Нормы развития в 3 5. Нормы развития ребенка в первый год жизни. Что такое ФНР

Дорогие родители! Сравните эти примерные нормы с тем, что умеет ваш будущий перво­классник. Скорее всего, он знает и умеет гораздо больше, но, может быть, на что-то все-таки стоит обратить внимание и «подтянуть» его перед школой.

ШЕСТИЛЕТНИЙ РЕБЕНОК

Моторное развитие

1. Движения становятся более ловкими, энергичными и точными

Изменчивость в развитии человека

Как правило, развитие человека описывается как набор организованных последовательностей, в которых ребенок развивается во взрослую жизнь. Таким образом, согласно этим последовательностям, можно определить эталонные показатели развития, контрольные показатели или ключевые навыки, которые составляют основу, на которой определены стандарты. Несмотря на кажущуюся простоту и предсказуемость этих упорядоченных последовательностей, существует гораздо более сложная реальность, даже для ребенка с так называемым нормальным развитием.

2. С удовольствием прыгает с разбега в высоту и длину

3. Размахивается при метании предмета

4. Ловит мяч одной рукой

5. Может ходить боком по скамейке

6. Умеет прыгать на месте, чередуя ноги

7. Свободно рисует карандашом, выре­зает ножницами любые формы

Сенсорное развитие

1. Тщательно исследует предметы зри­тельно и осязательно

Действительно, вариации могут существовать не только в возрасте, когда дети приобретают разные навыки, но также и в последовательности приобретения навыков в сфере развития. Фактически, эта последовательность не является обязательной и может значительно варьироваться от одного ребенка к другому.

Нелинейный аспект последовательностей развития

Фактор развития, определяемый как соотношение между функциональным возрастом ребенка в одной или нескольких сферах развития, деленным на его хронологический возраст, используется для количественной оценки этих различных моделей траекторий развития. Тяга указывает на быстрое появление ряда навыков в сфере развития, тогда как регрессия относится к возврату к более раннему уровню развития в сфере. Со своей стороны, плато описывает временную стагнацию приобретений в сфере развития. Эти разные закономерности могут происходить параллельно в разных сферах, например, вдавливание в сферу, в то время как регрессия происходит в другой сфере.

2. Определяет и называет геометрические формы (ромб, овал и пр.)

3. Правильно называет оттенки цветов (голубой, розовый, фиолетовый, серый)

Умственное развитие

1. Считает до десяти, складывает единицы, имеет понятие о делении на равные части

2. Последовательно называет дни недели, времена года

3. Может объединять в группы предметы по общему признаку

Еще одна критическая концепция понимания развития и его влияющих факторов - понятие критического периода. Критический период относится к временному окну, в течение которого мозг ребенка лучше всего расположен биологически для приобретения нового навыка. Чтобы сделать это, он должен быть подвержен соответствующим стимулам. Это приведет к изменениям конфигурации нейронных цепей.

Критические периоды имеют две фазы. Первая фаза относится к времени, когда нейроны наиболее чувствительны к наличию или отсутствию экологических раздражителей. Это приводит к второй фазе, где эта чувствительность постепенно уменьшается из-за потери пластичности областей мозга и рассматриваемых нейронных цепей. Когда критический период закончился, присутствие или отсутствие экологических стимулов больше не оказывает существенного влияния на поведение ребенка. Неспособность подвергать себя соответствующим стимулам в критический период предполагает, что необратимые изменения происходят на синаптическом уровне, что усложняет приобретение определенных навыков, если не невозможно.

4. Может хорошо рассуждать, речь не кос­ноязычная

Игровая деятельность

1. Проявляет устойчивый интерес к игре

2. Есть любимые игры и роли

3. Сюжет игры отличается содержатель­ностью и выразительностью

4. В игре чаще всего отражается жизнь окружающих людей

Поведение

1. Согласует свои действия с другими людьми

Хотя понятие «критического периода» предполагает, что непоправимый дефицит будет иметь место, если он не будет соблюдаться, это не всегда так. С этой целью некоторые авторы выделяют чувствительные периоды от критических периодов. Чувствительные периоды относятся к временным интервалам, в течение которых мозг особенно восприимчив к экспериментам. Эти периоды называются критическими только в том случае, если наличие или отсутствие эксперимента приводит к необратимому изменению.

Это способность каждого адаптироваться к различным ситуациям, к прогрессу. Ваш ребенок слегка смещен от установленного стандарта. Его цель будет заключаться в цели, которая, как правило, фиксируется. В этом типе теста учитывается только так называемый когнитивный интеллект.

2. Сознательно выполняет правила пове­дения, понимает их значения

3. Следит, чтобы правила поведения выполняли и другие дети

Навыки

1. Самостоятельно умывается, одевается, пользуется столовыми приборами

2. Активно поддерживает установленный порядок и чистоту в доме и детском саду

СЕМИЛЕТНИЙ РЕБЕНОК

Моторное развитие

Теперь разве познание чисто когнитивное? Умственная отсталость проявляется в трудностях интеллектуального развития. Их можно обнаружить очень рано. Умственная отсталость встречается редко и диагностируется врачом. Перед постановкой диагноза врач проведет несколько обследований, чтобы избежать путаницы с другими расстройствами.

Причины и симптомы умственной отсталости

Причины умственной отсталости остаются загадочными в 70% случаев. Большинство из них имеют антенатальное происхождение. Это может включать наследственность, церебральную мальформацию, инфекции, хромосомную аберрацию и т.д. существуют также причины, связанные с перинатальной или послеродовой травмой: отравление свинцом, последствия утопления и т.д. в каждом возрасте его обучение. Не беспокойтесь слишком много, но проконсультируйтесь с педиатром, если вы заметите отсутствие развития в развитии вашего ребенка.

1. Может быстро перестраиваться во время движения (равняться в ко­лонне, шеренге, круге)

2. Может выполнять ритмичные движения в указанном темпе

3. Может кататься на лыжах, коньках, самокате, велосипеде

4. Учится плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис

5. Хорошо умеет работать с разными мате­риалами - бумагой, картоном, тканью

Диагностировать умственную отсталость. Врач должен диагностировать умственную отсталость. Нужно быть осторожным в таком диагнозе и отличать умственную отсталость от других дефицитов, таких как сенсорный дефицит, или проблема дислексии, дисфазии, латерализации, двигательной нетрудоспособности.

Проблемы с обучением или задержки, связанные с психо-эмоциональным расстройством, автоматически не указывают на психический дефицит ребенка. Аналогичным образом, психические расстройства, такие как бредовая отечность, инфантильный психоз или гиперэмоциональность, не обязательно отражают задержку в интеллекте.

6. Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицы, может пользоваться пилой и молотком

Сенсорное развитие

1. Правильно называет простые и слож­ные геометрические формы

2. Правильно указывает основные разли­чия геометрических форм

3. При рисовании правильно использует не только цвета, но и их оттенки

Различные этапы развития ребенка

Ваш ребенок эволюционирует, не подвергаясь календарю или социальному давлению. Эти контрольные показатели соответствуют средним значениям, и развитие остается переменным от одного ребенка к другому. Поддержание головы, около 4 месяцев, в то же время, что и первые улыбки, четкие! Около 8 месяцев ребенок сидит и начинает или нет на 4 ногах. Через месяц он начинает вставать. Рука будет очищаться в течение первого года: около 10 месяцев ребенок любит подбирать крошки на своей тарелке.

Нормы развития детей дошкольного возраста. Уровень развития

Он любит вспоминать, изгонять и обожать, говоря «кака»! Период сопротивления до 2 лет. Нет! Является частью его словарного запаса, и его гнев феноменальен! Суточная чистота находится около 2 лет. Автономия также означает поесть в одиночестве, одеваться как большой и слышать «браво»!

В какую школу идти?

Выбор школы, в которую "первый раз в первый класс" пойдет ребенок, дело очень ответственное. От того, насколько удачным он окажется, во многом зависит успех и первого, и последующих лет школьного обучения.

В условиях вариативной образовательной системы родителям предоставлено право выбора школы. Существуют разные типы школ:

Язык все богаче и информативен. Пройдет период «почему»! Прогресс впечатляет на уровне графики, с знаменитым тестом хорошего человека, около 5 лет! Но некоторые дети не очень хорошо рисуют! Главное - наблюдать прогрессию. Нелегко родителям, братьям и сестрам учиться, а затем принимать ребенка, квалифицированного как «умеренное, умеренное или глубокое».

Некоторые родители ошибочно отказываются признавать пределы своего ребенка и поддерживать его в традиционных школьных структурах. Ребенок не интегрируется, он чувствует себя потерянным и иногда жертвой сплетен с другими учениками. И наоборот, принятие пределов ее ребенка означает помочь ей принять себя и выдвинуть другие навыки. Ранняя помощь позволяет вам обратиться к соответствующей заботе и обучению. Уход различен в зависимости от способностей детей.

    Средняя общеобразовательная школа. В ней обучают детей по программам, утвержденным Министерством образования. Количество предметов также определяется образовательным стандартом. В такой школе могут быть классы с углубленным изучением ряда предметов (гуманитарного, естественнонаучного направления).

    Гимназия. Образовательное учреждение гуманитарного уклона, в котором большое внимание уделяется дисциплинам гуманитарного направления (литература, история, право, иностранные языки).

    Обучение ориентировано на навыки, которые позволят ему развивать определенную автономию, если это возможно: принимая эту форму гандикапа, это способ заставить его принять его семью, его окрестности. И это не так легко для родителей. Как будто умственная отсталость была более постыдной, чем любая другая гандикап. Но это не так. Будьте уверены, ваш ребенок - чудо!

    Касательно норм развития детей

    Ребенок не должен заниматься чем-либо до 7 лет, - говорят некоторые, - после того, как 3 уже поздно, - мрачно относятся другие. И поток объявлений: «Английский на 6 месяцев». Вы впадаете в отчаяние с помощью множества разных методов и не можете выбрать правильный для своего ребенка.

    Лицей . Образовательное учреждение с преобладанием в нем естественнонаучных и технических дисциплин.

    Школа с углубленным изучением предмета (предметов) . В этом образовательном учреждении преподавание анправлено на узкую специализацию по отдельному предмету (предметам). Нередко такие школы сотрудничают с каким-либо высшим учебным заведением. Тогда под руководством преподавателей ВУЗа более глубоко изучаются профилирующие в институте дисциплины.

    Мы так - ищем лучшее для нашего ребенка. Мы живем в мире норм - ребенок должен ходить, когда он есть, чтобы начать читать - один, когда вы есть. Но нормы развития в основном относительны. Например, Эйнштейн долгое время не говорил, и его родители думали, что он отсталый. Он выступал в 3, 26 лет в качестве доктора философии в философии, а через несколько лет он открыл Теорию Относительности.

    Однако, вот некоторые из наиболее интересных методов раннего обучения. Монтессори Педагогика Мария Монтессори - итальянский педагог и врач. Она первая женщина-врач, получившая диплом в Римском университете. Как врач, она работала с умственно отсталыми детьми. Она создала методы, с помощью которых глухие дети стали обслуживать себя, говорить, читать, думать. Этот «коррекционный» метод стал универсальным - и для здоровых детей. Идея заключается в следующем: саморазвитие соответствующей среды: дети 2-3 лет окружены объектами, чтобы исследовать окружающий их мир.

Обучение в последних трех типах школ требует достаточно высокого уровня готовности ребенка к школе, раннего проявления способностей, склонностей, интересов и хорошего здоровья, поскольку в этих типах школ предполагается больше часов обучения в неделю. Поэтому если ребенок часто болеет, мал по возрасту или еще не вполне готов к школе, еще раз взвесьте все "за" и "против" при выборе школы со сложной образовательной программой.

В детских садах, работающих в системе Монтессори, учитель является помощником ребенка, а не руководителем. Вы всегда можете обратиться к ней за советом, попросить чего-то, чего вы не понимаете. Сама настройка побуждает ребенка раскрывать свои возможности. Комната разделена на несколько функциональных зон, и ребенок выбирает только, что делать. По словам Монтессори, взрослые «истощают» мир ребенка, лишая его повседневных основных видов деятельности: уборку, приготовление пищи, мытье посуды. И эта «тупая» работа невероятно интересна для маленького ребенка.

В большинстве современных школ организация учебной деятельности строится не только на основе сотрудничества, но также соперничества и оценки, а успешность учебного процесса оценивается по результату. Основное положение обучения – одновременное изучение всеми детьми в классе одинакового для всех учебного материала в строго установленные сроки. Ученики взаимодействуют с учителем не индивидуально, а вместе, как группа. Количество учеников обычно колеблется от 25 до 30 человек. Это обстоятельство надо учитывать, если ребенок не посещал детского сада до школы, а рос дома с бабушкой. Ему придется не только осваивать школьную программу, а и учиться взаимодействовать со сверстниками. Если он привык получать индивидуальное внимание со стороны взрослых, то такая перемена неизбежно вызовет стресс, особенно если освоение учебной программы будет вызывать некоторые трудности.

Еще одна вещь, типичная для Монтессори, состоит в том, что группы сознательно разнообразны. Объяснение следующее: маленький ребенок может спросить старшего ребенка, а старший - он отвечает не только за себя. Существует теория, согласно которой лучший ребенок учит другой ребенок, а не взрослый. С математикой дети вводятся в бусины с алфавитом - в картонных письмах. Система Монтессори является одной из самых популярных в мире. Мария Монтессори сама пишет много руководств, готовит много последующих учителей, дополняет и описывает различные типы игр для ситуационного развития.

Сегодня уже существуют школы, которые строят свои организационные принципы на иных основах. Преимущественно это частные школы. Учебный процесс отличается большей гибкостью, обучение строится на индивидуальной основе или ориентировано на небольшие группы учащихся (7-10 человек) в таких школах каждый ребенок учится в том темпе, который для него оптимален. Если родителей больше интересует эмоционально-личностное развитие ребенка и есть материальные возможности, то для обучения ослабленных детей, детей без опыта общения со сверстниками, маленьких по возрасту выбор такой школы предпочтителен.

Метод Глена Домана По его методу Глен Доман утверждает, что способен сделать из абсолютно каждого ребенка гением. По его словам, лучшим учителем матери является мать. Ей приходится активно заниматься своим ребенком с самого рождения. Если он знает иностранные языки - поговорить с ним, даже если он / она не овладел своим родным, представить его всему миру - ботанике, географии, истории и т.д. когда бы и где бы она ни была со своим ребенком, мать должна рассказать ему что-то интересное. Например, ходьба вокруг может увидеть собаку, мать должна объяснить ребенку, что есть разные породы собак, что «собака» на латыни - «канис» и английская «собака».

Желательно, чтобы школа находилась недалеко от места проживания ребенка, и дорога от дома до школы не занимала много времени (не более 15-20 минут), имела безопасные пути подхода к зданию.

Решающее воздействие на ребенка в большей степени все же зависит не от самой школы, а от учителя ребенка. Целесообразно познакомится с педагогами школы, узнать их квалификацию, образование, стаж работы. Выбирайте учителя, который подходит Вашему ребенку. Задайтесь вопросом: "Принесет ли ребенку пользу встреча с этим учителем?" И если ответ будет утвердительным, принимайте решение.

Советы родителям при выборе школы :

    при выборе школы и образовательной программы объективно оцените способности своего ребенка, состояние его физического здоровья, мечты и желания. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для ребенка;

    узнайте про подходящие школы как можно больше из справочной литературы, от знакомых и родителей, чьи дети уже учились в этой школе, посетите школу сами, чтобы иметь собственное впечатление о ней;

    при посещении школы обратите внимание на ее внешний вид, благоустроенность территории, наличие спортивных площадок, внутреннее оформление, информацию для родителей и учеников, посмотрите классы, столовую, коридоры, кабинеты музыки, рисования, библиотеку, спортивный зал, туалеты (эти места зачастую могут дать гораздо более полную и объективную информацию, нежели слова школьной администрации);

    находясь в школе, обратите внимание на младших школьников, их настроение, поведение, общение с детьми и взрослыми;

    побеседуйте с завучем, директором, учителем о программе школы, правилах и условиях обучения детей, факультативах и кружках, перспективах обучения в средней школе, связях школы с другими учреждениями, ознакомьтесь с уставом школы, обратив особое внимание на раздел "права и обязанности участников образовательного процесса". Если это частная школа, поинтересуйтесь лицензией на право ведения образовательной деятельности, ее сроке действия;

    обязательно лично поговорите с потенциальным будущим учителем, уточните его требования к будущим первоклассникам. Не бойтесь показаться излишне настойчивым, не стесняйтесь спрашивать обо всем, что вас интересует. Чем больше информации вы соберете, тем больше шансов принять правильное решение, о котором потом не придется сожалеть.

    помните, что школа, в которой было бы все: и опытные педагоги, и современная учебная программа, и небольшие по численности классы, и компьютеры, и спортзалы, и чтобы рядом с домом, да еще все бесплатно, - вряд ли существует, поэтому, скорее всего, придется принять компромиссное решение.

Понятие возраста

С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста. Р.С. Немов определил возраст как качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями.

По Л.С. Выготскому, возраст – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.

В психологии возраст подразделяют на физический (хронологический) и психологический.

Физический возраст – это время жизни ребенка в днях, месяцах, годах, прошедших с момента его рождения. Его можно назвать внешней сеткой, на фоне которой проходит процесс психического развития ребенка, становление его личности.

Психологический возраст, по Выготскому, – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся прежде всего появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Другими словами, он указывает на достигнутый к определенному возрасту уровень психологического развития.

Иногда бывает так, что ребенку физически пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести– или семилетнему, а бывает и наоборот, но тут речь уже будет идти об отставании в умственном развитии.

Возраст – это временная характеристика онтогенетического развития человека. Б.Г. Ананьев, рассматривая «фактор возраста», указывал на единство влияний роста, общесоматического и нервно-психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека. Во времени происходит индивидуальное развитие человека. Поэтому возраст – это не только количество прожитых лет, но и внутреннее содержание, духовное развитие человека, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы. Именно внутренним миром люди отличаются друг от друга, благодаря ему можно говорить о непохожести, неповторимости и оригинальности людей.

Как человек в целом, так и его временные характеристики (имеется в виду возраст) есть взаимопроникновение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения отдельных свойств человека являются одновременно онтогенетическими и биографическими.

Параметры возраста

Среди параметров возраста выделяют две группы: основания развития и результаты развития.

Основания развития включают в себя:

Социальную ситуацию развития;

Круг отношений;

Ведущий тип деятельности;

Сензитивность.

Результаты развития включают в себя:

Новообразования личности;

Формы общения;

Эмоционально-волевую сферу;

Способности общения;

Новый вид деятельности.

Составляя описание личности с учетом данных параметров, можно получить полную характеристику ее возраста.

Психологический возраст – это новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. Структуру возраста составляют социальная ситуация развития, ведущая за собой развитие деятельности, и новообразования в сфере сознания и личности.

Развитием называется закономерное, необратимое изменение во времени, приобретение новообразований. Развитие – это качественные изменения, саморазвитие, самопричинное развитие, способ существования личности. Личностное развитие не имеет границ, тогда как физическое и психическое развитие ограничены: они имеют точку оптимума и последующего спада. Развитие существует в форме филогенеза1, онтогенеза и патогенеза.

Л.С. Выготский выделил два типа развития:

Преформированный, когда стадии развития заданы изначально и смена их предопределена генетически;

Непреформированный, когда путь развития, его стадии не предопределены, вероятностны.

Как соотносятся понятия «возраст» и «развитие»? По мнению Л.С. Выготского, возраст – это единица анализа детского развития. Вместо отдельных психических процессов и функций, традиционно изучаемых психологией, важно рассматривать целостные возрастные периоды развития, которые имеют самостоятельную и закономерную динамику, определяющую роль

и удельный вес каждой частичной линии развития.

В свою очередь, понятие «возраст» необходимо рассматривать в контексте той или иной теории развития, так как оно выводится из нее. Например, в теориях биогенетического направления в понимании возраста доминирующим моментом будет рассмотрение закономерностей процессов созревания, роста

и старения; в социогенетическом – научения и социализации. Существуют теории конвергенции двух факторов, где представленность каждого из них примерно равная, факторы «переплетены» и в одинаковой мере оказывают влияние на психическое развитие человека, определяют его возраст.

Проблема

Психическое развитие как процесс, развертывающийся во времени на протяжении всей жизни человека, имеет временнýю структуру. Ее знание важно для понимания потенциальных возможностей развития, выявления типичного хода индивидуального развития, составления представления о средней норме возрастной динамики; на основе этого можно судить о вариациях возрастной эволюции в зависимости от различных факторов.

Временная структура индивидуального развития включает в себя темп развития, его длительность и направленность.

В каждом возрастном этапе для развития той или иной психической функции выделяют «норму», которая может быть соотнесена с каждым параметром временной структуры индивидуального развития. Понятие «нормы» условно. Это понятие тестологии. «Норма» определяется через стандартизацию теста путем предложения его большой группе лиц определенного возраста. Относительно средней нормы интерпретируются результаты каждого ребенка: находится ли он ниже или выше, насколько? Психология развития определяет «нормы», критерии развития, дефектология – нормы умственного развития и т.д.

Исходя из «нормативного» подхода к развитию психики в каждой концепции развития формулируется понятие «отклонение». Следовательно, и «норма» задается пониманием развития в данной теории или концепции. Это один аспект «условности» нормы. Второй – размытость границ нормы, ее вариативность.

Отклонения от нормы следует понимать как в позитивном, так и в негативном планах: может быть вариант опережения нормы развития и вариант отставания. В первом случае психология развития решает проблему одаренности и одаренных детей, во втором случае – проблему задержек психического развития, его дефектов.

Принципиальное значение понятие «норма» имеет для педагогической психологии и, в целом, для всей системы образования. С точки зрения культурно-исторической концепции образование «есть та всеобщая жизненная форма становления собственно человеческого в человеке, его сущностных сил, позволяющих ему становиться, оставаться – быть человеком» (Слободчиков, 2001). Современная психология развития одной из главных проблем видит разработку возрастных норм развития, относительно которых должно определяться содержание образования на разных ступенях. По мнению В.И. Слободчикова, до сих пор не построены возрастно-нормативные модели и критерии развития, модели критических переходов с одной ступени на другую, которые необходимы для проектирования систем развивающего образования. В настоящее время эта проблема решается в исследованиях Института психологии имени Л.С. Выготского, и есть предварительные результаты, которые можно использовать как «точки роста» для педагогической психологии и педагогики. Если проблема решится, становится возможным сотрудничество двух профессионалов: психолога развития и педагога, один из которых «как раз и держит эту самую норму развития, а другой ее реализует средствами своей профессиональной деятельности; один говорит: "Я знаю, что должно быть здесь и теперь", а другой: "Я знаю, что нужно делать", чтобы это сбылось, чтобы данная норма реализовалась для конкретных детей в конкретных образовательных процессах» (Слободчиков, 2001).

Согласно этим рассуждениям современных психологов понятие «норма» обобщенно можно представить как тот наилучший результат, которого может достичь ребенок в заданных условиях.

Одной из важных проблем психологии развития является проблема изучения атипичного развития, отклоняющегося от норм. Однако здесь существует явно выраженный перекос: количество работ, посвященных аномальным детям, намного превосходит число исследований по психологии одаренности. Отсутствие единой теоретической базы часто способствует игнорированию общих моментов в жизни одаренных и девиантных детей. И те и другие требуют специального обучения: как умственно отсталые, так и одаренные дети кажутся «странными» и нередко отвергаются своими обычными сверстниками.

В рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского предложен динамический подход к изучению атипичного в развитии. Здесь типичное и атипичное анализируется в единой парадигме, и данное направление называется «диалектическим учением о плюс – и минус – одаренности». Дефектность и одаренность рассматриваются как два полярных исхода единого процесса компенсации, хотя это, безусловно, не означает превращения любого дефекта в талант. Компенсация – эта одна из форм борьбы с препятствиями, возникающими на пути развития. Возможность победы и проигрыша определяется «силами» сторон, размерами и качественными особенностями дефекта, характером порождаемых им изменений в психике ребенка, богатством компенсаторного фонда субъекта. «Путь к совершенству лежит через преодоление препятствий; затруднение функции есть стимул к ее повышению» (Л.С. Выготский).

Согласно результатам лонгитюдного исследования Н. Хаан и А. Мориарти действие механизмов преодоления трудностей связано с ускорением роста коэффициента интеллекта, а защитных механизмов – с его замедлением. В исследованиях Ю.Д. Бабаевой (1997) было показано, что формирование психологических механизмов преодоления преград определяется не только особенностями психики ребенка, но и адекватным, своевременным вмешательством в этот процесс психологов, педагогов, родителей.

Критикуя статистический подход к одаренности, Л.С. Выготский предложил динамическую теорию одаренности (ДТО). Ядро ДТО включает три базовых принципа, при формулировании которых Выготский («К вопросу о динамике детского характера») опирался на «теорию запруды» Т. Липпса, введенное И.П. Павловым понятие «рефлекс цели», идеи А. Адлера о сверхкомпенсации.

Принцип социальной обусловленности развития. Согласно этому принципу вместо оценки уже достигнутого уровня развития способностей на первый план выдвигаются задачи поиска различных препятствий, мешающих этому развитию, анализ психологической природы этих препятствий, установление и изучение причин их возникновения и т.д. Подчеркивается, что преграды порождаются неприспособленностью ребенка к окружающей его социально-культурной среде.

Принцип перспективы будущего – возникшие преграды становятся «целевыми точками» психического развития, направляют его, стимулируют включение компенсаторных процессов.

Принцип компенсации – необходимость борьбы с препятствиями требует усиления и совершенствования психических функций. Если этот процесс протекает успешно, ребенок получает возможность преодолевать преграду и таким образом приспосабливаться к социально-культурной среде. Однако возможны и другие исходы. Компенсаторного «фонда» может не хватить для борьбы с преградой. Кроме этого, компенсация может пойти по ложному пути, порождая неполноценное развитие психики ребенка.

Для современной разработки целостного подхода к анализу одаренности большое значение имеет идея Л.С. Выготского о единстве «аффекта и интеллекта». В рамках данного подхода утверждается, что одаренность характеризует личность в целом, указывается на недопустимость разрыва когнитивной и аффективной сферы. Однако в наиболее известных моделях одаренности, по мнению Ю.Д. Бабаевой, осуществляется поэлементный анализ статистических связей (Дж. Рензулли, К. Хеллер).

В отечественных исследованиях отмечается необходимость разработки единицы анализа одаренности. Так, Д.Б. Богоявленская, изучающая психологическую природу творчества, выделяет феномен «ситуативно нестимулированной продуктивной деятельности» как единицу анализа творчества, отражающую единство аффекта и интеллекта. В исследованиях одаренности Ю.А. Бабаевой в качестве основного используется понятие «динамическая смысловая система», введенное Л.С. Выготским, оно раскрываюет связь между интеллектом и аффектом.

Одной из главных проблем одаренности является ее идентификация. Традиционно для диагностики одаренности используются психометрические тесты, интеллектуальные соревнования и т.п. Однако успешность деятельности ребенка, в том числе и в ситуации тестирования, зависит от многих условий (наличие мотивации, тревожность и т.п.) и под влиянием различных факторов может существенно меняться. В целях устранения случаев недооценки потенциальных и скрытых возможностей ребенка в психологии развития вводятся новые методы идентификации одаренности. Так, все чаще используется модифицированный метод наблюдения (Рензулли). В рамках предложенного Л.С. Выготским динамического подхода происходит смена парадигмы и в методах идентификации одаренности. Ведется не диагностика отбора, а диагностика развития, т.е. акцент смещается на выявление преград, тормозящих развитие ребенка, поиски средств их преодоления, на анализ качественно своеобразных путей развития. Попытки создания методов «динамического тестирования» предприняты как за рубежом (Ю. Гутке), так и в отечественной психологии (Ю.Д. Бабаева). В частности, Ю.Д. Бабаева, разработала и провела апробирование психодиагностических тренингов, в которых применяемые методические приемы и техники направлены не только на раскрытие потенциальных возможностей ребенка, но и на стимуляцию его творческих способностей, развитие самопознания, познавательной мотивации и т.п.

Специальное место занимает диагностика особенностей семейного окружения и его влияния на развитие способностей ребенка. Эффективность психодиагностических тренингов определяется не количеством выявленных одаренных детей, а возможностью разработки адекватной стратегии обучения и развития каждого ребенка. Известно, что высокие потенциальные возможности требуют соответствующего обучения и развития, иначе они могут так и не раскрыться в полную силу. И это тоже один из главных «больных» вопросов проблем одаренности.

Важную сферу исследований составляют проблемы, связанные с анализом асоциальных форм проявления одаренности. Можно ли загубить талант? Что происходит с одаренными детьми, не получившими необходимой помощи и социальной поддержки? По мнению ряда авторов (Р. Пажес), способности в этих случаях не «исчезают», а начинают искать «обходные пути» для своего применения, используются часто на разрушительные цели.

Вместе с тем современные ученые считают, что культурно-исторический подход может стать фундаментальной теоретической базой для становления социокультурной парадигмы одаренности.

При каких условиях происходит замедление темпов и искажение психического развития? Наиболее исследован в этом отношении вопрос влияния семьи или ее отсутствия на развитие ребенка. Мы остановимся на характеристике неблагоприятных условий воспитания ребенка, которые можно назвать депривационными. По определению чешских ученых Й. Лангмейера и

З. Матейчека (1984), депривационная ситуация – это такая жизненная ситуация ребенка, когда отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей. Результатом пребывания ребенка в подобной ситуации является переживание им психической депривации, которая может послужит основой возникновения нарушений поведения и развития. Единая теория депривации в науке еще не сложилась, но наиболее признанным определением психической депривации считается следующее. Психическая депривация – это психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени

(Й. Лангмейер и З. Матейчек).

Чаще всего в качестве наиболее патогенной ситуации называют недостаточное удовлетворение аффективных потребностей человека. Это так называемая эмоциональная депривация, когда у растущего ребенка отсутствует возможность установления интимно-эмоционального отношения с каким-либо лицом или происходит разрыв ранее сложившейся эмоциональной связи.

Выделяют следующие виды депривации:

– стимульная депривация, или сенсорная, которая возникает в ситуации пониженного количества стимулов или ограничения их изменчивости и модальности;

– когнитивная депривация (депривация значений), возникающая в ситуации излишней изменчивости и хаотичности структуры внешнего мира, без четкого упорядочивания и смысла, что не дает возможности ребенку понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне;

– социальная депривация (депривация идентичности) возникает в случае ограничения возможности усвоения автономной социальной роли.

Влияние депривации на психическое развитие ребенка в отечественной психологии развития активно изучается в научных школах М.И. Лисиной и В.С. Мухиной. Исследования построены на сравнении психического развития детей из семей и детского дома. Ситуация воспитания в условиях детского дома и интерната наиболее наглядно демонстрирует отрицательные последствия испытанной детьми депривации. Но депривация не ограничена учреждениями интернатного типа и касается семей и других областей общественной жизни (детский сад, школа и т.п.), поэтому важно знать, при каких условиях она наступает. Эти условия можно разделить на две группы:

1. Обстоятельства, когда по внешним причинам в семье царит совершенный недостаток социально-эмоциональных стимулов, которые необходимы для здорового развития ребенка (например неполная семья; если родители большую часть времени находятся вне дома; низкий экономический и культурный уровень семьи и т.п.).

2. Обстоятельства, при которых объективно стимулы имеются, но для ребенка они недоступны, так как в отношениях с воспитывающими его взрослыми образовался внутренний психологический барьер. Нередко это бывает в семьях экономически и культурно благополучных, но эмоционально безразличных.

Результатом перенесенной депривации, особенно в ранние годы, является госпитализм. Иногда термин «госпитализм» используется как синоним термина «депривация». При этом ученые чаще ограничиваются описанием условий, при которых происходят лишения. Есть и описания последствий в развитии психики. Остановимся на таком определении госпитализма: глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни в результате «дефицита» воспитания (Р.А. Спиц, Дж. Боулби).

Другим последствием перенесенной депривации может быть отставание, задержка в психическом развитии (ЗПР). ЗПР – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (речевых, моторных, сенсорных, эмоциональных, волевых).

В этой связи учеными решается вопрос, обратим ли эффект депривации; разрабатываются и апробируются программы коррекции депривированных детей; консультируются чиновники государственных учреждений по вопросам организации жизни детей, лишенных родительского попечительства.

Современный мир сталкивается все чаще с негативным поведением людей, выросших в депривационных условиях. Смертники-террористы – это люди, перенесшие депривацию, их поведение отличает отчужденность от других людей, враждебное отношение к ним, отсутствие жалости и мягкости (Г. Крайг).