Стадии развития мифологии. Мифы о создании мира разных народов

Многочисленные народности, населявшие территорию древнего Китая, находились в тесном соприкосновении друг с другом, мифы этих народностей постоянно контаминировали друг с другом, изменялись и подверглись значительному смешению. Древние мифы записывались уже в течение весьма продолжительного времени - начиная с эпохи Восточного Чжоу до периодов Вэй, Цзинь и Шести династий, что составляет более тысячи лет. Нечего и говорить, что время, равно как и те, кто записывал мифы, накладывали на них свою печать. Поэтому исследовать и реконструировать по отдельным осколкам древние китайские мифы и воссоздать их прежний облик действительно весьма трудно. Кроме того, сами мифы всё время изменялись и развивались. Это хорошо видно на примере эволюции мифа о Си-ван-му. Си-ван-му, судя по описаниям в «Книге гор и морей», первоначально была жестоким духом «с хвостом барса, зубами тигра и всклокоченными волосами», насылавшим болезни и ведавшим наказаниями. Три синие птицы приносили ей пищу. В «Жизнеописании государя Му» рассказывается о том, как чжоуский Му-ван, восседая на колеснице, запряжённой восемью прекраснейшими скакунами, отправился в горы Янь-шань повидать Си-ван-му, с которой он там сочинял стихи и пел песни. По-видимому, Си-ван-му в то время была царицей в человеческом облике. В более поздней работе Хуайнань-цзы говорится: «Стрелок И попросил у Си-ван-му лекарство бессмертия», и Си-ван-му вдруг превратилась из злого духа в доброго. В «Истории о ханьском У-ди», приписываемых Бань Гу, Си-ван-му приобретает иное значение - она превращается в «ван-му» (царицу-мать) Запада. Здесь мы имеем лишь некоторое упрощение имени, что же касается трёх птиц, то их описание не подверглось каким-либо изменениям. В несколько более позднем сочинении Ханьунэй чжуань, которое также приписывается Бань Гу, образ Си-ван-му ещё более приукрашен - она изображается в виде прекрасной женщины «тридцати с лишним лет», «красотой покорявшей мир», а три синие птицы, которые раньше приносили ей пищу, превратились в весёлых и красивых служанок. Разница между образами Си-ван-му «с хвостом барса, зубами тигра и всклокоченными волосами», жившей в горной пещере, и ван-му - царицей - такая же, как между небом и землёй!

Подобные изменения являлись следствием намеренного исправления и приукрашивания со стороны литераторов и не могут рассматриваться как результат естественного развития и эволюции мифов.

Однако не следует пренебрегать тем влиянием, которое оказывали - эти исправления и приукрашивания на мифы. Каждый из мифов, претерпевший подобные исправления, в свою очередь превращался в источник новых народных мифов. Например, Си-ван-му в народном предании - это не злой дух с «хвостом барса и зубами тигра», а прекрасная хозяйка Запада. В «Книге гор и морей» говорится только о Си-ван-му, а в «Книге о чудесном а необычайном» появляется Дун-ван-гун, не кто иной, как супруг одинокой Си-ван-му. Первоначально я считал, что это всего-навсего лишь выдумка литераторов, и не придавал этому какого-либо значения. Однако недавно я прочитал о Пике духа женщины из народных преданий местности Сянься, собранных Тянь Хай-янем, где Дун-ван-гун, вопреки моим представлениям, выступает в роли духа супруга Си-ван-му. Это, невольно удивив, заставило меня задуматься: был ли Дун-ван-гун первоначально создав литераторами, а затем уже проник в фольклор или его образ возник на основе уже бытовавших в народе устных преданий? Вопрос заслуживает изучения. Исследовательская работа по мифологии не может быть успешной без детального и тщательного изучения эволюции мифов.


При работе над мифами следует ещё обратить большое внимание на то, как из мифов выделить суеверия.

Чжоу Ян говорит: «Безусловно, мифы и суеверия первоначально отражали определённые примитивные представления древних людей о мире, отражали их верования в сверхъестественные силы. Однако значение мифов и суеверий различно. Суеверия, которые не имеют отношения к сверхъестественным силам, следует; просто отбросить; многие же мифы часто носили активный характер по отношению к окружающему миру и нередко были подлинно народны, а суеверия, пассивные по своей природе, нередко отражали интересы господствующих классов. Это различие между мифами и суевериями можно очень рельефно проследить по их отношению к судьбе.

Мифы часто выражали нежелание человека покориться судьбе, а суеверия, напротив, проповедовали фатализм, возмездие, заставляя людей верить в то, что всё заранее предопределено и самое лучшее - склонить голову перед судьбой.

Поэтому и сами духи, управляющие судьбой, были различны. Персонажи мифов часто смело выступали против могущества духов, например Сунь У-кун против яшмового императора Юйхуана, Пастух и Ткачиха против царицы-матери - ван-му. Суеверия же проповедовали бессилие человека перед духами и таким образом делали людей рабами духов, готовыми принести себя в жертву. Мифы всегда воодушевляли людей освободиться от рабства и стремиться к жизни, достойной человека. Суеверия, воспитывая в людях чувство рабской покорности, приукрашивали оковы рабства. В этом заключается причина того, почему мы, выступая против суеверий, восхваляем мифы». Таким образом, мифы - совсем не то, что суеверия. Однако в мифах в большей или меньшей степени имеются элементы суеверий, которые составляют их органическую часть, и их невозможно отделить от мифов. Например, в древних мифах немало удивительных преданий о рождении великих деятелей. Так, в «Книге песен» в стихотворении «Тёмная птица» говорится о том, что «небо послало тёмную птицу спуститься на землю и родить Шана». В сунской энциклопедии «Императорское обозрение годов Тайпин» - Тайпин юйлань в цз. 78 приведены из «Шихань шэньу» следующие слова: «Появились огромные следы на берегу Лэй-цзэ, а Хуа-сюй наступила на них и [после этого] родила Фу-си». Все эти предания содержат много элементов суеверий. Однако Фу-си и Шан Ци являлись в глазах древних людей истинными героями, и поэтому, несмотря на то что в преданиях, воспевающих героев, содержатся некоторые элементы суеверий, их следует рассматривать как мифы. Они отличаются от тех «мифов», которые создавались в последующие времена специально для того, чтобы воспеть чудесное происхождение императоров и князей. Эти два типа мифов следует отличать друг от друга. Кроме того, появление чертей и духов нельзя считать только влиянием суеверий. Необходимо обращать внимание на то, проповедуется ли с помощью образа того или иного духа покорность судьбе или же, напротив, он выступает против этого. Духи, таким образом, часто выражали ненависть древних к правителям. Мо-цзы в главе «Мингуйпянь» приводит рассказ о том, как Ду Бо превратился в духа отмщения и убил чжоуского Сюань-вана. Такие персонажи можно рассматривать как мифические. Следует очень осторожно проводить подобную тонкую работу по разграничению суеверий и мифов.

Мне хочется здесь также сказать несколько слов о различиях между мифами и легендами, между мифами и сказаниями о бессмертных.

Что такое миф и что такое легенда? Дать точное определение их очень трудно. Обычно мы не можем провести строгого разграничения между теми и другими, так как сами легенды возникают из мифов. Но в общем можно сказать, что мифы постепенно эволюционируют, главные персонажи в них очеловечиваются, а поступки их записываются в виде человеческих деяний - так создаётся легенда. То, о чём обычно повествует легенда, это или могучие герои древности, подобные стрелку И, поймавшему дикого кабана и перерубившему змею, или небесные влюблённые, подобные Ткачихе и Пастуху, которые раз в год встречаются на мосту из сорочьих хвостов, или же, наконец, истории о культурных героях, например о Пань-гу, о приручении шелкопряда и лошадей.

Легенды, формируясь в процессе развития цивилизации, постепенно отбрасывали всё необычайное, присущее мифам, и заимствовали то, что более или менее соответствовало реальному в представлении людей. Благодаря этому мы можем видеть, как чаяния народа приобретали характер реальности и как совершался переход людей от сравнительно низкого уровня культуры к более высокому этапу её развития. Что же касается различия между мифами и сказаниями о бессмертных, то этот вопрос мы можем выяснить на примере легенды о Пань-гу. Об этом герое Сюй Чжэн в «Исторических записях о трёх правителях и пяти императорах» говорит, что Пань-гу родился в хаосе, когда небо и земля напоминали куриное яйцо. Вдруг небо и земля отделились друг от друга: ян, светлое и чистое, стало небом, инь, тёмное и нечистое, стало землёй. После этого небо стало каждый день подниматься вверх на один чжан, а земля за день становилась толще на один чжан, и сам Пань-гу за день вырастал на чжан. Прошло восемнадцать тысяч лет, и небо поднялось высоко-высоко, а земля стала плотной и толстой. И сам Пань-гу стал высоким-высоким.

В этом рассказе, несмотря на наслоения фантазии, можно различить облик первобытной легенды, ещё не потерявшей характера прекрасного мифа. Однако, попав в сочинения даосов, он превратился в подлинную чепуху. Так, например, в «Записках о первых бессмертных» имеется запись, смысл которой таков.

Когда земля и небо ещё не были разделены, Пань-гу, назвавший себя первым небесным царём, путешествовал среди этого хаоса. Потом, когда небо и земля отделились, Пань-гу отправился жить во дворец на Гору яшмовой столицы - Юйцзин-шань, питался небесной росой и пил воду из земных ключей. Через несколько лет в горном ущелье из собравшейся там крови родилась девушка невиданной красоты, имя которой было Тайюань-юйнюй, что значит «Первая яшмовая дева». Спустившись с горы погулять, Пань-гу увидел её, и они поженились, он привёл её во дворец, где они и стали жить. У них родился сын, которого они назвали Тяньхуан - Небесный император, и дочь Цзюгуансюаньнюй - Чистая дева девяти лучей и т.д., и т.п. Разве всё это не измышления даосов? Такого рода сочинения мы обычно называем «сяньхуа» - сказания о бессмертных. В сяньхуа, как в даосском учении, на первый план выдвигается достижение счастья для одного человека. Поэтому в сяньхуа не могли появиться такие персонажи, как Нюй-ва, Гунь, Юй и подобные им герои мифов, готовые пожертвовать собой. По этому признаку мифы легко отличить от сяньхуа. Однако сяньхуа, которые входят в состав мифов, трудно отделить от последних. Например, надо полагать, что в рассказ из Хуайнанъ-цзы о стрелке И, который просил лекарство бессмертия у Си-ван-му, и Чан-э, укравшей его и убежавшей на луну, вкраплены элементы сяньхуа, а мы по-прежнему причисляем это к мифам. С другой стороны, сяньхуа, которые повествуют о деяниях бессмертных, весьма часто и по содержанию, и по стилю близки к мифам и отличаются от сяньхуа, которые подверглись переделке даосов. Эти сяньхуа мы и должны при исследовании и изучении рассматривать в рамках мифологии.

Что касается вопроса, зачем исследовать мифы, то ниже попытаюсь объяснить это.

Мифы созданы на заре истории человеческого общества. По мифам мы можем судить, каковы были представления и мысли у трудовых людей древности: как они представляли мироздание, как воспевали народных героев, каким образом стремились улучшить свою жизнь, как прославляли труд и борьбу и т.д., и т.п. Кроме того, исследуя мифы, мы ещё лучше поймем, как надо любить жизнь и народ.

Представляя сами по себе весьма большой интерес, мифы оказали значительное влияние на литературу и искусство, придав им особую прелесть и свежесть. Скульптура древних греков прекрасна именно своей теснейшей связью с мифами. То же самое можно сказать о Тао-те, Куе, Куе-драконе, Куе-фениксе, водяном и однорогом драконах, об удивительных птицах и зверях, изображения которых украшали треножники и сосуды эпох Инь и Чжоу. Мифологические представления наложили свой отпечаток на эти произведения искусства. Великий Цюй Юань в «Элегии отрешённого», в «Вопросах к небу», «Девяти напевах» обращается к образам героев мифов, скорбя о гибели княжества Чу. Его поэзия, подобно египетской стенной росписи и индийскому эпосу, насыщена элементами мифологии.

Но следует иметь в виду, что мифы, не будучи историческими свидетельствами, в какой-то мере смогли отразить историю. Разумеется, абсурдно во всех персонажах мифов видеть древних императоров и князей, однако в равной степени неправильно пренебрегать содержанием мифов в какой-то степени исторического характера. В мифах мы можем обнаружить отражение исторической действительности. Например, под борьбой между Хуан-ди и Чи-ю скрывается имевшее место в центральной равнине столкновение людей монгольского плато и племен южной части Тихого океана, под историей о горах Куньлунь и Си-ван-му - возникновение культурных связей между китайскими и тибетскими племенами.

Мифы отражают и национальный характер. Так, китайские мифы в какой-то мере отражают особенности китайской нации. Наш народ с гордостью может говорить о героях древних мифов. Повествующие о необычайной выносливости и силе, о разнообразных чаяниях народа, китайские мифы выражают дух самоутверждения наших далёких предков. В самом деле, для нас, их потомков, это прекрасные образцы для подражания. Изучая мифы, мы можем понять истоки нашего национального характера.

А. Исторически первой формой мифа выступаеттотемизм (от алгонкинского "ототем" – его род) который возник из веры той или иной группы людей в их родство с определенным видом животных или растений, скорее всего первоначально именно тех, что составляли основу пищи данного коллектива. Члены родовой группы (кровные родственники) верили в то, что они произошли от предков, сочетавших в себе признаки людей и их тотема (т. е. полулюдей-полуживотных, полулюдей-полурасте­ний, различного рода фантастических существ и монстров). То­темная родовая группа обычно носила имя своего тотема и свя­то почитала его . Вначале почитание, видимо, не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу; причем именно этот факт (т.е. потребление мяса тотема) мог натолкнуть на мысль о родстве человека и его тотема - ведь оба они в конечном счете состояли из одной и той же суб­станции.

Б. Анимизм (лат.anima- душа) - это вера в существование духов, одухотворение сил природы, животных, растений и неодушевленных предме­тов, приписывание им разума, дееспособности и сверхъестест­венного могущества.

В отличие от тотемизма, ориентированного на внутренние по­требности данной родовой группы, на отличия ее от других, ани­мистические представления имели более широкий и всеобщий характер, были понятны и доступны всем и каждому, причем вос­принимались вполне однозначно. Это и естественно: первобыт­ные люди обожествляли и одухотворяли не только грозные силы природы (небо и землю, солнце и луну, дождь и ветер, гром и молнию), от которых зависело их существование, но и отдельные заметные детали рельефа (горы и реки, холмы и леса), где, как они считали, тоже водились духи, которых следовало задобрить, привлечь на свою сторону и т. п. Даже отдельное заметное дере­во, крупный камень-валун, небольшой пруд -все это в представ­лении первобытного дикаря имело душу, разум, могло чувство­вать и действовать, приносить пользу или вред.Aраз так, то ко всем этим явлениям природы, горам и рекам, камням и деревь­ям следовало относиться со вниманием, т. е. приносить опреде­ленные жертвы, совершать в их честь молитвенные обряды, куль­товые церемонии.

Тотемизм и анимизм как способы отражения мира были иллюзорно-фантастическими, причем функция приведения их в соответствие с реальной жизнью выпадала на долю магии.

Магия - это комплекс ритуальных обрядов, имеющих це­лью воздействовать на сверхъестественные силы для получе­ния материальных результатов . Магия возникла параллельно с тотемизмом и анимизмом для того, чтобы с ее помощью мож­но было реализовать воображаемые связи с миром духов, пред­ков, тотемов.

В. Позже возник первобытныйфетишизм (от франц. fetiche – идол, талисман), суть которого сводится кприписыванию отдельным предметам магической силы, способ­ной влиять на ход событий и получение желаемого результата . Возникло представление о фетише как вредоносном (таковым считался труп, чем и были вызваны заботы о захоронении, табуирование трупа, обряд очищения после обряда похорон и т. п.), так и полезном.

Фетишизм проявился в создании идолов -предметов из де­рева, глины и иных материалов и различного рода амулетов, та­лисманов. В идолах и амулетах видели опредмеченных носите­лей частицы того сверхъестественного могущества, которое приписывалось миру духов, предков и тотемов. Фетишизм явился как бы завершающей стадией процесса формирования всего комплекса ранних религиозных представ­лений первобытного человека.

Таким образом, в сознании первобытных людей в процессе становления родового общества выработался довольно четкий, стройный и обширный комплекс ранних религиозных представ­лений. Суть его сводилась к тому, что мир сверхъестественного с его огромными потенциями, свободной волей и магической си­лой является неотъемлемой и чуть ли не основной частью реаль­ного бытия человека. Именно силы этого мира регулируют зако­ны природы и общества и поэтому должное уважение к ним - первейшая обязанность коллектива, если он хочет нормально су­ществовать, быть обеспеченным пищей, находиться под чьей-то защитой. Это представление о мире стало со временем само собой разумеющимся, естественным, в его русле долгие десят­ки тысяч лет протекала вся духовная жизнь общества.

II . Религия. Эта форма представляет собоймировоззрение и мироощущение, а также соответствующие поведение, культ,основанные на вере в существование бога или богов, священного, в той или иной мере сверхъестественного . Возникает из мифологии и существует параллельно ей. Несмотря на это, религия существенно отличается от мифологии, подтверждением чему являются следующие тезисы:

А. Мифология не знает разделенияверы и знания ,естествен­ного и сверхъестественного , поскольку всякий мифический объект для нее достоверен и очевиден, в то время как религия раздваивает единый мир на мир сверхъестественный и мир естественный;

Б. В мифологии борьба че­ловека с силами природы изображается какгероическая борьба , в ко­торой человек дерзает вступить в единоборство ссамим богом , рели­гия же низводит человека до положения "раба божьего", всецело уповаю­щего на божественную благодать;

В. Основным элементом религии выступаеткультовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому каждый миф становится религиозным, если включает в себя культовую систему. Можно сказать, сто религия – это предание (миф) плюс обряд (культ).

То, что религиозное мировоззрение не столько продолжает ми­фологическое, сколько отрицает его, прекрасно иллюстрирует наша действительность, когда наиболее негативно-принципиальная оцен­ка распространения неомифологии в обществе дается со стороны служителей культа. Это и понят­но, поскольку распространениеверы в колдунов, прорицателей и прочая естественным образом сужает социальную базу верующих в традиционные религиозные догматы. Кроме того, здесь сказывают­ся глубокие корни в культуре и сильные интеллектуальные тради­ции религии.

Суть любой религии -вера в сверхъестественное. Из нее вы­текают, ею определяются такиекомпоненты религиозного миро­воззрения, как

а. Вера во всемогущество Бога-творца;

б. Представле­ние о бессмертии души,

в. Вера в личное "спасение" – обретение душой рая.

Основная же функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолеть исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то вечного и абсолютного. Таким образом,религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

III . Следующим этапом развития форм мировоззрения явилась философия. По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей действительности, совершенствования познавательного аппарата появилась возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем. Эта форма носила теоретический, рациональный характер и получила название философии (от греч. «любовь к мудрости»).

Как же соотносится философия с другими формами мировоззрения и что она из себя представляет? Интересный ответ на этот вопрос дал английский философ Бертран Рассел (1872-1970). По его мнению, философия есть нечто зани­мающее промежуточное место между богословием (религией) и наукой. Подоб­но богословию она заключается в размышлении о предметах, отно­сительно которых точное знание недостижимо, но подобно науке, она обращается к человеческому разуму. Это Ничья Земля между верой и наукой. Рассел говорит, что философия образует переход от веры к науке. Переход этот выражается именно в свободе размышлений над вопросами, на которые вера дает ответ категорический, но недосто­верный, а наука, по-видимому, вообще не берется ответить. Рассел пишет о том, что почти все наиболее интересные для философского ума вопросы таковы, что наука не может дать на них ответа, а уверенные ответы теологов больше не кажутся такими убе­дительными, как в прошлые века. Разделен ли мир на дух и мате­рию, и если да, то что такое дух и что такое материя? Подчинен ли дух материи или он обладает самостоятельной силой? Существуют ли в действительности законы природы или мы верим в них только по врожденной склон­ности к порядку? Является ли человек тем, чем он кажется астроно­му,– крошечным комочком насыщенного примесями углерода и во­ды, беспомощно ползающим по небольшой и незначительной плане­те? Или он венец творения, обитающий в лучшем из миров? А может быть, он одновременно и то, и другое? Является ли один образ жизни благо­родным, а другой низким, или же любой образ жизни одинаково тщетен? На все эти вопросы нельзя найти ответа в лаборатории. Богословы давали на них ответы, слишком даже опре­деленные ответы, но сама эта недоказуемая и непроверяемая определенность заставляет современный ум относиться к ним подозрительно. Изучение этих вопросов, если не ответ на них, является делом философии.

Основные черты философского мировоззрения:

1) органичное соединение научно-теоретического и практически-духовного начал – философы рассуждают как о законах объективного мира, так и о месте в нем человека с его ценностями, убеждениями и т.д.;

2) рациональность и систематизированность – философия стремится к обобщению знаний человека о мире и о различных формах его деятельности, оформляя полученное знание в виде системы категорий, которые создают каркас постижения действительности;

3) универсализм: философия претендует на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни;

4) субстанционализм: философия объясняет все происходящее через единое устойчивое начало (материю или дух);

5) критический пафос знания : сомнениепо поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев и традиций;

6) плюрализм мнений – нети не может быть в философии идеологического засилья; несвобода убивает философскую мысль;

7) личностный и национальный характер философского знания.

Мы можем заключить, что философские вопросы – это вопросы не об объектах (природных или сотворенных людьми), а об отношении к ним человека. Не мир (сам по себе), а мир как обитель человечес­кой жизни – вот исходная точка зрения философского созна­ния. Что я могу знать? Что должен делать? На что могу наде­яться? – именно в этих вопросах заключены, по мнению великого немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804) , высшие и вечные интересы человеческого разума. Эти воп­росы неустранимы, ибо они о судьбе, предназначении чело­века и человечества: во имя чего и как ему жить, как сделать свою жизнь действительно мудрой и счастливой и как с дос­тоинством завершить ее? Философия говорит человеку: ду­май, старайся понять, зачем ты живешь, в чем твое предназначение, в чем причина твоих бед и несчастий, кто виноват в них – общество или ты сам; ищи то дело, которое ты можешь сделать лучше всех; не подда­вайся ненависти и злобе, старайся жить в любви и во что бы то ни стало делать добро; не будь сытой и всем довольной скотиной, мучайся своим несовершенством, своим неумением, своей трусостью и постоянно вы­ковывай из себя человека; умей посмотреть на себя искренно – ведь большую часть своих достоинств и добродетелей ты сам себе придумал, ведь еще никому не стало теплее от твоего существования, никому ты еще не сделал добра, потому что делать добро – что искусство, а бла­гими намерениями вымощена дорога в ад. Таким образом, философия учит человека быть Человеком , учит искусству жизни, искусству познания мира, искусству жить среди лю­дей, искусству не бояться смерти и мужественно глядеть и лицо своей судьбе. Изучая философию, мы и постигаем это особое и, возможно, самое важное искусство.

История создания мира волновала людей с древних времен. Представители разных стран и народов неоднократно задумывались над тем, как появился мир, в котором они живут. Представления об этом формировались веками, перерастая из мыслей и догадок в мифы о создании мира.

Именно поэтому мифология любого народа начинается с попыток объяснить истоки происхождения окружающей действительности. Люди понимали тогда и понимают сейчас, что любое явление имеет начало и конец; и закономерный вопрос появления всего вокруг логично возникал у представителей Homo Sapiens. группы людей на ранних этапах развития ярко отражало степень понимания того или иного явления, в том числе и такого, как создание мира и человека высшими силами.

Люди передавали теории создания мира из уст в уста, приукрашая их, добавляя все новые и новые подробности. В основном, мифы о создании мира показывают нам, насколько разнообразно было мышление наших предков, ведь в качестве первоисточника и созидателя в их рассказах выступали то боги, то птицы, то животные. Схожесть была, пожалуй, в одном - мир возник из Ничего, из Первобытного Хаоса. А вот дальнейшее его развитие происходило тем путем, который выбирали для него представители того или иного народа.

Восстановление картины мира древних народов в современности

Стремительное развитие мира в последние десятилетия дало шанс на более качественное восстановление картины мира древних народов. Ученые разных специальностей и направлений занимались исследованием найденных рукописей, археологических артефактов для того, чтобы воссоздать то мировосприятие, которое было характерно для жителей той или иной страны много тысяч лет назад.

К большому сожалению, мифы о создании мира не сохранились в наше время в полном объеме. Из дошедших отрывков не всегда удается восстановить и первоначальный сюжет произведения, что побуждает историков и археологов вести настойчивые поиски других источников, способных восполнить недостающие пробелы.

Тем не менее, из того материала, который есть в распоряжении современных поколений, можно извлечь много полезной информации, в частности: как жили, во что верили, кому поклонялись древние люди, в чем проявляется отличие мировоззрений у разных народов и какова цель создания мира по их версиям.

Огромную помощь в поисках и восстановлении информации оказывают современные технологии: транзисторы, компьютеры, лазеры, различные узкоспециальные приборы.

Теории создании мира, бытовавшие у древних жителей нашей планеты, позволяют сделать вывод: в основе любой легенды лежало понимание того факта, что все сущее возникло из Хаоса благодаря чему-то Всемогущему, Всеобъемлющему, женского или мужского рода (в зависимости от устоев общества).

Мы попытаемся вкратце изложить наиболее популярные версии легенд древних людей, чтобы составить общее представление об их мировосприятии.

Мифы о создании мира: Египет и космогония древних египтян

Жители египетской цивилизации были приверженцами Божественного начала всего сущего. Однако история создания мира глазами разных поколений египтян несколько отличается.

Фиванская версия появления мира

Самая распространенная (фиванская) версия повествует о том, что из вод бескрайнего и бездонного океана появился самый первый Бог — Амон. Он создал себя сам, после чего сотворил других Богов и людей.

В более поздней мифологии Амон известен уже под именем Амон-Ра или просто Ра (Бог Солнца).

Первыми, кого сотворил Амон, стали Шу — первый воздух, Тефнут — первая влага. Из них создал которая была Оком Ра и должна была следить за действиями Божества. Первые слезы из Ока Ра стали причиной появления людей. Так как Хатхор — Око Ра — была сердита на Божество за то, что существует отдельно от его тела, Амон-Ра посадил Хатхор к себе на лоб в качестве третьего глаза. Из своих уст Ра сотворил других Богов, в том числе и свою жену, Богиню Мут, и сына Хонсу — лунное Божество. Все вместе они представляли фиванскую Триаду Богов.

Подобная легенда о создании мира дает понимание того, что египтяне в основу взглядов о его возникновении закладывали Божественное начало. Но это было верховенство над миром и людьми не одного Бога, а целой их плеяды, которую чтили и выражали свое уважение многочисленными жертвоприношениями.

Мировоззрение древних греков

Богатейшую мифологию в наследство новым поколениям оставили древние греки, уделявшие своей культуре огромное внимание и придававшие ей первостепенное значение. Если рассматривать мифы о создании мира, Греция, пожалуй, превосходит любую другую страну по их количеству и разнообразию. Делились они на матриархальные и патриархальные: в зависимости от того, кто был его героем — женщина или мужчина.

Матриархальная и патриархальная версии появления мира

Например, по версии одного из матриархальных мифов, прародительницей мира была Гея — Мать-Земля, возникшая из Хаоса и родившая Бога Неба — Урана. Сын, в благодарность матери за свое появление, излил на нее дождь, оплодотворивший землю и пробудивший спавшие в ней семена к жизни.

Патриархальная версия более расширена и глубока: вначале существовал только Хаос — темный и безграничный. Он произвел на свет Богиню Земли — Гею, от которой пошло все живое, и Бога Любви Эроса, вдыхавшего жизнь во все вокруг.

В противовес живому и стремящемуся к солнцу, под землей родился угрюмый и мрачный Тартар — темная бездна. Возникли также Вечный Мрак и Темная Ночь. Они родили Вечный Свет и Светлый День. С тех пор День и Ночь сменяют друг друга.

Затем появились и другие существа и явления: Божества, титаны, циклопы, великаны, ветра и звезды. В результате длительной борьбы между Богами во главе Небесного Олимпа встал Зевс — сын Кроноса, выращенный матерью в пещере и свергнувший отца с трона. Начиная с Зевса, свою историю берут и другие известные считавшиеся прародителями людей и их покровителями: Гера, Гестия, Посейдон, Афродита, Афина, Гефест, Гермес и прочие.

Люди почитали Богов, всячески умилостивливали их, возводя роскошные храмы и принося в них бесчисленные богатые дары. Но помимо Божественных созданий, живущих на Олимпе, были еще и такие уважаемые существа, как: Нереиды — морские жительницы, Наяды — хранительницы водоемов, Сатиры и Дриады — лесные талисманы.

По верованиям древних греков, судьба всех людей была в руках трех богинь, название которым Мойры. Они пряли нить жизни каждого человека: со дня рождения до дня смерти, решая, когда этой жизни оборваться.

Мифы о создании мира пестрят многочисленными невероятными описаниями, ведь, веря в силы, стоящие выше человека, люди приукрашали их самих и их деяния, наделяя сверхспособностями и присущими только богам возможностями править судьбой мира и человека в частности.

С развитием греческой цивилизации все большую популярность приобретали мифы о каждом из божеств. Их было создано великое множество. Мировоззрение древних греков значительным образом повлияло на развитие истории появившегося в более позднее время государства, став основанием его культуры и традиций.

Появление мира глазами древних индийцев

В контексте темы "Мифы о создании мира" Индия известна несколькими версиями появления всего сущего на Земле.

Наиболее известная из них похожа на греческие предания, потому что также повествует о том, что вначале на Земле господствовала непроглядная тьма Хаоса. Она была недвижима, но полна скрытого потенциала и великой силы. Позже из Хаоса появились Воды, которые породили Огонь. Благодаря великой силе тепла в Водах появилось Золотое Яйцо. На тот момент в мире не существовало небесных светил и измерения времени. Тем не менее, в сопоставлении с современным счетом времени, Золотое Яйцо плавало в безбрежных водах океана около года, после чего возник прародитель всего по имени Брахма. Он и разбил яйцо, вследствие чего верхняя его часть превратилась в Небо, а нижняя — в Землю. Между ними Брахмой было помещено воздушное пространство.

Далее прародитель сотворил страны света и положил начало отсчету времени. Таким образом, по преданию индийцев, возникла Вселенная. Однако Брахма почувствовал себя очень одиноко и пришел к выводу, что нужно создать живые существа. Брахмы была настолько велика, что он смог с ее помощью сотворить шестерых сыновей — великих владык, и других богинь и богов. Утомившись от столь глобальных дел, Брахма передал власть над всем существующим во Вселенной своим сыновьям, а сам удалился на покой.

Что касается появления людей в мире, то, согласно индийской версии, они родились от богини Саранью и бога Вивасвата (который из Бога превратился в человека по воле старших богов). Первые дети этих богов были смертными, а остальные — богами. Первым из смертных детей богов умер Яма, в загробном мире ставший повелителем царства мертвых. Другой смертный ребенок Брахмы - Ману - пережил Великий Потоп. От этого бога и произошли люди.

Пируши - Первый Человек на Земле

Другая легенда о создании мира повествует о появлении Первого Человека, названного Пируши (в других источниках - Пуруши). характерен для периода брахманизма. Родился Пуруши благодаря воле Всемогущих Богов. Однако позже Пируши принес себя в жертву создавшим его Богам: тело первозданного человека было рассечено на части, из которых возникли небесные светила (Солнце, Луна и звезды), само небо, Земля, страны света и сословия человеческого общества.

Наивысшим сословием — кастой — считались Брахманы, возникшие из уст Пуруши. Они являлись жрецами богов на земле; знали священные тексты. Следующим по значимости сословием стали кшатрии — правители и воины. Их Первозданный Человек создал из своих плеч. Из бедер Пуруши появились торговцы и земледельцы — вайшьи. Низшим сословием, возникшим из ступней Пируши, стали шудры — подневольные люди, выполнявшие роль слуг. Самое незавидное положение занимали так называемые неприкасаемые — к ним нельзя было даже прикасаться, иначе человек из другой касты немедленно становился одним из неприкасаемых. Брахманы, кшатрии и вайшьи по достижении определенного возраста посвящались и становились «дважды рожденными». Их жизнь делилась на определенные этапы:

  • Ученический (человек учится жизни у более мудрых взрослых и набирается жизненного опыта).
  • Семейный (человек создает семью и обязан стать порядочным семьянином и домохозяином).
  • Отшельнический (человек покидает дом и живет жизнью монаха-отшельника, умирая в одиночестве).

Брахманизм предполагал существование таких понятий, как Брахман - основа мира, его причина и сущность, безличный Абсолют, и Атман - духовное начало каждого человека, присущее только ему и стремящееся к слиянию с Брахманом.

С развитием брахманизма возникает и идея Сансары - круговращения бытия; Инкарнации - перерождения после смерти; Кармы - судьбы, закона, который определит, в каком теле человек родится в следующей жизни; Мокши - идеала, к которому нужно стремиться человеческой душе.

Говоря о разделении людей на касты, стоит отметить, что они не должны были контактировать между собой. Проще говоря, каждое сословие общества было изолировано от другого. Слишком жесткое кастовое деление объясняет тот факт, что мистическими и религиозными проблемами могли заниматься исключительно брахманы - представители высшей касты.

Однако позже возникают и более демократические религиозные учения - буддизм и джайнизм, занимавшие противостоящую официальному учению точку зрения. Джайнизм стал очень влиятельной религией внутри страны, но так и остался в ее границах, в то время как буддизм превратился в мировую религию с миллионами последователей.

Несмотря на то что теории создания мира глазами одного и того же народа отличаются, в целом общее начало в них есть - это присутствие в любой легенде некого Первочеловека - Брахмы, который в итоге стал основным божеством, в которого верили в Древней Индии.

Космогония Древней Индии

Самая поздняя версия космогонии Древней Индии видит в основании мира триаду Богов (так называемую Тримурти), в состав которой входили Брахма-Создатель, Вишну-Хранитель, Шива-Разрушитель. Их обязанности были четко распределены и разграничены. Так, Брахма циклически рождает Вселенную, которую хранит Вишну, и уничтожает Шиву. Пока есть Вселенная — длится день Брахмы. Как только Вселенная перестает существовать, наступает ночь Брахмы. 12 тысяч Божественных лет — такова циклическая продолжительность и дня, и ночи. Эти года состоят из суток, которые равны человеческому понятию года. После столетней жизни Брахмы его сменяет новый Брахма.

В целом, культовое значение Брахмы второстепенно. Свидетельством этому служит существование всего двух храмов в его честь. Шива и Вишну, наоборот, получили широчайшую популярность, преобразовавшуюся в два мощных религиозных течения - шиваизм и вишнуизм.

Создание мира по Библии

История создания мира по Библии также весьма интересна с точки зрения теорий о сотворении всего сущего. Священная книга христиан и иудеев по-своему объясняет происхождение мира.

Создание мира Богом освещается в первой книге Библии - «Бытие». Так же, как и другие мифы, легенда повествует о том, что в самом начале не было ничего, не было даже Земли. Существовал лишь сплошной мрак, пустота и холод. На все это созерцал Всемогущий Бог, решивший оживить мир. Начал он свое дело с сотворения земли и неба, не имевших сколько-нибудь определенных форм и очертаний. После этого Всемогущий создал свет и тьму, отделив их друг от друга и назвав, соответственно, день и ночь. Это произошло в первый день мироздания.

На второй день Богом была создана твердь, которая разделила воду на две части: одна часть осталась над твердью, а вторая - под ней. Имя тверди стало Небо.

Третий день ознаменовался созданием суши, которую Бог именовал Землей. Для этого он собрал всю воду, которая была под небом, в одном месте, и назвал ее морем. Чтобы оживить то, что уже было создано, Бог сотворил деревья и траву.

Четвертый день стал днем создания светил. Их Бог создал для отделения дня от ночи, а также для того, чтобы они всегда освещали землю. Благодаря светилам стало возможным вести счет дням, месяцам и годам. Днем сияло большое светил Солнце, а ночью - светило поменьше - Луна (ему помогали звезды).

Пятый день был посвящен созданию живых существ. Самыми первыми появились рыбы, водные животные и птицы. Созданное понравилось Богу, и он решил увеличить их количество.

На шестой день были созданы существа, обитающие на суше: дикие звери, скот, змеи. Так как дел у Бога оставалось еще много, он сотворил себе помощника, назвав его Человеком и сделав похожим на себя. Человек должен был стать владыкой земли и всего обитающего и растущего на ней, в то время как за собой Бог оставил привилегию управлять всем миром.

Из земного праха появился мужчина. Если сказать точнее, то был он вылеплен из глины и назван Адамом («человек»). Его Бог поселил в Эдеме - райской стране, по которой текла могучая река, поросшая деревьями с большими и вкусными плодами.

Посредине рая выделялись два особых дерева - древо познания добра и зла и древо жизни. Адаму было поручено охранять и ухаживать за ним. Он мог вкушать плоды с любого дерева, кроме древа познания добра и зла. Бог пригрозил ему, что, съев плод именно с этого дерева, Адам тут же погибнет.

Адаму было скучно одному в саду, и тогда Бог велел всем живым существам прийти к человеку. Адам дал всем птицам, рыбам, пресмыкающимся и животным имена, но не нашел того, кто смог бы стать ему достойным помощником. Тогда Бог, сжалившись над Адамом, усыпил его, вынул у него из тела ребро и создал из него женщину. Проснувшись, обрадовался Адам такому подарку, решив, что женщина станет ему верной спутницей, помощницей и женой.

Бог дал им напутствие - наполнять землю, обладать ею, властвовать над рыбами морскими, птицами небесными и прочими животными, которые ходят и ползают по земле. А сам, утомившись от трудов и довольный всем созданным, решил отдохнуть. С тех пор каждый седьмой день считается праздничным.

Таким представляли создание мира по дням христиане и иудеи. Это явление - основной догмат религии названных народов.

Мифы о создании мира разных народов

Во многом история человеческого общества - это, в первую очередь, поиск ответов на основополагающие вопросы: что было в начале; какова цель создания мира; кто является его творцом. Исходя из мировоззрений народов, живших в разные эпохи и в разных условиях, ответы на эти вопросы приобретали индивидуальную для каждого общества интерпретацию, которая в общих чертах могла соприкасаться с трактованиями возникновения мира у соседних народов.

Тем не менее, каждый народ верил в свою версию, почитал своего бога или богов, пытался распространять среди представителей других обществ и стран свое учение, религию, касающуюся такого вопроса, как создание мира. Прохождение нескольких этапов в этом процессе стало неотъемлемой частью легенд древних людей. Они свято верили, что все в мире возникало постепенно, по очереди. Среди мифов разных народов не встречается ни одного рассказа, где бы все существующее на земле появилось в один миг.

Древние люди отождествляли рождение и развитие мира с рождением человека и его взрослением: сначала человек рождается на свет, с каждым днем приобретая все новые и новые знания и опыт; затем происходит период становления и взросления, когда приобретенные знания становятся применимы в повседневной жизни; а далее наступает этап старения, угасания, который предполагает постепенную утрату человеком жизненной силы, что в итоге приводит к смерти. Та же этапность относилась во взглядах наших предков и к миру: появление всего живого благодаря той или иной высшей силе, развитие и расцвет, угасание.

Мифы и легенды, дошедшие до наших дней, составляют немаловажную часть истории развития народа, позволяя ассоциировать свое происхождение с определенными событиями и получить понимание того, с чего все начиналось.

Одно из требований к игрушкам - они должны развивать ребенка.

Что такое развивающая игрушка? Что она развивает? В чем ее отличие от обычной?

Предлагаем вашему вниманию отрывок из книги Елены Смирновой «Во что играют наши дети. Игры и игрушки в зеркале психологии», написанной на основе психолого-педагогических исследований Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета.

Существует несколько мифов о развивающих игрушках, которые, по сути, имеют весьма отдаленное отношение к реальности.

Миф первый: «Развивающие игрушки учат»

Многие родители полагают, что раннее развитие ребенка связано с его обучением. Такое представление укоренилось не только в сознании, но и в практической жизни многих людей. Более того: развитие ребенка стало сферой достаточно распространенного и очень прибыльного бизнеса. В настоящее время функционирует много новых центров раннего развития, прогимназий, школ для малышей, специализированных детских садов и пр. Появляется все больше методик, авторы которых обещают родителям развить у маленьких детей логическое мышление, научить их читать и считать - причем очень быстро и очень рано. Чего стоят одни названия подобных методик: «Читать раньше, чем ходить», «Думать раньше, чем говорить» и пр.

Прилавки книжных и детских магазинов ломятся от различных пособий для детей в возрасте от 1 до 6 лет, призывающих родителей как можно раньше научить малышей читать, писать, считать, логически мыслить. Как правило, эти пособия представляют собой красиво иллюстрированные издания, в которых содержатся сведения, очевидные для взрослых, но пока что неизвестные маленьким детям: о величине, форме, цвете, буквах и цифрах. Большинство игр, которым приписывается название «развивающих», представляет собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо навыков. Например, пособие для детей первого года жизни включает несколько книг, каждая из которых посвящена какой-либо отдельной области развития ребенка: зрительному и слуховому восприятию, осязанию, моторике, речи и пр. Каждая книга содержит набор упражнений для развития соответствующих функций. И так для каждого года жизни. Понятно, что с возрастом количество осваиваемых навыков увеличивается и число «необходимых для жизни» пособий возрастает.

С точки зрения родителей и авторов такой продукции, развитие ребенка понимается исключительно как обучение и освоение навыков. Иногда такое освоение называется развитием способностей (способность различать форму, способность различать звуки и пр.), но суть от этого не меняется. Развитие ребенка представляется как «сумма развития» различных способностей, которому целенаправленно способствует взрослый во время специальных занятий с малышом. Всецело доверяя авторам подобных изданий, родители, вместо того, чтоб предложить ребенку для игры пирамидки и кубики, покупают своему малышу подобные дидактические пособия, сажают его перед собой и начинают «развивать». Такие «сеансы развития», как правило, выглядят как специальные занятия, на которых взрослый, в соответствии с инструкцией пособия, сообщает малышу некоторую новую информацию. Например, мама показывает картинки в книжке и сообщает:

«Это красный квадрат. А это синий треугольник. Покажи, где красный квадрат? Где синий треугольник?».

Ребенок - не сумма отдельных навыков и не компьютер, в который последовательно вводятся отдельные программы. И развивается он не через освоение отдельных умений, а совсем по-другому.

Но понять это, оказывается, непросто. Попробуем в этом разобраться.

Для начала определим, что стоит за психологическим понятием «развитие». Развитие - это всегда возникновение нового качества. По отношению к детскому развитию это появление нового отношения к миру и к другим людям, новых способностей, желаний, интересов и мотивов (побуждений) к действию. Новое отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что-то придумывает, создает, сам к чему-то стремится. Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные), не имеют никакого отношения к развитию ребенка. Напротив, они могут стать тормозом такого развития, поскольку лишают малыша собственной активности. Исследования последних лет показывают: дети, с раннего возраста ориентированные на обучение и «раннее развитие», оказываются в старшем возрасте менее творческими, менее уверенными в себе, более тревожными и напряженными. Достижения в конкретных знаниях и умениях (таких, как умение читать или знание цифр) не дают никаких преимуществ в умственном развитии и даже в освоении школьной программы.

Все эти знания для ребенка - формальные, чужие и не нужные для его детской жизни. Малыш не может чувствовать себя свободным, активным и самостоятельным, когда его обучают. Поэтому такого рода «раннее развитие» не только не способствует, но даже препятствует действительному развитию личности ребенка. Сейчас все чаще встречаются случаи «отчужденного знания» у маленьких детей. Например, трехлетний малыш, научившийся читать и поражающий взрослых скоростью чтения, совершенно не понимает, что он читает - не может даже приблизительно объяснить, что же он за минуту до этого так бойко прочитал. Чтение для такого ребенка - механический навык, никак не связанный с его собственным желанием читать, с любовью к книге. И в будущем такой ребенок, скорее всего, будет избегать чуждого для него, бессмысленного занятия: он не станет читателем в настоящем смысле слова.

О каком же развитии можно тут говорить?

Миф второй: «Развивающие игрушки тренируют ум»

Многие родители понимают развитие ребенка как развитие интеллектуальное. С этой точки зрения наиболее полезными оказываются головоломки, или логические задачи.

В крайнем случае - пазлы. И если ребенок долго может сидеть над такой «игрушкой», в особенности, если у него что-то получается, родители полагают, что он развивается. Но это глубокое заблуждение. Ребенок может часами собирать пазлы наугад, механически подбирая детали по форме, - и при этом даже не замечает, какую картинку он собирает. Может крутить в руках головоломку, перебирать ее отдельные части, - и при этом не очень понимает, почему у него получается (или не получается) та или иная конструкция.

Для взрослого, даже для младшего школьника задачки такого типа действительно могут быть увлекательными и полезными.

Но для дошкольника - для ребенка, не достигшего возраста 6-7 лет, - тренировка интеллекта и решение умственных задач вряд ли будет иметь развивающее значение. У большинства детей (за исключением некоторых вундеркиндов) нет реальной мотивации к этой деятельности.

Дошкольник познает мир и участвует в нем своей общей практической активностью - за счет физических (а не умственных) действий, за счет высказываний, переживаний и замыслов.

Действительное развитие происходит только тогда, когда ребенок делает что-то сам, по собственному желанию, а значит - с интересом и удовольствием. Для малыша полноценное развитие тесно связано с эмоциональным благополучием, с развитием социального чувства. Ведь в дошкольном возрасте, прежде всего, формируется душевный мир ребенка, его мировоззрение, его самосознание и отношение к другим людям.

Невозможно назвать развитым ребенка, который с большим или меньшим успехом собирает пазлы, но не умеет общаться и не понимает смысла сказок. Развитие ума и интеллектуальных сил - это задача следующего периода - школьного возраста. И происходит оно не в игре с игрушками, а совсем в другой деятельности.

Миф третий: «Развивающие игрушки современны и высокотехнологичны»

Порой родителям кажется, что их детям не нужны куклы, звери и машинки. Эти игрушки, бывшие верными друзьями малышей полвека назад, сегодня безвозвратно устарели и не могут способствовать главной задаче - развитию. Сейчас детям нужны совершенно другие вещи, которых не было в годы детства их родителей. Они оснащены электронным, высокотехнологическим оборудованием, превращающим их в небольших интерактивных роботов, очень похожих на настоящих зверей и детей.

Современные куклы все более автоматизируются и приобретают самостоятельное существование.

Куклы-роботы, или интерактивные куклы, оснащенные специальными программами, могут жить «своей жизнью», независимой от деятельности ребенка, а иногда и руководить его действиями. Например, кукольный младенец при нажимании определенного рычага на спине начинает через каждые 40–50 секунд произносить команды: «Мамочка, спой мне песенку!»; «Мне скучно, давай поиграем!»; «Мамочка, покорми меня!».

Игрушечные звери могут «выражать свое отношение» к ребенку. Например, медвежонок, щенок или котенок «обожают» обниматься, умеют вилять хвостиком и узнавать голос хозяина.

Уже не нужно ничего изобретать и придумывать: все имеется в готовом виде. Пожалуй, вершиной игрушечной конкретности на сегодняшний день является «беременная» Барби, которая «наглядно моделирует» процессы беременности и родов: открыв дверцу в кукольном животе, девочка может легко достать из него младенца, а потом вернуть назад.

Такие игрушки удивляют, забавляют, кажутся суперсовременными. Однако их никак нельзя назвать развивающими. С игрушками, оснащенными такими техническими возможностями, ребенку не нужно играть: роботы-младенцы и роботы-щенки не требуют ничего придумывать, не побуждают воображение работать. Действия с такими игрушками стереотипны и однообразны: нужно всего лишь нажимать на определенные места и наблюдать, что скажет или сделает игрушка. Облегчая ребенку игровую задачу, мы, тем самым, вынуждаем его сводить игру к однообразным и стереотипным движениям, ограничиваем возможности ребенка к самостоятельным осмысленным действиям, а значит - тормозим его развитие.

Это только на первый взгляд кажется, что ребенок управляет игрушкой. На самом деле игрушка управляет им: навязывает ему действия и схемы поведения. А малыш не имеет возможности действовать самостоятельно: оживлять, додумывать, представлять. Ему остается быть пассивным наблюдателем. А это очень быстро надоедает. И совершенная в техническом отношении игрушка оказывается заброшенной в дальний угол. Ей на смену требуются все новые и новые роботы - с новыми «наворотами», что полностью соответствует законам общества потребления, но плохо соотносится с законами детской психологии.

«Хорошая» кукла должна оставлять ребенку простор для собственной фантазии, для возникновения собственных замыслов - то есть быть открытой для игры.

Главные качества детской игры - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность и изобретательность. Им нет места рядом с технологическими зомби.

Миф четвертый: «Развивающие игрушки - это работающие копии взрослых предметов»

Все больше распространяется мнение, что игрушки должны непосредственно готовить ребенка к взрослой жизни, а именно прививать навыки работы с бытовыми и техническими приборами. Современный рынок предлагает большое количество приборов для детей, которые почти точно воспроизводят настоящие, только в уменьшенном размере: маленькие электроволновые печки, в которых можно по-настоящему разогреть бутерброд или приготовить кашу, работающие миксеры и электрические утюги, маленькие фены и стиральные машины и, наконец, - настоящие детские компьютеры.

Сюда же можно отнести так называемые «наборы визажиста» или «наборы парикмахера», ставшие необычайно популярными в последнее время. В набор, как правило, входит женская голова (в натуральную величину или ее уменьшенная копия), предназначенная быть своего рода тренажером для создания причесок или макияжа. К ней прилагаются необходимые принадлежности - расчески, заколки, косметика и другие подобные вещицы. Иногда они хранятся внутри головы, которая, как коробка, открывается и закрывается.

Считается, что, играя с такой «головой», малыш между делом может освоить некоторые практические навыки - например, научится делать прически или пользоваться современной техникой. Однако игра с такими предметами - далеко не лучшее средство обучения. Конечно, можно (и это часто делается) использовать игру исключительно в обучающих целях, но тогда ее главные, специфические функции отходят на второй план или полностью вытесняются. Например, можно организовать игру в магазин, чтобы научить ребенка пользоваться весами. Тогда имеет смысл использовать настоящие или электронные весы, на которых дети будут взвешивать разные предметы, определять стоимость «товара».

В подобных играх дети, возможно, и научатся взвешивать, отмерять, давать сдачу. Однако в центре их внимания будут находиться действия с весами и другими предметами, а главное содержание игры - отношения между продавцом и покупателем, стремление вжиться в выбранную взрослую роль и ей соответствовать - будет отодвинуто на второй план. Настоящая игра - это ни в коем случае не упражнение в какой-то частной функции. Ребенок, разыгрывая роль шофера, доктора или парикмахера, не приобретает и не должен приобретать те или иные «полезные навыки».

Когда он крутит баранку руля или делает кукле уколы, он не обучается действительно водить машину или лечить больных. Но то, что он получает за счет этой игры, значительно важнее и существеннее для формирования личности дошкольника: малыш постигает смысл человеческой деятельности, отношения между людьми и приобретает желание стать взрослым.

Специфические предметы нужны ему всего лишь как атрибуты, знаки, помогающие войти в роль, и они не должны перетягивать на себя внимание ребенка, не должны вытеснять из поля его внимания человека.

Чем более детализированным и развернутым является практическое действие, тем более свернутым и неосознанным становится внутренний план игры - ролевые отношения, переживание себя в новом качестве, продумывание сюжета. Свернутость или развернутость игрового практического действия во многом зависит от игрушки - от степени ее сложности и реалистичности. Поэтому предметы для игры не должны быть действующими копиями реальных предметов. Они не должны перетягивать на себя все внимание ребенка. Их задача - оставаться условными обозначениями предметов, сохраняя свою служебную функцию. Обобщенность и условность игровых действий является признаком того, что главными для ребенка стали отношения между участниками игры и что эти отношения эмоционально переживаются.

Миф пятый: «Развивающие игрушки - это вовсе не игрушки, а электронные и компьютерные игры»

Современные дети, полагают взрослые, быстрее умнеют и раньше взрослеют. Им предстоит жить в совершенно ином обществе - технологичном и компьютеризированном. Детям потребуется освоить огромный объем информации и овладеть главным средством современной жизни - компьютером. Поэтому традиционная детская игра - это пустая трата времени, праздная забава, которая ничего не дает для будущего. Значительно важнее, не теряя времени, приобщить малыша к компьютеру - чем раньше, лет так с трех-четырех. Тем более, что для этого есть всем известное действенное средство - компьютерные игры. И родители усаживают дошкольников за компьютеры и снабжают их электронными играми. А точнее сказать, «подсаживают» малышей на эти игры.

Маленькие дети с удовольствием включаются в это занятие. Они могут часами сидеть за игрой, удивляя взрослых своими успехами. Они быстро овладевают работой с клавиатурой, мышкой, с разными программами. Но со временем родители замечают, что ребенка все труднее оторвать от компьютера: он уже не хочет общаться со сверстниками, слушать сказки или бегать во дворе. Компьютер поглощает все его силы, время и интересы. При этом для ребенка компьютер становится не средством для работы или получения информации, а полновластным хозяином его воли, ума и души. Здесь уже ни о каком развитии говорить не приходится.

Итак, все «игрушки», упомянутые выше, отнюдь не являются развивающими. Более того, они вообще не являются игрушками.

Настоящая игрушка - это средство для детской игры.

А игра и есть самая главная и самая развивающая деятельность для ребенка - дошкольника.

Вы покупаете ребенку игрушки? Помните: главная задача игрушки - быть средством для игры, будить воображение ребенка, подсказывать ему сюжетные ходы. Только та игрушка может считаться развивающей, с которой можно интересно, разнообразно и осмысленно играть.

Материал подготовила педагог - психолог Антонова Вера Григорьевна

  1. Смирнова Е., Абдуллаева Е., и др. «Во что играют наши дети. Игры и игрушки в зеркале психологии», изд-во «ЛомоносовЪ», М., 2009

На самом деле:

Сам ребенок не сравнивает себя с окружающими довольно долго, и уж точно не рефлексирует по поводу того, что Петя собрал пирамидку быстрее, а у Маши кружочки вышли ровнее. Если родители изначально не будут акцентировать внимание малыша на его уникальности, пренебрежительно отзываться о других детях, проводить сравнения и озвучивать результаты, то сам он никогда этого не заметит.

Миф 6: общеобразовательные программы детсада и школы сведут все усилия на нет

На самом деле:

Часто можно услышать, что бессмысленно учить ребенка первые три года жизни, ведь в детском саду он все равно растеряет все знания и сравняется со сверстниками, которые пока ничего не знают. Разумеется, если в первый же день детсадовского периода перестать заниматься с ребенком и больше никогда к этому не возвращаться, то со временем сверстники его догонят. Но если вы будете продолжать развивать малыша, детский сад станет еще одной возможностью закрепить пройденное.

Никто не отнимет у вашего ребенка знания, которые вы ему дадите. Даже если остальные малыши в группе только начали учить цвета и цифры, ваш кроха не скатится в одночасье до этого же уровня. Занятия в общеобразовательных учреждениях в раннем возрасте важны не столько знаниями, которые они дают, сколько навыками коммуникации, которые развиваются у малышей в коллективе.

Миф 7: раннее развитие лишит ребенка беззаботного детства

На самом деле:

Этот, пожалуй, самый распространенный миф, опять же связан с непониманием разницы между развитием и обучением , а также с фанатичностью некоторых родителей. Ребенок больше всего любит учиться, постигать новое. Это касается и новых слов, и игр, и предметов, и погодных явлений, и всего окружающего мира.

Раннее развитие предполагает передачу информации от родителей к малышу в доступной игровой форме. Ни один разумный специалист не посоветует усадить полуторагодовалого кроху за парту и целыми днями читать ему учебники. Но что плохого в том, что после прогулки под дождем мама с малышом его нарисуют, прочитают пару стихотворений, послушают звуки дождя в записи, сложат это слово из кубиков? Это и есть всестороннее развитие, к которому стремится любой любящий родитель.