Развиваться дети от 3 года. Гигиенические навыки ребенка. Принимаем ванну ежедневно

Должен уметь выполнять определенное количество действий, которые сказываются на организации распорядка дня и ухода за самим собой.

а) Начиная с 3 лет ребенок одевается с помощью взрослого, играет с детьми (в группе), строит мост из 3 кубиков, рисует круг, говорит свою фамилию и имя, бросает мяч, стоит на одной ноге в течение 1 секунды.

б) Начиная с трех с половиной лет легко расстается с матерью, знает свой пол, понимает и идет в трех направлениях (вперед, назад и т. д.), прыгает на месте и вперед.

в) Начиная с 4 лет застегивает пуговицы, показывает самую длинную линейку, изображает крест, рисует человека (очень приблизительно) из трех частей, понимает слова и их противоположное значение (тепло-холод, отдых-усталость), понимает предлоги «над», « внутри »,« снаружи », прыгает на одной ноге.

г) Начиная в четыре с половиной года рисует квадрат, рисует человека из 6 частей, стоит на одной ноге 5 секунд.

д) Начиная с 5 лет: одевается без помощи старших, держится на одной ноге 10 секунд.

Гигиенические навыки ребенка

Гигиенические навыки — это основная составляющая по уходу за ребенком и в сохранении здоровья. Желательно, чтобы создавались предпосылки (соответственно возрасту ребенка), благодаря чему гигиена приобретала бы интерес и давала бы удовольствие. Чтобы ребенок приучался к умывальнику он должен иметь низкий надежный стул. Собственные туалетные принадлежности (мыло, губка, полотенце, зубная паста и щетка, расческа и т.д.) следует класть на полочке на уровне роста ребенка. Зеркало тоже должно быть на такой высоте, чтобы ребенок мог смотреть на себя, выполняя гигиенические процедуры (умывание, расчесывание и т.д.)., Дополнять свои сведения о собственном теле и радоваться со своего опрятного вида. Ребенка надо приучать держать в порядке предметы личного туалета и одежду.

С трехлетнего возраста приучайте ребенка к следующему:

Умываться самостоятельно в небольшой миске, которую ставят на низкий столик или стул в ванной или в кухне; в современных квартирах дети 4-5 лет должны научиться пользоваться кранами и умываться с умывальника;

Мыться после пользования туалетом и после игр ;

Пользоваться водой и; мылом ;

Раздеваться самостоятельно — ребенок умеет развязывать шнурки; сбрасывать нательное белье (майки и т.д.) помогают взрослые от 4 до 5 лет;

Одеваться самостоятельно (ребенок это любит);

Аккуратно складывать свою одежд у;

Самому ходить в туалет ; (но когда нужно по большому), некоторые дети нуждаются в помощи взрослого, хоть им и хотелось бы справиться с этим «заданием» самостоятельно. Ночью некоторые дети сами встают на горшочек или в туалет;

Мыть руки и чистить зубы до и после еды;

Полностью выедать все с тарелки, ставить посуду на место.

Если ребенок утром проснулся, не следует оставлять его надолго в постели: бездумное лежание в постели порождает лень. Если ребенку нужно утром уходить из дома, желательно будить его ласково, заблаговременно, чтобы он начинал свой день спокойно и имел возможность поесть не торопясь. Формирование личности ребенка происходит неправильно, если мать или бабушка пытаются все сделать вместо него, объясняя, тем что он не успевает или он еще маленький.

Правильные навыки

Правильные навыки прививаются именно в этом возрасте. Желательно, чтобы дружба» наладилась между ребенком и водой — это станет залогом здоровья на всю жизнь. Утреннее умывание должно быть в удовольствие. Ласковый тон, которым пользуются родители, температура воды, качество мыла, удобства во время умывания (температура в помещении, чистота и уют в ванной, вещи для туалета и умывания, которые легко получить самостоятельно, отсутствие настойчивости со стороны взрослых — вот те элементы, которые следует учитывать, когда родители пытаются приучить и поощрить ребенка к утреннему туалету. Эта процедура должна стать для него приятной привычкой.

Утром ребенок моет не только руки и лицо, но и всю верхнюю часть тела (от талии и выше), причем особое внимание следует уделять участкам, которые потеют (подмышками, складки шеи). Чистить зубы и расчесывать волосы обязательно! В 5-6 лет некоторые дети привыкают принимать даже утренний душ, а это, кроме чистоты тела, способствует также закаливанию организма и гарантирует здоровую и красивую кожу.

Принимаем ванну ежедневно

Если условия позволяют, то хорошо, если бы ребенок ежедневно принимал ванну. Чтобы это делалось охотно, ребенку надо позволять открывать краны, регулировать температуру воды и ее количество в ванне (около 36,5-37,5 ° зимой и 35-36 ° летом). Обливание холодной водой и «душ» (холодный или теплый) устраивается только по согласию и желанию ребенка. Начиная с 5 лет малыш должен уметь умываться, хотя и под надзором. Желательно, чтобы ванну дети принимали перед тем, как ложиться в постель. В сельских местностях, когда нет возможности купать ребенка ежедневно, надо хотя бы раз в неделю устраивать «большое» купание.

Нельзя пользоваться едким мылом, щелочными растворами, это раздражает кожу. Лучше всего употреблять «жирные» мыла, они чисто моют, и не разрушают тонкого слоя смазки, которою покрыта кожа.

Когда ребенок сел в ванну с водою, надо дать ему свободно вытянуться в воде. Затем его тщательно намыливают (старшие дети это могут делать сами). Щеткой для ногтей чистят пальцы на руках и ногах. С 4-летнего возраста ребенка приучают пользоваться мочалкой, она закаляет кожу и делает ее мягкой. Начинают мыть осторожно, от голеней до колен и спины, так как это наименее чувствительные зоны. Губкой (мочалкой) делают вращательные движения, чтобы активизировать кровообращение. Мочалка для мытья ребенка должна быть мягкая, только после 6-летнего возраста можно пользоваться грубой, скажем, из конского волоса.

Как купать ребенка

Независимо от того, чем ребенка моют, делать это надо тщательно, потому что кожа в этом возрасте бывает очень грязная, ведь ребенок целыми днями гуляет во дворе, на детских площадках, в песочницах и т.д.. Растирание для кожи (как в воде, так и после купания) имеет еще и лечебное значение: оно стимулирует вялых и успокаивает нервных детей. После купания ребенка сразу заворачивают в сухую (зимой подогретую) простыню (хлопковое или махровое полотенце) и прочно растирают. Кожа ребенка должна быть чистой, розовой и мягкой. Ваткой очищают уши. Ногти на руках нужно подстригать немного округляя их, а на ногах — ровно, не обрезая края,потому что это может вызвать врастания ногтей в палец.

Некоторые матери считают, что лицо ребенку нужно намыливать, изо всех сил тереть, иногда смазывать. Между тем лицо у многих детей бывает шероховатое, даже с трещинами. До 5 лет умываться ребенку нужно просто водой и мылом, а если кожа очень обветренная, сухая, то без мыла; зимой перед сном малышу можно смазывать лицо тонким слоем детского или ланолинового крема, но не растирать (лоб, щеки, нос и подбородок).

С 5-6 лет, когда ребенок уже умывается сам, на лице у него могут появиться пятна от чернил или цветных карандашей, или пыль и грязь после развлечений на свежем воздухе, лицо нужно мыть вечером с мылом только хорошего качества; смывать следует большим количеством воды. Когда ребенок умеет пользоваться водой и мылом, его нужно научить правильно умываться — намыливать лицо легкими движениями, без энергичного растирания, с некоторой осторожностью, чтобы мыльная пена не попала в глаз. Не стоит ругать малыша, если вначале он умывается «по-кошачьи» (рот, нос и подбородок).

Как подстригать волосы ребенка

До 4-х лет не следует оставлять ребенку длинных волос. Относительно мальчиков — то само собой понятно. А вот насчет девочек — это уже означает определенную жертву. До 4-х лет волосы у детей очень тонкое, хрупкие и легко путаются. Когда расчесывают ребенка, хочешь не хочешь, а какая-то часть волос вырывается. Не стоит девочкам делать прическу «конский хвост», потому что собранные и затянутые резинкой волосы начинают редеть, делаются тонкими на висках и вокруг лба, становится как пух. Тоненькие волосики не могут возобновиться, это больной волос. Если девочка длительное время носит прическу «конский хвост», ее волосы никогда не будет густым и крепким. Девочкам, которые носят волосы на пробор, надо менять его место после каждого мытья головы.

Волосы надо стричь в том направлении, в котором они растут. На затылке и за ушами не следует выстригать машинкой до самой кожи.

Для расчесывания волос надо выбирать щетку из щетины или конского волоса (а не из пластмассы или нейлона). Голову ребенка расчесывают каждый вечер, чтобы вычистить волосы от пыли. Проводят щеткой во всех направлениях по каждой пряди, а напоследок причесывают соответствии с естественным направления волос.

Температура воды для мытья головы

После того, как ребенку исполнилось 2 года, для мытья головы можно использовать шампунь. Однако при этом не следует забывать, что длительное и частое пользование им может сделать волосы сухими и ломкими. У большинства детей волос, как правило, нормальный(не сухой и не жирный), а низко качественные шампуни могут дать нежелательный результат.

Температура воды для мытья головы должна быть умеренно теплой, ни в коем случае не горячей. Шампунь разводят водой в стакане и используют в два приема. Вымытые волосы хорошо выполаскивают несколько раз. Вытирают сухим согретым полотенцем, не растирая и не теребя. Сушить можно ручным феном, отрегулированным на среднюю температуру. Чтобы сохранить красивый цвет волос, можно полоскать после мытья Ромашковым настоем.

Воздух, солнце и движение — вот те факторы, которые имеют первостепенное значение для закаливания организма ребенка. Надо делать все возможное, чтобы ребенок, особенно дошкольного возраста , как можно больше бывал на свежем воздухе.

Растения оказывают на детей хорошее влияние; цветы, ветки с листьями, что к ним может прикоснуться ребенок, имеют такую ​​притягательную силу и вызывают такое удовлетворение, которые трудно объяснить. Кувыркаться в траве — одно из самых приятных развлечений для малыша. Ракушки, камни, стекла, каштаны, желуди — все то имеет для ребенка глубокий смысл и постоянную непреходящую ценность (их отличие от цветов и ветвей, которые ломаются и вянут).

Нелегко бывает удовлетворить любовь малыша к животным. Часто дети просят гулять возле того двора, где, как они знают, есть животные (собака, кот, домашние птицы). Особый интерес у малышей вызывают вокзал, аэропорт, фонтаны.

Прогулка на улице

Время, проведенное ребенком на свежем воздухе, имеет еще и то преимущество, что он постоянно движется, а это развивает и укрепляет мышцы всего тела. Ноги развиваются лучше всего тогда, когда ребенок бегает по неровной местности. Чтобы не допустить плоскостопия, ребенок должен несколько часов ходить босиком или в обуви на тонкой подошве. Надо к ребенку присмотреться, когда он начинает криво ходить. Можно делать с ним такие упражнения: ходить на цыпочках, прыгать то на одной, то на другой ноге, а то на обоих вместе, (бегать по траве, пробовать «брать» предметы пальцами ног.

Рекомендуется детям носить закрытые туфли (но не ботинки) па гибкой подошве, не очень свободные, но и не тесные. Любая обувь должна иметь определенный запас длины, чтобы легче было ходить. Туфли «лодочки» носить не рекомендуется, они слишком узкие в пальцах и открытые спереди, при ходьбе пальцы скользят вперед. Зимой ребенку нужно носить ботинки или сапожки. Резиновая обувь вредна: ноги в ней мерзнут и потеют.

Как одевать ребенка

Одежда должна быть приспособлена к повышенной подвижности детей и времени года, она должна защищать их от холода, воды и чрезмерной солнечной радиации. Важно, чтобы одежда пропускала воздух и свет. Льняные и синтетические ткани не поглощают влаги и способствуют потливости. Наиболее подходящая для детей одежда, сшитая из хлопчатобумажной или шерстяной ткани: и небольшой примеси синтетических нитей (для прочности).

Одежда должна быть мягкой, легко стираться и не мешать ребенку двигаться. Вот почему ее следует шить свободной на груди и немного узкой в ​​спине. Когда ребенок не двигается, ему легче простудится. Вот почему на ночь детям следует надевать пижамы. Надо пользоваться одеждой простого кроя, ее легко надевать и сбрасывать, однако при этом не следует забывать и об эстетической стороне, веселые, жизнерадостные краски, удачное соединение цветов и т.п..

Нательное белье должно быть только хлопчатобумажным (разрешается надевать синтетические изделия на голое тело!). Резинки не должны быть тесными. Для маленького ребенка нужно 6 маек и 6-10 пар трусиков.

  • первый этап. От года до полутора лет - в этом возрасте малыш начинает ходить, становится самостоятельнее, исследует все вокруг, начинает говорить.
  • второй этап. От полутора до двух лет - ребенок проявляет характер, совершенствует приобретенные им ранее навыки.
  • третий этап. От двух до трех лет - в этом возрасте малыш наиболее активно развивается умственно.

Игрушки

Вашему малышу исполнился годик. Он становится все активнее и любознательнее, ему хочется исследовать все вокруг, он сует свой нос в каждый угол. Это очень важный период в жизни вашего ребенка. Он должен понять, как все вокруг устроено, а иначе как же он дальше будет развиваться. Он по иному начинает есть, двигаться. Теперь он может говорить нет словами или движениями. Вы балуете его, покупаете много игрушек, - пусть малыш радуется. Помимо покупки игрушек, необходимо еще и научить ребенка с ними играть. И не стоит давать ребенку сразу все игрушки. В этом случае внимание ребенка будет рассеяно, он быстро потеряет к ним интерес. Принеся домой новую игрушку, посидите с малышом рядом, поиграйте с нм вместе, объясните ему, как надо управляться именно с этой игрушкой, какие у нее функции и отличительные качества. Ребенок научится вас слушать, научится понимать, что игрушки бывают самыми разными. И покупайте своему малышу игрушки, соответствующие его возрасту.

К двум годам ребенка нужно приучать к труду, к опрятности. Можно начать с игрушек, пускай малыш убирает за собой игрушки, аккуратно складывать их по местам, то же самое может делать и со своей одеждой. Прежде всего, старайтесь увлечь ребенка, ведь банальную уборку игрушек можно сделать интересной.

В возрасте 2-2,5 лет ребенок может часами собирать конструктор. Вы должны ему помогать, собирайте вместе с ним домики и мостики, а потом просите, чтобы малыш сделал это сам. К этому же возрасту возрастает интерес к карандашам и ручкам. Ребенку хочется взять карандаш в руки и что-нибудь нарисовать. Конечно, у малыша получаются каракули, но вы все равно его хвалите, и в свою очередь помогите ему. Сядьте рядом, нарисуйте что-нибудь простое – домик, яблоко, и параллельно сопровождайте ваше рисование коротким рассказом. Ребенок все схватывает на лету, он будет пытаться повторить нарисованное вами. К трем годам ребенок уже сможет лепить. Купите ему разноцветный пластилин и научите пользоваться им. Ленка очень нравится детям, хорошо развивает их мышление, ловкость пальчиков.

Побеждаем страхи

В этом возрасте ребенок может бояться предметов, издающих громкие звуки: пылесос, миксер, электромясорубки и т.д. Лучше пользоваться ими в тот момент, когда ребенок спит или находится далеко. Не пытайтесь переломить страхи ребенка и силой заставить потрогать орущие предметы, это может навредить малышу еще больше.

Некоторые дети панически бояться купаться. Возможно, ребенок неудачно окунулся головой под воду или ему в глаза попало мыло. Используйте для детские шампуни и мыло, которые не раздражают глаза. Также можете поговорить с ребенком, пообещать, что с ним не произойдет ничего страшного. Можно также искупать его не в ванной, а, к примеру, на кухне в ванночке или на улице, если вы живете за городом. Купите малышу игрушки для купания в ванной, пусть он с ними играет сидя в воде, а вы в свое время не спускайте с малыша глаз.

Каждый ребенок по-своему реагирует на . Кто-то играет в нем до двухлетнего возраста, а кто-то противится его уже в 9 месяцев. Как только ребенок понимает, что может твердо передвигаться на ногах, он пытается преодолеть барьер манежа, выбраться наружу. Не стоит по первому требованию выпускать ребенка из манежа, попробуйте отвлечь его какой-нибудь игрушкой. Если все же ребенок начинает кричать и плакать, как только вы сажаете его в манеж, и никакие уловки не помогают, скорее всего, манеж пора убирать в дальний ящик.

Расширяем круг общения

Если к вам в гости пришел незнакомый для вашего ребенка человек, не нужно пытаться вызвать у малыша какие-то эмоции. Ребенок должен изучить незнакомца, понаблюдать за ним, и сам сделать первый шаг к гостю.

Как можно чаще общайтесь с людьми, гуляйте, знакомьте малыша со сверстниками. Эму сейчас очень важно общение и новые знакомые. Посещайте с малышом детские площадки, песочницы, ходите в гости. Если ребенок не может играть с детьми постарше в силу своего еще маленького возраста, посидите с ним на скамеечке или поставьте коляску с малышом рядом с играющими детьми и вы увидите, как вашему чаду интересно наблюдать за происходящим. И чем чаще ребенок общается со сверстниками, тем проще в дальнейшем ему налаживать контакт с людьми.

Кроме новых знакомств и познания окружающего мира, ребенок после года, постигает премудрости , и естественно, часто падает. Не правильно сразу же бросаться на помощь ребенку, при падении малыш не сильно ушибается, поскольку еще слишком мало весит. Самостоятельно поднимаясь, ребенок развивает мышцы, развивает чувство равновесия, лучше ориентируется в пространстве. Кроме того, малыш должен научиться самостоятельно справляться с трудностями. Родители в свою очередь должны учесть, что падение на пол, землю, не страшно, гораздо опаснее подпускать ребенка к автодорогам, лестницам, открытым окнам, опасным предметам. Вы должны всегда присматривать за малышом.

От года до двух лет малышу безумно нравится играть в песочнице, не отказывайте ему в этом. Найдите хорошую детскую площадку с чистым песком. Ребенок будет часами занят играми с песком, строя куличики и домики. Отправляясь в песочнику, возьмите с собой лопатку, ведерко и различные формочки. Остерегайтесь песочник, рядом с которыми расположены мусорные баки, по которым постоянно бегают бездомные животные.

Когда собираетесь на прогулку или в гости одевайте ребенка легко и удобно. Материал должен быть качественным и натуральным. Белье ребенку нужно менять ежедневно. Обязательно одевайте на голову ребенка головной убор: летом – панамку, зимой – шапку. Если есть возможность выбраться за город, разрешите малышу побегать босиком, это помогает правильному формированию стопы. Только убедитесь, что на пути ребенка нет опасных предметов, осколков. Зимой, после прогулки, одежду стоит тщательно просушить. Будет замечательно, если малыш будет вам в этом помогать. Так в детства он будет приучен к заботе о вещах.

Детские вещи всегда стираются отдельно от взрослых! Желательно при стирке использовать детское или хозяйственное мыло, оно лучше вымывается.

Первые слова

После года ребенок начинает произносить все новые и новые слова. Малыш пока не может складывать слова во фразы, неправильно произносит многие слова, но вы прекрасно понимаете своего ребенка. В этот период ребенок накапливает в своей памяти слова, их становиться все больше и больше и скоро он станет с вами разговаривать целыми словосочетаниями. Ваша задача – чаще общаться с малышом, проговаривать слова, комментировать его и свои действия, объяснять и называть малышу незнакомые предметы. Ведь малыш сейчас как пластилин, что вы в него вложите, то и получится.

Также учтите, что одни детки больше склонны к разговорам, к общению, другие более сдержаны. Очень многое зависит и от окружения ребенка. Если мать часто ругает малыша, груба с ним, постоянно нервничает, то и малыш будет замыкаться и не торопиться поговорить с мамой. Если в семье к малышу относятся излишне внимательно, слишком его опекая, и пытаются вытянуть из него слова, малышу может это надоесть и он принципиально не захочет говорить, мечтая о том, чтобы его оставили в покое. Иногда малышу нужно время побыть одному, с самим собой, осмыслить все новое, что он узнал.

В полуторогодовалом возрасте ребенок станет , по крайней мере, будет пытаться сложить слова во фразы. Если малыш произносит слова неправильно, ни в коем случае не смейтесь над ним и повторяйте его ошибок, говорите правильно. Если вашему малышу уже 3,4 и 5 лет, а он не может изъясниться настолько внятно, чтобы его понимали сверстники, возможно, вам стоит обратиться к логопеду. Но в любом случае старайтесь, чтобы ребенок как можно чаще общался со сверстниками. Можно определить его в детский садик, где под надзором опытной воспитательницы, ребенок будет огорожен от насмешек сверстников и ежедневно будет общаться с детьми.

Если у вашего ребенка истерика

Периодически, даже самые послушные и спокойные малыши впадают в истерику. Это чаще происходит в возрасте 2,-3 лет. Многие врачи полагают, что таким образом ребенок освобождается от накопившейся «отрицательной энергии». Причиной истерики является недовольство ребенка, его несогласие с вашим решением - не купили игрушку, не дали еще шоколада. При случившейся у ребенка истерике, успокоить его можно несколькими способами. Какой из способов выбрать зависит от характера вашего ребенка. Например, ребенок, требуя своего, закатил истерику, не реагирует на ваши уговоры. Вы можете повернуться и молча отойти от него, делая вид, что не замечаете его поведения. Ребенок с более мягким характером быстро успокоится и прибежит к вам. Если малыш более упрямый, то он продолжит истерику, прибавив еще голоса и топания ногами. Ни в коем случае не уступайте такому поведению ребенка, иначе в дальнейшем он будет вить из вас веревки и «истерить» по любому поводу. Лучше подождите немного, пусть ребенок вдоволь накричится. Потом сделайте первый шаг к сближению, предложите малышу что-нибудь интересное, чтобы смогло отвлечь его внимание. И в следующий раз, ребенок, прежде чем закатывать истерику, подумает, а стоит ли так переусердствовать, если результата этим не добиться.

Вы в свою очередь старайтесь настоять на своем, а то истерики войдут в привычку у ребенка. Вы не должны срываться, кричать и отвечать истерикой на истерику.

Если ребенок начал истерику посреди улицы, в магазине, в общественном транспорте, вам становится крайне неловко, ведь ребенок тем самым привлекает внимание окружающих и косые взгляды. Но в этом нет ничего трагичного, у окружающих тоже есть дети и им знакомо такое поведение малыша. Постарайтесь уединиться с малышом, и в спокойной обстановке, без посторонних, отвлечь внимание ребенка.

И вообще, детям не присуще закатывать истерики. Если малыш чуть ли ни ежедневно закатывает вам истерики, вините только себя. Скорее всего, вы потакали всем капризам ребенка, подбегали к нему при первом же крике и соответственно ребенок нашел ваше слабое место и теперь этим пользуется.

Когда начинать рассказывать сказки?

Педагогическая наука советует рассказывать ребенку сказки, начиная с трех лет. Если вы хотите делать это раньше, то выбирайте очень простые и незамысловатые сказки, без страшных персонажей и рассказывайте их с веселой интонацией. Не стоит рассказывать или читать малышу все сказки подряд, будьте внимательны. В сказках всегда должно торжествовать добро, а зло не должно слишком пугать ребенка. У малыша очень развита фантазия и отрицательные персонажы могут его испугать, явиться причиной бессонницы и ужасов во сне. С трехлетнего возраста ребенок и сам просит рассказать ему на ночь сказку, он с жадностью слушает их, хорошо запоминает. Он и сам может сочинять сказки, герои его сказок – игрушки и окружающие малыша предметы. В этом нет ничего странного! В детском воображении все предметы живые и равные.

Телевизор

К трем годам у малыша просыпается небывалый интерес к телевизору, он готов смотреть все программы подряд, рекламу, мультики, фильмы. Ни в коем случае не разрешайте малышу проводить много времени у телевизора. Свое время он должен проводить за рисованием, лепкой, в песочнице, общаясь со сверстниками, играя в игры. Телевизор должен присутствовать в жизни малыша дозировано. Разрешайте малышу смотреть телевизор минут 30 в день и пусть это будут добрые мультики или детские передачи.

Чистим зубки

С двухлетнего возраста ребенка нужно приучить чистить зубы. Для этого уже после года, и вы и все члены вашей семьи должны демонстрировать малышу, как вы чистите зубы. Чистить зубы следует дважды в день, кроме то после каждого приема пищи – полоскать полость рта. Ребенок будет все это видеть и запоминать и ближе к двум годам сможет повторить. Купите малышу мягкую щеточку, пусть она будет красивой, тогда ребенок будет охотнее чистить зубки, и начинайте чистить зубки с одного раза в день – перед сном. Когда ребенок привыкнет к этой процедуре, то можно начинать чистить зубы дважды. Когда малыш чистит зубы, он должен смотреть на свое отражение в зеркале. Позаботьтесь, чтобы ребенок мог дотянуться до зеркала и комфортно себя чувствовал.

Также сразу приучите ребенка ухаживать за щеткой – ее следует тщательно вымыть и поставить в держатель или стакан. Щетка должна храниться в сухом состоянии щетиной вверх. Щетки не должны касаться друг друга, между ними должно быть расстояние. Советуем не пользоваться футляром для щеток, они хороши только в дальних поездках, а в обычных условиях плохо промытая щетка в футляре - рассадник микробов.

Трехлетний период чрезвычайно важен в контексте развития ребенка. Именно в это время человек приобретает навыки прямой ходьбы, а также учится правильно вести себя с различными предметами. Посредством контакта с окружающим миром малыш учится запоминать названия предметов, пополняя свой словарный запас. Помимо этого, он приобретает навыки общения с взрослыми, копируя их поведение. Воспроизводя действия взрослых людей, ребенок начинает овладевать творчеством: он рисует, собирает различные фигурки из конструктора и т.п. Это помогает в процессе развития мышления.

В трехлетнем возрасте малыш не только понимает смысл своих действий, но и учится сравнивать их с поведением взрослых людей. Такой процесс лежит в основе формирования у ребенка своего собственного мышления. Стремясь делать многое вопреки желаниям взрослого человека, малыш не боится проявлять своеволие и упрямство. При этом в три года для детей важно не только наличие результата их деятельности, но и признание этого результата взрослыми: родителями и близкими.

Психологи называют это время в развитии малыша кризисом трех лет. Так как рациональное начало у них еще не отделено от эмоционального, восприятием детей часто начинают руководить те ситуации, в которые они попадают, и те предметы, которые находятся рядом. Отрицательной особенностью ребенка в этом возрасте является то, что личные желания могут приобретать у него преувеличенную форму. Что касается восприятия ребенком в возрасте 3 лет себя и своих действий, то в трехлетнем возрасте он уже может осознавать, что является действующим лицом во многих ситуациях. Он сравнивает, насколько его поведение отличается от поведения взрослых людей. Таким образом, малыш учится отделять себя от других.

Если говорить о признаках кризиса трех лет, то их несколько:

  1. Протест . 3 года - это возраст, когда ребенок стремится делать многие вещи наперекор воле взрослых. Он выступает категорически против прежних правил и образа жизни, который он вел первые годы. Дети в возрасте трёх лет нередко реагируют категорическим отказом на просьбы родителей. Например, когда родители предлагают малышу пойти погулять, тот может отвечать «не хочу». Такая же реакция может наблюдаться на предложение съесть определенный продукт. Если же ребенка заинтересовать этим продуктом и представить его как запрещенный, не исключено, что реакция будет диаметрально противоположной;
  2. Негативизм . Малыш негативно реагирует на определенные действия, исходящие от взрослых, особенно по отношению к нему. Иногда такое своеволие доходит даже до так называемого «протеста-бунта», когда конфронтация малыша с окружающими переходит в хронический конфликт. В этом случае он чаще всего отвечает отказом, начинает ругаться, плакать или просто не обращает внимания. Причем часто такая реакция наблюдается по отношению к одному из родителей;
  3. Своенравие . Преобладающее желание все делать самостоятельно начинает определять сферу интересов ребенка. Потребность в том, чтобы реализовывать и утверждать свое «Я», очень четко проявляется тогда, когда на попытку родителей помочь малыш категорично отвечает «Я сам». Эта формулировка сигнализирует о психологическом отделении ребенка от взрослого. Малыш часто показывает свой характер, проявляет желание все делать самостоятельно, а иногда и вовсе постоянно действует против воли родителей;
  4. Упрямство . Ребенок хочет найти свое место в семье, показать, что с его мнением нужно считаться, и выбирает для этого самый простой путь - настаивать на чем-либо. Но не всегда то, что требует ребенок, ему хочется. Например, он может требовать игрушку, кричать, плакать, стучать ногами, и, как только получит, забросить подальше;
  5. Обесценивание . Ребенок резко меняет сове отношение к окружающим, привычки и даже лексикон, обзаводясь бранными словами. Он дразнит обзывает родителей, грубит взрослым, угрожает;
  6. Деспотизм . Ребенок утверждает собственную власть над окружающими. Требует от родителей поступать так, как хочет он. Если в семье есть другие дети, он будет стремиться их оттолкнуть, заставить родителей обращать внимание только на него.

Если эти признаки присутствуют в поведении вашего ребенка, можно говорить о том, что у него начался кризис 3 лет. Таким образом, малыш испытывает не только терпение родителей, но и собственный характер, пытаясь такими способами прощупать границы дозволенного, узнать насколько далеко он может зайти и что могут ему простить. Это вполне нормально для детей такого возраста, поскольку свидетельствует о формировании у них волевого характера. Однако родители должны научиться правильно себя вести с сыном или дочерью в данном случае, чтобы кризис трех лет не перешел в дальнейшую необузданность и проблемы с поведением.

Кризис 3 лет ребенку проще пережить в той семье, где налажено демократичное взаимодействие взрослых и детей. Однако и в такой системе отношений ребенку просто необходимо заниматься самоутверждением, формируя свой характер. Родителям стоит лишь четко обозначить для себя, в каких ситуациях им надо педантично настаивать на запрете. При этом некоторые запреты являются настолько важными, что уступать в них малышу может быть губительно, прежде всего, для него самого. Тогда родителям следует проявить категоричность. Так как в это время у малышей формируется воля, очень важно, чтобы они понимали разницу между понятиями «хочу» и «должен». В противном случае родителям придется в дальнейшем бороться с ленью и непослушанием.

Для родителей, которые столкнулись с кризисом 3 лет у своих детей, есть утешение. Психологи утверждают, что дети, которые не переживали этот кризис, часто во взрослом возрасте становятся безынициативными и безвольными. Потому стоит рассматривать сложности в характере ребенка как временное, но важное для формирования его личности явление. Родителям, которые желают любыми путями ограничить инициативу своих детей в 3 года, стоит помнить о том, что такие действия чреваты развитием у ребенка комплексов и неуверенности в себе. Наказывая или высмеивая попытки проявления самостоятельности своего чада, вместо ощущения автономности вы формируете у него чувство собственной неполноценности или ущербности.

Когда заканчивается период раннего детства, у ребенка кардинально меняется отношение к взрослым. Он начинает их воспринимать не только как знакомых или незнакомых людей, но и в качестве носителей социальных ролей. Так, люди, которые для самого маленького ребенка обозначены просто как «мама» и «тетя», ребенком в 3 года воспринимаются иначе. Малыш может понимать то, что мама, к примеру, еще и учитель, а женщина, ранее воспринимаемая как «тетя», является тоже чьей-то мамой и представителем определенной профессии.

Физиология возраста

Темпы роста мозга снижаются, но всё же остаются высокими. Укрепились связи между полушариями, стимулируя взаимодействие творческого и рационального восприятия. Несмотря на практически полностью завершенный процесс развития мозга, тормозные функции практически отсутствуют, уступая возбуждению. Из-за этого ребенок часто подвергает себя опасности, исследуя окружающий мир, не может усидеть на месте и надолго задержать внимание на одном предмете.

Оптимальный рост трехлетнего ребенка - 92 сантиметра, а вес - 15-16 килограмм. Окружность головы составляет 47-48 сантиметров, окружность грудной клетки - 52,5 сантиметра. Руки и ноги растут быстрее тела, что приводит к изменению его пропорций. За счет этого происходит смещение центра тяжести, и ребенок начинает лучше и быстрее ходить. Быстро происходит набор мышечной массы, средний вес ребенка в 3 года составляет 15 килограмм.

Детский возраст в 3 года говорит о наличии хорошего цветового зрения. Но глаза - очень чувствительный орган, поэтому следует избегать неблагоприятных факторов: долгого просмотра телевизора или компьютера, плохого освещения. Иначе это может привести к дефектам зрения. Органы слуха полностью сформировались, но необходимо быть осторожными, так как в этом возрасте очень распространен отит, который приводит к снижению слуха.

Начинает происходить укрепление хрящевой ткани, которая преобладает в скелете ребенка 3х лет. Благодаря тому, что он не может усидеть долго на одном месте, не происходит деформации костей, которая может выражаться в неправильной осанке, сутулости, искривлениях рук и ног. Ребенок уже старается рисовать, но дается ему это нелегко. Так как в этом возрасте развиваются мышцы плеча и предплечья, ребенок плохо держит ручку или карандаш еще несформировавшимися мышцами рук. Поэтому такие занятия не длятся долго - малыш устает, что совершенно нормально для этого возраста.

У ребенка стабилизируется работа сердечно-сосудистой системы. Но артериальное давление его гораздо ниже, чем у взрослого, так как сосуды еще не очень упругие и гибкие, а сосудистое русло очень широкое. Происходит интенсивное развитие иммунологического аппарата. Несмотря на быстрое развитие, ребенок может часто болеть, наиболее часто наблюдается аллергическая реакция.

Обмен веществ очень быстрый, так как организму нужно развиваться, да и энергии за день ребенок тратит не мало. Поэтому необходимо следить за рационом и готовить сбалансированные блюда. Происходит наиболее интенсивное развитие поджелудочной железы.

Также быстро развивается речевой аппарат и словарный запас. Наряду с огромным любопытством это приводит к постоянным разговорам, причем малыш может зачастую разговаривать сам с собой, особенно в процессе игры. Ребенок уже умеет отделять себя от окружающих, поэтому в его речи часто проскальзывает «Я» или собственное имя.

Статистика возраста

Численность населения РФ в этом возрастном периоде (1-4 лет) составляет 7223 тысяч человек. Из них мальчиков – 3708 тыс. человек, девочек– 3515 тыс. человек.

Вы родились в 2013 или 2014

2013 — 15 февраля. На Урале упал метеорит – самое большое небесное тело, столкнувшееся с поверхностью Земли после Тунгусского метеорита. Из-за «челябинского» метеорита (он взорвался в окрестностях Челябинска) пострадало 1613 человек.

15 февраля. На минимальном расстоянии от планеты Земля (27 000 км) пролетел астероид 2012 DA14. За всю историю астрономии это было самое близкое расстояние.

18 марта. Путин В. В. подписал договор о принятии в состав России Крымского полуострова и Севастополя. Данный договор начинает действовать с момента ратификации Федеральным собранием – 21 марта.

2015 — 7 января. Состоялся теракт в офисе сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже, основанный на ранее размещенной в журнале карикатуры на Пророка Мохаммеда. Погибло 12 человек, ранено было 11 человек.

В три года развитие и воспитание ребенка основывается на его восприятии себя и окружающего мира. В этот период малыш начинает проявлять собственные желания и умения. Все чаще вы можете от него услышать заявления о том, что он сам все может и хочет делать.

Воспитание детей до трех лет заключалось в привитии основных навыков самообслуживания и изъяснения. В период, начиная с трех лет, дети требуют особого внимания и контроля.

Особенности воспитания детей 3 лет заключаются в преодолении, так называемого, кризиса трех лет, который проявляется в несоответствии желания родителей и малыша, которое он выражает как требование и пытается добиться своего.

Многие родители оказываются не готовы к таким изменениям в поведении чада и пытаются навязать свою волю, чего делать ни в коем случае не стоит, поскольку можно отбить инициативу к обучению и развитию у детей.

Также ошибочными являются порывы сделать все за ребенка. Забота о малыше – это конечно хорошо, однако все должно иметь свои границы и меры. Чрезмерная опека может сделать из ребенка не приспособленного к жизни человека, что в дальнейшем может привести к сложностям.

Рамки кризиса трех лет не имеют границ, поскольку дети все индивидуальны. В зависимости от общего развития кризис трех лет может начаться раньше, а также может продлиться дольше. Чем у других детей. По этой причине не стоит волноваться, если у вашего ребенка все происходит позже, чем, к примеру, у ребенка подруги или соседки.

Особенности воспитания детей 3 лет:

1.Не стоит говорить о том, что нельзя ребенку делать. Делайте акцент на том, что ему уже можно, как уже повзрослевшему члену семьи.

3.Старайтесь уделять малышу максимальное количество времени, чтобы потом не жалеть в будущем.

4.Не стоит кардинально ломать и менять ребенка, старайтесь учитывать его мнение и желание.

5.Если вы приняли какое-то решение по отношению ребенка или его поведения, ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах не меняйте го. В противном случае ребенок поймет, что вами можно манипулировать и ваш авторитет упадет в глазах малыша.

6.Плохое поведение и поступки лучше игнорировать, а не заострять на них внимание, а вот хорошее старайтесь максимально поощрять и вознаграждать периодически.

7.Не стоит стараться предотвратить все катаклизмы. Которые могут случиться с малышом. Помните, что у него должна быть практика.

Одно дело, когда мама сказала, что чайник горячий, а другое дело. Когда он сам в этом убедился. Гарантируем, что во втором случае он это действительно запомнит. Старайтесь быть просто всегда рядом, чтобы все контролировать, а от шишек вех все равно не застрахуете.

Таким образом, кризис трех лет и воспитание ребенка в этот период основывается на отделении малыша от семейного круга и вхождение его в социум.