В жизни всегда есть место подвигам эссе. В жизни всегда есть место подвигу

Клеблеева Александра Маратовна

История человечества – это история героических сражений. Мы можем привести множество примеров подвига солдат на полях сражений. Можем назвать имена тех, кто не жалел своей жизни во имя свободы и независимости своей Родины в военное время. А может ли человек совершать подвиг в мирное время? Что движет человеком, когда он совершает подвиг? Ответам на эти вопросы посвящена наша работа.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Клеблеева Александра Маратовна

Доклад

«В жизни всегда есть место подвигам»

МАОУ СОШ №22

С углубленным изучением отдельных предметов

4 класс б

Научный руководитель:

Садовнич Ольга Александровна

  1. Вступление ……………………………………………………… 2
  1. Основная часть.

Что такое подвиг………………………………………………... 2

Результаты опроса учеников и их родителей по теме ……… 2

Православное учение о подвиге ……………………………… 3

Примеры героизма в мирное время ………………………….. 4

  1. Заключение. Выводы. ………………………………………….. 6
  1. Список литературы. ……………………………………………. 7

История человечества – это история героических сражений. Мы можем привести множество примеров подвига солдат на полях сражений. Можем назвать имена тех, кто не жалел своей жизни во имя свободы и независимости своей Родины в военное время. А может ли человек совершать подвиг в мирное время? Что движет человеком, когда он совершает подвиг? Ответам на эти вопросы посвящена наша работа.

Заглянем в словарь В.И. Даля. Он пишет, что подвиг – это героический самоотверженный поступок. В толковом словаре Ожегова подвиг – это важное своим значением действие, поступок, осуществляемый в трудных, опасных условиях.

Мы провели опрос среди родителей учеников нашего класса. По их мнению, подвиг это:

  • когда человек, жертвуя своей жизнью, спасает других;
  • когда ощущение любви к Родине, семье, дорогим людям заглушает в тебе ощущение страха, боли и мысли о смерти и толкает тебя на смелее поступки, при этом, не задумываясь о последствиях, которые могут случиться с тобой;
  • жертва человека во имя добра и справедливости;
  • особое поведение человека в экстремальных условиях при высокой эмоциональной или психологической нагрузке.

Ученикам был предложен тест, в котором они должны были выбрать определение понятия «подвиг».

Подвиг – это:

  • то, что требует напряжение воли (выбор – 10%);
  • преодоление эгоизма и корысти (выбор – 13%);
  • дар другому человеку или целому народу, человечеству (выбор – 32%);
  • жертва человека во имя добра и справедливости (выбор – 45%).

Если мы обратимся к православному учению, то придём к выводу, что все эти утверждения справедливы, если мы говорим о подвиге души. Каждое проявляется в большей или меньшей мере в зависимости от обстоятельств.

Православное учение даёт определение подвига через понятие «жертва». Подвиг – это жертва ради другого человека, жертва Богу, подвиг ради себя.

Подвиг ради себя . Человек поставил перед собой серьёзную, высокую цель. И ради её достижения он отказывается от того, что само по себе и хорошо, и приятно, но помешает в главном. Он жертвует мелкой радостью во имя достижения высокой цели. Он становится благороднее и сильнее духом. Это победа над собой, над своей корыстью, эгоизмом.

Подвиг ради другого человека проявляет себя, например, в извинении, в умении прощать, делать добро, прежде всего, другим, а не себе.

Жертва Богу . Это память о Боге и Его заповедях и стремлении жить по ним. Человек жертвует своим капризам ради исполнения воли Бога.

Ничто не может принудить человека осуществлять подвиг. Это внутренний порыв души – спасти другого человека. Подвиг требует от человека смелости, самоотверженности, любви, готовности пожертвовать собой ради близкого человека, Родины, тех, кто в этом нуждается. Поэтому можно проявить героизм и в простых, будничных делах, не только во время войны. Выдающиеся мыслители говорили: « Нередко отвага людская больше познаётся в малом, нежели в великом», «Храбрость нужна, не только в битвах, но и в простых житейских делах».

Не всякий смелый поступок можно назвать героическим. Например, на глазах у прохожих перебежать улицу в опасном, неположенном месте на красный свет – это не героизм, а глупость, которая может очень плохо кончиться для «героя». Смелым можно назвать поступок, когда он совершается во имя благородной цели. Таким героем можно назвать пожарного, который, преодолевая смертельную опасность, выносит из огня задыхающегося ребёнка, хотя мог бы подождать, когда его коллеги – пожарные затушат огонь, чтобы можно было пройти с минимальным для здоровья риском.

Есть много героев и в истории науки. Это, например, полярники, подолгу находящиеся в бескрайних льдах. Известны людям герои – врачи, нарочно заражавшие себя опасными болезнями, чтобы научиться лечить их. А герои космоса или подводного мира? Кто из них знал, что подстерегало их на пути исследований? И всё же они идут выполнять задание, чтобы открыть человечеству новые тайны.

Проводя исследовательскую работу, мы изучили литературу, интернет – ресурсы, материалы тамбовского музея «Противопожарной пропаганды и общественной связи», которые позволили подобрать материалы, содержащие примеры подвига в мирное время.

Июнь 1998 года. Это воскресное июньское утро Василий Петрович Горячев и его сын Александр решили провести на окраине города, на берегу небольшой речушки с удочками. Слышалось пенье птиц и звуки голосов плескающихся в воде ребят. Вдруг – крик. Один из мальчишек начал тонуть. Василий Петрович и Александр, не раздумывая, бросились в реку. Голова тонущего то уходила под воду, то вновь появлялась на поверхности. Спасателям удалось вытащить на берег испуганного мальчика. Отец и сын были награждены медалями «За спасение утопающих». Но самой большой наградой были слёзы благодарности матери спасённого мальчика.

Тамбов. 2007 год. Пожар охватил здание в селе Сосновского района. Чтобы помочь выбраться людям из огня, на помощь бросился пожарный – спасатель Завязкин Геннадий Вячеславович. Он смог оказать помощь, оказавшимся в очаге людям, а сам погиб. Его имя, как и имена других спасателей: Алфёрова Юрия Викторовича, Логунова Валентина Павловича, навсегда занесены в Книгу Памяти пожарной части города Тамбова.

2009 год. Рязань. Восемнадцатилетний рязанский тракторист Анатолий Мерзлов работал на пшеничном поле. От случайной искры загорелся хлеб. Анатолий не растерялся и вступил в бой со стихией. Спасая урожай, юноша погиб. Он рисковал жизнью потому, что хотел спасти народное добро.

Сентябрь 2010 года. Город Могилёв. В городе состоялось прощание с погибшим 23 сентября лётчиком Александром Жигайло. В тот день пилоты отрабатывали фигуры высшего пилотажа на малых высотах. По неизвестной причине самолёт стал терять высоту, и экипаж, предотвращая падение на населённые пункты, увёл воздушное судно в район леса. Спасая людей, сами пилоты погибли.

2009 год. Венгрия. Российская гражданка Мария Волкова сумела не только спасти могилу брата, погибшего в Венгрии, но ещё и построила на воинском кладбище настоящую часовню. Деньги на благое дело женщина собирала в буквальном смысле стоя на паперти, причём не один год. Это настоящий гражданский подвиг в мирное время.

Всех этих героев объединяет стремление помочь людям, пожертвовать своим спокойствием, благополучием, здоровьем, а порой и жизнью, ради счастья других, во имя добра и справедливости.

Наше исследование доказало, что для того, чтобы совершить подвиг, не обязательно воевать. В обычной мирной жизни обстоятельства, порой, требуют от человека такой же отваги, бесстрашия, самопожертвования, как и в военное время.

Список литературы

  1. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
  2. В.И.Даль. Толковый словарь русского языка. – М.: Просвещение, 2003.
  3. http://68.mchs.gov.ru/
  4. pravda.ru/society/fashion/couture.
  5. http://zvezdanews.ru/video/itogi/0032681/
  6. http://vestnik –mogileva.info/content/stati/podvig-v-mirnoe-vremja

Цели:

  • Способствовать получению и расширению знаний учащихся о подвигах, совершенных на Великой Отечественной войне; о людях, совершившими подвиги в различных видах деятельности с ограниченными возможностями здоровья
  • Развивать речь учащихся, мыслительную деятельность
  • Воспитание гражданственности, любви и уважения к своей Родине, к людям, совершающим подвиги

Оборудование: ноутбук, проектор, экран или интерактивная доска.

Участники: ученический коллектив 5-го класса, ведущие, чтецы, учитель русского языка, классный руководитель, родители.

Подготовительная работа: предварительно учащимся было дано задание: найти примеры подвигов, совершаемые в повседневной жизни.

ХОД УРОКА

1. Вступление

Ведущий: Человек жив памятью – пока есть память, есть жизнь на Земле. И в этой жизни есть место высокому и низменному, добру и злу, предательству и подвигу. И как утверждал наш великий писатель А.М. Горький, в жизни всегда есть место подвигу. Но подвиги совершаются не только на войне, но и в повседневной жизни

2. Основная часть

Ведущий: Ребята, как вы думаете, что такое подвиг? Подвиг – это героический поступок человека. Совершая подвиг, человек проявляет смелость, самоотверженность. Иногда любовь. Подвиг – это в какой-то мере готовность пожертвовать собой ради близкого человека, родины.
Люди всегда благодарны тем, кто нашел в себе мужество и силы совершать великое. Человеческая память хранит имена героев и их совершения.
– Какие вы знаете подвиги? (ратные, трудовые повседневные)
– Давайте вспомним подвиги героев Великой Отечественной войны.

Ученик: В первые же дни войны страна узнала имя первого Героя – летчика Николая Гастелло , не желая покинуть подбитый самолет, направил свою горящую машину в скопление вражеской техники и войск. За проявленное мужество и самоотверженность летчику Николаю Гастелло присвоено высокое звание Героя Советского Союза. К сожалению, посмертно.

Ученик: 19-летний комсомолец Александр Матросов погиб у деревни Чернушки. Он закрыл своей грудью амбразуру вражеского дзота, тем самым, обеспечил успех наступающего подразделения. Когда к дзоту подбежали старшина и медсестра, они увидели, что Александр лежит ничком, раскинув руки. Кровь на снегу алела так ярко, как полевой мак, о котором когда – то рассказывал ему дед – пасечник. 300 человек в годы Великой Отечественной войны повторили подвиг А. Матросова. Среди них ейчане В. Чаленко и С. Роман.

Ученик: Случилось это в Белоруссии в ходе военной операции "Багратион". 24 июня 1944 года, после артподготовки на одном из участков фронта в Гомельской области, наши войска пошли в атаку. Ейчанин Сергей Демьянович Роман поднялся первым и увлек за собой бойцов подразделения.
После прорыва первой линии обороны противника Сергей был ранен, но на предложение командира роты уйти в санчасть ответил отказом. Противник открыл сильный пулеметно-минометный огонь, но бойцы продолжали продвигаться вглубь обороны врага. Но неожиданно на пути роты, совсем на близком расстоянии, заговорила пулеметная точка. Рота не могла продолжать атаку, нужно было немедленно уничтожить пулемет. И тогда Роман, не раздумывая, встал во весь рост, подбежал к пулемету, бросил в расчет гранату, а сам бросился на ствол немецкого пулемета. Пулемет захлебнулся кровью героя...

Ученик: 21 июня исполняется сто лет знаменитому ейчанину: военачальнику Великой Отечественной, генерал-полковнику авиации Тимофею Хрюкину . Практически вся жизнь этого человека прошла на фронтах. Летную школу он окончил в 1933 году, а с 1936 года Тимофей Хрюкин почти без перерыва – участник разных войн. В числе первых советских добровольцев его отправили в Испанию воевать на стороне республиканцев с фашистскими мятежниками. С 1938 года Хрюкин воюет в Китае с японцами. Затем была советско-финская война, нападение фашистской Германии на СССР... Карьера стремительно развивалась благодаря профессионализму летчика. Участие в каждой из войн отмечалось боевыми наградами, и не только советскими. Хрюкин командовал эскадрильей, затем – группой бомбардировщиков, авиабригадой. Во время войны с финнами он возглавил ВВС 14-й армии. В мае 1940 года Хрюкину было присвоено звание комдива, а с введением генеральских званий – генерал-майора авиации. И это в тридцать лет! Июнь 1941 года застал Хрюкина на посту командующего ВВС 12-й армии. Благодаря его умелому руководству этому соединению, располагавшемуся вблизи государственной границы на юге Украины, удалось избежать тяжелых потерь в самолетах в первые дни войны русской армии разве что во время войны 1812 года. Во время героической обороны Сталинграда Тимофей Хрюкин возглавил защиту неба над городом. Здесь в практику советской авиации он ввел метод «свободной охоты». Он заключался в том, что истребители патрулировали небо в местах возможного появления противника и шли в атаку при появлении вражеских самолетов. Итогом боевого пути Тимофея Хрюкина стал штурм Кенигсберга, который сами немцы считали неприступным. Перед 1-й воздушной армией, которой командовал Хрюкин, была поставлена задача постоянно бомбить крепость, чтобы облегчить наступление наземных частей. Истребители добились того, чтобы в небе над Кенигсбергом не появился ни один вражеский самолет. Наступление наших войск поддерживали тяжелые бомбардировщики. В ночь с 9 на 10 апреля 1945 года остатки немецкого гарнизона капитулировали. Тимофей Хрюкин за умелое руководство войсками в этой операции получил вторую Золотую Звезду Героя.

Ведущий: Но подвиги совершают не только те, кто принимает участие в военных действиях, подвиги совершали те, кто поддерживали бойцов, писали письма, пекли хлеб, выпускали оружие, одежду.
Много имен можно перечислять сейчас. Их имена живут в нашей памяти, они живы в обелисках, именах школ, библиотек, в названиях улиц…
Но подвиги совершаются не только на войне, есть еще и трудовые подвиги.

Ученик: Николай Пржевальский променял великосветский Петербург, парады и банкеты на тишину пустынь, дым костров, стоптанные сапоги, голод и жажду. В его честь Академией наук была выбита специальная медаль.

Ученик: Молодой кандидат медицинских наук Анатолий Шаткин привил себе вирус трахомы, чтобы другие никогда не болели этой ужасной болезнью! И это тоже настоящий подвиг!
Кубань – чудесный благодатный край снежных гор и золотых полей, привольных степей и цветущих садов. Край, в котором живут замечательные люди: хлеборобы и животноводы, садоводы и виноградари, рабочие, врачи и учителя, ученые и спортсмены, художники и поэты... Все они стремятся сделать нашу Кубань еще лучше, богаче, красивее. Мы должны знать их славные имена. Ведь это они помогли нашему краю стать жемчужиной России и стремятся сделать Кубань ещё краше и
богаче.

Ведущий: Ребята, а кто из вас знает наших земляков, которые совершили подвиг

Ученик: Владимира Дмитриевича Нестеренко знают в Москве и в Краснодаре. Он прославил нашу землю своими стихами и прозой, загадками, баснями, литературными пародиями, публикациями в газетах и журналах.

Ученик: Василий Степанович Пустовойт – кубанский учёный, его достижения известны во всём мире.
Любимым растением В.С. Пустовойта был подсолнечник. Этот удивительный «солнечный цветок» завезён в Россию еще в XVIII веке. Но поначалу русские крестьяне не знали всех его качеств, в народе было известно лишь лакомство – жареные семечки. Затем люди открыли, что из «солнечного цветка» можно получать очень вкусное и полезное подсолнечное масло. С тех пор подсолнечник стали разводить в южных областях России.

Ученик: «Хлебный батько» назвали Павла Лукьяненко на Кубани.
Родная кубанская земля была для него всем: с раннего детства привык он почитать ее как матушку – кормилицу, всю жизнь отдал приумножению ее хлебных богатств. На пшеничном поле, среди колосящихся хлебов нового урожая и престало биться сердце Павла Пантелеймоновича Лукьненко.
Он оставил людям драгоценное наследство – золотые щедрые колосья кубанской пшеницы.

Ученик: Архитекторы Александр Косякин , Александр Козлов , Иван Мальгерб подарили Екатеринодару и Кубани чудесные храмы, жилые дома, здания учебных заведений, которые и сейчас радуют глаз и душу любого кубанца.

Ученик: Талантливый врач, учёный Станислав Очаповский сделал неизмеримо много для лечения глазных заболеваний.

Ведущий: Мы поговорили с вами о военных, трудовых подвигах, но ест еще и повседневные подвиги.

– Какие повседневные подвиги вы знаете?

Ученик: В одном из северных городов есть улица Андреевой (бывшая Школьная). Улица эта названа в честь выпускницы интерната, которая, окончив его, стала зоотехником и погибла, спасая во время пожара телят из горящего коровника. Власти города решили, что это подвиг, и переименовали улицу Школьную в улицу Андреевой.

Ученик: В Норильске есть, например, улица Михайличенко, названная в честь сотрудника милиции, который погиб во время операции по задержанию преступника.

Ученик: 17-летняя Юлия Михалченкова из крохотной деревни Обухово Тверской области оказалась именно той русской женщиной, которая без страха входит в горящую избу. Юля спасла из огня свою маленькую соседку - тогда как другие соседи, опасливо поглядывая на горящий дом, лишь качали головами. Награду Юлии вручил ее кумир Дмитрий Нагиев, а поздравляли девушку Эдита и Стас Пьеха

Ведущий: Для некоторых людей сама жизнь уже является подвигом, так как каждый день приходится доказывать себе и людям, что жить на Земле – здорово, независимо от того, какие трудности тебе необходимо преодолевать каждый день.

Ученик: Так, например, всем известная российская певица Диана Гурская , которая, преодолевая трудности недуга каждый день, тоже совершает подвиг. В раннем детстве девочка ничем не отличалась от остальных маленьких детей, и родители не догадывались о ее врожденной слепоте, пока однажды маленькая Диана с грохотом не свалилась с дивана и не расшибла себе в кровь лицо. Горе родителей, узнавших о страшном недуге своего горячо любимого позднего ребенка, трудно описать словами. Лучшие офтальмологи подтвердили неизлечимость болезни. Сама же девочка до поры не догадывалась, что чем-то отличается от остальных детей.
Отец с матерью долго не решались объяснить ей ее состояние, а она не могла понять, почему мир для нее черен. Ведь родителя и друзья говорили между собой о каких-то цветах и красках... Но постепенно в ней формировалось какое-то седьмое или восьмое чувство, которое и рисовало мир, понятный только ей.

Ведущий: Слепой музыкант – нам знакомо по повести В. Короленко. Слепой музыкант – нам знакомо по творчеству Стиви Унтера. А в России, да и по всему миру, уже гремит новый талант – Олег Аккуратов , слепой юноша из Ейска.Победы Олега особенно значимы, так как завоеваны на конкурсах, которые проводились среди здоровых, нормально видящих детей. В лице Олега Аккуратова вырастает глубокий, серьезный музыкант. Таково единодушное мнение работавших с ним профессоров. Олег Аккуратов постоянно наращивает свой творческий потенциал. Достойно выступает с сольными концертами не только на Кубани, но и по всей России. Концерты проходят с большим успехом.
Олег работает художественным руководителем и солистом джазового оркестра – МИЧ-Бэнд.

Ведущий: Мы можем гордиться подвигами, победами наших паралимпийцев в Ванкувере в 2010 году, которые заняли 1 командное место по количеству завоеванных золотых медалей

Ученик: Ирек Айратович Зарипо в – спортсмен, участник паралимпийский игр 2010 в Ванкувере, награжден золотыми медалями в лыжных гонках на 15 километров, в биатлоне на 2.4 км, лыжные гонки 10 км.

Ученик: Бурмистрова Анна Александровн а – спортсменка, лыжные гонки, биатлон Заслуженный мастер спорта России.
Двукратная чемпионка, серебряный и бронзовый призер Паралимпийских зимних игр 2010 г. в Ванкувере (биатлон 3 км, лыжные гонки 15 км, биатлон 12,5 км, лыжные гонки – спринт). Чемпионка Паралимпийских зимних игр 2006 г. в Турине (лыжные гонки), девятикратная чемпионка мира по лыжным гонкам и биатлону.

Ученик: Паутова Елена Осиповна (легкая атлетика). Заслуженный мастер спорта. Чемпионка Паралимпийских игр (2004 г.), двукратная бронзовая медалистка Паралимпийских игр в Пекине (2008), чемпионка Мира (2003–2007 гг.), Европы (2005 г.) и многократная чемпионка России (2003–2008 гг.) по легкой атлетике среди слепых.

Ведущий: Ребята, но мы с вами можем гордиться подвигами, которые совершают наши выпускники, прославляющие свою школу, край в спортивных достижениях не только в России, но и за рубежом.

Ученик: Алексеенко Екатерина – выпуск 2010 года. Серебряный призер Чемпионата России по легкой атлетике, проиграла только китайской чемпионке. Приказом Министерства Спорта и Молодежи России включена в сборную России по легкой атлетике. Победительница Международных соревнований по шахматам и шашкам в 2006, в 2009, в 2010 г.г. Победительница краевых соревнований по пауэрлифтингу в 2009 – 2010 г.г. В настоящее время учится в г. Краснодаре в педколледже.

Ученик: Геворкян Артур – выпуск 2004 года. Победитель в силовых упражнениях (армреслинг, пауэрлифтинг). В настоящее время учится в институте физической культуры в г. Краснодаре, работает тренером по борьбе.
Куркин Максим – выпускник 2007 года. Победитель Международных соревнований по шахматам, шашкам. Входит в сборную города по пауэрлифтингу. В настоящее время учится в Ейском рыбопромышленном техникуме на программиста.

Ведущий: Но и среди нас с вами учатся ребята, которые ограничены в возможностях здоровья, но совершают подвиги, защищая честь школы, края, страны.

Ученик: Мазин Зураб – чемпион края по шашкам и шахматам, Дехтева Алена чемпионка мира по русским шашкам, Шайдулин Влад – первое место по теннису, Алиев Эмиль – первое место по бегу.

3. Заключение

Ведущий: Но ведь не все могут быть путешественниками, спортсменами или работать с вирусами трахомы. Ведь кто – то должен водить такси, печь хлеб, стоять у станка или считать деньги в банке.
А как же подвиг?
И все же мне кажется – есть место подвигу в любой обстановке и при любых занятиях. Вспомните жизнь Александра Селькирка (прообраз знаменитого Робинзона Крузо) на необитаемом острове, с его победой над самим собой, нал страхом, над малодушием, над ленью, над желанием закрыть глаза и ждать смерти. Положение, в котором оказался этот человек, тоже необычное, но ведь бороться с собой, со своей ограниченностью, со своими пороками, с опустошенностью и равнодушием можно и нужно и не только на необитаемом острове.
Попробуйте победить себя, и вам станет понятно, что такое подвиг.
Человек в основе своей всегда устремлен к хорошему. Надо только вовремя уметь поддержать или подправить того, кто стал уходить от этого стремления. Мы живем в большом общежитии, и надо уметь любить людей, которые тебя окружают, отдавать им богатство ума и сердца, и они отплатят тебе тем же.
Жизнь пестра и разнообразна. На одном ее плюсе – горение и мужество, на другом – тунеядство и трусость. На одном – высокий порыв, жажда знаний, на другом – равнодушие, пошлость. Перед каждым вступающим в жизнь встают эти плюсы, и к какому полюсу человек подойдет, зависит от него самого

4. Итог

Домашнее задание. Учащимся предлагается задание написать сочинение по теме «В жизни всегда есть место подвигу».

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

В жизни всегда есть место подвигу

В жизни всегда есть место подвигу

Из рассказа «Старуха Изергиль» (первая публ. в «Самарской газете», апрель, 1895) Максима Горького (псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, 1868-1936). Слова старой цыганки Изергиль, которая рассказывает автору об одном из своих многочисленных возлюбленных, которых она знала в молодости, о поляке - «достойном пане с изрубленным лицом», воевавшем против турок на стороне греков.

В оригинале: «Что ему греки, если он поляк? А вот что: он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, который не находят их для себя, - те просто лентяи и трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно...»

Используется шутливо-иронически, как поощрение к трудному, почти невыполнимому предприятию, а также применительно к самому себе: ничего не потеряно, нам тоже еще предстоят великие дела (самоирон.).

Из книги Школа выживания в природных условиях автора Ильин Андрей

ГЛАВА ШЕСТАЯ Что есть, когда есть нечего, или Как в аварийной ситуации обеспечиться продуктами питания Уже в первые часы аварии необходимо собрать все продукты, в том числе и случайно «завалявшиеся» в карманах, в одно место и тщательно рассортировать. При этом необходимо

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Практика полетов на самолете Ту-154 автора Ершов Василий Васильевич

Экипажу следует помнить всегда: опасность сваливания самолета на больших углах атаки не окупается возможной экономией топлива. Если топлива не хватает, есть вероятность сесть на дозаправку. Если не хватает запаса по углу атаки, можно погибнуть. Полет по маршруту.Заняв

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Антонов есть огонь, но нет того закону, / Чтобы огонь всегда принадлежал Антону Из басни «Помещик и трава» Козьмы Пруткова.Иносказательно: далеко не все, что хочется, можно

Из книги Оскар Уайльд. Афоризмы автора Уайлд Оскар

В жизни всегда есть место подвигу Из рассказа «Старуха Изергиль» (первая публ. в «Самарской газете», апрель, 1895) Максима Горького (псевдоним Алексея Максимовича Пешкова, 1868-1936). Слова старой цыганки Изергиль, которая рассказывает автору об одном из своих многочисленных

Из книги Международные экономические отношения: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Городничему всегда место найдется Первоисточник - поэма «Мертвые души» (1842) Н. В. Гоголя (1809- 1852), слова Петуха (ч. 2, гл. 3): «Да и в церкви не было места. Взошел городничий - нашлось».Иносказательно: интерес «начальства» всегда будет уважен, при любых обстоятельствах

Из книги Вторая Книга всеобщих заблуждений автора Ллойд Джон

Есть человек - есть проблема, нет человека - нет проблемы Ошибочно приписывается И. В. Сталину: свидетельств, что он когда-либо говорил или писал нечто подобное, нет.Эта фраза из романа «Дети Арбата» (1987) Анатолия Наумовича Рыбакова (1911 - 1998). Так И. В. Сталин говорит о

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

Не всегда достоверные случаи из жизни Уайльда На экзамене в Оксфорде Уайльд переводил с древнегреческого отрывок из Нового Завета. Наконец профессор сказал: «Достаточно». Уайльд воскликнул: «О, подождите немного! Так интересно узнать, чем это кончилось».* * * Во время

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

13. МЕСТО ТНК В ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ Как ТНК способствуют глобализации экономики?1. Для деятельности ТНК национальные законы и интересы имеют значение лишь постольку, поскольку не противоречат интересам ТНК. Транснациональное производство и

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Есть ли на Земле место, не принадлежащее ни одному государству? Да, и таких мест два.Первое – земля Мэри Бэрд на западе Антарктиды. Она настолько далеко, что ни одному правительству, судя по всему, не нужна.Эта обширная полоса тянется от Южного полюса к побережью Антарктики

Из книги 1001 вопрос будущей мамы. Большая книга ответов на все вопросы автора Сосорева Елена Петровна

Из книги Большая книга мудрости автора Душенко Константин Васильевич

Пуритане. Всегда ли они вели пуританский образ жизни? Пуритане вовсе не всегда вели так называемый пуританский образ жизни. По свидетельству историков, пуритане-переселенцы, отправившиеся в Америку в XVII веке из Европы, отличались разнузданным образом жизни. Свое же

Из книги Дрессировка для начинающих автора Руцкая Тамара Васильевна

Пуритане. Всегда ли они вели пуританский образ жизни? Пуритане вовсе не всегда вели так называемый пуританский образ жизни. По свидетельству историков, пуритане-переселенцы, отправившиеся в Америку в XVII веке из Европы, отличались разнузданным образом жизни. Свое же

Из книги автора

Правильно питаемся: что есть, когда есть, как есть Десять основных принципов питания. Как считать калории. Пирамида питания. Витамины ы микроэлементы. Какие напитки пить, а какие - нет. Все диеты откладываются. Правильный режим питания.Десять принципов

Из книги автора

Доходы и расходы См. также «Бюджет», «Зарплата», «Стоимость жизни. Уровень жизни» Важно не то, сколько ты зарабатываешь, а на кого тратишь. «Пшекруй»* Как счастлив был бы мужчина, если бы он зарабатывал сумму, в которую, как полагает его жена, оценивают его заработки

Из книги автора

Возвращение собаки на место (команда «Место!») Это необходимый и очень полезный навык для пастушьих и служебных собак. Его необходимо отрабатывать после усвоения собакой навыка лежать по команде. Уложив собаку, оставляют около нее какую-либо вещь. Дрессировщик отходит от

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

70 лет отделяет нас от Великой Победы нашего народа над фашизмом. В прошлом году мы всей страной отметили эту дату. Беспримерный подвиг совершили наши прадеды во время Великой Отечественной войны. 27 млн погибших - такова цена Великой Победы. 9 мая я вместе с бабушкой ходила на парад и видела, какое огромное количество людей приняло в нем участие. Многие шли с портретами своих родственников. Мы тоже несли портрет моего прадедушки, который в 17 лет был призван в армию и вскоре отправлен на фронт. Иван Васильевич прошел с боями, освобождая от фашизма Венгрию, Румынию, Польшу, и закончил войну в Кенигсберге. Вот тогда меня и заинтересовало, а участвовали ли дети в Великой Отечественной войне. Как они приближали победу?

Я считаю всех, кто принимал участие в освобождении своей Родины от фашистских захватчиков, патриотами и героями. И мы не должны забывать, что они воевали за то, чтобы мы жили под мирным небом. Это наш долг и каждый из нас испытывает к ним чувство благодарности.

Но недавно я прочла заметку о том, что один учащийся грелся возле вечного огня, зажженного у нас в Кировском районе. Меня поразил этот поступок. Как можно у святого места так себя вести. Вечный огонь- память в честь защищавших нашу страну людей. И эту память мы не должные предавать забвению.

Поэтому актуальность содержания работы обусловлена проблеме отношения к памяти о Великой Отечественной войне.

Цель исследования:

    узнать, совершали ли во время Великой Отечественной войны подвиги дети;

    трудно ли совершить подвиг в наши дни?

    что необходимо, чтобы совершить подвиг?

    определить, есть ли среди нас люди, готовые совершить героический поступок.

Задачи:

    Знать и не предавать забвению Подвиг людей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

    Провести социологический опрос на тему.

Методы исследования:

    Проведение социологического опроса учащихся класса по формализованной анкете, аналитическая обработка статистических данных;

В качестве гипотезы можно предположить, что В жизни всегда есть место подвигам и учащиеся четвертых классов нашей школы готовы к совершению их во имя Родины.

Глава 1. Соловецкая школа юнг

История Соловецкой школы юнг ВМФ, созданной по приказу Народного комиссара ВМФ СССР Николая Герасимовича Кузнецова 25 мая 1942 года - одно из ярчайших свидетельств единения поколений в годы тяжелых испытаний для страны. Она была создана на базе учебного отряда Северного флота, расположенного на Соловецких островах в Белом море.

В приказе говорилось: «Школу укомплектовать юношами, комсомольцами и не комсомольцами в возрасте 15-16 лет, имеющими образование 6-7 классов, исключительно добровольцами. Преимущество при отборе отдавать воспитанникам детских домов».

Прежде чем сесть за парты, им пришлось пройти неожиданные испытания. Они валили лес, корчевали пни, долбили гранитные плиты - строили себе жилье, столовую, учебные классы, рыли окопы, укрытия. А над головами гудели фашистские самолеты. Немцы бомбили Архангельск и Соловки. Юные моряки занимались прочесыванием лесов, обезвреживанием вражеских лазутчиков и диверсантов, тушением пожаров. Одновременно упорно овладевали военными и морскими знаниями». Ребята давали клятву: «Мы клянемся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха и покоя, быть в первых рядах самых мужественных и смелых, самых храбрых советских моряков».

Воспитанники школы воевали на боевых кораблях, наравне со взрослыми несли тяжелую и суровую флотскую службу. За годы войны школа дала три выпуска юнг. Почти половина выпускников не вернулась домой.

В годы войны высокими правительственными наградами были отмечены около 36 тысяч юных патриотов, в том числе все юнги Прикамья военных лет.

«Школа юнг в свое время впитала самую активную молодежь, из которой потом вышло много отличных командиров, она принесла большую пользу для нашего Военно-Морского Флота»

Н.Г. Кузнецов,народный комиссар ВМФ СССР с 1939-1946 гг.

Откуда черпали свое мужество и героизм эти мальчишки? Всей России известны имена юнг: Саши Ковалева, Г. Таращука, У. Идрисова, И. Зорина, И. Петрухина, А. Болдырева и других, совершивших военные подвиги во имя Родины. После войны юнги продолжали службу. Они очищали воды Финского, Выборгского и Рижского заливов от оставшихся немецких бомб.

Глава 2 Подвиг юного моряка Саши Ковалева

Но вражеские снаряды повредили ТК-217, он потерял ход и стал тонуть. ТК-209 развернулся и, прикрыв друга дымовой завесой, Кисов под огнём противника снял его экипаж. Желваков, покидая корабль, поджёг бикфордов шнур, взорвав корабль, чтобы не достался врагу.

ТК-209 оторвался от погони, имея преимущество в скорости. Но три самолёта "фокке-вульф2" атаковали катер. Кисов, умело маневрируя, увернулся от попадания бомб. Но самолёты открыли артиллерийский и пулемётный огонь. Взрывами в моторном отсеке был ранен командир отделения мотористов Старшинов, тяжело ранен старшина. Саша Ковалёв был контужен. Придя в себя, увидел: правый мотор бездействует, левый повреждён, а у среднего мотора из пробоины в радиаторе хлещет кипяток. Катер терял ход. Нарушение охлаждения мотора грозило его взрывом. Схватив стёганый ватник, Саша прижал его к пробоине радиатора и навалился грудью, останавливая течь. Кипяток обжигал его, но он продолжал прижиматься к радиатору, пока не подоспела помощь со стороны мотористов спасённого экипажа ТК-217. Подоспевшие советские истребители отогнали "фоккеров". Мотор продолжал жить, катер не потерял ход и благополучно дошёл до базы.

Таким образом, благодаря подвигу Саши были спасены экипажи двух торпедных катеров. По прибытии на базу он, в числе других моряков, проявивших героизм, был представлен к правительственной награде.

Но смерть всё-таки настигла героя на следующий день, когда ТА-209 в числе нескольких других катеров были отправлены на ремонт на главную базу. Воспламенилась фосфорная головка застрявшего в переборках немецкого снаряда замедленного действия, и взорвались бензобаки. На корабле начался пожар. Оставшиеся в живых моряки были спасены, но Саша оказался в числе погибших.

Подвиг героя помнят!

В далеком Заполярье на вершине одной из гранитных сопок возвышается обелиск, на котором высечены слова: "Вечная слава героям-катерникам, павшим в боях за Советскую Родину в Отечественную войну 1941-1945 г.г." Рядом - мраморная плита с портретом юного моряка и надписью: "Юнга Саша Ковалёв погиб в море при выполнении боевой задачи 9 мая 1944 года".

В Баренцевом море есть квадрат, носящий имя Саши.

В заполярном Североморске именем героя названа улица.

Глава 3 Юнги Прикамья.

Боевые судьбы юнг военной поры легли в основу книги бывшего юнги А. П. Леонтьева «Юнги с Урала». «Теплушки подцепили к одному из проходящих через Пермь-II эшелонов, и паровоз, набирая скорость, потянул в сторону запада…» Среди пассажиров Миша Лагунов. Боевые заслуги в годы войны юнги-ветерана отмечены орденом Отечественной войны II степени, медалью «За оборону советского Заполярья», «За победу над Германией».

Среди первых, кто прошел школу юнг, был Алексей Леонтьев, написавший к 35-летию Великой Победы книгу «Юнги Прикамья».

В 1974 году был создан Пермский Совет Ветеранов юнг военно-морского флота, объединяющий в то время около 500 человек, - бывших юнг ВМФ Прикамья. К 60-летию Великой Победы Советского народа в годы Вов (1941-45) в Перми , в сквере Уральских добровольцев в 2000 году установлена мемориальная доска - Соловецким юнгам ВМФ Прикамья

Помнят пермских юнг и там, где они воевали. Владимир Евгеньев, живущий в Ленинграде, сообщает: "На берегах Невы свято чтится имя пермского юнги Володи Дьякова. В школе №15 на Васильевском острове создан музей катерников, в котором установлена мемориальная доска с именами погибших моряков, воевавших в годы войны на катерах. Есть на этой мраморной плите и имя в юном возрасте сложившего за отечество юнги-пермяка Володи Дьякова".

В Добрянке есть улицаимени Соловецких юнг , в Кунгуре - Юнг флота , в Очере - Юнг ВМФ , в Добрянке - стела "Соловецким юнгам", в Очере - обелиск "Памяти юнг-очерцев".

Глава 4 Результаты исследования.

Познакомившись с материалом о юнгах, я разработала анкету для проведения социологического опроса, а затем провела аналитическую обработку полученных данных. В социологическом опросе приняло 67 человек, учащихся пятых классов нашей школы.

Результаты анкетирования отражены в диаграммах.

    Трудно ли совершить подвиг?

Ответили: Да - 27 человек, нет - 42 человека.

    Что необходимо, чтобы совершить подвиг?

Учащиеся ответили, что нужны условия, здоровье, любовь к людям, любовь к Родине и желание, но больше всего ребят считают - сила воли .

    Обязательно ли подвиг связан с риском для жизни?

1 - да (7), 2 - нет (18), 3 - иногда (35), 4 - почти всегда (9)

    Подвиг - это вспышка отваги, случайность или результат всей жизни?

1 - вспышка отваги (34),

2 - случайность (10),

3 - результат всей жизни (23)

Интересные парадоксальные цифры получились в 2 последних вопросах.

    Много ли людей, готовых совершить подвиг?

    Готов ли ты к совершению героического поступка?

1 - Синий да (18), нет (49)

2- Красный да (48), нет (19)

Заключение

Социологический опрос, проведенный мною, показал, что и в наше время есть ребята, которые готовы совершить героические поступки. Мне верится, что если выпадут трудные дни, мы так же, как они, сможем встать на защиту своей Родины. Мы помним и гордимся именами своих прадедов, героев Великой Отечественной войны.

Соловецкие юнги, наши мальчики юные,

Ваши плечи, по - детски худые и узкие,

Заслонили просторы родной нам России.

Будьте вечно героями! Будьте вечно живыми!

Я уверена, что многие ребята из нашей школы сделают в трудную минуту правильный выбор. В жизни всегда есть место подвигу. И неважно, война это или мирное время. Есть много профессий, связанных со спасением людей. Главное - быть готовым. Герои умирают, если нужно, и потому живут они в веках! Я призываю всех ребят никогда не осквернять память погибших и помнить, что наше мирное небо завоевано дорогой ценой.

Использованная литература

    Альманах «Соловецкое море». № 5. 2006г.

    Леонтьев А. «Юнги с Урала». Пермь. 1980г.

    Лукаш, Н. П. Тематический вечер «Юнги Великой Отечественной войны» / Н. П. Лукаш // Классный руководитель. - 2010. - N 1. - С. 51-54. Образование.

    Мехнина Г.М. «Школа юнг Военно-Морского Флота в годы ВОв (1942-1945 гг.)» // «Соловецкая школа юнг Военно-морского Флота (1942-1945)». Архангельск, 2002г.

Приложение №1

Памятные места в Пермском крае и России

Памятник соловецким юнгам в Добрянке

Памятник выпускникам школы юнг, Соловки

(установлен в 1972году)

Юнгам - саратовцам посвящается .

Санкт - Петербург, Василеостровский район пл. Балтийских Юнг,

Памятникюнгам Балтики.

Архангельск. Памятник Соловецким юнгам

Москва. Памятник Соловецким юнгам

Холмск. Сахалин.

Памятник юнгам "огненных рейсов"

Соловецкие юнги, наши мальчики русские, Ваши плечи, по-детски худые и узкие, Заслонили просторы родной вам России. Будьте вечно героями! Будьте вечно живыми! Л. Вахрамеев

Приложение №2

Обращение к молодежи ветеранов юнг ВМФ

«За прошедшие годы у нас, выпускников Соловецкой школы юнг, сложились традиции, которые мы хотим передать вам, молодому поколению. Мы искренне хотим видеть вас патриотами нашей Родины, защитниками вашей России.

Мы призываем молодое поколение:

Изучать и бережно хранить историю Великой России;

Знать и не предавать забвению Подвиг советских людей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;

Сохранять традиции памяти и поисковое движение молодежи - походы по местам героических традиций старших поколений.

Мы обращаемся к правительству Пермского края, администрации города Перми, к средствам массовой информации, молодежным патриотическим объединениям, органам образования и комитетам по делам молодежи с просьбой опубликовать наше обращение и содействовать патриотическому воспитанию молодежи. В том числе, через изучение такой героической страницы истории, как история юнг военно-морского флота.Без исторического прошлого не может быть достойного настоящего и перспективного будущего. Мы хотим, чтобы вы сохранили священную память о подвигах ваших дедов и прадедов.Пусть главным ориентиром в вашей жизни будут понятия «Честь», «Достоинство», «Братство» и безграничная любовь к своей Родине.

По поручению Пермского Совета ветеранов юнг ВМФ:

Председатель ПСВЮ ВМФ

Подвигом называется героический самоотверженный поступок. Есть много людей, которые при необходимости готовы пойти на такой шаг. В ответственный момент их одолевает желание помочь, смелость. Нельзя думать, что подвигом считается только серьезный поступок, например, тушение пожара, спасение друга от нападок хулиганов. К данной категории поступков относится помощь котенку, забравшемуся на дерево, бабушке, которая не может перейти через дорогу. К совершению подвига не нужно готовиться, ждать его. Важно, когда возникнет необходимость, проявить положительные особенности личности.

В жизни всегда есть место подвигу. Что это значит?

Во все времена существования человечества люди совершали героические поступки, некоторые даже становились легендами. Ярким примером является Геракл, он был способен на то, что другим не под силу. В сочинении на тему: «В жизни всегда есть место подвигу» хочу отметить, что совершить его способен любой, обладающий большой силой воли.

Я считаю, что совершение героического поступка всегда связано с преодолением трудностей внутри себя, проблемой осуществления выбора. Не каждый может рискнуть собой ради спасения чьей-то жизни, это его право. Мы сами делаем выбор. В наше время далеко не каждый задумывается о благополучии других людей, именно такие достойны восхищения.

Пример подвига

В сочинении на тему: «В жизни всегда есть место подвигу» хотелось бы привести в качестве примера произведение Бориса Полевого, описавшего события военного времени. Он рассказывает о тяжелой судьбе летчика Маресьева, любившего небо, полеты больше жизни. Случилось так, что его самолет зацепил немецкий истребитель, ему пришлось с адской болью, без пищи, воды ползти долго по лесу. В госпитале ему ампутировали обе ноги, но он не терял надежды на то, что снова поднимется в небо. Сила воли позволила ему научиться не просто ходить, а танцевать на протезах. В произведении автор описывает не только тяжелое военное время, но затрагивает личную жизнь летчика-героя. Он считал недостойным себя большой любви, но именно она помогла ему встать на ноги, добиться желаемой цели.

Преодоление внутренних страхов, немощи является настоящим подвигом. Таких людей мало, но именно они вдохновляют на совершение благих поступков. Зачем людям нужны подвиги? Они развивают в них лучшие человеческие качества.