Как стать культурной. Какого человека можно назвать культурным в современном обществе? Уровни проявления культуры

А теперь выскажу свою точку зрения. Во многом соглашусь со многими комментаторами, но вот на какой нюанс я бы хотел обратить внимание. Культурным человек может стать только начиная с вопросов. Только тогда, когда он будет задавать себе вопросы об окружающем мире, о том, почему так, а не иначе, он начнет окультуриваться. Поясню. Можно скопировать какую-то манеру поведения, запомнить нормы и правила, выработать хорошие привычки. Но все это будет лишь гримасничаньем и лицедейством. Человек должен понимать, почему именно так, а не иначе. Объясню это на примере внутреннего диалога с самим собой.

Почему ты оставил мусор на природе после пикника?
- Потому что там все равно полно мусора.
- Это не причина, а следствие. Почему ты так поступил?
- Ну... мне лень было возиться с мусором. Тем более все равно там мусор.
- Ты мог бы убрать свой мусор и часть чужого. Мир бы стал немного чище. Разве не так?
- Ну ведь все равно намусорят снова...
- То есть тебе нужен культурный мир вокруг, чтобы ты был культурным?
- Видимо, да.
- Но как мир станет культурным, если каждая часть существующего сегодня некультурного мира постоянно поддерживает его в таком состоянии?


Культура - это всегда насилие. Прежде всего, насилие над самим собой. Себя нужно постоянно заставлять быть культурным. Но парадокс - культурный человек совершает насилие над собой, когда поступает некультурно. Таким образом, мы приходим к выводу, что правильную модель поведения человек должен не только скопировать, но и осознать, принять ее, следовать ей не потому, что так ведут себя образцы для подражания, а потому что он иначе не может. Вот я недавно написал, что мы не любим своих детей. Некоторые комментаторы возмутились, дескать, это не так, вот мы любим и своих, и чужих. Но я писал не о пассивном чувстве, а о чувстве-действии. Таком чувстве, когда некрасивый мир вокруг хочется сделать красивым, потому что в этом мире будут жить дети.

В детстве я знал одного дедушку, который часто купался на небольшом пляже на речке. С ранней весны и до поздней осени. Однажды я увидел, как он плавает.
- А мне казалось, что вы не умеете плавать, - сказал я ему, когда он оказался на берегу.
- Почему ты так решил?
- Вы все время ходите в воде, а не плаваете (на самом деле, я думал, что он боится плавать, беспокоясь, что сердце остановится и он утонет).
Дедушка показал мне кусок ржавой железки, которую он достал со дна. На этот маленький пляж ходили его внуки - он постоянно обследовал дно, потому что там постоянно жарили шашлыки отдыхающие. Иногда с мордобоем и битьем бутылок о головы друг друга. Дедушка беспокоился, что внуки могут пораниться осколками и поэтому регулярно обследовал дно. Вот любовь, о которой я говорил. Молчаливая, не показушная, но деятельная.

Это наша национальная черта - мы любим размах. Счастливыми нужно сделать сразу всех. Культуру - в массы. Но на самом деле, надежный результат любит осторожную, неспешную поступь. Сделай культурным хотя бы одного человека - себя, и мир уже станет культурнее. Оправдывать себя тем, что кругом быдло, а чего я-то буду самым культурным, - позорно. Я как-то познакомился с пожилой учительницей русского языка и литературы. И тактично спросил ее, почему она говорит "ложить"? Она вздохнула и ответила: "У нас все так говорят, мне надоело всех поправлять..." Я был в шоке от такого признания. Словно своими глазами увидел, как пал последний бастион обороны прекрасного города и на его улицы хлынули орды варваров. Нельзя сдаваться. Может быть, ты и есть - последний бастион...

Нужно ли читать, чтобы стать культурным? Нужно. Но гораздо важнее - думать. Не лгать себе и не оправдывать себя. В Ингушетии молодые люди встают, когда входит старший. Как объяснил один молодой ингуш - я не для него (вошедшего старика) встаю, я для себя встаю. Это настоящая культура - когда правильная норма поведения - часть тебя. Вести себя правильно даже тогда, когда кругом бескультурье. А так себя вести может только человек понимающий, почему он себя ведет именно так.

В наше время люди редко задумываются, над тем как вести себя культурно, не то, что быть человеком высокой культуры. Да и что говорить о просто людях, на улице или в магазине в другом общественном месте, если на высоких трибунах люди забывают как прилично вести себя в обществе. Прочитав эту статью, посмотрите вокруг, и сделайте выводы. Что изменилось в поведении окружающих нас людей? А может еще не поздно измениться и главное научить наших детей культурному поведению? Ведь даже для детей предусмотрены правила этикета.

А все начинается с приветствия. Если хотите знать, то дети, приехавшие в город из деревни или маленького поселка, здороваются со всеми кого встретят возле подъезда. А взрослые местные жители нет. Объясняя это тем, что «я их не знаю». А у меня был такой случай, поправляю рано утром грядку с цветочками, проходит молодой человек и говорит «здравствуйте», я разогнулась и говорю «что-то я вас не припомню». А он — «ну и что? Просто здравствуйте». Было очень удивительно и трогательно — неужели еще не перевелись нормальные молодые люди? А ведь именно с приветствия и начинается этикет.

Человек высокой культуры, всегда придерживается моральных норм поведения, он обладает высокой нравственностью. Мораль это нравственность, а все вместе это этика. Все что хорошо это нравственно, что плохо безнравственно, простая истина. Смеяться над недостатками других людей, делать больно, отбирать жилье и наносить вред это аморально. Мораль предполагает принятия любого решения и выполнение любого дела так чтобы не нанести вред другим людям. Предавать и подсиживать сотрудников, выдавать их секреты это не этично. Вот как связаны все эти понятия, и все это культура поведения человека в обществе. Все остальное техника соблюдения этих понятий.

Культурный человек это не только манеры и умение вести себя в обществе это и уважение других людей, их интересов, проявление высокой гуманности и умение жить, учиться и работать в обществе. Честность и способность сдержать данное слово одна из черт культурного человека.

Культурный человек, всегда аккуратен, он опрятен и дома и на улице. Перед тем как выйти на улицу посмотрите на себя в зеркало. Поправьте прическу, поправьте галстук, все ? Мужчина всегда открывает дверь перед женщиной и пожилыми людьми уступает им дорогу. Мужчина идет рядом с женщиной всегда слева от неё. Военные мужчины справа, чтобы правая рука была свободна для приветствия других военных. Не прилично держать руки в карманах.

Встречая знакомых, старайтесь первыми поприветствовать их, хотя по правилам этикета первыми приветствуют дети — взрослых, младшие — старших, мужчины — женщин. Мужчина не подает руку первым, если перед ним женщина или старшие по возрасту. Мужчина снимает перчатку, прежде чем подать руку, женщина нет.

Культурное поведение в обществе не позволяет при встрече на улице громко разговаривать, надо отойти в сторону и вести беседу. Этикой поведения предусмотрено выслушивать собеседника, а не прерывать его, не разговаривать громче него, не жестикулировать руками и не размахивать бумагами. Не прилично брать собеседника за воротник или держать за пуговицу. Жевать при разговоре. Сдержанно вести споры и тем более переговоры.

Не будьте назойливым, не хочет человек общаться, пройдите мимо, грустит, не приставайте с анекдотами. Не заглядывайте в книгу, которую читает попутчик.

Не предусмотрено этикой поведения человека громко сморкаться и чихать, надо делать это скромнее в носовой платок, нельзя плевать и зевать. Но если зеваете, прикройте рот ладонью.

Поведение в общественном транспорте должно быть этичным. При входе в трамвай мужчина пропустит сначала женщину, молодые старших. Уступать место женщинам и пожилым. Не употреблять пищу и тем более пиво, . При входе в общественный транспорт мужчина пропускает женщину и старших, так же поступает и при выходе.

В легковую машину мужчина пропускает женщину, а при выходе выходит первым, чтобы помочь выйти женщине, подать ей руку.

Нравственный человек не будет останавливать свой взгляд на людях необычной внешности и имеющих физические недостатки. Не прилично смотреть на незнакомых людей в упор и разглядывать их. Смеяться громко и долго в общественном месте не прилично.

Если заметили что в одежде человека, что не так надо тихо сказать ему об этом, не заметно для окружающих, но женщине пусть скажет женщина.

Культурный человек должен знать, что в кинотеатре или театре, проходить на свое место надо лицом к сидящим в ряду. Мужчина должен снять головной убор, а женщина, если только её шляпка мешает окружающим. Нельзя топать ногами, выбивая в такт музыке во время концерта. Бинокль в театре предназначен, чтобы в него смотреть на сцену, а не разглядывать окружающих.

Зная как правильно себя вести в обществе, не значит быть культурным человеком, культура это образованность, хороший вкус во всем, доброта, любовь, внутренняя гармония.

«Культурный человек» - это словосочетание, которое можно частенько услышать на улице, в общественных местах и так далее. Какого человека можно назвать культурным? На сегодняшний день быть культурным - это обязанность каждого индивида, который живет в обществе и взаимодействует с другими людьми. Конечно, для того чтобы человека причислили к этому высокому рангу, он должен обладать весьма внушительным списком навыков, умений и качеств, а также соответствовать многим нормам, что исторически сложились в общественной среде. Но начать рассуждения на эту тему необходимо с определения того, что такое «культура».

Культура

Существует более тридцати определений этого термина. Например, дословный перевод с латинского языка говорит о том, что это «воспитание» или же «образование». Но если выбирать самое удобное и лаконичное определение, то возможно остановить свой выбор на следующем: человеческий мир, его ценности, знания, умения, традиции и тому подобное.

Человек культурный - это не врожденная черта, а заслуженная тяжким трудом в течение всей жизни важнейшая составляющая человеческого бытия. Культуру прививают ребенку с первых дней его жизни в семье, детском саду, школе. Но процесс этот продолжается и с взрослением.

Современный культурный человек

Первостепенно, современный культурный человек должен владеть манерами и быть вежливым по отношению к окружающим. Поведение личности зачастую и говорит о том, культурен человек или же нет. Как говорится в учебниках по социологии, человек - это существо био-психо-социальное, и последняя составляющая для его культуры крайне важна. Ведь если бы ее не было, каждый вел бы себя как животное, руководствуясь лишь инстинктивной базой. Обладать этикетом учат малышей с раннего детства, как говорилось ранее, но наука эта так сложна, что зачастую ею в совершенстве не могут овладеть даже взрослые люди.

Кстати, стоит сказать о том, что культурного человека по всему миру представляют по-разному. Правила этикета в одной точке планеты очень отличаются от тех, что имеются в другой. Потому тема эта крайне сложна, хотя общая канва, конечно же, имеется. Так какого человека можно назвать культурным?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо определиться с тем, какие именно знания и навыки должны быть в арсенале у индивида, чтобы он считался культурным.

Внешние признаки

Как говорится в известной русской поговорке, «встречают по одежке, а провожают по уму», потому стоит поговорить о внешних признаках. Какого человека можно назвать культурным в этом случае? Презентабельность и аккуратность в одежде очень важна. Видя человека, который выглядит по ситуации, ведет себя соответствующе, в котором нет вульгарности, окружающие сразу понимают, что он культурен.

Внутренние признаки

Стоит сказать и о внутренних характеристиках, таких как черты характера. Духовно культурный человек должен быть ответственным, милосердным, вежливым с окружающими, искренним, великодушным, смелым, но умеющим владеть собой в любой ситуации, уверенным в себе и в своих силах. Все это появляется у людей с возрастом в Кроме того, такой человек должен быть толерантен, обладать чувством меры, никогда не хамить другим людям, уважительно относиться к каждому, сочувствовать, сострадать, помогать по мере возможности каждому, кто в этом нуждается.

Саморазвитие

Культура берется в человеке не сама собой. Это трудная и методичная работа родителей, воспитателей, учителей и преподавателей. Но самым главным человеком, который движет процессом социализации индивида, является он сам - цивилизованный человек.

В мире существует множество примеров детей-маугли, которые были найдены в джунглях, но так как социализация не происходила долгое время, даже самые талантливые педагоги не смогли помочь им стать культурными людьми. Человек самолично должен отдавать себе отчет в том, что необходимо для его становления как культурной личности. Эрудированным, образованным, воспитанным и цивилизованным возможно стать, только если самому прикладывать усилия.

Сотрудничество с другими людьми

Культурный человек - это часть общества, поэтому он должен уметь сотрудничать и уживаться с другими. Такой человек должен временами забывать о своем благе ради блага других культурным. Помощь товарищу постоянно присутствует в судьбе культурных людей.

Патриотизм и гражданственность

Какого человека можно назвать культурным в контексте этой черты? Крайне важно для того, кто желает именоваться культурным, знать историю своего государства, осознавать себя гражданином, любить свою родину и чтить законы, которые наличествуют на ее территории. Нельзя быть «Иванами, не знающими своих праотцов». Эти качества, конечно, зависят от образования, того, что было заложено в семье, или же от традиций, которые присутствуют вокруг индивида.

Невозможно перечислить все признаки, которыми должен обладать культурный человек в наше время. Да и ведь каждый в этом случае выделит что-то свое, что считает более важным. Но несколько обязательных черт были упомянуты выше, их можно развить в самом себе самостоятельно или стараться избавиться от их антиподов внутри себя, главное - стремиться к совершенству. И еще важно помнить, что культура определяется не словами, а деяниями, потому рассуждайте о своих поступках, содеянных или же запланированных, и будьте культурными!

Древние римляне называли культурными тех, кто окружал себя достойными попутчиками среди вещей, людей и мыслей. Немецкий философ Гегель наделял культурного человека универсальными способностями, характерными для всех остальных. Что сегодня значит быть культурным человеком – в этой статье.

Что значит быть культурным и цивилизованным человеком?

Такого человека нередко называют воспитанным и интеллигентным, ведь только такой может идеально вести себя в обществе с точки зрения общепринятых норм морали. Если он соблюдает этакий обывательский кодекс чести, то для общества в любой ситуации будет оставаться культурным человеком, а вот наедине с собой, то есть за «закрытыми дверями» может быть кем угодно – тираном, деспотом, маргиналом и пр. Выйдя за пределы своего жилища, у культурного человека должен автоматически включаться тумблер самоконтроля по соблюдению общепринятых ритуалов и правил . Если к данным характеристикам культурного человека прилагалось еще и хорошее образование, то в глазах окружающих он поднимался до уровня интеллигента. В принципе, другие требования к «культурному человеку» общество не предъявляло.

Как менялось понятие о культуре?

Однако, само понятие «культура» в ходе развития человечества претерпевало различные изменения. Сначала оно больше относилось к сельскохозяйственной науке, что находит отражение в трактовке толкового словаря Ушакова: «культурный человек» – человек «возделанный». С развитием мировой урбанизации и появлением «городской культуры» термин стали рассматривать в контексте передаваемой из поколения в поколение информации. Это и традиции, и обычаи, и социальные нормы, и правила, которые регулируют поведение живущих ныне и тех, кто придет после них. То есть к качествам культурного человека стали относить способность усваивать и анализировать большой объем информации, умение ее трактовать и выстраивать причинно-следственные связи.

История показывает, что многие выдающиеся личности были культурными людьми. Они обладали энциклопедическими знаниями, а их мастерство отличалось исключительным совершенством. К таковым несомненно можно отнести Леонардо да Винчи – великого художника, инженера и ученого. Возможно, именно в связи с этим появилось выражение: «Талантливый человек талантлив во всем». Сегодня возможности культурного человека необычайно выросли. Но основные характеристики базируются на тех же постулатах: знаниях, их объеме и глубине, умениях, их высокой квалификации и мастерстве, а также нравственном и эстетическом воспитании и самоконтроле.

Признаки культурного человека

  1. В первую очередь это внешние признаки. Культурный человек всегда следит за своим внешним видом. Он хорошо и по ситуации одет, грамотно говорит, соблюдает правила этикета и нормы поведения в обществе.
  2. К чертам характера такого человека относят вежливость, доброту, ответственность, искренность и великодушие, уверенность в себе и умение владеть своими эмоциями. Его отличает чувство меры и такта, толерантность, отсутствие хамства, сострадание и готовность прийти на помощь.
  3. Тем, кто интересуется, каким должен быть культурный человек, стоит ответить, что высокоразвитым, образованным и эрудированным. Он открыт ко всему новому и готов учиться и расти. Он умеет созидать и ценить прекрасное.
  4. Такой человек умеет работать в команде и готов сотрудничать с другими людьми. Он умеет жертвовать собой ради высоких целей.
  5. Предан Родине и ее культуре, чтит ее историю, народ и национальные традиции.

Таким образом, культурным человеком можно назвать того, кто соблюдает нормы поведения в цивилизованном обществе, но при этом остается

Прежде чем разобраться, кто же такой культурный человек, важно дать четкое определение «культуре». Данное понятие с трудом поддается трактовке, так как является очень многоаспектным и проявляет себя в совершенно разных ипостасях. В соответствии с различными подходами, культуру необходимо рассматривать:

  • В общем смысле. Как совокупность характеристик, присущих определенной общности.
  • В более конкретном смысле. Как системообразующий элемент социальной действительности.

Не будет лишним каждый из них рассмотреть в отдельности.

О первом подходе

Он предполагает рассмотрение культуры как сочетания всех результатов исторического развития человеческих общностей. В данном контексте она включает в себя:

  • Особенности ментального склада ума.
  • Духовное наследие, включающее традиции, обычаи, культово-обрядные практики, праздники, быт, фольклор и искусство.
  • Систему ценностей, выработанных и устоявшихся на протяжении истории.

В широком смысле язык и вероисповедание так же воспринимаются как составные элементы культуры.

О втором подходе

Он рассматривает данное явление как основной социально-образующий фактор и концентрирует внимание на таких показателях индивида, как:

  • Духовная организация.
  • Полноценное разностороннее развитие.
  • Склонность к гносеологической (познавательной) деятельности.
  • Нравственное воспитание и моральные ориентиры.
  • Склонность к взаимодействию с другими представителями общества, эстетическое начало.

Культура, как социально-образующий фактор, является индикатором развитости обозначенных показателей у конкретного индивида и у групп людей, формирующих общество. В социальной психологии, чем она выше, тем в большей степени развиты приведенные показатели. В каждом отдельном обществе параметры культуры отличаются. Из чего следует вполне логичный вывод. И звучит он так: культуры неоднородны, разнообразны и уникальны.

Роль культуры в социальной жизни

Социум, или общество, являет собой одну из форм общностей. Это нужно запомнить. Каждому обществу, в свою очередь, независимо от его размера и состава, присущи отличительные черты, обеспечивающие его уникальность. Говоря о роли культуры в социальной жизни, целесообразно прибегнуть к теории систем.

Тут всё просто. Социальная жизнь - это своего рода система. И культура в данном случае выступает системообразующим элементом. Наравне с экономической формацией, политическим строем, формой устройства государства, в котором проживает общество.

Основополагающим постулатом рассматриваемой теории является следующее утверждение: «Изменение или удаление одного из элементов системы неминуемо влечет за собой изменение всей структуры в целом и в конечном счете ведёт к её распаду».

Но роль культуры в жизни социума носит витальный характер. И даже теоретическое рассмотрение исключения культуры из общественной жизни является не то, что бессмысленным. Оно просто логически невозможно.

Уровни проявления культуры

Как уже было сказано, трудность понимания и восприятия изучаемого понятия напрямую связана с плюрализмом форм его проявления.

Самый высокий уровень дифференцирования культур - цивилизационная принадлежность. К примеру, проявляется в разности совокупностей культур Африканских и Европейских народов. Самой яркой разделительной линией, отделяющей культуры между собой на сегодня, является национальная принадлежность.

Учитывая их многообразие, это как ничто лучше демонстрирует контраст различных культур. Существуют и другие, менее масштабные уровни культуры, которые способны существовать как в рамках одной национальности, так и за их пределами. Выходя за них, они объединяют людей на основе общности интересов, жизненных взглядов и убеждений, идеологии и т. д.

Такие проявления культуры могут быть основаны на совершенно разных фундаментах. И чаще всего именуются субкультурами. Примеры всем известны - неонацисты, хип-хоп-сообщество, косплееры, геймеры.

Материальная и духовная ипостаси

Рассматривая понятие культурного человека, их тоже стоит отметить вниманием. Тут имеет место быть как материальная, так и духовная ипостась. Причем в совершенно разных аспектах жизни.

Материальная культура воплощена в картинах, архитектурных памятниках, в произведениях кинематографа, музыки и поэзии, признанных классическими и приобщенными к историческому и национальному достоянию.

Материальная культура проявляет себя даже в конкретных брендах, напитках, наименованиях музыкальных групп. Последние три случая являются примерами проявления популярной культуры - как американские «Кока-кола», «Металлика», «Макдональдс» на рубеже девяностых-двухтысячных. Или Apple, «Майкрософт», «Старбакс» в наше время. Также она проявляется в национальных одеяниях, прическах, кухне и т. д. Это уже не просто составляющие культурного человека, а проявление самобытности социума, к которому он относится.

Что же касаемо нематериальных проявлений культуры? Они чаще всего обнаруживают себя в качестве признаков, используемых социологами и философами при описании психосоциологических особенностей разных обществ. Об этом будет более подробно сказано позже.

Кто такой культурный человек?

Это понятие теперь можно рассмотреть в подробностях. В современном понимании он воплощает собой личность, перманентно стремящуюся к удовлетворению баланса потребностей, включающих стремление к духовному, ментальному, нравственному и эстетическому самосовершенствованию.

В намерении гармонизировать и в равной степени развить эти 4 элемента, человек растет культурно. Духовное самосовершенствование предполагает приоритет интересов к творчеству, искусству и другим продуктам когнитивно-конструктивной деятельности личности над материальными ценностями. Данное стремление - ключевое качество культурного человека.

Что касательно ментального развития? Оно подразумевает стремление приумножать и расширять знания. Нравственное самосовершенствование - воспитание в себе основных благодетелей. Таких как честность, верность, справедливость, скромность.

Эстетическое самосовершенствование - любовь и осознание ценности красоты. Подразумевает склонность к прекрасному, или тягу к красоте. Имеется в виду не только слабость к красивому извне, но и приверженность к индивидуальному облагораживанию. Всё это - качества культурного человека.

Признаки культурной личности

Тоже интересная тема, и её стоит затронуть вниманием. На самом деле, при первой встрече с той или иной личностью нельзя точно определить, что это - культурный человек. Ведь духовное, ментальное и нравственное богатства не всегда способны отчетливо проявить себя при первом общении. В то же время существует ряд отличительных качеств и особенностей, которыми непременно обладает культурный человек.

Это, в первую очередь, наличие правильного воспитания, отвечающего нормам общества, в котором он проживает. А ещё соблюдение правил этикета во взаимодействии с другими людьми, умеренное поведение и негативное отношение к вычурности и эпатажу.

Обязательный «атрибут» культурного человека - это учёт и уважение комфорта окружающих. А ещё склонность не реагировать на явные провокации, способность защищать собственное достоинство, не прибегая к низостям и не теряя самообладания.

Физическими, визуально заметными признаками культурного человека могут выступать и особенности гардероба. Такая личность, как правило, избегает пестроты и скабрезности в одежде. Поскольку это может создать образ несерьезного, незрелого индивида.

В некоторых случаях аскетизм в быту и имидже может быть качеством культурного человека. Не стоит путать с безвкусием, низким качеством и пренебрежением к собственной внешности. Культурный человек умело проецирует на своем внешнем образе личные внутренние достоинства.

Социальная культура

Об этом - напоследок. Ранее было оговорено - что такое культура и культурный человек, были описаны качества и признаки, определяющие его. Но! Добавление к формуле «культурный человек» понятия социальности предполагает включение индивида с ярко выраженными духовными, ментальными, нравственными и эстетическими характеристиками в систему межличностных взаимоотношений в пределах организованной общности.

Это если углубляться в изучение понятия. Другими словами, социально-культурный человек - тот, кто способен применять свои развитые качества в процессе взаимодействия с другими членами социума, тем самым способствуя поступательному движению в процессе общественного развития.