Паустовский краткая биография для начальной школы. Подробная биография Паустовского Константина: фото и интересные факты. Происхождение и образование

Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968 гг) родился и умер в Москве, но провел детство и юность в Киеве. Семья писателя интернациональна - украинско-польско-турецкая. Дед по отцу, украинский казак, женился на турчанке. Бабка со стороны матери - из рода польских шляхтичей. В семье кроме Константина было еще трое детей: два старших сына и дочь. Старшие братья писателя погибли в один день на Первой мировой войне, в разных местах фронта.

Очерк жизни и творчества

В детстве Паустовского увлекали мечты о дальних странах. Он подолгу рассматривал географические карты, выискивая на них места, где бы ему хотелось побывать. Дядя по матери был путешественником и немного авантюристом. Участвуя в разных войнах и стычках (например, в Африке воевал на стороне буров против колонистов), он привозил разные байки, которые на мальчика производили большое впечатление. Неудивительно, что повзрослев, Паустовский сам стал неутомимым «странником земли».

Будущий писатель получил среднее образование в знаменитой Первой киевской гимназии, из которой вышли многие ученые, конструкторы, литераторы и философы.

Первым литературным опытом школьника стали стихи, во многом подражательные. Позже Паустовский пропросил Бунина оценить свое поэтическое творчество, на что получил рекомендацию оставить поэзию и заняться прозой. Первым опубликованным в журнале рассказом стал «На воде» (1912), его написал уже студент.

Становлению писателя, как это нередко и бывает, способствовали грандиозные события, которые происходили в стране и в воронку которых он оказывается втянут. Первую мировую войну юноша встретил патриотическим порывом и, несмотря на плохое зрение, пошел служить в полевой госпиталь. Паустовский переезжает в Москву к матери и сестре в 1914 году и возвращается сюда же с фронта. Работает репортером в газетах. После начала гражданской войны вся семья возвращается на Украину. Здесь молодого человека сначала мобилизуют в украинскую белогвардейскую армию, затем в Красную армию.

После окончания гражданской войны много путешествовал по югу России, Кавказу, бывал в Персии. Паустовский жадно впитывал жизненные впечатления, ловил и запоминал картины природы, собирал образы - их читатель встретит в позних произведениях автора. Писал немного, в основном очерки и небольшие рассказы, некоторые были изданы в 1925 году и составили сборник «Морские наброски». Был начат роман «Романтики». Произведения этого времени отличает некоторая расплывчатость образов, идей и мыслей. Писатель слишком восторжен, чтобы увидеть суть происходящего. Однако красивый литературный слог уже показывает будущего мастера слова.

(Константин Паустовский с Владимиром Луговским )

В Москуву возвращается в 1923 году и начинает печататься - собранные впечатления требуют перенесения на бумагу. Первым професиональным литературным трудом считается повесть «Кара-Бугаз» (1933). Это - о преобразователях природы, осушающих малярийные болота, возводящих в пустынях города. Паустовский не кривил душой, восхищаясь великими «романтиками», меняющими мир - он горд, что является свидетелем преобразований великой страны. Повесть была замечена читателями и критиками, высоко оценена М. Горьким и Р. Ролланом.

Паустовский, как талантливый мастер художественного слова, окончательно находит свое признание в описании и трогательном восхищении красотой природы. Во второй половине 30-х годов был написан сборник рассказов «Мещерская сторона». Писатель стал «персональным художником» этого уголка России. Он по многу месяцев жил в Мещере и писал о ней до конца своих дней.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский начал свой самый грандиозный проект - цикл автобиографических произведений, в которых запечатлена история страны первой половины-середины ХХ столетия. Произведения последних двадцати лет жизни писателя так или иначе имеют автобиографическую принадлежность. В том числе одно из самых глубоких по мысли, красивых произвендений «Золотая роза» (1956). Цикл художественной автобиографии составляют «Повесть о жизни» (1945 и 1955 гг), «Начало неведомого века» (1957), «Время больших ожиданий» (1959), «Бросок на юг» (1960) и «Книга скитаний» (1963). Писатель хотел завершить рассказ 50-ми годами века, но не успел. Умер К. Г. Паустовский 14 июля 1968, похоронен в Тарусе.

Писатель Константин Георгиевич Паустовский относился к людям, умевшим тонко чувствовать веяние своего времени. Это не просто автор разноплановых произведений - от романов до рассказов, но и благородный человек, до конца преданный своему делу и во всех отношениях «сделавший себя сам».

Биографические факты и вехи жизненного пути

Будущий классик русской литературы появился на свет 19 мая 1892 года в Москве. Рос в многодетной семье: помимо маленького Константина подрастали еще два брата и сестра. Так как отец его служил железнодорожником, то семья была вынуждена часто менять место жительства. Осели в украинской столице в 1898 году.

Паустовский сначала окончил гимназию и написал свой первый рассказ, который впоследствии был напечатан. Позже стал студентом университета. С тех пор жизнь писателя стала похожа на лихо переплетенную сеть разных дорог. Была и учеба в родной Москве, внезапно оборвавшаяся по причине Первой мировой, и разные профессии, начиная от трамвайного кондуктора и заканчивая рабочим-металлургом и, конечно, литературная работа.

С тех пор жизнь писателя стала похожа на лихо переплетенную сеть разных дорог: была и учеба в родной Москве, внезапно оборвавшаяся по причине Первой мировой, и разные профессии, начиная от трамвайного кондуктора и заканчивая рабочим-металлургом и, конечно, литературная работа.

Биография послереволюционного периода - это непрерывные поездки по стране, а в гражданскую войну – непростая служба в Красной армии. Послевоенные годы стали наиболее успешными в плане творчества - произошла успешная публикация очерков, и, наконец, созрело решение полностью оставить работу во имя творчества. В эти же годы Паустовский не прекращает путешествия по всему Советскому Союзу. В Великую Отечественную он из редактора перевоплотился в военного корреспондента. До 1963 года работал над огромной автобиографической повестью, состоящей из 6 книг.

Уже в середине 50-х писатель был публично признан мировой общественностью. Тогда же он смог побывать во многих европейских странах, по сообщению биографов, довольно долго проживал на острове Капри, был номинирован на Нобелевскую премию. Окончил свой жизненный путь 14 июля 1968 года, похоронен в Тарусе в соответствии с собственным желанием.

Творческий талант: для детей и не только

Особое место в библиографии автора принадлежит произведениям для детей: это сказки и целый цикл рассказов: «Заячьи лапы», «Растрепанный воробей» и другие. Каждый из них учит природолюбию и наблюдательности, доброте и фантазии, честности и совести - всему, что так необходимо во взрослой жизни. Самым известным творением считается рассказ «Корзина с еловыми шишками», вводящий читателя в неповторимый мир известного норвежского композитора Грига. В своей «Телеграмме» он раскрывает тему неравнодушия, личной ответственности человека за все, что делается на жизненном пути.

Для более взрослого поколения были созданы: сборник «Встречные корабли», роман «Блистающие облака», «Северная повесть» и «Чёрное море», «Золотая роза», а также книга о воплощении мечты - «Кара-Бугаз».

  1. Оба брата Паустовского погибли в один день во время Первой Мировой. Трагически скончался в 25-летнем возрасте и сын писателя от третьего брака, Алексей.
  2. Романтической основой большинства своих произведений, прозаик обязан Александру Грину, которого очень любил читать в детстве.
  3. Одноименный фильм по произведению «Кара-Бугаз» не был показан по политическим мотивам.
  4. Нобелевскую премию по литературе, которая могла достаться Паустовскому, получил другой русский автор - Михаил Шолохов.

Этот уникальный человек оставил после себя богатое литературное наследие, писав не только для людей, но и о них - писателях и поэтах, художниках и живописцах. Писал так, как и видел: с неудержимой лёгкостью, искренней добротой и неповторимой человечностью.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Константин Паустовский родился в 1892 году в мае . Родным городом писателя является Москва. В детстве и юношестве много времени проводил на Украине, но немного позже вместе с семьей переехали в столицу России.

Кроме Константина у его родителей была дочь и два сына. После того, как будущему автору исполнилось 12 лет, его отец покинул семью, и поэтому молодому парню пришлось рано работать. Учебу бросать Паустовский не стал, ему удавалось совмещать учебный процесс с подработкой. Его братьям пришлось пойти на первую мировую войну, там же они и погибли. Поэт был младше всех, поэтому он не был в армии. Военным репортером Константин стал в 1917 году и с тех пор стал увлекаться написанием стихов, рассказов.


Интересные факты из жизни автора:

Хитрый метод

Писатель долго помнил, как ему удалось обхитрить старика, в то время, когда он работал кондуктором в трамвае города Киева. Пожилому мужчине нравилось ездить, не оплачивая проезд, при этом он предлагал купюру в сто рублей и кондуктор не мог дать ему сдачу. Паустовский нашел метод и в очередной раз, когда старик подготовил безденежный вариант, писатель подготовил для бедняги мелочь и дал сдачу, мужчина был в шоке, он не ожидал, что его могут обхитрить таким образом.

Встреча с невестой

Свою будущую супругу автор встретил в Крыму во время очередного путешествия. Тогда за окном была первая мировая война. В 1916 году молодожены решили расписаться, и вскоре на свет появился малыш по имени Вадим. Брак супругов оказался не долгим, спустя 10 лет они решили развестись .

Когда Константину исполнилось чуть больше тридцати, он решил жениться повторно, но и со второй женщиной автор не смог прожить долго. Третья женщина писателя обрадовала его и родила ему сына. Супруги решили назвать мальчика Алексеем. После употребления большого количества наркотиков, парень умер в двадцати пятилетним возрасте, с ним была девушка, но ее удалось спасти. Для писателя это была большая трагедия, о которой он никогда не думал.

Популярный рассказ

Публикация первого произведения автора под названием «На воде» была в 1912 году в журнале «Огни». В 1923 году был написан первый роман, Паустовский его назвал «Романтики», хотя начало произведения было написано в 1916 году. И только в 1935 году рассказ был опубликован и его могли прочитать многие читатели. Автор всегда радовал своими необычными произведениями.

Награда по заслуге

Орденом Ленина и Георгиевским крестом 4 степени Константина наградили за творчество. Затем он получил орден Трудового Красного знамени также за свои труды. Старание автора оправдывало его всегда, он не раз был награжден медалями. По литературе Паустовского должны были наградить Нобелевской премией, но наградили Михаила Шолохова. Конечно, автору было обидно, но он не подавал никого вида, а продолжал работать не покладая рук над следующими произведениями.

Судьбоносная книга

После очередного путешествия к автору пришла хорошая мысль, написать книги. Произведения получились под названием «Кара-Бугаз» и «Колхида». После появления литературы автор получил большую популярность. В 1935 году по первой книге был снят интересный фильм, в котором режиссером был Разумный А. Но фильм в прокат не пустили, так как присутствовали разные политические взгляды.

Лучшее изображение

В доме автора есть фотография, которая висит на стене. Снимок необычный, на нем изображена женщина, сидящая на коленях перед писателем. На девушке одето красивое платье и ее зовут Марлен Дитрих. Когда актриса была на творческом вечере в Центральном доме литераторов, ее там фотографировали. В Москве она дала несколько концертов. На одном из них ей задали вопрос про то, что бы актриса хотела увидеть в столице. Ее мечтой было увидеть Паустовского, и она хотела бы осуществить мечту.

В то время писатель сильно заболел, но все-таки согласился приехать. После поднятия на сцену Марлен Дитрих стояла в брильянтовом колье, и от волнения ей пришлось упасть перед автором на колени. Актриса решила взять руку известного человека и поцеловать его. Все сидящие люди в зале замерли, а потом начали аплодировать. Удивленный Паустовский присел в кресло, в зале стало тихо, и актриса стала рассказывать о своей симпатии к писателю, одним из увлечений Марлен было чтение книг известного автора. Константин написал произведение «Телеграмма», которое повлияло на судьбу актрисы.

Любовь к детям


В качестве известного писателя Паустовский начал путешествие по многим странам с середины 50-х годов. Дети хорошо воспринимали и читали литературу писателя с большим удовольствием. В своих писаниях автор опирался на природу и красоту, он побуждал к ответственности детей. Ребятам нравилось читать рассказы известного писателя и они никогда не отказывались от книг автора.

Жизнь писателя в литературе

За последние годы писателем была написана автобиографическая «Повесть о жизни». Произведение содержит историю жизни автора, а также говорится, как он ищет смысл жизни и самого себя. Константин Георгиевич посвятил много времени новеллам, очеркам и историческим повестям. Некоторые произведения можно было услышать на немецком, английском и французском языках.

Смерть известной личности

Жизнь известного и популярного поэта оборвалась в столице Советского Союза 14 июля 1968 года . Согласно завещанию его похоронили на кладбище Тарусы. Писатель был настоящим творцом русской словесности, ему удавалось с помощью слов «рисовать» пейзажи. Многие дети благодаря произведениям Паустовского полюбили природу родного края и страны, они сумели увидеть прекрасные мгновения в окружающем мире. Константина неоднократно награждали орденами и Георгиевским крестом четвертой степени. Советская проза под его влиянием получила хорошее развитие.

Константин Георгиевич Паустовский родился 19 (31) мая 1892 года в Москве в семье железнодорожного статистика.

Отец, по словам Паустовского, «был неисправимым мечтателем и протестантом», из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.

В 1911-1913 гг . К. Паустовский учился в Киевском университете на естественно-историческом факультете, затем на юридическом факультете Московского университета, но не окончил его. Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности, оказал А. Грин. Первый небольшой рассказ Паустовского «На воде» (1912 ), написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе «Огни».

С 1913 по 1929 гг . сменил много профессий. Первая мировая война заставила его прервать учебу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии.

После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь. В течение года работал на металлургических заводах в Екатеринославе и Юзовке и на котельном заводе в Таганроге. В 1916 стал рыбаком в артели на Азовском море.

В начале 20-х годов печатался в газете «Моряк» (Одесса), «Маяк» (Батум). Первый роман «Романтики» написан в 1916-1923 гг . (опубл. 1935 ); почти не касаясь биографий своих героев, Паустовский обращается исключительно к жизни чувства. Его герои думают о творчестве, о «ярких словах», которых не надо бояться. Избегая будничных слов и впечатлений, они замечают необычное и трогательное в окружающем пейзаже, в человеческом лице, и это определяет стиль романа. Как и в романе «Блистающие облака» (1929 ), здесь отчетливо проявились особенности прозы Паустовского: подчеркнутый интерес к добрым чувствам человека, к мужеству, доверию, высокому благородству и взаимопониманию.

Февральскую и октябрьскую революции 1917 года Паустовский встретил в Москве. После победы советской власти начал работать журналистом и «жил напряженной жизнью газетных редакций». Но вскоре писателя вновь «завертело»: он уехал в Киев, куда перебралась его мать, пережил там несколько переворотов во время Гражданской войны. Вскоре Паустовский оказался в Одессе, где попал в среду молодых писателей – И. Ильфа, И. Бабеля, Э. Багрицкого, Г. Шенгели и др. Прожив два года в Одессе, уехал в Сухум, затем перебрался в Батум, потом – в Тифлис. Странствия по Кавказу привели Паустовского в Армению и северную Персию.

В 1923 году Паустовский вернулся в Москву и начал работать редактором РОСТА. В это время печатались не только его очерки, но и рассказы. В 1928 вышел первый сборник рассказов Паустовского «Встречные корабли».

В ранних повестях и рассказах («Лихорадка», 1925 ; «Этикетки для колониальных товаров», 1928 ; «Черное море», 1936 , и др.) мечты о дальних странах, путешествиях, встречи и разлуки занимают большое место, подчиняя себе другие жизненные обстоятельства.

С годами проза Паустовского существенно меняется, но писатель никогда не отказывается от того общего ее колорита, который дал основания называть эту прозу романтической. Уверенность в том, что «истинное счастье – это прежде всего удел знающих, а не невежд», в высокой этической ценности разнообразных знаний человека о своей земле и ее природе определила характер повестей «Кара-Бугаз» (1932 ), «Колхида» (1934 ) и многочисленных рассказов. Паустовский обращается и к русской истории, по-прежнему изображая только наиболее высокие человеческие свойства.

После выхода в свет «Кара-Бугаз» Паустовский оставил службу и стал профессиональным писателем. По-прежнему много ездил, жил на Кольском полуострове и в Украине, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии и других местах. Особое место в его творчестве занимает Мещерский край, где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями – А. Гайдаром, Р. Фраерманом и др.

Во второй половине 30-х годов К. Паустовский публикует главным образом небольшие рассказы. В них, как правило, мало событий; фабула тонет в подробно развернутом, неторопливом «лирическом» сюжете. В цикле рассказов «Летние дни» (1937 ) жизнь изображена как «неторопливое счастье». Герои здесь просты и искренни в отношениях друг с другом, они доверчивы и нерасчетливы, лишены мелочности и подозрительности. Это рассказы о рыбной ловле – деле, которым занимаются для отдыха, рассказы о людях, настоящее дело которых не показано, а лишь подразумевается. Константин Георгиевич всё чаще пишет о творчестве, о труде человека искусства – художника, музыканта, писателя: книги «Орест Кипренский» (1937 ), «Тарас Шевченко» (1939 ), «Повесть о лесах» (1949 ), «Золотая роза» (1956 ) – повесть о литературе, о «прекрасной сущности писательского труда», о ценности точно найденного слова. Паустовский рассказывает, как были написаны многие из его рассказов и повестей, показывает «тот писательский житейский материал, из которого рождается проза».

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них «Снег» (1943 ) и «Дождливый рассвет» (1945 ), которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями. В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления «Литературная Москва» (1956 ) и «Тарусские страницы» (1961 ). В годы «оттепели» активно выступал за литературную и политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей – Бабеля, Ю. Олеши, Булгакова, А. Грина, Н. Заболоцкого и др.

В послевоенные годы Паустовский работает над большой автобиографической эпопеей «Повесть о жизни» (первая часть «Далекие годы», 1945 ; вторая часть «Беспокойная юность», 1955 ; третья часть «Начало неведомого века», 1957 ; четвертая часть «Время больших ожиданий», 1959 ; пятая часть «Бросок на юг», 1960 ; шестая часть «Книга скитаний», 1963 ), где отразилась жизнь России первых десятилетий 20 века с грандиозными потрясениями войн и революций. Разнообразные факты, обдуманный выбор памятных подробностей пестрой жизни столицы и провинции революционных лет, бесчисленное количество известных и неизвестных лиц, очерченных немногими штрихами, - всё это делает автобиографические книги К. Паустовского волнующим литературным документом времени. Книги Константина Паустовского переведены на многие иностранные языки.

В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Паустовский получил возможность путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах; в 1965 году долго жил на о. Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950–1960-х годов «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша» и др. Творчество Паустовского оказало огромное влияние на писателей, принадлежащих к так называемой «школе лирической прозы», – Ю. Казакова, С. Антонова, В. Солоухина, В. Конецкого и др.

По литературному ведомству Паустовский проходит как-то стороной, незаметно. А меж тем его слава была когда-то мировой. Его обожала Марлен Дитрих и выдвигали на Нобелевскую премию по литературе. А рассказ «Телеграмма» и поныне - в кругу школьного чтения. Так что короткая у нас память, господа современники…

Биография Константина Паустовского

Писатель родился 19(31)мая 1892 года в Москве. Паустовский признавался, что с юности его жизнь была подчинена достижению единственной цели - стать писателем. Шла . Паустовский служит санитаром фронтового поезда. Затем - революция. Начинающий писатель работает репортером в газетах. Он недосыпает и недоедает, посещает митинги. Однако по молодости Паустовскому нравится такая жизнь.

После Киева и Одессы, скитаний по городам Закавказья была Москва. Большая Дмитровка, угол Столешникова переулка - таков адрес Паустовского. Семья, конечно, вынуждена была ютиться в коммуналке. Паустовский стал редактором РОСТа. Он писал много, мчась после работы домой. Писал все свободное время, даже ночами. В начале 30-х гг. Паустовский совершил путешествие в Среднюю Азию.

Почему его привлек именно этот уголок страны? Кара-Бугаз - малоизвестный залив на восточном берегу Каспия, где горькая соль, скалы и пески. Должно быть, это уже из области психологии творчества, куда нам, читателям, бывает невозможно проникнуть. Зловещие, будто специально предназначенные для романтика, места. Из Каспия течет река - не в море, а именно из него. И название у нее соответствующее - Черная пасть. Постепенно в миросознании Паустовского происходит решительный перелом: его уже не манят далекие дали, ибо он открывает для себя срединную Россию. Она-то и становится для зрелого мастера священной землей.

20 лет жизни Паустовского прошли в Солодче. Последние годы жизни Паустовский жил там же - во глубине России, в небольшом городе Таруса, на холмах у Оки. Рядом журчала река. Сюда, в эту тишину, где все было так знакомо, понятно, дорого, писатель неизменно возвращался из частых поездок. Зоркий глаз художника открыл для читателей Мещору - заповедный край между Рязанью и . Паустовский утверждал новый идеал красоты - в обыкновенном, примелькавшемся, самом обыденном. Паустовский отстоял право литературы живописать природу. Его книги многих сделали зрячими к земной красоте.

В годы Паустовский вновь вспомнил о ремесле военного корреспондента. Служил он на Южном фронте и не был добреньким. От девиза юности «Все принять и все понять» он пришел к другому «Все понять, но не все простить». Все, что было ему дорого, он отстаивал с бескомпромиссностью борца. При всех обстоятельствах Паустовский оставался самим собой. Многих он поражал душевной стойкостью. Во времена безудержного восхваления Сталина Константин Георгиевич словно воды в рот набрал. Членом КПСС так и не стал. Никогда не подписывал никаких писем протеста.

Напротив, всегда стоял горой за гонимых и преследуемых - как мог, заступался за попавшего в опалу Солженицына, отстоял Театр на Таганке, будучи уже на краю могилы. Всё, созданное Паустовским, есть попытка ответить на вопрос вопросов - какие ценности нетленны, что нельзя утратить? Он был понятен в своих заботах, пристрастиях, земных радостях. Умер Константин Георгиевич 14.07.1968г в Москве.

Творчество Константина Паустовского

Паустовского тянуло тогда писать в романтическом духе, о необыкновенной любви и экзотических морях. Однако внятный внутренний голос все настойчивее говорил ему, что пора просыпаться от пестрых юношеских снов. Последователи первые читательские отзывы - над его книгами задумывались, переживали, плакали и смеялись. В годы первых советских пятилеток талант Паустовского окреп настолько, что сам его обладатель понял: пора заговорить в полный голос. Он не стал писать повесть о строительстве в прямом смысле слова, стремясь оперативно откликнуться на злобу дня. Его «Кара-Бугаз» - скорее, книга о воплощении мечты. Со страниц книги веяло чем-то новым, необычным. Чувствовались глаз художника, вдохновение поэта и пытливость ученого.

Лиризм соседствовал с научностью. Удивительный для тех времен сплав! Паустовский был убежден: счастье дается только знающим. И сам поражал современников универсальностью своих знаний. Друзья недаром в шутку, нос уважением называли его «доктором Паустом». У него было двуединое видение мира - на стыке документа и вымысла. Тем самым Паустовский расширил традиционные границы поэзии и нанес на карту литературы новые материки. «Кара-Бугаз» стал одной из первых книг советской научно-художественной прозы. Успех книги был ошеломляющим. Сам автор некоторое время и не знал о нем.

В уединении зрели новые замыслы. Появляются книги о столкновении мечты и действительности, о пафосе преобразования жизни, - «Колхида», «Черное море». Паустовский не раз говорил, что море сделало его писателем. Он даже готовился стать моряком. Моряком не стал, но всю жизнь носил флотскую тельняшку. Для младшего сына Паустовский даже нарисовал акварелью пейзаж-воспоминание о Коктебеле. В Литературном институте, что находится неподалеку от памятника в Москве, Паустовский более десяти лет вел творческий семинар. Молодым прозаикам он не уставал повторять: по существу, мы живем не для себя. Писатель - это служение народу. Он принадлежит истории.

Литинститутские семинары давали много материала, пищи для ума. Их никто не стенографировал, а память - слишком ненадежная субстанция. Так у Паустовского появилась потребность закрепить на бумаге свои мысли о труде художника слова. Много лет, в Дубултах на Балтике, а затем в Тарусе на Оке он работал над повестью о том, как пишутся книги. Она получила название «Золотая роза». Паустовский оставил богатое литературное наследие. Многочисленные сборники рассказов, книги о великих живописцах и поэтах, пьесы о Пушкине и , несколько томов автобиографического повествования. Паустовский удостоился похвалы самого Бунина в 1947 году. Его выделил Ромен Роллан. Спустя годы со стапелей будет спущен на воду теплоход, названный именем писателя.

  • Двое братьев Паустовского погибли в один и тот же день Первой мировой войны, но на разных ее фронтах.
  • Альманах «Тарусские страницы» стал первым, где впервые в советские годы, удалось напечатать произведения Марины Цветаевой.