Из чего состоит тест егэ по литературе. Структура экзаменационной работы егэ по литературе. Структура ЕГЭ по литературе

Мечтаете стать лингвистом, филологом или журналистом и планируете сдавать кроме основных предметов ЕГЭ по литературе – мы расскажем, что ожидать от экзамена в 2019 году, какой будет структура КИМов, ожидаются ли изменения в заданиях и какой будет дата проведения испытаний в рамках досрочного и основного периода.

Литература не входит в число самых популярных предметов ЕГЭ, ведь для успешной сдачи экзамена необходимо не только досконально знать творчество многочисленных поэтов и прозаиков, их произведения и роль творчества в становлении культуры отдельных стран, а и уметь анализировать прочитанное, делать выводы и выражать собственное мнение. Можно ли сдать литературу, не будучи выпускником специализированного учебного заведения? Этот вопрос сегодня волнует многих 11-тиклассников России. Практика показывает, что можно. Но для ученика обычной школы подготовка будет непростой, а значит, начинать ее необходимо как можно раньше.

Кому нужен сертификат ЕГЭ по литературе?

Очевидно, что ЕГЭ по литературе будет необходим для тех, кто изберет для себя в 2019 году филологическое направление. Также задуматься о подготовке к данному испытанию стоит тем, кто планирует связать свою жизнь с такими профессиями, как:

  • журналистика (в том числе военная журналистика);
  • переводчик;
  • театральное искусство;
  • вокал и хореография;
  • продюсер, кинооператор, режиссер;
  • и другие творческие специальности.

Важно! Обязательно узнайте, какие сертификаты ЕГЭ желают видеть в ВУЗе, который вы избрали для дальнейшего обучения. В зависимости от направления вам может потребоваться также сдавать математику профильного уровня или английский язык. Для ряда специальностей обязательным также является творческий конкурс.

Даты проведения испытаний

В 2018-2019 учебном году литературу можно будет сдать в досрочном и основном периоде. Поскольку предмет не входит в обязательные, он не будет вынесен на сентябрьскую пересдачу. Но, у ребят будет более чем достаточно возможностей преодолеть минимальный проходной порог.

Точные даты проведения экзамена в 2018-2019 учебном году, утвержденные проектом ГИА 2019, будут такими:

Основные даты

Резервные дни

Досрочный

Основной

27.06.19 и 01.07.19

Изменения 2019 года

Глобальных изменений в КИМах 2019 года по литературе не предвидится. Нововведения коснуться только системы оценивания работ, а именно:

Для экзамена 2019 года также будут актуальны все нововведения, которые были приняты в 2018 году:


Неизменными также останутся основные параметры экзамена:

  • длительность – 235 мин.;
  • отсутствие каких-либо дополнительных материалов для использования;
  • минимальный проходной балл для аттестата – 32 из 100 возможных.

Структура КИМов по литературе

В стремлении найти оптимальный формат КИМов на протяжении многих лет ЕГЭ по литературе регулярно видоизменяли, но в 2019 году структура билета останется прежней, ведь, по мнению министерства и ФИПИ, данный вариант испытаний позволяет в полной мере оценить уровень теоретической и практической подготовки выпускников.

Билет 2019 года будет включать в себя 17 разноуровневых заданий, разделенных на две части:

Тип ответа

Кол-во заданий

Пояснение

с кратким ответом

7 (1 комплекс)*

5 (2 комплекс)**

слово, фраза или последовательность цифр

с развернутым ответом

2 (1 комплекс)*

2 (2 комплекс)**

5-10 предложений

полноформатное развернутое сочинение на одну из 4-х предложенных тем

не менее 200 слов

Всего

*1 комплекс – анализ фрагмента эпического, лироэпического или драматического произведения.

**2 комплекс – анализ лирического произведения.

Количественное распределение по уровням сложности будет таким:

  • базовый – 12;
  • повышенный – 4;
  • высокий – 1.

Задания ориентированы на проверку знаний выпускников по 7 основным содержательным разделам. Распределение вопросов по блокам будет иметь следующий вид:

Самым сложным заданием ЕГЭ по литературе в 2019 году традиционно станет сочинение (№17), для написания которого как минимум необходимо будет прочесть и проанализировать 11 романов, 9 поэм, 6 пьес, 4 повести, более 20-ти рассказов и более 150-ти стихов, вошедших в список произведений, рекомендованный для подготовки.

Полный список вы найдете в кодификаторе, составленном сотрудниками ФИПИ для экзамена 2019 года.

Оценивание работ

Всего за правильно выполненные 17 заданий ЕГЭ по литературе (учитывая изменения в критериях оценивания 2019 года), выпускник может набрать 58 первичных баллов. Такой результат интерпретируется как максимум ЕГЭ, составляющий 100 тестовых баллов.

При этом за задания базового уровня можно набрать 12 баллов, за вопросы в развернутыми ответами – 32, а за сочинение – 14 баллов.

Задания повышенного уровня сложности оцениваются по таким критериям:

  • соответствие задания и ответа (для 8 и 15 заданий);
  • сопоставление произведений с выбранным тестом (для 9 и 16 заданий);
  • наличие аргументации с привлечением текста литературного произведения;
  • логичность рассуждений и соблюдение основных речевых норм.

При проверке сочинения учитывают такие основные критерии:

  • Соответствие темы.
  • Наличие аргументации с привлечением литературных произведений.
  • Наличие опоры на теоретико-литературные понятия.
  • Логичность рассуждений и композиционная целостность сочинения.
  • Соблюдение речевых норм.

Важно! Сочинение не проверяют вообще, если его объем меньше 200 слов, либо тема не соответствует заданию.

Перевести тестовый балл ЕГЭ по литературе, полученный в 2019 году в школьную оценку поможет таблица соответствия:

Как видите, для получения аттестата за 11 класс вполне достаточно набрать 32 балла. Но, если цель сдачи ЕГЭ по литературе – поступления в хороший университет РФ в 2019 году, то необходима качественная подготовка и результат «высокого» уровня, превышающий 67 баллов (для ВУЗов столицы это 95+).

Секреты подготовки

Естественно, что первым шагом на пути к высокому баллу по литературе является прочтение основных произведений из списка ФИПИ. Но только хорошего знания сюжета мало. Также стоит ознакомиться с критиками, разобрать мнение специалистов о проблеме, которую поднимает автор, а также ее определить ее место в жизни людей времени написания произведения и ее восприятие нынешним поколением.

Тщательно прорабатывая каждое произведение, выписывайте в тетрадь самое важное. Такие краткие записи помогут при выполнении тестов и написании сочинений. Также полезными будут:

  • шаблоны сочинений на разные темы;
  • карточки писателей;
  • каталог фраз, которые можно использовать в сочинениях;
  • схемы и зарисовки, помогающие запомнить сложные темы;
  • заготовки аргументов для раскрытия проблем, встречающихся в сочинениях ЕГЭ по литературе.

Поскольку полный список тем, которые будут предложены на ЕГЭ 2019 года по литературе, не разглашается заранее, подготовка должна заключаться в проработке разных направлений, а не написании готовых сочинений.


Каждый год на официальном сайте ФИПИ публикуются демоверсии ЕГЭ текущего года.

21.08.2017 были представлены проекты документов, регламентирующих структуру и содержание КИМ ЕГЭ 2018 года (в том числе демоверсия ЕГЭ по литературе).

Существуют документы, которые регламентируют структуру и содержание КИМ, – кодификатор и спецификация.

ЕГЭ по литературе 2018 год - демоверсия с ответами и критериями от ФИПИ

Всего заданий – 17; из них по типу заданий: с кратким ответом – 12; с развёрнутым ответом – 5; по уровню сложности: Б – 12; П – 4; В – 1.

Максимальный балл за работу – 57 (существенные изменения по сравнению с прошлым годом).

Изменения в ЕГЭ 2018 года по литературе в сравнении с 2017 годом

1. Усовершенствованы и сближены с ОГЭ критерии оценивания развёрнутых ответов.

2. Упрощён алгоритм действий эксперта при оценивании развёрнутых ответов разных типов; обеспечена бóльшая прозрачность формирования оценки за отдельные задания и работу в целом (для эксперта и экзаменуемого). Изменения направлены на повышение объективности оценивания экзаменационной работы и на укрепление преемственности между формами итогового контроля на разных ступенях школьного образования.

3. Усилен контроль за качеством речи экзаменуемого (речь оценивается в ответах на все задания).

4. Уточнены требования к выполнению сопоставительных заданий 9 и 16: в инструкциях к ним нет требования давать обоснование выбора примера для сопоставления, что отражено в критериях их оценивания.

5. Введено четвёртое задание в часть 2 (темы сочинений варьируются с учётом жанрово-родового разнообразия литературного материала и литературной эпохи).

6. Максимальный балл за всю работу увеличен с 42 до 57 баллов.

7. Уточнён порядок назначения 3 эксперта.

8. Усовершенствованы инструкции к работе и отдельным заданиям (они более полно, последовательно и чётко отражают требования критериев, дают ясное представление о том, какие действия и в какой логике должен выполнять экзаменуемый)

Продолжительность ЕГЭ 2018 по литературе

Продолжительность ЕГЭ по литературе – 3 часа 55 минут (235 минут).

Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий

Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ, представлен в разделе 1 кодификатора. Перечень содержит восемь подразделов. На основании подраздела 1 «Сведения по теории и истории литературы» в формулировках заданий используются те или иные термины и понятия.

Остальные подразделы распределяют произведения художественной литературы в соответствии с различными литературными эпохами:

Из древнерусской литературы;

Из литературы XVIII в.;

Из литературы первой половины XIX в.;

Из литературы второй половины XIX в.; -

из литературы конца XIX – начала XX в.;

Из литературы первой половины XX в.;

Из литературы второй половины ХХ в.– начала XXI в.;

Для составления КИМ ЕГЭ указанные подразделы объединяются в содержательные блоки. В каждом варианте экзаменационной работы обязательно присутствуют задания из трёх содержательных блоков:

1) древнерусская литература, литература XVIII в. и первой половины XIX в.;

2) литература второй половины XIX в.;

3) литература конца XIX в.– начала XXI в.;

Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественные произведения в их жанрово-родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися всего материала курса, содержание которого определено обязательным минимумом по предмету.

В демонстрационной версии 2010 года выделены три части, содержащие комплекс заданий для определения уровня подготовки выпускников по литературе.

В первой и второй частях предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу произведений, названных в обязательном минимуме содержания литературного образования. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т.п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с другим материалом курса.
Общая структура первых 2-х частей работы подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала.

Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют не только проверить знание учащимися конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учётом его жанровой принадлежности. Последнее задание каждой из первых 2-х частей работы предполагает выход в широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи курса. Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

Последняя (3-я) часть работы требует от учащихся полноформатного развёрнутого высказывания на литературную тему проблемного характера (таким образом, к отработанному в 1-2 частях литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса).

Часть 1, предполагающая анализ фрагмента эпического (или драматического) произведения, состоит из 7 заданий с кратким ответом (В) и 2 заданий с развёрнутым ответом ограниченного объема (С1, С2). При выполнении задания с кратким ответом от экзаменуемого требуется написание слова или сочетания слов. Задания с развёрнутым ответом. ограниченного объема (C1, С2) требуют написания связного текста в объеме 5-10 предложений.

Часть 2 предполагает анализ лирического произведения и включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развёрнутым ответом ограниченного объема (С3, С4). Общие требования к выполнению этих заданий те же, что и для части 1-й.

Следование предложенному алгоритму работы позволяет учащимся выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.
В части 3 проверяется умение построить связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера. Выпускнику предлагаются 3 вопроса (C5.1 - С5.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 - по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII и первой половины XIX веков, 2 - по произведениям второй половины XIX века, 3 - по произведениям XX века. Выпускник выбирает только один из вопросов и даёт на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Вопросы проблемного характера указывают на познавательное противоречие, которое выпускник должен осмыслить, предложив свою версию его разрешения в форме сочинения.

Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль учащихся, даёт им возможность выразить своё отношение к поднимаемым авторами произведений проблемам.
Практика педагогических исследований показала, что выполнение работ такого типа требует большой меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.

Состоят из двух частей : в первую часть входят задания с кратким ответом и задания, выполнение которых требует развернутого ответа в объеме 5 - 10 предложений . Вторая часть включает в себя 4 задания, из которых нужно выбрать одно и дать на него развернутый аргументированный ответ в виде сочинения объемом не менее 200 слов .

Все демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе содержат ответы ко всем заданиям,а также критерии оценивания для заданий с развернутым ответом.

В по сравнению с

Демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе

Отметим, что демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе представлены в формате pdf, и для их просмотра необходимо, чтобы на Вашем компьютере был установлен, например, свободно распространяемый программный пакет Adobe Reader.

Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2003 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2004 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2005 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2006 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2007 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2008 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2009 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2010 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2011 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2012 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2013 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2014 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2015 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2016 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2017 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2018 год
Демонстрационный вариант ЕГЭ по литературе за 2019 год

Изменения в демонстрационных вариантах ЕГЭ по литературе

Демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе для 11 класса за 2003 - 2007 годы состояли из заданий трех видов: А - задания, в которых нужно выбрать один из предложенных ответов, В - задания, на которые требуется дать краткий ответ, С - задания, выполнение которых требует развернутого ответа.

В 2008 году из демонстрационного варианта ЕГЭ по литературе были исключены задания с выбором ответа.

В 2015 году в демонстрационном варианте по литературе была изменена структура варианта:

  • Вариант стал состоять из двух частей (часть 1 - задания с кратким ответом , часть 2 - задания с развернутым ответом ).
  • Нумерация заданий стала сквозной по всему варианту без буквенных обозначений А, В, С.

В демонстрационных вариантах ЕГЭ 2016 - 2017 годов по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2015 года изменений не было.

В демонстрационный вариант ЕГЭ 2018 года по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2017 года были внесены следующие изменения:

  • Уточнены требования к выполнению заданий 9 и 16 (отменено требование обосновать выбор примера для сопоставления)
  • Введена четвертая тема сочинения .
  • Полностью переработаны критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом (8, 9, 15, 16, 17).
  • Максимальный балл за выполнение всей работы увеличен с 42 до 58 баллов .

В демонстрационном варианте ЕГЭ 2019 года по литературе по сравнению с демонстрационным вариантом 2018 года уточнены критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом:

  • внесены исправления в оценивание заданий 8 и 15 (формулировка критерия 1 с описанием требований к ответу на 2 балла, правила подсчёта фактических ошибок в критерии 2),
  • для заданий 9 и 16 в критериях 1 и 2 учтены возможные варианты изъянов в ответе,
  • для заданий 17.1–17.4 в критерий 4 добавлен подсчёт логических ошибок.

На нашем сайте можно также ознакомиться с подготовленными преподавателями нашего учебного центра «Резольвента»

В 2017 году я сдала ЕГЭ по литературе на 65 баллов. На апелляции удалось выбить только один первичный балл, который при переводе во вторичные весил столько же. Поэтому в итоге мой результат составил всего 66 баллов, что меня очень сильно расстроило.

В этом году меня радует изменение критериев оценивания, и мне кажется, что сейчас действительно стало понятнее чего от тебя ждут и хотят, потому что в прошлом году на апелляции мне так и не смогли сказать, из-за чего именно мне снизили некоторые баллы за развернутые ответы.

Мой провал

Я думаю, многие сталкивались с историями людей, которые знают литературу очень хорошо, но очень плохо написали экзамен. К сожалению, я тоже знаю немало таких примеров, один из которых - мой собственный. Поэтому сейчас я на собственном опыте расскажу, чем это может быть обусловлено.

Я завалила экзамен по литературе в прошлом году, сдала на 66 баллов, что очень низко для меня, учитывая, что я поставила себе планку 90+. Я прошла весь список по литературе, за исключением нескольких произведений, которые были не прям сильно важны, тщательно все разобрала, мой стол был завален тетрадями с письменными работами и сделанными мною таблицами и конспектами по всему, что только можно. Я чувствовала себя очень уверенно и знала, что иду не с пустой головой. Мне попался вариант с произведениями, которые я хорошо знала, темы сочинений были тоже удачные, но в итоге все закончилось моими слезами и плохим результатом. Почему? Потому что я ни разу не писала полноценный пробник и не смогла уследить за временем!

Я начала писать сочинение примерно за 35-40 минут до конца работы.а, не переписывать, а именно писать! И так как очень торопилась и волновалась, заранее понимая, что уже завалила его, я наделала кучу ошибок: в трех предложениях написала слово “история” раз 7-9, причем в разных значениях, использовала одни и те же слова и речевые обороты, структура текста у меня была в голове уложена, но в итоге я не успела дописать предпоследний абзац и вообще не написала заключение. Когда мы отложили ручки, я начала перечитывать свою работу и ужаснулась, но, к сожалению, исправить что-либо было уже поздно.

Моя подруга завалила экзамен потому, что плохо понимала критерии оценивания, она тоже довольно хорошо знала материал, занималась с репетитором. Она сдавала экзамен два года назад, и тогда критерии были очень сильно размыты и оценивали работу гораздо более субъективно, чем сейчас. В ЕГЭ 2018 критерии сделали более четкими (по этой ссылке можно скачать файл, в котором содержится кодификатор, спецификация и демо версия - литература), что надеюсь пойдет на руку тем, кто будет сдавать в этом году.

Вообще довольно большому количеству людей снижают оценки за работу из-за “фактических недочетов”, “каких-то неточностей” и тому подобное, хотя это не считается ошибкой. Довольно многие на этом проваливаются: пишут хорошую работу без ошибок, а к ним начинают придираться за все, что только можно, лишь бы снизить баллы. Именно поэтому лучше всего писать работу, используя как можно более общие фразы и общепринятое мнение насчет произведений. Часто люди начинают сильно расписывать ответ, и на этом же спотыкаются - получают снижения за речевые, фактические ошибки и на апелляции слышат лишь “видно, что вы читали и понимаете, но мы не можем вам поднять, потому что это не совсем то, чего ждут от вас в этом ответе”. Одно радует - сейчас формулировки критериев стали гораздо менее размытыми. Мини-вывод: писать нужно не очень объемно, без каких-то особых украшений речи и как можно более объективно.

Время и ошибки из-за спешки

Как я уже упоминала, я облажалась из-за того, что не успела написать сочинение. А не успела я потому, что слишком много времени уделила черновикам, и в итоге очень долго переписывала.

Не используйте черновики для того, чтобы писать на них целую работу. Пишите на них только план и ключевые слова, которые будете использовать, потому что иначе вы просто ничего не успеете написать, а надо ведь не только написать, но и проверить!

План

Сколько раз повторяли в школе про то, что очень полезно писать план? Но многие все равно не любят уделять его время, однако он действительно может ускорить процесс написания развернутых ответов и самого сочинения. Хотя с развернутыми ответами можно поступить гораздо проще - просто накидать ключевые слова, которые хочешь использовать и которые помогают раскрыть тему - и следуя по ним написать работу.

А насчет сочинения, я считаю, что удобнее всего сначала разделить его на части, и в них тоже выписать ключевые слова. Тогда во время написания уменьшается вероятность повторения одних и тех же фраз и слов, да и структурированную мысль изложить можно быстро и легко.

Сколько и на что

Стоит постоянно держать в голове маячок, напоминающий о том, что время не резиновое. У нас в аудитории напомнили о времени только за пять минут до конца экзамена, так что лучше самому постоянно за этим следить.

На развернутые ответы я потратила очень много времени, что и привело к плачевному результату. Советую тратить на то, чтобы продумать ответ (выписать ключевые слова/план, как я написала выше) минут 5-7, а потом минут 15-20 на написание.

С тестом тоже не стоит затягивать, но это, я думаю, и так понятно. Сейчас когда я делаю пробники, сначала работаю с тестом, а потом, только перед тем как приступать к развернутым ответами, читаю отрывок из прозы. Потому что чаще всего в тесте вообще нет ничего, связанного с отрывком, только с произведением в целом или с определениями. А если сначала читать текст, потом делать тест, то, скорее всего, для развернутого ответа его придется еще раз перечитывать. С лирикой я тоже часто так делаю, сначала прохожусь по номерам с терминами, а только потом, когда надо определить какие приемы использовал автор, каким размером написано стихотворение и при ответе на 15,16 вопросы, читаю само стихотворение.

На тест уходит в среднем минут 15-20. Мне кажется, удобнее проверять после, однако тогда нужно гарантированно оставлять себе время. У меня получилось так, что я просто не сразу переносила все в бланки, и в конце работы, во время переноса, я как раз еще раз себя проверила.

Таким образом, на сочинение и проверку остается около 100-120 минут. Как раз минут 10-15 на план и можно спокойно писать, давая себе иногда время подумать. Потому что, опять-таки возвращаясь ко времени моей сдачи экзамена, писала я почти не думая из-за того, что очень спешила: я просто писала без остановки, и это очевидно обернулось тем, что я просто не успевала следить за лексическими повторами, фактическими ошибками и за построением предложения в целом.

Лучше всего закончить с сочинением минут за 20 до конца, чтобы успеть перечитать все написанное. Потому что проверять развернутые ответы сразу не лучшая идея. Вместо этого предпочтительнее будет переключить мысли на что-то другое, а после уже перечитать - так лучше видно ошибки.

Что может удивить на экзамене?

Когда вы будете сидеть в аудитории и смотреть на попавшийся вам бланк, вы можете подумать, что это немного не то, чего вы ожидали. Давайте разберемся почему.

Лирика

Вам могут спокойно попасться стихотворения не из кодификатора, как было у меня, например. Не то, чтобы это сложнее, просто меня долго мучил вопрос, зачем же тогда вообще нужен кодификатор и избранные авторы, если тебе может попасться стихотворение не связанное с ними, да и для сравнения ты можешь приводить произведения не только из кодификатора, а в принципе из русской литературы определенного времени.

Мне попалось стихотворение, которое я видела в первый раз, и для сравнения я приводила Бунина “Помню долгий зимний вечер”, и все у меня было хорошо. Однако обидно было за то, что я учила много стихотворений, а в итоге использовала то, которое знала наизусть с пятого класса.

Развернутые ответы

Также формулировка вопросов для развернутых ответов может быть совершенно не похожей на те, которые были в пробниках. Ведь при тренировке вопросы имеют тенденцию довольно часто повторяться, однако в работе может попасться уже все что угодно. Но суть вопроса же от формулировки не зависит! По сути своей все они очень однообразны, просто поддаются некоему “коверканию”, лишь бы запутать сдающих экзамен. Так что не стоит паниковать, просто нужно подумать, на что это больше всего похоже.

Например, в работе может попасться вопрос про конфликт героев, но в формулировке будет “социально-философские споры”, или “противостояние благородных и подлых героев”. Или же в вопросе про природу может быть что-то вроде “каким образом герой сравнивает себя с кедром?”

Это все очень просто, но уточнения могут порой сбивать с толку. В итоге, лучше всего свести все к общему определению, будь то конфликт, душевные переживания, связь человека и природы и так далее.

Тестовая часть

Меня лично еще шокировало задание с цитатами. Были даны отрывки реплик из рассказа “Ионыч” А.П. Чехова, и нужно было сопоставить их с персонажами, которые их произносили. Конечно, нужно было ориентироваться на характеристики персонажей, но, так как одна цитата еще должна была остаться лишней, и не везде можно было выделить ключевые фразы/особенности речи, я с этим заданием не справилась.

Структура развернутых ответов

Очень важно обращать внимание на речь и на материал, который используется в работе.

Если нет стопроцентной уверенности в том, что цитата использована правильно и точно, то лучше ее не писать.

Если нет стопроцентной уверенности в том, что именно этот герой совершал именно это действие, то опять-таки лучше это не упоминать.

Если имя героя плохо запомнилось, то лучше назвать его “главным героем” или просто дать его характеристику (чей он родственник, как он выглядит, кто он по профессии, статусу и так далее).

Также нужно следить за повторами, тавтологией, речевыми ошибками. Например, я случайно использовала слово “история” в трех разных значениях и из-за этого написала его раз шесть в трех-четырех предложениях. И заметила, к сожалению, уже когда закончилось время экзамена.

Обязательно надо обращать внимание на то, как часто вы употребляете имена героев. В этом вам поможет использование синонимов: не просто Базаров, а друг Аркадия Кирсанова, нигилист; не просто Наташа Ростова, а сестра, дочь, возлюбленная, любимая героиня Толстого (одна из) и так далее.

Разнообразить работы синонимами нужно еще и в случае с глаголами. Не следует использовать только “автор описал” и “автор показал”, есть очень много слов, которыми можно заменить такие формулировки, а где-то вообще лучше по другому построить предложение, иначе получается очень однообразно и некрасиво.

Свое мнение

Это, конечно, очень грустно, но свое мнение ни в коем случае писать нельзя. Как я уже несколько раз писала, лучше всего все сводить к объективности.

На экзамене никому не интересно, что ты думаешь на те или иные темы. Проверяющим нужно видеть твое знание теории и материала. Поэтому нельзя использовать никакие “Я думаю”, “Я считаю”, “По моему мнению” и так далее, чему нас наоборот учат, готовя к ЕГЭ по русскому.Поэтому, подводя такой промежуточный итог, я советую время от времени освежать в памяти структуру написания и критерии для развернутых ответов.

Надеюсь, мои советы помогут вам избежать моих ошибок и написать ЕГЭ по литературе на хороший балл. Главное всегда помнить о времени и о том, что никому из проверяющих не интересно посмотреть на ваш прекрасный навык письма. Есть критерии - нужно им соответствовать. Не стоит думать, что сдать экзамен хорошо - цель заоблачная и невыполнимая, нужно просто знать, с какой стороны лучше к нему подойти. Не торопитесь, учите клише и не пугайтесь, если вдруг получите бланк, в котором просят анализ произведений, которые вы видите в первый раз.