Сочинение на тему: “Фантастика”, “Научная фантастика”. Эссе на тему “Мой пристальный взгляд на особенности научной фантастики” Фантастика как средство осмысления реальности

Сочинение на тему: Фантастика как средство осмысления реальности


Фантастика - это особый способ изображения мира. Писатели-фантасты создают в своих произведениях картины «сверхъестественного», «ирреального». Основы фантастического метода в творчестве заложила, вероятно, фольклорная сказка, но художественная литература в значительной мере его развивает. Родоначальником жанра реально-фантастического романа является, пожалуй, Гофман (вспомним его «Эликсиры сатаны»). Русская литература также не обходит вниманием фантастику. В гротесковой манере пишут Гоголь, Салтыков-Щедрин, Лесков. В нашем веке эстафету подхватывает Булгаков. Литература XX века вообще поднимает фантастику на новую ступень, чрезвычайно популярными становятся жанры научной фантастики (А. Толстой, братья Стругацкие), фантастической утопии и антиутопии (Замятин, Войнович). В чем же заключается смысл обращения писателей к фантастическим сюжетам и обстоятельствам? Писатели создают некий экспериментальный мир, в котором разыгрываются модели поведения личности, делается попытка осмыслить истоки тех или иных проблем реального мира.

Фантастические эпизоды зачастую основываются на реальностях нашего мира, вымысел сочетается с действительностью. Реальность подчас настолько алогична, фантасмагорична, что не поддается обычному анализу. Поэтому, скажем, в романе «Мастер и Маргарита» появляется Воланд и его свита, которые за несколько дней сумели обнажить все ужасное, что видел Булгаков в душах москвичей. Иногда фантастическое перенесение действия произведения в будущее позволяет «додумать» результаты тех процессов, которые начались в настоящем. Роман Замятина «Мы» показывает, к чему придут люди, если в условиях глобальных исторических сдвигов XX столетия они забудут о вечных ценностях. Будущее в произведениях А. и Б.. Стругацких рисуется в назидание современности, обращение этих авторов к фантастике продиктовано вниманием к морально-нравственным вопросам существования человека. Даже вмешательство внеземных цивилизаций в дела землян («За миллиард лет до конца света») имеет целью образумить человечество, которое подвергает риску свою планету, ограничить науку, если ее развитие начинает представлять угрозу для людей.

Фантастика и реальность уживаются и в душах героев романа В. Орлова «Альтист Данилов» и А. Кима «Белка». Оба автора подчеркивают в своих произведениях приметы действительности: Данилов - артист Большого театра, отец героя Белки убит во время корейской войны. Герои обоих романов - люди творчества, а потому не могут существовать без фантазии и воображения. И авторы стирают грань между существующим и вымышленным, в результате чего фантазия становится одним из средств отражения эпохи.

У альтиста Данилова, «демона» по отцу и «человека» по матери, есть особый переключатель, переводящий героя из земной жизни («3») в жизнь небесную («Н»). На земле существуют реальные заботы, но он живет ожиданием некоего часа «Ч», когда герой будет призван к ответу.

Сказочные приключения и превращения происходят и с четырьмя героями «Белки». В процессе творчества, реализации замыслов они сталкиваются с носителями звериного начала, которые разными способами губят таланты. Лилиана Дмитриевна, соблазнившая юного Дмитрия, - хорек-вампир.

Жена Георгия оказывается тигрицей, поместившей талантливого мужа в золотую клетку. Во всемирной конференции «по домино» участвуют существа, похожие на людей, но являющиеся, по сути, хищниками. Лишь один герой, «…ий», может превращаться из человека в животное, а потому он умеет распознавать звериное нутро человека.

Конечно, все это аллегория. Цель, которую преследует своим романом А. Ким, глубоко реалистична. Автор стремится убедить читателей, что спасение мира заключается в том, что в людях должно восторжествовать творческое, человеческое начало, а не звериные инстинкты. Зло, мещанство и эгоизм - это понятия вневременные, это те пороки, которые всегда были присущи людям. Герои «Белки» не просто живут: они участвуют в великой схватке между Добром и Злом, и приметы реальности в романе подводят нас к выводу, что эта борьба происходит вокруг нас постоянно. Характерен и финал романа «Альтист Данилов», когда герой начинает понимать, что очень многое в его мире - плод фантазии, но фантастикой наполнена и реальность.

Использование фантастики в творчестве позволяет писателям открыть новые способы анализа действительности, усиливает нравственную направленность литературы и увеличивает ее возможности. Больше того, природа человека такова, что его всегда тянет заглянуть за пределы «познаваемого», а потому, как мне кажется, фантастические произведения всегда будут пользоваться популярностью.


Поделиться в социальных сетях!

Я увлекаюсь фантастикой много лет и я имею достаточно знаний.Обычному человеку иногода не понятно что такое фантастика.Давайте разберемся. Во-первых фантастика -это жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства или что-то сверхестественное.Надо начать с того почему я выбрала этот жанр. Ещев раннем возрасте без всяких на то глубоких причин я с огромным наслаждением поглощала научно-фантастические истории. «Приверженцем» научной фантастики я стала, когда мне было всего девять лет. И я до сих пор продолжаю изучать ее. Фантастика имеет и свои большие преимущества. Она может сообщить читателю чувство необъятности, красоты и возбуждающей таинственности вселенной. Она способна придать человеческое значение любопытным умственным выкладкам, таким, например, как подробная характеристика какой-нибудь из непохожих на Землю планет. Создавая приемами литературы намеренно упрощенные социальные ситуации, она может выразить авторское понимание социального механизма и, быть может, предложить думающему читателю одну-две новые идеи. Во-вторых научная фантастика учит смелее, глубже, острее видеть и воспринимать предельные возможности развития явлений больших и малых, материальных и бестелесных, устоявшихся и едва пробивающихся, почти бесспорных и почти невозможных. Воображение используется в ней так, как оно и должно, по-моему, использоваться, - чтобы постигнуть все возможные и мыслимые последствия того или иного человеческого действия, исследовать все «потоки времени» и «варианты вселенной», какие можно себе представить. Для воображения нет ни одной запретной области, какой бы малопривлекательной или с первого взгляда бесполезной она ни казалась. Научная фантастика позволяет созерцать весь мир, больше того, всю вселенную. Она дает нам возможность освободиться от национальных и идеологических ограничений. Она обостряет интерес ко всем наукам и всем областям знания, ко всем людям и всем разумным существам, пусть это и не «люди», ко всему, что обладает если и не разумом, то способностью чувствовать. Да, научная фантастика не знает границ! Сейчас я читаю книгу фантастики "Мой Домашний динозавр"

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

Проверьте пожалуста сочинение на наичее ошибок......запятых(там где они нужны и ненужны)...может как то можно подкоректировать сочиненеие.

Коля и Оля, лучшие друзья они знают друг друга еще с детского сада. И теперь они учатся в одном классе и сидят за одной партой.

На уроке русского языка классу дали задание написать сочинение на тему « Что такое Родина?». После урока ребята пошли в столовую, что бы поговорить на эту тему.

Что ты думаешь по этому поводу? - спросил Коля

У каждого человека есть своя родина,- ответила Оля, - но это понятие настолько широко, что каждый определяет его по -своему.

А я думаю, что для кото родина – это дом и двор где родился, и прошло детство. Некоторые называют родиной родной город. А есть и такие, для которых родина - весь мир и я отношусь к их числу.

Как же так? - спросила Оля. Ведь «ощущение» Родины приходит к каждому из нас в детстве и навсегда нам будет дорого то место, где мы провели его. Это и сугроб, в который ты падаешь со смехом, и ручей, в который пускаешь бумажные кораблики, и берёза под окном, и аллея в парке с деревьями – великанами, как из сказки. Это и смех счастливой мамы, и рассказы бабушки о «днях минувших», это и друзья, письма, ожидание и настроение.

Но для каждого человека это слово содержит в себе что-то своё личное, особенное и что-то общее, более значительное. - возразил Коля. И любовь к Родине – в каждом из нас с рождения, но и родина у каждого своя.

Да, в чём- то я с тобой согласна - сказала Оля. Но всё же я считаю, что Родина – это место где ты родился и вырос. И относится к ней нужно, как к матери с любовью.

Ребята долго еще бы говорили на эту увлекательную тему, но прозвенел звонок и они пошли на урок. Но теперь каждый из них точно знает, что для него значит слово «Родина».

Рассказывать обо всех сокровищах фантастической литературы – не хватит и толстого тома. Поэтому в своем произведении я расскажу о тех рассказах, романах и повестях, что нравятся лично мне.

даже самый маленький, рассказ. Читаешь, и будто живешь вместе с его героями. Таков же Роберт Энсон Хайнлайн – тоже автор, которого я очень уважаю.

Брэдбери и Хайнлайн предугадали массу изобретений человечества, а также массу проблем, с которыми придется столкнуться людям в техническом прогрессе. На меня огромное впечатление произвели романы Хайнлайна “Звездные рейнджеры”, “Кукловоды”, “Пасынки Вселенной”. Особенно последний роман, в котором рассказывается о судьбе людей, утративших память о цивилизации, ее привычки.

У Брэдбери я люблю почему-то больше всего детективный рассказ с жутким

названием “Как умерла Рябушинская”. Там говорится о красавице-кукле, которую создал талантливый мастер-иллюзионист. Кукла в итоге стала практически настоящим человеком, по-своему живым существом.

Что-то подобное можно встретить и у Станислава Лема в его романе “Солярис”. Тогда история появления погибшей возлюбленной и дальнейшая трагедия любви двух живых существ, пусть одна из них и совсем не была человеком, просто потрясла меня.

Из области русской фантастики признанными королями этого жанра я считаю братьев Стругацких – Аркадия и Бориса. “Улитка на склоне”, “За миллиард лет до конца света”, “Пикник на обочине” и “Трудно быть богом” стали моими настольными книгами. Не скрою, иногда я плакал над ними, ведь такие сложные препятствия приходилось преодолевать героям. И так иногда хотелось броситься к ним, помочь, разделить их ношу, что до сих пор не верится, что мир, который я так прочувствовал – книжный.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Все мы в детстве любили сказки. Невероятные приключения отважных героев в необычном окружении, магия, волшебство. Однако, все мы взрослеем, и сказки, если вы готовы и...
  2. Литература – это и искусство, и целая наука. В литературе есть разные стили, направления, жанры, виды, существуют различные приемы. Например, существует такой прием и направление,...
  3. Как я завидовала своей подружке, что у нее есть сестренка! Мы иногда гуляли с ней, забирали из садика. Я очень хотела, чтобы у меня тоже...
  4. Научная этимология Вообще-то этимология – это очень точная наука. Чтобы выстроить полноценную гипотезу о происхождении того или иного слова, иногда нужно собрать и осмыслить очень...
  5. Подготовка к ЕГЭ: Сочинение на тему Верность слову, 11 класс, сочинение на свободную тему, размышления о слове чести, обещаниях, верности Когда была совсем крохой (года...
  6. Чем я больше всего люблю заниматься и почему? В свободное время я люблю играть в ком­пьютерные игры. Это не только интересно, но и полезно. Хотя...
  7. 1. Особенность стиля писателя. 2. Анализ рассказов. 3. Роль реальности и фантастики. Рассказы Д. И. Хармса не всегда всем понятны. Кого-то они приводят в недоумение,...

« Необыкновенное приключение Саши»

Яркий летний закат. Природа необыкновенно красивая. Бескрайняя стальная гладь лесного озера простирается до самого горизонта. Я стою на его краю и боюсь сделать первый шаг. Озеро огромное. Вечерний тёплый воздух играет с весёлыми облаками, лёгким ветерком и розовыми заходящими лучами солнышка. Крылышки у бабочек покрываются капельками росы. Им пора спать, чтобы утром радовать своей пёстрой красотой птичек и людей, которые рано просыпаются и улыбаются миру.

На берегу стоят вековые сосны, словно иглы прокалывающие небо. Они много лет стоят в своём молчаливом величии. Встречают птиц весной и провожают осенью.

Я, маленькая частичка этого мира, тихо стою на берегу озера, улыбаюсь заходящему солнышку, беру на ладошку капельку и чувствую себя песчинкой, птичкой, весёлой стрекозой.

Вдруг на тоненькую травинку присел не комарик, не бабочка, не стрекоза, а маленький улыбчивый гномик. От удивления и восторга я долго моргала глазками и думала, что делать дальше.

Ты кто?

Я гном Тимошка, а ты кто?

Я девочка Саша. Давай дружить!

Я протянула ладошку и маленький гномик быстро перебежал ко мне. Согревая его своим теплом, я несла домой это маленькое чудо

и не верила, что такое бывает.

Дома было тихо все отдыхали. Гномик Тимошка устроился на маленьком кукольном кресле. На спичечном коробке, который заменял стол, стояла маленькая чашечка чая, печенье и первая летняя ягода- жимолость. Мы пировали. Гномик Тимошка спрашивал меня о людях, затем рассказывал о своей стране. Называется она Ягодная Лилиана: весёлая, яркая, сладкая. В ней всегда светит солнце, поют птички, порхают бабочки и очень много вкусных ягод.

Если у вас так хорошо, то почему ты здесь? –спросила я

В тот день всё было тихо и спокойно, мы обирали ягоды. Кто малину, кто землянику, кто шелковицу. Вдруг подул сильный ветер, он срывал листья, ломал и бросал ягоды на землю. Один сильный порыв ветра поднял вверх большую охапку листьев и понёс. Я тебе не сказал, на земле есть десять временных измерений. Вы живёте в десятом, а мы в восьмом. И вот от сильного порыва мембрана нашего измерения не выдержала и мы попали сюда.

Мы?- удивилась я.

Да я здесь не один. Знакомься мой братик Тимсон и сестричка Тисли.

Тимошка поднял полу кафтанчика и показались две весёлые мордашки маленького Тимсона и совсем крошечной Тисли.

Теперь задумалась я, что делать? Маму обманывать нельзя, а без её помощи гномики не выживут.

Мама готовила кушать. Мне было страшно, но взяв в ладошку Тимошку, я набралась смелости и рассказала маме. Мама моя очень добрая, она обрадовалась моим новым друзьям. Вместе с мамой и Тимошкой мы сделали домик для гномиков.

Маленький крошечный домик стоял на журнальном столе возле моей кровати. Утром я поставила у входа вазочку с яркими пахнущими мёдом цветами. На сладкий запах и яркие цветы появились первые гости. Это были котёнок Кнопа и попугай Кеша, из панциря показалась голова черепахи Снежаны. Кнопе понравился запах каши для детей-гномиков.

Детки не знали, что бывают такие огромные и красивые животные. Зверюшки быстро подружились с маленькими чудо- человечками. Они катали их по комнате. Гномики весело хохотали и смех был похож на перелив звонких колокольчиков.

Когда на небе зажглись первые звёзды малыши уснули. Тимошка присел на уголок моей подушки и мы долго шептались, делились своими секретами.

У меня был один большой секрет. Очень давно я гуляла по улице и встретила весёлую старушку. Мы долго разговаривали и её понравились мой фантазии. На прощание она подарила мне тоненькое колечко с голубым камешком. Старушка сказала, что с этим колечком я смогу становиться невидимой если повернуть колечко камешком к ладошке и загадать какое-нибудь место, куда я хочу попасть. Тимошка очень обрадовался, ведь у него появилась надежда вернуться в свою Ягодную Лилиану и снова увидеть папу, маму, друзей. Мы договорились утром попробовать побывать в стране гномиков.

Когда первые лучи солнца заскользили по окошку я открыла глаза и увидела своих новых друзей. Они были готовы отправиться в путь. Быстро позавтракав, усадив гномиков в кармашек, повернула колечко и сказала: « Хочу попасть в страну Ягодную Лилиану- родину моих друзей!»

Комната наполнилась яркими звёздочками. Они медленно закружились, затем быстрее и быстрее и какая то неведомая сила подняла меня. Через мгновение я уже стояла на яркой полянке среди ягод и множества цветных колпачков. Это были гномики. Их было так много, я даже боялась сдвинуться с места,что бы не наступить на малышей. Тимошка что-то сказал на своём языке и гномики выстроились в длинные шеренги по обе стороны от меня. Я присела на траву. Гномики, как огромная цветковая волна, подбежали ко мне. Они забирались на колени, трогали косички, весело хихикали.

Время пролетело незаметно. Солнышко стало клониться к горизонту и я засобиралась домой. Гномики собрали мне кувшинчик разных ягод. Мы договорились приходить в гости друг к другу, дружить измерениями. Гномики рассказали о седьмом измерении, где жили великаны и обещали познакомить нас, но это будет в следующий раз. Я повернула колечко камешком к ладошке, закрыла глаза и в следующее мгновение очутилась в своей комнате.

На столе стоял крошечный домик-напоминание о моих маленьких друзьях. Я угостила маму ягодами- подарком с удивительной страны маленьких человечков. За рассказом о моём путешествие вечер пролетел быстро.

Засыпая я услышала, как мама сказала: « Не удивляйся, моя дорогая девочка, на нашей круглой планете есть место всем на свете»

PS: Возможно продолжение приключений маленькой девочки Саши и её весёлых друзей – гномиков Тимошки, Тисли и Тимсона….

Фантастика как средство осмысления реальности

Фантастика - это особый способ изображения мира. Писатели-фантасты создают в своих произведениях картины «сверхъестественного», «ирреального». Основы фантастического метода в творчестве заложила, вероятно, фольклорная сказка, но художественная литература в значительной мере его развивает. Родоначальником жанра реально-фантастического романа является, пожалуй, Гофман (вспомним его «Эликсиры сатаны»). Русская литература также не обходит вниманием фантастику. В гротесковой манере пишут Гоголь, Салтыков-Щедрин, Лесков. В нашем веке эстафету подхватывает Булгаков. Литература XX века вообще поднимает фантастику на новую ступень, чрезвычайно популярными становятся жанры научной фантастики (А. Толстой, братья Стругацкие), фантастической утопии и антиутопии (Замятин, Войнович). В чем же заключается смысл обращения писателей к фантастическим сюжетам и обстоятельствам? Писатели создают некий экспериментальный мир, в котором разыгрываются модели поведения личности, делается попытка осмыслить истоки тех или иных проблем реального мира.

Фантастические эпизоды зачастую основываются на реальностях нашего мира, вымысел сочетается с действительностью. Реальность подчас настолько алогична, фантасмагорична, что не поддается обычному анализу. Поэтому, скажем, в романе «Мастер и Маргарита» появляется Воланд и его свита, которые за несколько дней сумели обнажить все ужасное, что видел Булгаков в душах москвичей. Иногда фантастическое перенесение действия произведения в будущее позволяет «додумать» результаты тех процессов, которые начались в настоящем. Роман Замятина «Мы» показывает, к чему придут люди, если в условиях глобальных исторических сдвигов XX столетия они забудут о вечных ценностях. Будущее в произведениях А. и Б.. Стругацких рисуется в назидание современности, обращение этих авторов к фантастике продиктовано вниманием к морально-нравственным вопросам существования человека. Даже вмешательство внеземных цивилизаций в дела землян («За миллиард лет до конца света») имеет целью образумить человечество, которое подвергает риску свою планету, ограничить науку, если ее развитие начинает представлять угрозу для людей.

Фантастика и реальность уживаются и в душах героев романа В. Орлова «Альтист Данилов» и А. Кима «Белка». Оба автора подчеркивают в своих произведениях приметы действительности: Данилов - артист Большого театра, отец героя Белки убит во время корейской войны. Герои обоих романов - люди творчества, а потому не могут существовать без фантазии и воображения. И авторы стирают грань между существующим и вымышленным, в результате чего фантазия становится одним из средств отражения эпохи.

У альтиста Данилова, «демона» по отцу и «человека» по матери, есть особый переключатель, переводящий героя из земной жизни («3») в жизнь небесную («Н»). На земле существуют реальные заботы, но он живет ожиданием некоего часа «Ч», когда герой будет призван к ответу.

Сказочные приключения и превращения происходят и с четырьмя героями «Белки». В процессе творчества, реализации замыслов они сталкиваются с носителями звериного начала, которые разными способами губят таланты. Лилиана Дмитриевна, соблазнившая юного Дмитрия, - хорек-вампир.

Жена Георгия оказывается тигрицей, поместившей талантливого мужа в золотую клетку. Во всемирной конференции «по домино» участвуют существа, похожие на людей, но являющиеся, по сути, хищниками. Лишь один герой, «…ий», может превращаться из человека в животное, а потому он умеет распознавать звериное нутро человека.

Конечно, все это аллегория. Цель, которую преследует своим романом А. Ким, глубоко реалистична. Автор стремится убедить читателей, что спасение мира заключается в том, что в людях должно восторжествовать творческое, человеческое начало, а не звериные инстинкты. Зло, мещанство и эгоизм - это понятия вневременные, это те пороки, которые всегда были присущи людям. Герои «Белки» не просто живут: они участвуют в великой схватке между Добром и Злом, и приметы реальности в романе подводят нас к выводу, что эта борьба происходит вокруг нас постоянно. Характерен и финал романа «Альтист Данилов», когда герой начинает понимать, что очень многое в его мире - плод фантазии, но фантастикой наполнена и реальность.

Использование фантастики в творчестве позволяет писателям открыть новые способы анализа действительности, усиливает нравственную направленность литературы и увеличивает ее возможности. Больше того, природа человека такова, что его всегда тянет заглянуть за пределы «познаваемого», а потому, как мне кажется, фантастические произведения всегда будут пользоваться популярностью.