Андреев леонид николаевич иуда искариот. История написания. Мотивы. Публикация. Иуда принимает решение предать своего учителя

Название произведения: Кавказский пленник
Лев Николаевич Толстой
Год написания: 1872
Жанр: рассказ
Главные герои: Жилин и Костылин - русские офицеры, Дина – черкесская девочка - подросток.

Сюжет

Жилин и Костылин служили на Кавказе во время военных действий. Однажды они решили отправиться в отпуск, и были взяты в плен татарами. Их хозяин потребовал, чтобы они написали родственникам письмо с требованием о выкупе. Жилин знал, что у его матери совершенно нет денег не только на выкуп, но и на жизнь, и писать не стал, а сам солгал, что написал, и стал высматривать пути к бегству. Проживая в татарском ауле, Жилин старался подружиться с людьми: делал глиняных кукол детям, играл с ними, что-то мастерил, что-то чинил, даже лечил людей. Люди к нему относились хорошо. И через некоторое время, когда мужчины отправились в набег, оба офицера сбежали из плена. Но Костылин был толстый, неповоротливый и ленивый, он не мог долго бежать, и хотя Жилин ему помогал и всячески поддерживал, он не смог убежать от погони, и их посадили в наказание в яму и заставили еще раз писать письмо с просьбой о выкупе. Дина очень привязалась к Жилину, приносила ему молоко и лепешки, вяленое мясо и старалась всячески помочь ему. Она спасла офицера из ямы и дала возможность ему сбежать из плена, а Костылин еще несколько месяцев находился в плену, пока не пришел выкуп из дома.

Вывод (мое мнение)

Великий Толстой приемом антитезы показывает судьбы двух молодых офицеров, один не смирялся с трудностями и любыми путями боролся с судьбой, а второй только плыл по течению. А, кроме того, Жилин и Дина – люди разных национальностей и культур, стали настоящими друзьями, во всем поддерживающими друг друга, тогда как Костылин ради спасения своей жизни был готов на все, даже на предательство.

Почти каждый писатель-классик XIX века писал о Кавказе. Этот охваченный почти бесконечной войной (1817-1864) регион привлекал авторов своей красотой, непокорностью и экзотикой. Л.Н.Толстой не стал исключением и написал простой и жизненный рассказ «Кавказский пленник».

Л. Н. Толстой, ставший известным во всем мире после романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других, в 70-х годах 19 столетия отрекся от своего прошлого творчества, потому что его мировоззрение изменилось. Писатель разработал свое неохристианское учение, в соответствии с которым он решил переделывать себя путем «опрощения» жизни и своих будущих произведений. А более ранние литературные труды были написаны непонятно для народа, который был мерилом нравственности и производителем всех благ.

Решив писать по-новому, Толстой создает «Азбуку» (1871-1872) и «Новую Азбуку» (1874-1875), отличающиеся простотой, ясностью и силой языка. В первую книгу входил и «Кавказский пленник», основой для которого послужили впечатления самого автора, чуть не плененного горцами в 1853 году. В 1872 году рассказ был напечатан в журнале «Заря». Писатель высоко оценивал свое произведение, причисляя «Кавказского пленника» к «искусству, передающему самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,- искусству всемирному».

Суть рассказа

Небогатый офицер Жилин, служащий на Кавказе, собирается домой, чтоб повидать мать и, возможно, жениться. Дорога была опасная, потому герой поехал вместе с обозом, медленно тащившимся под защитой солдат. Не выдержав жары, духоты и медленного движения, всадник уехал вперед. Прямо навстречу горцам, которые захватили его вместе с встретившимся сослуживцем Костылиным в плен.

Герои живут в сарае, днем закованные в колодки. Жилин делает местным детям игрушки, особенно это привлекает Дину, дочь их «хозяина». Девочка жалеет умельца, приносит ему лепешки. Жилин не может надеяться на выкуп, он решает сбежать через подкоп. Взяв с собой Костылина, он направляется к свободе, но товарищ, неповоротливый и тучный, сгубил весь план, пленников вернули. Условия стали хуже, их перевели в яму и колодки перестали снимать на ночь. С помощью Дины Жилин опять бежит, а вот его товарищ категорически отказывается. Беглец, несмотря на скованные колодками ноги, добрался до своих, а его приятеля позднее выкупили.

Характеристика главных героев

  1. Жилин – офицер из бедных дворян, в жизни привык надеяться только на себя, умеет делать все своими руками. Герой понимает, что из плена его никто не спасет: мать слишком бедна, сам он за службу ничего не накопил. Но он не падает духом, а охвачен деятельностью: роет подкоп, делает игрушки. Он наблюдателен, находчив, настойчив и терпелив – именно эти качества помогли ему освободиться. Мужчина не лишен благородства: он не может оставить своего товарища по службе, Костылина. Хотя последний бросил его при нападении горцев, из-за него не удался первый побег, Жилин не держит зла на «сокамерника».
  2. Костылин — знатный и богатый офицер, он надеется на деньги и влияние, поэтому в экстремальной ситуации оказывается ни на что не способным. Он изнеженный, слабый духом и телом, инертный человек. Подлость присуща этому герою, он бросил на произвол судьбы Жилина и при нападении, и когда не мог бежать из-за стертых ног (рана вовсе не большая), и когда не побежал второй раз (вероятно, думая о безнадежности предприятия). Вот почему этот трус долго гнил в яме в горном ауле и был выкуплен еле живой.

Главная мысль

Произведение действительно написано просто и даже его смысл лежит на поверхности. Основная идея рассказа «Кавказский пленник» – никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем неважно, какие условия, выход можно найти всегда. По крайней мере, постараться.

Казалось бы, у кого больше шансов спастись из плена: у бедного Жилина или богатого Костылина? Конечно, у последнего. Однако первый обладает мужеством и силой воли, поэтому не ждет милости, выкупа, божественного вмешательства, а просто действует, как может. При этом не идет по головам, считая, что цель оправдывает средства, он и в сложной ситуации остается человеком. Главный герой близок к народу, у которого, по мнению автора, еще остались порядочность и благородство в душе, а не в родословной. Именно поэтому он и победил все враждебные обстоятельства.

Тематика

  • Многие вопросы затронуты в рассказе. Тема дружбы, искренней и настоящей со стороны Жилина и «дружбы по случаю» у Костылина. Если первый защищал второго, как самого себя, то последний бросил товарища на смерть.
  • Тема подвига также раскрывается в рассказе. Язык и описание событий естественные и житейские, ведь произведение для детей, поэтому подвиги Жилина описываются совершенно обыденно, но на самом деле кто будет защищать своего товарища в любой ситуации? Кто будет готов все отдать, чтобы освободиться? Кто добровольно откажется беспокоить старушку-мать непосильным для нее выкупом? Конечно, настоящий Герой. Для него подвиг – естественное состояние, потому он не гордится этим, а просто так живет.
  • Тема милосердия и сочувствия раскрыта в образе Дины. В отличие от «Кавказского пленника» А.С. Пушкина, героиня Л.Н. Толстого спасла пленника не из любви, ей руководили более высокие чувства, она пожалела такого доброго и умелого человека, прониклась к нему чисто дружеской симпатией и уважением.
  • Проблематика

    • Кавказская война продолжалась почти полвека, немало русских полегло в ней. А ради чего? Л.Н. Толстой поднимает проблему бессмысленной и жестокой войны. Она выгодна только высшим кругам, простым людям совершенно не нужна и чужда. Жилин, выходец из народа, чувствует себя в горном ауле чужим, но не ощущает враждебности, ведь горцы просто жили себе спокойно, пока их не завоевали и не стали пытаться подчинить себе. Автор показывает в положительный характер «хозяина» Жилина Абдуллу, который нравится главному герою, и его сострадательную и добрую дочь Дину. Они не звери, не изверги, они такие же, как и их противники.
    • Проблема предательства в полной мере встает перед Жилиным. Его предает товарищ Костылин, из-за него они в плену, из-за него не сразу сбежали. Герой – человек с широкой душой, он великодушно прощает сослуживца, понимая, что не каждый человек способен быть сильным.

    Чему учит рассказ?

    Главный урок, который читатель может вынести из «Кавказского пленника» — никогда нельзя сдаваться. Даже если все против тебя, даже если кажется, что надежды нет, то когда-нибудь все изменится в лучшую сторону, если направлять все усилия для достижения своей цели. И пусть, к счастью, немногим знакома такая экстремальная ситуация, как у Жилина, у него стоит поучиться стойкости.

    Еще одна важная вещь, которой учит рассказ – война и национальная рознь бессмысленны. Эти явления могут быть выгодны безнравственным людям, имеющим власть, но нормальный человек должен стараться не допустить этого для себя, не быть шовинистом и националистом, потому что, несмотря на некоторые различия в ценностях и образе жизни, каждый из нас всегда и везде стремиться к одному – спокойствию, счастью и миру.

    Рассказ Л.Н. Толстого спустя почти 150 лет не потерял актуальности. Он написан просто и понятно, но это вовсе не отражается на его глубоком смысле. Поэтому это произведение обязательно к прочтению.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Служил на Кавказе офицер Жилин. Пришло ему письмо от матери, и решил он съез-дить в отпуск домой. Но по дороге его и ещё одного русского офицера Косты-лина схва-тили татары. Случи-лось это по вине Косты-лина. Он должен был прикры-вать Жилина, но увидел татар, испу-гался и побежал от них. Костылин оказался преда-телем. Татарин, который взял в плен русских офицеров, продал их другому тата-рину. Плен-ников зако-вали в кандалы и держали в одном сарае.

Татары заста-вили офицеров напи-сать родным письма с требо-ва-нием выкупа. Костылин послу-шался, а Жилин специ-ально написал другой адрес, потому что знал: выку-пить его некому, старушка-мама Жилина жила очень бедно. Сидели Жилин с Косты-линым в сарае целый месяц. К Жилину привя-за-лась хозяй-ская дочка Дина. Она носила ему тайком лепёшки и молоко, а он делал для неё куколок. Жилин стал разду-мы-вать, как им с Косты-линым бежать из плена. Вскоре он начал делать подкоп в сарае.

Однажды ночью они сбежали. Когда вошли в лес, Костылин стал отста-вать и ныть — ему сапо-гами ноги натёрло. Из-за Косты-лина они далеко не ушли, их заметил татарин, который проезжал по лесу. Он сказал хозя-евам залож-ников, те взяли собак и быстро догнали плен-ников. Им снова надели кандалы и не снимали их даже ночью. Вместо сарая залож-ников поса-дили в в яму аршин пяти глубиной. Жилин всё равно не отча-ялся. Всё думал, как ему убежать. Спасла его Дина. Ночью она принесла длинную палку, спустила её в яму, и по ней Жилин вылез наверх. А Костылин остался, не захотел убегать: испу-гался, да и сил не было.

Жилин отошёл подальше от деревни и попы-тался снять колодку, но у него ничего не полу-чи-лось. Дина дала ему в дорогу лепёшек, и запла-кала, прощаясь с Жилиным. Он был добр к девочке, и она к нему очень привя-за-лась. Жилин уходил всё дальше и дальше, хоть колодка очень мешала. Когда силы закон-чи-лись, он пополз, так и дополз до поля, за которым были уже свои, русские. Жилин боялся, что его заметят татары, когда он будет пере-се-кать поле. Только подумал об этом, глядь: налево, на бугре, деся-тинах в двух от него, стоят трое татар. Увидали они Жилина и броси-лись к нему. Так сердце у него и оборва-лось. Замахал Жилин руками, закричал что было духу своим: «Братцы! Выручай! Братцы!». Услы-хали Жилина казаки и броси-лись напе-ререз татарам. Испу-га-лись татары, не доехав до Жилина стали оста-нав-ли-ваться. Так и спасли казаки Жилина. Рассказал им Жилин о своих приклю-че-ниях, а потом говорит: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя». Остался Жилин служить на Кавказе. А Косты-лина только через месяц выку-пили за пять тысяч. Еле живого привезли.

В 1872 году Львом Толстым был написан рассказ. Граф Лев Николаевич Толстой продолжает традиции А.С.Пушкина. Но не в романтизме, а в русском реализме. Он рассказывает о русском офицере Жилине. Он способен найти способ решения даже самой безвыходной ситуации. Показан настоящий русский характер.

Главная мысль рассказа «Кавказский пленник» в том, что Толстой Лев Николаевич ясно показал читателю такие проблемы общечеловеческие как верность, товарищество доброта, взаимовыручка. Идея произведения в том, что доброта способна нивелировать зло.

Краткое содержание произведения «Кавказский пленник» по главам

Читатется за 3 минуты

Глава 1

Жилин – русский офицер, каких много, на Кавказе. Служит и не тужит. В один из дней он получает от матушки письмо с просьбой приехать погостить (да еще она пишет, что невесту ему присмотрела…). Офицер не может перечить матери и, отпросившись у начальства, едет на побывку домой.

Времена были неспокойные, на Кавказе война шла. Страшно. Татары. Жилин и другой офицер Костылин, едут в обозе, но им хочется добраться поскорее и они принимают решение обогнать обоз. Они впереди, свободны. А что еще надо молодым? И вдруг…

Татары нападают на них и забирают в плен Жилина. Костылину пока удалось бежать от них.

Глава 2

Идет время. Спустя несколько дней Жилин узнает, что Костылина тоже пленен и, мало того, он (то есть Костылин) продан Абдул-Мурату.

Татары не теряют времени даром и принуждают пленников писать письма на родину с просьбой о выкупе. Жилин, мать жалеючи, указывает неправильный адрес. Он ведь знает, в какой бедности и нужде живет родительница.

Глава 3

Прошел месяц. Пленники живут в сарае. Днем им сковывали свободу движений, чтобы они не убежали. Жилин был рукастым мужиком, поэтому, чтобы не скучать, мастерил из глины игрушки для Дины (дочь хозяина). Дина за его поделки тайно по ночам подкармливала пленников молоком и лепешками. Да еще своему новому хозяину некоторые вещи нужные починил!

Глава 4

В плену время тянется мучительно долго. Много есть о чем подумать и что придумать. И вот Жилин задумал убежать из плена. Для осуществления мечты он с Костылиным выкопали подкоп. Воспользовавшись покровом ночи и отсутствием татар, им удалось осуществить свой план.

Глава 5

Пленники на свободе. Их пока никто не преследует. Но вот незадача – Костылин натер ноги. Сначала он шел, как мог, а потом, когда стало совсем невмоготу – его понес Жилин на горбуше. Так им не удалось уйти далеко, и вскоре друзья были пойманы татарами. Их снова везут к Абдул-Мурату. Татары взбешены дерзким поступком русских.
Многие татары приняли решение, что пленников надо лишить жизни, но Абдул мудро ждет выкуп за них и пока дарует им жизнь. Костылин и Жилин снова в плену, в глубочайшей яме. Условия их содержания теперь во много раз хуже.

Глава 6

Время идет своим чередом. А житье пленных с каждым днем все хуже. Их кормят подобно скоту сырой едой. В яме условия для жизни далеко не идеальны: холодно, сыро, воздух спертый. Костылина лихорадит, а Жилину все горше и горше с каждым днем.

Однажды Жилин увидел у ямы Дину. Она принесла ему немного пищи. В следующий приход Дина сообщила Жилину о том, что его собираются казнить. В результате у Жилина созрел план собственного спасения. Он попросил Дину принести длинный шест, она ночью выполнила его просьбу.

Жилин думает бежать вместе с Костылиным, но последний не может даже шевелиться. Тогда Жилин бежит один. Они тепло расстаются с Диной. Она напоследок дает ему еды на дорожку.

Жилин бежит один. Он пробирается по лесу. Когда он выходит на поле, то опасается, чтобы его не обнаружили татары. Но казаки помогли ему в самой критической ситуации.

Жилина отвезли в крепость. Тогда он принял решение не ехать домой, а служить на Кавказе.

Костылина же выкупили еле живого только спустя месяц.

Картинка или рисунок Кавказский пленник

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Мало - Без семьи

    В небольшой французской деревне живёт матушка Барберен, воспитывая восьмилетнего сына Рэми. Муж её работает в Париже каменщиком, домой не приезжает, только отправляет деньги. Рэми с матерью живут дружно и счастливо, хоть и не богато.

  • Краткое содержание Тень ветра Сафон

    Речь пойдет о простом сыне букиниста Даниэле, которому с рождения прививали любовь до книг. Однажды его папа отвел в одно место, которое считалось забытым и заброшенным – это библиотека.

  • Краткое содержание Фицджеральд Ночь нежна

    Обстоятельства привели к их личной встрече, общение продолжилось, они подружились, она влюбилась. Он осознавал ответственность последствий. У неё была прихоть богатой женщины.

  • Краткое содержание Песнь о Роланде

    Старинный французский эпос повествует об одном эпизоде борьбы католиков с мусульманами за торжество истинной веры. Одержав множество побед в Испании, окрестив большую часть страны

  • Краткое содержание Гоголь Женитьба

    В данной пьесе сатирически показан процесс женитьбы, а точней – сватовства, выбора жениха. Засидевшуюся почти до тридцати лет в девках Агафью (купеческую дочь) все убеждают, что пора создавать семью. То же происходит и с будущим Обломовым – Подколесиным