Литературная игра-викторина на тему «Счастливый случай. Викторина «Отгадай произведение Угадай произведение по главному герою

В игре участвуют 3 команды с любым количеством игроков.

Первой команде предлагается угадать литературного героя: сначала по трем словам, относящимся к произведению, и получить за это 3 балла; если герой не угадан, то — по отрывку из произведения, и получить за это 2 балла; если и после этого герой командой не назван, то его называют зрители или ведущий, а команда получает возможность заработать 1 балл, выполнив задание по карточке, связанное с темой данного произведения. Если же герой был угадан командой, то ведущий предлагает в качестве развлекательного момента выполнить задание по карточке зрителям.

Таким же образом следующего литературного героя угадывает вторая команда, затем третья. После этого в игру снова вступает первая команда, и т. д. В конце игры проводится подсчет баллов, выявляется команда-победитель.

Ведущий . Итак, команда под номером один! Внимание!

Это таинственная героиня, которую ни при каких обстоятельствах нельзя назвать положительным персонажем. (Шамаханская царица)

Слова : девица, шатер, смерть.

Отрывок.

Как пред солнцем птица ночи,

Царь умолк, ей глядя в очи,

И забыл он перед ней

Смерть обоих сыновей

И она перед Дадоном

Улыбнулась — и с поклоном

Его за руку взяла

И в шатер свой увела. (А. Пушкин)

Задание . В «Сказке о золотом петушке» А. Пушкина, откуда родом наша героиня, много волшебного и таинственного, например, сам золотой петушок. А какие еще волшебные предметы, встречающиеся в сказках, вы знаете? Назовите не менее семи предметов. (Клубочек, гусли-самогуды, скатерть- самобранка, зеркальце, блюдечко с яблочком, шапка-невидимка, сапоги-скороходы.)

Ведущий . В игру вступает вторая команда.

Это юный бесстрашный герой. (Чиполлино.)

Слова: овощи, фрукты, сеньоры.

Отрывок. «Однажды бедную окраину собрался посетить сам правитель страны, принц Лимон. Придворные ужасно беспокоились, не ударит л и луковых запах в нос его высочеству:

— Что скажет принц, когда почувствует запах бедности?» (Д. Родари)

Задание . В сказке Д. Родари «Приключения Чиполлино» героями являются фрукты и овощи.

Отгадайте загадки о некоторых из них.

Я вырос на грядке.

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слез доведу. (Лук)

Долгоножка хвалится:

— Я ли не красавица?

А всего-то косточка

Да красненькая кофточка. (Вишня)

Полезный, желтый, кислый он —

Называется... (лимон).

В огороде вырастаю,

А когда я созреваю,

Варят из меня томат,

В щи кладут и так едят. (Помидор)

Золотая голова велика, тяжела.

Золотая голова отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка. (Тыква)

Сладка, сочна,

В форме лампочки она. (Груша)

Ведущий . Слово предоставляется третьей команде.

Это очаровательная и женственная героиня. (Золушка)

Слова: наряд, карета, часы.

Отрывок . «Последним подарком были туфельки из чистейшего хрусталя, какие и не снились ни одной девушке». (Ш. Перро)

Задание . Золушка из сказки Ш. Перро замечательно танцевала на балу. Исполните под музыку энергичный танец, сидя на стуле.

Ведущий. И снова играет первая команда.

Если бы этот герой жил среди нас, ни один учитель не смог бы назвать его прилежным учеником. (Незнайка)

Слова : цветы, малыши, друзья.

Отрывок . «— Почему рано? Уже можно лететь!

— Много ты понимаешь! Шар сначала нужно надуть теплым воздухом». (Н. Носов)

Задание. Найти ошибки в словах, которые сочинил Незнайка.

♦ Посмотрите: синий грач

По полю несется вскачь. (Не синий, а черный.)

♦ С треском взламывая лед,

По Нилу ледокол плывет. (На Ниле льда не бывает.)

♦ Дрожит осиновый листок

Даже в слабый ветерок. (Ошибок нет.)

♦ Всем известно, без сомненья:

Карлсон не любил варенья. (Карлсон любил варенье.)

♦ Даже дети это знают:

В песках джунгли утопают. (В джунглях нет песков.)

♦ Яна только сейчас поняла:

Одно и то же — волчок и юла. (Ошибок нет.)

♦ Очень мило сибирская кошка

Вальс играет на русской гармошке. (Кошки не играют на гармошках.)

Ведущий . Игру продолжает команда под номером два.

Это легко узнаваемый герой. (Буратино)

Слова : театр, дерево, обман.

Отрывок . «Вырезал и склеил курточку из коричневой бумаги и ярко-зеленые штанишки. Смастерил туфли из старого голенища и шапочку — колпачком с кисточкой — из старого носка». (А. Толстой)

Задание. Буратино, как известно, большой поклонник театрального искусства. Инсценируйте диалоги малышей из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти».

. — Сколько тебе лет?

— Скоро восемь, а пока три.

. — А мой папа храпеть умеет!

— А у нас на даче столько пыли!

. — Я сегодня упала и сильно ушиблась.

— Плакала?

— Почему?

— А никто не видал.

. — Я выйду замуж за Вову, у него красивый костюмчик, и за Петю тоже: он подарил мне копеечку.

— А как же Леша? Ведь у него столько игрушек!

— Что ж, придется мне и за него выходить.

. — Тебя нашли в капусте!

— Разве я был в супе?

. — Не ешь зеленых вишен, умрешь.

— Нет, не умру.

— Видел: вчера хоронили дедушку? Когда он был маленький, он ел зеленые вишни — вот и умер.

. — Что это ты шепчешь собаке?

— Я ей говорю: народи мне щеночков. А она мне отвечает: родю, родю с удовольствием.

. — Я буду доктор, а ты пусть больная. Что у вас болит?

— С вашими глазами случилось воспаление легких.

Ведущий. Играет команда под номером три.

Это очень добрый герой, работник зоопарка. (Крокодил Гена)

Слова: одиночество, дом, дружба.

Отрывок . «А я уже придумал! Надо взять и написать объявления, чтобы они приходили к нам. А когда они будут приходить, мы будем их знакомить между собой.

Эта мысль всем понравилась, и друзья решили сделать так. Они развесят по городу объявления. Каждому, кто будет приходить к ним, они постараются найти товарища». (Э. Успенский)

Задание . Исполнить песню из мультфильма о крокодиле Гене и Чебурашке «Пусть бегут неуклюже...». (Слова Тимофеевского, музыка В. Шаинского.)

Ведущий. Игра вступает в третий круг. Слово первой команде.

Эта героиня — очень коварная особа, влюбленная в себя. (Царица из «Сказки о мертвой царевне...»)

Слова: красота, ревность, преступление.

Отрывок.

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом, и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива». (А. С. Пушкин)

Задание. Царица могла часами любоваться собой в зеркальце. Покажите, как она с ним разговаривала, используя зеркальце и цитату из сказки:

Свет мой, зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее.

Ведущий. Играет вторая команда.

Этот герой — существо, которое человеком уж точно не назовешь. (Мойдодыр)

Слова: начальник, чистота, вода.

Отрывок.

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок... (К. Чуковский)

Задание . Мойдодыр — яростный сторонник гигиены. Ответьте в быстром темпе на вопросы по теме «Гигиена».

♦ Что представляет собой кривоногий и хромой Мойдодыр? (Умывальник)

♦ Время от времени на помощь длинным волосам приходят... (ножницы).

♦ Какой предмет обязательно должен быть хотя бы в одном кармане? (Носовой платок)

♦ На смену зубному порошку пришла зубная... (паста).

♦ Оно бывает туалетное и хозяйственное. (Мыло)

♦ Помощник мятой одежды. (Утюг)

♦ Если кожа шелушится, помогу я без проблем,

Ведь я ласковый и нежный детский... (крем).

♦ Солнце, воздух и вода — наши лучшие... (друзья).

♦ Куда ходят с березовым веником? (В баню.)

♦ Хлопотун Егорка взялся за уборку:

В пляс по комнате пошел, оглянулся — чистый пол. (Веник)

Ведущий. Игру завершает третья команда.

Эта героиня — девочка со странным именем. (Красная Шапочка)

Слова : корзинка, лес, подмена.

Отрывок . «Но, по счастью, в это самое время проходили мимо домика дровосеки с топорами на плечах.

Услышали они шум, вбежали в домик и убили Волка». (Ш. Перро)

Задание. Пересказать по ролям диалог Красной Шапочки и Волка, переодетого бабушкой.

Ведущий . Жюри подсчитывает количество баллов, и сейчас оно назовет команду-победительницу.

к игре,карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов (1,2,3,4,5), звезды.

Ход игры

Ведущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный ринг”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством, литературными произведениями и литературными сказками.

Правила игры (слайд 2)

  • В игре принимают участие 5 команд. Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде. Все команды могут отвечать на все вопросы.
  • За каждый правильный ответ на свой вопрос команда получает 1 балл.
  • За правильный ответ на вопрос другой команды можно получить звезду.
  • На обдумывание каждого вопроса дается 5 сек.
  • После каждого тура, а их – три, будет отсеиваться одна команда игроков, набравшая наименьшее количество очков.
  • Если у нескольких команд число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.
  • В супер-игре сразятся две команды, дошедшие до финала.

Подсчитывать очки будут… (ведущий представляет жюри)

1 тур

Ведущий: Жар-птица – воплощение лучезарного бога Солнца! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом этой прекрасной птицы была природа, окружающая человека. Вам предстоит разгадать поэтические образы птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Вам предстоит угадать их в мифологических описаниях, данных нашими предками.

Задание 1: (слайд 3) Перед вами изображения птиц: орла, совы, петуха, кукушки, вороны.

1.Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.

(Кукушка)

2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду.

3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов.

4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная волна нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц.

5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы.

Ведущий: Не менее богат и разнообразен мир зверей в славянских преданиях. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик – зверь. Много у него было подданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших русских лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы.

Задание 2. (Cлайд 4) Перед вами изображения животных и зверей.

1. По народным поверьям, он олицетворение темноты. Им мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках.

2. По преданьям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес.

(Медведь)

3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышлен животное. С ним связано множество примет и пословиц.

к ошка)

4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги цвета и тьмы ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его “крыльями человека”.

5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг.

(Пес, собака).

На этом первый тур окончен.

Игру покидает команда №…..

2 тур

(Cлайд 5) Ведущий: Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.

“Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма...
Сказка ложь, да в ней намек...”, – писал А.С. Пушкин о народных сказках.
Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста,
переиначивается и возникает заново.

Кто много сказок прочитал,
Легко найдет ответы.
Да ты и так давно их знал.
Ну что, проверим это!

Задание 1: (слайд 6) Перед вами 4 изображения персонажей народных сказок.

1. Кто приказывал: “Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела”?

(“Царевна-лягушка”)

2. В какой сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном злодейском убийстве?

(“Колобок”)

3.Какая сказка заканчивается словами: “Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле”?

(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

Задание 2: (слайд 7) Ведущий: Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказочные герои.

1. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам?

(“Крокодил Гена и его друзья”)

Ведущий: Крокодил Гена и его друг Чебурашка – эти сказочные герои были придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.

В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки А.С. Пушкина?

Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.

Задание 3: (слайд 8) Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Назовите сказку и ее героя.

1. Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено.

(Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”)

2. Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала.

(Чернавка отравила молодую царевну. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

3. Это сказочно красивая, но очень хитрая особа совершила тяжкое преступление. На поле брани она погубила двух малолетних братьев, а потом и до отца добралась.

(Шемаханская царица. “Сказка о Золотом петушке”)

Задание 4:

Ведущий: А теперь перед вами следующая группа вопросов по сказкам А. С. Пушкина. (Слайд 9)

  1. Из какого драгоценного металла сделана цепь, висевшая на дубе у Лукоморья?
  2. 1. Серебро.
    2. Железо.
    3. Платина.
    4. Золото.

    (У лукоморья дуб зеленый;
    Златая цепь на дубе том…)

  3. Каким было последнее желание старухи в “Сказке о рыбаке и рыбке”?
  4. 1. Быть столбовой дворянкой.
    2. Быть владычицей морской.
    3. Быть вольной царицей.
    4. Новое корыто.

  5. Что из перечисленного не входит в мораль сказки Пушкина о Золотом петушке?
    1. Ложь.
  6. 2. Урок.
    3. Намек.
    4. Зарок.

(Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.)

  1. Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”
    1. Горюшко ты моё.
    2. Пустая твоя голова.
    3. Дурачина ты, простофиля.
    4. Ах ты, мерзкий старик.

Дополнение: Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Задание 5:

(Слайд 13) Перед вами иллюстрации литературных сказок.

1.В какой сказке говорится о художественном уровне вокально– инструментальных ансамблей?

(Бр.Гримм “Бременские музыканты”)

На этом заканчивается II тур.

Из игры выбывает команда № …

3 тур

В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.

Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.

Задание 1:

(слайд 14) Перед вами портреты А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Д.И. Фонвизина. Необходимо определить, кому из них принадлежит прочитанное мною крылатое выражение.

  1. “Краткость – сестра таланта” (А. П. Чехов)
  2. “Терпи, казак – атаманом будешь!” (Н.В. Гоголь Т. Бульба – Андрию)
  3. “Не хочу учиться, а хочу жениться”. Д.И.Фонвизин

Задание 2:

  1. Автор повести “Ночь перед Рождеством”. (Н.В.Гоголь)
  2. Автор рассказов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. (А.П.Чехов)
  3. Автор повести “Дети подземелья” (В.Г.Короленко)
  4. Автор рассказа “Му-Му”. (И.С.Тургенев)

Задание 2: (слайд 16) Перед вами герои литературных произведений По приведенному ниже описанию определите, кто этот герой, из какого произведения, кто автор произведения.

  1. “Спереди совершенный немец: узенькая беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивается кругленьким пятачком, ноги очень тонкие. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, так как у него висел хвост, словно мундирные фалды…” (Черт. “Ночь перед рождеством”, Гоголь)
  2. “Босиком, в ночных сорочках. На голове фуражки. Очень толстые и ленивые. Любят жить за чужой счет”. (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, Салтыков-Щедрин.)
  3. “На них сафьяновые красные сапоги, с серебряными подковами, шаровары шириною с черное море, с тысячью складок, перетянутые золотым шнурком. Их лица немного загоревшие с черными усами. На голове бараньи шапки с золотым верхом”. (Остап и Андрий. “Тарас Бульба”, Гоголь)

Задание 3: (слайд 17) Найдите “лишнее”:

1. “Лошадиная фамилия”, “Пересолил”, “Му-Му”, “Толстый и тонкий”. (“Му-Му” написал И.С.Тургенев, а другие рассказы А.П.Чехова)

(Слайд 18)

1. “Ночь перед Рождеством”, “Ревизор”, “Капитанская дочка”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”. (“Капитанская дочка” А.С. Пушкина, а другие произведения Н.В. Гоголя)

Ведущий: Это был последний вопрос третьего тура.

Прежде чем подсчитать набранные очки и определить две команды, вышедшие в финал, посмотрите вот сюда (показывает на ящики). Перед вами три чудесных ящика. А открыть их сможет та команда, у которой больше всех звезд.

За каждый открытый ящик вы отдаете по звезде, поэтому вы можете не открывать ящики и сэкономить звезды для финала.

Попросим жюри объявить результаты III тура…

Выбывают… (им вручаются призы).

В финал вышли …

Финал

ПОСЛОВИЦА (слайд 20)

Из слова “ПОСЛОВИЦА” нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове. Тот, кто назовёт последнее слово, – победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло...

Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются.

Побеждают … Вручаются подарки (сначала проигравшей паре, затем победителям).

Литературная викторина “По страницам любимых книг”
среди учащихся 6 классов
Цели: способствовать повышению интереса учащихся к литературе и
литературному творчеству.
Задачи:
1. определить уровень литературных знаний и умений учащихся;
2. способствовать формированию навыков творческого чтения;
3. развивать воображение и творческие способности учащихся.
Участники: ученики 6 классов
Число команд: 2 команды по 5 человек во главе с капитаном.
Каждая из команд заранее выбирает название, девиз и готовит эмблему
Жюри: приглашаются члены жюри в количестве 3 человек
Ведущий (Звучит музыка1)
Добрый день, уважаемые участники и гости нашей викторины! Добрый
день дорогие болельщики! Мы начинаем литературную викторину «По
дорогам детских произведений». Сегодня участники викторины покажут нам
не только свои знания по литературе, но и сценические и актерские
способности! А у болельщиков и просто зрителей будет возможность
поучаствовать в увлекательном литературном путешествии, помочь своим
товарищам и вспомнить знаменитых писателей и их творчество.
Наша программа включает
1 РАЗОГРЕВ
2 конкурс: “Юморина»
3 конкурс: “В стране стихосложения”
4 конкурс: “Собери пословицу”
5 конкурс: Домашнее задание
6 “Узнай произведение и его автора”
7 конкурс: “Найди слова”
8 конкурс: “Буриме”
9 Узнай писателя

10 конкурс (конкурс капитанов): “Cкороговорки”
Давайте же познакомимся с почетным жюри, в состав которого вошли:
………………………………………………..
Итак, представление команд!
(Музыка 2)
Ведущий.
Известный филолог, ученый – лингвист Владимир Даль сказал: «Как из копеек
составляются рубли, так и из крупинок прочитанного составляется знание».
Эти слова будут сегодня девизом нашей литературной викторины.
1.Разогрев. (За 1 минуту команда должна правильно ответить на как можно
большее количество вопросов. Если команда не знает ответа на вопрос, то
говорит «Дальше!», и читается следующий вопрос.)
Жюри учитывает количество правильных ответов. Начинают тикать
часы (3)
Вопросы для первой команды.
1.Каково название лицея, в котором учился Пушкин? (Царскосельский)
2 Автор «Приключений Робинзона Крузо»? (Дефо)
3 Как погибли Пушкин и Лермонтов? (На дуэли)
4 Выдающийся русский ученый­энциклопедист, именем которого назван
Московский университет? (М.В.Ломоносов)
5Автор произведения «Приключения Тома Сойера»? (Марк Твен)
6 Автор сказки «Синюшкин колодец»? (Бажов)

Ночевала тучка золотая
На груди утеса­великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя… ? (М. Ю. Лермонтов. «Утес»)
8 Как называется разговор двух лиц в художественном произведении?
(Диалог)
9 Автор рассказа «Тихое утро»? (Казаков)
10 Что такое аллегория? (Иносказательное изображение предмета, явления
с целью наиболее наглядно показать его существенные черты)
11 Назовите жанр стихотворного произведения, в основе которого чаще
всего лежит историческое событие, предание с острым напряженным
сюжетом (Баллада)

12 Небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или
нескольких событиях в жизни человека. (Рассказ)
13 Автор произведения «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Пушкин)
14 Из какого произведения эти строки:
А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь. (Крылов. «Квартет»)
15 Героями какого произведения А. С. Пушкина являются Наина и
Черномор? («Руслан и Людмила»)
16 В каком произведении детективного жанра жук сыграл главную роль?
(Золотой жук. Э.По)
17 Из какого произведения эти строки:
Но только что сумрак на землю упал,
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий!
Одежду их сорвали малые дети,
Изрублены были тела их потом,
И медленно жгли до утра их огнем. (Лермонтов. Три пальмы.)
Вопросы для второй команды.
1 Имя няни Пушкина? (Арина Родионовна)
2 Какое время года больше всего любил русский поэт Пушкин? (Осень)
3 Как звали друга Тома Сойера? (Гекльберри Финн)
4 Автор произведения «Васюткино озеро»? (Астафьев)
5 Автор строк:
Сижу за решеткой в темнице сырой
Вскормленный неволей орел молодой…
(А.Пушкин)
6 Автор баллады «Кубок»? (В. А. Жуковский)
7 Из какого произведения эти строки:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой! (М. Ю. Лермонтов. «Парус»)
8 Автор произведения «Песнь о вещем Олеге»? (А.С.Пушкин)
9 Что такое гипербола? (Чрезмерное преувеличение свойств изображаемого
предмета)
10 Назовите роды литературы. (Эпос, лирика, драма)
11 Речь одного человека в произведении? (Монолог)
12 Вымышленное имя, под которым автор публикует свои произведения?
(Псевдоним)
13 Картина природы в художественном произведении. (Пейзаж)
14 Автор сказки «Снегурочка»? (Островский)
15 Из какого произведения эти строки:

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука. (И. А. Крылов. «Лебедь, Щука и
Рак»)
16 У героини какого произведения появился двойник, с которым она
побывала в стране зеркал? (Губарев. «Королевство кривых зеркал»)
17 Кто написал произведение про Алые паруса? (Грин)
Кто весел, тот всегда молод! Звучит смех (4)
2 КОНКУРС. “Юморина”
Карточка № 1
Карточка №2
1. Кто из героев русской народной
сказки женился на земноводной
особи?
1. Назовите героиню русской
народной сказки, которая была
лягушкой.
2. Кто из сказочных героев наелся
сам и хозяйку накормил
благодаря смекалке?
3. Назовите героиню сказки
Андерсена, которая подарила
речке свои башмачки.
4. Назовите сказку русского
писателя, где герой вступает в
схватку с Головой.
5. В какой русской народной сказке
брат не послушался сестру, один
раз нарушил санитарно­
гигиенические правила и жестоко
за это поплатился?
2. В какой русской народной
сказке решаются проблемы
жилья или, говоря умным
языком, проблемы жилищно­
коммунального хозяйства?
3. Назовите героиню сказки
Андерсена, которая могла
заморозить своим поцелуем.
4. В какой сказке русского
классика у героя сила заключена
в его бороде?
5. Какой сказочный герой посеял
деньги, думая, что вырастет
денежное дерево и останется
только снимать урожай?
3 КОНКУРС. “В стране стихосложения”

(каждая команда получает стихотворения) Ребята, у меня в руках
стихотворения, но в них произошла какая­то путаница. Слушайте!
(читаем стих). Давайте попробуем правильно расставить знаки
препинания! Загадки зрителям.
Задание № 1
...Кисель там варят из резины
там шины делают из глины
кирпич там жгут из молока
творог готовят из песка
стекло там плавят из бетона
плотины строят из картона
обложки там из чугуна
там варят сталь из полотна
кроят рубахи из пластмассы
посуду делают из мяса
котлеты стряпают из сажи
там ваксу делают из пряжи
прядут там нитки из сукна
костюмы шьют из толокна
кисель там варят.
Задание № 2
В реке там рыба на бугре
мычит корова в конуре
собака лает на заборе
поет синичка в коридоре
играют дети на стене
висит картина на окне
узоры инея в печурке
горят дрова в руках девчурки
нарядная там кукла в клетке
ручной щегол поет салфетки
там на столе лежат коньки
к зиме готовят там очки
лежат для бабушки тетрадки
всегда содержатся в порядке.
4 конкурс. “Собери пословицу”
Звучит музыка (5)
Соотнесите части пословиц из 1 и 2 столбца.
Пока команды работают над пословицами, можно готовиться к домашнему
заданию!
Задание
1 Кто другому яму копает,
2 Любишь кататься,
3 Муж возом не навозит,
1 тот о том и говорит.
2 надо свой разум наточить.
4 Кто ест скоро,
5 На охоту ехать ­
6 Кто рано встаёт,
7 Любовь не картошка ­
оказаться.
4 от того и наберешься.
5 по­волчьи выть.
6 тому глаз вон.
7 враг мой.

8 У кого что болит,
9 На то она и щука,
10Не говори о себе худо,
11Чтобы других учить,
12Кто старое помянет,
13Не спеши языком,
находиться,
15По одежке встречают,
16Слово – серебро,
17С кем поведешься,
18Язык мой ­
19С волками жить ­
20Не давай повадки,
8 тот сам в нее попадает.
9 чтобы не было оглядки.
10по уму провожают.
11люби и саночки возить.
12тому Бог даёт.
13молчание золото.
14что жена горшком наносит.
15другие об этом позаботятся.
16спеши делом.
17тот и работает споро.
18не выбросишь в окошко.
19собак кормить.
20чтоб карась не дремал.
1 Кто другому яму копает,
2 Любишь кататься,
3 Муж возом не навозит,
4 Кто ест скоро,
5 На охоту ехать ­
6 Кто рано встаёт,
7 Любовь не картошка ­
8 У кого что болит,
9 На то она и щука,
10Не говори о себе худо,
11Чтобы других учить,
12Кто старое помянет,
13Не спеши языком,
Ответы
8 тот сам в нее попадает.
11люби и саночки возить.
14что жена горшком наносит.
17тот и работает споро.
19собак кормить.
12тому Бог даёт.
18не выбросишь в окошко.
1 тот о том и говорит.
20чтоб карась не дремал.
15другие об этом позаботятся.
2 надо свой разум наточить.
6 тому глаз вон.
16спеши делом.

14С пчелкой водиться ­ в медку
3 а с жуком связаться – в навозе
находиться,
15По одежке встречают,
16Слово – серебро,
17С кем поведешься,
18Язык мой ­
19С волками жить ­
20Не давай повадки,
оказаться.
10по уму провожают.
13молчание золото.
4 от того и наберешься.
7 враг мой.
5 по­волчьи выть.
9 чтобы не было оглядки.
5 конкурс. Домашнее задание.
6 конкурс. “Узнай произведение и его автора”
Перед вами 6 карточек, на которых отрывок из произведения.
Подумайте, из какого произведения взят данный отрывок. Назовите
автора этого произведения. Расскажите, что произойдёт дальше.
Отрывок № 1
Отрывок № 2
И начал так: “Друзья! К чему
весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум,
Пришёл мириться к вам,
совсем не ради ссоры;
Забудем прошлое, уставим
общий лад!”
(И. А. Крылов “Волк на
псарне)
“Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
В ту бездну прыгнет с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой:
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной”.
(В. А. Жуковский “Кубок”)
Отрывок № 4
“ Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал.
Увидел Петя Зубов, что превратился он в
высокого, худого, бледного старика. Выросла у
него седая окладистая борода, усы. Морщины
покрыли сеткою лицо»
(Шварц “Сказка о потерянном времени”)
Отрывок №3
Запомни же ныне ты слово
моё:
Воителю слава ­ отрада;
Победой прославлено имя
твоё;
Твой щит на вратах
Цареграда;
И волны и суша покорны
тебе;
Завидует недруг столь

дивной судьбе. (А. С.
Пушкин “Песнь о вещем
Олеге”)
Отрывок № 5
“Дело было к вечеру. Он шёл
тихо и глядел на воду. Вдруг
ему показалось, что что­то
барахтается в тине у самого
берега. Он нагнулся и
увидел...”
(И. С. Тургенев “Муму”)
Отрывок № 6
“Сначала никто этого не заметил. Мальчик
глядел тем тусклым и неопределенным
взглядом, каким глядят до известного возраста
все новорожденные дети. Дни уходили за днями,
жизнь нового человека считалась уже неделями.
Его глаза прояснились, с них сошла мутная
поволока, зрачок определился. Но дитя не
поворачивало головы за светлым лучом,
проникавшим в комнату вместе с веселым
щебетаньем птиц» (В. Г. Короленко « Слепой
музыкант”)
7 конкурс. “Найди слова”
В этом рассказике спрятаны названия пяти копытных животных. Одни –
в окончании одного слова и начале следующего. Другие – между словами
с предлогом. Третьи ­ еще где­нибудь.
А чтобы зрители не скучали, я подготовила и для них вопросы из
произведений! Выявим самого эрудированного в литературной области.
На лыжах
Однажды мы отправились кататься на лыжах. Вначале шли быстро и легко.
Затем начались трудности. Когда спускались с горки, Колька Банников упал
и сломал новую лыжу. И мы все, чтобы Кольке не было обидно, решили
вернуться. Назад он шел на одной лыже.
Домой мы добрались к вечеру, потому что Колька то и дело проваливался в
сугроб. А раньше мы успевали к обеду. Такое уж невеселое приключение
случилось с нами в тот день.
8 конкурс. “Буриме”

БУРИМЕ – стихотворение на заранее заданные, необычные рифмы. Форма
буриме возникла в первой половине 17 века во Франции, поводом послужил
следующий случай. Некий поэт Дюло заявил, что он потерял рукопись с 300
сонетами. Такое количество произведений вызвало у публики сомнение. Тогда
Дюло признался, что написал не 300 сонетов, а лишь заготовил для них
рифмы, и его друзья решили написать сонеты на готовые рифмы. Так возникла
форма буриме как стихотворной игры. Попробуйте и вы поиграть в буриме!
Музыка 6.
Задание:
Пели – смотрели
Кружок – пирожок
Капустный – вкусный
Другой – курагой
В прятки – лошадки
Ушли – легли.
Без огня – у меня
Днем ­ в нем
Вечерком – огоньком
С травой – живой.
Пример:
Мы сегодня песни пели,
Много мультиков смотрели.
Потом сели в кружок,
Чтоб готовить пирожок.
Пирожок капустный,
Очень­очень вкусный.
Решили сделать другой.
Правда, с курагой.
Затем играли в прятки,
Скакали как лошадки.
Затемно домой пришли,
очень быстро спать легли.
9 КОНКУРС. “Узнай писателя по фото”
Подумайте, чье фото перед вами на экране. Назовите фамилию писателя
и его произведения.
10 конкурс (конкурс капитанов). “Cкороговорки”
1.Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
2. Пришёл Прокоп – кипел укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп. Как при
Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипит укроп.
Ведущий (Музыка 1)
Как прекрасен мир книги! Как удивителен литературный мир! Сколько
открытий мы делаем, читая строки талантливых писателей! Так хочется

пожелать всем нашим участникам, зрителям и гостям, быть ближе к
миру литературы!
Итак, подведем итоги нашей викторины! Слово Жюри!
До свидания, дорогие друзья, до новых встреч!
Для Зрителей!
Отрывок № 1
“Что за улица! Что за городок! Мостовая вымощена перламутром; небо
пестренькое, черепаховое, по небу ходит золотое солнышко; поманишь его,
оно с неба сойдет, вкруг руки обойдет и опять поднимается”.
(В. Ф. Одоевский “Городок в табакерке”)
Отрывок № 2
“Подъезжают; у ворот
Из столбов хрустальный свод;
Все столбы те завитые
Хитро в змейки золотые;
На верхушках три звезды,
Вокруг терема сады;
На серебряных там ветках,
В раззолоченных во клетках
Птицы райские живут,
Песни царские поют.
А ведь терем с теремами
Будто город с деревнями;
А на тереме из звемзд –
Православный русский крест”
(П. П. Ершов “Конёк­горбунок”)
Отрывок № 3
“В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит –
полна изба народу, больших и маленьких. У печки девчонка сидит, а рядом с
ней кошка бурая. Девчонка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да
ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчонка эту кошку гладит, а
она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно”.
(П. Бажов “Серебряное копытце”)
Отрывок № 4

“Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. – Вся столица
Содрогнулась...”
(А. С. Пушкин “Сказка о Золотом петушке”)
Отрывок № 5
“Живет в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет, да сам и облупит”.
(А. С. Пушкин “Сказка о попе и работнике его Балде”)
Загадки
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в
дом…
Кем же были эти
Маленькие дети?
В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден.
Покупала самовар,
А спасал ее комар.
Была она артисткой
Прекрасной, как
звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда.
Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.
Прокатился по
деревне
И женился на царевне.
Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех
досыта,
Что сама собой она
Вкусных кушаний полна.
Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как
днём.
Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги,
Зато есть
замечательный
Аппарат летательный.
Какой?
Он разбойник, он
злодей,
Свистом он пугал людей.
И зайчонок, и волчица ­
Все бегут к нему
лечиться.
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней
следил,
Обманул и проглотил.
Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик­лук,

Он надёжный, верный
друг.
Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил?
Мой вопрос совсем не трудный,
Он ­ про город Изумрудный.
Кто там был правитель славный?
Кто там был волшебник главный?
Наряд мой
пестрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех.
Всех важней она в
загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Вот совсем
нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос?
Красна девица
грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка!
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький

крючком,
Вместо туфелек -
копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три
кружки,
Три кроватки, три
подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Болото – дом ее родной.
К ней в гости ходит
Водяной.
Толстяк живет на
крыше,
Летает он всех выше.
Скорей бы приблизился
вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал
Она была подружкой
гномов
И вам, конечно же,
знакома.
С кем Мороз играет в прятки,
В белой шубке, в белой шапке?
Знают все его дочурку,
И зовут ее…

Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться
охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут …
Гармошка в руках,
На макушке
фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.
Редчайший зверь и прячется в засаде,
Его поймать никто не может.
Он с головами впереди и сзади,
Лишь Айболит нам угадать его
поможет.
А ну­ка думай и смекай,
Ведь этот зверь – …
ОТВЕТ
Приходит он ко всем глубокой ночью,
И зонтик свой волшебный открывает:
Зонт разноцветный – сон ласкает очи,
Зонт чёрный – снов в помине не бывает.
Послушным детям – зонтик разноцветный,
А непослушным – чёрный полагается.
Он гном­волшебник, многим он известный,
А ну скажи, как гном тот называется.
ОТВЕТ
Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь

карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
ОТВЕТ
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь
ведь?
Кто же это был? …
ОТВЕТ
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
ОТВЕТ
Кто любил играть и
петь?
Два мышонка ­ Круть и...
ОТВЕТ
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в
пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
ОТВЕТ
Что за сказка: кошка,
внучка,
Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
ОТВЕТ
Они везде вдвоём всегда,
Зверята - «неразлейвода»:
Он и его пушистый друг,
Шутник, медведик Винни­
Пух.
И если это не секрет,
Скорее дайте мне ответ:
Кто этот милый толстячок?
Сын мамы­хрюшки - ...
ОТВЕТ
Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка­кукла с большими
глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице - аккуратненький
нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос.
ОТВЕТ
Сказку быстро вспоминай:
Персонаж в ней - мальчик
Кай,
Королева Снежная
Сердце заморозила,
Но девчурка нежная
Мальчика не бросила.
Шла она в мороз, метели,
О еде забыв, постели.
Шла она на помощь другу.
Как зовут его подругу?
ОТВЕТ

Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко­красных
сапогах.
ОТВЕТ
У этого героя
Дружок есть -
Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, - ...
ОТВЕТ
Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как
моряк.
Звать кота, скажите, как?
ОТВЕТ
В Простоквашино живёт,
Службу там свою несёт.
Почта­дом стоит у речки.
Почтальон в ней -
дядя...
ОТВЕТ
Его отца схватил Лимон,
В темницу бросил папу он...
Редиска - мальчика подруга,
Не бросила в беде той друга

И помогла освободиться
Отцу героя из темницы.
И знает каждый без
сомнений,
Героя этих приключений.
ОТВЕТ
На снежных санях Королева
По зимнему небу летела.
Коснулась мальца,
невзначай.
Холодным, недобрым стал …
ОТВЕТ

Литературная викторина «По страницам детских произведений».

Нечаева Елена Николаевна, учитель начальных классов КГУ «Средняя школа №21 село Сарыозек» Осакаровский район Карагандинская область Казахстан.
Литературная викторина по детским произведениям предназначена для детей 9-10 лет. Данный материал можно использовать для внеклассной работы по предметам, в проведении классных часов. Ребята очень любят сказки, всегда знают их много, с удовольствием их читают. И поэтому данная викторина будет им интересна.
Цель: Расширение знаний по произведениям для детей.
Задачи: обобщить знания по детским произведениям; развивать смекалку, находчивость, эрудицию, память; воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: сказочные герои, кроссворд, можно презентацию.

Ход мероприятия.
В викторине участвуют три команды.
Ребята, вы любите сказки? А много ли вы их знаете? А вот сейчас мы это и проверим. Сегодня мы проведём викторину «По страницам детских произведений», по страницам ваших любимых сказок. В конце нашей викторины мы сможем узнать, кто же лучший знаток сказок. Для игры нам надо разделиться на три команды. У меня в мешочке картинки с изображением предметов, которые принадлежали сказочным героям (ключик, тыква, цветок). Дети достают картинки и группируются в команды. Ребята, кому принадлежит ключик? Те, у кого ключик вы команда «Буратино». Кому принадлежит тыква? Вы команда – «Золушка», ну а кому принадлежит цветок? Вы команда - «Дюймовочка». И так мы начинаем нашу викторину.
Конкурс «Волшебные слова».
Итак, наш первый конкурс «Волшебные слова». Вам надо вспомнить какие герои говорили те или иные волшебные слова и в каком произведении.
1. «По щучьему велению, по моему хотению». (Емеля в русской народной сказке «По щучьему велению»)
2. Сивка-Бурка, вещий каурка! Встань передо мной, как лист перед травой. (Иван-дурак в русской народной сказке «Сивка - Бурка»)
3. «Сим – сим откройся!» (Али-баба, в восточной сказке «Али-баба и 40 разбойников»)
4. Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся сделав круг! Лишь коснешься ты земли, быть по моему вели! (Женя, в сказке «Цветик- семицветик» В.Катаева)
5. «Раз, два, три. Горшочек вари!» (Девочка, в сказке Братьев Гримм «Горшочек каши»)
6. «Крекс, фекс, пекс» (Лиса Алиса, Кот Базилио, Буратино, в сказке А.Н.Толстого « ключик или Приключения Буратино».
7. «Мутабор» (Калиф, в сказке В.Гауфа «Калиф - аист»)
8. «Кара – барас». (Мойдодыр, К.Чуковский «Мойдодыр»)
9. «Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко сиять.» (Федора из произведения К.Чуковского «Федорино горе»)
Конкурс «Удивительные превращения».
Второй конкурс называется «Удивительные превращения». Вам надо вспомнить в кого превращались или в кого были заколдованы герои различных произведений для детей.
1. В кого превращался князь Гвидон в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»? (комара, шмеля, муху)
2. В кого превращался великан-людоед в сказке Ш.Перро «Кот в сапогах»? (льва, мышь)
3. В кого превратила старуха-колдунья красивого мальчика Якоба в сказке В.Гауфа? (в карлика)
4. В кого превращались каждое утро 11 братьев-принцев в сказке Х.К.Андерсена? (в сказке «Дикие лебеди» в прекрасных 11 лебедей)
5. В кого превратился гадкий утёнок в сказке Х.К.Андерсена? (в прекрасного лебедя)
6. В нанайской сказке в кого превратилась красивая девочка Айога? (в гусыню)
7. Во что превратилась девочка Снегурочка в русской народной сказке? (в облачко)
8. В кого превращался Иванушка-дурачок в русской народной сказке «Сивка-бурка» влезая в правое ухо, а вылезая в левое? (в доброго молодца, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать)
9. Во что превратилась Русалочка в сказке Х.К.Андерсена? (в пену морскую)
Конкурс «Кто автор».
Наш третий конкурс называется «Кто автор». Каждой команде будет прочитан отрывок из произведения, вам надо угадать автора этого произведения, ну и само произведение.
1. Свет мой зеркальце скажи,
Да всю правду доложи.
Яль на свете всех милее,
Всех румяней и белее… (А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
2. Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой. (Н.А.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)
3. У меня зазвонил телефон.
Кто говорит? – слон!
Откуда? – от верблюда.
Что вам надо? – шоколада.
Для кого?
Для сына моего?... (К.Чуковский «Телефон»)
4. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. (А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по-моему вели. (В.Катаев «Цветик-семицветик»)
6. – Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе красная?
- Тепло, Морозушка, тепло, батюшка. (Русская народная сказка «Морозко»)
Конкурс «Отгадай загадку».
1. Эта девочка очень мала,
И в цветочке она спала.
Жук танцевал с ней,
Мышка полёвка в норке держала,
Она в страну цветов попала. (Дюймовочка)
2. Этот мальчик очень странный.
Из полена сделан Карло.
И с лисой связался зря
Стать счастливым, так нельзя! (Буратино)
3. Этот малый очень хитр.
Он с хвостом, но знаменит.
В сапогах всегда ходил,
Великана победил. (Кот в сапогах)
4. Девочка эта очень прекрасна,
Но Буратино учила напрасно. (Мальвина)
5. Эта собака Мальвине служила,
А Буратино в чулане закрыла. (Артемон)
Конкурс «В необычной стране»
Следующий конкурс называется «В необычной стране». Вам надо угадать, кто из героев побывал в той или иной необычной, ну или волшебной стране.
1. Кто побывал в королевстве Кривых зеркал? (Оля и Яло в сказке «Королевство кривых зеркал» В.Г.Губарева)
2. Кто из героев отправился в страну Лимпопо? (Доктор Айболит в произведении К.Чуковского)
3. Кто из героев попал в страну дураков? (Буратино в сказке А.Н.Толстого «Золотой ключик»)
4. Кто побывал в стране Лилипутии? (Гулливер в сказке Г.Свифта «Гулливер в стране Лилипутов»)
5. Кто из героев полетел на Луну? (Незнайка из произведения Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей»)
6. Кто из героев отправился с друзьями в Изумрудный город к Великому Гудвину? (Элли в произведении А.М.Волкова «Волшебник Изумрудного города»)
Конкурс «Друзья».
В конкурсе «Друзья», вы уже наверное догадались, что надо назвать друзей сказочных героев.
1. Крокодил Гена (Чебурашка)
2. Девочка Герда (мальчик Кай)
3. Карлсон (Малыш)
4. Буратино (Артемон, Мальвина, Пьеро)
5. Дядя Фёдор (кот Матроскин, пёс Шарик)
6. Девочка Элли (Тотошка, Железный Дровосек, Лев, соломенное чучело)
Конкурс «Сказочный кроссворд».


В этом конкурсе вам надо отгадать кроссворд и ответить на вопрос: Кто пишет сказки?(сказочники)
1. Как в русской народной сказке звали девочку, которая превратилась в облачко? (Снегурочка)
2. Кем работал Гена в произведении Э.Успенского в произведении «Крокодил Гена и его друзья»? (крокодилом)
3. Что являлось лучшим лекарством для Карлсона? (варение)
4. Кто из героев сказки отправился на бал в карете из тыквы? (Золушка)
5. Кто в русской народной сказке снёс золотое яичко для деда и бабы? (курочка)
6. При встрече с каким сказочным героем приходиться лить слёзы? (Чиполлино)
7. Назовите главного героя сказок «Лягушка-царевна», «Сивка-бурка»? (Иванушка)
8. Что положили под двадцать тюфеков и двадцать перин для принцессы в сказке Х.К.Андерсена? (горошина)
9. Какой овощ вырастил дед в русской народной сказке? (репка)
10. Какие цветы собирала падчерица в лесу в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники)


Молодцы, ребята! Сказки сочиняют сказочники. Всем нам очень нравятся сказки, пусть их будет больше. На этом наша викторина закончилась. Послушаем наше жюри. Награждение победителей.

Литературная игра-викторина «Угадай сказку»

Цели:
- активизировать детское чтение;
- вспомнить и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских сказок;
- организовать досуг учащихся.

Ход викторины:

Ведущий: Дорогие ребята, мы рады приветствовать всех вас на литературной викторине «По страницам любимых сказок»! Скажите, а вы любите сказки? А какие бывают сказки? (Ответы детей). А теперь назовите ваши любимые сказки. Молодцы! Сейчас мы узнаем, насколько хорошо вы знаете свои любимые сказки. Для этого нам надо разделиться на две команды. Каждая команда должна выбрать себе название. Викторина состоит из 5-ти конкурсов. Правила конкурсов очень просты. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если у команды нет ответа, отвечать имеет право команда соперников. Задания всех конкурсов связаны с названиями, героями сказок либо с авторами, которые их написали. После каждого конкурса жюри подводит итог. (Представить жюри).

Итак, я объявляю первый конкурс, который называется «Разминка» . В этом конкурсе одновременно принимают участие две команды. Я произношу задание, а вы все вместе дружно отвечаете.
1. На сметане мешён
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)

3. Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

4. Человек немолодой
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)

5. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)

6. В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)

7. И на мачеху стирала
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)

8. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Вини-Пух)

9. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

10. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

Конкурс «Дальше, дальше…»
Каждой команде будет задано по 20 вопросов. Отвечать нужно сразу, не раздумывая. Если не знаете ответ, говорите «дальше». В это время команда- соперница молчит, не подсказывает.
Вопросы для первой команды:
1. Кто автор произведения «Кошкин дом»? (Самуил Маршак)
2. Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)
3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)
4. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)
5. Жених Мухи-цокотухи. (Комар)
6. Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)
7. Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)
8. Кем была в русской народной сказке лягушка? (Царевной)
9. Как звали удава из сказки Киплинга «Маугли»? (Каа)
10. На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)
11. Почтальон из деревни Простоквашино. (Печкин)
12. Что подарили блошки Мухе-цокотухе? (Сапожки)
13. За какими цветами отправилась под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
14. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)
15. Сестрица братца Иванушки. (Алёнушка)
16. Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)
17. Сколько лет рыбачил старик из сказки о золотой рыбке? (33 года)
18. Из чего был сделан Буратино? (Из полена)
19. Фрукты, которыми объелся Чебурашка. (Апельсины)
20. Как звали девочку из сказки «Снежная королева», которая отправилась по всему свету искать своего названного братца? (Герда)

Вопросы для второй команды:
1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)
2. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»? (Женя)
3. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе». (Егоровна)
4. Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)
5. Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)
6. Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)
7. Лучший друг Карлсона. (Малыш)
8. Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)
9. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)
10. Хозяйка Артемона. (Мальвина)
11. Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
12. Автор сказки «Конёк-Горбунок». (Пётр Ершов)
13. Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)
14. В каких птиц превратились 11 королевских сыновей? (В лебедей)
15. В кого превратился гадкий утёнок? (В прекрасного лебедя)
16. Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)
17. Друг Винни-Пуха. (Пятачок)
18. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»? (Базилио)
19. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»? (Настасья Петровна)
20. Из какого растения Элиза сплела рубашки для своих братьев в сказке «Дикие лебеди»? (Из крапивы)

Конкурс «Угадай героя сказки».
Ведущий. Ребята, в этом конкурсе вам нужно будет отгадать загадки, герои которых сказочные персонажи.
Загадки для первой команды.
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. В диких джунглях он живёт,
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка –
Друзья дикого мальчишки. (Маугли)

4. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)

5. Нежная девочка с хвостом
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не продав,
Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

Загадки для второй команды.
1. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)

2. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

3. Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой. (Маша из сказки «Маша и Медведь»)

4. Живёт в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Спит за семерых. (Балда)

5. Он сына мельника в маркиза превратил,
Затем на дочке короля его женил.
При этом я открою вам секрет,
Был, словно мышка, съеден людоед. (Кот в сапогах)

Конкурс «Волшебный сундучок».
Ведущий. В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а команды по очереди будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»

Конкурс «Интеллектуальный».
Ведущий. Вопросы этого конкурса немного посложнее, поэтому слушайте внимательно и отвечайте, если знаете.
Вопросы первой команде:
1. Как называется сказка Чуковского, в которой есть такие слова:
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит. (Путаница)
2. Как звали младшего сына дровосека, который был ростом не больше пальца? (Мальчик-с-пальчик)
3. Что выращивали для продажи в столице братья из сказки Ершова «Конёк-Горбунок»? (Пшеницу)
4. Имя предводителя стаи волков в сказочной повести Киплинга «Маугли». (Акела)
5. Как звали девочку, шившую для своих братьев рубашки из крапивы? (Элиза)

Вопросы второй команде:
1. Кто написал сказку «Приключения Чиполлино»? (Джанни Родари)
2. Как звали собаку доктора Айболита? (Авва)
3. Любимый музыкальный инструмент Незнайки. (Труба)
4. Как звали капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
5. Чьё копытце, полное водицы, попалось сестрице Алёнушке и братцу Иванушке на пути первым? (Коровье)

Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит много читаете. Наша викторина подходит к концу. И пока жюри будет подводить итоги, я предлагаю провести «Аукцион талантов». Каждый из вас, несомненно, обладает каким-нибудь талантом: кто-то может шевелить ушами, кто-то стоять на голове, кто-то хорошо читает стихи, кто-то хорошо поёт, а кто-то танцует. Сейчас каждый из вас сможет показать свой талант и получить за это приз. Итак, кто самый храбрый?
(Проводится аукцион талантов)

Ведущий. Спасибо, ребята, всем за участие в конкурсах, предоставляем слово жюри.
Подведение итогов. Награждение победителей викторины.

Использованная литература:
1. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.
2. Творческий опыт работы с книгой: библиотечные уроки, читательские часы, внеклассные занятия / сост. Т.Р. Цымбалюк. – 2-е изд.. – Волгоград: Учитель, 2011. – 135 с.
3. Хоббиты, добывайки, гномы и прочие: Литературные викторины, кроссворды, лингвистические задания, новогодняя пьеса / Сост. И.Г. Сухин. – М.: Новая школа, 1994. – 192 с.
4. Чтение с увлечением: библиотечные уроки, внеклассные мероприятия / сост. Е.В. Задорожная; – Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.