Должностные обязанности коррекционного педагога (тифлопедагога) в условиях ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения. Тифлопедагог – это важная профессия

Тифлопедагог (греч. «typhlós» — слепой) — профессиональный педагог, обучающий слабовидящих или слепых детей.


Заработная плата

20.000–30.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Работа тифлопедагога востребована в специализированных образовательных учреждениях, школах-интернатах или специальных классах обычных средних школ.

Обязанности

Большую часть информации из окружающего мира люди принимают через зрение. Если ребёнок слепнет, или он слеп с рождения, то ему требуется особенная помощь в восприятии информации и процессе познания.

Тифлопедагог, применяя различные методики, учит ребёнка считать, читать и писать, прививает навыки самообслуживания, помогает ориентироваться в пространстве. Важную роль играет нравственное и этическое воспитание.

Главная задача педагога — полностью подготовить ребёнка к сознательной жизни, в которой ему придётся искать работу, создавать семью и заводить детей.

Важные качества

Для успешного выполнения обязанностей тифлопедагогу требуются любовь к детям, желание помочь слабому, ответственность и доброжелательность.

Отзывы о профессии

«Успехи в обучении и хорошие взаимоотношения со сверстниками помогут ребенку развить такие важные личностные качества как самоуважение, стремление к признанию среди соучеников и родных, потребность в самовыражении. Как помочь ребёнку достичь всего этого? Самое главное, что должен понимать слепой ребенок и его родители, — то, что малышу придется жить в мире, приспособленном для зрячих людей».

Владимир Устинов,
вице-президент Российского благотворительного фонда для слепых и слабовидящих детей.

Стереотипы, юмор

На должности чаще всего можно встретить женщин, как более склонных к помощи больным детям, а также более приемлемых с точки зрения самих детей и их родителей.

Обучение

Чтобы стать тифлопедагогом, необходимо получить высшее профильное образование в педагогическом вузе. Направление представлено в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена.

Педагогические вузы Москвы: Московский социально-педагогический институт, Московский городской психолого-педагогический университет, Московский государственный областной университет, Московский педагогический государственный университет, Московский городской педагогический университет.

Тифлопедагог ОУ для детей с нарушением зрения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. Тифлопедагог осуществляет свою работу по следующим направлениям.

Тифлопедагогическое обследование воспитанников и учащихся.

Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.

Участие в методической работе ОУ.

Работа с родителями детей, посещающих ОУ.

Тифлопедагогическое обследование .

Чтобы коррекционное обучение ребенка было эффективным, тифлопедагог должен иметь полное представление об особенностях развития каждого ребенка, о его возможностях участвовать в процессе обучения. Такие представления тифлопедагог получает в результате тифлопедагогического обследования детей. Тифлопедагогическое обследование каждого ребенка проводится в начале, середине и конце учебного года .

Предварительно тифлопедагог изучает всю медицинскую документацию каждого ребенка (общую медицинскую карту, офтальмологическую карту, заключение МПК, психолого-педагогическую и тифлопедагогическую характеристики ребенка, составленные учителями-дефектологами детского сада, который он посещал, выписки из стационарных медицинских учреждений, где проводилось лечение зрения или обследование ребенка).

Важнейшее требование, предъявляемое к диагностике ребенка с нарушением зрения – она должна быть комплексной . Необходимо привлечение данных о ребенке, полученных всеми специалистами (врач-педиатр, невропатолог, офтальмолог, тифлопедагог, логопед, психолог, учитель, воспитатель).

При проведении обследования тифлопедагог пользуется тестами, диагностическими материалами, отвечающим требованиям, предъявляемым к пособиям , используемым в работе с детьми, имеющими нарушение зрения.

Тифлопедагогическое обследование включает : изучение восприятия цвета, формы, величины; сложной формы; зрительного внимания; восприятия пространства; ориентировки в пространстве; предметных представлений; восприятия сюжетных изображений. Обращает внимание на развитие других психических процессов, особенности осязания и мелкой моторики, навыки СБО.

Для диагностического обследования, тифлопедагог подбирает соответствующий материал : натуральные предметы, игрушки, предметные и сюжетные изображения, Этот материал должен отвечать определенным требованиям, предъявляемым к пособиям для работы с детьми, имеющими патологию зрения. Так, натуральные предметы должны быть не большими, удобными для зрительного и осязательного обследования, с четко выраженными характерными признаками; игрушки – те, которые реально передают внешний вид, особенности строения, основные детали, правильное соотношение частей изображаемых предметов; игрушки, изображающие животных, должны правдиво отображать их внешний вид (строение, соотношение частей, окрас); предметные изображения должны быть контрастными по отношению к фону, без лишних деталей и с четким контуром; на сюжетных изображениях должны быть хорошо выделены передний (ближний, средний и задний (дальний) планы. Изображение не должно быть загружено деталями, не передающими содержание сюжета.



Проводится тифлопедагогическое обследование детей, как правило, индивидуально . В ряде случаев (например, когда нужно выявить особенности взаимодействия детей, умения общаться, особенности поведения в коллективе, умение общаться и участвовать в коллективных играх и т.д.) тифлопедагогическое обследование проводится с подгруппами или со всей группой детей.

Тифлопедагогическое обследование проводится в помещении, в котором ребенок чувствует себя комфортно. Это может быть кабинет тифлопедагога или помещение группы (когда остальные дети на прогулке), если ребенок чувствует себя там увереннее.

На основании результатов тифлопедагогического обследования определяется содержание коррекционного обучения, выбираются адекватные выявленным возможностям учащихся средства и методы обучения. Составляется индивидуальный коррекционно-развивающий маршрут .

Проведение специальных коррекционных занятий с детьми .

Тифлопедагог проводит индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия: РЗВ, СБО, ОвПР, РОиММ. Подгрупповые (4-5 детей) - 2-3 раза в неделю; индивидуальные - от 1 до 5 раз в неделю в зависимости от инд. особенностей и потребностей ребенка.

Участие в методической работе ОУ .



· Помощь педагогам в осуществлении индивидуального и дифференцированного подхода к детям, в выборе наиболее эффективных приемов обучения, в подборе наглядного и дидактического материала, отвечающего определенным требованиям.

· Обеспечение коррекционной направленности воспитательного процесса.

· Посещение тифлопедагогом общеобразовательных уроков и занятий с детьми воспитателей

· Выступления тифлопедагога на педагогических советах.

· Индивидуальное консультирование учителей и воспитателей.

· Проведение семинарских занятий.

· Открытые занятия тифлопедагога с детьми для учителей и воспитателей

· Пропаганда тифлопедагогических знаний.

Работа с родителями

· выступление на общих собраниях родителей

· индивидуальные консультации для родителей

· обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком (показ коррекционных занятий с детьми)

· практические занятия с родителями

· выставки популярной литературы, дидактических игр и пособий

· подготавливает задания для выполнения с детьми дома.

Кроме того:

1. Организует свое рабочее место, место работы ребенка, оформляет кабинет с учетом реализуемой программы.

2. Создает развивающую среду в группе с учетом состояния зрения, здоровья и познавательных возможностей воспитанников.

3. Создает методический и дидактический комплексы, включающие в себя каталог по интересующей периодике (журналы «Дефектология», «Развитие и воспитание детей», «Дошкольное воспитание» и др.), специальной литературе, а также конспекты занятий, развивающие игры, оформление которых должно соответствовать офтальмо-гигиеническим требованиям.

4. Ведет соответствующую документацию.

5. Проводит самоанализ деятельности в конце каждого учебного года.

6. Собирает сведения медицинских специалистов о состоянии здоровья ребенка. Обследует уровень познавательных возможностей детей.

7. На основе полученных данных составляет информационно-диагностическую карту на каждого ребенка.

8. Заполняет карту развития ребенка, определяет основные направления коррекционной работы для конкретного ребенка.

9. Планирует коррекционно-образовательный процесс в группе.

10. Изготавливает дидактические пособия с учетом реализуемой программы и состояния зрения, здоровья и познавательных возможностей детей.

11. Тифлопедагог постоянно работает над повышением уровня самообразования. В течение года разрабатывает выбранную тему (изучает ее теоретически и готовит практические наработки); по графику администрации посещает курсы повышения квалификации, посещает мероприятия, проводимые на факультете коррекционной педагогики ЧГПУ и т.д.

12. Постоянно заботится о повышении квалификации (участвует в работе курсов и т.д.).

13. Следит за изданием новой методической литературы. Знакомиться с ее содержанием, анализирует и доводит до сведения воспитателей, родителей, воспитывающих детей с нарушениями зрения.

14. Проводит просветительскую работу среди воспитателей, медицинских специалистов, родителей по вопросу обучения, воспитания и развития детей с нарушениями зрения.

Коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии у детей с патологий зрения невозможно осуществить только на общеобразовательных занятиях. Дети одной категории, большинство из которых имеют различные отклонения в психофизическом развитии, нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога. Квалификационная характеристика тифлопедагога подтверждается государственным нормативным документом, который определяет назначение тифлопедагога, содержание и сферу его профессиональной деятельности, а также характеристику основных знаний умений и навыков по данной специальности.

Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу. В общем коррекционно-педагогическом процессе, осуществляемом в детском саду для детей с нарушением зрения, специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики - подготовки детей к различным видам деятельности. Тифлопедагог решает также задачу снятия психоэмоционального напряжения, связанного с отрицательным влиянием на психику детей аппаратного решения.

Тифлопедагог должен быть подготовлен к профессиональной деятельности по обучению и воспитанию детей с дефектом зрения. Ее основой является - управление процессами обучения, воспитания и развития слепых и слабовидящих.

Тифлопедагог совместно с воспитателем, медицинским персоналом и родителями осуществляет гармоничное, всестороннее воспитание и обучение детей в соответствии с программой, проводит профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми с учетом патологии зрения и других нарушений, несет ответственность за охрану жизни и здоровья детей, осуществляет разъяснительную работу с населением и дошкольными учреждениями по охране зрения детей.

В соответствии с действующим положением тифлопедагогом может быть лицо, имеющее высшее дефектологическое образование (специальность - тифлопедагог), его работа контролируется заведующим дошкольного учреждения. Недельная нагрузка тифлопедагога составляет 20 часов. Оформление документации и подготовка к занятиям в рабочее время не входят. При организации и планировании своей работы тифлопедагог руководствуется имеющимися коррекционными программами, методическими разработками и рекомендациями (разработанными или адаптированными).

Направления работы тифлопедагога

1) Тифлопедагогическое обследование детей.

2) Проведение специальных коррекционных занятий с детьми.

3) Участие в методической работе дошкольного учреждения.

4) Работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение.

Тифлопедагогическое обследование детей.

Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, обшей медицинской и офтальмологической карт). Это позволяет ему составить предварительное представление о ребенке, подготовиться к общению с ним и его родителями. Готовность ребенка к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и комплекции зрительной недостаточности тифлопедагог определяет в процессе обследования. Большое значение имеет при этом выявление умений ребенка пользоваться своим нарушенным (или остаточным - у слепых) зрением и уровень развития сохранных анализаторов.

При проведении обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, мешающие ребенку в овладении познавательной деятельностью, проанализировать их причины. Все эти данные позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой помощи, наметить основные задачи обучения.

Обследование проводится тифлопедагогом в начале, середине и конце учебного года. По данным обследования составляются тифлопедагогические характеристики детей. Данные обследования и характеристики фиксируются в индивидуальных картах. В конце учебного года тифлопедагог анализирует и обобщает данные всех проведённых обследований. Так он получает возможность проследить динамику развития ребёнка в процессе коррекционного обучения.

Проведение тифлопедагогом специальных коррекционных занятий.

На основании полученных о детях данных, тифлопедагог комплектует их в подгруппы для коррекционных занятий с учетом возраста, диагноза зрительного заболевания, остроты зрения, имеющихся сопутствующих заболеваний, уровня познавательной деятельности и выявленных вторичных отклонений в развитии. Подгрупповые занятия тифлопедагог проводит ежедневно, планируя их по коррекционным программам. Длительность каждого подгруппового занятия составляет 15 минут - в младшей и средней группах, 25 минут - в старшей, и 30 минут - в подготовительной группе. С детьми, которые в силу ряда причин в начале учебного года не могут участвовать в общеобразовательных и подгрупповых коррекционных занятиях, тифлопедагог также ежедневно проводит индивидуальные коррекционные занятия по разработанным им индивидуальным программам обучения. С детьми, не имеющими тяжелой зрительной патологии и сопутствующих заболеваний, но испытывающими на данном этапе обучения значительные трудности в овладении необходимыми знаниями, умениями и навыками, тифлопедагог проводит индивидуальные коррекционные занятия один - два раза в неделю. Длительность каждого индивидуального занятия от 10 (в младшей и средней) до 20 минут (в старшей и подготовительной группах).

Особый вид индивидуальных коррекционных занятий тифлопедагога - подготовка детей к проверке остроты зрения, определению характера зрения, к лечению на ортопедических аппаратах. Эти занятия тифлопедагог планирует, опираясь на рекомендации врача-офтальмолога. Тифлопедагог учитывает, какие навыки необходимо сформировать у детей, чтобы они могли успешно действовать на том или ином аппарате. Подобные занятия в ряде случаев можно проводить и с небольшими подгруппами детей. Следует отметить, что по заданиям тифлопедагога воспитатели групп также проводят с детьми специальные игры и упражнения, направленные на подготовку к участию в лечебно-воспитательном процессе и на закрепление результатов лечения зрения.

Индивидуальную коррекционную работу тифлопедагог осуществляет не только в специально созданных условиях своего кабинета, но и включаясь в общеобразовательные занятия. В повседневной жизни детей в детском саду он индивидуально работает с детьми, нуждающимися в формировании навыков самообслуживания, умений вступать в контакт с другими детьми и воспитателями и т.д. Как правило, это дети с глубокой зрительной патологией или имеющие такое сопутствующие заболевание, как ЗПР. Занимаясь индивидуально с трудными детьми, тифлопедагог показывает воспитателям приемы коррекционного воздействия.

Основная цель, которую ставит перед собой тифлопедагог в коррекционной работе с детьми, - подготовить их к восприятию того материала, который преподносят на общеобразовательных занятиях, самостоятельному участию в других видах деятельности.

Схема проведения специальных коррекционных занятий тифлопедагога:

1) закрепление материала предыдущих занятий;

2) преподнесение нового материала;

3) физкультминутка;

4) закрепление нового материала;

5) заключительная часть.

Тифлопедагог на своих занятиях в рамках общеобразовательного обучения решает следующие коррекционные задачи:

1) формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

2) формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

3) обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

Важнейшая задача, которую тифлопедагог решает на коррекционных занятиях всех видов, - формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Тифлопедагог проводит специальные коррекционные занятия следующих видов:

Развитие зрительного восприятия;

Развитие осязания и мелкой моторики;

Ориентировка в пространстве;

Социально-бытовая ориентировка.

Развитие зрительного восприятия.

Курс специальных коррекционных занятий тифлопедагога по развитию зрительного восприятия состоит из нескольких этапов. На начальном этапе тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением: выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (цвет, форма, величина). Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются задачи, которые перед ними ставит тифлопедагог.

Занятия тифлопедагога по развитию восприятия у дошкольников с косоглазием и амблиопией теснейшим образом взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом. Так, на каждом этапе лечения ребенка на коррекционных занятиях используется соответствующий дидактический материал, проводятся специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.

В период плеоптического лечения тифлопедагог включает в занятия игры и упражнения, способствующие активизации деятельности амблиопичного глаза. Так, предлагает детям задания, в которых учит их выделять с помощью зрения цвет, форму, величину предметов и изображений; задания, связанные с обводкой по контуру через кальку, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором и т.д.

В период ортоптического лечения с детьми проводят специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, упражнения, закрепляющие результаты лечения на этом аппарате. С этой целью детей учат, например, накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к контурному или силуэтному, точно совмещая их.

На этапе стереоскопического лечения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения на зрительное соизмерение величины предметов, определение их удаленности, расстояния между ними и т.п. Например, такие игры, как «Распредели игрушки по величине». «Разложи по величине геометрические фигуры». «Прокати мяч в воротики», «Набрось кольцо», «Поймай рыбку». «Попади в мишень», «Загони шарик в ячейку» и т.д.

Со слепыми дошкольниками, имеющими остаточное зрение (0,01 - 0,04), тифлопедагог проводит индивидуальные занятия по развитию остаточного зрения. Комплекс упражнений для занятий с этими детьми подбирается для каждого ребенка с учетом рекомендаций врача - офтальмолога. Дети выполняют упражнения, развивающие умение сосредотачивать зрительное внимание на зрительном объекте, формирующие навыки нахождения их в поле восприятия и узнавания. Проводят также игры и упражнения, в которых повышается световая и цветовая чувствительность глаз, точность узнавания игрушек и предметов.

На занятиях по развитию зрительного восприятия тифлопедагог знакомит детей с основными правилами охраны зрения (например, соблюдение правильной позы при выполнении графических упражнений, рассматривание картинок; умение правильно пользоваться дополнительным освещением и т.д.). Детей подводят к пониманию необходимости ношения очков и лечения на аппарате.

Важнейшая задача - обучение детей приемам правильного использования своего зрения и оказания ему помощи. Так, тифлопедагог учит детей быть внимательными при зрительном рассматривании игрушек, предметов и изображений; формирует алгоритм зрительного восприятия; внимательно слушать словесные описания тифлопедагога и сопоставлять с ними зрительно воспринимаемые объекты; вырабатывает у детей согласованные движения глаз и руки. Детям дают также представления о том, что зрительную информацию об окружающем мире необходимо дополнять той, которую можно получить с помощью слуха, осязания, двигательно-тактильной чувствительности и т.д.Необходимо отметить роль словесной регуляции тифлопедагогом зрительного восприятия детей. Он направляет рассматривание детьми игрушки или предмета по определенному плану, последовательно, корригирует и активизирует его. С этой целью тифлопедагог задает детям вопросы, использует словесные инструкции: «Как называется эта игрушка (предмет)?», «Какого цвета игрушка?», «Рассмотри игрушку внимательно», «Обведи взором контур игрушки», «Найди глазами части этой игрушки: назови их», «Какой формы игрушка» и т.д.

Непременное условие успешности работы тифлопедагога по развитию зрительного восприятия - активное включение в процесс зрительного обследования речи самих детей.

Развитие осязания и мелкой моторики

Тифлопедагог ставит перед собой задачу научить дошкольников с нарушением зрения получать информацию об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использовать умения в самостоятельной игровой, учебной, бытовой деятельности.

Первые занятия тифлопедагог посвящает знакомству детей со строением рук, названием пальцев, учит выполнять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности. Тифлопедагог формирует у детей последовательное осязательное обследование игрушек и предметов ближайшего окружения по определенному плану:

  • правильно брать их в руки (грибок надо брать за ножку и т.д.);
  • обследовать двумя руками, сверху вниз;
  • обращать внимание на детали;
  • выделять все осязательно воспринимаемые признаки, отличающие ту или иную игрушку, предмет, т.е. те, по которым они могут быть узнаны.

Например, при обследовании куклы ребенок должен уметь выделить ее голову, туловище, руки и ноги; при обследовании игрушки, изображающей животное, - выделить голову, туловище, лапы (ноги), хвост.

Свои действия при осязательном обследовании дети должны научиться сочетать с целенаправленным зрительным восприятием. С целью обучения детей зрительному контролю за действиями своих рук тифлопедагог предлагает задания, в которых надо обвести предмет по контуру; подобрать изображения к контурам, фигурки к прорезям, обвести их рукой и точно наложить.

На первых этапах обучения тифлопедагог проводит с детьми игры и упражнения, требующие одновременного использования и зрения, и осязания. Позже детей учат обследовать и узнавать игрушки, предметы, геометрические эталоны только осязательно. Важнейшим приемом на первых этапах обучения выступают совместные обследующие действия ребенка и тифлопедагога, сопровождаемые словесными описаниями тифлопедагога, а позже - самого ребенка. Вопросы, которые тифлопедагог задает ребенку, направляют его осязательное обследование, помогают выделить необходимые признаки и словесно их обозначить.

Тифлопедагог включает занятия игры и упражнения, повышающие осязательную чувствительность пальцев рук, развивающие точность и координированность движений рук. Детям предлагается разложить разные по форме и величине камушки, детали конструктора, элементы различных мозаик; разные по форме и материалу, из которого сделаны, мелкие игрушки и т.д.

Для укрепления мышц руки, развития силы пальцев предлагаются упражнения с использованием различных мячей, резиновых и поролоновых губок.

В занятие по развитию осязания и мелкой моторики тифлопедагог включает различные виды предметно-практической деятельности детей. Проводится также обучение детей элементам письма и рисования; детей с глубокой зрительной патологией обучают чтению рельефных рисунков.

Развитие у дошкольников со зрительной патологией, осязания и мелкой моторикой расширяет их познавательные возможности, способствует развитию мыслительной деятельности и речи; обогащает их представления об окружающем мире, позволяет лучше ориентироваться в нем.

Обучение ориентировке в пространстве.

Обучение детей ориентировке в пространстве тифлопедагог осуществляет по специально разработанным методикам. Они включают в себя несколько этапов:

На первом этапе необходимо создать у детей четкие представления о своем теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; обучить их практической ориентировке «на себе»;

На втором этапе - дать детям представления о том, что собственное тело является точкой отсчета при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя», детям прививаются навыки полисенсорного восприятия предметов, умение анализировать информацию, полученную с помощью зрения и сохранных анализаторов, объединять ее в единый образ и применять в практической ориентировке;

Третий этап - обучение детей моделированию предметно практических построений;

Четвертый этап - обучение ориентировке в пространстве с помощью схем.

Основные задачи обучения пространственной ориентировке дошкольников со зрительной патологией:

Формирование потребности в самостоятельной ориентировке;

Преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах;

Овладение ориентировкой на своем теле;

Обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве (за столом, на листе бумаги, в книге);

Формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нем;

Обучение ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми;

Ознакомление с приемами ориентировки при помощи вспомогательных средств (трость, звуковые сигналы).

Решение этих задач предполагает осуществление комплексного подхода к определению содержания программы.

Современные исследования тифлопедагогической и тифлопсихологической наук, а также опыт работы с дошкольниками в абилитационном Центре Санкт-Петербурга выявили условия овладения незрячими дошкольниками умениями ориентировки в окружающем пространстве:

Развитие анализаторов (готовность сохранных анализаторов
воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира);

Развитие общих представлений (накопление необходимого запаса предметных и пространственных представлений, овладение способами восприятия);

Развитие движений (сформированность правильной позы, походки при ориентировке и обследовании);

Развитие навыков мобильности (преодоление страха пространства, формирование интереса к данному виду деятельности).

Работа тифлопедагога проводится во взаимодействии с воспитателем. Тифлопедагог осуществляет опережающее обучение, предварительное знакомство детей с тем, что будет преподнесено на занятиях воспитателем. Он готовит детей к овладению трудными видами деятельности, формирует алгоритм действий, показывает и обрабатывает способы зрительного, осязательного, слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира. Воспитатель закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, которые сформированы у детей на занятиях тифлопедагога, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой).

При обучении ориентировке на собственном теле используются следующие приемы: зрительно - осязательное обследование ребенком своего тела; рассматривание себя в зеркале; нахождение и называние частей своего тела; соотнесение ребенком частей своего тела с телом другого ребенка; словесное обозначение их пространственного расположения; зрительно - осязательное обследование ребенком куклы: выделение и называние частей ее тела; словесное обозначение их расположения.

Особое внимание уделяется умению детей различать правую и левую стороны «на себе», так как ориентировка именно в этих направлениях является необходимой основой освоения не только своего тела, но и пространства вокруг себя.

Для обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета «от себя» тифлопедагог формирует у детей навыки использования зрения в ориентировке, развивает умение выделять различные ориентиры. Основой обучения на этом этапе является соотнесение расположения игрушек и предметов с уже освоенными направлениями собственного тела. Большое внимание уделяется усвоению понятий «близко - далеко», «ближе - дальше».

Для развития полисенсорного восприятия пространство необходимо научить детей узнавать по звуковой характеристике различные игрушки, предметы, действия окружающих. Дети упражняются в узнавании предметов с помощью зрения и осязания, а затем определяют их расположение в пространстве с помощью слухового восприятия.

Следующим этапом коррекционного обучения является формирование у детей умения создавать простейшие модели пространственных отношений между игрушками, предметами и их заместителями.

Обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем является следующим, более сложным этапом работы. Проводится оно последовательно по следующим направлениям: обучение ориентировке в пространстве по картинке - плану; знакомство с условными изображениями предметов: формирование умения соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой; обучение самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства.

Приобретенные детьми навыки работы со схемами способствуют развитию их пространственного мышления, что значительно облегчает зрительно - пространственную ориентировку. Представления об окружающем пространстве расширяются. Дети овладевают навыками самостоятельного ориентирования не только в знакомых помещениях (в группе, спальне), но и в незнакомом замкнутом пространстве.

Обучение социально-бытовой ориентировке

В курсе обучения социально-бытовой ориентировке тифлопедагог активно использует сформированные у детей компенсаторные навыки. Формируются навыки предметно-практической деятельности. Большое значение имеет поэтапность формирования навыков, предусматривающая овладение сначала простейшими, а затем более сложными действиями. Тифлопедагог применяет метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используются также словесная регуляция и коррекция действий детей. Наглядный материал для занятий по социально-бытовой ориентировке подбирается с учетом получения максимума разносторонней информации об изучаемых объектах или явлениях. Детей знакомят с предметами ближайшего окружения, учат выполнять с ними определенные действия в соответствии с назначением.

Полученные представления расширяются и закрепляются в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх, на экскурсиях и в беседах.

Большое место на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке отводится сюжетно-ролевой игре. В играх совершенствуются предметно-практические действия, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира. В ходе игр в доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, на специальных коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке у детей формируется понимание своих сенсорных возможностей, адекватная самооценка, умение самостоятельно ориентироваться в простейших бытовых и социальных ситуациях.

Методическая работа

Составляющей частью деятельности тифлопедагога является методическая работа, в которую входят следующие направления:

Посещение общеобразовательных занятий с целью изучения того, как дети усваивают программный материал, какие трудности испытывают, как овладевают приемами предметно-практической деятельности;

Выступления на педагогических советах для ознакомления воспитателей с особенностями развития, воспитания и обучения детей со зрительной патологией, а также с коррекционными программами и методиками;

Организация и проведение семинарских занятий по той или иной проблеме, обсуждение опыта работы;

Индивидуальное консультирование воспитателей по конкретным вопросам воспитания и обучения детей, методам коррекционной работы;

Показ занятий с детьми с целью ознакомления воспитателей с конкретными методами и приемами коррекционной работы;

Пропаганда тифлопедагогических знаний (организация выставок специальной литературы с аннотациями и рекомендациями по использованию, демонстрация дидактических материалов).

Работа с родителями

Одним из важнейших направлений работы является систематическая и целенаправленная работа с семьями детей с нарушениями зрения. Она включает в себя несколько направлений:

Выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания и обучения, развития школьников с нарушениями зрения;

Консультация для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями;

Индивидуальное консультирование родителей по вопросам, касающимся конкретного ребенка;

Проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком, оказания ему действенной помощи в выполнении определенных видов деятельности;

Выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями тифлопедагога;

Выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома;

Выставки детских работ, выполненных на занятиях тифлопедагога; задания на дом (на выходные дни, на лето).

Тифлопедагогика является составной частью специальной педагогики, которая в свою очередь является структурным компонентом общей педагогики.

Важной методологической проблемой является связь тифлопедагогики с другими науками, она не может успешно развиваться изолированно, вне этой связи.

Мы уже отметили диалектическую обусловленность развития тифлопедагогики, ее связь с философией. Необходимо обозначить и указать связи этой специальной педагогики с психологией , особенно с той ее составной частью, которая называется тифлопсихология . Эффективность обучения и воспитания слепых и слабовидящих не состоится, если тифлопедагог не будет знать особенности психики этого контингента учащихся, своеобразия их познавательной деятельности.

Сложность изучения психики слепых, слабовидящих, детей с косоглазием, амблиопией заключается в том, что очень широк спектр зрительной патологии, нарушения разнообразны по структуре, по характеру, по функциональным нарушениям. Многие школьники и дошкольники вместе с нарушением органа зрения имеют нарушения слуха, речи, развития интеллекта, опорно-двигательной системы и др.

Вследствие этого научное, глубокое и объективное изучение психики людей с нарушениями зрения очень важно и необходимо для разработки приемов, способов и методик коррекционно-педагогического процесса.

Для того чтобы связь тифлопедагогики и тифлопсихологии была тесная, глубока и органическая, чтобы она эффективно влияла на практику обучения людей с нарушенным зрением, необходимо за тифлопедагогическими исследованиями признать опережающий статус по отношению к исследованиям в области тифлопедагогики при выявлении недостатков усвоения учебного материала.

Тифлопедагогика органически связана с физиологией , которая изучает жизнедеятельность человека, функционирование его систем и отдельных органов. С потерей или нарушением зрения у человека происходят изменения во многих других функциональных системах, работа сохранных органов чувств видоизменяется, и они зачастую выполняют несвойственную им роль. Например, чтение рельефно-точечного шрифта с помощью осязания слепыми школьниками.

Физиологические данные помогают правильно организовать коррекционно-компенсаторную деятельность учащихся, физиология раскрывает механизмы управления этими процессами, показывает роль среды в развитии человека, в зависимости от его возрастных особенностей. Правильное понимание закономерностей онтогенеза человека в норме и патологии позволит более эффективно и целенаправленно организовать учебно-воспитательную работу в специальных дошкольных и школьных образовательных учреждениях.

Многообразны связи тифлопедагогики и медицины , особенно с офтальмологией и гигиеной . Процесс восприятия учебного материала учащимися со зрительными нарушениями во многом зависит от клинической картины зрительного дефекта, от структурно-функциональных нарушений анализатора.

Тифлопедагог должен четко представлять, что и как видит ребенок или взрослый, какие у них зрительные возможности. В зависимости от функциональных нарушений органа зрения (острота, поле, бинокулярность, глубинное зрение, свето- и цветоразличие, фиксация взора и т.д.), организуется и методически направляется коррекционно-педагогическая работа, определяются различные эргономические рекомендации (зрительная, тактильная, физическая нагрузки, освещенность рабочей поверхности стола и др.).

Офтальмо-гигиенические рекомендации разрабатываются в отношении технических и оптических средств коррекции и компенсации зрительного дефекта, применительно к специальным средствам наглядности и раздаточному дидактическому материалу. Медицинская и педагогическая коррекция недостатков развития детей, вызванных нарушенным зрением, осуществляется в тесной связи, комплексно и системно.

У тифлопедагогики сложились тесные контакты и с социологией, наукой об обществе. Исследованы и вскрыты многие негативные социальные факторы, которые влияют на численность популяции детей с нарушением зрения. Данные социологических исследований обогащают специальную педагогику, помогают найти рычаги, влияющие и оказывающие помощь тифлопедагогическому процессу, особенно в части организации трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации слепых и слабовидящих детей.

Мы отметили лишь самые тесные и глубокие связи тифлопедагогики с другими науками, но этот перечень далеко не полный, поскольку имеются контакты и в отношении других научных дисциплин. Обучение, воспитание и развитие лиц с нарушением зрения осуществляется на стыке наук, и этот фактор во много определяет эффективность коррекционно-компенсаторного воздействия на нарушение.

I ступень – от рождения до 3х лет

Домашнее воспитание

Детский дом малютки

Центр ранней помощи

Кабинет охраны зрения при детских поликлиниках

Ясельные группы при я/с (до 2х лет)

П ступень - от 3х до 7 лет

Специализированные детские сады коррекционного вида

Специализированные коррекционные группы при общеобразовательных детских садах

УВК (д/сад и начальная школы 1-4 кл.)

Специальные группы при специальном ЦВ к Мкп

III-IV ступени – школьное обучение.

В настоящее время существует сеть специальных ДОУ смешанного типа, куда поступают в основном дети с амблиопией и косоглазием, некоторое количество слабовидящих детей и незначительное количество слепых.

ДОУ для детей с нарушением зрения работают по специальной программе, построенной с учетом своеобразия развития детей и особенностей их познавательной деятельности, двигательной сферы.

Наряду с этим ведены специальные разделы по размещению зрительного восприятия и формированию предметных представлений; социальной адаптации и ориентировке в пространстве; развитию осязания, слухового восприятия; лечебной физкультуре, ритмике, коррекции речи.

Целью данных учреждений является обеспечение лечения, возможного восстановления зрения и предупреждение ухудшения его состояния, а также создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания. С целью предупреждения, выявления вторичных отклонений при раннем выявлении нарушений зрения и преодоление, ослабление или устранение недостатков в познавательной деятельности, физических отклонений некоторых нежелательных личностных качеств детей с нарушением зрения.

Дошкольные учреждения для детей с нарушением зрения работают по специальной программе построенной с учетом своеобразия развития детей и особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личностей.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений III (невидящие) и IV (слабовидящие) вида для детей с нарушением зрения.

Важнейшим условием жизнедеятельности детей с нарушением зрения в условиях специального ДОУ соответствие учебных нагрузок психофизиологическим особенностям детей.

Обучение детей направлено на всестороннее развитие, коррекцию и компенсацию имеющихся у детей с нарушением зрения недостатков развития обусловленных степенью и характером зрительных нарушений.

Обучение детей с нарушением зрения в детском саду осуществляется на занятии с группой 10 человек невидящих, либо слабовидящих детей или 10 – 12 человек с амблиопией и косоглазием. Занятие носит фронтальный, подгрупповой или индивидуальный характер.

С нарушением зрения

Специальные программы разработаны на основе программы обучения и воспитания в общеобразовательном детском саду. На ряду с этим, введены специальные разделы по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировке, лечебной физкультуре, коррекции речи, ритмики.

Методы в дошкольных учреждениях используются на основе общих дидактических принципах обучения и с учетом особенностей развития детей с нарушением зрения, способов их восприятия (зрительного или осязательного), познавательной деятельности и компенсаторных возможностей.

Применение специальных методов и приемов направлено на коррекцию зрительного восприятия, предметных представлений, ориентировки в пространстве, преодоление недостатков речевого развития в предметно – практической деятельности.

Важное место в обучении занимает наглядность, которая адаптируется к условиям восприятия (зрительного и осязательного). Условие, необходимое для успешного обучения слабовидящих детей – это оптимальное использование наглядных пособий. Широко используются оптические средства коррекции зрительного восприятия.

Для преодоления вербализма предметных представлений и расширение чувственного опыта проводится специальная работа по ознакомлению с окружающей действительностью на экскурсиях. При этом важная роль отводится регулирующей роли речи как средства компенсации слепоты и слабовидения. Для коррекции недостатков развития предметно-практических действий используется метод поэтапного выполнения задания в ручном труде, конструировании, лепке, аппликации. В результате комплексного подхода к обучению и воспитанию детей формируется деятельность ребенка, его взаимодействие с окружающей действительностью и людьми. Правильному развитию ребенка способствует организация преемственности методов обучения в детском саду и в школе, а также между общественным и семейным воспитанием.

Важное место в педагогическом процессе занимает работа по преемственности и взаимосвязи коррекционно-воспитательной и лечебно-восстановительной работы по развитию и активизации зрения, по его охране, а также укреплению общего состояния здоровья. Детский сад, ясли, сад для детей с амблиопией и косоглазием - специальные учебно-воспитательные учреждения, предназначенные для лечения, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. Данный вид дошкольных учреждений входит в систему образования и открывается комитетами образования совместно с отделами здравоохранения. Общее педагогическое руководство осуществляется комитетами образования, а ответственность за обеспечение лечения возлагается на отделы здравоохранения. В дошкольные учреждения, ясли, сад, принимаются дети с 2-х до 7-ми лет. Отбор детей осуществляется на основе медицинского заключения и психолого-медико-педагогического обследования на ПМПК. Решение о зачислении в учреждение, о выходе из него принимаются ПМПК.

Основной целью дошкольных учреждений для детей с косоглазием и амблиопией является оказание комплексной помощи детям.

Обучение и воспитание включают задачи:

1. Уточнение уровня психофизического развития и организация соответствующих условий для обучения и воспитания.

2. Обеспечение общего уровня развития воспитания и обучения.

3. Создание коррекционных условий для преодоления отклонений в психофизическом развитии.

Основные программные методические документы, регламентирующие деятельность данных дошкольных учреждений разработаны в институте Коррекционной педагогике, а содержание лечения в условиях ДОУ разработаны институтом Глазных болезней имени Гельмгольца. В содержание обучения и воспитания учитываются задачи, требования и рекомендации лечебно-восстановительной работы. Во всех видах детской деятельности предусматривается тренировка – упражнения для активизации зрительных функций. Развитие зрительного восприятия осуществляется на специальных коррекционных занятиях, а также в процессе игры, общеобразовательных занятий и в повседневной жизни.

Коррекционно-развивающие занятия по:

Развитию зрительного восприятия;

Ориентировке в пространстве;

Социально-бытовой ориентировки проводятся тифлопедагогом.

Занятия по преодолению недостатков речевого развития проводятся логопедом. При этом дети объединяются в подгруппы в соответствии с уровнем речевого развития, т.е. приблизительно с одинаковым состоянием лексики, грамматики, фонетики, связанной речи. Кроме того, с детьми проводятся специальные занятия по лечебной физкультуре, ритмике, так как у детей с нарушением зрения наблюдается отклонение в развитии двигательной сферы. Весь учебно-воспитательный процесс в детском саду строится с учетом требований лечебно-восстановительной работы.

Консультативные группы для детей с нарушением зрения, не посещающих ДОУ, возникли как необходимость оказания помощи семье, в воспитании детей, имеющих нарушение зрения.

Данные группы создаются как при государственных, так и при общественных, а также частных и других дошкольных учреждениях. Комплектование групп осуществляется ПМПК. В группы зачисляются дети с момента выявления первичного нарушения. Работа с детьми осуществляется как на базе дошкольных учреждений, так и в условиях семьи. Основной целью консультативных групп является:

1. Выявление детей с нарушением зрения не посещающих дошкольные учреждения, но нуждающихся в комплексной психолого-медико-педагогической помощи.

2. Консультирование родителей в связи со своеобразием особенностями психофизического развития ребенка и разработка, совместно с родителями, программы его обучения и воспитания.

3. Обучение родителей методам, средствам и приемам воспитания и обучения детей в условиях семьи.

4. Проведение коррекционных занятий тифлопедагогом в присутствии родителей и с их помощью в дошкольном учреждении, либо в условиях семьи.

5. Изучение успешности в развитии и продвижении ребенка в процессе обучения и воспитания и составление в процессе обследования индивидуальных карт динамики психофизического развития ребенка.

Консультативные группы устанавливают связь между семьей и другими учреждениями, которые должны оказывать помощь родителям как в настоящее время, так и в будущем. Данные группы только начинают функционировать, поэтому необходимы номенклатурные акты, регулирующие их деятельность.

НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ И ДОУ

Материал заложен в решениях Министерства образования. Контроль за реализацией стандартов идет в ходе аттестации и аккредитации ДОУ.

- «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» № 677 от 1 июля 2005 года (регламентирует деятельность, его структуру, финансовую деятельность, количество групп, наполняемость);

- «О мерах по улучшению работы в специальных учебных заведениях для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии» (приказ от 18.07.91г. № 251/125, постановление СовМина РСФСР от 24.05.91г. № 278 (время работы специалистов, наполняемость групп);

- «Порядок лицензирования» приказ от 17.11.94г. № 1442 методическое письмо 61/19/12 от 17.05.95г. «О психолого-педагогических требованиям к играм и игрушкам»;

В модели ДОУ на современном этапе – личностно-ориентировочный подход, принцип дистанции, активности, самостоятельности, творчества, учет возрастного различия.

Устав дошкольного образовательного учреждения (примерные положения) № 212/9-12 от 30.03.94г.;

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении № 677 от 1.07.98г.;

Основные программно-методические документы, регламентирующие деятельность дошкольных учреждений для детей с косоглазием и амблиопией разработаны в институте коррекционной педагогики, а содержание лечения в условиях ДОУ разработаны институтом глазных болезней им. Гельмгольца.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ТИФЛОПЕДАГОГА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

1.Организует и возглавляет проведение коррекционно-педагогической работы в группах для детей с нарушением зрения.

2. Участвует в работе психолого-медико-педагогических консилиумах. Обследует детей и составляет на них заключения. Проводит психолого-педагогическое изучение, составляет характеристику с учетом выявления особенностей, а также составляет индивидуальную программу по коррекционной работе.

3. Комплектует группы и подгруппы детей для специальных коррекционно-развивающих занятий.

4. Планирует и проводит подгрупповые, индивидуальные занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, социально- бытовой ориентировке.

5. Осуществляет подбор и использование разнообразных дидактических материалов, оптических средств в соответствии с этапами лечения, в соответствии с рекомендациями офтальмолога, индивидуальными возможностями детей и программным содержанием.

6. Обеспечивает взаимосвязь с воспитателем, психологом, музыкальным работником, воспитателями по физо- и изодеятельности, медицинским персоналом (мед сестра, врач-офтальмолог и сестры ортоптистки). Учитывает их рекомендации при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в процессе коррекционно-развивающих занятий.

7. Совместно с другими специалистами проводит работу с родителями детей на основе индивидуального консультирования, практику открытых занятий, участвует в родительских собраниях, ведет свою рубрику в уголке для родителей.

8. Проводит наблюдение за детьми, совместные занятия с другими специалистами итогового характера.

9. Систематизирует технический и дидактический материал.

10. Участвует в обмене опытом и повышении квалификации на методических объединениях.

11. Ведет документацию, индивидуальный план работы, перспективный и календарный план работы, график посещения занятий детьми.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Обязанности воспитателя:

1. Осуществляет гармоничное, всестороннее развитие, воспитание и обучение детей с нарушением зрения.

2. Несет ответственность за здоровье и жизнь детей.

3. Проводит режимные мероприятия.

4. Проводит наблюдение за детьми в процессе выполнения ими различных видов деятельности, т.е в свободной деятельности детей, игре, в труде, на прогулках.

5. Участвует в обсуждении результатов обследования, составлении психолого-педагогических характеристик.

6. Планирует свою работу, по формированию компенсаторного обучения детей с нарушением зрения по программным разделам.

7. Осуществляет коррекционную направленность педагогической работы.

8. Организует и проводит фронтальные занятия по обучению игре, развитию речи, ознакомлению с окружающим, формированию элементарных математических представлений, трудовому обучению и самообслуживанию исходя из зрительных способностей дошкольников.

9. Реализует частные коррекционные задачи. Использует специально подобранные наглядные дидактические материалы и тифлотехнику.

10. Взаимодействует с другими специалистами: тифлопедагогом, психологом, логопедом, музыкальным работником, учителем по физо-, изодеятельности.

11. Участвует в подготовке совместных занятий с другими специалистами, в подготовке праздничных мероприятий, а также мероприятий связанных с проведением досуга.

12. Осуществляет взаимосвязь с родителями: консультации, рекомендации, родительские собрания.

13. Организует выставки продуктов деятельности детей данной группы.

14. Повышает свой профессиональный уровень.

15. Ведет необходимую документацию.

16. Участвует в подготовке конкурсов, выставок на уровне города.

Обязанности педагога-психолога специального дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением зрения:

1. Изучает психическую сферу детей совместно с тифлопедагогом.

2. Собирает анамнестические данные для составления первоначальной психолого-педагогической характеристики.

3. Проводит индивидуальные занятия с детьми, отстающими в развитии.

4. Подбирает и оформляет дидактический материал для изучения и коррекции психического развития дошкольников с нарушением зрения.

5. Оказывает консультативную помощь родителям и другим специалистам в организации развития детей, в условиях детского коллектива и семьи, ведет психопрофилактическую работу с педагогами и родителями.

6. Совместно с другими специалистами разрабатывает задания для дошкольников с учетом степени выраженности нарушений.

7. Создает благоприятный психологический климат в коллективе специалистов по их сотрудничеству и взаимопониманию, повышает квалификацию, участвует в работе методических объединений.

Обязанности методиста (заместителя заведующего):

Методист специального (коррекционного) ДОУ должен быть дефектологом.

1. Определяет основные направления и координацию совместной работы всех специалистов учреждения.

2. Оказывает методическую и практическую помощь сотрудникам специального (коррекционного) ДОУ.

3. Организует семинары, посвященные новинкам специальной и общей методической литературы.

4. Заботится об обновлении методического фонда.

5. Готовит тематические лекции с привлечением специалистов.

6. Участвует в работе игро- и видеотеки.

7. Разрабатывает коррекционные занятия-образцы.

8. Ведет статистику пребывания детей в учреждении, что позволяет делать прогнозы и наблюдать динамику их развития.

10. Повышает квалификацию, участвует в городских, областных и районных методических собраниях.

Обязанности учителя-логопеда:

1. Изучает уровень речевого развития детей.

2. Планирует коррекционную работу.

3. Формирует речевые группы в зависимости от уровня развития речи.

4. Разрабатывает и подбирает наглядный дидактический материал.

5. Проводит совместную работу с другими специалистами по развитию речи.

6. Оформляет кабинет, участвует в совместных мероприятиях.

7. Повышает квалификацию.

8. Организует контроль за культурой речи педагогического персонала.

9. Проводит работу с родителями по формированию речи в домашних условиях.

Обязанности музыкального работника:

1. Изучает музыкальный слух детей с нарушениями зрения.

2. Воспитывает чувство ритма.

3. Развивает зрительную ориентацию.

4. Развивает координацию движений.

5. Воспитывает слуховое внимание и слуховую память.

6. Совершенствует состояние артикуляционного аппарата.

7. Адаптирует программы по музыкальному воспитанию для детей с нарушением зрения.

8. Участвует в совместной работе с другими специалистами.

9. Подбирает наглядно-дидактический материал, различные атрибуты праздника.

10. Использует элементы логоритмики.

11. Развивает эстетический вкус у детей.

12. Знакомит детей с лучшими произведениями музыкального творчества.

Функции воспитателя по лечебной физкультуре (ЛФК):

1. Обследует детей с целью характеристики их двигательного развития, что позволяет комплектовать подгруппы детей для занятий.

2. Адаптирует современные методики по ЛФК в соответствии со спецификой развития детей с нарушением зрения.

3. Изучает динамику физического развития детей.

4. Использует тифлотехнический инвентарь.

5. Сочетает занятие по физкультуре с ориентировкой в пространстве.

6. В процессе проведения занятия соблюдает гигиенические требования (освещенность, часть суток).

7. Взаимодействует с родителями и педагогическим персоналом.

8. Организует музыкально-спортивные и праздничные мероприятия.

9. Организует физкультминутки (либо дает рекомендации по проведению).

10. Принимает участие в закаливании детей, в проведении утренней гимнастики.

11. Организует туристические походы.