Скульптура родена мыслитель почему многие думают. «Мыслитель»: малоизвестные факты создания знаменитой скульптуры Огюста Родена

Уже более века зрители восхищаются шедеврами Огюста Родена. Этот французский скульптор стал новатором в своем деле. Талант мастера был настолько велик, что его даже обвиняли в изготовлении гипсовых слепков прямо с лиц натурщиков. Венцом творения Родена называют скульптуру «Мыслитель». О некоторых малоизвестных фактах ее создания и пойдет речь.


Первоначально «Мыслитель» задумывался как часть «Врат Ада»

Изначально скульптура в виде сидящего сгорбившегося человека должна была стать центральной фигурой в работе Родена «Врата Ада». По размерам она планировалась гораздо скромнее, нежели «Мыслитель», который находится в Парижском музее Родена.


«Врата Ада», отлитые уже после смерти скульптора

Когда в Париже в 1880 году было принято решение построить Музей декоративного искусства, Огюсту Родену сделали заказ создать массивные двери из бронзы для него. Скульптор решил выполнить барельефы на них по мотивам «Божественной комедии» Данте. Однако за 37 лет работы ни заказ, ни сам музей до конца так и не были завершены. «Врата Ада» отлили в бронзу только после смерти Родена.


Огюст Роден - великий французский скульптор

Новаторство Родена состояло в том, что он сумел передать состояние и настроение только лишь с помощью позы. В качестве модели скульптор пригласил француза Жана Бо - мускулистого боксера, выступавшего в квартале Красных фонарей. Кстати, мужчина несколько раз позировал мастеру и для других работ.


«Мыслитель» Микеланджело. Статуя Лоренцо Медичи (1526-1531 гг)

Первоначально Роден назвал свою скульптуру «Поэт». Это название подтверждает теорию о том, что статуя была задумана как изображение Данте Алигьери. Но, возможно из-за того, что высокий и худой Данте в 19 веке уж никак не ассоциировался с мускулистой скульптурой, многие видели в ней аллегорический смысл. Во всяком случае, название «Мыслитель» связывают с литейщиками, которые так назвали статую, потому что посчитали ее похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием.


«Три тени» Огюста Родена

«Мыслитель» явился не единственной самостоятельной скульптурой из «Врат Ада». Роден представлял публике «Поцелуй» (1886), «Ева» (1883), «Уголино» (1882), «Три тени» и другие работы из этой серии.


«Мыслитель» - статуя, установленная в музее Родена в Париже

После того, как «Мыслитель» приобрел огромную популярность, Огюст Роден отлил из бронзы 10 копий этой статуи. А после смерти скульптора в 1917 году права на отливку были переданы народу Франции, и эта цифра возросла до 20 копий. На сегодняшний день «Мыслители» в гипсе или бронзе представлены в галереях Мельбурна, Женевы, Вашингтона, Парижа.

Талант Родена настолько велик, что многие скульпторы до сих пор пытаются ему подражать, но по-своему. Так итальянский мастер создает оригинальные фигуры из металлической сетки.


Уже более века зрители восхищаются шедеврами Огюста Родена . Этот французский скульптор стал новатором в своем деле. Талант мастера был настолько велик, что его даже обвиняли в изготовлении гипсовых слепков прямо с лиц натурщиков. Венцом творения Родена называют скульптуру «Мыслитель» . О некоторых малоизвестных фактах ее создания и пойдет речь в этом обзоре.




Изначально скульптура в виде сидящего сгорбившегося человека должна была стать центральной фигурой в работе Родена «Врата Ада» . По размерам она планировалась гораздо скромнее, нежели «Мыслитель», который находится в Парижском музее Родена.



Когда в Париже в 1880 году было принято решение построить Музей декоративного искусства, Огюсту Родену сделали заказ создать массивные двери из бронзы для него. Скульптор решил выполнить барельефы на них по мотивам «Божественной комедии» Данте. Однако за 37 лет работы ни заказ, ни сам музей до конца так и не были завершены. «Врата Ада» отлили в бронзу только после смерти Родена.



Новаторство Родена состояло в том, что он сумел передать состояние и настроение только лишь с помощью позы. В качестве модели скульптор пригласил француза Жана Бо – мускулистого боксера, выступавшего в квартале Красных фонарей. Кстати, мужчина несколько раз позировал мастеру и для других работ.



Первоначально Роден назвал свою скульптуру «Поэт». Это название подтверждает теорию о том, что статуя была задумана как изображение Данте Алигьери. Но, возможно из-за того, что высокий и худой Данте в 19 веке уж никак не ассоциировался с мускулистой скульптурой, многие видели в ней аллегорический смысл. Во всяком случае, название «Мыслитель» связывают с литейщиками, которые так назвали статую, потому что посчитали ее похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием.



«Мыслитель» явился не единственной самостоятельной скульптурой из «Врат Ада». Роден представлял публике «Поцелуй» (1886), «Ева» (1883), «Уголино» (1882), «Три тени» и другие работы из этой серии.



После того, как «Мыслитель» приобрел огромную популярность, Огюст Роден отлил из бронзы 10 копий этой статуи. А после смерти скульптора в 1917 году права на отливку были переданы народу Франции, и эта цифра возросла до 20 копий. На сегодняшний день «Мыслители» в гипсе или бронзе представлены в галереях Мельбурна, Женевы, Вашингтона, Парижа.
Талант Родена настолько велик, что многие скульпторы до сих пор пытаются ему подражать, но по-своему. Так итальянский мастер создает оригинальные фигуры из металлической сетки. Обычную К:Скульптуры 1880 года

История

По первоначальному замыслу автора скульптура называлась «Поэт» и была частью композиции «Врата ада » по мотивам «Божественной комедии », изображая Данте , создателя отлитых в бронзе Роденом картин ада. Со временем замысел Родена был усложнён, в частности образ Данте был сменён универсальным образом творца. Следуя традициям классической скульптуры Микеланджело , Роден наделил своего героя физической мощью, однако исполнил его подчёркнуто аллегоричным, не имеющим реальных прототипов.

Моделью для скульптуры (как и для многих других скульптур Родена) послужил француз по имени Жан Бо (фр. Jean Baud ), мускулистый боксёр, в основном выступавший в Париже, в квартале красных фонарей .

Впервые «Мыслитель» был публично выставлен в 1888 году в Копенгагене . В 1902 году была отлита в бронзе увеличенная до 181 см скульптура, которую в 1904 году Роден выставил в парижском Салоне . В 1906 году бронзовый «Мыслитель» был установлен в Пантеоне . При этом Роден, выступавший на открытии, заявил, что «Мыслитель» является памятником французским рабочим. В 1922 году эту бронзу перенесли в музей Родена в Отель Бирон.

Копии

Существует более 20 бронзовых и гипсовых копий статуи в разных городах, разбросанных по всему миру. В частности, бронзовая копия скульптуры установлена на могиле скульптора в Мёдоне , пригороде Парижа. Другие копии «Мыслителя» установлены у ворот филадельфийского музея Родена и у ворот Колумбийского университета .

    The Gates of Hell Philadelphia3.JPG

    Над «Вратами ада» сидит «Мыслитель»

Напишите отзыв о статье "Мыслитель (скульптура)"

Литература

  • Albert Edward Elsen, Rosalyn Frankel Jamison, Bernard Barryte. . - Oxford University Press, 2003. - P. 174-179. - 662 p. - ISBN 9780195133813.

Ссылки

  • - Проект, посвящённый судьбе различных копий скульптуры

Отрывок, характеризующий Мыслитель (скульптура)

Я не выносила манеру Караффы говорить о себе «мы», но это была привилегия Пап и королей, и оспаривать её, естественно, никто никогда не пытался. Мне сильно перечила такая преувеличенная подчёркнутость своей значимости и исключительности. Но тех, кто такую привилегию имел, это, конечно же, полностью устраивало, не вызывая у них никаких отрицательных чувств. Не обращая внимания на слова Караффы, кардинал с лёгкостью преклонил колено, целуя «перстень грешников», и, уже поднимаясь, очень пристально посмотрел на меня своими яркими васильковыми глазами. В них отразился неожиданный восторг и явное внимание... что Караффе, естественно, совершенно не понравилось.
– Вы пришли сюда видеть меня, а не разбивать сердца прекрасных дам! – недовольно прокаркал Папа. – Счастливого пути, Мороне!
– Я должен переговорить с вами, перед тем, как начну действовать, Ваше святейшество – со всей возможной учтивостью, ничуть не смутившись, произнёс Мороне. – Ошибка с моей стороны может стоить нам очень дорого. Поэтому прошу выделить мне чуточку вашего драгоценного времени, перед тем, как я покину вас.
Меня удивил оттенок колючей иронии, прозвучавший в словах «вашего драгоценного времени»... Он был почти, что неуловимым, но всё же – он явно был! И я тут же решила получше присмотреться к необычному кардиналу, удивляясь его смелости. Ведь обычно ни один человек не решался шутить и уж, тем более – иронизировать с Караффой. Что в данном случае показывало, что Мороне его ничуточки не боялся... А вот, что являлось причиной такого уверенного поведения – я сразу же решила выяснить, так как не пропускала ни малейшего случая узнать кого-то, кто мог бы когда-нибудь оказать мне хоть какую-то помощь в уничтожении «святейшества»... Но в данном случае мне, к сожалению, не повезло... Взяв кардинала под руку и приказав мне дожидаться в зале, Караффа увёл Мороне в свои покои, не разрешив мне даже простится с ним. А у меня почему-то осталось чувство странного сожаления, как будто я упустила какой-то важный, пусть даже и очень маленький шанс получить чужую поддержку...
Обычно Папа не разрешал мне находиться в его приёмной, когда там были люди. Но иногда, по той или иной причине, он вдруг «повелевал» следовать за ним, и отказать ему в этом, навлекая на себя ещё большие неприятности, было с моей стороны просто неразумно, да и не было на то никакого серьёзного повода. Потому я всегда шла, зная, что, как обычно, Папа будет с каким-то непонятным интересом наблюдать мою реакцию на тех или иных приглашённых. Мне было совершенно безразлично, зачем ему было нужно подобное «развлечение». Но такие «встречи» позволяли мне чуточку развеяться, и уже ради этого стоило не возражать против его странноватых приглашений.
Так и не встретившись никогда более с заинтересовавшим меня кардиналом Мороне, я очень скоро о нём забыла. И вот теперь он сидел на полу прямо передо мной, весь окровавленный, но всё такой же гордый, и опять заставлял точно также восхищаться его умением сохранять своё достоинство, оставаясь самим собой в любых, даже самых неприятных жизненных обстоятельствах.

Имя великого французского скульптора Огюста Родена (1840-1917) впервые получило известность в 1877 году, когда он послал на выставку статую «Бронзовый век». Произведение Родена вызвало негодование членов жюри; мастер был обвинен в подлоге - он якобы представил муляж, слепок, а не собственное, творчески созданное произведение. С помощью друзей, наблюдавших его работу, Родену удалось доказать свою правоту.

Особенности творчества О. Родена

Почему же творчество молодого скульптора Родена вызвало такое недоброжелательное отношение? Все дело в том, что образ, созданный им, и сами приемы обработки скульптуры резко отличались от всех привычных, традиционных норм и правил.

Современники Родена, как правило, обращались к аллегорическим и мифологическим образам. Античное представление о гармонии и красоте давно уже утратило для них свою жизненную выразительность, превратившись лишь в определенные каноны.

Скульптура, которую одобряла Академия, не обладала выразительностью и богатством пластики, разнообразием форм. Ей были свойственны черты отвлеченности, сухости и холодности, внутренней неподвижности. Преобладал тип парадного портрета, внешне эффектного, но лишенного истинной глубины в раскрытии характера человека.

Полная внутреннего трепета, мучительных переживаний, решенная в необычной пластической манере - с глубокими тенями и световыми пятнами, создающими впечатление движения, - статуя Родена была вызовом всему академическому искусству.

Название «Бронзовый век» достаточно условно (и пришло к статуе позднее); оно говорит не столько об образе (Роден, бесспорно, изобразил современника, а не человека первобытной эпохи), сколько о теме - художник хотел показать пробуждающееся человечество.

Скульптура Родена «Мыслитель»

В течение своей долгой творческой деятельности Роден создал огромное количество произведений в самых разных жанрах - от монументальных памятников до портрета, но некоторые темы сопровождали художника всю жизнь. К их числу относится грандиозный замысел «Врат ада», навеянный «Божественной комедией» Данте. С 1880 года до конца дней работал над ними мастер, но так и не смог завершить этот сложнейший комплекс, включавший статуи и рельефы.

Одна из скульптур, входивших в этот ансамбль, получила право на самостоятельное существование и стала одной из самых важных в творчестве Родена - это «Мыслитель».

Гигант с руками рабочего, как бы вобравший в себя всю сложность и тягость раздумий современного человечества, напоминает образы, созданные великим скульптором эпохи Возрождения Микеланджело. (Позднее, в своем обращении к молодым ваятелям Роден писал: «Преклонитесь перед Фидием и Микеланджело».)

Продолжая и разрабатывая пластические приемы, найденные в «Бронзовом веке», Роден и в «Мыслителе» подчеркивает резкие провалы глаз, напряженные мускулы ног и спины, нервно сведенные пальцы. Сейчас эта статуя находится в Музее Родена, а раньше она стояла на площади перед Пантеоном в Париже.

Портрет Виктора Гюго

Родена всегда интересовал характер, настроение и переживания человека, в каком бы виде и жанре скульптуры он ни работал. Поэтому таких поразительных результатов он достиг в портретах. Среди них наиболее известны портреты скульптора Далу, критика Рошфора, художника П. Пювие де Шаванка, писателя Виктора Гюго.

Вглядитесь в лицо французского писателя - и перед вами в мраморе будто оживает напряженная работа мысли. Роден не боится резко углубить складки на лбу и щеках, сдвинуть брови, передать неровную поверхность лица. Именно эти приемы и заставляют «оживать» лица портретируемых Роденом. Но не всегда изображенные им люди были в состоянии оценить созданное скульптором, их смущала смелая лепка формы, контрасты светотени, углубления и неровности на лице. Так, одна из самых блестящих работ - портрет Рошфора - очень долго лежала у его владельца на чердаке. Только несколько лет спустя, когда Роден стал широко известным мастером, этот портрет получил заслуженную оценку.

Но работа над портретами не стала основной для Родена. Его влекли значительные драматические темы и большое монументальное искусство.

Огюст Роден: скульптура «Граждане города Кале»

В 1885 году была создана группа «Граждане города Кале» - величайшее творческое достижение не только Родена, но и всего французского искусства той эпохи. Никто из современников Родена ни в живописи, ни в скульптуре не смог выразить героизм и мужество человека с такой силой.

Тема «Граждан города Кале» навеяна прошлым Франции. В период Столетней войны англичане осадили Кале. Английский король обещал пощадить город, если шесть его самых знатных граждан согласятся добровольно принять смерть. Нашлись шестеро, которые приняли условия короля, но иногда их привели в лагерь англичан, королева Англии умолила сохранить им жизнь.

Так гласит древняя хроника, с которой познакомился Роден. Скульптору была заказана лишь одна статуя, а он создал группу из шести фигур. Одетые в рубище, босые, с веревками на шее, эти люди, преодолевая внутренние сомнения и колебания, движутся к месту казни. У каждого из них свой характер и свое особое состояние в последние минуты жизни. И выражено это не только мимикой лица, но и позой и жестом. Кажется, что тяжелые одежды мешают движению, затрудняют путь, усиливая драматизм и напряженность.

Центральный образ - человек с ключом (ключи - символ свободы города), Жан д’Эр - выражает особенно глубокие и горестные переживания. На фоне резких вертикальных складок выделяются огромные кисти рук, а лицо подчеркнуто завернутым вокруг шеи краем одежды. На лице с глубоко ушедшими провалами глаз и плотно сжатыми губами - одновременно и страдание, и стойкость, и необычайная сила духа. Роден хотел, чтобы его монумент стоял прямо на земле, будто шестеро героев только что вышли из ратуши. Проходящий мимо человек как бы сам соприкасался с шествием, приобщался к героизму себе подобных: ведь герои Родена - простые, обыкновенные люди, а не отвлеченные идеальные персонажи.

Памятник Бальзаку

Спустя десятилетие после создания «Граждан города Кале» Роден закончил свой последний большой монумент - памятник Бальзаку. Получивший к тому времени известность мастер Роден пережил подлинную трагедию: заказчики отвергли статую, в печати появились оскорбительные отзывы.

Среди выступавших против Родена был и его друг критик Рошфор. Такое отношение к статуе было тем более тяжелым для Родена, что он считал ее итогом всех своих творческих поисков. Замысел Родена был сложен и необычен - создать не просто портрет Бальзака, а выразить в облике всю мощь его творческого гения. Не все удалось скульптору, но его статуя заслуживала глубокого и всестороннего анализа. И хотя у Родена нашлись защитники и приверженцы, горечь пережитого осталась у него на всю жизнь.

Теперь «Бальзак» Родена установлен в Париже на бульваре Распай. Скульптура одновременно служит памятником и великому писателю и великому скульптору Франции.

Роден сумел в своем творчестве передать глубину и значительность человеческих переживаний, сложность чувств. Он писал в своем завещании молодым творцам: «Самое главное для художника - быть взволнованным, любить, надеяться, трепетать, жить. Быть прежде всего человеком и только потом - художником».

Из старого советского журнала

Уже более века зрители восхищаются шедеврами Огюста Родена. Этот французский скульптор стал новатором в своем деле. Талант мастера был настолько велик, что его даже обвиняли в изготовлении гипсовых слепков прямо с лиц натурщиков. Венцом творения Родена называют скульптуру «Мыслитель». О некоторых малоизвестных фактах ее создания и пойдет речь в этом обзоре.


Изначально скульптура в виде сидящего сгорбившегося человека должна была стать центральной фигурой в работе Родена . По размерам она планировалась гораздо скромнее, нежели «Мыслитель», который находится в Парижском музее Родена.

«Врата Ада», отлитые уже после смерти скульптора.

«Врата Ада» - величайшее произведение Родена, воплотившееся в материале уже после смерти своего создателя. Роден работал над ним полжизни (целых 37 лет), и многие известные скульптуры мастера изначально являлись частью грандиозной композиции «Врат».

Огюст Роден. "Врата Ада", 1880-1917

Мы видим здесь знаменитого «Мыслителя», но мало кто знает, что это портрет Данте, чуть позже трансформировавшийся в собирательный образ поэта, философа и творца, существующего вне времени и над временем.

Или «Поцелуй» - изображение персонажей «Божественной комедии», в которой Роден черпал вдохновение, работая над «Вратами».



Врата Ада. Фрагмент. Мыслитель

Влияние Данте во «Вратах» несомненно, как и несомненно влияние «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Бодлера, а также готической архитектуры.

А началось все с того, что в 1880 году Роден получил заказ (причем от государства) на создание скульптурного портала (двери) для украшения здания нового музея в Париже. Музея декоративного искусства планировали открыть в 1885 году, но Роден не уложился в сроки. Впрочем, музей так и не создали, но мастер продолжал работать над «Вратами». Их отлили в бронзе уже после смерти скульптора в 1921 году.

Семиметровые «Врата» вмещают 186 фигур, изначально их должны были обрамлять статуи первых грешников - Адама и Евы, но чуть позже Роден отказался от этой идеи. Впрочем, фигура Адама стала основой для композиции, которая венчает портал - «Трех теней». А под ней - бездонная пропасть, поглощающая души грешников…












Когда в Париже в 1880 году было принято решение построить Музей декоративного искусства, Огюсту Родену сделали заказ создать массивные двери из бронзы для него. Скульптор решил выполнить барельефы на них по мотивам «Божественной комедии» Данте. Однако за 37 лет работы ни заказ, ни сам музей до конца так и не были завершены. «Врата Ада» отлили в бронзу только после смерти Родена.

Новаторство Родена состояло в том, что он сумел передать состояние и настроение только лишь с помощью позы. В качестве модели скульптор пригласил француза Жана Бо - мускулистого боксера, выступавшего в квартале Красных фонарей. Кстати, мужчина несколько раз позировал мастеру и для других работ.

Первоначально Роден назвал свою скульптуру «Поэт». Это название подтверждает теорию о том, что статуя была задумана как изображение Данте Алигьери. Но, возможно из-за того, что высокий и худой Данте в 19 веке уж никак не ассоциировался с мускулистой скульптурой, многие видели в ней аллегорический смысл. Во всяком случае, название «Мыслитель» связывают с литейщиками, которые так назвали статую, потому что посчитали ее похожей на скульптуру Микеланджело с таким же названием.

«Мыслитель» явился не единственной самостоятельной скульптурой из «Врат Ада». Роден представлял публике «Поцелуй» (1886), «Ева» (1883), «Уголино» (1882), «Три тени» и другие работы из этой серии.


После того, как «Мыслитель» приобрел огромную популярность, Огюст Роден отлил из бронзы 10 копий этой статуи. А после смерти скульптора в 1917 году права на отливку были переданы народу Франции, и эта цифра возросла до 20 копий. На сегодняшний день «Мыслители» в гипсе или бронзе представлены в галереях Мельбурна, Женевы, Вашингтона, Парижа.
Талант Родена настолько велик, что многие скульпторы до сих пор пытаются ему подражать, но по-своему.

«Уголино» (1882), Роден


"Уголино и его сыновья» мраморная скульптура Жана-Батиста Карпо , в Метрополитен-музее .

Граф Уголино делла Герардеска, граф Доноратико (итал. Ugolino della Gherardesca; ок. 1220 — март 1289) — свергнутый правитель Пизы, глава гвельфской партии города. Выведен в «Божественной комедии» Данте («Ад» 32:124-33:90), где рассказывается о его смерти вместе с сыновьями от голода.

Хрупкая и беззащитная фигура «Евы» предназначалась для ансамбля «Врата Ада». По замыслу автора она должна была вместе с фигурой «Адама» фланкировать двери врат. Родену удалось с поразительным мастерством предать стыдливое смятение и отчаяние охватившее его героиню.

Скульптура "Ева". Бронза, Франция, 1998 год.

Автор - французский скульптор Огюст Роден (1840-1917).

Высота 68,7 см.

На скульптуре имеются клейма: уникальный порядковый номер с указанием общего количества выпущенных экземпляров, подпись автора, клеймо фабрики, дата отливки, знак "Reproduction".

Представленная скульптура была отлита по гипсовому слепку в 1998 году

При жизни Огюст Роден не отливал скульптуры из бронзы, все они были отлиты после его смерти. Скульптор реализовывал только слепки.

На сегодняшний день слепки принадлежат известнейшему исследователю творчества Огюста Родена господину Гольденбергу.

Издание данного тиража работ мастера уникально и охраняется Европейским законодательством.

Статуя Родена