Расизм наоборот. У белых фермеров в Южной Африке отбирают землю. Черный расизм поставил юар на грань гражданской войны

В Ставропольский край в начале июля прибыла семья белых фермеров из Южно-Африканской Республики, чтобы изучить потенциал региона и, возможно, переехать сюда окончательно. Закон о конфискации земель заставляет южноафриканских землевладельцев европейского происхождения покидать страну. О том, что происходит у них на родине и как они могут устроиться в России, - в материале РИА Новости.

В теплые края

Южноафриканцам по душе плодородные земли и теплый климат Ставрополья. Глава семейства Ян Слебус отметил, что фермеры присматриваются также к Ростовской области, Крыму, Краснодарскому краю. Мотивы у всех общие - притеснения со стороны чернокожего населения.

"Земли белых фермеров подвергаются ежедневным нападениям бандитов. Из различных регионов страны постоянно приходят сообщения об убийствах буров", - рассказал Ян Слебус на встрече с представителями местных властей.

Помощник уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае Владимир Полубояренко отметил , что возможность переезда в течение ближайших месяцев рассматривают от 30 до 50 семей, а общее число заинтересованных - 15 тысяч человек. "Те, кто пока еще не собирается переезжать, готовы вкладывать капитал в экономику Ставропольского края", - пояснил он.

Если к России белые фермеры ЮАР пока только присматриваются, то в Австралию, Новую Зеландию, Канаду, США и Великобританию активно переезжают. Так, за последние пять лет республику покинули 82 тысячи белых южноафриканцев. Все они не уверены в своей безопасности - особенно после одобрения парламентом закона о принудительном отъеме земель буров.

Президент ЮАР Сирил Рамопоса уверял , что земельная реформа не представляет для них угрозы. Но ему поверили не все.

Споры о земле

Суть проблемы в том, что и белое, и черное население считает себя законными владельцами земли. При этом фермеры европейского происхождения полагают, что имеют на нее больше прав, - именно их предки, прибывшие более трехсот лет назад из Португалии, Голландии и Франции, занялись ее возделыванием. Потомки переселенцев - коренные жители ЮАР, африканеры. Особенно трепетно к земле относятся фермеры. Они называют себя бурами и считают, что, если бы не их европейские предки, тут до сих пор была бы целина.

"Сказать бурам, что ЮАР не их родина, - сильное оскорбление. Они слишком долго и кропотливо обучались фермерству на землях, практически непригодных для этого. Чтобы белый фермер куда-либо переехал? Для этого должны возникнуть особые обстоятельства", - рассказывает РИА Новости Анна, жена одного из местных фермеров.

Белое население в Африке всегда существовало обособленно. А в 1948 году находящаяся у власти Национальная партия ЮАР объявила политику апартеида. Право собственности на землю было только у фермеров европейского происхождения. В 1994 году это отменили, а вскоре началось перераспределение земель. Африканерам полагалась компенсация. С тех пор белые фермеры передали чернокожим десять процентов земли, но планировалось в три раза больше.

Национализм наоборот

Такая медлительность вызвала недовольство чернокожего населения. В 2008-м парламент предложил кардинально изменить подход к делу. Однако дебаты вокруг разработки и принятия закона велись не очень активно, поскольку власти понимали: отъем земли спровоцирует массовый отъезд белого населения, что негативно скажется на экономике. Подобное уже произошло в Зимбабве, и повторять чужие ошибки не хотелось.

Документ об экспроприации земли парламент одобрил только в мае 2016-го. Оговаривалось, что участки белых фермеров конфискуются в пользу государства, но бывшие собственники получат компенсацию. После прихода к власти в феврале этого года президента Сирила Рамафосы риторика ужесточилась. Парламент решил отменить компенсацию, что вызвало возмущение буров.

"Национальная неприязнь между африканерами и чернокожим населением ЮАР сохранялась и после апартеида. Но сегодня дискриминируемое меньшинство - это белые", - говорит РИА Новости сотрудник одной из африканских гуманитарных организаций Юджин Н.

С дискриминацией по расовому признаку сталкиваются не столько буры, сколько белое население крупных городов. "Белым часто отказывают в работе только потому, что они белые. На государственные должности африканерам не попасть. Вот они и покидают страну. Причем, помимо традиционных Австралии и Новой Зеландии, растет интерес к переезду в Россию, Грузию и другие страны с теплым климатом", - отмечает Юджин Н.

Ситуацию усугубляет высокий уровень преступности именно в отношении белого населения. Так, по данным южноафриканской организации по защите прав фермеров AgriSA, за последние два года убили 47 белых фермеров. "Власти ЮАР говорят о снижении преступности. И в этом есть доля истины. Ведь в нулевые в стране ежегодно убивали до ста белых", - поясняет РИА Новости сотрудница одной из международных организаций в ЮАР, попросив указать только ее имя - Мишель.

Политики ищут выгоду

Нежелание называть полные имена и должности собеседники РИА Новости в ЮАР объясняют опасениями за личную безопасность. Все они сходятся во мнении, что закон об отъеме земель вряд ли примут в ближайшее время. "Споры вокруг этого закона выгодны всем. Партии, представляющие интересы чернокожих, стремятся привлечь новых сторонников. Партии белого меньшинства тоже умело выторговывают себе уступки", - подчеркивает Юджин Н.

"Ситуация в ЮАР хорошо описана в романе южноафриканского писателя Джона Кутзее "Бесчестье". Кажется, что белое и черное население живет, общается, ненавидит друг друга в каком-то потерянном времени. Но, увы, это происходит сегодня", - резюмирует Мишель. И цитирует одного из героев книги Кутзее: "Люди не делятся на главных и второстепенных. Как важно это сегодня понять ЮАР!"

Историю о том, как бывшая «житница черной Африки» - Южная Родезия, победив расизм и отобрав у белых земли, превратилась в Зимбаве - мирового чемпиона по инфляции, знают многие. Теперь путем изъятия земель у белых решили пойти и в ЮАР - члене БРИКС и партнере России. С учетом того, что радикализм вновь популярен и у белых, и у черных, эта история тоже закончится плохо.103Скандальный законопроект, позволяющий правительству провести экспроприацию земли у белых фермеров в пользу чернокожих, парламент ЮАР одобрил еще на прошлой неделе. Речь идет о «принудительном выкупе», и в Претории полагают, что это «самое важное решение со времен падения апартеида», которое должно «покончить с исторической несправедливостью». Президент Джейкоб Зума и руководство правящего Африканского национального конгресса (АНК) специально оговариваются, что процесс «не должен привести к кровопролитию», как это случилось в соседней Зимбабве. Но вряд ли удастся: обстановка в ЮАР накалялась весь последний год, столкновения между белой и чернокожей молодежью уже стали ежедневным новостным фоном, а в правительстве и АНК не прекращаются внутренние распри.

Платить и каяться

«Именно тогда были изобретены концентрационные лагеря, стали нормальной практикой массовые расстрелы, тотальное уничтожение собственности и разрушение гражданской инфраструктуры»

Пора проговорить это четко и внятно: по всей стране идет террор против белого населения, особенно заметный, кстати, в сельской местности, поскольку в крупных городах белые отгородились от враждебного мира вокруг кварталами, обнесенными двухметровыми стенами с колючей проволокой. Один за другим идут судебные процессы против членов подпольных или полуподпольных организаций «белого сопротивления». И столь взрывоопасный закон, взламывающий всю социальную и экономическую структуру страны, может стать последней каплей, а дальше может случиться страшное.Возможность экспроприации земель у белых предусмотрена новой конституцией страны, но прежде процедуры для этого не существовало. «Мы подтверждаем, что земля будет возвращена нашему народу», - предупреждал Зума, выступая на празднике по случаю очередной годовщины АНК. Всего за месяц до этого президент счастливо избежал импичмента: Конституционный суд ЮАР обвинил Зуму в «непочтении к конституции», но парламент проголосовал против его отстранения от власти. В частности, Зуме ставили в вину расход баснословных бюджетных сумм на реконструкцию «крааля Нкадла» - его родовой деревни в провинции Квазулу-Наталь, которую президент превратил в личную фешенебельную резиденцию. Избавившись от угрозы импичмента, Зума принялся зачищать потенциальных противников внутри АНК, отстранив от должности, например, премьер-министра той самой провинции Квазулу-Наталь Сензо Мчуну, который, видимо, слишком много знает (формально это отстранение было оформлено как решение ЦК АНК, но озвучивал его лично президент).

На этом фоне уже полгода в республике не стихают студенческие беспорядки. Особенно сильно ситуация накалилась в феврале, когда чернокожие студенты подожгли здание Северо-Западного университета в Мафикенге, требуя прекратить преподавание на языке африкаанс. В Мафикенге преподавание многоязычное, но английский все знают на троечку, потому преподавание предполагалось перевести на тсвана и зулу - да, на этих языках весьма проблематично преподавать, например, физику и английскую литературу, зато это сразу отсекало бы от образования белых студентов-буров. Заодно «восставшие за справедливость» уничтожили известную галерею произведений искусства и памятников «времен апартеида», расположенную в том же кампусе.
Подобное теперь в моде: то тут, то там чернокожие студенты портят и ломают памятники историческим личностям - основателям или бывшим кураторам университетов, начиная с огромной статуи Сесиля Родса в Университете Кейптауна. В Университете Стелленбоша несколько дней обливали красной краской статую Йаапа Марэ - многолетнего спонсора университета и знаменитого политика, начинавшего простым ополченцем во время англо-бурской войны, а под конец жизни потребовавшего от тогдашнего премьер-министра Великобритании Тони Блэра извиниться за зверства того времени. А пока чернокожие студентки лили краску, девушка из буров столь же методично эту краску отмывала. Закончилось все побоищем в кампусе, а белую девушку буквально затравили активисты «борьбы за гражданские права».Дальше - больше. Из вузов начали изгонять профессоров, читавших лекции на африкаанс, хорошим тоном стали драки со студентами-бурами. Кульминация настала во время регбийного матча (доминирующий вид спорта в ЮАР) на поле Университета Свободного Оранжевого Государства в Блумфонтейне, когда драка между черными и белыми полностью вышла из-под контроля. Правительству пришлось временно закрыть три крупных университета от греха подальше.

В такой вот обстановке президент Зума и продавил через подконтрольный АНК парламент закон о конфискации «белой» земли. Строго говоря, это не совсем закон, а поправка к уже имеющемуся «Закону о реституции прав на землю», который был принят еще в 90-х и ограничивал подачу заявок 1998 годом. На 18 лет тема пропала, но принятая поправка продлевает срок до лета 2019 года. То есть некий формальный наследник земли должен прийти в суд и аргументированно доказать, что его предки владели некой землей, а потом пришли злые белые люди и землю присвоили. При этом заявитель может отказаться от права владения землей и удовлетвориться денежной компенсацией, которую ему будут обязаны выплатить белые фермеры.

До 1998 года было подано около 80 тысяч заявок, и подавляющее большинство просило именно деньги, а не землю. Сейчас ожидается примерно в пять раз больше, а самую большую бомбу под страну собирается подложить экстравагантный король зулу Гудвилл Звелитини. Его заявка включает не только историческую провинцию Квазулу-Наталь, но и выходит за ее пределы - в Восточный Кейп, Кару, Cвободную Оранжевую Республику и Мпумалангу (Нелспрейт). Король готов проявить великодушие и не выгонять фермеров с их земель - если, конечно, ему заплатят. «Там, где реституция невозможна, надо искать альтернативу в форме финансовых компенсаций», - сказал его адвокат Джером Нгвенья.

Великое перемалывание

Южная Африка - страна с тяжелым климатом и солеными почвами, для использования в сельском хозяйстве пригодно не более 15% земли. Но эти 15% использовались с умом. Африка склонна к эрозии почвы, и африканеры довели охрану почвы до совершенства, как и сами методы ведения хозяйства. В результате ЮАР не только полностью обеспечивает свои продовольственные потребности при быстро растущем за счет притока мигрантов населении, но и экспортирует 140 видов фруктов в Европу, Китай и Америку. Держится все это на традиционных семейных фермах буров, размеры которых порой действительно впечатляют - так уж сложилось исторически. Сама история их образования такова, что «земельная реституция» имени Зумы может окончательно подорвать основы и без того проблемного государства и развязать открытую гражданскую войну.У людей за пределами ЮАР и Зимбабве, мягко говоря, искаженное представление об истории местных земельных, территориальных и межрасовых отношений. В том числе у россиян, дееспособная часть которых выросла на советских пропагандистских штампах про апартеид, расизм и национально-освободительное движение. Описание истории далекой и мало кому интересной страны сводилось к следующему: злые европейцы, исходя из корыстно-капиталистических соображений, высадились на южной оконечности Африки, силой оружия подчинили себе мирные чернокожие народы и отобрали землю, на которой мирные народы издревле жили и плодами которой пользовались.

Это не совсем так. Там, куда высадились первые переселенцы (это были в основном голландцы и французы-гугеноты, составившие впоследствии нацию африканеров, то есть нынешние Капские провинции и Кару), вообще никто не жил. Продвижение вглубь континента происходило одновременно с колонизацией Северной Америки, но в куда более трудных условиях саванны и полупустыни. Буры уходили организованно (это называлось «трек»), на знаменитых крытых повозках, запряженных волами, а главное - не совсем добровольно, ибо их выдавливали англичане, получившие контроль над южным берегом континента после наполеоновских войн. А в пустыне и буше жили готтентоты (они же хой-хой и бушмены) - кочевые племена капоидной расы, до сих пор не имеющие представления о частной собственности. И не было у них никакой земли, которую можно было бы цинично отобрать и присвоить.

Африканеры отличались исключительным протестантским трудолюбием и никакого другого занятия, кроме сельского хозяйства, не знали вплоть до Второй мировой войны. Они не были при этом пушистыми, но определенно были белыми - такими же, как англичане. Но английская экспансия вынуждала их перебираться все глубже в континент, а закончилось все это «Великим треком» - массовым исходом буров на своих треклятых тележках подальше от английского колониального правления, на плоскогорье Вельд, где они впервые и столкнулись с бантуязычным народом зулу, который двигался им навстречу. Зулу в тот период переживали что-то вроде этнического расцвета, который в истории принято называть очень точным словом «мфекане» - «перемалывание». Гонимые засухой, они двигались на запад и север от своего исторического ареала, уничтожая попадавшиеся им по дороге кланы, включая и родственные. Захватывая деревню, зулусы убивали всех мужчин и мальчиков, но многие знали об их приближении заранее и уходили. Получился «эффект домино»: территория современных Квазулу-Наталь, Гаутенга, Лимпопо, Зимбабве была захвачена безжалостными зулу. А выжившие или забились в непроходимые тогда горы (Лесото), или убежали на север и вконец одичали в незнакомом климате. До сих пор никто не посчитал, сколько соседей уничтожили в ходе мфекане зулусы, но счет идет на сотни тысяч, некоторые говорят о двух миллионах. И это - не зная огнестрельного оружия. Очевидцы (в основном христианские миссионеры) свидетельствовали о тысячах вымирающих от голода мелких кланах, бежавших от зулусов аж до Великих озер. Там, в джунглях и тропическом климате, бывшие жители буша и вельда массово гибли от простуды и малярии.

«До сих пор никто не посчитал, сколько соседей уничтожили в ходе мфекане зулусы, но счет идет на сотни тысяч, некоторые говорят о двух миллионах»Зулу на земле никогда не работали, это считалось позорным занятием, достойным только рабов. Все мужчины зулу были обучены только войне, а само племя при вождях Чаке, Дингисвайо и Мзиликази представляло собой один большой военный лагерь. И вот на него налетают буры со своими повозками, буйволами, винтовками, бородами и Библией. Первое, что сделали зулусы, - убили и съели африканерских парламентеров. Началась череда пограничных стычек, по результатам которых образовалась более-менее понятная граница между империей зулу и двумя бурскими республиками - Трансваалем и Оранжевой Свободной Республикой.Таким образом, никаких претензий вида «захвата земли у бедных негров» к бурам быть не может. Африканеры почти триста лет поколение за поколением распахивали почти непригодные для сельского хозяйства буш и вельд, сажали виноград и фрукты, а там, где была хоть какая-то вода, собирали стада буйволов и страусов. Потом их догоняли англичане, все накопленное приходилось бросать - и уходить в неизвестность. Конечно, расизма никто не отменял, тогда он был нормой жизни для всех европейцев, но для многих местных племен лучше было работать на ферме у бура, чем попасть под топор зулуса.

Этот короткий период мира закончился, когда англичане нашли алмазы. После этого их было не остановить. В 1879-м они вторглись в империю зулу и уничтожили ее за полгода. Власть королевы Виктории распространилась за всю Южную Африку, кроме бурских республик, но и они были покорены в ходе двух англо-бурских войн, в которых англичане продемонстрировали редкостную жестокость. Именно тогда были изобретены концентрационные лагеря, стали нормальной практикой массовые расстрелы, тотальное уничтожение собственности и разрушение гражданской инфраструктуры. Буры в ответ применили тактику партизанской войны, но силы были не равны.

«Мутата объяснил банкиру, что «наша земля - только для черных, она наша навсегда». О дальнейшей судьбе банкира ничего не известно. А человек просто овощеводство хотел поправить»Правда, в некоторых регионах англичане пытались договориться с племенными вождями зулусов на частной основе. Так, Сесиль Родс официально выкупил у Лобенгулы - вождя ндебеле (отколовшееся от зулусов племя, проживающее на территории современных Зимбабве и Замбии) - право на освоение его земли. Равноценность сделки можно оспаривать с высоких моральных позиций, но то, что она была законна для обеих договаривавшихся сторон, не подлежит сомнению. А в 1884 году вождь Динузулу, столкнувшись с заговором, призвал соседей, буров из Трансвааля, справиться с мятежниками, пообещав за эту помощь примерно 10 400 квадратных километров земли, то есть примерно треть всего Зулуленда. И после победы бурских наемников над «оппозицией», как ни странно, выполнил свое обещание, передав территорию Трансваалю. И возникает вопрос, как эту сделку собирается оспаривать в судебном порядке нынешний король.«Один бур - одна пуля»

«Восстановление справедливости» в соседней ЮАР Зимбабве закончилось печально. Белые были практически изгнаны не только с земли, но и из страны. Кто не соглашался - того убивали. Президент Мугабе неофициально позволил захватывать фермерские земли не по праву бывшей собственности (такого права просто не было), а просто так - без какой-либо компенсации даже за скот и имущество. Приоритет отдавался ветеранам национально-освободительной борьбы, бывшим партизанам, которые считали земли наградой за службу, но обрабатывать их и управляться с буйволами не умели. На пастбище сотнями выпускали местных коз. Эти козы склонны есть все, что видят, с корнями, и через два сезона пастбища превращались в пустыню. Буйволы и коровы, которых завозили из ЮАР, вымерли.

Так начался голод. В конце концов глава Национального банка обратился к президенту Мугабе с просьбой разрешить белым фермерам вернуться, чтобы поправить положение. Отреагировал на эту просьбу, что характерно, не президент и даже не министры экономического блока, а глава службы безопасности Дидимус Мутата, который объяснил банкиру, что «наша земля - только для черных, она наша навсегда, и мы никому ее не отдадим». О дальнейшей судьбе банкира ничего не известно. А человек просто овощеводство хотел поправить.

Югоафриканский проект «земельной реституции», конечно, не такой людоедский, как в Зимбабве. Но страну и так покинуло порядка миллиона белых, зато прибыли до 10 миллионов мигрантов, которые гораздо беднее местных вне зависимости от происхождения. «Апартеид наоборот» теперь обычное бытовое явление, несмотря на публично-показную мультикультурность. Изнасилования не попадают на полосы газет, став статистикой. Белые фермеры активно вооружаются.На этом фоне возобновилась подпольная деятельность тайных обществ, в том числе Брудербонда. Конечно, существует небольшая прослойка либеральной интеллигенции, которая продолжает потакать африканскому национализму и реваншизму. Но один из ее недавних рупоров - англоязычный бур и нобелевский лауреат по литературе Джон Кутзее - вдруг написал пронзительную повесть «Бесчестие», в которой описана как раз история гибели семейной фермы со всеми подробностями - самозахватами, изнасилованиями, тягостным ощущением разрушения еще недавно процветающего мира. Во главе нового белого сопротивления ЮАР оказались лидеры именно молодежные, включая популярных рокеров, поющих на языке африкаанс (например, Бок ван Блерк и Стивен Хофмер). Место убитого лидера бурского сопротивления Юджина Тербланша тоже занимают молодые. Убит он был, кстати, у себя на ферме - наемными сезонными рабочими (разумеется, чернокожими), но в белой среде активно обсуждаются версии заказного убийства.

На первый взгляд может показаться, что Джейкоб Зума протащил столь взрывоопасный закон исключительно для того, чтобы отвлечь внимание от своей персоны - от коррупционных скандалов, попытки импичмента и экономического кризиса. Но это чисто европейская логика. Зума может решиться на подрыв одной из основ экономики своей страны и развязать гражданскую войну с непредсказуемым результатом ради неких «высших целей». Он вообще-то язычник и официальный многоженец. Духи предков вполне могут требовать землю назад, даже если она им никогда не принадлежала. И да, «Один бур - одна пуля». Этот лозунг был куда более популярен, чем принятый в Европе «Один человек - один голос».

Геноцид белого населения ЮАР July 11th, 2016

Оригинал взят у gallago_75 в Геноцид белого населения ЮАР

В то время как каждый убитый полицийским (часто тоже небелым) темнокожий подозреваемый в США вызывает хорошо организованную бешеную волну возмущения по всему миру, трагедия белого меньшинства в ЮАР последних десятилетий никому не известна.

Немного истории....


Планомерное заселение земель в районе Каапстада (Кейптауна) начали голландцы в конце 18 века, к ним прибавились французы-гугеноты, немцы, фламандцы, валлоны, ирландцы. Новый белый этнос ЮАР получил название африканеры, а их язык - африкаанс.
С 1948 по 1994 в ЮАР официально осуществлялась политика апартеида, то есть сегрегации, разделения. Апартеид в ЮАР предписывал местным народам проживать в специальных резервациях на территории. Выезд из резервации и появление в крупных городах могли производиться лишь по специальному разрешению или при наличии рабочего места (местное население было занято на непрестижных работах, преимущественно в сфере обслуживания).

При этом государство обеспечивало выполнение определенных социальных обязательств по отношению к местным (народы банту): медицнское обслуживание, образование. На упрёки со стороны европейских «левых» о более низком качестве медицины для темнокожих южноафриканское правительство отвечало, что этот уровень действительно ниже, при равном и даже более высоком удельном количестве врачей на душу населения среди негров, причина этого — более низкий уровень квалификации негритянских врачей. А он, в свою очередь, был вызван прежней ошибочной государственной политикой в области образования — более снисходительным отношением к негритянским абитуриентам.

Южно-африканское государство создало цивилизацию высокого уровня. Вспомним, что именно там была впервые проведена операция по пересадке сердца. В стране был развит кинематограф, в конце 80-х и в 90-х годах были очень популярны две, снятые с перерывом в несколько лет комедии под одним названием "Боги, наверное, сошли с ума". Это была очень остроумная и добрая история взаимоотношений людей разного цвета кожи.

Все годы существования системы апартеида так называемая "прогрессивная общественность" его осуждала и поддерживала "освободительную борьбу" всевозможных местных борцов, самым любимым среди которых был Нельсон Мандела -- открытый марксист и сталинист.

Члены Панафриканского конгресса в конце 80-х активизировали нападения на полицейских и белых фермеров. На митинге 27 марта 1993 года глава ПАК Кларенс Маквету в открытую взял ответственность на свою организацию за убитых незадолго до этого белую женщину и двух её детей, и провозгласил: «Один фермер — одна пуля! Мы собираемся убивать всех белых — и детей, и стариков. Это будет год террора!»

Белое население между тем активно вооружалось. В 1990—1992 годах в день выдавалось более 500 лицензий на ношение огнестрельного оружия. Был создан Африканерский народный блок (АНФ). Главными целями АНФ было создание Бурской народной армии (из числа резервистов) и достижение самоопределения для африканеров.

Страна оказалась на пороге полномасштабной гражданской войны.25 июля 1993 года произошёл теракт, имевший серьёзные международные последствия. Четыре чернокожих ворвались во время богослужения в Церковь Святого Иакова в Кейптауне. Применив ручные гранаты и автоматы, нападавшие убили 12 и ранили 47 человек. В числе погибших оказались двое рыбаков с украинского траулера «Апогей», трое были тяжело ранены.

В сложившейся ситуации, учитывая сильное международное давление, президенту ЮАР Фредерику де Клерку фактически не оставалось ничего другого, как согласиться на проведение всеобщих демократических выборов.

Выборы состоялись 26-29 апреля 1994 года, 9 мая 1994 года Национальная ассамблея избрала президентом ЮАР Нельсона Манделу.

После отмены апартеида коренное население получило доступ к государственным должностям и к занятию бизнесом. Были отменены международные санкции против ЮАР, что вызвало приток иностранных инвестиций. Основой конкурентоспособности ЮАР является уникальное сочетание высокопрофессионального белого менеджмента и дешевой чёрной рабочей силы. Тем не менее в 2000—2007 годах уровень безработицы в ЮАР составлял 25-30 %.

После отмены апартеида в стране резко увеличилась преступность, в частности количество убийств. Резко выросло как число чернокожих, так и число белых, ставших жертвами террора. Между тем мир ликовал, приветствуя долгожданное освобождение угнетенного негритянского населения. О жертвах и терроре по отншению к белым не был известно ничего. Только с распрстранением сети интернет стала понемногу просачиваться информация об истинном ужасном положении в ЮАР.

Правительство АНК осуществляло программы, при которых при устройстве на работу предпочтение отдаётся людям с чёрным цветом кожи. Но компетентных специалистов среди чернокожих мало. При этом многие высокообразованные белые специалисты эмигрировали из страны, прежде всего из-за всплеска преступности. С 1995 по 2008 г. из ЮАР уехало около 800 тыс. белых из живших в ней на момент отмены апартеида четырёх с лишним миллионов. Уезжать приходится в основном фермерам, самым беззащитным, в городах белые кварталы все-таки ограждены и охраняются, фермерам же защищить себя намного сложнее. Причем, уезжая, приходится просто всё бросать: продать ферму некому, местные не имеют денег её купить, да и незачем, и так им достанется.

Как пишет Юлия Латынина, Мандела был последним из великих террористов, которые хотя бы теоретически пытались ограничить жертвы среди гражданского населения.Главное наследие Нельсона Манделы заключается в следующем. К началу 90-х годов ЮАР была страной первого мира. Под управлением Манделы и его преемников ЮАР превратилась в страну даже не третьего, а четвертого мира. С Бразилией ее, например, сравнивать уже неприлично. Средние доходы южноафриканцев упали на 40%. Причем, больше всех пострадали самые бедные слои населения: для нижних 5% населения это падение составило 50%.

А нынешний Кейптаун устроен так. В дом с лифтами, с подъездами, с ваннами, с системами отопления заезжают дикари с козами, с несколькими женами. Они гадят в гостиной вместо туалета. Они разводят в ванной костры. Эти люди считают, что всё окружающее - вода в трубах, отопление, сортир - это козни проклятого белого колонизатора. И учиться за собой спускать - это позорить гордое звание черного человека. Лифтовая шахта служит туалетом, она заполняется приблизительно через 10 лет, после чего можно переселяться в другой небоскреб.

Большая часть южноафриканских городов деградировала, причем безвозвратно, потому что пользование туалетом принципиально приравнивается к низкопоклонству перед колонизаторами. А если отвлечься от этой лирики и говорить о цифрах, то сейчас в ЮАР реальная безработица составляет 40%. Из тех, кто работает, треть зарабатывает менее 2 долларов в день.
Ситауция за пределами городов намного страшнее.

Тереза Экштейн, 51 года, была атакована взбешённым чёрным с мачете на своей маленькой ферме в Штилфонтейне 25 января 2010. Её нижняя челюсть была почти разрублена через сломанные руки. Тем не менее, она выжила.
ЮАР как была расистской страной, так и осталась, только расизм этот стал черным.

Одной из самых частых достопримечательностей в городах являются чрезвычайные меры безопасности, предпринимаемые белыми семьями. Их дома напоминают крепости: высокие стены с колючей проволокой и зацементированными битыми стёклами, прожекторы и боевые собаки. Чёрные преступники наносят маркерами и аэрозольной краской знаки на стенах таких домов, чтобы предупредить своих соплеменников об их оборонительном потенциале.

В систематических убийствах белых фермеров, которое д-р Грегори Стентон из Genocide Watch квалифирует как геноцид, правительство не видит ничего странного. Зато последнее предложение Африканского национального конгресса (АНК) состоит в том, что благотворительная организация должна потерять некоммерческий статус, если она помогает белым.

С 1997-го количество белых фермеров уменьшилось на треть, вооружённые нападения на фермеров совершаются в 4 раза чаще, чем в среднем по стране.

Причем убийства, как правило, -- после изощренных пыток.

Полицейский рисунок типичных методов пыток неграми белых В Ю.А.

Из статьи о судебном деле в Южной Африке против одного из нескольких чёрных садистов, привлечённых к ответственности:

"Я убил их потому, что они были белые". Эти знаменитые слова были произнесены в прошлом году William Kekana, который участвовал в одном из наиболее жутких преступлений, в котором была уничтожена вся семья м-ра Клиффорда Раунсторна, включая его невесту, ребёнка и его мать. Даже это убийство всей семьи не оказалось в СМИ, даже факт того, что однолетний Кайл был убит в первый день своего рождения. Понятно и без слов, что две женщины были изнасилованы перед тем, как оказались убитыми.

Тинэйджер Аника Смит была дома, а не в школе по причине болезни, когда чёрные ворвались в её дом, массово изнасиловали её и отрезали у неё, всё ещё живой, предплечья. Им нужны были её руки для их вудуистских обрядов. Она истекла кровью и отец обнаружил её, придя с работы.

Негры верят, что половой акт с белой девственницей способен исцелить их от СПИДа. Этим, кроме всего прочего, объясняются столь частые изнасилования ими девочек.

Даже Википедия признает, что по статистике в ЮАР происходит в среднем одно убийство белого жителя в день.

При полном, абсолютном, гробовом молчании политкорректного мирового сообщества.

Шестнадцать лет назад власть в ЮАР перешла от белого меньшинства к черному большинству. С тех пор мировые СМИ перестали говорить об экономическом чуде Южно-Африканской республики. Вместо этого появилась информация о геноциде белого населения, разгуле насилия и террора, росте числа носителей СПИДа, унесшем жизни свыше 180 тысяч людей.

Профессор Дэн Родт утверждает, что геноцид белого населения носит систематический характер, а число черных южноафриканцев, зараженных СПИДом, составляет не менее 30 процентов. Эта некогда спокойная и благополучная страна стала сегодня мировым лидером по убийству и изнасилованию детей, по грабежам и зараженностью СПИДом.

Обозреватель Сергей Сибиряков провел экспертный опрос по ситуации в ЮАР.

Является ли разгул насилия и смертоносной эпидемии свидетельством того, что режим апартеида был лучше нынешнего или же именно сегрегационное прошлое виновато в происходящем?

Анатолий Вассерман - журналист, политконсультант (Одесса-Москва):

К сожалению, гибнут не столько сами виновники и организаторы насилия и террора, сколько те, кто повинен в непротивлении злу. В большей части Африки веруют: половой акт с девственницей исцеляет от СПИДа. Именно это там основная причина изнасилования детей.

Процессы, сходные с южноафриканскими, наблюдаются и во многих других африканских странах - в том числе и там, откуда колониалисты ушли добрых полвека назад. Похоже, нечего на сегрегационное прошлое пенять, коли мозги кривы. Режим апартеида - разделения (то есть раздельного существования представителей разных рас и законодательного разграничения их прав и возможностей) - обладает множеством недостатков. Но на фоне разгула непросвещённой демократии все эти недостатки меркнут.

Юрий Бликов - сценарист, кинорежиссер, психолог, публицист (Одесса, Украина):

То, что режим апартеида был лучше нынешнего - это очевидно по результатам. Другое дело, что система расовой сегрегации создала условия для того, чтобы значительная часть населения была приостановлена в своем развитии. От системы апартеида нельзя было отказываться одномоментно, социум нужно было к этому готовить, не один год и даже не десятилетие.

Александр Хохулин - журналист (Львов, Украина):

Не хочется давать черно-белые ответы на черно-белые вопросы. В переносном и буквальном смысле. Прошлый режим был тупиком. Нынешний режим дает надежды. Весьма слабые. Нам ли на Украине этого не видеть?

Алексей Байков - кандидат исторических наук, главный редактор сайта «Актуальная история» (Москва, Россия):

С точки зрения государства и элементарных прав человека (права на жизнь, в первую очередь) - безусловно, это так. Апартеид обеспечивал максимум возможной в условиях Африки стабильности, делал ЮАР привлекательной страной для иммиграции и инвестиций, позволял развивать экономику. Это с одной стороны. А с другой - он же подавлял гражданские права (причем не только черного населения) тормозил развитие гражданского общества и, наконец, мешал тем черным, которые действительно могли бы принести пользу своей стране, выйти из бантустанов и стать полноправными гражданами. Однозначного ответа нет. То, что мы наблюдаем в Южной Африке сегодня - следствие внезапной, резкой ликвидации апартеида, когда чернокожих номинально приравняли к африканерам, забыв, что это не так и что менталитет у "черных" и "белых" африканцев слишком различается. Что чернокожие прекрасно знают что такое "гражданская свобода" (на их языке это означает "вседозволенность") но совершенно не в курсе о том, что такое "гражданская ответственность". А "отберем свои права у белых" для них означает "отберем собственность, выдавим их из страны, а тех, кто не успеет уехать - вырежем". Но они немножко забыли о том, чьими усилиями и чьим трудом создавалась экономика ЮАР. Потом будет как в Родезии-Зимбабве, когда ветераны "борьбы за свободу" будут давать интервью в стиле дракончика из анекдота - "Я мааму сьел, я пааапу сьел - Ну и кто ты после этого? Круглый сиротааа".

На прошлой неделе парламент ЮАР принял спорный и во многом дискриминационный закон, который позволяет провести экспроприацию земли у белых граждан в пользу чернокожих. Другими словами, теперь ее можно будет принудительно "выкупить". Казалось бы, в наше время подобные законопроекты - фантастика, но власти Южноафриканской республики называют его «самым важным решением со времен падения апартеида», которое должно «покончить с исторической несправедливостью».

Президент южноафриканской страны Джейкоб Зума , погрязший в коррупционных скандалах, следующим образом прокомментировал планирующийся "отжим" земли:

Мы подтверждаем, что земля будет возвращена нашему народу, и призываем правительство действовать быстро и принять соответствующее законодательство уже в этом году. Экспроприация будет осуществлена в соответствии с конституцией.

Зума Джейкоб

Интересно, что конституция африканского государства и вправду предусматривает лишение собственной земли у части граждан республики. По расовому признаку. Правда, с выплатой компенсации, но далеко не факт, что на деле все будет происходит законно, а не по зимбабвийскому сценарию. Напомним, в соседнем с ЮАР Зимбабве коренное население после падения режима апартеида тоже "возвращало свои земли". Это повлекло за собой бурю гражданской войны, бушевавшей в период с 1971 по 1979 год.

Но Джейкоба Зуму подобные риски, как видно, заботят гораздо меньше, чем собственная репутация. Дело в том, что политическая карьера президента висит на волоске уже больше десяти лет. Первое обвинение в коррупции поступило еще в 2005 году, а в 2009-м их число достигло неимоверной цифры - семисот, но все они были сразу сняты. В 2012 году его впервые обвинили в расходовании денег бюджета страны на свой дом. В итоге к 2014 году он задолжал государству порядка 23 миллионов долларов. С недавнего времени президент ЮАР начал понимать сложность своего положения и стал исправляться, отбеливая свою репутацию. В феврале этого года пообещал вернуть родной республике украденные деньги, а на прошлой неделе подписал вышеупомянутый закон. Для возвращения репутации среди коренного населения шаги верные.

Но они могут закончиться трагически, ведь в стране до сих пор остается очень высокий уровень напряжения, связанного с расизмом. Причем как со стороны белых, так и со стороны негритянского населения.

Белый и черный расизм в стране имеют совершенно различные проявления. Так, белый расизм проявляется типично, как и во многих других странах, на бытовом и подпольном уровнях. В то время как черный расизм поддерживается на всех уровнях: и хулиганами, и властью, и СМИ, и законами, и экономикой. Но давайте по порядку.

Расизм в быту

Во-первых, за годы правления Африканского национального конгресса (чуть больше 20 лет) в ЮАР было убито около 3 000 белых фермеров. Причем такие убийства всегда осуществляются с особой жестокостью и цинизмом. К этой категории населения у расистов особая неприязнь: по мнению негров, именно фермеры больше всего угнетали их предков. Ненависть к ним проявляется практически во всем. Так, 28 января 2010 года возле единственной сохранившейся школы африканеров-буров (белое население ЮАР) состоялась демонстрация активистов-негров. Основным лозунгом был: « Убей бура, убей фермера».

Во-вторых, в ЮАР преследуются участники разного рода христианских организаций, под предлогом, что они чужие. В 2012 году были убиты трое лидеров религиозного движения «Преодолевшие через Христа». Зарезана Микаэла Валентайн 25-ти лет от роду, чуть позже найдены 31- летняя Наташа Бюргер, и пастор Рег Бендиксен, их гортани были перерезаны ножом. На членов организации продолжают сыпаться угрозы физической расправы.

В-третьих, в зоне риска белые женщины. Дело в том, что 30% чернокожего населения страны заражено ВИЧ, а у африканцев есть суеверие, будто половой акт с белой женщиной вмиг избавит мужчину от этого вируса.

С 90-х годов ЮАР занимает первые строчки в мире по количеству изнасилований на душу населения . Существует расхожее мнение, что для женщины, родившейся в ЮАР, вероятность стать жертвой изнасилования выше, чем вероятность научиться читать.

При этом русскоязычная Елена Соломон, ранее проживавшая почти 5 лет в Рандбурге, городском районе Йоханнесбурга, пишет о том, что бытовой расизм характерен как для черного, так и для белого населения: "Черные белых не любят, потому что белые их зажимали в течение многих десятилетий. Белые черных (не все белые, но очень многие) презирают за то, что черные, по их мнению, недалекие и лентяи на работе".

Расизм в политике

Президент Зума не раз отличался расистскими высказывания. К примеру, выше мы уже приводили его цитату о "возвращении земли нашему народу". То есть "своим народом" он считает лишь чернокожую часть граждан ЮАР. А белые, даже родившиеся в Трансваале, воспринимаются как чужие, людьми второго сорта.

Буры фактически не имеют шансов попасть в политику, а тем более в парламент или президентское кресло. При найме на любую должность в государственном секторе преимуществом пользуется сначала чернокожий мужчина, потом чернокожая женщина (оба - как бывшие угнетённые по расовому признаку), затем белая женщина (как бывшая угнетённая по половому признаку), и только потом рассматривают кандидатуру белого мужчины.

Расизм в экономике и праве

Как правило, белые гораздо состоятельнее представителей коренного населения, но им ставят всевозможные препятствия. Полицейское руководство республики навязывает задачу привлечь в сотрудники полиции как можно больше чернокожих. Объясняется тем, что до апартеида в черных районах не было полицейских участков, поскольку ранее африканцы не допускались к службе в полиции. Набор в полицию в зависимости от расовой принадлежности плохо влияет на компетентность правоохранительных органов. Коррупция в их рядах такая, что российским полицейским и не снилась.

Белым тяжелее устроиться не только в полицию, а на любую работу, потому что компания обязана иметь определенный процент работников африканских кровей.

Не найдя по этой причине работу в городе, светлокожий бур может отправиться в сельскую местность, а там экспроприация - и оттуда выгонят...

Многим белым ничего не остается как бежать из страны. В Глобальной Сети появилась белых жителей ЮАР с просьбой к правительствам европейских держав разрешить им репатриироваться на историческую родину. В обращении указывается, что белые сталкиваются с ужасными фактами притеснений, этнических чисток и прочими «прелестями».

Но руководства западных государств, как видно, не особо желают принимать своих кровных родственников, давая убежище всем желающим из Ближнего Востока и Африки. Выходит, в Европе белые тоже стали людьми второго сорта?

Накануне гражданской войны

Как видно, и без того напряженная обстановка в ЮАР обещает накалиться еще больше, и здесь возможны два выхода? Маловероятный - власти республики начнут работать на искоренение дискриминационных практик, уравняют в правах всех граждан вне зависимости от расы и национальности. Наиболее вероятный - дискриминация белого населения будет и дальше продолжаться, пока не перерастет в серьезную межрасовую войну как когда-то в Зимбабве.

Складывающаяся ситуация весьма невыгодна и для России, ведь ЮАР - наш союзник по БРИКС. Социальный кризис или тем более гражданская война будет означать фактическое замораживание участия страны в организации.

Однако важно помнить и понимать: черный расизм не имеет под собой физиологической, природной ненависти, а является лишь ответом на долгие десятилетия апартеида. Это не оправдание угнетению и вытеснению белого населения, но исторические объяснение.