Основные этапы жизни и Творчества И.С.Тургенева Мать Варвара Петровна Лутовинова – женщина властная, умная, но своенравная и жестокая. Богатая помещица, - презентация. Иван Сергеевич Тургенев: краткая биография

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Иван Сергеевич Тургенев тур Презентацию выполнили: Трегубова Екатерина Матушинец Ангелина Руководитель: Никулина Галина Николаевна

2 слайд

Описание слайда:

усадьба тур Родился Иван Сергеевич Тургенев 28 октября (9 ноября) 1818 года в городе Орел. Семья его и по матери, и по отцу принадлежала к дворянскому классу. Первое образование в биографии Тургенева было получено в имении Спасском-Лутовинове. Грамоте мальчика учили немецкие и французские учителя. С 1827 года семья переехала в Москву. Затем обучение Тургенева проходило в частных пансионах Москвы, после чего – в Московском университете. Не окончив его, Тургенев перевелся на философский факультет Петербургского университета. Также учился заграницей, после чего путешествовал по Европе.

3 слайд

Описание слайда:

Начало литературного пути Учась на третьем курсе института, в 1834 году Тургенев пишет свою первую поэму под названием «Стено». А в 1838 году в печать выходят два его первых стихотворения: «Вечер» и «К Венере Медицейской». В 1841 году, вернувшись в Россию, занимался научной деятельностью, написал диссертацию и получил степень магистра филологии. Затем, когда тяга к науке остыла, Иван Сергеевич Тургенев служил чиновником в министерстве внутренних дел до 1844 года.В 1843 году Тургенев знакомится с Белинским, у них завязываются дружеские отношения. Под влиянием Белинского создаются, печатаются новые стихотворения Тургенева, поэмы, повести, среди которых: «Параша», «Поп», «Бретёр» и «Три портрета».

4 слайд

Описание слайда:

Расцвет творчества тур Тургенев был неизменно в центре внимания русской критики. Вокруг его крупнейших произведений всегда разгорались ожесточённые споры. Живя за границей, Тургенев-первый из русских писателей - получил признание как «вел икий романист». В Париже он особенно тесно сблизился с передовыми французскими писателями-реалистами.И. С. Тургенев - почётный доктор Оксфордского университета. Была у него связь и с русской эмигрантской средой. Литературные интересы, всегда кровно близкие Тургеневу, выражались в его щедрой поддержке молодых, начинающих русских писателей, в его творческой и материальной помощи им. Популяризация русской художественной литературы на Западе во все эти годы оставалась ревностной и постоянной его заботой.

5 слайд

Описание слайда:

С 1847 года, по приглашению Некрасова, в преобразованном журнале «Современник» выходят его «Современные заметки» и первые главы «Записок охотника» («Хорь и Калиныч»), которые принесли автору огромный успех, и он начал работу над остальными рассказами про охоту. Работа в «Современнике» принесла Тургеневу много интересных знакомств, в журнале также печатались Достоевский, Гончаров, Островский, Фет и другие известные писатели. В 1847 году вместе со своим другом Белинским уезжает за границу, где становится свидетелем февральской революции во Франции. В конце 40-х – начале 50-х годов активно занимается драматургией, пишет пьесы «Где тонко, там и рвётся» и «Нахлебник» (оба-1848), «Холостяк»(1849), «Месяц в деревне»(1850), «Провинциалка»(1851), которые ставятся на театральных сценах и имеют успех у публики. Тургенев переводил на русский язык произведения Байрона и Шекспира, у них он учился мастерству владения литературными приёмами.В августе 1852 года публикуется одна из самых главных книг Тургенева – «Записки охотника».Затем, после смерти Николая I, в печати появляются наиболее известные произведения Тургенева: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860) и «Отцы и дети» (1862). Осенью 1855 года Тургенев познакомился с Львом Толстым, который вскоре опубликовал рассказ «Рубка леса» с посвящением И. С. Тургеневу.

6 слайд

Описание слайда:

Тургенев часто и подолгу болел В 1882 г. появились первые признаки болезни, долгой и мучительной (рак позвоночника), сведшей его в могилу. Тургенев умирал на чужбине, томясь по родине. Зная, что он болен неизлечимо, Тургенев писал одному из своих друзей, поэту Я. П. Полонскому: «Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу -родине поклонитесь, которую я уже, вероятно, никогда не увижу». Тургенев умер 22 августа 1883 г. Из Франции его тело было перевезено в Петербург и 27 сентября, при небывало огромном стечении народа, погребено на Волковом кладбище. Похороны приобрели характер крупного общественного события, вызвав немалую тревогу в правительственных кругах. К самому Тургеневу не раз обращались с просьбой дать свою биографию. Он ограничивался обычно короткой справкой о немногих внешних фактах своей жизни, а однажды ответил: «Вся моя биография - в моих сочинениях».

Пожалуй каждый образованный человек знает, кто такой Иван Сергеевич Тургенев.

Его биография доказывает то, что человек, несмотря на непростой жизненный путь, может создавать поистине гениальные творения.

Его произведения стали настоящей жемчужиной мировой классической литературы.

И.С. Тургенев — русский писатель, поэт и публицист

По словам некоторых критиков, созданная Тургеневым художественная система поменяла становление романизма второй половины 19 века. Писатель первым предугадал появление шестидесятников, которых он назвал нигилистами, и высмеял их в романе «Отцы и дети».

Так же благодаря Тургеневу родился ещё и термин «тургеневская девушка».

Биография Ивана Тургенева

Иван Тургенев – потомок старинного дворянского рода Тургеневых.

Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883)

Происхождение фамилии связано с прозвищем Турген (Тургень) и имеет татарские корни.

Отец и мать

Отец его служил в кавалерии, любил пить, гулять и растрачивать деньги. На матери Ивана, Варваре, он женился по расчёту, поэтому их брак сложно было назвать крепким и счастливым.

Ваня родился спустя всего два года после женитьбы, а всего детей в семье Тургеневых было трое.

Детство

Детство маленького Вани прошло в родовом поместье Спасское-Лутовиново, куда семья переехала после появления на свет второго сына. Богатая, роскошная усадьба включала в себя огромный дом, сад и даже небольшой прудик, в котором было множество разных рыбок.

Дом Тургенева в Спасском-Лутовиново

Будущий писатель с детства имел возможность наблюдать за природой, может быть именно это сформировало его трепетное, бережное отношение ко всему живому.

Мать припоминала, что Ваня рос активным, любознательным ребенком, она по-настоящему им гордилась, но никак этого не показывала. Варвара была тихой и молчаливой женщиной, настолько, что ни один из сыновей не мог даже кратко вспомнить какие-то светлые моменты, связанные с матерью. Сейчас на месте родовой усадьбы Тургеневых открыт музей.

Образование и воспитание

Родители Тургенева были очень образованными людьми, поэтому и дети с ранних лет приобщались к науке. Ваня рано научился читать книги и разговаривать на нескольких языках. В семью приглашались иностранцы, которые должны были учить детей своим родным языкам.

Как и во всех интеллигентный семьях, большой упор делался на французский, на котором члены семьи свободно разговаривали между собой. За непослушание и недостаточное усердие малышей жестоко наказывали, мать была подвержена частым сменам настроения, поэтому иногда могла выпороть ни за что.

Даже будучи взрослым человеком Иван Сергеевич признавался, как сильно боялся матери. Отец, напротив, оказывал на него минимальное влияние, а вскоре и вообще ушел из семьи.

Юношеские годы

Едва Ивану стукнуло девять, семья перебралась в столицу, где мальчика сразу определили в частный пансион. В пятнадцать Тургенев уже стал студентом университета, но проучился недолго, переехал в Петербург и закончил философско-историческое отделение.

Ещё в студенчестве будущий писатель занимался переводами иностранных стихов и мечтал когда-нибудь и сам стать поэтом.

Начало творческого пути

В 1836 начался творческий пусть Тургенева, имя его стало впервые появляться в печати, он писал рецензии на произведения своих современников.

Но настоящей знаменитостью Тургенев стал только через семь лет, опубликовав произведение «Параша», одобренное критиком Белинским.

Они настолько сблизились, что вскоре Тургенев стал считать Белинского крёстным отцом.

За несколько лет недавний выпускник превратился в одного из самых известных писателей своего времени. Вскоре Иван Сергеевич стал писать не только для взрослых, но и для детей.

Малышам Тургенев посвятил целый список сказок: «Воробей», «Голуби», «Собака», написанные простым, понятным для маленьких читателей языком.

Личная жизнь писателя

Любил Тургенев лишь однажды, его избранницей стала известная в узких кругах певица Полина Виардо.

Далеко не красавица, она смогла очаровать писателя так, что он не мог забыть её всю жизнь до самой смерти.

Известно, что в молодости у писателя вспыхнули отношения с белошвейкой по имени Авдотья. Продлился роман недолго, но в результате у пары родился ребенок, признанный Тургеневым только пятнадцать лет спустя.

После расставания с Полиной Тургенев пытался влюбиться вновь, но каждый раз понимал, что по-прежнему влюблен только в Виардо и рассказывал это юным избранницам. На стене у него всегда висел её портрет, а в доме было множество личных вещей.

Потомки Тургенева

Единственной дочерью Ивана Сергеевича стала Пелагея, родившаяся в результате мимолетной связи Тургенева с крестьянкой Авдотьей.

Возлюбленная писателя, Полина Виардо, изъявила желание забрать девочку и сделать из неё, простой крестьянки, французскую леди, на что писатель быстро согласился.

Пелагея была переименована в Полинет и переехала жить во Францию. У неё было двое детей: Жорж и Жанна, которые скончались, не оставив наследников, и эта ветвь рода Тургеневых окончательно оборвалась.

Последние годы жизни и смерть

В 1882 году после разрыва очередных отношений писатель заболел, диагноз звучал страшно: рак костей позвоночника. Таким образом можно дать ответ на вопрос, от чего умер Тургенев – его сгубила болезнь.

Умирал он во Франции, вдали от Родины и российских друзей. Но главное, что его любимая женщина, Полина Виардо, до последних дней оставалась рядом.

Умер классик 22 августа 1883 года, 27 сентября его тело было доставлено в Петербург. Похоронен Тургенев на Волковском кладбище, его могила сохранилась и по сей день.

Самые известные произведения Ивана Тургенева

Безусловно, самым знаменитым произведением Тургенева по праву считается роман «Отцы и дети», который включен в школьную программу.

Нигилист Базаров и его непростые отношения с Кирсановыми известны всем. Этот роман поистине вечен, как и проблема отцов и детей, поднимающаяся в произведении.

Чуть менее знамениты — повесть «Ася», которую, по некоторым данным, Тургенев написал о жизни своей незаконнорожденной дочери; роман «Дворянское гнездо» и другие.

В юности Ваня влюбился в свою знакомую Екатерину Шаховскую, которая покорила мальчика своей нежностью и чистотой. Сердце Тургенева было разбито, когда он узнал, что у Кати есть множество любовников, среди которых и Сергей Тургенев, отец классика. Позже черты Катерины появились у главной героини романа «Первая любовь».

Однажды друг Тургенева, Лев Николаевич Толстой , упрекнул писателя в том, что его дочь вынуждена зарабатывать пошивом одежды из-за нехватки денег. Иван Сергеевич принял это близко с сердцу, и мужчины крепко поругались. Должна была состояться дуэль, которой, к счастью, не было, иначе мир мог бы не увидеть новое творчество кого-то из писателей. Друзья быстро помирились и вскоре забыли о неприятном происшествии.

Характеристика Тургенева состояла из сплошных противоречий. К примеру, при своем большом росте и крепком телосложении писатель имел достаточно высокий голос и мог даже петь на некоторых застольях.

При потере вдохновения он становился в угол и стоял там до тех пор, пока в голову не придет какая-нибудь важная мысль. Смеялся он, по свидетельствам современников, заразительнейшим смехом, падал на пол и стоял на четвереньках, резко дергаясь и корчась.

Были у писателя и другие странности на разных этапах жизни, как и у многих творческих талантливых людей. Главное для нас, познакомиться с творчеством Тургенева и испытать всю ту глубину, которую вложил автор в свои произведения.

«Гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы», — так восторженно отозвался о Тургеневе его младший современник, французский писатель Ги де Мопассан.

Тургенев — один из крупнейших европейских писателей XIX в., яркий представитель «золотого века» русской прозы. При жизни он пользовался непререкаемым художественным авторитетом в России и был, пожалуй, самым известным русским писателем в Европе. Несмотря на долгие годы, проведенные за границей, все лучшее, что написано Тургеневым, — о России. Многие его произведения на протяжении десятилетий вызывали споры критиков и читателей, становились фактами острой идейно-эстетической борьбы. О Тургеневе писали его современники В.Г.Белинский, А.А.Григорьев, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев, А.В.Дружинин...

В дальнейшем отношение к тургеневскому творчеству стало более спокойным, на первый план вышли другие стороны его произведений: поэтичность, художественная гармония, философская проблематика, пристальное внимание писателя к «таинственным», необъяснимым явлениям жизни, проявившееся в его последних произведениях. Интерес к Тургеневу на рубеже XIX-XX вв. был преимущественно «историческим»: казалось, питавшаяся злобой дня, но гармонически уравновешенная, безоценочная, «объективная» проза Тургенева далека от взвинченного, дисгармоничного прозаического слова, культ которого утвердился в литературе началаXX в. Тургенев воспринимался как «старый», даже старомодный писатель,-певец «дворянских гнезд», любви, красоты и гармонии природы. Не Тургенев, а Достоевский и поздний Толстой дали эстетические ориентиры «новой» прозе. В течение многих десятилетий на произведения писателя наслаивались все новые и новые слои «хрестоматийного глянца», мешая увидеть в нем не иллюстратора борьбы «нигилистов» и «либералов», конфликта «отцов» и «детей», а одного из крупнейших художников слова, непревзойденного поэта в прозе.

Современный взгляд на творчество Тургенева, и прежде всего на изрядно потрепанный школьными «разборами» роман «Отцы и дети», должен учитывать его эстетическое кредо, особенно выразительно сформулированное в лирико-философском рассказе «Довольно» (1865): «Венера Милосская, пожалуй, несомненнее римского права или принципов 89-го года». Смысл этого высказывания прост: во всем можно усомниться, даже в самом «совершенном» своде законов и в «несомненных» требованиях свободы, равенства и братства, только авторитет искусства несокрушим — его не способны разрушить ни время, ни брань нигилистов. Именно искусству, а не идеологическим доктринам и направлениям честно служил Тургенев.

И.С.Тургенев родился 28 октября (9 ноября) 1818 г. в Орле. Его детские годы прошли в фамильном «дворянском гнезде» — имении Спасское-Лутовиново, находившемся недалеко от г. Мценска Орловской губ. В 1833 г. он поступил в Московский университет, а в 1834 г. перевелся в Петербургский университет, где учился на словесном отделении (окончил в 1837 г.). Весной 1838 г. выехал за границу для продолжения филологического и философского образования. В Берлинском университете с 1838 по 1841 г. Тургенев изучал философию Гегеля, слушал лекции по классической филологии и истории.

Самое важное событие в жизни Тургенева тех лет — сближение с молодыми русскими «гегельянцами»: Н.В.Станкевичем, М.А.Бакуниным, Т.Н.Грановским. Юный Тургенев, склонный к романтической философской рефлексии, в грандиозной философской системе Гегеля пытался найти ответы на «вечные» вопросы жизни. Интерес к философии соединился в нем со страстной жаждой творчества. Еще в Петербурге были написаны первые романтические стихотворения, отмеченные влиянием популярного во второй половине 1830-х гг. поэта В.Г.Бенедиктова, и драма «Стено». Как вспоминал Тургенев, в 1836 г. он плакал, читая стихотворения Бенедиктова, и только Белинский помог ему избавиться от чар этого «златоуста». Тургенев начинал как лирический поэт-романтик. Интерес к поэзии не угасал и в последующие десятилетия, когда прозаические жанры стали господствовать в его творчестве.

В творческом развитии Тургенева выделяются три крупных периода: 1) 1836-1847 гг.; 2) 1848-1861 гг.; 3) 1862-1883 гг.

1) Первый период (1836-1847) , начавшийся подражательными романтическими стихотворениями, завершился активным участием писателя в деятельности «натуральной школы» и публикацией первых рассказов из «Записок охотника». В нем можно выделить два этапа: 1836-1842 гг. — годы литературного ученичества, совпавшие с увлечением философией Гегеля, и 1843-1847 гг. — время напряженных творческих поисков в различных жанрах поэзии, прозы и драматургии, совпавшее с разочарованием в романтизме и прежних философских увлечениях. В эти годы важнейшим фактором творческого развития Тургенева было влияние В.Г.Белинского.

Начало самостоятельного творчества Тургенева, свободного от явных следов ученичества, относится к 1842-1844 г. Вернувшись в Россию, он попытался найти достойное жизненное поприще (два года служил в Особой канцелярии министерства внутренних дел) и сблизиться с петербургскими литераторами. В начале 1843 г. состоялось знакомство с В.Г.Белинским. Незадолго до этого была написана первая поэма — «Параша», привлекшая внимание критика. Под влиянием Белинского Тургенев решил оставить службу и целиком посвятить себя литературе. В 1843 г. произошло и еще одно событие, во многом определившее судьбу Тургенева: знакомство с французской певицей Полиной Виардо, гастролировавшей в Петербурге. Любовь к этой женщине не только факт его биографии, но и сильнейший мотив творчества, обусловивший эмоциональную окраску многих тургеневских произведений, в том числе его знаменитых романов. С 1845 г., когда он впервые приехал во Францию к П.Виардо, жизнь писателя была связана с ее семьей, с Францией, с кругом блестящих французских писателей второй половины XIX в. (Г.Флобер, Э.Золя, братья Гонкуры, позднее Г. де Мопассан).

В 1844-1847 гг. Тургенев — один из самых видных участников «натуральной школы», содружества молодых петербургских писателей-реалистов. Душой этого содружества был Белинский, внимательно следивший за творческим развитием начинающего писателя. Творческий диапазон Тургенева в 1840-е гг. очень широк: из-под его пера выходили и лирические стихотворения, и поэмы («Разговор», «Андрей», «Помещик»), и пьесы («Неосторожность», «Безденежье»), Но, пожалуй, самыми примечательными в творчестве Тургенева этих лет стали прозаические произведения — повести и рассказы «Андрей Колосов», «Три портрета», «Бретер» и «Петушков». Постепенно определялось главное направление его литературной деятельности — проза.

2) Второй период (1848-1861) был, вероятно, самым счастливым для Тургенева: после успеха «Записок охотника» известность писателя неуклонно росла, а каждое новое произведение воспринималось как художественный отклик на события общественной и идейной жизни России. Особенно заметные изменения в его творчестве произошли в середине 1850-х гг.: в 1855 г. был написан первый роман «Рудин», открывший цикл романов об идейной жизни России. Последовавшие за ним повести «Фауст» и «Ася», романы «Дворянское гнездо» и «Накануне» упрочили славу Тургенева: его по праву считали крупнейшим писателем десятилетия (имя Ф.М.Достоевского, находившегося на каторге и в ссылке, было под запретом, творческий путь Л.Н.Толстого только начинался).

В начале 1847 г. Тургенев надолго уехал за границу, а перед отъездом передал в некрасовский журнал «Современник» (главный печатный орган «натуральной школы») свой первый «охотничий» рассказ-очерк «Хорь и Калиныч», навеянный встречами и впечатлениями лета и осени 1846 г., когда писатель охотился в Орловской и соседних с ней губерниях. Напечатанный в первой книжке журнала за 1847 г. в разделе «Смесь», этот рассказ открыл длинную серию публикаций тургеневских «Записок охотника» , растянувшуюся на пять лет.

Окрыленный успехом своих внешне непритязательных произведений, выдержанных в традициях «физиологического очерка», популярного среди молодых русских реалистов, писатель продолжил работу над «охотничьими» рассказами: 13 новых произведений (в том числе «Бурмистр», «Контора», «Два помещика») были написаны уже летом 1847 г. в Германии и во Франции. Однако два сильнейших потрясения, испытанные Тургеневым в 1848 г., затормозили работу: это были революционные события во Франции и Германии и смерть Белинского, которого Тургенев считал своим наставником и другом. Лишь в сентябре 1848 г. он вновь обратился к работе над «Записками охотника»: были созданы «Гамлет Щигровского уезда» и «Лес и степь». В конце 1850— начале 1851 г. цикл пополнился еще четырьмя рассказами (среди них такие шедевры, как «Певцы» и «Бежин луг»). Отдельное издание «Записок охотника», в которое вошли 22 рассказа, появилось в 1852 г.

«Записки охотника» — поворотный момент в творчестве Тургенева. Он не только нашел новую тему, став одним из первых русских прозаиков, открывших неизведанный «материк» — жизнь русского крестьянства, но и выработал новые принципы повествования. В рассказах-очерках органично слились документальное и вымышленное, лирический автобиографизм и стремление к объективному художественному исследованию жизни деревенской России. Тургеневский цикл стал самым значительным «документом» о жизни русской деревни накануне крестьянской реформы 1861 г. Отметим основные художественные особенности «Записок охотника»:

— в книге нет единого сюжета, каждое произведение вполне самостоятельно. Документальная основа всего цикла и отдельных рассказов — встречи, наблюдения и впечатления писателя-охотника. Географически точно обозначено место действия: северная часть Орловской губернии, южные районы Калужской и Рязанской губерний;

— беллетристические элементы сведены к минимуму, каждое событие имеет ряд событий-прототипов, образы героев рассказов — результат встреч Тургенева с реальными людьми — охотниками, крестьянами, помещиками;

— весь цикл объединяет фигура повествователя, охотника-поэта, внимательного и к природе, и к людям. Автобиографический герой смотрит на мир глазами наблюдательного, заинтересованного исследователя;

— большинство произведений — социально-психологические очерки. Тургенева занимают не только социальные и этнографические типы, но и психология людей, в которую он стремится проникнуть, пристально вглядываясь в их внешний облик, изучая манеру поведения и характер общения с другими людьми. Этим тургеневские произведения отличаются от «физиологических очерков» писателей «натуральной школы» и «этнографических» очерков В.И.Даля и Д.В.Григоровича.

Главное открытие Тургенева в «Записках охотника» — душа русского крестьянина. Крестьянский мир он показал как мир личностей, весомо дополнив давнее «открытие» сентименталиста Н.М.Карамзина: «и крестьянки любить умеют». Однако и русские помещики по-новому изображены Тургеневым, это хорошо видно в сопоставлении героев «Записок...» с гоголевскими образами помещиков в «Мертвых душах». Тургенев стремился создать достоверную, объективную картину русского поместного барства: не идеализировал помещиков, но и не считал их существами порочными, заслуживающими только негативного отношения. И крестьянство, и помещики для писателя — два слагаемых русской жизни, как бы застигнутой «врасплох» писателем-охотником.

В 1850-е гг. Тургенев — писатель круга «Современника», лучшего журнала того времени. Однако к концу десятилетия отчетливо проявились идейные различия между либералом Тургеневым и разночинцами-демократами, составлявшими ядро «Современника». Программные эстетические установки ведущих критиков и публицистов журнала — Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова — были несовместимы с эстетическими взглядами Тургенева. Он не признавал «утилитарного» подхода к искусству, поддерживал точку зрения представителей «эстетической» критики — А.В.Дружинина и В.П.Боткина. Резкое неприятие писателя вызвала программа «реальной критики», с позиций которой критики «Современника» интерпретировали его собственные произведения. Поводом к окончательному разрыву с журналом стала публикация, вопреки «ультиматуму» Тургенева, предъявленному редактору журнала Н.А.Некрасову, статьи Добролюбова «Когда же придет настоящий день?» (1860), посвященной разбору романа «Накануне». Тургенев гордился тем, что его воспринимали как чуткого диагноста современной жизни, однако категорически отказывался от навязанной ему роли «иллюстратора», не мог равнодушно наблюдать, как его роман использовался для пропаганды совершенно чуждых ему взглядов. Разрыв Тургенева с журналом, в котором он напечатал лучшие свои произведения, стал неизбежным.

3) Третий период (1862-1883) начался двумя «ссорами» — с журналом «Современник», с которым Тургенев перестал сотрудничать в 1860-1861 гг., и с «молодым поколением», вызванной публикацией «Отцов и детей». Хлесткий и несправедливый разбор романа напечатал в «Современнике» критик М.А.Антонович. Полемика вокруг романа, не утихавшая несколько лет, воспринималась Тургеневым очень болезненно. Этим, в частности, обусловлено резкое снижение скорости работы над новыми романами: следующий роман —«Дым» — был опубликован только в 1867 г., а последний — «Новь» — в 1877 г.

Круг художественных интересов писателя в 1860-е-1870-е гг. изменился и расширился, его творчество стало «многослойным». В 1860-е гг. он вновь обратился к «Запискам охотника» и дополнил их новыми рассказами. Еще в начале десятилетия Тургенев поставил перед собой задачу увидеть в современной жизни не только «пену дней», уносимую временем, но и «вечное», общечеловеческое. В статье «Гамлет и Дон-Кихот» был поставлен вопрос о двух противоположных типах отношения к жизни. По его мнению, анализ «гамлетовского», рассудочного и скептического, мироощущения и «донкихотского», жертвенного, типа поведения — философская основа для более глубокого понимания современного человека. Резко усилилось значение философской проблематики в произведениях Тургенева: оставаясь художником, внимательным к социально-типическому, он стремился открыть в современниках общечеловеческое, соотнести их с «вечными» образами искусства. В повестях «Бригадир», «Степной король Лир», «Стук... стук... стук!...», «Пунин и Бабурин» Тургенев-социолог уступил место Тургеневу-психологу и философу.

В мистически окрашенных «таинственных повестях» («Призраки», «История лейтенанта Ергунова», «После смерти (Клара Милич)» и др.) он размышлял над загадочными явлениями в жизни людей, необъяснимыми с позиций разума состояниями души. Лирико-философская тенденция творчества, обозначившаяся в рассказе «Довольно» (1865), в конце 1870-х гг. обрела новую жанрово-стилевую форму «стихотворений в прозе» — так Тургенев называл свои лирические миниатюры и фрагменты. За четыре года были написаны более 50 «стихотворений». Таким образом, Тургенев, начинавший как лирический поэт, в конце жизни вновь обратился к лирике, считая ее наиболее адекватной художественной формой, позволяющей выразить его самые сокровенные мысли и чувства.

Творческий путь Тургенева отразил общую тенденцию в развитии «высокого» реализма: от художественного исследования конкретных социальных явлений (повести и рассказы 1840-х гг., «Записки охотника») через глубокий анализ идеологии современного общества и психологии современников в романах 1850-х-1860-х гг. писатель шел к осмыслению философских основ человеческой жизни. Философская насыщенность произведений Тургенева второй половины 1860-х—начала 1880-х гг. позволяет считать его художником-мыслителем, близким по глубине постановки философских проблем к Достоевскому и Толстому. Пожалуй, главное, что отличает Тургенева от этих писателей-моралистов, — «пушкинское» отвращение к морализаторству и проповедничеству, нежелание создавать рецепты общественного и личного «спасения», навязывать свою веру другим людям.

Последние два десятилетия жизни Тургенев провел в основном за границей: в 1860-е гг. жил в Германии, на короткое время приезжая в Россию и во Францию, а с начала 1870-х гг. — во Франции вместе с семьей Полины и Луи Виардо. В эти годы Тургенев, пользовавшийся в Европе высочайшим художественным авторитетом, активно пропагандировал русскую литературу во Франции и французскую — в России. Только в конце 1870-х гг. он «помирился» с молодым поколением. Новые читатели Тургенева бурно чествовали его в 1879 г., сильное впечатление произвела его речь на открытии памятника А.С.Пушкину в Москве (1880).

В 1882-1883 гг. тяжело больной Тургенев работал над своими «прощальными» произведениями — циклом «стихотворений в прозе». Первая часть книги была издана за несколько месяцев до его смерти, последовавшей 22 августа (3 сентября) 1883 г. в Бужи-вале, близ Парижа. Гроб с телом Тургенева отправили в Петербург, где 27 сентября состоялись грандиозные похороны: в них участвовало, по словам современников, около 150 тысяч человек.

Иван Сергеевич Тургенев внес неоценимый вклад в развитие русской и мировой литературы. Его произведения будоражили общество, поднимали новые темы, представляли новых героев времени. Тургенев стал идеалом для целого поколения начинающих писателей 60-х годов 19 века. В его произведениях русский язык зазвучал с новой силой, он продолжил традиции Пушкина и Гоголя, подняв русскую прозу на небывалую высоту.

В России чтят Ивана Сергеевича Тургенева, в его родном городе Орел создан музей, посвященный жизни писателя, а имение Спасское-Лутовиново стало знаменитым место паломничества ценителей русской словесности и культуры.

Родился Иван Сергеевич Тургенев в Орле в 1818 году. Семья Тургеневых была обеспечена и родовита, но настоящего счастья маленький Николай не видел. Его родительница обладательница крупного состояния и обширных земель в Орловской губернии была своенравна, жестока по отношению к крепостным крестьянам. Картины, уведенные Тургеневым в детстве, оставили след в душе писателя, сделали его ярым борцом с российским рабством. Мать стала прототипом образа престарелой барыни в знаменитом рассказе «Муму».

Отец же был на военной службе, имел хорошее воспитание, утонченные манеры. Он был родовит, но достаточно беден. Возможно, этот факт и заставил его связать жизнь с матерью Тургенева. Вскоре родители расстались.

В семье было двое детей мальчиков. Братья получили хорошее образование. Большое влияние на Ивана Тургенева оказала жизнь в Спасском-Лутовинове, имении матери. Здесь он познакомился с народной культурой, общался с крепостными.

Образование

Московский университет – сюда поступил юноша Тургенев в 1934. Но уже после первого курса будущий писатель разочаровался в процессе обучения, преподавателях. Он перевелся в Петербуржский университет, но и там не нашел достаточно высокого уровня преподавания. Поэтому он уехал заграницу в Германию. Немецкий университет привлекал его программой изучения философии, в которую входили теории Гегеля.

Тургенев стал одним из самых образованных людей своего времени. К этому периоду относятся первые пробы пера. Он выступил в качестве поэта. Но первые стихи были подражательными, не привлекли внимания общества.

После окончания университета Тургенев приехал в Россию. Он поступил в департамент внутренних дел в 1843, надеясь, что сможет способствовать скорейшей отмене крепостного права. Но вскоре был разочарован – государственная служба не приветствовала инициативы, а слепое выполнение распоряжений его не привлекало..

В круг общения Тургенева заграницей входил родоначальник отечественной революционной идеи М.А. Бакунин, а также представители передовой русской мысли Н.В. Станкевич и Т.Н. Грановский.

Творчество

Сороковые годы девятнадцатого века заставили окружающих обратить внимание на Тургенева. Основное направление на данном этапе: натурализм, автор тщательно, с максимальной точностью описывает характер через детали, образ быта, жизни. Он считал, что социальное положение воспитано

Наиболее крупные работы этого периода:

  1. «Параша».
  2. «Андрей и помещик».
  3. «Три портрета».
  4. «Неосторожность».

Тургенев сблизился с журналом «Современник». Его первые прозаические опыты получили положительную оценку Белинского, главного литературного критика 19 века. Это стало пропускным билетом в мир литературы.

С 1847 года Тургенев начал создание одного из самых ярких произведений литературы – «Записок охотника». Первым рассказом в этом цикле стал «Хорь и Калиныч». Тургенев стал первым писателем, который изменил отношение к закрепощенному крестьянину. Талант, индивидуальность, духовная высота – эти качества делали русский народ прекрасным в глазах автора. В то же время тяжелое бремя рабства губит лучшие силы. Книга «Записки охотника» получила отрицательную оценку правительства. В тех пор отношение власти к Тургеневу было настороженным.

Вечная любовь

Главная история жизни Тургенева – его любовь к Полине Виардо. Французская оперная певица покорила его сердце. Но будучи замужем, она могла составить ему счастье. Тургенев следовал за ее семьей, жил рядом. Большую часть жизни он провел заграницей. Тоска по родине сопровождала его до последних дней, ярко выразилась в цикле «Стихотворений в прозе».

Гражданская позиция

Тургенев одним из первых стал поднимать проблемы современности в своем творчестве. Он анализировал образ передового человека своего времени, освещал наиболее важные вопросы, которые будоражили общество. Каждый из его романов становился событием и предметом яростной дискуссии:

  1. «Отцы и дети».
  2. «Новь».
  3. «Туман».
  4. «Накануне».
  5. «Рудин».

Тургенев не стал приверженцем революционной идеологии, критически относился к новым веяниям в обществе. Он считал ошибкой желание сломать все старое, чтобы построить новый мир. Вечные идеалы были для него дороги. В результате произошел разрыв его отношений с «Современником».

Одной из важных граней таланта писателя является лиризм. Для его произведений характерно подробное изображение чувств, психологии героев. Описания природы наполнены любовью и пониманием неяркой красоты России средней полосы.

Каждый год Тургенев приезжал в Россию, основным его маршрутом был Петербург – Москва – Спасское. Последний год жизни стали для Тургенева мучительным. Тяжелая болезнь, саркома позвоночника, долгое время приносила ему страшные мучения и стала препятствием для посещения родины. Скончался писатель в 1883 году.

Уже при жизни он был признан лучшим писателем России, его произведения переиздавались в разных странах. В 2018 году страна будет праздновать 200-летие со дня рождения замечательного русского писателя.

Иван Сергеевич Тургенев - знаменитый русский прозаик, поэт, классик мировой литературы, драматург, критик, мемуарист и переводчик. Его перу принадлежит немало выдающихся произведений. О судьбе этого великого писателя и пойдет речь в данной статье.

Раннее детство

Биография Тургенева (краткая в нашем обзоре, но весьма насыщенная на самом деле) началась в 1818 году. Будущий писатель появился на свет 9 ноября в городе Орёл. Его папа - Сергей Николаевич - был боевым офицером кирасирского полка, но вскоре после рождения Ивана вышел в отставку. Мама мальчика - Варвара Петровна - являлась представительницей дворянского состоятельного семейства. Именно в фамильном имении этой властной женщины - Спасское-Лутовиново - прошли первые годы жизни Ивана. Несмотря на тяжелый несгибаемый нрав, Варвара Петровна была весьма просвещенным и образованным человеком. Она сумела привить своим детям (в семье, кроме Ивана, воспитывался его старший брат Николай) любовь к наукам и отечественной литературе.

Образование

Начальное образование будущий писатель получил дома. Чтобы оно могло продолжиться достойным образом, семья Тургеневых переехала в Москву. Здесь биография Тургенева (краткая) совершила новый виток: родители мальчика уехали за границу, и он содержался в различных пансионах. Сначала жил и воспитывался в заведении Вейденгаммера, затем - Краузе. В пятнадцать лет (в 1833 году) Иван поступил в Московский государственный университет на факультет словесности. После поступления старшего сына Николая в гвардейскую кавалерию семья Тургеневых перебралась в Санкт-Петербург. Здесь будущий писатель стал студентом местного университета и начал изучать философию. В 1837 году Иван окончил это учебное заведение.

Проба пера и дальнейшее образование

Творчество Тургенева для многих связано с написанием прозаических произведений. Однако Иван Сергеевич изначально планировал стать поэтом. В 1934 году он написал несколько лирических произведений, в том числе поэму «Стено», которую по достоинству оценил его наставник - П. А. Плетнев. За три последующих года юный литератор сочинил уже около сотни стихотворений. В 1838 году в знаменитом «Современнике» были опубликованы несколько его произведений («К Венере Медицейской», «Вечер»). Юный поэт чувствовал склонность к научной деятельности и в 1838 году отправился в Германию, чтобы продолжить образование в Берлинском университете. Здесь он изучал римскую и греческую литературу. Иван Сергеевич быстро проникся западноевропейским укладом жизни. Через год писатель ненадолго вернулся в Россию, однако уже в 1840 году вновь покинул родину и жил в Италии, Австрии и Германии. В Спасское-Лутовиново Тургенев возвратился в 1841 году, а через год обратился в Московский Государственный университет с просьбой позволить ему сдать экзамен на получение степени магистра по философии. Ему в этом было отказано.

Полина Виардо

Получить научную степень Ивану Сергеевичу удалось в Санкт-Петербургском университете, однако к тому времени он уже охладел к этому роду деятельности. В поисках достойного поприща в жизни в 1843 году писатель поступил на службу в министерскую канцелярию, однако его честолюбивые стремления и тут быстро угасли. В 1843 году писатель опубликовал поэму «Параша», которая произвела впечатление на В. Г. Белинского. Успех вдохновил Ивана Сергеевича, и он решил посвятить свою жизнь творчеству. В том же году биография Тургенева (краткая) ознаменовалась еще одним судьбоносным событием: писатель встретил выдающуюся французскую певицу Полину Виардо. Увидев красавицу в оперном театре Санкт-Петербурга, Иван Сергеевич решил с ней познакомится. Сначала девушка не обратила внимания на малоизвестного литератора, однако Тургенев был поражен очарованием певицы настолько, что отправился вслед за семьей Виардо в Париж. Много лет он сопровождал Полину в ее заграничных турне, несмотря на явное неодобрение своих родственников.

Расцвет творчества

В 1946 году Иван Сергеевич активно принимает участие в обновлении журнала «Современник». Он знакомится с Некрасовым, и тот становится его лучшим другом. В течение двух лет (1950-1952) писатель разрывается между зарубежьем и Россией. Творчество Тургенева в этот период стало набирать серьезные обороты. Цикл рассказов «Записки охотника» был практически полностью написан в Германии и прославил писателя на весь мир. В следующее десятилетие классиком был создан целый ряд выдающихся прозаических произведений: «Дворянское гнездо», «Рудин», «Отцы и дети», «Накануне». В этот же период Иван Сергеевич Тургенев поссорился с Некрасовым. Их полемика по поводу романа «Накануне» закончилась полным разрывом. Писатель уходит из «Современника» и уезжает за границу.

За рубежом

Жизнь Тургенева за границей началась в Баден-Бадене. Здесь Иван Сергеевич оказался в самом центре западноевропейской культурной жизни. Он начал поддерживать отношения со многими мировыми литературными знаменитостями: Гюго, Диккенсом, Мопассаном, Франсом, Теккереем и другими. Писатель активно пропагандировал русскую культуру за границей. Например, в 1874 году в Париже Иван Сергеевич вместе с Доде, Флобером, Гонкуром и Золя организовал в столичных ресторанах ставшие знаменитыми «холостяцкие обеды в пять». Характеристика Тургенева в этот период была весьма лестной: он превратился в самого популярного, известного и читаемого русского писателя в Европе. В 1878 году Ивана Сергеевича избирают вице-президентом Международного литературного конгресса в Париже. С 1877 года писатель - почетный доктор Оксфордского университета.

Творчество последних лет

Биография Тургенева - краткая, но яркая - свидетельствует о том, что долгие годы, проведенные за границей, не отдалили писателя от российской жизни и ее насущных проблем. Он по-прежнему много пишет о своей Родине. Так, в 1867 году Иван Сергеевич написал роман «Дым», который вызвал масштабный общественный резонанс в России. В 1877 году писатель сочинил роман «Новь», ставший итогом его творческих размышлений в 1870-е годы.

Кончина

Впервые тяжелая болезнь, прервавшая жизнь писателя, дала о себе знать в 1882 году. Несмотря на сильные физические страдания, Иван Сергеевич продолжал творить. За несколько месяцев до его смерти вышла первая часть книги «Стихотворения в прозе». Великий писатель скончался в 1883 году, 3 сентября, в пригороде Парижа. Близкие исполнили волю Ивана Сергеевича и перевезли его тело на Родину. Классик был похоронен в Санкт-Петербурге на Волковом кладбище. В последний путь его провожали многочисленные почитатели.

Такова биография Тургенева (краткая). Всю свою жизнь этот человек посвятил любимому делу и навсегда остался в памяти потомков как выдающийся писатель и знаменитый общественный деятель.