Какой сундук был у кощея бессмертного. Кощей бессмертный

Кощей Бессмертный один из самых известных антигероев в русских сказках. И раз сказка это сильно упрощенный миф, то этот колдун куда как интересней, чем обычно показано в мультфильмах и кино.

За что назвали «Кощеем»?

Слово «кощей» невероятно древнее. Существует предположение, что оно произошло от глагола «кощевать», что значит «колдовать», «ворожить». Так же по некоторым трактовкам это может значить «худой, бледный как кость». Что вполне соответствует представлениям об внешнем облике колдуна. На сербском языке слово «кощей» означает «кость и кожа». На польском – шея. Вероятно именем хотели подчеркнуть худобу персонажа.

В сказках нет четкого представления, как именно выглядит Кощей Бессмертный. Но все они сходятся, что он был худой и очень бледный. У него есть борода, но не пышная и окладистая, а тонкая и жидкая. Но это не обязательный атрибут. Чаще всего в сказках он появляется на коне, причем иногда как царь, а не просто колдун. Конь его часто «горящий». В сказках у таких чудесных коней огонь идет от копыт и гривы, а из ноздрей пар валит. В целом, деталям внешнего облика уделялось мало внимания. Видимо людям древних времен достаточно было сказать »колдун» и все точно представляли, как именно он выглядит.

Сила Кощеева


Важным моментом для понимания сути Кощея является эпизод с его смертью. Смерть кощея на конце иглы, или просто я яйце. При это игла помещена в несколько сложенных между собой предметов. Б.А. Рыбаков считал, что местонахождение смерти Кощея соотнесено с моделью вселенной – яйцом – и подчёркивал, что охранителями его являются представители всех разделов мира: вода (море-океан), земля (остров), растения (дуб), животные (заяц), птицы (утка) . Тогда в дубе при желании можно увидеть и неизбежное «мировое древо».

Сама игла в мифологии славян считалась предметом одновременно отводящих порчу, и одновременно при её помощи можно было магически навредить. Считалось, что ведьмы способны обращаться и в иголку. А если подброшенную с порчей иглу поломать, то колдовство исчезнет. Игла и другие атрибуты кощея связаны с символикой смерти. Поэтому иногда его называют хозяином царства мертвых. К слову, поломать иглу, единственный способ победить колдуна.

Если вспомнить подход к интерпретации мифов А.А.Афанасьева, то Кощей это воплощение грозных сил природы. В первую очередь тьмы и зимы. Сюжет с похищением невесты напоминает сюжет с похищением Персефоны Аидом. Эту идею подал Рыбаков, однако она является спорной.

Кощей Бессмертный является весьма сильным колдуном. Он способен обернуть в камень целое царство, как в сказке «Иван Соснович». В сказке «Елена Прекрасная» превращает Ивана Царевича в орех. В другой сказке по его слову царевна становиться змеей.

В искусстве


Георгий Милляр в роли Кощея. 1944 год

Сегодня мы воспринимаем образ Кощея Бессмертного в большей степени по тем образцам искусства, куда он попал. Поэтому отдельно отметим и их. Из высокого это балет игоря Стравинского «Жар-птица». И опера Риского-Корсакого «Кащей Бессмертный». Так же стал персонажем многих книг, одним из ранних стал историко-фантастический роман Александра Вельтмана «Кощей Бессмертный» от 1833 года. И конечно же сказки Александра Пушкина, благодаря которому и сохранилось большое количтсво народного фольклора.

Не все русские народные сказки наделены только положительными персонажами. Некоторые герои наводят страх и ужас на маленьких детей. Стоит вспомнить уродливую старуху , заманивавшую в свой домик на курьих ножках девочек и мальчиков, которые прямиком отправлялись в печь. В зловещем лесу можно встретить , а в озере обитают русалки. Красавицы с рыбьим хвостом – вовсе не добрые существа, каких мы привыкли видеть на картинках, ибо они кидаются на людей, ловят их и щекочут до смерти.

Кроме того, в дремучих лесах стоит остерегаться мистического персонажа Кощея Бессмертного, который предстает в образе злого чародея. Не повезет тому, кто окажется в его царстве! Этот старик, вечно чахнущий над златом, привлек внимание известных художников, режиссеров, мультипликаторов и литературной диаспоры. Стоит только вспомнить картину мастера фольклорной живописи «Кощей Бессмертный», чтобы понять, насколько ужасен этот старик.

Образ и внешность

Откуда пришел Кощей, ученым не понятно до сих пор, поэтому в исследовательских кругах существует несколько мнений. Первые считают, что владельца меча и обладателя сундуков с золотом придумали благодаря славянскому богу Карачуну, олицетворяющему смерть и холод. Вторые говорят, что Бессмертный «списывался» с германского мифического правителя Одина. Третьи же уверены, что у правителя темного царства нет определенного прототипа, и представляют его в виде волхва с магическими способностями.


Кощей играет основополагающую роль в русских народных сказках, причем описание этого персонажа варьировалось в зависимости от истории. В основном любители кино и литературы привыкли представлять Кощея в образе худого старика в темном костюме, из которого торчат кости. Его кожа настолько бледна и натянута, что видны очертания черепа и глазные впадины. Лицо чародея украшают хмурые брови и крючковатый нос. Порой и вовсе Бессмертного рисовали как скелета. В любом случае, его внешний вид связан с темнотой и смертью, недаром говорится:

«Кощей на что ни взглянет – все вянет. Кощей на скот – скот дохнет, Кощей на траву – трава сохнет».

Во многих рассказах упоминается, что Кощей является пленником, который 300 лет пробыл в заточении либо в башне, либо в подземелье, скованный цепями.

Принято выделять три ипостаси Бессмертного. В первой группе рассказов старик предстает в облике царя, обладающего магическими способностями и владеющего несметными богатствами. Чаще всего у Кощея есть спутник – верный конь-скелет, олицетворяющий мир домашнего скота. Но иногда он появляется и без него.


Главная цель героя заключается в том, чтобы похитить красавиц и расквитаться с врагами: , Дубыней, Горыней и прочими богатырями. Девушкам, которые оказывались в плену худого волшебника, крупно не везло. Однако был случай, когда галантный кавалер Кощей обольстил барышню. По крайней мере, это демонстрируется в былине «Об Иване Годиновиче»: чародей посватался к черниговской княжне Марье Дмитриевичне, которая ответила взаимностью.

В других сказках Бессмертный упоминается как отец Чуд-юд, женатый на змеихе-ведьме. Кощей проводит свои дни праздно: лежит на кровати с закрытыми веками, которые ему поднимают два десятка могучих богатырей. Таким образом, худощавый колдун чем-то напоминает из одноименной повести .


Также Кощея можно увидеть в виде старика, которому авторы дали такую характеристику: «сам с ноготь, борода с локоть». Герой живет в избушке на курьих ножках. Этот образ демонстрируют сказки «Зорька, Вечорка и Полуночка», «Медведко», «Горыня» и некоторые другие произведения народного творчества.

Сила

Кощей – весьма профессиональный колдун, которому позавидуют и из «Гарри Поттера». Причем темный волшебник подходит к своим магическим преступлениям весьма оригинально.

За примерами далеко ходить не надо. В сказке «Елена Прекрасная» он обратил своего заклятого врага Ивана-царевича в орех, превратил красавицу в царевну-лягушку, а другую барышню – в змею. А в истории об «Иване Сосновиче» колдун расквитался с целым царством, превратив его жителей в каменные глыбы.


Кстати, если увидите в лесу огромного черного ворона, то, возможно, это Кощей Бессмертный перевоплотился в гордую птицу из стихотворения .

Кощея можно назвать счастливчиком, ведь свою силу он черпает из обыкновенной воды. Когда старик выпил три ведра воды, поднесенные Иваном-царевичем, он без труда разорвал двенадцать цепей и освободился из подземелья. Однако у властителя трона есть и слабые стороны. Убить его не просто, но можно:

«Смерть Кощея на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережет».

Однако в сказке о Марье Моревне старик, обладающий бессмертием, пал от волшебного коня Ивана, который ударил чародея копытом и размозжил ему голову. Далее Иван сжег несчастного на костре, а пепел пустил по ветру. В другой вариации сказки царевич добивает своего заклятого врага палицей.

Фильмография и актеры

Кинематографических произведений про Кощея Бессмертного не сосчитать на пальцах, поэтому представим несколько известных картин с участием именитых актеров.

«Кащей Бессмертный» (1944)

«После дождичка в четверг» (1985)

В 1985 году режиссер Михаил Юзовский презентовал сказку по мотивам либретто . Сюжет рассказывает о том, как после дождичка в четверг царь Авдей стал отцом: супруга родила ему мальчика. В тот же день ключница Варвара тоже родила первенца, а в капусте был обнаружен новорожденный подкидыш.


Всех мальчиков назвали Иванами, а владелец короны велел воспитывать их вместе. Однако ключница решила действовать хитростью: в царскую люльку положила своего сына, а остальных отдала разбойникам. Прошло 20 лет, и два Ивана решили освободиться от оков и сразить Кощея Бессмертного. Роль колдуна досталась , который поработал с Геннадием Фроловым, и .

«На златом крыльце сидели» (1986)

Волшебная сказка Бориса Рыцарева рассказывает про двух королей-соседей – Федота и Амфибрахия. Но последний монарх словно провалился сквозь землю, а королева не смогла справиться с государственными делами в одиночку. Поэтому повелительница начала размышлять о том, как бы отдать свою дочь Алену замуж на выгодных условиях. Сердце девушки покорил Иван-царевич, которому пришлось сразиться с Кощеем Бессмертным.


Любителя злата сыграл Виктор Сергачев, а его коллегами были , и .

«Книга мастеров» (2009)

В 2009 году вышел первый российский фильм в сотрудничестве с кинокомпанией «Walt Disney Pictures». Режиссером выступил Вадим Соколовский. История рассказывает о том, что Каменная Княжна, заточенная в башне, скоро выберется на свободу, и миру настанет конец. По случайному стечению обстоятельств, роль вершителя судьбы людей достается Ивану, которому придется столкнуться с Кощеем Бессмертным.


В актерский состав картины вошли

Библиографическое описание: Лагошина С. С., Чаплыгина В. В. Анализ образа Кощея Бессмертного и его возможных прототипов // Юный ученый. — 2017. — №2.2. — С. 65-66..03.2019).





В статье предприняты попытки показать связь сказки с древним славянским эпосом, героями которого были языческие боги и духи на основе анализа образа Кощея Бессмертного.Исследованы разные версии относительно как этимологии имени Кощея, так и происхождения его образа.

Ключевые слова: Кощей Бессмертный, сказочный персонаж, мифология, прототипы, Карачун, Чернобог, Касьян.

В високосный год 29 февраля чествуется самое злое божество славянской мифологии Кащей или Чернобог. Казалось, сказочный образ Кощея Бессмертного никак не может быть связан с божеством, пусть и злым.

Кто же стоит за образом Кощея Бессмертного? Почему его связывают с Чернобогом? Есть ли еще прототипы у Кощея? Все эти вопросы подтолкнули нас к исследованию.

Внешний облик Кощея в сказках довольно нечеткий . Мы видим Кощея в образе царя и колдуна большой силы, часто на коне. Жилище Кощея всегда находится очень далеко, будь то дворец, замок или большой дом, в котором находятся несметные богатства. Кощей Бессмертный обладает магической силой и является могущественным чародеем. Но все же Кощея можно победить.

Главной особенностью Кощея Бессмертного является то, что его смерть существует отдельно от него. Она находится в яйце, в нем оказывается ещё и игла, у которой надо сломать конец, что вызывает быструю смерть Кощея.

В древнерусском языке существовало немало слов, созвучных с именем Кощея: «кость», «кощуны» - колдовство, «касть» («кась») – пакость, «костить» или «костерить» – ругать, бранить .Другие ученые считали, что имя живого скелета происходит от тюркского слова, означающего «раб, слуга». Есть предположения, что имя Кощея говорит о его богатстве. В древнерусском слово «кошь» обозначало «стан», «обоз», а главу обоза и хранителя казны называли «кошевым» .

Всё это есть в сказках. В одних сказках Кощей «гремит костями», в других – «над златом чахнет», оберегая свои богатства, в третьих – он пленник.

Существуют разные версии прототипов Кощея Бессмертного.

Один из прототипов Кощея Бессмертного – Карачун зимнее славянское божество. Карачун-Кощей - это бог смерти от холода . Появился на свет Карачун из золотого яйца, снесенного чудо-курочкой Рябой. Согласно легендам, из золотого яйца появилось все: не только Небо и Земля, День и Ночь, Добро и Зло. Потом Карачун вышел из повиновения - холода становились все нестерпимее, уносили все больше жизней. Пришло время людям покинуть родину, которая покрывалась льдами. Уйти вслед за рыбами, птицами на далекий материк. Грозному Карачуну служили медведи-бураны и метели-волки.

Некоторые исследователи считают, что образ Кощея восходит к древнеславянскому божеству Чернобогу . Имя этого божества упоминается в ряде летописей после принятия христианства на Руси. Во всех легендах, песнях и сказаниях Чернобог предстаёт как некая тёмная сущность и повелитель всех воинств загробного мира, подземного царства. Чернобога называли также и Черным змеем, и Кощеем. В некоторых мифах говорится о том, что Кощей – сын Чернобога. Чернобог способен изменять течение времени: останавливать его, ускорять и поворачивать вспять. Праздник Чернобога отмечается 29 февраля .

В эпоху двоеверия на Руси прототип Кощея – святой Касьян . Святой Кассиан, живший в V в., прославился как проповедник монашеской жизни и основатель монастырей в Галлии . Народные русские предания, легенды и поверья, сделали образ Святого Касьяна отрицательным, хотя этот реальный человек жил праведной жизнью. Так как именины святого отмечаются 29 февраля, образ Чернобога и святого Касиана как бы «срослись». В народе его называли Касьяном Завистником, Касьяном Скупым, Касьяном Грозным... Внешность и характер были у него отвратительные. Косящие глаза и мертвящий взгляд. На Руси говорили: «Касьян на траву взглянет – трава вянет, на скот – скот дохнет, на дерево – дерево сохнет. На народ взглянет – народу тяжело» . Поэтому в Касьянов день (Кощий день) боялись выходить из дому, чтобы не попасть под «глаз Касьяна».

В Касьянов день славяне провожали зиму. По старославянским обычаям, ровно в полночь с 29 февраля на 1 марта нужно было раздавить в руке сырое куриное яйцо. Считалось, что таким образом Кощею, смерть которого скрывается в яйце, приходит конец, а поскольку Кощей символизирует собой и зиму, то заодно кончается и зима.

Мы провели сравнительный анализ образа Кощея Бессмертного и его возможных прототипов и выяснили, что у Кощея, Чернобога и Карачуна больше общих черт, чем у Касьяна и Кощея. Так, например, внешний вид примерно одинаков у первых трех персонажей, а внешность Касьяна отличается. Местом обитания у Святого Касьяна служил монастырь, т. к. он был монахом, и даже утратив свою «святость» он не ушел в подземелье или темное царство, как Карачун, Чернобог или Кощей. Не прослеживается у Касьяна связь с животными, кроме того, что от его взгляда «скот дохнет».

Сходство у Касьяна с Карачуном и Чернобогом проявляется лишь в злодеяниях, направленных на людей, да празднике «Кощеев день».

Мы видим, что сам народ объединил эти образы, нарекая их общим именем Кощей (Кащей), наделяя страшной внешностью и магической силой разрушения. Мы считаем, что прототипами его в разное время были Карачун (язычество) и Чернобог (о нем упоминается после принятия христианства). Касьян как прототип Кощея менее вероятен. Так зачем же появился Кощей? Ни с Карачуном, ни с Чернобогом никто никогда не осмеливался бороться, выступать против них, наоборот, Чернобогу ставили идолов и приносили жертвы. Создание сказочного образа Кощея, которого может победить герой, необходимо было для того, чтобы уравновесить античеловеческий образ истинного Чернобога.

Нами было проведено анкетирование среди учащихся вторых классов с целью определить, что знают младшие школьники по данной теме.

Результаты опроса показали, что всем известна версия о происхождении имени Кощея от слова «кость». Чуть меньше половины ребят указали на знание и других версий. А вот о прототипах Кощея практически никто не знает, как и о празднике «Кощеев день». Так что, мне есть о чем рассказать одноклассникам!

Литература:

  1. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т - М., 1957.
  2. Славянская мифология: Энциклопедический словарь/ Науч. ред.: В. Я. Петрухин и др. - М., 1995.

3. Калашников В. Русская демонология. Издательство: Ломоносов, 2014.

  1. Забытые боги древних славян. Карачун. Режим доступа: http://taynikrus.ru/
  2. Калейдоскоп праздников. Режим доступа: http://chippfest.blogspot.ru/
  3. Календарь событий: Режим доступа: http://www.calend.ru/
  4. «Кощей Бессмертный – символ вечно проигрывающего зла». Режим доступа: http://www.echo.az
  5. Святой Касьян и Касьянов день. Режим доступа: http://novogodje.ru/svyatoj-kasyan-i-kasyanov-den.html

Ключевые слова: Кощей Бессмертный, сказочный персонаж, мифология, прототипы, Карачун, Чернобог, Касьян .

Аннотация: В статье предприняты попытки показать связь сказки с древним славянским эпосом, героями которого были языческие боги и духи на основе анализа образа Кощея Бессмертного. Исследованы разные версии относительно как этимологии имени Кощея, так и происхождения его образа.

Кощей Бессмертный - популярный персонаж славянских сказок, былин и народных сказаний. Правильно его называть - Кащей.

По традиции, изображается чаще всего как злой чародей, негативный персонаж, который просит людям проблемы. Он представал стариком, причем очень тощим, иногда даже живым скелетом.

Образ Кощея

В народных сказках Кощей Бессмертный появляется либо как царь и злой колдун - иногда верхом на волшебном коне, который мог говорить на человеческом языке, а иногда - пешим.

Это тощий старик, почти скелет. Кощей предстает как повелитель всего Подземного мира, очень скупой - он очень обожает все свое золото и не желает делиться ним с кем-бы то ни было.

Способности Кощея

Большинство сказок доказывают, что Кощей - очень могущественный колдун, который обладает большим арсеналом сверхспособностей. К примеру, Кощей может принимать облик диких животных, и чаще всего превращается в черную ворону. Однако несмотря на способности перевоплощения, Кощей не любит обращаться в животных - более всего он любит оставаться в своем собственном облике: худого старца, но очень могущественного.

Убить Кощея просто так невозможно, ибо жизнь колдуна спрятана на конце игры, а та находиться в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, ну а заяц сидит в запертом сундуке. И только разломав иглу можно уничтожить Кощей - в остальном же он полностью неуязвим.

Изначально - в первых сказках о Кощее его вообще не мог никто победить, так как просто не знал о существовании волшебного яйца и иглы. В последних же сказках о игле прознали, и Кощей даже несколько раз погибал.

Демонстраций силы Кощей в сказках достаточно много и все они прекрасно демонстрируют его возможности. К примеру, ему без проблем удалось превратить Ивана Царевича в обычный орех, а целое царство - в камень. Умеет Кощей, как и большинство персонажей русских сказок, сражаться на мечах. Его любимое оружие - полуторный меч и никто не владеет им лучше злого колдуна

Где живет Кащей

Кащей живет в замке или дворце, царство его находится за тридевять земель - на краю света. Чтобы туда добраться, износишь не одну пару железных сапог. Кощей бессмертный - царь золота и серебра, жемчуга.

Кащей бессмертный в сказках

В русских народных сказках данный персонаж всегда выступает как главный противник доброго персонажа. Кощей похищает прекрасных принцесс, непокорных превращает в животных. Например, царевна лягушка.

Одним из главных врагов Кощея Бессмертного является другая достаточно сильная колдунья - Бага-Яга. Конечно, ее сила не достигает уровня Кощей, но она довольно часто берет участие в свержении Бессмертного. К примеру, именно Бага-Яга рассказала Ивану Царевичу секрет погибели Кощея. В редких случаях Кощей и Бага-Яга находятся на одной стороне баррикад. Заклятыми врагами Кощея всегда были богатыри, однако в большинстве сказок они всегда становятся жертвами темного колдуна, так как не знают способа убить Кощея, в отличии от Ивана Царевича.