Любовь между печориным и бэлой. Любовь и отношения печорина и бэлы в романе "герой нашего времени", взаимоотношения героев. Печорин в отношениях с другими

Меню статьи:

Отношения Веры и Печорина из романа Лермонтова «Герой нашего времени» выглядят очень трагическими и в некой мере парадоксальными. В тех случаях, когда отношения героев становятся невозможными из-за ряда социальных или исторических причин (например, Эразм и Лиза, Ромео и Джульетта) трагизм обретает черты масштабного характера – сложно противостоять эпохе или общественным порядкам, но когда трагизм отношений заключается в индивидуальных чертах (безответная любовь), трагизм ощущается особо остро.

Дорогие читатели! Предлагаем которое написал М.Ю. Лермонтов.

В такие моменты приходит понятие, что иногда счастье человека не осуществилось из-за того, что близкий ему человек не был готов пойти на решительные меры.

Отношения Печорина и Веры до встречи на Кавказе

Вера и Печорин были давними знакомыми. Лермонтов не детализирует описание этих отношений, сформировавшихся до описываемых событий на Кавказе. Незначительные фразы позволяют предположить, что этих людей связывала давняя влюбленность, которая неизвестно почему не переросла в нечто большее, например, в брак. Несмотря на то, что Печорин и Вера долгое время не общались, между ними сохранились теплые, дружеские отношения. Вполне вероятно, что былая симпатия не позволила развиться чувству озлобленности или обиды друг на друга.

Развитие отношений в Кисловодске

Новый виток в отношениях Веры и Печорина припадает на момент пребывания их в Пятигорске и Кисловодске.

В этот период Вера находится в состоянии физического и морального истощения – она серьезно больна, вполне вероятно, что эта болезнь, которая напоминает неизлечимую лихорадку, станет роковой в жизни женщины, так как производимое лечение не приносит существенных результатов. К тому же Вера несчастлива в браке – она вышла замуж за нелюбимого человека и теперь терзается от отсутствия романтических чувств по отношению к своему мужу.

Печорин же на момент встречи находится на грани депрессии – он не находит своего места в жизни, позволяющего ему ощутить моральное удовлетворение.

После долгой разлуки молодые люди встречаются вновь, и между ними вспыхивает былое чувство.
Замужество Веры не становится препятствием к развитию отношений – чтобы избежать огласки, молодые люди встречаются тайно.

Однако идиллия в их отношениях длилась недолго – Печорин, гонимый желанием вызвать у Веры приступ ревности, начинает показательно ухаживать за княжной Мери, доставляя этим немалые душевные муки Вере.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с в романе М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.

Несмотря на такое эгоистичное отношение к себе, Вера не перестает любить Печорина – она искренне переживает за исход дуэли. Преследуемая страхом потери и душевными муками, Вера признается мужу в своих отношениях с Печориным. Между супругами возникает ссора, которую, впрочем, Вера практически не помнит – ее внутреннее состояние и моральное потрясения не позволяют ей здраво оценить все происходящее. В результате, женщина, написав прощальное письмо Печорину, уезжает вместе с мужем.

Напрасность жертвы Веры

Тонкая душевная организация Веры в комбинации с незаурядным умом становится ключевым фактором, поддерживающим интерес Печорина по отношению в женщине.


Однако это не позволяет избежать Вере ошибок в отношениях. С одной стороны, она осознает пагубность этих отношений и их обреченность. Вера понимает, что Печорин по отношению к ней поступает подобно любому мужчине – он всего лишь пользуется ее благосклонностью и влюбленностью, но с другой же стороны, она надеется, что станет той женщиной, которая исцелит Печорина от его вечной неудовлетворенности и хандры.

Для этой цели женщина готова принести себя в жертву, взамен надеясь получить то же самое – определенную жертву со стороны Печорина, позволившую бы ей стать счастливой, и познать радость гармоничной жизни, но Печорин не делает ответного хода. С одной стороны, такой его поступок выглядит крайне эгоистичным, другой – закономерным. Каковыми бы ни были благими намерения Веры, но Печорин не просил ее об этой жертве.

Вера, как бы это ни было печально, руководствовалась исключительно своей инициативой, а она, как известно из пословицы, наказуема. Общий трагизм ситуации усиливается еще и тем, что Печорин не обещал Вере каких-либо ответных действий со своей стороны. В результате Вера, будучи истинно влюбленной в Печорина, испытывает душевные муки из-за несправедливого безответного отношения к своей персоне, в то время как Печорин, не дававший никаких обещаний и лишь принимающий жертву, спокоен – по его меркам, он ничего не должен Вере.

Любил ли Печорин Веру?

Отношения Веры и Печорина кажутся более чем прозаичными. Прямолинейные высказывания о страстном влечении друг к другу и о возникновении романтических чувств позволяют говорить о том, что Вера стала единственной женщиной в жизни Печорина, которую он действительно любил.


В то время как в других случаях возникшая страсть также быстро затухала, как и появлялась, отношения с Верой лишены такой быстротечности. Спустя время, женщина все также остается желаемой Печориным.

Получив прощальное письмо Веры – Печорин терзается в сомнениях – как ему поступить, стоит ли догнать Веру в пути, что также наталкивает на мысль о наличии более глубоких чувств, чем просто временное увлечение.

Однако у этой истории есть и другая сторона медали. Печорин ухаживает за княжной Мери, чтобы вызвать приступ ревности у Веры – ему нравится осознавать, что он становится причиной душевных терзаний и мук. Разве с любимыми так поступают?

В некой мере Печорин действует эгоистично по отношению к женщине – его мало волнуют возможные последствия подобных отношений вне брака, как, впрочем, и дальнейшая судьба Веры.

После прочтения письма Печорин не испытывает терзаний совести за свой неблагородный поступок – у него в душе все также царит пустота и хаос.

В результате можно сказать, что Вера в жизни Печорина была, безусловно, важным и значимым человеком. Определенно у него возникали к Вере сильные, глубокие чувства, но вполне вероятно, что Печорин, который сам находился в дисгармонии со всем миром, не был в состоянии осознать всю значимость в своей жизни этого человека. Искренняя любовь Веры стала поводом Печорину самоутвердится, потешить свое самолюбие и эгоизм.

Вера же в свою очередь, будучи несчастливой в браке надеялась с помощью отношений с Печориным обрести душевное спокойствие и счастье. Она настолько пленена молодым человеком, что готова пожертвовать всем, что у нее есть, только ради надежды на призрачное счастье.

Отношения Печорина и Веры в романе “Герой нашего времени”: любовь и взаимоотношения

4.1 (82.86%) 14 votes

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», на моё взгляд, необычное явление литературы как таковой и, в частности, литературы XIX века. Это произведение, как никакое другое, заставляет читателя думать, рассуждать, углубляться в мысли и чувства персонажей, пытаться понять и объяснить для себя их поступки. История, рассказанная Лермонтовым, захватывает, как интересная игра, потому что почти все люди любят загадки…

А главной загадкой в произведении, конечно, остаётся образ Печорина. Это, несомненно, многоплановый, объёмный, неоднозначный характер, и цель автора - как можно полнее раскрыть его во всех возможных проявлениях. Замечательно то, как писатель осуществляет свою идею: он словно анализирует Печорина, кладёт на чаши весов его действия, мысли, чувства. Читатель знакомится как с впечатлением окружающих героя людей, с реально произошедшими событиями, так и с его душевным состоянием, ходом рассуждений, внутренней стороной, изнанкой его жизни. Это помогает разобраться в том, кто же есть герой нашего времени.

Ещё в предисловии Лермонтов говорит, что герой нашего времени - это «…портрет, составленный из пороков всего… поколения, в полном их развитии». Поэтому с самого начала образ Печорина воспринимается как целиком отрицательный, что в последствии подтверждается его поступками и взглядами. Но, по моему мнению, не стоит однозначно негативно относиться к этому герою, ведь не случайно автор завершает предисловие так: «Будет и того, что болезнь указана, а как её излечить - это уж бог знает!». Думаю, именно поэтому нельзя безапелляционно осуждать Печорина: к людям, страдающим каким-либо недугом, следует испытывать скорее сочувствие, нежели неприязнь. А в данном случае героя действительно поразила болезнь, но не телесная, а духовная, распространённая в современном писателю обществе, болезнь, отголоски которой не исчезли и в наши дни.

Так в чём же заключается этот удивительный, непонятный недуг? И почему общество так легко поддалось его влиянию: Очевидно, это разочарование в идеалах, скука, бесцельность существования, неумение найти смысл своей жизни, холодность чувств, эгоизм, равнодушие. Да, пожалуй, это и причины, и симптомы, и результаты болезни, которая состоит сплошь из пороков.

Печорин кажется неординарной, пусть и негативно, личностью, хотя является лишь типичным представителем, собирательным образом общества. И он вызывает лично у меня сочувствие, сострадание и даже некоторую симпатию. Сначала непонятный и интригующий, образ Печорина раскрывается, обнажается, становятся очевидными все его многочисленные недостатки и несомненные достоинства, как то: острый аналитический ум, решительность, проницательность, глубокое знание человеческой души. Благодаря детальному знакомству с характером героя, мы получаем возможность не только более объективно оценивать, но и понимать его действия, раз понимать, то и временами оправдывать, даже прощать. А иногда - просто соглашаться.

Моя более положительная, нежели отрицательная оценка этого образа обусловлена, вероятнее всего, тем, что Печорин выписан автором не как хладнокровный расчётливый злодей, предумышленно разрушающий людские судьбы, а как человек, одарённый судьбой многими талантами и достоинствами, но в силу поразившей его болезни не способный реализовать их, развиваться в сторону, называемую добром. Вполне очевидно, что его душа испорчена, что он часто является вольной или невольной причиной чужих страданий, но нельзя с точностью утверждать, что герой сам не испытывает при этом мук: Печорин часто рассуждает о себе, о своей жизни, его внутренние диалоги - это беседы судьи и преступника, он строго разбирает свои чувства и страсти, равнодушно вынося приговоры. Тем не менее, этот человек тоже умеет страдать.

Но я не могу не согласиться и с тем, что Печорин - олицетворение жестокости: он питается чувствами, которые испытывают к нему другие, но сам не умеет по-настоящему бескорыстно ни любить, ни желать добра. Это, видимо, также является следствием эгоизма и равнодушия. В некоторых ситуациях поведение Печорина вызывает осуждение, непонимание, страх, в других - восхищение и сопереживание. Невольно задумываешься о том, что бы было, если б герой использовал свои возможности во благо, если б он нашёл настоящую цель… Скорее всего, он бы не сломался духовно, что особенно ярко отражено автором в главе «Максим Максимыч», не умер бы так рано, мог бы стать безусловно положительным персонажем, человеком действия, способным достигнуть счастья…

Таким образом, моё отношение к Печорину неоднозначно. Этот образ очень интересен, многогранен, его можно оценивать, о нём можно спорить до бесконечности. Печорина любопытно разгадывать, взвешивать его поступки, он завораживает своей сложностью, за которой - пустота. С одной стороны, он производит отталкивающее впечатление, он ядовитый, злой, с другой - даже это зло по-своему притягательно, особенно если понимаешь, что не случится встретиться с именно таким человеком в реальности. И это радует.

При более глубокой оценке Печорин вызывает сострадание, сочувствие, грусть от того, что исправить его судьбу было бы просто невозможно, как невозможно спасти умирающего от неизлечимой болезни.

Печорин своим существованием на страницах романа Михаила Юрьевича Лермонтова напоминает нам о том, что и в настоящее время, возможно, встречаются такие характеры, пусть под иной маской, но от этого не менее опасные. Автор мудро не указал средство излечения, и поэтому, видимо, каждый должен самостоятельно подумать над этой проблемой и попытаться спасти… хотя бы себя!

Роман "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова считается одним из лучших произведений классической русской литературы. Говорить о нем можно очень долго - интересных тем для обсуждения более чем достаточно. Сегодня мы остановимся на одной из них - попытаемся понять, каким было отношение Печорина к Мери.

Характер Печорина

Сначала следует разобраться в характере главного героя. Нельзя не признать, что это человек, по своему развитию выше общества, окружающего его. Однако он не сумел найти применения своим талантам и способностям. 1830 годы - сложный период в российской истории. Будущее молодых людей того времени было "иль пусто, иль темно". Лермонтов в Печорине запечатлел черты молодого поколения тех лет. Портрет его героя составлен из пороков всего времени. В нем как будто два человека. Первый из них действует, а второй наблюдает за его действиями и рассуждает о них или, вернее, осуждает.

Отрицательные черты характера Печорина

В Печорине можно заметить множество отрицательных черт, включая и эгоизм. Хотя Белинский не мог согласиться с этим. Он говорил, что эгоизм "не обвиняет себя", "не страдает". Действительно, Печорин страдает из-за того, что ему скучно среди людей, принадлежащих к "водяному обществу". Стремление из него вырваться заключается в том, что герой растрачивает себя на различные мелкие дела. Печорин рискует жизнью, ища забвения в любви, подставляя чеченские пули под себя. Он очень страдает от скуки и осознает, что жить так, как живет он, неправильно. Герой честолюбив и злопамятен. Где бы он ни появился, везде случаются несчастья.

Для чего герой обманул Мери?

Глубокую душевную рану этот герой нанес княжне Мери. Он обманул эту девушку, предал ее любовь к нему. Какую же цель преследовал он? Исключительно собственное удовлетворение. В этом совершенно разными были Печорин и княжна Мери. Отношения между героями характеризуются тем, что княжна стремится сделать счастливым своего возлюбленного, а он думает лишь о себе. Однако Печорин хорошо осознает, какую неблагодарную роль сыграл в жизни этой девушки.

Развитие взаимоотношений между Печориным и Мери

Для того чтобы понять, каким было истинное отношение Печорина к Мери, вкратце проследим историю развития их весьма необычного романа. Мери - молодая и красивая дочь княгини Лиговской. Однако она чересчур наивна, а также чрезмерно доверчива к другим людям, включая Печорина. Сначала девушка не обратила внимание на главного героя, однако он сделал все, чтобы заинтересовать ее. Он переманил к себе поклонников Мери, рассказывая им забавные истории. После того как Печорин завоевал ее внимание, он попытался произвести на княжну хорошее впечатление историями и рассказами из своей жизни. Его цель заключалась в том, чтобы девушка начала видеть в нем необыкновенного человека, и он добился своего. Печорин постепенно покорил девушку. Во время бала он "спас" княгиню от пьяного нахала, пристававшего к ней. Заботливое отношение Печорина к княжне Мери не осталось незамеченным девушкой. Она считала, что герой искренен в своих поступках. Однако девушка жестоко ошиблась. Он просто хотел покорить ее, она для него была очередной игрушкой. Однажды вечером отправились на прогулку Печорин и Мери. Взаимоотношения их к тому времени уже развились достаточно для того, что произошло во время нее. Княжна почувствовала себя плохо, переходя через речку. Печорин обнял ее, девушка облокотилась на него, и тогда он ее поцеловал.

Был ли Печорин влюблен в Мери?

Печорин утверждал и старался убедить себя в том, что увлечение Мери ничего для него не значит, что он добивается любви этой девушки лишь для собственного удовольствия. Однако на самом деле отношение Печорина к Мери было несколько другим. Душа героя жаждала настоящей любви. Печорин начинает сомневаться: "Уж не влюбился ли я в самом деле?". Однако он тут же ловит себя на мысли, что привязанность к этой девушке - "жалкая привычка сердца". Любовь Печорина к Мери так и умерла в зародыше, поскольку герой не позволил ей развиться. А жаль - возможно, он обрел бы счастье, полюбив.

Таким образом, отношение Печорина к Мери является противоречивым. Герой уверяет себя в том, что не любит ее. Перед дуэлью он говорит Вернеру, что вынес из жизненной бури лишь несколько идей, однако не вынес ни одного чувства. Он признается, что давно живет головой, а не сердцем. Собственные поступки и страсти он взвешивает, разбирает "со строгим любопытством", однако "без участия". На первый взгляд то, как относится Печорин к Мери, подтверждает это представление главного героя о себе, которое свидетельствует о жестокости, безжалостной холодности его игры. Однако главный герой не так уж бесстрастен, каким пытается казаться. Несколько раз он ощущает, что увлекся, даже становится взволнованным. Главный герой упрекает себя за способность к чувству: ведь он уверил себя, что для него счастье заключается не в любви, а в "насыщенной гордости". Его натуру искажают невозможность найти высокую цель в жизни и вечный разлад с окружающими. Однако Печорин напрасно полагает, что ему принесет счастье эта "насыщенная гордость". И Мери, и Вера любят его, однако это не приносит ему удовлетворения. Да и отношения с этими героинями развиваются не только по воле Печорина.

Пока герой видит в княжне избалованную поклонением светскую барышню, ему приносит удовольствие оскорблять гордость девушки. Однако после того как в ней проступает душа, выявляется способность искренне страдать, а не просто играть в любовь, главный герой меняет свое мнение. Однако автор не завершает историю счастливым финалом - остаются одинокими Печорин и княжна Мери. Взаимоотношения этих двух героев ни к чему не привели. Отвергнуть чувство Мери его заставляет страх, а не равнодушие.

Как следует относиться к Печорину?

Вероятно, Печорин навсегда испортил жизнь этой девушки. Он разочаровал ее в любви. Теперь Мери не будет доверять никому. К Печорину можно относиться по-разному. Конечно, он подлец, недостойный любви другого человека и даже уважения к себе. Однако его оправдывает то, что он является порождением общества. Он воспитывался в среде, где истинные чувства было принято прятать под маской безразличия.

Заслужила ли Мери свою участь?

А что же Мери? К ней тоже по-разному можно относиться. Девушка видела настойчивость главного героя. И из этого сделала вывод о том, что он любит ее. Мери слышала, какие странные речи произносил этот герой, и поняла, что это необыкновенный человек. И она полюбила его, пренебрегая законами общества. Ведь Мери первая осмелилась сказать о своей любви. Это значит, что она верила, что герой ответит ей взаимностью. Однако тот молчал.

В чем была виновата Мери

Можно считать, что Мери сама виновата во всем, так как она была одновременно наивна и высокомерна, уверена в себе и слепа. В ней нет безоглядной преданности, свойственной Вере, нет искренности и страстной силы любви Бэлы. Но главное в том, что она не понимает Печорина. Девушка полюбила вовсе не его, а модного героя. Ее чувство к нему можно сравнить с чувством к Грушницкому - Мери видит в столь разных людях одно и то же: трагедия разочарования Печорина не отличается для нее от маски разочарованности Грушницкого. Если бы главный герой не приехал на воды, скорее всего, девушка бы влюбилась в Грушницкого, вышла за него замуж, несмотря на сопротивление матери, и была бы счастлива с ним.

Что оправдывает Мери

Однако можно ли так безоговорочно винить героиню? Ведь она не виновата, что молода, что ищет героя и готова найти его в первом встречном. Как и любая женщина, Мери мечтает о том, чтобы ее полюбил одинокий и сильный человек, для которого она готова стать целым миром, обогреть его и утешить, принести ему покой и радость. В этом смысле порождениями своей среды и времени были Печорин и княжна Мери. Отношения между ними характеризуются тем, что каждый играл свою роль. И если герой ее выдумал сам, то героиня играла естественную роль женщины, предназначение которой заключается в любви.

Возможно, не появись в ее жизни Печорин, она бы обрела свое счастье. Девушка прожила бы всю жизнь с иллюзией того, что Грушницкий - особенное существо, что она спасла его от одиночества и несчастий своей любовью.

Сложность человеческих взаимоотношений

Сложность человеческих взаимоотношений заключается в том, что даже в любви, которая является самой большой душевной близостью, люди зачастую неспособны до конца понять друг друга. Для того чтобы сохранить спокойствие и уверенность, нужны иллюзии. У Мери с Грушницким могла бы сохраниться иллюзия необходимости любимому, а тому хватило бы тихого домашнего очага, любви и преданности княжны. Что-то подобное, возможно, произошло бы, если бы не разошлись Печорин и Мери. Взаимоотношения между ними, конечно, вряд ли продлились бы долго из-за характера главного героя, однако непонимание и в этой паре, безусловно, также имело бы место.

Ответ оставил Гуру

Печорин в Петербурге 1. Увлечения ранней молодости в Петербурге

Очевидно, молодость Печорина в Петербурге протекает бурно и насыщено. В

Тексте упоминается о нескольких женщинах в его ранней молодости: "… Я

Помню, одна меня полюбила за то, что я любил другую. Нет ничего

Парадоксальнее женского ума..." "… один раз, один только раз я любил

Женщину с твердой волей, которую никогда не мог победить… Мы расстались

Врагами..." "… я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь

Женщин..." (Грушницкий о Печорине) 2. Отношения с Верой в Петербурге За

Несколько лет до поездки на Кавказ Печорин встречает Веру. Вероятно, их

Встреча происходит на одном из светских вечеров в Петербурге. Печорин

Любит Веру, и она отвечает ему взаимностью. Они встречаются тайно, так

Как Вера замужем. В конце концов эти отношения заканчиваются разрывом.

Смотрите: Отношения Печорина и Веры Печорин на Кавказе 1. «Ундина» в

Тамани По пути на Кавказ Печорин оказывается в Тамани. Здесь он

Останавливается в доме бедняков, среди которых он замечает загадочную

Девушку-«ундину». Печорин выясняет, что красавица является

Контрабандисткой. Тем не менее он отправляется с ней на свидание.

Оказавшись вдвоем в лодке с Печориными, девушка пытается его утопить. К

Счастью, ему удается спастись. В ту же ночь «ундина» покидает дом со

Своим возлюбленным-контрабандистом. На этом история Печорина и «ундины»

Заканчивается. Смотрите: Отношения Печорина и «ундины» 2. Княжна Мери

Приехав в Пятигорск, Печорин знакомится здесь с юной княжной Мери.

Печорин решает «волочиться» за Мери, чтобы развеять свою скуку. Княжна

Мери в свою очередь всерьез влюбляется в Печорина. В конце концов он

Признается, что не собирается на ней жениться. На этом их отношения

Прекращаются. Смотрите: Отношения Печорина и княжны Мери 3. Встречи с

Верой на Кавказе На Кавказе в Пятигорске Печорин снова встречает свою

Возлюбленную Веру, с которой у него были отношения в Петербурге. В

Пятигорске Печорин и Вера снова тайно встречаются. В это же самое время

Печорин ухаживает за княжной Мери. Смотрите: Отношения Печорина и Веры

4. Бэла После знакомства с княжной Мери и дуэли с Грушницким Печорин

Попадает на службу в крепость N. Здесь на местной свадьбе Печорин

Встречает молодую черкешенку Бэлу. Печорин влюбляется в нее и крадет ее

Из дома. 4 месяца Бэла и Печорин живут счастливо, но со временем Печорин

Остывает к любимой и ему становится скучно. Внезапно Бэлу похищает

Разбойник Казбич и смертельно ранит ее. Вскоре Бэла умирает. Смотрите:

Отношения Печорина и Бэлы Отношение Печорина к женщинам Отношение

Печорина к женщинам довольно сложное и противоречивое. Конечно, он любит

Женщин. Он сам признается в этом в своем дневнике: "… Некстати было бы

Мне говорить о них с такою злостью, – мне, который, кроме их, на свете

Ничего не любит, – мне, который всегда готов был им жертвовать

Спокойствием, честолюбием, жизнию..." Печорин хорошо знает женщин. Он

Знает все их недостатки и слабости. Он любит женщин даже сильнее, чем

Мужчины, которые женщин не понимают: "… Женщины должны бы желать, чтоб

Все мужчины их так же хорошо знали, как я, потому что я люблю их во сто

Раз больше с тех пор, как их не боюсь и постиг их мелкие слабости..."

Противоречивость Печорина в том, что он, любя женщин, совершенно не

Хочет жениться. Печорин боится потерять свою свободу. Мысли о женитьбе

Убивают в нем даже самую страстную любовь: "… как бы страстно я ни

Любил женщину, если она мне даст только почувствовать, что я должен на

Ней жениться, – прости любовь! мое сердце превращается в камень, и ничто

Его не разогреет снова. Я готов на все жертвы, кроме этой; двадцать раз

Жизнь свою, даже честь поставлю на карту… но свободы моей не продам. вот всё

Уже при первом знакомстве с романом Лермонтова «Герой нашего времени» характеристика героев, анализ их образов становятся необходимыми для понимания произведения.

Печорин – центральный образ романа

Главный герой романа – Григорий Печорин , личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.

Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать людей, разрушает их жизни, но есть в нем сила притяжения, заставляющая окружающих подчиняться его воле, искренне любить его и сострадать отсутствию в его жизни цели и смысла.

Каждая часть романа – отдельная история из жизни Печорина, в каждой – свои персонажи, и все они с той или иной стороны приоткрывают тайну души «героя времени», делая его живым человеком. Кто же те действующие лица, которые помогают нам увидеть «портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии»?

Максим Максимыч

Максим Максимыч , «человек, достойный уважения», как говорит о нем молодой офицер-рассказчик, открытый, добрый, во многом наивный, довольный жизнью. Мы слушаем его рассказ об истории Бэлы, наблюдаем за тем, как стремится он встретиться Григорием, которого считает старым приятелем и к которому искренне привязан, ясно видим, из-за чего он вдруг «сделался упрямым, сварливым». Сочувствуя штабс-капитану, невольно начинаем неприязненно относиться к Печорину.

Вместе с тем при всем своем простодушном обаянии Максим Максимыч – человек ограниченный, ему невдомек, что движет молодым офицером, да он об этом и не задумывается. Непонятным будет для штабс-капитана и холодность его приятеля при последней встрече, обидевшая до глубины души. «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара». У героев совершенно разные характеры, взгляды на жизнь, мировоззрение, они люди разных эпох и разного происхождения.

Как и другие главные герои произведения «Герой нашего времени» Лермонтова, образ Максим Максимыча подталкивает нас к размышлению о причине эгоизма, равнодушия и холодности Печорина.

Грушницкий и Вернер

Образы героев совершенно разные, но оба они – отражение Печорина, его «двойники».

Совсем юный юнкер Грушницкий – обыкновенный человек, ему хочется выделяться, производить впечатление. Он принадлежит к тому типу людей, которые «на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение». Это двойник-антипод главного героя. Все то, что пережито Печориным искренне и выстрадано – разлад с миром, безверие, одиночество, – в Грушницком всего лишь поза, бравада и следование моде времени. Образ героя – не просто сопоставление истинного и ложного, но и определение их границ: в своем стремлении выделяться, иметь вес в глазах общества Грушницкий заходит слишком далеко, становится способным на подлость. В то же время оказывается «поблагороднее своих товарищей», его слова «я себя презираю» перед выстрелом Печорина – как отголосок той самой болезни эпохи, которой поражен и сам Печорин.

Доктор Вернер кажется нам поначалу очень похожим на Печорина, и это действительно так. Он скептик, проницателен и наблюдателен, «изучал все живые струны сердца человеческого» и имеет невысокое мнение о людях, «злой язык», под маской насмешки и иронии скрывает свои истинные чувства, свою способность сострадать. Главное же сходство, которое отмечает Печорин, говоря о приятеле – «мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».

Различие становится очевидным, когда сравниваем описание героев. Вернер оказывается циником больше на словах, он пассивен в своем протесте против общества, ограничиваясь насмешками и едкими замечаниями, его можно назвать созерцателем. Эгоизм героя совершенно сознателен, внутренняя активность ему чужда.

Его бесстрастная порядочность выдает Вернера: доктор не ищет изменений ни в мире, ни тем более в себе. Он предупреждает приятеля о слухах и заговоре, но не подает руки Печорину руки после дуэли, не желая брать на себя собственную долю ответственности за произошедшее.

Характер героев этих – как единство противоположностей, и Вернер, и Грушницкий оттеняют образ Печорина и важны для нашего понимания всего романа.

Женские образы романа

На страницах романа мы видим женщин, с которыми сводит Григория жизнь. Бэла, ундина, княжна Мери, Вера. Все они совершенно разные, у каждой свой характер и обаяние. Именно они – основные действующие лица трех частей романа, рассказывающие об отношении Печорина к любви, о его стремлении любить и быть любимым и невозможности этого.

Бэла

Черкешенка Бэла , «славная девочка», как называет ее Максим Максимыч, открывает галерею женских образов. Горянка воспитана на народных традициях, обычаях. Порывистость, страсть, горячность «дикой» девушки, живущей в гармонии с окружающим миром, привлекают Печорина, находя отклик в его душе. Со временем в Бэле просыпается любовь, и ей отдается она всей силой природной открытости чувств и непосредственности. Счастье длится недолго, и девушка, смиряясь со своей участью, мечтает лишь о свободе. «Я сама уйду, я не раба его, – я княжна, княжеская дочь!» Сила характера, влечение к свободе, внутреннее достоинство не оставляют Бэлу. Даже печалясь перед смертью о том, что никогда не встретится больше душа ее с Печориным, на предложение принять другую веру отвечает, что «умрет в той вере, в какой родилась».

Мери

Образ Мери Лиговской , княжны из высшего общества, выписан, пожалуй, наиболее подробно из всех героинь. Цитата Белинского о Мери очень точна: «Это девушка неглупая, но и не пустая. Ее направление несколько идеально, в детском смысле этого слова: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой и серой солдатской шинели». Княжна словно живет в придуманном мире, наивном, романтическом и непрочном. И, хотя чувствует и воспринимает мир она тонко, различить светскую игру и подлинные душевные порывы не может. Мери – представительница своего времени, среды и социального положения. Поначалу обратив внимание на Грушницкого, затем поддается игре Печорина, влюбляется в него – и получает жестокий урок. Автор оставляет Мери, не рассказывая, сломлена ли она экспериментом ради разоблачения Грушницкого, или, пережив урок, сможет не разувериться в любви.

Вера

О Мери автор рассказывает много и подробно, Веру же мы, читатели, видим только в любви к Печорину. «Она единственная женщина в мире, которую не в силах был бы обмануть» герой, та, которая поняла его «совершенно, со всеми мелкими слабостями, дурными страстями». «Моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла». Вера – сама любовь, принимающая человека таким, каков он есть, она искренна в своих чувствах, и может быть, такое глубокое и открытое чувство способно было бы изменить Печорина. Но любовь, как и дружба, требует самоотдачи, ради нее приходится жертвовать чем-то в жизни. Печорин не готов, он слишком индивидуалист.

Мотивы своих поступков и побуждений главный герой романа раскрывает во многом благодаря образам Мери и Веры, – в повести «Княжна Мери» можно детальнее рассмотреть психологический портрет Григория.

Заключение

В разных повестях романа «Герой нашего времени» персонажи не только помогают понять нам самые разные черты Печорина и в результате позволяют проникнуть в замысел автора, проследить за «историей души человеческой», увидеть «портрет героя времени». Главные действующие лица произведения Лермонтова представляют разные типы человеческих характеров и потому рисуют облик времени, создавшего Григория Печорина.

Тест по произведению