Роман воспитания в советской литературе. Чугунов Д. А.: Особенности "романа воспитания" в новейшей немецкой литературе. Умение видеть, осознавать и анализировать морально-этические противоречия вокруг себя и в самих себе является важнейшим компонентом раз

Англия XVIII века стала родиной просветительского романа.

Роман - жанр, возникший при переходе от Возрождения к Новому времени; этот молодой жанр игнорировался классицистической поэтикой, потому что не имел прецедента в античной литературе. Роман направлен на художественное исследование современной действительности, и английская литература оказалась особенно благоприятной почвой для качественного скачка в развитии жанра, каким стал просветительский роман.

Герой:

В просветительской литературе происходит существенная демократизация героя, что соответствует общему направлению просветительской мысли. Герой литературного произведения в XVIII веке перестает быть “героем” в смысле обладания исключительными свойствами и перестает занимать высшие ступени в социальной иерархии. Он остается “героем” только в другом значении слова - центральным действующим лицом произведения. С таким героем может идентифицировать себя читатель, поставить себя на его место; этот герой ни в чем не выше обычного, среднего человека. Но поначалу этот узнаваемый герой, чтобы привлечь интерес читателя, должен был действовать в незнакомой читателю обстановке, в обстоятельствах, пробуждающих воображение читателя.

Поэтому с этим “обыкновенным” героем в литературе XVIII века все еще происходят необыкновенные приключения, из ряда вон выходящие события, ведь для читателя XVIII века они и оправдывали повествование об обыкновенном человеке, в них заключалась занимательность литературного произведения. Приключения героя могут разворачиваться в разном пространстве, близко или далеко от его дома, в привычных общественных условиях или в неевропейском обществе, а то и вне общества вообще. Но неизменно литература XVIII века заостряет и ставит, показывает крупным планом проблемы государственного и общественного устройства, места личности в обществе и влияния общества на отдельную личность.

В английской литературе Просвещение проходит несколько этапов:

В 20-30-е годы XVIII века в литературе господствует проза, популярность приобретает роман приключений, путешествий.

В это время создавали свои знаменитые произведения Даниэль Дефо и Джонатан Свифт. Даниэль Дефо всю жизнь отдал торговле и журналистике, очень много путешествовал, хорошо знал море, свой первый роман он выпустил в 1719 году. Им стал роман «Робинзон Крузо». Толчком к созданию романа стала однажды прочитанная Дефо заметка в журнале о шотландском моряке, который был высажен на необитаемый остров и за четыре года одичал настолько, что утратил человеческие навыки. Дефо же переосмыслил эту идею, его роман стал гимном труду человека из низов. Даниэль Дефо стал создателем жанра романа Нового Времени как эпоса частной жизни отдельного человека. Джонатан Свифт был современником и литературным противником Дефо. Свой роман «Путешествие Гулливера» Свифт написал как пародию на «Робинзона Крузо», в корне не принимая социального оптимизма Дефо.

В 40-60-е годы XVIII века в литературе происходит расцвет жанра социально-бытового нравоучительного романа воспитания.

Литературными фигурами этого периода являются Генри Филдинг и Сэмюэл Ричардсон. Самый известный роман Филдинга – «История Тома Джонса, найдёныша». В нём показано становление героя, который много ошибается в жизни, но всё же делает выбор в пользу добра. Свой роман Филдинг задумывал как полемику на роман Ричардсона «Кларисса, или История молодой леди», в котором главную героиню Клариссу соблазняет сэр Роберт Ловелас, чья фамилия впоследствии стала нарицательной.

Образ человека: Просветители в соответствии с требованиями нового века заменяют представление о человеке взглядом на него как на существо природное и прежде всего телесное, а его чувства и разум объявляют продуктами телесной организации.

Из этого утверждения исходит идея равенства людей и отрицание сословных предрассудков.

Все желания и потребности человека разумны, коль скоро они обусловлены его естественными свойствами; подобно человеческой, жизнь всех природных существ, а также бытие неорганических предметов оправдывается ссылкой на естественные законы, иначе говоря, разумное существование должно соответствовать природной сущности предмета или явления.

Просветители прежде всего были убеждены в том, что, рационально изменяя, совершенствуя общественные формы жизни, возможно изменять к лучшему каждого человека. С другой стороны, человек, обладающий разумом, способен к нравственному совершенствованию и образование и воспитание каждого человека улучшит общество в целом. Так, в Просвещении выходит на первый план идея воспитания человека. Вера в воспитание укреплялась авторитетом английского мыслителя Локка: философ утверждал, что человек рождается «чистым листом», на котором могут быть начертаны любые нравственные, социальные «письмена», важно лишь руководствоваться при этом разумом. «Век разума» - таково распространенное наименование XVIII века.

Человек эпохи Просвещения, чем бы он ни занимался в жизни, был еще и философом в широком смысле слова: он настойчиво и постоянно стремился к размышлению, опирался в своих суждениях не на авторитет или веру, а на собственное критическое суждение. Недаром XVIII в. называют еще и веком критики. Критические настроения усиливают светский характер литературы, ее интерес к актуальным проблемам современного общества, а не к возвышенно-мистическим, идеальным вопросам.

Просветители полагали, что общественному благополучию препятствуют невежество, предрассудки и суеверия, порожденные феодальными порядками и духовной диктатурой церкви, и провозглашали просвещение важнейшим средством устранения несоответствия между существующим общественным строем и требованиями разума и человеческой природы. При этом они понимали просвещение не только как распространение знаний и образования, но прежде всего, по справедливому замечанию российского литературоведа С. В. Тураева, как «гражданское воспитание, пропаганду новых идей, разрушение старого мировоззрения и создание нового».

Разум объявлялся высшим критерием оценки окружающего мира, самым могучим орудием его преобразования. Просветители считали, что своей деятельностью способствуют гибели «неразумного» общества и установлению царства разума, но в условиях неразвитости буржуазных отношений того времени иллюзии просветителей были естественны и, став основой их оптимистической веры в прогресс человечества, стимулировали критическую оценку ими существующего порядка.

Роман воспитания своими истоками уходит вглубь XVIII столетия. Эта традиционная жанровая разновидность романа свою законченную классическую форму получила в творчестве великих немецких просветителей К.М. Виланда, И.В. Гете. Затем традиция романа воспитания нашла продолжение у немецких романтиков первой четверти XIX века, в произведениях писателей-реалистов прошлого и современности. Уже на первом этапе существования романа воспитания возникли идеи гармонического развития личности, нравственной свободы. Особое внимание уделялось развитию личности. Писатели стремились к глубокому анализу причин, влияющих на формирование и развитие человека, на процесс воспитания главного героя.

Большинство романов XIX века имеют отношение к жанру Bildungsroman - роман, отражающий «проблемы образования, воспитания и общего развития персонажа» [Махмудова 2010: 106]. Исследование этого романа связано с именем немецкого философа и историка культуры В. Дильтея. В своих работах он выделил три типа романа воспитания, каждый из которых имеет свой литературный термин: «Entwicklungsroman», или роман развитие; «Erziehungsroman» - роман образование или педагогический роман; «Kunstlerroman» - роман о представителе искусства.

В книге «Вопросы литературы и эстетики» М.М. Бахтин рассматривает проблематику романа воспитания и его виды. Ключевыми в его исследовании являются такие признаки, как тип взаимоотношений автора и героя и особенности художественного пространства и времени. Он характеризует роман воспитания как художественную структуру, основным организующим центром которой является идея становления, и выделяет 4 типа: идиллически-циклический роман становления (частично возрастной и чисто возрастной), биографический, дидактико-педагогический роман и реалистический тип романа становления [Бахтин 1969: 81].

В монографии «Реализм эпохи Возрождения» Л. Пинский связывает особенности романа воспитания с традицией сюжета-ситуации и сюжета-фабулы. А исследователь Н.Я. Берковский в своей монографии «Романтизм в Германии» выдвигает концепцию филогенеза и онтогенеза. По мнению автора, европейский роман XVIII - начала XIX веков был занят «повествованием о том, как строятся быт, семья, общественное и личное благополучие», в то время как роман воспитания рассказывал о том, «как строится человек и как возникает личность» [Берковский 1973: 128].

В своей работе «Воспитательный роман в немецкой литературе Просвещения» А.В. Диалектова освещает теоретические проблемы романа воспитания и дает этой жанровой разновидности определение: «Под термином воспитательный роман подразумевается произведение, доминантой построения сюжета которого является процесс воспитания героя: жизнь для героя становится школой» [Диалектова 1982: 136].

Изучением проблемы романа воспитания занимался западногерманский литературовед Ю. Якобс. В его работе освещается предыстория романа воспитания, его традиции и развитие. Автор приводит гегелевскую трактовку слова «Bildungsroman». Согласно Г.В. Ф Гегелю, это «процесс развития, через который единичное непосредственно присоединяется ко всеобщему». Ю. Якобс отмечает, что в романе воспитания главный герой в разногласии с различными сферами мира. Определяющим критерием этого типа романа является преодоление пропасти между идеалом и действительностью, утрата иллюзий, глубокое разочарование или гибель героя [Пашигорев 2005: 56].

Художественная природа немецкого романа воспитания позволяет сопоставить его с французским «романом карьеры», английским романом воспитания. Французский «роман карьеры» по своей структуре - это движение героя по социальной лестнице. В нем изображается процесс адаптации героя к неблагоприятным условиям общественной жизни, процесс его нравственной деградации. Примером служат романы О. де Бальзака, роман Ф. Стендаля «Красное и черное», «Милый друг» Г. де Мопассана. Так, в основе французского «романа карьеры» лежит разрушение, моральная деструкция; в немецком романе воспитания личность формируется в положительном социальном ракурсе; английский роман воспитания сосредотачивает внимание на нравственно-психологических вопросах, ему свойственна морализаторская тенденция (Ч. Диккенс).

Американский роман воспитания имеет специфические особенности. Его сюжетной основой является процесс становления главного героя, постепенное личностное развитие и самоопределение, поиск возможности самоутверждения в обществе и самореализации. Важную роль играет окружающая среда, а также происходящие с героем события, влияющие на формирование его личности. Роман воспитания строился на описании детских и юношеских лет героя, периоде его взросления, и был связан с понятием «американская мечта» («Путь к изобилию», «Автобиография» Б. Франклина). В ХХ веке идеи воспитания преобразуются, главной проблемой произведения становится неспособность героя влиять на свою судьбу («Воспитание Генри Адамса» Г. Адамс). В некоторых романах проводилась параллель между «американской мечтой» и «американской трагедией» (С. Льюис, Т. Драйзер).

Таким образом, можно выделить следующие жанровые особенности западноевропейского романа-воспитания: воспитывающая авторская позиция, изображение процесса воспитания героя от детства к зрелости; дидактичность финала, обусловленность итогов формирования героя всей его жизнью; функция второстепенных персонажей как «воспитателей» по отношению к главному герою; тесное взаимодействие человека со средой в процессе становления.

Роман воспитания или воспитательный роман (нем. Bildungsroman) — тип романа, получивший распространение в литературе немецкого Просвещения. Его содержанием является психологическое, нравственное и социальное формирование личности главного героя.
Меня всегда интересовала эта тема. Книги о молодёжи, её проблемах, мыслях и стремлениях. Часто это автобиографии. Как подростки, молодые люди разного времени воспринимают окружающий мир, чего они хотят от жизни и что привносят в неё? Я считаю, что пока человек молод, для него свойственны "искания", которые иногда расходятся с общепринятыми условностями, нормами и т.д. С возрастом всё больше хочется какой-то стабильности. Человек успокаивается и смиряется. Не всегда, но часто так бывает. В этой заметке мне бы хотелось остановиться на наиболее интересных мне произведениях 18-21 вв., затрагивающих эту проблематику: молодёжь, прежде всего. Всё очень субъективно. Более того, подавляющую часть книг я ещё не читал. Только собираюсь. Это результат поисков в сети, в том числе в этом ЖЖ, почти все аннотации не мои. Надеюсь, эта тема будет интересна не только мне. Если вам есть, что добавить к списку, или захотите обсудить книги, тему - будет здорово! Особенно интересны герои "Шута", "Курьера". Если знаете книги такого рода - пожалуйста, посоветуйте!
Читал из списка 3, 4, 6, 9, 21, 22, 23, 26, 29, 33, 49.

1) Гёте И.-В. Годы учения Вильгельма Мейстера (1796). По жанру это роман воспитания, раскрывающий органичное духовное развитие героя по мере накопления жизненного опыта.

2) Диккенс Ч. Дэвид Копперфильд (1850). Это история молодого человека, готового преодолеть любые преграды, претерпеть любые лишения и ради любви совершить самые отчаянные и смелые поступки.

3) Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность (1852-1857). Главной темой стало исследование внутреннего мира человека, моральных основ личности. Мучительные поиски смысла жизни, нравственного идеала, скрытых закономерностей бытия проходят через все его творчество.

4) Олкотт Л.М. Маленькие женщины (1868). Речь в книге идёт о взрослении четырёх сестер во время и после Гражданской войны. Они живут в маленьком американском городке, их отец сражается на фронте, и им приходится очень нелегко. Но, несмотря на все трудности, семья Марч старается сохранять бодрость духа и поддерживать друг друга во всем. Сестры работают, учатся, помогают матери по дому, ставят семейные спектакли, пишут литературную газету. Вскоре они принимают в свою компанию еще одного члена - Лори - богатого и скучающего молодого человека, который живет по соседству и который становится близким другом всей семьи. У каждой из сестер Марч - свой характер, свои мечты, интересы и амбиции. У каждой есть и свои недостатки, дурные наклонности, которые им предстоит преодолеть. В "Маленьких женщинах" нет каких-либо грандиозных происшествий или крутых поворотов событий. Это книга (фильм) о маленьких трагедиях и маленьких радостях обычной семьи.

5) Флобер Г. Воспитание чувств (1869). Герой романа Фредерик Моро пытается сделать карьеру, реализовать свои природные способности, он хочет и умеет любить. Но его избранница связана узами брака, а все начинания Фредерика - писательство, живопись, юриспруденция - так и остаются начинаниями...

6) Достоевский Ф.М. Подросток (1875). В романе Достоевский обрисовал сложный умственный и нравственный путь развития русского юноши из общественных низов, рано узнавшего изнанку жизни, страдающего от всеобщего «беспорядка» и социального «неблагообразия».

7) Белых Г., Пантелеев А. Республика ШКИД (1927). 1920-е годы. По улицам Петрограда шныряют колоритные и жалкие беспризорники, которых время от времени вылавливают для детских приемников. В одном из них — школе социально-трудового воспитания имени Достоевского (ШКИД) — собрались голодные, наглые и сообразительные оборвыши. Этим приютом комедиантов управляет старорежимный директор, не потерявший и при советской власти ни чести, ни интеллигентности. Его обезоруживающее доверие научило ребят мужскому достоинству, помогло не раствориться в беге смутного времени…

8) Мисима Ю. Исповедь маски (1949). Роман, прославивший двадцатичетырехлетнего автора и принесший ему мировую известность. Ключевая тема этого знаменитого произведения - тема смерти, в которой герой повествования видит «подлинную цель жизни».

9) Сэлинджер Джером. Над пропастью во ржи (1951). От имени 17-летнего юноши по имени Холден в весьма откровенной форме рассказывается о его обострённом восприятии американской действительности и неприятии общих канонов и морали современного общества. Произведение имело огромную популярность, особенно среди молодёжи, и оказало существенное влияние на мировую культуру второй половины XX века.

10) Голдинг У. Повелитель мух (1954). Антиутопия. Отряд мальчишек, оставшихся в живых после авиакатастрофы, попадает на необитаемый остров. Неожиданный поворот судьбы подталкивает многих из них забыть обо всем: сначала — о дисциплине и порядке, затем — о дружбе и порядочности, а в конце концов — и о самой природе человеческой.

11) Бруштейн А.Я. Дорога уходит вдаль; В рассветный час; Весна (трилогия, 1956-1961). Роман о девочке Саше, ее становлении в личностном плане, о ее детских мечтах (детство Саши проходит еще в дореволюционный период в городе Вильно), проблемах, обо всем том, чем так изобилует жизнь подростка, и трудности кажутся почти непреодолимыми в таком возрасте. Ведь нужно пытаться найти и общий язык с окружающими тебя сверстниками и взрослыми, и разобраться в себе. Все эти проблемы живут в душе Саши, и она с детской непосредственностью, с маленьким еще опытом жизни решает их, как подсказывает ей ее детская душа.

12) Брэдбери Р. Вино из одуванчиков (1957). События лета, прожитого 12-летним мальчиком, за которым легко угадывается сам автор, описаны серией коротких рассказов, соединённых своеобразными «мостиками», придающими повести целостность. Войдите в его светлый мир и проживите с ним одно лето, наполненное событиями радостными и печальными, загадочными и тревожными; лето, когда каждый день совершаются удивительные открытия, главное из которых - ты живой, ты дышишь, ты чувствуешь!

13) Грасс Г. Жестяной барабан (1959). Повествование ведет пациент психиатрической клиники, поражающий своим здравомыслием, - Оскар Мацерат, который, чтобы избежать участи взрослого, в раннем детстве решил больше не расти.

14) Харпер Л. Убить пересмешника (1960). Это рассказ о трех годах жизни маленького городка Мейкомба, штат Алабама, о том, как дети становятся взрослыми, узнавая жестокий мир, в котором им предстоит жить, и постигая его суровые законы.

15) Балтер Б. До свидания, мальчики (1962). Это повесть о предвоенном поколении, о южном городе, наполненном солнцем, морем и удивительными запахами. Рассказ ведется от лица Володи Белова, а в нем совмещаются мальчишка и прошедший войну 40-летний, много повидавший мужчина.

16) Берджесс Э. Заводной апельсин (1962). Автор произведел исчерпывающий анализ причин преступности среди молодежи, нетерпимости нового поколения к привычным моральным ценностям и жизненным устоям современного общества. Безжалостный лидер банды подростков, совершающей убийства и изнасилования, попадает в тюрьму и подвергается специальной обработке по подавлению подсознательного стремления к насилию. Но жизнь за воротами тюрьмы такова, что меры, принятые по «исправлению жестокости характера» не могут ничего изменить.

17) Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз (1965). Роман о школьниках и их учителях, детях и взрослых, о тех, кто идет против системы. Молодая учительница, мисс Бэрретт после окончания колледжа попадает в школу для трудных детей «Кэлвин Кулидж Хай Скул». Отношения учителей и учеников в ней складываются очень непросто…

18) Фаулз Д. Волхв (1966). Действие романа происходит в Англии (I и III части) и в Греции (II часть) в 1950-е годы. Роман наполнен вполне узнаваемыми реалиями времени. Главный герой произведения — Николас Эрфе (от его имени ведется повествование в традиционной форме английского романа воспитания), выпускник Оксфорда, типичный представитель послевоенной английской интеллигенции. Романтичный одиночка, ненавидящий нынешнее время и скептически относящийся к своей «английскости», Николас Эрфе бежит от обыденности настоящего и предсказуемости своего будущего на далекий греческий остров Фраксос в поисках «новой тайны», воображаемой жизни, острых ощущений. Для Эрфе, увлеченного модными в то время идеями экзистенциализма, вымышленный, нереальный мир более ценен и интересен, чем мир, в котором он вынужден пребывать…

19) Неизвестен - Иди, спроси Алису (1971). Это дневник юной наркоманки.
Имена, даты, названия городов изменены по желанию участников этой истории. Эта книга не претендует на детальное описание мира наркоманов, в ней - хроника жизни лишь одной оступившейся девочки. «Дневник Алисы» был издан тиражом более четырех миллионов экземпляров в одной лишь Америке и уже давно стал современной классикой. Это беспощадный, бескомпромиссный, честный и очень горький рассказ девушки-подростка о жизни под наркотиками. Книга основана на реальных событиях.

20) Ле Гуин У. Далеко-далеко отовсюду (1976). Очень реалистичный и сильный духом роман Урсулы Ле Гуин. Главному герою, Оуэну Грифитсу всего семнадцать. Он красив и думает, что знает, чего он хочет от жизни. Но однажды, повстречав Натали, Оуэн понимает, что еще не знает толком ничего. Через дружбу с Натали, посвятившей жизнь музыке, Оуэн пытается найти свой собственный путь в будущее...

21) Крапивин В.П. Колыбельная для брата (1978). Легко быть в толпе. Намного сложнее идти против течения, отстаивая то, во что веришь. Но если ты уверен в том, что прав? Если ты не можешь безразлично наблюдать за тем, как одни обижают слабых, а другим до этого нет никакого дела? Кирилл чувствует в себе силы изменить сложившуюся ситуацию. Просто закрыть глаза ему не позволяет совесть…

22) Кэрролл Д. Дневники баскетболиста (1978). Автобиография. Классическое произведение о юном хипстере, растущем на грязных улицах Нью-Йорка. Книга принесла Джиму Кэрролу огромную славу в андеграундной среде. После описанного периода автор прославился как поэт и рок-музыкант, но “Дневники баскетболиста” остаются вершиной его таланта - остроумное, свободно текущее, мятежное повествование, отличающиеся тонкой наблюдательностью. Джим бродит по своим владениям - по Нью-Йорку - и сам плоть от плоти принадлежит ему. Играет в баскетбол. Обманывает и ворует. Ловит кайф и мучается от ломки. Ищет чистоту.

23) Селби Х. Реквием по мечте (1978). Книга рассказывает о судьбе четырех жителей Нью-Йорка, которые, не в силах выдержать разницу между мечтами об идеальной жизни и реальным миром, ищут утешения в иллюзиях. Сара Голдфарб, потерявшая мужа, мечтает только о том, чтобы попасть в телешоу и показаться в своём любимом красном платье. Чтобы «влезть» в него, она садится на диету из таблеток, изменяющих ее сознание. Сын Сары Гарри, его подружка Мэрион и лучший друг Тайрон пытаются разбогатеть и вырваться из жизни, которая их окружает, приторговывая героином. Ребята и сами балуются наркотиками. Жизнь кажется им сказкой, и ни один из четверых не осознает, что стал зависим от этой сказки. Реквием по всем тем, кто ради Иллюзии предал Жизнь и потерял в себе Человека.

24) Кристиане Ф. Мы, дети с вокзала Зоо (Я, мои друзья и героин, 1979). Эта история о девочке-наркоманке. Ей было всего 12 лет, когда она впервые попробовала героин. Тогда она и понятия не имела, на что она себя обрекает, как тяжело ей потом будет выкарабкаться из той трясины, в которую ее будут тянуть наркотики. Эта книга открывает нам мир таких, как Кристина, рассказывает, что и как они переживают, что толкает их на это…

25) Барнс Д. Метроленд (1980). В уютном буржуазном пригороде Лондона, в доме с цветочным садиком, подрастал мальчик, ненавидевший всё уютное и буржуазное. Вместе с лучшим другом мальчик благоговел над поэзией Рембо и Бодлера, полагал людей старше определенного возраста унылыми тупицами, определял вежливость как вранье, уравновешенность как равнодушие, супружескую верность как дань условностям и т.д. Мальчик мечтал изменить мир. Или, по крайней мере, жить в оппозиции к миру, когда каждый жест был бы знаком борьбы. Но вышло иначе: мир изменил мальчика…

26) Вяземский Ю.П. Шут (1982). Жил-был Шут. Но никто из окружающих не знал этого настоящего его имени. Отец звал его Валентином, мать - когда Валенькой, когда Валькой. В школе называли его Валей. И только он сам знал свое истинное имя - Шут, гордился им, оберегая от чужих любопытных ушей и нескромных языков, носил его глубоко под сердцем, как самую большую тайну и самое сокровенное богатство, и лишь по вечерам, наедине с самим собой, дождавшись, пока родители лягут спать и не смогут нарушить его одиночество, заносил это имя в свой «Дневник».

27) Буковски Ч. Хлеб с ветчиной (1982). "Хлеб с ветчиной" - самый проникновенный роман Буковски. Подобно "Приключениям Гекльберри Финна" и "Ловцу во ржи", он написан с точки зрения впечатлительного ребенка, имеющего дело с двуличием, претенциозностью и тщеславием взрослого мира. Ребенка, постепенно открывающего для себя алкоголь и женщин, азартные игры и мордобой, Хемингуэя, Тургенева и Достоевского.

28) Таунсенд С. Дневники Адриана Моула (1982). Жизнь непроста, когда тебе 13 лет, - особенно если на подбородке вскочил вулканический прыщ, ты не можешь решить, с кем из безалаберных родителей жить дальше, за углом школы тебя подстерегает злобный хулиган, ты не знаешь, кем стать - сельским ветеринаром или великим писателем, прекрасная одноклассница Пандора не посмотрела сегодня в твою сторону, а вечером нужно идти стричь ногти старому сварливому инвалиду… Сью Таунсенд заставляет нас смеяться над своими персонажами и выворачивает наизнанку любую абсурдную ситуацию, в которую они загоняют себя, будь то развод родителей, публикация в литературном журнале или несданный школьный экзамен. Но, отсмеявшись, читатель понимает, что «Дневники» - это прежде всего книга об одиночестве и его преодолении, о любви и преданности, о том, как обрести себя в этом мире. И становится ясно, почему Адриан Моул так популярен во всем мире, - под его «Дневниками» мог бы подписаться любой из нас.

29) Шахназаров К.Г. Курьер (1982). Типичный представитель молодежи, «любопытнейший экземпляр» и «безответный фантазер» Иван шокирует своими экстравагантными выходками не только сверстников, но и солидного заслуженного профессора. Однако профессорская дочь Катя приводит в смятение самого любителя «валять дурака».

30) Бэнкс И. Осиная фабрика (1984). Знаменитый роман выдающегося шотландца, самый скандальный дебют в английской прозе последних десятилетий. Познакомьтесь с шестнадцатилетним Фрэнком. Он убил троих. Он - совсем не тот, кем кажется. Он - совсем не тот, кем себя считает. Добро пожаловать на остров, который стерегут Жертвенные Столбы. В дом, где на чердаке ждет смертоносная Осиная Фабрика.

31) МакИнерни Д. Яркие огни, большой город (1984). Герой романа — энергичный и многообещающий молодой человек, который мог бы достичь в жизни многого, но рискует остаться вообще ни с чем. Он добровольно перешел грань, за которой начинается распад личности, и ему уже не остановиться. Болезненная муть в глазах, значит, что свою дозу он уже перебрал, но что же делать, если все клетки его организма напоминают маленьких боливийских солдат, которые голодны. И им нужен походный боливийский порошок...

32) Ди Снайдер, Курс выживания подростка (1987). Эта книга о том, как уберечься от всевозможных неприятностей и как действовать, если их избежать не удалось. Самые разные опасности подстерегают подростка в каменных джунглях городов, в туристических походах и даже в надежном и знакомом пространстве собственной квартиры. Ди Снайдер ведет честную беседу на равных с подростками - старшеклассниками, которые на пороге самостоятельной жизни сталкиваются со множеством интимных и психологически сложных вопросов. После столь откровенного разговора по душам юные читатели, возможно, сумеют по - новому взглянуть на свои проблемы и найдут им достойное решение.

33) Эллис Б.И. Правила привлекательности (1987). В престижном колледже Кэмден веселятся до упаду и пьют за пятерых. Влюбляясь и изменяя друг другу, ссорясь и сводя счеты с жизнью, местная богема спешит досконально изучить все запретные страсти и пороки. Это трогательная, резкая, местами даже пронзительная драма о человеческой природе на примере трех студентов, истории которых тесно переплетается друг с другом…

34) Паллисер Ч. Квинканкс (1989). Представьте себе роман, написанный в стиле Диккенса, но при этом с динамичным сюжетом и невероятным количеством загадок. Главный герой «Квинканкса», мальчик Джон, живет со своей матушкой в поместье рядом с захолустной деревушкой и не подозревает, что с его рождением связана некая страшная тайна. Ему предстоит повзрослеть и разгадать ее — а читатель будет, затаив дыхание, следить за причудливыми поворотами сюжета и пытаться понять, о чем умолчал в этом романе-исповеди сам Джон. Ведь «Квинканкс», подобно розе («квинканкс» и означает четырехлепестковую розу), таит в себе множество вариантов решений. Каждый из персонажей романа может лгать или ошибаться, и хотя автор оставил в книге немало подсказок и намеков, раскрыть все тайны романа — дело нелегкое!

35) Лукьяненко С. Рыцари сорока островов (1992). Первый роман Сергея Лукьяненко. Жесткая и увлекательная история приключений мальчишек и девчонок, «выброшенных» из нашего мира — и заброшенных в мир Сорока Островов. В мир, где им придется сражаться друг с другом. До победы — или до гибели. Игра? Почти игра. Только умирают проигравшие — по-настоящему…

36) Куликкья Д. Все равно тебе водить (1994). Роман итальянского писателя нового поколения Джузеппе Куликкья повествует о вынужденной, но занятной встрече современного молодого человека с окружающим миром. Главный герой книги Вальтер, двадцати с небольшим лет от роду, переживает свое вступление во взрослую жизнь, испытывая при этом неуверенность, разочарование, юношеские страхи, достаточно полно отражая настроения молодежной среды Турина конца 80-х годов ХХ века, - но при этом относясь ко всему происходящему с немалой долей иронии. Лица противоположного пола, министерство обороны, обитатели университета, работодатели, просто придурки - вот краткий список тех, с кем ему предстоит налаживать отношения. По выходе в свет итальянского издания, роман был отмечен литературной премией `Монблан`, присуждаемой взрослыми критиками, и немедленно экранизирован.

37) Уэлш И. Кошмары аиста Марабу (1995). Рой Стрэнг находится в коме, но его сознание переполнено воспоминаниями. Одни более реальны - о жизни Эдинбургских окраин - и переданы гротескно вульгарным, косным языком. Другие - фантазия об охоте на африканского аиста марабу - рассказаны ярким, образным языком английского джентльмена. Обе истории захватывающе интересны как сами по себе, так и на их контрапункте - как резкий контраст между реальной жизнью, полной грязи и насилия, и придуманной - благородной и возвышенной. История Роя Стрэнга - шокирующий трип в жизнь и сознание современного английского люмпена.

38) Гарленд А. Пляж (1996). Роман-антиутопия о самосознании современных молодых людей, выросших в городских джунглях в условиях глобальной коммерциализации мира. Поиски земного рая, его обретение и разрушение обнаруживают внутреннюю противоречивость и духовный трагизм поколения без иллюзий.

39) Джойс Г. Зубная фея (1996). Существует поверье: если ребенок, засыпая, положит под подушку выпавший молочный зуб, его заберет Зубная Фея и оставит вместо зуба монетку. Проснувшись однажды ночью, семилетний Сэм обнаруживает у своей постели Зубную Фею, больше похожую не на персонажа Шарля Перро или братьев Гримм, а на злобного гопника неопределенного пола. Он сам виноват: не надо было просыпаться, не надо было видеть фею. Теперь она (или он?) будет сопровождать Сэма все его детство и юношество, меняясь вместе с ним, то помогая ему, то угрожая, но ни разу не давая ответа на вопрос: реальность это или кошмарный сон, и кто кому снится?

40) Гилмор Д. Потерянный среди домов (1999). Его зовут Саймон Олбрайт, и ему 16. Это многое объясняет. Многое, но не все. Саймон пытается стать лучшим другом своей матери. Человеком, которого обожает его девушка, мужчиной, которого уважает его отец. Но это не так просто сделать, когда детство уходит и мать отдаляется, девушка слишком красива, а отец поражен душевной болезнью...

41) Брасм А. Я дышу (2000). Роман шестнадцатилетней школьницы из Метца — самый громкий дебют, сенсация во французской литературе последних лет. Роман о сверстниках. О жажде власти, циничной и жестокой. О жажде свободы, порой столь же жестокой и беспощадной. О страстной дружбе, перерастающей в рабское повиновение, и о бунте, который кончается убийством. А главное, о беспощадной борьбе двух индивидуальностей, двух психологий, которая длится несколько лет и заканчивается трагически. Обаяние книги — в контрасте остроты переживаний главной героини и лаконичного стиля неторопливого повествования, избранного автором. Здесь нет языка захлебывающихся эмоций, сбивчивого синтаксиса задыханий, непосредственных оговорок юношеского дневника. Воспоминания текут равномерно и как бы неторопливо. И это ровное дыхание рассказа служит ключом к образу главной героини.

42) Лиханов А. Никто (2000). Никто - кличка, данная главному герою, «выпускнику» банального детдома бандитами, расшифровывается просто: Николай Топоров, по имени и фамилии. Но это символ. В одной из самых богатых стран мира - теперешней России любой мальчишка простого происхождения в ответ на вопрос: «Ты кто?» наверняка сначала удивленно ответит: «никто…» и только потом - «человек». Так и скажет: «Никто... Человек».

43) Макдонелл Н. Двенадцать (2002). Рассказанная семнадцатилетним автором пугающая история, действие которой разворачивается на Манхеттене, повествует о жизни городских подростков. Оставленные без присмотра дети богатых родителей устраивают вечеринки в роскошных особняках, развлекая себя наркотиками и сексом, что приводит к трагическому шокирующему финалу.

44) Уиттенборн Д. Жестокие люди (2002). Это яростный и увлекательный современный роман воспитания, рассказывающий о том, что творится в голове пятнадцатилетнего подростка - вряд ли кто-либо мог себе такое представить, и о мире "жестоких людей" - вряд ли кто-нибудь осмеливался так думать.

45) Старк У. Чудаки и зануды; Умеешь ли ты свистеть, Иоханна? (2002-2005). Часто нам - и взрослым и детям - не хватает рядом близкого человека. И тогда жить становится очень трудно. Но герои книг замечательного шведского писателя Ульфа Старка не желают тратить время на уныние и тоску, они решительно вмешиваются в ход событий и смело вершат свою судьбу…

46) Леберт Б. Crazy (2003). В своем автобиографическом романе шестнадцатилетний Бенджамин Леберт с удивительной теплотой, большим чувством юмора и изрядной долей иронии рассказывает о трудностях взросления.

47) Нотомб А. Антихриста (2003). Две юные героини вступают в схватку не на жизнь, а на смерть. Обеим по шестнадцать лет, но одна уже расцвела, а другая даже не верит, что это когда-нибудь произойдет. Гусеница смотрит на бабочку как завороженная, потому что красота для нее важнее всего. Но как только, опомнившись, она пускает в ход свое, пока что единственное, оружие - холодный и безжалостный ум, - интрига стремительно набирает обороты.

48) Пьер Ди Би Си, Вернон Господи Литтл (2003). Вернон Г. Литтл, тинейджер из провинциального техасского городка, становится случайным свидетелем массового убийства собственных одноклассников. Полиция сразу берет его в оборот: сперва именно как свидетеля, потом как возможного соучастника и в конце концов - как убийцу. Герой бежит в Мексику, где его ждет пальмовый рай и любимая девушка, а между тем на него вешают все новые и новые преступления. При некотором сходстве с повестью Дж. Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» это произведение трагикомическое: сюжетные штампы массовой беллетристики становятся под пером Ди Би Си Пьера питательной средой для умного и злого повествования о сегодняшнем мире, о методах манипуляции массовым сознанием, о грехах и слабостях современного человека.

49) Раскин М.Д. Маленький нью-йоркский ублюдок (читал, 2003). Правдивая история о злоключениях молодого аутсайдера из Нью-Йорка, которого можно сравнить с Холденом Колфилдом нового века.

50) Ивасаки Ф. Книга несчастной любви (2005). На что вы готовы, чтобы завоевать сердце любимой девушки? Готовы ли побить олимпийские рекорды или стать асом роликовых коньков? Способны ли превратиться в революционера или правоверного иудея? Сможете за день выучить десяток серенад, чтобы потом проорать их под окном своей любимой, перепугав половину квартала? А если ваши нечеловеческие усилия так и не тронут заветного сердца, то сумеете ли вы не впасть в отчаяние, а, наоборот, с иронией взглянуть на собственные любовные потуги? Как, к примеру, это сделал перуанский японец Фернандо Ивасаки, автор «Книги несчастной любви»?

52) Данторн Д.Я, Оливер Тейт (2008). Это дневник подростка пятнадцати лет, который не знает, куда применить свою излишнюю эрудированность. Оливер каждый день лазит в словарь, чтобы выучить несколько новых слов вроде слова «эвтаназия», пишет подробное письмо однокласснице, над которой все издеваются, объясняя ей, как стать любимицей класса...

Воспитания роман это романное повествование, в основе которого лежит история стадиального развития личности, чье сущностное становление, как правило, прослеживается с детских (юношеских) лет и связывается с опытом познания окружающей действительности. Хотя истоки можно найти уже в произведениях античности («Сатирикон», 1 век, Петрония; «Золотой осел», 2 век., Апулея), а многие черты его отчетливо проявляются в «Гаргантюа и Пантагрюэле», Ф.Рабле, «Симплициссимусе», Х.Я.К.Гриммельсхаузена, как жанр воспитания роман был осмыслен и декларирован в качестве программного эпохой Просвещения с ее доминирующим принципом формирования человека. Классические образцы жанра - роман К.М.Виланда «Агатон» (1766), трилогия И.В.Гёте «Театральное призвание Вильгельма Мейстера» (1777-85, не закончен) «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1795-96), «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1821-29), а также единственный незавершенный роман Ф.Шиллера «Духовидец» (1789), где, по словам автора, в форме воспоминаний «невымышленного» лица дается «история заблуждений человеческой души» (Шиллер Ф. Собрник сочинений).

Просветительская концепция романа воспитания (тесно связанная с теорией «эстетического воспитания» Ф.Шиллера) была поддержана романтиками (теоретически - Шлегелем, в художественной сфере - философско-символическими романами Л.Тика «Вильям Ловель», и «Странствия Франца Штернбальда», Новалиса - «Генрих фон Офтердинген») и подкреплена дальнейшим развитием литературы - как немецкой, где романа воспитания традиционно является одним из приоритетных жанров и черты его можно найти в романистике 19 века (роман одного из вождей леворадикальной литературной группы «Молодая Германия» К.Гуцкова «Валли сомневающаяся», 1835) и 20 веке (романы Т.Манна «Признания авантюриста Феликса Круля», 1954, «Волшебная гора», 1924; романы Г.Канта, К.Вольф, Э.Штриттматтера, З.Ленца), так и мировой (в широком диапазоне жанровых модификаций - от «Исповеди» Ж.Ж.Руссо, изданной в 1782-89, до автобиографических трилогий Л.Н.Толстого и М.Горького). С самых своих истоков роман воспитание тесно связан с педагогическими, философско-педагогическими и мемуарно-педагогическими трудами («Киропедия» Ксенофонта, 5-4 веков. до н.э.; «Приключения Телемака», Ф.Фенелона; «Эмиль, или О воспитании», 1762, Ж.Ж.Руссо; «Левана, или Учение о воспитании», 1806, ЖанПоля (Рихтера); «Педагогическая поэма», 1933-36, А.С.Макаренко). В широком смысле к роману воспитания можно отнести многие романы 1820 веков, затрагивающие проблемы социально-психологического развития личности: «История Тома Джонса, найденыша», 1749, Г.Филдинга; «Приключения Родрика Рэндома», 1748, и «Приключения Перигрина Пикля», 1751, Т.Дж.Смоллетта; романы «Приключения Оливера Твиста», 1838, «Жизнь и приключения Николаса Никльби», 1839, и, особенно, «Дэвид Копперфильд», 1850, Ч.Диккенса; романы О.Бальзака, Г.Флобера, А.Мюссе, Э.Золя, Р.Роллана, Ф.Мориака.

Словосочетание воспитания роман произошло от немецкого Bildungsroman.

Литература Просвещения вырастает из классицизма XVII века, наследуя его рационализм, представление о воспитательной функции литературы, внимание к взаимодействию человека и общества. По сравнению с литературой предшествующего столетия, в просветительской литературе происходит существенная демократизация героя, что соответствует общему направлению просветительской мысли. Герой литературного произведения в XVIII веке перестает быть "героем" в смысле обладания исключительными свойствами и перестает занимать высшие ступени в социальной иерархии. Он остается "героем" только в другом значении слова — центральным действующим лицом произведения. С таким героем может идентифицировать себя читатель, поставить себя на его место; этот герой ни в чем не выше обычного, среднего человека. Но поначалу этот узнаваемый герой, чтобы привлечь интерес читателя, должен был действовать в не знакомой читателю обстановке, в обстоятельствах, пробуждающих воображение читателя. Поэтому с этим "обыкновенным" героем в литературе XVIII века все еще происходят необыкновенные приключения, из ряда вон выходящие события, ведь для читателя XVIII века они и оправдывали повествование об обыкновенном человеке, в них заключалась занимательность литературного произведения. Приключения героя могут разворачиваться в разном пространстве, близко или далеко от его дома, в привычных общественных условиях или в неевропейском обществе, а то и вне общества вообще. Но неизменно литература XVIII века заостряет и ставит, показывает крупным планом проблемы государственного и общественного устройства, места личности в обществе и влияния общества на отдельную личность.

Англия XVIII века стала родиной просветительского романа . Напомним, что роман — жанр, возникший при переходе от Возрождения к Новому времени; этот молодой жанр игнорировался классицистической поэтикой, потому что не имел прецедента в античной литературе и сопротивлялся всем нормам и канонам. Роман направлен на художественное исследование современной действительности, и английская литература оказалась особенно благоприятной почвой для качественного скачка в развитии жанра, каким стал просветительский роман в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, Англия — родина Просвещения, страна, где в XVIII веке реальная власть уже принадлежала буржуазии, и буржуазная идеология имела самые глубокие корни. Во-вторых, возникновению романа в Англии способствовали особые обстоятельства английской литературы, где в течение полутора предыдущих веков постепенно в разных жанрах складывались эстетические предпосылки, отдельные элементы, синтез которых на новой идеологической почве и дал роман. Из традиции пуританской духовной автобиографии в роман пришла привычка и техника интроспекции, приемы изображения тонких движений внутреннего мира человека; из жанра путешествий, описывавшего плавания английских моряков, — приключения первопроходцев в дальних странах, опора сюжета на приключения; наконец, из английской периодики, из эссеистики Аддисона и Стиля начала XVIII века роман усвоил приемы изображения нравов повседневности, бытовых подробностей.

Роман, несмотря на его популярность у всех слоев читателей, еще долгое время считался "низким" жанром, однако ведущий английский критик XVIII века Сэмюэль Джонсон, классицист по вкусам, во второй половине столетия вынужден был признать: "Произведения художественной литературы, которые особенно нравятся нынешнему поколению, — это, как правило, те, что показывают жизнь в ее истинном виде, содержат лишь такие происшествия, что случаются каждый день, отражают только такие страсти и свойства, что известны каждому, кто имеет дело с людьми".