Известный азербайджанский поэт. Список самых известных азербайджанских писателей. Самит Алиев. «Семь шагов в направлении заката»

В течение столетий литература всегда занимала особое место в системе интеллектуальных и культурных ценностей Азербайджана. Самым мощным пластом весьма богатой литературной традиции является фольклор. Азербайджанский фольклор, можно смело сказать, обессмертил систему этнокультурных ценностей народа. Народные колыбельные -первое соприкосновение с литературой для каждого азербайджанца, прививающее любовь к литературе и красоте родного языка. Когда азербайджанец покидает этот бренный мир, его провожает погребальная песнь. Фольклор азербайджанского народа так богат потому, что каждый человек — потенциальный создатель фольклорного произведения. Всемирно известная Авеста, которая была закончена в VI веке до н.э., и мидийские легенды, увековеченные в трудах древнегреческого историка Геродота, берут свое начало из этой богатой фольклорной традиции. Другим источником азербайджанского фольклора являются древние тюркские мифы и легенды. Книга Деде Горгуда, воспевающая героизм, тоже возникла из того же источника. Мы -свидетели быстрого развития и качественных изменений в азербайджанской литературе. В начале V века на территории Азербайджана был создан албанский алфавит, состоявший из 52 букв. Албанский Католикос Виро был одним из самых образованных людей своего времени. Он перевел персидские мифы на свой родной албанский язык. В VII веке албанская литература достигла пика своего развития. Самым известным поэтом того периода был Давдак, автор посвященной смерти великого азербайджанского полководца Джаван-шира поминальной песни, — уникального произведения, сохранившегося до наших дней.Среди образцов богатого литературного наследия, созданных в VII веке, — несколько рассказов и сюжетов из «Истории Албании», написанной известным албанским историком Моисеем Каланкатуклу. Этот его труд — один из немногих сохранившихся до наших дней. Он рассказывает о развитой азербайджанской культуре IV-VII вв, кроме того, истории и культуре этого периода посвящена «Хронология Албании» Мхитара Гоша, известного летописца тех времен.
Большинство литературных трудов, созданных в середине VII века, после принятия ислама азербайджанским населением, написано на арабском языке. Азербайджанские поэты VII-VIII вв. Муса Шеавет, Исмаил бин Ясер и Абдул Аббас писали на арабском языке. Начиная с X века, фарси стал доминирующим поэтическим языком на Ближнем Востоке. После отделения территории Азербайджана от Арабского Халифата, количество литературных образцов, написанных на арабском, начинает уменьшаться, и фарси становится доминирующим языком литературных трудов. С одной стороны, это было связано с литературной средой во дворцах элиты и приказами правителей Азербайджана, предпочитавших арабский и персидский языки, а с другой — причиной этому была заинтересованность известных азербайджанских авторов в сохранении связей с восточными странами, где арабский и фарси были государственными языками.
С XI века письменная литература в основном создавалась во дворцах, в связи с чем позже и стали ее именовать «дворцовой литературой» или «литературой дивана (сборник стихов)». Особенностью этого периода было использование фарси большинством известных авторов того периода. Самым выдающимся представителем азербайджанской литературы XI века был Гатран Тебризи (1012-1088). Его перу принадлежат сборник стихов «Диван» и толковый словарь «Ат-Тафасир», оба написаны на фарси. Поэты и ученые XII века — Абу Наср Мансур Тебризи, Хатиб Тебризи, Искафи Занджани, Хеттат Низами Тебризи — творили на арабском языке.
XII век был важным периодом для азербайджанской литературы. Из поэтов, живших в то время, следует назвать имя Абуль-уллы Гянджеви, которому было присуждено звание Меликуш-Шуара (главы поэтов). Кроме того, заслуживают упоминания Фелеки Ширвани, Изеддин Ширвани, Муджуред-дин Бейлагани и Гивами Гянджави. Хотя их образ мыслей и был пронизан азербайджанским духом, они создавали свои творения на фарси. Однако с XIII века все больше стихов стало появляться на азербайджанском языке. Самым ранним памятником на азербайджанском языке, сохранившимся до наших дней, является поэма, написанная Гасаноглу, и даже сейчас она является уникальным образцом азербайджанской поэзии.

Гениальный Физули был взращен наследием Низами. До него азербайджанская литература уже могла гордиться творческим наследием Гасаноглу (XIII век), Гази Бурханеддина (1344-1398), Насими (1369-1417) и Хатаи (1487-1524) и получила известность на Ближнем и Среднем Востоке. Физули, так же, как Низами, принадлежит не только своему народу и региону. Физули — мед и слезы азербайджанской литературы -принадлежит всему миру с его печалью и дальнейшим развитием гуманистических традиций Низами. «Я не слаб, смотри, я не кланяюсь никому» — этими словами он провозгласил свободу и достоинство личности. Первое яркое проявление мировой скорби связано с именем Физули и позже встречается в произведениях Байрона и Гейне, гениев романтизма.
Поэтический жанр фольклора также развивался в период Физули, а позже появились стихи Гурбани (XVI век), Ашуга Аббаса (XVII век), Хаста Гасыма (1684-1760) и четырехстрочные баяты (особый жанр поэзии), стихи Сары Ашуга (XVII век). В XIX веке Деде Али, Ашуг Пери и Ашуг Алескер, развивая жанр, заняли литературную нишу и создали образцы искусства, которые популярны и считаются важными до сегодняшнего дня. Что же касается средневековых героических эпо-сов «Кероглу» и «Шах Исмаил» и любовных эпосов «Ашуг Га-ряб», «Асли и Керем» и «Аббас и Гюльгаз», они были написаны под влиянием Книги Деде Горгуда и стали шедеврами азербайджанского фольклора. Молла Панах Вагиф, известный поэт и государственный деятель, считается выдающейся личностью позднего средневековья и начала современности. В области литературы он также стал знаменит благодаря своим реалистическим, мирским и лирическим произведениям, столь отличным от мистического очарования Физули. В этот период литературная деятельность поэтов Моллы Вели Видади (1707-1808), Мирзы Шафи Вазеха (1794-1852) и Гасым Бея Закира (1784-1857) играла важную роль в литературной жизни Азербайджана.

Мирза Фатали Ахундов (1812-1878) переместил азербайджанскую литературу в контекст западной литературы, таким образом, сблизив азербайджанскую культуру с европейской. В течение новейшей истории азербайджанская литература развивалась в этом направлении. Тем не менее, в основе ее развития лежали давние традиции. Патриотически настроенные поэты и писатели, такие, как Джалиль Мамедгули-заде, Мирза Алекбер Сабир и Над-жаф Бей Везиров, всемерно способствовали распространению идей национальной независимости и культурно-просветительской деятельности. Дело Мирзы Фатали продолжил великий драматург Гусейн Джавид (1882-1941). Пьесы Джафара Джабарлы (1899-1934), а затем Ильяса Эфендиева (1914-1997) стали украшением многих сцен. Поэзия Абдуллы Шаига (1881-1951), Ахмеда Джавада (1892-1937), Алиага Вахида (1895-1965), Самеда Вургуна (1906-56), Мухамедгусейна Шахрияра (1906-89), Сулеймана Рустама (1906-89), Микаила Муш-вига (1908-38), Расула Рзы (1910-81), рассказы Наримана Нариманова (1870-1925), Мамед Сайда Орду-бади (1872-1950), Юсиф Везира Чеменземинли (1887-1943), Сулеймана Рагимова (1900-83), Мир Джалала Пашаева (1908-78), Мирзы Ибрагимова (1911-93), Гылмана Илкина (р.1914), Имрана Гасымова (1917-81), Исмаила Шыхлы (1919-95), Азизы Джафарзаде (1921-2003), Гусейна Аббасзаде (1921-2008) и других играли важную роль в расширении горизонтов мировоззрения для нескольких поколений читателей.
В течение более десяти лет литература независимого Азербайджана продолжает активно интегрироваться в мировую литературу. Интеллектуалы из поколения шестидесятников играют важную роль в этом процессе. Наряду с ними и другие писатели и поэты обогащают наш литертурный и культурный кругозор. Но нашу литературную традицию пронес через века богатый азербайджанский язык. Среди известных современных деятелей азербайджанской литературы — поэты Мирварид Дильбази (1912-2001), Балаш Азероглу (р.1921), Наби Хазри (1924-2007), Гусейн Ариф (1924-92), Сохраб Та-хир (р.1926), Габиль (1926-2007), Нариман Гасанзаде (р.1931), Халил Рза Улутюрк (1933-94), Мамед Араз (1933-2004), Ильяс Тапдыг (р. 1934), Вахид Азиз (р. 1945); писатели Иса Гусейнов (р. 1928), Чингиз Гусейнов (р. 1929), Максуд Ибрагимбеков (р. 1938), Анар (р. 1938), Вагиф Самедоглу (р. 1939), Эльчин (р. 1943), Чингиз Абдуллаев (р. 1959) и другие.

(1126-1199)Хагани, один из выдающихся литературных деятелей периода возрождения азербайджанской литературы в XII в., родился в Шама-хы. Он был первым автором поэмы в истории азербайджанской литературы и сделал жанр гесиде популярным на Востоке. Как и в произведениях других представителей азербайджанского возрождения, основными темами его произведений были человек, окружающий его мир, борьба добра и зла, глубокий гуманизм. Его литературное наследие включает в себя «Диван», 17000 куплетов лирических стихов и поэму «Тохфат-уль-Иракейн» (Подарок двух Ираков), а также письма современникам, написанные прозой./ (1369-1417)

Насими, один из ярких представителей классической азербайджанской поэзии, родился в Шама-хы. Он написал первую социально-философскую поэму на азербайджанском языке. В своих философских стихах поэт воспевал величие человеческого разума, его красоту и радость. Согласно Насими, самая ценная жемчужина этого мира, его суть — это человечество. Он первым сравнил человека с Богом. Он говорил, что природа, земля и небо черпают свою красоту у человека. В 1417 году Яшбей, правитель Алеппо, приказал снять с поэта кожу живьем. Говорят, что во время казни Насими цитировал свой стих «Агримаз» («Без боли»). Другие известные стихи Насими — «Сыгмазам» и «Где ты, желанная моя? Ты душу мне зажгла».

(1717-1797)

Талантливый дипломат и государственный деятель, автор классических произведений азербайджанской литературы. Он родился в деревне Салахлы на территории нынешнего Газахского района Азербайджана. В 1757 году переехал в Карабах и открыл там школу. Позже, в 1769 году, Ибрагим-Халил хан (1759-1806), правитель Карабаха, пригласил его в свой дворец, сначала на придворную должность, а затем на должность главного визиря. Самые известные его стихи — «Праздник пришел», «Журавли», «Смотри» и «Двух красавиц я славлю».

(1832-1897)

Натаван, известная личность на азербайджанском литературном небосклоне XIX века, родилась в Шуше, в семье Мехтикули хана, наследника правителей Карабаха. Она получила домашнее образование, проявляла интерес к поэзии и музыке с раннего детства, говорила на нескольких восточных языках. В 1872 году основала Собрание друзей, литературный кружок известных поэтов, писавших в классическом стиле. В 1858 году она встретилась с Алексадром Дюма — отцом в Баку и подарила ему несколько сувениров. Дюма, в свою очередь, оставил ей на память изящный шахматный набор. В 1850 году она начала писать в традиционном восточном жанре. Основные мотивы ее поэзии — серия стихов о красоте природы и стих, посвященный ее рано умершему сыну. Самые известные ее произведения — «Фиалка», «Гвоздика», «Я плачу», «Ушел».

(1882-1941)

Гусейн Джавид, выдающийся азербайджанский поэт и драматург, родился в Нахчыване. Один из основателей прогрессивного азербайджанского романтизма XX века. Автор лирических стихов, лирико-эпических и эпических поэм, драматургических произведений в стихах, первых в азербайджанской литературе. Наиболее известен Джавид — драматург. Его философские и исторические трагедии оказали огромное влияние на национальный театр, сформировав его новое лицо. Совокупность новых подходов обрела известность как «Театр Джавида». Исторические драмы, такие как «Пророк» (1921), «Хромой Тей-мур» (1925), «Сиявуш» (1933) и «Хайям» (1935), так же как и трагедия «Иблис» (1918), принесли ему широкую известность. Будучи демократом по духу, он не смог приспособиться к «советским требованиям», был арестован в 1937 году и сослан в Сибирь, где и погиб в 1941-м. По инициативе главы государства Гейдара Алиева останки Джавида были перезахоронены в его родном городе в 1982 году, а в 1996 году на месте захоронения был воздвигнут монумент.

(1906-1956)

Самед Вургун, известный азербайджанский поэт, родился в Газа-хе. За выдающийся вклад в поэзию ему было присвоено звание народного поэта Азербайджана. Его ранние произведения — чарующе лиричны. Пессимизм, несчастная любовь и родная природа были основными мотивами раннего этапа его творчества. Он — автор известных стихов «Вперед», «На чужбине» и «Азербайджан». Вургун также автор стихотворных пьес, самой значительной из которых является «Вагиф», посвященная выдающемуся азербайджанскому поэту Молла Панах Ва-гифу. Позже Вургун написал свои знаменитые стихи и поэмы «Мугань», «Айгюн», «Старые друзья». Патриотизм, интернационализм и общечеловеческие ценности всегда были ведущими темами в его произведениях.

Один из известных деятелей современной азербайджанской литературы. Согласно рейтингам популярности, он входит в тройку самых читаемых авторов в странах СНГ.Написал 600 книг, изданных в 23 странах на 16 языках. Общий тираж книг Чингиза Абдуллаева -более 20 миллионов экземпляров. Его книги называют «национальным экспортом Азербайджана». Романы «Голубые ангелы», «Закон негодяев», «Лучше быть святым», «Тень ирода», «Три цвета крови» включены в золотой фонд мировой детективной литературы.

Низами Гянджеви (1141-1209) Низами Гянджеви, бессмертный гений азербайджанской поэзии, известный всему миру как великий мастер пера. Жемчужины искусства, созданные им, выдержали испытание временем. Его литературные шедевры, читаемые во всем мире, обогащают нашу духовную жизнь и побуждают к добру. Всемирно известная «Пятерица» (Хамсе) состоит из пяти поэм различной тематики. «Сокровищница тайн» (1174-1175), «Хосров и Ширин» (1181), «Лейли и Меджнун» (1188), «Семь красавиц» (1197) и «Искендер-наме» (1200) принесли славу Низами, но нам известно, что основой всей его творческой деятельности был сборник его стихов. Диван состоял из 20000 куплетов, к сожалению, до наших дней дошла только небольшая его часть. Низами Гянджеви был великим поэтом и гениальным мыслителем. Из его трудов видно, что он обладал обширными познаниями в астрономии, медицине, философии и педагогике. Именно Низами впервые выдвинул и защищал идею «утопического общества», задолго до итальянского философа Томмазо Кампанеллы, писал о солнце, луне и звездах, заявляя, что у луны нет собственного света, называл ее «бессветной точкой». Он также высоко оценивал вклад работ Эвклида (III век до н.э.) и Птолемея (II век до н.э.) в развитие геометрии./Мухаммед Физули (1496-1556)
Выдающийся азербайджанский поэт-классик, родился в города Кербела в Ираке. Он происходил из племени Баят, которое пришло в Ирак из Азербайджана. Физули писал на трех языках: арабском, персидском и азербайджанском. Он — самый выдающийся прозаик
азербайджанской литературы. Основные темы его произведений — любовь и гуманизм. «Лейли и Меджнун» — вершина его литературного творчества — жемчужина азербайджанской поэзии. Физули также писал аллегорические произведения. Его поэма «Бенг ве Баде» («Опиум и Вино») посвящена важнейшим политическим процессам того времени и дает классификацию правителей, шахов и султанов. Кроме того, среди его творений — «Шикаятнаме» («Книга Жалоб»), «Риндузахид» (на персидском) и «Енус-уль-Кальб». Физули — один из создателей литературного азербайджанского языка. Он обогатил литературный язык стихами на родном языке в стиле Насими. Он создал литературную школу, которая оказала большое влияние на азербайджанскую и восточною поэзию.

Мирза Алекпер Сабир (1862-1911)
Мирза Сабир, известный поэт-сатирик, родился в Шамахы. Его имя — одно из самых значимых в азербайджанской литературе, формировавшей общественное мнение. Основные идеи стихов поэта-реалиста — гуманизм и свобода. Защищая принципы реализма, Сабир счел своим долгом писать о том, что «плохое — это плохое, неправильное — это неправильное, а что правильно -то правильно». Литературные и эстетические идеи поэта отражены в его стихах. Поэзия Сабира, мастерство ее исполнения и ее литературная форма занимают важное место в поэзии Азербайджана, а также Ближнего и Среднего Востока. Он писал еще и пародии, например «Притворяясь угнетенным, не очень-то ной», «Ах, как чудно с друзьями я жил тогда».

Мухаммед Асад бек (1905-1942)
Мухаммед Асад бек (Лео Нуссембаум, Курбан Сайд) — один из видных представителей азербайджанской эмигрантской литературы XX века. Родился в Баку, в 1920-м году, после падения Азербайджанской Демократической Республики эмигрировал в Турцию, оттуда — в Германию, скончался в Италии, вблизи города Неаполь. Является автором известного в мире произведения — «Али и Нино». Мухаммед Асад бек, обретший всемирную славу, все свои сочинения писал на немецком языке. Самые известные из них — «Нефть и кровь на Востоке» (1929), «12 тайн Кавказа» (1930), «Сталин» (1930), «Кавказ. Горы, народы и история» (1931), «Мухаммед» (1932), «ДСИ. Заговор против мира» (1932), «Белая Россия» (1932), «Россия на перепутье» (1933),
«Жидкое золото» (1933), «Мануэла» (1934), «Милош и нефть» (1934), «Ленин» (1935), «Рза шах-предводитель, падишах и реформатор» (1935), «Николай П. Величие и закат последнего царя» (1935), «Аллах Велик. Упадок и подъем исламского мира от Абдул Гамида до Ибн Сауда» (1935), «Али и Нино» (1937), «Муссолини» (1937), «Алтунсач» (1938).

Мухаммед-Гусейн Шахрияр (1906-1988)
Имя Шахрияра широко известно в азербайджанской и иранской поэзии XX века. Он начал писать лирические стихи в 1920-х годах. Первая книга этих стихов была издана в 1931 году. Поэма «Приветствие Гейдарбабе» («Гейдарбабая салам») — его крупнейшее произведение на азербайджанском языке. В своих произведениях, которые он создавал и на азербайджанском и на фарси, Шахрияр мастерски соединял обе поэтические традиции. Основными мотивами его поэзии были справедливость, свобода, моральная чистота и оптимизм. В своем литературном творчестве Шахрияр воспевает красоту азербайджанской природы, народных обычаев и традиций, а также безграничную любовь к Родине.

Бахтияр Вагабзаде (р. 1925)
Бахтияр Вагабзаде, народный поэт и выдающийся представитель азербайджанской литературы XX I века, родился в Нухе (Шеки). Он сыграл важную роль в формировании современного азербайджанского стихотворчества. Любовь, патриотизм и человеческие ценности -центральные мотивы его лирики. Поэмы «Мугам» и «Полистан» выражают мечты азербайджанского народа о национальной независимости, «Шаби-Хиджран» повествует о жизни Фи-зули, а «Мученики» посвящена погибшим в январе 1990 года. Кроме того, Вагабзаде — автор множества стихов и пьес.

Азербайджанский язык относится к огузской подгруппе тюркских языков. Этот язык появился в регионе в XI-XII веках с приходом тюркоязычных племён из Средней Азии и постепенно развился до его нынешней формы. Согласно БСЭ («Большой советской энциклопедии»), литературный азербайджанский язык начал складываться с XI века. Однако некоторые исследователи отмечают, что литературный язык начал формироваться примерно с XIII века, а письменная литература Азербайджана возникла в XIV-XV веках.

Письменным эпическим памятником огузских племён, позднее вошедших в состав азербайджанского народа является героический эпос Деде Коркуд, который возник в Средней Азии, но окончательно сформировался на территории Азербайджана. Общепринятый текст слагавшегося с IX века эпоса был составлен только в XV веке.

В ХII веке в азербайджанской литературе, которая развивалась под сильным влиянием литератур Ближнего и Среднего Востока, а также мировой литературы, формирование поэтической школы в целом завершилось, и на поэтическом поприще засверкали имена таких корифеев, как Хагани, Ширвани, Низами Гянджеви.

В XII веке, в атмосфере придворного творчества, в пору меценатства правителей государств Ширваншахов и Атабеков заявили о себе поэты Абул-ула Гянджеви (1096-1159), Мехсети Гянджеви (1089-1183), Хагани Ширвани (1126-1199), Фелеки Ширвани (1126-1160), Муджараддин Бейлагани (?-1190 г.г.), Иззаддин Ширвани (?-?), произведения которых не утратили художественно-эстетическую значимость в наши дни.

Известная поэтесса XII века Мехсети Гянджеви, жизнь которой была полна легенд и слухов, прославилась как одна из искусных мастериц в сочинении рубаи, и в этом жанре на равных с Омаром Хайямом.

Низами Гянджеви своей бессмертной «Пятерицей » — пятью поэмами: «Сокровищница тайн «, «Хосров и Ширин «, «Лейли и Меджнун «, «Семь красавиц «, «Искендернаме » — внес в мировую литературу новый поэтический голос, новый дух. Одна из причин, обеспечивших бессмертие творчества Низами заключается в том, что он умел ставить общественные проблемы и указывать пути их решения.

Величие творчества Низами, одухотворенность идеалов и в последующие века дали сильный импульс азербайджанской литературе, и определенные гениальным поэтом гуманистические и демократические принципы способствовали распространению гуманистических мотивов в литературе не только Азербайджана, но и Ближнего и Среднего Востока, а также ряда стран Запада.

Литература XIV - XVIII веков

Литература на тюрко-азербайджанском языке (название азербайджанский язык тогда ещё не использовалось) формировалась в XIV-XV веках. Первым поэтом, от которого дошли стихи на тюркском языке, был Гасаноглы Иззеддин , живший в Хорасане на рубеже XIII-XIV вв.. От него дошли две газели, одна на тюркском и одна на персидском языках. Гасаноглы Иззеддин считается основоположником литературы азербайджанских тюрков.

Выдающуюся роль в развитии азербайджанской поэзии сыграл живший в XIV-XV веках Имадеддин Насими , который принял мученическую смерть в сирийском городе Алеппо.

Среди авторов, живших в тот же период на территории Азербайджана, следует также отметить основателя династии Сефевидов шаха Исмаила I, писавшего под поэтическим псевдонимом Хатаи, автора поэмы «Дахнаме» («Десять писем»). При его дворе жил называемый «царем поэтов» Хабиби.

В то же время в Ираке жил и творил выдающийся азербайджанский поэт Физули, одинаково изящно писавший на азербайджанском, персидском и арабском языках.

В XVII-XVIII веках в Иранском Азербайджане пишут Саиб Тебризи, Говси Тебризи, Мухаммед Амани, Тарзи Афшар и Тасир Тебризи . От поэта Месихи дошла поэма «Варга и Гюльша», которая является одной из лучших романических поэм в средневековой поэзии, созданных на азербайджанском языке.

В XVIII веке пишут поэты Ширванской школы - Шакир, Нишат, Махджур и Ага Масих . В этот период усиливается воздействие на литературу устной народной словесности, ашугской поэзии. Письменная поэзия обогащается мотивами народного творчества, а поэтический язык заметно очищается от канонических норм и клише.

Основоположником реализма в литературе Азербайджана стал поэт и везирь при дворе карабахского хана Молла Панах Вагиф . Главной темой его поэзии являлась любовь и душевная красота человека. Творчество Вагифа оказало заметное влияние на народную стихтворную форму - гошма, которая широко стала применяться в письменной поэзии. Другой поэт, Молла Вели Видади , являвшийся близким другом Вагифа, воспевал в своих работах честность, смелость, силу мудрости и разума, критиковал междоусобные войны и феодальные жестокости. Его пессимистические настроения нашли отражение в таких стихотворениях как «Журавли», «Послания поэту Вагифу», «Поплачешь».

Творчество Вагифа и Видади стали вершиной поэзии XVIII века в азербайджанской литературе. В азербайджанских стихах Саят-Нова применяет художественные приёмы и находки ашугской поэзии. Большая часть его песен написаны по-азербайджански. По общим данным Саят-Нова написал около 120-ти стихов на азербайджанском.

В XVIII веке завершается процесс формирования самостоятельного азербайджанского языка.

В XIX веке также творят Молла Панах Вагиф, Мир Мохсун Навваб, Мешади Эюб Баки, Хуршуд Бану Натаван, Сары Ашыг, Гурбани, Леле, Ашыг Сафи Валех, Ашуг Самед - учитель Валеха, Ашыг Мухаммед (отец Валеха), Аббас Туфарганлы, Мискин Абдал, Ашыг Пери, Гасымбек Закир и др.

Литература XIX века

В XIX веке территория Азербайджана вошла в состав Российской империи, что оторвало местное население от персидской традиции и приобщило его к русско-европейской.

В этот период творят Гасым-бек Закир, Сеид Абульгасым Небати, Сеид Азим Ширвани, Хуршидбану Натаван, Аббасгулу Ага Бакиханов, Мирза Шафи Вазех, Исмаил-бек Гуткашынлы, Джалил Мамедкулизаде . Автором ряда прозаических произведений являлся Султан Меджид Ганизаде. Ему принадлежат публицистический рассказ «Гордость учителей», повесь «Ожерелье невест», рассказы «Диван Аллаха», «Гурбан байрамы» и другие.

В середине века возникает новый жанр в азербайджанской литературе - драматургия, основоположником которой стал Мирза Фатали Ахундов . В период с 1850 по 1857 годы им создаются шесть комедий и одна повесть, в которых нашла реалистическое отражение жизнь Азербайджана первый половины XIXвека. Ахундов становится также зачинателем литературной критики.

Другой драматург - Наджаф-бек Везиров в 1896 году создал первую азербайджанскую трагедию «Горе Фахреддина». В Иранском Азербайджане творят поэт Сеид Абдульгасем Набати и поэтесса Хейран-ханум, писавшие как на азербайджанском, так и на персидском языках.

В конце XIX века начинают свою литературную деятельность Джалил Мамедкулизаде и Нариман Нариманов. Нариманов организовал первую в Азербайджане народную библиотеку-читальню, создал ряд художественных произведений, в том числе первую в истории азербайджанской литературы историческую трагедию «Надир-шах».

Джалилом Мамедкулизаде в этот период были созданы пьесы «Мертвецы» (1909), «Книга моей матери» (1918), рассказы «Почтовый ящик» (1903), «Уста Зейнал» (1906), «Конституция в Иране» (1906), «Курбанали-бек» (1907), ставшие классикой азербайджанского критического реализма.

В начале века начинают своё творчество Мухаммед Хади , ставший основателем прогрессивного романтизма в азербайджанской литературе, а также Гусейн Джавид и Аббас Сиххат . Большим культурным событием стало издание книги Аббас Сиххата «Западное солнце» (1912), состоявшая из двух частей, в которую он включил переведённые им произведения более двадцати русских поэтов. В своих произведениях Сиххат и Абдулла Шаиг выдвигали на передний план проблемы просвещения, образования, воспитания и нравственности.

Поэт Мирза Алекпер Сабир заложил на Востоке основы поэтической школы - Сабировской литературной школы. Яркими представителями этой школы являлись такие поэты, как Мирза Али Моджуз, Назми, Алигулу Гамкюсар, Б. Аббасзаде.

На рубеже 1910-х-1920-х гг. в Азербайджане творили авторы Джафар Джаббарлы, Ахмед Джавад, Уммигюльсум, которые воспевали государственную независимость Азербайджана, обретённую в 1918 году. К этому времени относится и творчество Сакины Ахундзаде, ставшей первой женщиной-драматургом в азербайджанской литературе. Огромное значение для азербайджанской литературы имели драматургические произведения Наримана Нариманова. Главные произведения Нариманова: «Бахадур и Сона», «Пир», «Надир-шах» и «Шамдан-бек». Автором ряда драматургических произведений был и крупный педагог Рашид-бек Эфендиев.

Литература Советского Азербайджана

Установление Советской власти в Азербайджане ознаменовалось расстрелом в Гянджинской тюрьме одного из крупнейших азербайджанских просветителей - директора Казахской учительской семинарии, автора брошюры «Литература азербайджанских татар» (Тифлис, 1903) Фиридун-бека Кочарлинского . Впоследствии жертвами репрессий пали основоположник прогрессивного романтизма в азербайджанской литературе и драматург Гусейн Джавид, поэт Микаил Мушфиг, прозаик и литературный критик Сеид Гусейн, поэт и автор гимна Азербайджана Ахмед Джавад, писатель и учёный Юсиф Везир Чеменземинли и многие другие представители азербайджанской интеллигенции.

Гусейн Джавид - один из значительных представителей азербайджанского романтизма. Ярчайшими произведениями Гусейна Джавида являются стихотворные трагедии «Мать», «Шейх Санан» и «Демон», пьесы «Пророк» (1922), «Хромой Тимур» (1925), «Князь» (1929), «Сеявуш» (1933), «Хаййам» (1935) и др.

Лаконичный и сдержанный стиль другого поэта - Самеда Вургуна оказал влияние на формирование современного стиля и языка азербайджанской поэзии, способствовал очищению её от архаизмов. Им были созданы героико-романтическая драма в стихах «Вагиф» (1937), историческая драма в стихах «Ханлар» (1939), любовно-героическая драма в стихах «Фархад и Ширин» (1941), а также множество других произведений. В этот же период работали поэты Осман Сарывелли, Расул Рза, исторический романист Мамед Саид Ордубади, драматурги Сулейман Сани Ахундов, Мирза Ибрагимова, Самед Вургун, Сабит Рахман, Энвер Мамедханлы, Ильяс Эфендиев, Шихали Гурбанов. Поэты Балаш Азероглу, Медина Гюльгюн, Сохраб Тахир и Окума Биллури, эмигрировавшие из Иранского Азербайджана в Северный Азербайджан, своим творчеством также обогатили азербайджанскую литературу.

В июне 1927 года была создана Азербайджанская ассоциация пролетарских писателей, ликвидированная в 1932 году. В том же году был основан Союз писателей Азербайджана. В послесталинскую эпоху в Азербайджане творили поэты Али Керим, Халил Рза, Джабир Новруз, Мамед Араз, Фикрет Годжа, Фикрет Садыг, Алекпер Салахзаде, Иса Исмаилзаде, Сабир Рустамханлы, Фамил Мехти, Тофиг Байрам, Ариф Абдуллазаде, Гусейн Кюрдоглу, Ильяс Тапдыг, Муса Ягуб, Чингиз Алиоглу, Нусрат Кесеменли, Залимхан Ягуб, Рамиз Ровшан и др.

Творчество Мирзы Ибрагимова оставило яркий след в азербайджанской советской литературе. В своих драматических произведениях Ибрагимов показал себя мастером острых жизненных конфликтов, ярких, реалистических характеров, живого диалога. Написанные на основе лучших традиций национальной драматургии, его пьесы имели большое значение для развития азербайджанской советской литературы. Ярчайшими его произведениями являются драмы «Хаят», повествующая о социалистическом преобразовании деревни, и «Мадрид», рассказывающая о героической борьбе испанского народа против фашизма, а также пьеса «Махаббет» (пост. 1942) - о труде народа в тылу в годы Великой Отечественной войны, роман-эпопея «Пэр-ванэ», посвящённая жизни и революционной деятельности Наримана Нариманова и другие. В цикле «Южных рассказов», в романе «Наступит день» отразил национально-освободительного движения в Иране.

Активно стали развиваться и другие литературные жанры. Основоположником детективного жанра в азербайджанской литературе стал Джамшид Амиров . На рубеже конца XX века известноть получает поэт Бахтияр Вагабзаде, написавший более 70 стихотворных сборников и 20 поэм. Одна из его поэм - «Гюлистан» была посвящена азербайджанскому народу, разделённому между Россией и Ираном и его стремлению к объединению.

Независимый Азербайджан

Из писателей современного Азербайджана, наибольшую известность получили кинодраматург Рустам Ибрагимбеков и автор детективных романов Чингиз Абдуллаев. Поэзия представлена известными поэтами Нариман Гасанзаде, Халил Рза, Сабир Новруз, Вагиф Самедоглы, Нусрат Кесеменли, Рамиз Ровшан, Гамлет Исаханлы, Залимхан Ягуб и др. Карабахская война оставила свой опечаток в современной азербайджанской литературе: такие писатели как Гюнель Анаргызы обратились к темам судьбы беженцев, тоске о потерянной Шуше и жестокости войны.

Среди современных писателей Азербайджана особую популярность снискал бывший журналист Эльчин Сафарли. Автор пишет на русском языке, рассказывая о восточной культуре, быте и традициях понятным для россиян языком. Славу «второго Орхана Памука» Сафарли снискал сразу после выхода своей первой книги - «Сладкая соль Босфора».

В 2004-ом году Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев издал распоряжение о переиздании лучших образцов азербайджанской литературы массовым тиражом на латинской графике и создании Азербайджанской Национальной Энциклопедии. Осуществляемые в этой связи широкомасштабные мероприятия одновременно являются серьезной гарантией развития и достижения новых успехов азербайджанской литературы и науки литературоведения.



(оценок: 1 , среднее: 5,00 из 5)

Азербайджанский язык происходит от огузской подгруппы тюркских языков. Огузский язык появился примерно в 11-12 веке и тогда народ имел лишь устную литературу. Язык в Азербайджане имеет основу огузского и кипчакского языка. При этом на развитие оказали огромное влияние арабский и персидский языки. Литература в этой стране начала активно развиваться лишь в 16 веке.

Первым поэтом в 14 веке, стихотворения которого дошли до наших дней, является Гасаноглы Иззеддин. Также в это время создавались эпические, лирические и романтические поэмы.

Позже писатели Азербайджана придерживаются течения реализма в их произведениях. Они воспевали тему мудрости, честности, смелости, но при этом критиковали и осуждали междоусобные войны и жестокость феодального строя.

В 19 веке страна вошла в состав Российской империи. В этот период азербайджанские авторы отходят от персидских мотивов. В книгах все больше стало проявляться влияние русско-европейского течения, а сюжеты были реалистично-светские и национальные. В этот же период стала активно развиваться драматургия.

Современные писатели продолжают создавать стихотворения, а также значительно расширяют список жанров для своих книг. Вы сможете найти романы, детективы, фантастику, антиутопии. Молодые авторы все чаще возвращаются к национальной истории этнической памяти.После того, как страна обрела наконец-то независимость, в произведениях часто стала подниматься тема освобождения, патриотизма, справедливости. Страна пережила много тяжелых времен, многие поэты и писатели погибли, многих расстреляли. Мы собрали список самых видных и знаменитых авторов, которые в своих литературных шедеврах рассказывают про страну, про обычаи своего народа, а также о том, какова была история этого удивительного государства.

  • Аббас Сиххат
  • Абдулла Шаиг
  • Роберт Аракелов
  • Лев Мабудович Аскеров
  • Мирза Фатали Ахундов
  • Рагим Алхас
  • Аухади Марагаи
  • Зульфугар Ахмедзаде
  • Ашуг Алескер
  • Аббаскули-ага Бакиханов
  • Самед Бехранги
  • Бахтияр Вахабзаде
  • Молла Панах Вагиф
  • Самед Вургун
  • Гамид Арзулу
  • Гамэр-бейим Шейда
  • Гасаноглы Иззеддин
  • Гончабейим
  • Гурбани
  • Эльчин Гафар оглы Гасанов
  • Гусейн Джавид
  • Музаффар уд-Дин Джаханшах
  • Джафар Джаббарлы
  • Максуд Ибрагимбеков
  • Рустам Ибрагимбеков
  • Гамлет Абдулла Оглу Исаев
  • Гасаналиага хан Карадагский
  • Георгий Аветисович Кечаари
  • Ковси Табризи
  • Музаффар уд-Дин Джаханшах
  • Мехдикули-хан Вяфа
  • Джалил Мамедкулизаде
  • Осман Мирзоевич Мирзоев
  • Мамед Араз
  • Мир Мохсун Навваб
  • Хуршидбану Натаван
  • Нариман Нариманов
  • Мамед Саид Ордубади
  • Рамиз Ровшан
  • Нигяр Рафибейли
  • Сабит Рахман
  • Мирза Алекпер Сабир
  • Физули
  • Фикрет Годжа
  • Халил Рза Улутюрк
  • Юсиф Везир Чеменземинли
  • Исмаил Шихлы
  • Эльчин Сафарли
  • Элизабет Тюдор

БАКУ, 28 апр - Новости-Азербайджан, Али Мамедов. АМИ Новости-Азербайджан предлагает топ 11 самых великих азербайджанцев XX века:

1. Гейдар Алиев - советский и азербайджанский государственный, партийный и политический деятель. Президент Азербайджана с 1993 по 2003 год. Дважды Герой Социалистического Труда. Основатель современной Азербайджанской государственности.

2. Мамед Эмин Расулзаде - Выдающийся писатель, политический и общественный деятель. Основатель Азербайджанской республики.

3. Гаджи Зейналабдин Тагиев - азербайджанский миллионер и меценат, действительный статский советник. В некоторых произведениях историков и биографов в основном упоминается как «великий благотворитель». Он сделал пожертвования в благотворительных целях практически по всему миру.

4. Рашид Бейбутов - советский азербайджанский эстрадный и оперный певец (лирический тенор), актёр. Родился в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) в семье известного народного певца-ханенде из Шуши. Народный артист СССР. Герой Социалистического Труда.

5. Лютфи Заде - азербайджанский математик и логик, основатель теории нечётких множеств и нечёткой логики, профессор Калифорнийского университета (Беркли). Родился 4 февраля 1921 года в поселке Новханы, Азербайджан.

6. Муслим Магомаев - советский, азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец (баритон), композитор. Народный артист СССР и Азербайджана. Родился в Баку. Внук Абдул-Муслима Магомаева, азербайджанского композитора, являющегося одним из основоположников азербайджанской классической музыки, чье имя носит Азербайджанская государственная филармония.

7. Мустафа Топчибашев - советский хирург, академик АМН СССР, вице-президент АН Азербайджанской ССР. Автор более 160 научных работ, по которым до сих пор пользуется мировая хирургия. Был награжден четырьмя орденами Ленина при жизни.

8. Ази Асланов - советский военачальник, гвардии генерал-майор, дважды Герой Советского Союза. В его честь в странах СНГ названы улицы, школы, высшее учебные заведения.

9. Керим Керимов - основателей советской космической программы, внёсший значительный вклад в освоение космоса. В течение многих лет являлся центральной фигурой в советской космонавтики. Но, несмотря на важную роль, его личность держалась в секрете от общественности на протяжении большей части его карьеры. Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской, Ленинской и Государственной премий СССР.

10. Бюльбюль — народный и оперный певец (тенор), один из основоположников азербайджанского национального музыкального театра, народный артист СССР.

11. Кара Караев - композитор и педагог, Народный артист СССР, лауреат Сталинских премий, кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени. Один из крупнейших деятелей азербайджанской культуры послевоенного времени.

Новости-Азербайджан. В клубе "Натаван" Союза писателей Азербайджана в Баку состоялась презентация книги поэта, члена Союза писателей Израиля Михаила Сальмана "Влюбленный в Азербайджан", сообщает Trend Life.

Книга "Влюбленный в Азербайджан" издана на русском и английском языках, и посвящена 100-летию Азербайджанской Демократической Республики.

На презентации, которая организована Международной ассоциацией Израиль-Азербайджан "АзИз" и Союзом писателей Азербайджана, присутствовали видные общественные деятели, известные литераторы, представители культуры и искусства, друзья и почитатели творчества поэта.

В начале мероприятия председатель Союза писателей Азербайджана, народный писатель Анар вручил Михаилу Сальману почетный билет члена Союза писателей Азербайджана.

Народный писатель Анар поздравил Михаила Сальмана, пожелав ему дальнейших творческих успехов. Как отметил председатель Союза писателей Азербайджана, у организации тесные связи с израильскими литераторами. Так, в нескольких номерах журнала "Литературный Азербайджан", издаваемого на русском языке, были представлены материалы, посвященные творчеству израильских писателей и поэтов.

Посол Израиля в Азербайджане Дан Став, поздравляя Михаила Сальмана с презентацией его книги "Влюбленный в Азербайджан", подчеркнул, что каждый раз восхищается тем, как поэты и писатели используют слова, создавая совершенно другой мир, показывая свои философские воззрения и эмоции.

Дипломат отметил, что Международная ассоциация Израиль-Азербайджан "АзИз" содействует установлению контактов и сотрудничества между поэтами и писателями Азербайджана и Израиля.

Секретарь Союза писателей Азербайджана, народный писатель Чингиз Абдуллаев отметил, что, несмотря на то, что Михаил Сальман с 1990 года живет в Израиле, его связь с Азербайджаном осталась очень тесной.

Как подчеркнул Абдуллаев, поэтические произведения Сальмана посвящены любви к Азербайджану, азербайджанской истории, традициям, выдающимся личностям, трагедии 20 Января и Ходжалинской трагедии, которые навсегда останутся в памяти нашего народа.

Выступившие на мероприятии генеральный директор Международной ассоциации Израиль-Азербайджан "АзИз" Лев Спивак, известный кинорежиссер, народный артист Азербайджана Огтай Миргасымов, народная артистка Азербайджана Флора Керимова поздравили Михаила Сальмана с выходом в свет его сборника стихов.

"Прекрасные слова, замечательные метафоры, которые присутствуют в текстах Михаила Сальмана - восхищают и внушают ответную любовь", - добавил Огтай Миргасымов.

Флора Керимова в своем выступлении отметила, что поэт и его супруга Егяна Сальман, являющаяся директором Азербайджанского культурного центра "АзИз", с огромным теплом и трепетом относятся к Азербайджану. Своей деятельностью они вносят вклад в пропаганду азербайджанской культуры и искусства в Израиле. Она добавила, что Егяна Сальман - не только муза, но и надежная опора и поддержка Михаила Сальмана во все времена.

На вечере Огтай Миргасымов и Аян Миркасимова прочли поэтические сочинения Михаила Сальмана, которые тронули присутствующих гостей до глубины души.

В своем выступлении Михаил Сальман выразил благодарность руководству Союза писателей Азербайджана, подчеркнув, что для него огромная честь быть сотоварищем по цеху. По его словам, он с детства увлекается поэзией, постепенно это усиливалось, но только вдали от Азербайджана все чувства обострились, и он начал все больше и больше углубляться в поэзию, как будто это была единственная отдушина.

Говоря о своей любви к Азербайджану, о том, что, несмотря на то, что он с семьей живет в Израиле долгие годы, Михаил Сальман отметил, что большая часть его души здесь.

"Тому подтверждение, что дома мы смотрим азербайджанские телеканалы, моя супруга целый день слушает мугам...Есть такое выражение - вернуться на Родину стихами; вот, я вернулся на Родину стихами. Продолжу сочинять, писать, и у меня будет еще очень много стихов, посвященных Азербайджану", - сказал поэт.

Отметим, что Михаил Сальман - бакинец в трех поколениях, родился в 1950 году, окончил исторический факультет Бакинского государственного университета. В 1990 году Михаил Сальман вместе с супругой и детьми репатриировался в Израиль, где продолжил заниматься поэзией. За последние годы вышло три поэтических сборника автора - "О Вас и о себе", "Сам по себе" и "Сто страниц о себе". Поэт печатается в периодических изданиях Израиля, Азербайджана, Украины, США и Германии.