Torpedo los рой лихтенштейн. Рой лихтенштейн. Развитие и признание

Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein) (1923 - 1997) - популярный американский художник, представитель поп-арта. Известен работами в стиле фиксированного рисунка на основе комиксов, мультфильмов и журнальной графики. В своем творчестве Рой использовал технологии промышленной печати: шелкографию и трафаретную печать. Помимо поп-арта Лихтенштейн также работал в стилях экспрессионизм, кубизм и абстракционизм. Был дружен с Энди Уорхолом (Andy Warhol).

Звучное имя Роя Лихтенштейна весьма удачно сочетает в себе главные творческие достижения этого художника. Яркие и выразительные звуки сплетаются в красивую и изысканную конструкцию, аналогично тому, как под рукой мастера образы массовой поп-культуры соединялись с истинными принципами живописного искусства.

Детские годы Роя прошли в серой атмосфере стандартной общеобразовательной школы, а затем и школы Франклина в Манхеттене. Ни в одном из этих учебных заведений не преподавалось искусство, поэтому начальные шаги в живописи и дизайне Рою пришлось совершать в формате хобби. Кто знает, может именно поэтому основной причиной вдохновения художника стали образцы из области массовой культуры. Киноафиши, комиксы и реклама - все эти далекие от традиционного искусства объекты Рой впоследствии преобразовал в иконографические экспонаты потребительской культуры Америки.

Первые годы своей жизни Рой Лихтенштейн провел в родном Нью-Йорке. Но, получив стандартное образование, он направился в Кливленд. Со сменой места преобразился и уклад жизни: периоды активного творчества сменялись периодами поиска работы. И этот поиск, надо признать, бывал удачным, приводя порой к хорошим творческим должностям вроде помощника декоратора. Радостными событиями отмечена и личная сторона его жизни: с разницей в 2 года (1954 и 1956 гг.) у Роя рождаются сыновья Дэвид и Митчелл.

Набравшись определенного жизненного опыта, художник решает вернуться в родной Нью-Йорк и заняться преподавательской деятельностью. С 1960 года он приступает к работе в Рутгерском университете. Учебные заведения высшего звена являются местом заметной концентрации таланта. Именно здесь Лихтенштейн находит прекрасного идеолога для своего творчества в лице известного американского художника и теоретика искусства Аллана Капроу (Allan Kaprow). Вдохновленный его идеями, Лихтенштейн создает свои первые работы в стиле поп-арт.

Техника Роя Лихтенштейна заключалась в своеобразной обработке понравившихся изображений, взятых из журналов и мультфильмов. Картинки увеличивались путем ручной перерисовки растра, а затем печатались при помощи простого трафарета или шелкографии. Но художник не пытался сохранить точное соответствие оригиналу. В своих работах он стремился к заметному усилению ироничных и саркастичных черт своих персонажей.

Данная техника не была какой-то очень сложной, но в своих работах автор сумел уловить и путем особого выразительного языка жестов и ситуаций передать зрителю столь понятные и близкие для американской культуры состояния и настроения, что не мог остаться незамеченным. Ироничный взгляд художника на массовую культуру раскрывал саму суть навязываемых идеологических и ценностных стереотипов общества. В наше время похожий прием часто используется в искусстве современного демотиватора. Неслучайно Рой Лихтенштейн заслужил такое количество разнообразных премий. И неслучайно его работы продаются за миллионы долларов.

Награды:

  • Медаль Скоухеганской школы (Скоухеган, Мэн), 1977
  • Премия американской академии искусств и писем (Нью-Йорк), 1979
  • Премия американской академии в Риме (Рим, Италия), 1989
  • Премия «За творчество в живописи» Университета Брандейса (Уолтем, Массачусетс), 1991
  • Премия «Друзья Барселоны» (от мэра Барселоны Паскуаля Марагаля), 1993
  • Национальная медаль искусств (Вашингтон, округ Колумбия), 1995
  • Премия японского фонда Инамори (Киото, Япония), 1995

Рекорды продаж работ художника:

  • Работа «Торпеда… Огонь!» (Torpedo…Los!) продана за $ 5,5 млн. на аукционе Кристис, 1989.
  • Работа «В машине» (In the Car) продана за 10 млн. фунтов стерлингов ($ 16,2), 2005.
  • Работа «Оххх… Хорошо…» (Ohhh . . . Alright . . .) (1964) продана за 26,7 млн. фунтов стерлингов ($ 42,6 млн.) на аукционе Кристис, 2010.
  • Работа «Я вижу гостиную! … и в ней никого!» (I Can See the Whole Room! … and There’s Nobody in It!) (1961) продана за $ 43 млн. на аукционе Кристис, 2011
  • Работа «Спящая девушка» (Sleeping Girl) продана за $ 44,8 млн. на аукционе Сотбис. Самая дорогая из работ художника.

Белла Адцеева

Рой Лихтенштейн стал известным благодаря картинам на основе комиксов, к которым он пришел в начале 1960-х, когда ему было уже около сорока. В том, почему творчество Роя Лихтенштейна и сегодня многими критиками оценивается неоднозначно, попытался разобраться проект Weekend.

Подобно другим художникам, ставшими первопроходцами в разных направлениях живописи XX века, Рой Лихтенштейн, перед тем как выработать собственный стиль, довольно долго экспериментировал то с сюрреализмом, то с кубизмом, то с абстрактным экспрессионизмом, представители которого в то время доминировали в американской живописи. В конце 1940-х и на протяжении 1950-х он пытался определить свою собственную манеру, а в начале 1960-х сделать первый шаг на пути к прославившему его стилю художнику помог американский экономический бум — и звучавшие отовсюду призывы к потреблению. Яркие картины, изображающие бытовую технику, продукты, обувь, мусорные корзины, не воспринимались как искусство, а в журнале Life даже вышла статья под названием "Как думаете, он и есть худший художник Америки?". В 1961 году Лихтенштейн получил еще одну подсказку извне — сын попросил его нарисовать что-то такое же красивое, как комикс.

© Фото: Рой Лихтенштейн Рой Лихтенштейн "Look Mickey"

"Смотри, Микки" (1961) стала первой картиной Лихтенштейна на основе комиксов — абсолютно непохожая на работы популярных тогда экспрессионистов Виллема де Кунинга и Джейсона Поллока, она стала прорывом для художника, который получил славу пионера американского поп-арта. В 1956 году английский художник Ричард Гамильтон создал свою самую знаменитую картину — коллаж "Так что же делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?", изображающий обнаженных женщину и мужчину в окружении символов изобилия 1950-х и положивший начало стилю поп-арт. Спустя несколько лет Рой Лихтенштейн и Энди Уорхол по другую сторону океана сделали его по-настоящему массовым, вызвав продолжающиеся до сих пор нешуточные баталии на тему того, что же можно называть искусством.

Так Лихтенштейн, получивший классическое образование в области изящных искусств, стал популярным благодаря тому, что называлось "низким искусством". Он собрал воедино все клише и изобрел индивидуальный стиль, который стал узнаваемым повсеместно. Главное, чего хотел добиться Лихтенштейн — чтобы его картины выглядели как напечатанные, а не созданные человеком. Отсюда их главная особенность — использование лишь нескольких типографских цветов, черная линия и точки, с помощью которых художник добивался тени и глубины изображения. Красные и синие точки он рисовал с помощью трафарета, и в результате его яркие картины действительно выглядели увеличенным изображением, перенесенным со страниц комикса на холст — однако все были выполнены самим Лихтенштейном. "Эти картины должны выглядеть, как фальшивка, и, думаю, мне это удается. Мне кажется, я не просто перерисовываю комиксы, а привношу что-то новое и в результате создаю произведение искусства", — говорил художник.

© Flickr / omino71 Рой Лихтенштейн "Drowning Girl" 1963

© Flickr / omino71

Плачущие или ждущие звонка блондинки и брюнетки, а также солдаты со страниц комиксов стали чрезвычайно популярны и выставлялись в галереях, одну из которых однажды посетил иллюстратор Энди Уорхол. Он был настолько поражен тем, что увидел, что встретился с Лихтенштейном и пригласил к себе в студию, чтобы доказать, что рисует практически то же самое. В некотором смысле можно сказать, что судьбы обоих художников определил влиятельный коллекционер Лео Кастелли, который предпочел приобрести работы Лихтенштейна, а Уорхола, который без его покровительства боялся прослыть последователем, заставил от супергероев перейти к знаменитой бутылке Кока-колы и оставить героев комиксов Лихтенштейну.

© Flickr / clare_and_ben


© Flickr / clare_and_ben

В 1966 году лондонская галерея Tate приобрела картину Whaam!, чем вызвала непонимание посетителей — работа не ставила никакого серьезного вопроса и не заставляла задуматься, в чем, по мнению большинства, состоял смысл искусства. Однако такое громкое приобретение способствовало огромной популярности первой персональной выставки Роя Лихтенштейна в Tate, которая, кстати, стала также первой экспозицией современного американского художника в галерее.

© Рой Лихтенштейн Рой Лихтенштейн "Whaam!"


© Рой Лихтенштейн

Буквально за несколько лет, к середине 1960-х Рой Лихтенштейн из одного из тысяч выпускников художественных факультетов без определенного стиля превратился в одного из самых узнаваемых художников своего поколения, и впервые начал задумываться о том, что еще он может сделать исключительно при помощи точек, пары-тройки цветов и черных линий. Так появились его оммажи другим художникам — Пикассо, Матиссу, Моне, Мондриану.

© Рой Лихтенштейн Рой Лихтенштейн "Танцоры"


© Рой Лихтенштейн

Эти картины вновь были встречены недоброжелательно — Лихтенштейна обвиняли в том, что он, как и в случае с комиксами, просто перерисовывает знаменитые работы в своем собственном стиле. "Пикассо действительно всегда оказывал на меня огромное влияние, и когда я начал рисовать свои картины-комиксы, то решил, что наконец ухожу от него. И даже мои работы в стиле поп-арт, отсылающие к Пикассо — это попытка избавиться от его влияния", — говорил Лихтенштейн.

© Рой Лихтенштейн Рой Лихтенштейн "Still life after Picasso". 1964


© Рой Лихтенштейн

Так было и с Ван Гогом — свою версию его "Спальни в Арле" Лихтенштейн создал в 1992 году. "Я тут прибрался у него. Думаю, он обрадуется, когда вернется из больницы и обнаружит, что я развесил его рубашки и даже купил новую мебель", — шутил в ответ на обвинения в плагиате Лихтенштейн.

© Иллюстрация РИА Новости. Рой Лихтенштейн/Винсент Ван Гог Рой Лихтенштейн "Спальня Ван Гога"


На ретроспективу Роя Лихтенштейна в Tate Modern в первый же день работы выстроилась очередь — чтобы попасть на нее, необходимо ждать несколько часов после приобретения билета, а все билеты на первые выходные уже забронированы, как пишет сайт галереи. И это совсем неудивительно, ведь Tate сегодня проводит одну из первых ретроспектив Лихтенштейна, организованных после его смерти в возрасте 73 лет. До этого около 100 его работ выставляла Национальная галерея Вашингтона , а в Великобританию привезли еще больше. Центральная фигура американского поп-арта, Рой представлен в 13 залах галереи 125 работами из частных коллекций и музеев США, Англии и других стран. Открывшаяся 21 февраля выставка продлится до 27 мая.

От ранних работ серии Brushstrokes, в которой Лихтенштейн на свой лад интерпретировал абстрактную живопись, и картины с Микки-Маусом 1961 года под названием Look Mickey, когда Рой увлекся поп-артом и массовой культурой, посетители проследуют через все его творчество, дойдя наконец до последней серии "китайских пейзажей", которую в прошлом году друг за другом выставляли филиалы Gagosian Gallery по всему миру.

Рой Лихтенштейн Brushstroke, 1965

Рой Лихтенштейн "Cмотри, Микки!", 1961


Рой Лихтенштейн "О, Джефф... Я тоже люблю тебя... Но...", 1964

Благодаря Tate Modern всего Лихтенштейна можно увидеть в одном месте, и если раньше вы знали его в основном как автора комиксообразных портретов девушки с фразами наподобие "Oh, Jeff... I love you too... But..." — то здесь можно кардинально изменить представление о художнике. Он предстает и как талантливый пейзажист, и как скульптор, и как мастер полотен в жанре "ню", и как художник, интерпретировавший все, что он видит вокруг, в круговорот своих коронных benday dots. Так, Лихтенштейн написал триптих на основе "Руанского собора" Клода Моне и свой "Натюрморт с золотой рыбкой" по Матиссу, по-своему представил работы Пикассо и Пита Мондриана, а также других знаменитых художников. Матисс же своей "Красной студией" вдохновил его и на создание картин на этот сюжет — в мастерской Лихтенштейна появилась вышеупомянутая картина с Микки, висящая на стене.

Рой Лихтенштейн Artist"s Studio "Look Mickey" , 1973

Рой Лихтенштейн We Rose Up Slowly, 1964

Рой Лихтенштейн Whaaam!, 1963

Сегодня в Tate рядом с крупномасштабными комиксами на тему войны и знаменитой работой Whaaam! 1963 года можно увидеть прекрасные "точечные" пейзажи на слоях плексигласа или холстах, а также его серию с "зеркалами" или черно-белые изображения предметов, окружавших Роя — от ежедневника и стакана с шипучей таблеткой до радиоприемника или колеса. Есть и работы, совершенно не похожие на известного всем Лихтенштейна. Например, в зале под названием Perfect/Imperfect можно увидеть его поздние абстрактные композиции одноименной серии. Рой выводит линии за грань классического прямоугольного холста, строит из них мозаику, заливает образовавшиеся поля яркой краской, штриховкой или benday dots. "Линия выходит за пределы картины — как символ того, что я забыл о границах чего-либо", — объясняет Лихтенштейн и совершает преднамеренные живописные ошибки, чтобы сделать шаг от произведения искусства в мир зрителя.

Рой Лихтенштейн Imperfect Painting, 1995


Рой Лихтенштейн Alka-Seltzer, 1966

Следующие залы представляют полотна последних лет — написанные в 1990-х картины серии Late Nudes, а также работы, в которых Рой снова возвращается к своим ранним техникам, но работает с ними иначе. Рисуя обнаженное женское тело, Лихтенштейн, в отличие от большинства художников, не использует живых моделей — он снова обращается к комиксам и своим ранним скетчам, "раздевая" изображенных на них девушек. Устав от работы с классическими benday dots, Рой закрашивает их широкими и яркими мазками, вновь, как и в начале 60-х, возвращаясь к абстрактному экспрессионизму, но работая в этом стиле совершенно иначе. И завершает выставку зал с вышеупомянутыми "китайскими пейзажами" — четыре картины из этой серии, на которые Лихтенштейна вдохновила эпоха династии Сонг.

Рой Лихтенштейн Blue Nudes, 1995

Рой Лихтенштейн Landscape With Philosopher, 1996


Рой Лихтенштейн Still Life with Goldfish, 1972

Рой Лихтенштейн Seascape, 1965

Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein), американский художник, график и скульптор, один их главных представителей поп-арта, творцов поп-культуры...

Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein) — великий мастер поп-арта, чьи работы, в стиле комиксов, символизировали опошление культуры в современной американской жизни. Используя яркие, «кислотные» цвета и промышленные типографские методы, он иронически соединял объекты и стереотипы «массовой культуры» и близкие ему образцы «высокого» искусства живописи.



Рожденный в Нью-Йорке в 1923, Лихтенштейн немного учился в Художественной Лиге Студентов, а затем в Государственном университете Штата Огайо. После службы в армии с 1943 до 1946, он возвратился в Огайо, чтобы получить степень магистра и преподавателя живописи.

В 1951, Лихтенштейн вернулся в Нью-Йорк, где состоялась его первая индивидуальная выставка. Он также продолжал преподавать, сначала в Колледже Штата Нью-Йорк, а позже в Douglass Колледже, отделении Rutgers Университета в Нью-Джерси.

В 50-ые годы, Лихтенштейн использовал основные приемы абстрактного экспрессионизма, но также начал вводить в состав своих картин такие темы как ковбои и индейцы или бумажные деньги.

В 1961, когда он еще преподавал в Douglass Колледже, под впечатлением работ своего коллеги Аллана Капроу, он обратился к использованию в картинах комиксов и персонажей мультфильмов, благодаря которым он и создал свой легко узнаваемый стиль и получил всемирную известность. «Последнее Хрю…» (1962, Музей Современного Искусства) было первым впечатляющим примером его новой живописи.


Рой Лихтенштейн, "Безнадежность"


Первичные спектральные цвета - красный, желтый и синий, резко ограниченные черным — стали его фаворитами. Иногда, правда, он использовал и зеленый. Вместо оттенков цвета, он использовал растровую точку, метод, которым изображение и плотность тона, модулируется при типографской печати.

Американские блондинки и мужественные летчики-истребители, частные детективы и супермены благодаря Лихтенштейну стали в один ряд с Моной Лизой


Иногда он просто выбирал картинку из комикса, слегка реконструировал ее, переносил холст и наносил точечный растр. «Я хочу, чтобы моя живопись выглядела так, как будто это сделал компьютер» объяснял Лихтенштейн.

Рой Лихтенштейн, "Гррррррррррр!!"


Несмотря на то, что многие из его картин являются сравнительно небольшими, методы обработки объекта, применяемые Лихтенштейном, дают ощущение монументальности изображения кажутся массивными и грандиозными по размеру!.

Рой Лихтенштейн, "Критика крика"


Начиная с 1962, он обратился к работам таких художников как Picasso, Mondrian, и даже Monet, творчество которых он своеобразно преломлял в своем стиле. С помощью этой техники картины его предшественников, превращаемые в комиксы, как бы лишались некой «сакральной» ауры.
На дворе были шестидесятые и искусство уже вкусило уорхолловского консервированного супа «Кэмпбелл».


Рой Лихтенштейн, "М-может быть"


Рой Лихтенштейн, "Тонущая женщина"


Благодаря Лихтенштейну вслед за простыми предметами свою креативную ценность доказали такие образцы масскульта, как журнальная реклама, комиксы и вкладыши для жвачки.

Рой Лихтенштейн (Roy Fox Lichtenstein; 27 октября 1923, Манхеттен - 29 сентября 1997, Манхеттен) - американский художник, представитель поп-арта.

Биография Роя Лихтенштейна

Рой Лихтенштейн родился в Нью-Йорке в еврейской семье среднего класса. До 12 лет обучался в общеобразовательной школе, а после поступил в Манхеттенскую школу Франклина для мальчиков, в которой он и завершил свое среднее образование. Искусство не было включено в учебную программу школы; Лихтенштейн впервые стал интересоваться искусством и дизайном в качестве хобби.

После окончания школы Лихтенштейн уезжает из Нью-Йорка в Огайо, для обучения в местном университете, в котором преподавались курсы по искусству и давалась степень в области изобразительного искусства.

Его обучение было прервано на три года, пока он служил в армии во время Второй мировой войны и после неё в 1943-1946 годах.

Лихтенштейн стал выпускником университета Огайо и остался там на преподавательской должности в течение следующих десяти лет.

В 1949 г. Лихтенштейн получил степень магистра изящных искусств на факультете Университета штата Огайо, и в том же году женился на Изабель Уилсон, с которой впоследствии развелся в 1965 году.

В 1954 году родился его первый сын, Дэвид. Затем в 1956 году появился второй сын - Митчелл. В 1957 году он переехал обратно в Нью-Йорк и снова начал преподавательскую деятельность.

Творчество Лихтенштейна

В 1951 году у Лихтенштейна состоялась его первая персональная выставка в галерее «Carlebach» в Нью-Йорке.

В том же году он переехал в Кливленд, где жил в течение последующих шести лет, иногда возвращаясь в Нью-Йорк. Он менял места работы пока не писал картины, например в отдельные период был помощником декоратора. Стиль его работ в это время менялся от кубизма до экспрессионизма.

Начинал писать в духе абстрактного экспрессионизма, в 1960-х годах обратился к поп-арту.

Для Лихтенштейна характерно использование в картинах пивных пробок, этикеток консервных банок, обрывков фотографий и других легко узнаваемых предметов. В поисках самовыражения художник обращался к комиксам Строя на них свою образную систему, он монументализировал фрагменты и широко известных героев комиксов, увеличивая их масштаб, воспроизводя первоначальный цвет и качество дешевой печати («Текс», 1962; «Уом*. 1963).


Позже Лихтенстайн обратился к произведениям признанных мастеров XX века, создавая своеобразные картины-цитаты их работ.

С 1970-х годов Лихтенстайн посвятил себя скульптуре и монументальной живописи.

Интересный факт: картины американского художника Роя Лихтенштейна выросли из комиксов. Один из сыновей поспорил, что папе не нарисовать так хорошо, как нарисованы комиксы.

Картина Тонущая девушка или Мне все равно, или Я - раковина, написана в 1963 году Роем Лихтенштейном нефтью и синтетическими полимерными красками на холсте. Находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Используя тенденции комического искусства, пузырьки передают мысли на рисунке, а точки - эффект механизированного процесса печати. Это одна из представительных картин поп-арт движения.

Картина - шедевр мелодрамы, изображает женщину в трагической ситуации. На картине изображена плачущая женщина на фоне бурного моря (а, может быть, в океане своих слез?). Она предпочитает утонуть, но не позвать на помощь. Это одна из работ Лихтенштейна, где упоминается имя Брэд, но сам Брэд на картине не присутствует.

Голова девушки лежит на воде как на подушке и кажется, что это место последнего успокоения девушки. Она находится в подвешенном состоянии бедствия. Критики считают, что «картина заморожена во времени и пространстве». Тем не менее эта картина типична для американского индустриального искусства.

Между 1962 и 1963 Лихтенштейн пародировал картины плачущих женщин Пикассо, таких как Безнадежная и серия Плачущие девушки.

Возможно, другой причиной был разрыв с женой в 1963 году. Перейдя на комическую основу работы, Лихтенштейн применял упрощенную цветовую схему и коммерческую печать. Заимствовал технику точек, используемую в газетной печати.

Женщины на картинах Лихтенштейна, имеют жесткие, четкие, но хрупкие контуры и выглядят, как будто они вышли из одного и того же корыта макияжа.

В начале 60-х Лихтенштейн выпустил несколько картин, где показаны несчастные девушки, связавшиеся с властными мужчинами. Беспомощные девушки, с одной стороны - жертвы несчастной любви, а с другой - жертвы своего неповиновения. Они хотят умереть, но не обратиться в тяжелой ситуации к своему любимому.