Конспект литер чтения пришвина ребята и утята. Спасибо за урок. паровое поле

Марина Лешукова
Конспект занятия в старшей группе по рассказу М. Пришвина «Ребята и утята»

«Ребята и утята»

Задачи:

Познакомить с произведением М. Пришвина «Ребята и утята»;

Учить чувствовать и понимать характер героев произведения, уметь анализировать поступки героев;

Воспитывать доброжелательное отношение к живой природе;

Развивать речь детей.

Материалы:

Произведение М. Пришвина «Ребята и утята», картинки с изображением Утки и утят, карточки с изображением плохих и хороших поступков по отношению к животным, карточки с изображением животных.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним произведением М. Пришвина «Ребята и утята». Присаживайтесь по удобнее и внимательно слушайте. (На доске висит изображение утки и утят)

Чтение рассказа «Ребята и утята»

Беседа по прочитанному:

О ком говорится в рассказе?

Что случилось с утятами во время путешествия?

Какое состояние было у мамы утки? (взволнованное, бегала с открытым ртом)

Какими были мальчики по отношению к утке с утятами? (злые, бессердечные.)

Хорошо ли мальчики поступили?

Какое поведение было у мальчиков в конце рассказа?

Кто помог утке в данной ситуации?

Как бы вы поступили на месте мальчиков?

Физкультминутка:

Утки серые летели.

Все летели, да летели.

И присели, посидели,

Да и снова полетели

За столы тихонько сели.

Дидактическая игра: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Плохо- хорошо». У вас на столе лежат карточки, на них изображены Плохие и Хорошие поступки по отношению к животным. Ваша задача отобрать карточки с хорошими поступками и объяснить, почему вы считаете это хорошим поступком.

Молодцы ребята! Вы все хорошо справились с этим заданием.

Игра на развитие речи:

Дети по очереди вытягивают карточки с животным (и). Взрослый задает любые вопросы в любой очередности. (Например: Ребенок выбрал утку. Какая она? Назови утку ласково. Как зовут детенышей утки? Чем утка питается? Как она ест)

Давайте вспомним с каким произведением мы с вами сегодня познакомились?

Кто был главным героем этого рассказа?

Как нужно поступать по отношению к живой природе?

На этом наше занятие подошло к концу. Я буду надеяться, что вы все хорошо поняли то, что природу надо беречь и совершать только хорошие поступки.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по рассказу М. Пришвина «Золотой луг» в старшей группе Программное содержание: Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». Расширить и уточнить знания детей об одуванчике.

Конспект НОД по развитию речи с элементами сказкотерапии в старшей группе «Все ребята хороши, всех мы любим от души» Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учереждение Детский Сад N8 Приморского района г. Санкт-Петербург. Конспект Непрерывно.

Конспект НОД в средней группе детей с ОНР. Чтение рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб» Программные задачи: Развивать словарь за счёт активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоимённых форм, притяжательных.

Конспект ООД в подготовительной группе Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» Программное содержание Расширять представления детей о жизни растений. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературный.

Цель: Систематизировать знания детей о летних олимпийских видах спорта: волейбол, футбол, баскетбол. Задачи: - развивать физические качества.

Конспект открытого занятия во второй средней группе «Уточка и утята» Тема: «Уточка и утята». Цель: учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, предавая некоторые характерные особенности (вытянутый.

Конспект занятия по степ-аэробике «Дружные ребята» для мальчиков старшей группы Задачи: формировать осанку, развивать внимание, чувства ритма и темпа музыки, закрепить умение соблюдать дистанцию во время передвижения,.

8.12.2016г.
Класс: 2 класс
Тема урока: М.Пришвин «Ребята и утята»
Цель урока: знакомство с творчеством и биографией М. Пришвина
Задачи урока:
Образовательная:

Познакомить с творчеством и биографией М. Пришвина
Развивающая:

Продолжить развивать навык выразительного, осознанного чтения, расширять и обогащать словарь, развивать речь и мышление учащихся.
Воспитательная:

Воспитывать гуманное отношение к животным, к родной природе.

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.
Формы организаций урока: общеклассные, индивидуальные.
Оборудование: портрет писателя, карточки со словарными словами, выставка книг, иллюстрации к рассказу, учебник.
Ход урока:
I. Организация внимания
-проверка готовности к уроку.
-психологический настрой:
Учитель: Подарите улыбку друг другу. Прислонитесь друг к другу ладошками. Что вы почувствовали, приветствуя друг друга?
Дети: Тепло
Учитель: Всегда дарите друг другу улыбку и тепло! И вы будете нравиться людям!
Вводное слово учителя.
Учитель: -Мы живем на нашей планете и порой не замечаем, что нас окружает удивительный неповторимый мир природы. Мы живем в нем, и часто не видим очень многого. А рядом с нами живут братья наши меньшие. Они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее-жизнь.

Сообщение темы и целей урока.

Умению видеть прекрасное, любоваться красотой природы мы будем у замечательного писателя, удивительного человека, М.М.Пришвина, познакомимся с его произведением, будем читать, наблюдать, вспоминать, думать. Познакомимся поближе с писателем.
II. Основная часть:
Обращение к портрету.(сообщение ученика).
Михаил Пришвин родился в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей, Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

Обращение к выставке книг
Вот уже несколько десятков лет Пришвина нет с нами, но его книги продолжают свою жизнь. Книги читаются не спеша. В своих произведениях автор открывает что-то важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает мудрее, умнее и великодушнее. Вы можете увидеть следующее книги. (обращение к выставке книг).

Мы узнали о жизни и творчестве писателя. А сейчас мы познакомимся с произведением М.М.Пришвина, только сначала отгадайте ребус, отгадав его вы поймете о чем это произведение.
Ребус (на доске)
Сумка минус С, М=Т получается УТКА
- Как можно ласково назвать утку?
-Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке.
Учитель: Но перед чтением мы бы хотели рассказать об этой уточке. (Рассказ подготовленного ученика).
Чирок – свистунок.
Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально. В Казахстане чирки-свистунки обитают к югу до Уральска, Атбасара, Юго-Западного Алтая и Зайсанской котловины.
- Итак, главными персонажами нашего рассказа будет утка с утятами, а произведение называется « Ребята и утята».
Первичное чтение
1.– А сейчас приготовьте карандаш. Я буду читать этот рассказ, а вы отмечать непонятные слова. (Читает учитель).
– Ребята, понравился вам рассказ?
- О ком этот рассказ?
- К какому жанру оно относится?
-Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему?(ответ детей)
Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке.
Скачем мы на правой ножке
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке
По тропинке побежим
До лужайке добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
Выше руки, Шире плечи.
Раз, два, три! Дыши ровней
От зарядки станешь крепче
Станешь крепче и сильней.

2. - Вы отметили слова. Назовите их.
- давайте прочитаем это слово на доске (если оно есть, читаем с постановкой ударения).
- Как вы понимаете значение этого слова?
В ОБХОД ДЕРЕВНИ - обходя стороной, не заходя в деревню.
ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.
ВОДА СПАЛА – меньше стало воды
КУЗНИЦА – мастерская с горном для ручной ковки металла, для подковывания лошадей.
ЗАШВЫРЯЛИ – закидали
ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.
МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.
Вторичное чтение
3.- Мы с вами будем читать рассказ и делить его на части. (Дети читают текст по очереди, учитель останавливает их в конце каждой части). Затем предлагаются вопросы по тексту.
1)Чтение 1 части:
- Куда решила перевести уточка своих утят?
- Какой был путь к озеру? Почему?
- Как можно озаглавить эту часть?
2)Чтение и нахождение 2 –ой части.
- Кто увидел утиную семью?
- Как они отнеслись к утятам?
- Как вела себя уточка, когда ребята ловили птенцов?
- Кто подошёл к ребятам?
- Как он отнёсся к поступку ребят?
- Что рассказчик потребовал от них?
- Что вы можете сказать о ребятах?
- Какие они?
- Как бы вы озаглавили эту часть?
-3) Переходим к последней части.
- Как ребята отнеслись к требованию автора?
- Чем рассказчик рассмешил ребят?
- Каким вы его представили?
- Как мы назовём эту часть?
Обобщающая беседа (по вопросам учителя)
– Ребята ловили утят. Хорошо это или плохо? Почему?
- Как бы вы поступили? (ответ детей)
4. – Рассмотрите рисунок к этому произведению.
- Выберите к этому рисунку подходящее название:
Встреча с ребятами.
Прощание с утятами.
Дорога к озеру.
- Расположите название каждой части по порядку
Обращение к пословице.(на доске)
«Чего себе не пожелаешь, того и другому не делай.»
- Подходит ли пословица к произведению? Что она обозначает?
- Как автор называет уточку с утятами? (семья)
-А утят? (дочки и сыновья)
-Как уточка ведет себя, когда ребята ловят её утят? Какая она мать?
-А вы задумывались о том, что у животных тоже есть семьи, есть мамы и папы.-Как у каждого человека есть мама, так и у каждого животного, будь то птенчик или зайчонок, есть мама. Мама всегда заботится, оберегает и конечно же, переживает за своих дочек и сыновей.
III. Заключитеельная часть:
-Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?
- Кто написал этот рассказ?
- Чему учит это произведение?
Д/з: выразительное чтение рассказа
-Оценивание работы детей на уроке.
- На этом наш урок подошел к концу. Спасибо вам за урок!

НОМИНАЦИЯ «ПРЕДМЕТНЫЕ РАЗРАБОТКИ»

Пояснительная записка

Предмет начальные классы, литературное чтение

Уровень образования школьников – 2 класс.

Предназначение – для групповой и фронтальной работы.

Урок построен с применением технологии критического мышления и психологических особенностей детей данного возраста. На протяжении всего урока прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дидактической системы – работа над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых.

Урок более углубленного анализа литературного произведения, он тесно связан с предыдущими уроками и работает на последующие, так как направлен на выработку умений и навыков анализировать произведение на языковом, идейном уровнях, анализировать свою деятельность, и деятельность одноклассников. Планируемый объём учебного материала, и сложность информации учтены с возрастными особенностями 8-летних школьников и учебными возможностями учащихся данного класса.

ТЕМА: М.М.Пришвин «Ребята и утята»

Цели: знакомство с творчеством и биографией М. Пришвина

Задачи урока:

    Познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

    Развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

    Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.

Формы организаций урока: общеклассные, индивидуальные.

Ход урока.

    Организационный момент.

Учитель.

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте внимательны, активны на уроке.

Учитель.

Мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника.

Как называется раздел, который сейчас познаем?

Учащиеся.

- «Мои самые близкие и дорогие или моя семья»

Учитель.

Кто для вас самые близкие люди на земле? Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели.

    Актуализация знаний.

    Рассказ о М. Пришвине.

Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

Какого человека можно назвать неравнодушным?

Так вот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек

(Чтение детьми имени, отчества, фамилии писателя)

М.М. Пришвин написал много книг и для взрослых, и для детей.

М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. В 30 лет он стал писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это «Кладовая солнца», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и др.

Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

Сегодня мы познакомимся с одним из рассказов М.М. Пришвина. А кто будет главные герои мы узнаем, отгадав загадку (слайд)

Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

Прочитайте его название «Ребята и утята».

Кто видел маленьких утят?

Где?

Ответы учащихся. Варианты ответов

    В рассказе говорится о ребятах и утятах

    Ребята и утята маленькие, им нужно подрасти.

    Говорится о взаимоотношениях человека и животных.

    Ребята поступили не правильно по отношению к утятам.

    Ребята поняли, что маленьких нельзя обижать, о них надо заботиться.

Учитель.

А как проверить ваши предположения?

Учащиеся.

- Итак, какова основная цель нашего урока

Давайте поставим перед собой задачи, чтобы вы хотели узнать, побывав в гостях у писателя?

(на доске – слова- помощники: узнать, познакомиться, определить)

* Узнать о жизни и творчестве писателя

* Познакомиться с новым произведением

* Определить тему произведения, которое будем изучать на уроке

Работа с текстом до чтения

    Словарная работа

В тексте вам встречается незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

    Холм – небольшой бугорок. Слайд 11

    Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. (слайд 12)

    Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1км. (слайд13)

    Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. (слайд 14)

    Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (слайд 15)

    Кузнеца – помещение, где работают кузнецы. (слайд 16)

Б) читает учитель произведение

В) первичное восприятие текста

Учитель.

Какие чувства у вас возникли?

Какую ошибку совершили дети?

Исправили ли они свою ошибку?

Кто им помог её исправить?

Что вы можете сказать об этом человеке?

А как бы вы поступили на месте детей, когда увидели утку и утят за деревней?

Не захотелось ли бы вам поймать утят? Почему?

Ответы учащихся.

Физпауза

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь.(Сели)

Чтение текста по частям до слов


1 остановка. Вот тут их увидела ребята….

Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

- На свободу.

Что значит для утят свобода?

Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

Докажите строчками из произведения.

Сколько надо было идти до озера?

- 3 версты

Сколько это километров?

- Чуть больше 3 километров.

Это много или мало для человек?

А для маленькой уточки?

Прочитай, как шла мать-уточка с утятами.

Почему уточка-мать шла позади утят?

Какие враги были у уток?

Докажите строчками из произведения.

Кто страшнее?

Почему?

Поработайте в парах и озаглавьте эту часть

2 остановка. – Что вы будете делать с утятами? – спросил я строго у ребята…

Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

Докажите строчками из произведения.

Зачем ребята это делали?

- Просто так, для забавы.

Как вела себя уточка, когда ловили ее утята?

Докажите строчками из произведения.

Могла ли утка кричать?

Докажите строчками из произведения.

Ее немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.

А какое чувство пережили утята?

Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

А какое слово вы кричите, когда боитесь?

- Мама

А ваша мама переживает за вас?

Как она ведет себя при этом?

Как в рассказе чаще всего называют уточку?

- Мать.

А какая она мама?

- Заботливая.

Вам ее жалко?

Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, который испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

- Утята пойманы, что собираются делать ребята?

3 остановка…и побежали с утятами на холм.

Кто помешал мальчишкам?

Смогли ли они объяснить свой поступок?

Какое приказание дал им взрослый?

Докажите строчками из произведения.

Назовите слова, которые показывают строгость автора.

Что делали бы вы, оказавшись рядом?

- Что сделает уточка-мать, когда увидит, что ее детей отпустили?

4 остановка. Ребята надо мной засмеялись.

Что сделала уточка-мать, когда ее детей отпустили?

Докажите строчками из произведения.

Как шла уточка-мать в начале рассказа?

А почему сейчас она побежала вперед?

- Хотела быстрее увести детей от врагов.

Как Пришвин попрощался с утятами?

Что он сделал при этом?

Докажите строчками из произведения.

Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

- Знак уважения.

Перед кем этот знак уважения?

Почему?

Как мальчишки на это прореагировали?

Предложите, как поступит М.М. Пришвин дальше?

Чтение до конца.

Что можно сказать о ребятах?

Как их назвал рассказчик?

Как можно назвать их по-другому?

Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

Что пожелали люди уточке?

Нужно ли было пожелание людей уточке?

Почему?

Докажите строчками из произведения.

Слайд 18-19 ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Слайд 20. Подбор пословиц к произведению.

Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске. Прочитайте их про себя.

Умел ошибиться, умей и…. исправиться.

Добрый пример лучше ста… слов.

Сначала думай – потом… делай.

Сей добро, посылай….., оделяй….

Дитя плачет, а у матери сердце…. болит.

К кому из действующих лиц подходят эти пословицы? Почему?

5.Закрепление.

Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и как поняли это произведение

Слайд 21. Работа по карточкам тестам

п/н

Вопрос

Ответ +/-

1.

Произведения «Ребята и утята» - это сказка

2.

Главными героями были дети и семья уточки

3.

При встречи с утятами ребята пропустили их вперед

4.

Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами

5.

Пришвин разговаривал с ребятами ласково

6.

Ребята смогли объяснить свой поступок

7.

Уточка бросила своих утят

8.

Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды

Слайд 22. ВЗАИМОПРОВЕРКА В ПАРАХ И НА СЛАЙДАХ

    Определение главной мысли рассказа.

Почему?

Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?

Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать их помощь.

6. Итог урока

Слайд 24. В одном из своих рассказов М.М. Пришвин сказал: «Все хорошее в природе – от солнца; а все лучшее в жизни – от человека».

Напишите на ладошках то качество, которым должен обладать человек, любящий и понимающий природу. (Забота, любовь, доброта, смелость, сострадание, сочувствие, жалость, сопереживание. Другими словами человек испытывает такие же чувства, как и к своей семье.

- Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 25)

Мои молодцы друзья!

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разных цветные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя

Так давайте к ней мы будем

Относится как друзья

И при всем честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе,

Но со знанием и умом!

Урок литературного чтения по теме: М. Пришвин "Ребята и утята"
2 класс, УМК «Начальная школа 21 века»
Автор: Набиуллина И. М., учитель начальных классов
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством
М.М.Пришвина; эмоционально­эстетического восприятия произведения; выражать при
чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД:
личностных: мотивация учения, нравственно­этическое
оценивание (оценивание
усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,
обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе,
бережного отношения к ней;
познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение
информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и
критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно­
следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,
коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование,
контроль, коррекция, оценка.
Ход урока
1. Оргмомент.
­ Начинаем урок литературного чтения. Сегодня на уроке мы будем изучать новый
материал, познакомимся с новым литературным произведением.
Китайская пословица гласит:
«Я слышу – я забываю,
Я вижу – я запоминаю,
Я делаю – я понимаю»
Мы будем слушать, запоминать, понимать и размышлять. Ведь чтение без размышления
– пустое развлечение. Давайте постараемся, чтоб урок прошёл интересно и
познавательно.
Напоминаю вам о правилах сотрудничества
1. Осмысливать задания
2. Выслушивать мысли каждого
3. Отстаивать, доказывать свою точку зрения
4. Не перебивать друг друга
5. Соблюдать правило поднятой руки
2. Актуализация знаний

Мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника.
­ Как называется раздел, который сейчас познаем? («Весна, весна красная …»)
­ Как называют весну поэты и писатели?
(Весна красная. Весна – художник. Весна – утро года.)
Весна ­ это прекрасное время года, время пробуждения природы, время надежд.
О весне написано много стихов, песен, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок.
1) Проверка домашнего задания
(Творческое задание с предыдущего урока)
­А какие вы подобрали пословицы, поговорки и загадки об этом замечательном
времени года?
­ Как в народе говорят о весне? (поговорки)
­ Какие пословицы о весне вы знаете?
­ Какие загадки о весне вы знаете?
2)Антиципация
Работа со стр. 130 ­132 учебника
Работа с заголовком, иллюстрацией к произведению.
– Прочитайте название. Рассмотрите иллюстрацию. Можно ли по ним определить, кто
будут герои нашей рассказа?
­ Почему автор назвал рассказ « Ребята и утята»? (Ответы учащихся. Варианты
ответов)
 В рассказе говорится о ребятах и утятах
 Ребята и утята маленькие, им нужно подрасти.
 Говорится о взаимоотношениях человека и животных.
 Ребята поступили не правильно по отношению к утятам.
 Ребята поняли, что маленьких нельзя обижать, о них надо заботиться.)
Работа с опорными фразами
­ Давайте посмотрим на фразы записанные на листах и на экране и попробуем
предположить, как будут развиваться события в произведении? (ответы детей)
1 часть – утка – чирок, озеро
было их ловить?
3 часть – ребята обрадовались, мать бросилась спасать, семья продолжила свое
путешествие, «До свидания, утята!»
Постановка цели и задач
Учитель.
­ А как проверить все наши предположения, о которых мы с вами говорили?

Учащиеся.
Давайте поставим перед собой задачи?

2. Проанализировать текст.

Работа с текстом до чтения
Словарная работа
­ В тексте вам встречается незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
(слайды)
 Холм – небольшой бугорок.
 Чирок­свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших
водоемах.
 Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1км.
 Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
 Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
 Кузница – помещение, где работают кузнецы.
3. Первичное восприятие произведения.
Работа с текстом во время чтения (1 часть читают ученики)
Чтение с комментированием(с остановками), озаглавливание части.
1 остановка. Вот тут их увидели ребята….
­ Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
(Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти
только версты за три на коске, в болотном лесу)
­ Сколько надо было идти до озера?
­ 3 версты
­ Чуть больше 3 километров.
­ Это много или мало для человек?
­ А для маленькой уточки?
­ Почему уточка­мать шла позади утят?
­ Какие были опасности на пути у уток? (лисицы, ястребы, люди)
­ Докажите строчками из произведения.
Как можно озаглавить первую часть? Озаглавьте.
1 часть. Путь к озеру.
2 часть. Встреча с ребятами.
3 часть. До свидания, утята!

­ Как дальше будут развиваться события?
Работа с текстом (2 часть читает учитель)
2 остановка. – Что вы будете делать с утятами? – спросил я строго у ребята… (От
чьего имени идет повествование?)
­ Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
­ Докажите строчками из произведения.
(Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками)
­ Зачем ребята это делали?
­ Просто так, для забавы.
­ Как вела себя уточка, когда ловили ее утята? (была взволнованная)
­ Докажите строчками из произведения.
­ А какое чувство пережили утята? Кто их мог защитить?
­ Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
­ А какое слово вы кричите, когда боитесь?
­ А ваша мама переживает за вас?
­ Как она ведет себя при этом?
­ Как в рассказе чаще всего называют уточку?
­ Мама
­ А какая она мама?
­ Мать.
­ Заботливая.
­ Вам ее жалко?
Кластер «Уточка» в парах
­ Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской
любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия
спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к
животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот
ужас, который испытала уточка­мать. Но вы можете представить, как поведет себя
мама, когда вам грозит опасность или вас кто­то обижает.
Чтение отрывка по ролям.
Учитель:
­ Кто помешал мальчишкам?
­ Смогли ли они объяснить свой поступок?
­ Какое приказание дал им взрослый?
­ Докажите строчками из произведения.
­ Назовите слова, которые показывают строгость автора.

­ Что можно сказать о ребятах? (глупые, несмышленые, беззаботные, трусливые)
Какими словами охарактеризуем автора? (строгий, неравнодушный, добрый)
Работа по заполнению таблицы
Рассказ о писателе (портрет писателя)
М. М. Пришвина за годы своей жизни он был охотником, агрономом, учителем. Он
собирался заняться наукой, но стал писателем. М. Пришвин написал много книг для
детей и взрослых. Он много рассказывал о животных и природе.
Этот человек, путешествуя по лесам, по степям с дорожной сумкой и охотничьим
ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто
наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
Так вот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе.
Работа с текстом (3 часть читают ученики) (до слов ­ пять штук)
Ответы на вопросы после чтения, озаглавливание части.
­ Что сделает уточка­мать, когда увидит, что ее детей отпустили?(закончить работу
над кластером)
Все слова характеризируют её, как заботливую мать ­ материнская забота.
3 остановка. Ребята надо мной засмеялись.
­ Как Пришвин попрощался с утятами?
­ Что он сделал при этом?
­ Докажите строчками из произведения.
­ Что означает этот жест: снять перед кем­то шляпу?
­ Знак уважения.
­ Как мальчишки на это прореагировали?
Предложите, как поступит М.М. Пришвин дальше?
Чтение до конца.
­ Что можно сказать о ребятах?
­ Как их назвал рассказчик? (глупыши)
­ Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
­ Поэтому­то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно,
по глупости.
­Можно ли сказать, что ребята осознали свой поступок?
­ Что пожелали люди уточке?
(До свидания, уточки!)
­ Можно ли озаглавить 3 часть этими словами?

Работа с планом.
1.
Путь к озеру.
2. Встреча с ребятами.
3. До свидания, утята!
4. Работа с текстом после прочтения.
Подбор пословиц к произведению.
– Прочитайте пословицы, найдите из них, которые подходят к рассказу
М.М.Пришвина.
Умел ошибиться – умей и поправиться.
Добрый пример лучше ста слов.
Кто скоро помог, тот дважды помог
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эти пословицы?
– Почему?
Рефлексия.
­Какие задачи вы перед собой ставили?
1. Познакомиться с произведением.
2. Проанализировать текст.
3. Понять, что хотел донести до нас автор.
­ Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?
­ Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно
относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность
защищать животных и оказывать их помощь.
5. Проверка восприятия и понимания
Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и как поняли это произведение
Работа по карточкам теста
Вопрос
п/н
1. Произведения «Ребята и утята» ­ это сказка
2.
Главными героями были дети и семья уточки
3. При встречи с утятами ребята пропустили их вперед
4. Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами
5. Пришвин разговаривал с ребятами ласково
6.
Ребята смогли объяснить свой поступок
Ответ +/­

7. Уточка бросила своих утят
8.
Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо
беды
Самопроверка и оценивание.
6. Итог урока
­ Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами
он оставил послание:
Мои молодцы друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами
жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах
разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И
охранять природу – значит охранять родину.
7. Домашнее задание.
1) Подготовить пересказ по плану от имени ребят.
2) Подготовить пересказ по плану от имени человека, который наблюдал этот
случай со стороны.
3) Выполнить иллюстрацию к одной части рассказа и подготовиться рассказать по
иллюстрации. ­ План поможет восстановить содержание рассказа.
4) Написать синквейн со словами: ребята, утка, природа…
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Маршрутный лист.
Работа с опорными фразами
Как будут развиваться события в произведении?
1 часть – утка – чирок, озеро
2 часть – ребята, зашвыряли шапками, величайшее волнение, « Зачем вам надо
было их ловить?

Тема урока : М. М. Пришвин «Ребята и утята»

Цели урока:

Познакомить учащихся с произведением М. Пришвина «Ребята и утята»;

продолжить обучение выразительному плавному чтению;

Совершенствовать навык чтения незнакомого текста целыми словами;

Развивать умение выделять главную мысль рассказа;

- развивать познавательную активность учащихся через развитие памяти, внимания через выборочное чтение;

- развивать воображение, умение слушать собеседников;

Формирова ть осознанные умения и навыки работы с текстом;

- формировать коммуникативную компетентность;

Развивать навык правильного и осознанного чтения, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;

Воспитывать любовь ко всему живому, стремление оберегать природу и её обитателей.

Задачи урока:

Пополнять словарный запас учащихся;

Усвоить особенности интонирования рассказа, построенного на диалоге героев;

Через чтение данного произведения вызвать просветление чувств к природе, живой эмоциональный отклик, воздействие на личность ребенка, его нравственное воспитание.

Оборудование: компьютер, маски животных, слоговые таблицы, презентация.

Методы и приёмы: ролевое чтение, «Мозговой штурм», путешествие, упражнение «Редактор», чтение за речевой партитурой, метод «Предвидение», метод «Свободное чтение», работа в группах, метод «Светофор».

Тип урока : интерактивный урок

Форма проведения: урок-путешествие.

Ход урока

І. Организационный момент

1. Отрывок из мультфильма «Просто так». Звучит песня.

2. Приветствие гостей.

Ребята, сегодня мы с вами начали урок с отрывка из мультфильма «Просто так». Какие чувства вызывает у вас песня мальчика? Какое у него настроение?

Сегодня у нас необычный урок . К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей улыбкой, теперь улыбнитесь друг другу. Пожалуйста, подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только такое настроение нам понадобится сегодня для работы.

ІІ. Введение в тему

1. Девиз урока

«Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе сродни…»

Как вы думаете, ребята, кому сегодня мы посвятим наш урок?

(братьям нашим меньшим).

Кого же мы называем братьями нашими меньшими? (животных)

Как вы думаете, почему животных мы называем братьями? А меньшими?. (Нас связывает с ними общее- жизнь. Они очень уязвимы, и мы должны им помогать…)

Странные существа – животные, в шерсти, перьях, в чешуе. Совсем на нас не похожи. Живут они за околицей, в лесах, полях и болотах. Мы называем их братьями нашими меньшими. Они пытаются приспособиться к нам – и мы должны им в этом помочь. Ведь они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее – жизнь. Самое удивительное явление на земле. И самое уязвимое…

У врачей есть хорошее правило: «Не навреди!» Оно годится для всех, кто бывает в лесах и полях. Кто встречается с их обитателями. «Не навреди!»

2. Сообщение темы путешествия.

Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир братьев наших меньших- в природу.

ІІІ. Проверка домашнего задания.

1. Артикуляционная гимнастика. Путешествие на луг.

Работа над артикуляцией и дыханием. (с имитацией движения)

Дети едут машине: - Тр-р-р-р-р!

На поезде: - Чу-чу –чу-чу! Ту-ту!

Взлетели на самолёте: - У-у-у!

Приземлились на огромном лугу.

Кто нас встречает лугу? (Щенок и кошка)

2. Чтение слогов с разной интонацией голосом кошки, шенка.

Что связывает вместе щенка и кошку?

(Герои стихотворения В. Берестова «Кошкин щенок»)

3. Проверка домашнего задания

1). Анализ произведения. Упражнение «Редактор»

ыСн паетКуся в еРке.

аМма ремДлет аН скеПе .

Так кем приходятся друг другу щенок и кошка?

Каким рос щенок?(ласковый, милый, скромный, жизнерадостный, симпатичный).

Как вы считаете, каким он был сыном для кошки? (любящим, потому что кошка его растила в любви)

Какой матерью была кошка? (ласковая, нежная, любящая, заботливая, добрая)

2). Чтение «Оживи картинку».

3). - А какие качества вы хотели бы воспитать в себе, прочитав стихотворение В.Берестова?

Каким сыном был для кошки щенок? (приёмным)

Приходилось ли вам встречаться с подобными случаями в жизни?

Какие ещё вы знаете произведения, где кого-либо принимали в семью? (Гадкий утёнок. Приёмыш. Лев и собачка. Маугли. Волк и бычок).

4). Животные – наши верные и преданные друзья, которые никогда не обманут и не предадут. Но и вы должны относиться к ним с любовью, заботой, пониманием. Антуан Де - Сент Экзюпери в своём произведении"Маленький принц" сказал: "Мы в ответе за тех, кого приручили!"

4. Работа над выразительным чтением

В добрых глазах /приручённого зверя /

Каждый ребёнок /прочтёт без труда://

" Я полюбил тебя! Я тебе верю!///

Ты ведь не бросишь меня никогда?»///

5. Физкультминутка

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

6. Продолжение чтения стихотворения по оставшимся частям с помощью язычка.

Ребята, пока мы с вами отдыхали, ветер унёс и части слов из нашего стихотворения. Давайте прочитаем его по оставшимся частям.

В добр__ ___ах /____чён__го з__ря/

Жд__ __бён__ ___чтёт без тр_ а://

"Я __лю__л __бя! __ _еб_ __рю!///

Ы ве_ не бро__ь мен_ ни__да?»///

І V . Мотивация учебной деятельности

1. Путешествие на ковре самолёте с закрытыми глазами в лес. Представьте себе: в лесу на пеньке сидит мужчина пожилого возраста. А рядом с ним собака. Откройте глазки и посмотрите на этого мужчину.

2. Проблемная ситуация

Как вы думаете, что он делает?

Каким он вам кажется на первый взгляд? (Добрые глаза, внимательный, наблюдательный).

V .Сообщение темы и цели урока. Метод «Предвидение»

1. Вступительное слово о М. М. Пришвине.

Это необыкновенный человек. Он, путешествуя по лесам и степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой беде.

Зовут этого человека Михаил Михайлович Пришвин. Прежде, чем стать писателем, он попробовал себя в нескольких профессиях. Но любовь к природе и путешествиям определила его дальнейшую судьбу. В своих произведениях М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

2. Упражнение «Отгадай героев произведения»

Аб ребята утро утята гнеу

Наш текст так и называется «Ребята и утята».

3. Сообщение темы урока. «Предвидение»

Работа с иллюстрацией на с. 134

Кого же ещё мы можем считать героем произведения?(автора)

V І. Первичное ознакомление с рассказом

1. Расширение знаний учащихся об утке «чирок-свистунок». «В мире животных»

Кто видел маленьких утят?

Где?

Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

Сейчас мы с вами отправимся на телепередачу. Расскажут вам об утке чирок-свистунок ведущие телепередачи «В мире животных»

(Звучит свист утки чирок-свистунок).

ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток. Обитают эти птицы на небольших водоёмах Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр. От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела. Чирок-свистунок - один из наиболее многочисленных видов уток. Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов. Выводят птенцов в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло. Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.

Именно с такой уточкой мы сегодня встретимся в рассказе.

2. Словарная работа

В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

    Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.

    Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.

    Овсяное поле – поле, засеянное овсом.

    Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.

    Кузница – помещение, где работают кузнецы.

3. Первичное знакомство с произведением.

А теперь перенесёмся на дорогу, соединяющую лес с озером. И вместе с утятами продолжим путь .

1ч) аудиозапись

2ч)). ученик

3ч чтение по ролям (Пришвин, автор, ребята)

4ч) ученик

5) учитель

6). ученик

4. Анализ по вопросам

В какое время года происходит событие?

Какие же препятствия встретились утятам на пути?

Смогли ли они их преодолеть? Кто же им помог?

5 . Физкультминутка «Танец маленьких утят».

6. Словарная работа. Ознакомление с трудными словами.

раз-ли-ва-лось

заш-вы-ря-ли

пе-ре-лё-ты-ва-ла

ве-ли-чай-шем

дейст-ви-тель-но

об-ра-до-ва-лись

про-дол-жа-ла

7. Чтение учащимися

1ч. –эстафетой

2ч –жужжащее

3ч –чтение в парах

4ч - цепочкой

5 ч.- молча

6ч – хорово е чтение

8. Физкультминутка для глаз

V ІІ. Работа над анализом произведения

1.Анализ произведения с выборочным чтением

На что решилась уточка чирок-свистунок?

Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести детей к озеру?

Что значит для утят свобода?

Какое расстояние должны были преодолеть утка с утятами?

Сколько это километров? Это много или мало?

Как вы думаете, вам тяжело или легко было бы преодолеть это расстояние?

А представьте маленьких утят. Труден ли был для них путь?

– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.

Какие враги были у уток?

Кто же для утят оказался страшнее лисицы и ястреба?

Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? Прочитайте.

Зачем ребята это делали? (Просто так, для забавы.)

Как вела себя утка-мать? Прочитайте.

Кто же помог утятам? Как?

Как повели себя дети? Почему? (струсили)

Как мать собирала своих утят?

Сколько же было утят?

Как ребята это восприняли? Найдите и прочитайте.

2. Характеристика ребят

Какими были ребята? (Жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные).

3. Свободное чтение

1). Чтение по началу с анализом

«В местах, открытых для …»

«За ней …»

Сравните: как шла утка в самом начале рассказа. А в конце? Почему? (Хотела быстрее увести детей от врагов.)

«Всё время, пока они ловили утят…»

Каким было её состояние? (Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.) А какая она мама?(Заботливая, любящая, ласковая, добрая) .
- Сравните, какой матерью была кошка, а какой утка. Что вы можете сказать.

А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?(
Мама!)

Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

2). Чтение по концу

«… Счастливый путь, утята!»

«…кричите «до свидания!»
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?

Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? (Знак уважения).
Перед кем этот знак уважения?
– Почему?

«…утятам в озеро?»

V ІІІ. . Работа в группах. Складывание и дополнение пословиц.

Соберите пословицы, определите, к кому из действующих лиц рассказа подходит каждая.

Умел ошибиться - умей и . (поправиться)

Сей добро, посылай добро, оделяй … (добром)

Всякий человек в деле … (познаётся)

Кто скоро помог, тот дважды … (помог)

Любить природу – это наблюдать и … ей (помогать)

Чего себе не пожелаешь, того и другому не (делай)

Дитя плачет, а у матери сердце …(болит).

Сначала… думай – потом … (делай).

(добрый) пример, лучше ста …(слов).

За правое дело, стой …(смело).

ІХ . Рефлексия

1. Закончилось наше путешествие.

С каким расказом познакомились на уроке?

Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
-Какой урок вы извлекли для себя?

(Бережно относится к природе, ко всему живому, своей родине, своему дому. Грубость действительно никому не нужна, ни человеку, ни животному).

2. Послание М. Пришвина

Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

Дети читают вместе

Берегите эту землю, эту воду,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Х. Итог урока

Д/з : с. 132-134, пересказывать