Как уладить конфликт, три работающих способа разрешения конфликтов. Как возникает конфликт и как выйти из конфликта

Пути, способы и методы разрешения конфликтов необходимо знать каждому, так как рано или поздно в жизни приходится сталкиваться со сложными ситуациями споров и противоречий. Каждому хочется выйти из острого положения достойно, при этом не испортив отношения с другим человеком и группой людей. Однако, чаще всего конфликт принимает более критическую форму и ведет к разрыву отношений. Как научиться решать вопросы разногласия, а по возможности их вовсе избегать?

Конфликт по своей сути является обычным состоянием личности человека. Именно столкновения с окружающими говорят о том, что индивид реализует свою жизнедеятельность. При этом знать механизмы погашения конфликтных ситуаций крайне необходимо, так как эти знания помогут укрепить взаимоотношения в социальной, профессиональной и личной сфере. Умение быстро и грамотно разрешать конфликт – весьма необходимый навык, который является полезным для организации комфортной обстановки вокруг себя и в коллективе, в котором приходится находиться.

Большинство людей даже не подозревают о том, в каких конфликтах они принимают участие, какие события их жизни можно отнести к подобным острым ситуациям и каковы причины появления разногласий. Для человека разлад сказывается крайне негативно, так как все разногласия с окружающими в первую очередь порождают внутриличностный конфликт. Который, в свою очередь, приводит к ухудшению здоровья, нервозности, меняет характер человека в негативную сторону. Замечали ли вы, как из жизнерадостного знакомого постепенно формируется пессимист с установленной программой неудачника? Проблема таких людей скрывается в неправильной коммуникации в социуме. Если вас не радует подобная перспектива метаморфозы, стоит узнать какие существуют пути и способы разрешения конфликтов .

Термин конфликт в психологии определяется как столкновение несоответствующих и полярных стремлений в отношениях между людьми, в социальных группах и внутри самого себя, что ведет к душевным переживаниям.

Конфликты зарождаются на предмете соприкосновения представлений, взглядов, интересов. Особенно остро конфликт проявляется тогда, когда речь касается собственных достижений, целей, желаний, идей и мотиваций. Механизм влияния конфликта на человека: столкновение – эмоциональное потрясение – желание почувствовать свою значимость, обеспечить себе безопасность, уединиться.

Пути разрешения конфликтов

Варианты и пути решения конфликтов разнообразны. В тех ситуациях, когда затрагиваются интересы и мнения друг друга, существует различные аспекты поведения людей, проработанные специалистами. На основе этого анализа базируются основные пути решения конфликтных ситуаций:

1. Конкуренция.

Такой волевой способ разрешения спорной ситуации подходит для сильных личностей, которые активны и настроены на реализацию в первую очередь собственных интересов, не опираясь на интересы других личностей, находящихся в рабочем процессе. Отличительная черта таких людей – умение принуждать окружающих принимать его средство решения разногласий.

Этот способ наиболее резкий из всех остальных вариантов разрешения конфликтов. Подойдет для тех, кто обладает мощным резервом внутренних сил для того, чтобы переломить ситуацию и склонить других на свою сторону. Чаще всего такие способы разрешения конфликта приемлемы для руководителей. В этом случае легче всего добиться подчинения сотрудников, положительного выполнения поставленных задач, настроить коллектив на успех и процветание компании. Именно сильные личности способны вывести организации из кризиса, поднять общий дух и настрой коллектива для эффективной работы и достижения положительных результатов.

Конкуренция подразумевает сильную позицию у человека, который прибегает к этому виду решения спорных вопросов. Однако, нередко встречаются люди, которые используют этот метод нейтрализации текущего конфликта из-за собственной слабости. Знакомая ситуация, когда человек теряет надежду на урегулирование ситуации в свою пользу и прибегает к разжиганию нового противоречия с окружающими. Так, дети нередко провоцируют старших, получая по заслугам, уже выступают в роли жертвы, жалуясь родителям на поведение другого ребенка, которого он сам подтолкнул причинить себе обиду или боль. Нередки случаи, когда люди выступают в роли провокаторов исключительно из-за своей глупости. Эта ситуация наиболее тяжела и трудноразрешима в коллективе, особенно если виновником очередного конфликта становится начальник, которому противостоять сложно из-за субординации. Способы разрешения конфликта разнообразны, тем не менее решившись на урегулирование противостояния именно таким способом, нужно быть уверенным в собственных силах и определенно знать, что шансы стабилизации ситуации в свою пользу очень велики.

2. Уклонение.

Способы разрешения конфликтов существуют самые разные, однако, этот метод разумно использовать в том случае, когда выигрыш противодействующей силы становится очевидным.

«Бегство» считается проявлением трусости и слабости, но не тогда, когда это приносит преимущество в дальнейшей работе и во взаимоотношениях. Вы не раз, скорее всего, сталкивались с тем, как руководители тянут время, медлят с принятием резолюции, откладывают решение вопросов на неопределенный срок. Оправдания для того находятся самые разные. Помните, что существует риск полного фиаско, так как неизбежное отвратить достаточно сложно, и постоянно увлекаться таким способом урегулирования конфликтных ситуаций тоже не стоит.

Однако, есть ситуации, когда разумно использовать уклонение от решения вопросов с целью выиграть время. Это проявление сильной и умой стороны личности. Правда, следует четко разграничивать желание избежать ответственности и находиться в выжидательной позиции, чтобы разрешить конфликт в свою пользу. Удача может не обернуться к вам, тогда поражение может стать сильным ударом и эмоциональным потрясением (осознание собственной нерешительности). Поэтому используйте этот путь разрешения противоречий грамотно.

3. Приспособление.

В такой форме можно решить разногласия в том случае, когда вы признаете доминирование оппонента. Здесь приходится пренебрегать своими интересами ради урегулирования споров. Можно расценить приспособление как проявление слабости, а можно как разумную позицию в случае, если:

Уступая своему сопернику, вы не несете больших потерь;
приоритетным для вас является сохранение дружеских отношений с коллегой или коллективом;
вы не обладаете всеми необходимыми ресурсами и властью для подавления разногласий;
вы осознаете важность победы оппонента над вами;
сопротивление и продолжение борьбы может существенно навредить собственным интересам, дальнейшей карьере и здоровью;
конкурент обладает слишком мощными рычагами подавления, необходимо приспособиться, искать лазейки и другие способы разрешения конфликта, чтобы остаться на плаву и в будущем развиться сильнее соперника;
вы осведомлены о том, какие подводные камни скрываются за принятием решения. Дав возможность реализовать идею сопернику, вы получаете преимущество в случае подтверждения того, что это решение со стороны оппонента было опрометчивым.

4. Сотрудничество.

Этот способ решения конфликта базируется на том, что обе стороны находят выгодные позиции для примирения и, не прибегая к игнорированию своих и чужих интересов, вступают в положительное взаимодействие. Все методы разрешения конфликтов имеют свои плюсы и минусы, однако, этот путь навстречу погашения споров является самым благоприятным.

Когда обе стороны принимают ответственность, обладают всеми необходимыми ресурсами для снижения или полной ликвидации конфликта , тогда они готовы с учетом взаимовыгодных решений продолжать сотрудничество. Эта позиция определенно для тактичных и сильных личностей, способных выразить и озвучить свое мнение, цели, желания, намерения и выслушать оппонента, дабы прийти к общему заключению.

Как правило, с подобной формой решения конфликтов сталкиваются те организации, которые дальновидны и в состоянии найти более глобальные грани соприкосновения интересов. Правильное расставление приоритетов позволяет уже потом урегулировать спорные вопросы на промежуточных уровнях узкого направления или временного характера. Это проявление сильной стороны.

Если принятие решения вызвано слабостью, то подобное сотрудничество скорее приобретают форму приспособления. Однако, такой вариант не является негативным в том случае, если в ближайшем будущем не намечается резких изменений в распределении противоборствующих сил.

5. Компромисс.

Выбирая методы разрешения конфликтов, не стоит забывать о таком способе урегулирования разногласий, как стремление обеих сторон к компромиссным решениям. Иногда это может стать единственным рациональным путем к подавлению конфликта. Этот способ подойдет для тех лиц, которые стремятся к реализации общих интересов, но считают, что их одновременное достижение маловероятно. Эта ситуация часто возникает в том случае, когда стороны имеют отличный резерв возможностей, но имеют разную схему завоевания результата и взаимоисключающие интересы. В таком случае самым оптимальным вариантом является кратковременное сотрудничество на компромиссных условиях и получение выгоды для обеих сторон.

Способы разрешения конфликтов

Все существующие на данный момент методы разрешения конфликтов бывают двух видов и несут в себе два результата урегулирования противостояния:

Негативные методы;
позитивные методы.

Негативные способы разрешения конфликта включают в себя обязательную борьбу с последующим разрушением единства отношений. Регулируя проблемы позитивными методами обе стороны приходят либо ко взаимосогласию, либо сохраняют впоследствии способность взаимодействовать, вести переговоры и конструктивный диалог.

На практике оба метода дополняют друг друга, так как элемент борьбы одинаково присущ любым способам погашения споров. Для того чтобы прийти к единому мнению, необходимо отстаивать собственные интересы, расставлять приоритеты, давить на оппонентов для склонения на свою сторону. Тем более что творческое соперничество рождает новые идеи, дает толчок для развития технологий, вносит в жизнь новаторство, необходимое для дальнейшего развития. К тому же мы помним поговорку, что «в споре рождается истина ».

Хотя виды борьбы разнообразны, они все имеют общие признаки. Цель борьбы – направление конфликтной ситуации в сторону примирения или победы. Тем не менее каждая сторона считает своим долгом остаться на превосходящей соперника позиции. Борьба невозможна без осознания шансов на победу, стратегии, подходящего времени и места для нанесения удара.

Существуют следующие способы переломить ситуацию:

Прямым или косвенным влиянием на оппонента;
переменой в соотношении противоборствующих сил;
информированием соперника о своих намерениях как должным, так и правдивым;
анализ возможностей противника и их сил.

Методы разрешения конфликтов

Методы разрешения конфликтов могут перекликаться и сочетаться с различными видами борьбы. Можно рассмотреть основные из них.

1. Стремление достигнуть победы для того, чтобы завоевать полномочия и простор для реализации своих дальнейших действий.

Главная цель – это дестабилизация оппонента путем внушения ему тем, в которых он слаб. Важно ослабить позиции оппонента, ограничить его свободу, жертвовать своими благами для получения лучших позиций и механизмов дальнейшего подавления противоборствующей стороны.

2. Использование ресурсов оппонента для достижения собственной выгоды.

Основная цель – склонить противника к тем действиям, которые будут приносить очевидную выгоду для себя.

3. Критика рабочего процесса соперников.

Цель этого способа борьбы – раскрыть, обнародовать и вывести из строя ключевые центры управления оппонента. Обличение, дискредитация, опровержение, критика, обнародование негативной стороны помогает выиграть время и подготовить площадку для реализации и подъема собственных интересов.

4. Затягивание.

Такие аспекты, как быстрота и своевременность нанесения удара играют основополагающую роль в победе над противником. Для реализации подобного способы борьбы, прибегают к намеренному затягиванию решений назревших вопросов. Как раз можно выиграть время для того, чтобы подобрать нужный момент, обессилить и сокрушить противника.

5. «Время работает на нас».

Способ для тех игроков, которые уверены в своих шансах на победу и выжидают момента, когда можно нанести удар. За этот период можно расставить силы, собрать необходимые ресурсы и подготовиться. Самый яркий пример такого вида борьбы – это высказывание своей позиции в самом конце, когда есть возможность взвесить все «за» и «против», воспользоваться уже озвученными идеями, при этом сохранить невозмутимость и достоинство.

6. Избегание ответственности.

Этот метод борьбы перекликается с 4 способом, только используется не для того, чтобы получить временную возможность собрать силы и ждать подходящего момента для нанесения удара, а применяется для полной дестабилизации противника. Как правило, решение в итоге не принимается вовсе, благодаря истощению физическому, моральному и финансовому у оппонента.

7. Полный уход от конфликта.

На первый взгляд может показаться проявлением слабости, однако, дает возможность собрать силы, лучше изучить оппонента, решить задачу или найти пути ее решения и нанести неожиданный удар, после чего стать победителем в конфликтной ситуации.


Позитивные способы разрешения конфликта основываются на конструктивных переговорах. Как правило, целью взаимодействия с оппонентом является единогласная победа над ним. Однако, вариант достижения своего превосходства выбирается более мягкий, по сравнению с вышеописанными методами борьбы. Переговоры помогают определить позицию соперника, прощупать слабые стороны, сыграть на собственных преимуществах в том или ином вопросе, прийти к взаимным уступкам, принятию выгодного обоюдного решения.

Способы разрешения конфликта путем переговоров базируются на основных правилах поведения, которые в случае их соблюдения, приносят положительный результат и успех в противостоянии.

1. Следует концентрироваться на предмете переговоров, а не на их участниках, отказаться от критики в адрес оппонента, так как это ведет к эмоциональному напряжению и обострению процесса общения.

2. Как правило, соперники делают акцент на своих позициях, четко отстаивая их. Однако, следует проникать глубже и возвращаться к вопросу о том, какие интересы преследует оппонент. Таким образом, можно выяснить искренние намерения противника и прийти к открытому диалогу, урегулировав все противоречия между обеими сторонами.

3. Целесообразно анализировать выгоду, которую получат обе стороны в случае договоренности. Поиск проблем и путей их решения, которые основаны на интересах обеих команд, помогут направить переговоры в русло примирения. Быть против каких-либо общих проблем психологически правильней, чем быть настроенными друг против друга.

4. Объективность при анализе проблемы дает возможность избежать негатива в отношении соперника. Так или иначе, отбросив субъективные характеристики, намного легче прийти к единому решению и сосредоточиться на удовлетворении общих интересов без предвзятостей и притязаний.

Пути решения конфликтов также зависят от того, каким образом они будут регулироваться. Иногда используется метод жеребьевки или привлечение третий стороны для решения споров. Это удобно в том случае, когда переговоры заходят в тупик, и прийти к единому решению крайне сложно.

Говоря о спорах, нельзя обойти вниманием такой важный показатель, как эмоциональность. Для того чтобы благополучно решить проблему на пути к взаимопониманию, следует иметь несколько навыков, которые способствуют успешному завершению конфликтных ситуаций:

Обладать спокойствием и . Это позволяет более адекватно оценивать обстановку и сложившуюся ситуацию;
держать под контролем свои эмоции и следить за поведением;
уметь слушать оппонента и не перебивать, следить за тем, какие чувства испытывают присутствующие люди;
понимать, что люди имеют разные способы борьбы с той или иной ситуацией;
стараться избегать оскорблений в адрес оппонента.

Придерживаясь этих небольших правил, вы заметите, что разрешение межличностных конфликтов будет проходить для вас легко, с минимальной потерей нервов и с максимально благоприятным исходом.

Что еще важно помнить о разрешении конфликтов

Если конфликты решены не окончательно, вероятность их возобновления очень велика. Однако, любое стремление к погашению спорных вопросов имеет свои плоды. В первую очередь это дает почву для дальнейшего развития. Если вы способны урегулировать конфликт в личных отношениях, значит заслуживаете доверие со стороны оппонента. При этом неважно, какие методы разрешения конфликтов вы используете. Появляется уверенность в том, что даже малейшие неурядицы и проблемы вы сумеете решить, сохранив при этом твердые отношения.

Если при возникновении конфликта вы испытываете страх, значит в глубине души опасаетесь, что шансы на его положительное разрешение для вас минимальны. Тем более, если в прошлом опыт решения конфликтов является негативным, то уверенность в благоприятном исходе спора сводится к нулю. Как правило, в этом случае вы пойдете на уступки, бегство, что приведет к резким выплескам эмоций, которые могут только усугубить ситуацию.

Какие пути, способы и методы разрешения конфликтов следует использовать вам, зависит от вашего характера и внутренних качеств, главное, это реализовывать свои в процессе урегулирования конфликта и по возможности избегать возобновления столкновений.


Каждому из нас время от времени приходится оказываться в конфликтной ситуации: на работе, дома, при расхождении взглядов с друзьями и малознакомыми людьми. На этот случай весьма полезны советы специалистов на тему того, как разрешить конфликтную ситуацию.

Итак, оказавшись одной из сторон разгорающегося конфликта, постарайтесь правильно вести диалог с собеседником, соблюдая ряд рекомендаций:

1. Постарайтесь дать оппоненту возможность «выпустить пар» , помогите ему избавиться от чрезмерного раздражения и агрессии. В противном случае найти какое-то цивилизованное решение проблемы будет довольно сложно.

Не забывайте, что чрезмерная эмоциональность и агрессивность вызваны переизбытком негативных эмоций. Поэтому в момент выброса этой агрессии желательно находится в спокойном состоянии, быть как бы изолированным от всего происходящего, чтобы не оказаться в эпицентре взрыва. Возьмите на заметку такой способ - представьте, что вы в некой защитной оболочке, сквозь которую не проникают никакие негативные волны. Почувствуйте себя полностью защищенным и этот способ реально сработает.

2. Дайте оппоненту возможность в спокойной обстановке объяснить свои претензии и представить доводы. Если все это будет происходить в излишне эмоциональной форме, стоит предпринять попытку успокоить человека, сказав, что эмоции и реальность далеки друг от друга, и вы будете рассматривать только реальные доводы и факты, чтобы разрешить конфликт. В этом случае вам помогут фразы типа: «Есть ли доказательства вашим утверждениям?», «Это факты или домыслы? Как вы это докажите?» и т.д.

3. Используйте для минимизации агрессии особые, непредсказуемые приемы. К примеру, можно попросить совет у вашего оппонента или задать какой-то отвлекающий вопрос на тему, не имеющую ничего общего с предметом конфликта, но важную для него. Не лишним будет вспомнить о чем-то, что связывало вас в прошлом, скажите что-то приятное, главное, чтобы это не имело формы иронии, а наоборот переключало сознание человека с негативных эмоций на более позитивные.

4. Чтобы разрешить конфликтную ситуацию , старайтесь говорить о чувствах, но ни в коем случае не оскорбляйте противника, не выражайте отрицательных оценок в отношении его действий. Не используйте фразы из рода «Вы меня обманули», «Вы лжец» , гораздо лучше в данной ситуации применять что-то типа: «Меня крайне огорчают ваши слова на мой счет» .

5. Пусть оппонент сформулирует ту цель, к достижению которой стремится, и озвучит проблемы, препятствующие на его взгляд тому, чтобы разрешить конфликт. Цель в данном случае рассматривается как итог взаимодействия. В данном случае ваше негативное отношение к оппоненту может помешать достижению цели, т.е. разрешению конфликта. Такое развитие ситуации крайне нежелательно. А причиной могут послужить переживаемые вами эмоции. Поэтому старайтесь научиться управлять ими, сдерживайтесь, кооперируйтесь с оппонентом для определения путей достижения цели, разрешения конфликтной ситуации и налаживания отношений.

6. Постарайтесь наравне с партнером высказаться по поводу предлагаемых путей разрешения проблемы. Правильное поведение в конфликте не предполагает поиск виноватых в сложившейся ситуации, гораздо эффективнее искать выход из нее. Выберите несколько наиболее подходящих вариантов, а уже из них отбирайте наиболее подходящий для обоих сторон. И вы, и ваш оппонент должны быть взаимно удовлетворены, должны ощущать себя победителями в равной степени. Ну а если договориться все-таки не удается, старайтесь найти объективный метод налаживания отношений, будь то законы, действующие нормы, факты и т.д.

7. Важно позволить оппоненту при любом раскладе сил сохранить статус. Не стоит давать волю эмоциям, опускаться до оскорблений, задевать некие чувства противоборствующей стороны. Желая разрешить конфликт, а не усугубить его, не переходите на личности, не давайте слишком негативные оценки происходящему. Гораздо лучше сказать: «Вы неоднократно срывали выполнение своих обещаний» , чем обрезать: «Вы лживый, необязательный человек» .

8. Будьте эхом, повторяющим высказывания оппонента, отражая их смысл, существующие претензии и предлагаемые путы разрешения ситуации. И даже если все и так понятно, для закрепления не помешает уточнить: «Так ли я понял ваши слова?» , «Вы это имели в виду?», «Разрешите повторить ваши слова, чтобы быть уверенным в том, что я правильно вас понял» . Такого рода поведение в конфликте позволяет избежать каких-либо недоразумений в последующем, и, что немаловажно, служит для демонстрации внимательного отношения к сопернику.

9. Будьте весьма аккуратны и сосредоточены, старайтесь держаться на равных, не уступая, но и не поддаваясь на провокации. Помните, конфликт – это противостояние интересов, но не поле боя. Не стоит кричать в ответ на крик, или наоборот молчать при сильном натиске, уступая оппоненту. Это крайне неэффективно. Будьте уверены в своей позиции, сохраняйте свои позиции и главное – свое лицо.

10. Не стесняйтесь извиниться, когда ощущаете свою вину. Искренние извинения не только обезоруживают противника, но и зарождают в нем уважение. Помните – на извинения способны исключительно уверенные в себе, зрелые люди.

11. Не стоит ничего доказывать, ведь доказательство в ходе конфликта может привести лишь к развитию негативных эмоций, блокирующих способность трезво осознавать позицию оппонента и принимать ее как верную. Чтобы разрешить конфликт вполне достаточно уравновешенного, тактичного обмена мнениями о предмете конфликта.

12. Правильно поведение в конфликте предполагает умение первым замолчать. В данном случае такое умение позволяет, даже ввязавшись в агрессивное обсуждение конфликта, вовремя сделать единственно верный ход – замолчать. Не требуйте от противоположной стороны замолчать, вы все равно этим ничего не добьетесь. Лучше сделайте данный шаг сами, что позволит прервать ссору. Главное запомнить – молчание не должно обижать партнера, носить некую форму издательства.

13. Не нужно пытаться охарактеризовать состояние оппонента. Старайтесь избежать явного эмоционального противоборства и его оценки выражениями, оскорбляющими противника.

14. Никогда не хлопайте дверью, поскольку такое поведение в конфликте может свести на нет все достигнутые позитивные моменты. Старайтесь прекратить ссору цивилизованно, спокойно и покинуть место противоборства безо всяких осуждений и оскорблений.

15. Старайтесь высказываться лишь после того, как ваш оппонент успокоился и готов выслушать ваши доводы. Учитесь держать паузу и помните, что победу за собой оставляет не тот, за кем оказалось последнее слово, а тот, кто сможет разрешить конфликт без его разрастания.

16. Как бы не разрешался конфликт, какой бы результат не маячил впереди, принимайте все меры для сохранения отношений. Слова уважения, высказывание о необходимости заключения взаимовыгодного соглашения позволяют добиться расположения со стороны партнера, а значит на следующем этапе – дать возможность разрешить конфликтную ситуацию на общее благо.

Правила решения конфликтов

Не секрет, что избежать ссор нелегко. Даже в самых счастливых семьях случаются ссоры. Конечно, выстроить отношения так, чтобы полностью избежать ссор практически невозможно. Но научиться выходить из конфликтных ситуаций необходимо. Вам же не нужен грандиозный скандал, так ведь?

Наиболее оптимальный вариант – компромисс. Найдите то решение, которое подойдет и той, и другой стороне. Запомните, если одна из сторон идет на уступки, но остается при своем мнении, то проблема не решена. Через время вы снова с ней столкнетесь.

Вот несколько советов, как свести конфликтные ситуации и к минимуму. Они будут полезны не только женщинам, но и мужчинам.

1. Научитесь сдерживать эмоции У вас никогда не состоится конструктивного диалога, если хотя бы кто-то один настроен агрессивно. Нет, конечно, если главная ваша цель – разрядить эмоции, то кричите сколько душе угодно, но если же у вас есть конкретная цель, то следует сначала успокоиться, а затем уже начинать разговор.

Совладать со своими эмоциями не так сложно, как кажется на первый взгляд. Попробуйте посмотреть на ситуацию со стороны. Представьте, что смотрите кино. Да, вам жаль главного героя, но он – не вы, и потому можно беспристрастно проанализировать ситуацию. Пускай у вас не получится с первого раза, но ведь главное – тренировки.

2. Не накручивайте себя Не стоит накручивать себя. Если муж задержался после работы, не стоит забивать голову страшными мыслями об аварии или о другой женщине. Не следует начинать скандалить, едва он переступит порог. До его прихода вспоминаем первый совет и гасим отрицательные эмоции. Попытайтесь разобраться, почему вы так переживаете из-за этого и что же чувствуете на самом деле.

Не удивляйтесь, ведь то, что ваши эмоции основаны на страхе, что вас бросят или что с родным вам человеком что-то случиться – нормально, как и обида, зачастую основанная на эгоизме. Затем представьте, что дверь открывается и входит он. Что вам больше хочется в этот момент – накричать на него или обнять? Если первое – продолжаем гасить эмоции. Не бойтесь сказать мужу, что переживали из-за его задержки. Он запомнит это, и в будущем будет предупреждать вас.

3. Выберите время для разговора Не стоит лезть под горячую руку. Если муж пришел раздраженным – отложите разговор. И помните, не стоит также заводить разговор с голодным, не выспавшимся, а тем более, выпившим человеком.

4. Боритесь с причиной, а не следствием Выясните, что стало причиной конфликта . Стоит обсудить и решить именно ее, а не саму ссору. Это намного ускорит решение проблемы.

5. Не вспоминайте прошлое К тому же помните, начинать ссору, при этом вспоминая все предыдущие прегрешения не стоит. Ограничитесь тем, что произошло именно в данный момент.

6. Не накапливай проблемы Решайте проблемы по мере их поступления. Не следует ждать, пока их соберется достаточно. Обсуждайте проблемы постепенно, и никогда не возвращайтесь к ним.

7. Не затаивайте обиду Говорите об обиде спокойно и без истерик. Не следует вынашивать ее в себе – чем быстрее вы выговоритесь, тем быстрее она пройдет.

8. Не опускайтесь до оскорблений Это также весьма важно. Оскорбления – новая причина для ссор.

9. Не язвите и избегайте иронии Запомните, иногда не слова, а тон, с которым вы их произнесли, оскорбляют собеседника.

10. Не устраивайте истерик Знаете ли вы, что истерика считается одной из форм манипуляций? Несмотря на то, что это весьма мощное оружие, действительно решить проблему оно вам не поможет.

Но если инициатором конфликта выступаете не вы? Как же поступить в такой ситуации?

Рот на замке Помните, в школьные годы вам советовали закрыть рот на замочек, а его выкинуть? Примените нечто подобное. Для того чтобы уж точно ничего лишнего не сказать, наберите в рот воды и ждите, пока муж не скажет все, что собирался. Если же вы вдруг проглотили воду – возьмите еще. Человек не может долго разговаривать с самим собой. Вскоре это надоест ему и он замолчит. А саму ситуацию обсудите позже, когда он отойдет.

Действуйте нестандартно Если на вас кричат, попробуйте обнять или поцеловать мужа. Навряд ли после этого ему захочется продолжать ссору. Так же можно попробовать перевести разговор на другую тему. Попросите подать вам стакан с водой либо же закрыть форточку. Не следует цепляться к словам Фраза, вырванная из контекста, утрачивает первоначальный смысл.

Не следует цепляться к отдельным словам , ведь тогда грандиозный скандал вам гарантирован.

Не думайте, что вы первопричина всего Не всегда причина ссоры в вас. Возможно, причина раздражения – неудачи в работе, ссора с друзьями или хамство окружающих. Ведь не все крутится вокруг вас.

Запомните, при правильном подходе, любую агрессию можно свести к минимуму. Главное – знать, как это сделать.

admin

Тотальная подавленность и регулярные , нескончаемая депрессия и отсутствие желания к саморазвитию – симптоматика, характерная неуверенным в собственных силах людям с . Обратившись с подобными проблемами к психологу, профессионал не удивится и предложит различные варианты выходов из ситуации. Реже на кушетке специалиста оказываются пациенты, которые не могут понять собственные мысли. Люди, не осознающие масштабы появившихся разногласий, рискуют стать завсегдатаями психиатрических больниц.

Внутренний конфликт личности – это комплекс противоречий, возникающих у человека на подсознательном уровне. Воспринимается подобное состояние, как неразрешимая эмоциональная проблема. Некоторые люди не могут самостоятельно справиться с гнетущими обстоятельствами, поддаваясь депрессии. и отсутствие рационального мышления – еще одни симптомы наличия у человека внутриличностного конфликта, тяжелая форма которого приводит к невротическим заболеваниям. Если вовремя не обнаружить разногласие, то можно навсегда распрощаться с . Как поступить в сложившейся ситуации? Какие методики помогут? Как понять собственные мысли?

Классификация и масштабы внутриличностных конфликтов

Оказавшись в подобной ситуации, важно первоначально ознакомиться с терминологией, ведь классический сеанс у психотерапевта может помочь только на ранних стадиях. Обращаются люди за помощью, как правило, уже с полноценной проблемой, основательно «засевшей» в подсознании пациента. В XXI веке выявлено две группы внутриличностных конфликтов, которые отличаются предпосылками к появлению душевных разногласий:

Несоответствие внутренних ощущений человека с устоями и правилами окружающего мира.
Разногласия с обществом или наличие раздражающих факторов, негативно воздействующих на «ранимую» личность.

Наравне с вариантами возникновения внутриличностных недопониманий различают масштабы разногласий, появившихся в подсознании человека:

Начальная стадия невротического заболевания, в процессе которой человек сталкивается с 1–2 разногласиями внутри собственного сознания. Если вовремя не найти ответов на появившиеся вопросы, то можно существенно усугубить сложившуюся ситуацию. Недопонимания перерастают в депрессию и стрессовое состояние, которое постепенно «поглощает» самодостаточную личность.

Апатия к жизни; долгосрочный кризис.

Постоянные неудачи в профессиональной деятельности и отсутствие карьерного роста, неурядицы в общении с друзьями и раздор в семье – причин для возникновения подобной стадии внутриличностного конфликта множество. У человека, подверженного такому заболеванию, наблюдаются поражения на всех «фронтах». Из-за регулярных проигрышей постепенно снижается самооценка личности, уменьшается вера в собственные силы. С течением времени пациент перестает задумываться о позитивных «вещах», сетуя на несправедливость жизни.

Наличие у пациента диагноза «Множественные личности».

Ярким примером подобного явления становится история Билли Миллигана – осужденного из Соединенных Штатов Америки. Молодой человек, попавший в зал суда, не осознавал происходящего. С присяжными в лице юноши поочередно разговаривали разные люди, отличающиеся голосами, повадками и диалектами. Обвиняемый мог изящно выражать собственные мысли, заигрывая с представителями власти. Через секунду его тембр становился грубым, он закуривал сигарету и переходил на тюремный лексикон.

Многочисленные исследования, которые проводились в инновационных лабораториях XX века, подтвердили наличие у юноши диагноза – «Множественные личности». В сознании парня одновременно сосуществовали двадцать четыре полноценных человека – юные дети и взрослые женщины, атеисты и верующие, бывшие заключенные и политические деятели. Подобное явление считается крайней стадией внутриличностных разногласий и недопониманий.

Причины возникновения внутриличностного недопонимания

Ознакомившись с возможными вариантами развития психического заболевания, важно правильно диагностировать проблему, определив причину возникновения душевных разногласий. В современном обществе к профессионалам за помощью зачастую обращаются люди со следующими причинами:

Применение излюбленных стратегий поведения в незнакомой ситуации. Использованная методика не срабатывает, а в сознании человека поселяется неуверенность. С одной стороны подобный способ уже помогал ему, а с другого ракурса он оказался недействительным.
Неумение вовремя принимать основополагающие и ответственные решения, которые повлияют на исход событий.
Отсутствие должного количества информации, помогающей «трезво» оценить сложившуюся ситуацию. В такой момент на подсознании личности появляется миллион вариантов, которые человек начинает разбирать.
Систематические «поражения» или недовольство собственным образом жизни. Пациент не понимает, почему его преследуют неудачи, ведь он талантливая, образованная и интересная персона.
Замкнутость и отсутствие общения с реальными людьми – наиболее распространенные причины возникновения на подсознании вымышленных друзей, с которыми можно спорить и разговаривать.
Детские обиды или проблемы с самооценкой, возникающие у неуверенных в собственных силах людей.
Неподъемные обязательства, появившиеся на «плечах» человека. В попытках решить проблему, которая личности неподвластна, неизменно наступает момент разочарования.
Безысходность – главный повод для личности завести «друзей» на подсознательном уровне. Если пациент не может повлиять на результат, то он старается спроецировать его в собственной голове, заручившись поддержкой новоиспеченных «товарищей».

Если из приведенных выше причин вы не нашли похожего варианта, то помочь в сложившейся ситуации способен только практикующий психолог. Диагностировать предпосылки сможет лишь профессионал, уже имевший опыт работы с людьми, страдающими внутриличностными разногласиями. Не думайте, что отсутствие среди перечисленных причин вашей дилеммы – повод успокоиться. Из праздного интереса эту статью люди читать не будут.

Положительное влияние внутриличностного конфликта на будущее человека

Несмотря на опасность развития у человека тяжелой формы невротического заболевания, внутриличностный конфликт – это прекрасная возможность переосмыслить ценности, скорректировав собственное мировоззрение. Практикующие специалисты, работающие с такими пациентами, выделяют следующие положительные изменения в психике людей, справившихся с разногласиями:

Вынужденная мобилизация скрытых ресурсов личности, с помощью которых удается решить появившуюся проблему.
«Трезвый» взгляд со стороны на желаемое и действительное, не дающих покоя внутреннему миру пациента.
, ведь человек справляется с серьезным психическим расстройством, поборов ряд страхов.
Появление у пациента рационального мышления, помогающего ему принимать решения в спорных и особенно трудных ситуациях.
Познание собственного «Я», улучшающее отношение человека к социуму.
В процессе поиска решения проблемы появляются гениальные мысли и находятся действенные способы реализации скрытого потенциала.

Главное, вовремя обратиться к психологу, который сможет корректно диагностировать причину возникновения внутренних разногласий. Самостоятельно у людей, подверженных невротическому заболеванию, решить подобную проблему получается крайне редко. Слишком много подсознательных «собеседников» присутствует в голове пациента, направляющих подлинную личность по ложному пути.

Действенные способы разрешения внутриличностного конфликта

Если человек, у которого наблюдаются психические нарушения, отказывается посещать кабинет специалиста, то можно попробовать изменить ход событий собственными силами. Однако без помощи близких родственников, супруги или друзей обойтись не получится. Разрешить появившийся спор становится возможным, если вовремя воспользоваться полезными рекомендациями психологов:

Выбор компромиссного решения, предполагающего устранение внутреннего разногласия. Куда пойти: на футбол или баскетбол? Смело выбирайте волейбол, не порождая зерно сомнения в сознании.
Измените собственное отношение к объекту споров. Что купить на ужин: колбасу или сыр? Предпочтите в сложившейся ситуации бутерброды с колбасой и сыром, взяв на прилавке небольшое количество обоих продуктов.
Осознанно откажитесь от решения появившейся проблемы, закрыв «глаза» на внутренние противоречия. Предоставьте сделать выбор судьбе, которой не свойственны длительные замешательства.
Вытесните из сознания неприемлемые мысли, отказавшись от их реализации (таким способом вылечился Ульям Стэнли Миллиган).
Скорректируйте собственное мировоззрение, чтобы добиться желаемого результата. Подстройтесь под обстоятельства, но не возьмите такую стратегию за правило.

Некоторые психологи предлагают пациентам идеализировать проблему, поддаться фантазиям и отказаться от реальности. Иллюзорный мир прекрасен, а значит, вы обретете . Однако большинство профессионалов ставят эффективность подобной методики под сомнение.
Возьмите за правило повторять на подсознательном уровне в трудные периоды жизни следующую фразу – «Не бывает безысходных ситуаций».

Научитесь самостоятельно осуществлять выбор, не рассуждая в течение длительного времени о возможных исходах в сложившейся ситуации. Руководствуясь приведенными выше советами и заручившись поддержкой близких людей, изменить привычный ход событий можно. Главное, действительно захотеть избавиться от внутренних разногласий, проявив силу воли и стойкость духа.

Осознание масштабов конфликта – это первый шаг на пути к восстановлению, которым стоит гордиться. Выявление истинной причины – второй этап, помогающий определить очаг «возгорания. Поиск решения и избавление от внутренних разногласий – третья ступень, взобраться на которую особенно трудно. Однако в конце энергозатратного пути вас ждет приятная награда – душевное равновесие.

3 февраля 2014

Конфликты на работе, дома, на улице - кто с этим не сталкивался? Буря эмоций, испорченное настроение, которое передается по цепочке окружающим.

Давайте разберемся на примере конфликтов в организациях и рассмотрим алгоритм решения конфликта, состоящий из пяти шагов.

Большинство проблем в организациях связано с нарушениями взаимоотношений между сотрудниками. В условиях неразрешенного конфликта, как правило, невозможно принять оптимальное решение.

Существует множество разных взглядов на конфликт. Одни считают, что конфликт - это противоборство, в котором выигрывает только одна сторона, а вторая несет неизбежные потери. Другие полагают, что конфликт позволяет обнажить и решить возникшие проблемы. Как бы то ни было, конфликт - это следствие непонимания и напряженности, возникших между сторонами. Существует несколько способов преодоления разногласий при развитии конфликта.

1. Избавьтесь от иллюзий

Во время конфликта мы считаем свою позицию единственно верной. В связи с этим у нас могут возникнуть распространенные иллюзии - иллюзия «плохого человека», «камня преткновения» или «выигрыша-проигрыша».

Иллюзия «плохого человека» означает, что в нашем сознании оппонент выступает как человек, обладающий недостаточной компетентностью и не способный принять правильное решение. Наше мнение о противнике невысоко, и он отвечает нам взаимностью. Многим свойственно во время конфликта демонстрировать оппоненту свои далеко не лучшие стороны. Мы прощаем себе недостойное поведение, но выходим из себя, когда противник использует аналогичные методы борьбы. Считаете, что он в своих попытках доказать вам что-то выглядит смешно? Стоит встать на место оппонента и взглянуть на себя со стороны. Нам кажется, что оппонент является живым воплощением всех существующих недостатков. Обоюдность ваших представлений доказывает, что они иллюзорны.

Спровоцировать конфликт может также иллюзия «камня преткновения». Нам кажется, что возникшая проблема невероятно сложна, а интересы оппонента настолько разительно отличаются от наших, что компромисс невозможен. В этой ситуации полезно представить проблему как нечто, случившееся с кем-то другим. Такой способ поможет абстрагироваться от проблемы и найти обходной путь.

Третья распространенная иллюзия - иллюзия «выигрыша-проигрыша», которая заключается в том, что каждый из оппонентов уверен: победа одного из них непременно означает поражение другого.

2. Склоните к переговорам

Часто бывает так, что оппонент не согласен обсуждать возникшие проблемы. Для того чтобы начать переговоры с партнером, стоит убедить его, что он будет в выигрыше, поучаствовав в обсуждении. Поинтересуйтесь, затрагивает ли предмет спора его интересы. Если ответ будет утвердительным, то уклоняться от участия ему смысла нет. Объясните оппоненту: все, что от него требуется, - это высказать свое видение ситуации, воздержаться от проявлений агрессии и внимательно выслушать вас.

3. Выберите место

Условия встречи нужно подготовить заранее. Вам следует выбрать такое помещение, где никто не будет вас отвлекать. Посторонние люди, телефонные звонки, шум - все это может помешать разговору. Постарайтесь найти для беседы отдельную комнату, где сможете обсудить свои проблемы тет-а-тет.

Желательно, чтобы обстановка была предельно комфортной. Плохое освещение, неудобные стулья, а также холод могут нервировать собеседника и сбивать с мысли.

4. Постройте диалог

Беседа обычно состоит из четырех частей: вступление, приглашение к разговору, диалог и прорыв.

Вступление нужно для того, чтобы установить контакт с собеседником. Прежде всего оппонента нужно поблагодарить за то, что тот согласился прийти на встречу.

Покажите, что настроены оптимистично, выразите надежду на успешный исход беседы. Затем сформулируйте вопрос: определите, в чем состоит суть ваших разногласий.

Во время диалога важно не отвлекаться на посторонние вещи. Если замечаете, что собеседник уходит в сторону от предмета разговора, можете осторожно вернуть его к теме вашей беседы. Это сработает лучше, чем критика.

5. Демонстрируйте открытость

Слушать партнера нужно терпеливо, высказывая искренний интерес. Вы должны отметить тот момент, когда ваш собеседник будет готов перейти от противостояния к совместным действиям по преодолению конфликта.

Как только ваш оппонент переключился с противостояния на сотрудничество, в диалоге происходит перелом. Если результаты диалога оказались неудовлетворительными, вы можете взять небольшую паузу, после которой уместно будет сделать шаг к примирению.

Чтобы продемонстрировать открытость в диалоге, также важно поддерживать зрительный контакт с оппонентом, не перебивать и, что особенно важно, не давать советов.

Позвольте собеседнику выговориться. Вы должны взять на себя роль «поглотителя стрел». Ваша задача - дать оппоненту выразить негативные эмоции. Важно удержаться от желания ответить колкостью на претензии партнера. Его высказывания не нанесут вам вреда, зато эмоциональное напряжение будет снято, что позволит быстрее достичь компромисса.

Ваше молчаливое согласие с доводами оппонента должно убедить его в вашей искренности и открытости. Вы же должны понимать, что уступчивость хороша до известных пределов, и оставаться непреклонным, когда речь зайдет о принципиальных для вас вопросах. Ваше мягкое поведение, в свою очередь, сделает собеседника более уступчивым в тех вопросах, которые важны для вас.