Василиса премудрая характеристика. «Царевна-лягушка» главные герои. Сочинение про Василису Премудрую

Речь - про невесту главного героя. Будь он Иван-царевич или Иванушка-дурачок, ему непременно найдется Василиса Премудрая или Василиса Прекрасная . Девицу полагается сначала спасти, а потом жениться - все честь по чести. Вот только девица непростая. Она может скрываться в образе лягушки, обладать какими-то колдовским и способностями, уметь говорить с животными, солнцем, ветром и луной…

В общем, она явно непростая девушка. При этом еще и какая-то "засекреченная". Судите сами: найти сведения о ней намного труднее, чем о каком-либо другом сказочном персонаже. В энциклопедиях (как в классических, бумажных, так и в новых, сетевых) легко отыщутся пространные статьи об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, о Кощее Бессмертном и о Бабе Яге, о русалках, леших и водяных, а вот про Василису почти ничего и нет. На поверхности лежит лишь коротенькая статья в Большой советской энциклопедии, которая гласит:

"Василиса Премудрая - персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая - дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи-царевны, Марьи Моревны, Елены Прекрасной. Максим Горький назвал Василису Премудрую одним из наиболее совершенных образов, созданных народной фантазией. Иной по своей природе является обездоленная сиротка - Василиса Прекрасная в уникальном тексте Афанасьева".

Начнем, пожалуй, с Василисы-старшей, с той, которую Горький отождествил с Марьей-царевной, Марьей Моревной и Еленой Прекрасной. И на то были все основания. Все эти персонажи очень похожи, например, тем, что ничего про них в сказках толком не сказано. Мол, красная девица, каких свет не видывал - и все. Ни подробного описания внешности, ни каких-то черт характера. Просто женщина-функция, без которой не получится сказка: ведь должен же герой завоевать принцессу, а кто она там - дело десятое. Пусть будет Василиса.

Имя, кстати, намекает на высокое происхождение. Имя "Василиса" можно перевести с греческого как "царственная". И эта царственная девица (иногда в сказках она так и называется - Царь-девица) начинает подвергать героя испытаниям. То есть порой это делает не она, а какой-нибудь сказочный злодей вроде Кощея Бессмертного или Змея Горыныча, который похитил царевну и держит в плену (в лучшем случае) или собирается сожрать (в худшем).

Иногда в роли злодея выступает отец потенциальной невесты. В сказке, где Василиса предстает дочерью водяного царя, владыка морских вод чинит герою препятствия, чтобы погубить его, но проигрывает, потому что враг вдруг оказывается мил сердцу его дочери, и никакое колдовство не может его одолеть. Но тут все более-менее понятно: есть некая злая сила (дракон, чародей или злые родители девушки), и герой должен сразиться с неприятелем. Собственно, именно так он и становится героем. А принцесса, королевна или царевна (неважно) - награда для героя.

Впрочем, бывает и так, что Иван-царевич или Иван-дурак или еще какой-нибудь центральный сказочный персонаж вынужден проходить испытания не из-за драконов или колдунов - его мучает сама невеста. То герою нужно на коне допрыгнуть до окон ее светлицы и поцеловать красавицу в уста сахарные, то узнать девицу среди двенадцати подруг, выглядящих точь-в-точь как она, то нужно поймать беглянку - или продемонстрировать завидное хитроумие, чтобы спрятаться от царевны так, чтобы та его не отыскала. На худой конец, герою предлагается разгадывать загадки. Но в той или иной форме Василиса будет его проверять.

Казалось бы, что необычного в испытаниях? Испытывать мужчину - это вообще в женском характере: достаточно ли он хорош, чтобы связать с ним свою жизнь или родить ему потомство, обладает ли он силой и умом для того, чтобы быть достойным супругом и отцом? С биологической точки зрения все совершенно правильно. Однако есть одна маленькая деталь. Если несчастный Иван не выполнит задания, то его ожидает смерть - и это неоднократно подчеркивается в десятках русских сказок.

Спрашивается, почему прекрасная царевна демонстрирует кровожадность, которая скорее к лицу Змею Горынычу? Потому, что на самом деле она замуж совершенно не хочет. Более того, она враг герою, полагает знаменитый исследователь русского фольклора Владимир Пропп в своей книге "Исторические корни волшебной сказки":

"Задача задается как испытание жениха… Но эти задачи интересны еще другим. Они содержат момент угрозы: "Если не сделает - срубить за провинность голову". Эта угроза выдает еще другую мотивировку. В задачах и угрозах сквозит не только желанье иметь для царевны наилучшего жениха, но и тайная, скрытая надежда, что такого жениха вообще не будет.

Слова "пожалуй, я согласна, только выполни наперед три задачи" полны коварства. Жениха посылают на гибель... В некоторых случаях эта враждебность выражена совершенно ясно. Она проявляется наружу тогда, когда задача уже выполнена и когда задаются все новые и новые и все более опасные задачи".

Почему Василиса, она же Марья Моревна, она же Елена Прекрасная, против замужества? Возможно, в сказках, где она постоянно чинит козни главному герою, это замужество ей просто не нужно. Она или сама правит страной - и ей не нужен муж как конкурент у власти, или же она - дочь царя, который будет свергнут ее потенциальным супругом, чтобы захватить престол. Вполне логичная версия.

Как пишет все тот же Пропп, сюжет о кознях, которые герою чинит будущий тесть на пару с дочерью или наперекор ей, вполне мог иметь под собой реальные основания. По мнению Проппа, борьба за престол между героем и старым царем есть явление вполне историческое. Сказка здесь отражает переход власти от тестя к зятю через женщину, через дочь. И это лишний раз объясняет, почему в сказках так мало говорится о внешности и характере невесты - это персонаж-функция: или приз герою, или средство достижения власти. Грустная история.

Между тем, в русской традиции есть сказка, которая рассказывает о детстве, отрочестве и юности Василисы. Как раз о ней упоминал Горький, говоря, что она не похожа на обычный образ царевны, которую пробует завоевать герой. В этой сказке Василиса - девочка-сирота. Не факт, что это тот же самый персонаж. Тем не менее, эта Василиса, в отличие от других сказочных тезок, абсолютно полнокровная героиня - с биографией, характером и так далее.

Пунктиром набросаю сюжетную линию. У купца умирает супруга, оставив ему маленькую дочь. Отец решает жениться снова. У мачехи есть свои дочери, и вся эта новая компания начинает тиранить Василису, загружая ее непосильной работой. В общем, очень похоже на сказку про Золушку. Похоже, да не совсем, потому что Золушке помогла фея-крестная, а Василисе - жуткая ведьма из леса.

Получилось это вот как. Мачеха и ее дочери сказали, что в доме нет больше огня, и отправили Василису в лес к Бабе Яге, само собой, надеясь, что она не вернется. Девушка послушалась. Ее дорога через темный лес была страшной - и странной: она встретила трех всадников, одного белого, другого красного, и третьего черного, и все они ехали в сторону Яги.

Когда Василиса добралась до ее обиталища, то ее встретил высокий забор из кольев, усаженных человеческими черепами. Не менее жутким оказался дом Яги: например, вместо слуг у ведьмы было три пары рук, которые появлялись ниоткуда и исчезали неведомо куда. Но самым страшным в этом доме существом была Баба Яга.

Ведьма, однако, приняла Василису благосклонно и пообещала, что огня ей даст, если Василиса выполнит все ее задания. Выполнение тяжелых заданий - непременный путь героя. В отличие от сказок, о которых говорилось выше, в этой его проходит женщина, потому и задания у нее женские, просто их слишком много: и двор вычистить, и избу вымести, и белье перестирать, и обед приготовить, и зерна перебрать, и все - за один день. Само собой, если задания будут выполнены плохо, Баба Яга пообещала Василису съесть.

Василиса постирала одежду Яги, убирает ее дом, приготовила ей еду, потом научилась отделять здоровые зерна от зараженных, а мак - от грязи. После Яга позволила Василисе задать ей несколько вопросов. Василиса спросила о трех загадочных всадниках - белом, красном и черном. Ведьма ответила, что это ясный день, красное солнце и черная ночь, и все они - ее верные слуги. То есть Баба Яга в этой сказке - чрезвычайно могущественная колдунья.

После она поинтересовалась у Василисы, что же она не спрашивает дальше, про мертвые руки, например, и Василиса отвечает, что, мол, если много знать - скоро состаришься. Яга посмотрела на нее и, сощурившись, сказала, что ответ верен: слишком любопытных она не любит и ест. А после поинтересовалась, как это Василисе удается отвечать на ее вопросы без ошибок и как она умудрилась правильно выполнить всю работу.

Василиса ответила, что ей помогло материнское благословение, и тогда ведьма вытолкала ее за порог: "Не надо мне здесь благословенных". Но в придачу дала девушке огня - сняла с ограды череп, чьи глазницы полыхали пламенем. И когда Василиса вернулась домой, череп сжег ее мучительниц.

Жуткая сказка. А суть ее в том, что Василиса Прекрасная, выполняя задания Бабы Яги, многому у нее научилась. Например, стирая одежду Яги, Василиса в буквальном смысле увидела, из чего старуха сшита, пишет в своей книге "Бегущая с волками" известная исследовательница сказок Кларисса Эстес:

"В символике архетипа одежда соответствует персоне, тому первому впечатлению, которое мы производим на окружающих. Персона - нечто вроде камуфляжа, который позволяет показать другим только то, что хотим мы сами, и не больше. Но … персона - не только маска, за которой можно спрятаться, но присутствие, затмевающее привычную личность.

В этом смысле персона или маска - это знак ранга, достоинства, характера и власти. Это внешний указатель, внешнее проявление мастерства. Стирая одежду Яги, посвящаемая воочию увидит, как выглядят швы персоны, как скроено платье".

И так - во всем. Василиса видит, как и что Яга ест, как заставляет мир вертеться вокруг себя, а день, солнце и ночь - ходить у себя в прислужниках. И страшный череп, полыхающий огнем, который ведьма вручает девушке, в данном случае - символ особого колдовского знания, которое та получила, находясь у Яги в послушницах.

Колдунья, кстати, может, и продолжила бы обучение, не окажись Василиса благословенной дочкой. Но не сложилось. И Василиса, вооруженная силой и тайными знаниями, отправилась обратно в мир. В таком случае понятно, откуда у Василисы волшебные навыки, которые нередко упоминаются в других сказках. Так же понятно, почему она может быть и доброй, и злой.

Она по-прежнему благословенное дитя, но школу Бабы Яги тоже никуда не денешь. Потому Василиса перестала быть кроткой сироткой: ее враги погибли, а сама она вышла замуж за царевича и села на престол…

Михаил Пасечник














1 из 13

Презентация на тему: Царевна-лягушка Образ Василисы Премудрой

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Вступительная беседа Что такое сказка? Откуда у сказок такая власть над временем?Понравилась ли вам сказка «Царевна-лягушка»? К какому виду сказок она относится? Докажите своё мнение.Какие особенности народной сказки вы можете назвать (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведите примеры из текста.

№ слайда 3

Описание слайда:

Вступительная беседа Назовите главных героев сказки. Почему сказка называется «Царевна-лягушка», хотя не одна она героиня этой сказки?Почему Василису называют Премудрой?Сказка называется так потому, что первое и главное чудо - встреча Ивана-царевича с заколдованной собственным отцом Василисой Прекрасной. Разгневанный Кощей Бессмертный превратил свою дочь в лягушку, а она подобрала стрелу младшего царевича

№ слайда 4

Описание слайда:

Пересказ сказки.Составление плана сказки 1. Наказ царя сыновьям о сватовстве.2. Сватовство царевичей.3. Встреча Ивана-царевича с лягушкой.4. Испытание невесток: а) испечь каравай хлеба; б) выткать ковёр за ночь; в) приехать на царский пир.5. Пир у царя.6. Встреча Ивана-царевича со старичком.7. Встречи Ивана-царевича с медведем, зайцем, селезнем, щукой.8. Иван-царевич у Бабы-Яги.9. Иван-царевич у Кощеева дуба.10. Счастливое завершение сказки.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

Работа над эпизодами. Сватовство царевичей 1. Выразительно прочитать эпизод. 2. В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность? 3.Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве жил царь…испугался Иван, хотел убежать»? 4. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «Отступиться от своей находки», «бежать»?

№ слайда 7

Описание слайда:

Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: -Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своём, повторяет просьбу:- Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!Что же всё-таки заставило героя изменить своё отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»? (Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.)

№ слайда 8

Описание слайда:

Первое испытание. «Выпечка хлеба за одну ночь» Чтение эпизода по ролям.Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?Увидев опечаленного Ивана-царевича, она поняла, что произошло что-то серьёзное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова её задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!»Почему она утаивает от царевича мысль о том, как собирается выполнить приказ царя?

№ слайда 9

Описание слайда:

Первое испытание. «Выпечка хлеба за одну ночь» Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?Как выпекает хлеб Василиса Премудрая? Перечитаем строки сказки и услышим их необыкновенную ритмичность и плавность: Взяла она белые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила разными узорами мудрёными: по бокам – города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие.Каким получился хлеб у Василисы и жен старших царевичей. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится?

№ слайда 10

Описание слайда:

Второе испытание.«Тканьё ковра за ночь » Выразительное чтение эпизодаСравните описания того, как ткали ковры жены старших царевичей, и описание работы Василисы Премудрой. Почему так сильно преувеличены недостатки старших невесток? С какой целью это сделано? (Чтобы подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить Ивана-царевича, заслужить похвалы старших. Женам старших царевичей кинулись помогать мамушки и нянюшки, а Василиса работала сама.) Понаблюдайте, как работает Василиса? Где кольнет иглой раз -цветок зацветет,где кольнет другой раз -хитрые узоры идут,где кольнет третий -птицы летят. Вывод: ритм вновь изменился, прозаический текст вновь похож на стихотворный, опять «звучит волшебность»Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде? (Трудолюбие, все делает своими руками, понапрасну не расходует свое волшебство, не подвела царевича во второй раз.)Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич?

Описание слайда:

Сделаем выводы. Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы? Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера. По словам М. Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце. Основная роль героини волшебной сказки – быть помощницей своего жениха или мужа. Только благодаря ей герои сказок оказываются вместе. Красота – соединение истины и добра рождает премудрость в образе красоты. В.И. Даль

№ слайда 13

Описание слайда:

Домашнее задание Найдите в тексте примеры особого склада сказки и запишите 1-2 примера в столбик, как стихотворение. (Помощь найдешь на стр.26 вопрос 4, стр. 27.)2.Подготовить чтение в лицах эпизодов «Встреча Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой», «Встреча со старым старичком».3. Стр. 26 вопросы 5,6 (устно).4. Подготовить рассказ о Василисе Премудрой. (По материалам урока.)

Описание Царевны-лягушки из сказки «Царевна-лягушка» поможет вспомнить все об этом герое в деталях.

«Царевна лягушка» описание Василисы Премудрой

В образе лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить новый счастливый и справедливый мир.

Описание Василисы из сказки «Царевна-лягушка» : Работать умела красиво и ловко, В деле любом проявляла сноровку, Хлебы пекла и скатерти ткала, Шила рубашку, узор вышивала, Лебедью белой в танце плыла…

Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера. Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.

Основная роль героини волшебной сказки – быть помощницей своего жениха или мужа. Только благодаря ей герои сказок оказываются вместе. Именно поэтому народ и создал такой величественный образ Василисы Премудрой, соединивший в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь, ум.

«Царевна лягушка» характеристика Василисы Премудрой

Когда стрела младшего брата упала на грязное болото, он потерял всякий интерес к жизни, так как в жены ему досталась лягушка. С этого момента его начинают все время преследовать горькие размышления о том, что судьба распорядилась по отношению к нему очень жестоко, дав ему в жены отвратительную, пучеглазую лягушку. Однако, он и предполагает, что Царевна-лягушка – это на самом деле красивая и милая девушка, которую околдовали за то, что она ослушалась отца, в результате чего была заколдована и должна была носить лягушечью шкуру целых три года.

Всю работу по дому Царевна-лягушка делает ночью, так как жених не должен видеть ее в образе девушки. Когда царь велит каждой невесте сшить кафтан для него, то Царевна-лягушка оказывается замечательной рукодельницей и шьет такой кафтан, в котором даже не стыдно выйти королю на праздник. Когда же царь захотел, чтобы каждая из невест испекла хлеб, он даже не предполагал, какой красивый хлеб испечет невеста младшего сына. Украшен хлеб был печатными узорами, а сверху украшали его города с заставами. Когда же они Иван Царевич с невестой явились на пир, то она поразила всей своей необычайной красотой. Во время пира наследник престола совершает опрометчивый поступок, он находит лягушачью кожу и бросает ее огонь.

Василиса Премудрая очень опечалилась, так как оставалось ей носить лягушечью шкуру всего три дня, обернулась Царевна-лягушка кукушкой серой и улетела в царство Кощея Бессмертного. Теперь для него начинаются действительно настоящие приключения, поскольку его невеста оказывается в замке у Кощея и чтобы ее спасти – нужно много пройти и испытать немало трудностей.

Во время своего путешествия в царство Кощея, Иван-Царевич сталкивается и с другими животными, а именно: с зайцем, селезнем и щукой. Сначала он собирался убить их, но потом ему становится жалко животных, и он отпускает их. Животные проявляют свою благодарность и становятся его верными друзьями и помощниками в его нелегком пути к царству Кощея.

Образ Царевны-лягушки ранее рассматривали как архетип тотемной супруги, на которой должен был жениться первобытный охотник для того, чтобы охота выдалась удачной. Рассматривался миф, который объясняет этот смысл ритуала и поясняет, что женитьба необходима для того, чтобы культурный герой смог получить определенные блага для людей.

Описание Василисы Премудрой из сказки «Царевна-лягушка» Вы можете расширить через форму комментариев.

Культура русских традиционных сказок, в которых народ пытался высказать свое национальное мироощущение, многообразна. Рассказчики, передающие истории из уст в уста, выдумали колоритных персонажей, которые окутаны ореолом таинственности.

Так, в национальных книгах встречаются летающая на метле , хозяин подземного царства и Василиса Премудрая, которая олицетворяет добро, заботливость и решительность. В основном эта девушка выступает как невеста главного героя, будь то или , но первоначально героиню предстоит спасти, а потом уже жениться.

Образ и характеристика


«Царевна лягушка» – пожалуй, самая популярная сказка о Василисе Премудрой, однако подобный сюжет с использованием антитезы встречается и в других странах, например, Италии и Греции. Произведение рассказывает о царе, у которого было три сына. Когда пришло время искать даму сердца, братья пустили по стреле, дабы выбрать себе невесту. Ивану-царевичу повезло меньше всех, потому что его стрела оказалась у лягушки. Но знал бы молодой человек, что в кожу земноводного облачена Василиса, жертва колдовских чар Кощея Бессмертного!

Несмотря на столь плачевное положение, девушка умудрялась справляться (при помощи колдовства или «мамок-нянек») со всеми заданиями царя, чтобы показать себя с наилучшей стороны: выткала ковер, испекла вкусный хлеб. Когда подходит время пира, Василиса сбрасывает лягушачью шкурку и предстает писаной красавицей, от которой невозможно оторвать глаз.


Иван-царевич пожелал, чтобы его супруга осталась в таком облике навсегда, поэтому втайне сжег «одежду» девушки. Но царский сын сделал ошибку, из-за которой Премудрая обязана вернуться в Кощеево царство. Поэтому главный герой, вооружившись луком, отправляется на поиски злого колдуна, дабы освободить свою невесту.

Помимо прочего, Василиса умеет разговаривать с животными, Солнцем и Луной. А в сказке «Морской царь» главная героиня перевоплотилась в утку, а своего спутника превратила в селезня, чтобы спастись от неистового владельца трона, обитателя морского пространства.

Экранизации

Сказки о Василисе Премудрой не раз превращались в мультики и кинофильмы, а роль героини исполняли именитые актрисы. Рассмотрим несколько популярных фильмов.

«Веселое волшебство» (1969)

В 1969 году режиссером Борисом Рыцаревым была поставлена киносказка по мотивам пьесы Нины Гернет и Григория Ягдфельда «Катя и чудеса». Сюжет картины вращается вокруг Кати: девочка случайным образом нашла волшебную «кощееву траву», которая может расколдовать Василису Прекрасную.


Когда уборщица Акулина Ивановна, которая в прошлом была Бабой-Ягой, рассказала школьнице историю о Кощее, они отправились навстречу приключениям, чтобы одолеть злого волшебника и спасти заколдованную девушку. Роль Василисы досталась актрисе Светлане Смехновой, а других персонажей исполнили Марина Козодоева, Андрей Войновский, Елизавета Уварова, и другие актеры.

«Там, на неведомых дорожках…» (1982)

Режиссер Михаил Юзовский порадовал заядлых киноманов кроссовером по мотивам книги «Вниз по волшебной реке». Картина рассказывает о том, как мальчик Митя Сидоров окунается в сказочные приключения и встречается с культовыми русскими персонажами, например, с Бабой-Ягой, которая предстает в облике доброй колдуньи.


Василису Афанасьевну Премудрую сыграла , которая поработала на одной съемочной площадке с Романом Монастырским, и .

«Чудеса в Решетове» (2004)

Режиссер показал любителям кинематографа оригинальную концепцию, поместив сказочных героев в современный мир. Персонажи вынуждены скитаться по свету. Они не могут оставаться на одном месте подолгу, ибо нестареющая Василиса и говорящий кот – это как минимум странно. Когда герои переезжают в провинциальный городок Решетов, там начинают твориться чудеса: то волшебная водица появляется в колодце, то бабушка Ядвига ночью летает на стиральной машинке.


В Василису перевоплотилась актриса Мария Глазкова, а в роли ее коллег по съемочной площадке выступили

Русские народные сказки учат, что главное в человеке - это не внешность, а его внутренний мир и поступки. Нужно быть добрым, помогать другим людям, трудолюбивым. Всеми этими качествами обладает Царевна-лягушка, характеристика которой представлена ниже.

Краткая история персонажа

Характеристику Царевны-лягушки стоит начать с истории героини. Впервые читатель знакомится с ней, когда стрела Ивана-царевича попадает в болото. Конечно, царевич расстроен тем, что его невестой должна стать лягушка. Ведь он тогда не знал, что она заколдованная царевна. Но лягушка уговорила взять ее с собой. Царь решил проверить своих невесток на то, какие они рукодельницы. Иван был расстроен, потому что думал, что его лягушка не справится с заданиями. Но пока он спал, она при помощи колдовства выполнила все, что требовал царь.

Однажды всем царевичам нужно было идти на пир со своими невестами. И тут царевна-лягушка сбросила свою кожу и превратилась в Василису Премудрую. Все были поражены ее красотой. Иван сжег лягушачью кожу, из-за чего девушка была вынуждена его оставить. Тогда Иван-царевич отправляется искать Кощея Бессмертного и освобождает свою невесту. Так царевна-лягушка стала Василисой Премудрой.

Внешний вид героини

В характеристике Царевны-лягушки нужно дать и описание ее внешности. Большую часть повествования героиня находится в облике лягушки. Это подчеркивает мораль сказки: главное в человеке - это не красота, а его внутренний мир, трудолюбие, ум. Если вспомнить, в сказках у Василисы есть два добавления к имени: Премудрая и Прекрасная. В случае с царевной-лягушкой был выбран первый вариант. То есть, в этой сказке главный упор делается на то, что человек должен ценить в первую очередь ум.

Когда же она превращается в девушку, то ее внешность становится такой, какая была у всех русских красавиц: статная, со стройным станом, длинной косой. Но все-таки большее внимание уделяется поступкам царевны.

Внутренний мир героини

В характеристике Царевны-лягушки нужно рассказать и о характере персонажа. Главная героиня добра, умна и именно благодаря своей мудрости и смекалке она справляется с царскими заданиями. В то же время царевна имеет склонность к артистизму. Появляется она на пиру в коробчонке в сопровождении грома и молний. Там же демонстрирует фокусы.

Но делает это, скорее, не для привлечения внимания, а как насмешку над ленивыми и глупыми невестами братьев. Василиса Премудрая является идеалом русской красавицы - красивая и мудрая, готовая всегда и во всем помогать мужу.

Василиса и Иван-царевич

Можно кратко написать характеристику героев "Царевны-лягушки". Царь показан как умный человек, который понимает, что за красивой внешностью может быть ленивый и глупый человек. А Иван-царевич показан как человек, которому важно мнение общества. Ведь поэтому он был расстроен, что его невестой должна стать некрасивая лягушка. И когда он увидел Василису, то поспешил сжечь лягушачью кожу. И это показывает, что ему была важнее внешность, чем внутренний мир невесты. Но во время поиска Кощея Иван становится храбрее и учится ценить ум и смекалку.

Характеристика Царевны-лягушки из сказки "Царевна-лягушка" показывает, что человек должен уметь ценить внутренний мир ближнего, его готовность помогать другим, смелость и сообразительность. На примере Ивана-царевича показано, как взгляды человека могут меняться, он учится ценить важные вещи.

Василиса Премудрая является воплощением представлений о русской девушке. В ней соединены красота, ум и доброта. Ведь благодаря своей мудрости она располагает к себе царевича. А Иван-царевич - пример того, что человек, который умеет ценить не только внешнюю, но и внутреннюю красоту, находит счастье.