Ля минорная пентатоника во всех позициях аппликатура. Как эффективно учить и применять боксы на грифе гитары. Определение минорной пентатоники

Помимо распространенных семиступенных ладов, которые мы с вами рассматривали в , довольно часто можно встретить также лад, состоящий из пяти нот. Его называют пентатоникой. И сегодня мы поговорим о видах пентатоники, принципах ее строения, о том, как её играют на на гитаре, а также приведем примеры, где этот лад можно услышать.

Виды пентатоники

  1. Полутоновая пентатоника. Она не зря получила такое название, так как расстояние между двумя нотами будет как раз в полутон. Можно привести такой пример построения: «си-до-ми-фа-соль». Наверняка вы заметили, что расстояние между «си-до» равняется полутону, также, как и расстояние между «ми-фа». Такой вид пентатоники можно часто услышать в Японской музыке. Например, народное произведение «Сакура» является ярким примером.
  2. Сакура (японская народная песня)

  3. Бесполутоновая пентатоника. Один из самых распространенных видов. Звуки этой пентатоники могут идти по чистым квинтам. Кстати, если вы забыли информацию об основных музыкальных интервалах, то можете прочитать о них . Сразу стоит отметить, что расстояние между соседними нотами может быть только в виде большой секунды или малой терции. Это главное правило! Наверняка вы заметили, что в этом виде пентатоники отсутствуют малые секунды. Именно поэтому здесь нет ладового тяготения, и отсутствует тональный центр. Используется данный вид в рок музыке, в поп-музыке и в блюзе европейских стран. Приведем пример: «соль-ля-си-ре-ми».
  4. Смешанная пентатоника. Образуется средством объединения полутоновой пентатоники и бесполутоновой пентатоники. Приведем пример: «ля-си-ре-ми-фа».
  5. Темперированная пентатоника. Она представлена индонезийским звукорядом слендро. Тут не будет ни тонов, ни полутонов. Пример: «до-ре диез-фа диез-ля-до».

Мажорная и минорная пентатоника

Сейчас мы остановимся на подвидах бесполутоновой пентатоники. Их звучание схоже с привычным для нас мажором и минором, поэтому они и получили такое называние.

  • Мажорная пентатоника. Отличие от натурального мажора в отсутствии четвертой и седьмой ступеней. Приведем пример: «до-ре-ми-соль-ля». Формула построения очень простая: большая секунда/большая секунда/малая терция/большая секунда. Запомните этот способ и сможете построить пентатонику от любой ноты на гитаре. В своем составе пентатоника имеет мажорное трезвучие: «до-ми-соль». Поэтому и звучание очень близко к привычному для нас мажору.
  • Минорная пентатоника. Звучит, как натуральный минор, только без второй и шестой ступеней. Также в своем составе имеет минорное трезвучие. Приведем пример: «ля-до-ре-ми-соль». Строим по такой формуле: малая терция/большая секунда/большая секунда/малая терция.

Пентатоника в музыке Китая

Ученые считают, что пентатоника появилась впервые именно в Китае. Еще ранее 221 года до нашей эры есть свидетельства существования этого лада. Позже к китайской пентатонике добавили два звука и построили всем известные семиступенные лады. Однако ступени пентатоники сохранились, дошли до нашего времени и позволяют получать интересные звучания во время импровизации.

Цветок жасмина (традиционная китайская музыка)

Для китайцев пентатоника – это не просто лад, а целая философия. Считается, что при нажатии любой ноты мы слышим, не одно звучание, а целых пять. Это обертоны вокруг данного звука. На самом деле их много, однако, наше ухо может уловить только пять обертонов. Поэтому китайцы считали это число священным и пентатоника, которая также состоит из пяти нот, является для них важнейшим ладом.

Пентатоника на гитаре

Сейчас мы разберем, как играть пентатонику на гитаре. Для того чтобы импровизировать в мажорной или минорной пентатонике, нужно много тренироваться. Определим для начала, какой аппликатурой мы будем играть. Каждый палец будет отвечать за ноту в своем ладу. Очень просто: четыре пальца – четыре лада. Таким образом, вы будете играть позицией, что в данной ситуации является очень полезным и верным решением.

Играйте вначале пентатонику с самой низкой ноты, доходя до самой высокой и в обратном порядке. Если вы в совершенстве осилите это упражнение, можете переходить к более сложным вариациям. Играйте вначале восьмыми нотами, а с появлением большего опыта, меняйте длительности.

Минорная пентатоника на гитаре

Пентатоника позволяет разнообразить соло любого гитариста интересными звучаниями. Блюзовая пентатоника также послужит интересным примером и научит каждого гитариста яркой импровизации. Применение пентатоники можно увидеть в рок музыке и в джазе.

Считается, что пентатоника на гитаре – это один из самых распространенных и простых ладов. Однако чтобы действительно умело и интересно импровизировать с помощью пентатоники, потребуется долгое время тренировок и практики.

Многие люди увлекаются музыкальным исскуством. Музыка - это отличный способ увеличить силу духа человека либо утешить его в печали. Музыкальная школа - замечательное заведение, которое позволяет узнать основы, а также многие нюансы того, как овладеть тем или иным инструментом. Многие новички в музыкальном ремесле отправляются именно туда в начале своего пути. Те люди, которые начинают изучать способы игры на гитаре, часто задаются вопросами о том, что такое пентатоника на гитаре. Из этой статьи мы узнаем ответ на данный вопрос. Кроме того, нам станет известно, что такое ступени пентатоники.

Основные принципы

В том случае, если бы вы никоим образом не хотели бы осваивать пентатонику, но тем не менее при этом вам бы хотелось уметь придумывать потрясающее соло на акустической или же электрогитаре, то рано или поздно вам все равно бы пришлось столкнуться с этим термином. Почему же так происходит?

Изучение того, что такое пентатоника на гитаре - неотвратимо потому, что пентатоника - это звукоряд, в котором присутствует 5 звуков. Особенность данного звукоряда заключается в том, что он принципиально не имеет полутонов, а также звуков, которые могут образовывать тритоны.

Популярность пентатоники

Было бы сложно сказать, кто из самых знаменитых гитаристов (а кроме того и басистов, клавишников, а также многих других членов музыкальной братии) мог бы не использовать пентатонику. Например, блюзовая пентатоника - без которого невозможна импровизация. И, в принципе, это довольно сложно представляемая вещь - игра без импровизации.

Теоретическое введение

Поскольку пентатоника - это пятиступенный лад, то в отличие от каких-либо диатонических гамм, состоит он не из 7, а всего лишь из 5 звуков. В этом заключается мощь данного приема игры на гитаре. Музыкальная школа Древнего Китая в седьмом веке возводила данный прием в статус философского постулата. Считалось, что каждая нота этого звукоряда обозначала своеобразное, определенное мистическое воздействие на отдельных людей и социум в целом.

Виды пентатоники

Существует два вида пентатоники. При этом минорная пентатоника столь же популярна, как и мажорная.

Минорные принципы пентатоники практически в точности похожи на мажорные. Разница только в несколько другой тональности. Это происходит из-за параллельности данного тона. Таким образом, мы получаем пентатонику при помощи удаления четвертой и седьмой ступени из мажорной гаммы. При этом из минорной мы удаляем вторую и шестую ступень. Именно поэтому данное правило параллельности отлично подходит для пентатоник.

Итак, само главное правило звучит так: параллельный минор может строиться на шестой ступеньки минора, при этом сохраняя все знаки на ключе, если он есть. Кроме того, есть вариант отступить и от мажорной тоники на одну малую терцию вниз, в таком случае выйдет минорная тоника. Если говорить просто, то это произойдет через два лада вниз по струне.

Давайте представим, что мы хотим сымпровизировать какую-либо мелодию в тональности ля-минор. Необходимо найти ноту ля на любой из струн, сверьтесь с минорным принципом пентатоники и расположите остальные ноты непосредственно учитывая основную тонику. По ширине пентатоника состоит из четырех ладов. Четыре пальца непосредственно отвечают за четыре лада, каждый из ваших пальцев отвечает за ноту именно на своем ладу. Термин, которым это обозначается - позиционная игра.

Основной совет, который дается начинающим музыкантам, заключается в том, что им необходимо проиграть все пентатоники, начиная от самой низкой и вплоть до наиболее высокой ноты, а затем наоборот. Когда вы научитесь непосредственно играть все данные фигуры в самом начальном варианте, то тогда можете начать и варьировать игру. Надо помнить, что наиболее простым способом проигрывания гамм является проигрывание этих элементов восьмыми нотами. В данном случае говорится о длительности. Не забывайте, что на каждую долю играется по две ноты. Для примера рассмотрим пентатонику в ля-миноре.

Упражнение для закрепления техники

Давайте возьмем ля на третьей струне. Данная точка будет являться тоникой, вторым ладом. Теперь возьмите своим указательным пальцем третью струну и получите непосредственно вторую позицию. Теперь начните играть с третьего лада самой шестой струны. В этом месте наиболее низкий звук. Дальше следуйте инструкции по таблице.

В данном примере нижняя строка, табулатура, и есть непосредственно При этом его первая струна находится вверху, тогда как внизу шестая. Справа находится корпус инструмента, ну а слева - колки. Номер лада изображается на струнах. При этом изображается он, учитывая все расположенные выше ноты.

Есть и ещё один интересный способ. Этот способ называется - триоль. В нем каждая четвертая доля делится непосредственно на три одинаковые части. Каждые три ноты должны звучать, что важно, равномерно в течении одного удара. Классический пример в данном случае - вальс. Давайте вспомним стандартный темп вальса, каким мы его видели, допустим, в фильмах - "раз-два-три-раз-два-три".

Рассмотрим мажорную пентатонику

Давайте поподробнее поговорим о том, что такое мажорная пентатоника. Данную технику можно получить при помощи удаления из самой натуральной до-мажорной гаммы четвертой и седьмой ступени. Соответственно, формула данной техники: 3 (до) - 2 (ре) - 3 (ми) - 5 (соль) - 6 (ля).

Стоит обратить внимание вот на что. Дело в том, что до-мажорная и ля-минорная пентатоника состоят фактически из одних и тех же звуков. Тем не менее из-за того, что они все имеют самое различное интервальное строение, они разнятся. В данном случае на них распространяется само правило парных тональностей. Это которые имеют одинаковое число в своем ключе. К примеру - до-мажор - ля-минор, соль-мажор - ми-минор (или же фа-диез). Таким образом, получается и то, что боксы пентатоники на гитаре, если рассматривать их относительно этого свойства, универсальны. Иначе говоря, до-мажорная и ля-минорная пентатоника по своей структуре имеют одну и ту же аппликатуру. Однако же при этом расположение непосредственно тонального центра, а также других ступеней у них отличаются друг от друга.

Полутоновая пентатоника

В Японской народной музыке, как и, в принципе, азиатской, популярен прием полутоновой пентатоники. Там довольно широко известны пятиступенные ряды, помимо основных семиступенных звуковых рядов.

Полутоновая пентатоника - это распространенный среди стран Востока вид пентатоник. Пример такой пентатоники следующий: e-f-g-g#-a#. Интервалы в данном случае представляют из себя полутоны (то есть малые секунды). В данном случае e-f и g-g#.

Другие примеры пентатоник

Кстати, еще бывает смешанная пентатоника и темперированная. В смешанной объединены свойства полутоновой и классической, бесполутоновой пентатоники, тогда как темперированная представляет из себя индонезийский тип звукоряда слендро. В нем нет ни тонов, ни полутонов.

Гитаристы, использующие пентатонику

Один из самых видных гитаристов современного времени Р. Фрипп утверждал, что обычно для освоения одной из гамм требуется пять-шесть лет занятий. Тем не менее, многие думают, что чем большее количество гамм они знают, тем для них лучше. Для того чтобы описать данное явление, можно употребить известное и крайне хорошее народное выражение "нахвататься вершков". Такие люди вместо того, чтобы расширять и углублять свои знания и понимания уже известного, перескакивают с одного прямиком на другое, не осваивая ничего.

Поскольку пентатоника представляет из себя наиболее легкий, а кроме того, и популярный способ для освоения ладов, то и встречается она во всех стилях музыки. На это есть огромное количество причин. Главная же, скорее всего, в самом нейтральном звучании данной техники. использовал пентатонику особенно интенсивно в своих импровизациях. В том числе даже там, где это могло бы показаться неприемлемым.

Вычленение из натуральных ладов

Тем не менее, помимо огромных преимуществ пентатоники, у нее есть также и один большой недостаток. Дело в том, что ее звучание довольно быстро приедается и придумать что-либо необычное в рамках одного лада становится достаточно сложно. Основным стандартным способом разнообразить звук пентатоники может являться добавление ступени 5b и стиля блюз. Кроме того, многие используют тоникальные пентатоники для каждого своего нового аккорда. В блюзовой же традиции принято использовать одну пентатонику примерно на все

Тем не менее существует помимо прочего и еще один замечательный способ, который помогает расширить выразительность и возможности пентатоники. При помощи данного способа можно создавать крайне необычные звучания, при этом используя всего 5 нот. Данный способ носит название "вычленение пентатоники из натуральных ладов".

Для начала возьмем три самых распространенных лада: дорийский, лидийский, миксолидийский. Теперь запомните связь аккорда с соответствующим ладом. Вслед за этим необходимо найти пентатонику внутри каждого из ладов. Благодаря тому, что существует всего пять возможных типов расположения звуков в самой пентатонике, цель наша состоит в том, чтобы найти варианты данных обращений в выбранном нами ладу.

Используя наиболее простой принцип, теперь мы от каждой ноты начинаем пробовать все возможные варианты. При этом если от самой ноты никак невозможно построить большую секунду, то в таком случае вариант у нас останется только один (а именно - начать с малой терции). Если мы обобщим полученный результат, то получим вывод, согласно которому каждой ступени определённой пентатоники может соответствать и своя пентатоника. Можно привести аналогию гармонизации гаммы аккордами. В результате мы получим семь пентатоник для того, чтобы обыграть один аккорд. Мы можем использовать любую из них, чтобы открыть самые разные и новые возможности обыгрывания аккордов.

Данный принцип крайне хорош для импровизации. Вы можете, не задумываясь, создавать само модальное пентатоническое звучание. Допустим, вы сможете запомнить то, что при каждом обыгрывании мажора возможно использовать ту пентатонику, которая расположена на полтона ниже самого основного тона. Вы сможете играть B-минорную пентатонику на C-мажор.

Что же, теперь вы узнали, что пентатоника - это замечательный способ освоить игру на гитаре и даже углубиться в ее дебри.

Пентатоника - звуковая система, содержащая пять ступеней в пределах одной октавы, расположенных по большим секундам и малым терциям. Так же пентатонику можно понимать, как неполный диатонический ряд.

Мажорная пентатоника - это натуральный мажорный лад без 4-ой и 7-ой ступеней.

Минорная пентатоника - это натуральный минорный лад без 2-ой и 6-ой ступеней.

Для наглядности, изобразим получение мажорной и минорной пентатоник на схеме:

Кроме того, если из любого мажорного диатонического лада исключить 4-ую и 7-ую ступени, а из минорного 2-ую и 6-ую, то мы также получим соответственно мажорную и минорную пентатоники:

Ионийский мажор: Лидийский мажор: Миксолидийский мажор:
4,7 #4, 7 4, 7
Мажорная пентатоника

Эолийский минор: Дорийский минор: Фригийский минор:
2, 6 2, 6 2, 6
Минорная пентатоника

Таким образом, мы имеем следующие формулы мажорной и минорной пентатоник:

мажорная :

IIIIIIVVI

минорная:

IIIIIVVVII

Ниже приведены по 2-е аппликатуры мажорной и минорной пентатоник на грифе гитары (данные аппликатурные формы не учитывают смещение на 1/2 тона на верхних струнах, т.е. на 1-ой и 2-ой) для игры в одной позиции:

Для наглядности изобразим эти аппликатуры с обозначением ступеней пентатоники:

Если объединить правую и левую аппликатуры, то получим аппликатуры для игры в одной позиции на всех шести струнах:

Обратите внимание на положение тоники параллельной мажорной пентатоники в минорной - здесь учень удобно, пользуясь системой октав, проецировать на гриф совмещенную аппликатуру параллельных пентатоник. Не смотря на то, что пентатоника - достаточно простая гамма, в которой в пределах октавы всего пять нот, данная совмещенная схема помогает лучше ориентироваться на грифе:

Ну, а теперь выйдем за рамки одной позиции и "нанесем" пентатонику на весь гриф. Для начала стоит отметить, что в силу определенных причин у гитаристов наибольшее распространение получила минорная пентатоника, поэтому и мы, изображая пентатонику на всем грифе, выберем минорную и покажем ее от первого лада шестой струны, т.е. наша пентатоника будет в тональности Fm. Также изобразим параллельную мажорную - А:

А начинать изучение пентатоники на практике лучше все-таки в тональности C-мажор и параллельной ей Am-минор. Для этого вышеприведенные схемы необходимо просто перенести в нужную позицию:

Ну и, наконец, посмотрим, какие именно ноты "попали" в пентатонику C/Am:

Для игры пентатоники вдоль всего грифа, удобно рассматривать ее в виде боксов .

Как диатонические лады существуют парами (минорные и мажорные), так и мажорной пентатонике соответствует параллельная минорная, которая строится от пятой ступени мажорной, а минорной соответствует параллельная мажорная, которая строится от второй ступени минорной. Т. е. структурная схема мажорной и минорной пентатоник одинакова, меняется опорный (тонический) звук. Более наглядно на схеме:

Т.к. в пределах натурального мажора существуют 3 пары ладов - мажорные и параллельные им минорные (диатонические лады), то на ступенях натурального мажорного лада можно построить 3 пары пентатоники - мажорные и параллельные им минорные. Причем все пентатоники, построенные на ступенях натурального мажорного лада, имеют одинаковое аппликатурное строение. Т.е. каждому мажорному ладу соответствует мажорная пентатоника со структурой IIIIIIVVI , а каждому минорному ладу соответствует минорная пентатоника IIIIIVVVII . Рассмотрим это на примере аппликатур для игры на трех струнах:

Пентатоника - это наиболее часто используемый звукоряд в блюзе. Здесь он часто встречается с "блюзовыми" или "голубыми" нотами (blue notes). Блюзовые ноты - это хроматические III, V, VII ступени в мажорном звукоряде. Вот как будут выглядеть мажорная и минорная пентатоника с добавленной III ступенью в мажоре (она же V ступень в миноре):

На схеме хорошо видно, что в мажоре III и в миноре V - это одна и таже нота. Теперь отметим блюзовую ноту в аппликатурах мажорной и минорной пентатоники, для игры в одной позиции:

Также дополним ступеневую аппликатуру:

Блюзовая нота - это вводный тон ко второй или третей ступени в мажорной пентатонике (или к четвертой или пятой в минорной).

В аппликатурах для игры в одной позиции на всех шести струнах, в том числе и в боксах, наибольший интерес представляют те участки аппликатуры, в которых блюзовая нота оказывается на одной струне с соседними ступенями. Тогда эти три ноты играются пальцовкой 1-2-3:

Это обусловлено возможностью применить различные приемы игры - вибрато, слайды, бенд, хамер-оны и срывы и т.п. - в удобной позиции. Особенно это отражено во внебоксовых аппликатурах пентатоники (см. ниже). Также обратите внимание на характерное расположение этих трех нот на грифе относительно тоник мажора и минора:

Дополним стандартные аппликатуры пентатоники блюзовыми нотами:

Давайте, распишем наш пример с пентатоникой на всем грифе для тональности Fm и параллельной А, но уже с блюзовой нотой:

Также отметим блюзовую ноту в примере с пентатоникой в тональности C/Am:

Все ноты пентатоники C/Am с блюзовой нотой:

В блюзе на мажорную гармонию часто играется минорная пентатоника, отсюда в мажорном звукоряде и появляются эти "голубые" ноты. Пентатонику с блюзовой нотой также можно представить в виде боксов .

Ниже приведены довольно часто используемые внебоксовые аппликатуры пентатоники в чистом виде и с блюзовой III нотой (она же V в миноре):

Совместим эти аппликатуры в одну:

Играя упражнения построенные на пентатонике, не забывайте добавлять "блюзовые" ноты. В принципе, изучая аппликатурные схемы пентатоники, можно срузу заучивать их с блюзовой нотой.

Следующие схемы - это игра пентатоники в системе октавных позиций, которые образованы заполнением ступенями пентатоники одной из пяти октавных позиций. Это тот же самый прием, который был рассмотрен для трезвучий и септаккордов.

Помимо семиступенных звуковых рядов, довольно широко распространены пятиступенные ряды. О них и пойдёт речь в данной статье.

Пентатоника

Пентатоникой называют лад, состоящий из 5 нот, находящихся в пределах одной октавы. Существует 4 вида пентатоник:

  • Бесполутоновая пентатоника. Это основной вид и, если не оговорено иное, то имеется ввиду именно этот вид пентатоник. Звуки этого вида пентатоники могут быть расположены по чистым квинтам. Между соседними ступенями данного звукоряда возможны только 2 вида интервалов: большая секунда и малая терция. В связи с отсутствием малых секунд, пентатоника не содержит сильных ладовых тяготений, в результате чего отсутствует тональный центр лада - функции главного тона может выполнить любая нота пентатоники. Бесполутоновая пентатоника сильно распространена в народной музыке стран бывшего СССР, в рок-поп-блюз музыке европейских стран.
  • Полутоновая пентатоника. Данный вид распространён среди стран Востока. Вот пример полутоновой пентатоники: e-f-g-g#-a#. Интервалы e-f и g-g# представляют собой малые секунды (полутоны). Или другой пример: h-c-e-f-g. Интервалы h-c и e-f являются малыми секундами (полутонами).
  • Смешанная пентатоника. В этой пентатонике объединены свойства предыдущих двух пентатоник.
  • Темперированная пентатоника. Представляет собой индонезийский звукоряд слендро, в котором нет ни тонов, ни полутонов.

На клавиатуре фортепиано чёрные клавиши в любом порядке (слева направо, либо справа налево) в пределах одной октавы образуют звукоряд пентатоники. Исходя из этого видно, что пентатоника содержит следующие интервалы:

  • Вариант1. Одна малая терция и три больших секунды (забегая вперёд: напоминает мажор).
  • Вариант 2. Две малые терции и две большие секунды (забегая вперёд: напоминает минор).

Повторимся, что рассматриваемый звукоряд не содержит малых секунд, что исключает ярко выраженные тяготения неустойчивых звуков. Также пентатоника не содержит тритона.

Довольно широко распространены следующие два вида пентатоник:

Мажорная пентатоника

Честно говоря, «мажорная пентатоника» - определение неверное. Поэтому уточним: имеется в виду пентатоника, которая на I ступени содержит мажорное трезвучие, состоящие из звуков пентатоники. Поэтому она напоминает мажор. В сравнении с натуральным мажором, в данном виде пентатоники отсутствуют IV и VII ступени:

Рисунок 1. Мажорная пентатоника

Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: б.2, б.2, м.3, б.2.

Минорная пентатоника

Так же, как и в случае с мажорной, речь идёт о пентатонике, содержащей на I ступени теперь уже минорное трезвучие. В сравнении с натуральным минором отсутствуют II и VI ступени:

Рисунок 2. Минорная пентатоника

Последовательность интервалов от I ступени до последней следующая: м.3, б2, б.2, м.3.

Флэшка

В заключении статьи предлагаем вам программу (ваш браузер должен поддерживать flash). Двигайте курсор мышки над клавишами фортепиано и вы увидите мажорную (красным цветом) и минорную (синим цветом) пентатоники, построенные от выбранной вами ноты:

Итоги

Вы познакомились с пентатоникой . Звукоряд этого типа очень широко распространён в современной рок-поп-блюз музыке.

Краткое предисловие: читательница моей (и весьма талантливая) все же не совсем поняла несколько моментов из видео №2 . Вывод. Эти моменты, возможно, важны и для д ругих начинающих музыкантов…
——————-
Алина!
То есть у тебя самой ощущений, что некоторые ноты звучат неустойчиво, не возникло — так?
Вот послушай.
В любом звукоряде есть сильные (как они правильно называются — "устойчивые") ноты. И ноты неустойчивые.
Неустойчивые ноты вызывают тяготение к устойчивым.

Ну, это как в жизни — люди со "слабым стержнем" тянутся к сильным. Так тебе понятнее?

И переход от слабой, неустойчивой ноты к сильной, устойчивой называется разрешением.
Вся суть импровизации — и сочинения мелодии вообще — это вызывать тяготения и разрешать их.

А сейчас — сжато ответы на твои вопросы.

Что значит "сменился аккорд аккомпанемента" ?
- Как ты, н аверное, все же знаешь, аккорды в аккомпанементе меняются. В моем примере аккорд Ля-минор сменился на аккорд Ре-минор.

Что значит "сменился основной тон, ля из тоники превратилась в кварту"?
- Каждый аккорд имеет свой основной тон (тоника в звукоряде, от которого аккорд построен). То есть Ля сменилось на Ре.

Аккорд состоит из трех звуков. Минорный из минорного трезвучия. Мажорный из мажорного трезвучия.
Вот эти три звука. Тоника, третья ступень и пятая ступень.
С тониками — разобрались. Что такое третья и пятая ступени?

Помнишь звукоряд До-Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си — ? Это мажорная гамма. Точнее До-мажорная гамма.
Аккорд До-мажор будет состоять из До (тоника), Ми (третья нота в звукоряде), и Соль (пятая нота в звукоряде)

Сколько бы ты пальцев на струны не ставила — в аккорде До-мажор должно звучать это трезвучие — До-Ми-Соль
(я не беру сейчас четырехнотные аккорды — септаккорды, только обычные)

Аккорд Ля минор строится из минорной гаммы Ля. Вот она:
Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль
Из каких звуков?

Правильно — из первого, третьего и пятого.

Это Ля, До, Ми.

Аккорд Ре-минор (на который сменился Ля-минор в аккомпанементе) строится по гамме Ре-минор
Вот она:
Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си бемоль-До

Аккорд Ре минор — 1,3 и 5 ноты -
Ре — Фа - Ля Кстати, по другому они еще называются
Тоника — Терция — Квинта (по названию ИНТЕРВАЛОВ от тоники)

Смотри.
В аккомпанементе мы играем вначале Ля-минор
Ля — До — Ми,
а потом Ре-минор
Ре- Фа — Ля

"Что значит "сменился основной тон, ля из тоники превратилась в кварту"???"
- В первом случае (когда аккорд Ля) — нота Ля идет первой. Она - тоника.
Во втором случае (во второй строке, где аккорд Ре-минор) — нота Ля идет пятой.
Она — квинта.

Тоника и квинта — не равноценные ступени. Пусть они обе устойчивые, но Тоника всегда важнее.
Поэтому, хотя мы и не меняли ноту импровизации, но во время смены аккорда сопровождения, она поменяла свою роль. Из тоники — самой главной — превратилась в квинту (по отношению к ноте Ре) — ноту важную, устойчивую, но все же второстепенную.

"Что значит аккорд ре обыгрывать пентатоникой ля?"
- Вот смотри.
Кстати, почему вообще пентатоника? Там звукоряд коротенький, его просто запомнить, легко сыграть, и устойчивые ноты — там три из пяти. Всяк легче для понимания.
Так вот…
Аккорд у нас Ре-минор. А пентатонику мы играем, построенную на звукоряде Ля-минор. То есть мы не начинаем играть другую пентатонику, построенную от ноты Ре. Нет! Мы используем все ту же!! Нам не нужна новая (пока)

И вот почему.
Звукоряд Ля-минора:
Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль

Пентатоника Ля (минор)
Ля-До-Ре-Ми-Соль (нет Си и Фа)

Звукоряд Ре-минора:
Ре-Ми-Фа-Соль-Ля-Си бемоль - До

Пентатоника Ре (минор)
Ре-Фа-Соль-Ля-До (нет Си и Ми)

Давай их, пенатоники, сопоставим:
Ля-До-Ре-Ми-Соль — в Ля
Ре-Фа-Соль-Ля-До — в Ре

Совпадают ноты Ля, Ре, Соль, До - 4 ноты из пяти!!!
Поэтому Ре-минор можно обыгрывать Ля-минорной пентатоникой.
Но при этом (как мы уже говорили) те же ноты будут иметь другое значение.

Они будут другими СТУПЕНЯМИ и будут звучать по-другому!