Русская антиутопия в творчестве одоевского. Утопия и антиутопия в мировой художественной литературе. История развития жанров утопии и антиутопии

речевой алалия афазалия логопедический

Анатомическое строение и физические характеристики артикуляторных органов человека хорошо приспособлены к производству человеческой речи.

В физиологическом отношении речь представляет собой сложный двигательный акт, осуществляемый по механизму условно-рефлекторной деятельности. Она образуется на основе кинестетических раздражений, исходящих из речевой мускулатуры, включая мышцы гортани и дыхательные мышцы. Звуковая выразительность речи контролируется при помощи слухового анализатора, нормальная деятельность которого играет весьма важную роль в развитии речи у ребенка. Овладение речью происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающей средой.

Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Поэтому в речевом аппарате выделяют две тесно связанные между собой части: центральный (регулирующий) и периферический (исполнительный) речевой аппарат.

К центральному речевому аппарату относятся:

  • - корковые концы анализаторов (прежде всего, слухового, зрительного и двигательного), участвующих в речевом акте. Корковый конец слухового анализатора находится в обеих височных долях, зрительного - в затылочных долях, а корковый отдел двигательного анализатора, обеспечивающий работу мускулатуры челюстей, губ, языка, мягкого неба, гортани, принимающей участие и в речевом акте, находится в нижних отделах этих извилин;
  • - сенсорный речедвигательный аппарат представлен проприорецепторами, находящимися внутри мышц и сухожилий, участвующих в речевом акте, и возбуждающимися под действием сокращений речевых мышц. Барорецепторы находятся в глотке и возбуждаются при изменениях давления на них при произнесении речевых звуков;
  • - афферентные (центростремительные) проводящие пути начинаются в проприорецепторах и в барорецепторах, и несут получаемую от них информацию к коре головного мозга. Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов;- корковые центры речи располагаются в лобной, височной, теменной и затылочной долях преимущественно левого полушария мозга. От участия правого полушария зависит эмоционально-образный компонент речи.

Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи. Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения. Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи. Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга. Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме) и артикуляции взрослых.

Специфические центры речи (сенсорный - Вернике и моторный - Брока), отвечающие за тонкий сенсорный анализ и нервно-мышечную координацию речи.

Слуховой сенсорный (чувствительный) речевой центр Вернике располагается в заднем отделе левой верхней височной извилины. При его повреждениях или заболеваниях возникают нарушения звукового восприятия. Возникает сенсорная афазия, при которой становится невозможным различение на слух элементов речи (фонем и слов), а, следовательно, и понимание речи, хотя острота слуха и способность различать неречевые звуки при этом остаются нормальными.

Слуховой моторный (двигательный) центр речи Брока располагается в заднем отделе второй и третьей лобной извилин левого полушария. Повреждения или заболевания моторного центра речи ведут к нарушению анализа и синтеза кинестетических (двигательных) раздражений, возникающих при произнесении звуков речи. Наступает моторная афазия, при которой становится невозможным произнесение слов и фраз, хотя движения речевых органов, не связанные с речевой деятельностью (движения языка и губ, открывание и закрывание рта, жевание, глотание и т. д.), не нарушаются.

  • - подкорковые узлы и ядра ствола (прежде всего, продолговатого мозга), ведают ритмом, темпом и выразительностью речи;
  • - эфферентные (центробежные) проводящие пути, соединяют кору головного мозга с дыхательными, голосовыми и артикуляторными мышцами, обеспечивающими речевой акт. Они начинаются в коре головного мозга в центре Брока.

В состав эфферентных проводящих путей включаются также черепно-мозговые нервы, которые берут начало в ядрах ствола головного мозга и иннервируют все органы периферического речевого аппарата. Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть; лицевой нерв - мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек; языкоглоточный и блуждающий нервы - мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца. Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:

  • 1) дыхательного;
  • 2) голосового;
  • 3) артикуляционного (или звуковоспроизводящего).

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Это - поставщик воздуха для звукообразования, поскольку речевые звуки с физической точки зрения есть не что иное, как механические колебания выдыхаемого воздуха различной частоты и силы, возникающие в последующем периферическом отделе речевого аппарата - голосовом.

Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей.

Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей. Сверху гортань переходит в глотку, снизу - в дыхательное горло (трахею). В глотке скрещиваются два пути - дыхательный и пищеварительный. Роль «стрелок» на этом скрещивании играют мягкое нёбо и надгортанник.

Артикуляционный отдел.

Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные - неподвижными.

Звучащая речь является результатом последовательного взаимодействия четырех артикуляционных процессов:

  • 1. Формирования воздушной струи, которая образуется в тот момент, когда воздух с силой выталкивается из легких;
  • 2. Процесса фонации (звучания), когда воздушный поток начинает вибрировать, проходя через голосовые связки;
  • 3. Процесса собственно артикуляции, когда вибрация в струе воздуха обретает особую форму благодаря резонаторам, сформированным в ротовой и носовой полостях органами артикуляции;
  • 4. Распространения воздушной волны особой формы в окружающую среду.

Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т.е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет представить сложный механизм речи.
Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга.

Строение речевого аппарата.

Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (регулирующего) речевого аппарата и периферического (исполняющего) речевого аппарата.

1. Центральный речевой аппарат находится в головном мозге. Он состоит из:
— коры головного мозга (преимущественно левого полушария)
— подкорковых узлов
— проводящих путей
— ядер ствола (прежде всего продолговатого мозга)
— нервов, идущих к дыхательным, голосовым и артикуляторным мышцам.

Какова же функция центрального речевого аппарата и его отделов ?

Речь, как и другие проявления высшей нервной деятельности, развивается в основе рефлексов. Речевые рефлексы связаны с деятельностью различных участков мозга. Однако некоторые отделы коры головного мозга имеют главенствующее значение в образовании речи. Это лобная, височная, теменная и затылочная доли преимущественно левого полушария мозга (у левшей правого).

Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока).

Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражители (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия чужой речи.

— Для понимания речи имеет значение теменная доля коры мозга .

Затылочная доля является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме).

Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи.

Проводящие пути соединяют кору головного мозга с мышцами, регулирующими деятельность речевого аппарата – центробежные (двигательные) нервные пути . Центробежный путь начинается в коре головного мозга в центре Брока.

От периферии к центру, т.е. от области речевых органов к коре головного мозга, идут центростремительные пути . Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в барорецепторах.

Проприорецепторы находятся внутри мышц, сухожилий и на суставныхповерхностях двигающихся органов. Проприорецепторы возбуждаются под действием мышечных сокращений. Благодаря проприорецепторам контролируется вся наша мышечная деятельность.

Барорецепторы возбуждаются при изменениях давления на них и находятся в глотке. Когда мы говорим происходит раздражение проприо- и барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к коре головного мозга.

Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей деятельности речевых органов.

В ядрах ствола берут начало черепно-мозговые нервы. Все органы периферического речевого аппарата иннервируются (иннервация – обеспеченность какого-либо органа или ткани нервными волокнами, клетками) черепно-мозговыми нервами . Главными из них: тройничный, лицевой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный и подъязычный.

Тройничный нерв иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть;

Лицевой нерв – мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движение губ, надувание и втягивание щек;

Языкоглоточный и блуждающий нервы – мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца.

Добавочный нерв иннервирует мышцы шеи, а подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

Но этот путь от центрального речевого аппарата к периферическому составляет только одну часть речевого механизма. Другая его часть заключается в обратной связи – от периферии к центру.

2. Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов:
1. Дыхательного
2. Голосового
3. Артикуляционного (звукопроизводящего)

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей .

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голособразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной – газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании.

Понятно, что для более длительного выдоха необходим ибольший запас воздуха. Поэтому в момент речи значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха (примерно в 3 раза). Вдох при речи становится более коротким и более глубоким. Еще одной особенностью речевого дыхания является то, что выдох в момент речи осуществляется при активном участии выдыхаемых мышц (брюшной стенки и внутренних межреберных мышц). Это обеспечивает его наибольшую длительность и глубину, и кроме того, увеличивает давление воздушной струи, без чего невозможно звучная речь.

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.

Сверху гортань переходит в глотку . Снизу она переходит в трахею .
На границе гортани и глотки находится надгортанник . Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет её полость от попадания пищи и слюны.


Механизм голосообразования таков. При фонации голосовые складки находятся в сомкнутом состоянии (рис 2). Струя выдыхаемого воздуха, прорываясь через сомкнутые голосовые складки, несколько раздвигает их в стороны. В силу своей упругости, а так же под действием гортанных мышц, суживающих голосовую щель, голосовые складки возвращаются в исходное, т.е. среднее положение, с тем, чтобы в результате продолжающегося давления выдыхаемой воздушной струи снова раздвинуться в стороны и т.д. Смыкания и размыкания продолжаются до тех пор, пока не прекратится давление голосообразующей выдыхательной струи. Таким образом, при фонации происходят колебания голосовых складок. Эти колебания совершаются в поперечном, а не в продольном направлении, т.е. голосовые складки перемещаются кнутри и кнаружи, а не кверху и книзу.
В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.
При шепоте голосовые складки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Голосовые складки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края маленькой треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается нами в виде шепота.
Голос обладает силой, высотой, тембром.
Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых складок, которая определяется величиной воздушного давления, т.е. силой выдоха. Значительное влияние на силу голоса оказывают такие резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются усилителями звука.
Величина и форма резонаторных полостей, а также особенности строения гортани влияют на индивидуальную «окраску» голоса, или тембр . Именно благодаря тембру мы различаем людей по голосу.
Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок, а она в свою очередь зависит от длины, толщины и степени напряжения. Чем длиннее голосовые складки, тем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса.
Кроме того, высота голоса зависит от давления воздушной струи на голосовые складки, от степени их напряжения.

Артикуляционный отдел . Основными органами артикуляции являются:
— язык
— губы
— челюсти (верхняя и нижняя)
— твердое небо
— мягкое небо
— альвеолы
Из них язык, губы, мягкое небо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные – неподвижными (рис. 3).

Главным органом артикуляции является язык.

Язык — массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксирована и носит название корня языка . В подвижной части языка различают: кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку.
Сложное сплетение мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, положение и степень положения языка. Это имеет очень большое значение, т.к. язык участвует в образовании гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных).

Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому небу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к небу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам.
Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодаря резонаторам . Резонаторы расположены во всей надставной трубе.

Надставная труба – это всё то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.

У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков. У животных (например, у обезьяны) полости глотки и рта связаны очень узкой щелью. У человека же глотка и рот образуют общую трубку – надставную трубу. Она и выполняет важную функцию речевого резонатора. Надставная труба у человека сформировалась в результате эволюции.

Надставная труба благодаря своему строению может меняться по форме и объему. Например, глотка может быть вытянутой и сжатой и, наоборот, очень растянутой. Изменения формы и объема надставной трубы имеют большое значение для образования звуков речи. Эти изменения формы и объема надставной трубы и создают явление резонанса . В результате резонанса одни обертоны речевых звуков усиливаются, другие — заглушаются. Таким образом, возникает специфический речевой тембр звуков. Например, при возникновении звука а ротовая полость расширяется, а глотка сужается и вытягивается. А при произнесении звука и , наоборот, ротовая полость сжимается, а глотка расширяется.

Одна гортань не создает специфического речевого звука, он образуется не только в гортани, но и в резонаторах (глоточном, ротовом и носовом).
Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани).
Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и зубами, между языком и твердым небом, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органами.

При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) образуются звонкие и сонорные согласные.

Ротовая полость и глотка принимают участие в произнесении всех звуков русского языка. Если у человека правильное произношение, то носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и н и мягких вариантов. При произнесении остальных звуков небная занавеска, образуемая мягким небом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.

Итак, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй – для образования голоса, третий – является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом, характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

Для того, чтобы было осуществлено произношение слов в соответствии с задуманной информацией, в коре головного мозга производится отбор команд для организации речевых движений. Эти команды носят название артикуляционной программы . Артикуляционная программа реализуется в исполнительной части речедвигательного анализатора — в дыхательной, фонационной и резонаторной системах.

Речевые движения осуществляются настолько точно, что в результате возникают определенные звуки речи и формируется устная (или экспрессивная) речь.

П о н я т и е о б о б р а т н о й с в я з и . Выше мы говорили о том, что нервные импульсы, поступающие от центрального речевого аппарата, приводят в движение органы периферического речевого аппарата. Но имеется и обратная связь.

Как же она осуществляется?

Эта связь функционирует по двум направлениям: кинестетическому пути и слуховому.

Для правильного осуществления речевого акта необходим контроль:
1. с помощью слуха;
2. через кинестетические ощущения.

При этом особо важная роль принадлежит кинестетическим ощущениям, идущим в кору головного мозга от речевых органов. Именно кинестетический контроль позволяет предупредить ошибку и внести поправку до того, как звук произнесен.

Слуховой же контроль действует лишь в момент произнесения звука. Благодаря звуковому контролю человек замечает ошибку. Чтобы устранить ошибку, нужно исправить артикуляцию и проконтролировать её.

Обратные импульсы идут от речевых органов к центру, где контролируются, при каком положении органов речи произошла ошибка. Затем от центра посылается импульс, который вызывает точную артикуляцию. И снова возникает обратный импульс – о достигнутом результате. Так происходит до тех пор, пока не будут согласованы артикуляция и слуховой контроль. Можно сказать, что обратные связи функционируют как бы по кольцу – импульсы идут от центра к периферии и далее – от периферии к центру.

Так осуществляется обратная связь и формируется вторая сигнальная система . Важная роль при этом принадлежит системам временных нервных связей – динамическим стереотипам, которые возникают благодаря многократному восприятию элементов языка (фонетических, лексических и грамматических) и произнесению. Система обратных связей обеспечивает автоматическое регулирование работы органов речи.


В производстве звуков речи принимает участие целый ряд органов, которые все вместе образуют речевой аппарат человека. Этот аппарат состоит их четырех главных частей: дыхательного аппарата, гортани, полости рта, полости носа.
Дыхательный аппарат состоит из диафрагмы, или грудобрюшной преграды, грудной клетки, легких, бронхов, дыхательного горла.
Роль дыхательного аппарата в речи подобна роли мехов, которые нагнетают воздух: он производит необходимую для образования звука воздушную струю.
В работе дыхательного аппарата различаются две фазы: вдыхание и выдыхание.
При вдыхании воздух через дыхательное горло и бронхи входит в легкие; при выдыхании выходит из них обратно. При простом дыхании (не во время речи) обе фазы приблизительно равны по длительности. Во время же речи вдыхание совершается быстро, а выдыхание растянуто. Это происходит потому, что в процессе речи используется главным образом выдыхание, а вдыхание лишь восстанавливает израсходованный в речи запас воздуха. Таким образом, когда мы говорим, воздух из легких через бронхи по дыхательному горлу попадает в гортань.
Гортань составляет верхний конец дыхательного горла. Это орган, служащий почти исключительно для целей образования звуков. Гортань подобна музыкальному инструменту, который дает самые разнообразные по высоте и силе звуки.
Поперек гортани расположены два пучка эластичных мускулов, похожих на две губы, которые называются голосовыми связками. Края голосовых связок, обращенные друг к другу, свободны и образуют щель, называемую голосовой.
Когда связки не натянуты, то голосовая щель широко открыта, и сквозь нее свободно проходит воздух. Именно такое положение связки занимают при образований глухих согласных. Когда же они натянуты и соприкасаются друг с другом, то свободный проход для воздуха затруднен. Воздушный поток с силой проходит между связками, в результате чего возникает колебательное движение, заставляющее их дрожать и вибрировать. В итоге образуется музыкальный звук, называемый голосом. Он принимает участие в образовании гласных, сонорных и звонких согласных.
Полость рта выполняет двоякую роль в образовании зву- ков. С одной стороны, она служит резонатором, который придает различную окраску (тембр) звукам. С другой стороны, она является тем местом, где производятся различные по своему качеству самостоятельные шумы, которые или примешиваются к голосу, или сами, без участия голоса, образуют звуки.
Качество шумов в полости рта, а также роль полости рта как резонатора зависят от объема и формы, которые могут быть различны благодаря движению губ и языка. Эти движения называются артикуляциями. Посредством артикуляций каждый звук речи получает свою окончательную «отделку». Этим он отличается от остальных звуков. К артикуляциям языка и губ присоединяется еще движение нижней челюсти, которая, опускаясь, расширяет полость рта или обратным движением сужает ее.
Язык имеет особенно большое значение в образовании звуков речи. Он чрезвычайно подвижен и принимает различные положения по отношению к зубам и нёбу. Особенно подвижны передняя часть языка, кончик которой может касаться почти любого места рта, начиная с зубов и кончая мягким нёбом.
В зависимости от того, какой своей частью, насколько и к какому месту нёба поднимается язык, изменяются объем и форма полости рта, благодаря чему получаются различные шумы.
У языка никаких естественных границ между его частями провести нельзя, поэтому деление производится совершенно условно.
Часть языка, расположенная против зубной части нёба (вместе с кончиком языка), называется передней. Часть языка, расположенная против твердого нёба, - средней.
Часть языка, расположенная против мягкого нёба, называется задней.
Различия в звуках зависят от различий в артикуляциях языка, при этом нужно различать место и способ артикуляции.
Место артикуляции определяется:
  1. какой своей частью артикулирует язык;
  2. по отношению к какому пункту он артикулирует (зубам, нёбу).
Передняя часть языка может артикулировать по отношению к верхним зубам (например, при образовании согласных звуков , [то], [з], [с], [к], [л]) и по отношению к зубной части нёба (например, при образовании согласных [ж], [ні], [р]).
Когда язык артикулирует своей средней частью, то его спинка приближается к твердому нёбу (например, при образовании согласного звука [/] или гласных [и], [э]).
Когда же язык артикулирует задней частью, то его спинка поднимается к мягкому нёбу (при образовании согласных [г], [к], [X] или гласных [у]gt; [о]).
При произношении согласных звуков русского языка движение средней части языка может присоединиться к другим артикуляциям, благодаря такой дополнительной артикуляции получается так называемое мягкое произношение согласных.
То, что мы называем «мягкость» звука, акустически обусловлено более высоким тоном образуемых в полости рта шумов по сравнению с соответствующим «твердым». Эта большая высота звука связана с изменением формы и уменьшением объема резонирующей полости рта.
Работа губ также играет большую роль при образовании звуков, но меньшую, чем язык. Губные артикуляции совершаются или обеими губами, или только нижней губой.
При помощи губ могут быть произведены самостоятельные шумы, подобные тем, которые производит язык. Например, губы, смыкаясь друг с другом, могут образовать затвор, который со взрывом разрывается струей воздуха. Так образуются согласные [и] (без голоса) и [б] (с голосом). Если при этом открыт проход в полость носа, то получается согласный [л*].
Границей между полостью рта и проходом в полость носа служит так называемая нёбная занавеска (подвижное мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком). Назначение нёбной занавески состоит в том, чтобы открывать или закрывать для воздуха проход из зева в полость носа.
Назначение полости носа - служить резонатором при образовании некоторых звуков. При образовании большей части звуков русского языка носовая полость не принимает участия, так как нёбная занавеска бывает приподнята и доступ воздуха в полость носа закрыт. При образовании же звуков
[ж], [н] нёбная занавеска бывает опущена, проход в полость носа открыт, и тогда полость рта и полость носа образуют одну общую резонирующую камеру, другую качественную окраску - тембр.

Еще по теме УСТРОЙСТВО РЕЧЕВОГО АППАРАТА:

  1. § 109. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКОВ РЕЧИ. РЕЧЕВОЙ АППАРАТ
  2. I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЧЕВЫХ АКТОВ «ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ» КАК ОДИН ИЗ ВАРИАНТОВ ТЕОРИИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  3. Взлом буржуазно-помещичьего аппарата царской России и создание нового, советского государственного аппарата

Если спросить музыканта, играющего на гитаре, скрип­ке, пианино или на фаготе, флейте, трубе, как извлекают­ся звуки из инструмента, от чего зависит их сила, дли­тельность, то он расскажет об особенностях своего инст­румента и о том, что нужно сделать, чтобы звуки были различной тональности, силы, протяженности.

Но вот если этому же музыканту задать вопрос, как он, когда говорит, превращает воздушную струю в звуковую волну и где, при помощи чего эта волна превращается в звуки речи, то вряд ли можно ожидать вразумительного ответа. Да что музыканты! Не каждый профессионал-лек­тор, учитель, юрист, дипломат, политический деятель, для кого звучащая речь - профессиональная необходимость, даст правильный ответ. В то время, как для всех, кто по своей профессии «работает» голосом, речевой аппарат -своеобразный музыкальный инструмент, созданный при­родой и поэтому совершенный, который необходимо знать во всех тонкостях, чтобы успешно пользоваться им.

Где же и как образуются звуки речи? От чего зависит их сила, тембр, широта? Как с помощью голоса можно передавать мысли, чувства, состояние души человека, воз­действовать на других? Какие при этом происходят про­цессы и какие законы акустики, физиологии, психологии лежат в их основе?

Ученые определили, что звук голоса - одна из форм энергии. Энергия эта, порожденная голосовым аппаратом человека, распространяясь с большой скоростью, приво­дит в колебание молекулы воздуха с определенной часто­той и силой. От частоты колебания зависит высота звука, а от амплитуды колебания - его сила. Следовательно, чтобы понять природу звука, его акустические и физиологичес­кие особенности, необходимо прежде всего изучить рече­вой аппарат, знать его устройство и уметь на нем «иг­рать». Ведь во многом от голоса зависит успех выступле­ния.

У И. Андроникова, публициста, мемуариста, критика, есть рассказ «Горло Шаляпина». Автор пересказывает то, что слышал от известного артиста Малого театра Остуже­ва, которому однажды привелось заглянуть в горло Ша­ляпина:

Вы не знаете, что - я - увидел!!! Выставив руки, словно
предлагая наматывать на них шерстяные нитки, он округля­
ет ладони, соединил кончики пальцев - руки встретились;
оглядел образовавшееся внутри пространство, дал мне налю­
боваться, глядя в глаза мне, крикнул звонко, отрывисто:

КРАТЕР!!!

Полная и напряженная пауза - и снова яростный возглас:

Из ладоней образуется круглый свод:

КУПОЛ!!! Он уходит под самые глаза... И вот под этим
куполом рождается неповторимый тембр шаляпинского баса!..
Язык, как волна в знойный полдень, еле зыблется за ожере­
льем нижних зубов... И ВО ВСЕЙ ГОРТАНИ НИ ОДНОЙ
ЛИШНЕЙ ДЕТАЛИ!.. Она рассматривается как сооружение
великого мастера! И я не могу оторвать глаз от этого необык­
новенного зрелища!.. .



Рассказчик обращает внимание на размеры глотки, ее глубину (кратер!), на высоту нёба (купол!), на язык (как волна в знойный полдень). Это все - составляющие рече­вой аппарат и у каждого человека он имеет свои размеры, свою конфигурацию.

От чего же это зависит? От природы? Чем природа на­градила, то и имеешь? Один из приятелей Остужева, ког­да он рассказал ему об увиденном, заметил:

Я горло Шаляпина знаю. Согласен с тобой - это чудо! Но не природы! Это - чудо работы, систематической трениров­ки. У Шаляпина от природы - великолепный бас, - редчай­шие связки! И обыкновенная глотка. Но его первый учитель пения, Усатов, специальными упражнениями сумел поднять ему мягкое нёбо, расширил стенки гортани, он выучил Ша­ляпина - ну как бы тебе объяснить - полоскать горло звука­ми... .

Вот, оказывается, что! Каждый человек, выполняя не­обходимые упражнения, может довести свой речевой ап­парат до совершенства или значительно развить и улуч­шить его.

Посмотрите внимательно на схему:

дух втягивается в легкие и выталкивается наружу. От объе­ма легких, от того, сколько воздуха они могут вместить, а затем вытолкнуть, зависит сила звука и его продолжи­тельность.

Когда Таманьо выступал на сцене Большого театра, - рас­сказывал однажды артист Остужев Ираклию Андроникову, - московские студенты, которые всегда знали все лучше всех, никогда не приобретали билетов на галерею. Они слушали его задаром - с Петровки. У этого молодчаги был такой голо­сина, что ему приходилось перед спектаклем шнуровать на голом теле специальный корсет, чтобы не вздохнуть полной грудью. Как вы знаете, на улице никогда не слышно ни орке­стра, ни хора... но голос Таманьо проникал сквозь слуховые окна на чердаке. Если бы он не шнуровался, то, пожалуй, стены дали бы трещины, а какой-нибудь театр, поменьше нашего Большого, того и гляди загудел бы в тартарары .

Конечно, можно этому верить и не верить, но факт остается фактом: от глубины и силы вдоха и выдоха зави­сит сила звука.

Однако при вдохе и выдохе воздуха не всегда образуется звук. Чтобы жить, человек должен дышать, даже во сне. С прекращением дыхания наступает смерть.

Когда же и как воздух превращается в звук или способ­ствует образованию звука? И не просто звука, а звука речи.

Самый активный артикулятор - язык. Он во рту чув­ствует себя хозяином: то к зубам прижмется, то отступит от них, то к нёбу начнет подниматься, то в глубь ротовой полости уйдет. От его движений зависит характер боль­шинства звуков русского языка. Не случайно вербальный (словесный, звуковой) способ общения назвали языком.

О главенствующей роли языка при образовании звуков свидетельствуют выражения: «У тебя что, язык отнял­ся?», «У тебя что, язык прилип к гортани?», «Ты что, язык проглотил?» или «Ты что, без языка?», «Ты что, языка лишился?» Так говорят, когда тот, к кому обраща­ются, молчит, не отвечает.

А сколько устойчивых выражений, образность которых создается за счет прямого значения слова язык («орган речи»)! «Держи язык за зубами» (Молчи, не болтай лиш­него). «Какой у него длинный язык, совсем не умеет сдер­живаться в разговоре». Если о ком-то скажут, что у него язык без костей, то значит, что он любит поговорить, болтает много всякого вздора, глупостей. «Так и просится на язык, язык чешется», - говорят, когда очень хочется сказать, когда не могут удержаться, утерпеть, чтобы не заговорить, не сказать что-либо. А вот если человек не может членораздельно, ясно выразить свою мысль, то го­ворят: «У него язык заплетается».

Теперь вы представляете, каким сложным, каким со­вершенным и необходимым человеку аппаратом наградила его природа.

По характеру речевого звучания, по физическому стилю речи мы судим о темпераменте говорящего, о его характере, мироощущении, о его настроении, наконец, о его искреннос­ти. Бодрость и вялость, энергия и инертность, решительность и робость, заинтересованность и безразличие - все эти пси­хические моменты, сопровождающие устную речь, как бы аккомпанирующие ее содержанию, находят верное отражениев звуковом потоке. В разговорной речи это отражение являет­ся непосредственным, непроизвольным, не контролируется сознанием говорящего. В публичной речи оно должно стать осознанным и преднамеренным орудием воздействия.

Актер, декламатор, оратор, учитель, лектор - всякий, кто хочет воздействовать звучащей речью, - должен путем сис­тематических наблюдений осознать выразительное значение отдельных факторов речевого звучания и целостных фонети­ческих стилей, должен научиться преднамеренно вызывать звучанием своей речи определенную эмоциональную и воле­вую реакцию .

Конечно, у оптимиста и обрадованного человека голос будет радостный, счастливый, звонкий, а у пессимиста - " недовольный, мрачный, раздраженный, глухой; разгневан­ный человек чаще всего говорит повышенным голосом, а больной - слабым, болезненным, прерывающимся. Значит, в понятие «характер речевого звучания» входят тональ­ность речи, темп, длительность и частота пауз, дикция.

О зависимости голоса от характера и состояния челове­ка свидетельствуют многие определения к слову голос, на-пример: решительный, смелый, робкий, вялый, безразлич­ный, болезненный, заискивающий, увлеченный, бодрый, жизнерадостный, серьезный, смешливый, заинтересован­ный, инертный, нерешительный, уступчивый, грубый, нахальный, хамский, вежливый, интеллигентный, добро­желательный, повелительный, смиренный, властный, храб­рый, спокойный, взволнованный, тревожный, началь­нический, правдивый, лживый, предательский, искренний, раздраженный, веселый, удрученный, брюзжащий, скуч­ный, легкомысленный, энергичный.

Вот сколько различных оттенков может иметь голос, передавая состояние говорящего, его характер, отноше­ние к собеседнику, предмету речи, степень образованности и воспитанности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что представляет собой речевой аппарат?