Материал по развитию речи (старшая группа) на тему: Инсценировка сказки К.Чуковского "Путаница". Инсценировка музыкальной сказки в детском саду. Любим мы и волшебство
В качестве подведения итогов учебного года в старшей логопедической группе мы подготовили для родителей и детей других групп детского сада инсценировку сказки К. Чуковского "Путаница". В восторге были не только зрители, но и сами актеры. На этой страничке представлен сценарий, а все материалы для театрализации (сценарий, маски для распечатки, а также аудио сопровождение) можно скачать .
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБДОУ д/с №8
Инсценировка сказки К. Чуковского «Путаница» для детей логопедической группы 5-6 лет
Подготовили:
учитель –логопед Мнацаканян С.В.
воспитатель Протосевич Л.В.
Кропоткин, 2016
Цель: Развивать творческие способности детей, умение выступать перед зрителями; вырабатывать правильную и выразительную речь.
Примечание: По ходу сказки дети изображают действия своих персонажей.
Ведущий (В.):
Послушайте, ребята, сказку о зверятах.
Эта сказочка о том, как нельзя шутить с огнем.
В.:
Замяукали котята:
Ребенок 1(Р. 1):
Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать! Хрю-хрю-хрю!
В.:
А за ними и утята:
Р. 2:
Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать! Ква-ква-ква!
В.:
Уточки заквакали:
Р. 3:
Ква, ква, ква!
В.:
Курочки закрякали:
Р. 4:
Кря, кря, кря!
В.:
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Р. 5:
Му-у-у!
В.:
Прибежал медведь
И давай реветь:
Р. 6:
Ку-ка-ре-ку!
В.:
Только заинька
Был паинька:
Не мяукал
И не хрюкал -
Под капустою лежал,
По-заячьи лопотал
И зверюшек неразумных
Уговаривал:
Р. 7:
Кому велено чирикать -
Не мурлыкайте!
Кому велено мурлыкать -
Не чирикайте!
Не бывать вороне коровою,
Не летать лягушатам под облаком!
В.:
Но весёлые зверята -
Поросята, медвежата -
Пуще прежнего шалят,
Зайца слушать не хотят.
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
А лисички,
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
Р. 8:
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!
В.:
Прибегали два курчонка,
Поливали из бочонка.
Приплывали два ерша,
Поливали из ковша.
Прибегали лягушата,
Поливали из ушата.
Тушат, тушат - не потушат,
Заливают - не зальют.
Тут бабочка прилетала,
Крылышками помахала,
Стало море потухать -
И потухло.
И все начали опять по-звериному рычать
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕРГАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
по сказкам К.И. Чуковского
Разработка учителя
начальных классов:
Гущиной
Екатерины
Евгеньевны
Апрель 2012
Театрализованное представление «Путаница»
по сказкам К.И. Чуковского
(внеклассное мероприятие для учащихся 1-х классов)
Цель: развитие интереса к книгам К.И.Чуковского.
Задачи:
— раскрыть через театральную постановку удивительный мир сказок;
— игровой форме вспомнить, повторить и закрепить содержание сказок К.И.Чуковского;
— способствовать формированию устойчивого интереса к книге;
— пробуждать в детях радость от встречи с любимыми сказочными героями;
— воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания, желание помочь другим;
— раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей;
Место проведения : актовый зал школы
Оборудование : презентация — заставка (К.И.Чуковский), костюмы героев, нарисованы отдельные предметы из сказок К.И.Чуковского для украшения зала.
Участники : 1 «А», 1 «Б», 1 «В», 1 «Г», 1 «Д».
(открываются кулисы на сцене группа детей празднично одетых)
(Презентация на экране) (Муз. приложение)
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни на пролёт.
Были все сказки наперечёт,
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Телефон и Федорино горе.
Первый: Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно они знали.
Бабушки в детстве им сказки читали-
От них они этих героев узнали.
Первый: К бабушкам долго мы приставали-
Откуда они эти сказки узнали?
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе.
Первый: Бабушки вот что нам рассказали-
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней-
Сказочник, критик, поэт, чародей. (Муз. Приложение 2)
(Плач за кулисами.) (Муз. Приложение 1)
(К сцене Таня и Ваня идут рука об руку через весь зал.)
Ваня — Опять попадем в неприятности.
(плач) (Муз. Приложение 2)
Таня — Ваня, надо помочь!
Ваня – Таня, ты знаешь прекрасно, что это очень опасно!
Таня – Ваня, надо помочь!
(Появляется заплаканная книга)
Книга – Здравствуйте, ребята, вы догадались, кто я?
Дети – Книга.
Таня – добрая книжка, что же ты плачешь?
Книга – Как всегда по вечерам,
Сидя у кроватки,
Я рассказывала малышам
Чуковского сказки.
Тут такое началось!
Вы мне не поверите!
Колесом все понеслось!
Верите? Не верите?
Ваня – Расскажите, что же произошло.
Книга – В некотором царстве,
У Корнея в государстве.
Жили сказки, не тужили,
Детям правдою служили.
Только злобный Бармалей
Перессорил всех друзей.
(шум за кулисами слышится кудахтание курицы) (Муз. Приложение 3)
(книга ведет друзей на лесенку)
Курица – Куд-куда, Куд-куда
Что такое? Вот беда!
(На сцену выбегает мальчик «грязнуля»)
Мальчик – Помогите, помогите
От мочалки сколько раз
По Садовой убегал
А теперь кастрюля мчится
И ведь злиться, злиться, злиться
Кастрюля — За тобой бегу, бегу
Удержаться не могу!
Мальчик – Помогите, скорее, спасайте!
(На сцене появляется курица).
Курица – Куд-куда, куд-куда
Что такое? Вот беда!
Таня — Ваня, надо помочь.
Ваня – Таня, ты знаешь прекрасно, что это крайне опасно.
Таня – Ваня, надо помочь.
(на сцене появляется Федора)
Федора – Ох, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои.
Куда же вы сгинули?
На кого вы меня, бедную, покинули?
(Летит комарик)
Комарик – Я посуду всю найду
И к вам, сеньора, приведу
А потом душа-девица
Я на Вас хочу жениться.
Федора – Что такое? Почему?
За Комара я не пойду
(Убегает, Комарик делает круг по сцене, убегает)
Курица — – Куд-куда, куд-куда
Что такое? Вот беда!
(появляются звери из «Путаницы») (Муз. Приложение 4)
(Появляются котята):
Котята: «Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
(присоединяются утята):
Утята:»Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!»
Медведь: Не хочу реветь,
Буду лучше как петух петь
Ку ка ре ку!
Айболит –Слушайте, это какая-то беда.
Я не должен был попасть сюда
Но, а эти бедные крошки.
Заболели, наверное, немножко.
Придется поставить им градусники.
Курица – Куд-куда, куд-куда
Что такое? Вот беда!
( на сцене друг за другом появляются все герои, вслед за ними появляется таракан — генерал)
Танец- сражение (комарик и таракан) (Муз. Приложение 5)
Таня – Что за путаница? Все запуталось.
(На сцене появляется Бармалей). (Муз. Приложение 6)
Бармалей – Я тут быстро все улажу
И не дам вам пикнуть даже
Будут, будут мне служить
Веселить меня, смешить.
(Веревкой завязывает героев)
Курица – Куд-куда, куд-куда
Что такое? Вот беда!
Все герои – Дорогие дети помогите!
Бармалея злого победите!
Не покиньте нас.
В столь печальный час.
Книга (плачет, встает поднимается на сцену)
Таня – Ваня, надо помочь.(поднимаясь на сцену,Ваня за ней)
Ваня – Таня, ты знаешь прекрасно, это чрезвычайно опасно.
Таня – Ваня, надо помочь.
Ваня – Эх, Бармалей, Бармалей,
Не знаешь ты современных детей.
Таня (берет трубку телефона) (Муз. Приложение 7)
Алло, Екатерина Евгеньевна
Беда, беда, бегите скорее сюда.
О, если вы не придете
То погибнут наши герои.
Ек.Ев. – ДА!? Вот это беда!
Ребята, все запуталось, перепуталось,
Кто? Откуда? Кого? Куда?
Чтобы наших героев спасти придется путаницу распутать.
Ребята, а вы помните эти сказки? (обращение в зал, дети называют сказки)
Готовы помочь?
(каждый из 4-х классов готовил инсценировку отрывка из сказки К.И. Чуковского, время 4 минуты).
Приглашается на сцену учащиеся 1 «А» (если для подготовки сцены необходимо время предлагаем игры см. муз. приложение)
Приглашается на сцену учащиеся 1 «Б»
Приглашается на сцену учащиеся 1 «Г»
Приглашается на сцену учащиеся 1 «Д»
(после просмотра каждого отрывка освобождаем из пут героев этой сказки)
Про кого мы забыли?(тараканище, Федора, курица)
(Герои наступают на Бармалея)
Бармалей – Послушайте, я буду, буду добрей,
Заведу добрых друзей.
Не губите меня, пощадите меня.
О, я буду, я буду добрей.
Ваня и Таня – Простим?
Бармалей – Буду, буду добрей.
Напеку для всех детей кренделей.(Танцует)
Ек.Ев. -Какие герои К.И Чуковского к нам приходили?
(дети в зале называют, герои выходят на поклон)
Финальная песня (Муз. Приложение 8)
Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского. Вам предстоит преодолеть множество испытаний, и если вы справитесь с большинством из них, то сможете найти сокровища. (За каждое выполненное задание дети получают букву, в конце путешествия они складывают из букв слово и находят место, где спрятаны призы). Путешествовать нам предстоит не только по суше, но и по воде, поэтому для начала давайте построим корабль и придумаем ему имя. (Строим из диванных подушек корабль).
И вот корабль готов. Пора пускаться в плаванье. Поднять якорь. Отдать швартовы.
[Настоящее имя Чуковского - Николай Корнейчуков. Он родился в Санкт-Петербурге в 1882 году (131 год тому назад). Мама его была крестьянкой, а отец студентом. Они не были женаты, и вскоре после рождения Николая, отец оставил семью, и они были вынуждены переехать в Одессу. Когда Николай подрос, он пошёл учиться в гимназию, но окончить её ему не удалось. В то время в царской России вышел указ "о кухаркиных детях". Согласно этому указу дети бедняков не могли учиться в гимназиях. Но Николай очень хотел стать образованным человеком: он много читал, самостоятельно выучил английский язык, стал журналистом и критиком. Всю жизнь он страдал оттого, что он незаконнорожденный, что у него нет даже отчества, поэтому, когда он стал писать, то взял себе псевдоним - Корней Иванович Чуковский, под которым мы его и знаем. Свое литературное имя Корней Иванович придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам. (Как вы думаете, почему именно такие имя и фамилию выбрал себе писатель?)]
В возрасте 35 лет Чуковский начал писать сказки для детей. Я знаю десять сказок в стихах. А сколько знаете вы? Если вспомните все десять, то получите первую букву.
1. Крокодил.
2. Мойдодыр.
3. Айболит.
4. Бармалей.
5. Федорино горе.
6. Телефон.
7. Муха-цокотуха.
8. Краденое солнце.
9. Путаница.
10. Тараканище.
Молодцы. Названия сказок вы помните, а сможете ли ответить на следующие вопросы и заполучить вторую букву?
1. Кто помог доктору Айболиту добраться до Африки? (волки, кит, орлы)
2. Какая вещь убежала от мальчика-грязнули первой? (одеяло)
3. Куда спрятались тараканы, испугавшись злодея Паука? (под диваны)
4. Кто сообщил автору, что бегемот провалился в болото? (Носорог)
5. На чём ехали комарики в сказке "Тараканище"? (на воздушном шарике)
6. Чем тушили пожар в сказке "Путаница"? (пирогами и блинами, и сушеными грибами)
7. За кем бежал чайник в "Федорином горе?" (за кофейником)
8. Кто пристыдил Медведя в сказке "Краденое солнце" и отправил его сражаться с Крокодилом? (зайчиха)
9. С кем играли в чехарду Танечка и Ванечка в Африке? (слонами)
10. Что привёз Крокодил своим детям из далёкой России? (ёлочку)
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве "Бармалея"
И "Крокодила" не читал.
Не восхищался "Телефоном"
И в "Тараканище" не вник.
Как вырос он таким ученым,
Не зная самых главных книг?
И действительно, сейчас трудно представить, что когда-то этих самых главных книг не было. И сказочник Чуковский занимался совсем другим делом. Своей единственной профессией он считал литературную критику.
А как же родились его сказки? Произошло это абсолютно случайно. Первой появилась в 1916 году сказка "Крокодил". Вот как это вышло. Заболел его маленький сынишка в г. Хельсинки, и Корней Иванович вез его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-то облегчить его страдания, отец стал под стук колес рассказывать.
Жил да был
Крокодил.
Он по улицам ходил,
Папиросы курил,
По-турецки говорил, -
Крокодил, Крокодил Крокодилович…
Мальчик перестал капризничать, слушал, не отрываясь, а потом спокойно уснул. Наутро, едва проснувшись, он тотчас же потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку.
Назовите город, где происходят события сказки "Крокодил", и вы получите третью букву. (В Петрограде. Если дети затрудняются ответить, можно предложить им выбрать из трёх вариантов: Ленинград, Санкт-Петербург, Петроград). А как сейчас называется этот город? (Правильно, Санкт-Петербург. Так он, кстати, назывался с момента основания его Петром I вплоть до первой Мировой Войны (больше 200 лет), где нашим главным противником была Германия. Во время войны с немцами немецкие названия стали очень непопулярны, и город переименовали в Петроград. Такое название он носил в течение 10 лет, а после смерти Ленина Петроград стал на долгие годы Ленинградом. И только с распадом СССР (чуть больше 20 лет назад) к нему вернулось его первоначальное имя.)
Крокодил - один из любимых персонажей Чуковского. Мы назвали с вами 10 сказок, и в 7 из них есть крокодил, где-то добрый, где-то злой. Назовите, пожалуйста, те три сказки, где крокодила нет, и вы получите четвёртую букву.
1) Федорино горе.
2) Муха-Цокотуха.
3) Айболит.
Пора бы нам ненадолго сойти на берег и размяться. Игра "Суша - вода". Победителю - приз (стёрка).
Все на борт. Продолжаем плаванье.
Как вы думаете, какая сказка самая известная? Мне кажется, "Айболит". [У этой сказки очень интересная история создания. Чуковский очень давно хотел написать сказку о добром докторе, и вот однажды когда он отдыхал на Чёрном море, к нему неожиданно пришло вдохновение. Как-то раз он заплыл очень далеко, и вдруг у него сами собой сложились слова:
О, если я утону,
Если пойду я ко дну…
Чуковский поскорее выбрался на берег, нашёл сырую папиросную коробку и мокрыми руками записал на ней около 20 строк. Ни начала, ни конца у сказки не было.
На первых страницах нужно было рассказать о зверях, приходивших к доброму доктору, и о болезнях, от которых он их вылечил. И тут уже по возвращению домой, в Ленинград, начались долгие поиски нужных строк. Чуковскому нужны были всего четыре строки:
И пришла к Айболиту лиса:
"Ой, меня укусила оса!"
И пришёл к Айболиту Барбос:
"Меня курица клюнула в нос!"
Но прежде, чем у писателя родились эти строчки, он исписал мелким почерком две школьные тетрадки. К счастью, кое-что из черновиков уцелело.] Я предлагаю вам угадать, с какими жалобами пришли к Айболиту следующие звери и птицы.
1) И пришла к Айболиту коза:
"У меня заболели … !"
2) И пришла к Айболиту лисица:
"Ой, болит у меня … !"
3) Прилетела к нему сова:
"Ой, болит у меня … !"
4) И влетела к нему канарейка:
"У меня поцарапана … ".
5) Прилетела к нему куропатка:
"У меня, говорит, … ".
6) И приплёлся к нему утконос:
"У меня, говорит, …".
Молодцы! Вот вам пятая буква. Ну, а теперь давайте вспомним, кому из зверей помог добрый доктор в окончательной версии этой сказки. А чтобы "легче" думалось, вот вам тикающая бомбочка. Передавайте её по кругу, перечисляя пациентов Айболита. У кого в руках она взорвётся, должен прочесть несколько строчек из этой сказки.
Кстати, а вы знаете, куда мы плывём? Правильно, в Африку. Как вы думаете, какую науку должен знать на отлично любой путешественник, чтобы не только добраться до Африки, но ещё и в ней не заблудиться. Да, без географии нам не обойтись.
[Это физическая карта Африки. Какие цвета вы видите? Цветом на физической карте обозначается высота над уровнем моря. От зелёного к коричневому. Большинство равнин имеют небольшую высоту над уровнем моря и обозначены зеленым. Но есть и высокогорные равнины, которые изображены желтым цветом. Наибольшие высоты встречаются в горах, поэтому они и обозначены коричневым. Реки, озёра, моря и океаны обозначаются голубым цветом. Где цвет темнее - там больше глубина или выше рельеф.]
А это контурная карта. На неё ученики наносят реки, горы и пустыни, найденные на физической карте. В произведениях Чуковского часто встречаются географические названия. Помните?
Но вот из-за Нила
Горилла идёт,
Горилла идёт,
Крокодила ведёт!
"Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?"
"Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо".
Вот идёт Гиппопотам.
Он идёт от Занзибара,
Он идёт к Килиманджаро -
И кричит он, и поёт он:
"Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!"
Обозначьте на контурной карте реки Нил и Лимпопо, пустыни Калахари и Сахару и самую высокую точку Африки Килиманджаро. Если справитесь, то получите шестую букву.
Помощники на кухне включают диск со звуками извержения.
Слышите шум? Это, наверное, Килиманджаро просыпается. Давайте высадимся на берег и полюбуемся редким природным явлением - извержением вулкана. (Отправляемся на кухню. Засыпаю в жерло вулкана соду, средство для мытья посуды и красную краску и одновременно даю информацию о вулканах).
[Глубоко в Земле температура достигает несколько тысяч градусов по Цельсию. Под действием такой высокой температуры горная порода плавится, формируя магму. Когда магма (обычно с газами и обломками породы) выходит на земную поверхность, она называется лавой. Место извержения - вулкан.
Слово "вулкан" происходит от имени древнеримского бога огня Вулкана, а наука, изучающая вулканы называется вулканология.
Вулканы классифицируются по активности (действующие, спящие, потухшие) и местонахождению (наземные, подводные, подледниковые).
Вулканы имеются не только на Земле, но и на других планетах и их спутниках. Самой высокой горой Солнечной системы является марсианский вулкан Олимп, высота которого оценивается несколькими десятками километров.
Килиманджа?ро — потенциально активный вулкан. Это высочайшая точка Африки над уровнем моря (5895 м). У Килиманджаро не было документированных извержений, но местные легенды говорят о вулканической активности 150—200 лет назад. В 2003 году учёные пришли к выводу, что расплавленная лава находится всего в 400 метрах под кратером главной вершины Кибо. Хотя и не прогнозируется другой активности, кроме происходящих сейчас выбросов газа, существуют опасения, что вулкан может обрушиться, что приведёт к крупному извержению. ]
(Устраиваем на кухне извержение вулкана. Потом возвращаемся на корабль. Как только дети расселись, помощник на кухне включает песню "Маленькие дети, ни за что на свете". И тут же в комнату врываются Бармалей и пират (дедушка и бабушка в тельняшках, банданах, с чёрной повязкой на глазу и с оружием). Они связывают путешественников и отпустят их, только если те отгадают все их загадки).
Конкурс "Свёрток с загадками". (Стёрку в виде телефона завернуть в 10 слоёв бумаги. На каждом слое написать по одной загадке Чуковского. Первый ребёнок пытается отгадать загадку на верхнем слое, если у него это получается, то он снимает этот слой и приступает ко второй загадке. Если загадку отгадать не получается, то свёрток переходит к следующему участнику. Тот, кто отгадает последнюю загадку, забирает себе содержимое свёртка.)
Как вы думаете, в сторону какой сказки держит путь наш корабль? Правильно, "Телефон" (так как в свёртке была стёрка в виде телефона). Давайте вспомним, кто же звонил автору в этой сказке, а поможет нам в этом как всегда наша бомбочка. Проигравший читает строки из этой сказки.
Сейчас я задам вам два вопроса по этой сказке, если ответите, получите седьмую букву.
Давайте вспомним, как начинается эта сказка.
У меня зазвонил телефон.
Ведущий: Кто говорит?
Дети: Слон.
Ведущий: Откуда?
Дети: От верблюда.
Ведущий: Что вам надо?
Дети: Шоколада.
Ведущий: Для кого?
Дети: Для сына моего.
Ведущий: А много ли прислать?
Дети: Да пудов этак пять или шесть:
Больше ему не съесть,
Он у меня ещё маленький!
Вопрос № 1. Сколько шоколаду просил слон? Сколько кг в 1 пуде? И сколько всего кг? .
Ведущий: А потом позвонил Крокодил
И со слезами просил:
Дети: Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше.
Ведущий: Постой, не тебе ли,
На прошлой неделе
Я выслал две пары
Отличных калош?
Дети: Ах, те, что ты выслал
На прошлой неделе,
Мы давно уже съели
И ждём не дождёмся,
Когда же ты снова пришлёшь
К нашему ужину дюжину
Новых и сладких калош!
Вопрос № 2. Сколько калош нужно Крокодилу? Дюжина это сколько?
А теперь давайте поиграем в испорченный телефон.
Дети садятся в круг. Один из игроков получает лист бумаги с написанным на нём предложением. Далее игрок шепчет на ухо соседу то, что он прочёл, тот - следующему и так далее, по кругу. Последний игрок произносит предложение вслух, а потом вы зачитываете первоначальный вариант. То, что получилось у детей, обычно сильно отличается от вашего варианта.
Предложения из стихотворений Чуковского:
1) Лягушонок под тиною заболел скарлатиною.
2) Муха в баню прилетела, попариться захотела.
3) Таракан дрова рубил, мухе баню затопил.
4) И ручьи из-под земли сладким мёдом потекли.
5) Испугалися зверюги, разбежалися в испуге.
6) А мохнатая пчела ей мочалку принесла.
7) Кузнечики приходили, муху каплями поили.
У Корнея Ивановича было четверо детей: два мальчика и две девочки. Всё свободное время он проводил с ними и их товарищами, изобретая бесконечные игры. Надо ли говорить, что все дети его просто обожали.
Последние годы свой жизни Чуковский провёл в подмосковном посёлке Переделкино. Дожив до 80 лет, он не изменял своим привычкам: вставал очень рано и работал в саду: зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега, весной и летом копался в огороде или цветнике. Поработав несколько часов, Корней Иванович отправлялся гулять. Он по-прежнему не терпел скуки и, встречаясь с детьми, приветствовал их не словами: "Добрый день, детки", а чем-нибудь вроде: "Здорово, старики и старухи!" И начинал с ними веселую игру: показывал совершенно необыкновенный способ ходьбы, учил лазать по деревьям. Он смеялся над трусами, а с собаками играл, как с людьми. Дети звали его дедушка Корней или ласково Чукоша.
Именно благодаря его общению с детьми родились многие его произведения. Помните историю создания "Крокодила"? Так вот через несколько лет после этого с Чуковским произошёл такой случай. Он сидел за своим письменным столом и работал над статьей, которую ему заказал научный журнал. Вдруг он услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь Маша, которую дома все ласково звали Мурочка. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял девочку на руки и неожиданно для себя тихо сказал ей:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам -
Стыд и срам! Стыд и срам!
Откуда эти строчки? Да, с них начинается история создания сказки "Мойдодыр". Мурочка была самым младшим и самым любимым ребёнком в семье. К сожалению, она очень тяжело болела и прожила всего одиннадцать лет. Корней Иванович посвятил ей множество стихотворений: "Закаляка", "Бутерброд", "Головастики", "Что сделала Мура, когда ей прочли сказку "Чудо-дерево". Кстати, а что она такое сделала? - Правильно, посадила свою туфельку, чтобы вырастить такое же чудесное дерево.
А сказка "Путаница" вообще была написана по заказу и рецепту Мурочки. В то время Чуковский ломал голову над тем, зачем нужны в языке нелепицы. Помните, вы их недавно изучали по литературному чтению: Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота.., или Мой сыночек - молодец! Пашет, сидя в лодке. Чуковскому казалось, что русский и английский народ создали эти небылицы не только для того, чтобы повеселить малышей. Но вот для чего? Ответ ему помогла найти двухлетняя Мурочка. Однажды она вошла в кабинет отца с очень озорным и в то же время смущенным лицом, которое говорило о том, что она затевает необыкновенную каверзу. Чуковский ещё никогда не видел такого сложного выражения у неё на лице. Ещё издали она крикнула ему: "Папа, ава - мяу!" - то есть сообщила отцу сенсационную и заведомо неверную весть, что собака, вместо того чтобы лаять, мяукает. И засмеялась несколько искусственным смехом, приглашая Чуковского тоже посмеяться над этой выдумкой. Но папа ответил: "Нет, ава - гав." Тогда Мурочка снова засмеялась и сказала: "Ава - мяу!", хотя в свои два года она твёрдо знала, что собака лает, кошка мяукает, а петух кукарекает. И тогда Чуковский решил поддержать её игру и сказал: "А петух кричит гав!" Это игра продолжалась достаточно долго и в результате привела к написанию сказки "Путаница". Сам же Чуковский понял, что нелепицы и небылицы существуют не только для развлечения малышей, они ещё играют важную роль в развитие детей.
А вам я предлагаю вспомнить сказку "Путаница". Определите, кто с кем поменялся голосами, и вы получите восьмую букву. (Детям даются карточки с названиями животных и их голосами, которые надо разложить по парам: свинки - мяу-мяу, кошечки - хрю-хрю и т.д.)
Свинки замяукали:
Мяу, мяу!
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
Курочки закрякали:
Кря, кря, кря!
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
Му-у-у!
Прибежал медведь
И давай реветь:
Ку-ка-ре-ку!
На этом наше путешествие подходит к концу. Смотрите, вдали уже виднеется родной берег. Напоследок я всем нам желаю побывать в Переделкино, в музее Чуковского. Там вы узнаете ещё больше об этом удивительном человеке, посетите его удивительный дом, в котором можно посидеть на крокодиле, увидеть "лающую чашку", Мойдодыра, тот самый телефон, по которому звонил Слон и много ещё чего интересного. И не забудьте прихватить с собой старые туфельки-сапожки, из которых вы уже выросли, так как у ворот и правда стоит Чудо-дерево.
А теперь соберете из полученных букв слово и найдите свои призы. Вы хорошо потрудились. Награда ждёт своих героев.
Что нужно подготовить:
1) приглашения;
2) портрет Чуковского;
3) подушки, штурвал и якорь;
4) мешочек с буквами от магнитной азбуки (в нашем случае Т У М Б О Ч К А);
5) на всякий случай карточки (Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград);
6) бомбочка от игры "Тик-так-бумм";
7) физические карты и контурные карты Африки (в углу каждой контурной карты нужно наклеить задание) по числу детей, карандаши и книги чтобы подложить под листы;
8) вулкан, сода, красная краска, жидкость для мытья посуды, уксус, поддон под вулкан;
9) диск со звуками извержения и песней "Маленькие дети, ни за что на свете";
10) костюмы пиратов, оружие, верёвка, свёрток с загадками;
11) карточки для игры в испорченный телефон;
12) карточки с животными и их голосами из "Путаницы";
13) набор стёрок для призов;
14) призы, которые дети найдут в конце программы.
Театрализованное представление по мотивам сказки К.И.Чуковского «Муха – Цокотуха» для детей старшего дошкольного возраста.
Иванова Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №34» г. ИвановоОписание: данное театрализованное представление проводилось в рамках итогового мероприятия по проекту «Страна сказок К.И.Чуковского». При подготовке спектакля особое внимание уделялось работе с родителями. Они не только были пассивными зрителями, но и активно помогали: создавали декорации, шили костюмы, придумывали оформление. На премьере сказки в зале не было свободных мест. Маленьких артистов пришли поддержать родственники и друзья. Ну, а ребята, чувствуя такую серьезную поддержку, выступили от всей души.
Конечно, не все стихотворные тексты личного сочинения (позаимствованы на просторах интернета), но, как говорится, каждый художник видит по-разному. У нас получилась своя, неповторимая, музыкальная сказка.
Может быть, кому-то пригодится данный опыт, и вы со своими воспитанниками старшего дошкольного возраста, поставите подобный спектакль.
Цель:
развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Художественно-эстетическое развитие»:
развивать эстетическое отношение к окружающему миру; развивать чувство сопереживания персонажам художественных произведений; дать возможность реализоваться самостоятельной творческой деятельности детей;
стимулировать развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности детей;
Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений, вырабатывать навыки грамотного читателя через совместные мероприятия;
приобщать детей и родителей к совместной дизайн - деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:
«Познавательное развитие»:
Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию;
Воспитывать познавательный интерес к творчеству отечественных писателей (К.И. Чуковского)
Расширять кругозор детей.
«Социально-коммуникативное развитие»:
приобщение к общепринятым нормам и правилам.
развивать эмоционально-волевую сферу, чувство коллективизма, ответственность друг за друга;
формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности;
«Речевое развитие»:
активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи, темп, выразительность речи.
воспитывать культуру речевого общения, уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
«Физическое развитие»:
развивать координацию речи с движением;
развивать общую моторику.
Предварительная работа:
чтение и просмотр сказок К.И.Чуковского, рассматривание иллюстраций к сказкам;
заучивание стихотворных текстов, обсуждение образов персонажей;
подготовка средств театральной выразительности (декорации, костюмы, маски).
Изготовление афиши, пригласительных билетов для гостей.
Действующие лица: взрослые: 1-я Сказочница, 2-я Сказочница, дети: 1-й рассказчик, 2-й рассказчик, Муха-Цокотуха, 2–е Пчелки, 2–е Блошки, 4-е Бабочки, 2-а Таракана, 4–е жука, 3-и Божьи Коровки, Паук, Комар, Стрекоза.
Декорации для театрализации:
домик для Мухи, костюмы для персонажей, самовар, цветы, бочонок мёда, сушки, открытка, подарочная коробка, коробка из-под конфет, сапожки, сабля, фонарик, сервировка стола, музыкальный центр, записи музыкальных фрагментов и композиций для танцев, минусовка песни Мухи.
Дети заходят под музыку в зал, встают полукругом.
1-я Сказочница:
Одну простую сказку,
А может и не сказку,
А может не простую
Хотим вам рассказать.
Её мы помним с детства,
А может и не с детства,
А может и не помним,
Но будем вспоминать.
2-я Сказочница:
Сказка, сказка, прибаутка,
Рассказать её не шутка.
Чтобы сказка от начала
Словно реченька журчала,
Чтоб в серёдке весь народ
От неё разинул рот.
Чтоб никто, ни стар, ни мал
Под конец не задремал,
Пожелаем нашим детям
Ни пера, ни пуха!
Вниманье! Начинается…
Вместе с детьми:
Муха-Цокотуха!
1–й рассказчик:
Раз дощечка, два дощечка –
Будет лесенка.
Слава к слову ставь складненько –
Будет песенка.
А колечко за колечко –
Будет вязочка.
Сядем рядом на крылечко –
Будет сказочка.
2–й рассказчик:
Муха, Муха – Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла.
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар,
И купила самовар.
Под русскую народную мелодию выходит Муха
Муха:
Я Муха-Цокотуха, наряжаюсь побыстрей,
Ведь я жду к себе гостей!
Прибегут со всей округи все друзья мои, подруги.
У меня для гостей много разных сластей.
Я ходила на базар и купила самовар.
Угощу друзей чайком, а придут все вечерком.
Муха исполняет песню.
Слова к минусовке:
1.Приходите, прилетайте,
Жду вас в гости ровно в шесть,
Прибегайте, приползайте,
Если крыльев нет у вас.
Припев: Пых-пых-пых
Закипает самовар.
Пых-пых-пых
Из трубы пускает пар-2раза.
2.Светлячки сверкают ярко-
Это праздничный салют.
И чудесные подарки
Мне друзья мои несут.
Припев: тот же 2 раза
1-й рассказчик:
Слетаются друзья к Мухе,
Торопятся к Цокотухе.
Все на праздник пришли,
Цветы и подарки принесли.
Выбегают Пчелки, танцуют приветственный танец.
Пчела:
Здравствуй, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо.
Я – соседская Пчела тебе меду принесла.
Ах, какой он чистый, сладкий и душистый.
А еще с родных лугов принесла тебе цветов.
Дарят Мухе мед и цветы.
Mуxa:
Спасибо вам от всей души!
Как подарки хороши!
Проходят и садятся.
Под музыку выпрыгивают блошки и энергично танцуют.
Блошка:
Вот и мы: друзья- блошки.
Дарим тебе, Муха, сапожки.
А сапожки не простые -
В них застежки золотые.
Будут ножки плясать-
Каблучки стучать.
Дарят Мухе пару сапожек.
Mуxa:
Ах, спасибо!
Как приятно!
Проходите угощаться!
Под веселую пластичную музыку «вылетают» бабочки, кружатся, танцуют.
1-я Бабочка:
Мы бабочки– шалуньи, веселые игруньи.
Порхаем по полям, по рощам, по лугам.
Ну-ка бабочки летите, и на Муху поглядите,
Как красив ее наряд, и глаза огнем горят.
2-я Бабочка:
Мы везде порхали,
Про праздник услыхали.
Поздравляем тебя мы,
Прославляем от души!
Бабочки дарят большую открытку.
Муха:
Проходите сей же час,
Есть местечко и для вас!
2 –й рассказчик:
Тараканы прибегали.
Все стаканы выпивали.
С молочком, с крендельком.
Нынче Муха-Цокотуха именинница.
Танец Тараканов
1 –й таракан:
Мы не просто так пришли,
А подарки принесли!
Цветочки разные -
Желтые и красные!
2 –й таракан:
Вы букет от нас примите,
Сладеньким нас угостите.
А мы вас будем прославлять,
Здоровья будем вам желать!
Отдают Мухе цветы.
«Прилетают» Божьи коровки, танцуют для Мухи.
Божья коровка:
Здравствуй, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
В гости мы к тебе пришли,
Пряники, баранки в подарок принесли.
Отдают угощение.
Под музыку вылетает Стрекоза
Стрекоза:
Прилетела Стрекоза
Лишь закончилась гроза.
Будем песни петь,
Будем тортик есть,
А потом танцевать
И салют запускать!
Дарит имениннице коробочку-подарок.
Муха:
Ах, спасибо, Стрекоза,
Ты скорее проходи,
Да местечко находи.
За столом все сидят,
Чай пьют да едят.
Появляются Жуки, держат в руках трости, «солидно» исполняют танец.
Жуки:
Здравствуй, Муха– Цокотуха!
Мы жуки рогатые,
Солидные, богатые.
Дарим тебе, Муха – светик
Красивых цветов букетик.
Хорошо-то как у вас.
Ноги сами рвутся в пляс.
Муха:
Спасибо, спасибо мои дорогие!
Садитесь за стол, самовар готов.
Появляется Паук под громкую музыку. Муха прячется за домик, гости прикрывают головы руками и дрожат.
Паук:
Я паучище, длинные ручищи.
Я к Мухе пришел, к Цокотухе пришел.
2 –й рассказчик:
Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик.
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Танец Комара с фонарем и саблей.
Комарик:
Я комар-храбрец, удалой молодец.
Где Паук, где злодей.
Ни боюсь его когтей.
Паука я не боюсь, с Пауком сражусь.
Паук появляется с конфетами.
Паук:
Я не злой, не злой совсем.
Мух – красавиц, я не ем.
Вам на праздничный обед
Вкусных я принес конфет.
Это угощение – ну, просто объедение.
Отдает конфеты, уходит к гостям.
Комарик:
Вот и молодец! Давно бы так. Муха, ничего не бойся, продолжай праздновать.
Комарик выводит Муху, держит за руку.
Комарик:
Муха, ты душа-девица,
На тебе хочу жениться.
Я возьму тебя за крылышко – крыло,
Улетим мы с тобою далеко.
Танец Мухи с Комаром
Время проведения: 17.00 – 17.30
Кол – во детей: 20
Кол – во родителей: 25
Музыкальный руководитель: Н.А. Баранова
Инструктор по физической культуре: А.В. Мячикова (роль пожарного)
Воспитатели: А.А. Угайнова – 2 ведущий
В.Н. Щелчкова – 1 ведущий
Драматизация сказки К.И. Чуковского «ПУТАНИЦА»
Оборудование и атрибуты:
шапочки котят- 4, утят-3, свинки-3, воробушек -1, кит- 1, лягушки-2; воробей -1, медведь – 1, заяц -1, лисички – 2, крокодил – 1, бабочка – 1. 2 пачки «спичек» для лисичек, ткань голубая и красная для моря, корзина с фруктами и грибами для крокодила.
Слова ведущего:
Сказка радость нам несет, Тот, кто знает, тот поймет,
Побеждает в ней добро, Ведь, оно сильней, чем зло.
Тот, кто сказки уважает, Непременно вырастает, Превращаясь в мудреца, Верит очень в чудеса.
Сказка - чудная копилка, Что накопишь, то возьмешь, А без сказки в этой жизни – Непременно пропадешь.
Под музыкальное сопровождение дети выходят в зал по одному и представляют своих героев- зверюшек.
Бабочка. Я бабочка- красавица, летаю тут и там.
Я бабочка- красавица, порхаю по цветам.
Лягушки: Ква- ква –ква, Ква-ква-ква! Ах, какая красота!
Лисички. Мы –лисички черный носик, и у нас пушистый хвостик.
Утята. Кря-кря-кря, Кря-кря-кря! В речке плаваем всегда.
Котята. Мяу-мяу, у котенка хвост пушистый, голос звонкий.
Поросята Что такое поpосенок? Hос pумяный – это pаз, И вдобавок паpа сонных, паpа синих добpых глаз.
Воробьишка. Я – смелый и храбрый птенец-воробей, Живу, не боясь ни зверей, ни людей. Везде, где хоть кто-нибудь что-то жует, Птенец-воробей свою крошку найдет.
Я такой ужасный трус! Всех на свете я боюсь – .
Я боюсь лису, и волка, И охотника с двустволкой!
Но зато с морковных гряд Уношу я всё подряд.
И попробуй-ка поймай-ка!
Бегает быстрей всех зайка!
Кит Вешу я сто двадцать тонн – больше в двадцать раз, чем слон!
Зверя не найти на суше, что так много может скушать –
На диете не сидит голубой усатый кит.
Я большой, мохнатый, бурый!
Начихать мне на фигуру –
Мясо, ягоды и мед
Есть готов я круглый год!
А еще люблю спать много
И храпеть на всю берлогу!
Не указ никто мне, ведь всех сильней в лесу медведь.
КРОКОДИЛ
Я зелёный и зубастый, только ты не трусь напрасно:
Я друзей всех удивил, потому что …крокодил!
1-й ребенок
Очень нравятся нам сказки.
Любим мы и волшебство.
Подражаем кошкам, мышкам,
Не боимся никого.
2-й ребенок
Вот берем мы в руки краски
На лице рисуем маски.
Сказка наша оживает
И дружить нам помогает.
Под музыку дети уходят за кулисы
Ведущая: Вы слышите, что творится за шторами! Все звери о чем-то спорят, шумят. Да они же все перепутались! Смотрите, что получилось. Это же ПУТАНИЦА.
Под музыку выходят КОТЯТА.
Ведущая: Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!»
Под музыку выходят утята
Ведущая: А за ними и утята:
Дети: «Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Котята и утята между собой «переговариваются», как бы споря
Под музыку выходят поросята, идут между котятами и утятами, как бы разнимая спорящих
Ведущая: Свинки замяукали:
Дети: Мяу, мяу!
Ведущая: Кошечки захрюкали:
Дети: Хрю, хрю!
Ведущая: Уточки заквакали
Дети: Ква,ква!
Ведущая: А лягушки, вдруг, закрякали!
Дети: Кря, кря!
летит воробушек, облетает всех, встает, подбоченившись и мычит
Ведущая: Воробышек прискакал и коровой замычал:
Ребенок: Му-у-у!
Ведущая: Прибежал медведь и давай реветь:
Ребенок: Ку-ка-ре-ку!
Все герои садятся по-турецки в кружки и «переговариваются»
Ведущая: Только заинька был паинька
«Кому велено чирикать-
Не мяукал Не мурлыкайте!
И не хрюкал- Кому велено мурлыкать-
Под капустою лежал, Не чирикайте!
По- заячьи лопотал Не бывать вороне коровою,
И зверюшек неразумных Не летать лягушатам
Уговаривал: под облаком!»
Но веселые зверята-
Поросята, медвежата-
Пуще прежнего шалят,
Зайца слушать не хотят
(дети танцуют под веселую музыку «Полька парами»)
Танец с голубой тканью «Море»
А лисички взяли спички, к морю синему пошли
Море синее зажгли. (под музыку выходят лисички, дети берут красную ткань, под музыку изображают огонь)
Ведущая: Море пламенем горит, выбежал из моря кит:
Эй, пожарные, бегите! Помогите, помогите!
Спортивные эстафеты «Пожарники»
Ведущая: Долго, долго крокодил море синее тушил
Пирогами, и блинами, и сушенными грибами.
Тушат, тушат, не потушат, заливают, не зальют.
(дети имитируют движения тушения пожара, дуют, машут на огонь)
Ведущая: Тут бабочка прилетела, крылышками помахала,
Стало море потухать – и потухло
под музыку прилетает бабочка и машет крылышками- тушит пожар
Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели,
Ручками захлопали: (дети) раз, два, три!
Ножками затопали: (дети) раз, два, три!
Кошки замурлыкали: (дети) мяу, мяу!
Птички зачирикали: (дети) чик-чирик!
Лягушата квакают: (дети) ква-ква!
А утята крякают: (дети) кря, кря!
Ведущая: А ЛИСИЧКИ засмущались!
ЛИСИЧКИ: Мы плохими оказались!
Спички это не игрушка!
Их не спрячешь под подушку!
И не ляжешь с ними спать
На пушистую кровать!
Спички детям брать нельзя!
Это помните, Друзья!
Превращаться в игре можно!
Только нужно осторожно!
Не во всё можно играть!
Все: Нельзя спички детям брать!
Песня «Каким бывает огонь» сл. Б.Ильина, муз. А.Сахаровой
Ведущая: То-то рада детвора, сказка кончилась. (дети все вместе) Ура!!!