Дом Л.Н. Кекушева на Остоженке. Дом архитектора кекушева в мамонтовке Особняк кекушева на остоженке

Своеобразное здание по адресу улица Остоженка, 21 построено в стиле модерн известным архитектором для своей семьи и записанный на его супругу - Анну Ионовну.

Кекушев создавал это свое творение на основе личного проекта, разработанного еще в 1899 году по заказу компании Саввы Ивановича Мамонтова «Северное домостроительное общество», которое занималось в Москве, помимо прочего, и строительством фешенебельных особняков для последующей их продажи.

Здание напоминает своим чудным видом средневековый замок. Особый романтизм строению придают ассиметричная композиция, расчлененные и разновысотные объемы, островерхая башенка, плоскости узких фасадов и необычно устроенные фронтоны.

Стоит отметить, что зодчий не копировал образцы западноевропейской архитектуры, а только отталкивался от них, трансформируя и стилизуя собственный особняк в формах модерна: создание контрастных масштабов, выделение профилей, утяжеление пропорций, заглубление оконных проемов и декоративных ниш, а также насыщенное использование растительных орнаментов.

Что касается декора особняка по Остоженке, 21, то он весьма оригинален и разнообразен.

Взору представляются сложная ритмичность разнообразных по исполнению окон, контраст фасадной отделки по цвету и обработке поверхности, обрамление оконных проемов с использованием крупной пластики, массивность свода с несколькими колоннами у парадного входа, использование лепнины противоположных цветов - белого и черного, четкая проработка рельефов орнаментальных деталей с изображением растительности.

Изначально, щипец, который находится на уличном фасаде, Кекушев украсил внушительной по размерам скульптурой стоящего льва.

Многие специалисты считают, что ее прообразом стали скульптурные львы на колоннах шлюза венского порта Нюссдорф, созданные Рудольфом Вейером - австрийским скульптором. К сожалению, со временем эта деталь с кекушевского особняка исчезла и ее можно увидеть лишь на старых фотоснимках.

Лев Николаевич со своей женой прожил в этих стенах недолго. В 1906 году в семье случился разлад и архитектор съехал из дома. В 1909 году владение вовсе было продано его супругой и далее в архивных документах оно упоминается как «дом Смитского».

Московский модерн в лицах и судьбах Соколова Людмила Анатольевна

Особняк А.И. Кекушевой на Остоженке, № 21 (1900–1903)

Вначале несколько слов о самой улице.

Когда-то в этом месте рядом с Москвой-рекой были пойменные заливные луга, на которых после покоса сушилось в стогах сено, вот и название стог – Остожье, а позже – Остоженка (в 1935–1986 годах – Метростроевская улица).

К началу XX века эта землица в центре Москвы стала «золотой», и позволить себе поселиться здесь могли только представители торгово-финансовой элиты. «Северное домостроительное общество», возглавляемое сначала Саввой Мамонтовым, а потом Яковом Рекком, строило на этой улице роскошные особняки в модном стиле модерн, заказывая проекты самым лучшим московским архитекторам, в рейтинге которых Кекушев занимал верхнюю строчку.

Его решение построить себе дом на «Золотой миле» красноречиво говорит о том, что человеком Лев Николаевич был далеко не бедным! Проект этого особняка Кекушев делал для Саввы Мамонтова, но тот по каким-то причинам его отверг. И архитектор построил на небольшом участке нарядный дом, с высоким цокольным этажом, тремя разными по высоте и оформлению уровнями-этажами и островерхой башенкой, который напоминает средневековый замок.

Особняк А.И. Кекушевой на Остоженке

Вот где он дал разгуляться своей фантазии, используя все основные элементы стиля модерн и сделав здание настолько оригинальным, что поглазеть на него собирались толпы народу. Не надо быть искусствоведом, чтобы разглядеть любимые авторские приемы: разные по форме окна, обрамленные в неповторяющиеся рамы, асимметрию, орнаментальные рельефы и использование декоративной фактуры – рустов, сочетание белой штукатурки с ярким цветом кирпича.

На шпице фронтона горделиво возвышалась трехметровая скульптура льва, выполненная австрийским архитектором Отто Вагнером, – символ сильного и успешного автора. К сожалению, фигура льва не сохранилась.

На первых двух этажах дома располагались большие помещения: зал, смежная с ним гостиная с эркером в башенке. Спальни были устроены в мансардах. Кабинет самого Льва Кекушева был в углу здания, с окном в тихий двор. Все комнаты выходили на роскошную лестницу.

Как мы уже знаем, особняк этот архитектор записал на имя супруги, вот он и вошел в историю как «Особняк Кекушевой». Анне Ионовне он и остался, когда в 1906 году Лев Николаевич покинул дом. А через три года особняк был продан. На фотографии так и не получившегося родового гнезда в архиве Кекушева сохранилась собственноручная надпись: «Дом Смитского»…

Сейчас это здание занимает Военный атташат Египта. Говорят, там бережно сохранилась первоначальная планировка помещений и элементы отделки – деревянные филенчатые двери с зеркальными стеклами, оформление парадной лестницы и другие детали. Вот бы проверить!..

Из книги В поисках Земли Санникова [Полярные экспедиции Толля и Колчака] автора Кузнецов Никита Анатольевич

Предыстория Русской полярной экспедиции 1900–1903 гг. В конце XIX – начале XX вв. в исследовании Арктики обозначились два основных направления, тесно переплетенные между собой, – хозяйственное использование Северного морского пути и научное изучение Крайнего Севера.В

Из книги Москва подземная автора Бурлак Вадим Николаевич

«Всеевропейский курорт» на Остоженке В двадцатых годах XIX века в Хилковом переулке было открыто необычное заведение. Создал его известный доктор медицины, профессор Христиан Иванович Лодер. Называлось его детище Заведение искусственных минеральных вод.Незадолго до

Из книги Япония. Незавершенное соперничество автора Широкорад Александр Борисович

Глава 6 Столкновения интересов Японии и России в 1900–1903 годах В декабре 1900 г. в первом номере социал-демократической газеты «Искра» была опубликована статья В.И. Ленина «Китайский вопрос». Там говорилось: «Одно за другим, европейские правительства так усердно принялись

Из книги 100 великих достопримечательностей Москвы автора Мясников старший Александр Леонидович

Особняк Кекушева на Остоженке Этот шедевр стиля модерн на Остоженке напоминает настоящий замок. Пусть и не очень большой. Но со всеми присущими замку атрибутами.Особняк-замок принадлежал в начале ХХ века одному из главных творцов московского модерна – Льву Николаевичу

Из книги Там, где Крюков канал... автора Зуев Георгий Иванович

ОСОБНЯК СЕНАТОРА ПОЛОВЦЕВА Дом № 12 по набережной Крюкова канала был возведен по проекту академика архитектуры М. Е. Месмахера в 1887 году Талантливый зодчий учел не только эстетические вкусы заказчика, сенатора А. А. Половцева, но и его любовь к чистокровным скаковым

Из книги Поход Яна Гамильтона автора Черчилль Уинстон Спенсер

Хейлъброн, 22 мая 1900 г.1900 г Прибыв в Кроонстад, лорд Робертс решил задержаться до тех пор, пока его армия не пополнит припасы и не будет отремонтирована железнодорожная линия до Блумфонтейна. Кроме того, ожидая генерального сражения у этого города, он сконцентрировал все

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС 1900–1903 гг. Еще в первой половине XIX в. капиталистические страны начали сталкиваться с неизвестными дотоле промышленными кризисами. Они были связаны, в первую очередь, с перепроизводством. Кризис 1857 г. явился первым мировым циклическим кризисом. Уже

Из книги Петербургская Коломна автора Зуев Георгий Иванович

Из книги История человечества. Восток автора Згурская Мария Павловна

Хомейни Мусави Рухолла (Род. в 1898, 1900 или 1903 г. – ум. в 1989 г.) Духовный руководитель Исламской Республики Иран с 1979 по 1989 гг. Аятолла. С именем Хомейни тесно связана активизация исламского фундаментализма в конце XX – начале XXI столетий. Это ему принадлежат слова: «Нашу

автора

Доходный дом Кекушевой на Остоженке, № 19 (1900–1903) Доходный дом Грязнова на Остоженке, № 17 (1901) Практически параллельно со строительством замка Лев Николаевич при участии архитектора В.С. Кузнецова на собственные средства строит рядом доходный дом № 19. И дом № 17 – по

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк В.Д. Носова на Введенской площади (Электрозаводская улица, № 12) (1903) На месте Введенской площади, в низине, вплоть до 1800 года, находился «прачечный пруд» на реке Хапиловке. Указом Павла I пруд засыпали, берега Яузы благоустроили, недалеко построили церковь Введения

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк М.Г. Понизовского на Поварской улице, № 42 (1903) Я сознательно отступила от хронологии, поскольку особняк Миндовского более известен, и соседний дом, № 42, принято с ним сравнивать, а не наоборот. Особняк М.Г. Понизовского Так вот, двухэтажный дом № 42, расположенный

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк С.П. Рябушинского на Малой Никитской улице, № 6/2 (1900–1903) Эта постройка не зря считается одним из шедевров не только самого архитектора, но и московского модерна в целом.Налицо все излюбленные приемы этого стиля. Все четыре фасада здания выглядят абсолютно

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк П.П. Смирнова на Тверском бульваре, № 18 (1901–1903) Этот особняк Франц Шехтель построил (при участии известного архитектора А.А. Галецкого) по заказу сына «водочного короля» П.А. Смирнова – Петра Петровича.Тот приобрел за 299 тысяч рублей у потомственного почетного

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Гостиница «Националь» на улице Моховая, № 15/1 (1900–1903) На этом месте, на углу нынешних Тверской и Моховой, раньше были доходные дома купца Москвина и весьма популярный у москвичей трактир «Балаклава». В конце XIX века «Варваринское акционерное общество домовладельцев»

Из книги Московский модерн в лицах и судьбах автора Соколова Людмила Анатольевна

Особняк Высоцких в Огородной слободе, № б (1900–1901) Этот чудный особняк в переулке Огородная слобода (ранее назывался Чудовский переулок, потом Фокин переулок, затем до возвращения исторического названия – переулок Стопани, в честь революционера и советского партийного


Доходный дом И. П. Исакова (Московского торгово-строительного акционерного общества)

ул. Пречистенка, 28

Район Пречистенки всегда считался аристократическим, но в начале ХХ века усадебную застройку начинают вытеснять доходные дома, задающие улице новый высотный масштаб. Усадебная Москва уходила в прошлое, на смену ей приходил мир капитала. Одну из непритязательных пречистенских усадеб с двухэтажным домом начала XIX века в 1903 году купило Московское торгово-строительное акционерное общество, которым руководил крупный банкир и предприниматель Яков Андреевич Рекк. Все старые постройки сразу же были снесены, а архитектор Лев Кекушев получил заказ на проектирование и постройку огромного по меркам того времени пяти- (а местами шести-) этажного доходного дома. К моменту окончания строительных работ в 1906 году Рекка во главе компании сменил И. П. Исаков, который приобрел дом в свою собственность.

Это одна из самых известных московских построек в стиле модерн: линии фасада все время выгибаются, образуя сложную волнообразную крышу, эркеры, оконные ниши и полукруглые ажурные балконы. Завершает впечатление скульптурный декор — скромные завитки вокруг окон превращаются на последнем этаже в сплошной рельефный орнамент, из которого выступают женские головки. В центре верхнего этажа помещены две женские скульптуры — аллегории Просвещения и Строительства. Еще одна характерная черта модерна — оконные рамы с плавно изогнутыми линиями. Обратите внимание на сохранившуюся ручку входной двери — стиль, проявлявший себя в каждой мелочи, превращает эту утилитарную деталь в изящный завиток и самоценное произведение искусства.

Особняк О. А. Листа — Н. К. Кусевицкой
Глазовский пер., 8

Считается, что этот дом — один из первых московских особняков, которые можно однозначно отнести к стилю модерн. Кекушев строил его в 1898 — 1899 гг. вроде бы для себя, но уже в 1900 году продал Отто Адольфовичу Листу, племяннику и зятю известного московского предпринимателя. Позже, в 1910-х годах владелицей стала Наталия Кусевицкая, урожденная Ушкова, дочь московского купца-миллионера, меломана и почетного директора Филармонического общества и жена гениального контрабасиста и дирижера Сергея Кусевицкого. Ярким творческим личностям, очевидно, была близка такая же неординарная архитектура.

Постройка была для Кекушева своего рода экспериментом — и творческим, и экономическим. В отличие от крупных домостроительных обществ, у него не было средств затевать долгосрочную программу строительства богатых домов на продажу, поэтому он попробовал выстроить и продать один полностью отделанный особняк. Не скованный определенным заказом, он смог в полной мере проявить свою фантазию.

Необычное асимметричное расположение объемов здания делало общую композицию живой и разнообразной — этот новаторский прием проявится и в следующих постройках Кекушева, особенно смело — в доме архитектора на Остоженке. Крупная каменная кладка цокольного этажа, необычные формы оконных проемов и их широких обрамлений, использование гротескной толстой маленькой колонки с пышной растительной капителью — вот те характерные, сугубо кекушевские приемы, которые все вместе были впервые применены архитектором именно в этом особняке. При этом все детали — от металлической капители колонки до мозаичных панно — отличаются тонкостью и изяществом исполнения. Кстати, мозаику — фриз с изображением подснежников между этажами, панно с обитателями речного дна над входом — архитектор использовал только в этой постройке, больше этот декоративный прием в его работах не встречается.

Интересно, что некоторые элементы здания напоминают почерк бельгийского архитектора Виктора Орта, основоположника франко-бельгийского ар нуво, — этот вариант модерна был наиболее близок Кекушеву. Посмотрите на карниз под козырьком крыши на тонких, словно нарисованных карандашом, металлических кронштейнах, подобные встречаются как раз в постройках знаменитого бельгийца. За этот легкий элемент, отличающийся от традиционных каменных карнизов, архитектора особенно хвалили в прессе и в профессиональных кругах того времени, и даже подражали ему в других московских зданиях.

Доходный дом А. Ф. и Н. Ф. Бочаровых
Гоголевский б-р, 21

Дальнейший маршрут лежит по бульварам, мимо эффектного четырехэтажного доходного дома, принадлежавшего купцам братьям Бочаровым. Главный элемент декора — сочетание кремовой облицовочной плитки и оштукатуренных плоскостей, что было характерно для многих мастеров модерна и для Кекушева в том числе. У здания необычный, единственный в своем роде лепной декор — мужские маски и выразительные лепные совы с распростертыми крыльями.

Особняк М. С. Саарбекова
Поварская ул., 24

Поварская улица — еще один уголок кекушевской Москвы, где сосредоточилось несколько его построек.

Моисей Семенович Саарбеков, потомственный почетный гражданин, владелец химического завода за Рогожской заставой на Владимирском шоссе, не только поселился в этом особняке, но и разместил в нем контору своего завода, что, вероятно, учитывалось архитектором при проектировании и строительстве. Законченное в 1900-м году здание стало вторым кекушевским особняком в стиле модерн. Постройку сразу оценили профессионалы за редкую для Москвы того времени рафинированность и чистоту форм.

В отличие от особняка Листа — Кусевицкой, который строился на свободном участке, что позволило разбить сад и создать интересные «угловые» виды, этот с двух сторон зажат соседними доходными домами, и для придания зданию выразительности у архитектора осталась только одна стена. Тем не менее, фасад получился эффектным. Козырек, оформление окон, арки и выступы создают артистичную игру архитектурных форм.

В интерьере особняка Кекушев применил некоторые новаторские приемы. Вестибюль довольно прост в отделке, но вот парадная лестница интересна тем, что освещается плоским квадратным фонарем верхнего света. Верхний свет — популярное нововведение в сооружениях начала ХХ века, не раз использованное Кекушевым, например, в доме Морозова, в залах, предназначенных под картинную галерею. Однако в частных особняках этот прием встречается редко. Пожалуй, наиболее яркими примерами могут служить окна верхнего света в особняке Рябушинского работы Шехтеля и в кекушевском особняке Саарбекова. Ограждение лестницы характерно для модерна и нарисовано в виде прихотливого орнамента на основе спирали.

Особняк И. А. Миндовского
Поварская ул., 44

Это нарядное здание — один из лучших и самых известных памятников московского модерна, где стиль проявил себя в наиболее чистом виде, без «примесей» прошлых эпох.

Элегантный домик — память о знаменательном и коротком периоде в истории города, когда в его центре вновь стали строить небольшие комфортабельные виллы-усадьбы, которые были характерны для Москвы столетней давности, но на рубеже XIX — XX веков они бросались в глаза очевидной новизной. В 1903 году на месте старой городской усадьбы на Поварской улице Московское торгово-строительное общество под руководством Якова Рекка построило два особняка «под ключ», заказав проект обоих Льву Кекушеву. Денег на строительство и отделку не жалели — особняки должны были привлечь покупателей не только стильным внешним обликом в духе вошедшего в моду модерна, но и богатством внутреннего убранства. Но покупатель долгое время не находился, и особняк использовался застройщиком для представительских целей (впрочем, в историю он вошел по имени первого владельца — Ивана Александровича Миндовского, крупного верхневолжского текстильного фабриканта).

Сложная объемная композиция занимает угол участка и формирует фасад Поварской и Скарятинского переулка. Голова лошади над въездом во двор намекает, что дальше нас ждут конюшни. Створки кованых ворот ограды образуют рисунок, напоминающий крылья бабочки, — характерный мотив модерна. Здесь нет колонн, по которым мы обычно отличаем классические особняки. Все здание — единый объем, с углубленными окнами, с проемами разной высоты и ширины, с многослойными рельефами вокруг них, криволинейными оконными переплетами, цветными витражами. Стоит обойти здание вокруг и посвятить немного времени разглядыванию скульптуры. На рельефном панно резвятся путти: один играет на дудочке, другой высекает вазу, третий с циркулем размышляет над листом бумаги — так изображены аллегории жизни, скульптуры и архитектуры.

Особняк Торгово-строительного акционерного общества — М. Г. Понизовского
Поварская ул., 42

Второй особняк, построенный Московским торгово-строительным акционерным обществом с полной отделкой. Поскольку дом возводился сразу с целью продажи и в расчете на состоятельных покупателей, в нем есть все новинки начала ХХ века, обеспечивавшие жизненный комфорт, —калориферное отопление, вентиляция, водопровод, канализация, электрическое освещение. Новаторской была не только «начинка», но и архитектура. Чтобы понять авторский замысел, посмотрите на него с угла: здание как будто составлено из отдельных объемов, уступами поднимающихся к угловой башне на углу Поварской улицы и Скатертного переулка. Первоначально башню венчал единственный в Москве четырехгранный купол, покрытый листовой медью. По периметру он был окружен широкой площадкой, которая, если смотреть издалека, делала его похожим на шляпу с широкими полями. На площадку, вероятно, выходили любоваться видами, но при более поздней перестройке купол был утрачен, и теперь его можно увидеть только на старых фотографиях. Необычной была и отделка фасадов — простая и функциональная, она не имела лепных украшений, все было построено на контрасте серого гранитного цоколя и светлой облицовочной плитки стен. В сравнении двух стоящих друг напротив друга зданий угадывалась общая тенденция стилевого развития — от изощренного в декоративном отношении модерна к элегантному, но более лаконичному ар деко.

В 1908 году особняк купил московский купец Матвей Понизовский за 165 тысяч рублей, и в 1914 — 1915 годах особняк был частично перестроен, но внутри сохранилась богатейшая кекушевская отделка с большим количеством цветных витражей, к которым был неравнодушен зодчий, живописными плафонами и оригинальными светильниками. Сейчас в здании располагается посольство Афганистана, но попасть в него, как правило, можно в Дни исторического и культурного наследия 18 апреля и 18 мая, если удастся записаться на экскурсию.

Гостиница «Метрополь»
Театральный пр-д, 2

Эта уникальная постройка была задумана успешным московским предпринимателем и щедрым меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым как новая московская диковинка. В 1898 году Мамонтов организовал Северное домостроительное общество, которое должно было возводить на продажу первоклассные особняки в центре города и осуществлять общественно заметные постройки. Первым сооружением такого рода и должен был стать «Метрополь» — гостиница нового типа, которые на рубеже веков стали появляться в Европе и Америке. Оснащенные всеми техническими новинками, они были словно «город в городе» и помимо комфорта предоставляли постояльцам возможности для разнообразного досуга. В «Метрополе» был спланирован зимний сад, многочисленные залы для выставок, маскарадов и танцевальных вечеров, рестораны, магазины и даже шестиярусный оперный театр на три тысячи зрителей, в котором Мамонтов думал разместить свою частную оперу, скитавшуюся по съемным помещениям.

Как главный архитектор Северного домостроительного общества Кекушев быстро разработал планировку будущего комплекса. Но жизнь внесла коррективы — в результате неудачных промышленных операций Мамонтов разорился и финальный вариант «Метрополя» стал значительно скромнее. Владельцем будущего здания вскоре стало Санкт-Петербургское общество страхований, а «северяне» во главе с Мамонтовым остались подрядчиками-строителями.

Новые заказчики диктовали свои требования, и в 1899 году был объявлен международный конкурс на фасад «Метрополя», собравший 20 участников. Жюри единодушно присудило первую премию проекту Кекушева, однако с началом громкого судебного дела против Мамонтова план был серьезно скорректирован на основе проекта молодого архитектора Вильяма Валькота, получившего на конкурсе лишь четвертое место. По одной из версий, изменениями по заданию заказчиков занимался сам Кекушев, сохранивший свой высокий статус, — молодой Валькот, не имевший строительного опыта, не был ему конкурентом.

Отчасти сохранилось и влияние Мамонтова, особенно заметное в выборе произведений искусства. Центральную часть нового фасада со стороны Театрального проезда заняло монументальное керамическое панно «Принцесса Греза» Михаила Врубеля, выставлявшееся в 1896 году в мамонтовском павильоне на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. По сторонам расположились панно по рисункам молодого художника Александра Головина, произведенные, как и «Греза», на Абрамцевском керамическом заводе Саввы Ивановича.

К участию Мамонтова можно отнести и появление на здании керамического фриза с красноречивой фразой, взятой из популярного в те годы произведения Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра». Сейчас сохранилась только ее часть на стороне, обращенной к Третьяковскому и Театральному проездам, а целиком она звучала так: «Опять старая истина, когда выстроишь себе дом, то замечаешь, что научился кое-чему». В глазах московской публики начала века цитата намекала на превратности судьбы самого Мамонтова, постигшие его во время строительства гостиницы.

Хотя Кекушев и оказался не единственным автором «Метрополя», именно он предопределил его облик. Ему принадлежит необычный и выразительный силуэт здания: арочные конструкции на крыше и башенки-пинакли с острыми шпилями. Полностью в соответствии с его проектом выполнены фасады со стороны Китайгородской стены и во внутренних дворах. Считается, что он же разработал окончательное решение главных фасадов комплекса со стороны Театральной площади и Театрального проезда, упростив фасады Валькота и придав им завершенный вид.

Особняк В. Д. Носова
Электрозаводская ул., 12

Хотя основные заказчики Кекушева, как правило, хотели видеть свои жилые и доходные дома в центре Москвы, архитектор немало потрудился и за его пределами. Эта постройка — редкий пример сохранившегося в городе особняка-дачи в стиле модерн. Облик здания был предопределен удаленностью от центра города, малоэтажной застройкой окружающей местности и, вероятно, желанием владельца, у которого неподалеку располагалась собственная фабрика.

Заказчиком экстравагантного дома был Василий Дмитриевич Носов, происходивший из семьи трудолюбивых старообрядцев, основавших еще в 1829 году собственное текстильное дело на берегу Хапиловского пруда. Сначала Носовы производили дешевые платки: мужчины семьи собственноручно ткали и красили ткань, а их жены пришивали бахрому. Но постепенно фабрика росла, дело расширялось, и к концу XIX века это было уже весьма доходное Промышленно-торговое товарищество мануфактур братьев Носовых с основным капиталом в 3 миллиона рублей, которое славилось высоким качеством пуховых одеял, платков и мундирного сукна. Главным владельцем и распорядителем Товарищества в конце XIX века стал Василий Дмитриевич Носов. Одна из его дочерей, кстати, вышла замуж за Алексея Бахрушина, основавшего знаменитый театральный музей.

Очевидно, Носов хотел построить что-то модное, в русле современных мировых архитектурных веяний. Из этого пожелания возникло сооружение, напоминающее европейские загородные виллы с обширными террасами, фигурными козырьками и деревянными резными обрамлениями.

Здание стоит в центре небольшого сада, и вся композиция его асимметрична — так и просится обойти кругом. К улице обращена открытая веранда с террасой на крыше, обслуживавшей гостиную второго этажа. Орнамент деревянных резных перил веранды, как и другие элементы, отдаленно напоминает мотивы французского аналога модерна — ар нуво, и, в частности, ограждения входов в парижское метро архитектора Гектора Гимара.

При всей современности архитектуры, внутри здание было разделено на две половины — мужскую и женскую. В мужской на первом этаже жил владелец и его прислуга, на втором — одна из его взрослых дочерей. Интерьеры дома, придуманные Кекушевым, были совершенно великолепны. Центральным элементом холла стал камин, в отделке которого использовались абрамцевские майоликовые изразцы и кованая медь. На второй этаж вела парадная дубовая лестница, освещенная огромным окном, обращенным в сад. Ее отделка может быть отнесена к самым оригинальным образцам московского модерна. Деревянные панели, плафон с изображением крылатых сиринов, живописный фриз с изображением древнерусских парусных ладей подчеркивали древнерусские эстетические пристрастия хозяина-старообрядца.

После революции особняк был национализирован и долгое время в нем располагались различные детские учреждения. Но с конца 1980-х по 2008 год прошла реставрация, вернувшая первоначальный облик элементам внутренней отделки. Тогда же была добавлена ограда с кованой решеткой и воротами со стороны улицы. Не попадайтесь в ловушку — это не настоящий модерн, а то, как понимают этот стиль современные реставраторы. Сейчас в здании располагается Молодежный историко-культурный центр «Особняк купца В. Д. Носова» (МИКЦ) и Нотно-музыкальный отдел Российской государственной библиотеки для молодежи, так что попасть в него не сложно (что редкость для особняков московского модерна). Для этого даже не придется притворяться музыкантом в поисках редких нот — в здании размещены историко-документальные экспозиции, посвященные семье Носовых и Кекушеву, и регулярно проходят кинопоказы, концерты камерной музыки и литературно-музыкальные вечера.

В статье использованы материалы из книги «Архитектурное наследие России. Лев Кекушев» . М.: Издательский дом Руденцовых, 2013 г.

ГДЕ И КАК ЖИВУТ ДИПМИССИИ В МОСКВЕ

Старинные особняки Москвы отнюдь не всегда превращаются в музеи. Некоторые из них и сегодня как и сотни лет назад продолжают жить насыщенной светской жизнью своих обитателей, вольготно вдыхая столичный воздух глубокими окнами с широченными подоконниками. По роскошным лестницам с кружевными перилами поднимаются избранные гости, в просторных гостиных проходят торжественные приемы, семьи каждый день собираются на завтрак, обед и ужин за огромными столами внушительных столовых, а стены мрачноватых кабинетов в английском стиле освежают картины известных живописцев…

Текст: Елена ШПИЗ

Именно благодаря историческим особнякам центр Москвы был и остается особым миром, словно заговоренным от современной суеты, неизбежности небоскребов и вечных пробок.

В сущности, это даже не дома, а архитектурные личности, пережившие революции, войны, множество романтических сюжетов и настоящих драм. Вероятно, талант истинных реставраторов в том и заключается, чтобы, несмотря на неизбежное внедрение современных материалов, сохранять «душу» пропитанных временем стен. Так и хочется назвать этих мастеров архитектурными эскулапами, которые возвращают здоровье «уставшим организмам» старинных особняков и вдыхают в поникшие облики фасадов первоначальную историческую красоту.

Фото из архива В. Маяковского

В наше время такие дома лишь в редких случаях выкупаются в частную собственность, чаще находятся в ведомстве различных госструктур, которые отвечают за их сохранность.

Как известно, часть московских особняков занимают зарубежные посольства. Все эти здания находятся в хозяйственном ведении Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса при МИД России (далее ГлавУпДК, ‒ прим. ред.).

ГлавУпДК отвечает за многие объекты столичной исторической недвижимости, которая, преимущественно, предоставляется на особых условиях посольствам и дипломатическим миссиям разных стран, а также зарубежным и российским компаниям с безупречной репутацией. Долгосрочная аренда позволяет достойно содержать архитектурное наследие. Особняки, в буквальном смысле, обретают новую жизнь. Эксперты ГлавУпДК контролируют и силами лицензированных подрядных организаций осуществляют реставрацию подведомственных зданий.

Проект особняка Льва Кекушева на Остоженке, 21

«ОСОБНЯК МАРГАРИТЫ»

В настоящий момент ГлавУпДК реставрирует знаменитый «готический замок» законодателя московского модерна Льва Кекушева на Остоженке, 21 ‒ один из самых узнаваемых особняков столичной «золотой мили» с граненой башенкой, ассиметричной композицией и интригующей динамикой разноформатных окон.

‒ Для нас принципиально важно в точности восстановить исторический облик особняка, ‒ делится с обозревателем «МВ» главный архитектор ГлавУпДК Георгий Орлов . ‒ Это первая полная реставрация за всю, более чем вековую, историю здания, и если есть хоть малейшая возможность сохранить исходные материалы, мы боремся за каждый миллиметр. Потому что именно в этих деталях живут атмосфера и дух старинных зданий. Но при всем желании досконально воссоздать прошлое, мы вынуждены считаться с реалиями настоящего. В частности, с колоссальным движением машин непосредственно перед особняком и проходящей под фундаментом веткой метро, которые вызывают сильные вибрации и оказывает мощную дополнительную нагрузку на фундамент и стены дома. А ведь 80% несущих конструкций ‒ исторические! Мы заменяем лишь полностью разрушенные элементы, в частности, фрагменты покрытия кровли и стропильной системы, и, конечно, удаляем с поверхности стен и лепнины многочисленные наслоения краски разного времени и глубоко въевшиеся загрязнения. Однако, в основном, только лечим и докомпановываем архитектурное наследие, используя техники и материалы времени строительства здания, то есть начала XX века. Причем лечим в буквальном смысле: делаем различные укрепляющие и гидроизолирующие инъекции, «вживляем» специальные металлические конструкции, дополняем утерянные фрагменты заново изготовленными по старым технологиям элементами. Наши реставраторы ‒ опытнейшие мастера, мы работаем с ними много лет.

Главный архитектор ГлавУпДК Георгий Орлов со своей командой: творческий процесс в разгаре…

Сейчас во всех помещениях особняка на Остоженке, 21 – зале, гостиной, кабинете, спальнях ‒ по задумке Кекушева, окружающих выразительную лестницу ‒ ведут ремонт и усиление перекрытий

‒ Вот, видите, белый потолок? – продолжает наглядно погружать нас в историю Георгий Орлов. – Но, если присмотреться, можно увидеть на его плоскости специальные пробные расчистки красочного слоя, выполненные художниками-реставраторами, где слой за слоем снимаются красочные покрытия, обнажая авторский колер. А за снятой обшивкой из гипсокартона обнаружены уникальные потолки из дерева, повторяющие сводчатое перекрытие, редкая для Москвы находка.

В ходе работ открылись несколько заложенных дверных оконных проемов, о существовании которых никто не знал.

Под металлом оконных отливов найдена историческая керамическая черепица, некогда покрывавшая всю кровлю, но в советское время замененная на обычный стальной лист. На основе найденных образцов изготавливается черепичное покрытие, которое накроет здание и защитит его на много десятилетий вперед.

В реальности, работа мастеров под контролем специалистов ГлавУпДК, оказалась настоящим ювелирным искусством. В этом обозреватель «МВ» убедилась лично, взобравшись на строительные леса и вживую соприкоснувшись с реставрацией уникального лепного декора фасада.

Кстати, к вопросу о лечении: одним из инструментов реставраторов оказался самый настоящий медицинский скальпель. До чего же интересно было наблюдать, как молодой мастер, и в самом деле будто опытный хирург, уверенной рукой бережно снимал потухшие от времени верхние слои изящной лепнины.

Команда реставраторов ГлавУпДК

Сколько времени в целом уйдет на реставрацию особняка Кекушева на Остоженке, 21? ‒ интересуюсь у главного архитектора ГлавУпДК, вдохновившись увиденным.

‒ Работы рассчитаны на 19 месяцев, ‒ уточняет Георгий Орлов.

Исследователи убеждены, что особняк на Остоженке, 21 ‒ один из главных прототипов «Дома Маргариты» ‒ того самого, из окна которого возлюбленная Мастера вылетала на бесовский бал. И, хотя в литературном описании присутствуют детали и других существовавших в то время домов – в частности, Ивана Коровина в Малом Власьевском, 12 (1903), Зинаиды Морозовой на Спиридоновке, 17 (1893-1898), Сергея Соловьёва в Малом Ржевском, 6 (1901-1902) и Степана Рябушинского на Малой Никитской, 6 (1900-1903), все же «кекушевские черты» наиболее пронзительны. Особенно, трехстворчатое окно… Даже судьба самого Кекушева ‒ попавшего в психушку (или, как тогда говорили, «дом скорби»), бесследно исчезнувшего Мастера ‒ вызывает чуть ли не мистические ассоциации с булгаковским романом.

КЕКУШЕВ: БОГАЧ, БЕДНЯК…

Лев Николаевич Кекушев будто и в самом деле существовал вне времени и пространства. Точных сведений о местах его рождения и смерти нет. (На свет он появился то ли в Вильно (ныне Вильнюсе), что наиболее вероятно, то ли в Саратове ‒ прим. ред.) Где и когда похоронен, тоже неизвестно.

Кто бы мог подумать, что подобная развязка может ждать одного из самых успешных, богатых и счастливых людей своего времени!

По рассказам единственного внука, Лев Николаевич Кекушев отличался прекрасным характером, благодушным нравом и поистине булгаковским чувством юмора. Обожал розыгрыши. Всегда был добр к родственникам, друзьям и коллегам. Отличался невероятной увлеченностью и растворялся в архитектурных проектах с утра до вечера. Каждый день с шести утра чертил, придумывал, экспериментировал и всячески шалил, не боясь многократно превышать заложенные заказчиками сметы ‒ только бы в совершенстве воплотить созданный в воображении образ. При этом все перерасходы по сметам Кекушев покрывал из собственного кошелька, и в результате, несмотря на то, что по подсчетам историка Аркадия Крашенинникова, заработал «никак не меньше миллиона рублей», оставил после себя исключительно долги, как рассказывала потом его жена, забыв упомянуть о великом архитектурном наследии…

Судьба Льва Кекушева ‒ одна из самых печальных загадок, так и не разгаданных даже самыми въедливыми и азартными исследователями. Известнейший архитектор, чьи здания изначально стали визитными карточками Москвы, умирал в каком-то противоестественном отрыве от родных и друзей ‒ неизвестно где, неизвестно, когда. И это при том, что был отцом троих детей, для которых когда-то построил настоящий сказочный дворец ‒ единственный в Москве особняк со львом на крыше.

Кстати, из-за этого льва некоторые коллеги открыто злились на Кекушева, осуждали его за имперские замашки и даже прозвали «львом московского модерна». Впрочем, какое это имело значение, если и москвичи, и приезжие не уставали любоваться на роскошного зверя, взиравшего на город с царственной высоты.

Лев и в самом деле был авторитетный: порядка 4 метров в длину и более трех метров в высоту. При этом весил целую тонну!

Но самое удивительное, что в какой-то момент этот коронный кекушевский лев исчез так же загадочно и бесследно, как и сам Лев Николаевич…

Любопытно, кстати, что создавал льва австрийский скульптор Рудольф Вейер по аналогу со своими львами на шлюзе плотины в Нюссдорфе в Вене, построенной по проекту Отто Вагнера.

Венский лев Рудольфа Вейера — прототип московского на особняке Кекушева

Львы Рудольфа Вейера на шлюзе плотины в Нюссдорфе в Вене, построенной по проекту Отто Вагнера

Вероятно, такая симпатия Кекушева к австрийским мастерам объясняется тем, что, приехав в Москву после окончания Института гражданских инженеров и первой успешной архитектурной практики в Санкт-Петербурге, Лев Николаевич три года стажировался у модного московского архитектора Семёна Эйбушитца ‒ австрийца по происхождению, принявшего российское подданство.

Уроки австрийского зодчего определенно сказались на авторском стиле Кекушева, а кроме того заметно помогли ему сформировать круг весьма обеспеченных потенциальных заказчиков ‒ преимущественно, выходцев из богатых купеческих семей.

Казалось бы, все само ложилось к ногам Кекушева.

В середине 90-х Кекушев получил заказ от самого Николая II, выиграв тендер на оформление официальной коронации императора. С работой справился блестяще, и с того момента, несмотря на молодость, обрел известность и богатство, которые не снились и куда более возрастным его коллегам.

Известный предприниматель Савва Мамонтов активно привлекал Кекушева к своим проектам ‒ в частности, строительству «Метрополя». Правда, реализовать замысел не удалось, потому как Мамонтова арестовали по обвинению в растратах. И, хотя впоследствии суд полностью его оправдал, предприниматель был разорён, и все его имущество, в том числе, начавшаяся стройка «Метрополя», ушло на погашение долгов. Однако новые владельцы снова пригласили Льва Кекушева вместе Николаем Шевяковым в качестве соавторов гостиничного комплекса, и они существенно изменили существующий проект Вильяма Валькота, что, по мнению современников, принесло зданию колоссальный успех.

Кто бы мог подумать, что прекрасный красно-белый замок, который архитектор построил для своей семьи ‒ в народе» его до сих пор называют «особняком Кекушевой», потому как архитектор записал дом на жену, хотя впоследствии особняк был продан и на архивной фотографии 1908 обозначен самим же Львом Николаевичем как «Дом Смитского» ‒ станет для своего созидателя главным символом фатальных жизненных противоречий ‒ сбывшейся и разрушенной мечты, абсолютного счастья и крушения всех надежд, родового гнезда и потерянной семьи.

После революции 1905 года вкусы общества резко изменились, и романтику раннего модерна вытеснили неоклассицизм и строгий северный модерн, к которым у Кекушева категорически не лежала душа. Да и вообще, в его жизни наступила беспросветная пасмурная полоса.

В 1907 году один из крупнейших его проектов ‒ ресторан «Эльдорадо» (1907) – ушел к другому архитектору, который изрядно отклонился кекушевских чертежей. Однако сломало Кекушева совсем другое.

Согласно косвенным историческим сведениям, жена Кекушева Анна Ионовна, в девичестве Болотова, которая была моложе мужа почти на 16 лет, увлеклась сотрудником его же архитектурного бюро, и в 1906–1907 годах у супругов произошел разрыв. Архитектор переехал на съемную квартиру. Впоследствии Кекушевы дважды пытались снова жить вместе (в 1908–1909 гг. и после 1913 г., ‒ прим. ред.), но разрушенную любовь отреставрировать не удалось. И семью воссоединить ‒ тоже.

Самое непостижимое, что после смерти Кекушева, точная дата которой неизвестна, ни вдова, ни дети именитого архитектора так и не нашли его могилу. Известно только, что похоронен он на одном из московских кладбищ…

Понятно, что время было сложное, и многое могло помешать подобным поискам, но ведь и годы спустя никто из родных могилу не разыскал. Хотя сын Кекушева, Николай, стал известным авиатором (в 1924-м его наградили орденом Красного Знамени, в 1930-м он добрался до Северного Полюса, во время блокады Ленинграда эвакуировал жителей северной столицы на гражданском самолете, ‒ прим. ред.) и, вероятно, имел достаточные связи, чтобы узнать хоть что-то о таком известном отце. Но, как видно, пользоваться ими не стал. Впрочем, и у самого Николая судьба сложилась драматично. Как водится, несмотря на заслуги и подвиги, после войны ему пришлось пройти тюрьму и лагеря. В результате, после освобождения он опубликовал книгу воспоминаний под красноречивым названием «Звериада». Однако даже в мемуарах Николай написал о Льве Николаевиче как-то крайне несущественно: «Отец, вышедший из военной семьи, ненавидел царскую муштру и воспитывал меня в ненависти ко всему военному».

Удивительно на самом деле все сложилось: в свое время отец Льва Кекушева прочил ему военную карьеру, однако будущий архитектор решительно ее избежал. С его же собственным сыном все вышло наоборот…

Между тем, совсем недавно выяснилось, что родные знали, где умирал Мастер.

‒ Чуть ли не в 2006 году, исследователи обнаружили архивные материалы, из которых стало известно, что одна из дочерей Кекушева в 1935 году устраивалась на работу в организацию, которая занималась спецпроектами и реставрацией, ‒ рассказывала обозревателю «МВ» руководитель музейной службы ГлавУпДК Лидия Нечаева. ‒ Так вот в своей биографии она написала, что ее отец, Лев Николаевич Кекушев ‒ известный архитектор, построивший около 60 объектов в Москве ‒ был помещен в психиатрическую больницу, где умер в 1917 году.

А ведь если верить этой информации, то нынешний 2017 год совпал сразу с двумя юбилеями Льва Николаевича Кекушева ‒ 155-летием со дня рождения, и 100-летием с года смерти.

Тем символичней знаковый жест, которым ГлавУпДК собирается выразить уважение к памяти великого архитектора. Помимо полной реставрации двух особняков Кекушева в центре Москвы, ведомство намерено вернуть на крышу замка на Остоженке, 21 таинственно исчезнувшего льва.

ЛЕВ НА ВЫСОТЕ

Если честно, даже не верится, что меньше, чем через два года, мы сможем увидеть царя зверей на его законной 15-метровой высоте.

Именно здесь изначально крепился кекушевский лев. Фото: Елена Шпиз

На самом деле воссоздание пропавшего льва ‒ прямо-таки детективная история. Дело в том, что точных данных о материале, из которого он был изготовлен, нет. Так же, как и о времени и причинах его исчезновения.

Любопытно, что на фотографии Владимира Маяковского за 1920 год лев еще был…

В одних источниках предполагают, что лев исчез в военные годы. Якобы внутри он был металлическим, и его попросту переплавили на оружие. Другие исследователи утверждают, что скульптура была из мрамора, и ее тайно продали, потому как попытки купить льва за баснословные деньги предпринимались еще в то время, когда Анны Кекушева жила в особняке и, надо отдать ей должное, отказалась продавать авторский знак мужа. По третьей же версии, лев был сделан из непрочного материала и попросту разрушился.

‒ Мы изучаем огромное количество архивных материалов, чтобы досконально воссоздавать фасады и интерьеры исторических зданий, ‒ рассказывает Георгий Орлов. ‒ Иногда это бывает невероятно сложно, потому что в некоторых случаях даже архивных материалов не остается. Особенно трудно было разыскать точную информацию о скульптуре исчезнувшего льва. И все-таки мы обнаружили фотографию, на которой лев виден во всей красе, так что теперь сможем его воссоздать.

Учитывая несовпадение сведений из различных источников, из какого, в итоге, материала будет создаваться скульптура нового льва?

‒ Очевидно, что в наше время это могут быть только оптимальные материалы, ‒ отмечает Георгий Орлов. ‒ С одной стороны очень прочные, невосприимчивые к погодным катаклизмам и вибрациям на 15-метровой высоте, с другой ‒ не слишком тяжелые, чтобы избежать слишком сильной нагрузки на само здание. Возможно, мы будем отливать льва из бронзы.

ЛАВАНДОВЫЙ ЗАМОК

После окруженного лесами дома на Остоженке нас ждал полностью восстановленный особняк купцов Коробковых на Пятницкой, 33 ‒ еще один кекушевский архитектурный шедевр. Столичные дамы романтично прозвали его «лавандовым замком», благодаря цвету фасада, пробуждающему радость и таинственно меняющему тон в зависимости от погоды.

Тем интересней было увидеть интерьеры и отдать должное каждой детали особняка – от знаменитой лестницы с забежными ступенями и уникального витража, выходящего в холл, до нежной лепнины роскошных потолков и альфрейной живописи, имитирующей фактуру дорого дерева стен в английском кабинете.

Деревянная фактура выполнена в технике «альфрейная живопись». Фото: Юрий Потехин

Откровенно говоря, и зрительно, и тактильно дерево ощущалось как настоящее. Однако Георгий Орлов убедил, что на самом деле – это мастерски выполненный рисунок.

‒ Технология очень сложная и дорогая, ‒ пояснил главный архитектор ГлавУпДК. ‒ Осуществить такую идею стоило большого труда, и мы очень рады, что все удалось.

СПРАВКА «МВ»:

Название «альфрейная живопись» происходит от итальянского «альфреско», т.е. рисунка по сырой штукатурке, имитирующего объемную фактуру. Чаще всего эта техника применяется в храмах, поражая воображение прихожан красотой и зрительной объемностью церковных сюжетов.

_______________________________________________________________________________

Руководитель музейной службы ГлавУпДК Лидия Нечаева рассказывает о знаменитых забежных ступенях лестницы Кекушева. Фото: Юрий Потехин

С не меньшей гордостью Лидия Нечаева рассказывала об коронной кекушевской лестнице, которую архитекторы считают отдельным произведением искусства.

‒ Это одна из самых красивых и необычных лестниц в истории московской архитектуры, ‒ рассказывает руководитель музейной службы ГлавУпДК. ‒ Она настолько выразительна, что делает вестибюль в этом особняке одним из самых красивых в Старой Москве. Особенно интересны кружевная дугообразная рокайльная решетка и необычные забежные ступени, которые встречаются довольно редко.

Мы с удовольствием бродили по «круговой системе» небольших, но зрительно на редкость просторных помещений второго этажа. Больше всего удивило единство совершенно разных интерьеров. Кекушев не изменил своему удивительному таланту не повторяться и развлекать глаз. Именно, не просто радовать, а развлекать, интригуя органичной динамикой форм, цветов и фактуры. Вроде как превращая в сюрприз каждое новое, открывающееся взору пространство. Мы любовались огромными люстрами, которые казались нежными и легкими вопреки размерам и совершенно не подавляли «докучной роскошью».

Приятно было чувствовать себя первопроходцами в свежеотреставрированном историческом особняке и вживую представлять сказочную жизнь в таком доме – да еще в тишайшем красивейшем уголке столичного центра. Мысленно обставлять еще пока пустующие интерьеры.

Так и тянуло выпить чашечку кофе в просторной столовой, глядя в счастливые кекушевские окна…

А когда уходили, невольно еще раз залюбовались на лавандовый фасад.

Любопытно все-таки, как Кекушев придумал такой невероятный цвет? – невольно вопрошаю в ожидании романического объяснения.

‒ Пошутить хотел, ‒ улыбается Георгий Орлов. ‒ Кекушев любил шутить и удивлять…

Редакция «МВ» выражает благодарность за сотрудничество советнику начальника Главного управления по обслуживанию дипломатического корпуса (ГлавУпДК) при МИД России Светлане Чумиковой.

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ БЫТЬ ВАМ ИНТЕРЕСНЫ:

НЕВОСПОЛНИМЫЕ ПОТЕРИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ… Остается лишь надеяться, что силами мирового сообщества уничтоженная красота хотя бы частично будет восстановлена…

7 декабря 2017 г. в ходе реставрационных работ на крышу особняка Льва Кекушева (Остоженке, 21) была установлена медная скульптура льва, утраченная в начале XX века.
Известно, что Лев Кекушев часто украшал львами свои постройки, это была своеобразная подпись мастера.
Фасад дома, который он спроектировал и построил в 1903 году для своей семьи, тоже когда-то венчала весьма выразительная и запоминающаяся трехметровая скульптура льва, выполненная австрийским скульптором Рудольфом Вейером по аналогии с львами шлюза плотины в Нюссдорфе в Вене (арх. Отто Вагнер).
К сожалению, здание, которое строилось для долгой и счастливой жизни, вскоре стало местом личной трагедии архитектора.
Он развелся со своей женой и навсегда покинул этот дом.
Несколько лет спустя с фасада по неизвестным причинам исчез лев.

Так выглядел особняк А. И. Кекушевой сразу поле постройки (открытка из домашнего архива)

Это мои фотографии, сделанные в 1982 году.

В этом году особняк наконец-то дождался реставрации.
Реставрационные работы проводились под руководством ГлавУпДК.
очень подробная и интересная статья о ходе реставрационных работ.
И лист из проекта:

А на YouTube появилось видео момента установки льва: