Василий Аксёнов: биография и личная жизнь. Василий Аксенов. Его непростая жизнь Где жил аксенов

Известный российский писатель Василий Аксёнов был потомком репрессированных сталинским режимом родителей. Он вырос в семье тётки по отцу, партийному работнику и лишь в 15 лет воссоединился со своей матерью, выселенной в на Колыму. Позже Аксёнов рассказал о своей юности в автобиографическом романе «Ожог». Он закончил Первый ленинградский мединститут и начал работать врачом, но с 1960 года занялся профессиональной литературной деятельностью. Первая повесть писателя «Коллеги» была экранизирована в 1961 году и с тех пор Василий Павлович пользовался славой знаменитого автора. Правда, уже к 70-м годам его деятельность оказалась под запретом из-за слишком активной гражданской позиции в защиту диссидентства. В 1988 году Аксёнов, выехал по приглашению в США, за что сам писатель и жена Василия Аксёнова были лишены советского гражданства. Он смог вернуться в Россию только в 2004 году.

Аксёнов был дважды женат и история его любви стала одной из легенд российского общества на долгие времена. Первым браком Василия Павловича была женитьба на Кире Людвиговне Менделевой, дочери комбрига Лайоша Гавро, девушке из хорошей состоятельной семьи. Будущие супруги познакомились в 1956 году, под Ленинградом, и Кира увлекла писателя своей живостью, умением исполнять иностранные песенки, привлекательной внешностью. Она тогда училась в Московском институте иностранных языков, а Аксёнов работал в клинике. Спустя полтора года они поженились и жили в тесной комнатке дома, где на 50 квартир был один туалет, «душа в душу». В 1960 году у молодожёнов родился сын Алексей, а ещё через год - другой, Аксёнов стал популярным писателем. Располневшая, потерявшая большую часть очарования Кира начала устраивать мужу сцены ревности и их семейное согласие разладилось.

В середине 60-х годов Аксёнов тесно сошёлся в одной из «писательских» компаний с Майей Кармен. Она была подругой Беллы Ахмадулиной, женой знаменитого режиссёра Романа Кармена, на 24 года старше её. Яркая и эффектная, всегда весёлая и компанейская Майя любила кокетничать, нравится мужчинам и сразу потянулась к Аксёнову. В нём всегда чувствовалась особая внутренняя сила, которая привлекала женщин. Когда между Майей и Василием завязался роман, оба были несвободны и доставили немало переживаний своим супругам. Кармен умолял Майю не бросать его, несмотря ни на что, Кира продолжала скандалить. В таких условиях влюблённые могли выкраивать минуты счастья в командировках, на вечеринках в друзей писателей и в тайных встречах, хотя об их романе знали все близкие. Аксёнов и его возлюбленная ездили вместе на отдых и селились в разных номерах гостиниц, потому, что правила тогда были строгими.

Майя работала в Торговой палате после окончания Института внешней торговли и часто ездила за границу. Оттуда она привозила массу красивых импортных вещей для себя и своих друзей и близких. Василия одевала в модные дефицитные вещи, старалась побаловать импортными диковинками любимого и свою дочь Алёну от первого, ещё до союза с Карменом, брака. В 1978 году маститый режиссёр умер, а через два года Аксёнов женился на его вдове. В июле 1980 года молодожёны отправились во Францию, откуда решили на два месяца заехать в США. Это стоило им потери права возвратиться на родину. Супруги устроились работать преподавателями в различных американских университетах. Аксёнов - в качестве профессора русской литературы, Майя - преподавателем филологии. Разрешение вернуться в Россию они получили лишь после перестройки и прочих государственных перемен, в 2004 году.

Писатель явился в возвращённую ему квартиру в Москве, но постоянно в ней не жил, часто отлучаясь в свой дом в Биаррице. Он снова вкусил славы модного писателя и успел насладиться ей. Аксёнов умер в 2009 году, мучительно проболев почти год после инсульта и перенеся тяжёлую сложную операцию. Майя Афанасьевна, провела возле его постели целый день, ненадолго заехала домой и получила известие о смерти своего мужа. Их громкая любовь закончилась так, как задолго до этого, ещё в молодости, обещал Аксёнов: он преданно и верно любил свою Майю до самого конца. Жена Василия Аксёнова пережила супруга лишь на пять лет.

Аксенов Василий Павлович - известный в широких кругах русский писатель. Его произведения, пронизанные духом свободомыслия, жесткие и трогательные, местами ирреальные, не оставляют безучастным ни одного читателя. В статье будет рассмотрена биография Василия Аксенова и приведен перечень его наиболее интересных литературных работ.

Ранние годы

В 1932 году, 20 августа, в городе Казань у Павла Аксенова, председателя Казанского горсовета, и Евгении Гинзбург, преподавателя Казанского пединститута, родился сын Василий. По счету в семье он был уже третьим ребенком, но единственным общим. Когда мальчику еще не было пяти лет, обоих родителей (вначале мать, затем отца) арестовали, а потом осудили, каждого к десяти годам заключения. Пройдя сталинские лагеря, впоследствии издаст книгу воспоминаний об эпохе репрессий «Крутой маршрут», повествующую о восемнадцати годах, проведенных в тюрьмах, ссылках, колымских лагерях. Но сейчас не об этом, нас интересует биография Василия Аксенова.

После заключения родителей старших детей - Алешу (сына Евгении Гинзбург) и Майю (дочь Павла Аксенова) - забрали на воспитание родственники. А Васю принудительно отправили в детдом для детей осужденных (бабушки мальчика хотели оставить его у себя, но им этого не позволили). В 1938 году брат Петра Аксенова, Андреян, разыскал ребенка в Костромском детском доме и забрал к себе. До 1948 года Вася проживал у родственницы по отцовской линии, Моти Аксеновой, пока выпущенная из тюрьмы в 1947 году мать мальчика не добилась разрешения на переезд сына к ней на Колыму. Позже писатель Василий Аксенов опишет свою магаданскую юность в романе «Ожог».

Образование и работа

В 1956 году парень окончил Ленинградский мединститут и по распределению должен был трудиться врачом в Балтийском морском пароходстве на судах дальнего плавания. Однако допуск ему не дали, несмотря на то, что родители были к тому времени реабилитированы. Есть сведения, что Аксенов Василий работал карантинным врачом в Карелии, на Крайнем Севере, в туберкулезной больнице Москвы (по другой информации, был консультантом в НИИ туберкулеза в Москве), а также в морском торговом порту Ленинграда.

Начало литературной деятельности

Профессиональным литератором Аксенова можно считать с 1960 года. В 1959 г. им была написана повесть «Коллеги» (по ней в 1962 году был снят одноименный фильм), в 1960 году - произведение «Звездный билет» (по нему также в 1962 году был снят фильм «Мой младший брат»), двумя годами позже - повесть «Апельсины из Марокко», а в 1963 году - роман «Пора, мой друг, пора». Затем вышли книги Василия Аксенова «Катапульта» (1964 год) и «На полпути к Луне» (1966 год). В 1965 году была написана пьеса «Всегда в продаже», которую в этом же году поставили на сцене «Современника». В 1968 году опубликована повесть сатирико-фантастического жанра «Затоваренная бочкотара». В шестидесятых годах двадцатого столетия произведения Василия Аксенова печатались довольно часто в журнале «Юность». Писатель на протяжении нескольких лет трудился в редколлегии этого издания.

Семидесятые годы

В 1970 году была опубликована первая часть приключенческой дилогии для детей «Мой дедушка - памятник», в 1972 году - вторая часть - «Сундучок, в котором что-то стучит». В 1971 году вышла повесть «Любовь к электричеству» (о Леониде Красине), написанная в историко-биографическом жанре. Годом позже в журнале «Новый мир» было опубликовано экспериментальное произведение с названием «Поиски жанра». В 1972 году также был создан роман «Джин Грин - неприкасаемый», являющий собой пародию на боевик о шпионах. Над ним Аксенов Василий трудился совместно с Григорием Поженяном и Олегом Горчаковым. Произведение вышло под авторством Гривадия Горпожакса (псевдоним из комбинации фамилий и имен трех писателей). В 1976 году литератор перевел с английского языка роман «Рэгтайм» Эдгара Лоуренса Доктороу.

Общественная деятельность

Биография Василия Аксенова наполнена трудностями и лишениями. В марте 1966 года, во время участия в попытке демонстрации против намеревающейся реабилитации Сталина в Москве, на Красной площади, писателя задержали дружинники. В последующие два года Аксенов ставил свою подпись в ряде писем, направленных в защиту диссидентов, и получил выговор за это от Московского отделения Союза писателей СССР с занесением в дело.

Никита Хрущев на встрече с интеллигенцией еще в 1963 году подверг острой критике Василия Аксенова и Андрея Вознесенского. Когда закончилась «оттепель», произведения писателя перестали публиковать на родине. В 1975 году был написан роман «Ожог», о котором мы уже упоминали. На его публикацию даже не надеялся Василий Аксенов. «Остров Крым» - роман в фантастическом жанре - также изначально создавался автором без расчета на то, что произведение выйдет в печать и увидит мир. В это время (1979 год) критика в сторону писателя становилась все более острой, в ней начинали проскальзывать такие эпитеты, как «антинародный», «несоветский». Зато в 1977-1978 годах произведения Аксенова стали появляться за рубежом, главным образом в Соединенных Штатах Америки.

Совместно с Искандером Фазилем, Беллой Ахмадулиной, Битовым Андреем и Евгением Поповым Аксенов Василий в 1978 году стал соавтором и организатором альманаха «Метрополь». В советскую подцензурную печать он так и не попал, но его издали в США. «Проработкам» после этого подверглись все участники альманаха. За этим последовало исключение из Союза писателей СССР Ерофеева и Попова, и в знак протеста Василий Аксенов вместе с Семеном Липкиным и Инной Лиснянской тоже объявили о выходе из СП.

Жизнь в США

По приглашению летом 1980 года писатель выехал в Соединенные Штаты, а в 1981 году за это у него было отнято гражданство СССР. Аксенов прожил в США до 2004 года. За время пребывания там он работал в качестве профессора русской литературы в разных университетах Америки: Институте Кеннана (с 1981-го по 1982-й), Университете Вашингтона (с 1982-го по 1983-й), Гаучер-колледже (с 1983-го по 1988-й), Университете Мейсона (с 1988-го по 2009-й). В качестве журналиста в период с 1980 по 1991 гг. Аксенов Василий сотрудничал с радиостанциями «Радио Свобода», «Голос Америки», альманахом «Глагол» и журналом «Континент». Радиоочерки писателя были опубликованы в сборнике «Десятилетие клеветы», изданном в 2004 году.

В Соединенных Штатах увидели свет написанные, но не опубликованные в России произведения «Ожог», «Золотая наша Железка», «Остров Крым», сборник «Право на остров». Впрочем, и в Америке продолжал творить Василий Аксенов: «Московская Сага» (трилогия, 1989, 1991, 1993 годы), «Негатив положительного героя» (сборник рассказов, 1995 год), «Новый сладостный стиль» (роман, посвященный жизни советских эмигрантов в США, 1996 год) - все это было написано в период жизни в Соединенных Штатах. Писатель создавал произведения не только на русском языке, в 1989 году был на английском написан роман «Желток яйца» (правда, впоследствии его перевел сам автор). По приглашению Джека Мэтлока, американского посла, впервые после выезда заграницу (через девять лет) Аксенов приехал в Советский Союз. В 1990 году писателю вернули советское гражданство.

Работа в России

В 1993 году, во время разгона Верховного Совета, Василий Аксенов вновь открыто проявил свои убеждения и выразил солидарность с людьми, подписавшими в поддержку Ельцина письмо. Антоном Барщевским в 2004 году в России была экранизирована трилогия «Московская сага». В этом же году в журнале «Октябрь» опубликовали произведение писателя «Вольтерьянцы и вольтерьянки», впоследствии удостоенное В 2005 году Аксенов написал в форме личного дневника книгу воспоминаний под названием «Зеница ока».

Последние годы жизни

В свои последние годы писатель с семьей проживал то во Франции, в городе Биарриц, то в Москве. В российской столице 15 января 2008 года Аксенов почувствовал себя плохо, его госпитализировали в У литератора был диагностирован инсульт. Спустя сутки Василия Павловича перевели в НИИ Склифосовского, ему была сделана операция по удалению тромба в сонной артерии. Продолжительное время состояние писателя оставалось довольно тяжелым. А в марте 2009-го проявились новые осложнения. Аксенова перевели в институт Бурденко и вновь прооперировали. Затем Василий Павлович опять был госпитализирован в Именно там 6 июля 2009 года писатель скончался. Похоронили Василия Павловича в Москве, на Ваганьковском кладбище. В ноябре 2009 года в Казани, в доме, где когда-то жил писатель, был организован Музей его творчества.

Василий Аксенов: «Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках»

Это последнее законченное произведение талантливого литератора. Оно было издано в полном виде уже после смерти Аксенова, в октябре 2009 года. До этого в 2008 году публиковались отдельные главы в издании «Коллекция каравана историй». Роман является автобиографичным, его героями выступают кумиры искусства и литературы шестидесятых годов двадцатого столетия: Евгений Евтушенко, Булат Окуджава, Андрей Вознесенский, Эрнст Неизвестный, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Марлен Хуциев, Владимир Высоцкий, Андрей Тарковский и другие. Аксенов присвоил персонажам вымышленные имена, чтобы произведение не ассоциировалось с мемуарным жанром.

Премии, награды, память

В Соединенных Штатах Америки писателю присвоили ученую степень доктора гуманитарных наук. Также он являлся членом Американской авторской лиги и ПЕН-клуба. В 2004 году за произведение «Вольтерьянцы и вольтерьянки» Аксенову присудили премию «Русский Букер». Годом позже он был удостоен почетного ордена Искусств и литературы. Литератор был членом Российской академии художеств.

Ежегодно с 2007 года в Казани проводят литературно-музыкальный международный фестиваль под названием «Аксенов-фест». Впервые он прошел еще при личном участии Василия Павловича. В 2009 году был открыт литературный Дом-музей известного писателя, в нем же сейчас функционирует литературный городской клуб. В 2010 году увидел свет автобиографический неоконченный роман литератора «Ленд-лизовские». Его презентация состоялась 7 ноября в Доме-музее Василия Аксенова.

Евгений Попов и Александр Кабаков в 2011 году совместно издали книгу воспоминаний о Василии Павловиче, которую так и назвали «Аксенов». В ней они рассматривают писательскую судьбу, хитросплетения биографии, процесс рождения большой Личности. Главная задача и идея книги - предотвратить искажение фактов в угоду тем или иным событиям.

Семья

Брат Василия Аксенова по материнской линии, Алексей, погиб при блокаде Ленинграда. Сестра по отцу, Майя, - педагог-методист, автор многих учебных пособий по русскому языку. Первой женой писателя была Кира Менделева, в браке с ней у Аксенова в 1960 году родился сын Алексей. Сейчас он работает художником-постановщиком. Вторая жена и вдова литератора, Майя Аксенова (1930 года рождения), по образованию специалист по внешней торговле. Во время жизни семьи в Соединенных Штатах она преподавала русский язык, в России работала в Торговой палате. Совместных детей у Василия Павловича и Майи Афанасьевны не было, но у Аксенова была падчерица Елена (1954 года рождения). Она умерла в августе 2008 года.

Василий Павлович Аксенов — прозаик, из-под пера которого вышло много рассказов, повестей, романов, трилогий. Он написал множество разнообразных произведений, которые известны читателям, а ведь изначально он себя не собирался связывать с писательской деятельностью, но об этом по порядку.

Сначала жизнь Василия Аксенова начиналась хорошо. Ребенок родился в 1932 году в Казани в семье партийного деятеля, поэтому его семью можно было назвать известной, к тому же родители были интеллигентными людьми. Алексей был третьим ребенком, до него у матери и у отца были дети от первых браков. Алексей же общий ребенок Павла и Евгении. Все вроде как шло хорошо, но тут настали сложные времена, времена «сталинских чисток» и родители Аксенова были арестованы. Самого же мальчика, в отличие от старших детей, которых забрали родственники, отдали в интернат. Это произошло, когда мальчику было четыре и только спустя год родному дяде удалось разыскать Алексея и забрать к себе.
Со своей же мамой будущий писатель смог встретиться только через десять лет в 1948 году, когда она вышла из лагерей и перебралась в качестве ссыльной в Магадам. Там и прошла юность Василия, которую он позже опишет в своем произведении «Ожог».

Василий Аксенов биография и личная жизнь

Далее жизнь Василия Аксенова, его биография и личная жизнь продолжаются тем, что в 1956 году он заканчивает медицинский ВУЗ в Ленинграде и даже несколько лет работает по профессии, но большее свое призвание он увидел, когда впервые попробовал написать. И случилось это в начале шестидесятых. Тогда он написал повесть «Коллеги», которая сразу принесла успех писателю. Данная повесть была даже экранизирована, как экранизировали и последующие его работы, среди которых был роман «Звездный билет», был поставлен спектакль по пьесе «Всегда в продаже». С каждым последующим годом автор становится популярнее, его узнают, его читают. Он был принят в члены редколлегии «Юность». Однако сами власти не совсем принимали Аксенова, особенно не поддерживали его общественную деятельность и из-за постоянного участия в демонстрациях, творчество Аксенова Василия стали подвергать критике, а далее и вовсе его запрещают печатать в родной стране.

Дальше жизнь Аксенова Василия Павловича и краткая его биография продолжается уже в США, куда он эмигрировал. Как только он приехал в США, на родине сразу же лишили его гражданства. В связи с подобным изгнанием автор не мог посетить свою страну в течение десяти лет. За этот период в Америке он пишет автобиографическую работу «Ожог», трилогию «Московская сага» и много другого. Работает в США журналистом, преподает литературу в университетах.

Гражданство ему вернули в девяностых, но писатель предпочитает жить за границей и в родную страну приезжает только наездами. Первая его работа, что была опубликована в нашей стране после длительного изгнания, было произведение «Вольтерьянцы и вольтерьянки». Последней работой писателя был роман «Таинственная страсть».

Умер Василий Аксенов в 2009 году.
Если говорить об Аксенове Василии Павловиче, его биографии и личной жизни, то стоит рассказать о его семейном положении. Женат он был дважды. От первого брака у него остался ребенок — сын Алексей. Его первой женой была девушка из известной семьи — Кира Менделеева, но, когда Василий встретил Майю Кармен, то понял, что она и есть любовь всей его жизни. Майя была с ним до последние его дней.

Не могу назвать Аксенова великим писателем 20-го века. У него своеобразный взгляд на искусство, который можно объяснить трудной жизнью в детском доме и обидой на правительство за репрессии родителей. Наверно по этой причине он стал резким антисталинистом. За что и был выслан из СССР. Практически в каждом его произведении сквозит неприязнь к существующей в то время системе. Если рассматривать эту повесть, то апельсины тут выступают неким символом свободы. Но символ этот маленький, на всех не хватит, значит, его надо разделить. Точно так же «делят» двух главных героинь. Точнее, они сами разрываются, не зная, какой выбор сделать. Книгу однозначно буду перечитывать, когда она выйдет в продажу. И всем любителям прозы 60-х годов советую с ней ознакомиться.

Читать полностью

Очень люблю прозу Аксенова! Он пишет замечательно! Его повести могут понять, как и взрослые, так и дети. С этим произведением я познакомилась еще в подростковом возрасте. Тогда оно произвело на меня огромное впечатление! Собственно, апельсины здесь употребляются скорее в переносном смысле. Но главный посыл в том, что в эпоху 60-х это был необычный и дефицитный продукт, тем более на Дальнем Востоке. Апельсин здесь выступает символом солнца, прорыва и свершившегося чуда! Возможно, кто-то найдет отсылки к известной считалке: «Мы делили апельсин…», но на мой взгляд это слишком примитивное сравнение. Самое главное, что эта книга о людях, а не о фруктах. Очень рада, что снова смогу ее купить в твердом переплете.

Читать полностью

Екатерина

Раньше не доводилось читать рассказы Василия Аксенова, поэтому я была знакома только с романами. Прочитала эту книгу и осталась под большим впечатлением! Причем, понравился язык повествования – легкий, непринужденный и в то же время осмысленный, литературный, грамотный! Понравилось то, как автор вкладывает в уста персонажей интересные мысли, как наделяет их характерами и привычками. Даже не замечаешь, как невольно начинаешь ощущать какое-то родство с ними. После прочтения есть ощущение, что не хочется отпускать их, хочется и дальше следить за их судьбами.
Книга отлично оформлена, такое издание поистине приятно держать в руках! Несмотря на внушительный объем, читаются рассказы легко и быстро, можно даже сказать, что не замечаешь, как приближаешься к финалу повествования.

Читать полностью

Благодаря этой книге по-новому открыла для себя Василия Аксенова! Раньше этот автор был для меня исключительно романистом, а теперь я открыла его как великолепного рассказчика. Это образец прекрасной интеллектуальной прозы, которая заставляет задуматься над многими вещами, переосмыслить отношение к жизни, где-то погрустить, а где-то посмеяться… признаюсь честно, эта книга понравилась мне даже больше, чем «Остров Крым». Может, из-за того, что я в принципе больше тяготею к малой форме повествования, конечно. Но Аксенов – безусловно талантливый и удивительный писатель, изучать творчество которого нужно непременно.

Читать полностью

Я начала читать роман, как исторический, а не фантастический, каким он является на самом деле (если два допущения, одно – географическое, второе – историческое, могут сделать роман фантастическим?. И где-то до двадцатой страницы я была в полнейшем недоумении, пока до меня, наконец, не дошло залезть в Википедию и прочесть, что роман – это историческая мистификация, имеющая два допущения: Крым – остров, а не полуостров, и он никогда не был советским, белогвардейские эмигранты, бежавшие после революции 17 года, превратили Крым в процветающее демократическое государство. А цель романа – обличение ущербной политической системы Советского Союза.
Несмотря на мою нелюбовь к «политическим памфлетам», как называют роман некоторые рецензенты, я получила большое удовольствие от чтения, в основном, правда, от любовных сцен, от описания красот Крыма и быта его обитателей, от семейных отношений Лучниковых и Луниных. Говорящие, кстати говоря, фамилии. Главный герой Андрей Лучников, очевидно, Солнце, он даже где-то в тексте так и называется «лучом света в темном царстве», а его давняя любовь Татьяна Лунина – Луна, а так же образ родины, той Родины, к которой стремиться вернуться герой. Поэтому она и уходит от него ближе к концу романа, так как в слепоте своего идеологического возбуждения он не только перестает ее замечать, но и любить (их последняя постельная сцена – почти изнасилование).
Но, по-порядку.
Три поколения врэвакуантов (временно-эвакуированных) Лучниковых: дед, сын, внук – это представители одной из самых влиятельных семей на ОК (Остров Крым), являются так же и представителями трех разных идеологических направлений: дед Арсений Лучников - приверженец старой, дореволюционной России, он и временное правительство острова – наследники дворянской чести, офицеры, старики, так и не сдавшиеся красному режиму (кстати, они сдаются красным оккупантам в конце романа, но никому уже не нужна их честь и достоинство – это в прошлом). Сын Андрей Лучников, главный редактор и владелец журнала «Русский курьер», автогонщик, ловелас, джейм бонд и бетман в одном флаконе, а так же создатель и двигатель Идеи Общей Судьбы, воплотившей в себе тоску русского эмигранта по родине, согласного на любое воссоединение с ней из лучших побуждений – быть ей полезным. Антон Лучников – внук Арсения и сын Андрея – хиппи, человек мира, дитя капиталистического прогресса и, как сейчас принято выражаться, либерально-гуманистических идеалов, приехав на остров после долгих странствий по миру подключается к политическому движению яки – новой нации, смешавшей русских, татар и европейцев, и пытающаяся не только выработать единую политическую стратегию, но и создать собственный язык. И вот, собственно, это семейное противоречие взглядов как бы интерполируется на весь роман, но противоборство этих сил, воплощённое в каких-то застольных диспутах, банных посиделках, закулисных тактиках и подковёрных играх, и даже в авторалли выглядит довольно наивно, излишне гламурно и, несмотря на обилие ненормативной лексики, как-то по-семейному мило. С самого начала никто как-бы особенно не сомневается в том, что главная правда и сила у Лучникова Андрея и у его идее Общей Судьбы, которая, действительно побеждает. И только таким образом, победив, она может дискредитировать себя, так как вместо разумного и взаимовыгодного объединения острова с Советским Союзом происходит абсурдное и вероломное нападение на остров под видом «Весенних игр», хотя Крым сам попросил присоединения. Главные герои ждут, что к ним придут и спросят, как все устроено. Никто никого не спрашивает, почти все главные герои погибают. А жизнь из свободной и красочной ярмарки сразу же превращается в абсурд пропаганды, лживых триумфов, имперской глупости и бессмысленного насилия.

Из минусов, автору не удается показать ту самую Россию, с которой жаждет единения главный герой. Советский Союз показан только с дурной стороны – это империя лжи, стукачей и страха. Так, очевидно, и видит ее автор. Тем не менее, он как бы пытается помирить русскую эмиграцию с Советским Союзом (думаю, в 70-х это было актуальной задачей), но события романа показывают, что Красная империя просто проглотит эмигрантов, как безжалостная светящаяся акула (образ родины или партии, который преследовал одного из сотрудников ГБ, Кузенкова Марлена Михайловича, сошедшего с ума и убитого штормом).

Хотелось бы сказать об образе главного героя. Временами мне казалось, что я читаю про Незнайку в Солнечном городе, только Незнайка повзрослел, у него взрослый сын (а в конце романа рождается внук), он много пьет, играет в политические игры, и, как Джеймс Бонд, без страха и упрека, трахает юных красавиц и сбегает от преследования любых разведок мира, но тем не менее остается Незнайкой, так как до него не доходит очевидный для всех остальных персонажей романа факт о фатальности для него самого и его близких присоединения Крыма к Советскому Союзу.

В целом от произведения остается противоречивое впечатление. Хотя многие рецензенты склонны интерпретировать его однозначно, видеть в нем обличение «совдепии», имперских замашек России, а иногда даже как высказывание автора о тотальной ущербности и ограниченности русской нации в целом. Я бы не была столь однозначна в оценках.
Роман, без сомнения, знаковый. От того факта, что временный глава Крыма Аксенов (заметьте, два совпадения! «Временный» и «Аксенов») попросил присоединения Крыма к России, от событий, в которых оно произошло, признаю, у меня мурашки бегают по коже. Писатели опять или напророчили, или предсказали. И если не вдаваться в тонкости, то, на мой взгляд, – это предупреждении и предубеждение против возвращения «совдепии» (Степаниды Власьевны, как называют ее в романе). И в этом смысле сегодня, когда «Крым наш» роман даже более актуален, чем когда-либо, потому как предупреждает и подпитывает те страхи, которыми полна либерально настроенная интеллигенция.
С другой стороны главный герой Андрей Луч, все же вызывает симпатию у автора, и у читателя, все же он супер-герой, хоть и в формате ироничного Аксенова, все же большинству из нас понятна тоска главного героя по родине, и его стремление воссоединиться пусть даже ценою собственной жизни, нам близка попытка автора дискутировать с самим собой и с читателем о национальной идее, без которой все же невозможно… Без нее ее все равно будут искать.

Василий Павлович Аксёнов. Родился 20 августа 1932 года в Казани - умер 6 июля 2009 года в Москве. Советский и русский писатель, киносценарист.

Отец - Павел Васильевич Аксёнов (1899-1991), был председателем Казанского горсовета и членом бюро Татарского обкома КПСС.

Мать - Евгения Соломоновна Гинзбург (1904-1977), работала преподавателем в Казанском педагогическом институте, затем - заведующей отделом культуры газеты «Красная Татария».

Он был третьим, младшим ребёнком в семье, при этом - единственным общим ребёнком родителей.

В 1937 году, когда Василию Аксёнову не было ещё и пяти лет, его родители - сначала мать, а затем вскоре и отец - были арестованы и осуждены на 10 лет тюрьмы и лагерей.

Старших детей - сестру Майю (дочь П. В. Аксёнова) и Алёшу (сына Е.С. Гинзбург от первого брака) - забрали к себе родственники. Василий же был принудительно отправлен в детский дом для детей заключённых - его бабушкам не разрешили оставить ребёнка у себя.

В 1938 году брату П. Аксёнова - Андреяну Васильевичу Аксёнову удалось разыскать маленького Васю в детдоме в Костроме и взять его к себе. Вася жил в доме у Моти Аксёновой (его родственницы по отцу) до 1948 года, пока его мать Евгения Гинзбург, выйдя в 1947 году из лагеря и проживая в ссылке в Магадане, не добилась разрешения на приезд Васи к ней на Колыму.

Свою встречу с Васей Евгения Гинзбург описала в книге воспоминаний «Крутой маршрут» - одной из первых книг-мемуаров об эпохе сталинских репрессий и лагерей, рассказавшей о восемнадцати годах, проведённых автором в тюрьме, колымских лагерях и ссылке.

Василий Аксенов, Евгения Гинзбург и Антон Вальтер (Магадан, 1950 год)

Спустя много лет, в 1975 году, Василий Аксёнов описал свою магаданскую юность в автобиографическом романе «Ожог».

В 1956 году Аксёнов окончил 1-й Ленинградский медицинский институт и получил распределение в Балтийское морское пароходство, где должен был работать врачом на судах дальнего плавания.

Несмотря на то, что его родители уже были реабилитированы, допуск ему так и не дали. В дальнейшем упоминалось, что Аксёнов работал карантинным врачом на Крайнем Севере, в Карелии, в Ленинградском морском торговом порту и в туберкулёзной больнице в Москве (по другим данным, был консультантом в Московском научно-исследовательском институте туберкулёза).

С 1960 года Василий Аксёнов - профессиональный литератор. Из-под его пера выходят повесть «Коллеги» (написана в 1959 году; одноимённая пьеса совместно с Ю. Стабовым, 1961; одноимённый фильм, 1962), романы «Звёздный билет» (написан в 1961 году; по нему снят фильм «Мой младший брат», 1962), повесть «Апельсины из Марокко» (1962), «Пора, мой друг, пора» (1963), сборники «Катапульта» (1964), «На полпути к Луне» (1966), пьеса «Всегда в продаже» (постановка театра «Современник», 1965); в 1968 году опубликована сатирико-фантастическая повесть «Затоваренная бочкотара».

В 1960-х годах произведения В. Аксёнова часто печатаются в журнале «Юность». В течение нескольких лет он является членом редколлегии журнала. Пишет приключенческую дилогию для детей: «Мой дедушка - памятник» (1970) и «Сундучок, в котором что-то стучит» (1972).

К историко-биографическому жанру относится повесть о Л. Красине «Любовь к электричеству» (1971). Экспериментальное произведение «Поиски жанра» было написано в 1972 году (первая публикация в журнале «Новый мир»; в подзаголовке, указывающем на жанр произведения, также обозначено «Поиски жанра»).

Также в 1972 году совместно с О. Горчаковым и Г. Поженяном написал роман-пародию на шпионский боевик «Джин Грин - неприкасаемый» под псевдонимом Гривадий Горпожакс (комбинация имён и фамилий реальных авторов).

В 1976 году перевёл с английского роман Э. Л. Доктороу «Рэгтайм».

Ещё в марте 1963 года на встрече с интеллигенцией в Кремле подверг Аксёнова вместе с Андреем Вознесенским разгромной критике.

5 марта 1966 года Василий Аксёнов участвовал в попытке демонстрации на Красной площади в Москве против предполагаемой реабилитации Сталина и был задержан дружинниками.

В 1967-1968 годы подписал ряд писем в защиту диссидентов, за что получил выговор с занесением в личное дело от Московского отделения Союза писателей СССР.

В 1970-е годы, после окончания «оттепели», произведения Аксёнова перестают публиковаться на родине. Романы «Ожог» (1975) и «Остров Крым» (1979) с самого начала создавались автором без расчёта на публикацию. В это время критика в адрес Аксёнова и его произведений становилась всё более резкой: применялись такие эпитеты, как «несоветский» и «ненародный».

В 1977-1978 годах произведения Аксёнова стали появляться за рубежом, прежде всего в США. Свой знаменитый роман «Остров Крым» Василий Аксёнов написал в 1977-1979 годах, частично во время пребывания в Коктебеле.

В 1978 году В. Аксёнов совместно с Андреем Битовым, Виктором Ерофеевым, Фазилем Искандером, Евгением Поповым и Беллой Ахмадулиной стал организатором и автором бесцензурного альманаха «Метрополь», так и не изданного в советской подцензурной печати. Альманах был издан в США. Все участники альманаха подверглись «проработкам».

В знак протеста против последовавшего за этим исключения Попова и Ерофеева из Союза писателей СССР в декабре 1979 года Аксёнов, а также Инна Лиснянская и Семён Липкин, заявили о своём выходе из СП. История альманаха изложена в романе с ключом «Скажи "изюм"» .

Василий Аксенов, Владимир Высоцкий и Виктор Ерофеев

22 июля 1980 года выехал по приглашению в США, после чего был лишён советского гражданства. До 2004 года жил в США.

С 1981 года Василий Аксёнов - профессор русской литературы в различных университетах США: Институте Кеннана (1981-1982), Университете Дж. Вашингтона (1982-1983), Гаучер-колледже (1983-1988), Университете Джорджа Мейсона (1988-2009).

В 1980-1991 годах в качестве журналиста активно сотрудничал с «Голосом Америки» и с «Радио Свобода». Сотрудничал с журналом «Континент» и альманахом «Глагол». Аксёновские радиоочерки были опубликованы в авторском сборнике «Десятилетие клеветы» (2004).

В США вышли написанные Аксёновым в России, но впервые опубликованные лишь после приезда писателя в Америку романы «Золотая наша Железка» (1973, 1980), «Ожог» (1976, 1980), «Остров Крым» (1979, 1981), сборник рассказов «Право на остров» (1981).

Также в США В. Аксёновым были написаны и изданы новые романы: «Бумажный пейзаж» (1982), «Скажи "изюм"» (1985), «В поисках грустного бэби» (1986), трилогия «Московская сага» (1989, 1991, 1993), сборник рассказов «Негатив положительного героя» (1995), «Новый сладостный стиль» (1996) (посвящённый жизни советской эмиграции в Соединённых Штатах), «Кесарево свечение» (2000).

Роман «Желток яйца» (1989) написан В. Аксёновым по-английски, затем переведён автором на русский.

Впервые после девяти лет эмиграции Аксёнов посетил СССР в 1989 году по приглашению американского посла Дж. Мэтлока. В 1990 году Аксёнову возвращают советское гражданство.

В последнее время жил с семьёй в Биаррице, Франция, и в Москве.

Трилогия «Московская сага» (1992) экранизирована в России в 2004 году А. Барщевским в многосерийном телевизионном сериале.

В 1992 году активно поддержал гайдаровские реформы. По его выражению: «Гайдар дал пинка матушке-России».

В 1993 году, во время разгона Верховного Совета, солидаризировался с подписавшими письмо в поддержку .

В США В. Аксёнову было присвоено почётное звание Doctor of Humane Letters. Он являлся членом ПЕН-клуба и Американской авторской лиги. В 2004 году В. Аксёнову была присуждена премия «Русский Букер» за роман «Вольтерьянцы и вольтерьянки». В 2005 году Василий Аксёнов был удостоен ордена Искусств и литературы.

В 2007-м году вышел в свет роман «Редкие земли».

Василий Аксенов - интервью

В Казани с 2007 года ежегодно осенью (в октябре) проводится Международный литературно-музыкальный фестиваль Аксёнов-фест (первый прошёл при его личном участии), в 2009 году воссоздано здание и открыт литературный Дом-Музей Аксёнова, в котором действует городской литературный клуб.

15 января 2008 года в Москве В. Аксёнов внезапно почувствовал себя очень плохо, был госпитализирован в больницу № 23, где был диагностирован инсульт. Через сутки после госпитализации Аксёнов был переведён в НИИ имени Склифосовского, где ему провели операцию по удалению тромба сонной артерии.

На 29 января 2008 года врачи оценивали состояние писателя как крайне тяжёлое. На 28 августа 2008 года состояние оставалось «стабильно тяжёлым». 5 марта 2009 года возникли новые осложнения, Аксёнов был переведён в НИИ имени Бурденко и прооперирован. Позже Аксёнов был переведён обратно в НИИ имени Склифосовского.

6 июля 2009 года после продолжительной болезни Василий Павлович Аксёнов скончался в Москве, в НИИ имени Склифосовского. Василий Аксёнов был похоронен 9 июля 2009 года на Ваганьковском кладбище в Москве.

В Казани восстановлен дом, где в отрочестве жил писатель, и в ноябре 2009 года там создан Музей его творчества.

В октябре 2009 года был издан последний законченный роман Василия Аксёнова - «Таинственная страсть . Роман о шестидесятниках», отдельные главы которого публиковались в 2008 году в журнале «Коллекция каравана историй». Роман автобиографичен, а его главными героями стали кумиры советской литературы и искусства 1960-х: Роберт Рождественский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Андрей Тарковский, Владимир Высоцкий, Эрнст Неизвестный, Марлен Хуциев и другие. Для того, чтобы дистанцироваться от мемуарного жанра, автор дал персонажам романа вымышленные имена.

кадр из сериала "Таинственная страсть"

В 2010 году увидел свет неоконченный автобиографический роман Аксёнова «Ленд-лизовские».

В 2011 году Александр Кабаков и Евгений Попов издали совместную книгу воспоминаний «Аксёнов». Авторов крайне волнует вопрос «писательской судьбы», относящийся к хитросплетениям биографии, рождению большой Личности. Сверхзадача книги - противостоять искажению фактов в угоду той или иной конъюнктуре.

В 2012 году Виктор Есипов издал книгу «Василий Аксенов - одинокий бегун на длинные дистанции», в которую вошли воспоминания современников о писателе, часть его переписки и интервью.

Личная жизнь Василия Аксенова:

Первая жена - Кира Людвиговна Менделева (1934-2013), дочь комбрига Лайоша (Людвига Матвеевича) Гавро и внучка известного педиатра и организатора здравоохранения Юлии Ароновны Менделевой (1883-1959), основателя и первого ректора Ленинградского педиатрического медицинского института (1925-1949).

В браке в 1960 году родился сын Алексей Васильевич Аксёнов, художник-постановщик.

Вторая жена - Майя Афанасьевна Аксёнова (урождённая Змеул, в первом браке Овчинникова, во втором браке замужем за Р. Л. Карменом; род. 1930), окончила институт внешней торговли, работала в Торговой палате, в Америке преподавала русский язык. Падчерица - Елена (Алёна) (1954 - 18 августа 2008).

Сценарии к фильмам Василия Аксенова:

1962 - Когда разводят мосты
1962 - Коллеги
1962 - Мой младший брат
1966 - Путешествие (киноальманах)
1970 - Хозяин
1972 - Мраморный дом
1975 - Центровой из поднебесья
1978 - Пока безумствует мечта
2007 - Татьяна
2009 - Шут

Пьесы Василия Аксенова:

1965 - «Всегда в продаже»
1966 - «Твой убийца»
1968 - «Четыре темперамента»
1968 - «Аристофаниана с лягушками»
1980 - «Цапля»
1998 - «Горе, горе, гореть»
1999 - «Аврора Горелика»
2000 - «Ах, Артур Шопенгауэр»

Библиография Василия Аксенова:

1961 - «Коллеги»
1964 - «Катапульта»
1965 - «Пора, мой друг, пора»
1966 - «На полпути к луне»
1969 - «Жаль, что вас не было с нами»
1971 - «Любовь к электричеству»
1972 - «Мой дедушка - памятник»
1976 - «Сундучок, в котором что-то стучит»
1990 - «Остров Крым»
1990 - «Ожог»
1991 - «В поисках грустного бэби»
1991 - «Мой дедушка - памятник»
1991 - «Рандеву»
1991 - «Право на остров»
1992 - «В поисках грустного бэби» «Две книги об Америке»
1993-1994 - «Московская сага» (Московская сага. Кн. 1 «Поколение зимы»; Московская сага. Кн. 2 «Война и тюрьма»; Московская сага. Кн. 3 «Тюрьма и мир»
1996 - «Негатив положительного героя»
1998 - «Негатив положительного героя»
1998 - «Вольтерьянцы и вольтерьянки»
1999 - «Гибель Помпеи»
2001 - «Кесарево свечение»
2001 - «Затоваренная бочкотара»
2003 - «Апельсины из Марокко»
2004 - «Американская кириллица»
2004 - «Десятилетие клеветы»
2005 - «Редкие земли»
2005 - «В поисках грустного бэби»
2005 - «Желток яйца»
2005 - «Затоваренная бочкотара»
2006 - «Москва Ква-Ква»
2006 - «Скажи изюм»
2006 - «Остров Крым»
2009 - «Таинственная страсть» (роман о шестидесятниках)
2009 - «Ленд-лизовские»
2012 - «О, этот вьюноша летучий!»
2014 - «Одно сплошное Карузо» (Составитель В. Есипов)
2015 - «Ловите голубиную почту. Письма» (Составитель В. Есипов)
2015 - «Логово льва» (Составитель В. Есипов)