Брегвадзе год рождения. Нани Брегвадзе: «Внуки зовут меня Нани. Ну не бабушкой же?! Когда приходит беда

ТБИЛИСИ, 21 июля. /Корр. ТАСС Тенгиз Пачкория/. Имя грузинской певицы, народной артистки Грузии и СССР Нани Брегвадзе широко известно в Грузии, России и многих других странах. 21 июля ей исполнилось 80 лет. Популярность, пришедшая к ней еще в 1960-х годах, не увядает, певица продолжает активную концертную деятельность и не собирается уходить со сцены. Юбилей она встречает в Тбилиси в кругу членов семьи, родных и близких.

В беседе с корреспондентом ТАСС Нани Брегвадзе сказала, что юбилейные творческие мероприятия, посвященные ее 80-летию, пройдут в Тбилиси и Москве в декабре этого года. "Я родилась в июле 1936 года, но в это время в Грузии всегда очень жарко, к тому же это период отпусков, поэтому юбилейные вечера-концерты, посвященные моему 80-летию, состоятся позже", - пояснила она. По ее словам, "сейчас идет подготовка к предстоящим юбилейным мероприятиям".

На вопрос "В чем секрет ее творческого долголетия?" певица ответила: "Я всегда стараюсь быть в форме - и как певица, и как женщина, которая должна своим пением и общением радовать людей. Голос не уходит от меня. Я буду петь и этим радовать людей до тех пор, пока есть голос и силы".

Нани Брегвадзе родилась и выросла в Тбилиси. Ее отец Георгий Брегвадзе был актером, а мама Ольга Микеладзе происходила из знатного княжеского рода. Прабабушка Нани пела в своем салоне, а тетя была профессиональной певицей и пела в популярном грузинском хоре. Сама Нани в возрасте 6 лет начала петь как грузинские, так и русские песни. Брегвадзе говорит: "Меня часто спрашивали "Чем объяснить такое увлечение русскими романсами?" и я, не уставая, отвечала: "Это из семьи, от моих близких, которые пели и грузинские песни, и русские романсы". Нани окончила музыкальную школу и техникум в Тбилиси, затем здесь же государственную консерваторию, одновременно пела в самодеятельном эстрадном оркестре Грузинского политехнического института.

В 1957 году этот оркестр и она стали лауреатами Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Будучи студенткой Тбилисской консерватории, начала петь в Тбилисском эстрадном оркестре "Рэро", в 1964 году она гастролировала с Московским мюзик-холлом в Париже, тогда впервые она выступила во всемирно известном зале "Олимпия" и получила хорошие отзывы от самого Шарля Азнавура. В 1965 году ее пригласили в знаменитый грузинский вокально- инструментальный ансамбль "Орэра", в котором 15 лет была солисткой и выступала с гастролями в 80 странах. В последние годы Нани поет вместе с дочерью, известной певицей Экой Мамаладзе, и внучкой - Натальей Кутателадзе. Их совместные концерты проходили в России, Казахстане, на Украине, Кипре и в других странах.


Грузинскую певицу Нани Брегвадзе знают и любят до сих пор. В советское время ее популярность не знала границ. Статная красавица с ярким акцентом и сильным голосом всегда привлекала внимание. Мужчины готовы были ей поклоняться, но она всегда была строга и неприступна. С благодарностью принимала знаки внимания от поклонников, но никогда не позволяла им переступать границы дозволенного. Людская молва повенчала ее с Вахтангом Кикабидзе, но дома ее ждал совсем другой мужчина. Она дважды выходила за него замуж, но в результате так и осталась одна.

Мамина дочка


Солистка ансамбля "Орэра


Нани всегда была послушной маминой дочкой. Ольга Александровна была строгой и одновременно очень любящей и заботливой мамой. Она приучила дочь к музыке, она организовывала ее жизнь и учебу, она же была первым ее критиком.

Когда Нани была еще совсем молоденькой девочкой, мама собирала в доме сверстников дочери и парней постарше. Все они были из хороших семей. Приходил к ним и Мераб Мамаладзе. Но он старательно держал дистанцию, наблюдая, как к ней тянутся окружающие. Девушке Мераб был симпатичен, но видела она в нем исключительно друга.



Постепенно Мераб занял особую позицию среди ее друзей. Всех ухажеров девушки он мягко оттеснил, сам встречал ее после занятий, провожал домой, старался радовать маленькими подарками.

Мама настоятельно советовала быть с юношей поласковее. Нани совсем не собиралась замуж, но слово мамы всегда было для нее законом. Ольга Александровна убедила дочь: парень из хорошей семьи, нужно обязательно выходить замуж, создавать нормальную семью.



Когда в дом пришли родители Мераба, девушка бросилась за советом к папе. Но отец поддержал супругу, а Нани отправил за ответом именно к ней. Девушка покорилась и дала согласие с Мерабом, хотя ни в тот момент, ни после не испытывала к нему сильных чувств.

Ольга Александровна, соглашаясь выдать дочь замуж, взяла с будущего зятя обещание: никогда не запрещать ей петь. Правда, однажды слово свое не сдержал.

Покорная жена



Молодые супруги поначалу жили с родителями мужа. Теперь на занятия ей нужно было ездить через весь город. Когда же Нани узнала, что мама плачет по ночам от тоски по любимой дочери, уговорила Мераба перебраться к ней.

Ольга Александровна стала незаменимой для молодой семьи. Она неустанно создавала условия для занятий дочери, готовила вкусные обеды. Когда родилась Эка, взяла на себя все хлопоты по уходу за младенцем. Больше всего мама Нани Брегвадзе хотела видеть, как растет вокальное мастерство дочери.



Мераб же начал потихоньку ревновать свою супругу. Она всегда была в обществе мужчин. В ансамбле «Орэра», в составе которого выступала Нани, она была единственной девушкой. Правда, для молодых людей она была своим парнем, ее даже называли мужским именем Шалико.

Мераб был очень порядочен и сдержан, она не могла даже заподозрить его в ревности. Когда же он вдруг среди ночи врывался в гостиницу, где ночевал ансамбль, то объяснял просто: соскучился. Нани ему верила, искренне считая подобные приезды нормальными для любящего супруга.



Но однажды он все же выдвинул ей ультиматум: или он или её ансамбль. Нани снова покорилась. Ради сохранения семьи она была готова оставить карьеру певицы. К счастью, руководитель ансамбля уговорил Мераба отпустить жену на единственное выступление. После него муж подошел к певице и сказал: «Ты должна петь!»

Когда приходит беда



Но не успела Нани Георгиевна насладиться своей свободой, как пришло известие об аресте мужа. Мераб Григорьевич попытался заняться бизнесом и поставил свою подпись под какими-то сомнительными документами. Его приговорили к 8 годам заключения и отправили отбывать срок в Эстонию. Нани искренне переживала за судьбу бывшего мужа. Она понимала: в чужой и холодной Эстонии ему не выжить.



Нани Брегвадзе отправилась на прием к самому Шеварнадзе и добилась перевода мужа в грузинскую колонию. После освобождения супруг пришел к ней, попросил прощения за нанесенные обиды, попытался наладить нормальные взаимоотношения.

Цена славы



Она увидела совсем другого человека: умного, спокойного, рассудительного. И влюбилась в него. Первое время счастье казалось безоблачным. Он ездил с ней на гастроли, занимался йогой, был просто идеальным мужчиной.

Однако вскоре проблемы в семью вернулись. Мераб Григорьевич не работал, только мечтал о больших доходах, понемногу пристрастился к выпивке, снова стал ревновать жену и закатывать ей скандалы. Они снова расстались, в этот раз уже навсегда. Ей хотелось уважения, понимания и доверия, но именно их и не доставало ей дома.



В нее влюблялись, ей дарили букеты охапками. Она знала, что такое любовь. Но свое счастье обрести так и не смогла. Она все время боялась: ей снова придется выбирать между пением и семьей.

Тем не менее, Нани Брегвадзе считает себя счастливым человеком. Ее по-прежнему любят и узнают на улицах, у нее замечательная дочь и прекрасные внуки. Не хватает лишь любимого человека рядом.

Увидеть вместе на сцене удавалось не многим. Но этот грузинский квартет – настоящее чудо.

Нани Георгиевна Брегвадзе родилась в Тбилиси.
Корни ее рода уходят в крохотный регион Западной Грузии,называемый Рача,в котором произрастает виноград, подаривший миру неповторимое вино Хванчкару. Нани Брегвадзе родилась в Тбилиси.

Отец – Георгий Ефремович Брегвадзе, окончил театральную студию, снимался в кино. Потом жизнь вывела его на другую стезю: несколько лет он работал в Иране, в торгпредстве. Мама – Ольга Александровна Микеладзе была очень талантливой пианисткой. Окончила три курса геологического факультета университета, но когда вышла замуж, все бросила ради семьи. Прабабушка была профессиональной певицей. Тетя Кето Микеладзе была солисткой Грузинского народного хора. Бабушка и дедушка с материнской стороны были дворянами, из княжеских родов Микеладзе и Лордкипанидзе. Богатые, блестяще образованные, у них был свой салон, куда приходили достойнейшие люди своего времени. Дедушка окончил юридический факультет в Петербурге, у него было семеро детей.

По семейной установке Нани должна была стать пианисткой, на это ее и направляли. Семь лет училась в музыкальной школе по классу фортепиано, потом четыре года - в музыкальном техникуме, затем поступила в консерваторию. Но сколько себя помнит - все время пела. Правда, мысли о том, чтобы выйти на сцену в качестве певицы, не возникало никогда. В Грузии умению петь никто не удивляется, там поют все. Да и родственники сначала не хотели, чтобы она пела с эстрады, но маме никто не мог противоречить, она была очень сильная натура. И ею был вынесен вердикт: «Пусть временно попоет!». Так Нани начала выступать с самодеятельным оркестром Политехнического института.

А в 1957 году стала лауреатом 6-го Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. В 1963 году окончила Тбилисскую государственную консерваторию имени Сараджишвили по классу фортепиано у профессора Гаянэ Мачутадзе. Еще в студенческие годы начала работать в Тбилисской филармонии - пела в Тбилисском государственном оркестре «Рэро» под управлением Константина Певзнера. С этим коллективом была на гастролях в Париже в 1964 году выступала в концертном зале «Олимпия».

После триумфальных парижских гастролей была приглашена в вокально-инструментальный ансамбль «Орэра», в котором проработала солисткой 15 лет, объездив более 80 стран. В 1980 в Москве в Театре эстрады впервые дала сольный концерт, положивший начало дуэту певицы и пианистки Медеи Гонглиашвили. С тех пор выступает на эстраде только в этом дуэте.

Стала популярной благодаря исполнению старинных романсов и песен: «Я помню вальса звук прелестный», «Только раз бывает в жизни встреча», «Газовая косынка», «Снился мне сад», «Капризная, упрямая», «Дай, милый друг, на счастье руку мне», «Не уезжай, ты мой голубчик», «Пой, моя гитара», «Горчит калина», «Вернись», «Снегопад», «Калитка», «Уйди, совсем уйди», «Но я вас все-таки люблю», «Сухая верба», «Очаровательные глазки», «Звон гитары», «Ожидание», «Потерянная любовь», «Где же был ты, мой любимый», «Случайно встретилась с тобой», «Ах, эта красная рябина», «Два кольца», «Песня о Тбилиси», «Звезда счастья», «Тебе, любимая», «Яблоня», «Я вас любил», «Ивушка», «Я так любила вас», «Вальс для вас», «Романс о романсе», «А напоследок я скажу» и др.
Записала альбомы как солистка и в составе ансамбля «Орэра»: «Поет Нани Брегвадзе» (1971), «Ансамбль «Орэра», «Романс, романс», «Концерт в Нью-Йорке» и др.
Озвучила музыкальные и художественные фильмы: «Мелодии Верийского квартала», «Встреча в горах», «Берега», «Наводнение», «Свет в окне», «Тепло твоих рук», «Тексель».

Сама снималась в фильмах: «Орэра, полный вперед!», «Булочница», «Ожерелье для моей любимой», «Голубые города», «Улицы разбитых фонарей». «Любовь с акцентом».
Занималась педагогической деятельностью: с 2002 года несколько лет заведовала кафедрой эстрадно-джазового пения в Московском государственном университете культуры и искусств.

В 1995 году получила титул «Почетный гражданин Тбилиси», а в 1996-м стала почетным гражданином города Банальмадена (Испания).

Живет в Тбилиси. Возглавляет компанию «Нани», которая занимается поддержкой начинающих певцов в Грузии, а также организацией выступлений зарубежных исполнителей.

Звания

▪ Заслуженная артистка Грузинской ССР (1968)
▪ Народная артистка Грузинской ССР (1974)
▪ Народная артистка СССР (1983)

Награды

▪ Государственная премия Грузии имени Шота Руставели (1998)
▪ Звание «Певица века Грузии»
▪ Орден Почета Грузии (1997)
▪ Золотая медаль за меценатство (2003)
▪ Орден Дружбы (2008)
▪ Президентский орден «Сияние» (2010)
▪ Золотой орден «Служение искусству»

Семья

Супруг – Мераб Мамаладзе (разведены)
Дочь – Эка Мамаладзе, известная в Грузии певица
Внук – Леван (1979), врач
Внук - Георгий (1980), архитектор
Внучка - Наталия Кутателадзе (1992), певица
Правнук - Димитрий
Правнук - Александр (Сандро)

Вконтакте

Одноклассники

Имя : Нани Брегвадзе (Nani Bregvadze)

Отчество : Георгиевна

Место рождения: Тбилиси, Грузия

Рост : 175 см

Знак Зодиака : Рак

Восточный гороскоп : Крыса

Деятельность : певица

Нани Брегвадзе – великая грузинская певица, народная артистка СССР (1983). Исполнительница знаменитых композиций «Снегопад» и «Красная рябина», она одной из первых на советской сцене возродила традиции русского и цыганского романсов.

Нани родилась 21 июля 1938 года в Тбилиси в творческой семье. Ее папа Георгий Ефремович снимался в кино и играл в театре, мама отлично играла на пианино, и родители уделяли большое внимание творческому воспитанию ребенка. Петь девочка стала практически тогда же, как научилась говорить. Уже в 6 лет Нани хорошо пела под гитару романсы «Калитка» и «Не уезжай ты, мой голубчик».

Закончив музыкальную школу, девушка приняла решение продолжить совершенствовать навыки игры на фортепиано и стала студенткой местного профильного колледжа. В течении нескольких лет она мечтала стать известной пианисткой, хотя при этом увлекалась и пением. Переубедить в выборе специальности Нани смогла мама, которая обратила внимание на вокальный талант дочери.

В 1956 году Нани начала выступать с оркестром Политехнического института, и уже на следующий год коллектив стал лауреатом Всемирного молодежного музыкального фестиваля в Москве. Таланты юных певцов оценивали знаменитые артисты, в числе которых был сам Леонид Утесов. После композиции «Потушила я свечу» в исполнении Нани артист отметил: «Из этой девочки, если она продолжит пение, выйдет хорошая певица».

Невзирая на успехи в вокальном деле, в 1958 году Брегвадзе продолжила музыкальное образование по классу фортепиано в Государственной консерватории в родном городе. Однако пение оставить она не смогла и в 1959 году стала одной из солисток в Тбилисском государственном эстрадном оркестре «Рэро», где проработала в течении 5 лет.

На одном из выступлений певицу с очень проникновенным голосом заметили представители Московского мюзик-холла и пригласили ее на гастроли в Париж, где Брегвадзе довелось спеть во всем известном зале «Олимпия». По возвращении домой она получила приглашение стать солисткой ансамбля «Орэра», с которым грузинская певица проработала в дальнейшем на протяжении 15 лет и посетила с гастролями свыше 80 государств.

В 1966 году певица познакомилась с Вахтангом Кикабидзе, который в том числе присоединился к ансамблю «Орэра». Кикабидзе не только пел, но играл там на ударных инструментах. Совместные гастроли сблизили молодых артистов, и в скором времени они стали лучшими друзьями. С Вахтангом и Нани коллектив выпустил несколько пластинок, которые практически мгновенно стали классикой советской эстрадной музыки.

В 1968 году Нани была удостоена звания Заслуженной артистки Грузинской ССР. В 1970 году вместе с Кикабидзе она участвовала в съемках мюзикла «Орэра, полный вперед», который был посвящен путешествию ансамбля в Австралию. В 1974 году она получила звание Народной артисткой Грузии.

В 1980 году Брегвадзе приняла решение отправиться в сольное плавание. Своими проникновенными и нежными песнями артистка вернула любовь многих советских слушателей к русским и цыганским романсам. Очень полюбились ее почитателями такие композиции, как «Потерянная любовь» и «Я помню вальса звук». А вот визитной карточкой Нани была лиричная песня о женской судьбе «Снегопад», исполненная ей первый раз в 1981 году. Спустя 2 года грузинская певица стала Народной артисткой СССР.

В девяностые годы Нани продолжила радовать слушателей своим чувственным исполнением, выпустив такие альбомы, как «Романс, романс» (1995) и «Концерт в Нью Йорке» (1997). В 1997 году певица создала компанию «Нани», в которой занялась поддержкой молодых грузинских музыкантов. Кроме этого она являлась активным участником общественных организаций «Женщины за мир» и «Советская женщина».

С 2002 года Брегвадзе занималась преподавательской деятельностью, заведовала кафедрой эстрадного вокала в институте музыки МГУКИ. В 2005 году певица выпустила новый диск с не выходившими ранее песнями на стихи Беллы Ахмадулиной и Марины Цветаевой. С годами Брегвадзе начала выступать все меньше и больше времени посвящать семье и заслуженному отдыху.

Первым и единственным супругом артистки был Мераб Мамаладзе. Из-за частых гастролей супруги муж постоянно устраивал ей сцены ревности.

В 1960 году у пары появилась на свет замечательная дочка Эка (Екатерина), которая в дальнейшем тоже стала известной в Грузии певицей.

Брак у Нани с Мерабом не задался, и после длительных расставаний и судебных тяжб они разошлись. Певица стала 3 раза бабушкой и в настоящий момент уже воспитывает правнуков Дмитрия и Александра.

Старший внук, Леван, по образованию стоматолог, в настоящий момент работает на телевидении, его брат-погодок Георгий является архитектором. Внучка Наталья выбрала путь бабушки и строит карьеру вокалистки.

Несмотря на почтенный возраст, в начале позапрошлого года Нани выступила в БКЗ «Октябрьский» в Санкт-Петербурге с праздничным концертом «Если женщина просит…». В этом же году она стала гостей ток-шоу Юлии Меньшовой «Наедине со всеми», а в конце года дала интервью Владимиру Познеру в его программе «Познер».

Так интересно разглядывать ваши старые фотографии, эти изящные наряды… Как в 1960-е, а уж тем более в 1940-е умудрялись столь элегантно выглядеть?


Нани:
Было очень трудно, но как все старались! В Грузии женщины всегда одевались замечательно. Тбилиси называли «маленьким Парижем». Иногда привозили чудесные вещи из-за границы, но гораздо чаще шили - и у портных, и сами. В годы моего детства женщины ходили в шляпах и на каблуках, а моя мама, Ольга Александровна, не расставалась с каблучками даже дома - она была маленького роста. Мама и мои тетки постоянно придумывали наряды, и я любовалась ими с младенчества. А ведь когда ребенком прикасаешься к красоте, то испод­воль получаешь представление о гармонии и вкусе, развиваешься. Маленькому человеку нужно впитывать красоту отовсюду - не только из музыки, живописи, поэзии.

Одно время говорили, что не надо хорошо одевать детей, потому что они испортятся, будут думать лишь о моде и вообще слишком гнаться за материальным. Считаю это глупостью. Моя мама никогда так не думала и одевала меня очень хорошо. Мы все жили в одном большом дворе - мы с родителями и мои тетки, папины и мамины сестры, и по воскресеньям мама или тетя водили меня в оперу. И к каждому выходу мне шили новое платье! Хорошо помню, как открывалась дверь шкафчика с моими нарядами, а я выбирала: сегодня пойду в этом, нет, лучше в этом. Хотела надеть сразу все. Особенно любила бордовое платье модного сейчас фасона: без рукава и все из легких элегантных оборок. Его сшили из шелка, который папа прислал из Ирана (Георгий Брегвадзе был актером, но в 1940-е годы работал в Иране в торгпредстве. - Прим. «ТН»). Он там очень долго служил и, поскольку в наших магазинах вообще ничего не продавалось, тюками отправлял нам одежду, а еще лакированные туфли на каучуковой платформе и носочки к этим туфелькам одинаковые - мне и маме.



Выступление ансамбля «Орэра» (1966). На переднем плане - Нани Брегвадзе, за барабанами - Вахтанг Кикабидзе. Фото: Из личного архива Нани Брегвадзе


- Кто вам шил наряды для оперы?


Нани:
Тетя, которая была настоящая мастерица, или мамочка - она тоже хорошо умела шить. Она была во всем талантлива. Отлично знала математику, замечательно окончила школу и поступила в вуз учиться на геолога, но, выйдя замуж и родив меня, все бросила. Я всегда горюю, думая, что она ради меня отказалась от образования, интересной работы. Но сама мама не жалела, что так повернулось. Говорила, это счастье - если вкладываешь в детей всю свою энергию, любовь, интерес, а дети вложения оправдывают. Когда я выросла, вышла замуж и родила Эку, мама всю себя вкладывала уже в ее воспитание - я ведь очень много гастролировала.


- Эка, а бабушка продолжила с вами традицию воскресных походов в оперу в новом платье?

Эка: Меня все время водили в театры и на концерты, только не уверена, что это происходило именно раз в неделю. Наряжали тоже не так пунктуально - но в какие изумительные вещи! По сей день помню черное бархатное платье с фиолетовым бантиком. У бабушки с папиной стороны сестра жила в Париже, и, бывало, нам приходили от нее посылки с нарядами. В 1966 году бабушка смогла съездить к ней в гости и привезла мне из Франции кремово-белое дутое пальто, каких у нас еще и не видывали, а к нему белые сапожки. И Нани с гастролей не возвращалась с пустыми руками.


Нани:
За выступления за границей мы получали немного, и, собрав все копеечки, я могла купить одну вещь себе и одну обязательно Экочке.


Эка:
Когда мне было лет 6, Нани привезла из Франции большую куклу с внешностью Брижит Бардо, а к ней несколько нарядов. Я чуть с ума не сошла от восторга, не расставалась с ней, даже когда выросла. Мы несколько раз меняли квартиры, и я всегда перевозила «Брижит» с собой.


С мужем Мерабом (1962). Фото: Из личного архива Нани Брегвадзе


Нани:
Куклу я уже во время вторых гастролей в Париже купила. А первый раз там побывала в 1964 году с Московским мюзик-холлом. Представляете, первые зарубежные гастроли - и сразу в Париже, выступаю в зале «Олимпия» вместе с такими мэтрами, как Людмила Зыкина и Юрий Гуляев! Сама я тогда была студенткой консерватории и начинающей певицей и, чтобы меня взяли, ездила из Тбилиси в Москву на кастинг. Вроде все шло хорошо, но однажды замдиректора Мюзик-холла вызвал меня и сообщил, что решили взять другого артиста. Я ответила: «Как я вам благодарна! Я же могу завтра домой вернуться!» Он ошалел, позвонил директору: «Какая смешная девочка у нас появилась - в Париж не хочет». Оказывается, он подшутить хотел, напугать, прежде чем сказать, что меня берут. А я и правда не сильно рвалась на эти гастроли: я настолько любила свой дом, семью, друзей, а уж как оставлю четырехлетнюю дочку на два месяца, вообще не представляла. Минуты без нее прожить не могла. Но меня заметили и предложили престижнейшую поездку. Да, совмещать любовь к семье и к пению, к сцене было трудно.

Но когда я попала в Париж, так в него влюбилась, что забыла про Тбилиси, семью и друзей. Даже по дочке не скучала! И во французский язык влюбилась, начала его немного понимать за два месяца. Вернулась и попросила родственницу, которая родилась во Франции, но переехала с семьей в Тбилиси, заниматься с Экой французским.


Эка:
Родственница прямо дома создала маленький детсад, нас к ней ходило четверо или пятеро, и она, играя, учила нас языку.


- Во время первых маминых парижских гастролей вам было четыре годика. После них Нани пригласили в ВИА «Орэра», и концертов в разных городах и странах у нее стало еще больше…



Нани с мамой Ольгой Александровной и папой Георгием Ефремовичем (1945). Фото: Из личного архива Нани Брегвадзе


Эка:
Я всегда с нетерпением ждала Нани с гастролей. Какой был праздник, когда она возвращалась! Под бабушкиным руководством всегда учила к ее приезду новую песню. Я же пела с 3 лет, занималась музыкой с 6 и мечтала выступать на большой сцен­е. Правда, родители этого категорически не хотели, поэтому я им о своем желании не говорила. Выучив буквы, стала писать маме письма. Помню смешное послание: «Я очень хорошо веду себя, слушаю бабушку, пожалуйста, привези жвачку, но не говори бабушке». Почему-то она не разрешала мне ее жевать - наверное, считала вредной. Когда мои каникулы совпадали с Наниными гастролями по Советскому Союзу, она брала меня с собой. В маленьких городках и плохо приспособленных для жизни гостиницах не было ничего интересного, но как чудесно было находиться рядом с мамой!


- Мама была праздником, а бабушка вас в строгости воспитывала?


Нани:
Я баловала, но и строгой была - частично продолжила мамину линию.


Эка:
Я росла свободным человеком, было лишь одно твердое условие: позанимайся свои три часа в день на фортепиано и гуляй или гостей принимай.

Нани: Мама гостей обожала! У меня с юных лет был настоящий салон. Ко мне могли в два часа ночи нагрянуть друзья, хоть десять человек, хоть двадцать, - она накрывала на стол, я играла, мы все пели, танцевали… Однако на следующий день в одиннадцать утра я обязательно должна была сесть заниматься. Еще строже, чем за игрой на ф­ортепиано, она следила за поведением - не теряла бдительности со мной, а потом с моей дочерью. Эка, расскажи про газету!


Эка:
Мне было лет 15, мы с бабушкой приехали в Москву на зимних каникулах - у Нани здесь гастроли были. Жили в гостинице «Россия». А несколько моих одноклассников тоже приехали в Москву и пришли к нам в номер в гости. Бабуля сама предложила их позвать: она любила веселиться и петь с молодежью. Так вот, мы кутили, а бабушка в уголке читала газету. И вдруг кто-то заметил, что в газете на уровне ее глаз проколоты дырочки: бабуля следила за порядком. Как же мы хохотали!

Нани: я минуты без своей девочки прожить не могла! Совмещать любовь к семье и к пению, к сцене было трудно. С дочерью Экой. Фото: Арсена Меметова


Нани:
Это комический случай, но, понимаете, у нас нельзя было по проспекту два раза с одним и тем же молодым человеком пройти, чтобы про вас слухи не поползли. Я в Грузии уже шесть десятилетий чувствую огромную любовь и внимание к себе - и не дай мне бог ошибиться, сделать неверное действие. Когда начинала петь в ансамбле «Орэра», про меня много слухов распускали, но я шла по жизни очень правильно. И регулировщицей была моя мама. Я благодарна ей за это, хотя в молодости и злилась, что она меня лишает свободы.

Я ведь, когда мне Мераб, будущий Экин отец, предложение делал, не уверена была, что его стоит принимать. Но мама решила, что стоит. И когда мы с ним много лет спустя разошлись и я больше не вышла замуж, это тоже было отчасти из-за мамы. Так что, когда дочка была подростком, я подумала, что нужно учесть «отдельные перегибы на местах», и сказала маме: «Меня ты вырастила в строгости, а Эку оставь в покое - пусть живет, как ей живется». Если человек видит нормальные отношения порядочных людей, он и сам вырастет порядочным и выберет хорошие отношения.

Эка рано влюбилась в мальчика из замечательной семьи, он в нее, и мы не стали их чувствам препятствовать. Кстати, мама так и вовсе первой была за замужество. Сказала, лучше пусть женятся, чем начнут сейчас ссориться, мириться, опять расходиться, другими увлекаться. И Эка вышла замуж в 17 лет, родила двоих сыновей - Левана и Георгия, и у нее была прекрасная семья. К сожалению, ее первого мужа вскоре не стало… К счастью, потом она не начала жить только прошлым и заботой о мальчиках и обо мне, а снова вышла замуж, родила Наталию.



Эка аккомпанирует дочери Наталии (2005). Фото: Из личного архива Нани Брегвадзе


- Наталии, наверное, свободы давали еще больше?


Эка:
Да, взять хоть историю с музыкой. Наталия певица. Нани начала петь в 2 года, я в 3, а дочка попозже. Я и не знала, что она петь может, пока однажды, когда ей было 4 или 5, не услышала, как она играет с куклами и разговаривает с ними, меняя тон. Тогда я подумала: кажется, у нее хороший голос будет… Так вот, Наталия окончила музыкальную школу по классу фортепиано, прекрасно играла, и мы думали, что она, как Нани и я, поступит в консерваторию по классу фортепиано. Но дочь хотела стать певицей.


Нани:
Вот когда я что-то хотела, мне моя мама вполне могла не позволить, а у Наталии полная свобода действий.


Эка:
Я ей говорю: «Сначала поступи на фортепиано, а потом занимайся вокалом». А она ответила: «Зачем мне терять эти годы, если у меня есть голос и я сразу могу вокалу учиться?»


Нани:
У нее мозги хорошо работают.


Эка:
И она решительная! Поняла, что ей нужно, и пошла к цели коротким путем. Поступила сразу на вокальное отделение, а сейчас продолжает учебу в Нью-Йорке. Обычно из Грузии едут учиться вокалу в Германию или Италию, но конкретно эту школу в США очень хвалил сын друзей, и запись Наталии там настолько понравилась, что ее взяли на обучение практически бесплатно. Дочка в Америке уже три года, скоро вернется. Конечно, тяжело было ее отпускать так далеко… В первый год поехала с ней, сняли ей квартиру, я ее обставила, новые шторы повесила, светильники поменяла - обожаю такими делами заниматься!


Нани:
Я тоже очень любила дома красоту наводить. Но сейчас у меня иногда болит спина, и Эка с сыновьями меня отстранили абсолютно от всей работы по дому, так что я сижу, как старый пень.


Эка:
Нани, не как пень, а как королева!


- Обратила внимание, что вы маму не мамой, а Нани зовете…


Эка:
Да, мне с детства нравилось маму, папу, бабушку и всех родных только по именам называть.


Нани:
Однажды маленькая Эка спросила: «Можно тебя называть мамой?» - «Пожалуйста!» Через минуту она один раз ко мне обратилась «мама» - и все! На этом закончилось мое существование как мамы. Внуки и правнуки зовут меня только Нани. А как им еще меня звать? Бабушка, прабабушка?


Эка:
По-грузински «прабабушка» - «дидеда», буквально переводится как «большая бабушка».


Нани:
Изумительно красивое слово с глубоким смыслом, но я не представляю, что меня им назовут. Нет уж, лучше так и останусь для всех Нани…

Нани Брегвадзе


Семья:
дочь - Екатерина (Эка) Мамаладзе, певица; внуки - Леван (39 лет), врач; Георгий (38 лет), архитектор; внучка - Наталия (26 лет), певица; правнуки - Димитрий (11 лет), Сандро (9 лет), Николоз (3 года)


Образование:
окончила Тбилисскую консерваторию им. Сараджишвили по классу фортепиано


Карьера:
студенткой начала петь в Тбилисском государственном эстрадном оркестре «Рэро», затем стала солисткой ансамбля «Орэра», с 1980 года выступает с сольными концертами. Народная артистка Грузии, народная артистка СССР

Эка Мамаладзе


Образование:
окончила Тбилисскую консерваторию по классу фортепиано


Семья:
дети - Леван, Георгий, Наталия; внуки - Димитрий, Сандро, Николоз


Карьера:
исполняет песни на грузинском языке и русские романсы сольно, дуэтом с Нани Брегвадзе или в трио - с Брегвадзе и дочерью Наталией Кутателадзе