Цитаты о коробочке из мертвых душ. Образ и характеристика коробочки в поэме мертвые души гоголя сочинение

Введение

§1. Принцип построения образов помещиков в поэме

§2. Образ Коробочки

§3. Художественная деталь как средство

характеристики персонажа

§4. Коробочка и Чичиков.

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Поэма «Мертвые души» создавалась Н.В.Гоголем около 17 лет. Сюжет ее был подсказан А.С.Пушкиным. Над поэмой Гоголь начал работать осенью 1835 года, а 21 мая 1842 года «Мертвые души» появились в печати. Выход в свет гоголевской поэмы вызвал ожесточенную полемику: одни восторгались ею, другие видели в ней клевету на современную Россию и «особый мир негодяев». Над продолжением поэмы Гоголь работал до конца жизни, написав второй том (который был потом сожжен) и планируя создать том третий.

По замыслу писателя, в поэме должна была быть изображена не только современная ему Россия со всеми ее проблемами и недостатками (крепостничество, бюрократическая система, утрата духовного начала, иллюзорность и др.), но и та основа, на которой страна могла возродиться в новой социально-экономической ситуации. Поэма «Мертвые души» должна была стать художественным поиском «живой души» - того типа человека, который мог бы стать хозяином новой России.

В основу композиции поэмы Гоголь положил архитектонику «Божественной комедии» Данте – странствия героя в сопровождении проводника (поэта Вергилия) сначала по кругам ада, затем, через чистилище, - по сферам рая. В этом странствии лирический герой поэмы встречал души людей, отягощенные грехами (в кругах ада) и отмеченные благодатью (в раю). Поэма Данте представляла собой галерею типов людей, воплощенных в художественных образах известных персонажей мифологии и истории. Гоголь также хотел создать крупномасштабное произведение, в котором отразилось бы не только настоящее России, но и ее будущее. «…Какой огромный, оригинальный сюжет… Вся Русь явится в нем!..» - писал Гоголь Жуковскому. Но для писателя важно было изобразить не внешнюю сторону жизни России, а ее «душу» - внутреннее состояние духовности человека. Следуя за Данте, он создал галерею типов людей из разных слоев населения и сословий (помещики, чиновники, крестьяне, столичный свет), в которых в обобщенном виде отразились и психологические, и сословные, и духовные черты. Каждый из персонажей поэмы одновременно и типический, и ярко индивидуализированный персонаж – со своими особенностями поведения и речи, отношением к миру и нравственными ценностями. Мастерство Гоголя проявилось в том, что его поэма «Мертвые души» - это не просто галерея типов людей, это коллекция «душ», среди которых автор ищет живую, способную к дальнейшему развитию.

Гоголь собирался написать произведение, состоящее из трех томов (в соответствии с архитектоникой «Божественной комедии»Данте»): «ад» России, «чистилище» и «рай» (будущее). Когда первый том был опубликован, споры, разгоревшиеся вокруг произведения, особенно негативные оценки, потрясли писателя, он уехал за границу и начал работу над вторым томом. Но работа шла очень тяжело: изменились взгляды Гоголя на жизнь, искусство, религию; он пережил духовный кризис; были разорваны дружеские связи с Белинским, в резком тоне раскритиковавшим мировоззренческую позицию писателя, высказанную в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Практически написанный второй том в минуту душевного кризиса был сожжен, затем восстановлен, а за девять дней до смерти писатель снова предал огню беловую рукопись поэмы. Третий же том так и остался только в виде идеи.

Для Гоголя - глубоко верующего человека и оригинального писателя - самым важным была духовность человека, его нравственная основа, а не только внешние социальные обстоятельства, в которых находилась современная ему Россия. И Русь, и ее судьбу он воспринимал как сын, тяжело переживая все, что наблюдал в действительности. Выход России из духовного кризиса Гоголь видел не в экономических и социальных преобразованиях, а в возрождении нравственности, взращивании истинных ценностей, в том числе и христианских, в душах людей. Поэтому оценка, которую получило произведение в демократически настроенной критике и которая долгое время определяла восприятие первого тома романа – критическое изображение российской действительности, «ад» крепостнической России, – не исчерпывает ни замысла, ни сюжета, ни поэтики поэмы. Таким образом, возникает проблема философско-духовного содержания произведения и определения основного философского конфликта в образах «Мертвых душ».

Целью нашей работы является анализ одного из образов поэмы с точки зрения основного философского конфликта поэмы – помещицы Коробочки.

Основным методом исследования является литературоведческий анализ эпизода встречи Чичикова с Коробочкой. а также анализ и интерпретация художественных деталей.


§1. Принцип построения образов помещиков в поэме

Главной философской проблемой поэмы «Мертвые души» является проблема жизни и смерти в душе человека. На это указывает само название – «мертвые души», которое отражает не только смысл авантюры Чичикова – покупку «мертвых», т.е. существующих только на бумаге, в ревизских сказках, крестьян, - но и, в более широком, обобщенном смысле, - степень мертвенности души каждого из персонажей поэмы. Основной конфликт – жизни и смерти – локализован в области внутреннего, духовного плана. И тогда композиция первого тома поэмы разделяется на три части, которые образуют кольцевую композицию: приезд Чичикова в уездный город и общение с чиновниками – путешествие от помещика к помещику «по собственной надобности» - возвращение в город, скандал и отъезд из города. Таким образом, центральным мотивом, организующим все произведение, является мотив путешествия. странствия. Странничество как сюжетная основа произведения характерна для русской литературы и отражает идею поисков высокого смысла, истины, продолжая традицию «хождений» древнерусской литературы.

Чичиков путешествует по российской глубинке, по уездным городам и поместьям в поисках «мертвых» душ, а сопровождающий героя автор – в поисках души «живой». Поэтому галерея помещиков, предстающих перед читателем в первом томе, является закономерной чередой человеческих типов, среди которых автор ищет того, кто способен стать настоящим хозяином новой России и возродить ее экономически, не уничтожая при этом нравственности и духовности. Последовательность, в которой предстают перед нами помещики, строится на двух основаниях: с одной стороны, степень мертвенности души (по-другому – жива ли душа человека) и греховности (не забудем про «круги ада», где души располагаются согласно тяжести их грехов); с другой – возможность возродиться, обрести жизненность, которая понимается Гоголем как духовность.

В последовательности образов помещиков две эти линии объединяются и создают двойную структуру: каждый следующий персонаж находится в более низком «круге», степень его греха тяжелее, смерть в его душе все более заменяет жизнь, и одновременно – каждый следующий персонаж ближе к возрождению, потому что, по христианской философии, чем ниже пал человек, чем тяжелее его грех, чем больше его страдания, тем ближе он к спасению. Правильность такой интерпретации подтверждается тем, что, во-первых, каждый следующий помещик имеет все более и более подробную историю предыдущей жизни (а если у человека есть прошлое, значит, возможно и будущее), во-вторых, в отрывках из сожженного второго тома и набросков к третьему известно, что двум персонажам Гоголь готовил возрождение – негодяю Чичикову и «прорехе на человечестве» Плюшкину, т.е. тем, кто находится в первом томе на самом дне духовного «ада».

Поэтому образ помещицы Коробочки мы будем рассматривать с нескольких позиций:

Как соотносятся жизнь и смерть в душе персонажа?

В чем заключается «грех» Коробочки, и почему она находится между Маниловым и Ноздревым?

Насколько близка она к возрождению?

§2. Образ Коробочки

Настасья Петровна Коробочка – помещица, вдова коллежского секретаря, очень хозяйственная и бережливая пожилая женщина. Деревушка ее невелика, но все в ней исправно, хозяйство расцветает и, видно, приносит неплохой доход. Коробочка выгодно отличается от Манилова: она знает всех своих крестьян («…не вела никаких записок, ни списков, а знала почти всех наизусть»), отзывается о них как о хороших работниках («все славный народ, все работники»), сама занимается хозяйством – «вперила глаза в ключницу», «мало-помалу вся переселилась в хозяйственную жизнь» . Судя по тому, что, выспрашивая Чичикова, кто он такой, она перечисляет тех людей, с которыми постоянно общается: заседатель, торговцы, протопоп, - круг общения ее невелик и связан, главным образом, с хозяйственными делами – торговлей и уплатой государственных налогов.

Видимо, она редко выезжает в город и не общается с соседями, потому что на вопрос о Манилове он отвечает, что такого помещика нет, и называет старинные дворянские фамилии, которые более уместны в классицистической комедии XVIII века – Бобров, Канапатьев, Плешаков, Харпакин. В этом же ряду стоит и фамилия Свиньин, которая проводит прямую параллель с комедией Фонвизина «Недоросль» (мать и дядя Митрофанушки – Свиньины).

Поведение Коробочки, ее обращение к гостю «батюшка», стремление услужить (Чичиков назвал себя дворянином), попотчевать, устроить на ночлег как можно лучше – все это характерные черты образов провинциальных помещиков в произведениях XVIII века. Так же ведет себя и госпожа Простакова, когда узнает, что Стародум дворянин и принят при дворе.

Коробочка, казалось бы, набожна, в ее речах постоянно встречаются присказки и выражения, характерные для верующего человека: «С нами крестная сила!», «видно, в наказание-то бог и послал его», но особой веры в ней нет. Когда Чичиков уговаривает ее продать мертвых крестьян, суля выгоду, то она соглашается и начинает «просчитывать» выгоду. Доверенным лицом Коробочки является сын протопопа, служащий в городе.

Пожилая помещица, проживающая в окрестностях города N, представляет собой колоритного и узнаваемого персонажа. Жизненные цели вдовы, которая управляет собственным имением, – добыть всевозможными способами как можно больше денег. Поэтому старушка без раздумий продает мертвые души. Единственное, что заботит даму – не продешевила ли она.

История создания

Впервые помещица Коробочка появляется в произведении «Мертвые души» в третьей главе. Старушка не занимает центральное место в произведении, при этом автор вложил в получившийся образ большое количество презрения.

Однако, при негативном отношении к персонажу, Гоголь признавал бытовые таланты помещицы:

«Коллежская регистраторша Коробочка, не читавшая и книг никаких, кроме часослова, да и то еще с грехом пополам, не выучась никаким изящным искусствам, кроме разве гадания на картах, умела, однако ж, наполнить рублевиками сундучки и коробочки».

Поздний анализ «Мертвых душ», где Настасья Коробочка предстает во всем великолепии, сподвиг литераторов выстроить разнообразные теории. К примеру, утверждает, что произведение Гоголя соотносится с творением «Одиссея».


В таком варианте старая помещица представляет собой аналог древнегреческого персонажа Цирцеи. Гречанка отравила мужа и установила в собственных владениях жесткий порядок. Такое же поведение свойственно Настасье Коробочке, которая при всей своей внешней глупости показана настоящей умелой хозяйкой. Впрочем, подтверждений подобных умозаключениям Быкова не найдено.

Впервые изданное в 1842 году, произведение до сих пор не теряет актуальности. По мотивам романа-поэмы регулярно снимаются фильмы, ставятся спектакли и создаются оперы.

«Мертвые души»


Настасья Петровна Коробочка – помещица, которая ведет относительно замкнутый образ жизни. Биография пожилой дамы не наполнена яркими событиями. Настасья Петровна рано вышла замуж за коллежского секретаря и после долгих лет стабильного брака овдовела. Женщина ведет хозяйство, расположенное между усадьбами и .

В произведении Гоголя Настасья Петровна появляется в тот момент, когда Чичиков – главный герой романа – сбивается с пути и вынужден искать место для ночлега. Деятельная Настасья Петровна, несмотря на стабильный доход, обеспокоена собственным финансовым состоянием, поэтому старается продать гостям разнообразные продукты.


Внутреннее состояние женщины отражается и на ее внешности. Суетливая помещица не уделяет внимания и времени гардеробу. При первой встрече с Чичиковым героиня не стремится произвести хорошее впечатление. Не тратит время на одежду Коробочка и после:

«Она была одета лучше, нежели вчера, – в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все так же было что-то навязано».

Основная деятельность Настасьи Петровны – собственное хозяйство. Несмотря на постоянные жалобы, помещица умело руководит крестьянами. У женщины растут разнообразные овощи и фрукты, двор полон домашних птиц. Жизнь крестьян Коробочки подчинена строгому распорядку. Люди либо работают в поле, либо продают в соседние имения собственноручно произведенный товар: мед, муку, мясо, перья.


Заботливая хозяйка следит за малейшими мелочами. На полях помещицы установлены чучела, отпугивающие ворон, а в сараях спрятаны запасные телеги, чтобы сбор урожая не остановился даже в экстренной ситуации.

Дом Коробочки, как и хозяйство, содержится в строгом порядке. Небольшая усадьба охраняется сворой собак, каждая поломка тут же исправляется. Впрочем, мелочная Коробочка следит как за собственной усадьбой, так и за деревней. В отличие от соседей, помещица заботится об избах крестьян.


При столь правильном и продуманном подходе к ведению хозяйства Настасья Петровна не отличается умственными способностями. Пожилая женщина мелочна, эгоистична и зациклена на мыслях о постоянном обмане со стороны знакомых и незнакомых людей. Подобные черты в характере усложняют общение с помещицей:

«...одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов...»

Любимое занятие женщины, помимо подсчета собственного состояния, – гадание на картах. При этом Коробочка верит в Бога и утверждает, что из-за карт встречала черта.


После первого общения с Чичиковым, старуха переживает о том, не слишком ли она продешевила с продажей мертвых душ. Подобная мысль не оставляет помещицу, и та, забросив собственные дела отправляется в город, чтобы выяснить сколько на самом деле стоит товар.

Расспросы старухи приводят к распространению слухов, которые обрастают новыми невероятными подробностями и доводят ситуацию до абсурда.

Экранизации

В 1960 году на кинопленку перенесли театральную постановку «Мертвые души» 1932 года. Режиссером картины выступил Леонид Трауберг. Воплощали идею Гоголя артисты Московского Художественного академического театра им. . Роль Коробочки досталась актрисе .


Спустя 8 лет, в 1968 году, к классическому сюжету обратился режиссер Александр Белинский. Экранизация вышла в эфир в рамках проекта «Театр на экране». Роль колоритной Коробочки исполнила актриса Клавдия Фадеева.

В 1984 году вышел сериал «Мертвые души», созданный по первому тому одноименного творения Гоголя. Сюжет фильма максимально приближен к первоисточнику. Роль помещицы сыграла актриса .


В 2005 году на телеканале «НТВ» состоялась премьера «Дело о «Мертвых душах». Сериал затрагивает и одноименное творение Гоголя, и несколько других произведений автора. Критики не оценили работу режиссера и высказались отрицательно. Роль Коробочки достала актрисе .

  • В фамилию героини в произведении Гоголя заложено скрытое значение. Исследователи творчества писателя утверждают, что персонаж стал своеобразной ловушкой (или коробочкой, из которой не выбраться) для Чичикова.

Иллюстрация к книге Гоголя "Мертвые души"
  • Главный герой купил у помещицы 18 душ за 15 рублей.
  • В отличие от остальных персонажей, пожилая помещица наизусть помнит имена умерших крестьян.
  • Отсутствие развития героини Гоголь отобразил с помощью мух. Несмотря на чистоту дома, вокруг персонажей постоянно летают насекомые, олицетворяющие застой и отсутствие развития.
  • Возможно, Коробочка страдает серьезным психологическим заболеванием. В хозяйстве помещицы ничего не пропадает, даже шипящие часы и древние неизвестные портреты. В психологи такое явление называют патологическое накопительство.

Цитаты

«Мое такое неопытное вдовье дело! Лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да примерюсь к ценам».
«Ей-Богу, товар такой странный, совсем небывалый!»
«На прошлой неделе сгорел у меня кузнец, такой искусный кузнец и слесарное мастерство знал».
«А, так вы покупщик! Как же жаль, право, что я продала мед купцам так дешево, а вот ты бы, отец мой, у меня, верно, его купил».

Павел Иванович Чичиков попадает к помещице Коробочке в неурочный час, сбившись с дороги, да еще и вывалявшись в грязи при падении с брички. Лошади, управляемые не совсем трезвым кучером Селифаном, буквально врезаются в забор ее дома.

Образ Коробочки весьма интересен. Настасья Петровна Коробочка дает приют запоздалым путешественникам, так как Чичиков представляется дворянином, что производит благоприятное впечатление на вдову-помещицу. Давайте кратко рассмотрим визит Чичикова к Коробочке и краткую характеристику Коробочки.

Характеристика помещицы Коробочки

Крепкое и аккуратное хозяйство Коробочки находится в уединенном месте, вдали от столбовых дорог, поэтому жизнь в имении выглядит застывшей. Существенными деталями, подчеркивающими застывший мир героини и сам образ Коробочки, являются огромное количество мух и шипящие, словно змеи, настенные часы.

Живущая в глуши помещица радушна, гостеприимна и заботлива. Она, несмотря на два часа ночи, предлагает Чичикову еду, растирание спины после падения, да еще и чесание пяток перед сном, как это раньше делалось покойному барину.

Но Чичиков, у которого от желания спать уже слипаются глаза, будто их медом облили, с благодарностью от всего отказывается.

Заботливость Настасьи Петровны Коробочки проявляется в том, что она дает прислуге задание – вычистить и высушить всю грязную одежду гостя. После этого Чичиков буквально проваливается в огромную пышную перину, а утром просыпается от нашествия мух, одна из которых даже умудряется залезть ему в нос.

Чичиков поражает помещицу своим предложением о продаже мертвых крестьянских душ. Настасья Петровна теряется и не понимает всей выгоды сделанного ей предложения, ведь до этого ей приходилось торговать только медом, мукой, пенькой, птичьими перьями, но никак не мертвыми крепостными.

Чичиков в сердцах мысленно называет ее «крепколобой» и «дубинноголовой».

Еще некоторые детали образа помещицы Коробочки

Образ Коробочки также раскрывается в том, что изрядно поторговавшись, вдова коллежского секретаря в конце концов соглашается на сделку и угощает Чичикова всевозможными яствами: грибами, пирогами, блинами. Блины настолько вкусные, что Павел Иванович съедает их по три сразу.

После такого радушного приема Чичиков садится в свою бричку и уезжает с мыслями о том, что Коробочка – это прирожденный предприниматель, всеми силами старающийся любому и каждому выгодно продать свою продукцию и заработать при этом как можно больше денег. Чтобы потом аккуратно раскладывать их по мешочкам и прятать в комод. Вот каков образ Коробочки.

Чичиков посещал и других помещиков города №, в их число вошли такие персонажи "Мертвых душ", как Ноздрев, Собакевич и Манилов . Ознакомьтесь и с их характеристиками, чтобы составить полное впечатление о галерее помещиков Гоголя .

В своем пожилом возрасте и с имеющимися болезнями она не сидит сложа руки, а вся погружена в заботы о своем маленьком имении, поэтому о широком кругозоре, утонченности и возвышенности говорить не приходится. Чичиков считает, что Коробочка стоит очень низко на «лестнице человеческого совершенствования».

Коробочка Настасья Петровна - вдова-помещица, коллежская секретарша; вторая (после Манилова и перед Ноздревым) «продавщица» мертвых душ. К ней (гл. 3) Чичиков попадает случайно: пьяный кучер Селифан пропускает множество поворотов на возвратном пути от Манилова. Ночная «потьма», грозовая атмосфера, сопровождающие приезд к Настасье Петровне, пугающе-змеиное шипение стенных часов, постоянные воспоминания К. о покойнике-муже, признание Чичикову (уже наутро), что третьего дня ей всю ночь снился «окаянный» черт, - все это заставляет читателя насторожиться. Но утренняя встреча Чичикова с К. полностью обманывает читательские ожидания, разлучает ее образ со сказочно-фантастическим фоном, без остатка растворяет в быту. На «обытовление» образа работает и главное положительное качество К., ставшее ее отрицательной и всепоглощающей страстью: торговая деловитость. Каждый человек для нее - это прежде всего, и только, потенциальный покупатель.

Небольшой домик и большой двор К., символически отражающие ее внутренний мир, - аккуратны, крепки; тес на крышах новый; ворота нигде не покосились; перина - до потолка; всюду мухи, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому современному миру. На предельное отставание, замедление времени в пространстве К. указывают и по-змеиному шипящие часы, и портреты на стенах «в полосатеньких обоях»: Кутузов и старик с красными обшлагами, какие носили при государе Павле Петровиче. Лишь во 2-м томе эпоха генералов 1812 г. оживет - генерал Бетрищев словно сойдет с одного из портретов, висящих на стенах многих персонажей 1-го тома. Но пока «генеральские портреты», явно оставшиеся от покойного мужа К., указывают лишь на то, что история завершилась для нее в 1812 г. (Между тем действие поэмы приурочено ко времени между седьмой и восьмой «ревизиями», т. е. переписями, в 1815 и 1835 гг. - и легко локализуется между 1820-м, начало греческого восстания, и 1823-м - смерть Наполеона.)

Однако «замирание» времени в мире К. все же лучше полной вневременности мира Манилова; у нее хотя бы есть прошлое; какой-то, пусть и смешной, намек на биографию (был муж, который не мог заснуть без почесывания пяток). К. обладает характером; слегка смутившись от предложения Чичикова продать мертвых («Нешто хочешь ты их откопать из земли?»), тут же начинает торговаться («Ведь я мертвых еще никогда не продавала») и не останавливается до тех пор, пока Чичиков в гневе не сулит ей черта, а затем обещает купить не только мертвецов, но и другую «продукцию» по казенным подрядам. К. - опять же в отличие от Манилова - помнит своих умерших крестьян наизусть. К. туповата: в конце концов она приедет в город, чтобы навести справки, почем теперь идут мертвые души, и тем самым окончательно погубит репутацию Чичикова, и без того пошатнувшуюся. Однако даже эта туповатость своей определенностью лучше маниловской пустоты - ни умной, ни глупой, ни доброй, ни злой.

Тем не менее само местоположение села К. (в стороне от столбовой дороги, на боковом ответвлении жизни) указывает на ее «безнадежность», «бесперспективность» каких бы то ни было надежд на ее возможное исправление и возрождение. В этом она подобна Манилову - и занимает в «иерархии» героев поэмы одно из самых низких мест.

ПортретН. В. Гоголь создал пять типов, пять портретов, среди которых только
один женский - это Коробочка. Фольклорный источник этого образа - баба
Яга.Коробочка- оседлая старушка – помещица, невзрачная бабушка,
которая каждую свою вещь гардероба занашивала до дыр. Коробочка не
претендует на высокую культуру: во всём её облике заметна весьма
незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини:
он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид.
Так она описывается в произведении:
«…Минуту спустя вошла хозяйка, женщина
пожилых лет, в каком-то спальном чепце,
надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех
матушек, небольших помещиц, которые
плачутся на неурожаи, убытки и держат голову
несколько набок, а между тем набирают
понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки,
размещенные по ящикам комодов…»

Портрет Коробочки в поэме «Мертвые души»

ПОРТРЕТ КОРОБОЧКИ В ПОЭМЕ «МЕРТВЫЕ
ДУШИ»
Помещица, вдова, очень
хозяйственная и
бережливая, пожилая
женщина. Она знает всех
своих крестьян, отзывается
о них хорошо, тем она и
отличалась от Манилова.
Портрет Коробочки не столь
подробен, как портреты
других помещиков.
Владелица 80 крепостных
душ.

Характер

Коробочка Настасья Петровна – вдова-помещица, вторая «продавщица»
мертвых душ Чичикову. Фамилия героини метафорически выражает
сущность ее натуры, бережливой, недоверчивой, боязливой, скудоумной,
упрямой, суеверной. Настасья Петровна не видит ничего дальше своего носа,
все «новое и небывалое» пугает ее. В образе Коробочки заключен тип
омертвевшего в своей ограниченности человека. На принижение образа
работает даже главная положительная черта помещицы, ставшая ее
страстью, - торговая деловитость. Главная цель её жизни – упрочнение
своего богатства, беспрестанное накопительство.
Каждый человек для нее - это прежде всего
потенциальный покупатель. Коробочка обладает
характером: она начинает неистово торговаться с
Чичиковым, пока не вытягивает у него обещание,
кроме душ, купить многое другое. Примечательно,
что Коробочка помнит всех своих умерших
крестьян наизусть. Образ Коробочки великолепно
символизирует николаевскую эпоху, где придавалось
существенное значение соблюдению формы, а о
содержании не заботились, где подавляли живую
душу ради впечатления благополучия.

Усадьба Коробочки

УСАДЬБА КОРОБОЧКИ
Поместье Коробочки отличается крепостью и
довольством, сразу видно, что она хорошая
хозяйка. Двор, на который выходят окна
комнаты, заполнен птицами и «всякой домашней
тварью»; далее видны огороды с
«хозяйственным овощем»; фруктовые деревья
накрыты сетями от птиц, видны и чучела на
шестах – «на одном из них надет был чепец
самой хозяйки». Крестьянские избы тоже
показывают достаток их обитателей. Словом,
хозяйство Коробочки явно процветает и
приносит достаточную прибыль. Да и сама
деревенька не маленькая – восемьдесят душ.

Деревня

Внутренний мир Коробочки отражает ее
хозяйство. У нее «хорошенькая деревенька».
Все в ней аккуратно и крепко: и дом, и двор.
Подчеркивается замкнутость Коробочки, ее
недалекость и упрямство, мелочность,
животную ограниченность интересов
исключительно собственным хозяйством. Ее
соседям Гоголь дал фамилии Бобров,
Свиньин. Даже местоположение села
Коробочки (в стороне от столбовой дороги, в
стороне от настоящей жизни) указывает на
невозможность ее исправления и
возрождения. В хозяйстве Коробочки
"индейкам и курам не было числа". По
фольклорной традиции птицы, упоминаемые
в связи с Коробочкой (индюки, куры, сороки,
воробьи, голуби), символизируют глупость,
бессмысленную хлопотливость.

Дом

Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображает
ее внутренний мир - аккуратный, крепкий; и всюду мухи, которые у Гоголя
всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому
миру. Об этом же говорят и шипящие часы, и «устаревшие» портреты на
стенах в доме Коробочки.
«…Комната была обвешана старенькими
полосатыми обоями; картины с какими-то
птицами; между окон старинные маленькие
зеркала с темными рамками в виде
свернувшихся листьев; за всяким зеркалом
заложены были или письмо, или старая колода
карт, или чулок; стенные часы с
нарисованными цветами на циферблате...».
Вещи в доме Коробочки, с одной
стороны, выражают ее наивное представление о
пышной красоте, а с другой - ее скопидомство и
ограниченный круг домашних развлечений
(гадание на картах, штопанье, вышивка и
стряпня).

Кабинет Коробочки

КАБИНЕТ КОРОБОЧКИ
Скромные комнаты,
достаточно старые,
немного картин,
старенькие
полосатые обои,
часы на стене,
зеркала.

Речь Коробочки в поэме «Мёртвые души»

РЕЧЬ КОРОБОЧКИ В ПОЭМЕ «МЁРТВЫЕ ДУШИ»
Коробочка была уже старая и не
всегда быстро соображала, для
того чтобы ей ответить, она
сначала долгое время думала.

10. Сделка

"Дубинноголовая" Коробочка поняла выгоду торговли и соглашается,
правда, после долгих уговоров. Она боится продешевить при продаже мертвых
душ, опасается, как бы Чичиков не обманул ее, хочет выждать, чтобы "какнибудь не понести убытку", может быть, эти души в хозяйстве пригодятся.
Ведь "товар такой странный, совсем небывалый" - она сначала думает, что
Чичиков намерен выкопать мертвых из земли. Коробочка собирается
подсунуть Чичикову вместо мертвых душ пеньку или мёд. Цены на эти
продукты она знает.
У неё, кроме желания приобрести и извлечь
пользу, нет чувств. Коробочка торгует
крестьянами с такой деловитостью, с какой
продаёт другие предметы своего хозяйства.
Для неё нет разницы между одушевлённым и
неодушевленным существом. Сомнения (не
продешевила ли она?) вынуждают ее
отправиться в город, чтобы узнать настоящую
цену на столь странный товар. Едет Настасья
Петровна в тарантасе, похожем на арбуз. Это
еще один аналог ее образа, наряду с комодом,
шкатулкой и мешочками, полными денег.

11. Отношение Коробочки к продаже мертвых душ

ОТНОШЕНИЕ КОРОБОЧКИ К ПРОДАЖЕ
МЕРТВЫХ ДУШ
Когда Чичиков
предложил ей продать
своих мертвых душ,
она сначала не
поняла, как можно их
вообще продавать,
они же мертвые.
Коробочка так же
была удивлена, как и
Манилов, которому
Чичиков предложил
сделку.