Пьер огюст ренуар завтрак гребцов описание. Завтрак гребцов. "Завтрак гребцов" отображает смешение классов во французском обществе

Огюст Ренуар «Завтрак гребцов».

Картина «Завтрак гребцов» была написана в 1880-1881 годах. Холст, масло. 130 × 173 см. В настоящее время находится в музее «Собрание Филлипса» в Вашингтоне.

Сюжет картины был навеян популярным местом отдыха в Париже.
Ресторан "Дом Фурнез" в городе Шату (недалеко от Парижа) с видом на реку Сена был любимым местом среди людей любого социального статуса. Как показано на "Завтраке гребцов", бизнесмены, светские люди, швеи и художники были частыми клиентами этого ресторана. Ренуар также очень любил это место и изобразил на нем многих своих знакомых.


Ресторан "Фурнез" закрылся в 1906 году. Но, почти век спустя, в 1990 году была проведена его полная реставрация, после чего ресторан обрел былую популярность. Кроме этого, "Дом Фурнез" теперь может похвастаться музеем и мастерской художников с репродукциями импрессионистов.

На картине изображены реальные люди, друзья Ренуара, которых он увековечил, запечатлев на одной из своих превосходных картин.
Слева за столом в шляпке с цветами сидит Алина Шариго (1859-1915), которая изначально являлась натурщицей Ренуара, а потом стала его женой. Напротив в белой майке и жёлтой шляпе находится известный художник и коллекционер картин импрессионистов Гюстав Кайботт (1848-1894). За Алиной Шариго стоит сын владельца ресторана, где проходит встреча друзей, который отвечал за прокат лодок — Альфонс Фурнез. Далее, спиной к зрителю находится Рауль Бардье — барон, герой войны и экс-мэр Сайгона. Дама в жёлтой шляпке, облокотившаяся локтем о перила — дочь владельца ресторана Альфонсина Фурнез. Дама, которая пьёт из стакана — актриса, натурщица Ренуара, Эдуарда Мане и Эдгара Дега — Эллен Андре (1857-1925). В дальнем левом углу беседуют двое мужчин — поэт и критик Жюль Лафорг (1860-1887) и мужчина в цилиндре Шарль Эфрусси, который был коллекционером и издателем, в частности занимался выпуском издания "Gazette des Beaux-Arts". В дальнем правом углу находится трио: актриса и модель Ренуара Жанна Самари (1857-1890), напротив — друг Ренуара, работник министерства внутренних дел Пьер Лестренге, а также друг Ренуара, журналист и писатель Поль Лот посередине. Дама в синем платье - натурщица, актриса и певица Анжель Лего. Рядом с Анжель находится итальянский журналист Антонио Маджиоло.

Одна из самых знаменитых картин Ренуара "Завтрак гребцов"1881г..
Кар­тина была написана на тер­расе мод­ного в те годы ресто­ран­чи­ка Maison Fournaise (Дом Фур­нез), нахо­дя­щемся на неболь­шом ост­ровке посреди Сены рядом с горо­дом Шату неда­леко от Парижа. В соб­ствен­но­сти семей­ства Фур­нез был также неболь­шой отель для тури­стов и про­кат лодок. Пари­жане сте­ка­лись в Дом Фур­нез, чтобы арен­до­вать ялики (а гребля в те годы была необы­чайно попу­лярна), пове­се­литься, пофлир­то­вать, вкусно поесть и остаться на ночь.

Это было место, где вдали от суеты города про­во­дила время самая раз­но­об­раз­ная пуб­лика - биз­не­смены, свет­ские дамы, худож­ники, актрисы, писа­тели, кри­тики, швеи, про­дав­щицы и ари­сто­краты. Вече­рами на тер­расе, с кото­рой откры­вался пре­крас­ный вид на реку, устра­и­ва­лись танцы под пиа­нино. Именно здесь, на тер­расе, Ренуар и изоб­ра­зил своих дру­зей и зна­ко­мых, с кото­рыми посто­янно общался в тот период.

В письме 1880 года Ренуар пишет: «Сей­час я не могу оста­вить Шату, поскольку еще не закон­чил свою работу. Было бы очень при­ятно, если бы вы могли при­е­хать сюда и ото­бе­дать со мной. Уве­ряю Вас, Вы не пожа­ле­ете об этой поездке. Это одно из самых оча­ро­ва­тель­ных мест в окру­же­нии Парижа».

В Мезон Фур­нез”любили бывать Клод Моне, Эду­ард Мане, Аль­фред Сис­лей, Камиль Пис­сарро, Гюстав Курбе. У Берты Моризо был неболь­шой лет­ний дом непо­да­леку, в Бужи­вале. Эдгар Дега был страст­ным греб­цом, часто бывал в Maison Fournaise и хорошо знал семью. Аль­фон­сина Фур­нез, люби­мая модель завсе­гда­таев-худож­ни­ков, впо­след­ствии при­гла­сила Дега на свою сва­дьбу. Кра­со­той этого места вос­хи­ща­лись не только худож­ники. Среди его почи­та­те­лей был и Ги де Мопас­сан. Он часто сни­мал ком­нату на вто­ром этаже отеля, а сам ресто­ран вывел в новелле “Подруга Поля” под име­нем ресто­ран Грий­она

ОПИСАНИЕ КАРТИНЫ.

Эту картину с полным правом можно назвать групповым портретом.Царит радостная, непринуждённая обстановка, нет никакой парадности, все находятся в естественных, случайных позах. За перилами видна густая зелень, за которой проглядывает река Сена.

В отличие от "Бала в Мулен де ла Галетт" здесь укрупнен масштаб фигур, все они портретны и узнаваемы и составляют основное содержание картины. Пейзаж, окружающий террасу, на которой собрались друзья, зелень вокруг, виднеющаяся сквозь нее Сена с бегущими парусниками и лодками составляют атмосферу картины, ее радостный фон.

На нем написаны все участники встречи, собравшиеся за установленными вином и фруктами столиками в ресторане Фурнеза в Шату. Он сам стоит здесь, опершись спиной и руками на перила террасы, крепкий, уверенный в себе мужчина, одетый в рубашку без рукавов, обнажившую сильные руки.

Перед ним, за столиком сидит очаровательная девушка, посадившая перед собой на стол маленькую пушистую собачку и забавляющаяся игрой с ней. Ренуар представил зрителям Алину Шериго, которой в ту пору было чуть больше двадцати лет и с которой он окончательно свяжет свою жизнь именно в 1881 году, хотя официальная регистрация их брака состоится только в 1890 году.

На картине "Завтрак гребцов" Алина Шериго в цветущем возрасте, еще окончательно не связанная с Ренуаром, восхищает его своей молодостью и беззаботностью. Она была почти на 20 лет моложе художника. Алин нравилось позировать художнику, и с первых дней она почувствовала, как ее влечет к нему. Убежденный холостяк Ренуар тоже был очарован девушкой и сознавался: «Ее хочется погладить по спине, как котенка».

Став супругой художника, Алин сумела облегчить его жизнь, ограждая Ренуара от всего, что могло бы помешать его работе. Беден он или богат, знаменит или безвестен, для нее это не имело значения. Алин быстро снискала всеобщее уважение. И даже женоненавистник Дега, увидев ее однажды на одной из выставок, сказал: «Она похожа на королеву, посетившую бродячих акробатов». Жена подарила Ренуару двух прекрасных сыновей, один из которых, Жан, стал известным кинорежиссером, а младший Пьер - замечательным артистом. Союз с Алин не только принес покой Ренуару, обогатил его эмоциональный мир, но и привел к переосмыслению его искусства.

Напротив нее, оседлав стул, лицом к Алине расположился Кайботт, инженер, коллекционер, художник-любитель, страстный гребец. Он много помогал импрессионистам, собрал коллекцию их работ и завещал ее Лувру. Ренуара он просил выполнить его завещание.

Рядом с Кайботтом Ренуар написал итальянского журналиста Маджиоло. А за ними расположились стоя и сидя барон Барбье, недавно вернувшийся из Индокитая, по словам Жана Ренуара, взявший на себя труд собрать модели для этой картины, Эфрюсси, Лот, Лестренге, Жанна Самари, натурщица Анжель, собиравшаяся в то время замуж, и дети владельца ресторана Альфонсина и Альфонс Фурнез. Особенно очаровательно выглядит юная Альфонсина Фурнез в желтой соломенной шляпке, написанная на фоне яркой зелени.

В картине много светлых, белых и желтых, тонов, которые вместе с синими, фиолетовыми и темными красками создают общий колорит.

В конце века мода изме­ни­лась, и лодку вытес­нил вело­си­пед. Ресто­ран посте­пенно стал при­хо­дить в упа­док и в 1906г. Аль­фон­сина была вынуж­дена его закрыть. Умерла она в 1937 году, в воз­расте 91 года.

Завтрак гребцов. Пьер-Огюст Ренуар.

"Завтрак гребцов" - одна из самых известных работ Пьера-Огюста Ренуара и одно из самых известных изображений пикника на открытом воздухе в истории искусства. Картина показывает радостный момент в кругу друзей, общающихся в непринужденной обстановке. Однако, мало кто знает ряд фактов, связанных с этой работой культового импрессиониста.

1. Тематика картины соответствует изменениям в раннем импрессионизме


Ландшафт возле Канье.

В первые дни импрессионизма городские сцены были одной из доминирующих тем на картинах. К 1881 году, когда Ренуар закончил свой шедевр, в импрессионизме более популярным стало изображение пригородных ландшафтов. Сцена, изображенная на "Завтраке гребцов", была нарисована примерно в 30 минутах езды на поезде от шума и суеты Парижа.

2. Картина отобразила новое понимание глубины изображения


Бал в Мулен де ла Галетт.

Примерно за четыре года до создания "Завтрака гребцов", Ренуар нарисовал полотно "Бал в Мулен де ла Галетт", которое также изображает общественный пикник в Париже. Но, в отличие от этой картины, в "Завтраке гребцов" более четко определены границы. Также, благодаря большему вниманию к контурам изображений, создается иллюзия объемности и глубины изображения.

3. "Завтрак гребцов"


Размеры картины - 173х130 см.

"Завтрак гребцов" - одна из самых больших картин Ренуара. Её размеры 173х130 см.

4. Сюжет картины был навеян популярным местом отдыха в Париже


Ресторан Дом Фурнез.

Ресторан "Дом Фурнез" в городе Шату (недалеко от Парижа) с видом на реку Сена был любимым местом среди людей любого социального статуса. Как показано на "Завтраке гребцов", бизнесмены, светские люди, швеи и художники были частыми клиентами этого ресторана. Ренуар также очень любил это место и изобразил на нем многих своих знакомых.

5. Ресторан можно посетить и сегодня


Дом Фурнез сегодня - это музеей, мастерская художников и ресторан.

Ресторан "Фурнез" закрылся в 1906 году. Но, почти век спустя, в 1990 году была проведена его полная реставрация, после чего ресторан обрел былую популярность. Кроме этого, "Дом Фурнез" теперь может похвастаться музеем и мастерской художников с репродукциями импрессионистов.

6. На картине можно найти самых близких друзей Ренуара


Художник Кайботт беседует с актрисой Анжель Лего и журналистом Маджиоло.

Художник по очереди приглашал своих друзей в ресторан, чтобы те позировали ему. На заднем фоне в цилиндре сидит Шарль Эфрусси, коллекционер искусства и историк. Он разговаривает с поэтом Жюлем Лафоргом. Справа изображены приятели Ренуара Эжен Пьер Лестренге (работник Министерства внутренних дел) и Поль Лот (журналист), который флиртует с известной актрисой Жанной Самари. В правом нижнем углу изображен богатый покровитель Ренуара и его коллега художник Кайботт, который беседует с актрисой Анжель Лего и итальянским журналистом Маджиоло.

7. Девочка с щенком стала женой Ренуара и моделью для его картин


Ренуар неоднократно изображал жену на картинах.

У Алины Шариго, которая работала швеей и периодически подрабатывала моделью для художников, начался страстный роман с художником-импрессионистом. Хотя у них родился первый сын в 1885 году, пара официально сочеталась браком только в 1890. Всего у Ренуара и Шариго было трое детей. Художник неоднократно изображал свою жену на картинах, таких как "Танец в деревне", "Завтрак гребцов", "Мадам Ренуар с собачкой" и "Материнство".

8. На картине есть семья владельца ресторана


Дочь владельца ресторана Альфонсинка Фурнез.

Альфонс Фурнез открыл ресторан в 1860 году. Двадцать лет спустя Ренуар изобразил Альфонса на картине "Завтрак гребцов" вместе с детьми. Девушка, которая оперлась на перила, - дочь владельца ресторана Альфонсинка Фурнез. А ее брата Альфонса Фурнеза младшего можно найти в левом нижнем углу картины.

9. Местный весельчак


Бывшей мэр колониального Сайгона барон Рауль Барбье.

На картине можно найти бывшего мэра колониального Сайгона барона Рауля Барбье, который был душой любой компании. Он сидит в котелке и что-то рассказывает мисс Фурнез.

10. Женщина со стаканом - известная актриса и модель


Французская актриса Эллен Андре.

Прямо в центре картины изображена Эллен Андре, которая как-будто обособлена от остальных людей и ни с кем не разговаривает. Французская актриса запомнилась больше всего, как модель для художников-импрессионистов. Кроме "Завтрака гребцов", она была изображена на картинах Эдуара Мане "Слива" и Эдгара Дега "Абсент".

11. "Завтрак гребцов" отображает смешение классов во французском обществе


Рождение супернового социума (по мотивам Завтрака гребцов).

Мужчины и женщины из разных слоев общества, отдыхающие вместе, наглядно показывают, как на то время во французской культуре происходило смешение разных социальных классов и создавалась новая буржуазия.

12. Картина стала популярной с момента ее премьерного показа


Пьер-Огюст Ренуар.

"Завтрак гребцов" дебютировал в 1882 году на седьмой выставке импрессионистов, где три критика отметили, что это лучшая картина на выставке.

13. Шедевр Ренуара был продан в Америку


Поль Дюран-Рюэль.

В течение многих десятилетий "Завтрак гребцов" был частью частной коллекции покровителя Ренуара Поля Дюран-Рюэля. Но после его смерти в 1922 году, сыновья Дюран-Рюэля выставили полотно на продажу. Его приобрел американский коллекционер искусства Дункан Филлипс за $ 125 000. С тех пор коллекцию Филлипса можно увидеть в Вашингтоне.

14. Филлипс был буквально одержим картиной Ренуара


Первый американский музеей современного искусства.

Филлипс впервые увидел картину "Завтрак гребцов" на выставке в Нью–Йорке. Она так глубоко поразила его, что коллекционер буквально стал одержим полотном. Когда Филлипс услышал, что "Завтрак гребцов" выставили на продажу, то специально срочно отправился в Францию, где потратил на картину весь годичный бюджет, выделенный на произведения искусства.

15. Знаменитый голливудский актер фантазировал о краже картины


Актер Эдвард Г. Робинсон.

Во время Золотого века Голливуда актер Эдвард Г. Робинсон стал известным благодаря ролям гангстеров в таких фильмах, как "Ки-Ларго" (1948) и "Маленький Цезарь (1931). Вне экрана, он был страстным поклонником искусства. Как-то Робинсон сказал: "Вот уже более тридцати лет я периодически посещаю музей в Вашингтоне, чтобы посмотреть на картину Ренуара. Раз за разом я изобретаю способы, как украсть эту картину из музея".

16. Ничего не меняется


Картина и сегодня будоражит умы.


Французский художник Пьер Огюст Ренуар первым из импрессионистов добился успеха у парижан. Ренуар был не только мастером портрета, но пейзажа, натюрморта и жанровых сцен. Одна из самых его известных картин – «Завтрак гребцов» была написана в 1880-1881 годах.

Картина Ренуара изображает дружескую компанию, наслаждающуюся поздним завтраком на верхней террасе ресторана Фурне в Шату. Деревушка Шату находилась недалеко от таких курортных местечек, как Ля Гренуйер («Лягушатник»), Бруживаль и Аржантёй, расположенных вдоль Сены к западу от Парижа. В Шату было легко добраться поездом с вокзала Сен-Лазар, это было популярное место среди желающих покататься на лодке, вкусно пообедать и переночевать. В конце 1880 года Ренуар останавливался в Шату и написал несколько произведений в ресторане Фурне. Картину «Завтрак гребцов» часто сравнивают с более ранней работой Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876 год). Считается, что «Завтрак гребцов» - это ответ художника писателю Эмилю Золя, автору «Обозрения парижского Салона 1880 года». Золя раскритиковал работы импрессионистов за «незаконченность, нелогичность, преувеличения» и призвал их создавать более солидные и сложные произведения, представляющие современную жизнь.

Огюст Ренуар «Завтрак гребцов», 1880-1881

Для «Завтрака гребцов» (холст, масло 130х173) Ренуару позировали его друзья, которые приезжали в Шату по отдельности. Слева женщина с собачкой – это Алина Шариго, которая была сожительницей, а потом и женой Ренуара. Позади нее стоит сын владельца ресторана Альфонс Фурне-младший. В группе справа можно узнать художника Гюстава Кайботта, рядом с ним сидит модель Анжель Лего, а над ними склоняется журналист Антонио Маджиоло. Также на картине Ренуар изобразил актрису Жанну Самари, барона Рауля Барбье, поэта Жюля Лафорга и других.

Несмотря на кажущуюся непринужденность сцены, ее композиция была тщательно выстроена. Взгляд зрителя умело направляется от сидящего на переднем плане справа Кайботта к облокотившейся на перила девушке и дальше к лодкам на Сене и железнодорожному мосту Шату. Все персонажи изображены в естественных позах, черты и лица моделей, их жесты явственно определены. Это существенно отличает картину от Бала в «Мулен де ла Галетт», в которой некоторая определенность придана только фигурам переднего и среднего планов.

Огюст Ренуар «Бал в Мулен де ла Галетт», 1876

Пробивающийся сквозь тент мягкий оранжевый свет гармонирует с оранжевыми и красными деталями в одежде персонажей, а разбросанные по всей композиции пятна ярко-синего и зеленого цветов украшают и объединяют сцену. Центральное положение в композиции занимает стол, однако эскизность его живописи заставляет взгляд перемещаться к более детально прописанным фигурам. Задник из зеленой листвы позади террасы создает ощущение камерности и отдыха в своей компании.

В картине сглаженная и тонкая живопись лиц контрастирует с импрессионистической манерой письма в деталях; в частности, свободно написанные бокалы, бутылки и еда на столе, бессистемные мазки, передающие растительность заднего плана, остаются импрессионистичными. На платьях и лицах персонажей фактура, свет и тени передаются резкими мазками, а детали концентрируются всплесками цвета. В изображении маленькой собачки мастерски сочетаются тонкие мазки, неуловимые изменения цвета и тона, способ нанесения слоев краски и плавности цветовых переходов.

Ренуар использует яркие цвета, чтобы выделить детали и сделать акценты на лицах. Кремовые и голубые цвета с ярко-красными акцентами разбросаны по всей картине и объединяют фигуры, расположенные по диагонали. Некоторые элементы повторяются, чтобы уравновесить композицию и направить взгляд зрителя, например светло-желтые соломенные шляпки и бледно голубой, розовый и желтый цвета в тенях на белых майках и скатерти. Также использованы чистые несмешанные цвета, например, красный на цветах шляпки Алины, синий на платье Анжелы и зеленый на фруктах и бутылках на столе. Яркие элементы на переднем плане также контрастируют с более темными и приглушенными фигурами и деревьями заднего плана.

В феврале 1881 года картина «Завтрак гребцов» была куплена у Ренуара торговцем Полем Дюран-Рюэлем за 15 тысяч франков. Это достаточно большая сумма для того времени. После смерти Поля в 1923 году его сыновья продали картину за 125 тысяч долларов известному американскому коллекционеру Дункану Филлипсу, и она осталась в его коллекции. С 1930 года шедевр Ренуара вместе с остальным собранием Филлипса переехал в здание в районе Дюпон-Серкл в Вашингтоне, которое сейчас используется, как художественный музей.
Картина Ренуара «Завтрак гребцов» стала мотивом для французского сериала «Кракелюры» о художниках импрессионистах.

8 интересных фактов о Пьере Огюсте Ренуаре

1. Ренуар родился 25 февраля 1841 года в городе Лиможе, расположенном на юге Центральной Франции. Будущий художник был шестым ребенком из семи детей небогатого портного Леонара Ренуара и его жены Маргариты.

2. Огюст Ренуар вполне мог стать певцом. В детстве он пел в церковном хоре в Париже, куда переехала его семья. Регент хора пытался уговорить родителей отдать мальчика учиться музыке. Однако Ренуар проявлял способности в рисовании, в 13 лет он стал помогать семье, расписывая фарфоровую посуду. А по вечерам он посещал художественную школу.

3. Художник с 1870 по 1871 годы служил в армии во время франко-прусской войны.

4. Огюста Ренуара всегда привлекало изображение человеческой фигуры. Сначала он изучал полотна старых мастеров в Лувре, а затем в 1881 году отправился в Италию, где его особенно поразили произведения Рафаэля.

5. В 1890 году Ренуар женился на Алине Шариго. С ней он познакомился десятью годами раньше, когда ей был 21 год, и она работала белошвейкой. Алина часто позировала Ренуару. У них родилось трое сыновей – Пьер в 1885 году, Жан в 1894 году и Клод в 1901 году.

Для картины «Танец в деревне» художнику позировала Алина Шариго

6. Огюст Ренуар первым из импрессионистов снискал славу у состоятельных парижан, а в последние годы жизни к нему пришло всеобщее признание. В 1917 году его картина «Зонтики» была выставлена в Лондонской Национальной галерее. Эта работа также выставлялась в Лувре.

Огюст Ренуар «Зонтики», 1881-1886

7. Успех в живописи Ренуара был омрачен болезнями. Художник в 1897 году упал с велосипеда и сломал правую руку. У него развился ревматизм, от которого он страдал всю оставшуюся жизнь. В 1912 году Ренуар перенес приступ паралича. Две операции не помогли, художник остался прикованным к инвалидному креслу. Тем не менее, живопись он не бросил, он продолжал писать кистью, которую вкладывала ему между пальцев сиделка. Художник скончался в возрасте 78 лет в 1919 году от воспаления легких.

8. Самой дорогой работой Ренуара стала картина «Бал в Мулен де ла Галетт», которая была продана с аукциона за 78 миллионов долларов.

В материале использованы данные из книги Дианы Ньювол «Импрессионисты».

Завтрак гребцов

1880–1881. Частное собрание

Ренуар не был «чистым пейзажистом». «Природа уводит художника в одиночество, я же хочу остаться среди людей», - говорил он. «Завтрак гребцов» - это групповой портрет друзей Ренуара («собрание развалившихся лентяев», как отозвались на картину критики) в ресторане «Ля Фурнез» в предместье Парижа в Шату. Слева, опершись спиной и руками на перила террасы, изображен сын хозяина ресторана, Альфонс Фурнез. Перед ним за столиком очаровательная беззаботная девушка играет с собачкой - это 20-летняя Алина Шериго, с которой Ренуар окончательно свяжет свою жизнь именно в 1881 году, хотя официальная регистрация их брака состоится только в 1890-м. Напротив Алины, оседлав стул, расположился художник Гюстав Кайботт. Рядом с ним итальянский журналист Маджиоло и натурщица Анжель. Справа в глубине Поль Лот и Эжен Лестринг беседуют с актрисой Жанной Самари. Особенно очаровательно выглядит на фоне яркой зелени юная Альфонсина Фурнез в желтой соломенной шляпке (будущая «Девушка с веером»).