Картины известные на весь мир. Картины современных художников. Деревенская жизнь Дмитрия Лёвина

Искусство почти столь же старо, как и само человечество, и за все века нашего существования было создано бесчисленное множество уникальных произведений.

Наверное, было бы слишком смело составить список самых выдающихся шедевров, ведь критерии оценки творчества слишком субъективны. Именно поэтому в нашем рейтинге собраны картины и скульптуры, которые уж точно самые узнаваемые в мире, что совсем не значит, что они чем-то лучше других гениальных работ.
Какие творения – самые известные? Узнай прямо сейчас! Возможно, ты знаком не со всеми, и время проверить свою эрудицию и кругозор.

25. Купальщицы, автор Поль Сезанн (Paul Cézanne)

Эта картина считается настоящим шедевром современного искусства. «Купальщицы» – одно из самых знаменитых произведений Поля Сезанна. Впервые широкой публике работа была представлена на выставке в 1906 году. Масляная живопись Сезанна проложила путь для художников будущего, позволив им отойти от традиционных шаблонов, и возвела мост между постимпрессионизмом и искусством XX века.

24. Дискобол, автор Мирон (Miron)

«Дискобол» – легендарная греческая статуя, исполненная известным греческим скульптором Мироном из Елевфер (Eleutherae) в период примерно с 460 по 450 год до н. э. Произведением немало восхищались римляне, и они даже сделали несколько копий этой скульптуры, прежде чем ее оригинал бесследно исчез. Впоследствии «Дискобол» стал символом Олимпийских игр.

23. Аполлон и Дафна, автор Бернини (Bernini)

«Аполлон и Дафна» – это скульптура в натуральную величину, созданная итальянским художником Джованни Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini) примерно в 1622-1625 годах. Шедевр изображает полуобнаженную женщину, пытающуюся спастись от своего преследователя. Скульптура наглядно демонстрирует высокое мастерство своего творца, воссоздавшего кульминацию знаменитой истории Овидия (Ovid) про Дафну и Феба (Daphna, Phoebus).

22. Ночной дозор, автор Рембрандт

Шедевр всемирно признанного датского художника Рембрандта, «Ночной дозор» – это одна из самых знаменитых картин XVII века. Работа была завершена в 1642 году, и по заказу на ней запечатлен групповой портрет стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга (Frans Banning Cocq, Willem van Ruytenburgh). Сегодня картина украшает выставку музея Rijksmuseum в Амстердаме.

21. Избиение невинных, автор Рубенс

«Избиение невинных» – это картина, повествующая о страшном приказе иудейского царя Ирода, по повелению которого были убиты все младенцы Вифлеема и его окрестностей возрастом до 2 лет от роду. Тиран верил в предсказание о том, что грядет день, когда Царь Израилев сместит его с трона, и надеялся, что среди убитых детей окажется и его будущий конкурент. Представитель фламандского барокко, Рубенс написал две версии знаменитой библейской истории с разницей в 25 лет. Первый вариант картины сейчас перед вами, и он был написан в период с 1611 по 1612 год.

20. Кэмпбелл - луковый суп с говядиной, автор Уорхол (Warhol)

Написанная американским художником Энди Уорхолом (Andy Warhol) в 1962 году, картина «Кэмпбелл - луковый суп с говядиной» – один из самых знаменитых примеров современного искусства. В своей работе Уорхол мастерски продемонстрировал однообразность рекламной индустрии, воспроизведя на своем гигантском холсте множество копий одного и того же товара. Уорхол также рассказал, что он ел эти супы каждый день на протяжении 20 лет. Возможно, поэтому банка лукового супа и стала объектом его знаменитой работы.

19. Звездная ночь, автор Ван Гог

Масляная живопись «Звездная ночь» принадлежит кисти датского постимпрессиониста Винсента Ван Гога, завершившего эту легендарную работу в 1889 году. Художник вдохновился на написание картины, смотря на ночное небо через окно своей комнаты в лечебнице Сен-Пол, город Сен-Реми, Южная Франция (Saint-Paul Asylum, Saint-Remy). Именно там знаменитый творец в свое время искал отдохновение от эмоциональных страданий, преследовавших его до конца дней.

18. Наскальные рисунки пещеры Шове

Рисунки, обнаруженные на юге Франции в пещере Шове (Chauvet), – одни из самых известных и лучше всех сохранившихся доисторических шедевров мирового искусства. Возраст этих произведений – примерно 30 000 – 33 000 лет. На стенах пещеры мастерски изображены сотни доисторических животных, включая медведей, мамонтов, пещерных львов, пантер и гиен.

17. Поцелуй, автор Роден (Rodin)

«Поцелуй» – это мраморная статуя, созданная именитым французским скульптором Огюстом Роденом (Auguste Rodin) в 1889 году. На сюжет шедевра автор был вдохновлен печальной историей Паоло и Франчески, персонажей из легендарного произведения Данте Алигьери «Божественная комедия» (Paolo, Francesca, Dante Alighieri). Возлюбленные были убиты мужем Франчески, внезапно заставшим молодых людей, когда очарованные друг другом парень и девушка обменивались своим первым поцелуем.

16. Писающий мальчик, авторство неизвестно

«Маннекен-Пис» или «Писающий мальчик» – это небольшая бронзовая скульптура, ставшая настоящей достопримечательностью фонтана в центре Брюсселя. Первоначальное авторство произведения неизвестно, но в 1619 году ее доработал бельгийский скульптор Жером Дюкенуа (Jerome Duquesnoy). Визитная карточка города, «Маннекен-Пис» предположительно был установлен в память о событиях Гримбергенской войны, во время которой писающий младенец по одной версии мочился на солдат, а по другой – потушил вражеские боеприпасы, угрожавшие уничтожению целого города. На праздники скульптуру наряжают в тематические костюмы.

15. Постоянство памяти, автор Сальвадор Дали

Написанная в 1931 году знаменитым испанским художником Сальвадором Дали, картина «Постоянство памяти» – один из самых узнаваемых шедевров сюрреалистического искусства в истории живописи. На работе изображен мрачный песчаный берег, усыпанный плавящимися часами. На такой необычный сюжет Дали вдохновила теория относительности Альберта Эйнштейна.

14. Пьета или Оплакивание Христа, автор Микеланджело

«Пьета» – знаменитая скульптура эпохи Ренессанса, созданная флорентийским творцом Микеланджело в период с 1498 по 1500 год. Работа описывает библейскую сцену – Мария держит на руках тело снятого с креста Иисуса. Сейчас скульптура находится в Соборе Святого Петра в Ватикане. «Пьета» – единственная работа Микеланджело, которую он подписал.

13. Водяные лилии, автор Клод Моне (Claude Monet)

«Водяные лилии» – это целая серия из примерно 250 картин, написанных маслом, и авторство которых принадлежит всемирно известному французскому импрессионисту Клоду Моне. Коллекция этих работ признана одним из самых выдающихся достижений искусства начала XX века. Если расположить все картины вместе, это создает иллюзию бесконечного пейзажа, наполненного водяными лилиями, деревьями и отражающимися в воде облаками.

12. Крик, автор Эдвард Мунк (Edvard Munch)

«Крик» – это культовый шедевр норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. Он написал 4 разные версии этого сюжета в период с 1893 по 1910 год. Знаменитая работа художника была вдохновлена реальными переживаниями автора, связанными с прогулкой на природе, во время которой Мунка покинули его спутники (они также изображены на картине на заднем плане).

11. Моаи, авторство неизвестно

Статуи Моаи – это массивные каменные монолиты, обнаруженные на острове Пасхи в Тихом океане, Западная Полинезия. Изваяния также известны как Головы острова Пасхи, но на самом деле у всех у них есть тела, скрытые под землей. Статуи Моаи датируются примерно 1400 – 1650 годами и предположительно были вытесаны из камня аборигенами, жившими когда-то на острове Рапа-Нуи (Rapa Nui, местное название острова Пасхи). Всего в этом районе обнаружено около 1000 таких исполинских шедевров древности. Загадка их перемещения по острову до сих пор остается неразгаданной, а самая тяжелая фигура весит около 82 тонн.

10. Мыслитель, автор Роден

«Мыслитель» – это самая знаменитая работа французского скульптора Огюста Родена. Автор закончил свой шедевр в 1880 году и первоначально назвал скульптуру «Поэт». Статуя была частью композиции под названием «Врата Ада» и олицетворяла самого Данте Алигьери, автора знаменитой «Божественной комедии». По изначальной задумке Родена Алигьери склоняется над кругами Ада, размышляя над своей работой. Впоследствии скульптор переосмыслил персонажа и сделал из него универсальный образ творца.

9. Герника, автор Пабло Пикассо

Масляная живопись размером с целую фреску, «Герника» – это одна из самых знаменитых работ именитого испанского художника Пабло Пикассо. Черно-белая картина – реакция Пикассо на нацистскую бомбардировку баскского городка Герника во время гражданской войны в Испании. Шедевр демонстрирует всю трагичность, ужасы войны и страдания всех невинных граждан в лице всего нескольких персонажей.

8. Тайная вечеря, автор Леонардо да Винчи

Полюбоваться этой картиной сегодня можно во время посещения доминиканского монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (Santa Maria delle Grazie) в Милане. Легендарная роспись Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря» – один из самых известных шедевров в мире. Художник работал над этой фреской с 1494 по 1498 год, и изобразил на ней известную библейскую сцену последнего ужина Иисуса Христа в окружении его учеников, о которой детально повествуется в Евангелии от Иоанна.

7. Статуя Свободы, авторы Эйфель, Бартольди (Eiffel, Bartholdi)

Культовая скульптура находится на острове Свободы в Нью-Йорке, и когда-то она была подарком в знак дружбы между народами Франции и США. Сегодня Статуя Свободы считается международным символом свободы и демократии. Автором композиции был французский скульптор Бартольди, а спроектировал и построил ее архитектор Густав Эйфель. Подарок был вручен 28 октября 1886 года.

6. Гермес с младенцем Дионисом или Гермес Олимпийский, автор Пракситель (Praxiteles)

«Гермес с младенцем Дионисом» – это древнегреческая скульптура, обнаруженная во время раскопок 1877 года посреди руин храма богини Геры в Греции. Правая рука Гермеса утеряна, но археологи полагают, что по сюжету бог торговли и атлетов держал в ней виноградную лозу, показывая ее младенцу Дионису, богу вина, оргий и религиозного экстаза.

5. Сотворение Адама, автор Микеланджело

«Сотворение Адама» – одна из самых знаменитых фреск Микеланджело. Она была создана в период с 1508 по 1512 год и считается самой популярной композицией потолка Сикстинской капеллы, культового католического центра, расположенного в Ватикане. Роспись иллюстрирует момент библейского сотворения первого человека в истории, описанного в книге Бытие в Ветхом Завете.

4. Венера Милосская, или Афродита с острова Милос

«Венера Милосская» появилась на свет приблизительно между 130 и 100 годами до нашей эры и является одной из самых знаменитых древнегреческих скульптур. Мраморная статуя была обнаружена в 1820 году на острове Милос (Milo), входящем в состав архипелага Киклады (Cyclades Archipelago) в Эгейском море. Личность героини до сих пор точно не установлена, но исследователи предполагают, что автор шедевра высек из камня именно Афродиту, греческую богиню любви и красоты, которую часто изображали именно полуобнаженной. Хотя существует версия, что статуя слеплена по образу морской богини Амфитриты (Amphitrite), которую особенно почитали на острове, где был найден артефакт.

3. Рождение Венеры, автор Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli)

«Рождение Венеры» – работа итальянского художника Сандро Боттичелли, написанная в промежуток между 1482 и 1485 годами, и она считается одним из самых известных и ценных шедевров искусства в мире. Картина иллюстрирует сцену из знаменитой поэмы Овидия «Метаморфозы», в которой богиня Венера впервые выходит на берег из пены морской. Работа находится на выставке в галерее Уффици (Uffizi) во Флоренции.

2. Давид, автор Микеланджело

Легендарная скульптура эпохи Возрождения была создана в промежутке между 1501 и 1504 годами гениальным творцом Микеланджело. На сегодняшний день «Давид» считается самой известной в мире статуей. Этот восхитительный шедевр – запечатленный в камне библейский герой Давид. Художники и скульпторы прошлого традиционно изображали Давида во время битвы, победителем над грозным Голиафом, воинственным мужем и героем, но Микеланджело выбрал для своей работы образ очаровательного юноши, еще не познавшего искусства войны и убийства.

1. Мона Лиза, автор Леонардо да Винчи

Возможно, некоторые работы из этого списка вам были неизвестны, но уж «Мона Лизу» Леонардо да Винчи знают точно все. Это самая известная, самая обсуждаемая, самая воспеваемая и самая посещаемая картина в мире. Гениальный мастер написал ее в 1503-1506 годах, а позировала для холста Лиза Герардини, жена торговца шелком Франческо дель Джокондо (Lisa Gherardini, Francesco del Giocondo). Знаменитая своим загадочным выражением лица Мона Лиза – гордость Лувра, старейшего и богатейшего музея Франции и мира.

Коллекции московских музеев и галерей - одни из самых богатых в мире. Более 150 лет назад российские меценаты и коллекционеры начали собирать самые известные картины мира, уникальные художественные творения, не жалея ни денег, ни времени на поиски талантов. И чтобы вы не заблудились в десятках тысяч представленных картин, мы подобрали для вас знаменитые картины мира, представленные в музеях и галереях Москвы

Государственная Третьяковская галерея

«Богатыри», Виктор Васнецов, 1881-1898 гг.

Почти двадцать лет Виктор Михайлович трудился над одним из самых великих художественных произведений России, шедевром, который стал символом могущества русского народа. Васнецов считал эту картину своим творческим долгом, обязательством перед родиной. В центре картины изображены три главных героя русских былин: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Прообразом Алеши Поповича стал младший сын Саввы Мамонтова, а вот Добрыня Никитич - собирательный образ самого художника, его отца и деда.


Фото: wikimedia.org

«Неизвестная», Иван Крамской, 1883 г.

Мистическая картина, окутанная ореолом таинственности. Множество раз она меняла своих хозяев, так как женщины утверждали, что при длительном нахождении возле этого портрета, они теряли свою молодость и красоту. Любопытно, что даже Павел Третьяков не захотел покупать ее в свою коллекцию, и работа появилась в галерее лишь в 1925 го­ду в результате национализации частных коллекций. Только в советское время «Неизвестная» Крамского была признана идеалом красоты и духовности. Несложно распознать на заднем плане картины Невский проспект, а точнее Аничков мост, по которому «неизвестная» грациозно проезжает в изящной карете. Кто эта девушка? Еще одна загадка, оставленная художником. Ни в письмах, ни в дневниках Крамской не оставил упоминаний о ее личности, а версии расходятся: начиная от дочери автора до Анны Карениной Толстого.


Фото: dreamwidth.org

«Утро в сосновом лесу», Иван Шишкин и Константин Савицкий, 1889 г.

Мало кому известно, что помимо Ивана Шишкина в создании этой картины участвовал еще одни известный российский художник, подпись которого, по настоянию Павла Третьякова, была стерта. Иван Иванович, обладавший исключительным талантом живописца, изобразил величие пробуждающегося леса, а вот создание играющих мишек принадлежит кисти его товарища, Константина Савицкого. У этой картины есть еще одно название, народное - «Три медведя», которое появилось благодаря известным конфетам фабрики «Красный Октябрь».


Фото: wikimedia.org

«Демон сидящий», Михаил Врубель, 1890 г.

Третьяковская галерея - уникальное место для поклонников творчества Михаила Врубеля, так как здесь находится наиболее полное собраний его картин. Тема демона, олицетворяющего внутреннюю борьбу величия человеческого духа с сомнениями и страданиями, стала главной в творчестве художника и феноменальным явлением в мировой живописи.

«Сидящий демон» - самый известный из подобных образов Врубеля. Картина создана достаточно крупными, резкими мазками мастихина, издалека напоминающими мозаику.


Фото: muzei-mira.com

«Боярыня Морозова», Василий Суриков, 1884-1887 гг.

Гигантское по размеру эпическое историческое полотно было написано по мотивам «Повести о боярыне Морозовой», сподвижнице сторонников старой веры. Автор долго искал подходящее лицо - бескровное, фанатичное, с которого он бы смог написать портретный этюд главной героини. Суриков вспоминал, что ключ к образу Морозовой дала увиденная однажды ворона с подбитым крылом, которая отчаянно билась о снег.


Фото: gallery-allart.do.am

«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» или «Иван Грозный убивает своего сына», Илья Репин, 1883-1885 гг.

Эта картина не оставляет равнодушным ни одного посетителя галереи: она вызывает беспокойство, необъяснимый страх, притягивает и одновременно отталкивает, завораживает и пробирает до мурашек по коже. О своем чувстве тревоги и волнения во время создания картины Репин написал: «Работал как завороженный. Минутами становилось страшно. Я отворачивался от этой картины. Прятал ее. Но что-то гнало меня к ней, и я опять работал. Порой пробирала дрожь, а потом чувство кошмара притуплялось…». Художник успел закончить картину к 300-летию смерти Ивана Грозного, но шедевр не сразу предстал перед публикой: три месяца картина была под запретом цензуры. Говорят, будто мистическим образом картина навлекла беду на своего творца и людей, участвовавших в ее создании. После завершения картины у Репина отнялась рука, а друг художника, который позировал для картины в роли убитого Ивана, сошел с ума.


Фото: artpoisk.info

«Девочка с персиками», Валентин Серов, 1887 г.

Эта картина считается одним из самых радостных, свежих и лирических живописных полотен конца XIX века. Молодость и жажда жизни здесь чувствуется в каждом мазке еще совсем юного (22 года) Валентина Серова, в легкой, едва уловимой улыбке Верочки Мамонтовой, дочери известного предпринимателя и мецената, а также светлой и уютной комнате, тепло которой разливается и на своего зрителя.

Позже Серов стал одним из лучших портретистов, признанным практически по всему миру, и увековечил многих знаменитых современников, но «Девочка с персиками» до сих пор остается самой известной его работой.


Фото: allpainters.ru

«Купание красного коня», Кузьма Петров-Водкин, 1912 г.

Искусствоведы называют эту картину провидческой. Они считают, что автор символически предсказал «красную» судьбу России ХХ века, изобразив ее в образе мчащегося коня.

Произведение Петрова-Водкина - это не просто картина, а символ, прозрение, манифест. Современники сравнивают силу его воздействия с «Черным квадратом» Казимира Малевича, который вы также сможете увидеть в Третьяковке.


Фото: wikiart.org

«Черный квадрат», Каземир Малевич, 1915 г.

Эту картину называют иконой футуристов, которую они ставят взамен Мадонны. По утверждению автора, на ее создание ушло несколько месяцев, и она стала частью триптиха, в который также вошли «Чёрный круг» и «Чёрный крест». Как обнаружилось, первичный слой картины Малевич писал разными красками и, если присмотреться, вы увидите, что углы квадрата сложно назвать прямыми. В истории мирового искусства сложно найти картину с более громкой славой, чем «Чёрный квадрат» Казимира Малевича. Его копируют, ему подражают, но его шедевр неповторим.


Фото: wikimedia.org

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

«Портрет Жанны Самари», Пьер-Огюст Ренуар, 1877 г.

Парадоксально, что эта картина изначально планировалась художником всего лишь как подготовительный этюд к парадному портрету французской актрисы Жанны Самари, который можно увидеть в Эрмитаже. Но в итоге искусствоведы единогласно сошлись на том, что это лучший из всех ренуаровских портретов актрисы. Художник так искусно соединил тона и полутона платья Самари, что в итоге картина заиграла необычным оптическим эффектом: при взгляде под определенным углом зеленое платье Жанны становится синим.


Фото: art-shmart.livejournal.com

«Бульвар Капуцинок в Париже», Клод Моне, 1873 г.

Это одна из самых узнаваемых работ Клода Моне - гордость и достояние Пушкинского музея. С близкого расстояния на картине видны лишь маленькие мазки, но стоит сделать всего несколько шагов назад, как картина оживает: Париж дышит свежим воздухом, лучи солнца освещают бурлящую толпу, которая суетливо движется по бульвару, и, кажется, даже можно услышать городской гул, который слышится далеко за пределами картины. В этом и мастерство великого импрессиониста Моне: на мгновение вы забываете о плоскости холста и растворяетесь в иллюзии, искусно созданной художником.


Фото: nb12.ru

«Прогулка заключенных», Ван Гог, 1890 г.

Есть что-то символичное в том, что «Прогулку заключенных», одно из своих самых пронзительных творений, Ван Гог написал в лечебнице, куда он впервые попал из-за начавшейся душевной болезни. Более того, если присмотреться, четко видно, что центральный персонаж картины наделен чертами художниками. Несмотря на использование чистых оттенков синих, зеленых и фиолетовых красок, колорит полотна кажется мрачным, а движущиеся по кругу узники будто говорят, что нет выхода из тупика, где жизнь подобна замкнутому кругу.


Фото: opisanie-kartin.com

«Жена короля», Поль Гоген, 1896 г.

Эту работу художника многие искусствоведы считают уникальной жемчужиной в ряду знаменитых обнажённых дев европейского искусства. Она была написана Гогеном в период его второго пребывания на Таити. Кстати, на картине изображена жена не короля, а самого Гогена - 13-летняя Техура. Экзотический и живописный пейзаж картины не может не вызывать восхищение - обилие красок и зелени, цветные деревья и синеющее вдали побережье.


Фото: stsvv.livejournal.com

«Голубые танцовщицы», Эдгар Дега, 1897 г.

Работы французского импрессиониста Эдгара Дега внесли бесценный вклад в историю мирового и французского изобразительного искусства. Картина «Голубые танцовщицы» признана одной из лучших работ Дега на тему балета, которой он посвятил немало своих самых выдающихся полотен. Картина выполнена пастелью, которую художник особенно любил за изящное соединение цвета и линий. «Голубые танцовщицы» относится к позднему периоду творчества художника, когда его зрение ослабело, и он стал работать большими цветовыми пятнами.


Фото: nearyou.ru

«Девочка на шаре», Пабло Пикассо, 1905 г.

Одна из самых известных и значительных работ «розового периода» Пабло Пикассо появилась в России благодаря меценату и коллекционеру Ивану Морозову, который приобрел ее в 1913 году для личного собрания. Голубой цвет, в который были окрашены практически все работы предыдущего сложного периода художника, еще присутствует в работе, но заметно слабеет, уступая первенство более светлому и радостному розовому. Полотна Пикассо легко узнаваемы: в них ярко видна душа автора и его необыкновенное восприятие окружающего мира. И как говорил сам художник: «Я мог рисовать как Рафаэль, но мне понадобится вся жизнь, чтобы научиться рисовать так, как рисует ребенок».


Фото: dawn.com

Адрес: Лаврушинский переулок, 10

Постоянная экспозиция «Искусство XX века» и выставочные залы

Адрес: Крымский Вал, 10

Режим работы:

вторник, среда, воскресенье - с 10.00 до 18.00

четверг, пятница, суббота - с 10.00 до 21.00

понедельник - выходной

Стоимость входного билета:

Взрослый - 400 руб (6$)

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.

Адрес: Москва, ул. Волхонка, 14

Режим работы:

Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье - с 11:00 до 20:00

Четверг - с 11:00 до 21:00

Понедельник - выходной

Стоимость входного билета:

Взрослый - 300 рублей (4.5$), по пятницам с 17:00 - 400 руб (6$)

Льготный билет - 150 руб (2.5$), по пятницам с 17:00 - 200 руб (3$)

Детям до 16 лет бесплатно

Есть произведения искусства, которые словно бьют зрителя по голове, ошарашивая и изумляя. Другие затягивают в раздумья и в поиски смысловых слоев, тайной символики. Некоторые картины овеяны тайнами и мистическими загадками, а другие удивляют непомерной ценой.

Мы тщательно просмотрели все главные достижения в мировой живописи и выбрали из них два десятка самых странных картин. Сальвадора Дали , чьи работы полностью попадают под формат этого материала и первыми приходят на ум, не включили в эту подборку намеренно.

Понятно, что «странность» - это довольно субъективное понятие и для каждого есть свои удивительные картины, выбивающиеся из ряда прочих произведений искусства. Мы будем рады, если вы поделитесь ими в комментариях и расскажете о них немного.

«Крик»

Эдвард Мунк. 1893, картон, масло, темпера, пастель.
Национальная галерея, Осло.

«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.

Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал четыре варианта «Крика», и есть версия, что картина эта - плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. После курса лечения в клинике Мунк не возвращался к работе над полотном.

«Я шел по тропинке с двумя друзьями. Солнце садилось - неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор - я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом. Мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», - говорил Эдвард Мунк об истории создания картины.

«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»

Поль Гоген. 1897-1898, холст, масло.
Музей изящных искусств, Бостон.

По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево - три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии.

Три женщины с ребенком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица... представляет бесполезность слов».

Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была написана им на Таити, куда тот сбежал от Парижа. По завершении работы он хотел даже покончить жизнь самоубийством: «Я верю, что это полотно превосходит все мои предыдущие и что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее». Он прожил еще пять лет, так и получилось.

«Герника»

Пабло Пикассо. 1937, холст, масло.
Музей королевы Софии, Мадрид .

«Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин, но они очевидны. Рассказывают, что в 1940 году Пабло Пикассо вызвали в гестапо в Париже. Речь сразу зашла о картине. «Это сделали вы?» - «Нет, это сделали вы».

Огромное полотно-фреска «Герника», написанная Пикассо в 1937 году, рассказывает о налете добровольческого подразделения люфтваффе на город Герника, в результате которого шеститысячный город был полностью уничтожен. Картина была написана буквально за месяц - первые дни работы над картиной Пикассо работал по 10-12 часов, и уже в первых набросках можно было увидеть главную идею. Это одна из лучших иллюстраций кошмара фашизма, а также человеческой жестокости и горя.

«Портрет четы Арнольфини»

Ян ван Эйк. 1434, дерево, масло.
Лондонская национальная галерея, Лондон.

Знаменитая картина целиком и полностью наполнена символами, аллегориями и разнообразными отсылками - вплоть до подписи «Ян ван Эйк был здесь», превратившей картину не просто в произведение искусства, а в исторический документ, подтверждающий реальность события, на котором присутствовал художник.

Портрет предположительно Джованни ди Николао Арнольфини и его жены является одним из наиболее сложных произведений западной школы живописи Северного Возрождения.

В России в последние несколько лет картина обрела большую популярность благодаря портретному сходству Арнольфини с Владимиром Путиным.

«Демон сидящий»

Михаил Врубель. 1890, холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

«Руки противятся ему»

Билл Стоунхэм. 1972.

Эту работу, конечно, нельзя причислить к шедеврам мировой живописи, но то, что она странная, - это факт.

Вокруг картины с мальчиком, куклой и ладошками, прижатыми к стеклу, ходят легенды. От «из-за этой картины умирают» до «дети на ней живые». Выглядит картина и впрямь жутковато, что порождает у людей со слабой психикой массу страхов и домыслов.

Художник же уверял, что на картине изображен он сам в возрасте пяти лет, что дверь - представление разделительной линии между реальным миром и миром снов, а кукла - проводник, который сможет провести мальчика через этот мир. Руки представляют альтернативные жизни или возможности.

Картина обрела известность в феврале 2000 года, когда была выставлена на продажу на eBay с предысторией, рассказывающей, что картина - «с привидениями». «Руки противятся ему» купил за 1025 долларов Ким Смит, который затем был просто завален письмами с жуткими историями и требованиями сжечь картину.

100 великих картин (Часть 1)

Великие полотна всегда являются зеркалом времени, в какую бы сложную аллегорическую форму ни облекал их художник. Не каждая картина понятна зрителю с первого взгляда, некоторые из них требуют пристального внимания, осмысления, определенной подготовки и знаний.

Мы хотим на нашем сайте не только рассказать о самых известных произведениях мировой живописи, но предоставить возможность каждому желающему заказать качественную репродукцию на натуральном холсте, понравившегося шедевра.

Яна ван Эйка (1390-1441) принято считать самым крупным нидерландским живописцем XV века, положившим начало реалистической традиции в алтарной живописи. Родом из небольшого нидерландского городка на реке Маас, он в 1422, будучи уже уважаемым мастером, поступил на службу к графу Иоанну Баварскому и вплоть до 1424 года участвовал в работах по украшению графского дворца в Гааге. В 1425 году Ван Эйк перебрался в Лилль, где стал придворным живописцем бургундского герцога Филиппа III Доброго. При дворе герцога, который высоко ценил художника, он не только писал картины, но и выполнял многие дипломатические поручения, неоднократно выезжая в Испанию и Португалию.

В 1431 году Ван Эйк переехал в Брюгге, где и прожил до конца своих дней, выполняя работы и как придворный живописец, и как художник города. Наибольшее количество дошедших до нас произведений было написано мастером в то время, когда он находился на службе у герцога Бургундского.

Одна из самых знаменитых работ Ван Эйка, Портрет четы Арнольфини, находится в коллекции Лондонской Национальной галереи. На картине, изображающей церемонию бракосочетания двух богатых молодых людей, художник нашел место для нескольких символов - например, для собачки, расположившейся у ног новобрачной, символа верности. В круглом зеркале, висящем на стене в глубине композиции, отражаются двое -очевидно, свидетели бракосочетания. В одном из них художник изобразил самого себя, о чем гласит надпись над зеркалом. Новобрачных художник исполнил в рост. Живописец любовно изображает вещи, окружающие молодоженов. Эти предметы много сообщают об образе жизни своих хозяев, подчеркивая их бюргерские добродетели - бережливость, скромность, любовь к порядку.

Описанное выше содержание картины - это только наиболее распространенная версия, но для некоторых исследователей притягательна другая: Это автопортрет художника. Еще в 1934 году известный австрийский искусствовед Эрвин Панофский предположил, что на картине изображено не бракосочетание, а помолвка. Кроме того, установлено, что у Джованни Арнольфини и его жены не было, а изображенная на картине женщина явно ждет прибавления семейства.А Маргарита ван Эйк (сестра художника) 30 июня 1434 года родила сына.

Так кто же все-таки герой картины? Или это,действительно, семейная сцена, а вовсе не закзной портрет? До сих пор вопрос остается открытым...

Ван Эйк вводит зрителя в частную жизнь людей, показывая красоту повседневного быта. Этим он открыл новые, реалистические возможности изобразительного искусства, до конца реализованные лишь в XVII веке, когда в Голландии было создано много подобных картин.

Это величайшее творение художника, как и его «Весна», триста с лишним лет находилось в глубоком забвении на тихой вилле Кастелло в окрестностях Флоренции. Картину заметили лишь в середине прошлого столетия, когда живописцы прерафаэлиты Миллес и Россетти заново открыли Боттичелли в качестве одного из редчайших талантов Италии XV столетия.

«Рождение Венеры» было написано для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, кузена Лоренцо Великолепного и важнейшего покровителя Боттичелли. Флоренция, где почти все свою жизнь провел художник, управлялась могущественным семейством Медичи. Сюжет картины связан с культурой двора Лоренцо Медичи, проникнутой философией неоплатонизма. Это время стансов Полициано и сонетов Лоренцо Великолепного, время турниров и карнавальных шествий было временем расцвета Боттичелли.

В «Рождении» Сандро Боттичелли изобразил образ Афродиты Урании - небесной Венеры, дочери Урана, рожденной из моря без матери. На картине запечатлено не столько само рождение, сколько последовавший за тем момент, когда гонимая дыханием гениев воздуха, Венера достигает обетованного берега. Красоту обнаженной фигуры венчает нимфа Ора, являющаяся воплощением природы, она готова прикрыть ее плащом. Ора - одна из трех Гор, нимф времен года. Эта Гора, судя по покрывающим ее одежду цветам, покровительствует тому времени года, когда могущество Венеры достигает вершины. Возможно, на эту картину художника вдохновил один из гомеровских гимнов, в котором описывается, как Зефир, бог западного ветра, принес на остров Кипр Венеру, где ее приняли Горы.

По представлениям кружка Лоренцо Медичи Венера, богиня любви, является также богиней человечности. Именно она учит людей разуму, доблести, она - мать Гармонии, рожденная от союза материи и духа, природы и идеи, любви и души.

Самая знаменитая в мире картина, «Мона Лиза», творение Леонардо да Винчи, находится в Лувре.

«Мона Лиза» была создана между 1503 и 1506 годами и окончательно доработана в 1510 году. До сих пор остается неясным, кто именно позировал великому мастеру. Заказ на картину художник получил от Франчес‑ко дель Джокондо, флорентийского торговца шелками, и большинство историков и искусствоведов полагают, что на портрете запечатлена Лиза Герардини, жена Джокондо, заказавшего портрет в честь рождения их второго сына, появившегося на свет в декабре 1502 года. Тем не менее вот уже 500 лет не утихают споры о том, кто же действительно изображен на этой знаменитой картине.

Слово «Мона» скорее всего сокращенная форма от «монна» или «миа донна», то есть «миледи» или «мадам». По‑французски ее называют «La Joconde», а по‑итальянски — «La Gioconda» (веселая), однако это лишь игра слов, совпадение с фамилией той, которая послужила прообразом картины.

Портрет — превосходный образец излюбленной техники Леонарда, так называемого сфумато — «дымчатой светотени», нежного полусвета с мягкой гаммой тонов, которые словно слегка размазаны и плавно переходят один в другой. При этом Леонардо обозначает уголки рта и глаз с такой точностью и изяществом, что картина приобретает истинно фантастическое качество.

Некоторые исследователи утверждают, что картина — автопортрет самого Леонардо, который придал своему облику женские черты или даже черты гермафродита. И действительно, если у изображения Моны Лизы убрать волосы, получится странное бесполое лицо. Эту гипотезу подтвердила работа, проделанная независимыми исследователями — Лилиан Шварц из лаборатории «Белл лэбс» и Дигби Квести из лондонской клиники Модсли, подтвердивших гипотезу о том, что Леонардо мог в образе Моны Лизы изобразить себя. Исследователи сопоставили при помощи особых компьютерных программ «Мону Лизу» и автопортрет Леонардо, сделанный, когда тот был уже в почтенном возрасте. Результат получился поразительный. «Мона Лиза» оказалась едва ли не зеркальным отражением лица великого мастера. Почти все черты лица идеально совпадали, в том числе кончик носа, губы и глаза.

В 1911 году «Мону Лизу» украл из Лувра итальянец Винченцо Перуджа, работавший в музее столяром. Он просто вынес картину из галереи, спрятав ее под одеждой. Знаменитая картина отыскалась лишь в 1913 году, когда похититель попытался продать ее некоему коллекционеру. До этого шедевр Леонардо хранился в чемодане с двойным дном. Содеянное злоумышленник объяснил тем, что пожелал вернуть в Италию картину, вывезенную незаконно Наполеоном Бонапартом.

Из книги Роберта Камминга "Великие художники":
"Широко известная как "Дрезденская Венера", эта картина была крайне оригинальной, не имеющей аналогов в искусстве классической античности. Работа демонстрирует интерес художника к новому идеалу красоты, где поэтичное настроение преобладает над рациональным содержанием.
Эта лежащая обнажённая стала одним из популярнейших образов европейской живописи. Джорджоне изображает фигуру спящей под деревом с закрытыми глазами, погружённой в сны и не подозревающей о том, что за ней наблюдают. Почти все позднейшие вариации на эту тему изображают её бодрствующей. В частности Мане в своей "Олимпии" изобразил "Венеру", предлагающую сексуальные услуги.
Мягкие оттенки и округлые формы Венеры говорят о влиянии Леонардо да Винчи, оно угадывается и в решении складок драпировок. "Дрезденская Венера" была написана в одно демятилетие в "Моной Лизой" - и обе сразу же породили множество копий и подражаний.
Искусно переданные светотени и блики на роскошной драпировке демонстрируют мастерское владение Джорджоне техникой масляной живописи.
Плавные контуры тела усиливают ощущение глубокого сна и как бы приглашают приласкать фигуру взглядом.
Эротический характер образа свидетельствует о том, что картина была заказана для личной спальни.
Рентгеновские снимки и записи реставраторов XIX века свидетельствуют, что изначально Джорджоне изобразил (или собирался изобразить) в правой части полотна фигуру Купидона.
По слухам Джорджоне не успел дописать картину при жизни, и принято считать, что заказ на завершение пейзажа был отдан Тициану. "Многослойный" ландшафт и голубые холмы на горизонте характерны для ранней манеры Тициана. Преждевременная смерть соперника способствовала восхождению звезды Тициана."

И. Босх оказался очень трудным художником, даже и сейчас нет установившейся точки зрения на трактовку сюжетов и отдельных образов его картин.
Для средневековых художников (как и для их зрителей) все предметы и явления имели символическое значение, каждый предмет получал свое символическое истолкование на основе текстов Библии. Так, например, исходя из фразы: «Слово Божие сильно, как лев», — льва считали символом всесильности христианской веры, потому фигуры львов украшают порталы многих романских соборов во Франции, а в Италии скульпторы XIII—XIV веков ставили львов у подножия церковных кафедр. Творчество Босха, может быть, еще и потому затруднено в наше время для непосредственного восприятия, что художник, помимо традиционных средневековых символов (всем известных), использовал и другую символику — менее изученную и трудно поддающуюся расшифровке.
Художественный язык Босха никогда не укладывался целиком и полностью в средневековые символические толкования. Художник часто употреблял определенные символы в значении, обратном общепринятому, а также изобретал новые символы. Может быть, потому его и называли «мрачным фантастом», «почетным профессором кошмаров», однако современные сюрреалисты видели в Босхе своего духовного отца и предтечу. Вот, например, одна из таких сцен. Любовная пара уединилась в прозрачном пузыре. Чуть выше молодой человек обнимает огромную сову, правее пузыря посередине бассейна, в воде, другой мужчина стоит на голове, широко расставив ноги, между которыми птицы свили гнездо. Неподалеку от него юноша, высунувшийся со своей возлюбленной из розового полого яблока, кормит чудовищной виноградной гроздью людей, стоящих по шею в воде. Это «Сад радостей земных» — одна из самых известных картин Иеронима Босха.
Свой триптих «Сад радостей земных», или «Сад наслаждений» (его часто называют самым «босховским» произведением), Иероним Босх создал в 1503 году, и в нем его своеобразное видение мира проявилось в полной мере. Название картине дано уже в современной литературе, а во второй половине XVI века, когда она попала в собственность короля Филиппа II, ее называли «Многообразие мира», в XVII веке у нее было название «Тщеславие и слава».
На левой стороне этого триптиха изображен Рай, на правой — Ад, а между ними помещался образ земного бытия Левая сторона «Сада наслаждений» изображает сцену «Сотворения Евы», а сам Рай блестит и переливается яркими, сверкающими красками. На фоне фантастического пейзажа Рая. заполненного разнообразными животными и растениями, мастер показывает пробуждающегося Адама Только что проснувшийся Адам приподнимается с земли и в изумлении смотрит на Еву, которую ему показывает Бог. Известный искусствовед Ш. де Тольнай отмечает, что удивленный взгляд, который Адам бросает на первую женщину, — это уже шаг на пути к греху. А Ева, извлеченная из ребра Адама, — это не просто женщина, а еще и орудие совращения. Противоречие между спокойным и безгрешным мужчиной и несущей в себе семена греха женщиной воспроизводится и в окружающей их природе. Выросшая на загадочной оранжевой скале чахлая пальма диагонально противоположна пальме цветущей. Несколько происшествий отбрасывают мрачную тень и на мирную жизнь животных: лев пожирает оленя, дикий вепрь преследует загадочного зверя. И над всем этим возвышается источник Жизни — гибрид растения и мраморной скалы, парящая готическая конструкция, установленная на темно-синих камнях небольшого острова. На самом верху ее — пока еще едва заметный полумесяц, но уже изнутри ее выглядывает, подобно червяку, сова — вестник несчастья.
Центральная часть триптиха — собственно «Сад радостей земных» — изображает грандиозный ландшафт, покрытый обнаженными фигурами мужчин и женщин С человеческими фигурами смешались звери неестественных пропорций, птицы, рыбы, бабочки, водоросли, огромные цветы и фрукты.В композиции «Сада радостей земных» выделяются три плана: на первом плане показаны «различные радости», второй занят кавалькадой многочисленных всадников, которые едут на разнообразных животных, третий (самый дальний) венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев Казалось бы, что на фоне такого пейзажа ничто не может быть целомудреннее любовных игр человеческих пар Но, подобно психоанализу (врач-психиатр Р. Хайкин предлагал даже провести психопатологический анализ творчества И. Босха), сонники того времени приоткрывают подлинное значение этих земных наслаждений: вишни, земляника, клубника и виноград, с такой радостью поедаемые людьми, символизируют греховную сексуальность, лишенную света божественной любви; лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь; птицы становятся олицетворением похоти и разврата, рыба — символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом.
В нижней части картины молодой человек обнял огромную земляничину. Смысл этого образа станет нам понятен, если мы вспомним, что в западноевропейском искусстве земляничина служила символом чистоты и девственности. Сцена с виноградной гроздью в бассейне — это причастие, а гигантский пеликан, подцепивший на длинный клюв вишню (символ чувственности) дразнит ею людей, сидящих в бутоне фантастического цветка Сам пеликан символизирует любовь к ближнему. Символам христианского искусства художник часто придает конкретно чувственное звучание, низводя их в материально-телесный план
Иероним Босх создает поражающий воображение мир эфемерных желаний и чувственных удовольствий: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается и превращает любовную пару в своих пленников. В башне Прелюбодеяния, которая поднимается из озера Похоти и желто-оранжевые стены которой сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера стального цвета, в которой предаются ласкам любовники, увенчана короной из полумесяца и розовым мрамором рогов. Сфера и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу. «Счастье и стекло — как они недолговечны!». А еще они являются символами еретической природы греха и тех опасностей, которые он несет в мир
Правая створка триптиха — Ад — темная, мрачная, тревожная, с отдельными вспышками света, пронзающими ночную мглу,и с грешниками, которых мучают какими-то гигантскими музыкальными инструментами. В центре Ада находится огромная фигура сатаны, это своего Рода «гид» по Аду — главный «рассказчик» с мертвенно-бледным лицом и иронической улыбкой на тонких губах. Его ноги — это полые стволы деревьев, и опираются они на два судна. Тело сатаны — это вскрытая яичная скорлупа, на полях его шляпы демоны и ведьмы то ли гуляют, то ли танцуют с грешными душами... Или водят вокруг огромной волынки (символ мужского начала) людей, повинных в противоестественном грехе.Вокруг властителя Ада происходит наказание грехов: одного грешника распяли, пронзив его струнами арфы; рядом с ним краснотелый демон проводит спевку адского оркестра по нотам,написанным на ягодицах другого грешника. В высоком кресле сидит демон, карающий обжор и чревоугодников. Ноги свои он засунул в пивные кувшины, а на его птичью голову надет котелок. И наказывает он грешников, пожирая их.
Створка Ада представляет собой третью стадию грехопадения, когда сама земля превратилась в ад. Предметы, ранее служившие греху, теперь превратились в орудия наказания. Эти химеры нечистой совести обладают всеми специфическими значениями сексуальных символов сновидений. Заяц (на картине он превосходит своим размером человека) в христианстве был символом бессмертия души. У Босха он играет на рожке и опускает грешника головой вниз в адский костер. Гигантские уши служат предзнаменованием несчастья. Огромный ключ, прикрепленный к древку монахом, выдает стремление последнего к браку, запрещенному для представителей духовенства. Внутри монстра находится таверна, над которой развевается знамя -— все та же волынка. В некотором отдалении сидит в состоянии меланхолии человек, склонившийся над хаосом. Если в нем увидеть черты самого Иеронима Босха, то вся картина может предстать перед зрителем в ином свете: художник сам выдумал этот кошмар, все эти агонии и муки совершаются в его душе. На этом настаивают некоторые историки искусства, например упоминавшийся уже Ш. де Тольнай. Однако Босх был глубоко религиозным человеком, и о том, чтобы поместить себя в Аду, он и помыслить не мог. Скорее всего художника следует искать среди тех образов, которые несут на его картинах Свет и Добро, недаром он принадлежал к Братству Богородицы.
Нашим современникам действия персонажей «Сада наслаждений» во многом непонятны, но для современников Босха (как уже указывалось выше) они были наполнены глубоким символическим смыслом. Его картины (в том числе и «Сад радостей земных») часто устрашают зрителя противоестественной совместимостью в одном персонаже человеческого и звериного, живого и мертвого, и одновременно они могут забавлять. Его персонажи похожи на кошмарные образы Апокалипсиса и в то же время — на веселых чертей карнавала. Однако при всем множестве толкований смысла «Сада радостей земных» ни одно из них не может
полностью охватить все образы картины.

Этот алтарный образ - последняя из крупных работ Рафаэля, посвященных его излюбленной теме. Еще в ранний период творчества он обращался к образу Мадонны с младенцем, каждый раз отыскивая новый подход. Преобладающий характер гения Рафаэля выражался в стремлении к божеству, к преобразованию земного, человеческого в вечное, божественное.
Кажется, что занавес только что раздвинулся и взорам верующих открылось небесное видение - ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. Гений Рафаэля словно заключил божественного младенца в магический круг, образуемый левой рукой Мадонны, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса. Взгляд ее, направленный сквозь зрителя, полон тревожного предвидения трагической судьбы сына. Лицо Мадонны - воплощение античного идеала красоты в соединении с духовностью христианского идеала.
Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н.э. и причисленный к лику святых, просит Марию о заступничестве за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение. В глубине картины, на заднем плане, едва различимые в золотой дымке, смутно угадываются лица ангелов, усиливая общую возвышенную атмосферу. Взгляды и жесты двух ангелов на переднем плане обращены к Мадонне. Присутствие этих крылатых мальчиков, больше напоминающих мифологических амуров, придает полотну особую теплоту и человечность.
«Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Папа Юлий II, в ту пору еще кардинал, собирал средства для строительства часовни, где хранились мощи Святого Сикста и Святой Варвары.
В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же благородство, та же грация выражения, при той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре». Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: «Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну».
Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем: «Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил».
Великий ум Гете не только оценил Рафаэля, но и нашел меткое выражение для своей оценки: «Он творил всегда то, что другие только мечтали создать».
Это верно, потому что Рафаэль воплотил в своих произведениях не только стремление к идеалу, но самый идеал, доступный смертному.

Из книги "100 великих картин" Иониной Н.А.:

Аугсбург, где в то время собрался весь испанский двор и многие немецкие князья. В Аугсбурге Тициан написал огромный конный портрет Карла V в утро перед битвой, в которой монарх одержал одну из своих самых блистательных побед. Современников Тициана этот портрет поразил своей неожиданностью: странно было видеть императора — тонкого кабинетного дипломата и меланхолика — в образе рыцаря и героя с копьем в руке, с поднятым забралом, одиноко скачущего среди полей. Но такова была воля монарха.
В сражении при Мюльберге этот фанатик католичества как будто был движим каким-то экстазом: он не руководил битвой издали, сидя в носилках под защитой укреплений. Он понессявпереди своих войск на приступ и даже перешел опасный брод Эльбы, увлекая за собой своих полковников. Этот памятный день и единственный героический поступок императора и должен был увековечить Тициан. На портрете изображен не угрюмый, молчаливый и больной Карл V, как о нем говорится в повествованиях современников. Это и не Карл, которого изобразил тот же Тициан на портрете, находящемся теперь в Мюнхенской пинакотеке. Это не жалкая развалина, не хитроумный лукавец, не печальный «властелин вселенной», не сын безумной Иоанны и роскошного Филиппа... Это внук «последнего рыцаря» — Максимилиана, и потому Тициан изобразил на портрете отдельную вспышку, а не целый психологический характер.
Это было поразительное и наиболее смелое из всех произведений Тициана. В красноватом тумане весеннего утра, один на обширной равнине, простирающейся до холмов Эльбы, император, закованный в чеканную и золоченую сталь, с поднятым завалом над бледным и решительным лицом, галопом выезжает из леса с обращенным вперед копьем. Как эффектно и величе^венно выглядит всадник! Но как страшно одинок он в этом поле. И куда устремился он на красиво гарцующем коне. Повелевающий народами, огнем и мечом карающий непокорных, обрушивающий на врагов армады войск, человек, даже ленивый жест которого мог возвысить или уничтожить, — усталый и одинокий изображен он на портрете.
Зритель смотрит на его такое характерное, волевое лицо с резко выдающимся подбородком, и вдруг ясно различает во взгляде императора рассеянную грусть, какую-то внутреннюю усталость,которые передаются всей его фигуре и чудятся даже в размеренном беге коня. Его облик производит впечатление злого духа, и видение это захватывает врасплох и пугает. Даже краски портрета заключают в себе что-то зловещее, воинственное. В лице Карла V видится что-то страшное, «привиденческое»: один в поле, один в мире, один с надломленной душой. Таким понял и таким изобразил Тициан императора. Возможно, тот и -сам еще не сознавал своей великой усталости, и художник показал ему его собственную душу — без прикрас.
Тициан в этом портрете не дал развернуться своей страстности, своему размаху торжественности, а сковал себя в границах требований заказчика, отнесясь к задаче с редким для себя холодом. Может быть, поэтому некоторые исследователи отмечают и в портрете, и в позе императора некоторую ненатуральность, как на манекенах в арсенале старого оружия. Но психологическое проникновение Тициана достигло в этом портрете своего наивысшего предела. По уверенности художественных приемов этот портрет поразителен, по выражению характера и духа эпохи — ничто не может сравниться с ним. Кажется, что сама Клио — муза Истории — водила в те дни рукой художника.

Персей - в греческой мифологии сын Данаи, понесшей от Юпитера, когда тот превратил себя в поток золотого дождя. Его героические деяния включали обезглавливание медузы, одной из змеиволосых Горгон, и спасение прекрасной Андромеды от морского монстра. последняя тема - часто встречающееся неродное предание. Персей изображается либо как типичный герой классической античности, либо в образе воина в доспехах. Он держит закругленный меч - дар Меркурия - и блестящий щит, врученный ему Минервой, его защитницей.
Овидий в «Метаморфозах» рассказывает о том, как Андромеда, дочь эфиопского царя, была прикована к скале на берегу в качестве жертвы, приносимой морскому чудовищу. Персей, пролетая в небе, влюбился в нее с первого взгляда. Он устремился вниз как раз вовремя, убил монстра и освободил Андромеду. Картину “Персей и Андромеда” Рубенс создал в ту пору, когда его творчество было особенно эмоционально и жизнерадостно. По совершенству живописи и высокому мастерству исполнения это произведение является одним из шедевров художника. И здесь для Рубенса остается главным то, для чего рожден человек: борьба, победа и любовь.

Рубенса занимал не сам подвиг Персея, не борьба и сопротивление, а ликование по поводу уже свершившейся победы, когда радостные крики раздались с берега и все славили могучего героя. В этой картине Персей выступает как триумфатор, крылатая богиня Виктория (Слава) с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках венчает победителя. Апофеоз Персея становится торжеством жизни, уже ничем не омрачаемой, прекрасной и радостной. И эту художественную задачу Рубенс разрешает с такой полнотой, с такой захватывающей силой, какая до сих пор у него почти не встречалась. Напряженная внутренняя динамика каждой линии, каждой формы, их нарастающий ритм достигают здесь исключительной выразительности. Непреодолимая сила, ворвавшаяся, подобно вихрю, откуда-то извне, дает всей композиции и клубящимся, как в водовороте, движениям единое направление.

С.М.Сандомирский

Роберт Уоллэйс в книге Мир Леонардо , М., 1997 пишет: «Из двух проблем, с которыми веками сталкивались авторы «Тайной вечери», проблему выделения Иуды Леонардо решил с наибольшей легкостью. Он поместил Иуду с той же стороны стола, что и всех остальных, однако психологически отделил его от других одиночеством, которое гораздо белее сокрушительно, чем просто физическое отстранение. Мрачный и сосредоточенный, Иуда отпрянул от Христа. На нем как бы вековая печать вины и одиночества».
Иуда сидит со всеми, как апостол в ряду апостолов. Одинок Христос, оттого и печален, но кто наименее одинок, так это Иуда. Отсюда и его уверенная сила. И вины его нет, потому что разговор в картине идет не о предательстве, а о спасении души людей, менее всего озабоченные этим.
Рассмотрим апостолов, хотя после сказанного они уже ничего не решают.

12 11 10 9 8 7 Христос 1 2 3 4 5 6
Варфоломей Иоанн Фома Филипп Матфей
Петр Иаков Симеон
Иуда

1.Фома в проеме двери на светлом фоне. Правая кисть сжата, указательный палец вверх: «Бог не допустит такого преступления».
2. Иаков с ужасом смотрит на бьющую из запястья кровь нового завета. Широко раскинутые руки и ладони сдерживают слова Христа и пытаются защитить стоящих за ним.
3. Филипп прижимает пальцы к груди и в лице мольба: «Верь мне, с моей стороны это невозможно».
4. Обе руки принимают слова Христа и взглядом спрашивает у 6-го: «Разве возможно то, что он говорит».
5. Симеон правой ладонью принимает слова Христа и вопрошает 6-го.
6.Матфей, обе ладони направлены на Христа, - он возвращает его слова назад: «Это невозможно!»
7. Иоанн. Пальцы сцеплены и лежат на столе, являя муку, слабость. Резко качнулся влево, глаза прикрыты. Голова бессильно лежит на плече.
8. Петр. Левая рука принимает слова Христа и успокаивает 7-го. В правой руке нож - он готов убить предателя.
9. Иуда: устойчивая низкая сила, убежденность в своей правоте, решительность, энергия.
10. Поднятые ладони на уровне груди: «Кто же предатель?» Взгляд скосил на нож.
11. Правая рука на плече 10-го: он согласен с ним. Она принимает слова Христа.
12. Варфоломей решительно встал и готов действовать.
В целом правая группа апостолов не допускает предательства; левая - допускает такую возможность и полна решимости покарать предателя.
В том, как сильно качнулся влево Иоанн, освободив полностью окно - свет истины Христа, а Фома, находясь в окне на уровне Христа, но надеется не на себя, а на Бога; как отбросило вправо 2-го апостола, как смешались, растерялись, мелко засуетились остальные ученики выдают мысль Леонардо да Винчи, что идеи жертвенности и спасения, заповеди нового завета Христа апостолами - этими слабыми людьми - проведены не будут и жертва его напрасна. В этом причина уныния Христа. Притом, что сам художник отдает дань высокому устремлению и жертве земного Бога.

Хоть я и думаю, что профессия дизайнера не связанна с искусством, но мне кажется для каждого дизайнера важно культурное воспитание и развитие вкуса. Поэтому сегодняшний пост будет чуточку общеобразовательным.

Я бы хотел, чтобы каждый человек восхищался бессмертными картинами великих художников. В этой статье я собрал самые лучшие и знаковые картины различных мастеров изобразительного искусства.

Вдохновляйтесь наздоровье (кликабельно)!

Леонардо да Винчи «Джоконда»

Начать обзор, мне кажется, стоит с самой наверное известной картины мира - Джоконда (или «Мона Лиза») Леонардо да Винчи. Это портрет Лизы Герардини написанный ориентировочно в 1503—1505 годах. На данный момент хранится в Лувре.

Значимой чертой картины является знаменитая загадочная улыбка Моны Лизы. В самой знаменитой улыбке мира есть несколько тайн, которые будоражат умы и по сей день. Первая тайна: трудно понять улыбается ли Мона Лиза на самом деле или это только кажется. Вторую и третью загадки можно увидеть только в живую, побывав в Лувре: с любого места зала кажется, что портрет смотрит на тебя и улыбается только тебе; постепенно проходя мимо портрета слева направо можно заметить как девушка на нем становится старше. Последние два явления мне довелось наблюдать лично и могу подтвердить, что они на самом деле имеют место быть.

Рафаэль «Сикстинская мадонна»

Эта картина частенько используется для различных рождественских открыток. А точнее ангелов снизу. Картина была заказана Рафаэлю в 1512 году. На данный момент храниться в Галерее старых мастеров в Дрездене.

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

Фреска изображает последний ужин Христа со своими учениками. Была написанна в 1495-1498 в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Примерный размер 4,5 м. х 8,7 м.

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»

Картина известного итальянца храниться во Флоренции в галерее Уффици. Картина написана в 1486 году. И изображает богиню красоты рождаемую морской пеной и выходящей на сушу.

Сальвадор Дали «Постоянство памяти»

Наверное самая известная картина Сальвадора Дали. Лично мне картина бьет прямо в мозг и заставляет усомниться в реальности окружающего мира. Написана в 1931 году и на данный момент хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Казимир Малевич «Чёрный квадрат»

Это полотно размером 79,5×79,5 сантиметров было знаковым и породило новое направление живописи. Одновременно «Черный квадрат» является и самым спорным полотном. Существует не так мало людей, которые не видят здесь искусства и говорят, что нарисуют не хуже. С 1915 Малевич написал 7 одинаковых полотен.

Интересный факт: многие критики предполагают, что Малевич изначально рисовал другую картину, а впоследствии замазал ее черной краской. Исследования на предмет нахождения проводились неоднократно, но искусствоведы возмутились аргументирую это тем, что картине может быть нанесен непоправимый вред.

Винсент ван Гог «Звёздная ночь»

Одна из моих самых любимых картин в принципе. Написана нидерландским художником в 1889 году. На данный момент хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Карл Брюлов «Последний день Помпеи»

Русский живописец написал эту картинку в 1830 году после посещения Помпеи. Картина повествует о известном извержении вулкана Везувий, похоронившем целый город. На данный момент хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Пабло Пикассо «Девочка на шаре»

Картина была написана известным испанским художником в 1905 году и изображает групу бродячих акробатов. На данный момент хранится в Пушкинском музее, Москва.

Иван Айвазовский «Девятый вал»

Картина поражает буйством красок и показывает беспомощность человека перед стихией. Написанна всемирно известным русским художником в 1850 году. Выставлена в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее.

На самом деле этот список можно продолжать до бесконечности. В мире существует огромное количество произведений искусства. Все из них я рекомендую смотреть вживую.

Нет вдохновения? Советую вам выбрать время и посетить хороший музей.