Введенское немецкое кладбище похороненные в 1940 чернышев. Короткая прогулка по введенскому кладбищу. Известные люди, похороненные на Введенском кладбище

Так уж устроен мир, что жизнь и смерть всегда были и будут рядом. Именно поэтому много тысячелетий назад человечество стало создавать некрополи, где усопшие находили себе последнее пристанище.

Так как Москва существует уже более 860 лет, в ее окрестностях появлялось и исчезало множество кладбищ. С ростом территории столицы многие некрополи оказывались в черте города и со времени становились историческими. К их числу относится и немецкое кладбище в Москве, которое сегодня больше известно под названием Введенское.

История

Введенское немецкое кладбище в Москве было основано в 1771 году, во время ужасной эпидемии чумы. Так как ежедневно умирало по несколько сотен горожан, похоронить которых на уже существующих кладбищах не представлялось возможным, властям пришлось срочно выделять участки под захоронения. Один из них оказался в районе Лефортово и получил свое название по Введенскому холму, расположенному на левом берегу Яузы. Кроме того, его нередко называли немецким. Дело в том, что на Введенском кладбище часто хоронили католиков и лютеран. В 18 веке простой люд всех их, вне зависимости от национальности, называл немцами, поэтому за новым погостом закрепилось такое прозвище.

Немецкое кладбище в Москве: список захоронений

Среди знаменитостей, нашедших свой последний приют на Введенском кладбище, много представителей самых разных профессий. Из наиболее именитых личностей, чьи надгробия можно увидеть, если посетить немецкое кладбище в Москве, нельзя не назвать:

  • ближайшего соратника и друга Петра Первого ;
  • генерал-адмирала Патрика Гордона;
  • художников Виктора и Аполлинария Васнецовых;
  • композитора Александра Гедике;
  • академика Н. Кольцова;
  • митрополита Трифона (Туркестанова);
  • писателя Валерия Аграновского;
  • сатирика Аркадия Арканова;
  • поэтессу Веру Инбер;
  • кинорежиссера ;
  • писателя Михаила Пришвина;
  • режиссера Михаила Козакова;
  • актрису М. Зубареву;
  • сенатора Б. Гермеса;
  • поэта-пародиста Александра Иванова;
  • актрису Татьяну Пельтцер;
  • спортивного комментатора Николая Озерова;
  • разведчика Рудольфа Абеля;
  • писателя Ираклия Андронникова;
  • и многих других.

Легенды

Старое немецкое кладбище в Москве (адрес см. ниже) интересно и своими легендами. Например, там находится надгробье Федора Гааза или, как его еще называли, «святого доктора». По легенде, его соорудили на деньги заключенных столичных тюрем, о чем свидетельствуют кандалы, украшающие памятник. Дело в том, что Гааз был главным врачом московских исправительных учреждений и сделал многое для того, чтобы облегчить страдания арестантов. В частности, именно он добился замены тяжелых кандалов на облегченные, содержал на свои деньги тюрьму и открыл школу для детей заключенных. Благодарность арестантов была безграничной, поэтому проводить Федора Гааза в последний путь пришли более 20 000 москвичей, что было значительно больше, чем число людей, которые когда-либо шли за катафалками царей.

А еще рассказывают, что на Введенском кладбище закопан рецепт настоящего салата Оливье. Причем с его автором, точнее с его могилой, связана настоящая детективная история. Оказывается, место захоронения известного повара Люсьена Оливье было обнаружено только в 2008 году, хотя надгробье стояло на кладбище с 1883 года. Как могли столько лет не замечать памятник с таким известным именем — не очень понятно, но сегодня сложилась еще более интересная ситуация: известные столичные рестораны борются за право ухаживать за могилой Оливье, так как это обстоятельство можно использовать в целях рекламы.

Еще одна рассказывает о том, что тело петровского генерала Гордона, который при жизни был известным пьяницей, долго перевозили с кладбища на кладбище, пока не предали земле на Введенском. Спустя некоторое время могила загадочным образом исчезла, а из кладбищенской книги пропали страницы с указанием места захоронения. После этого призрак генерала стал появляться среди могил, стучать по плитам каблуками своих ботфортов и пугать посетителей.

Не многие знают, что немецкое кладбище в местом захоронения французских Наполеона и авиационной дивизии Нормандия-Неман, сражавшейся с фашистами в тесном сотрудничестве с советскими войсками. В 50-х годах прошлого века прах летчиков был перевезен на родину, но надгробья сохранились. Причем участок, на котором они находятся, признан территорией Французской республики. Кроме того, на Введенском кладбище есть немецких солдат, умерших в плену от ран во время Первой мировой войны.

На одной из аллей можно увидеть и монумент, представляющий собой большое гранитное знамя. На нем сделана надпись: «За власть Советов — 1905-1917». Оказывается, что этот памятник был воздвигнут на месте захоронения железнодорожников В. Солодухина, Е. Кухмистрова и С. Терехова и посвящен всем революционерам, погибшим с 1905 по 1917 годы.

Храмы и часовни

Сегодня на кладбище можно увидеть несколько религиозных сооружений. Например, недавно там вновь начал действовать лютеранский молитвенный дом, под который отвели кирху, построенную в 1911 году. Также на кладбище находится православная часовня в готическом стиле с элементами модерна. Она была возведена по проекту В. А. Рудановского.

Самым знаменитым среди религиозных сооружений Введенского кладбища является часовня Эрлангера, возведенная в 1911-1914 годах. Ее спроектировал известный архитектор Ф. Шехтель, которому удалось создать настоящий шедевр. Это здание признано объектом культурного и исторического значения общероссийского масштаба и неизменно вызывает интерес посетителей кладбища. Часовня Эрлангера является единственной действующей православной часовней на Введенском кладбище. Долгие годы она была в запустении и начала разрушаться. Тогда за дело взялась Тамара Павловна Кронкоян, которая, оставшись сиротой, большую часть жизни провела на этом погосте, ухаживая за могилами. Она собирала пожертвования и стала регулярно прибираться в часовне. В результате ее стараний часовня была возрождена. Главным ее украшением и святыней является мозаичное панно, изображающее Христа-сеятеля, созданного по эскизу художника К. Петрова-Водкина.

Кстати, сегодня никому достоверно не известно, откуда взялся обычай писать на стенах Введенских часовен свои желания, но с каждым днем на них появляются все новые мольбы судьбы. Причем там можно увидеть как просьбы о здоровье для близких или о рождении долгожданного малыша, так и об успешной сдаче экзамена. А еще недавно там кто-то написал «Хочу всего хорошего!»

Адрес

Добраться на немецкое кладбище в Москве довольно просто. Ведь оно находится по адресу ул. Наличная, 1, в Юго-Восточном АО столицы в районе Лефортово. Там отличная транспортная доступность, поэтому на кладбище можно попасть по нескольким маршрутам. Например, доехав до станции метрополитена «Авиамоторная», следует воспользоваться трамваями 46, 43, 32 и сойти на остановке кинотеатра «Спутник» (3 остановки). Затем нужно повернуть направо и дойти до ворот в готическом стиле, на которых есть табличка с соответствующей надписью.

Виды захоронений и режим работы

Старое немецкое кладбище в Москве (Введенское) в настоящее время продолжает являться действующим. Там производятся родственные и семейные (родовые) погребения, а также захоронения урн в открытый колумбарий и в землю.

С мая по сентябрь кладбище открыто для посещения с 9 до 19 часов, а с октября по апрель — с 9 до 17 часов. Что касается захоронений, то в колумбариях они производятся ежедневно до 17 часов.

Теперь вы знаете, чем известно немецкое кладбище в см. выше) и кто там похоронен.

Введенское или Немецкое кладбище - одно из самых мистических кладбищ в Москве.

МОГИЛА МАСОНА: Где-то тут, вероятнее всего, перезахоронен прах знаменитого масона Франца Лефорта (сначала был погребен в немецкой кирхе, а затем перезахоронен). На Введенском кладбище возможно были найдены осколки могильной плиты Лефорта. Отсюда и легенда о призраке Лефорта на кладбище. Официально считается, что Захоронения Патрика Гордона и Франца Лефорта (фото) были перенесены на Введенское кладбище. На фото камень над их погребением.

© MoskvaX.ru

ЧАСОВНЯ ЖЕЛАНИЙ: На Немецком кладбище есть часовня, и если на одной из стен написать желание, то оно исполнится. Администрация каждый год их закрашивает. Сейчас часовня отреставрирована, а вот интересное архивное фото этой Лютеранской часовни, сделанное в 1980 году

© MoskvaX.ru

ПОДЗЕМНЫЙ ГОРОД: Есть версия, что под холмом Немецкого кладбища расположен целый город подземелий, катакомб и подземных склепов, и войти в эту подземную Введенку можно только через определенные постройки - часовни или склепы (далее приведено случайное фото одной из построек).

© MoskvaX.ru

РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА: На одной из могил написано, что этот камень желания исполняет... не в прямую написано, а в виде эпитафии стихотворной, но если ее внимательно прочесть, то все очевидно.

ЛЕГЕНДА О ЧАСОВНЕ: На семейных захоронениях есть отдельные небольшие часовенки. Рассказывают, что одна из часовен на семейном захоронении сглаз снимала, если к ней прижаться, с какой-то стороны света или просто просить сильно. Часовня уже лет 20 назад была в очень плохом состоянии. Сейчас может уже развалилась.

© MoskvaX.ru

МАГИЯ СКУЛЬПТУРЫ: Некоторые студенты у одной из скульптур (точно пока неизвестно какой) просили удачи на экзаменах и вообще в учебных делах... Найдете её, пишите в комментариях ниже.

ФЛЕЙТА ЛЕФОРТА: Её на Введенском кладбище частенько слышно. Появились данные, что флейту теперь и в Лефортовском тоннеле слышно. На картине ниже - флейта 18 века.

ОБЪЕКТЫ ВОЗЛЕ КЛАДБИЩА: Госпиталь Бурденко, неподалеку морг. И стадион "Металлург", где орудовал маньяк-убийца. На старинном фото изображено здание госпиталя.

РАССКАЗ ОЧЕВИДЦА: Под утро. Странный звук мешает, похож на скрежет, который не прекращается длительное время. Следующая ночь, я со своей соседкой, под утро выхожу на лестничную клетку. Снова звук, она его тоже слышит. Звук стал появляться с вечера и всю ночь. Как то в одну из ночей мы решили погулять. Сидя недалеко от дома, на лавочке услышали этот звук. Он был со всех сторон, как бы окружал и приближался. С каждой минутой он становился все громче. За бетонным забором кладбища услышали еще более странные вещи. Там кто-то шел и ломал ветки. Мы покинули это злополучное место. Рядом с Введенским кладбищем стоит странное здание, которое сейчас используется как музыкальная школа. Из окна этого здания смотрит черная фигура, а перед этим звуки, как будто кто-то ходил по крыше. Черная, непонятная фигура периодически исчезала и потом появлялась вновь. Возможно это был человек, но… под кладбищем располагается потерянный склеп…

ЕЩЕ РАССКАЗ: По месяцеслову, 24 августа – день святого Евпла; примечательна дата тем, что в ночь на кладбище можно видеть привидений, и по могилам бегает белый конь. Давным-давно, во времена, когда мне доводилось обитать в Лефортово, я по случаю принялся листать месяцеслов как раз под Евпла. - А пойдем сегодня ночью на привидений смотреть? – предложил я товарищам. Собралось в результате человек шесть. Кладбище в Лефортово – историческое: Введенское, немецкое. В стене имеются воротца с не запиравшейся тогда на ночь калиткой. Если забрести с противной стороны, от крохотной старой церковки, давшей соседнему пивному павильону непочтительное народное прозвище «Три попа», и, протопав по Наличной улице, свернуть влево, то здесь найдется другой вход на кладбище – с железными створками и с домиком смотрителя внутри, за оградой. Оба этих прохода связаны кривой угловатой аллеей, которая ближе к середине чуть расширяется – тут, почти в центре кладбища, торчал в те времена единственный на пути косой фонарь. До полуночи оставалось менее часа. Улочки были тихи и безлюдны. Чем ближе к кладбищу, тем глупее казалась затея: наш задор улетучивался. Когда показались черные ворота в конце Наличной улицы, (на фото слева - башня главного входа, посередине - те самые черные ворота, справа - часовня)

Мы с облегчением подосадовали: эх, заперто!.. ведь точно, заперто! Не повезло: дверца оказалась прикрытой, но без замка. Оконце смотрителя было освещено. Прошли мимо него тихонько, осторожно: как бы нас не шуганули! И снова не повезло: никто не выглянул через мутное стекло, не прикрикнул, не погнал прочь. Пришлось идти дальше, как задумали. На кладбище было черно. Когда глаза приморгались, стали заметны в темноте оградки, кресты и плиты. Пошли по аллее вглубь, поглядывая: как оно там? Не мелькнет ли поодаль белая тень, чтобы метнуться навстречу? Не звякнет ли подкова? Но все было тихо; слева темнел склеп, а справа торчала распахнувшая руки мраморная, в человечий рост, статуя. Знаменита статуя была тем, что каждому, кто приближался к ней во тьме, казалось, будто каменная фигура смыкает длани, чтобы тебя обнять. Под фонарем передохнули (полдела сделано, осталась только половина). И приободрились, ведь от середины – уже, считай, с кладбища идти. Так добрались до дальних ворот, повеселели и выскочили наружу. Одинокий человек, уныло бредший в ночи по улице в нашу сторону, завидев явившуюся из-за кладбищенской стены компанию, вздрогнул и побежал обратно. - Нет никаких привидений! - А который час? Без десяти двенадцать. Высматривали фосфорические огоньки на земляных холмиках, но напрасно. Однажды блеснуло, оказалось, это полированный черный мрамор отразил тусклый свет. Так прошли фонарь и опять оказались во тьме. «А ведь полночь наступила», - хотел сказать я. Тут оно и заголосило. Сбоку, вдали, грохнуло лаем – яростно, взахлеб, с воем, с рычанием. На сто голосов! А от камней надгробных – эхо, а на эхо – новый натиск, и вот уже по всему кладбищу, с четырех сторон, не поймешь – далеко ли, близко ли: гав!.. гав!! Кто-то хрипит: - Не бежать! Такое ощущение, что по всем аллейкам, по всем проходам между оградками – рвутся прямо к нам, спешат, уже совсем близко! Тут за кустами, точно светлячок – оконце в домике, а самом домике должен быть смотритель, спасение наше! И ворота! Калитка! Не заперта, родимая! Выпали с кладбища, как кегли. А как выбрались мы, то и за стеной стихло, будто отрезало. Тем и кончилось. А хорового псиного лая на Введенском кладбище я ни до того, ни после не слыхал.

© MoskvaX.ru

НЛО НАД КЛАДБИЩЕМ: На Введенском кладбище есть надгробие с любопытными рисунками: падающей звездой и таинственной фигурой. Похоронен Александр Казанцев. Александр Петрович Казанцев - советский фантаст. В конце войны был уполномоченным Государственного комитета обороны - демонтировал в Австрии заводы и направлял в СССР. Казанцев проявлял большой интерес к загадкам науки. Он опубликовал ряд статей, эссе и художественных произведений, посвящённых загадке Тунгусского метеорита («Взрыв», «Гость из космоса», «Тунгусская катастрофа: 60 лет догадок и споров»). В них он высказывал версию, что метеорит был кораблем пришельцев, который взорвался при посадке. Казанцев указывал на сходства взрыва в Хиросиме и взрыва метеорита, что свидетельствовало в пользу искусственной природы этого тела. Помимо этого, Казанцев интересовался гипотезой о палеоконтактах, собирал информацию о легендах и археологических находках. Казанцева можно назвать одним из пионеров советской уфологии. Именно Тунгусское тело и инопланетянин изображены на могильной плите. Месторасположение: Вход на кладбище с ул. Госпитальный вал. Идти по центральной аллее до конца 12 участка (он слева), повернуть налево и идти прямо, до конца 25 участка, повернуть направо. Могила А. Казанцева находится на 2 тропинке от дороги, справа.

В этой книге собраны истории о людях и домах Москвы. Истории о тех, кого мы совсем не знаем или знаем очень мало. В городских легендах о Москве автор, журналист и москвовед Олег Фочкин через личное восприятие рассказал о не обычных местах столицы, мимо которых мы проходим каждый день и даже если замечаем их, то очень редко знаем их настоящую судьбу. На протяжении нескольких лет собранные автором истории печатались в газете «Вечерняя Москва» и вызвали большой резонанс читателей. Фактически эта книга стала результатом разговора с читателями, дополнившими ее и предложившими свои маршруты путешествий по родному городу. Немецкая слобода и Петровский парк, Замоскворечье и Тверская, Маросейка и Коломенское… И это лишь несколько названий, по которым нам предстоит пройти вместе и открыть их заново.

Из серии: Москва (Рипол)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Городские легенды (О. В. Фочкин, 2015) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Склеп исполнения желаний

Немецкое (Введенское) кладбище

Новый год – это не только праздник. Для большинства студентов это еще и очередная сессия. И хотя можно шутить, что сессия – тоже праздник, вряд ли с нами многие согласятся.

И когда подступает этот «долгожданный» «час икс», некоторые студенты используют все возможные средства и способы, чтобы получить заветные оценки и зачеты.

Так, китайские студенты вдруг вспоминают о наличии ближайших буддистских или ламаистских храмов и выставляют целые охапки свечек во славу Бога, чтобы он помог им на экзамене.

Студенты из немецкого Лейпцига обязательно заходят в самую известную в городе пивную «Фауст», чтобы потереть статую одноименного персонажа, потрогать его между рогов и привлечь удачу на свою сторону.

Многие наши юноши и девушки кладут под пятку заветный пятак…

В Москве тоже много мест, куда приходят просить о помощи студенты, да и не только они.

Одно из таких мест… Немецкое (оно же Введенское) кладбище, где расположен склеп семьи Эрлангеров. Именно сюда приходят многие жители столицы и ее гости, чтобы оставить записку с заветной мечтой или просто написать свое желание на стене.

Наверное, я бы и не вспомнил об этом месте, если бы на днях моему сыну не позвонила однокурсница, волнующаяся за исход важного экзамена. Зная, что мы живем недалеко и хорошо знаем этот район Москвы, девушка попросила проводить ее к склепу «сбычи мечт».

«Алена, может, ну его, и сама все сдашь», – пытался вяло сопротивляться сын.

Но девушка была непреклонна, и, взяв меня с собой в качестве проводника и дополнительной поддержки, наша группа отправилась на одно из самых старых столичных кладбищ, появившееся в моровом 1771 году, одновременно с Ваганьковским и Даниловским.

Надо заметить, что я и не особо сопротивлялся этому походу. Места-то вокруг исторические: Немецкая слобода, Лефортово… Воспоминания о петровском времени.

Да и архитектура здесь сохранилась, создавая иллюзию погружения в прошлое.

Разве что трамвай изредка прогрохочет, но это если идти проторенным путем…

По пути рассказываю сыну и его подруге об этих местах, потому что имею на это право. Ровно 25 лет назад вместе с друзьями и единомышленниками мы создали здесь эколого-культурное объединение «Слобода», спасавшее памятники архитектуры от, казалось, неминуемой гибели – тогда еще строящееся Третье автомобильное кольцо планировалось провести через Лефортово, варварски сломав все, что попадется на пути. Кое-что нам удалось спасти. А в ходе изысканий и сами мы значительно пополнили багаж знаний об этих местах. Кстати, многие сегодняшние лидеры «Архнадзора» тоже начинали в «Слободе» со спасения палат купца Щербакова. Но это уже другая история.

К тому Немецкому кладбищу я бегал на свидания… Здесь стояло здание филиала педагогического института, окна которого выходили на могилы. И будущие художники и учителя-дефектологи пополняли знания, глядя в окна на кладбищенских ворон.

Больше всего меня веселило, что дорога к кладбищу прямиком выходит с улицы под названием «Новая дорога». Большего несоответствия и представить нельзя.

Вот об этом я и рассказываю по пути.

Немецкое кладбище

Кладбище на Введенских горах было в городе единственным предназначенным для иноверцев. По легенде где-то здесь находится и могила Лефорта. Но где – никто не знает. Упорные исследователи продолжают ее искать и сегодня.

«Западных христиан» хоронили здесь вплоть до 1917 года. Ситуация изменилась в советское время, когда религиозная составляющая как бы отошла на второй план. И хоронить здесь стали людей всех конфессий.

Кладбище находится на высоком северном берегу реки Синички, впадающей в Яузу слева. Синичка уже давно течет в трубе, а вот рельеф, созданный ее руслом, не изменился.

Наконец, поднявшись по Новой дороге, мы заходим в ворота кладбища.

Раньше в его стенах был захоронен прах погибших во время сталинских репрессий, но родственников с годами становилось все меньше, и теперь эти места заняли «новые русские», убитые в перестрелках 90-х, либо те, кто заранее позаботился о том, чтобы упокоиться в историческом месте.

На Введенском кладбище есть и мемориал германским солдатам. Правда, это не гитлеровцы. Это братская могила участников Первой мировой, попавших в русский плен, а затем умерших здесь. На обелиске надпись: «Здесь лежат германские воины, верные долгу и жизни своей не пожалевшие ради Отечества. 1914–1918».

На другом конце кладбища находятся две французские братские могилы – летчиков из полка Нормандия – Неман и наполеоновских солдат. Над могилой французов, погибших в Москве в 1812 году, установлен величественный монумент, огороженный массивной цепью. Вместо столбов эту цепь поддерживают пушки эпохи наполеоновских войн, вкопанные жерлами в землю.

Еще одна почитаемая могила Введенского кладбища – захоронение Федора Петровича Гааза (1780–1853), врача, прославившегося своей филантропией. Доктор Гааз сделался в России примером жертвенности. Его выражение «Спешите делать добро!» стало девизом российской медицины.

Мало того что он не брал с неимущих плату за лечение, он и сам иногда безвозмездно одаривал своих нуждающихся пациентов деньгами и даже собственной одеждой. Особенно Гааз прославился помощью заключенным и каторжникам.

На оградке могилы Гааза укреплены настоящие кандалы, в каких шли ссыльные в Сибирь. Эти кандалы должны напоминать об особенной заботе «святого доктора», как его называл народ, об узниках.

Это Гааз добился, чтобы вместо неподъемных двадцатифунтовых кандалов, в которых прежде этапировали ссыльных, для них была разработана более легкая модель, прозванная «гаазовской», и еще, чтобы кольца на концах цепей, в которые заковывались руки и ноги арестанта, были обшиты кожей. Бывшие зэки и сегодня приносят цветы на могилу Гааза.

Пожалуй, в их среде таким уважением и популярностью пользуется еще только одна могила – Соньки Золотой ручки на Ваганьково. Правда, самой Соньки в этой могиле никогда не было…

Хоронили Гааза, потратившего все деньги на страждущих, за счет полиции. За его гробом шли двадцать тысяч человек! Возможно, это были самые многолюдные похороны в Москве.

Интересно описывает случай из жизни доктора Гааза писатель Викентий Вересаев:

Однажды на заседании Московского тюремного комитета, членом которого был и московский владыка митрополит Филарет, Гааз так ревностно отстаивал интересы заключенных, что даже архиерей не выдержал и возразил: «Да что вы, Федор Петрович, ходатайствуете об этих негодяях! Если человек попал в темницу, то проку в нем быть не может». На что Гааз ответил: «Ваше высокопреосвященство. Вы изволили забыть о Христе: он тоже был в темнице».

Филарет, сам, к слову сказать, много усердствующий для нужд простого народа и причисленный впоследствии к лику святых, смутился и проговорил: «Не я забыл о Христе, но Христос забыл меня в эту минуту. Простите Христа ради».

Здесь же покоится генерал Петр Пален (1778–1864), который в 1812 году, находясь со своим корпусом в арьергарде 1-й русской армии и сдерживая многократно превосходящего числом неприятеля, позволил Барклаю отойти к Смоленску и, таким образом, спас армию, а значит, и всю кампанию.

Можно здесь найти и захоронение семьи известных московских фармацевтов и аптекарей Феррейнов (этим именем нынешний небезызвестный предприниматель Брынцалов назвал свой фармацевтический завод). Много здесь и дореволюционных коммерсантов-иностранцев, к числу которых принадлежали и Эрлангеры.

Только мы подошли к склепу, как увидели там женщину – служительницу кладбища, которая смывала надписи на стене склепа.

«Чистим стены регулярно, но это бесполезно, сюда постоянно приходят новые люди в надежде на чудо», – говорит Наталья.

В часовне над склепом семейства Эрлангеров, построенной архитектором Шехтелем, находится мозаика «Христос-Сеятель» работы Константина Петрова-Водкина.

Наталья же рассказала, что эти надписи и записки называются «печалования» ко Господу.

Алена, которая пришла вместе с нами, смутилась и осторожно засунула записку со своей просьбой в створ маленького окна склепа.

А Наталья, видимо обрадовавшись неожиданным слушателям, рассказала, что с этой часовней-склепом связана одна из самых интересных историй, случившаяся на московских кладбищах в 1990-х. Собирать средства на реставрацию часовни взялся приход церкви Петра и Павла, что на соседней Солдатской улице. И батюшка благословил стоять возле часовни с кружкой некую подвижницу, может быть, даже и блаженную, – Тамару. Она же расчищала склеп под часовней от земли и векового мусора, поселившись на кладбище в шалаше. На ночь кладбище закрывалось, и тетя Тамара, как называли ее кладбищенские работники, оставалась совершенно одна в своем шалаше. Утром работники отворяли ворота кладбища, и их у ограды встречал жизнерадостный, улыбающийся человек с медной кружкой на шее. Но однажды тетя Тамара исчезла и больше никогда не появлялась на Введенских горах.

Говорят, что иногда ее и сегодня видят в Москве возле разных храмов: будто бы она стоит там с неизменной своей кружкой и все собирает пожертвования для каких-то благих целей.

Москвоведам удалось узнать, как звали «блаженную Тамару» – Тамара Павловна Кронкоянс. Десять лет полной инвалидности, приговор врачей (этой ночью она умрет), ее последняя молитва, и вдруг – чудо! Осталась жива. Она пришла на Немецкое кладбище, где прожила двенадцать лет в обычном железном вагончике, и в жару, и в стужу.

На милостыню, которую ей подавали, она восстановила из руин уникальную часовню с фреской великого русского художника Петрова-Водкина «Христос-Сеятель».

Так же на милостыню она построила медную часовню на заброшенной могиле старца Зосимы (Захарии), схиархимандрита, последнего духовника Троице-Сергиевой Лавры перед ее закрытием после революции.

Так не известная никому нищенка стала хранительницей православных святынь на Введенском кладбище… Тамара рано потеряла маму и выросла в детдоме. Она просто не могла спокойно смотреть на заброшенные могилы. Кладбище называла ласково – городок.

…А Алена, благодаря которой мы в этот раз пришли на Немецкое кладбище, сдала в итоге свой экзамен на «отлично». Она уверена, что ей помогла часовня. А сын уверяет, что и без этого предмет Алена знала лучше всех в группе…

Из истории Введенского кладбища

После революции на Немецком кладбище похоронили художника Виктора Васнецова и его брата Аполлинария Михайловича; одного из самых знаменитых издателей Ивана Сытина; архитектора, автора проекта Музея изящных искусств имени Александра III (имени Пушкина), универмага «Мюр и Мерилиз» (ЦУМ), «Чайного дома» на Мясницкой Романа Клейна. Позже – архитектора-конструтивиста Константина Мельникова; актеров Анатолия Кторова, Аллу Тарасову, Татьяну Пельтцер, Рину Зеленую, Люсьену Овчинникову; певицу Марию Максакову; режиссера Юрия Озерова и его не менее знаменитого брата, спортивного комментатора Николая Озерова; писателей Михаила Пришвина и Степана Скитальца; Роберта Штильмарка – автора «Наследника из Калькутты»; Леонида Гроссмана и Льва Гумилевского; Александра Казанцева; поэтов Софью Парнок и Дмитрия Кедрина; Веру Инбер и пародиста Александра Иванова, а также Ираклия Андроникова; Вадима Кожинова; рок-музыкантов Анатолия Крупнова и Александра Лосева; ученого-физика, лауреата Нобелевской премии Илью Франка; кинорежиссера Абрама Роома и многих-многих других известных людей страны.

А еще здесь находится могила Люсьена Оливье – известного московского ресторатора, автора легендарного салата, а также одного из основателей приложения к «Вечерней Москве» газеты «Вечерний клуб» Игоря Табашникова, трагически погибшего в 1993 году.

История семьи Эрлангеров

Антон Максимович Эрлангер, несмотря на имя, был коренным москвичом. Правда, лишь в первом поколении. Его отец, композитор и дирижер, работал одно время в Мариинском театре, потом переехал в Москву. Дедом Антона Эрлангера с материнской стороны был голландский художник ван Брюссель.

Но больше, чем искусство, его привлекали промышленное производство и предпринимательская деятельность. Антон Эрлангер построил первую в России большую паровую вальцевую мельницу. Этот многоэтажный гигант, перерабатывавший до сорока тонн зерна в сутки, вырос в 1881 году на территории Сокольнического поля. По этому образцу и сам Эрлангер, и другие российские хлебопромышленники стали строить мельницы по всей стране.

Эрлангер создал первое в России профессиональное издание по мукомольному делу и хлебной торговле «Мельник». В 1892 году Эрлангер открыл на свои средства Московскую школу мукомолов. Она существует и поныне, только называется иначе: «Технико-экономический колледж».

После смерти «мельничного короля» в 1910 году мельница в Сокольниках перешла к его братьям, а в 1918-м ее национализировали. В 1930 году мельничному комбинату присваивают имя… наркома Цурюпы, каковое предприятие носит вплоть до перестроечных времен. Сегодня это – акционерное общество под названием «Мельничный комбинат в Сокольниках».

Антон Эрлангер много жертвовал на благотворительные нужды, учреждал стипендии, помогал бедным…

Указом Президента Российской Федерации № 176 от 20 февраля 1995 года «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» мавзолей Эрлангеров на Введенском кладбище был включен в список объектов общероссийского исторического и культурного наследия.

Внук Антона Эрлангера – его тезка Антон Александрович был известным палеонтологом, а также руководил палеонтологическим школьным кружком. Он трагически погиб в 1996 году в возрасте 89 лет, попав на улице под машину.

Полноценного образования в области геологии и палеонтологии он не получил. Воевал.

После войны работал в школе и палеонтологической секции Московского общества испытателей природы (МОИП). Зарабатывал на жизнь Антон Александрович, делая наборы учебных пособий по палеонтологии для фабрики «Природа и школа».

В конце 60-х годов он продал Палеонтологическому институту при Академии наук (ПИН) уникальную коллекцию остатков морских лилий из каменноугольных отложений Подмосковья. За это многие в ПИНе стали называть его «палеонтологическим спекулянтом». В Палеонтологическом музее при ПИНе есть еще один уникальный экспонат от Эрлангера: огромная плита известняка со скоплением морских лилий, взятая монолитом в Мячковском (Тураевском) карьере; в раскопках участвовали члены кружка Антона Александровича.

Одна из очень редких ископаемых морских лилий названа палеонтологом Арендтом в честь нашедшего ее Антона Александровича – Парамегалиокринус эрлангери.

Эрлангер умел самостоятельно определять ископаемые из самых разных геологических систем и уголков бывшего Советского Союза. Часто он делал это на глаз.

Когда Антон Александрович погиб, его похоронили на Введенском кладбище, где покоятся и его предки.

Стихи о часовне Эрлангеров:

«В тени, в тиши, вдали от сует

Стоит одиноко с древних времен,

В веках зачарован, магический склеп.

Исполнит желанье, что будет на нем».

Местная притча о часовне Эрлангеров

Жила-была женщина, которая очень любила своего мужа. Потом муж умер, а женщина ну никак не могла смириться с его смертью: отказывалась от еды, не спала, все время проводила на кладбище, оплакивая своего любимого… А в один прекрасный день написала на склепе: «Хочу, чтобы мой муж ожил». Муж, конечно, не ожил, но к склепу однажды пришел мужчина, страдающий половым бессилием, и тоже что-то написал. Надо сказать, что он был похож на покойного вдовушкиного мужа, как брат-близнец. С первого взгляда они полюбили друг друга и жили долго и счастливо…

Часовня старца Захария

Есть на кладбище часовня старца Захария, или, как его звали в монашестве, Зосимы, в которую люди специально приезжают молиться о даровании супруга или о помощи в выборе второй половины. Табличка на часовне рассказывает о Захарии-Зосиме так: «Прожил 86 лет (1850–1936), совершил много подвигов, сотворил множество чудес, засвидетельствованных очевидцами. Некоторые чудеса сотворил Бог ради Захарии еще в детстве его. Он трижды видел Троицу и трижды наяву Богоматерь; дважды ходил по воде, как по суше, по его молитве воскрес умерший, он исцелял больных и очищал от грехов. Это подвижник, достойный имени святого».

Поучения старца Захарии

Берегите совесть свою, она есть глас Божий – голос Ангела-Хранителя. Как надо беречь свою совесть, учитесь у старца отца Амвросия Оптинского. Он стяжал благодать Святого Духа. Мудрость без благодати есть безумие.

Помните слова отца Амвросия: «Где просто, там ангелов сто, а где мудрено, там ни одного». Достигайте простоты, которую дает только совершенное смирение. Достигайте в смирении любви простой, совершенной, обнимающей молитвой всех, всех…

Премудр тот, кто стяжал Духа Святого, стараясь исполнить все заповеди Христовы. И если он премудр, то и смирен.

Будьте мужественны даже тогда, когда великие испытания Господь посылает. Одолевают страсти, молитва слабеет, даже не хочется ее творить, все внимание поглощают разные желания и страсти…

Да тут как нарочно такие беды внутренние и внешние встречаются, от которых слабый человек в уныние впадает. Это страсть – уныние – мертвит все святое, все живое в человеке. Скорее тогда распнитесь крестом, молясь так, как в древности многие из подвижников молились, борясь со страстями. Читайте «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его…»

Если у кого есть, прочтите канон честному и животворящему кресту Христову, а потом распнитесь крестом и умоляйте Утешителя душ и телес наших умилосердиться над вами, простить вас и войти в душу вашу и изгнать то уныние, которое убивает вас.

Из истории

По преданию могила Франца Яна Лефорта, сподвижника Петра I, была покрыта мраморной доской с вырезанной на ней эпитафией: «Остерегись, прохожий, не попирай ногами сего камня: он омочен слезами величайшего в свете монарха…»

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

Стоит ли говорить, что Немецкое кладбище является моим самым любимым некрополем Москвы. Поэтому вновь и вновь хочется исследовать его и приоткрывать завесу тайны, которая до сих пор окутывает многие надгробия.

Придите ко мне все труждающиеся и обремененные и я успокою Вас


Сегодня мы пойдем по следам легенды о чудотворной статуи Христа. Знаю многих людей, которые слышали эту легенды, но в их сознании этот памятник располагается на участке Рекк.


Естественно, что это не он. Открываем книгу Ю. Рябинина "Жизнь московских кладбищ":
"Была на Введенском кладбище когда-то еще одна достопримечательность, известная всей православной Москве. Но в советское время ни в одном источнике это, по понятным причинам, упомянуто раньше быть не могло. На надгробии фабрикантов мануфактурных изделий Кноппов стояла фигура Христа, почитаемая как чудотворная. А.Т. Саладин так описывает это надгробие: «Огромная продолговатая площадка с оградой в греческом вкусе, с вазами на столбах, замыкается руинами античного портика. У входа на ступеньках во весь рост стоит бронзовое изваяние Христа работы prof. R. Romanelli. Невольно останавливаешься перед этим памятником. Исчезают вдруг окружающие его могилы, оживает Христос, движется его рука, указывая на вход, и слышится тихий голос: memento mori!» (Есть свидетельства, что скульптура Христа была гранитная или мраморная.) Ежедневно много людей собиралось у надгробия Кноппов. Причем все паломники приносили с собой воду. Водой поливали десницу Христа, и, когда она стекала, ее тут же собирали во что-нибудь. Как рассказывают, та вода приобретала чудодейственные лечебные свойства, и очень многие были исцелены ею. Разумеется, такой объект поклонения не мог долго существовать в советской столице. В 40-е или в 50-е (по разным сведениям) годы фигуру Христа с надгробия Кноппов увезли".

С чего родилась такая легенда? Один местный человек рассказал такую версию:
К кладбищу прилегает здание, в котором располагается факультет дошкольной педагогики Московского государственного педагогического университета. В те времена никто и не подумал бы (по разным) причинам) идти перед важными экзаменами в церковь, тем более передовая молодежь, а вот сбегать на соседнее кладбище - вполне. Именно с этих просьб-молитв студентов перед статуей Христа и берет свое начало его популярность среди обычного населения.

Познакомимся с семейством Кнопов.
Кноп (Knoop) - немецкий баронский род.
Основатель торгового дома Кнопов, 1-й гильдии купец Лев Герасимович (Иоганн Людвиг) (1821-1894) приехал в Москву 18-летним юношей в качестве представителя английской торговой компании «Де Джерси». Своё дело в России бременский уроженец начал, продавая в России английские паровые машины и станки. К 50-м годам XIX века Кноп имел солидные доли акций во многих русских предприятиях. В 1852 году он открыл в Москве собственную торговую фирму. Компания Кнопа подминала под себя многих предпринимателей, ссужая им деньги на покупку нового оборудования и машин. Из-за возросшей конкуренции и начинающегося экономического кризиса многие из них попадали в руки предприимчивого барона. Он открывает хлопчатобумажные мануфактуры по всей России. Кноп также являлся одним из владельцев Измайловской хлопчатобумажной прядильно-ткацкой фабрики. За его огромный вклад в текстильную промышленность в 1877 году ему был пожалован титул барона.
После смерти Людвига Кнопа, дело возглавил его родственник, Рудольф (Роман Иванович) Прове (его могила не сохранилась на Введенском кладбище). После его смерти в 1891 году дело перешло в руки к сыновьям Иоганна Кнопа - Фёдору и Андрею. На их время приходится расцвет торгового дома Кнопов.
После начала Первой мировой войны начались гонения на немецких предпринимателей, в том числе и на Кнопов. А после революции 1917 года Кнопы и вовсе были вынуждены эмигрировать. И теперь один из Кнопов живёт в г. Комсомольске.
Прочесть чуть более подробно .
Лидеры двух ведущих фирм – Кнопов и Вогау – возглавляли и лютеранскую общину города, финансово обеспечив строительство в начале 1900-х годов нового здания лютеранской церкви Св. Петра и Павла в Старосадском переулке. Предприниматели являлись попечителями многочисленных благотворительных и просветительских организаций московских немцев (Евангелического госпиталя в Лефортове и др.).
Церковь вы до сих пор можете увидеть в Москве


А вот на параллельном переулке располагается городская усадьба Кнопов

Так где же была могила Кнопов? Единственное место, которое попадает под описание Саладина - это та самая "Вампирка", хорошо известная в среде московских готов.


Огромная продолговатая площадка с оградой в греческом вкусе, с вазами на столбах, замыкается руинами античного портика.
Казалось бы, место обнаружено, но есть маленькое "но". У меня имеются те самые "Очерки московских кладбищем" Саладина. И автор, описывая то место, говорит, что это семейное захоронение Вогау.
Вогау (Wogau) - семья немецких предпринимателей в России XIX века.
Начало династии положил Максимилиан (Максим) фон Вогау (1807-1890), приехав из Германии в Россию и женившись на дочери текстильного фабриканта Рабенека. В 1840 году вместе с братьями Карлом (1821-1870) и Фридрихом (1814-1848) открывают в Москве торговлю «химическими и колониальными товарами».
Сделав состояние на продаже чая, братья инвестировали в промышленность и банковское дело.
К 1917 году семейное предприятие, «Вогау и Ко», возглавляемое сыном основателя Гуго (1849-1923), представляло крупнейший многопрофильный концерн.
Семья Вогау владела металлургическими предприятиями на Урале, монопольно торговали медью, инвестировали в цементный, сахарный, текстильный, угольный бизнес.
В начале Первой мировой войны, фирма сворачивает деятельность в России, так как 5 из 8 членов правления являются немецкими подданными.
Оставшийся в СССР сын последнего руководителя фирмы, профессор, крупный радиотехник, Максим Марк Вогау (1895-1938), был расстрелян «за шпионаж в пользу Германии».
Только вот мавзолей семьи Вогау, 1910, мастера И.А. Павлова, выглядит так:

Нашлась еще одна легенда о скульптуре Христа на Немецком кладбище.
Турманина В.И. "Легенды и историческая справка о Белом Христе"
Особенно много легенд связано с бронзовым трехметровым изваянием Христа с белым мраморным крестом в руке. Этот Христос возвышался у главного входа и был возведен в начале ХХ века. В суровые военные годы 1941-45 гг. среди прихожан жила вера, что этот Христос спасает людей от гибели на полях войны, и люди шли сюда с надеждой, которая у многих оправдывалась.
В книге З.В.Ждановой “Сказание о житии старицы Матроны” рассказывается, как к этому изваянию во время войны направила блаженная старица Матрона свою помощницу Верочку. Болезни напустила на Матрону злая хозяйка дома в Подлипках, где она тогда жила. “Спаси нас, - говорила она Верочке, скорее поезжай на Немецкое кладбище и слей нам водички с Креста Господня”. Верочке дали два бидона, один из которых был с водой. Добралась до кладбища она ночью, мороз был более 40 градусов. Ярко светила луна, и скульптура Христа сверкала в лунном свете. Спаситель словно смотрел на пришедшую светлым сияющим взором. Вода, слитая с руки спасителя, быстро излечила старицу Матрону. Молва о чуде пережила и саму скульптуру, убранную с кладбища во времена очередной атеистической кампании.
После исчезновения бронзовой статуи Христа люди перенесли способность помогать страждущим на Белого Христа, установленного в 1946 году. Эта скульптура стоит у памятника из черного гранита над могилой семьи Третьяковых, которые являются нашими дальними родственниками, и поэтому история создания памятника известна нам подробно. Эти Третьяковы не были близкой родней создателям картинной галереи. Они проживали в селе Воронцово (ныне в черте г. Москвы, на юго-западе), предки их были похоронены у сельского храма Св. Живоначальной Троицы. Уже в наше время, когда здесь создавался парк, кладбище закрыли и памятники увезли. Два брата Третьяковых окончили незадолго до революции духовную семинарию. Старший брат, Александр Михайлович, был женат на моей двоюродной тетке, Марии Сергеевне, урожденной Смирновой. Ее отец Сергей Смирнов многие годы прослужил священником в храме Св. Иоанна Воина на Якиманке. Александр Михайлович Третьяков не отрекался от религии все годы гонений. Я помню, как в 1943 году он отпевал мою бабушку, Анастасию Ивановну Файдыш. Он был невысокий, тогда уже совершенно седой, с добрым лицом. Протоиерей Александр Михайлович Третьяков покоится на Введенском кладбище. За два года до смерти он вел службу при открытии памятника Христу около усыпальницы Третьяковых. О судьбе его брата Николая Александровича Третьякова известно мало, перед войной он был репрессирован.
А третий брат, Петр Михайлович, хотя и окончил духовную семинарию, работал всю жизнь учителем. Он женился до революции на Лидии Яковлевна Рекк, дочери немецких купцов Якова и Веры Рекк. Яков Рекк умер в 1913 году, и Петр Михайлович обещал своей теще поставить скульптуру Христа перед памятником, надпись на котором была сделана на немецком и русском языках: “Придите ко мне все труждающиеся и обремененные и я успокою Вас”. Скульптура Христа была выписана из Италии, но начавшаяся Первая Мировая война, а затем революция не дали возможности прибыть статуе в Москву. И уже позже, после Великой Отечественной войны, в 1946 году, Петр Михайлович решил выполнить свое обещание. В том году скончалась его жена, Лидия Яковлевна, прошедшая сталинские лагеря. Он попросил своего брата, Александра Михайловича, связать его с известным скульптором Надеждой Васильевной Крандиевской, которая была женой моего дяди, Петра Петровича Файдыша. Величественная черная стена с философской надписью вдохновила Н.В.Крандиевскую. Для головы скульптуры был приобретен каррарский мрамор, а блок белого отечественного мрамора пошел на фигуру. В книге моей двоюродной сестры, художницы Натальи Петровны Навашиной (Файдыш-Крандиевской) “Облик времени. Автомонография” , описано это событие в первый послевоенный год:
- Вот и праздник открытия памятника: под лучами майского яркого солнца, когда зелень еще только распустилась, свежесть и яркость удивляет своей чистотой. Птицы поют так громко, радостно предвкушая лето, как бы сообщая всем о приходе тепла, света и радости. Александр Михайлович начал службу и освящение памятника. Мы замерли. Не сон ли это? Хор монашек звонко запел и их пение перекликалось с птичьими трелями.
Потом этот памятник стал местом паломничества. Люди сливали воду с руки Спасителя, как это советовала сделать Верочке Матрона у другого Христа. В хрущевские времена памятник был сброшен, откололась часть носа и золотой венок. Но позднее, когда вера снова обрела право на существование, скульптура была восстановлена.
Будучи глубоко верующим человеком, я как ученый-естествоиспытатель не доверяю чудесам. Но как-то стоя перед Белым Христом, я почувствовала резкую боль в старой опухоли, которая меня не беспокоила. Пришлось обратиться к врачам, и мне очень быстро сделали операцию. Моя дочь, Сереберцева Анастасия Михайловна, фотографировала надгробие Рекк-Третьяковых. На снимке бросается в глаза необычная засветка пленки, как будто от Спасителя исходит свет. Говорят, что некоторые снимки бывают полностью засвечены.

После долгих поисков было найдено то самое изображение Христа . Фото единственного снимка статуи. Да, это действительно тот полуразрушенный склеп, в который так любили забираться в конце 90-ых годов.

Очень живая и неординарная скульптура. Можно представить, как впечатляюще она смотрелась на том самом месте под сенью деревьев.

Наши поиски благополучно завершились. Мы смогли собрать наиболее полную историю чудотворной скульптуры (или скульптур?) Христа на Введенском кладбище.

upd нашлась еще фотография!

между 1900-1914 гг.
Из книги: "Одним из самых запоминающихся надгробий всего кладбища была усыпальница семейства Вогау. Она занимала просторный прямоугольный участок. С одной стороны имелся склеп, торец которого был выполнен в виде руинированного античного портала храма. На специально грубо обколотых ступенях была установлена бронзовая фигура Христа, указывающая «зрителям» на фигуру блаженного, со страдальческим лицом смотрящего на Спасителя. Исполнил эту композицию известный флорентийский скульптор Р.Романелли. Он называл свое произведение «Блаженный у ног Христа». Москвичи очень почитали скульптуру Христа. Христиане, православные, католики, лютеране собирали воду с десницы Христа, складок его одеяния и пили ее, считая целебной. Так же у фигуры любили фотографироваться. Правда, часто позирующие заслоняли собой блаженного, «урода», как его называли москвичи. Поэтому и на открытке эта фигура заслонена позирующей.
По периметру склеп был обнесен античной изгородью с декоративными пеплохранительницами. После 1917 года фигура блаженного исчезла, а фигуру Христа перевезли в Археологический кабинет Московской Духовной академии в г. Сергиев посад, где она благополучно сохранилась доныне.
Сам склеп был выполнен после 1866 года, примерно в 1890-е гг., когда здесь похоронили Эмиллию Максимовну Банзу (урожденную фон-Вогау). Ее овдовевший супруг, знаменитый благотворитель московской немецкой общины Конрад Банза женился второй раз на родной сестре Эмиллии, Эмме. Оба они усыновили сына умершей от первого брака, Рудольфа Германа. В память о жене, сестре, маме Банзы и Герман содержали койки в Евангелической больнице и в Евангелических приютах Москвы, давали бесплатные обеды для неимущих.
В советское время усыпальница Вогау сильно пострадала, как и многие другие надгробия и захоронения в целом. Более 80-ти лет кладбище является общегородским, но многие надгробия с иностранными надписями до сих пор придают ему особый колорит"

© oldmos.ru
Более того, эта статуя нашлась

ЦАКе МДА

Вывод: На Введенском кладбище было три статуи Христа:

У часовни Христос с крестом - исчез. Был сделан по заказу Вогау.

У склепа Кноппов. Сейчас в Лавре.

На участке семьи Рекк.

Сейчас появился новый - четвертый - на участке у колумбария.

За рекой Яузой на территории бывшей Немецкой слободы находится самый необычный некрополь Москвы — Введенское кладбище. Налет запущенности, присущий любому погосту, здесь особый — натуральный, живой, наполненный романтикой. Вдоль аллей и тропинок тянутся гипсовые вазы и мраморные распятия, надгробные плиты с готическими надписями и необычные часовни, скорбные женские фигуры и ангелы с опущенными крыльями. Есть особая прелесть в неспешных прогулках по Введенскому кладбищу. Протискиваясь меж оград и разбирая надписи на надгробьях, испытываешь не только скорбь и уныние, но и потребность поразмышлять, открыть книгу, познакомиться с историями жизни ушедших людей.

Памятный знак на стеле, установленной на месте захоронения французских солдат, погибших в войне 1812 года. Фото: Игорь Стомахин/сайт

Свое официальное название кладбище получило от Введенской горы, но в народе его чаще называли Иноверческим, или Немецким. Огражденный кирпичным забором участок площадью 20 гектаров стал кусочком Западной Европы на российской земле. Со времен Петра I здесь хоронили неправославных христиан — католиков, лютеран, англиканцев. Кладбищенская земля примирила не только представителей разных конфессий, но и тех, кто сражался друг с другом на полях брани. Пройдя через южные ворота, справа от центральной аллеи вы увидите огражденную цепью братскую могилу солдат наполеоновской армии. А слева от аллеи — обелиск в память о русских воинах, которые скончались от ран, полученных на Бородинском поле.

В середине XIX века предприимчивые европейцы устремляются в Первопрестольную. На Введенском кладбище появляются могилы зарубежных банкиров, промышленников и купцов. Но во время Первой мировой войны иностранцы массово покидают Россию. Часть могил приходит в негодность, на некоторых плитах стираются имена. В первые десятилетия советской власти на кладбище хоронят российских священников, ученых и военных. После Великой Отечественной войны появляются могилы людей творческих профессий. Кого только здесь не встретишь! Деятели театра и кино — Рина Зеленая, Михаил Козаков, Люсьена Овчинникова, балерина Ольга Лепешинская, пианист Давид Лернер, спортивный комментатор Николай Озеров, оперная певица Мария Максакова, архитекторы братья Мельниковы, историк Сигурд Шмидт, композитор Эдуард Колмановский. На главной аллее покоится актер Геннадий Бортников, которого называли «русским Жераром Филиппом», а у южной стены похоронена народная артистка Татьяна Пельтцер — «счастливая старуха», как она именовала себя.

Могила балерины Ольги Лепешинской. Фото: Игорь Стомахин/сайт

Роковое свидание

Тишину Введенского кладбища нарушают пение соловьев и шелест вековых деревьев, шуршание осенней листвы и скрежет дворницкой лопаты. Впечатлительному человеку в этих звуках чудятся разговоры ушедших в мир иной. Это не удивительно: Введенское кладбище хранит множество тайн и преданий. Одна из легенд связана с выходцем из Шотландии генералом Гордоном — соратником Петра I, любителем выпить и подурачиться. В начале XX века из кладбищенской книги кто-то выдрал листы с указанием места, на котором находился надгробный камень шотландца, состоявшего на царской службе. С тех пор генерал бродит по аллеям в поисках утраченной могилы, стуча каблуками и пугая посетителей криками на гортанном гаэльском наречии.

Другая легенда говорит, что под кладбищенским Введенским холмом находится целый город, состоящий из множества подземелий и катакомб. Войти в подземную «Введенку» можно лишь через один из старинных склепов. Но что это за склеп и в какой части кладбища он расположен, не знает никто. Зато известна история священника, чья могила украшена беломраморным крестом и скорбной статуей ангела. По рассказам современников, батюшка обладал красивым драматическим баритоном. Однажды его, что называется, попутал бес. Поп устроился в оперу и стал петь на сцене. Успех был невероятный, но вскоре у мэстро пропал голос, а потом отнялись и ноги. Священник долго страдал, обвиняя себя в том, что предал Господа, и умер только тогда, когда вымолил себе прощение.

Самое печальное предание связано с историей супругов Леона и Софии Пло, похороненных в одной могиле. Муж занимался поставкой в Россию железа и чугуна, потрясающе красивая жена содержала перчаточный магазин на Кузнецком мосту. Однажды супругу показалось, что его благоверная тайно встречается с любовником. Леон заказал резчику фигуру из камня в виде полуодетой женщины, крадущейся на свидание. Когда композиция была готова, муж пришел домой и убил сначала жену, а потом — себя. Скульптуру установили в качестве надгробия. Привлекательная дама в неглиже когда-то сжимала в руках каменную розу, чьи лепестки падали на плиту. Розу отломали вандалы, зато теперь статуя всегда держит живой цветок, принесенный кем-то из посетителей.

Вампирка

Инженер Максимилиан Эрлангер привез в Россию первую паровую мельницу и построил в Сокольниках комбинат, который и сейчас выпускает ржаной и пшеничный хлеб. Усыпальница «мучного короля» построена по проекту архитектора Федора Шехтеля. Внутри — освещаемая лампадой фреска художника Петрова-Водкина. Христос в цветных одеждах разбрасывает зерно на вспаханном поле. Сюжет напоминает людям о том, что они должны сеять добрые дела. Икона считается чудотворной, и многие верят, что желания, написанные на стене склепа, обязательно сбудутся. Стены часовни исписаны карандашами и фломастерами. Люди обращаются к Иисусу с просьбами о хорошей работе и желании заработать большие деньги, об исцелении от пьянства и возвращении любимого.

Мавзолей мануфактурщика и «отца русского ситца» Людвига Кноппа выполнен в виде полуразрушенного античного портика. Однажды некий искатель приключений залез внутрь и наткнулся на мертвую руку, торчащую из-под земли. С тех пор склеп в народе называют «Вампирка». Вплоть до 1940-х годов на площадке перед портиком была установлена статуя Христа работы итальянского скульптора Рафаэлло Романелли. Приходя сюда, паломники приносили с собой воду и поливали руку Иисуса, указывающую вниз, на землю. Считалось, что стекшая вода приобретает чудодейственные целебные свойства.

Мавзолей Людвига Кноппа. Фото: Игорь Стомахин/сайт

В последние годы «Вампирка» стала сакральным местом для представителей субкультуры готов — парней и девушек с подведенными глазами, в высоких ботинках на шнуровке. Готы говорят об особой кладбищенской энергетике, которая придает им силы, об эстетике смерти и манящих тайнах загробной жизни. Судя по загадочным анаграммам, надписям со словом «Апокалипсис» и разбросанным голубиным перьям, здесь устраивают ритуальные оргии вроде «черных месс» и «балов Сатаны». Несколько лет назад на Введенском кладбище усилили охрану и снабдили участки системой видеонаблюдения. Готов стало меньше, но они все равно появляются, особенно в канун 1 ноября — Дня Всех святых и Хэллоуина. Кстати, 2 ноября, когда отмечается День всех усопших, представители римско-католической церкви во главе с кардиналом проводят на Введенском кладбище торжественную мессу и крестный ход.

Дверь в загробный мир

На могиле Георга Лиона и Александры Рожновой высится полукруглая колоннада с мозаичным панно — копией картины художника Арнольда Беклина «Остров мертвых». К кладбищенским воротам, расположенным среди холмов, подплывает лодка, в которой находятся двое — гребец и обернутая в белую ткань женщина. Символику расшифровать несложно. В изображении гор воплощается царство мертвых — Аид. Лодочник Харон перевозит душу, закутанную в саван, через реку Стикс.

Стоит увидеть и необычный памятник на могиле железнодорожного деятеля Христиана Мейена. Крест сварен из рельсовых полос, установленных на локомотивные колеса, надгробие украшено вагонными буферами и сцепными приборами. Не менее удивительное надгробие на могиле Аполлинария Васнецова выполнено в виде ласточкиного хвоста, напоминающего зубцы кремлевских стен. Васнецов был единственным художником, который выступил против разрушения Храма Христа Спасителя. В своих картинах он восстановил исторический вид московского Кремля — от эпохи Ивана Калиты до эпохи Дмитрия Донского. Недалеко от «ласточкиного хвоста», распустив крылья, сидит Птица Сирин. Эта работа скульптора Сергея Коненкова установлена на могиле писателя Михаила Пришвина. Запрокинув голову, сказочная птица поет вместе с деревьями и животными, о которых писал «певец русской природы».

Скульптура Птица Сирин — работа Сергея Коненкова на могиле писателя Михаила Пришвина. Фото: Игорь Стомахин/сайт

На надгробии винодела Филиппа де Пре можно прочитать сообщение, высказанное языком таинственной кладбищенской символики. Мраморное надгробие — это древнеримский храмовый портал. Слева и справа изображены ветки папоротника, олицетворяющие бесконечность. Шестиконечные звезды — гексаграммы — напоминают о шести днях сотворения мира. Одна звезда обрамлена венком из роз. Роза в погребальной традиции означает победу над смертью, быстротечность и бренность жизни. Говорят, что в ночь полнолуния между звездами высвечиваются лучи, образующие на мраморе яркий латинский крест. Вся композиция — не что иное как дверь для входа в загробный мир и выхода наружу в час воскресения.

Кандалы на могиле

Фердинанд Теодор фон Эйнем основал кондитерскую фабрику, знакомую нам как «Красный Октябрь» на Берсеньевской набережной, где сейчас размещаются модные заведения — галереи, театры, клубы. На своем московском предприятии порядочный немец учредил восьмичасовой рабочий день, открыл общежитие и кассу взаимопомощи, стал выплачивать пенсию лучшим работникам. Эйнем был честным промышленником и работодателем. В наши дни на его могилу приходят люди, которые хотят заниматься добросовестным бизнесом без взяток и «откатов».

В 2008 году в ходе инвентаризации бесхозных захоронений и переучета документов на Введенском кладбище была найдена могила Люсьена Оливье — французского повара, державшего в Москве ресторан «Эрмитаж». Изобретатель знаменитого блюда, без которого не обходится ни один новогодний стол, прожил всего 45 лет. Рецепт своего чудо-салата мастер хранил в глубокой тайне и унес с собой в могилу. Часто у памятника, установленного на месте захоронения Оливье, появляются молодые люди и девушки. Студенты кулинарных вузов и техникумов приходят сюда перед экзаменами, чтобы заручиться поддержкой знаменитого гастронома.

Самое почитаемое захоронение на Введенском кладбище — могила врача Федора Гааза. Его девизом была знаменитая фраза: «Спешите делать добро!».

Гааз отказывался брать с бедных людей плату за терапию и одаривал нуждающихся собственной одеждой. Он добился открытия лазаретов для узников, отделения осужденных от подозреваемых, отмены стрижки наголо подсудимых-женщин. Федор Гааз изобрел кандалы нового типа — более легкие и отделанные внутри кожей. Все свои деньги «святой доктор» потратил на облегчение участи больных и заключенных. Хоронили его за счет полиции. За гробом шли десятки тысяч человек. На могиле установили надгробие в виде Голгофы — камень, символизирующий гору, а сверху — крест. Памятник опоясан цепями с милосердными «гаазовскими» кандалами. По традиции, сюда несут цветы те, кто освободился из мест лишения свободы, а также граждане, пострадавшие безвинно.