Реализм и модернизм пути взаимодействия. Что отличает модернизм от реализма в литературе? Модернизм в характеристике западной литературы ХХ века

В современном мире отношение к литературе довольно своеобразное, классические произведения не устаревают, но все больше ценятся новые веяния, смешения жанров. Новинки художественного вымысла и реалии жизни зачастую слишком разительны, такое противостояние наблюдается и в литературных течениях.

Когда развивались течения

Прежде чем говорить о том, что отличает модернизм от реализма, следует понять, когда эти течения получили свое развитие. Более ранним является реализм, который зародился в русской литературе в начале 19 века и имел наибольшее распространение в его середине. Следом за реализмом развивался модернизм, а именно в конце 19 и начале 20 века.

Можно сказать, что модернизм пришел на смену реализму, вытеснил прямое и конкретное понятие мира, добавил множество форм. Его представители имели большую свободу в своем творчестве, брали подходящие материалы из других литературных направлений и добавляли свое, что отличает модернизм от реализма.

Понятие о реализме

Реализм — это такое направление в литературе, в котором вещи изображаются максимально правдиво и достоверно, опираясь на исторические факты и события. Основоположником русского реализма является Пушкин Александр Сергеевич. Его произведения «Капитанская дочка», «Борис Годунов», «Евгений Онегин» и другие передают всю атмосферу и быт того общества, рассматривают проблемы настоящего для героев времени.

  • объективное изображение действительности, что отличает реализм от модернизма;
  • типические характеры, обстоятельства и конфликты;
  • точность деталей;
  • внимание к социальным проблемам;
  • две линии: любовная и социальная.

Такое следование реалистичности изображения в 20 веке претерпевает изменения, из реализма развиваются течения:

  • Критический реализм: классические традиции, рассматриваются социальные явления (Антон Чехов и Лев Толстой).
  • Социалистический реализм: жизнь рассматривается с точки зрения ее исторического развития, анализируются конфликты между героями разных классов (Максим Горький).
  • Мифологический реализм: реальная жизнь рассматривается путем сопоставления ее с мифами и легендами (Леонид Андреев «Иуда Искариот»).
  • Натурализм: особенно правдивое изображение жизни, часто с неприятными подробностями (Александр Куприн «Яма», Викентий Вересаев «Записки врача»).

Реализм все более изживает себя в 20 веке, на смену ему приходит модернизм.

Понятие о модернизме

Модернизм — направление в литературе, для которого уход от стандартов является главной ценностью. Его представители создают нечто новое на старых основах. Автор не доносит абсолютно точную и реальную картину мира, что отличает модернизм от реализма в литературе.

Модернизм имеет свои течения:

  • Символизм. Идеи воплощались с помощью символов и образов, которые были таинственны (Александр Блок, Константин Бальмонт).
  • Акмеизм. Четко описывались предметы и образы (Анна Ахматова, Николай Гумилев).
  • Футуризм. Особое внимание к форме произведения, использование ранее не свойственной лексики (Владимир Маяковский, Борис Пастернак).
  • Имажинизм. Образы сопоставлялись с помощью метафор (Сергей Есенин).

Главные черты: рассмотрение индивидуальности, что отличает модернизм от реализма, внимание к духовной сфере жизни, отрицание классических устоев.

Главные различия

Вопросом о том, что отличает модернизм от реализма, литература 11 класса задается неспроста, это важно для понимания произведений. Часто, даже если не помнишь автора или в каком веке было написано произведение, можно определить это самостоятельно по соотнесенности с литературным направлением.

Можно говорить о том, что отличает модернизм от реализма кратко с помощью таблицы.

Реализм Модернизм
Герой

Важны вечные ценности, находится в поиске любви и добра

Человек, как личность сложная и противоречивая, противостоящая миру

Действительность

Реальные события, внимание к деталям, историческая основа

Изображение действительности с помощью образов и символов, иносказательность и таинственность

Ценности Духовные Личность
Цель Жизнь - высшее благо Выражение индивидуальности
Проблемы Социальные Конкретной личности
Рамки

Типичность характеров, образов, действий

Не имеет рамок в своих действиях и образах, все индивидуально и неповторимо

История XX столетия отмечена глубочайшими социальными потрясениями: две мировые войны, принесшие огромные жертвы и разрушения, множество других «локальных» войн, революции, становление и крушение тоталитарных режимов, преступления гитлеризма и сталинизма, геноцид целых народов, массовое уничтожение людей в концлагерях и создание атомного и водородного оружия, полоса «холодной войны», политических репрессий и истощающей гонки вооружений; распад колониальных империй, выход на политическую арену новых независимых государств, поражение социалистической системы в противоборстве со «свободным миром», наконец, наметившийся с,1980-х гг. решительный поворот в сторону мирного сосуществования и сотрудничества, начавшееся общее движение многих государств в русле демократии и реформ.

Внутри этого исторического периода отчетливо прочерчивается хронологический рубеж: конец Второй мировой войны. Выделяется два периода: литература 1918-1945 гг. и литература после 1945 г. Социальные конфликты развертывались на фоне величайших открытий в области науки, в частности в медицине, генетике, кибернетике, информатике, что существенно влияло на менталитет, образ жизни, сами условия человеческого существования. Все это получило сложное, неоднозначное отражение в литературе, которая характеризуется исключительным многообразием писательских индивидуальностей, богатством художественных стилей, плодотворными новаторскими поисками в области формы, средств выражения, содержания. Знаменательно, что к «традиционным» западноевропейским литературам добавилось немало новых (африканских, азиатских, латиноамериканских), представители которых стали всемирно знаменитыми. Среди этих явлений: латиноамериканский роман, созданный в духе так называемого «магического реализма» (Гарсия Маркес, Хорхе Луис, Борхес и др.); японский философский роман (Абэ Кобо, Ясунари Кавабата, Оэ Кэндзабурэ и др.); исландский роман (X. Лакснесс); поэзия Назыма Хикмета (Турция) и Пабло Неруды (Чили); «драма абсурда» Сэмюэла Беккета (Ирландия) и др. Лауреатами Нобелевской премии по литературе стали в нашем столетии представители многих стран, всех континентов. Углубились контакты писателей, взаимосвязи и взаимообогащения различных национальных литератур. Россия занимает первое место в мире по количеству, да и по качеству переводов иностранных писателей.

В многокрасочной панораме литературного процесса в XX в. прочерчивается несколько ведущих течений и тенденций. Прежде всего это модернизм, философско-эстетическое течение как в литературе, так и в искусстве, которое после Первой мировой войны вступило в новую фазу, наследуя и продолжая традиции предшествовавших ему на рубеже веков декадансу и авангардизму. Модернизм, как явствует из названия, объявлял себя современным искусством, использующим новые формы и средства выражения, соответствующие новым реалиям XX столетия в противовес «старомодному» искусству, ориентированному на реализм прошлого века. Модернизм по-своему ярко, впечатляюще отразил кризисные явленияв жизни современного общества, процесс его глубокой дегуманизации, передал ощущение бессилия человека перед лицом труднообъяснимых и враждебных ему сил, противостояние человека и среды, выключение индивида, обреченного, одинокого, из общественных связей.

в жизни современного общества, процесс его глубокой дегуманизации, передал ощущение бессилия человека перед лицом труднообъяснимых и враждебных ему сил, противостояние человека и среды, выключение индивида, обреченного, одинокого, из общественных связей. Олицетворением подобного тотального бессилия человека, его обреченности стал Грегор Замза из новеллы Кафки «Превращение». Модернисты делали особый акцент на изображении внутреннего мира человека как самодовлеющего. При этом они опирались на достижения современной науки, в частности психологии, на новейшие психолого-философские теории Фрейда, Бергсона, на философию экзистенциализма. Они ввели в обиход целый ряд новых приемов, таких, например, как «поток сознания», широко использовали жанр притчи, аллегорию, философское иносказание. Среди модернистов были крупнейшие, талантливейшие художники, такие, как Франц Кафка, автор романов «Процесс», «Замок», всемирно знаменитых новелл-притч; Марсель Пруст, автор эпопеи «В поисках утраченного времени»; Джеймс Джойс, автор философско-аллегорического романа «Улисс», одного из крупнейших произведений словесного искусства нашего века; поэт Т. С. Элиот и др. В русле модернизма находятся такие интересные явления литературы XX в., в основном второй его половины, как «новый роман» (или «антироман»), получивший развитие во Франции в 1950-1970-х гг. (Натали Саррот и др.), как «драма абсурда» (в творчестве Эжена Ионеско, Сэмюэла Беккета).Модернизму свойственно в целом пессимистическое миросозерцание, неверие в человека. Конечно, он по-своему отразил некоторые существенные черты современного мира. Однако картина мира не может быть сведена лишь к абсолютизации зла, хаоса и абсурда, к «отчуждению» человека, к признанию его беспомощности. Наше столетие дало и другие примеры: человеческого героизма, творческих взлетов, высоких идеалов коллективизма и интернационализма, торжества воли, стойкости, общественной активности и действенного гуманизма. Эти стороны запечатлел, в частности, реализм XX в., который противостоит модернизму. Реализм во многом наследовал, но также развил и обогатил - с точки зрения тематики, художественных приемов и форм - классический реализм прошлого столетия, реализм бальзаковского, стендалевского, диккенсовского типа.

Для реализма XX в., в противовес модернизму, характерен жизнеутверждающий пафос, вера в то, что «человек выстоит» (У. Фолкнер), «человек один не может ни черта», что «человека нельзя победить» (Э. Хемингуэй). При этом порой трудно, да и вряд ли целесообразно, провести четкую «разделительную линию» между модернизмом и реализмом. Реализм XX в. может быть осложнен и модернистскими мироощущениями (как, например, в некоторых произведениях У. Фолкнера, Т. Манна, Г. Гессе), так и натуралистическими элементами (в творчестве Т. Драйзера, Дж. Стейнбека и др.). Реализму не чуждо и использование многих характерных приемов модернизма, например потока сознания. Вообще же «водораздел» между модернизмом и реализмом проходит не по линии формы, художественно-стилевых приемов, хотя они сами по себе весьма значимы и неотторжимы от содержания, а с точки зрения исходной философской позиции, т.

твенно-стилевых приемов, хотя они сами по себе весьма значимы и неотторжимы от содержания, а с точки зрения исходной философской позиции, т. е. концепции человека. Несколько схематизируя сложную проблему, можно сказать: слабому, беспомощному, порой обреченному герою модернизма противостоит активный, способный бороться герой реалистической литературы. Стремлению модернистов к художественному обоснованию неких универсальных законов бытия реалисты противопоставляют принцип историзма, конкретного социального анализа.

Богатство реализма ярко демонстрирует разнообразие жанровых форм романа: социального, политического, философского, интеллектуального, фантастического, детективного, утопического, романа-антиутопии, романа-эпопеи. Здесь и широкие панорамы жизни (у Роже Мартена дю Гара, Ромена Роллана, Т. Драйзера и др.), и использование мифа (у Гарсия Маркеса), символики и притчи (у Макса Фриша, Уильяма Голдинга, Веркора), фантастики (у Рея Брэдбери), философского иносказания (у К. Оэ, А. Камю, Ж. П. Сартра и др.), синтеза вымысла и документа (у Дж. Дос Пассоса), синтеза беллетристики и музыки (у Ромена Роллана), причудливого смешения стилей (у Курта Воннегута). Замечательный вклад в обогащение жанра романа внесли Томас Манн, использовавший «симфоничность» стиля, миф, иронию (в «Докторе Фаустусе»), Уильям Фолкнер, «интегрировавший» в своем стиле символику, поток сознания, гротеск. Явлением мировой значимости стал американский роман межвоенного двадцатилетия, представленный Фолкнером, Хемингуэем, Фицджеральдом, Дос Пассосом, Томасом Вулфом, Стейнбеком, Синклером Льюисом.

В литературе XX в. получила широкое развитие антивоенная (у Олдингтона, Ремарка, Хемингуэя, Дос Пассоса, Барбюса и др.) и антифашистская тема (у Брехта, Бехера, Анны Зегерс, Фейхтвангера и др.). Приобрел популярность роман-антиутопия, высмеивающий тоталитарные государства и их вождей (в романах «У нас это невозможно» Синклера Льюиса и «1984» Джорджа Оруэлла); объектом сатиры стали всякого рода «технические» утопии (у Курта Воннегута).

Заметную роль в литературном процессе XX в. играли писатели социалистической ориентации, такие, как Джон Рид, автор знаменитой художественно-документальной книги «Десять дней, которые потрясли мир»; Анри Барбюс, автор антивоенного романа «Огонь»; Луи Арагон, крупнейший французский поэт и создатель эпопеи «Коммунисты»; выдающийся немецкий поэт Иоганнес Бехер; драматург и теоретик «эпического театра» Бертольт Брехт; Драйзер, вступивший в конце жизни в компартию, и др. В 20-е - начале 30-х гг. многие писатели Запада проявляли симпатии к новой России, сочувственный интерес к «коммунистическому эксперименту» (Т. Драйзер, Р. Роллан, Б. Шоу). Однако развязанный в середине 30-х гг. Сталиным «большой террор», жестокие методы строительства социализма - все это стало жестоким ударом по иллюзиям тех, кто верил в идеалы «нового мира» (например, Дос Пассос, А. Мальро и др.).

Реализм - в литературе и искусстве - направление, стремящееся к изображению действительности. Указание на социальные язвы. В конце первой трети 19го века возник в европейской литературе как противопоставление романтизму. Р. исключает подход к искусству как к свободной «творческой» игре и предполагает признание реальности и познаваемости мира. Мысль о среде позволяла снять ответственность («среда заела»). Реализм как попытка оправдаться. Реализм направлен на изображение людей среднего сословия. Если поведения человека обусловливает класс, то в нём мало индивидуального. Отсюда склонность к типизации, обобщению. Типического в образах больше, чем индивидуального.

В той или иной мере всякая художественная литература обладает элементами реализма, так как действительность, мир общественных отношений, является ее единственным материалом. Литературный образ, совершенно оторванный от действительности, немыслим, а образ, искажающий действительность дальше известных пределов, лишен всякой действенности. Неизбежные элементы отражения действительности могут быть, однако подчинены иного рода заданиям и так стилизованы в соответствии с этими заданиями, что произведение теряет всякий реалистический характер. Реалистическими можно назвать только такие произведения, в которых установка на изображение действительности является преобладающей. Отсюда два противоположных направления в теории; одно - реализм - ставит перед искусством задачу верного воспроизведения действительности; другое - идеализм - видит назначение искусства в «пополнении действительности», в создании новых форм. Причём исходным пунктом служат не столько наличные факты, сколько идеальные представления.

Эта терминология, заимствованная из философии, вносит иногда в оценку художественного произведения моменты внеэстетические: Реализм совершенно неправильно упрекают в отсутствии нравственного идеализма. В ходячем употреблении термин «Реализм» означает точное копирование деталей, по преимуществу внешних. Несостоятельность этой точки зрения, естественным выводом из которой служит предпочтение протокола - роману и фотографии - картине, совершенно очевидна; достаточным опровержением её служит наше эстетическое чувство, которое ни минуты не колеблется между восковой фигурой, воспроизводящей тончайшие оттенки живых красок, и мертвенно-белой мраморной статуей. Было бы бессмысленно и бесцельно создавать ещё один мир, совершенно тождественный с существующим.

Реализм – исторически изменчивое понятие. У каждой эпохи свои понятия о реализме, который зависел от правил, взглядов, устоев эпохи. Ф

По Н.В.Гоголю, реализм – низкая тематика литературы, «тина мелочей». По Р.О.Якобсону, реалистическое произведение – 1) которое автор задумал как правдоподобное, 2) которое читатель воспринимает как правдоподобное.

Едва ли возможно говорить об истории Реализма: она совпадает с историей искусства. Можно лишь характеризовать отдельные моменты исторической жизни искусства, когда особенно настаивали на правдивом изображении жизни, видя его по преимуществу в эмансипации от школьной условности, в уменье схватить и смелости изобразить подробности, которые проходили бесследно для прежнего художника или пугали его несоответствием с догматами.

Особенности реализма:

Социальная ангажированность – искусство должно отвечать требованиям народа. Писатель - отражение среды, в которой он родился.

Тщательная мотивировка ходов, усложнение сюжета свойственны реализму. Проза начала вытеснять поэзию. А главным жанром стал роман.

Система образов стала более широкой. Стали больше внимания уделять приёмам дополнительных ассоциативных связей между образами. Возросла значимость детализации и символизации отдельных деталей. В первую очередь реализм стремился к психологической достоверности, а не к исторической. Шла демократизация языка (книжные элементы считались искусственными, в художественный язык проникли просторечия, жаргонизмы, варваризмы и т.д.). Не было запретов относительно выбора предмета для описания.

Модернизм в литературе зарождается накануне ПМВ и достигает расцвета в двадцатые годы одновременно во всех странах Западной Европы и в Америке. Модернизм - явление интернациональное, состоящее из разных школ (имажизм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм и др.). Это революция в литературе, участники которой объявили о разрыве не только с традицией реалистического правдоподобия, но и с западной культурно-литературной традицией вообще. Любое предшествующее направление в литературе определяло себя через отношение к классической традиции: можно было прямо провозглашать античность моделью художественного творчества, как классицисты, или предпочитать античности средневековье, как романтики, но все культурные эпохи до модернизма потому сегодня и называются все чаще "классическими", что развивались в русле классического наследия европейской мысли. Модернизм - первая культурная и литературная эпоха, покончившая с этим наследием и давшая новые ответы на "вечные" вопросы. Поколение первых модернистов остро ощущало исчерпанность форм реалистического повествования, их эстетическую усталость. Для модернистов понятие "реализм" означало отсутствие усилия к самостоятельному постижению мира, механистичность творчества, поверхностность, скуку размытых описаний. Модернисты превыше всего ставят ценность индивидуального художнического видения мира; создаваемые ими художественные миры уникально несхожи друг с другом, на каждом лежит печать яркой творческой индивидуальности.

Человеческое существование модернисты осмысляют как краткий хрупкий миг; субъект может осознавать или не осознавать трагизм, бренность нашего абсурдного мира, и дело художника - показать ужас, величие и красоту, заключенные вопреки всему в мгновеньях земного бытия. Социальная проблематика, игравшая столь важную роль в реализме ХIХ века, в модернизме дается косвенно, как неразрывная часть целостного портрета личности. Главная сфера интереса модернистов - изображение взаимоотношений сознательного и бессознательного в человеке, механизмов его восприятий, прихотливой работы памяти. Модернистский герой берется, как правило, во всей целостности своих переживаний, своего субъективного бытия, хотя сам масштаб его жизни может быть мелким, ничтожным. В модернизме находит продолжение магистральная линия развития литературы Нового времени на постоянное снижение социального статуса героя; модернистский герой - это "эвримен", любой и каждый человек. Модернисты научились описывать такие душевные состояния человека, которые литература раньше не замечала, и делали это с такой убедительностью, что это казалось буржуазным критикам оскорблением нравственности и профанацией искусства слова. Не только содержание - большая роль интимной и сексуальной проблематики, относительность моральных оценок, подчеркнутая аполитичность, - но в первую очередь непривычные формы модернистского повествования вызывали особенно резкое неприятие. Сегодня, когда большинство шедевров модернистской литературы вошли в школьные и университетские программы, нам трудно ощутить бунтарский, антибуржуазный характер раннего модернизма, резкость брошенных им обвинений и вызовов.

Три крупнейших писателя модернизма - ирландец Джеймс Джойс (1882–1943 гг.), француз Марсель Пруст (1871–1922 гг.), Франц Кафка (1883–1924 гг.). Каждый из них в своем направлении реформировал искусство слова ХХ века, каждый считается великим зачинателем модернизма. Обратимся в качестве примера к роману Джеймса Джойса "Улисс". var begun_auto_pad = 179110770; var begun_block_id = 179117399;

Еще одним ярким явлением в литературе конца XIX - начала ХХ вв стал импрессионизм. Термин «импрессионизм» походит от

фр - впечатление. Импрессионисты творчески восприняли бодлеровский тезис о способности художника своеобразно увидеть мир. Передача художественными способами чисто субъективного впечатления - главный признак импрессионизма. Это субъективное впечатление передается в игре ассоциаций, что вызывает предмет изображения, сложных субъективных метафор, лиризме рассказа, цветных и звуковых образах. Яркий пример импрессионистской прозы - творчество Ги де Мопассана, М. Коцюбинского, “Пан” К.Гамсуна. Черты импрессионизма присущи поэзии Р.М.Рильке, М.Цветаевой.

В начале 20в. возникают явления, которые отобразили стремление модернизма к взаимодействию с другими направлениями в искусстве, к творческому использованию достижений культуры прошлого. Наиболее ярко это проявилось в неоромантизме, определяющей чертой которого является возможность преодолеть разрыв между идеалом и действительностью благодаря могущественной силе личности, способной превратить желанное в действительное. Эти черты присущи творчеству К.Гамсуна.

Ярким проявлением модернизма стал “серебряные век” русской поэзии, который подарил поэзию акмеистов. Теоретиком акмеизма был талантливый поэт Н.Гумилев. Термин “акмеизм ” походит от латин слова akme - самая высокая ступень чего-либо, цветущая сила. Н.Гумилев, А.Ахматова, И.Мандельштам стремились вернуть слову его природную ясность, человеческие чувства их волновали как проявление духовной жизни человека, а не символическое отображение Мировой души. Акмеисты опирались на достижения мировой культуры, которая приближала их к неоромантикам.

Ярким явлением русской поэзии стал имажинизм , своеобразное проявление на русской почве модернистского течения английской поэзии имажизма. Имажисты, а за ними и имажинисты, решающим в своей поэзии считали образ. Ранее творчество Т.С.Эллиота дает представление о творческих поисках имажинистов. С русским имажинизмом связано творчество С.Есенина, со временем он признал, что это была добрая школа поэтического мастерства.

В модернизме были и течения, которые стремились в корне обновить художественную систему, отказываясь от культурной традиции. Эти течения получили название “авангардизм ” (от фр avantgarte - передовой загон). Наиболее распространенные течения авангардизма - футуризм и сюрреализм.

Футуризм (от лат futurum - будущее) возник в Италии. В 1909г. Ф. Маринетти опубликовал “Манифест футуризма”, в котором огласил разрыв с традиционной культурой, которая не может удовлетворить современного человека. Футуристы воспевали город как высшее проявление достижений человеческой цивилизации. Они открыли трагедию современной урбанизации - трагедии неподчинения человеческой личности. Они стремились воссоздать мировосприятие “безличностного” человека.

Сюрреализм походит от фр surrealisme - надреализм. Сюрреалисты опирались на подсознание человека, один из способов сюрреалистического искусства - использование «автоматического письма»: подсознание подсказывает запись первого, что пришло в голову, на чем сосредоточилось внимание (описание случайных предметов и вызванных ними ассоциаций).

Кафку считали пророком 20 века, основателем темы абсурда в литературе 20 века и религиозным мыслителем, сочинения которого следует рассматривать «в категориях святости, но не литературы». Давно вошли в лексикон интеллигенции такие выражение: «кафкинская ситуация», «Кафкинский абсурд», «кафкинский кошмар». Среди писателей, пред которыми склонялся Кафка, следует, прежде всего, вспомнить И.В. Гетте, Г. Кляйста, Г. Флобера, Ч. Диккенса, Ф. Достоевского. Описывая свои фантазии, Кафка достигал уровней подсознания, закрытых для более обычных подходов. Все самые лучшие его произведения пронизаны самоанализом, основанным на бесконечных поисках в самом себе. Его рассказы и романы построены по законам фантастической логики сновидений, но вместе с этим отражают реалистические подробности повседневной жизни. Прежде всего, писателя интересуют универсальность взаимоотношения личности с миром, самые общие вопросы духовного бытия. Творчество Кафки является образцом модернистской прозы. Художественный мир Кафки характеризуется соединением фантастического и обыденного, трагического и иронического, натуралистических деталей и сложной, темной символики. Стиль и представление Кафки стали неотъемлемой частью современной литературы, существенным компонентом творчества таких самобытных писателей, как Жан Поль Сартр, Габриель Гарсиа Маркес, Беккет.

Термин "постмодернизм " имеет различные толкования. Как пишет И.П. Ильин, это "многозначный, динамически подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекста комплекс философских, эпистемологических, научно-теоретических и эмоционально-этических представлений". Постмодернизм выступает как характеристика определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, ощущения места и роли человека в окружающем мире. С начала 80-х годов XX в. постмодернизм был осознан как общеэстетический феномен, специфическое явление в философии и литературе.

М. Эпштейн считает, что постмодернизм - это "эпоха в истории культуры, начавшаяся с Ренессанса и закончившаяся в середине XX в., связанная с верой в осмысленность мира и прогресс человечества. М. Шапир полагает, что постмодернизм появился в России после авангарда.
"Постмодернизм - это протест против дурной бесконечности в представлении об истории культуры, располагающей один этап после другого, выстраивающей единую линию развития", - пишет Л.Г. Федорова. Постмодернизм отнюдь не отменяет всю предшествующую культуру, но надстраивается над ней, а для "возникновения постмодернизма как специфического мировоззрения и представления о культуре необходим был социально-исторический и эстетический опыт XX в.".

Когда говорят о первом этапе перехода модернизма в постмодернизм в русской литературе, обычно упоминают тот период творчества Георгия Иванова (1894-1958), который считается своего рода мостом из Серебряного века к современным поэтическим экспериментам. Речь идет о 30-50-х годах, когда в произведениях Георгия Иванова, и в частности в его поэме "Распад атома" (1938), появляются ноты, явно предвосхищающие эпоху постмодернизма. Стихотворение "Друг друга отражают зеркала...", по мнению И.Н. Ивановой, "разыгрывает любимые темы модернизма, освещая их постмодернистским светом" (5, с.80). Однако в самых, казалось бы, постмодернистских произведениях Г. Иванова сквозь "юмор висельника" просвечивает все же "отблеск нестерпимого сиянья", выход к какому-то новому гуманизму (5, с.81).
В постмодернизме можно выделить два категориальных доминантных качества, пишет Я.В. Погребная: 1) "принцип айсберга", т.е. уход текста корнями вглубь истории и культуры; 2) ориентация культуры не на действительность, а на культуру же. Формируя нового читателя, постмодернизм создает и новую действительность, в которой реальной жизнью живут не только люди и вещи, но и символы, созданные людьми. Истинное имя табуируется, заменяется псевдонимом, даже превращается в псевдоним (Саша Соколов, Пригов Дмитрий Александрович) или заменяется именем двойника (Алиханов у С. Довлатова, Мемозов у В. Аксенова).

Эстетическая концепция В.В. Набокова занимает особое место в истории русской культуры. Взаимоотношения его с читателем обычно определяют как "игру в прятки". Замена истинного имени героя псевдонимом "обеспечивает ему возможность сверхбытия, движения между мирами, ни один из которых не может быть признан действительным". Сам В.В. Набоков говорит о расплывчатости понятия реальности. Имена Марина, Аква и Люсинда ("Ада") не столько называют героинь, сколько указывают на стихии моря, воды, света. Удваивающиеся имена Герман ("Отчаяние") и Гумберт ("Лолита") указывают на их замкнутость в "метафизическом кругу".

Если постмодернизм не предполагает обязательной локализации в историческом времени, то идеи и символы ОБЭРИУ, охарактеризованные Н.А. Заболоцким в "Манифесте ОБЭРИУ", совпадают с современными инвариантами постмодернистского метода. Для творчества А.И. Введенского характерен деконструктивизм, приемы его поэтической техники можно назвать "обратной интерпретацией". Это означает, что одновременно с языковой первичной интерпретацией включается еще одна интерпретация, связанная с системой языковых символов. Это сближает творческую индивидуальность А.И. Введенского с "ситуацией постмодернизма". В 30-е годы обэриуты были первыми в России постмодернистами и одновременно последними наследниками традиций модернизма - футуристической и символистской. "Виртуальность" мира, феномен "двойственного присутствия", отсутствие категории Истины - таковы, в частности, признаки постмодернизма в поэзии А.И. Введенского. Текстам поэта также присущи интертекстуальность (в связи с чем актуализуется проблема авторства), отказ от традиционного мышления.

Появление в России романов Саши Соколова совпало с расцветом русского постмодернизма, напоминает И.В. Ащеулова. практически все зарубежные исследователи творчества Саши Соколова причисляют его к модернистам, а все русские литературоведы и критики - к постмодернистам. Действительно, когда пространство "Школы для дураков", будучи миром ужаса и хаоса, трансформируется в пространство детства, а "школа" воспринимается как "школа жизни", то это не что иное, как конфликт модернизма. Эта тема продолжится и в романе "Между собакой и волком". Мифопоэтическая проза Саши Соколова характеризуется не только созданием мифа, но и его разрушением. Мифологические, религиозные, философские, литературные архетипы здесь "пародируются, сталкиваются, переосмысляются, оспариваются".

Абсурд и логика сосуществуют в образе человека XX в., причем первый классифицируется, исходя из того, какие законы последней он нарушает, пишет В.С. Воронин. В рассказе Д. Хармса "Вываливающиеся старухи" ирреальность смыкается с реальностью. Так, персонаж хармсовского "Сонета" забывает о том, что "идет раньше 7 или 8", а в "Диких животных сказках" Л. Петрушевской насекомые "купили себе аэрозоль от насекомых, чтобы не скучно было в дороге, и начали делить". Словом, абсурд нарушает правила логики: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.


Похожая информация.


31. Взаимодействие реализма и модернизма в «неореалистической» прозе 1910-х гг. (Е. Замятин «Уездное» / А. Ремизов «Неуемный бубен» / И. Бунин «Господин из Сан-Франциско»)

Источники:

1. Реализм и неореализм // Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов) М., 2000.

2. Эйхенбаум Б. Страшный лад; Лесков и современная проза // Эйхенбаум Б. О литературе. М., 1987.

Начиная с 40-х годов XIX столетия, русская литература развивалась под преобладающим воздействием одного художественного направления (имеется в виду его полновластие в прозе – господствующем литературном роде своего времени) – реализма, и многие противостояния, даже самые решительные – творческие, идеологические – разыгрывались внутри него. Но с постепенным утверждением в 1890-е гг. нового, модернистского искусства литературное движение становится полем соперничества двух особых систем художественного мышления, адепты которых на первых порах бывали весьма запальчивы и нетерпимы друг к другу.

На рубеже веков модернисты противопоставляли себя «реалистам», писателям сообщества «Знание» (во главе с М. Горьким). Острые словесные баталии между двумя сторонами свидетельствовали, разумеется, о реальных различиях сторон, но не отражали всей сложности их взаимоотношений . Между символистами и «знаньевцеми» намечалось постепенное сближение. Симптоматические контакты возникли в годы Первой русской революции (1905 г.) на почве общей оппозиции существующему политическому режиму.

В дальнейшем, со второй половины 1900-х – начала 1910-х гг., контакты расширялись и видоизменялись, все сильнее затрагивая глубинные, собственно творческие слои – миросозерцательные и художнические, стимулируя интерес к обмену опытом. Симптоматично высказывание Брюсова в речензии на «Жемчуга» Гумилева в 1910 г.: «В наши дни “идеалистические” искусство вынуждено очищать позиции, занятые слишком поспешно. Будущее явно принадлежит какому-то еще не найденному синтезу между “реализмом” и “идеализмом”». В те же годы мысль об объединяющем слове, которое должно примирить все школы, родилась и у адептов реализма. Но они подходили к ней с другой стороны. Если Брюсов сетовал на избыток «идеализма» в творчестве единомышленников, то иная литературно-критическая среда – как раз на недостаток его в предшествующей реалистической литературе.

Именно в это время, (конец 1900-х – нач. 1910-х гг.) получает широкое хождение термин «новейший реализм» (или «неореализм» или «новый реализм»). Но в это понятие вкладывались неодинаковые смыслы:

1). С одной сторон, в «новом реализме» усматривали процессы, протекавшие внутри реалистического движения: отмежевание от натурализма конца XIX века, возвращение к традиции классического реализма и обновление ее за счет отдельных «технических» завоеваний модернистов.

2). С другой стороны толкование понятия «неореализм» в модернистском кругу шло встречным путем и, однако, заключало в себе особые смыслы. М. Волошин, например, в статье «Анри де Ренье» (1910 г.) пишет, что материнское лоно «неореализма» - все же символизм, и переход от символизма к новому реализму – это, по сути, коллизия внутри модернистского движения

От Белого и Сологуба до Бунина и Куприна – таков диапазон имен, приобщенных к «новому реализму», если иметь в виду общую картину суждений и мнений того времени.

Зарождение «неореализма» в России происходило на фоне процесса преобразования реализма в мировой литературе вообще, протекавшем на грани столетий под воздействием общеисторический причин (необходимость осмыслить принципиально новое состояние мира) и причин внутрилитературных (резко обострившееся к тому времени ощущение исчерпанности прежних художественных форм и поиски нового языка).

Те же причины действовали и в русской литературе. Кроме того, историческая реальность нашей страны также оказала значительное воздействие на ход литературного процесса. Прежде всего, речь идет о политической реакции, последовавшей за Первой русской революцией. При этом и для модернистов, и для реалистов общемиросозерцательные уроки произошедшего оказались важнее, чем его прямая общественно-политическая суть. Отсюда такая особенность «неореализма»: повествование, прямо или завуалировано обращенное к событиям политической истории привлекает «неореалистов» меньше, чем стихия быта . «Тоска по быту» - так характерно названа статья Мариэтты Шагинян. Шагинян пишет о полемичной пристрастности «неореалистов» к плотной, материальной жизни в противовес символистским «мирам иным». При этом Келдыш (статью которого, я, кстати, все это время пересказывала) выделяет два типа бытописательства:

1). «История через быт» - «бытовое» противопоставляется «историческому». Творчество «бытовиков», хотя и сохраняет постоянное присутствие истории, но удаляется от исторической арены как прямого «объекта». Из житейского обыденного материала извлекается широкая проблематика. Приверженцев такого бытописательства Келдыш относит к «социологическому реализму».

2). «Бытие через быт» - особый синтез бытийного и социально-конкретного мировидения с возвышением первого над вторым.

Примечательно, что бытовая тема часто связана с образом обширного русского захолустья. В русской общественной и духовной жизни того времени наблюдался возрастающий интерес ко всему «уездному». Именно оттуда ждали ответы на мучительные вопросы о будущем России. Образ уездной глухомани, захлестнутой обывательской стихией, мы видим и в повестях Ремизова «Неуемный бубен» (1909 г.) и Замятина «Уездное» (1913 г.). Действие в обоих произведениях происходит в глуши: конкретное место не называется: у Замятина – просто «уездное», «наши места», у Ремизова – «наш город». Внимание рассказчика сосредоточено исключительно на быте. Подробно, во всех мелочах описывается повседневная жизнь героев: их занятия, бытовые привычки, вещи, окружающие их, почему-либо важные или совсем не важные для них.

Особого внимания заслуживает вопрос об эволюции литературного героя в произведениях «неореалистов». Если в реализме конца 90-х представление о должном типе человека связывалось с волевым импульсом, непосредственно действенным началом, с помыслами о героической индивидуальности, то реалисты новой волны привержены к строю обычного, повседневного существования, в котором нет ничего героического. Их герой – не просто «не герой», а и вовсе человек «не мыслящий». Это определение можно отнести к персонажам всех трех произведений: к господину из Сан-Франциско, к Анфиму Барыбе («Уездное») и к Ивану Семеновичу Стратилатову («Неуемный бубен»). Они не просто «не мыслящие», они прямо-таки сравниваются с неодушевленными предметами. Так, «Уездное» заканчивается словами, относящимися к главному герою: «Будто и не человек шел, а старая воскресшая курганная баба, нелепая русская каменная баба». «Неуемный бубен» - тоже понятно – название повести – это прозвище, которое дали Стратилатову сослуживцы, а автор, называя так повесть, закрепляет эту характеристику героя. Что касается бунинского «господина», то он, мало того, что безымянен, так еще и умирает и не аллегорически , а по настоящему превращается в так сказать неживой предмет.

Для всех трех рассматриваемых произведений характерно стремление думать не только в категориях сего дня, но и в гораздо более широких. Глухомань, изображенная Замятиным и Ремизовым далеко не исключительна, читателю она сразу напоминает хорошо ему известную глухую провинцию из произведений Островского, Гоголя, Лескова, с ее «домовитым, богомольным, степенным народом», которому «с полной утробой сладко спится после обеда», у которого «»калитки на засовах железных», а «над головой вода мутная да сонная». И герои, как Замятина, так и Ремизова – образы обобщенные. Они связаны с предшествующей литературной традицией (ремизовский Стратилатов напоминает гоголевского Башмачкина – переписывание сюжета о «маленьком человеке»), а кроме того показаны как типы, как воплощение русского народа в целом (в образе Барыбы воплощена слепая стихийность, животное, «немыслящее» народное начало). Что касается Бунина, у него показана мертвенность и косность западного, «цивилизованного» мира, а не русской глуши, что не отменяет однако глубины обобщения, а просто направляет обобщение в несколько другую сторону.

Еще один важный вопрос, касающийся «неореализма» - вопрос типа повествования. В обновленном реалистическом движении (это я так называю «неореализм» для разнообразия) лирическое повествование, характерное для символизма, уступает место предметно-изобразительному, а то и щедро описательному. Интересно однако, что нарастающая описательность не вытеснила субъективность, а преобразовала ее. Самые отчужденные от личностного начала элементы теперь тесно сплетаются с ним, сохраняя при этом объективную самоценность. В свою очередь лирический голос автора все чаще теряет обособленность, растворяетя в «картине», входит в структуру внешнего «объекта». Явлены таким образом две встречные тенденции: с одной стороны, «приручение» лирической стихии; с другой – раздвижение эмпирических границ предметного образа, приобретающего в ряду случаев широко символизированный смысл. В этом смысле характерен пример Бунина, у которого из множества мелкого и дробного, мозаичной россыпи фактов то и дело возникает – путем мозаичного подбора «бесстрастных» подробностей – широко обобщенный, напряженно-эмоциональный образ почти символического смысла. В образной символике «Господина из Сан-Франциско» есть и чисто условная: появляющийся в конце рассказа образ Дьявола – символическое запечатление «сатанинской» сущности современного писателю мира. Однако и тут, вопреки, казалось бы, жанровой природе повествования, основная смысловая нагруженность приходится на описательную стихию. Чисто бытовые – по внешности – ситуации произведения равноправно входят в его общий притчево-иносказательный строй. Так у Бунина обобщенно-экспрессивное начало органично соединяется с элементами традиционно описательного стиля.

И наконец, последняя важная особенность «неореализма» - повышенный интерес к сказовой форме . (Напомню, что сказ – это форма повествования, которая в своей лексике, синтаксисе и подборе интонаций обнаруживает установку на устную речь рассказчика – определение Б. Эйхенбаума). Повествование автора становится изустной речью, поведанной «чужим» языком. Этот путь был подсказан и Гоголем, и Лесковым, а в тогдашней литературной современности – прежде всего Ремизовым. И «Неуемный бубен», и «Уездное» - яркие примеры сказа. Повествователь приноравливается к языку обитателей того самого захолустья, где разворачивается действие. (примеры я приводить не буду – не наизусть же вы их будете заучивать). Интересно, что сказовая манера выдерживается непоследовательно. Повествователь время от времени переходит-таки на речь «интеллигентную». Так обнаруживается условность «самоотчуждения» повествователя, иллюзорность этой видимости. Эта условность проявляется и в том, например, что «сказителя» нередко занимают такие вопросы, которые вряд ли заинтересовали бы простолюдина. Так проявляется сопряжение личностного и объективорованного начала, о чем уже шла речь выше.

Это все, что я имею сказать по данному вопросу.

Хотя, пожалуй, стоит упомянуть еще пару фактов:

«Неореалисты» 1910-х гг. распределились по двум так сказать платформам, это: «Книгоиздательство писателей в Москве» (образовано в 1912 г., Бунин к нему принадлежал, идеологом же был Вересаев) и петербургский журнал «Заветы» (в том же году появился, вокруг него, помимо прочих, группировались Ремизов и Замятин).

Реализм – напр-е в мировом ис-ве, широкое распр-е во 2п. 19в., проявляющее себя и в после­дующие эпохи культурного развития. Для реализма хар-но стремление к объект-му изобр-ю жизни, что достигается путем сле­дования принципам социального, исторического и психологичес­кого детерминизма (обусловленности) образов. Реалисты пыта­лись представить мир во всей его сложности и противоречивости, но вместе с тем цельным. Реализм стремится познать законы дей­ств-ти для того, чтобы изменить ее к лучшему. Искусство в реал-е - ср-во познания человеком самого себя и окруж-й действ-ти. Для реалистов не суще­ствует запретных тем, поскольку их основные требования к искус­ству - достоверность, точность, правдивость. Важнейшими черта­ми реалистической эстетики являются народность и исто­ризм. Герой в реалистическом произведении - это обычный человек, как правило, типичный представитель конкретной исто­рической эпохи, определенного социального круга. Поскольку ре­алисты стремятся к изображению жизни личности во всей ее це­лостности, величайшим открытием реализма становится психоло­гический анализ. Рус-й реализм с тв-ва Пушкина. К к.50-х гг. формируется специфическая особенность русско­го реализма, когда литература начинает осмысливаться как "учеб­ник жизни " русские реалисты искренне верят в то, что их открытия помогут людям стать лучше. Литература отражает злободневные проблемы. Для неореализма хар-но : выбор малых жанровых форм (рассказ, повесть, неб. пьесы); фрагментарность повествования, калейдоскопичность; процесс перетекания жанров (в краткую форму вкладывалось глубокое содержание – густота письма) Например – Куприн.

Модернизм - философско-художественная система, сложившаяся в культуре в конце XIX - начале XX в., реализовавшаяся в таких направлениях, как сим­волизм, экспрессионизм, акмеизм. Ряд исследователей относят к модернизму и авангардные направления. Философской основой модернизма стали концепции Ф. Ницше, А. Бергсона. 3. Фрейда, К.Г. Юнга, М. Хайдеггера и др. Модер-м в своем развитии проходит ряд стадий: декадентство, собственно модер­низм, неомодернизм. Верхней хронологич-й границей модер­низма принято считать 60-е гг. XX в., когда на шкале культурно­го развития его сменяет постмодернизм. Основными чертами фи­лософии и эстетики модернизма являются: 1) идеалистическая установка по отношению к реальности - сознание признается первичным; 2) стремление моделировать собственную реальность, а не описывать существующую; 3) основной категорией модер­низма становится понятие текста, который признается высшей реальностью и формируется не посредством отражения объектов действительности, а путем воспроизведения и осмысления "окуль­туренных" объектов, локализованных в текстах-предшественниках; 4) сверхценной для модернизма является идея построения текста как "путешествия" по лабиринтам глубоко индивидуализированного сознания, зачастую отличающегося патологически у характером; 5) технически усложненная манера письма.

Литература к. 19-н. 20 вв. Литература Серебряного века. В лит-ре смена эпох вылилась в формотворчество. С прошлым расставались без сожаления, радовались смене эпох. Появление новых направлений, течений в ис-ве всегда свя-сь с пониманием места и роли чел-ка в мире, вселенной, с изм-м самосознания чел-ка.

Декаданс - особый тип мироощущения, сложившийся и оформившийся на рубе­же 19-20 вв. и нашедший яркое и законченное воплощение в целом ряде фактов культуры этого периода. Устойчивые черты: чувство так называе­мой "рубежной усталости" , вызываемое лично испытываемым по­чти физическим ощущением тяжести опыта предш-х поко­лений; иррационализм и мистицизм в оценке явлений и событий; пессимизм по отношению к настоящему и особенно к будущему; апокалипсические ожидания; восприятие собственной жизни как мучительного и бессм-го прозябания, от кот-го может из­бавить только желанная смерть; подчеркнутый интерес к анормаль­ным, патологическим состояниям: безумию, суициду (самоубий­ству), садомазохистскому комплексу и т. п.; аморализм, демонстра­тивное пренебрежение общепринятыми этическими нормами. Не являясь сам по себе течением или направлением в искусстве, дека­данс обусловил как творчество отдельных авторов, так и практику целых художественных направлений. Одним из самых ранних про­явлений декадансных умонастроений стал французский символизм. В русской литературе под знаком декадансных установок развива­лись такие явления, как предсимволизм и старший символизм.

Символизм - первое литера­турно-художественное направление модернизма, возникшее во Фран­ции в 60-е годы XIX в., характерна предельная субъек­тивность по отношению к миру, порожденное кризисом позитивизма и реализма (П. Верлен, А. Рембо, О. Уайльд и др.). Фил-я основа- идеализм, в частно­сти, его установка на дуальность мира: параллельное существова­ние прекрасного мира совершенных идей и ничтожного мира реаль­ных вещей. Свои теор-е представления символизм черпает в работах А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, в творчестве Р. Вагнера. На основании этого форм-ся общий миф симво­лизма - искусство есть высшая реальность, - т.к. только посредством искусства чел-к способен приблизиться к высшей истине, прозреть истинную сущность окружающих его явлений пу­тем установления аналогий между реальными вещами и совершен­ными идеями. Средством постижения этой сущности становится символ. Русский символизм прошел в развитии 3 стадии: предсимволизм (И. Анненский и др.), старший символизм (Д. Ме­режковский, 3. Гиппиус, В. Брюсов, Ф. Сологуб и др.), младший символизм (А. Блок, А. Белый и др.). Наиболее оригиналь­ным, не имеющим аналогов в европейской традиции, явлением в составе русского символизма представляется младосимволизм, ба­зировавшийся на философских идеях В. Соловьева. Характерными чертами символизма являются: тенденция к жизнестроительству (пе­реживание жизни как художественного текста), неомифологизация, подчеркнутая реминисценционность текстов. Д.С. Мережковский, один из крупнейших теоретиков модернизма, выделял три основные черты поэтики символизма: мистическое содержание, символизация и "изощренный импрессионизм" в области формы.

Акмеизм - русская поэтическая школа модернистской ориентации, возникшая в 10-е гг. XX в., во многом явившаяся реакцией на кризис символизма. В качестве основного принципа изображения мира акмеизм декларировал осознание ценности всех элементов его составляющих, от самых "высоких" до самых "низ­ких": "все явления - братья" (Н. Гумилев). Высшей целью сво­его творчества акмеисты провозглашали возвращение современ­ному человеку утраченного "праздника миросозерцания". Акме­изм проповедовал конкретно-чувственное восприятие "вещного мира", в реалиях которого можно прозреть ту самую "недости­жимую" истину, к познанию которой тщетно стремились симво­листы. Наиболее яркими представителями акмеизма были Гумилев, Городецкий, Ахматова. Мандельштам.

Футуризм - направление аван­гардного искусства, возникшее в начале XX в., наиболее широко распространенное в Италии и России. Теоретическая платформа направления была в основном оформлена в работах Ф.Т. Маринетти. С точки зрения футуристов, основными характеристиками современного мира были: энергия, риск, дерзость, скорость, что реализовывалось в стремлении представителей этого течения пе­редать динамику мирового процесса, поэтому старые формы ка­зались им непригодными. Футуристы стремились осуществить реформу поэтического языка посредством введения "свободного" синтаксиса, звукоподражания, словотворчества, актуализации ассоциативной природы образа. Излюбленными темами футури­стов были технократические, урбанистические, милитаристичес­кие темы. Практика футуризма связана с попыткой эстетически осмыслить действительность как стремительно несущийся поток, хаотично фиксируемый сознанием "человека толпы". Авангард­ная прагматика футуризма влекла за собой эпатирующий харак­тер его искусства. Русский футуризм был крайне неоднороден и был представлен различными группировками, соперничавшими между собой. К ним относились: "Гилея" (кубофутуристы В.В. Ма­яковский, В. Хлебников, Д. и Н. Бурлюки, В. Каменский, А. Круче­ных и др.), "Ассоциация эгофутуризма" (И. Северянин, И. Игнатьев и др.), "Центрифуга" (С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев и др.), "Мезонин поэзии" (В. Шершневич, Р. Ивнев и др.).