Cочинение «Характеристика образа Евгения Базарова в романе «Отцы и дети

В романе «Отцы и дети» происхождение Базарова описывается в точных деталях. Тургенев Иван Сергеевич старался передать все возможные черты его характера в определенных поступках и действиях. Для того чтобы читатель почувствовал существенную разницу и увидел некий «контраст» между героями, он ввел в сюжетную линию других персонажей, которые были полной противоположностью Базарова. Каким же он был на самом деле? Расскажем далее в статье.

Жизненная история

Происхождение Базарова в романе играет немаловажную роль. Его родители были строгими людьми, отец работал доктором и считал эту профессию очень престижной. Поэтому, когда Евгений подрос, в семье даже не стоял вопрос о том, на кого он будет учиться.

Мать представляла обедневший дворянский род, и в её поведении это можно было отчетливо проследить. Никаких утонченных манер и излишнего пафоса.

Именно эти черты и перенял у матери Базаров. Хоть он и безмерно любил своих родителей, ему всё-таки пришлось покинуть дом после обучения и вернуться только спустя три года. Евгений решился на такой шаг из-за того, что отцовские наставления мешали его карьерному росту и саморазвитию.

Излишняя строгость и опека привели к тому, что Базаров замкнулся в себе, но в то же время был самоуверенной личностью.

Своеобразное поведение

Происхождение Базарова в романе «Отцы и дети» неслучайное, автор стремился показать, насколько можно быть отрешенным от общества и при этом ставить себя на голову выше остальных.

Кроме Евгений не следовал правилам хорошего тона и отличался излишней грубостью.

В университете он познакомился с Аркадием Кирсановым, его манеры были полной противоположностью Базарова. Нельзя сказать, что эта дружба его сильно поменяла, но она сделала его намного мягче и терпимее к людям.

Отношения между Евгением и Аркадием и легли в основу романа, это был конфликт “двух миров”. Семья Кирсановых относились к либерально-консервативному течению, а Базаров - к демократам.

По сути, эти непростые отношения раскрывают на протяжении всего произведения нигилистическую природу, которую вынашивал всю жизнь Евгений Базаров. Происхождение его личностных убеждений и характера в целом зависело от окружающих людей и их отношения к нему.

Любимец детей

Хоть Евгений и отличался легкой грубостью, но окружающие молодого парня любили. В романе «Отцы и дети» происхождение Базарова описывают как появление человека, который соединяет в себе отрицательные и позитивные качества одновременно. Причем они проявляются очень ярко.

Крестьянские дети, которые находились в его окружении, прямо уплетались за ним по пятам. К примеру, соседский мальчик Митя признал обаяние Базарова и отметил, что он чувствует, когда человек любит детей.

Как врач Евгений Базаров, происхождение которого помогает понять особый смысл произведения, был великолепен, а его подход к больному отличался от других. Контакт между ним и клиентом возникал моментально.

Друзья также его любили и поражались тому, как он мог легко вывести любой разговор в нужное русло, этим он и подкупал, и прикрывал все свои недостатки.

Его друг Аркадий поражался трудолюбию Евгения. Он мог бросить все и побежать на работу ради того, чтобы помочь другим.

Главной чертой Базарова оставалась способность любить, несмотря на все нигилистические убеждения. Автор это показал в прекрасной романтической линии с Её независимый характер и подкупили и очаровали Евгения. Но на протяжении всего произведения этих двоих окутывала нерешительность.

Она была не готова к серьезным отношениям и терялась в сомнениях, а молодой человек не мог пойти на решительный шаг и признаться в своих чувствах. Виноваты оба, но Базаров всё время искал оправдания своим поступкам.

Дух русского человека

Базаров, происхождение которого было распланировано по пунктам, был приверженцем нигилизма - это человек, который отрицает все нормы поведения, традиции, ценности, нравственность и культуру. Он придерживался таких утверждений: жизнь не имеет истины, никакое действие не предпочтительнее любого другого, а также не существует высшего над нами создателя.

Для автора было важно передать дух нации, чтобы человек, который находится в другой стране и читает это произведение, смог понять, насколько разносторонним может быть русский человек. Его несокрушимый характер располагал к себе людей из разных слоев населения, неважно - бедный ты или богатый, можно найти подход к любому.

Ведь главное, к чему стремятся нигилисты - это «счастье», а вот насколько разумно идти по такому пути - это уже вопрос спорный. В любом случае цель была достигнута, и читатели смогли сделать для себя определенный вывод.

Самоуверенный нигилист Евгений Базаров, происхождение которого очень повлияло на становление личности, играет немаловажную роль в произведении. Его образ в романе содержит всю совокупность черт подобного типа и показывает, насколько излишняя грубость и нерешительность могут повлиять на судьбу человека.

Отцы и дети - вечная тема, которая никогда не потеряет своей актуальности. Сегодня мы - дети, не принимающие образ жизни родителей, а завтра мы - отцы, не понимающие поступки детей. Эта тема и стала основой романа Тургенева «Отцы и дети». Описан конфликт между поколениями и между социально-политическими убеждениями героев писался в 60-е годы, теперь уже позапрошлого столетия. А это время, когда усилились противоречия демократов и либералов в связи с вопросом об удалении

Иван Сергеевич родился в дворянской семье. Его мать, Варвара Николаевна, придерживалась строгих крепостнических обычаев и порядков в семье. Она считала, что телесные наказания - это универсальная мера внушения. Понятно, что наказывались не только провинившиеся крепостные, но и ее собственные дети. Их секли за все: за невыученный урок, непонятную шутку, за самую пустячную шалость. В этой жестокой домашней школе жизни Тургенев научился сострадать, до боли сочувствовать чужим мучениям. Но вернемся к теме нашей статьи.

Базаров - характеристика героя

«Отцы и дети» повествует о двух приятелях - Аркадий Кирсанов и Евгений последнего - это описание прагматика. Человек живет постоянной работой. Он не отвлекается на нежности, не признает искусство, красоту музыки или поэзии.

Для него природа - не что иное, как мастерская, которая удовлетворяет Он не замечает в ней красоты. Свобода, сильная воля, постоянный труд, честность, острый ум - в этом весь Базаров. Характеристика его отношений с родителями выявляет, что не такой уж он и «сухарь», и способен на такие чувства, как любовь и нежность. Евгений любит своих стариков, только тщательно это скрывает. Вспыхнувшая любовь к Одинцовой показывает его страстную, и в то же время сильную натуру. Он смог перебороть себя в самый разгар своей страсти. Основным идейным противником Базарова стал Павел Кирсанов.

Базаров и Кирсанов - сравнительная характеристика

Павел Петрович - истинный джентльмен с привычками аристократа. Он приверженец старых порядков. По его мнению, только аристократия способна развивать общество. Поэтому ему чужд, просто ненавистен Базаров. Характеристика их отношений такова: Кирсанов - ярый защитник старых порядков, а Базаров стремится искоренить эти порядки.

Павел Петрович не понимает, как можно не считаться с чужим мнением. Нигилистов он не признает, считает их слабыми и ненужными. И постоянно пытается вызвать своего противника на спор. Базаров же считает всякий спор ненужным сотрясанием воздуха. Но когда его все-таки вынуждают идти на этот спор, он высказывается жестко и прямолинейно.

Вообще, Тургенев передает несостоятельность обеих сторон. Хорошее старое, но уже застывшее состояние - это Кирсанов. Непонятное новое, но живое состояние - это Базаров. Характеристика несостоятельности Кирсанова состоит в том, что нельзя оставаться в одном состоянии, нужно двигаться вперед. А такие, как Базаров - это предвестники перемен. Но они еще не совершенны, они понимают, что нужно все менять, но не умеют делать это правильно. Нельзя полностью разрушать старое, не построив что-то новое. Но в любом случае - будущее принадлежит таким, как Евгений Базаров.

В романе показан только один «отрицатель» - Евгений Базаров. Но его именем можно было бы озаглавить все произведение. Он является именно тем новым героем, русским Инсаровым, изображению которого посвящен весь роман. Как выразитель интересов народа, разночинец Базаров противопоставлен в романе дворянам Кирсановым. Он с гордостью подчеркивает в разговоре с Павлом Петровичем свою кровную связь с народом: «Мой дед землю пахал. Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете». Аркадия Базаров также, не считает своим действительным союзником. «Ты славный малый; по ты все-таки мякенький либеральный барич…» - говори! он на прощанье Аркадию.

Работая над образом Базарова, выясняя для себя черты революционера-разночинца, Тургенев почувствовал к нему, как он сам выразился, «влеченье, род недуга». Он полюбил Базарова как человека, как героя, но он не разделял полностью его взглядов и потому не мог их правильно передать. Базаров для него тот же Дон-Кихот, которому писатель сочувствует, но чью борьбу считает безнадежной.

В то время, когда Тургенев работал над романом «Отцы и дети», скончался Добролюбов, и Тургенев писал о его смерти: «Жаль погибшей, напрасно потраченной силы!» Тургенев не мог понять, что жизнь Добролюбова, как коротка она ни была, не потрачена понапрасну. Деятельность Добролюбова сыграла огромную роль в историческом развитии России. Именно непониманием подлинной роли людей, подобных Базарову, можно объяснить то, что Тургенев показывает своего героя вне настоящей деятельности оторванным от друзей и единомышленников, одиноким, обреченным на гибель. Смерть Базарова не случайность; писатель с самого начала предрешил его судьбу. Недаром он заставляет Базарова произнести такие чуждые ему как революционеру слова: «Я нужен России… Нет, видно, не- нужен».

Тургенев назвал Базарова «нигилистом». Кто такие нигилисты, объясняет Аркадий: «Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Но это объяснение не раскрывает общественно-политического значения людей, подобных Базарову. Сам Тургенев писал позднее о Базарове: «Если он называется нигилистом, то надо читать революционером». Итак, Тургенев стремился изобразить в Базарове революционера и сделал это с наибольшей доброжелательностью, на какую был способен. Он не сумел показать Базарова как революционного деятеля, но в идейной борьбе с Кирсановым Базаров одерживает полную победу.

Каковы же идейные позиции Базарова? Он отрицает существующий строй, все его порядки и учреждения. Наиболее полно эти взгляды Базарова высказаны в споре с Павлом Петровичем в X главе.

* «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем.
* - Всё?
* - Всё.
* - Как? не только искусство, поэзию… но и… страшно вымолвить…
* - Всё, - с невыразимым спокойствием повторил База-заров». По цензурным условиям писатель не мог раскрыть то, что было «страшно вымолвить» аристократу Кирсанову. Нетрудно догадаться, что здесь подразумевалось самое святое для охранителей существующего строя, т. е. царь и бог.

Отрицание Базарова - не бесцельное; он отрицает потому, что это полезно. Какую же пользу может принести отрицание? На робкое замечание Николая Петровича, что надобно же и строить, Базаров отвечает «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить». Следовательно, базаровское отрицание служит будущему строительству.

Базаров отрицает вместе с существующим строем и искусство. Это единственный вопрос, в котором автор, как он сам заявил, не согласен со своим героем. Но и тут он не погрешил против жизненной правды: в период острых классовых столкновений (как и позднее, после Октябрьской революции) находились горячие головы, готовые «сжечь Рафаэля», считавшие искусство праздным занятием богатых бездельников. Но вожди революционных демократов - Чернышевский и Добролюбов - придавали искусству большое значение, и распространять эти взгляды Базарова на всю современную писателю молодежь было бы неверно.Революционные демократы были просветителями. Они считали, что просвещение поможет народу избавиться от темноты и суеверий и подняться на борьбу за свои права. Большое значение придавали они естественным наукам и материалистической философии. Материалистом и естествоиспытателем представлен в романе и Базаров. Правда, Тургенев заставляет Базарова иногда высказывать и примитивные, вульгарно-материалистические взгляды, но это соответствовало исторической правде. В то время в России не были известны философские труды Маркса и Энгельса и под материализмом обычно понимались взгляды вульгарных материалистов. Поэтому нас не должны удивлять такие высказывания Базарова, как: «Мы с тобой те же лягушки»; «Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой… Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой». Вульгарный материализм Базарова проявился и в отношении к природе. Его не интересует красота природы, он рассматривает ее только с точки зрения полезности: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

В Евгении Базарове отражены типичные черты разночинца-демократа. В его уста вложены многие мысли, высказанные Чернышевским и Добролюбовым. Сам Тургенев в качестве прототипа Базарова называл некоего «доктора Д.». Исследователи считают, что под этим именем скрывается врач В. И. Якушкин, близкий к партии «Земля и воля». Называть его прямо Тургенев не мог, так как в то время Якушкин был жив. Но от каких бы живых лиц ни отталкивался писатель в своей работе, ясно, что в лице Базарова дан собирательный образ разночинца-демократа, героя своего времени.

Тургенев был писателем-реалистом, и потребность «воспроизвести истину» была в нем сильнее политических симпатий и антипатий. «Тургенев не любит беспощадного отрицания, - говорит Писарев в статье «Базаров», и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение».

    В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» поставлены политические, философские и нравственные проблемы. Произведение затрагивает так называемые «вечные вопросы»: взаимоотношения старшего и младшего поколения («отцов и детей»), любовь и дружба, выбор жизненного...

    Философские взгляды Базарова и их испытания жизнью В романе И.С. Тургенева « Отцы и дети» изображена Россия конца пятидесятых годов девятнадцатого века, время, когда демократическое движение только-только набирает силу. И в результате этого возникает...

    Цели урока: Образовательная - углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений; Воспитательная - воспитание культуры чувств, серьезного отношения...

    Павел Петрович Кирсанов, человек с «щегольски-сухой» душой. Сын боевого генерала 1812 г., он окончил Пажеский корпус, и его ожидала блестящая военная карьера. Неудачная любовь к женщине с «загадочным взглядом», княгине Р., перевернула всю его жизнь....


Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» это произведение, точно отразившее суть эпохи. Дворянский класс уходил в прошлое, его потеснила разночинная интеллигенция. Конфликт двух поколений изображен на страницах романа на примере семьи Кирсановых и нигилиста Базарова.

Образ и характеристика Евгения Базарова станут отправной точкой, которая поможет лучше разобраться с идеей романа И.С. Тургенева.

Замысел Тургенева

В Евгении Базарове И.С. Тургенев воплотил образ молодого представителя недавно возникшего в обществе течения, нигилизма. Прототипом главного героя романа «Отцы и дети» стал уездный врач, с которым Тургенев познакомился во время путешествия по железной дороге. В этом человеке Иван Сергеевич разглядел большую внутреннюю силу, его общественно-политические взгляды поразили писателя. Тургенев вынашивает идею создания нового произведения и вспоминает эту встречу с молодым доктором.

Первая встреча

Впервые читатель встречает Базарова на почтовой станции, он прибывает вместе со своим товарищем и последователем, Аркадием Кирсановым. Внешность его сразу привлекает к себе повышенное внимание:

«Длинное и худое(лицо), с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум».

Манера общения Базарова с окружающими людьми слегка развязна. Не претендуя на роскошь, он соглашается поступиться своим комфортом и отправляется вслед за Кирсановыми на тарантасе.

Базаров и Павел Петрович

Встреча Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым символизирует само столкновение двух поколений, либералов и демократов. Он весьма саркастично относится ко всему, что выходит за рамки его взглядов, но при этом является человеком простым и независимым от чужого мнения. Отрицая любовь, искусство и красоту, он отдает предпочтение реальному труду. В его уста вложена знаменитая фраза:

«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта…».

Вступая в полемику с Павлом Петровичем о роли искусства и науки в жизни человека, он твердо отстаивает и аргументирует позицию. Старший Кирсанов и Базаров становятся непримиримыми оппонентами. Евгений не понимает стремления Павла Петровича к красоте и удобству, ему гораздо ближе труд обычных дворовых людей. После дуэли, в которой он ранит дядю Аркадия, Базаров обрабатывает рану Кирсанова и навсегда уезжает из Марьино.

Испытание любовью

Чтобы показать, насколько ошибался Базаров в своем абсолютном отрицании всего прекрасного, автор проводит его через испытание чувствами. Встретив Анну Сергеевну Одинцову, Евгений осознает, что перед ним уникальная женщина, совершенный образец. Со временем в его душе разгорается любовь к ней, но Одинцову пугает страсть Базарова. Анна Сергеевна дает ему строгую отповедь. Это действует на него, как удар хлыстом. Осознав, что любовь все-таки сильное чувство, и даже он подвержен ему, он внутренне страдает и отправляется домой к родителям.

Базаров и родители

Отношения Евгения Базарова с родителями весьма прохладны. Он любит своих стариков, но их образ жизни нагоняет смертельную тоску. Он все время стремится куда-нибудь уехать из родного дома. Мать немного боится его и старается не докучать своими вопросами. Отец безмерно гордится своим сыном, утверждая, что другого такого человека на земле нет:

Главный интерес романа сосредотачивается на Базарове. Автор ничего не говорит о том, как развился его герой, как могло сложиться такое лицо. Быстрое окончание романа не дает возможности угадать, какое развитие суждено Базарову впереди. Это молчание имеет основание предполагать, что Евгений образовался не постепенным накоплением отдельных влияний, а быстрым крутым переломом.

Базаров в романе "Отцы и дети" - человек теории, и теория создала его незаметно, без событий, создала одним умственным переворотом. Быстрая смерть Базарова нужна была автору для простоты и ясности картины. Евгений, рано или поздно, должен был измениться. Мы не имеем право упрекать автора за то, что он остановился на одной ступени в развитии героя. Показавши нам живой полный тип в лице Базарова, автор вполне исполнил свою задачу.

Базаров в романе "Отцы и дети", как представитель детей, прежде всего отличается от отцов презрением к барству. Он не признает различия между мужиком и барином. Базаров нигде не возвышает протеста против крепостного права, но все его поступки и убеждения говорят о том, что, по его мнению, крепостное право незаконно. Сильнее всего его протест против барства выражается в прощальных словах Аркадию.

Базаров отрицает все, что отцами считалось непреложной истиной, именно — «принципы», бесплодные разговоры о которых были в большой моде у Рудиных и Михалевичей. Сделавши опыт единственным источником знания, Евгений стал отвергать все: науку, искусство, религию и нравственность.

Заботясь только об удовлетворении физических потребностей, Базаров в романе "Отцы и дети" унизил достоинство человека и приравнял его к животному. Отсюда и отношение его к людям, по его теории, должно было отличаться грубостью. Если известное лицо мне не нравится или мешает мне жить, то я могу, по его теории, нагадить ему или убить. Этот ужасный вывод из своей теории Базаров нигде не высказывает, но он подтверждается не-которыми фактами. Так, Евгений однажды обнаруживает намерение задушить своего приятеля Аркадия, ни с того, ни с сего, просто из-за того, что ему это нравится. В другой раз на замечание Аркадия, что нужно стремиться к улучшению жизни крестьян, Базаров отвечает: «... А я и возненавидел этого последнего мужика…»

Таким образом, теоретические взгляды Базарова ужасны. Евгений вышел бы извергом, разбойником, если бы следовал своей теории. Но жизнь совершенно разбила все его взгляды. Базаров в романе "Отцы и дети" почти во всем поступает против своих взглядов. Он отрицает науку, но на самом деле предан ей осей душой. Он усердно занимается медициной, которая не ограничивается только наблюдением над частными фактами, а, напротив, требует синтетического обобщения, исторических данных и т. п. Базаров старается соблюдать только практические интересы в жизни, но в то же время он исполнен горячей любви к людям «Странное существо человек — хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними». Он старается холодно, равнодушно относиться ко всем, но через эту внешнюю холодность брызжет горячая струя любви ко всем. Лица, окружающие героя, бессознательно ощущают в нем любящего человека; вот почему к нему обращено столько привязанностей, сколько не сосредотачивает на себе ни одно другое лицо романа. Кроме отца и матери, которые вспоминают и молятся о нем с бесконечной нежностью, Базарова вспоминают и другие лица с искренней любовью, так, в минуту счастья Катя, сестра Одинцовой, и Аркадий чокаются «в память Базарова». Евгений отрицает красоту, поэзию и искусство, а сам на деле искренно влюбляется в Одинцову, увлекается Фенечкой и проч. Базаров честен, правдив и прост с людьми. Таким образом, действительный Базаров в романе "Отцы и дети" совсем не тот, что в теории, которая, как мыльный пузырь, должна была уничтожиться при первом столкновении с действительностью.

Базаров обладает непреклонной силой воли. Он твердо отстаивает свои воззрения и поэтому на каждом шагу вынужден вести ожесточенную борьбу с современными порядками. Протест и самозащита часто бросают его в крайности. Базаров в романе "Отцы и дети" с презрением смотрит на все, способное на уступки или на оговорки. Ничто так его не раздражает, как малейшее отклонение его воли с обычного пути. Евгений, например, почувствовал, что сконфузился перед Одинцовой, и поэтому немедленно рассердился на себя «Вот тебе раз! — бабы испугался!» — подумал он, и, чтобы совершенно подавить в себе застенчивость, развалился в кресле и заговорил «преувеличенно развязно». Прямота и практическая сила, на взгляд Базарова, самые лучшие добродетели. Он и Одинцовой начинает интересоваться потому, что она — «баба с мозгом», «видала виды», «тертый калач». Действительно, Одинцова — сильная натура; она обладает практическим умом, энергией и самообладанием. Базаров мог полюбить только такую женщину, здесь сила одолевает силу. Встретивши отпор со стороны Одинцовой, Евгений долго не мог успокоиться.

Таким образом, борьба за свои убеждения была для Базарова не легка. Но он твердо надеялся, что победа останется на его стороне. Когда Павел Петрович указал ему, что последователей его всего четыре человека с половиною и миллионы противников раздавят его, Евгений спокойно отвечал: « — Коли раздавят, туда и дорога».

Базаров в романе "Отцы и дети" умирает от случайной причины, а не от удара своих противников. Поэтому смело можно предположить, что победа осталась бы на его стороне. Но в этой борьбе многое из его убеждений должно было измениться, отпасть или аргументироваться иным образом.