Фонвизин Д.И. «Недоросль» как произведение классицизма: идеи просветительства. Сочинение на тему: тема помещичьего произвола в комедии д. фонвизина. Анализ произведения «Недоросль» (Д. Фонвизин)

1. Отражение проблем крепостничества в комедии «Недоросль».
2. Идеал автора - просвещение, борющееся с самодурством.
3. Дворянство у Фонвизина - основная движущая сила России.

Денис Иванович Фонвизин - один из наиболее выдающихся деятелей литературы XVIII века. Фонвизин по праву считается создателем русской общественно-политической комедии. Его знаменитая пьеса «Недоросль» произвела взрывной эффект в обществе того времени.
«Недоросль» - произведение многоплановое. Здесь поднимаются вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений в современной автору России, о системе воспитания и образования. Но главными, несомненно, становятся проблемы крепостного права и государственной власти.
На протяжении всей комедии Фонвизин подчеркивает «скотскую» сущность мелкопоместных дворянчиков и крепостников. К сожалению, формирование нового поколения происходило под всеохватывающим воздействием нравов консервативного общества. Огромное влияние на формирование молодых людей оказывает, по мнению автора, не только общая обстановка в дворянских усадьбах, но и принятая система образования и воспитания.
В тоже время автор говорит о том, что у его современников есть надежда на возрождение свободы и справедливости. Олицетворением такой надежды в «Недоросле» являются близкие автору персонажи пьесы. Группа положительных героев в пьесе представлена образами Правдина, Стародума, Милона и Софьи. Для писателя эпохи классицизма было чрезвычайно важно не только показать общественные пороки, но и обозначить тот идеал, к которому надо стремиться. Именно эти персонажи и являются светлым идеалом самого автора. С одной стороны, Фонвизин обличает государственные порядки, с другой - автор дает своего рода наставления, каким должен быть правитель и общество. Стародум излагает патриотические взгляды лучшей части дворянства, высказывает злободневные политические
мысли.
Введя в пьесу сцену лишения Простаковой господских прав, Фонвизин подсказывает зрителям и правительству один из возможных путей пресечения произвола помещиков. Писатель дает меткие характеристики придворных нравов, вскрывает пороки представителей высшего сословия. Фонвизин подчеркивает, что эти черты свойственны монархическому правлению вообще.
Параллельно с сатирическим описанием пороков своих современников автор уделяет особое внимание просвещенным людям того времени. Довольно ясно и недвусмысленно Фонвизин пишет о том, что именно эти светлые личности являются опорой и движущей силой общества, без них Россия неизбежно начнет погружаться в пропасть мракобесия и деспотизма.
Автор признает, что просвещенные и достойные люди все еще есть не только среди молодых людей, но и среди представителей старшего поколения. Да, они порой не могут проявить свои достойные качества в агрессивной общественной среде, не всегда способны отстоять идеалы автора, но при этом умеют оставаться достойными людьми. В первую очередь всех положительных персонажей пьесы отличает непривычная совестливость и чувство внутренней справедливости.
Можно попенять автору за создание слишком идеальных, далеких от реального облика людей, но дело в том, что в книге они служат неким противовесом, противопоставлением идеально-отрицательным персонажам. Фонвизин постарался как бы сконцентрировать все отрицательные и положительные характеристики в своих персонажах. Порой противопоставление белого и черного в пьесе выглядит гротескно, но именно за счет своей выпуклости она и производит столь сильный
эффект.
Положительные и отрицательные герои «Недоросля» выступают в роли своеобразных зеркал, которые как бы призывают читателя вглядеться, увидеть и узнать (пои черты и обличье многих современников. Не зря одной из характеристик этого произведения является непреходящая злободневность, причиной которой является «полярность» персонажей.
Не случайно главные действующие лица книги, как положительные, так и отрицательные, принадлежат к дворянскому сословию. Одна из тем пьесы - судьба дворян, их будущее. Фонвизин считает передовых дворян той движущей силой, которая способна вывести Россию из мрака невежества, сделать ее цивилизованной страной. От лица своих персонажей автор с тоской говорит о минувшем расцвете дворянства, вместе со своими героями он надеется на будущее возрождение этого сословия. Еще сохранились те, кто помнит, какими должны быть истинные аристократы духа, и еще есть надежда на то, что они успеют передать это знание следующему поколению. Вот откуда взялись Стародум, Софья и Правдин, в них заложено стремление автора показать преемственность благородных помыслов и поступком.
Великосветское общество того времени не прощало ударов по своим порокам, и вскоре произведения Фонвизина перестали появляться в печати. Но Рос-(ич знала их, так как книгу неоднократно переписывали вручную. И в сознание своего поколения сатирик вошел как смелый обличитель пороков общества. Недаром Герцен поставил комедию «Недоросль» в один ряд с «Мертвыми душами»

Денис Иванович Фонвизин происходил из обрусевшей немецкой семьи, оригинальная фамилия которой была - фон Визен. Современное же написание Фонвизин было предложено А.С. Пушкиным гораздо позже.

Первое время Фонвизин занимался у частных учителей, затем поступил в гимназию при МГУ, в котором позже и учился. Но Университет он не закончил, бросил, чтобы начать службу. Еще в гимназии он дебютировал как литератор и переводчик с немецкого: когда Фонвизин учился на первом курсе университета, при дворе потребовался переводчик, и его приняли на службу в Коллегию иностранных дел, где он проработал всю жизнь. В 1763 году Фонвизин переехал в Петербург, где познакомился с литераторами, в т.ч. с Елагиным: он вступает в его кружок и становится поклонником теории склонений.

Фонвизин как драматург

1764 год - дебют Фонвизина как драматурга: он публикует пьесу Корион . Написана она слабо, но в полном соответствии с теорией склонений - это переработка французской комедии.

После этой неудачи Фонвизин долго не писал, только в 1769 году он создает комедию Бригадир . По этой пьесе видно, что Фонвизин понял: мало просто дать героям русские имена, нужно еще и ввести в пьесу русские проблемы. В Бригадире такой проблемой является галломания - подражание всему французскому, это было актуально в России середины XVIII века; другая, не менее актуальная проблема, - воспитание молодых дворян. Но также в Бригадире чувствуется и влияние теории склонений, потому что сюжетный ход там заимствован из французской драматургии - это т.н. симметрия в волокитстве (ситуация, когда в двух супружеских парах мужья синхронно ухаживаю за чужими женами). Но поскольку Бригадир все-таки был толково адаптирован для России, его считают первой русской пьесой.

Сначала постановка Бригадира в театре была запрещена, т.к. Елагин и Лукин испугались, что Фонвизин отберет у них драматургическую славу. И, чтобы донести пьесу до публики, Фонвизин начал устраивать публичные чтения. На одном из них он познакомился с графом Никитой Паниным, воспитателем наследника престола Павла. Общаясь с ним, Фонвизин начал больше интересоваться политикой, стал смелее.

Идеалы Фонвизина в комедии Недоросль

Фонвизин умел различать и описывать любые проблемы российского общества, обладал хорошим чувством юмора, мог мыслить по-государственному. Все это проявилось в главном его произведении - комедии Недоросль , написанной в 1781 году . Однако впервые опубликована комедия была лишь в 1830 году, после смерти Фонвизина.

Главная проблема, которая поднимается в этой комедии - воспитание молодого российского дворянина, идеи просветительства. Это было очень актуально в 1780-е годы, когда даже сама императрица Екатерина много размышляла об образовании, была противницей домашнего воспитания с гувернерами.

В XVIII веке существовало несколько философских теорий о воспитании. Согласно одной из них, изначально ребенок не является полноценной личностью, он лишь копирует поведение взрослых. Поскольку Екатерина разделяла эту теорию, она рекомендовала отрывать детей от родителей, помещать их в учебные заведения. Фонвизин, который тоже был сторонником этой теории, как раз показывает в комедии Недоросль всю пагубность домашнего образования.

Фонвизин стремится доказать, что образованность - синоним счастья.

Главный герой комедии - молодой дворянин Митрофан, у которого перед глазами множество отрицательных примеров для подражания. Во-первых, его мать, госпожа Простакова - жестокая и своевольная помещица, которая вообще не видит смысла в образовании. Во-вторых, его кормилица Еремеевна - рабыня по духу своему, от которой Митрофан перенимает психологию преклонения перед сильными (равно как и от своего отца). В-третьих, его дядя, Тарас Скотинин - дворянин, не желающий служить отечеству, больше всего он любит своих свиней. Подчеркивается, что от всех них Митрофанушка что-то перенимает.

Несмотря на сатиру, изначально пьеса не задумывалась как смешная. Современники, читая ее, ужасались.

Недоросль как произведение классицизма

Комедия, бесспорно, является произведением эпохи классицизма , но с некоторыми отступлениями от канонических правил. Например, здесь соблюдается лишь одно правило из триединства - единство места, т.к. все действие происходит в имении Простаковых.

Присутствуют герои-маски : Софья - госпожа, Стародум - отец (хотя он не глуп!), он же - герой-резонер, Милон - герой-любовник, Митрофан и Скотинин - отрицательные женихи, Правдин - бог из машины. Нет здесь амплуа субретки.

В пьесе, как и положено, пять действий : экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация и развязка (которая включает в себя неоправданную развязку и катарсис, когда нам становится жаль Простакову).

Классицистический конфликт чувства и долга выражается в том, что положительные герои этой пьесы живут, подчиняясь разуму, государству и воле старших. Отрицательные же становятся рабами своих чувств, часто злых и эгоистичных. Конечно, в конечном счете положительные герои вознаграждены счастьем, а отрицательные оказываются в проигрыше.

В комедии присутствует множество говорящих фамилий : Скотинин, Цифирькин, Милон и т.д.

Пьеса написана низким штилем, легким разговорным языком, в прозе.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Многообразие поэтических тем в творчестве Державина
Следующая тема:   Карамзин: судьба историка, писателя, общественного деятеля

Комедия «Недоросль» была написана Денисом Фонвизиным в 18 веке. В произведении автор раскрывает наиболее актуальные для того времени темы и идеи – вопросы общественных идеалов, морали, личной чести и служения отечеству, конфликт «отцов и детей» и значение родительского воспитания при формировании осознанной личности.

Тема комедии «Недоросль»

Ведущей темой комедии «Недоросль» Фонвизина является тема воспитания нового дворянства. Автор раскрывает ее путем противопоставления персонажей-носителей идей просвещения (Правдин, Стародум, Софья, Милон) и представителей устаревших, отживших себя устоев феодального общества (Простаковы, Митрофан, Скотинин). Такое деление героев для произведения «Недоросль» не случайно – они по-разному воспитаны, а значит и имеют кардинально противоположные взгляды на жизнь. Это отражено даже в отношениях между родителями и детьми – достаточно вспомнить как взаимоуважение между Софьей и Стародумом контрастирует с чрезмерным потаканием прихотям избалованного Митрофана, который не ценит того, что дает ему Простакова и в конце вообще отказывается от матери.

Именно в проблемах семейного воспитания Фонвизин видит причину общей моральной деградации и необразованности российского дворянства той эпохи. Простакова, желая сэкономить, нанимает непрофессиональных учителей – отставного сержанта Цыфиркина, не окончившего семинарию Кутейкина и не имеющего никакого отношения к наукам Вральмана. Митрофана по сути учат рабы, а чему они могут научить, кроме как быть такими же как они? (Вспомним, ироничный момент, когда юноша повторял за Кутейкиным «Аз же есмь червь…»и «Аз есмь скот»). Иронизируя, Фонвизин заострил внимание на том, что Россия той эпохи нуждается в срочной реформации образования. Дворян должны воспитывать как сильных, самостоятельных, просвещенных личностей с высокими идеалами. И люди, служащие при дворе не исключение – о падении их нравов мы узнаем из речей Стародума, когда он вспоминает годы свой службы.

Дополнительной темой «Недоросля» является вопрос долга перед родиной и честного его исполнения. Как становится понятно при подробном анализе произведения, она тесно связана с темой воспитания. Высокая мораль, понятие о чести, умении пренебречь собственной выгодой и комфортом ради светлого будущего отчизны могут привиться только от родителей или образованных учителей. На время написания пьесы данные взгляды были передовыми, так как в среде дворянства насаждалась идея, что служить нужно прежде всего государю, а не отечеству. Именно за такие, достаточно резкие высказывания в произведении Фонвизин был ограничен в литературной деятельности по приказу Екатерины ІІ.

Идея комедии «Недоросль»

Идея комедии «Недоросль» перекликается с ее темой – это осуждение безнравственности, жестокости, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения и гуманизма. Фонвизин сам был личностью Просвещения, поэтому высшие человеческие начала были главными для него. Изображая в комедии ужасы невежества «старых» дворян, автор обнажал недостатки существовавшего в России общественного строя. Победу над ними Фонвизин видел в главенстве справедливого, гуманного закона, как это и происходит в конце пьесы. Олицетворяющий букву закона Правдин, после того как получает подтверждение, что деревня Простаковых переходит под его опеку, запрещает Простаковой «отыгрывать» злобу на крепостных. Более того, он сам расплачивается с учителями, но так, как они того действительно заслуживают. Однако, читатель (или зритель) понимает, что справедливый закон восторжествовал только в этой деревне, а не по всей царской России, так как высшие чины все еще занимают представители помещицкой морали – те же Простаковы и Скотинины, которые ради собственной выгоды готовы льстить незнакомому человеку и обманывать своих родственников.

Таким образом, тема и идея «Недоросля» тесно связаны. В комедии Фонвизин не только высмеял жестоких, необразованных помещиков, но и на примере Правдина, Милона, Софьи, Стародума показал, какой должна быть личность Просвещения в царской России. Автор акцентирует внимание на том, что достичь обновления общества можно только через полную реформацию системы воспитания и образования. Устаревшие идеалы должны быть отброшены, тогда как гуманизм, честность, справедливость, мораль должны стать основой обновленного дворянства.

Подводя итог, стоит отметить, что Фонвизин создал гениальное произведение, идеи которого не утратили своей актуальности и в наши дни. Пьеса привлекает все новых читателей и исследователе своей глубиной и злободневностью осветляемых вопросов.

Тест по произведению

Денис Иванович Фонвизин - один из наиболее выдающихся деятелей литературы XVIII века. Его любовь к театру зародилась в юности, и талант будущего драматурга заметили еще его гимназические учителя. С течением времени углублялись просветительские взгляды Фонвизина, крепло его стремление вмешиваться своими произведениями в самую гущу событий русской общественной жизни. Фонвизин по праву считается создателем русской общественно-политической комедии. Его знаменитая пьеса « » превратила усадьбу Простаковых в средоточие пороков, «злонравия достойных плодов», которые драматург обличает со свойственными ему злословием, сарказмом, иронией.

«Недоросль» - произведение многотемное.

Здесь поднимаются вопросы о неуклонном исполнении «должности» каждым гражданином, о характере семейных отношений в современной автору России, о системе воспитания и образования. Но главными, несомненно, становятся проблемы крепостного права и государственной власти.

В первом же действии мы попадаем в атмосферу помещичьего произвола. Тришка сшил кафтан Митрофану «изрядне-хонько», но это не спасает его от брани и порки. Старая нянька Митрофана Еремеевна безмерно предана своим господам, но получает от них «по пяти рублей на год да по пяти пощечин на день». Простакову возмущает то, что крепостная девка Палашка, заболев, лежит, «как будто благородная». Произвол помещиков привел к полному обнищанию крестьян. «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» - жалуется Простакова. Но помещики твердо знают, что они защищены всей системой государственной власти. Именно общественное устройство России позволило Простаковым и Скотининым по-своему распоряжаться в своих имениях.

На протяжении всей комедии Фонвизин подчеркивает «скотскую» сущность Простаковой и ее брата. Даже Вральману кажется, что, живя с господами Простаковыми, он «фее с лошадками». Ничуть не лучше будет и Митрофан. Автор не просто выставляет на посмешище его «познания» в науках, нежелание учиться. Фонвизин видит, что в нем живет все тот же жестокий крепостник.

Огромное влияние на формирование людей, подобных Митрофану, оказывает, по мнению автора, не только общая обстановка в дворянских усадьбах, но и принятая система образования и воспитания. Воспитанием молодых дворян занимались невежественные иностранцы. Чему мог выучиться Митрофан у кучера Вральмана? Могли ли такие дворяне стать опорой государства?

Группа положительных героев в пьесе представлена образами Правдина, Стародума, Милона и Софьи. Для писателя эпохи классицизма было чрезвычайно важно не только показать общественные пороки, но и обозначить тот идеал, к которому надо стремиться. С одной стороны, Фонвизин обличает государственные порядки, с другой - автор дает своего рода наставления, каким должен быть -правитель и общество. Стародум излагает патриотические взгляды лучшей части дворянства, высказывает злободневные политические мысли. Введя в пьесу сцену лишения Простаковой господских прав, Фонвизин подсказывает зрителям и правительству один из возможных путей пресечения произвола помещиков. Отметим, что этот шаг писателя был неодобрительно встречен Екатериной II, которая прямо дала писателю это почувствовать.

Императрица не могла не увидеть в комедии «Недоросль» острую сатиру на самые страшные пороки империи.

Сарказм Фонвизина нашел свое отражение и в произведении, озаглавленном «Всеобщая придворная грамматика», составленном в форме учебника. Писатель дает меткие характеристики придворных нравов, вскрывает пороки представителей высшего сословия. Назвав свою грамматику «всеобщей», Фонвизин подчеркнул, что эти черты свойственны монархическому правлению вообще. Придворных он называет льстецами, подхалимами, подлецами. Людей, живущих при дворе, сатирик подразделяет на «гласных», «безгласных» и «полугласных», а самым употребительным считает глагол «быть должным», хотя долгов при дворе не платят.

Екатерина так и не увидела от Фонвизина покорности, а потому вскоре его произведения перестали появляться в печати. Но Россия знала их, так как они ходили в списках. И в сознание своего поколения сатирик вошел как смелый обличитель пороков общества. Недаром «другом свободы» назвал его Пушкин, а Герцен поставил комедию «Недоросль» в один ряд с «Мертвыми душами» Гоголя.

Сатирические и драматургические успехи Фонвизина тесно связаны с его общественной и политической деятельностью "Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает", - писал В Ключевский и был совершенно прав. Сначала жизнь учит нас, потом мы поучаем других

Настоящее признание драматургического таланта пришло к Фонвизину с созданием в 1768-1769 годах комедии "Бригадир" Она явилась итогом тех поисков русской самобытной комедии, какими жили члены елагинского кружка, и в то же время несла в себе новые, глубоко новаторские принципы драматургического искусства в целом. Провозглашенные во Франции, в теоретических трактатах Д Дидро, эти принципы способствовали сближению театра с действительностью

Уже с поднятия занавеса зритель оказывался погруженным в обстановку, поражавшую жизненной реальностью В мирной картине домашнего уюта все значимо и одновременно все натурально - и деревенское убранство комнаты, и одежда персонажей, и их занятия, и даже отдельные штрихи поведения Все это отвечало сценическим новациям театра Дидро.

Но был один существенный , разделявший творческие позиции двух драматургов Теория театра Дидро, родившаяся в канун Французской буржуазной революции, отражала вкусы и запросы третьесословного зрителя, утверждая по-своему значительность среднего человека, тех нравственных идеалов, которые порождались скромным укладом жизни простого труженика Это был новаторский шаг, влекший за собой пересмотр многих традиционных, признававшихся до этого незыблемыми, представлений о функции театра и о границах художественности.

Фонвизин не мог, естественно, механически следовать программе пьес Дидро по той причине, что нравственные коллизии драматургии Дидро не подкреплялись реальными условиями русской общественной жизни Он воспринял у Дидро требование верности натуре, но подчинил этот художественный принцип иным задачам Центр тяжести идейной проблематики в комедии Фонвизина перемещался в сатирико-обличительную плоскость.

В дом Советника приезжает отставной Бригадир с женой и сыном Иваном, которого родители сватают за дочь хозяина Софью Сама любит бедного дворянина Добролюбова, но с ее чувством никто не считается. "Так ежели Бог благословит, то двадцать шестое число быть свадьбе" - этими словами отца.Софьи начинается пьеса

Все действующие лица в "Бригадире" - русские дворяне В скромной, будничной атмосфере среднемосковского быта личность каждого персонажа проявляется словно исподволь в разговорах Постепенно от действия к действию духовные интересы персонажей раскрываются с различных сторон, и шаг за шагом обнажается своеобразие художественных решений, найденных Фонвизиным в его новаторской пьесе.

Традиционный для жанра комедии конфликт между добродетельной, умной девушкой и глупым женихом осложнен одним обстоятельством.

Он недавно побывал в Париже и полон презрения ко всему, что его окружает дома, в том числе и к своим родителям "Всякий, кто был в Париже, - откровенничает, - имеет уже право, говоря про русских, не включать себя и число тех, затем что он уже стал больше француз, нежели русский". Речь Ивана пестрит произносимыми кстати и некстати французскими словечками Единственный человек, с которым он находит общий язык,- это Советница, выросшая на чтении любовных романов и сходящая с ума от всего французского.

Нелепое поведение новоявленного "парижанца" и приходящей от него в восторг Советницы наводит на мысль, что основу идейного замысли в комедии составляет обличение галломании Своим пустозвонством и новомодным манерничаньем они как будто бы противостоят умудренным жизненным опытом родителям Ивана и Советнику. Однако борьба с галломанией - лишь часть обличительной программы, питающей сатирический пафос "Бригадира" Родственность Ивана всем остальным персонажам вскрывается драматургом в первом действии, где они высказываются о вреде грамматики каждый из них считает изучение грамматики ненужным делом, к умению достигать чинов и богатства она ничего не прибавляет

Эта новая цепь откровений, обнажая интеллектуальный кругозор главных героев комедии, подводит нас к пониманиюосновной идеи пьесы В среде, где царствуют умственная апатия и бездуховность, приобщение к европейской культуре оказывается злой карикатурой на просвещение Нравственное убожество Ивана, гордящегося своим презрением к соотечественникам, под стать духовному уродству остальных, ибо их нравы и образ мыслей, в сущности, столь же низменны

И что важно, в комедии эта мысль раскрывается не декларативно, а средствами психологического самораскрытия персонажей Если раньше задачи комедийной сатиры мыслились в основном в плане выведения на сцену персонифицированного порока, например "скупости", "злоязычия", "бахвальства", то теперь под пером Фонвизина содержание пороков социально конкретизируется Сатирическая памфлетность "комедии характеров" Сумарокова уступает место комически заостренному исследованию нравов общества И в этом главное значение фонвизинского "Бригадира"

Успех "Бригадира" выдвинул Фонвизина в число наиболее известных писателей своего времени О повой комедии молодого автора с похвалой отозвался глава просветительского лагеря русской литературы 1760-х годов Н И Новиков в своем сатирическом журнале "Трутень" В сотрудничестве с Новиковым Фонвизин окончательно определяет свое место в литературе как сатирик и публицист Не случайно в другом своем журнале, "Живописец" за 1772 год, Новиков поместит острейшее сатирическое Фонвизина "Письма к Фалалсю", а также "Слово на выздоровление его имп высочества государя цесаревича и великого князя Павла Петровича в 1771 годе" - сочинение, в котором в рамках жанра официального панегирика, обращенного к наследнику престола, обличалась принятая Екатериной II практика фаворитизма и самовозвеличиванияВ этих сочинениях уже проглядывают очертания идеологической программы и творческих установок, определивших позднее художественное своеобразие "Недоросля" Например, в "Слове на выздоровление " уже заявлены предпосылки той политической программы, которую позднее Фонвизин будет развивать в знаменитом "Рассуждении о непременных государственных законах" "Любовь народа есть истинная слава государей Буди властелином над страстями своими и почти, что тот не может владеть другими с славою, кто собой владеть не может " Как выяснится позже, пафос размышлений положительных персонажей "Недоросля" Стародума и Правдина во многом питается идеями, запечатленными в названных сочинениях

Интерес Фонвизина к политической публицистике не был случайным В декабре 1769 года, оставаясь чиновником коллегии иностранных дел, Фонвизин по предложению графа Н И Панина перешел на службу к нему, став секретарем канцлера И на протяжении почти 13 лет, вплоть до выхода в отставку в 1782 году, Фонвизин оставался ближайшим помощником Панина, пользуясь его неограниченным доверием

Приближалась осень 1772 года Но передача престола сыну не входила в планы императрицы Отложив на год празднование совершеннолетия Павла под предлогом его предстоящей женитьбы, Екатерина сумела выйти из затруднительного положения В сентябре 1773 года состоялась свадьба Влиянию Панина на наследника отныне был положен предел, ибо с женитьбой воспитание считалось законченным Кампания политических интриг, которую Фонвизину пришлось наблюдать накануне женитьбы цесаревича, вновь заставила его столкнуться с нравами придворной жизни "Развращенность здешнюю описывать излишне,- замшел он в письме к сестре в августе 1773 года - Ни в каком скаредном приказе нет таких стряпческих интриг, какие у нашего двора всеминутно происходят"


УРОК 14

КОНТРОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО КОМЕДИИ

Д.И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»
ХОД УРОКА
I . Примерные планы к предложенным темам.

«Вот злонравия достойные плоды».

1. Что характеризует сентиментализм как литературное направление?

2. Основные жанры сентиментализма.

Сентиментализм появился в Европе во второй половине ХVIII в.

Идеология сентиментализма близка просветительской. Большинство просветителей считали, что мир можно сделать совершенным, если научить людей неким разумным формам поведения. Писатели сентиментализма ставили ту же цель и придерживались той же логики. Только они утверждали, что не разум, а чувствительность должна спасти мир. Они рассуждали примерно так: воспитав чувствительность во всех людях, можно победить зло.

В ХVIII в. под словом «сентиментализм» понимали восприимчивость, способность откликнуться душой на все, что окружает человека.

Таким образом, сентиментализм - это литературное течение, отражающее мир с позиции чувства, а не разума.

Как самостоятельное литературное направление сентиментализм зародился в творчестве англичанина Лоренса Стерна и французского просветителя Ж.-Ж. Руссо. В России получил развитие в творчестве Н.М. Карамзина.

Характерные жанры для сентиментализма - письма, где раскрываются в форме доверительного монолога мысли и чувства героев, и путешествия, где описываются случайные встречи и разговоры в пути, самые незначительные дорожные происшествия. Все это важно, так как дает пищу для сердца и воображения.

В произведении сентиментализма очень важен голос рассказчика. В статье «Что нужно автору», ставшей манифестом русского сентиментализма, Н.М. Карамзин писал: «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого - и если сердце твое не обольется кровию, оставь перо, - или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей».


I V . Докажите, что «Путешествие...» принадлежит литературе сентиментализма.
V . Ответ на 2 вопрос домашнего задания .
V I. Домашнее задание.

Индивидуальное задание - подготовить сообщение на тему «Н.М. Карамзин» (по карточке 8).

Карточка 8

Н.М. Карамзин 1

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) вырос в провинции, в Симбирской губернии. Когда ему исполнилось 14 лет, его повезли в Москву и отдали в пансион профессора Шадена. Он получил хорошее образование и светское воспитание.

В 18 лет Карамзин поступил на военную службу, - как и полагалось дворянскому юноше, - в один из лучших гвардейских полков. Однако вскоре он вышел в отставку и уехал в Симбирск. Там он блистал в обществе , поражал провинциалов столичными туалетами и необыкновенной образованностью. В Симбирске Карамзина увидел И.П. Тургенев, известный масон и литератор новиковского круга. Он убедил молодого человека ехать вместе с ним в Москву, вовлек его в масонскую организацию, заставил его серьезно заняться литературой и углублением своего научного кругозора.

Масоны верили, что через просвещение, через добрые дела, через перевоспитание можно постепенно ликвидировать зло.

Жизнь Карамзина среди масонов продолжалась около четырех лет. Наконец, он пережил разочарование в масонской организации и в самом Новикове. Ему надоели мистические увлечения масонов, вероятно подействовавших на него первоначально атмосферой тайны и своеобразной рыцарской романтикой ритуалов. Но более всего Карамзина смутил в новиковском масонстве налет конспирации, имевшей не столько эстетический, сколько политический характер. Карамзин не хотел участвовать в замыслах масонов; он устранялся от прямых политических действий, практический, деловой размах предприятий Новикова также был неприятен ему. К тому же он хотел видеть Европу, хотел расти как писатель. Он уехал за границу, покидал в Москве любимую женщину и друзей; это был разрыв с масонами и начало новой жизни.

Он побывал в Германии, Швейцарии, Франции и Англии, при этом старался наблюдать природу и правы чужих стран, читал, добивался знакомства с выдающимися людьми на Западе - с писателями, учеными, философами; старался тут же разобраться в своих впечатлениях, понять увиденное, осмыслить его. В 1790 г. он жил несколько месяцев в Париже, наблюдая революцию в действии, - и отнесся к ней без сочувствия.

Осенью 1790 г. Карамзин вернулся в Россию в модном фраке, с модной высокой прической, с лентами на башмаках , с множеством французских, немецких и английских книг, с запасом идей, впечатлений и воспоминаний на много лет. С 1791 г. он начал издавать «Московский Журнал», выходивший два года. Карамзин печатал в нем много своих повестей и стихотворений; повесть «Бедная Лиза», помещенная в нем, произвела фурор. Московские девушки и юноши, прочитав повесть и умилившись печальной судьбою ее героини, ходили к Симонову монастырю и любовались на пруд, в котором она якобы утопилась. Слава пришла к Карамзину, когда ему было всего 25 лет.

В 1816 г. Карамзин приехал в Петербург. Через два года появились первые восемь томов «Истории Государства Российского». Успех книги был неслыханный. Все хотели прочесть историю своей страны, впервые научно и увлекательно написанную.

С 1816 г. Карамзин летом жил в Царском Селе, недалеко от дворца. Работа над «Историей...» занимала все утро. На прогулке в парке Карамзин встречался постоянно с царем Александром. Они вместе гуляли и разговаривали. Карамзин стал личным другом царя, хотя нередко оспаривал его мнения и даже действия весьма решительно.

Он не хотел ни чинов, ни денег, - и он не получал их. Нередко в Царское Село приезжали друзья , писатели. Летом 1816 г. часто бывал на этих чаепитиях юноша Пушкин. Зимой беседы за круглым столом переносились в Петербург.

УРОК 17

Н.М. КАРАМЗИН. ЛИЧНОСТЬ, ТВОРЧЕСТВО, СУДЬБА

При нем и вследствие его влияния тяжелый

педантизм и школярство сменились сентимен-

тальностью и светскою легкостью...

В.Г. Белинский
ХОД УРОКА
I. Проверка индивидуального задания - сообщение на тему «Н.М. Карамзин» (По карточке 8).
II. Беседа по вопросам:

1. Почему Н.М. Карамзин был одной из выдающихся фигур своего времени? (Он рано вошел в литературу и довольно быстро получил славу первого писателя. Он путешествовал и общался с выдающимися людьми Западной Европы. Он глава школы русских сентименталистов и преобразователь русского языка. Он автор «Истории Государства Российского», названной Пушкиным «созданием великого писателя» 1 .)

2. Что такое «чувствительность» в понимании современников Карамзина и как это понятие связано с направлением в искусстве сентиментализмом?

3. Найдите в стихотворениях Н.М. Карамзина, помещенных в учебнике, черты сентиментализма. Выразительно прочитайте эти стихотворения, отметьте особенности их интонации, образы, нарисованные в них, красоту и выразительность эпитетов.


III. Домашнее задание.

а) Почему критики считают образ Эраста несомненной заслугой автора? Эраст злодей или жертва своих страстей?

б) Как в повести выражено отношение автора-рассказчика к происходящим событиям?

Докажите, что описания природы готовят героев и читателей, настраивают их на определенные события.

2. Задание по группам проанализировать следующие моменты:

1 вариант - описание Симонова монастыря в начале повести;

2 вариант - Лиза на берегу Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом;

3 вариант - описание грозы.

УРОК 18

ПОВЕСТЬ Н.М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА».

ЖИЗНЬ ПРОСТЫХ ЛЮДЕЙ.

ЧЕРТЫ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В ПОВЕСТИ

«Бедная Лиза» - ...образцовое произведе-

ние, посвященное не внешним событиям, а

«чувствительной» душе.

Е. Осетров
ХОД УРОКА
I. Беседа по вопросам:

1. О сюжете повести «Бедная Лиза» исследователи говорят, что он не был ни новым, ни сложным. Какие события лежат в его основе?

2. Почему эта повесть, написанная в 1792 г., имела небывалый успех, что нашла в ней публика? (Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей.)

4. Стала крылатой фраза Н.М. Карамзина, что «и крестьянки любить умеют». К какой героине относятся эти знаменитые слова? (Речь идет не о Лизе, а о ее матери. Прочитав повесть, мы понимаем, что это можно сказать и о Лизе.)

5. Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой . Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают их на определенные события. Для этого проанализируйте три пейзажа (проверка домашнего задания).

6. Осуждает ли рассказчик свою героиню за самоубийство? (Нет, он убежден, что всякое страдание получит награду, и это многим читателям казалось верным, многие же обвиняли автора в безнравственности, появилась даже анонимная эпиграмма:

Ну можно ль поступить безбожнее и хуже:

Влюбиться в сорванца и утопиться в луже?


Здесь в воду бросилась Эрастова невеста, -

Топитесь, девушки, в пруду довольно места!) 1

Согласны ли вы с тем, что Эраст - элодей или он жертва своих страстей? (Ответ на вопрос домашнего задания.)

9. Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму? Найдите слова, создающие образ-настроение, образ-переживание. Почему так часто употребляется слово «слезы»?
II. Домашнее задание.

Индивидуальные задания - подготовить сообщения на темы «В.А. Жуковский», «Романтизм» (по карточкам 9, 10).