Беглец от мира протоиерей андрей ткачев. Протоиерей Андрей Ткачев «Беглец от мира. См. также в других словарях

Несколько лет назад читательский мир бурно обсуждал новинку – альтернативный учебник по литературе для старшеклассников. В нём современные российские писатели высказывали свои взгляды на творчество товарищей по перу дней минувших. Когда буря эмоций улеглась, появилась критика. Многие статьи учебника называли спорными и субъективными, пока не встал вопрос о том, а нужна ли вообще вся эта «альтернатива» школьникам, которых впереди ждёт совсем не альтернативный ЕГЭ? Протоиерей Андрей Ткачёв, известный проповедник и публицист, своё мнение в качестве методического материала не предлагает. Его сборник статей о писателях и поэтах с философским названием «Беглец от мира» – не литературоведческий анализ, а попытка осмыслить известные тексты с христианской точки зрения.

Попытка, надо признать, получилась весьма дерзновенной. Книга вышла куда альтернативнее упомянутого учебника! Но в хорошем смысле: ведь, согласитесь, где еще можно услышать версию о том, что Оскар Уайльд, этот далёкий от христианских идеалов эпикуреец в литературе и по жизни, писал «Портрет Дориана Грея», вдохновившись словами Апостола Павла о человеке внешнем и человеке внутреннем?! Герой Уайльда ради сиюминутных удовольствий и страстей принёс в жертву красоту своего внутреннего человека – душу, которая должна, согласно апостолу, обновляться, в то время как внешний человек – плоть – тлеет. У Дориана Грея с портретом вышло ровно наоборот. Внешне оставаясь молодым и прекрасным, он получал морщины, язвы и рубцы на совести. Висящий в чулане портрет, старевший за Грея, был лишь зеркалом его погибающей души.

Отец Андрей Ткачёв великолепно владеет материалом – видно, что художественные тексты, о которых он пишет в своей книге «Беглец от мира», как и биографии писателей, поэтов и мыслителей, о которых рассуждает, он знает до мелочей. И, кстати, не только тексты. Есть в книге статья, посвящённая знаменитому фильму Тарковского «Андрей Рублёв». Среди литературных размышлений автор поместил её неспроста. Называя картину «оправданием всего кинематографа», он сравнивает эффект от её просмотра с ощущением от чтения хорошей книги, и вместе с читателем внимательно всматривается в образы, созданные великим режиссёром.

Автор пишет и о Лермонтове, и считает, что чем сильнее был преследуем поэт своим неотвязным демоном, тем больше взывал в стихах к Богу. Даже в тексте известной советской песни «Я люблю тебя, Жизнь» отец Андрей пытается разглядеть… молитву! Да, такими, какими увидел известных писателей и их произведения протоиерей Андрей Ткачёв в своей книге «Беглец от мира», мы их, пожалуй, себе не представляли. А это – хороший повод перечитать классику!

Как говорит протоиерей Андрей Ткачев, человека воспитывают не только эпоха и родители, но и книги, которые он читает. Цитируя Иосифа Бродского, священник выделяет его слова: «Человек – это продукт чтения». Но что читают современные дети и взрослые. Что знают они о литературе вообще? По словам отца Андрея, «нам не понять свою историю и не разобраться в ней, если мы не разберемся в своей литературе: в религиозных корнях ее, в ораторских успехах революционеров, в гражданском пафосе лучших писателей и прочем». В большой степени литературе посвящена и новая книга протоиерея Андрея Ткачева.

В одном из интервью протоиерей Андрей Ткачев сказал, что книга «Беглец от мира» «посвящена рефлексии на прочитанное». К этому стоит добавить – не только на прочитанное, но и услышанное, и увиденное. Потому как автор размышляет не только о книгах и писателях, но и о картинах, о музыке, обо всем, что делает нас культурными людьми.

Вот, например, он говорит о «Божественной комедии» Данте и размышляет над вопросом: «Если бы Данте жил сегодня, смог бы он написать свое гениальное произведение?». Далее останавливает свой взор на картине Уильяма Ханта «Светоч мира» и, по его собственным словам, вчитывается в нее. А после от художественного искусства о. Андрей переходит к философии и уделяет внимание творчеству Григория Сковороды. Собственно его, этого философа, автор и называет «Беглецом от мира».

Говоря о поэзии, отец Андрей вспоминает А.С. Пушкина и отмечает: «Его нельзя не читать. С ним нужно познакомиться. А то у нас одни с Библией знакомы только по мультику «Суперкнига», а другие – с Пушкиным только по школьной хрестоматии. На этом фундаменте и рассуждения с осуждениями строят. Научиться читать Пушкина (равно как Ахматову, Мандельштама или Пастернака) тяжело. «Поэтическая неграмотность ни в коем случае не совпадает ни с грамотностью обычной, то есть с умением читать буквы, ни даже с литературной начитанностью». Это слова Мандельштама.

Несколько глав книги отец Андрей посвящает творчеству Гоголя. «Пророк, не устроенный в быту», «великий человек, не умеющий обустроить свою частную жизнь» – таким, по словам автора, был в глазах обывателей Николай Васильевич Гоголь, человек, перед которым хочется снять шляпу. Гоголь не мог похвалиться комфортом, семейным счастьем, личной святостью. Но все же он мог сказать нечто, касающееся человека вообще. Из «господина сочинителя» он перешел в разряд пророков, а это и опасно, и малоприятно одновременно. По мнению Освальда Шпенглера, на смену цивилизации Фауста должна прийти цивилизация Достоевского. Но Достоевский сам признался, что он, как и многие другие, вырос, вышел из гоголевской «Шинели».

Значит, заключает отец Андрей, будущая православная цивилизация, востребованная ныне как никогда, цивилизация, чей призрак маячит на мысленном горизонте, вырастает в том числе и из Гоголя. Ведь он – «христианнейший писатель». Этим высоким именем можно назвать многих, к примеру Диккенса. Диккенс много и проникновенно, с огромной степенью внутренней достоверности пишет о кротости, молитве, о силе добра и внутренней слабости зла. Но он ничего не пишет о Литургии. А Гоголь – пишет. Первый из всей писательской братии Николай Васильевич включает в поле своего внимания литургическую жизнь Церкви. Его интересуют таинства! Не отдельно мораль, не отдельно текст Нового Завета, но таинства, как средоточие новозаветной жизни. «Если люди не поедают друг друга еще, то тайная причина этому – ежедневное служение Божественной литургии», – пишет Гоголь в своих «Размышлениях...» о Божественной службе. Чтобы сказать эти слова, мало быть талантливым. Нужно быть прозорливым или сверхчувствительным». Именно таким и был Гоголь.

Автор размышляет о творчестве М. Лермонтова и П. Чаадаева, Ф. Достоевского и Л. Толстого, Г.К. Честертона и К.С. Льюиса и других. А потом переходит к такому жанру, как фантастика. Из писателей-фантастов о. Андрей выделяет Рея Бредбери, который пишет для современного человека о вечных и прописных истинах, для человека, который живет в фантастическом мире, уже далеко превосходящем фантазию Жюля Верна.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, который давно известен всем и каждому: очень важно, что человек читает, как и в каком количестве. «Те девять минут, которые, согласно статистике, отдает книге в день средний россиянин, должны испугать нас своей ничтожностью». По словам автора, «книге хорошо бы отдавать столько времени, сколько отдается сидению за обеденным столом и ничуть не меньше, чем жертвуется телевизору». «Человеку крайне важно научиться работать с текстами и информацией, – говорит отец Андрей, – чтобы не захламлять сознание, чтобы избегать ловушек, чтобы не повторять чужих ошибок. В информационном же обществе (а именно в нем мы и живем) сей навык просто-напросто приравнивается к необходимой технике безопасности».

В книге собрано более 30 очерков протоиерея Андрея Ткачева, который ничего не запрещает, но учит мыслить без фарисейской оглядки на авторитеты.

(Духовное обучение из космоса). Вечность Мгновения 40. Учение Отца, переданное в храме Бога-Отца и Его Сына Иисуса во время молебна. Отец: Мои любимые дети, Я вас всех всё время веду туда, где этот путь не заканчивается. Веду этим путём, чтобы вы могли почувствовать, какая удивительная прелесть есть в этом мире, и в других мирах, в которых вы окажетесь совсем скоро, сравнивая с масштабами вечности. Вы имеете один удивительный путь – путь, который может постелить только любящий Отец, которым Я и являюсь. Я являюсь этим Могучим и Великим Источником, который вы, отворившись Мне, жаждете чествовать. Однако, Я этого чествования не жажду от вас востребовать. Я хочу, чтобы вы, наполнившись колебаниями Моей любви, когда отворяется душа и поворачивается ко Мне полностью, без каких либо оговорок, без каких либо условий, чествовала бы Меня по любви, и этим чествованием могла бы почувствовать, что Я настоящий и живой, и всё время - внутри; и Я веду душу, отворившуюся, туда, где она могла бы расти. Все другие пути, не являются взращивающими душу таким образом, чтобы она возросла прочным и прямым собственным духовным ростом. Я вас веду, каждого, самым прямым путём, ибо веду, взявший вас, каждого, за руку, и веду Я к Себе. Поэтому доверьтесь этому ведению. Отдайтесь Мне. Отдайтесь этому ведению. Не мешайте Мне вести вас. Вы теперь постоянно молите Меня, чтобы Я вас больше полюбил, больше опекал, больше обнимал. Мои дорогие, вы слепы! Как вы можете молить, чтобы Я мог бы вас больше обнимать, если вы сами не отворяетесь Мне и не ощущаете этого объятия? Я являюсь всё время несущим вас на своих руках. У вас есть это остроумное изречение, когда вы говорите, что Я вёл одного из вас, и когда стало трудно, вы начали упрекать, почему Я оставил того, которому стало трудно, так как в песке были одни оставшиеся следы, и тогда Я сказал, что это и были Мои следы. Поэтому, знайте, что Я вас никогда не выпускаю из Своих рук. И если вы хоть немного чувствуете в себе страх, недовольство, раздражение- причина внутри вас. Вы не отворились Мне достаточно, чтобы почувствовать из Меня нахлынувшую волну любви, которая залила бы любое раздражение, недовольство, чтобы вы купались в лучах Моей любви, и сами изливали бы эти лучи на свою среду. Поэтому молите о большей самоотдаче Мне. Молите о большем доверии ко Мне. Молите о большей связи со Мной. Когда вы молите, чтобы Я вас вёл, чтобы Я вас опекал, чтобы Я вас охранял, значит, вы не доверяете Мне, так как Я вас опекаю, и охраняю, и веду вас каждое мгновение, где бы вы ни были, даже и в тёмных джунглях. Я вас опекаю ровно столько же, сколько и в существующих городских джунглях, где множество скоплений, где множество машин, множество опасностей, даже больше чем в джунглях. И здесь Я вас веду, каждого Я несу на руках но вы же сами, отвернувшись от Меня, толкаете, оскорбляете друг друга, забегаете вперёд друг против друга, заграждаете дорогу. Разве это случается из-за того, что Я вас не веду, и не опекаю, и не охраняю? Или из-за того, что вы отворачиваетесь от Меня, и пробуете сами, своими собственными действиями и по свободной воле, Моё удивительное творение как ножом рубить и резать так, как вы считаете, что её можно рубить и резать. Во Мне есть удивительная гармония. Во Мне есть спокойствие и тишина. Но насколько вы можете расслышать эту тишину? Сколько из вас эту тишину слушаете каждый день? Поэтому, Мои любимые дети, вы сами себя обижаете, а тогда, усевшись просите, чтобы Я был к вам добрее. А добро вы черпаете от Меня только тогда, когда протягиваете даже и малейшую ложечку в Мой Источник Добра, который никогда не кончается, и каждый, по своей ложечке, и по своему умению эту ложечку выпить, наполняетесь этим же самым напитком. Поэтому молите, Мои возлюбленные дети, более отважной связи со Мной. Молите, чтобы вы ложечку заменили на всё полное слияние со Мной. И тогда вы ощутите, как изменилась ваша молитва, которая стала жизнью, ибо жизнь стала Мною. И вы будете жить нескончаемую жизнь в гармонии Моей любви, и все время, вечно, в текущей реке Живой Воды. Альгимантас: Спасибо Тебе, любимый Отец. Воля моя, да будет воля Твоя.