Мауриц Корнелис Эшер: картины, биография. Волшебные картины мориса эшера, которыми иллюстрируют учебники кристаллографии Эшер картины

Мауриц Корнелис Эшер, нидерландский художник-график

Эшер Мауриц Корнелис (Maurits Cornelis Escher) (17 июня 1898, Леуварден, Нидерланды - 27 марта 1972, Хилверсюм, Нидерланды) нидерландский художник-график, делал иллюстрации к книгам, почтовые марки и фрески , придумывал гобелены . Известен, прежде всего, своими концептуальными литографиями , гравюрами на дереве и металле, в которых он мастерски исследовал пластические аспекты понятий бесконечности и симметрии, а также особенности психологического восприятия сложных трёхмерных объектов, самый яркий представитель имп-арта. Эшер совершенно сознательно выбрал карьеру гравёра, а не художника (маслом). По мнению исследователя его творчества Ханса Лохера, Эшера привлекала возможность получения множества оттисков, которую предоставляли графические техники, так как его уже в раннем возрасте интересовала возможность повторения образов. Одним из самых выдающихся аспектов творчества Эшера является изображение «метаморфоз», фигурирующих в разных формах во множестве работ. Художник подробно исследует постепенность перехода от одной геометрической фигуры к другой, посредством незначительных изменений в очертаниях. Кроме того, Эшер неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми существами (птицы превращаются у него в рыб и проч.) и даже «одушевлял» в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их в живых существ. Эшер создал 448 литографий, гравюр и гравюр по дереву и более 2000 рисунков и набросков . Его творчество продолжает впечатлять и удивлять миллионы людей по всему миру. В последние годы жизни Эшера подводит здоровье и он практически не работает. Он переносит множество операций и в конце концов умирает в госпитале от рака кишечника. Эшер оставил после себя свои чудесные литографии, картины , рисунки и трех сыновей.

Основные даты

  • 1898 - Мориц Корнелис Эшер родился 17 июня в Ливердене (Нидерландия), младший сын в семье инженера-гидравлика Г.А.Эшера и Сары Гличман.
  • 1903 - Семья переезжает в Арнем.
  • 1912-18 - Поступает в гимназию и проваливает выпускные экзамены.
  • 1919 - По желанию отца Эшер начинает изучать архитектуру в Харлеме, но уже спустя несколько месяцев он переходит в класс графического дизайна под руководством Джесерана де Месквита.
  • 1921 - Первая поездка в Италию . Первая публикация в журнале работы «Пасхальные цветы» (гравюра на дереве)
  • 1922 - Заканчивает школу искусств и отправляется путешествовать по центральной Италии; делает много набросков. В сентябре посещает в Испании Альгамбру , считая ее наиболее интересной, особенно ее огромные мозаики «колоссальной сложности и математическо-художественного смысла».
  • 1923 - Путешествие в Италию; встречает свою будущую жену Йетту (Jetta Umiker). Рисует с натуры.Первая его выставка в Сиене.
  • 1924 - Первая выставка в Гааге , Нидерланды. 12 июня венчается Йеттой в Виареджио; переезжает в Рим.
  • 1926 - Очень успешная выставка в Риме в мае. Позднее, Эшер имеет постоянную выставку в Голландиии и, в основном, положительные отзывы. 23 июня в семье Эшеров родится их первый сын Георг. В последующие годы Мориц Эшер постоянно путешествует (например в Тунис), в том числе и пешим образом в Арбузи; делает много ландшафтных и архитектурных зарисовок.
  • 1928 - 8 декабря рождается сын Артур.
  • 1929 - Первая литография «View of Goriano Sicoli», Arbuzzi
  • 1931 - Первая деревянная гравюра, но по существу это была деревяная матрица для печатания приглашений на выставку а Гааге. Эшер становится членом ассоциации художников-графиков, чуть позже - членом студии Pulchi. Он пользуется большим уважением как «терпеливый, спокойный холодный чертежник«,а его работы критикуют за их «излишнюю интеллектуальность».
  • 1932 - В альманахе «XXIV Emblemata dat zijns zinnebeelden» печатаются его гравюры на дереве.
  • 1933 - Выходит из печати книга «Ужасные приключения схоластики» с гравюрами по дереву в исполнении Эшера.
  • 1934 - Его работы на выставке современной гравюры (полиграфии) «Столетие Прогресса» в Чикаго получают только положительные отзывы.
  • 1935 - Репрессивная политика фашистской Италии вынуждает Эшера переехать в Швейцарию.
  • 1936 - Поездка в Испанию, где он опять активно занимается мавританскими орнаментами изразцов (Альгамбра). Перерисовка их вдохновляет Эшера на создание картин, в которых он использует правильное периодическое деление плоскостей.
  • 1938 - 6 марта родился еще один сын Ян. А Эшер концентрируется на «внутренних картинах» и почти окончательно уходит от рисования натуры.
  • 1939 - Смерть отца на 96 году жизни.
  • 1940 - Публикуется «M.C.Escher en zijn experimenten». Умирает его мать.
  • 1941 - Семья Эшеров возвращается на родину в Голландию, в Баарн(Б╠рн)
  • 1948 Эшер начинает читать лекции о своих работах вместе с их демонстрацией.
  • 1954 - Большая выставка Эшера по случаю большого математического Конгресса. Вслед за ней - выставка в Вашингтоне .
  • 1955 - 30 апреля получает большую королевскую награду.
  • 1958 - Публикуется «Regelmatige vlakverdeling» (Правильное деление плоскостей).
  • 1959 - Публикуется «Grafik en Tekeningen» (Графические работы)
  • 1960 - Выставка и лекция на кристаллографическом Конгрессе в Кембридже , Массачусет
  • 1962 - Срочная операция, и длительное пребывание в госпитале.
  • 1964 - Уезжает в Канаду для еще одной операции.
  • 1965 - Художественная премия Hilversum. Печатается «Symmetry Aspect» (Симметричные аспекты периодических рисунков Эшера).
  • 1967 - Вторая королевская премия.
  • 1968 - Громадная ретроспектива в честь 70-летия в Гааге. В конце года Йетта возвращается в Швейцарию.
  • 1969 - В июле Эшер создает свою последнюю гравюру на дереве «Змеи».
  • 1970 - Операция и опять длительная госпитализация. Эшер переезжает в Rosa-Spier-Foundation Laaren в дом для престарелых художников.
  • 1971 - Публикуется «De werelden van M.C.Escher (Мир Эшера).
  • 1972 - М.С Эшер умирает в лютеранской больнице Хилверсума (Hilversum).
11 декабря в главном здании ММСИ на Петровке, 25, в рамках Года Нидерландов в России - 2013 открылась масштабная (более 100 работ) выставка Маурица Корнелиуса Эшера

11 декабря в главном здании ММСИ на Петровке, 25, в рамках Года Нидерландов в России - 2013 открылась масштабная (более 100 работ) выставка Маурица Корнелиуса Эшера. Творчество этого художника вдохновило многие идеи современного дизайна и анимации и, как следствие, повлияло на окружающую нас действительность, во многом этими дизайнерами и созданную.

Мауриц Корнелиус Эшер родился 17 июня 1898 года в Леевардене, административном центре провинции Фрисландия в Голландии. Третий, младший сын инженера-гидравлика Г. А. Эшера и его второй жены, Сары Гличман (у отца Эшера было еще 2 сына от первого брака, так что для него Мауриц был пятым ребенком), Мауриц с самого раннего детства имел возможность развивать свои природные таланты. И хотя учеба не давалась Маурицу совсем, заниматься тем, что ему было интересно, ему никто не запрещал. Так, с 1907 года Мауриц учился плотницкому делу и игре на пианино в небольших мастерских города Арнема, куда его семья переехала из Леевардена в 1903-м.

Общее образование, по-видимому, не числилось в списке приоритетов будущего художника, раз он так и не смог нормально сдать выпускные экзамены средней школы (в которой проучился с 1912 по 1918) и даже, если верить некоторым источникам, завалил рисование. Хотя вне школы искусство, очевидно, занимало его вполне серьезно: известна, например, линогравюра 1916 года «Портрет отца художника», которую 18-летний Эшер исполнил самостоятельно и на вполне достойном уровне. В 1917 году Эшер посещал мастерскую художника Герта Стигемана, в которой он впервые встал за станок, конечно, не догадываясь, что так или иначе простоит за ним всю жизнь.

Следуя воле отца, желавшего, чтобы его сын имел диплом о высшем образовании и приличную профессию, созвучную, впрочем, талантам сына, Мауриц Эшер в 1919 году поступил на отделение архитектуры Школы архитектуры и орнамента в Харлеме. Однако натура взяла свое, и уже спустя несколько месяцев он перевелся в класс графического дизайна под руководством Самюэля Джесерана де Месквита. Впоследствии Эшер вспоминал, что, «как и большинство его учеников, я долго находился под влиянием могучей индивидуальности художника». Можно даже сказать, что на раннем этапе творчества Эшера это влияние было определяющим для формирования его художественного стиля.

Однако искусство Эшера формировалось не только и не столько под влиянием академической школы и творчества де Месквита. Лето1921 года семья Эшера провела на побережье итальянской Ривьеры, и неожиданно для себя молодой художник нашел источники вдохновения в южной природе: итальянские виды заворожили Маурица - и он бесконечно рисовал все что видел вокруг.

Тогда же, в 1921 году, окрыленный новыми эмоциями и впечатлениями, Эшер начал экспериментировать с новой для себя ксилографией - гравюрой по дереву. Одна из серий таких гравюр, «Цветы Пасхи», даже была опубликована в журнале.

Италия настолько поразила художника, что он уже самостоятельно вернулся туда после окончания колледжа в 1922 году. А в сентябре того же года Эшер впервые посетил испанскую Альгамбру - шедевр мавританской архитектуры. Пораженной красотой декора Альгамбры, он отмечал его «колоссальную сложность и математическо-художественный смысл».

1920-е - начало 1930-х годов в творчестве Эшера - время многочисленных экспериментов. Он много и продуктивно работает в тиражной графике, экспериментируя как со стилем, так и с техниками: «…с 1922 года приблизительно до 1935…я выполнил около семидесяти ксилографий (продольных и торцовых) и более сорока литографий». Позже Эшер писал: «…многолетнее изучение техники графических искусств пошло мне на пользу; ремесло стало не только второй моей натурой, но и крайней необходимостью при переходе к репродукционной технике, открыв мне возможность одновременно общаться с широкой публикой, чего, собственно, я и добивался».

Уже в 1923 году состоялась его первая персональная выставка в Сиене, а в 1924 году - в Гааге. В том же 1924-м Эшер женился на Джетте (Jetta Umiker), которую встретил годом ранее в Италии. Вообще, Италия с ее мягким климатом, живописными видами и разнообразной и сложной архитектурой на долгое время стала домом для художника. Здесь он жил и работал, здесь родились его старшие сыновья. В 1926 году родился Георг, в 1928 году появился Артур. Мотивы итальянского пейзажа и архитектуры раз за разом возникали на листах его работ. Эшер работал над орнаментикой, выполнял иллюстрации для различных изданий, занимался разными видами коммерческой графики. Однако его настоящий творческий интерес лежал совсем в другой области. Еще со времен учебы и чем дальше, тем больше Эшера захватывала идея выхода за границы: за границы жизни - тема смерти, за границы привычных понятий - мистические и сюрреалистические мотивы, за границы реального пространства - различные оптические и пространственные эффекты.

Его работы, наполненные оптическими иллюзиями, такие завораживающе необычные и явно опередившие свое время (термин оп-арт - от opticalart - появился лет через тридцать), быстро набирали огромную популярность. Одна за другой проходили выставки в Италии, только в 1929 году в Голландии и Швейцарии прошло сразу пять его персональных выставок; открылась постоянная экспозиция в одном из музеев Голландии.

До 1935 года он много путешествовал: проехал по Европе, в очередной раз побывал в Испании, совершил поездку в Тунис; в основном его интересовали арабески, местные традиционные орнаменты и узоры, архитектура. В 1935 году, несмотря на былое благоволение Муссолини, жить в Италии, где фашисты все больше набирали силу, стало опасно; Эшер был вынужден переехать в нейтральную Швейцарию, где жизнь и благополучие семьи были практически гарантированы. Это событие не только оказалось важным для Эшера - отца семейства, но и стало поворотным моментоv в развитии Эшера-художника.

После залитой солнцем Италии природа и архитектура северных стран его совсем не вдохновляли, и он вновь обратился к идеям, почерпнутым еще во время изучения итальянской архитектуры и мавританских орнаментов. Изначально довольно простые, в новых работах Эшера они, продуманные и просчитанные, воплощались в сложных композициях, детально разработанных схемах. Таким образом, от оп-арта Эшер перешел к имп-арту (от impossibleart - изображению невозможных с точки зрения геометрии пространственных фигур и объектов, оптических иллюзий) и от конкретного сюжета - к часто абстрактным или сюрреалистичным мотивам.

Существует легенда, что однажды он показал одну из своих абстрактных работ своему брату Биру, профессору геологии, занимавшемуся проблемой конструирования и выращивания кристаллов. Брат был настолько впечатлен сложностью конструкции, композиции и совершенством симметрии рисунка, что решил использовать его идеи в кристаллографии. (На этом, к слову, связь творчества М. Эшера с миром науки не оборвалась: в 1959 году художник выступал на международном конгрессе кристаллографии в Англии с докладом на тему симметрии, а в 1965-м вышла книга «Аспекты симметрии в творчестве М. К. Эшера».)

Переезд в Швейцарию и близость войны не сделали Эшера домоседом. Уже в 1936 году он снова отправился в Испанию. Сложность орнаментики и узоров Альгамбры не отпускала художника долгое время, и он снова погрузился в изучение и копирование мавританских изразцов. Прием правильного периодического деления плоскостей на пропорциональные части, веками используемый в прикладных целях - для построения орнаментов, узоров, - Эшер одним из первых перенес в графику и создал самостоятельные изображения, напоминающие сложные мозаичные симметричные картинки калейдоскопа, практически предвосхищая в них идею фракталов.

К 1938 году, когда на свет появился третий сын, Ян, Эшер практически полностью сосредоточился на решении сложных композиционных задач. Более того, он усложнял свои композиции, используя в качестве элементов орнамента максимально упрощенные фигуры реального мира. Так возник мотив двух летящих навстречу друг другу птиц - черной и белой (вообще, они могли быть двух любых контрастных цветов). Этот сюжет лег в основу его знаменитой работы «День и ночь», а позже птицы трансформировались в рыб в работе «Небо и вода» (1938).

В 1941 году Эшер с семьей переехал на родину, в Голландию, и с этого времени жизнь художника обрела видимую оседлость. Погруженный в решение пространственных задач и логические построения, он больше не нуждался во вдохновляющей натуре в такой степени, как раньше.

В 1940-х годах в творчестве Эшера возник объем. Двухмерное пространство, изученное и покоренное, стало ему уже не так интересно, куда больше его стало занимать противоречие между плоскостью и пространством. Эшер снова выходит за границы. Теперь это границы плоскости листа. Его рисунки теперь объемно вторгаются в наш мир, споря в своей реалистичности с предметами реального пространства. Симметричность его работ теперь дополнена и усложнена сферичностью пространства. Сфера как геометрическая фигура и сферичность пространства как прием становятся важнейшими элементами его композиций; именно в этот период появляется одна из самых известных его работ, «Рисующие руки» (1948).

В 1948 году Эшер начал читать лекции о симметрии и сложном пространстве своих работ, и к 1950 году его выступления вполне серьезно воспринимала не только публика, но и научное сообщество. В том же 1950-м с успехом прошла первая персональная выставка Эшера в США.

В творчестве 1950-е - время, когда трехмерные элементы его работ обретают перспективу. Художник использует перспективное сокращение фигур, достигая эффекта «ухода в бесконечность» - уменьшения до точки. Первая работа, в которой был использован этот прием, получила название «Меньше и меньше» (1956). Интересно, что до 1958 года объекты в работах Эшера уменьшаются по мере приближения к центру картины, а после 1958 - наоборот, по мере удаления от него. Начиная с 1956 года Эшер применяет этот прием практически в каждой своей работе, включая листы из последней серии «Змеи», над которой он работал в 1969 году.

Эшер работал до самого конца жизни, хотя ее последнее десятилетие потребовало от него мужества и напряжения всех сил. В 1964 году он решил навестить сына, живущего в США, однако в поездке заболел и вынужден был вернуться с дороги. В следующие 8 лет Эшер с переменным успехом перенес несколько серьезных операций; в периоды улучшений он работал. Однако в марте 1972 года состояние 73-летнего художника резко ухудшилось, и 27 марта 1972 года Маурица Корнелиуса Эшера не стало.

Эшер - редкий пример художника, имевшего при жизни профессиональное признание как среди «физиков» - научного математического сообщества, так и среди «лириков» - в мире искусства. А наше время, когда дизайнерские решения все реже обходятся без цифровых технологий, по-видимому, создало идеальные условия для восприятия, понимания и оценки творчества этого незаурядного художника.

Его работы неизменно завораживают и интересуют и публику, и специалистов - искусствоведов, галеристов и т.п. А количество графики Эшера на выставках, в музеях и галереях вполне соизмеримо с ее количеством на арт-рынке. Работы Эшера немногим более тысячи раз выставлялись на открытые торги, а самые высокие результаты были показаны в последние десять лет, с 2002 по 2012 год.

Наибольшим успехом на рынке пользуются серии «Метаморфоза» (1939–1940). Каждый лист в них представляет собой гравюру размером 20–30 на 400 см (есть даже почти семиметровые работы), на которой изображен единый, неразрывный ряд изменяющихся, перетекающих друг в друга органических и геометрических (живых и неживых) форм, расположенных в определенном четком ритме.

Все три самые дорогие работы Эшера принадлежат к одной и той же серии «Метаморфоза II». Рекордная продажа отмечена 2 октября 2008 года, когда на торгах Sotheby’s (Лондон) лист 1940 года был продан за 115 000 фунтов (при эстимейте 40 000–60 000 фунтов). Следующие результаты скромнее: 100 000 евро за лист, датированный периодом с октября 1939 по март 1940 года, на Sotheby’s (Амстердам) 13 декабря 2010 года и 90 000 за лист 1939 года на торгах аукционного дома Ketterer Kunst (Мюнхен) 4 июня 2008 года.

В соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Мауриц Корнелис Эшер. День и ночь. 1938

Морис Корнелис Эшер (Maurits Cornelis Escher) родился в 1898 году в Леевардене (Голландия). Он увлекался рисованием с детства и в юности познакомился с технологией формирования печатного рисунка. В 1921 году семья Эшеров посетила Ривьеру и Италию. Молодой Морис был очарован пейзажами и растительностью средиземноморья. Эта любовь к природе южной Европы осталась с ним на всю жизнь. Потом он не раз возвращался в Италию.

Во время одного из путешествий в Италию Эшер проездом посетил Альгамбру (Испания), где познакомился с арабским декоративным искусством. В Италии в 1923 году Эшер женился на дочери швейцарского промышленника Джетте Умикер. Они прожили в Италии более десяти лет, после чего в 1935 году переехали Швейцарию, а чуть позже в Бельгию.

В 1936 году Эшер вторично посетил Альгамбру для детального изучения мавританских мозаик. После этой поездки художник начал активно экспериментировать с изображением мозаичных изображений. В 1937 году он создает свою знаменитую работу "Метаморфозы". В 1940 году после смерти матери Эшер с Джеттой переехали в оккупированную Бельгию и купили дом в Барне, где художник и прожил до конца своих дней.

По окончании Второй Мировой Войны Эшер обрел настоящую популярность. Его работы оказались оценены математиками. В период с 1950 по 1960 годы он создал свои наиболее известные картины в том числе и с невозможными конструкциями. В начале 1960-х годов Эшер выступил с лекциями в Кебридже (Англия) и в США.

Не смотря на плохое самочувствие Эшер продолжал создавать свои гениальные гравюры. Умер художник в 1972 году.

Творчество Эшера оказало огромное влияние на несчетное количество художников в разных странах мира. Среди них и Жос де Мей , и Сандро дель Пре , и Иштван Орос . Работы Эшера являются наиболее излюбленными среди математиков.

"Иногда, когда я рисую, мне кажется, будто я медиум, находящийся во власти существ, порожденных моим же воображением. Рыбы становятся птицами. День ночью. Из хаоса рождается жизнь, она замирает в мертвых городах, трансформируется в шахматную партию и рассыпается в пыль. Мозаика оживает и превращается в ящериц, они движутся, живут и вновь уходят в орнамент."
- Эшер.

Официальный сайт художника http://www.mcescher.com


День и ночь

Правая и левая часть композиции не только зеркально симметричны, но и как бы служат своеобразными негативами одна другой. По мере того как наш взгляд перемещается снизу вверх квадраты полей превращаются в белых птиц летящих в ночь, и в черных птиц, летающих на фоне светлого дневного неба. Одна субстанция проникает в другую.

Свет и тьма,порядок и хаос оказываются неразрывно связаны. Хаос на одних масштабах может порождать упорядоченность на других и, напротив, хаос в некоторых своих проявлениях выступает как сверхсложная организация.

Попробуем определить границу, на которой кончается день и начинается ночь, где черные лебеди превращаются в белых. Эта граница оказывается в разных местах в зависимости от того, рассматриваем мы картину слева направо или справа налево.

Психологи называют этот эффект бистабильностью восприятия.


Предел - круг III

1959 г. Продольная гравюра (две доски).
Диаметр 41,5 см.

Предел - круг IV (рай и ад)

1960 г. Продольная гравюра (две доски).
Диаметр 41,5 см.

Водопад1961 г. - литография. 38х30 см.

1956 г. - гравюра на дереве

Меньше и меньше

Три мира1955 г. - литография


Заполнение II

1957 г. - литография

Звёзды 1948 г. - резьба по дереву


Выпуклые и вогнутые

1955 г. - литография

Восхождение и спуск1960 г. - литография 38х28.5 см.

Балкон1945 г. - литография 30х23,5 см.

Белведер1958г. - литография.46х29,5 см.

Другой мир II1947 г. - торцовая гравюра. 31.5x26 см.


Относительность1953 г. - литография. 28x29 см.

Метаморфозы

(1967-1968 - гравюры на дереве)

Одним из самых выдающихся аспектов творчества Эшера является изображение «метаморфоз», фигурирующих в разных формах во множестве работ. Художник подробно исследует постепенность перехода от одной геометрической фигуры к другой, посредством незначительных изменений в очертаниях.

Кроме того, Эшер неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми существами (птицы превращаются у него в рыб и прочее) и даже «одушевлял» в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их в живые существа.



Метаморфозы-1



Метаморфозы-2



Метаморфозы-3



Метаморфозы-4



Метаморфозы-5



Метаморфозы-6



Метаморфозы-7



Метаморфозы-8



Метаморфозы-9

Змеи

Картинная галерея "Симметрия"


Морис Эшер родился в городе Лёвардене, административном центре нидерландской провинции Фрисландия, в семье инженера. В 1903 году семья переехала в Арнхем, где мальчик некоторое время учился столярному делу и музыке. С 1912 по 1918 годы Морис учился в средней школе. Хотя с раннего возраста он проявлял способности к рисованию, его успехи в школе были весьма посредственными.

В 1919 году Эшер поступает в Школу архитектуры и декоративных искусств в городе Гарлеме. Его учителем там был художник Самуэль де Мескита, оказавший на молодого человека огромное влияние (Эшер поддерживал дружеские отношения с Мескитой вплоть до 1944 года, когда Мескита, еврей по происхождению, был вместе с семьёй уничтожен нацистами).

В начале 1920-х Эшер часто путешествует в Италию. Именно там он впервые встречается с Йеттой Умикер, которая в 1924 году становится его женой. Чета жила в Риме до 1935 года, когда пребывание в Италии, под контролем режима Муссолини, стало для них трудновыносимым. Затем Эшеры перехали в Шато-д’О (Швейцария).

В январе 1941 года, после начала Второй мировой войны, Эшеры возвращаются в Нидерланды. С 1940-х по 1970-е они жили в голландском городе Барн (Baarn). В июле 1969 года Эшер создает свою последнюю гравюру на дереве - «Змеи».

Творчество

Для сюжетов «классических» произведений Эшера («Рисующие руки», «Метаморфозы», «День и ночь», «Рептилии», «Встреча», «Дом с лестницей» и т. д.) характерно остроумное осмысление логических и пластических парадоксов. В сочетании с виртуозной техникой это производит сильнейшее впечатление. Многие графические и концептуальные находки Эшера вошли в число символов XX века и впоследствии неоднократно воспроизводились или «цитировались» другими художниками.

Лучшие дня

Одним из самых выдающихся аспектов творчества Эшера является изображение «метаморфоз», фигурирующих в разных формах во множестве работ. Художник подробно исследует постепенность перехода от одной геометрической фигуры к другой, посредством незначительных изменений в очертаниях. Кроме того, Эшер неоднократно рисовал метаморфозы, происходящие с живыми существами (птицы превращаются у него в рыб и проч.) и даже «одушевлял» в ходе метаморфоз неодушевлённые предметы, превращая их в живых существ.

Морис Эшер одним из первых стал изображать в своих мозаичных картинах фракталы. Только спустя десятилетия учёные стали изучать свойста этих фигур и с помощью ЭВМ создавать то, что Эшер рисовал вручную.

Математическая составляющая в работах Эшера

При взгляде на любую из «мозаик» мастера у любого человека возникает подозрение на математическую закономерность. Однако из биографии художника и его собственных воспоминаний нам известно, что он не мог похвастаться законченным математическим образованием. Естественно, предложенное ниже предположение о математически выверенном способе создания гравюр не требует глубоких познаний в математике. Стоит упомянуть следующий замечательный факт из жизни художника. Однажды известный геометр Г. Кокстер пригласил художника на свою лекцию, посвященную математическому содержанию его гравюр и литографий. К взаимному разочарованию, Морис Эшер не понял почти ни слова из того, о чем рассказывал Кокстер. Вот что писал об этом сам художник: «Я так ни разу и не смог получить хорошей оценки по математике. Забавно, что я неожиданно оказался связанным с этой наукой. Поверьте, в школе я был очень плохим учеником. И вот теперь математики используют мои рисунки для иллюстрации своих книг. Представьте себе, эти ученые люди принимают меня в свою компанию как потерянного и вновь обретенного брата! Они, кажется, не подозревают, что математически я абсолютно безграмотен».

В этих словах, наверное, есть доля преувеличения. Все же нам кажется, что творчество Эшера интересно математикам не только потому, что в его работах можно обнаружить отголоски конкретных математических результатов. Скорее они вызывают ассоциации с общими математическими идеями.

Именно на помощь в изучении математики и будет сделан упор практического применения нашей работы. С помощью работ Мориса Эшера можно объяснить такие математические понятия и термины, изучаемые в школе, как: параллельный перенос, подобие фигур, равновеликие фигуры, периодичность. А так же некоторые понятия не входящие в школьный курс математики. В этот список можно включить следующие термины: квазипериодичность, инфляция, дефляция, треугольники Робинсона, преобразование дуальности. Во всём вышеописанном нам помогает разобраться искусство, искусство замечательного и интересного голландского художника Мориса Корнелиуса Эшера.

В предыдущей главе мы выделили основные направления в работах художника. Однако самым интересным с точки зрения математики являются «мозаики». Эта глава будет полностью построена на анализе гравюр именно этой категории. Нам удалось найти большинство таких работ. Однако большинство из них не получили названия. В главе будет приведено множество ссылок на пронумерованные работы и чертежи. Все они приведены в приложении.

В предыдущей главе мы коснулись такого аспекта творчества Мориса Эшера, как замощение плоскости или мозаики. В этой же главе мы более подробно остановимся на этом вопросе. Прежде всего, хотелось бы разобраться с простым вопросом: «что же такое замощение плоскости?»

Замощение - это покрытие всей плоскости неперекрывающимися фигурами. Вероятно, впервые интерес к замощению возник в связи с построением мозаик, орнаментов и других узоров. Известно много орнаментов, составленных из повторяющихся мотивов. Одно из простейших замощений можно описать так. Плоскость покрыта параллелограммами, причем все параллелограммы одинаковы. Любой параллелограмм этого замощения можно получить из первоначального параллелограмма, сдвигая его на вектор пU--тV (векторы U и V определяются ребрами выделенного параллелограмма, n и m - целые числа). Следует отметить, что все замощение как целое переходит в себя при сдвиге на вектор U (или V). Это свойство можно взять в качестве определения: именно, периодическим замощением с периодами U и V назовем такое замощение, которое переходит в себя при сдвиге на вектор U и на вектор V. Периодические замощения могут быть и весьма замысловатыми, некоторые из них очень красивы. Примером может служить периодическое замощение, придуманное Морисом Эшером («Всадники»).

Существуют и интересные непериодические замощения плоскости. В 1974 г. английский математик Роджер Пенроуз открыл квазипериодические замощения плоскости. Свойства этих замощений естественным образом обобщают свойства периодических. Пример такого замощения можно описать следующим образом. Вся плоскость покрыта ромбами. Между ромбами нет промежутков. Любой ромб замощения с помощью сдвигов и поворотов можно получить всего из двух. Это узкий ромб (36°, 144°) и широкий ромб (72°, 108°), показанные отдельно на рисунке 3. Длина сторон каждого из ромбов равна 1. Это замощение не является периодическим - оно, очевидно, не переходит в себя ни при каких сдвигах. Однако оно обладает неким важным свойством, которое приближает его к периодическим замощениям и заставляет называть его квазипериодическим. Дело в том, что любая конечная часть квазипериодического замощения встречается во всем замощении бесчисленное множество раз.

Стоит отметить, что это замощение обладает осью пятого порядка (переходит в себя при повороте на угол 72° вокруг некоторой точки), в то время как таких осей у периодических замощений не существует. Другое квазипериодическое замощение плоскости, построенное Пенроузом, приведено описывается далее. Вся плоскость покрыта четырьмя многоугольниками специального вида. Это звезда, ромб, правильный пятиугольник и «бумажный кораблик».

Для полного понимания природы квазипериодического замощения плоскости необходимо ввести понятия инфляции и дефляции. Каждый из показанных выше трех примеров квазипериодического замощения - это покрытие плоскости с помощью сдвигов и поворотов конечного количества фигур. Это покрытие не переходит в себя ни при каких сдвигах, любая конечная часть покрытия встречается во всем покрытии бесчисленное множество раз, притом, «одинаково часто» по всей плоскости.

Замощения, описанные выше, обладают некоторым специальным свойством, которое Пенроуз назвал инфляцией. Изучение этого свойства позволяет разобраться в структуре этих покрытий. Более того, инфляцию можно использовать для построения узоров Пенроуза.

Наиболее наглядным образом молено проиллюстрировать инфляцию на примере треугольников Робинсона. Треугольники Робинсона - это два равнобедренных треугольника P и Q с углами (36°, 72°, 72°) и (108°, 36°, 36°) соответственно. Эти треугольники можно разрезать на меньшие, так, чтобы каждый из новых (меньших) треугольников был подобен одному из исходных. Получается, что с помощью этого свойства можно замостить сколь угодно большую или малую площадь. Это свойство называется дефляцией. Обратное преобразование - склеивание - называется инфляцией.

Исследуем более подробно работы Мориса Эшера на предмет описанных выше математических закономерностей. Эшер интересовался всеми видами мозаик - регулярными и нерегулярными (периодическими и квазипериодическими) - а также ввел собственный вид, который назвал «метаморфозами», где фигуры изменяются и взаимодействуют друг с другом, а иногда изменяют и саму плоскость. Этот вид мозаик был описан в предыдущей главе.

Интересоваться мозаиками Эшер начал в 1936 году во время путешествия по Испании. Он провел много времени в Альгамбре, зарисовывая арабские мозаики, и впоследствии сказал, что это было для него «богатейшим источником вдохновения». Позже в своем эссе о мозаиках Эшер написал:

«В математических работах регулярное разбиение плоскости рассматривается теоретически… Значит ли это, что данный вопрос является сугубо математическим? Математики открыли дверь ведущую в другой мир, но сами войти в этот мир не решились. Их больше интересует путь, на котором стоит дверь, чем сад, лежащий за ней.»

После того, как мы разобрались в способах создания периодических и квазипериодических замощений мы можем предположить, каким образом Морис Эшер создавал свои мозаики.

При подробном рассмотрении и изучении мозаик Эшера можно предположить, что художник пользовался следующим очень интересным, но в то же время простым способом. Для примера рассмотрим мозаику № 35См. Приложение, симметрия. Нетрудно заметить, что шесть животных образуют какую- то измененную, но очень знакомую нам фигуру - правильный шестиугольник. Мы предполагаем, что Эшер при создании этой гравюры делал следующие. Намечал правильный шестиугольник (известно, что эту фигуру можно использовать при создании периодической мозаики). После этого он искривлял три смежные стороны шестиугольника, придавая им необходимый контур и, с помощью параллельного переноса, отображал эти стороны на противолежащие. Таким образом, мастер добивался того, что мозаику всё ещё можно было составить из полученной фигуры. После этого он изменял фигуру изнутри. Художник разбивал на шесть равных треугольников. В каждом треугольнике были изменены боковые ребра таким образом, что в сочетании с измененной стороной шестиугольника (основанием треугольника), они образовывали контур необходимого животного. В нашем случае получились «рыбки». Применив способ, описанный выше, он получал готовое к печати изображение. В доказательство справедливости вышеописанного способа можно привести нечеткие линии предварительной разметки, сохранившиеся на некоторых отпечатках гравюр мастера. Эти линии в точности повторяют рисунок, который должен получиться при выполнении первых этапов предполагаемого нами способа.

Руководствуясь вышеизложенными соображениями, мы можем разделить весь массив «мозаичных» работ на два фундаментальных класса. Первый - периодические работы и второй - квазипериодические. Все отличительные особенности периодической работы изложены выше. Обобщая их можно выделить следующие основные отличия: симметрия, возможность инфляции, возможность рассмотреть первичную геометрическую фигуру. Для более подробной классификации таких работ мы предлагаем разделить их по признаку первичной геометрической фигуры. Например, гравюры № 15, 2, 31, 33 имеют в своей основе ромб. В тоже время гравюры № 1, 10, 15, 18 имеют в своей основе параллелограмм. И третья основная фигура, выделенная нами, в гравюрах Мориса Эшера - правильный шестиугольник. Яркими представителями этого подкласса являются гравюры № 12, 13, 16, 17. Для каждой гравюры из описанных подклассов существует своя отличительная черта. Эта черта- наличие осей симметрии. Для каждой фигуры существует свой вид симметрии. Этот вид определяется количеством осей симметрии. Например, в гравюре № 22 явно просматриваются три оси симметрии.

Вторая часть этой главы будет посвящена исключительно квазипериодическим замощениям плоскости в работах М. К. Эшера. В начале главы были описаны основные отличия квазипериодического замощения от периодического. Основная сложность в классификации таких гравюр заключается в том, что не всегда возможно определить первоначальную геометрическую структуру мозаики. Однако все основные признаки квазипериодического замощения видны с первого взгляда. Можно предположить, что эти гравюры не являются в полной мере примерами квазипериодического замощения плоскости. Нередко мастер добавляет к математическим закономерностям авторские, логические и эстетические.

В категорию "квазипериодических мозаик" нами были включены всего две работы: "Мозаика I"(1951)"(34)- меццо-тинто и "Мозаика II"(1957) (48) - литография. Интересным кажется тот факт, что первая из работ – это последняя гравюра меццо-тинто, которую выполнил автор. Два вышеназванных отпечатка изображают стилизованные фигуры, ни в коей мере не тождественные друг другу. Тем не менее, фактически не принадлежа к группе квазипериодического замощения плоскости, они включены в нее потому, что их поверхности заполнены сплошь, без пробелов. Более того, такие гравюры невозможно выполнить без долгих лет упражнений в периодическом замощении плоскости. Узнавание в компонентах реальных объектов играет здесь более важную роль. Единственным оправданием существования гравюр является бескорыстное наслаждение художника этой трудной игрой.

В гравюре "Мозаика I"(34) упорядоченность построения состоит в том, что по любой горизонтальной и вертикальной оси прямоугольника в шахматном порядке чередуются три светлые и три темные фигуры. За исключением бордюрных форм, каждая белая фигура окружена четырьмя черными и каждая черная - четырьмя белыми. Итого: 36 фигур - 18 белых и 18 черных. Ни один из изображенных на гравюре объектов не повторяется. Этот факт в несколько раз усложняет процесс создания такой работы.

В гравюре «Мозаика II»(48) единственную черту упорядоченности, которую можно отметить, представляет сплошь заполненная структура прямоугольной поверхности. Всего несколько фигур внутри прямоугольника окружены четырьмя другими, две примыкают к лягушке, три - к гитаре, пять- к петуху и шесть- к страусу (если это страус). Подведение итога потребует тщательного подсчета.

Изучив значительную часть работ Мориса Эшера, мы сделали соответствующие выводы о природе его таланта и предположили способ, с помощью которого можно было создавать такие гравюры. Увы, но сам художник никогда не раскрывал секреты своего мастерства. Однако в его творчестве есть целый массив гравюр, названный им «Симметрия». Гравюры, входящие в состав этого массива и легли в основу нашего исследования. Сам Морис Эшер, как многие гении и до и после него, утверждал: «Все мои произведения - это игры. Серьезные игры». Однако в этих играх математики всего мира вот уже несколько десятилетий рассматривают абсолютно серьёзные, материальные доказательства идей, созданных с помощью исключительно математического аппарата.

Любая фантастика соприродна человеческому разуму, но не абсурд, диктуемый извне. Голландский художник-график Мауриц Корнелис Эшер , который родился 17 июня 1898 года и умер в 1972-м, рисовал вещи ирреальные, немыслимые. Такого не может быть. Но он так видел мир. Это правда реального человека…

Мауриц Корнелис Эшер — Maurits Cornelis Escher.

(17.06.1898 - 27.03.1972)

Нидерландский художник-график



Мауриц Корнелис Эшер Maurits Cornelis Escher (1898-1972) — голландский график. Родился 17 июня 1898 в Леувардене (Голландия) в семье инженера-гидравлика. В 1919 поступил в Школу архитектуры и декоративных искусств в Харлеме, но вскоре оставил архитектуру ради занятий графикой. До 1937 много путешествовал по Европе, делал наброски, обращая особое внимание на обманчивые, двусмысленные элементы пейзажа.

Ascending and descending - Вверх и вниз


Описание:

1960 г. - литография 38х28.5 см. Бесконечные лестницы, представляющие главный мотив этой картины, навеяны статьей л.С. и Р. пенроузов, напечатанной в "Британском журнале психологии" в феврале 1958 года. Прямоугольник внутреннего двора замкнут стенами здания, у которого вместо крыши - бесконечная лестница. Скорее всего, в этом доме живут монахи, приверженцы некой религиозной секты. Возможно, ежедневный ритуал предписывает им подниматься по ступеням несколько часов подряд. Кажется, если они устанут, им разрешается повернуть в обратную сторону и спускаться, вместо того. чтоб подниматься. Однако оба направления, хотя и выразительны, но одинаково бесполезны. Двое непокорных индивидов в этот момент отказываются участвовать в ритуале. Им это совершенно не нужно, но нет сомнения, что раньше или позже их заставят раскаяться в своем нонкомформизме.


Работы Эшера вовлекают зрителя в противопоставление иллюзии и реальности. Например, в гравюре Рептилии плоское изображение ящериц чудесным образом наполняется объемом, они словно выползают за пределы рисунка. Такие работы, как Рептилии и Другой мир , где стены, потолок и пол меняются своими пространственными ролями при каждом повороте листа, отражают увлечение художника «волшебной механикой» метаморфоз графического изображения.

Puddle - Лужица



Описание:

1952. Продолиная гравюра. 24х32 см Безоблачное вечернее небо отражается в луже, оставшейся на лесной тропинке после недавнего ливня. На глинистой земле отпечатались следы двух автомобильных шин, двух велосипедных колнс и обуви двух пешеходов.


Творчество Эшера раньше других оценили представители естественных наук, математики и психологи. Считается, что его следует рассматривать в контексте теории относительности Эйнштейна , фрейдовского психоанализа, кубизма и тому подобных открытий в области соотношений пространства, времени и их тождественности, хотя Эшер и не принадлежал к основному потоку авангардного искусства XX века.

Tower of Babel


Описание:

Вавилонская башня.1928. Продольная гравюра.62 х 38,5 см Поскольку период смешения языков предположительно совпал с возникновением различных рас, одни строители – белые, другие – черные. Работа остановилась: они больше не понимают друг друга. Драма достигает кульминации на самом верху строящейся башни, - мы видим ее сверху, будто с высоты птичьего полета, что требует максимального, перспективного сокращения. Эта проблема была продумана автором до конца лишь двадцать лет спустя.

Belvedere

Описание:

Белведер.1958. литография.46х29,5 см Слева на переднем плане лежит лист бумаги с чертежом куба. Места пересечения граней отмечены двумя кружками. Какая грань впереди, какая позади? В трехмерном мире невозможно увидеть переднюю и заднюю стороны одновременно, поэтому их не возможно изобразить. Однако есть возможность нарисовать предмет. Передающий иную реальность, если смотреть на него сверху и снизу. Сидящий на скамейке юноша держит в руках именно такое абсурдное подобие куба. Он задумчиво разглядывает этот непостижимый предмет, оставаясь безразличным к тому, что бельведер за его спиной выстроен в том же невероятном, абсурдном стиле.На полу нижней площадки,то есть внутри, стоит лестница, по которой взбираются двое. Однако, достигнув верхней площадки, они снова окажутся снаружи, под открытым небом, и снова им придется входить внутрь бельведера.Удивительно ли что никому из присутствующих нет дела до заключенно, который просовывает голову между прутьями тюремной решетки и оплакивает свою судьбу?

Balkony - Балкон


Описание:

1945. Литография. 30х23,5 см Трехмерность этих домов – абсолютная функция. Невозможно нарушить двухмерную природу листа бумаги, на которой они изображены (если только нещелкнуть по нему с обратной стороны). Однако в центре наблюдается некое вздутие, этакий протуберанец, который тоже не боле чем иллюзия: лист остается плоским. Достигнуто лишь растяжение, четырехкратное увеличение в центральной части композиции.

Double Planetoid


Описание:

Двойной астероид.1949. Торцовая гравюра(четыре доски). Диаметр 37,5 см Два правильных тетраэдра,пронизывающих друг друга, плывут в пространстве, как астероид. Темный тетраэдр населен людьми,преобразовавшими его в город с домами, мостами и дорогами. Светлый тетраэдр остался в своем естественном состоянии, с поросшими растительностью скалами и доисторическими животными. Итак, два небесных тела составляют единое целое, но они не имеют понятия друг о друге.

Moebius band II - Лента Мебиуса 2


Описание:

1963. Продольная гравюра (три доски). 45х20 см Замкнутая кольцеобразная полоса на первый взгляд имеет две поверхности – внешнюю и внутреннюю. Вы видите, как девять красных муравьев один за другим ползут и по той, и по другой. Тем не менее это полоса с односторонней поверхностью.

Tetrahedal Planetoid - Четырёхугольная планета


Описание:

Четырехгранный астероид. 1954. Продольная гравюра (2 доски). 43х43 см. Эта малая планета, населенная людьми, имеет форму правильного четырехгранника и окружена сферической атмосферой. Видны 2 из 4 грани тетраидра; ребро делит изображение надвое. Все вертикальные линии: стены домов, деревья и люди – направлены к центру тяжести, а все горизонтальные поверхности: сады, улицы, крыши, вода прудов и каналов – составляют часть сферической оболочки.

Предел – круг 4 (рай и ад).

1960. Продольная гравюра (две доски). Диаметр 41.5 см. И здесь размер компонентов уменьшается по мере центробежного движения к краям круга. 6 самых больших форм (3 белых ангела и 3 черных дьявола) лучами расходятся от центра. Диск разделен на 6 секций, где доминируют ангелы на черном фоне и дьяволы – на белом. Таким образом, рай и ад меняются местами 6 раз. В промежуточных, «земных» стадиях они подобны друг другу.

Drawing Hands - Рисующие руки


Описание:

1948. Литография. 28,5х34 см Лист бумаги прикреплен к доске кнопками. Правая рука делает на листе набросок манжеты с запонкой. Работа еще не закончена. Но справа уже детально прорисована левая рука: она высовывается из рукава так реалистично, словно вырастает из плоской поверхности, и, свою очередь, делает набросок другой манжеты, из которой, подобно живому существу, выползает правая рука.








Описание:

1961.Литография.38х30 см Конструкция составлена из перекладин, положенных одна на другую под прямым углом. Следя глазами за всеми ее элементами поочередно, мы не заметили ни малейшего несоответствия между ними. Однако перд нами – совершенно невозможное целое, поскольку в интерпритации расстояния между обьектом и наблюдателем возникают неожиданные изменения. Эта немыслемая конструкция трижды «вмонтирована» в картину. Падающая вода приводит в движение мельничное колесо и течет по наклонному зигзагообразному желобу между двумя башнями, возвращаясь к точке, где водопад начинается снова. Мельнику достаточно время от времени плеснуть туда ведерко воды, чтобы компенсировать испарение.Кажется, что обе башни одинаковой высоты; то не менее, та что справа, оказывается этажом ниже, чем башня слева

Водопад (в деталях). 1961 г. - литография


Dragon - Дракон


Описание:

Дракон.1952. Торцовая гравюра. 32х24 см Как бы этот дракон ни стремился перейти в другое измерение, он остается абсолютно плоским. Прорежьте в двух местах лист бумаги, где он оттиснут. Затем согните лист так, чтобы получилось два квадратных отверстия. Но дракон – чудовище упрямое: несмотря на свою двухмерность, он всеми силами старается доказать, что существует в трех измерениях; поэтому в одно четырехугольное отверстие он просовывает голову, а в другое – хвост.



Eye - Глаз


Описание:

1946. Меццо-тинто. 15х20 см. Художник рисует свой глаз, очень сильно увеличенный с помощью вогнутого зеркала для бритья. В зрачке отражается череп, всегда напоминающий нам: memento mori.

Whirlpools - Водовороты


Водовороты. 1957. Торцовая гравюра. 45х23.5 см Фокусы соеденены между собой двумя белыми S-образными спиралями, проходящими по осям туловищ рыб, которые плавают вплотную обна за другой. Однока в этом случае они движутся вперед в противоположными направлениями. Верхний фокус – отправная точка для темных рядов, компоненты которых максимально увеличиваются в средней части рисунки; затем, уносимые водоворотом, они попадают в сферу воздействия нижнего фокуса, пока не исчезают в нем. Светлые ряды функционируют, но в обратном направлении. Принимая во внимание технологические особенности ксилографии, хочу отметить, что для обоих тонов используется одна гравюрная доска: оттиски фиксируются поочередно на одном листке бумаги: при повороте на 180 градусов они создают отражения друг друга. Один оттиск плотно заполняет свободные участки другого, и наоборот.


Circle Limit III - Предел-круг III

1959.Продольная гравюра (две доски). Диаметр 41,5 см Изогнутые белые линии, пересекаясь, делят друг друга на секции; каждая равна длине рыб - от бесконечны малых до самых крупных, и снова - от самых крупных до бесконечно малых. Каждый ряд монохромен. Необходимо использовать по крайней мере четыре цвета, чтобы добиться тональных контрастов этих рядов. С технологической точки зрения, потребуется пять досок: одна - для черных элементов и четыре - для цветных. Для заполнения круга каждую доску в форме прямоугольного круга следует оттянуть четырежды. таким образом, законченный отпечаток потребует 4х5=20 оттисков.



Predestination

Описание:
1951 г. - литография 29Х42 см.


Змеи. 1969 г.



Относительность. 1953 г.


Мариус Корнелис Эшер (1898 – 1972) один из наиболее известных художников-графиков в мире. Его работы любимы миллионами людей по всему миру, как мы можем увидеть на многих сайтах интернета.

Эшер наиболее известен его так называемыми невероятными структурами, такими как «Вверх и вниз», «Относительность», своими «превращениям», такими как «Метаморфозы I », «Метаморфозы II », «Метаморфозы III », «Небо и Вода» или «Рептилии».

Однако, Эшером созданы некоторые чудесные, более реалистичные работы во время его проживания и путешествия по Италии.

Например, « Castrovalva », где можно увидеть любование Эшера красотами высот и низовин вблизи и вдали, или литография « Atrani » небольшого городка, расположенного на побережье Амальфи, созданная в 1931 году.

В течении жизни, Эшер создал 448 литографий, гравюр и гравюр по дереву и более 2000 рисунков и набросков. Как некоторые из его известных предшественников, - Микеланджело, Леонардо да Винчи, Дюрер и Холбен, - Эшер был левшой.

Являясь художником-графиком, Эшер делал иллюстрации к книгам, почтовые марки и фрески,

Придумывал гобелены.

Эшер родился в Лувандере, в Нидерландах, и был четвертым младшим сыном инженера. После того, как Эшеру исполнилось 5 лет, его семья переехала в Арнхем, где Эшер провёл большую часть юности. После того как он провалил экзамены в высшей школе, Мауриса в конечном счёте отправили в Школу Архитектуры и Декоративного искусства в Гаарлеме.

После того, как Маурис провел неделю в школе, и показал свои рисунки и линогравюры своему учителю Сэмюелю Джессерну, который вдохновил его продолжать работать в жанре декора, он объявил отцу, что ему лучше изучать декоративное искусство нежели архитектуру,

После окончания школы, Эшер путешествовал оп Италии, где встретил свою будущую жену Жетту Уимкер, (на которой женился в 1924 году). Они поселились в Риме, где прожили до 1935 года. В течении этих 11 лет, Эшер путешествовал по Италии каждый год, делая рисунки и наброски для разных гравюр, которые он создавал вернувшись домой.

Многие из этих набросков позже он использовал для литографий и для гравюр по дереву, например фон в литографии «Водопад» взят из работ итальянского периода, или деревья изображенные на гравюре по дереву под названием «Лужа», это те же деревья, которые Эшер использовал в гравюре по дереву " Pineta of Calvi ", которая была сделана 1932.

Эшер был очарован регулярными авиационным подразделением в Альгамбаре, и замками 14 столетия в Гранаде, во время визита в Испанию в 1922 году.

Во время проживания в Швейцарии и во время Второй Мировой Войны, Эшер решительно занимается своим хобби, рисуя 62 из 137 работ из серии « Regular Division Drawings », которые он создаст в течении жизни.

Расширяя свое страстную любовь к регулярному авиационному подразделению, используя некоторые рисунки как основу для своего другого хобби, вырезанию по буковому дереву.

Эшер играл с архитектурой, перспективой и пространством. Его творчество продолжает впечатлять и удивлять миллионы людей по всему миру. В его работах мы замечаем его наблюдения за миром, который нас окружает и выражением его фантазии. Эшер показывает нам, что реальность прекрасна, постижима и очаровательна.


Список работ

Ранние работы (1916—1922)

Отец Эшера линогравюра 1916
Экслибрис для Бастиана Киста линогравюра 1916
Хризантема линогравюра 1916
Детская голова линогравюра 1916
Череп линогравюра 1917
Железнодорожный мост, Остербек гравюра 1917
Талисман гравюра 1917
Мужской портрет линогравюра 1917
Автопортрет линогравюра 1917
Ребёнок линогравюра 1917
Молодой дрозд линогравюра 1917
Экслибрис для Маурица Эшера линогравюра 1917
Автопортрет линогравюра 1917
Кувшин линогравюра 1917
Промокашки линогравюра 1918
Фит ван Столк линогравюра 1918
Волны линогравюра 1918
Автопортрет линогравюра 1918

The borger oak линогравюра 1919
Портрет линогравюра 1919
Сидящий с кошкой на коленях человек продольная ксилография 1919
Дерево продольная ксилография 1919
Автопортрет продольная ксилография 1919
Попугай линогравюра 1919
Белая кошка продольная ксилография 1919
Морская раковина продольная ксилография 1919 или 1920
Автопортрет на стуле продольная ксилография 1920
Кролики продольная ксилография 1920
Обнажённая женщина (пейзаж) продольная ксилография 1920
Дикий Запад продольная ксилография 1920
Грехопадение продольная ксилография 1920
Отец Эшера сквозь увеличительное стекло продольная ксилография 1920
Мужской портрет продольная ксилография 1920
Стоящий мужчина продольная ксилография 1920
Сидящая старушка продольная ксилография 1920
Цветок гравюра 1920
Сидящая обнажённая женщина I продольная ксилография 1920 или 1921
Сидящая обнажённая женщина II продольная ксилография 1920 или 1921
Сидящая обнажённая женщина III продольная ксилография 1920 или 1921
Рошье Инген Хус литография 1920 или 1921
Афиша литография 1920 или 1921
Заполнение плоскости человеческими фигурами литография 1920 или 1921
Рай продольная ксилография 1920
Сидящая обнажённая женщина IV продольная ксилография 1921
Сидящая обнажённая женщина V линогравюра 1921
Рука с еловой шишкой продольная ксилография 1921
Лес около Ментона продольная ксилография 1921
Святой Франциск продольная ксилография 1922
Восемь голов: основа продольная ксилография 1922
Восемь голов продольная ксилография 1922
Орёл (виньетка) продольная ксилография 1922

Итальянский период (1922—1935)

Крыши Сиены продольная ксилография 1922
Сан-Джиминьяно продольная ксилография 1923
Дельфины продольная ксилография 1923
Автопортрет продольная ксилография 1922
Портрет Джетты («Женщина с цветком») продольная ксилография 1925
Виторкиано нель Чимино продольная ксилография 1925
Первый день Сотворения Мира продольная ксилография 1925
Шестой день Сотворения Мира продольная ксилография 1926
Грехопадение продольная ксилография 1927
Процессия в склепе продольная ксилография 1927
Рим продольная ксилография 1927
Воздушный замок продольная ксилография 1928
Вавилонская башня литография 1928
Фара Сан-Мартино, Абруцци продольная ксилография 1928
Бонифачо, Корсика продольная ксилография 1928
Корте, Корсика продольная ксилография 1929
Город в Южной Италии продольная ксилография 1929
Затопленный собор продольная ксилография 1929
Младенец Артур Эшер продольная ксилография 1929
Автопортрет литография 1929
Барбарано, Чимино литография 1929
Улица в Сканно, Абруцци продольная ксилография 1930
Кастровальва литография 1930
Мост литография 1930
Морано, Калабрия продольная ксилография 1930
Фиумара, Калабрия литография 1930
Тропеа, Калабрия литография 1931
Монастырь рядом с Рокка Империале, Калабрия литография 1931
Атрани, берег Амальфи литография 1931
Крытая аллея в Атрани поперечная ксилография 1931
Равелло и берег Амальфи литография 1931
Берег Амальфи продольная ксилография 1931
Ферма, Равелло литография 1931
Сан-Козимо, Равелло литография 1932
Турелло, Южная Италия литография 1932
Порта-Мария-дель-Оспедале, Равелло поперечная ксилография 1932
Лев на фонтане площади в Равелло поперечная ксилография 1932
Сан-Микеле-деи-Фризоне, Рим литография 1932
Мумифицированные священники в Ганджи, Сицилия литография 1932
Замок Седжесте, Сицилия поперечная ксилография 1932
Пещерный город около Сперлинга, в Сицилии продольная ксилография 1933
Пальма поперечная ксилография 1933
Кальтавутуро в горах Мадони, Сицилия литография 1933
Монастырь в Монреале, Сицилия продольная ксилография 1933
Поток лавы из Этны в 1928 году, Сицилия литография 1933
Пинета Кальви, Корсика продольная ксилография 1933
Флюоресцирующее море литография 1933
Фейерверк литография 1933
Старая олива, Корсика поперечная ксилография 1934
Нонза, Корсика литография 1934
Натюрморт со стеклом литография 1934
Ночной Рим: Колоннада Святого Петра продольная ксилография 1934
Ночной Рим: Санта-Мария-дель-Пополо продольная ксилография 1934
Ночной Рим: Колонна Траяна продольная ксилография 1934
Ночной Рим: Базилика Константина продольная ксилография 1934
Ночной Рим: Замок Святого Анжело продольная ксилография 1934
Ночной Рим: Колизей продольная ксилография 1934
Аэроплан над снежным пейзажем продольная ксилография 1934
Натюрморт с отражающим шаром литография 1934
Портрет инженера Г. А. Эшера, отца художника, в возрасте 92 лет литография 1935
Рука с отражающим шаром литография 1935
Собор Св. Петра, Рим продольная ксилография 1935
Сенгела, Мальта продольная ксилография 1935
Ад (копия картины Иеронима Босха) литография 1935
Сон продольная ксилография 1935

Швейцария и Бельгия (1935—1941)

Снег литография 1936
Колючий цветок поперечная ксилография 1936
Дом в Лава около Нунциата, Сицилия литография 1936
Венеция гравюра 1936
Натюрморт и улица продольная ксилография 1937
Метаморфоза I продольная ксилография 1937
Развитие продольная ксилография 1937
День и ночь продольная ксилография 1938
Небо и вода I продольная ксилография 1938
Небо и вода II литография 1938
Цикл литография 1938
Вход в Старую Церковь, Делфт продольная ксилография 1939
Делфт с башни Старой Церкви продольная ксилография 1939
Развитие II продольная ксилография 1939
Остпоорт, Делфт продольная ксилография 1939
Новая церковь, Делфт продольная ксилография 1939
Ратуша, Делфт продольная ксилография 1939
Канал Фолдерсграхт, Делфт продольная ксилография 1939
Метаморфоза II продольная ксилография 1939—1940
Экслибрис для доктора П. Травальино поперечная ксилография 1940

Возвращение в Нидерланды (1941—1954)

Рыба продольная ксилография 1941
Заполнение плоскости рептилиями продольная ксилография 1941
Verbum литография 1942
Рептилии литография 1943
Муравей литография 1943
Одуванчик I поперечная ксилография 1943
Одуванчик II поперечная ксилография 1943
Встреча литография 1944
Балкон литография 1945
Дорические колонны поперечная ксилография 1945
Три сферы I поперечная ксилография 1945
Диплом Временной Академии в Эйндховене продольная ксилография 1945
Всадники продольная ксилография 1946
Глаз меццо-тинто 1946
Магическое зеркало литография 1946
Три сферы II литография 1946
Мумифицированная лягушка меццо-тинто 1946
Новогодняя поздравительная открытка продольная ксилография 1947
1-й этаж галереи меццо-тинто 1946—1949
Вверху и внизу литография 1947
Другой мир II продольно-поперечная ксилография 1947
Росинка меццо-тинто 1948
Учиться для Звёзд продольная ксилография 1948
Звёзды поперечная ксилография 1948
Капля росы меццо-тинто 1948
Солнце и луна гравюра 1948
Рисующие руки литография 1948
Новогодняя поздравительная открытка гравюра 1949
Заполнение пространства птицами поперечная ксилография 1949
Мозаичный узор: птицы поперечная ксилография 1949
Морские раковины меццо-тинто 1949
Рыбы и лягушки поперечная ксилография 1949
Двойной астероид поперечная ксилография 1949
Бабочки продольная ксилография 1950
Покрытая рябью поверхность литография 1950
Порядок и хаос литография 1950
Дьяволы (виньетка) поперечная ксилография 1950
Дом с лестницей литография 1951
Дом с лестницей II литография 1951
Мозаика I меццо-тинто 1951
Скручивайся! литография 1951
Судьба литография 1951
Замощение плоскости рыбой и птицей литография 1951
Гравитация литография 1952
Две пересекающиеся плоскости продольная ксилография 1952
Дракон гравюра 1952
Лужа продольная ксилография 1952
Членение пространства кубами литография 1952
Концентрические сферы поперечная ксилография 1953
Относительность литография 1953
Спирали поперечная ксилография 1953
Три пересекающиеся плоскости продольная ксилография 1954
Экслибрис для A. R. A. Вертхайма продольная ксилография 1954
Четырёхгранный астероид продольная ксилография 1954

Успех и слава (1955—1972)

Выпуклость и вогнутость литография 1955
Глубина гравюра 1955
Освобождение литография 1955
Спираль продольно-поперечная ксилография 1955
Три мира литография 1955
Бесконечное единение литография 1956
Выставка гравюр литография 1956
Лебеди гравюра 1956
Деление продольная ксилография 1956
Меньше и меньше продольно-поперечная ксилография 1956
Водовороты продольно-поперечная ксилография 1957
Куб с волшебными лентами литография 1957
Мозаика II литография 1957
Бельведер литография 1958
Дорога жизни II гравюра 1958
Предел — круг I гравюра 1958
Сферическая поверхность с рыбами продольная ксилография 1958
Сферические спирали продольная ксилография 1958
Плоские черви литография 1959
Предел — круг II продольная ксилография 1959
Предел — круг III продольная ксилография 1959
Рыбы и чешуйки гравюра 1959
Предел — круг IV (Рай и ад) продольная ксилография 1960
Спускаясь и поднимаясь литография 1960
Водопад литография 1961
Лента Мёбиуса I продольно-поперечная ксилография 1961
Лента Мёбиуса II (Красные Муравьи) продольная ксилография 1963
Предел-квадрат гравюра 1964
Узлы продольная ксилография 1965
Дорога жизни III продольная ксилография 1966
Метаморфоза III продольная ксилография 1967—1968
Змеи продольная ксилография 1969

Книги, иллюстрированные Эшером

* A. P. van Stolk. Flor de Pascua. — Baarn, 1921.
* E. E. Drijfhout. XXIV Emblemata dat zijn zinne-beelden. — Bussum, 1932.
* J. Walch. De vreeselijke avonturen van Scholastica. — Bussum, 1933.

Книги, написанные Эшером

* M. C. Escher. Regelmatige vlakverdeling. — Utrecht, 1958.
* M. C. Escher. Grafiek en tekeningen. — Zwolle, 1959.
* M. C. Escher. The graphic work of M. C. Escher. — New York, 1961.
* R. Escher, M. C. Escher. Bewegingen en metamorfosen. Een briefwisseling. — Amsterdam, 1985.

Наследие

Музей Эшера в Гааге

В 1968 году, за 4 года до смерти, Эшер создал фонд The M. C. Escher Foundation для того, «чтобы сохранить его наследие». The M. C. Escher Foundation продолжает организовывать выставки работ художника, выпускать книги и фильмы о нём и его работах. Однако, фонд не наследовал его авторские права.

В качестве владельца авторских прав выступает The M. C. Escher Company B. V. Этот фонд управляет всеми авторскими правами на работы Эшера, включая все изображения и текст, как устный, так и письменный. Несмотря на то, что он базируется в Нидерландах, The M. C. Escher Company B. V. принимает весьма активное участие в устранении нарушений авторских прав в США. В частности, фонд недавно выиграл дело против американской торговой фирмы Rock Walker.

В 2002 году в Гааге, в бывшем королевском дворце, ранее использовавшемся как выставочный зал (нидерл. Het Paleis), открылся музей Эшера, в котором выставлены его наиболее известные графические работы.

На стене пансиона в Равелло, где останавливался Эшер и где он, в частности, встретил свою будущую жену, установлена мемориальная доска.

Интересные факты

* В честь Эшера назван открытый в 1985 году астероид.
* Образ картины «Относительность» регулярно используется в других художественных произведениях: он присутствует в одной из комнат Города Гоблинов в фильме «Лабиринт», персонажи мультсериала «Футурама» в серии «I, Roommate» во время поисков квартиры одному из героев посещают в том числе «эшеровский» дом, образ присутствует в клипе Red Hot Chili Peppers на песню Otherside.
* В песне «Странного Эла» Янковича White and Nerdy, пародирующей образ нерда, есть строчка «MC Escher that’s my favorite MC».