Рафаэль автопортрет 1506. С самого детства Рафаэль воспитывался в среде художников. Его первым учителем стал отец – Джованни Санти. Автопортрет и предполагаемые автопортреты Рафаэля

Разумеется, Рафаэль не мог не понимать, скольким обязан Биббиене. Но милости, которыми осыпал его кардинал, ни на миг не приближали исполнение брачных обещаний. Одно хорошо: чем выше взлетал Рафаэль, тем меньше оставалось надежд у Форнарины. Если молодой художник еще мог позволить себе такое безумство, как брак с дочкой пекаря, то маститый маэстро - никогда. Успокаивая себя подобными рассуждениями, Биббиена отечески похлопывал по плечу племянницу, к которой успел привязаться.

Однако настал день, когда его терпение истощилось. От приятелей Рафаэля кардинал узнал, что Санти пишет новый портрет возлюбленной с жемчужной подвеской в волосах. Такие украшения носили лишь замужние дамы. А значит, он и в самом деле считает эту потаскушку своей женой? Ну уж этого ему Биббиена не простит!

Кардинал объявил Марии, что отныне Рафаэль Санти более не считается ее женихом и он не против, если она выберет себе мужа по вкусу. А лучше подождет, пока дядюшка сам приищет достойную партию. Он думал, что всегда почтительная Мария скромно поцелует ему руку, покоряясь принятому решению, даже протянул девушке свою бледную кисть, унизанную перстнями. Но та неожиданно заупрямилась и твердым голосом заявила, что не оставит нареченного. Биббиена понял, что угодил в собственные сети: тихоня-племянница страстно полюбила Рафаэля. Что скажет брат, когда узнает обо всем? А какие стишки примутся сочинять насмешливые римляне, прослышав о безответной страсти кардинальской племянницы к живописцу?

Как он проклинал себя за то, что когда-то превозносил его в глазах Марии! И как жестоко теперь, забыв о приличиях, обрушивал на нее сплетни и слухи о Рафаэле и его булочнице, которые гуляли по Риму. В городе болтают, говорил он, что Форнарина истощила художника своей греховной страстью. Заставляет рисовать ее обнаженной даже на стенах виллы Киджи, с которым, по слухам, она заигрывает так же рьяно, как и с подмастерьями Рафаэля. А еще блудница принуждает писать с нее Мадонн и упивается восхищением почитателей Санти, которые видят в ее портретах образцы чистоты. Можно ли представить такое святотатство? И кто грешен больше: тщеславная булочница или глупец, который всецело отдался ее власти, рискуя потерять из-за своей любви не только земные блага, но и Царствие Небесное? Однако хваленое красноречие Биббиены оказалось бессильным. Мария заявила, что не верит наветам и будет терпеливо ждать, когда у нареченного достанет решимости повести ее к алтарю.

Рафаэль Санти… Один из гениев итальянского Возрождения. Писать о его жизни нет смысла. Величайшему итальянскому живописцу, графику, архитектору и поэту посвящены книги, статьи, научные исследования и сайты. Сегодня хочу показать вам, каким его видели и написали его другие живописцы. К счастью Рафаэль Санти, или как его называли современники, Рафаэль из Урбино (Raffaello Sanzio (Raffael da Urbino), 28 марта 1483, Урбино - 6 апреля 1520, Рим), оставил потомкам свои автопортреты. Всего я насчитал их шесть, но родно половину можно с уверенностью назвать именно автопортретами Рафаэля. Вот два самые известные из них:

Raffaello Sanzio (1483-1520) Autoritratto.1506 г. Galleria degli Uffizi, Firenze
Raphael Self-Portrait with a Friend, a Fencing Master. 1519-20 гг. Musée du Louvre, Paris

Второй автопортрет Рафаэль написал в последние годы жизни (1518-1520), изобразив себя с другом, хотя историки до сих пор не могут решить, какому именно другу на картине Рафаэль положил руку на плечо. Выдвинуто множество версий, но все они малоубедительны. В XVI веке считалось, что рядом с собой художник изобразил Джованни Антонио Порденоне (Giovauni Antonio Pordenone, 1483/1484, Порденоне - 1539, Феррара) или Якопо Каруччи по прозвищу Понтормо (Jacopo Carucci (Pontormo), 24 мая 1494, Понтормо - 2 января 1557, Флоренция), но их портреты очень отличаются от молодого человека, изображенного рядом с Рафаэлем. Позже в списке «претендентов» появились имена Джулио Романо, Пьетро Аретино, Антонио да Сангало Молодого и Бранконио дель Агюла – исполнителя завещания художника. Но и эти версии оказались недостоверными. Интересно, что в некоторых источниках полное название картины звучит как «Автопортрет с другом, учителем фехтования», и это говорит о том, что навряд ли удастся персонифицировать личность этого друга художника. Сначала картина с 1607 года находилась в коллекции кардинала Гранвеля и вообще считалась работой Порденоне. Около 1625 года портрет появился в Фонтенбло и попал в коллекцию Людовика XIV в Лувр, где находится до сих пор.

Еще один автопортрет Рафаэля тоже известен, он точно принадлежит художнику и является деталью огромной знаменитой фрески «Афинская школа», написанной в Ватикане в 1509-11 годах.

Raphael Affresco «La scuola di Atene» (фреска «Афинская школа») 1509-11 гг. Stanza della Sentyatura, Vaticano

В своей фреске Рафаэль изобразил храм науки, где с полной непринужденностью расположились философы древности, олицетворяя свободу и независимость представляемой ими науки, ее различных отраслей и методов. Двигающиеся из глубины – это величайшие философы древности Платон и Аристотель. Интересно, что в образе Платона Рафаэль изобразил Леонардо да Винчи, а в образе Гераклита (древнегреческого философа-материалиста) – Микеланджело. Себя же художник скромно изобразил в правом углу за группой, где Эвклид - крупнейший древнегреческий математик, разбирает на полу сложный чертеж. Перед собой Рафаэль изобразил художника сиенской школы Джованни Антонио Бацци, которого все больше знают по прозвищу Содома (Giovanni Antonio Bazzi (Il Sodoma), 1477, Верчелли, Пьемонт - 15 февраля 1549, Сиена).

Raphael Autoritratto, frammento di un affresco «La scuola di Atene» (Автопортрет, фрагмент фрески «Афинская школа») 1509-11 гг. Stanza della Sentyatura, Vaticano

Ну, а следующие три работы считаются автопортретами Рафаэля по утверждению историков и исследователей его творчества на основе изучения физиономистики, черепа художника и тщательного исследования самих полотен. Я не пытался собрать материал именно об этих исследованиях, поэтому представляю вам картины, как предполагаемые варианты автопортретов Рафаэля. Причем, если две картины из трех точно являются произведениями художника, то первая из представленных ниже работ атрибутирована его авторством и точно не датирована (кое-где стоит 1525 год, хотя художник умер в 1520-м). Так что верить или не верить ученым – решайте сами!

Attributed to Raphael Saint Luke painting the Madonna and Child in the Presence of Raphael (Святой Лука пишет Мадонну с младенцем в присутствии Рафаэля). Accademia di San Luca, Rome

Attributed to Raphael Saint Luke painting the Madonna and Child in the Presence of Raphael, detail (Святой Лука пишет Мадонну с младенцем в присутствии Рафаэля, деталь). Accademia di San Luca, Rome

Raphael Christ Blessing (Pax Vobiscum) (Христос благословляющий) 1505-06 гг. Pinacoteca Tosio Martinengo, Brescia

Второй вариант картины находится в коллекции мюнхенской Пинакотеки. Смущает, что художник решил изобразить себя в образе Христа.

Raphael The Judgement of Paris (Суд Париса). 1512 г. Private Collection

Raphael The Judgement of Paris, detail (Суд Париса, деталь). 1512 г. Private Collection

А в этой картине нестыковка в том, что Рафаэль себя в 1512 году изобразил моложе, чем на самом известном автопортрете в 1506 году. Хотя, возможно, будучи уже почти 30-летним мужчиной, он решил написать себя в образе Аполлона – семнадцатилетним!

Но помимо всех этих картин, я нашел в интернете еще больше десятка работ, в основном гравюр, и большей частью из коллекции Британского музея, на которых художники XVI-XVIII веков изобразили Рафаэля, каким они его представляли в свое время. Часть картин, конечно же, если не являются копиями автопортрета итальянца, то явно ассоциируются с ним. Но есть и весьма интересные интерпретации внешнего вида представителя умбрийской школы живописи, коим являлся Рафаэль. Предлагаю посмотреть и сравнить.

Giorgio Vasari (Italian, 1511-1574) Retrato de Rafael Sanzio.

XVII век

Paulus Pontius (Flemish, 1603-1658) Portrait of Raphael de Urbin 1630-40 British Museum

С этим портретом тоже можно поспорить, поскольку гравюра Понтиуса - это зеркальная картина Рафаэля "Портрет юноши".

Raphael Portrait of Young Man. 1509-11 гг. Czartoryski Museum, Cracow

Unknown Italian artist Portrait of Raphael. 1600-1649 гг. Biblioteca Ambrosiana

Wenzel Hollar (Czech, 1607-1677) Portrait of Raphael. 1651 г. Metropolitan Museum, New York

Engraved frontispiece by Carlo Maratta (Italian, 1625-1713) Portrait of Raphael Sanzio.

William Lodge (British, 1649 - 1689) Bust of Raphael in an oval. 1679 г. British Museum

XVIII век

Jonathan Richardson Senior (British, 1667-1745) Portrait of Raphael, after the Self-Portrait. 1730 г.

Nicolas IV de Larmessin (French, 1684-1753) Raphael d’Urbin (print).

Matthijs Pool (Dutch, 1676–1732) Raphael Sanzio d’Urbino. Château de Versailles

William Bromley (British, 1769-1842) Portrait of Raphael after 1782 г.

XIX век

Friedrich Wilhelm Bollinger (German, 1777-1825) The Divine Raphael.

Agostino Aglio (Italian-British, 1777-1857) Portrait of the young Raphael.

Auguste Gaspard Louis Boucher Desnoyers (French, 1779-1857) Portrait of Raphael de Urbin. 1836 г. British Museum

Louis Georges Brillouin (French, 1817-1893) Portrait de deux artistes - Raphael and Giulio Romano. 1848 г. Palais des Beaux-Arts, Lille

Anonymous Copy of Raphael"s Self-portrait in the Galleria degli Uffizi, Florence. 1850 г.

Ну, и напоследок, все же публикую небольшую «памятку», себе в первую очередь, о биографии художника. Так сказать, «конспект» хронологии его жизни.

1. 28 марта 1483 года родился в Урбино в семье художника и поэта Джованни Санти, поэтому первые уроки рисования получил в мастерской отца. Рафаэль рано потерял родителей: отец умер в 1494 году, мать - Марджи Чарла, в 1501 году. Кстати, до сих пор сохранился отчий дом художника, где находится его музей.

2. После смерти матери Рафаэль поступает в мастерскую Пьетро Перуджино в Перудже. Он часто приезжает в Урбино, знакомится с Пинтуриккьо, совместно с которым посещает Сиену и выполняет ряд работ. В 1502 году появляется первая из рафаэлевских Мадонн, которых он будет писать всю жизнь.

3. В 1504 году в Урбино знакомится с писателем Бальдассаром Кастильоне, поступившим на службу к герцогу Урбинскому, и по его приглашению в конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь художник лично знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорентийскими мастерами, которые оказали влияние на стиль и манеру молодого художника. Популярность Рафаэля постоянно растёт, он получает много заказов на образы святых и Мадонн, во Флоренции Рафаэль создал около двадцати Мадонн.

4. В 1507 году он знакомится с архитектором Донато Браманте (1444-1514), который во второй половине 1508 года приглашает переехать Рафаэля в Рим. При содействии Браманте художник становится официальным художником папского двора, расписывает фресками Станцу делла Сеньятура в Ватикане (1508-1511) и еще три зала, причём Папа Юлий II уже начавших там росписи художников Перуджино и Синьорелли отстранил от работ ради Рафаэля.
Помимо большого количества картин на религиозные темы, Рафаэль создаёт и портреты, в 1512 году пишет портрет папы Юлия II, позже многих кардиналов из папского окружения. Сменивший в 1513 году Юлия II Лев X также высоко ценил Рафаэля. В 1513-1516 годах Рафаэль по заказу нового Папы выполнил картоны с сюжетами из Библии для десяти гобеленов, которые предназначались для Сикстинской капеллы, потом спроектировал в виде 13 аркад и расписал с учениками лоджии, выходящие во внутренний двор Ватикана (1513-1518) 52 фресками на библейские сюжеты. У Рафаэля было много учеников, самым талантливым из которых был Джулио Романо. Имена других – Джованни Нанни, Франческо Пенни, Перин дель Вага, практически не известны.

5. В 1514 году, когда умер Браманте, и Рафаэль стал главным архитектором строящегося в то время собора Святого Петра, в 1515 году он получает должность главного хранителя древностей. В этом же 1515 году Рафаэль лично знакомится с Дюрером, посетившим Рим. Несмотря на загруженность работами в Ватикане, Рафаэль выполняет заказы церквей на создание алтарных образов. В Риме он продолжает писать Мадонн, пишет около десяти картин на эту тему, самой знаменитой из которых стала «Сикстинская мадонна» (1512-1513).

6. В 1511 году банкир и покровитель искусств Агостино Киджи пригласил Рафаэля для украшения фресками на сюжеты из античной мифологии своей загородной виллы Фарнезина, построенной на берегу Тибра.

7. 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет Рафаэль умирает в Риме. Был похоронен в Пантеоне. Художник и писатель Джорджо Вазари в своей книге биографий, многие из фактов которой, позже опроверглись историками, написал, что Рафаэль умер «после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно». Но историки считают, что причиной смерти стала римская лихорадка, которой заразился живописец во время посещения раскопок. Правда, каких и где – не уточняется…

Так и хочется подняться по этой лестнице вслед за этим юношей. Да, мне тоже. Мы находимся в Художественном музее Филадельфии. Перед нами картина Чарльза Уилсона Пила «Группа на лестнице». Это портрет его двух сыновей – Рафаэля и Тициана Пила. Это известные имена. Художник называл своих детей в честь выдающихся европейских живописцев. И ученых. Это была удивительная личность. Да, это был удивительный человек и он создал изумительный портрет. Портреты в полный рост, как правило, ассоциируются у нас с изображениями королей, представителей аристократии и великих исторических деятелей, а здесь Пил изобразил двух своих сыновей, которые словно приглашают нас последовать за ними вверх по лестнице. Он писал эту картину для своего музея, который стал одним из первых музеев в Америке. Это был одновременно музей искусства и музей науки. Среди наиболее известных экспонатов музея были кости мастодонта. Важно понимать значение музея науки и искусства для молодой республики. Это была попытка создать просветительское учреждение. Впервые со времен зарождения демократии на карте мира появилось демократическое государство. Это была эпоха великих свершений. Пил осознавал важность образования и просвещения народных масс. Только так народ мог научиться принимать разумные решения. Поэтому Пил учредил «Колумбиану» – первую в Америке настоящую художественную школу, а еще через 10 лет основал Пенсильванскую академию изящных искусств. Кроме того, как уже было сказано, он создал один из первых американских музеев. Мы рассказали о достижениях Пила, но не упомянули о его веселом нраве, который чувствуется и в этой картине. Это правда. В этой картине художник создает иллюзию реальности, и, что самое примечательное, он добивается этого не только за счет реалистичности изображения своих сыновей и этой замечательной лестницы, но и с помощью оригинального приема: первая и частично вторая ступеньки – это не изображение, а настоящие ступеньки, которые настолько органично вписываются в пространство картины, что поначалу даже не понимаешь, что есть что. Итак, первая ступень и подъём следующей ступеньки на самом деле сделаны из дерева. Они настоящие, а не нарисованные. Да, эта иллюзия необычайно убедительна. Увидев эту работу, не сразу понимаешь, что это картина. Создается ощущение, что сквозь проем в стене перед нами открывается какое-то новое пространство и лестница, манящая подняться вверх. Возникает впечатление, что, поднимаясь по этой лестнице, дети обернулись на чей-то голос, возможно, на голос своего отца, и застыли на мгновение… …словно услышав: «Обождите минутку». Верно, и это создает ощущение сиюминутности, а также реалистичности архитектурного пространства, причем это впечатление усиливается не только благодаря ступенькам, но и за счет рамы картины, которая напоминает характерную для того времени дверную коробку. С этой же целью художник изображает здесь оброненный кем-то билет из музея Пила. Здесь есть характерная американская черта – художник создает произведение искусства для простых людей. Мне нравится, как живописец изобразил в ракурсе колено мальчика, торчащее из-за дверного проема, где на него падает свет. Пил также любил сочетать овальные и округлые формы с прямыми линиями. Например, округлые пятна красок на овальной палитре, круглые пуговицы, круглой формы глаза и округлые узоры обоев на заднем плане гармонично сочетаются здесь со строгими линиями ступеней, а также с линиями камзола юноши. Это подлинная игра линий и форм, создающая иллюзию. Картина выполнена в поистине виртуозной технике, но при этом в ней столько легкости, игривости и непринужденности что она просто манит к себе. В ней чувствуется демократизм. Посмотрите, как убедительно изображены здесь тени, создающие еще большую иллюзию правдоподобия. И это касается не только едва заметной тени от билета, лежащего на второй ступени лестницы. Взгляните на фигуру мальчика, стоящего сверху. Часть его лица покрыта тенью от дверной коробки. Это выглядит очень реалистично благодаря приёму, который в европейском искусстве известен как тромплей. Он используется для создания оптической иллюзии. Один искусствовед назвал эту картину первым образцом самобытной американской живописи, что неудивительно. Художник проявляет здесь большую оригинальность и изобретательность, играя с нашим восприятием реальности и живописного пространства. В результате перед нами удивительная картина – неотъемлемая часть культуры недавно зародившегося государства. Subtitles by the Amara.org community

7 историй о взаимоотношениях художника со знаменитыми современниками

Кто был другом Рафаэлю, а кто - врагом? И что связывало «по жизни» художника с теми, кому он проектировал капеллы, расписывал лоджии и кого изображал на своих картинах и фресках?

Рафаэль Санти. Двойной портрет. Автопортрет с другом (с Джулио Романо?).
1518, 99×83 см

Чтобы пересчитать автопортреты Рафаэля Санти, исключая спорные, хватило бы пальцев одной руки. Но вот что удивительно: на единственном зрелом автопортрете (если позволительно говорить о зрелости для человека, умершего в 37) Рафаэль пишет себя на втором плане, а вперёд выдвигает кого-то другого. Кого-то, кому он дружески кладёт руку на плечо и как бы подталкивает по направлению к зрителю: на него, дескать, смотрите - не на меня!

И по сей день остаются неясными две вещи. Первая - кто этот человек? А вторая - что это за причуда? Что за необъяснимая творческая прихоть заставила Рафаэля, одного из трёх ренессансных титанов, самоумалиться до такой степени, чтобы выпустить в центр, на передний план собственного портрета (а автопортрет ведь всегда - попытка самопознания) другого человека?

Гипотез о том, кто бы это мог быть, выдвигалось немало, и каждая стоит остальных. Приятель Рафаэля и автор скандальных эротических сонетов Пьетро Аретино? Богатый коллекционер-нумизмат Бранконио дель Аквила, камерленг (администратор) папы римского и впоследствии исполнитель завещания Рафаэля? Архитектор Антонио да Сангалло (младший), с которым Рафаэль пересекался в Риме? Его талантливый, но самовольный ученик Джулио Романо? Его учитель фехтования? Кто?..
Версий много - доказательств мало или нет совсем. И картину стали называть обобщенно: «Автопортрет с другом».

Вообще, «Рафаэль и дружба» - это почти такое же бесспорное тождество, как «Рафаэль и гармония». Более благорасположенного к людям художника, чем Рафаэль, история просто не знала. «Говорят, что стоило кому-нибудь из знакомых или даже незнакомых ему живописцев попросить его о каком-либо нужном ему рисунке, как он тотчас же бросал свою работу, чтобы помочь товарищу. А держал он при себе в работе всегда множество людей, помогал им и наставлял их с любовью, которую обычно питают не к художникам, а к родным детям», свидетельствует Вазари.

О некоторых друзьях, заказчиках, покровителях, учениках и даже недругах Рафаэля мы, к счастью, знаем гораздо больше, чем о загадочной фигуре с автопортрета. Артхив подготовил материал об этих людях, с чьими жизнями так плотно переплелась биография художника, что без них могло и не появиться самых значительных шедевров Рафаэля.

Папа Юлий II, в миру Джулиано делла Ровере (1443-1513)

Рафаэль Санти. Портрет Папы Юлия II
1512, 108.7×81 см

Кто он был для Рафаэля? Начальник, работодатель, патрон.

Кем остался в истории? Римским папой, который позиционировал себя преемником Юлия Цезаря, и восстановил репутацию Церкви, сильно пострадавшую при его преемнике из рода Борджиа.

Взаимоотношения с Рафаэлем. Несмотря на то, что на портрете Рафаэля Юлий II выглядит дряхлым, болезненным и смиренным, на самом деле это был один из самых воинственных пап на римском престоле. Время его понтификата запомнилось нескончаемой чередой войн. Рим воевал то с Венецией, то с Францией, и в результате существенно расширил свои границы. В некоторых сражениях Юлий II принимал личное участие, неся впереди себя Святые Дары и вдохновляя на подвиги.

Рафаэля познакомил с папой Юлием II архитектор Ватикана Донато Браманте - как и Рафаэль, он был родом из Урбино и, возможно, даже состоял с Санти в дальнем родстве. Молодой Рафаэль был тогда далеко не самым знаменитым итальянским художником, но ему улыбнулась удача - стать любимым художником папы. Он, что называется, оказался «в нужное время и в нужном месте».

Взойдя на римский престол, Юлий II первым делом пожелал избавиться от всего, что напоминало о прошлом папе Александре VI (Родриго Борджиа), осквернившем Рим распущенностью, коррупцией и даже, поговаривали, кровосмесительной связью с дочерью Лукрецией. Юлий II заявил: «Все портреты Борджиа должны быть покрыты чёрным крепом, все гробницы Борджиа должны быть вскрыты, а их тела отправлены обратно туда, откуда они пришли - в Испанию» . Новый папа решил полностью изменить облик своего дворца, чтобы ничего не напоминало о ненавистном предшественнике. Для этого со всех концов Апеннин были собраны достойнейшие, знаменитейшие художники, которые взялись заново декорировать папские апартаменты.

Однажды с утра папа Юлий II производил смотр работ во дворце, находясь в раздраженном расположении духа. Он без удовольствия рассматривал всё, что уже успели нанести на стены приглашённые мастера. И вдруг остановился перед люнетом, в который Рафаэль вписал «Афинскую школу». Поражённый папа долго разглядывал её, а потом распорядился сбить другие фрески со стен и уволить всех остальных художников. «А ты, мой мальчик, работай, - обратился он к Рафаэлю. - Вижу, только ты один понимаешь, что делаешь» .

С тех пор Юлий II называл Рафаэля исключительно «наш любезный сын». Художник не только расписал для Юлия II ватиканские станцы (ит. stanza - комната), но и когда воинственный папа своим указом учредил Швейцарскую гвардию (вот уже более пяти столетий именно она отвечает за безопасность Ватикана и лично папы), Рафаэль, согласно легенде, разработал для солдат форму.

Папа Лев Х, в миру Джованни Медичи (1475 – 1521)

Рафаэль Санти. Портрет папы Льва Х с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси.
1518, 155.2×118.9 см

Кто он был для Рафаэля? Новый шеф.

Кем остался в истории? Папой, который за увеселениями и развлечениями «проморгал» появление в Европе протестантизма.

Взаимоотношения с Рафаэлем. В 1513-м году папа Юлий II умер, и его сменил Лев Х. Новый начальник нередко проводит кадровые рокировки и расставляет на ключевые позиции собственных людей, так было всегда, но 30-летнего Рафаэля эта опасность миновала: он, как и прежде, остался первым художником Ватикана. Всё-таки новый папа был сыном знаменитого мецената, Лоренцо Медичи Великолепного - он понимал цену Рафаэлю.

Говорят, как только Джованни был избран папой, он сказал брату Джулиано Медичи: «А вот теперь мы повеселимся на славу!» На смену эпохе Юлия II с её пафосом собирания итальянских земель под эгидой Рима опять наступила эра расточительства и праздности. Рафаэлю в этой связи работы только прибавилось. То он проектировал для нового папы охотничий домик, то днём и ночью был занят росписями грандиозных Ватиканских лоджий, потом папа Лев Х придумал украсить дворцы Ватикана златоткаными шпалерами - и Рафаэль принялся за эскизы шпалер. Если папа задумывал феерические представления, декорации поручались Рафаэлю. В 1514-м году португальский король прислал в подарок папе слона. Гиганта назвали Анноне. Лев Х слона обожал и велел выстроить ему вольер прямо под окнами своей опочивальни. Когда бедняга, не вынеся нервной обстановки вечного карнавала, околел, папа потребовал от Рафаэля написать любимого покойного слона на одной из внешних стен.

Кардиналы опять, как при Борджиа, соревновались в роскоши. От богатств, стекавшихся в ватиканскую казну при папе Юлии II, скоро остались одни воспоминания. Образ жизни хозяев Ватикана при папе Льве Х стал таким, что однажды, когда двое визитёров мастерской Рафаэля заметили, что у святых на его картине слишком красные лица, художник ответил: «Они краснеют, глядя на вас - римских кардиналов». Правда, и Рафаэлю грех было жаловаться: при папе Льве Х он стал очень богат, построил себе дворец по собственному проекту. Вазари пишет, что Рафаэль стал жить «не как художник, а по-княжески».

Когда Рафаэль умер, Лев Х оплакивал его почти как сына.

Микеланджело Буонаротти (1475-1564)

Микеланджело Буонарроти. Автопортрет

Кто он был для Рафаэля? Соперник.

Кем остался в истории? Величайшим художником и скульптором эпохи Возрождения и, отчасти, барокко (благодаря долгой жизни Микеланджело, прожившего 89 лет).

Взаимоотношения с Рафаэлем. Рафаэль впервые услыхал о Микеланджело и Леонардо да Винчи в Сиене, куда приехал поработать как ученик Перуджино. Рафаэлю было меньше 20-ти. Леонардо был старше его на 31 год, а Микеланджело - на 8, оба жили во Флоренции и уже тогда были легендами. Наслушавшись разговоров об их непревзойдённой «новой манере», Рафаэль помчался во Флоренцию. Там он впервые встретился с Микеланджело, чуть позднее оба гения оказались в Риме. Но ни симпатии, ни тем более дружеского притяжения между ними не возникло.

Отношения Рафаэля и Микеланджело всегда оставались натянутыми. Была ли это ревность? Соперничество? Зависть? Семён Брилиант, написавший биографии обоих, рассуждает: «Они никогда не могли сойтись дружески. Молодой, счастливый избытком юношеской силы, прекрасно принятый при папском дворе Рафаэль не мог завидовать больному, надломленному и удрученному гневной скорбью Микеланджело… С другой стороны, Микеланджело, хотя и не любил Рафаэля, отчасти инстинктивно, опасаясь умаления собственной славы, отчасти как больной, вообще с неудовольствием видящий силу и здоровье, был слишком благороден, чтобы вредить Рафаэлю и чернить его» .

Микеланджело по складу личности был бунтарь и одиночка, а Рафаэля вечно сопровождала восторженная толпа последователей и поклонников. Они старались избегать друг друга, но это было непросто: «коворкингом, офисом, опенспейсом» обоих был Ватикан. Встретив однажды в его высоких галереях Рафаэля в окружении учеников, Микеланджело едко заметил: «Вечно вы ходите со свитой, как генерал» . Рафаэль парировал: «А вы всегда один - как палач» .

Вскоре неуживчивый Микеланджело рассорится с папой Юлием II, заморозившим финансирование Сикстинской капеллы из-за очередной военной авантюры, и сбежит из Рима. А капеллу с почти законченными росписями потребует запереть до его возвращения, чтобы его фрески не увидел и не использовал в работе Рафаэль.

Вернувшись в 1511-м году в Ватикан, Микеланджело узнает, что на переднем плане своей «Афинской школы» Рафаэль изобразил его в образе Гераклита Эфесского - и среди остальных пяти десятков персонажей грандиозной фрески только Микеланджело-Гераклит совершенно, прямо-таки тотально одинок. Но на правду - что ж обижаться? Обида была в другом. По резко возросшему мастерству соперника Микеланджело догадался: Браманте «по блату» всё-таки открывал для него Сикстинскую капеллу…

Агостино Киджи (1465-1520)

Рафаэль Санти. Триумф Галатеи. Фрагмент: похищение
1510-е

Кто он был для Рафаэля? Самый богатый клиент.

Кем остался в истории? Банкиром, кредитовавшим Чезаре Борджиа, семейство Медичи и римских пап; в историю искусства сиенского предпринимателя Агостино Киджи привела «элитная недвижимость» - расписанная для него Рафаэлем Вилла Фарнезина.

Взаимоотношения с Рафаэлем. Портрета Агостино Киджи Рафаэль, к сожалению, не оставил, поэтому как выглядел «пакетный акционер» Ватикана, мы не знаем. Но существует предположение, что в знаменитой фреске «Триумф Галатеи» для Виллы Фарнезина Рафаэль изобразил Киджи в образе брутального Тритона (мужчины-рыбы), а его обнажённую пленницу-нимфу написал с любовницы Киджи - известной на весь Рим куртизанки Империи.

По воспоминаниям современников, Рафаэль и Агостино Киджи дружили, что неудивительно: Рафаэль был не только человеком дружелюбно-притягательным, но и чрезвычайно светским.

Но дружба дружбой, а деньги - врозь. Однажды Рафаэль выполнил за 500 монет несколько фресок для Киджи, и, закончив, неожиданно потребовал от заказчика удвоить оплату. Управляющий Агостино Киджи по имени Джулио Боргези поначалу отказался: что за безумный каприз? Рафаэль не уступал. «Призовите экспертов - и вы увидите, насколько умеренны мои требования!» - аргументировал он.

Тогда прожжённый Боргези, знавший об антипатии к Рафаэлю Микеланджело, пригласил быть экспертом его. Буонаротти пришёл, не спеша и молча осмотрел фрески соперника и перевёл мрачный взгляд на Боргези. Указав пальцем на голову сивиллы, он заявил: «Одна только эта голова стоит сто монет, а остальные не хуже» . Он недолюбливал Рафаэля, но не мог позволить себе необъективности. Узнав об оценке Микеланджело, Агостино Киджи велел управляющему немедленно уплатить Рафаэлю требуемую сумму.

Вазари сообщает одну очень деликатную деталь о взаимоотношениях богатея и художника: «Когда Агостино Киджи, его дорогой друг, заказал ему роспись передней лоджии в своем дворце, Рафаэль, влюбленный в одну из своих женщин, не был в состоянии работать с должным усердием» .

Любовное томление (предположительно, страсть к юной Форнарине, дочери булочника) так вымотало Рафаэля, что он наотрез отказался работать дальше. Киджи взывал к его разуму и совести, напоминал, что он уже заплатил наперёд, но ничего не помогало: амурный дурман парализовал волю художника. «И доведённый до отчаяния Агостино, - рассказывает Вазари, - через посредство других, собственными усилиями и всякими другими способами с большим трудом добился того, чтобы женщина эта постоянно находилась при Рафаэле, там, где он работал, и только благодаря этому работа была доведена до конца» .

Бальдассаре Кастильоне (1478-1529)

Рафаэль Санти. Портрет графа Бальдассаре Кастильоне
1515, 82×67 см

Кто он был для Рафаэля? Конфидент, близкий друг.

Кем остался в истории? Талантливым дипломатом и писателем, создавшим один из главных литературных портретов эпохи - трактат «Придворный».

Взаимоотношения с Рафаэлем. Задолго до того, как оба - и Бальдассаре, и Рафаэль - связали свою судьбу с Римом (где Кастильоне выполнял дипломатические поручения), оба они принадлежали к одному светскому кругу, к одной «тусовке» - урбинской.

При дворе герцога Урбино Гвидобальдо Монтефельтро и его жены Элизабетты Гонзага в конце XV века сложилось рафинированнейшее общество. По мотивам остроумных бесед, которые там велись, и под впечатлением самого урбинского изысканного образа жизни Бальдассаре Кастильоне сочинил знаменитый трактат «Придворный» - собирательный портрет идеального ренессансного человека. «В придворном всё должно быть прекрасно» , убеждал Кастильоне. Ум, красота, грация, если они не даны от природы, могут быть воспитаны упражнениями: плаванием, танцами, верховой ездой. Идеальный придворный - одновременно воин и рыцарь, он должен быть сведущ в литературе и истории, разбираться в музыке и искусстве и - едва ли не главное - в обществе он должен вести себя так, словно всё даётся ему исключительно легко. Некоторые убеждены, что, создавая «Придворного», Бальдассаре держал в уме Рафаэля - светского, благородного, грациозного, что и говорить, идеального.

О доверительности отношений между Рафаэлем и Бальдассаре говорит откровенный тон их переписки. «Для того чтобы нарисовать одну красивую девушку , - сообщал Рафаэль в письме к Кастильоне, - я должен увидеть много красавиц. Однако если бы ты был рядом, проблема выбора самой красивой из них не стояла бы так остро: ты помог бы мне. А так, поскольку рядом со мной нет истинных ценителей (как нет и истинно красивых женщин), - я должен придумывать красавиц сам» .

Портрет Бальдассаре, написанный Рафаэлем и теперь хранящийся в Лувре, считается вершиной портретного творчества Рафаэля. А рафаэлевский портрет Элизабетты Гонзага Бальдассаре Кастильоне захватил с собой в Англию, куда надолго уезжал с дипломатической миссией. Он был платонически влюблён в утончённую и глубоко несчастную в браке герцогиню (об этом можно подробнее прочитать здесь) и спрятал портрет возлюбленной под зеркалом, чтобы смотрясь в него, мысленно соединять себя с ней.

Джулио Романо (1492-1556)

Джулио Романо. Автопортрет
1540, 55×41 см

Кто он был для Рафаэля? Непутёвый ученик.

Кем остался в истории? Художником, сформировавшимся в краткую эпоху Высокого Ренессанса и резко свернувшим в кризисное искусство маньеризма.

Взаимоотношения с Рафаэлем. Многочисленные ученики Рафаэля просто обожали, среди них было немало «крепких специалистов», но учителя не превзошёл никто. Самым, пожалуй, известным из учеников Рафаэля стал Джулио Питти по прозвищу Романо, что означало «римлянин».

Рафаэль доверял Джулио самые серьёзные капитальные работы в Ватикане. Романо помогал ему в оформлении ватиканских станц Элиодора и дель-Инчендио, некоторые фрески на Вилле Фарнезина, принадлежавшей банкиру Агостино Киджи, тоже были созданы им. Даже написать погибшего слона Льва Х (та еще задачка!) Рафаэль с облегчением поручил безотказному ученику. Когда Рафаэль внезапно умрёт, завершать его неоконченные работы тоже доверят Джулио Романо. Он, например, дописал последнюю картину Рафаэля «Преображение», за что получал впоследствии упрёки: чрезмерная аффектированная жестикуляция слепого мальчика, написанного Романо, нарушала спокойную гармонию Рафаэля (вот фрагмент, как предполагают, дописанный Романо).

Но потом в ученика «божественного» Рафаэля словно вселился бес.

«Началось же все с того, - поясняет поэт и философ Константин Кедров, - что лучший ученик Рафаэля Джулио Романо поссорился с папой Климентом VII и в отместку за неуплату взял да и расписал порнографическими фресками зал Константина в Ватиканском соборе. Представляете, что было бы, если бы нечто подобное изобразил какой-нибудь глазунов в мраморном зале храма Христа Спасителя!»

Фрески быстро закрасили, но другой ученик Рафаэля - Маркантонио Раймонди - успел срисовать их и растиражировать в виде гравюр, а поэт и друг Рафаэля Пьетро Аретино сопроводил каждую из любовных поз соответствующим сонетом (вы наверняка слышали о «Позах Аретино«). Власти не оставили оскорбление общественной нравственности безнаказанным: Марантонио был заключён в тюрьму, а Романо бежал из Рима в Мантую и вынужден был долго скрываться.

Но всё же, несмотря на его «дела, омерзительные во всех отношениях» (как с видом святоши выражается Вазари), человеком Джулио Романо был талантливым. В Пушкинском музее в Москве есть женский портрет Романо, где, как предполагают, изображена легендарная возлюбленная Рафаэля Форнарина, не отличавшаяся строгой нравственностью. Подражал ли Романо только искусству Рафаэля или же попытался «пойти по стопам учителя» и в делах сердечных - история умалчивает.

Рафаэль Санти. Форнарина

Джулио Романо. Дама за туалетом (Форнарина?)

Пьетро Бембо (1470-1547)

Рафаэль Санти. Портрет Пьетро Бембо (Портрет кардинала Пьетро Бембо в юности)
1506, 54×39 см

Кто он был для Рафаэля? «Двойник».

Кем остался в истории? Одним из лучших литераторов своего времени, автором «Азоланских бесед». В зрелости сделался кардиналом.

Взаимоотношения с Рафаэлем. Довольно долго, и этот факт фиксируют старые каталоги, портрет Пьетро Бембо считали автопортретом Рафаэля. И ведь действительно - так много общего со знаменитым ранним автопортретом: поза, спокойно-изучающий взгляд, берет, каштановые волосы до плеч, длинная изящная шея, несколько женственный тип красоты.

А в биографиях художника Рафаэля Санти и поэта Пьетро Бембо количество параллелей просто обескураживает. Оба были щедро одарены природой грацией, красотой, обаятельной обходительностью, талантами. Оба являлись не только знатными людьми, но и «наследственными интеллигентами»: отец Рафаэля Джованнни Санти был художником и устроителем придворных праздников в Урбино, отец Пьетро Бернардо Бембо - энтузиастом итальянской литературы и инициатором установки памятника Данте в Равенне. Оба в 1500-х годах оказались в Урбино, в высококультурной атмосфере двора Монтефельтро, а в 1510-х попали в Рим и почти одновременно получили от папы Юлия II высокие должности: Рафаэль - титул писаря папских указов, а Пьетро - составителя папских булл (проще говоря, секретаря). Оба совершенствовали образование во Флоренции. Оба писали стихи. Оба воспевали - каждый своими средствами - возвышенную, в духе неоплатонизма, любовь. Оба примеривали кардинальские шляпу и мантию: о Рафаэле накануне его смерти ходили настойчивые слухи, что его вот-вот сделают кардиналом, а поэт Бембо кардиналом в 1539-м году всё-таки стал.

Широко известен факт, что эпитафию Рафаэлю, украсившую его надгробие в Пантеоне, сочинил Пьетро Бембо: «Здесь покоится тот самый Рафаэль, при жизни которого мать-природа, прародительница всего сущего, опасалась быть превзойдённой, а после его смерти едва не умерла от печали» .

Но от чего умер Рафаэль? Вазари говорит - от любви: «И вот однажды после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно, случилось так, что Рафаэль вернулся домой в сильнейшем жару, и врачи решили, что он простудился, а так как он в своем распутстве не признавался, ему по неосторожности отворили кровь, что его ослабило до полной потери сил, в то время как он как раз нуждался в их подкреплении. Тогда он составил завещание и первым делом, как христианин, отпустил из дому свою возлюбленную, обеспечив ей приличное существование, а затем разделил свои вещи между двумя учениками» .

Еще за 15 лет до смерти Рафаэля, в 1505-м году, в знаменитых «Азоланских беседах» Пьетро Бембо, сам не ведая того, сделает мрачное предсказание, вынеся чувству, которое убьёт Рафаэля, свой литературный вердикт: «Итак, донны, наиболее несомненным является то, что из всех возмущений души нет ни одного столь досадливого, столь тяжелого, столь настойчивого и неистового, такого, которое бы так волновало и кружило, как-то, которое мы называем любовью: писатели иногда называют его огнем, ибо, подобно тому, как огонь пожирает вещи, в которые он входит, так и нас пожирает и разрушает любовь…»

Жан Огюст Доминик Энгр. Рафаэль и Форнарина

Эпилог. Мы так и не знаем достоверно, кого Рафаэль поставил на первое место в автопортрете с другом. Но тут важно не имя, а принцип. Автопортрет - всегда попытка самопознания. Это то, что художник думает о себе. 35-летний Рафаэль за 2 года до смерти оставил живописное высказывание - очень личное и откровенное. Разместив себя на периферии автопортрета, он будто бы говорит: вот я, Рафаэль Санти, человек, для которого дружба и любовь (то есть способность поставить другого впереди себя) были превыше всего.


Поиски уравновешенной композиции были чуть ли не главной задачей в мастерской Перуджино. П. Перуджино. Поклонение пастухов,




Сама композиция строилась по простым геометрическим схемам. Они должны были помогать зрителю понимать картину. П. Перуджино. Пьета,


Треугольная композиция – устойчивость, уверенность. П. Перуджино. Христос передает Петру ключи от Царствия небесного, фреска Сикстинской капеллы,






П. Перуджино. Обручение Марии, ок Рафаэль Санти. Обручение Марии, 1504




Основу живописного изображения Рафаэля всегда составляет рисунок. У него подмалевок – это конструктивная основа будущего полотна. Рафаэль Санти. Фрагмент картона к «Святому семейству с жемчужиной»,


Первенство рисунка позволяло добиваться четкости и гармоничности в линиях картины. Рафаэль Санти. Портрет молодой женщины с единорогом,


Особенно ревностно следит художник за равновесием масс на картине. Рафаэль Санти. Сон рыцаря,


Вслед за своими учителями художник воспринимал тондо как самый уравновешенный и гармоничный формат. Рафаэль Санти. Святое семейство под пальмой, 1506 Рафаэль Санти. Мадонна Террануова,




Иногда художник динамизирует композицию с помощью света, предвосхищая находки барокко. Рафаэль Санти. Освобождение Петра, Станца Элиодоро,




Рафаэль Санти. Станца ДЭлидоро,


Рафаэль Санти. Станца дель Инчендио ди Борго,








Портреты Рафаэля интересны столкновением внутреннего мира персонажей с их внешним видом. Рафаэль Санти. Портрет кардинала,


Писатель и политический деятель Бальдассаде Кастильоне дал описание «универсального человека» Возрождения. Рафаэль Санти. Портрет Бальдассаре Кастильоне,


Над своим крупнейшим произведением, «Сикстинской мадонной», Рафаэль работал по заказу монастыря св. Сикста в Пьяченце в годах. Рафаэль Санти. Этюд к картине «Сикстинская мадонна»,





Как и на иконе необычайно точно полотно решено в цветовом отношении. Зеленый цвет занавеса словно отмечает границу миров – небесного и земного. Духовное богатство св. Сикста отражено в золотом одеянии. Белоснежные лица-облака – символ чистоты. Красный – цвет жертвенной крови Христа. Синий плащ Богоматери отражает ее связь с небом.