов на место бас-гитариста и закрепился в группе. Первый концерт с участием нового члена команды состоялся 2 июля 1971 года в Колледже управления имуществом в Кенсингтоне.

В 1973 году группа выпустила дебютный студийный альбом с одноименным названием «Queen». Отчетливо видно влияние на музыкантов того времени хард-рока и хеви-метала. Тексты песен написаны всеми, исключая Джона, членами команды и основывались на различных темах, включая фольклор и религию.


На самом деле материал для записи был готов уже в 1972 году, и целый год звукозаписывающие компании не хотели за него браться. Тем временем музыканты уже начали готовить новый сборник, который вышел спустя год. Со временем Дикон, как и остальные члены группы, стал писал песни. Первое его произведение нашло место в 3-м альбоме «Sheer Heart Attack». Но трек под названием «Misfire» не особенно полюбился публике.

Первый хит авторства Джона Дикона вошел в 4-й альбом «A Night at the Opera» и назывался «You’re My Best Friend». Песню музыкант посвятил жене Веронике и написал в год их свадьбы. Интересный факт, что в композиции звучит электропиано, на котором изначально басист предложил сыграть Фредди, но тот наотрез отказался, назвав его «крошечным и ужасным».

Песня «You’re My Best Friend» группы «Queen»

После этого Джону пришлось увезти инструмент домой и научиться играть на нем. На песню сняли простой, незамысловатый клип, что не помешало ему стать одним из лучших видео «Queen» глэм-рокового периода.

Альбом «A Night at the Opera» стал четырежды платиновым и вошел в «500 величайших альбомов всех времён по версии журнала «Rolling Stone». Культовой композицией стала 6-минутная (среди стандартных 3-минутных) «Bohemian Rhapsody». В ней смешались несколько жанров: рок, поп-музыка и опера. После успеха фото музыкантов и статьи о них стали появляться в журналах.


В отличие от других участников коллектива Дикон писал мало, но многие его творения становились известными и любимыми у меломанов всего мира. К таким относятся «Spread Your Wings», «Another One Bites the Dust», «I Want to Break Free» и другие.

«Another One Bites the Dust» в переводе - «Ещё один повержен в прах». Песня после выхода возглавила сразу 3 американских чарта, а сингл стал самым продаваемым как в США, так и в мире. Примечательно, что Джон играл почти на всех инструментах, которые звучат в композиции.

Песня «Another One Bites the Dust» группы «Queen»

Мастерство бас-гитариста Дикона быстро росло. Его высоко оценивали не только слушатели, но и коллеги по цеху. Помимо профессиональной игры на гитаре, он отвечал за оборудование «Queen». Будучи талантливым техником, сделал усилитель «Deacy Amp», который использовал сам, а впоследствии - Брайан Мэй.

Самый уравновешенный участник команды совмещал в себе еще один талант – умение обращаться с финансами. Музыкант почти с самого начала заведовал финансовыми делами команды, выполняя функции внутреннего контролера, администратора и даже бухгалтера.


В 80-е годы в различных интервью Дикон говорил о том, что хочет играть в других проектах, помимо «Queen». В итоге он принял участие в записи сингла Man Friday & Jive Junior «Picking Up Sound», а также играл с «The Immortals». Помимо этого, работал с , принимал участие в записи саундтрека к фильму «Бигглз: Приключения во времени».

После смерти Фредди Меркьюри в 1991 году музыкант твердо заявил о своем уходе из группы. Последним в составе «Queen» для него стало выступление в рамках Лондонского благотворительного концерта памяти вокалиста. Еще один раз он вышел на сцену с коллективом в 1997 году. Тогда состоялся мемориальный концерт, по итогам которого записали единственную песню без участия Меркьюри - «No-One but You (Only the Good Die Young)».


Спустя 4 года Брайан Мэй и Роджерр Тейлор записали ремейк на «We Are The Champions», исполнил который . После этого газета «The Sun» опубликовала интервью, где бывший басист заявил:

«Это одна из величайших песен, когда-либо написанных человечеством, и я думаю, что они погубили её. Не хотелось бы язвить, но давайте просто признаем, что Робби Уильямс - не Фредди Меркьюри. Фредди невозможно заменить, и уж тем более Уильямсом».

В октябре 2018 года в прокат вышел фильм Брайна Сингера «Богемская рапсодия». Это биографическая картина о солисте «Queen». Главные роли исполняют (Фредди Меркьюри), Гвилим Ли (Брайан Мэй), Бен Харди (Роджер Тейлор), Джона Дикона сыграл Джозеф Маццелло.

Личная жизнь

Личная жизнь рокера отличается завидным постоянством. Женился Джон еще в молодости (в 1975 году) на польке Веронике Тетцлафф. Девушка работала учителем и росла в строгой католической семье. Ее родители очень удивились, когда дочь сказала, что беременна и не замужем.


Молодые люди быстро оформили отношения, а через некоторое время на свет появился их первенец. Всего в браке родились 6 детей: 5 сыновей (Роберт, Майкл, Джошуа, Люк, Кэмерон) и дочь Лаура.

Джон Дикон сейчас

В 2018 году Джону Дикону исполнилось 67 лет. Однажды решив покинуть группу, он остается верным своему слову.


Джон Дикон сейчас

О том, что сейчас происходит в жизни экс-басиста группы «Queen», известно мало. По последним данным, он проживает в районе Патни на юго-западе Лондона, полностью погрузившись в семью с детьми и внуками.

Дискография

  • 1973 – «Queen»
  • 1974 – «Queen II»
  • 1975 – «A Night at the Opera»
  • 1976 – «A Day at the Races»
  • 1977 – «News of the World»
  • 1978 – «Jazz»
  • 1980 – «The Game»
  • 1980 – «Flash Gordon»
  • 1982 – «Hot Space»
  • 1984 – «The Works»
  • 1986 – «A Kind of Magic»
  • 1989 – «The Miracle»
  • 1991 – «Innuendo»
  • 1995 – «Made in Heaven»

Джон Ричард Дикон родился в 1951м году в Лестере, Великобритания. Он сначала учился в Лэнгмур Джуниор Скул пока не перешёл в Гартри Хай Скул, где он в четырнадцать лет и основал свою первую группу The Opposition в 1965. Сначала он играл на ритм-гитаре но потом перешёл к бас-гитаре после того как они выгнали их бассиста за то что он был хуже других. Его последний концерт с этой группой, которая теперь называлась The Art был в 1969, после чего он пошёл в Челси Колледж учить электронику.

Несмотря на то что он был на несколько лет моложе остальных, Дикон сразу же вписался в группу. "Мы сразу поняли, что он - то, что надо, хотя он и был таким тихим. Джон с нами почти не разговаривал", - вспоминал Брайан. - "У нас уже было несколько бас-гитаристов, но мы с ними расстались: либо характер, либо музыкальные способности нас не устраивали, и так продолжалось до тех пор, пока мы не нашли Джона через друзей. Мы обычно называли его Дикон Джон, и именно в таком виде его имя появилось на первом альбоме, но потом он попросил называть его Джоном Диконом. Я даже не знаю, почему мы сначала звали его Диконом Джоном - так, очередная глупая ошибка".

Самостоятельно Джон писал меньше остальных, но многие его композиции становились 100% хитами. «You""re My Best Friend», «Spread Your Wings», «Another One Bites the Dust», «I Want to Break Free»… Об этом также неоднократно говорили его коллеги по группе. Его высокий профессионализм и уникальность как бас-гитариста подчеркивал даже корифей хэви-металлического жанра, басист Iron Maiden Стив Харрис.

Самый неприметный член Queen, Дикон тем не менее был «экономическими мозгами» группы. В 80-е он неоднократно заявлял в своих интервью, что не намерен всю жизнь быть басистом Queen и хочет участвовать в проектах вне группы. Однако после трагической смерти Фредди Дикон неожиданно заявил о своем уходе из музыки. После этого он участвовал лишь в нескольких мемориальных проектах, а после 1998 года вообще исчез. Присмиревшие за 90-е Брайан Мэй и Роджер Тейлор так и не смогли дать внятный ответ на вопросы поклонников и прессы – где Джон Дикон, почему он не только не участвует в новых проектах под логотипом "Queen", но и никак не комментирует их?

Между тем, примерный семьянин Джон Дикон оказался наиболее близок по духу Фредди Меркьюри: этих двоих на протяжении всей карьеры в Queen связывала тесная дружба.И верность своему другу Джон сохранил даже после его гибели.

Этот человек умеет быть верным, как никто иной. Всю жизнь, начиная с самой ранней юности и по сей день (он и Вероника поженились в 1975 году), он прожил с одной-единственной женщиной, которая родила ему шестерых детей (Роберт (1975), Майкл (1978), Лора (1979), Джошуа (1983), Лук (1992) и Кэмерон (1993)). Единожды дав клятву “No Queen without Freddie” – он так и не нарушил своего слова. Джон Дикон не только не подтвердил ни единой сплетни о своем друге – он вообще ушел из шоу-бизнеса, как только понял, что существовать в нем, не оскорбляя памяти Фредди, будет невозможно.

Когда присмиревшие Брайан и Роджер записали римейк We Are The Champions с Робби Уильямсом, он резко осудил это, сказав: «Роджер и Брайан решили записать песню вместе с Робби Уильямсом, но я сказал им, что умываю руки. Я не хотел в этом участвовать, и я рад этому. Я слушал то, что у них получилось. Это ерунда. “We Are The Champions” – одна из величайших песен, и мне кажется, что они её загубили. Не хочу выглядеть недоброжелательным, но давайте просто признаем, что Робби Уильямс – это не Фредди Меркьюри. Фредди невозможно заменить, и уж тем более, Уильямсом».

Подобная позиция вызывает бешенство у тех, кто привык, что после смерти упрямого Меркьюри оставшиеся музыканты сидят смирно, как мыши. На официальных сайтах Queen Дикона регулярно поливают грязью, устраивают провокации в его адрес, придумывают ему всевозможные диагнозы и громко возмущаются его «предательством» - т.е. тем, что он отказался участвовать в кавер-проекте с Полом Роджерсом и записывать «новый альбом квин»...

Но на всю эту истерику Джон отвечает одним - молчанием. Сейчас о нем практически ничего не известно. Ходят слухи, что он живет с семьей во Франции, или же в Патни к юго-западу от Лондона - но никакой достоверной информации о нем на сегодняшний день не существует.

Песни Queen,автор которых Джон Дикон.
«Misfire»
«You""re My Best Friend»
«You And I»
«Spread Your Wings»
«Who Needs You»
«If You Can""t Beat Them»
«In Only Seven Days»
«Another One Bites the Dust»
«Need Your Loving Tonight»
«Back Chat»
«Cool Cat» (композитор)
«I Want to Break Free»
«One Year of Love»
«Pain Is So Close to Pleasure» (композитор)
«Friends Will Be Friends» (композитор)
«The Miracle» (композитор)
«My Baby Does Me» (композитор)
«Don""t Try So Hard» (композитор)
«My Life Has Been Saved»

Вряд ли сейчас найдется человек, который никогда не слышал о группе Queen и ее покойном фронтмене. Еще бы, ведь 5 сентября, как говорится, "вся мировая общественность" отмечала 60-летие со дня рождения Фредди Меркьюри, и пресса снова запестрела разного рода посвящениями и воспоминаниями: семьи, друзей, секретарей, музыкантов, бывших любовников, бывших садовников, бывших любовников бывших садовников. В начале XXI века певец, ушедший из жизни всего 15 лет назад, стал почти мифологическим персонажем, и в безумном количестве доступной информации крайне трудно отделить достоверные сведения от журналистского вымысла.

Неудивительно: Меркьюрн всегда был "лакомым кусочком" для желтой прессы, неустанно смакующей подробности его бурной личной жизни и экстравагантного поведения. Вся эта смысловая шелухи, кажется, окончательно заслонила от нас настоящего Фредди - необычайно одаренного человека с удивительной судьбой, который ярким метеором пронесся но музыкальному небосклону и навсегда остался самым известным фронтменом самой популярной рок-группы мира.

*** "Я не стану звездой", - говорил Фредди, горестно обхватив голову руками. "Что с тобой? - утешал его приятель-студент. - Ты же знаешь, что будешь знаменитым". Услышав его, Меркьюри гордо встал, картинно воздел руки и провозгласил: "Я не стану звездои! Я стану легендой!!!"

Такую байку рассказывают про Фредди его однокашники по художественному колледжу в Илинге, где Меркьюри-студент тщетно пытался найти себя в изобразительных искусствах. По сей день самая известная работа Фредди - герб, эмблема группы Queen; известно также, что он частенько рисовал тогдашнего всеобщего кумира Джими Хендрикса, то в шутку переодевая его в костюм викторианской эпохи, то изображая в нарядах своей родины - Индии.

ПОДДАННЫЕ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА
Фредди не был англичанином, не был он и индийцем. Его соплеменники сейчас населяют Иран, но родись Фредди там, он оказался бы в очень неподходящем месте, особенно принимая во внимание его сексуальную ориентацию. К счастью, предки Меркьюри эмигрировали из страны, которая тогда называлась Персией, тысячу лет назад. Они придерживались древней веры своей родины - зороастризма и, спасаясь от распространения ислама, переселились в Индию. Зороастрийцы, последователи пророка Заратустры, в просторечии называемые огнепоклонниками, - приверженцы старейшей монотеистической религии из ныне существующих. В их представлениях мир, созданный божеством по имени Ахура-Мазда, - арена борьбы благого начала Спента-Майну и злого духа Аримана, на деле являющегося лишь иллюзией, необходимой, чтобы чувствовать свет и добро. Кажется, этот тезис - от Христа до Толкиена - остается в силе и по сей день.
Итак, персы-зороастрийцы осели в Индии, прежде всего в окрестностях Бомбей, сохранили свой этнос и религию, по почти полностью переняли индийский обрам жизни. Благодаря обособленности они стали своеобразной элитой своего региона, и с появлением англичан-колонизаторов многие начали работать на новую власть. Госслужащим был и отец Фредди, Боми Булсара. Он и его супруга Джер родились и индийской провинции Гуджарат (Gujarat). К северу от Бомбея есть и городок Булсар, которому Фредди обязан своей настоящей фамилией. Тем не менее еще до рождения первенца супруги Булсара переехали на остров Занзибар, английское владение на юго-востоке Африки. Там Боми занимал важную должность казначея Верховного суда, владел роскошным, по местным меркам, домом и содержал нескольких слуг. Джер могла не работать, а сам высокопоставленный бухгалтер возвращался домой в полвторого дня. После этого часа никто на Занзибаре не оставался на службе - становилось слишком жарко. Словом, ребенка, получившего имя Фарух (по разным источникам - Faroоh, Faroоkh или Farok, как утверждает его сестра), в первые годы жизни окружали любовь и родительская забота.
А затем служебная необходимость позвала Боми обратно в Индию. Семья Булсара, в которой появилась годовалая дочь Кашмира, переехала в Бомбей и отдала сына в окрестный колледж Святого Петра. Заведение, где мальчик пробыл десять лет, одноклассники Фредди описывают как весьма приятное место, сам же Меркьюри впоследствии не особо распространялся о проведенном там времени. Но ясно, что школа оказала огромное влияние на становление Булсара как личности. Колледж Святого Петра был своеобразным британским оазисом в завоеванной стране. Учителя тщательно соблюдали все английские ритуалы и выпестовывали из пестрой ученической братии людей, которые в дальнейшем могли без труда стать частью Метрополии. Особый упор делался на спортивные занятия, в которых Булсара достиг заметных успехов (как это пригодилось потом на безустанных стадионных концертах!). А с точки зрения музыки важно следующее: Фарух (хоть и зороастриец) пел в хоре англиканской церкви, и это был, наверное, его первый вокальный опыт. Он также брал уроки игры на фортепиано - сначала но настоянию матушки, а потом - с внезапно вспыхнувшим энтузиазмом. Б Англии набирал силу рок-н-ролл, и имеете с друзьями-одноклассниками Фарух, которого всё чаще звали на английский манер - Фредди, собрал команду The Hectics, в которой пока лишь скромно играл на фортепиано. Репертуар группы состоял из стандартного набора рок-н-ролльных хитов того времени: Литтл Ричард, Элвис Пресли, Фэтс Домино; исполнительские навыки находились на зачаточном уровне, зато всё компенсировал визг поклонниц, который звучит одинаково и в Ливерпуле, и в Бомбее... "Фредди всегда улыбался. Всегда, сколько я помню его по школе", - вспоминает Деррик Бранче, еще один участник The Hectics.
На выходных сын возвращался к родителям и погружался в кипящую жизнь индийского мегаполиса. Мальчик рос на настоящем перекрестке культур. С одной стороны - пестрая Индии, народные напевы и сладкозвучные хиты из кинофильмов, с другой - строено и величественные ритуалы зороастризма. Чопорная английская система обучения, церковный хор, уроки музыки, где учитель любил рассказывать подопечным о великих композиторах и знаменитых опеpax. Наконец, школьные театральные постановки, в которых Фредди уже тогда проявлял большие способности.
К моменту, когда Фредди окончил школу, его родители уже снова работали на Занзибаре. Юноша вернулся домой, но идиллической и скучной жизни не получилось - в январе 1964-го на острове разразилась революции. Соединенное Королевство постепенно "отсоединяло" спои колонии, а местные князьки оказались к передаче власти не готовы. Последовало народное восстание, во время которого негритянское большинство населения вымещало гнев ни арабах и выходцах из Индии. Все, кто мог унести ноги, это поспешно сделали. Боми и его семейству повезло - как госслужащие они могли переехать в Англию. На этом ужг давно настаивал и сын - понятно, что перспективы сделать карьеру звезды рок-н-ролла, да и какую-либо другую, в Занзибаре были еще меньше, чем в Бомбее, а вот Англия - место самое подходящее.
Вскоре беженцы с жалкими двумя чемоданами в руках обнаружили себя в аэропорте Хитроу и осели совсем недалеко - в городке Фелтэм, пригороде Лондона, где Боми нашел работу бухгалтера. Для родителей Фредди это было изгнание из ран из респектабельного и влиятельного государственного чиновника Боми превратился в банального счетовода в ничего не значащей конторе, а вместо роскошной природы и жаркого южного солнца перед ним предстали унылые дождливые пейзажи Англии. Однако Фредди испытывал совершенно иные чувства: он очутился и самом сердце музыкальных событий, и сказочном Лондоне, который чуть позже стал свингующим, пережил битломанию, пришествие ритм-н-блюза, хард-рока... Переезд состоялся кик нельзя вовремя.

КЕМ БЫТЬ?
По настоянию родителей Фредди продолжил обучение. Сначала в политехническом институте в Айлуорсе, затем - с сентябри 1966-го - в художественном колледже в Илинге. Последнее заведение давало своим студентам диплом, который не везде признавали, и выпустило больше известных музыкантов, чем состоявшихся художников. (Среди выпускников Илинга - Пит Тауншенд и Рон Вуд.) Однако для молодых людей, которые были точно уверены в своей одаренности, но еще не знали, в чем именно они проявляется, это было вполне подходящее место.
Студенты курса, где учился Булсара, описывали товарища как совершенно нормального парня, который неплохо успевал, был, пожалуй, чрезмерно застенчив и замкнут, при этом, как и все вокруг, крутил романы с девчонками и, разумеется, увлекался рок-н-роллом - но кто им тогда не увлекался?
Кашмира, сестра Фредди, вспоминает, что в то время он начал отдаляться от родителей, да и вообще старался забыть свои экзотические корни и стеснялся "предков", которые упорно не хотели "ассимилироваться". Это был совершенно обычный конфликт "отцов и детей": юноша не желал выслушивать упреки и наставления родителей, а к учебе он относился и правда без особого энтузиазма. (Но и пишем мы сейчас о Меркьюри-певце, а не о Булсаре-художнике...) Кончилось тем, что Фредди начал свободную жизнь, снимая квартиры и ночуя у друзей чуть ли не на полу. Этот вольно-бродячий период продолжался вплоть до встречи нашего героя с его будущей невестой Мари Остин. Окончательно забыть о Занзибаре помог псевдоним - отныне Фредди отзывался на фамилию Меркыори ("ртуть", или "Меркурий", - по имени планеты, под знаком которой родился Фредди).
В том же Илинге учился еще одни помешанный на рок-музыке человек вокалист и басист по имени Тим Стаффелл. Он пел в популярном коллективе Smile, а другими участниками этого ансамбля были до боли знакомые нам персонажи: гитарист, молодой астрофизик, отличник но всем наукам, в особенности физике и математике, игравший на самодельном инструменте собственного изготовления, и несостоявшийся зубной врач, впоследствии - студент-биолог. Узнали?
Чтобы объяснить, какая пропасть разделяла Фредди и Smile на тот момент, достаточно сказать, что группа эта успела поиграть на разогреве у Pink Floyd. A предыдущий состав астрофизика Брайана Мэя, команда 1984, умудрилась оказаться на одном концерте с Джими Хендриксом. Говорят, что Джими, выходя из гримерки, обратился к пробегавшему мимо Брайану с вопросом: "Эй. дружище, с какой стороны сцена?" "Справа", - ответил Мэй. Так состоялся исторический разговор двух, возможно, самых известных в мире гитаристов. Впоследствии Smile выступали вместе с T-Rex, Family, Yes (с последними их часто сравнивали), а 27 февраля 1969 годи играли на некоем фестивале после самих Free, возглавляемых Полом Роджерсом. (Запомните этот факт.)
Фредди сдружился со Стаффеллом благодаря общим музыкальным интересам. Он стал активно интересоваться жизнью группы, часто посещал ее репетиции и буквально замучил умудренных опытом рокеров своими полезными советами. Но самый главный совет, который приписывают Меркыори, был предельно прост: "Я знаю, чего вам не хватает. Вам не хватает меня!" Па самом деле он и не думал "подсиживать" своего друга. Знакомство со Smile просто стало для Фредди "моментом истины", творческого самоопределения. Если раньше он был уверен, что будет звездой, но не знал, как этого добьется, то теперь четко понимал: его путь наверх лежит в музыки. "Вольный художник" знал, кем он хочет стать: вторым Джими Хендриксом. Правда, попытка освоить игру на гитаре окончилась неудачно. Да и зачем? Фредди - отличный пианист. А изображать кумира можно и с "воображаемой" гитарой в руках. К тому же он начинал открывать свой удивительный голос...
Летом 1969-го Меркьюри закончил колледж и взялся за поиски группы. А чтобы сводить концы с концами, на пару с Роджером Тэйлором (тем самым несостоявшимся дантистом из Smile)... арендовал на рынке торговый киоск. Заведение их было, по воспоминаниям посетителей, "размером с теле фонную будку", а его содержапие обходилось в 10 фунтов в месяц. Поначалу Фредди и Роджер пытались продавать антиквариат, потом переключились на подержанную одежду. Как-то раз друзьям посчастливилось приобрести 100 меховых курток за 50 фунтов и продать за 8 каждую. Радость от удачно проведенной операции омрачало только одно - по ошибке была продана и любимая куртка самого Меркьюри. (Но другим сведениям, не Меркьюри, а Тэйлора. Как видим, мифологизации подверглись даже самые первые шаги рок-легенд.) Еще рассказывают, что в ларек любил захаживать тогдашний гитарист Tomorrow Стив Хоу.

ГОРНЫЕ КОЗЛЫ И ОБЛОМКИ КОРАБЛЕКРУШЕНИЯ
Вместо того чтобы самому собирать коллектив, Фредди пошел путем попроще и штудировал музыкальную прессу в поисках объявлений о приеме вокалиста. Вскоре подходящая группа нашлась - это была команда из Ливерпуля со смешным названием Ibex. Очень долго бедняги были уверены, что это слово звучит "по-дадаистеки загадочно", пока не обнаружили в словаре его настоящее значение: "горный козел". Ничуть но смутившись, ребята бросились штурмовать каменистые вершины рок-олимпа. "У меня есть идеи по поводу вашего шоу", так сказал им Фредди, придя на прослушивание, чем покорил доверчивых ливерпульцев. Очень скоро Ibex вынуждены были просить своего фронтмена: "Фредди, пожалуйста, постой спокойно хоть минутку!" Их порядком смущало экстравагантное поведение певца на сцене.
Поначалу в репертуаре группы были кавер-версии песен The Beatles, Yes, Рода Стюарта и многих других, а коронным номером Фредди стала "Jailhouse Rock" Элвиса Пресли. Затем у честолюбивого Меркьюри проснулась сочинительская жилка. Вместе с гитаристом Майком Бёрсином он написал несколько (по некоторым сведениям, от десяти до двадцати) песен, среди которых был и прообраз будущего хита "Stone Cold Crazy". Уже тогда Фредди творил, сидя за фортепиано. "Он играл как классический пианист, его песни звучили очень необычно и во многом предвосхитили стиль Queen", - вспоминает один из знакомых группы Ibex.
Воспоминания о Фредди участников его первой команды, пожалуй, столь же противоречивы, как и отзывы о Queen. Музыканты описывают Меркьюри как человека крайне застенчивого: "Пышная шевелюра заслоняла его глаза, говорил он тихо, еле слышно, и улыбаясь, прикрывал лицо рукой, стесняясь выступающих зубов". Певец никогда не отказывался от рутинной работы, не капризничал, охотно помогал разгружать оборудование, стоически выносил все трудности поездок в расхлябанных грузовиках и ночевки на полу чужих квартир. Центром вселенной была для него сцена, на ней Фредди преображался в экстраверта, становился королем своего собственного мира. Его наряды, внешний вид, прическа, казалось, значили для ненца больше всего на свете. Он мог по часу простаивать перед зеркалом, анализируя собственную внешность. Меркьюри стремился покупать самые вычурные шмотки в самых престижных бутиках ит по меткому определению друзей, "мог потратить последний пении, чтобы выглядеть богачом".
Как ни странно, искушения психоделической эпохи прошли мимо певца: он скептически относился к наркотикам и лишь однажды доставил немало веселых минут товарищам из Smile, когда случайно заварил себе чай с подмешанной в него марихуаной. Меркьюри и не подозревал, что это такое.

Очевидцы не припоминают никаких "странностей" в поведении Фредди, повторяя, каким скромным и застенчивым был он в своей обычной жизни. "Пожалуй, он действительно не слишком гонялся за девчонками, но лишь в сравнении с нами всеми", - рассказывал Даммет. По его словам, в то время все были озабочены своей "крутизной", и в понятие "cool" входило еще и определенное хладнокровие, если не безразличие. В этом отношении Фредди был "суперкрут".
Для концертов Ibex Моркьюри придумал модный психоделический эффект: проецирование загадочных картинок через горячее масло, и тогда же он изобрел свой коронный номер: жонглирование микрофонной стойкой. Фокус был отчасти вынужденным - па одном из выступлений от стойки попросту отвалилась подставка, и Фредди ничего не оставалось, кроме как вертеть обломком перед восхищенной аудиторией.
Век Ibex был недолгим - выходцы из другого города, музыканты дали себе обещание попробовать счастья в течение лета и, если ничего не выйдет, вернуться к своим обычным занятиям. Увы, но видимых достижений у Ibex не было, поэтому музыканты возвратились в Ливерпуль. Менеджер Ibex Кен Тэйсти (он сделал немало и для Queen в их первые годы) попытался было спасти положение - "выписал" из Лондона Фредди, и под новым именем Wreckage команда просуществовали еще немного. Увы, но группа "Обломки кораблекрушения" в полной мере оправдала свое название и вскоре распалась.
"Мы были наивными, Фредди - тоже, но по большому счету для него Ibex и Wreckage были всё равно что первая машина: подержанная, купленная на последние деньги. Рано или поздно ее приходится заменить", - говорит Кен Тэйсти.
К моменту возвращения в Лондон Меркьюри уже понимал, что никогда не сможет жить обычной жизнью от зарплаты до зарплаты. Он не только стремился стать знаменитым - он буквально кричал всем об этом. Фредди больше не ездил на метро или на автобусе: он всегда заказывал такси, даже если после этого ему нечего было купить на ужин. Друзья посмеивались над ним втихомолку, а Меркьюри наслаждался произведенным эффектом. Свое прослушивание на роль вокалиста в команду Sour Milk Sea ("Море простокваши") он обставил как настоящий спектакль: Роджер Тэйлор открыл перед ним дверь, техник Smile Джон Харрис, как секундант, нес в ящичке микрофон, а между ними вышагивал Фредди: в меховой куртке, ботинках на платформе и "дизайнерских" штанах. Было бы абсурдом отказать такому человеку! Особенно когда но время прослушивания на вопрос: "Пока зать ли тексты наших песен?" - этот наглец отвечал: "Нет, спасибо, у меня есть свои!"
Sour Milk Sea, несмотря на несуразное название, были довольно респектабельной командой, правда, не очень подходящей для Фредди. Они предпочитали блюз-рок, и самым большим достижением считали выступление на разогреве у Deep Purple. 20 мая 1970-го Меркьюри отыграл с ними первый концерт. Стремление Фредди к прогрессу буквально разорвало группу на части. Талантливый гитарист Крис Даммет с восторгом воспринял идеи певца. Вдвоем они принялись сочинять ноные вещи (одна из них, "Lover", впоследствии превратилась о "Liar" на альбоме "Queen-1"), порядком разозлив ритм-гитариста Джереми Гэллопа. "Фредди был поп-певцом, он увлекался The Move, The Hollies. Стивом Уйнвудом и т.п., мы же играли прямолинейный блюз, - сердился Джереми. - Фредди говорит, что переходы uз одной тональности в другую сделают песню интереснее. Какая чушь!" Спорить с Джереми было сложно, ведь он, наследник богатого бизнесмена, вкладывал в команду собственные деньги и лично купил Крису Даммету Gibson SG и "маршалловский" комбик (своего инструмента у бедняги не было). Поэтому при ссоре Галлон попросту отобрал у Криса все ранее купленные ему вещи и, по сути, лишил Даммета шансов на продолжение музыкальной карьеры.

КОРОЛЕВСКАЯ УЛЫБКА
А у Меркыори, напротив, сбылась сокровенная мечта. Smile остались без вокалиста. С высоты наших дней решение Тима Стаффелла покинуть группу представляется сущим безумием, но в феврале 1970-го, казалось, команда зашла в тупик. Певец всё больше увлекался фанком и соулом, а перспективы заинтересовать этом музыкой Мэя и Тэйлора казались нулевыми. "Я не жалею, что ушел из Smile. Иначе мир потерял бы Queen. Со мной они не добились бы такого успеха". - говорил впоследствии Стаффелл. Тем не менее многие признавали, что фирменные "квиновскно" вокальные гармонии возникли еще до прихода в команду Меркьюри. Впрочем, нет смысла пытаться разделить влияния: будущие участники Queen "варились в одном котле", Меркьюри делил крышу над головой с музыкантами Smile, вел общий бизнес с Тэйлором и, естественно, не упускал случая высказывать "смайловцам" свои бесценные советы.
Таким образом, с уходом Тима вопрос о претенденте на место у микрофона просто не возникал. Зато возник другой - какое имя дать команде. Не вызывало сомнений то, что с приходом Фредди о прежнем Smile можно было забыть. Для нового старта требовалось новое название. Обсуждались несколько вариантов: The Great Dance, взятое из творчества писателя-фантаста Клайва Льюиса, амбициозное The Rich Kids и, наконец, предложенное Фредди Меркьюри Queen. "Оно звучит по-королевски величественно", - заявил певец и не желал больше ни о чем слушать. Возражений не последовало. Объединив наработки Smile и предыдущих коллективов Фредди, музыканты приступили к работе.
Интересно сравнить мнения тех, кто общался с участниками Queen в первое время, когда о грядущем успехе не приходилось даже и мечтать. "Брайан был в десяти световых годах впереди меня, но ему не хватало твердости. Фредди считал его талантливым, но упавшим духом человеком, В свою очередь участники Smile не принимали Меркьюри всерьез", - так отзывался об отношениях Мэя и Моркьюри Крис Даммет. Кстати, Фредди по старой дружбе пытался пригласить Даммета в Queen вторым гитаристом. Но судьба сыграла с Крисом злую шутку.
Он так и не смог заработать на собственную гитару, и на прослушивании ему пришлось играть на инструменте Мэя, знаменитом самодельном Red Special. Гриф оказался слишком непривычным, и Даммет не смог извлечь ни одного нормального звука. Впоследствии Крис участвовал в ряде малоизвестных коллективов и занимался различными околомузыкальными делами. В частности, ему довелось обучать игре на гитаре участников Sex Pistols.
Бас-гитарист Барри Митчелл, выступавший недолго с Queen, описывал их музыку как "смесь Led Zeppelin и Джими Хендрикса". Вдобавок музыкант довольно скептически отзывался о вокале Меркьюри: "Фредди пел тогда совсем не так хорошо, как потом. Он не мог держать ноты, ему не. хватало дыхания".
Зато Меркьюри был настойчив и знал, чего хочет достичь в музыке. Причудливые интересы певца охватывали и любимого Джими Хендрикса ("Фредди с трудом сдерживал слезы, узнав о его гибели"), и классические американские мюзиклы, и оперетту, и The Beatles... Весь музыкальный мир - в одной голове. А вот коллекционером Фредди не был. По словам знакомых, все его пластинки " умещались в одном ящичке стола., среди них был альбом "Cabaret" Лайзы Минелли, несколько работ Led Zeppelin, диски The Beatles, Pretty Things, Дэвида Боуи... Не более дюжины альбомов". Правда, живя в центре рок-вселенной, Фредди мог знакомиться с музыкальными новинками и не покупая диски. Рок звучал по радио ("Фредди всегда просил всех заткнуться, когда, передавали Led Zeppelin"), лучшие группы того времени играли в лондонских клубах, зачастую в одной программе с Queen.
Кажется странным, но поначалу Queen не очень полагались на свой материал. "Довольно скучно быть на концерте и слышать песни, которых ты не знаешь", - утверждал Брайан Мэй. Поэтому сет-лист команды состоял из хитов Бадди Холли, Джеймса Брауна, Джина Винсента, Рики Нельсона, Литтл Ричарда, Ширли Бейси, Билла Хэйли, Everly Brothers, Spencer Davis Group и The Yardbirds. Из собственных вещей Queen поначалу исполняли всего две - "Stone Cold Crazy" и "Liar".
Вообще, сначала дела шли не так быстро, как хотелось. Лишь спустя год Queen наконец нашли четвертого единомышленника, бас-гитариста Джона Дикона, инженера-электроника по специальности. Теперь в команде было три "технаря" и лишь один "гуманитарий" (Фредди), и троица еще долго металась между стабильностью "серьезной карьеры" и рискованной судьбой рок-н-ролльного артиста. Брайан Мэй вел наблюдения в обсерватории в Тенерифе, год проработал учителем и лишь немного не дописал кандидатскую (по принятой в России терминологии) диссертацию. Коллеги-астрофизики сильно переживали потерю талантливого специалиста, чей труд, по их отзывам, тянул и на докторскую. Роджер Тэйлор получил ученую степень по биологии, а Джон Дикон - по электронике, и лишь тогда они смогли полностью посвятить себя команде. И только в 1973-м году команда наконец получила контракт с лейблом. Свой поздний старт Queen скомпенсировали с лихвой, но это уже совсем иная история. История, к которой мы еще наверняка вернемся.

Владимир ИМПАЛЕР
В работе над материалом использованы материалы книги Mark Hodkinson "Queen - The Early Years" (1995) и различных интернет-публикаций.

СВОИМИ СЛОВАМИ.

К 60-летнему юбилею певца приурочен выход сразу нескольких интереснейших релизов под общим девизом "Lover of Life, Singer of Songs". Среди них - сборник лучших композиций сольного периода "The Very Best Of Freddie Mercury Solo" и книга "In His Own Words", биография певца, построенная на его собственных высказываниях... Итак, что говорил о своих сольных вещах и творчестве в целом сам Фредди?

О СОЛЬНОМ АЛЬБОМЕ
Раньше меня часто спрашивали, когда же я выпущу сольник. Забавно - Роджер Тэйлор выпустил два диска, Брайан Мэй - один, а я оставался в стороне. Просто я ждал, когда наступит подходящий момент.

О ТЕМАХ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА
Большинство людей сочиняет музыку, которая живет в их душе. Мои песни - это и есть я. Порой это происходит неосознанно, и я только потом начинаю понимать, что же сочинил. В основном я пишу любовные баллады, песни, в которых есть место грусти, мучениям и боли, и в то же время фривольные и насмешливые. В этом вся моя натура. Всё, что я сочиняю, когда-то уже было написано. Просто я романтичный человек, и хотя многие писали песни о любви, я это делаю на свой манер, и мои композиции получаются немного другими. Это вещи о том, что происходит в повседневной жизни. Люди уже влюблялись, люди уже расставались, но они по-прежнему это делают, а я по-прежнему об этом пишу, раскрашивая ситуации разными красками, Всё происходит само собой. Я хотел бы выбрать другие темы, ко всё сводится к лирике и трагедиям. Наверное, я такой драматический тип. Не знаю.

О САМОМ СЕБЕ
Я занимаюсь музыкой так давно, что она у меня в крови. Вряд ли смогу делать что-то другое. Остается продолжать. Это не значит, что я пою и играю через силу, по необходимости. Музыка принесла мне столько денег, что я могу провести самым распрекрасным образом всю оставшуюся жизнь, ничего не делая. Но это просто невозможно. Нервная энергия требует выхода. Лежать и расслабляться в постели не в моих правилах. Зачем тратить время впустую, когда у меня есть столько песен, которые хочется спеть!

О КОМПОЗИЦИЯХ
"Living On My Own"
В этой песне - весь я. Живу сам по себе и неплохо себя чувствую. Особенно этот кусок в середине, где идет скэт-импровизация. Люди с таким стилем жизни, как у меня, мотаются по всему миру, переезжают из отеля в отель, и они очень одиноки. Но это моя жизнь, и я ее сам выбрал. Есть люди, которые живут в подвалах, брошенные всеми, но песня не о них. Она - о моем личном одиночестве. "Как, - скажете вы, - разве он может быть одинок?" Да, за мной следуют толпы людей, и все же я одинок, потому что рано или поздно все они уйдут. Успешные люди могут быть очень одиноки.
"Love Kills" .
Во мне есть немного от Кармен Миранды. Когда-то мы были в Бразилии, и эта песня - для всех бразильцев, которые увидели меня и, думаю, поняли мое "я". Просто веселая вещь с гипнотическим ритмом этой страны. Бразилия подарила миру прекрасные ритмы. Готовься, Бразилия!
"My Love Is Dangerous" .
Порой я думаю, что моя любовь действительно опасна. Хотя я не анализировал себя до такой степени. Одно знаю - я тот человек, что не всем подходит, Может, в этом и есть опасность... Но кто любит чувства без риска? Представьте, если бы я сочинил песню "My love is safe"? Ее бы никто не стал слушать!
"Mr Bad Guy" .
Мне хотелось сочинить песню, где оркестр был бы задействован на полную катушку. В Queen мы постоянно думали об этом, но в последний момент всегда отказывались от такой мысли, потому что гитара Брайана успешно заменяет любой оркестр. И так вышло, что нет ни одной песни ни на одном альбоме, где звучал бы полноценный оркестр. "Хорошо, - подумал я, - значит, надо делать это самому". Л пригласил Мюнхенский филармонический оркестр, и вот что получилось! Так пышно, так помпезно, так... в моем стиле. Я очень доволен. Что касается текста, то он говорит о том, что я могу быть нежен и ласков, но могу и оказаться "плохим парнем". Это еще одна частичка моего "я".
"The Great Pretender"
Пришло время нарушить неписаную традицию. Многие делали кавер-версии, но в Queen мы всегда избегали этого, потому что и своего творчества было в достатке. Если бы я пришел в студию и сказал: "Давайте перепишем такую-то песню", ребята бы подумали: "Ой, он, наверное, исписался", тем более что у других всегда в запасе были тонны материала. Поэтому мы всегда работали над собственными вещами, а сейчас, когда мы договорились, что каждый займется чем-нибудь сольным, я подумал об этой песне. Мне очень хотелось ее спеть. Это настоящая конфетка для вокалистов, ее исполнять - одно удовольствие, и так ли уж важно, моя она или нет! Часто поешь чужие песни, принимая душ, а теперь я решил включить запись и посмотреть, что получится. Затея была совершенно спонтанной, но я подумал, что стоит довести ее до стадии готового продукта.
"Barcelona"
Всё началось с того, что я просто сказал, мол, бы¬ло бы интересно спеть с Монсеррат Кабалье. Я не думал, что мои слова окажут такое действие, но несколько месяцев спустя она позвонила мне и сказала: "Давай попробуем, вдруг что-нибудь получится". Я прилетел в Барселону, а перед этим подумал, что было бы странно приезжать с пустыми руками, лучше показать кое-что, чтобы певица получила некоторое представление о том, с какой музыкой ей предстоит иметь дело. Это был верный шаг. Было бы трудно пытаться объяснить ей на пальцах, что такое рок, и я просто сочинил несколько песен. Монсеррат - прямолинейный человек, и она, как сказала потом, была готова ответить: "Нет, пожалуй, у нас ничего не получится". Да и я внутренне был готов к отказу. Но вышло иначе. Это был переломный момент. До сих пор я не могу поверить, что со мной работал человек такого уровня, такого калибра. На¬деюсь только, что песня этого достойна.

Михаил ВЛАДИМИРСКИЙ (перевод)
Благодарим EMI/Gala Records за любезно предоставленный текст интервью Фредди Меркьюри.