«Пётр-паук» и «сфинксы-скелеты». Самые известные скульптуры Шемякина. Памятник жертвам политических репрессий Шемякин жертвам политических репрессий

Сколько раз проезжал по левому берегу Невы от Большеохтинского моста к Литейному, видел двух сфинксов на набережной, но ни разу не останавливался. А сегодня был неподалеку, подошел, сделал несколько снимков. Сфинксы работы Михаила Шемякина, установлены в 1995 году - это памятник жертвам политических репрессий.


Одна половина лица у сфинксов женская - смотрит на жилые дома на набережной Робеспьера.


Вторая половина лица - череп - обращена к тюрьме "Кресты" на противоположном берегу Невы.


Это знаменитые "Кресты". С 1868 г. здесь была центральная пересыльная тюрьма, "централ". В Крестах сидели Троцкий, Луначарский, Лев Гумилев, маршал Рокоссовский, актер Георгий Жженов. За все время существования Крестов, здесь было всего три удачных побега. Первый побег из Крестов совершил в 1922 году питерский налетчик Ленька Пантелеев с тремя своими подельниками. Последняя попытка побега была в 1992 году, окончилась она неудачей, погибли три заключенных и один охранник. Уже несколько лет Кресты собираются закрыть и на их месте сделать то ли музей, то ли концептуальную гостиницу с номерами в тюремных камерах.


Рыбак на набережной.


Вид на Литейный мост и Петропавловскую крепость с набережной Робеспьера.

Памятник Петру I в Петропавловской крепости, Ленинград (Санкт-Петербург), Россия. (Авторская копия находится в г.Клаверак, США) 1991г.

В работе над монументом использовалась прижизненная маска Петра I, исполненная скульптором Бартоломео Карло Растрелли в 1719 году. Петр, сидящий в большом бронзовом кресле с подлокотниками, выглядит непривычно и даже загадочно. Исходя из произведений Б.К. Растрелли, Михаил Шемякин создал сложный, противоречивый образ, далекий от прототипов и заставляющий задуматься о трагической истории города и страны. В облике скульптурной композиции выражено Шемякинское понимание личности Петра.

В его чертах подчеркивается жизненность, неофициальность, психологичность, метафизическая обнаженность. На боковой плоскости постамента имеется авторская надпись: «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке»

Статья: Лихачев Д. С. Михаил Шемякин и Петербург Петра Первого

Памятник «Жертвам политических репрессий»

(Метафизические сфинксы)



Памятник является даром художника М.М. Шемякина (архитектор В.Б. Бухаев) своему родному городу Санкт-Петербургу. Скульптуры метафизических сфинксов были созданы Шемякиным в 1994 г. Место для памятника символично выбрано напротив известной ленинградской тюрьмы «Кресты», где в годы сталинских репрессий томились заключенные. Установленные напротив знаменитой своей мрачной историей тюрьмы «Кресты», сфинксы являются не просто одной из городских скульптур. Их лица — на половину человеческие, наполовину — сгнившие черепа, являются олицетворением жестокого сталинского режима


С необычайной и вполне узнаваемой «шемякинской» пластикой сделаны эти сфинксы. Поражает сама идея памятника. Так уместны эти сфинксы в Санкт-Петербурге и так уместен этот метафизический символ по отношению к тому времени, когда половина страны жила по официальной версии в обычном «счастливом мире», а другая половина мучилась и погибала в каком-то безумном кошмаре, в безвести и тайне, не понятно за что. И многие из этой «счастливой» половины даже не подозревали о существовании второй - Архипелага ГУЛАГ.


К жилым домам на набережной эти необычные сфинксы обращены профилем как юные женские лица, к Неве и тюрьме «Кресты» на противоположном берегу — изъеденные, обнажившиеся черепа. Между сфинксами на парапете набережной — стилизованное окно тюремной камеры с решёткой.



По периметрам гранитных постаментов — медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений В. Шаламова, Н. Гумилёва, О. Мандельштама, А. Ахматовой, Н. Заболоцкого, Д. Андреева, Д. Лихачёва, И. Бродского, Ю. Галанскова, А. Солженицына, В. Высоцкого, В. Буковского


Прошел январь за окнами тюрьмы и я услышал пенье заключенных, звучащее в кирпичном сонме камер: “Один из наших братьев на свободе”.

Иосиф Бродский


Крестовский противовес - жизнь- смерть, свобода-заключение, счастье-трагедия... список можно продолжать бесконечно. Пугающе-завораживающие изваяния сфинксов - это метафизический символ России и города того времени.


Самые молодые сфинксы в Санкт-Петербурге находятся на набережной Робеспьера.

В отличие от шемякинского Петра во дворе Петропавловской крепости «метафизические сфинксы» не порождают споров. Тем не менее, эти мастерские, хоть и мультяшные монстры вполне представляют стражей смерти прошедшего века — полумертвые сфинксы, лишенные загадки.

"Казанова"

(памятник к 200-летней годовщине смерти Джакомо Казановы), Италия, Венеция, дворец Дожей (1998)



Казанова, в лице которого угадываются черты Дональда Сазерленда из культового фильма Федерико Феллини, бережно держит за руку механическую куклу - своеобразный парадоксальный идеал женщины. Роль почётных часовых Истории выполняют расположившиеся по бокам шестигрудые сфинксы. Каждый из пьедесталов украшен бронзовой маской, развивающей тему театра жизни. К сожалению, подаренный Венеции памятник не простоял в городе и полугода.


В России-то понятно, обласканный мэрами скульптор не нашел понимания среди жителей городов, осчастливленных его монументальным искусством, а что же в просвещенной Европе, отчего же шемякинский Казанова уже много лет не может прописаться в легендарном городе на воде?


Кто видел этот памятник, наверняка поймет, что дело не в костности человеческого восприятия или происках недоброжелателей - дело в самой скульптурной композиции.


Итак, сам Казанова изображен в полный рост, в окружении пары шестигрудых сфинксов, долженствующих изображать то ли символы вечности, то ли "охранять" центральную часть композиции, то ли представлять собой торжество похоти. Но вот кому с такой элегантностью он протягивает руку?

На кого смотрит с улыбкой? Кто стоит рядом с ним на пьедестале? Неужели женщина?

Нет, конечно же, нет. Все пропорции указывают, что для Шемякина женщины являются чем-то неодушевленным, не стоящим внимания, персонажами настолько незначительными, что художник специально подчеркнул это пропорциями скульптурной группы, где Казанова, кажется, протягивает руку кукле.

Те, кто знаком с творчеством Казановы знают, что как к игрушкам он к женщинам никогда не относился. Тем более, такой символ нарочитого неуважения к женщине не сможет сегодня вписаться в европейское культурное пространство, где есть место для женщин-ученых, женщин-музыкантов, женщин-политиков.

Памятник «Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга»

Открытие памятника «Первым строителям Петербурга» состоялось в присутствии мэра города А.А.Собчака в октябре 1995 года в саду неподалеку от Сампсониевского собора (храм-памятник Полтавской баталии, проходившей в день Святого Сампсония в 1709 году), на месте первых кладбищ Санкт-Петербурга — православного (для «правоверных») и «немецкого» (для «иноверцев»). Здесь были похоронены как простые граждане, так и государственные деятели, ученые, архитекторы, которые принимали участие в строительстве Петербурга (А.Шлютер, И.Посошков, Ж.Б.Леблон, Л.Каравак, Г.И.Маттарнови, Д.Трезини).


Проект памятника принадлежит авторству двух известных петербуржских деятелей — скульптору М.Шемякину и архитектору В.Б.Бухаеву. Именно В.Б.Бухаев и спроектировал основу монумента — арку, пересеченную крестом и ориентированную на Сампсониевский собор. Арка — своеобразный символ «окна в Европу» и самого Петербурга. Дополнена арка скульптурной композицией, состоящей из стола и стула (по образцу подлинной мебели из Голландии XVII века). На столе лежал план Петербурга, принадлежащий авторству Ж.-Б.Леблона и прочие атрибуты зодчества. С восточной стороны арка украшена медальоном, на котором изображен Петр Великий, прямо на устоях арки — барельефы М.Шемякина, в виде медалей эпохи Петра, портретов архитекторов и прочих композиций. Кроме всего памятник украшен и памятной надписью на латинском и русском языках.



К сожалению, в 2000-м году памятник «Первым строителям Петербурга» поддался нападению вандалов, которые выломали и похитили множество деталей из бронзы, в частности стол со всеми размещенными на нем предметами. До сегодняшнего дня памятник остается руиной, попыток реставрации пока не предпринималось. Примечательно, что к 300-му юбилею Петербурга памятник «Первым строителям Петербурга» вошел в путеводители по всему миру.

Памятник профессору Гарольду Юкеру «Диалог Платона с Сократом»



Памятник профессору философии и психологии Юккеру, установленный в старинном университете Хофстра, основанный голландцами, напротив здания факультета философии. Изображены любимые им мыслителей сократ и платон (платон беседует с бюстом сократа). Платон в монументе сидит за столом и перстом показывает на шар со всевидящим оком. Шар покоится на книге и на бронзовом манускрипте с записью имен знаменитых философов всех времен и народов. Напротив стола, за которым сидит платон, — бронзовая колонна. На нее теперь садятся студенты и как бы вступают в диалог с гениями.

Памятник Петру Великому в Детфорде

Памятник Петру I в Дептфорде поставлен на месте дома, в котором русский самодержец жил в 1698 году во время визита в Англию. Великое посольство Петра в Западную Европу принято связывать в основном с Голландией, но именно посещение Лондона позволило молодому царю приобщиться к высоким технологиям того времени.

Памятник работы Михаила Шемякина отлит в бронзе. Типично шемякинский долговязый царь с подзорной трубой в руке, рядом - явно слишком маленький для такой фигуры трон, две пушки, карлик с глобусом и крохотным корабликом на ладони. (Позже Шемякин использовал эту идею для создания памятника Петру в Стрельне под Петербургом.) Всё здесь многозначно и символично: пушки - потому, что целью визита было укрепление военной мощи России, карлик - потому, что русское посольство начудило в Лондоне выше всякой меры, а на маленький трон, чтобы посмотреть на Темзу, может сесть любой зритель


В Англию двадцатипятилетнего Петра позвала необходимость: освоив в Голландии ремесло корабельного плотника, царь обнаружил, что голландцы не могут преподать ему теорию кораблестроения. Печальный царь пил пиво в кабаке, когда случайный англичанин подсказал, что «у них в Англии сие в совершенстве». В Лондон Пётр отправился по личному приглашению короля Вильгельма III, который одновременно правил и Голландией.

Визит был неофициальным. Пётр хотел расположиться как можно ближе к дептфордским королевским докам, ему подобрали дом сэра Джона Эвелина (чтобы освободить его для царя, отсюда попросили выселиться адмирала Джона Бенбоу, руководителя дептфордских доков). В стене дома проделали специальную дверь, через которую царь в любой момент мог выйти на территорию доков.

Пётр провёл в Англии четыре месяца. За это время он изучил под руководством сэра Энтони Дина-старшего теорию кораблестроения, посетил Гринвичскую обсерваторию, Монетный двор (где тогда директорствовал сэр Исаак Ньютон), осмотрел Вулвичский арсенал и кабинеты редкостей, завёл краткосрочный роман с актрисой Летицией Кросс. Чтобы пополнить казну, Пётр продал британским купцам лицензию на торговлю в России табаком.


Дом, где жил самодержец, не сохранился, но сохранились счета, выставленные домовладельцем после завершения высочайшего визита: за выломанные двери, разбитые изразцы, переломанные балясины, разломанную кровать. Земля в саду была «взрыта от прыжков и выделывания всяких штук». Осмотр производил архитектор Кристофер Рен, убытков насчитали на 350 фунтов, казна выплатила их домовладельцу.




Память о русском царе до сих пор живёт в Британии. Небольшая улочка в Дептфорде так и называется: Цар-стрит. Шемякинский памятник поставлен поближе к Темзе - бронзовые глаза царя смотрят на реку, за которой ему виделся безмерный, влекущий океан.

7 июня исполняется 25 лет со дня открытия в Петропавловской крепости самого скандального памятника Петру I, созданного Михаилом Шемякиным в 1991-м году. Это дар известного художника родному городу и… Петру, день рождения которого отмечается 9 июня. Как создавался этот неоднозначный монумент, а также другие противоречивые работы мастера?.

«Пётр-паук»

Бронзовый Петр I, сидящий на троне в Петропавловке - один из самых спорных и интересных образов царя-реформатора. Идея создания монумента, как и многое в жизни Шемякина, пришла случайно. В его мастерской давно хранилась копия прижизненной восковой маски царя, выполненная ещё в 1719 году Растрелли. Сегодня считается, что она довольно точно показывает истинное лицо Петра. Однажды её увидел Владимир Высоцкий и предложил художнику изваять императора: «Ты много рисуешь Петра, а почему никогда не делал скульптуру?»

В 1980-м Высоцкий умер и Шемякин в память о друге ещё в США приступил к работе.

Фигура Петра удивляет нарушением естественных пропорций. Фото: Commons.wikimedia.org / Тара-Амингу

«Я стал создавать первые наброски из глины. Сразу в натуральную величину,- вспоминал Шемякин.- Мы выносили замотанные макеты в парк и ставили их на кресло. Здесь и выяснялось, что с расстояния 5 метров Петр производил впечатление весьма невысокого человека, хотя ростом был под два метра. И я стал увеличивать туловище. До тех пор, пока не пришел к пропорциям русской иконы. На них ведь у апостолов - крошечная голова и длинное тело…»

Над скульптурой Шемякин трудился 8 лет. Надпись на боковой плоскости постамента гласит: «Основат елю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке». Кстати, чтобы прочитать эти слова приходится склонить голову, так скульптор ещё раз заставляет нас быть почтительным с императором.

Фигура удивляет нарушением естественных пропорций: лицо напоминает обитателей Кунсткамеры, голова лысая и карикатурно маленькая, тело же слишком крупное, туловище, ноги и руки очень вытянуты. Особо выделяются наводящие жуть пальцы. Они такие долгие и тонкие, что острословы назвали памятник «Пётр-паук».

«Моя работа создана не для созерцания и любования, а размышлений о трагической судьбе России последних трёх веков,- говорит скульптор.- Возможно, это понимание приходит не сразу».

Когда памятник только был создан, многие эксперты, в том числе известные архитекторы, выступили за его установку в Летнем саду. Однако вмешался первый мэр города Анатолий Собчак и «шокирующую» скульптуру открыли у Комендантского дома Петропавловской крепости. Это произошло в июне 1991 года, накануне возвращения Ленинграду исторического имени Санкт-Петербург, что ещё подлило масла в огнь. На творение Шемякина сразу обрушился вал критики.

Нападок было столько, что в первые дни возле скульптуры пришлось даже выставить охрану, чтобы избежать вандализма. Но со временем к новому образу сидящего на троне самодержца привыкли и он стал достопримечатель ностью Петербурга. Более того - исполнителем желаний. Прочно укрепилась легенда, что если потереть длинные пальцы Петра - всё загаданное исполнится. Правую руку - посыплются денежки, левую - снизойдёт творческое вдохновение. Ну а если посидеть на коленях - всё будет хорошо в личной жизни. И, судя по тому, как буквально блестят длинные пальцы, а колени почти истёрты - мечты сбываются…

Сфинксы-скелеты

Этот памятник «Жертвам политических репрессий», в котором переосмыслены мотивы знаменитых петербургских сфинксов, был установлен в 1995 году.

« Место напротив известной тюрьмы "Кресты" выбрано не случайно, - рассказывает Шемякин.- Там в годы сталинских репрессий томились заключенные и лица сфинксов - олицетворение жестокого режима. Со стороны жилых домов у них юные женские профили, а со стороны "Крестов" - изъеденные, обнажившиеся черепа. Между ними - стилизованное тюремное окно с решёткой. Так отражена жизнь страны - одна половина жила в неведении, другие погибали, неизвестно за что».

По периметрам гранитных постаментов — медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений Шаламова, Гумилёва, Мандельштама, Ахматовой, Заболоцкого, Андреева, Лихачёва, Бродского, Буковского, Солженицына, Высоцкого. Он словно показывает, как близки были в то жуткое время жизнь и смерть, свобода и заключение, счастье и трагедия. Туловища у сфинксов худые и сквозь кожу выступают кости, а в высокой посадке головы читается страшная тревога.

В 70-х за неадекватное, с точки зрения режима, поведение его поместили в психбольницу с диагнозом «вяло текущая шизофрения». Фото: www.globallookpress.com

Вероятно, создавая эти изваяния, художник вспоминал и собственную жизнь. В 70-х за неадекватное, с точки зрения режима, поведение его поместили в психбольницу с диагнозом «вяло текущая шизофрения». А в 1971-м в течение нескольких часов выгнали из страны, не дав даже попрощаться с родителями. За что? Начальникам не понравилось изобретённое бунтарём новое движение «метафизический синтетизм». Правда, дальнейшая жизнь показала, что власти, сами того не подозревая, оказали Шемякину огромную услугу. За рубежом он получил признание, стал гражданином мира. Сегодня с ним дружат короли и главы государств. И в Россию теперь приезжает когда и на сколько захочет. Квартиру ему тоже выделили, на Фонтанке, по поручению Владимира Путина. Как рассказывал сам художник, когда чиновник, которому президент давал распоряжение, поинтересовался, в какой срок предоставить Шемякину жилье, глава государства ответил: «Мы выгнали его в 71-м, так что очередь подошла…»

Две судьбы

Особая страница в жизни Шемякина - дружба с Высоцким, с которым они познакомился благодаря Михаилу Барышникову в 1974 году.

«Наша дружба родилась действительно внезапно, но было ясно, что это — навсегда,- вспоминал Шемякин. - Было ощущение, что мы давным-давно знаем друг друга, но только очень долго были в разлуке. И вот сейчас нужно выговориться, поведать друг другу что-то важное и нужное для нас обоих».

Владимир Высоцкий в фильме «Вертикаль». Фото: Кадр из фильма/ «Вертикаль»

Высоцкий посвящал Шемякину свои песни, тот, в свою очередь, рисовал иллюстрации к произведениям Владимира Семёновича. Их совместным загулам посвящена знаменитая «На Большом Каретном». Всего Шемякин создал 42 иллюстрации «на тему Высоцкого» — по одной на каждый год жизни легендарного актера. Необычным стал и памятник поэту, установленный в Самаре. Отрылся он 25 января 2008 года, в день 70-летия барда. В центре композиции фигура Высоцкого в роли Гамлета и с гитарой в руках. Справа - мужчина в плаще, олицетворяющий «чёрного человека» и те губительные силы, что сопровождали артиста на жизненном пути. Слева на фоне решетки — надзиратель со связкой ключей. Ближе к центру — женщина с лицом Марины Влади, символизирующая Возлюбленную и Музу. Памятник установлен около самарского Дворца спорта где в 1967 Высоцкий дал первые в своей жизни концерты при шеститысячной аудитории.

Дети и зло

Это самый скандальный памятник Шемякина (установлен в 2001-м на Болотной площади в Москве).

«Композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений… Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься».

Всего здесь 13 фигур пороков и они нарочито высокие, чтобы даже взрослые чувствовали своё ничтожество. Фото: www.globallookpress.com

Всего здесь 13 фигур пороков и они нарочито высокие, чтобы даже взрослые чувствовали своё ничтожество. Наркомания, например, изображена в виде лысого мужчины с хитрым неприятным лицом. За спиной у него сломанные крылья, на которых невозможно взлететь. В руке - шприц. Угодливая улыбка словно говорит, нужно лишь принять этот «подарок» и всё будет хорошо… Проституция раскрывает объятья в виде полуженщины-полу лягушки. У неё красивое тело и нарядная одежда, но в выпученных глазах никакого выражения, а ухмылка отталкивает. Садизм показан носорогом в «наряде» мясника со злым лицом. Так и чувствуется, что это тот, кто любит мучить слабых, потому что он сильнее. Приготовлен и Позорный Столб - это для тех, кто закрывает глаза на страшные события только потому, что они ушли в прошлое. Война изображена тоже с крыльями, но в доспехах и противогазе. Ребятам она протягивает игрушку - Микки-Мауса. Вот только мышонок закован в бомбу…

Монумент входит в топ-10 наиболее спорных монументов столицы. Фото: Commons.wikimedia.org / Glavkom_NN

Монстры Шемякин вылепил так жизненно, они так отвратительны в своих наклонностях, что памятник, помимо сторонников, обрёл и немало противников. Он входит в топ-10 наиболее спорных монументов столицы. А после покушения вандалов власти поставили забор и охрану, теперь пороки можно видеть только с 9 утра до 9 вечера. Вот если бы так было и в жизни…

В котором переосмыслены мотивы знаменитых сфинксов на Университетской набережной . Расположен напротив печально известной тюрьмы «Кресты » на Воскресенской набережной . Автор проекта - Михаил Шемякин .

Памятник в виде двух бронзовых сфинксов на гранитных постаментах открыт 28 апреля 1995 года. К жилым домам на набережной эти необычные сфинксы обращены профилем как юные женские лица, к Неве и тюрьме «Кресты» на противоположном берегу - изъеденные, обнажившиеся черепа . Между сфинксами на парапете набережной - стилизованное окно тюремной камеры с решёткой.

Высота сфинксов - 1,40 м, высота плинта - 0,17 м, высота постаментов - 1,60 . [ ]

По периметрам гранитных постаментов - медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений В. Шаламова , Н. Гумилёва , О. Мандельштама , А. Ахматовой , Н. Заболоцкого , Д. Андреева , Д. Лихачёва , И. Бродского , Ю. Галанскова , А. Солженицына , В. Высоцкого , В. Буковского :

  • Все товарищи его заснули, / только он один не спит: / всё он занят отливаньем пули, / что меня с землёю разлучит… / Николай Гумилёв, 1917;
  • … Петербург! У меня ещё есть адреса, / по которым найду мертвецов голоса… / Осип Мандельштам, 1930
  • … Хотелось бы всех поимённо назвать, / Да отняли списки и негде узнать… / И если зажмут мой измученный рот, / Которым кричит стомильонный народ… / Затем, что и в смерти блаженной боюсь / Забыть громыхание черных марусь, / Забыть, как постылая хлопала дверь / И выла старуха, как раненый зверь. / И пусть с неподвижных и бронзовых век / Как слёзы, струится подтаявший снег, / И голубь тюремный пусть гулит вдали / И тихо идут по Неве корабли… / Анна Ахматова, 1935-1940;
  • … Вот они и шли в своих бушлатах - / два несчастных русских старика, / вспоминая о родимых хатах / и томясь о них издалека… /…Не нагонит больше их охрана, / не настигнет лагерный конвой, / лишь одни созвездья Магадана / засверкают, став над головой… / Николай Заболоцкий, 1947-1948;
  • … Нет! Не зодчим дворцы / создающим под солнцем и ветром / купола и венцы, / возводя в голубой окоём - / в недрах русской тюрьмы / я тружусь над таинственным метром / до рассветной каймы / в тусклооком окошке моём… / Даниил Андреев, 1956;
  • Я могу повторить то, что сказал раньше: / в правде нет страха. / Правда и страх не совместимы. / Дмитрий Лихачёв, 1987;
  • Прошёл январь за окнами тюрьмы / и я услышал пенье заключённых, звучащее в кирпичном сонме камер: / «Один из наших братьев на свободе». / Ещё ты слышишь пенье заключённых / и топот надзирателей безгласных, / ещё ты сам поёшь, поёшь безмолвно: / «Прощай, январь» / Лицом поворотясь к окну, / ещё ты пьёшь глотками тёплый воздух, / а я опять задумчиво бреду / с допроса на допрос по коридору / В ту дальнюю страну, где больше нет / ни января, ни февраля, ни марта. / Иосиф Бродский, 1961;
  • … Вы можете выиграть этот бой, но вы / всё равно проиграете эту войну. Войну / за демократию и Россию, войну, / которая уже началась и в которой / справедливость победит неотвратимо… / Юрий Галансков, 1966;
  • … Оттого все, кто глубже черпанул, / полнее изведал - те в могиле уже, не / расскажут. / Главного об этих лагерях - уже никто / никогда не расскажет… / Александр Солженицын;
  • Все взято в трубы, перекрыты краны, / ночами только ноют и скулят, / что надо… надо сыпать соль на раны, / чтоб лучше помнить - пусть они болят! / Владимир Высоцкий;
  • Несчастна страна, где простая честность / воспринимается в лучшем случае как / героизм, в худшем как психическое / расстройство, ибо в такой стране земля / не родит хлеба. Горе тому народу, в / коем иссякло чувство достоинства, ибо / дети его родятся уродами. И если не / найдётся в той стране хоть бы и одного, / чтобы взять на себя общий грех, / никогда уже не вернётся ветер / на круги своя. Владимир Буковский, 1995;
  • Запах лиственницы был слабым, но ясным, и никакая сила в мире не заглушила бы этот запах, не потушила этот зеленый свет и цвет. Слабый настойчивый запах - это был голос мертвых. От имени этих мертвецов лиственница и осмеливалась дышать, говорить и жить. Варлам Шаламов, «Колымские рассказы».

На памятнике изображено также факсимиле подписи