Римская и византийская мозаика. "византийская мозаика". Храмы и мозаики Равенны: невыразительность и роскошь



Другие особенности византийской мозаики

В более поздние времена исследователи обращают внимание на то, что кубики укладываются плотно друг к другу, а четкость контуров при этом продолжает прослеживаться. Также среди особенностей более поздних образцов византийской мозаики можно назвать правильные пропорции человеческих тел. Часто они изображаются мастерами в движении или в повороте. Часто изображение передано, так, чтобы была видна объемность изображения. Это в какой-то степени оживляет изображения, но наличие четких контуров все же делает их довольно сухими.


Что представляет собой византийская мозаика? Это древнее искусство составления из мелких одинаковых частиц какого-то образа или картины. Как правило, так выполнены большие картины, которые предназначены на то, что на них будут смотреть на большом расстоянии. В таком случае картина будет отличаться неровностями, которые как-будто оживляют изображение, а также поверхность картины будет казаться издалека бархатистой.

Материалы для византийской мозаики

Еще с древних времен в Византии был изобретен превосходный материал для выполнения картин византийской мозаики – смальта. По сути, этот материал был стеклом, в которое добавляли частицы металлов для придания ему определенных оттенков. Так с добавлением золота, стекло приобретало золотой блеск. Именно этот блеск, побудил многих мастеров выбирать золотую мозаику для фона картин. Еще в расплавленную массу смальты добавляли в разных соотношениях медь и ртуть. Так древние мастера добивались того, что частички мозаики приобретали различные оттенки, необходимые для создания композиции.


Происхождение византийской мозаики

История византийской мозаики восходит к третьему или четвертому веку нашей эры. Именно этим временем датируются одни из самых древних образцов мозаики. Интересно, что искусство это было в самом расцвете в шестом и седьмом веках, а затем было возрождено и постоянно использовалось на протяжении периода с девятого по четырнадцатый век. В основном образцы этого искусства представляют сюжеты на библейскую тему, следовательно многие из них располагаются в различных религиозных зданиях.


Особенности византийского стиля

Как уже упоминалось выше, главной особенностью византийского стиля служил золотистый фон, который присущ для большинства картин. В качестве техники набора применяется обычно прямой набор. Еще одной особенностью мозаичных панно выполненных в византийском стиле, является наличие четких контуров каждого объекта представленного в картине. Как правило, чтобы добиться этого, для контура использовались кубики мозаики, выкладываемые в ряд. Если картину разглядывать с большого расстояния, то такие контуры позволят сделать действующих персонажей более заметными на золотом мерцающем фоне.

Византийские мозаики

После распада Римской империи в IV в. Византия на правах правопреемницы традиций сохранила дух и принципы римских мозаик. Их смысловое звучание получило здесь дальнейшее развитие: прагматичное декоративное искусство перешло в разряд культового творчества.

Искусство мозаики переживает в Византии IV–XV вв. невиданный расцвет. Византийская мозаика прежде всего использовалась для украшения храмов. Здесь отделывают мозаикой интерьеры храмов от пола до купола, выкладывая смальтой колоссальные площади. Вероятно поэтому трактовка образов утратила волнующую реалистичность, она стала более условной. Мозаичные картины Византии изображали христианских святых, чьи образы были малоизвестны и неконкретны в сравнении с их делами. Если мастера античности копировали окружающую действительность, то византийские мастера моделировали свой мир по схожести с реальным.

В Византии мозаика превратилась в имперскую технику. Предназначение мозаики определяло и размеры изображений, и монументальность композиций, и характер кладки. Бархатистость и живая неровность византийской кладки были рассчитаны на восприятие изображения с большого расстояния. Выдающиеся образцы искусства мозаики можно увидеть в византийских церквях.

Византийские мозаики – это преимущественно монументальные полотна, украшающие купола, ниши и стены, составляющие храмовые пространства с объемами в сотни и тысячи квадратных метров. Стены и своды некоторых храмов почти полностью были покрыты мозаикой.

Задолго до появления иконы мозаичное искусство было поставлено на службу христианства.

Начиная с Византии, последующее развитие мозаики прочно связывается с христианством. Идея божественности образов мира, который воссоздавался на стенах храмов, определила и материал, применявшийся для набора мозаик (рис. 3).


Рисунок 3. Фрагмент византийской мозаики


Византийские мозаики в отличие от Рима делались из смальты, глушенного (непрозрачного) стекла. Смальта почти не подвержена старению и естественному разрушению, поэтому византийцы рассматривали ее как неувядаемый «вечный материал, не подверженный тлению». Они были уверены, что смальта как материал воспроизводит характер небесного мира и Царствия Божия, а мозаика в качестве технического средства призвана воспевать это Царствие. Зачастую византийские мозаики называли «вечной живописью». В этот период были созданы мозаичные картины из сложных многофигурных композиций, вставок, орнаментов, в их числе мозаики в церквях Успения в Никее (1067 г.), Кахрие Джами в Константинополе (1316 г.)и многие другие.

Эпоха Византийской империи была временем высочайшего расцвета мозаичного искусства. Византийская мозаика со временем приобретает более утонченный характер, она составляется из более мелких модулей, что позволяет выполнить изящную кладку. Фон изображений по преимуществу приобретает золотой цвет, символизирующий божественный свет и необъяснимость тайны.

Мозаика в домах погибшей Помпеи удивляла и волновала поэта Иоганна Гете. Он писал, что каждый раз при взгляде на нее «мы все снова возвращаемся к простому и чистому восторженному изумлению».

С принятием христианства мозаика и мозаичное искусство появляются и в Киевской Руси в × в. Однако этот вид декоративно-прикладного искусства не получил широкого распространения по причине слишком высокой цены на материалы, которые везли из Константинополя. Византия установила государственную монополию на вывоз смальты. Поэтому мозаика на Руси служила символом роскоши и царственной власти. Два столетия мозаикой украшали главные помещения храмов.

Первый опыт появления мозаик на Руси – это украшение церквей Святой Софии (1043–1046 гг.). Исторические летописи свидетельствуют, что софийские мозаики набирали византийские мастера. Эти монументальные полотна по-прежнему чисты и красочны, хотя с момента их создания прошла почти 1000 лет.

Спустя полвека для другого собора – Архангела Михаила (1108–1113 гг.) в Киеве – мозаики набирали уже киевские мастера. Для чего на территории Киево-Печерской лавры было организовано полноценное производство смальты, теперь ее не нужно было доставлять по слишком высокой цене из Константинополя. Мозаичное убранство храма было выполнено из драгоценного материала собственного производства. Но затем последовали трагические события, связанные с татаро-монгольским нашествием, связи с Византией были прерваны, так наступила историческая пауза в развитии этого искусства на Руси. Оно было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII в.

Флорентийская мозаика

В Западной Европе в Средние века мозаиками украшали преимущественно храмы. Мозаичной техникой виртуозно владели и мастера исламского мира.

В эпоху Ренессанса в Европе сформировалась еще одна техника набора мозаики, которая была названа флорентийской. Именно во Флоренции она была разработана и отсюда позднее распространилась по всей Европе.

Принцип этой техники состоял в подборе разновеликих кусков из натурального камня. Они должны были плотно прилегать друг к другу и своей структурой подчеркивать характер живописуемого предмета. Разнообразие размеров и силуэтов кусков, из которых складывалась мозаика, определялось характером изображения.

Флорентийская техника базировалась на использовании природного рисунка в камне. Камень как художественный материал этого вида мозаики давал ей и цвет, и специфическую текстуру, присущую конкретной породе, чего нельзя получить каким-либо иным способом. Специфической особенностью именно этого вида мозаики стала полировка, которая помогала максимально глубоко и сочно выявить цвет камня с присущей ему структурой.

В эпоху Ренессанса в Италии мозаичные произведения создавались в специальных мастерских при крупных храмах. В частности, такие мастерские были при соборе Сан Марко в Венеции и соборе Святого Петра в Риме.

Вначале при создании мозаик по флорентийской технологии мастера использовали мягкие, легкие в обработке породы мрамора, которые добывались на юге Европы. Однако постепенно география техники расширялась.

В силу этих обстоятельств материал, который использовался для нее, становился все более разнообразным. Камень как расходный цветовой материал теперь поставляли со всех континентов, расширяя цветовой и текстурный потенциал этой техники (рис. 4).


Рисунок 4. Флорентийская мозаика


Примерно в 1775 г. римские мастера научились разрезать на микроскопические кусочки нити расплавленного стекла разнообразных оттенков. Это позволило им копировать известные произведения живописи в виде миниатюрных мозаик.

Русская мозаика

Русские мастера примерно с XIII в. оставались в стороне от развития этого вида искусства, трагические события татаро-монгольского нашествия и гибель самой Византии изолировали русские княжества от Европы, поставив их на грань выживания.

Только в XVII в. М. В. Ломоносов сделал попытку возрождения мозаичного искусства. Опытным путем, не имея возможности заимствования, он разработал технологию варки смальты, поставив ее производство фактически на промышленную основу. Применяя вновь созданный им материал, он вместе с учениками набрал полотно «Полтава» и серию портретов. Они являются редкостными не только для своего времени.

В Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге во второй половине XIX – начале XX в. велись большие работы по изготовлению смальтовых мозаик. За этот период здесь был создан ансамбль мозаичных картин и орнаментов, которые выделялись высоким мастерством.

Однако мозаичная инициатива М. В. Ломоносова не получила исторического развития. Новое и уже окончательное пришествие мозаики в Россию состоялось в середине XIX в., когда строился Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Стены собора предполагалось украсить мозаиками, для чего русские художники создали живописные полотна. Затем были приглашены итальянские мастера, которые помогали переводить изображения из техники масляной живописи в технику смальтовой мозаики.

Для производства материала при Академии художеств была образована специальная мозаична я мастерская, которая в числе прочих использовала и рецептуру изготовления смальты, разработанную М. В. Ломоносовым. Начиная с этого времени, художественное производство смальты было поставлено на поток. Благодаря этому искусство мозаики в России получило достаточно динамичное развитие, обрело свой академический стиль. В частности, храм Воскресения Христова, известный как храм Спаса на Крови, является крупнейшим в Европе произведением мозаичного искусства. В то же время он – несомненно, ярчайший в мире образец сочетания мозаики и архитектуры.

На Всемирной Парижской ярмарке, которая состоялась в 1911 г., были представлены интереснейшие изделия российских мастеров. Они при изготовлении мозаик использовали широкую палитру уральских самоцветов. Искушенная европейская публика была поражена сочностью цветов полудрагоценных и драгоценных камней, которые применялись при изготовлении объемных ваз. Специалисты отметили в них специфическую разновидность флорентийской мозаики, которую с того времени принято называть русской мозаикой.

Классическая мозаика

Исторические техники римской, византийской и флорентийской мозаики существовали и продолжали свое развитие вплоть до настоящего времени. В ходе объективных процессов развития искусства был выработан некий общий принцип, который принято называть традиционной классической мозаикой. Это универсальный обобщенный способ модульной кладки. Он способен варьироваться в зависимости от целей и приоритетов тех или иных художественных школ. Принцип называется классическим в силу своей собирательности и нацеленности на имеющиеся в истории искусств типичные образцы традиционного мозаичного творчества. Отдельные личные аранжировки основополагающих положений модульной мозаики не меняют главного принципа. Они без особых затруднений вписываются в общее название классической мозаики. Современная мозаика как вид искусства по-прежнему элитарна. Она способна удовлетворить запросы как материального, так и духовного характера. Многообразие современных материалов предоставило мастерам возможность широкого выбора техник и стилей при изготовлении мозаик (рис. 5).


Рисунок 5. Фрагмент классической мозаики

Мозаичные панно и мозаика о интерьере

История появления и развития мозаики как очень необычного вида искусства весьма интересна. Ее изумительно выразительная техника всегда позволяла создавать удивительные по красоте декоративные изображения. Материалы и техника их наложения на основу сделали мозаику наиболее долговечной формой декоративно-прикладного искусства, которая дошла до нас со времен античности. Итальянский художник XV в. Доменико Гирландайо назвал мозаику «вечной живописью». Мозаика порой сохранилась там, где разрушился даже камень.

Современная трактовка рассматривает понятие «мозаика» в части изобразительного творчества как декоративно-прикладное и монументальное искусство разнообразных жанров. Такие произведения формируют изображение с помощью компоновки, набора и закрепления на поверхности, чаще всего на плоскости, многоцветных камней, смальты, керамических плиток и иных, порой весьма необычных материалов. В наши дни мозаика продолжает быть ценным художественным средством оформления и внутреннего убранства помещений и их наружных поверхностей.

Художественные возможности мозаики поистине безграничны. С ее помощью можно создать декоративное изображение как в виде простого мозаичного рисунка – узора, ковра, растяжки, одиночного элемента отделки для образования акцента в интерьере, так и в форме сложной композиции и произведения живописи.

Процесс создания художественной мозаики состоит, как и прежде, в укладке ее элементов методом вдавливания в грунт, а также в наборе изображения на картоне или ткани с дальнейшим переносом его на загрунтованную поверхность.

История не сохранила ни имени мастера, который впервые додумался создавать мозаичные панно, ни даже страны, где это открытие произошло. Тем не менее такие панно попадаются среди развалин Древних Египта, Греции и Рима. Некоторый спад в налаженном производстве мозаичных картин произошел из-за смены общественной формации в Европе. С разрушением системы рабовладения некому стало делать черновую работу и колоть природный камень, мрамор и гранит на мелкие модули. Очень кропотливая ручная работа, которая требовалась для создания выложенных из мелких кусочков стекла и камня мозаичных панно, сделала их обладание привилегией очень богатых людей и персон королевской крови. Казалось, что композиции из мозаики могут навсегда уйти в прошлое. Однако мозаика не утратила своей популярности – мозаичные панно придавали интерьеру совершенно необыкновенный вид.

Со временем на смену утраченным старинным секретам пришли новые промышленные технологии производства и укладки мозаичных композиций. Постепенно в России было создано очень много мозаичных настенных панно в римской или византийской технике (рис. 6).


Рисунок 6. Мозаичный портрет Петра I работы М. В. Ломоносова


Возвращение стеклянной, а точнее, смальтовой мозаики через столетия на рынки Европы произвело своеобразную революцию в области создания мозаичных панно.

Смальтовую мозаику можно называть стеклянной только условно, хотя они производятся из одного сырья. Кусочки смальтовой мозаики намного прочнее обычного стекла. В процессе производства происходит обжиг расплавленной стеклянной массы в специальных печах при температуре 1200 °C. Обожженная стеклянная масса очень похожа на древнюю смальту.

По мере того как на Урале расширялась добыча природного камня, появилась и своя русская мозаика. Она развивала идеи флорентийской мозаики, используя мрамор и яшму, малахит и лазурит. Большую выразительность произведениям мастеров русской мозаики придавали как цвет камня, так и его естественный рисунок.

Теперь мозаикой стали выкладывать не только гладкие стены и своды, но и всевозможные архитектурные детали – колонны и пилястры. Помимо этого, мозаика появилась на различных декоративных предметах со сложной формой и фасонной поверхностью: вазах, чашах, шкатулках, предметах мебели, даже на ножках светильников. Отчасти этому способствовала новая техника выполнения мозаики.

В Европе была изобретена техника так называемого обратного набора. С помощью мозаик, выполненных в этой технике, в XIX в. было украшено великое множество ратуш, театров, церквей и других зданий. Данная техника состоит в следующем: в мастерской на бумагу (кальку) с рисунком будущей мозаики в натуральную величину наклеивают модули тыльной стороной вверх. Фрагмент за фрагментом набранную мозаику переносят на предназначенное для нее место, вдавливая ее тыльной стороной в закрепляющий состав.

После того как состав высыхает, бумагу и клей смывают. Словно переводная картинка, делается видной лицевая сторона мозаики.

Техника обратного набора существенно экономит силы и время при создании панно, но плоской поверхности несколько не хватает игры света, которая так оживляла средневековые мозаики. Благодаря технике обратного набора мозаичные панно и картины в наши дни украшают здания музеев, станций метро, торговых пассажей, парков и детских площадок во всем мире – от Калифорнии до Москвы, от Израиля до Японии.

Наборные маски ацтеков, которые инкрустированы агатом, обсидианом, яшмой и горным хрусталем, являются примером удивительно кропотливой работы древних мастеров мозаики с прочнейшими природными материалами.

Мозаичные панно благодаря своей гладкой, но имеющей грани поверхности, слывут идеальным средством отделки больших однообразных фасадов современных зданий. Архитекторы активно применяют столь необычный декор в своих проектах, поэтому пространственные и линейные величины таких мозаичных картин способны насчитывать десятки и даже сотни метров.

В процессе создания любой мозаики можно выделить 2 главных этапа: создание графической картины в цвете и последующее наполнение ее красками природных и искусственных материалов. Рисунок современной мозаичной картины доступно составить из разноцветных кусочков дерева, стекла, камня или перламутра. Кубики, столбики или пластинки одинаковой величины крепят на плоскость с помощью цемента, воска или клея.

Чаще мастера выполняют многоцветные мозаики, но иногда мозаичный рисунок создается на основе только 2 различных цветов (не обязательно черно-белого сочетания) или даже лишь 2 оттенков одного цвета.

Эффект крупных твердых мазков кистью достигается путем использования при кладке сравнительно больших кусочков материала. Панно, созданные в такой технике, прекрасно подходят для гостиной, украшения стен или пола в бассейне, для придания фасаду здания эксклюзивного вида.

Тонкие детали и плавные переходы цвета можно передать, используя очень мелкие кусочки. Они позволяют добиться эффекта целостности мозаичного панно.

Мозаичное панно способно быть или центральным элементом дизайна помещения, когда его размещают на стене, потолке или полу, или акцентировать внимание на других элементах декора.

Выполненное умелым мастером мозаичное панно трудно отличить от настоящей картины, оно может стать неожиданным эффектным акцентом в любом интерьере. Такое панно не требует большого расстояния для того, чтобы В ПОЛНОЙ мере оценить его красоту.

Искусство во все времена – авторское. Мозаики, созданные талантливыми художниками, несут на себе печать их дара, гения, запечатленного в смальте, камне, мраморе или ином материале. Художник или мастер воссоздает в работе свой духовный мир, образ мыслей, свое мировоззрение. Для чего он использует то или иное направление определенной школы, различные техники и стили. Поэтому каждые мозаичная картина или панно, как и любая картина, должна обладать своим стилем. Большой популярностью всегда пользуются панно, созданные в греческом, римском, или флорентийском стилях. Многие классические мозаичные картины отражают мотивы природы.

Смальта – искусственный материал, который создан в результате технического поиска любопытного человека. Застывшую смальту колют на модули нужного размера, из которых набирают мозаику. Величина каждого модуля определяется потребностями художественных задач.

В советские времена мозаика утратила свою прежнюю элитарную и храмовую принадлежность – мозаичные панно в стиле социалистического реализма призваны были украшать дворцы для народа: вокзалы, дома культуры и метро. Смальта, столь ценный и дорогостоящий материал, практически была превращена в строительный материал, которым покрывали огромные площади стен и фасадов. Эти здания, несомненно, выделялись среди прочих. Хотя новая роль мозаики принижала ее сакральную ценность, но это был своеобразный классический стиль (рис. 7).


Рисунок 7. Классическая мозаика советских времен


Классикой в искусстве мозаики можно назвать и собственно классицизм, и ампир, и барокко, и неоклассицизм, и эклектику. Классика – это все стили, которые существовали до появления модерна.

Модерн – это пороговый стиль, который полностью отвергает опыт предшествующих поколений; он возник как возмутитель спокойствия. Модерн часто рассматривают как буржуазную революцию в эволюционном постепенном развитии искусства. Стиль модерн слишком характерен, он принципиально разнится от всех прочих стилей, которые искусствоведы совокупно определяют как классику. Стиль модерн принес много нового в каждый вид искусства (рис. 8).


Рисунок 8. Стиль модерн в мозаике


Мозаике этот стиль подарил применение таких новых материалов, как керамика, стекло и фарфор. Вновь вернулась галька. Эти материалы стали использовать наравне с традиционной смальтой и камнем и как чисто наборный материал, как отдельные элементы и детали композиции.

Однако главное качество, которое модерн как стиль внес в искусство мозаики – разлом традиционных границ техники и смешение методов кладки. Стиль модерн принес новый «аномальный» вид кладки, в которой появилась разновеликость. Он нарушил модульную целесообразность и единство принципа создания мозаичной композиции. Нарушая все традиции и сложившиеся стереотипы, этот стиль стал скрещивать классическую и флорентийскую техники.

Теперь в одной мозаичной композиции могут встретиться кладки модулей, различных по характеру и размерам. Сам характер модульных фигур начал изменяться в зависимости от изображения. Если в классической мозаике использовались модули только определенных размеров и видов, то стиль модерн, ломая традиции, сочетал в одной и той же композиции традиционные прямоугольные модули с гипертрофированно вытянутыми и геометрически неправильно нарезанными модулями.

Самой колоритной фигурой эпохи модерна можно считать испанского архитектора Гауди. Фантастические архитектурные сооружения этого автора необычны даже для стиля модерн. Оригинальные и органичные мозаики Гауди до такой степени естественно ложатся в архитектурную среду, столь ярко подчеркивают экзотическую пластику форм, что если кто-то захочет подыскать им замену, то обязательно придется изменять и саму архитектуру.

После эпохи модерна даже само понятие классической мозаики стало существенно обширнее и пластичнее (рис. 9).

Современная мозаика составляется из самых различных материалов. В настоящее время насчитывается значительное число видов мозаики. Среди них все большую популярность приобретают блестящая, глазурованная, керамическая, прессованная, стеклянная и эмалированная мозаики.

Однако самым известным видом является стеклянная мозаика, которая изготовляется с применением венецианского стекла. Ее плиточки выпускаются со стандартными размерами от 1 × 1 до 5 × 5 см. Цветовая гамма стеклянной мозаики обильна и многообразна, она насчитывает более 150 цветовых оттенков.


Рисунок 9. Классическая постмодерновая мозаика


Смальтовая мозаика также имеет в своей основе стекло, созданное из природных соединений. Она отличается от мозаики из стекла матовой непрозрачной поверхностью. Это качество не лишает смальтовую мозаику неповторимой прелести. Она словно светится изнутри, потому что каждый модуль этой мозаики неповторим в цветовом оттенке.

Керамическая мозаика состоит из модулей, своим цветовым решением напоминающих обыкновенную керамическую плитку. Модули могут быть и покрытыми глазурью, и содержать различные кракелюры, т. е. мелкие трещинки, вкрапления и цветовые разводы.

Для необычных работ выпускаются особая коллекция с эффектом полудрагоценного камня авантюрина, а также «золотая» и «серебряная» мозаики. Изысканная мозаика с добавлением золота или платины выполняется мастерами вручную от начала до конца. Столь необычная мозаика, созданная руками золотых дел мастеров, применяется как элемент дорогого декора.

На сегодняшний день классическое исполнение мозаики из смальты, как и прежде, расценивается как самый изысканный вариант оформления интерьера в особых случаях. Каменная мозаика применяется по преимуществу для создания изображений на полу или террасах. Мраморная мозаика, а также керамогранит используются для отделки зданий общественного назначения.

Широкие технические характеристики, доступность, многообразие, высокий художественный потенциал и возможность импровизации сделали мозаику из стекла, стеклянных смесей и керамики в особенности популярной при отделке самых различных помещений. Именно эти материалы являются бесспорными лидерами среди современных мозаичных материалов, так как помогают претворить в жизнь любую творческую задумку мастера.

На протяжении последнего полувека взгляды художников обратились к еще одному виду материала для мозаики, который раньше использовался совсем по другому назначению. Это семена различных растений – из них делают необыкновенные панно и картины сравнительно небольшого размера. Они по достоинству способны стать украшением самого изысканного интерьера.

Важность выбора материала для мозаики трудно оспорить, тем не менее это еще не самое главное в создании неповторимого облика интерьера. Значительно важнее отдать предпочтение той или иной технологии создания мозаичного рисунка.

04-04-2015

Византийская мозаика состоит, как правило, из смальты. Несколько веков назад именно мастера из Византии открыли способ производства мозаики из смальты. Это открытие позволило применять достаточно недорогое и простое в обработке стекло в изготовлении высокохудожественных мозаичных полотен.

Принципы изготовления византийской мозаики

Технология изготовления представляет собой следующее: в сырьевую массу стекла добавляют различные материалы (золото, медь или ртуть) в необходимой пропорции. Таким образом, в результате византийские умельцы получали более сотни разнообразных цветов смальты. Несложными инструментами элементам мозаики придавали требуемую геометрическую форму, чтобы укладывать их в полотно и создавать требуемое изображение. Чаще всего мастера использовали элементы квадратной формы. Самую большую славу этому виду изобразительного искусства принесли полотна, выложенные из примерно похожих по размеру маленьких кубиков.

Основные отличия от римского направления мозаики

Римская мозаика решала как практически-функциональные вопросы, так и эстетические. В отличие от такого подхода, в Византии мозаики были скорее сугубо художественным решением и или украшали соборы, базилики и усыпальницы. Византийские мозаики в первую очередь решали визуальные вопросы оформления.

Сюжеты в римских мозаиках были очень разнообразны – от бытовых сцен до мифологических образов. Такую отделку использовали как в частных атриумах и общественных термах, так в административных и религиозных сооружениях. В Византии полотна были монументальны и грандиозны по масштабам и в основном имели исключительно религиозные сюжеты. Христианские сюжеты стали центральными для мозаичного изобразительного направления. Стремление произвести максимально сильное и благоговейное впечатление полотном на зрителя стало одной из движущих сил для поиска новых технологий, составов и цветовых решений.

Отличительные особенности византийских полотен

Главной особенностью религиозных мозаик византийского стиля стало использование экспрессивного фона золотого цвета. При укладке отдельных элементов применялась техника прямого набора. Надо отметить, что каждый элемент имел отличия в цвете и рельефе поверхности и своем положении на полотне по отношению к другим элементам и основе. Также существует особенность работы византийских ювелиров в техническом выполнении форм предметов – очертания предметов давали четкое изображение на мерцающем золотом фоне. В византийской культуре мозаика играла более значимую роль, чем в Западной Европе. Обычно церковная отделка в Византии состояла из золотых мозаик.

Образцы искусства мозаики

Мозаичное искусство процветало в Византийской империи с шестого по пятнадцатый века. Большая часть полотен утрачена в процессе многочисленных завоеваний и войн. Но дошедшие до наших дней дают представление о величии этого направления в декоративном искусстве.

Из известных, но не дошедших до сегодняшнего дня образчиков византийской мозаики можно отметить здание императора Юстиниана в Константинополе, располагавшееся в Святой Софии, и церковь Рождества Христова в Вифлееме.

До нас дошли фрагменты пола в Большом дворце Константинополя из мозаики, который был создан еще во времена Юстиниана. На довольно обычном неброском фоне изображены в классическом стиле растения, животные и числа. Примерно к тому же периоду относится портрет человека с усами, который вероятнее всего был готическим вождем. Также стоит отметить маленький так называемый «секретон» дворца, который был возведен в шестом веке Джастином II. Здесь использованы классические виноградные мотивы, напоминающие работы из Санта-Констанци. Также сохранились элементы декора с цветами в Церкви Ахейропойтос в Салониках, которые датированы пятым-шестым веками. Впечатляет сохранившееся изображение Св. Дмитрия в базилики Салоников.

В шестом веке центром развития мозаичного искусства становится Равенна. Также значительным центром для этого направления искусства была Истрия. В базилике в Парентиуме, построенной в середине шестого века, имеется мозаика с ликом Богородицы, которую окружают франкированные святые и ангелы. Также дошли до нас элементы мозаик в церкви в Пола Санта Марии Формозе, которые тоже датированы шестым веком. Эти полотна выполнены в классическом стиле константинопольскими мастерами.

Много полотен пострадало в восьмом веке в связи с иконоборческим движением.

Похожие материалы:


Византийская мозаика - это прежде всего мозаика из смальты . Именно византийцы разработали технологию производства смальты, благодаря которой это относительно экономичное и простое в обращении стекло стало основным материалом в монументальной живописи. Византийцы с помощью добавления в сырьевую стекломассу различных металлов (золото, медь, ртуть) в различных соотношениях научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты, а с помощью простых инструментов элементам мозаики можно было придать элементарные геометрические формы, удобные для укладки в мозаичное полотно. И все же основным мозаичным элементом стали кубики - именно композиции из аккуратно выложенных мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам.

Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и палеологовский ренессанс). Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и изображения Айя-Софии (Константинополь). Если римская мозаика решала наряду с эстетическими задачами чисто функциональные проблемы, византийская стала главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц, базилик и визуальные задачи вышли на первый план. Римские мифологические образы, зачастую игривые и жанровые, одинаково хорошо смотрящиеся и в частных атриумах, и в общественных термах, сменились грандиозными по замыслу и реализации монументальными полотнами на библейские сюжеты. Христианские истории стали центральной темой мозаик, стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты.

Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона . Мозаики выкладывались методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении, так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект движения всей картины.

Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.

Остров Торчелло

Всего в десяти километрах от площади Святого Марка в Венеции в тихих водах Венецианской лагуны расположен остров Торчелло. Полторы тысячи лет назад он был колыбелью Венецианской республики. На острове сохранилась византийская атмосфера, здесь находится самая древняя из византийских церквей.
Кафедральный Собор Санта-Мария Ассунта был построен в 639 году для жителей Альтино, спасавшихся на острове от давления лангобардов, захватывающих территорию Северной Италии.


Английский писатель Джон Рёскин повествует о том времени так: «Сразу видно, что строили ее изгнанники и страдальцы: торопливо возводя на своем островке этот храм, они искали в нем убежища, дабы предаться в нем истовой и печальной молитве, храм, который не привлек бы взора врагов своей пышностью»

Слева на фото Кафедральный Собор, соединенный галереей с церковью Санта Фоска

Снаружи собор имеет простые и строгие, лишенные пышности времен Ренессанса формы, и имеет типичную раннехристианскую схему с притвором и баптистерием, что составляет монументальный ансамбль.
Во внутреннем убранстве собора уникальная византийская мозаика XI и XII веков, считающаяся лучшей в Северной Италии, фрески, византийская резьба с павлинами, цветами и вьющимися лозами винограда, светящийся мрамор, разноцветные мозаичные полы, старинный деревянный потолок.

Вся структура собора Торчелло, византийская мозаика показывают неразрывную связь Запада и Востока.
Единая галерея соединяет собор с церковью Санта Фоска (итал. fosca - "темная, сумрачная"), построенную в первой половине девятого века по типу византийских мартириумов.

Восьмиугольная церковь Санта-Фоска с колоннами из греческого мрамора увенчана большим круглым куполом. Окруженная портиками с пяти сторон, в плане она представляет собой греческий крест.
Рядом с собором и церковью в XI веке была построена высокая колокольня,величаво возвышающаяся над лагуной.

Изолированность этого ансамбля, отсутствие украшений на фасадах, уникальные для послераскольного христианского мира мозаики XII века свидетельствуют о том времени, когда вера была молодой, гонимой и ее еще не затронула внутриконфессиональная борьба.

Внутри собора сокрыта настоящая сокровищница венецианского византийского искусства, сохранившаяся до настоящего времени. Идеальное сочетание между искусством и духовностью находит свое отражение в каждой детали - в том, как свет обтекает интерьер, в красоте украшенных тонкой резьбой мраморных колонн, разделяющих пространство на три нефа, в золотом сиянии мозаик.

Мраморный романский барельеф XI-XIII века с древом жизни, крылатыми драконами и павлинами, пьющими воду из чаши

Величественный храм Богородицы устилает прекрасный ковер из лепестков цветов и сложных геометрических переплетений мраморного орнамента византийской мозаики. Мозаика украшает и алтарную часть храма.

Посреди ослепляющего небесного золота под куполом парит Богородица в сине-золотых одеяниях с Младенцем на руках. Из огромных глаз по щеке ее катится слеза.

Образ Спасителя в абсиде южного придела

Здесь можно видеть самую раннюю из известных сцену Страшного Суда - грандиозную мозаику в шесть ярусов. Истоки изображения этого сюжета восходят к живописи христианских катакомб.

В верхней части мозаики в центре композиции изображен Христос - «Судия мира».
Справа и слева от Спасителя стоят ангелы - стражи Небесные.

В центре мозаики изображен Престол уготованный для Иисуса Христа, грядущего судить живых и мёртвых, на котором возлежит Евангелие - символ живого слова, Логоса, учения.
У трона Адам и Ева, молящие о милосердии и Ангелы.

Над порталом еще один образ Девы Марии, ходатайствующей за человечество в час суда и сопровождающей всех верующих своими молитвами.

Слева от Престола земля отдает мертвых, лежащих в ней, и они восстают из гробов в возрасте Христа. Звери-людоеды исторгают умерщвленных ими, а Ангелы возвращают их к жизни.

На мозаике справа другая сцена: здесь мертвецов отдает море. Их встречают Ангелы, трубящие в трубы, дабы восстали мертвые. "Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и Ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим"

Сцена взвешивания души: в то время как ангел взвешивает добрые и злые дела, совершенные человеком, бесы с длинными шестами пытаются склонить чашу весов в свою сторону.

Мозаичная картина, изображающая торжество праведников в небесном Иерусалиме.
На мозаике изображены Адам и Ева в Раю. У их ног первые люди на земле, прародители рода человеческого - как образ всего преклонившегося праведного, искупленного человечества. Рядом изображен благоразумный разбойник с крестом.
В дверях стоит херувим, после преступления Адама закрывший доступ в Эдем.

Мозаика с изображением картины ада.
Ангелы сопровождают в Ад нераскаяшихся грешников, среди которых и император в диадеме, и епископ с омофором, и иноверец в чалме, и все еще завернутый в похоронные пелены недавно умерший богатый человек. Где –то среди них есть и Атилла.

Все они изображены сохраняющими следы былого авторитета и значимости в обществе своего времени, в драгоценных украшениях и богатых одеждах, но их фарисейство, тщеславие и гордость – препятствие к тому, чтобы войти в царство небесное и обрести вечную жизнь. И, наоборот, покаяние, невзгоды, кротость, праведность - единственное условие для этого.

Ангелы не дают нераскаявшимся грешникам выбраться из ада, где им суждено гореть, мучимыми демонами.
Ад изображен в виде «геенны огненной» , в которой плавает страшный зверь, морское чудовище с сидящим на нем князем тьмы с душой Иуды в руках.


Мозаики грандиозны. Можно только представить, какое мощное впечатление они производили на рыбаков Торчелло, замкнутых в раннесредневековом религиозном самосознании, как устрашали и какую надежду верующему человеку они давали...