Психологическая война. Приемы психологической войны. Психологическое оружие и психологическая война

Современные войны ведутся по совсем иным правилам, чем те, которые вели наши предки. Да и разрушений они приносят гораздо больше, так как зачастую начинаются гораздо раньше, чем народ осознает это. В мире, где правят технологии и средства массовой информации, самым приемлемым методом борьбы стала психологическая война. Некоторым обывателям кажется, что это понятие в первую очередь касается стран третьего мира, где царят нищета и беззаконие, и практически никак не соотносится с цивилизованным обществом стран Запада.

Однако подобное утверждение не имеет под собой оснований, ведь все мы подвержены определенным влияниям, которые вполне могут быть частью информационно-психологической операции. Именно таким образом сегодня ведется большинство войн, начинающихся с долгой и тщательной работы спецслужб. Их целью является возникновение массовых беспорядков, свержение правящей элиты, подрыв экономики, что в итоге приводит к реальным военным действиям. Если вам кажется, что все это относится к разряду выдумок, то прочитайте нашу статью. Возможно, после этого такие термины, как «пропаганда» и «психологическая война», станут вам гораздо понятнее.

Объясняем понятие

О психологической войне говорят часто и много. Этот термин нередко употребляется политиками, журналистами и военными. Средства массовой информации даже пытаются запугивать обывателей, применяя его по поводу и без. Так что же такое на самом деле психологическая война? Стоит ли опасаться ее? И как понять, что она уже ведется? На все эти вопросы мы попытаемся ответить в статье, а сейчас давайте обратимся к терминологии.

Обыватели в своей общей массе даже не представляют, что термин может иметь два значения. Они сходны между собой по многим пунктам, но все же имеют и определенные различия в нюансах, существенно меняющих саму формулировку.

Итак, психологическая война с точки зрения профессионалов понимается как деятельность определенной направленности, организованная спецслужбами одного государства и направленная на мирное население и военные подразделения другого. Данная деятельность характеризуется как психологическое воздействие, и ее главной целью является достижение поставленных военных и политических задач. Интересно, что понимание профессионализма в такого рода войне имеет весьма размытые рамки. Под них подходят специалисты высокого уровня, соответствующие трем основным параметрам отбора:

  • обладание научными знаниями в требуемой области;
  • наличие специальной подготовки;
  • практический опыт психологической обработки и воздействия на людей.

Начать подобную войну без санкции главы государства невозможно, в странах с твердой законодательной базой данное правило четко соблюдается. Однако в государствах, где имеются проблемы с законодательной властью, психологическая война может быть начата определенными группировками. К примеру, промышленниками либо политическими группами. Они берут под контроль источники информации и начинают действовать всеми способами ради достижения поставленной цели.

Еще древние китайцы отлично владели методами психологического воздействия. Один из философов в шестом веке до нашей эры изложил их в своем трактате. Он выделил двенадцать основных методов, которые должны были однозначно привести к победе. В них входили: дискредитация всех достижений противника в его стране, вовлечение политических лидеров в противоправную деятельность, подрыв престижа правящей элиты, налаживание контактов с преступными элементами, способными на все ради получения денежных средств и так далее.

В более простом, обывательском смысле психологическая война - это некое стихийное явление. Оно выражается в использовании всех механизмов вербального общения одними группами против других, чтобы подчинить их или создать особые условия для своего существования. В подобном виде война существует еще с момента появления человечества. Однако на протяжении долгих веков в процессе ее ведения использовалось в основном непосредственное общение. Влияние оказывалось через слово, жесты, мимику и эмоции. Сегодня методы психологического воздействия более разнообразны. Этому способствует накопленный опыт и специально разработанные технологии управления массами.

Нередко мы говорим о психологической войне в ситуациях, не имеющих к ней в реальности абсолютно никакого отношения. В подобных случаях термин приобретает некий житейский смысл. К примеру, его часто используют, когда речь идет об избирательных кампаниях, противостоянии этнических группировок либо переговорном процессе конкурирующих организаций.

Объединив эти два понятия, можно сделать вывод, что совокупность различных методов, форм воздействия и технологий на людей и является психологической войной в широком смысле этого слова. Однако не стоит забывать и о ее целевом назначении. Целью психологической войны всегда являются изменения мировоззрения людей, ценностей, мотивации и других психологических характеристик. Влияние может оказываться на некую группу граждан либо общество в целом, чтобы полностью изменить настрой масс.

Процесс ведения психологической войны в разных странах: особенности

Сегодня практически в любом государстве происходит непрерывный процесс объединения определенных сил ради достижения политических, идеологических или военных целей. Причем на данный процесс накладывают серьезный отпечаток культурные и исторические традиции страны.

В некоторых государствах к психологическому воздействию относятся очень серьезно. Для ведения информационно-психологической войны формируются специальные подразделения. Кадровый отбор в них довольно жесткий: сотрудники проходят обучение по разным программам, овладевают секретными техниками подчинения разума и получают особое оснащение. Подобные части могут действовать практически в любых условиях, при этом направить свои знания по распоряжению свыше они могут как на свой собственный народ, так и на граждан другой страны. Чаще всего эти подразделения входят в структуру вооруженных сил. Подобные части существовали в Советском Союзе, а сегодня они присутствуют в США и КНР, к примеру.

Другие страны выбирают иной путь ведения психологических войн. Они также создают специальные структуры, но находят им активное применение в обычной жизни. По распоряжению руководства они выполняют задания в целях национальной безопасности. В их руках оказываются эффективные агитационные материалы, благодаря которым и решаются поставленные пропагандистские и идеологические задачи. Такая практика широко применяется в странах Европы (Великобритания, Франция и так далее).

В ряде государств пси-фактор используется повсеместно. Каждый источник средств массовой информации, независимо от его принадлежности - государственный или коммерческий, возглавляется квалифицированным специалистом, который владеет пропагандистскими методиками и успешно внедряет их в свою деятельность. Подобный подход характерен для Индонезии и Филиппин, к примеру. То есть можно сказать, что современные войны ведутся бесконечно и в первую очередь являются именно психологическими.

Обратимся к истории: несколько фактов

Трудно в полной мере осознать возможные масштабы и разрушения от психологической войны, если не обратиться к истории. Насколько это опасно? Еще с самых древних времен военная пропаганда считалась лучшим способом деморализовать противника. Этим искусством в совершенстве владели все великие полководцы. Известно, что еще Чингисхан перед тем как отправиться в очередной поход, распространял слухи о новом мощном оружии, против которого невозможно устоять. Таким же образом поступал Ганнибал и персидский царь Ксеркс.

Примечательно, что не всегда агитационный материал подбирается верно, и ошибка вполне может стоить победы. Самой яркой иллюстрацией этого утверждения является война Испании и Англии в шестнадцатом веке. Испанцы, планирующие победить противника на море, для дискредитации королевской семьи распространили листовку, где опорочили честь королевы. По их планам возмущенный народ должен был восстать против своего правительства, что ускорило бы победу испанцев. Однако англичане настолько любили свою королеву, что были глубоко возмущены клеветой в ее адрес. В итоге на защиту страны встали даже те, кто находился в оппозиции к королевской семье. Испания потерпела в этой войне позорное поражение.

Как видите, ведение психологической войны - это непростое дело. Оно требует большой изощренности и практических навыков. Сегодня этим вопросом очень активно занимаются спецслужбы разных стран, совершенствуя свою методологическую базу.

Методология

Теория и практика обработки массового сознания в психологической войне обязательно изучается специалистами особых подразделений. Процесс управления людьми и изменения их сознания уже поднялся до уровня науки, а потому имеет и свои методы. В классическом варианте их четыре:

  • психологические средства;
  • военные средства;
  • система санкций;
  • политические средства.

О каждом методе мы расскажем чуть подробнее.

Воздействие психологическими средствами

Если мы говорим об оказываемом влиянии на массы внутри страны правительством, то оно может осуществляться за счет СМИ. Они пропагандируют патриотизм, создают положительный облик правительства, формируют приоритеты, угодные государству. Параллельно возможно психологическое воздействие на тот же народ силами противника. Он стремится внедрить противоположные идеи, сформировать упаднические настроения в массах, создать впечатление о провальных экономических и политических мерах, принимаемых правительством. В итоге это приводит к определенной степени моральной усталости. Народ начинает путаться в мотивах, а уровень боевого духа снижается. Подобная методика эффективна накануне какого-либо вооруженного конфликта.

Военные средства

Данный метод активно используют сегодня США. В их практике считается нормой показывать противнику свою боевую мощь, чтобы деморализовать его и получить желаемое. К примеру, правительство может направить к берегам другого государства флотилию военных кораблей или разместить на границе ракеты. Когда-то военные средства с воздействия использовал и Советский Союз. В качестве примера можно привести Карибский кризис, вызванный размещением ядерных боеголовок на Кубе в предельной близости к США.

Машина санкций

Экономика каждого государства тесно взаимосвязана с другими странами. Поэтому подорвать силы потенциального противника можно последовательным введением экономических и торговых санкций. Очень эффективен этот метод относительно стран так называемого третьего мира. В них сразу же снижается уровень и качество жизни, повышается смертность и процент заболеваемости, появляются проблемы с продовольствием и бытовые трудности. Естественно, что в массах это порождает недовольство, выливающееся в уличные демонстрации и призывы к свержению власти.

Политические методы воздействия

Данная методика считается одной из самых сложных, так как требует серьезной подготовки и виртуозности исполнения, достигаемой опытом. Форм подобного воздействия довольно много. К примеру, подготовленный демарш оппозиционных правительству либо запрещенных организаций. Он может спровоцировать серьезное противостояние политических течений и групп между собой.

Виды воздействия

Психологическая война подразумевает широкое использование разных видов воздействия. Конечно, ни одна из спецслужб страны не раскроет своих секретов, но все же среди специалистов существует некое единство в классификации данных видов:

  • информационно-психологическое;
  • психогенное;
  • психоаналитическое;
  • нейро-лингвистическое;
  • психотронное;
  • психотропное.

Перечисленные нами виды психологического воздействия имеют свои особенности и предназначены для выполнения определенных задач.

Информационно-психологическое воздействие на сознание индивида

Данный вариант используется повсеместно, ведь само воздействие происходит посредством обычных слов и информации, а значит, может применяться для всех слоев населения.

Цели и задачи этого вида воздействия ставятся максимально широко. У людей должны сформироваться отличные от имеющихся политические взгляды, измениться идеология, появиться новые убеждения, способные вызвать бурные эмоции. Благодаря этому психика масс становится мобильна, и обычные эмоции по необходимости можно трансформировать в определенные реакции.

В самом простом исполнении информационно-психологическое воздействие выглядит как листовка. Она является тем механизмом, который призван поколебать уверенность и спокойствие противника, вызвав в нем очень сильную эмоциональную реакцию положительного или отрицательного характера. Таким образом можно поднять патриотический дух либо, наоборот, вызвать панику у мирного населения или в военных рядах.

Психогенное воздействие

Чтобы применить данный вид, требуется хорошее оснащение, подготовка, научные знания и практика. Произвести подобное воздействие можно двумя способами:

  • Посредством реального физического воздействия на мозг того или иного человека. В результате происходят нарушения в функционировании нервной системы, что меняет и психическую деятельность. Добиться нужного результата можно, травмировав индивидуума. К примеру, черепно-мозговая травма надолго выбивает человека из строя, а во многих случаях становится причиной инвалидности. Но когда мы говорим о воздействии в рамках ведения психологической войны, то такой подход неэффективен, так как рассчитан на выведение из строя конкретных людей. Поэтому специалисты используют воздействие на массы звуком, светом, определенным цветовым сочетанием или сменами температурного режима. В итоге физиологические реакции полностью меняют психическую деятельность и эмоциональную окраску как у одного человека, так и у большого количества людей.
  • Посредством шока. Нередко картины смерти и разрушений вводят даже подготовленного человека в ступор. Он может потеряться в пространстве и впасть в панику, в дальнейшем ему понадобится специализированная помощь, чтобы вернуться к реальности и вести нормальный образ жизни, принимая рациональные решения.

Одним из самых эффективных способов психогенного воздействия, применяемого спецслужбами, очень часто является цвет. Доказано, что правильно подобранная цветовая гамма на листовках, к примеру, способна привести к нужному психоэмоциональному состоянию независимо от своей информативной составляющей. Главное в этом вопросе - это учитывать тип нервной системы человека и культурные традиции этноса. Ведь у разных народов один и тот же цвет может вызывать абсолютно противоположные реакции. Возьмем белый цвет. У западных народов он ассоциируется с нежностью и чистотой, а вот у японцев и некоторых других азиатских народов он символизирует смерть. Поэтому специалисты при подготовке психологической войны и психогенного воздействия стараются изнутри изучить все культурные особенности и традиции противника.

Психоаналитическое воздействие

Специалисты, которые могут влиять на подсознание человека и вкладывать в него определенные установки, существуют у каждых спецслужб мира. Они работают разными способами, но всегда добиваются хороших результатов. Чаще всего в процессе воздействия используются гипноз, внушение в фазе глубокого сна, а также техники, позволяющие вкладывать нужную информацию в сознание бодрствующих людей. Особым мастерством считается умение подавить психологическое сопротивление масс и воздействовать на них, корректируя поведение в соответствии с заложенной программой.

Пусковым механизмом коррекции могут служить слова, образы, картинки, звуки и даже ароматы. Опытный специалист может заложить в подсознание практически любую информацию либо стиль поведения и в нужный момент активировать их.

Нейролингвистическое воздействие

В народе этот способ известен как нейролингвистическое программирование и представляет собой внедрение в сознание индивида определенных программ. Это довольно сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. Выстраивается он на внутренних противоречиях человека, которые вызывают в нем дискомфорт. И здесь пси-фактор играет очень важное значение. Специалист в области нейролингвистического программирования выявляет эти противоречия, затем буквально вытаскивает их из подсознания и закрепляет весь спектр неприятных ощущений, вызванных внутренним конфликтом. На фоне ослабления защитных функций организма он очень легко внедряет новые поведенческие программы. В результате человек полностью меняет отношение к жизни, свои убеждения, иначе расставляет приоритеты и в целом становится другим.

Интересно, что в процессе данного воздействия личность практически самостоятельно ставит себе новые программы, но делает это под контролем специалиста, что существенно снижает возможность их отторжения сознанием.

Психотронное воздействие

Чаще всего оно осуществляется на массы, так как сам способ программирования изначально рассчитан на большие скопления людей. Психотронное воздействие подразумевает получение результата посредством передачи информации на не осознаваемом уровне.

В данную категорию можно включить работу экстрасенсов, пресловутый «25 кадр» и биолокационные установки, к примеру. Все эти способы имеют один механизм действия - они дают возможность организму получить информацию, не пропуская ее через сознание. Таким образом она попадает прямиком в мозг и воздействует на нервные окончания.

Сегодня создание является приоритетным направлением в работе секретных научных лабораторий каждого государства. Считается, что его создание мгновенно изменит расстановку сил в мире и приведет к третьей мировой войне.

Психотропное воздействие

Оно оказывается различными медикаментами, химическими либо биологическими веществами. Причем они могут иметь как естественное происхождение, так и синтезироваться в лабораториях. К примеру, хорошо известен в узких кругах препарат «Би-зет». Он способен за несколько секунд превратить организованную группу людей в неуправляемую толпу, способную на любые преступления.

Некоторые специалисты синтезируют и объединяют между собой различные запахи, которые способны воздействовать на людей определенным образом. К примеру, один из вариантов такого действия успешно применяют маркетологи в торговых центрах: запах свежей выпечки провоцирует желание зайти в кафе и пообедать, а аромат цитрусовых поднимает настроение и способствует большим денежным тратам. Этот же принцип используется и для того, чтобы вызвать чувство отвращения у целого батальона солдат либо приступы рвоты.

Биологические вещества тоже способны снизить боевой дух противника. На их основе создаются смеси, способные, например, растворить дорожное покрытие либо уничтожить железные конструкции строений и мостов.

В заключение хочется сказать о том, что до сих пор ни одному правительству мира не известно, как противостоять психологическому воздействию. Спецслужбы одновременно работают над созданием новых технологий для деморализации противника и защиты своего населения. Однако даже сотрудники сверхсекретных лабораторий не могут быть уверены в том, что в развернутой психологической войне будут победитель и проигравший.

Отрывок из главы «Состояние и особенности российской (русской) цивилизации. Пассионарность народонаселения, пропаганда и мобилизация 2-го тома «Национальной идеи России ». Окончание. Начало читайте в первой части материала или в шеститомнике «Национальная идея России».

ХХ в. был переломным в деле манипуляции общественным сознанием. С одной стороны, сложилась наука, которая занималась этой проблемой, - социальная психология, один из краеугольных камней которой заложил Ле Бон в своем учении о толпе. Возникли и теоретические концепции. Параллельно развивалась новаторская и жесткая практика «толпообразования», превращения больших масс людей в толпу и манипуляции ею. Возникли новые технологические средства, позволяющие охватить интенсивной пропагандой миллионы людей одновременно. Возникли и организации, способные ставить невероятные ранее по масштабам политические спектакли - и в виде массовых действ и зрелищ, и в виде кровавых провокаций.

В последние десять лет в России наблюдаются целенаправленные действия по превращению народа в толпу - через изменение типа школы, ослабление традиций и осмеяние авторитетов, воздействие рекламы, телевидения и массовой культуры, разжигание несбыточных притязаний и пропаганду безответственности. Имеют место все признаки тех методов и технологий «толпообразования», на которые обращали внимание изучавшие это явление философы. Дело пока что идет медленно, но если общество не осознает опасность, то стихийные механизмы защиты не справятся с таким нажимом.

Во второй половине ХХ в. возник совершенно новый тип общественной жизни: СМИ стали использовать технологии психологической войны.
Первоначально, после Первой мировой войны, этим термином обозначали пропаганду, ведущуюся именно во время войны, так что начало психологической войны даже рассматривалось как один из важных признаков перехода от состояния мира к состоянию войны. Американский военный словарь 1948 г. дает такое определение психологической войне: «Это планомерные пропагандистские мероприятия, оказывающие влияние на взгляды, эмоции, позиции и поведение вражеских, нейтральных или дружественных иностранных групп с целью поддержки национальной политики».

Г. Лассуэлл в «Энциклопедии социальных наук» (1934) отметил важную черту психологической войны: она «действует в направлении разрыва уз традиционного социального порядка». То есть как вид воздействия на сознание

психологическая война направлена прежде всего на разрушение тех связей, которые соединяют людей в данное общество как сложную иерархически построенную систему. Атомизация людей - вот конечная цель психологической войны.
В другом руководстве (1964) говорится, что цель такой войны - «подрыв политической и социальной структуры страны-объекта до такой степени деградации национального сознания, что государство становится не способным к сопротивлению». Именно это и произошло с СССР.

В литературе используется типология пропаганды в зависимости от «цвета». Между тем, изначально эта типология была развернута в наставлении армии США «Ведение психологической войны». Именно там даны определения трех типов операций:

1. «Белая» пропаганда - это пропаганда, которая распространяется и признается источником или его официальными представителями.

2. «Серая» пропаганда - это пропаганда, которая не идентифицирует специально свой источник.

3. «Черная» пропаганда - это пропаганда, которая выдается за исходящую из иного источника, чем подлинный.

В СМИ все чаще используются приемы «серой» пропаганды - «информация из первых рук, высосанная из пальца». Ради них СМИ долго боролись и добились законного права «не раскрывать источник информации».

Не просто обычными, но господствующими стали ссылки на «высокопоставленного чиновника из кругов, близких к…, который пожелал остаться неизвестным». Таким образом, источник не идентифицируется, и никакой ответственности СМИ за ложное сообщение не несут. В России общество эти приемы уже испытало на себе в полной мере.

Во многом именно из-за проигрыша в информационно-психологической войне СССР потерпел поражение в холодной войне. Следующим шагом был ликвидирован существовавший в СССР общественный строй и политическая система и начата форсированная деиндустриализация. Фактически идет уничтожение большой страны как «геополитической реальности», причем создаются такие условия жизни населяющих территорию СССР народов, чтобы сильная независимая страна не могла возродиться. Не раз была декларирована цель реформ - создание необратимостей.

Опубликованные в последние годы сведения о доктрине холодной войны, выработанной в конце 1940-х гг. в США, показывают, что эта война с самого начала носила характер «войны цивилизаций».
Но за годы перестройки советское общество убедили, что холодная война была порождена угрозой экспансии со стороны СССР, который якобы стремился к мировому господству. Это - недавний миф, в послевоенные годы никто из серьезных людей в него еще не верил. Выбор между войной и миром был сделан именно на Западе.

Ненависть к России, которой наполнены программные документы холодной войны, можно сравнить с ненавистью крестоносцев к Византии в 1204 г. - а ведь ту ненависть затрудняются рационально объяснить дажефундаментальные монографии по истории. Вот как трактуется, например, в одном важном документе 1948 г. противник Запада: «Россия - азиатская деспотия, примитивная, мерзкая и хищная, воздвигнутая на пирамиде из человеческих костей, умелая лишь в своей наглости, предательстве и терроризме». Никакой связи с марксизмом, коммунизмом или другими идеологическими моментами здесь нет. Это именно война, причем война тотальная, против мирного населения.

Для темы данного исследования и для понимания места пропаганды как управления массовым сознанием в структуре жизнеспособности России важно отметить тот факт, что поражение СССР было нанесено именно в духовной сфере, в общественном сознании - и прежде всего в сознании правящей и культурной элиты.

Обычные объяснения краха СССР экономическими причинами несостоятельны - это попытка найти простое и привычное толкование необъяснимому. До начала радикальной реформы в 1988–1989 гг. экономического кризиса в СССР не было. Поддерживался ежегодный рост ВВП 3,5%, а главное - делались не только очень большие капиталовложения в производство, но наблюдался и их рост.

Эти данные были подтверждены в 1990 г. в докладе ЦРУ США о состоянии советской экономики (этот доклад потом часто цитировался американскими экономистами). Свидетельством отсутствия кризиса был и тот надежно установленный факт, что даже в 1989 г. более 90% граждан не предвидели в ближайшем будущем никаких экономических затруднений. Страна была на пике своей экономики. Очевидно, что поражение в холодной войне не было связано и с отставанием в военной области. Напротив, СССР разбил сильнейшую армию Германии и ее сателлитов, поддержанную ресурсами всей Европы, а потом добился надежного военного паритета с Западом, имел сильную боеспособную армию и самое современное вооружение. Сама возможность уничтожить СССР военным путем была на Западе снята с повестки дня как стратегическая линия.

Необходимо обратить внимание и на показательное замалчивание еще одного факта: даже те, кто смутно припоминает, что против СССР велась настоящая война (холодная), до сих пор не верят в то, что важной частью этой войны была война психологическая. Даже если этот термин и применяют, его считают метафорой. Дело в том, что ведение психологической войны против СССР (а главным в ней была именно манипуляция сознанием) замалчивают российские СМИ - как раз те, что и послужили и продолжают служить оружием манипуляторов. Между тем, в литературе противников в холодной войне и сама доктрина психологической войны, и факт ее ведения против СССР обсуждаются спокойно. Важен сам факт, что западные пропагандисты официально признавали допустимость «черной» пропаганды в мирных условиях. Но «черная» пропаганда - средство войны.

Иными словами, психологическая война, которая была частью холодной войны, - не метафора. Термин «психологическая война» входит в энциклопедии. Для темы нашего исследования ближе всего такое ее определение: «планомерное наступательное воздействие политическими, интеллектуальными и эмоциональными средствами на сознание, психику, моральное состояние и поведение населения и вооруженных сил противника в целях снижения его жизнеспособности». Именно такое воздействие и оказывалось на население. Следует также принять тот факт, что вслед за верхушкой «переворот в установках» совершили и широкие массы трудящихся. Трудящиеся пассивно приняли главные изменения и для этого не потребовалось никакого насилия со стороны «предателей» - только воздействие на их сознание.

Согласие на изменение общественного строя в СССР было дано не на основании рационального расчета или практического опыта. Желание этого изменения было внушено массе советских людей, это был результат воздействия на их сознание.
Сегодня есть достаточно материалов и длительный временной ряд изменений, чтобы вполне обоснованно утверждать: согласие населения было получено посредством манипуляции его сознанием, а не благодаря свободному волеизъявлению большинства граждан.

В манипуляции сознанием советских людей не было использовано никаких принципиально новых технологий. Все они были освоены идеологическим персоналом по учебникам, загодя переведенным с английского языка (обычно под видом «критики буржуазной пропаганды»), а также с помощью консультантов. Высокая эффективность программы связана с двумя ее особенностями. Первая заключается в том, что население СССР, а потом России, не было готово к такому воздействию, у него не было иммунитета против него. Вторая особенность состоит в том, что программа манипуляции была проведена как тотальная война против населения с такой мощностью и безжалостностью, какой не приходится видеть в других странах. В то же время нет никаких оснований считать, что воздействие на российское общество механизмов по управлению сознанием прекратилось с крушением СССР.

В целом за последние пятнадцать лет общество России было подвергнуто едва ли не более сильному давлению прямой и сознательной лжи, причем нагнетаемой СМИ с использованием авторитета официальных должностей и научных титулов. Но все же крупная прямая ложь внутри страны используется редко, поскольку в какой-то мере с развитием и все большим распространением Интернет-технологий достоверная информация доходит до слишком большой части населения. Другое дело «серая» пропаганда - непрерывная мелкая ложь со ссылкой на неопределенные источники. Она эффективна и безопасна в силу незначительности ложных сведений и в силу очень большого их количества.

«Серая» пропаганда используется всеми каналами российского телевидения практически непрерывно,
а в особые периоды ее интенсивность резко возрастает. «Серая» пропаганда часто не преследует цели внедрить в сознание какую-то мысль или установку. Она создает условия для какого-то другого манипулятивного воздействия - рассеивает и отвлекает внимание, что-то стирает из краткосрочной памяти, а главное - порождает в обществе обстановку общей нервозности. Вот эта постоянная нервозность (стресс) и служит средством разрушения психологической защиты человека против манипуляции.

Не гнушаются российские СМИ и «черной» пропагандой. Еще ведомство Геббельса стало применять прием, который раньше как-то стеснялись использовать, - изобретение фальшивых цитат (иногда с указанием точного «источника», вплоть до страницы). Во время перестройки и реформы в обиход было введено множество таких цитат (на них М. Шатров даже строил целые пьесы, которые шли на сцене Художественного театра). Широко обсуждалось «изречение» Ленина о том, что «государством должна управлять кухарка», или афоризм Сталина «нет человека - нет проблемы» (введен А. Рыбаковым).

Для понимания современных центробежных процессов постепенного распада российской государственности важно отметить, что до настоящего времени не произошло признания крушения СССР как следствия реализации комплексного проекта.

В последние годы «реформаторы» от умолчания цели, социальной цены и сроков проекта перешли к тотальному, доходящему до абсурда утверждению, что проекта вообще не существовало. Эта мысль сначала обкатывалась в узком кругу самих идеологов перестройки и реформы, а в последнее время вводится в широкий оборот. Замалчивается наличие четко поставленной задачи сломать все жизнеустройство, сменить «тип цивилизации», попросту уничтожить страну как «империю зла».

Ничто не указывает на то, что для современной России подобная задача перестала быть актуальной. В стране нашлась малая, но влиятельная социальная группа у власти, которая ненавидела свою страну, ее народ и ее культуру. Наивно было бы полагать, что отдельные члены этой группы не пребывают у власти на высшем уровне по настоящее время. А все утверждения, что никакого проекта не существовало и реформаторы «хотели как лучше», что никакой программы не было - так все само собой пошло кувырком, потому что народ «негодный» - то раб, то вор - абсолютно ложны. Когда речь идет о проектах масштаба перестройки как слома цивилизации, даже холодная война на этом фоне представляется частной операцией, техническим средством. В настоящее время на Западе рассекречиваются и публикуются многие документы периода холодной войны.

Видно, какая это была грандиозная программа, сколько в нее было вложено денег и какая огромная армия образованных специалистов работала.

В годы перестройки в обществе также оперировал широкий круг агитаторов - от А. Сахарова до Г. Хазанова. Фигуры, подобные В. Новодворской, имеющие имидж людей, способных озвучить любую «правду», используются манипуляторами и в настоящее время.
Во время перестройки кто-то уклончиво говорил о возврате в мировую цивилизацию, а В. Новодворская заявила попросту: «Холопы и бандиты - вот из кого состоял народ. Какой контраст между нашими самыми зажиточными крестьянами и американскими фермерами, у которых никогда не было хозяина!. Может быть, мы сожжем наконец проклятую тоталитарную Спарту? Даже если при этом все сгорит дотла, в том числе и мы сами…» .

А это и есть суть замалчиваемого проекта: Россия - тоталитарная Спарта, которую надо сжечь. И это такая великая задача, что и себя не жалко, а не только народ, состоящий из холопов и бандитов. Почему же, когда страна действительно утратила жизнеспособность, это преподносится как неизбежность, случившееся «само собой», а не по проекту новодворских? Почему буквально все действия перестройщиков и реформаторов вели к этому? Само собой подобное случиться не могло.

Конечно, при научном исследовании проекта перестройки и реформы приходится изучать не тексты Новодворской (хотя и это ценный материал для понимания того, как действовала вся машина). Главные мысли - в трудах видных экономистов, философов, историков: Аганбегяна и Заславской, Мамардашвили и Гефтера. Они меньше известны широкой публике, высказывания их не так скандальны. Казалось бы, уже можно было бы без гнева и пристрастия восстановить замысел той программы, которая поставила Россию на грань гибели. Тогда можно было бы найти путь к спасению современной России. Тем не менее, наличие масштабной программы по ликвидации СССР не признается.

Что же следует понимать под «проектом перестройки и реформ»? Если установлено, что такой проект имеется, то все шаги (например, А. Чубайса) видятся по-иному.

Это не «ошибки молодых реформаторов», и нельзя надеяться, что они их станут исправлять. Это - последовательное выполнение общего большого замысла.
Отсюда и следует исходить при разработке мер по повышению жизнеспособности России.

Таким образом, управление сознанием - это психологическая атака или, в зависимости от субъекта манипуляции и конечной цели, - масштабная война. Очевидно, что влияние управления сознанием на жизнеспособность совместимо с влиянием полномасштабных боевых действий. Задача общества, и в первую очередь государства, - создать механизмы защиты населения от пропагандистских манипулятивных воздействий.

Новодворская В. Новый взгляд. № 110. 1993

Своего самого крупного успеха немецкая пропаганда добилась в 1940 году, когда за несколько месяцев до вторжения во Францию немцы стали активно использовать так называемые «черные» передатчики, которые выдавали себя за французские радиостанции.

Через них распространялись всевозможные слухи, подвергалось критике французское правительство, сеялись неуверенность и панические настроения среди населения и военнослужащих. Это было одной из причин того, что к моменту решительного наступления немецких войск французская армия была не в состоянии оказать серьёзное сопротивление.

Немцы для ведения на Великобританию «черной пропаганды», при ведении которой принадлежность ее источника приписывалась оппозиционным кругам в рядах противника, использовали три радиостанции, якобы вещавшие с британской территории. Одна станция называлась «Радио Каледонии» и вещала от имени шотландских националистов. В названии другой было слово «рабочая» и она якобы представляла мнение левых сил Великобритании. Третья называлась «Новое Британское Радиовещание» и готовила новостные передачи в духе Би-би-си.

Перед нападением Германии на СССР абвер осуществлял засылку в СССР наряду с разведчиками и диверсантами специально подготовленных агентов-пропагандистов из числа эмигрантов и лиц, свободно владеющих русским языком и языками других народов СССР, а также эмиссаров-пропагандистов различных националистических организаций. Одна из школ «Абвера» первую партию таких агентов-пропагандистов направила в феврале 1941 года, вторую - в мае 1941 года. Они осели в приграничных военных округах, имея задачу до начала военных действий «подготовить почву» для предстоящих психологических акций против военнослужащих РККА и населения.

Министерство пропаганды отпечатало к 22 июня 1941 г. свыше 30 млн листовок, красочных пропагандистских брошюр карманного формата на 30 языках народов СССР и подготовило несколько радиопередач. На Восточном фронте было сосредоточено 17 рот пропаганды. В течение первых двух месяцев войны ими было распространено около 200 млн листовок. В 1943 году пропагандистские войска стали самостоятельным родом войск, их численность достигает 15 тысяч человек.

В начале войны британцы сбрасывали над Германией листовки, в которых крупным шрифтом указывались суммы, якобы помещенные в иностранные банки Герингом, Геббельсом, Риббентропом, Гиммлером и другими руководителями рейха и говорилось, что при любом исходе войны эти люди не пострадают - так населению внушалась мысль о том, что соратники Гитлера сами не верят в свою победу. В сентябре 1943 года британцы издали листовку, содержание которой выдавалось за обращение гауляйтера Коха к немецкому народу. В этом «обращении» Кох говорил об опасности, нависшей над фюрером и бранил некие «реакционные круги», собирающиеся свергнуть Гитлера. Это было попыткой попытка внушить немцам мысль о том, что в руководстве рейха существует раскол. К концу войны западные союзники разбрасывали над Германией фальшивые почтовые марки рейха с портретом Гиммлера в расчете на то, что это сможет вызвать подозрения у Гитлера и тем самым спровоцировать распри среди нацистского руководства. Чтобы спровоцировать шпиономанию британцы передавали поздравления по радио легко рассекречиваемым шифром своим вымышленным агентам за отличную работу, которую они проделали. Би-би-си сообщала о случаях угона немецкими летчиками самолетов в Великобританию, а при этом упоминались фамилии пилотов, сбитых во время воздушных налетов. Это была попытка спровоцировать проведение чисток среди личного состава ВВС, посеять недоверие летчиков друг к другу.

Союзники также использовали так называемую «черную пропаганду», Так, британец С. Делмер выступал в роли германского офицера и через радиостанцию, якобы расположенную в лесах Тюрингии, ежедневно обращался к немецким военнослужащим с размышлениями о положении на фронте и в Германии. При этом, с целью придания содержанию радиопрограмм объективности, он критиковал как нацистских, так и западных лидеров.

В целях деморализации над позициями немецкой армии союзники сбрасывали листовки со стихами о смерти, радио Люксембург одно время транслировало передачу «Письма, которые вы не получили», в которой приятный женский голос зачитывал отрывки из писем, найденных на телах убитых немецких солдат. Союзники также использовали продовольственные затруднения у противника - на его позиции сбрасывались красочные открытки, изображающие различные кушанья и деликатесы. В листовках также использовались темы детей, ждущих возвращения отца, жен, изменяющих фронтовикам с «тыловыми крысами». Демонстрировалась также неспособность противника противостоять силе союзников - например, в британских листовках, разбрасывавшихся над подвергавшимися бомбардировкам городами Германии, был вопрос: «Где люфтваффе?», а над Японией и Италией сбрасывались листовки, предупреждавшие жителей городов о точном времени начала воздушного налета, что одновременно демонстрировало заботу о сохранении жизни мирных жителей и презрение к возможностям ПВО противника. Об эффективности психологической войны союзников свидетельствует то, что во время Тунисской наступательной операции 1943 г. американские листовки-пропуска в плен итальянские солдаты были готовы покупать друг у друга за 600 франков. Это заставило многих американских военачальников изменить свое скептическое отношение к методам психологической войны.

Советские органы психологической войны (спецпропаганды) распространили свыше 20 тысяч наименований различных видов информационно-пропагандистских печатных материалов на 20 иностранных языках (большей частью, естественно, на немецком) общим тиражом 2 миллиарда 706 миллионов экземпляров (в том числе 10 миллионов экземпляров газет, 10 миллионов 200 тысяч брошюр). Также использовались мощные громкоговорящие установки (МГУ), окопные громкоговорящие установки (ОГУ), рупоры. Всего за время войны было проведено более 1 миллиона устных передач для войск противника. Советские службы психологической войны достаточно широко использовали обратный отпуск военнопленных, однако эффективность этого способа зависела от успехов советских войск. Так, если в январе 1943 года из состава 96-й дивизии в район окружения под Сталинградом было заслано 34 пленных, из которых смогли вернуться только пятеро, приведя с собой 312 военнослужащих противника, то в мае 1945 года все 54 засланных военнопленных вернулись из окруженного гарнизона г. Бреслау , приведя с собой около 1500 солдат и офицеров противника. Командование 2-го Белорусского фронта в 1945 году издало приказ, разрешавший всем офицерам в должности командира взвода и выше, не дожидаясь разрешения вышестоящего командования, засылать военнопленных в тыл противника с задачей агитации за сдачу в плен. Советские органы психологической войны также эффективно использовали организации, созданные из военнопленных: «Национальный комитет Свободная Германия», «Союз немецких офицеров», «Австрийский антифашистский союз», румынский «Национальный блок», итальянский «Союз гарибальдийцев», национальный комитет «Свободная Венгрия ».

Война в Корее

В 1956 г. американское Управление психологической войны было преобразовано в Управление специальных методов войны. В начальный период войны во Вьетнаме в психологических операциях сухопутных войск участвовали четыре роты 6-го батальона психологических операций. В последующем в составе сухопутных войск была сформирована 4-я группа психологических операций, состоявшая из четырех батальонов психологических операций. Всего во время войны во Вьетнаме американцы распространили 50 миллиардов листовок, то есть по 1500 листовок на каждого жителя Северного и Южного Вьетнама . Американцы постоянно прибегали к методам эмоционального воздействия (вопли ужаса, отчаянный женский и детский плач, буддийская погребальная музыка, крики диких зверей и птиц, изображающие голоса лесных духов, демонов и т. п.). Для психологического воздействия на бойцов Вьетконга применялось звуковещание с вертолетов на определенный район в течение всей ночи под видом обращений «блуждающих душ» погибших к свои близким. Несмотря на поражение США во вьетнамской войне, следует признать, что психологические операции были достаточно продуктивными. Так, за период боевых действий примерно 250 тысяч вьетнамцев добровольно перешли на сторону противника.

Война в Афганистане

Наиболее эффективным средством психологического воздействия была радиопропаганда. Как выяснилось впоследствии при опросах иракских военнопленных, 80 % из них слушали передачи радиостанции «Голос Залива», проводившиеся специалистами американской 4-й группы психологических операций. Также было распространено (в основном, с воздуха) более 30 миллионов экземпляров листовок. 98 % опрошенных иракских военнопленных признали, что они видели эти листовки, 88 % из них верили в то, что там было написано, 70 % подтвердили, что именно листовки повлияли на их решение сдаться в плен либо дезертировать. Сочетание целенаправленной печатной и радиопропаганды с непрерывными бомбардировками и артобстрелами очень сильно деморализовало иракские войска и способствовало их массовой сдаче в плен в период наземного наступления многонациональных сил.

В.Крысько. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт)


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Задачи психологической практики. Организация психологической практики. Принципы организации психологической службы. Календарное планирование психологической практики. Основные методические подходы к психологическому консультированию.

    методичка , добавлен 07.04.2007

    Особенности деятельности психологической службы: задачи, функции и основные направления. Деятельность психологической службы с персоналом УИС. Гуманность и профессиональная компетентность. Этика пенитенциарного психолога. Изучение личности осужденного.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2008

    Объекты и субъекты информационного противоборства. Особенности внешнего управления информационно-психологическими процессами. Информационно-психологическая агрессия. Понятие информационного оружия. Анализ использования технологий психологической войны.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2015

    контрольная работа , добавлен 12.02.2008

    Психологическая культура, её влияние на личностный рост человека. Формирование психологической культуры будущих специалистов, правила поведения. Тренинги как инструмент повышения психологической, корпоративной и организационной культуры организации.

    реферат , добавлен 24.06.2014

    Теоретические основы социально-психологической напряженности: сущность, формы проявления, факторы и уровни. Исследование социально-психологической напряженности в администрации Новосибирского района. Рекомендации, обеспечивающие ослабление противоречий.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2010

    Особенности социально-психологической адаптации вынужденных переселенцев, ее положительные и отрицательные факторы. Роль психологической помощи в процессе социальной и психологической адаптации вынужденных переселенцев. Разработка коррекционной программы.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2012

Мысли вслух

От первого лица

Маркетинг территорий – это экспансия мифа данной территории с опорой на её картинку.

Вот основа геополитики.

Никто не слушает бедных.

Никто не уважает нищих.

Халдей Александр- эксперт по переговорам, медиатор, преподаватель, бизнес-тренер, блогер и публицист. 25 лет опыт руководящей работы в сфере бизнеса и банковской деятельности.

Как известно, Советский Союз, когда рухнул, был второй в мире военной державой. Однако отставание в экономической сфере создало у советских граждан комплекс неполноценности перед Западом и породило скепсис в отношении собственного государства. На этих чувствах была построена вся психологическая война Запада с СССР, по сути, являвшаяся чёрным пиаром, комплексом агитационно-подрывных мероприятий, направленных на ключевые сегменты советского общества – различного рода недовольных.

Ч ем бы ни были недовольны советские люди, всё сводилось к недовольству скудным потреблением и некрасивой картинкой витрин в городах. Потребителей клеймили разными ярлыками, обзывали мещанами, обывателями, потребителями – и проигрывали одну за другой все пропагандистские компании. Повышение уровня жизни и потребления, провозглашённое Советской властью, катастрофически проигрывало гонку странам капитала.

Символом советского строя стали полупустые прилавки, грязные магазины, морально устаревшие однотипные некачественные автомобили, которые невозможно было купить, партийные закрытые спецраспределители, торгсины «Берёзка» и бары «Интурист» для иностранцев, равнодушные и хамоватые работники торговли, погрязшие в воровстве и тайной торговле дефицитом. Антиподом смотрелись вежливые и улыбчивые продавцы красиво оформленных капиталистических магазинов с изобилием витрин, являвших собой картинку потребительского рая.

Если в нищем СССР экономили на всём, что можно и нельзя, превратив страну в царство убогой архитектуры и примитивного дизайна, то в градостроении Запада денег не экономили и строили города как символы модерна, прогресса и современности. Наши на Западе в их магазины ходили как в музеи – просто посмотреть на красоту витрин и новинки моды. Цветные журналы и каталоги мод стали играть роль агитационных листовок и прокламаций. Люди с тоской и вздохами хранили их дома, показывали друзьям и сокрушённо переживали свою отчуждённость от праздника потребления. Они всё сильнее чувствовали, что им просто не повезло с местом рождения.

Потребитель – это не враг, спустившийся к нам с неба. Потребитель – это наш гражданин, трудящийся. Семьянин. Человек, ради блага которого, в общем-то, и строится политика, существует власть и работают производства. Потребитель – это, в конце концов, избиратель. Электорат. И его самочувствие на первом месте для любой власти. Его нельзя вечно кормить пропагандой вместо потребления.

Пропаганда работает только после чувства удовлетворения потреблением. И презирать его за то, что вы не можете дать ему желаемый уровень благополучия – это путь в политическую могилу. Именно это и произошло с советским руководством. Оно само рвалось за границу сильнее всех прочих и тем самым ещё больше раздувало огонь антикоммунизма в СССР.

Затянувшаяся бедность уже не могла быть объяснена войной и разрухой. Раздражение населения по поводу проблем быта росло, накапливалось и превращалось в недовольство строем. Это было чутко услышано Западом и использовано в пропаганде.

Главным открытием советских агитаторов стало полное отсутствие иммунитета у советских граждан против западной пропаганды.

И начиналась эта пропаганда сразу после прибытия советских туристов в любой город системы развитого капитализма. Шок от витрин магазинов с изобилием разных товаров стал излюбленной темой сатириков и массовой мифологии. Картинка же скудной советской торговли, напротив, сама создавал мощный иммунитет против советской пропаганды у западного обывателя.

Им с презрением показали советские прилавки, серые очереди и спрашивали – вы тоже так хотите? Тогда стройте у себя социализм. И граждане признавали – они такое у себя не хотят. Западный житель получил чувство культурного и цивилизационного превосходства над советскими людьми, тогда как те, напротив, получили чувство ущербности. Это было ложное чувство, все в курсе относительно примитива западной массовой культуры, но именно отсутствие собственных потребительских культурных эквивалентов в СССР, и сделало его строй неконкурентоспособным в глазах среднестатистического массового обывателя, мечтавшего о жвачке, яркой куртке, стереомагнитофоне, джинсах и сигаретах «Мальборо» как о символах высокого социального статуса.

Довершала пирамиду престижа возможность выезжать в загранпоездки в капиталистические страны – желательно в США, Англию, Италию, Францию и Германию. А наличие автомобиля «Жигули» и связей в автосервисе и вовсе делало человека элитой и потенциальным клиентом ОБХСС – советских органов, борющихся со спекуляцией. Потому что достичь всего этого без конфликта с законом было совершенно невозможно.

Таким образом, сам облик городов уже был мощным средством пропаганды. В соединении с дизайном и организацией розничной торговли возникал мощнейший пропагандистски видеоряд, который просто оставалось донести до советского обывателя любыми средствами фото, кино-теле-радио и печатной продукции. Не чёрный пиар сломал психику советского гражданина – её сломали картинки современных и богатых городов Запада, посмотреть на которые рвались все без исключения советские люди.

Именно современный вид западных городов сыграл роль наглядной агитации капитализма без бетонных монументов и выложенных дешёвой мозаикой на автобусных остановках символических людей будущего, у которых отсутствовали низменные потребительские желания, и они все состояли сплошь их высоких стремлений и светлых помыслов о счастье всего человечества. При этом не умея дать счастья своему обычному жителю здесь и сейчас. И, посмотрев на это на всё, возвращались наши сограждане из загранпоездок раздавленными, больными и поражёнными в самое сердце. Чем и щедро делились с друзьями и соседями. Вот вам и весь чёрный пиар. Вот и вся психологическая война.

Главным средством психологической война и пропаганды является ваш собственный образа жизни. Ваша экономика. Её способность дать людям то, что они хотят. Это ощущение красоты и комфорта окружающей среды. Современного облика городов и современной торговли, помогающей человеку жить так, как он стремится. И понятно, что денег всегда мало. Но действует на массовое сознание не это, а видимая доступность благ. Это – главный и решающий аргумент в пользу системы и строя.

Никто не хочет назад, в эпоху тёмных и грязных магазинов, тёток в фартуках с нарукавниками, кричащих людям в очереди: «Граждане, колбаса по килограмму в одни руки!» «Вы сами себя задерживаете!». Скандалы в очередях, крики «Куда без очереди, наглость какая! Вас тут не столяло!» Помните, те, кто это застал? Помните. Хотите туда снова? Нет? Правда?

Современная Россия после распада СССР 15 лет переживала просто взрывной бум розничной торговли, и рынок торговой невидимости пережил несколько пиков стремительного роста. Это заполнялась пустота от эпохи СССР. Когда самым главным дефицитом был дефицит торговых площадей на душу населения, вызывавший элементарный товарный голод. Именно его и насыщали первые коммерческие ларьки и блошиные рынки эпохи раннего капитализма в России.

И как только возникли все те же форматы розницы, что и на Западе, когда глаз привык к изобилию и прилавочная пестрота создала чувство морального удовлетворения от возможности просто побродить между полных стеллажей и бутиков, провести день в современном многофункциональном торговом центре, потребитель вдруг обнаружил наличие мощного иммунитета против западной пропаганды! И даже явное социальное расслоение, коррупция и кризис не поколебали этого иммунитета. Практическое выражение этого иммунитета весь мир увидел 18 марта 2018 года в итогах полосования за Путина.

Нынешняя катастрофа пропаганды Запада такая оглушительная, что сравнить её можно лишь с катастрофой советской пропагандистской машины на излёте 80-х. И Западу ещё предстоит долго осознавать этот факт, но, уверен, ускориться и перестроиться они уже не смогут. Инерция так велика, что они продолжат тупо делать то же самое. Бить в ту точку, в которую, выяснялось, бить бесполезно.

Они просто не знают, а как им теперь действовать? Во что бить? Россия теперь такой же потребительский рай, растущий рынок, да, там есть проблемы бедности, но это совсем не то, что товарный голод и нищие прилавки. Современные российские города всё больше становятся неотличимыми от городов Запада. И за XXI век это стирание границ только углубится.

Всю свою историю Россия достигала геополитического и военного могущества, имея при этом бедное население и слабую экономику. Феномен России состоит в том, что она всегда была бедной и при этом в военном и политическом плане могущественной, как самые сильные государства. Никогда источником могущества России не была её сильная экономика.

Но если для внутреннего спокойствия этого хватало, то сейчас невозможно игнорировать требование наличия привлекательной картинки ваших городов, наполненных беззаботными довольными гражданами. Вашего образа жизни. Вашего уровня комфорта и достатка. Именно это является проецируемым вовне средством влияния страны на другие страны и народы. Гордость населения должна распространяться не только на балеты и ракеты, но и на уровень достатка и довольства жизнью её коренного населения.

Понимая это, Путин берётся за первоочередное решение именно экономических задач. Экономика является главным средством пропаганлы и психологической войны. А экономика стоит на культуре. По мере борьбы за экономику формируется новая культура народа. Поэтому с инвестициями в производство синхронно идут инвестиции в образование и культуру. Создаётся новая психологическая среда. И этот сплав потом становится содержанием экспорта нашей популярности и влиятельности в мире.