Советские рок группы по годам создания. Рок-музыка в россии. Вдали от обеих столиц

Содержание статьи

РОК-МУЗЫКА В РОССИИ. Рок-н-ролл пришел в Советский Союз после Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957. В начале 1960-х годов рок-музыка существовала в СССР полуподпольно, оставаясь по преимуществу эстетическим десертом продвинутых музыкальных гурманов, наладивших личные контакты с Западом и имевших возможность получать пластинки американского ритм-энд-блюза и британского «биг-бита» – главным образом «Битлз» и «Роллинг стоунз». В середине 1960-х годов появились первые в СССР бит-группы, т.е. по существу первые рок-ансамбли: «Славяне», «Странники», «Мифы», «Скоморохи» в Москве, «Авангард», «Лесные братья» в Ленинграде, «Песняры» в Минске. Чтобы обеспечить легитимность своего статуса и доступ к многотысячной аудитории первые рок-группы были вынуждены маскироваться под исполнителей «советской эстрады» – так возникали десятки вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) («Веселые ребята», «Поющие гитары»), или под квази-фольклорные ансамбли («Песняры»). В то же время рок-музыка проникала в СССР по каналам культурного обмена из «братских стран» социализма (например, большой популярностью пользовались польские «Скальды»).

В конце 1960-х годов увлечение советской молодежи англо-американской рок-музыкой (прежде всего группами «Битлз» и «Роллинг стоунз») приобрело повальный характер. В школах и вузах крупных городов (прежде всего, в Москве и Ленинграде) создаются десятки самодеятельных ансамблей – не ВИА, а самых настоящих рок-групп (по преимуществу квартетов: три гитары и ударные), исполнявших песни из репертуара «битлов», «роллингов» и других англо-американских и европейских групп (например, суперпопулярный хит Venus в исполнении бельгийской рок-группы «Шокинг блю»). В 1971 в Горьком прошел первый в истории СССР рок-фестиваль, на котором особый успех выпал на долю московских «Скоморохов» во главе с Александром Градским и челябинского «Ариэля». В это время на официальной советской эстраде рок-н-ролл был представлен облегченной коммерциализованной разновидностью – твистом (советские эстрадные хиты середины 1960-х годов Черный кот , Королева красоты и более поздний Где-то на белом свете… из кинофильма Кавказская пленница ).

На протяжении всех 1970-х годов рок продолжал оставаться маргинальным явлением советской музыкальной культуры, наряду с творчеством т.н. бардов (Булат Окуджава , Александр Галич , Юлий Ким, Владимир Высоцкий) занимая нишу полузапретного феномена. Публичные выступления рок-групп 1970 – начала 1980-х годов проводились чуть ли не подпольно: дома («квартирные концерты», или «квартирники») или в актовых залах столичных вузов. Благодаря неофициальным концертам в институтских дворцах культуры быстро приобретали известность новые команды: «Рубиновая атака», «Цветы», «Удачное приобретение», «Аракс», «Високосное лето» и др., которые в основном исполняли на английском языке «кавер-версии» международных хитов и – редко – песни собственного сочинения.

В 1970-е годы расцвело такое специфическое явление для русской рок-культуры, как «магнитиздат», представлявший собой сеть изготовления и распространения записанных в кустарных условиях «мастер-копий» самодеятельных ансамблей. «Магнитоальбомы» распространялись среди сотен фанатов. «Магнитиздат» стал важным фактором развития русского рока, в частности, обусловив равнодушие русских рокеров к сложным акустическим экспериментам. Рок-музыканты, долгое время лишенные возможности пользоваться высококачественными инструментами и новейшим электронным оборудованием для звукозаписи и микширования, выработали у себя и у слушателей привычку к своеобразному музыкальному минимализму. Гитара и незатейливый «бит» ударных – к этому сводилась вся акустическая палитра русского рока, изначально больше внимания уделявшего словесному ряду. Поэтому песни ведущих рок-исполнителей, от Макаревича, Гребенщикова и Цоя до Бутусова-Кормильцева и Шевчука, – это прежде всего стихи напряженного социально-критического и эмоциально-моралистического содержания. Акустические опыты, например, «Аквариума» (введение струнных и духовых инструментов, не характерных для рока) казались неслыханно дерзкими экспериментами.

Со второй половины 1970-х годов западная популярная музыка (в том числе и рок-н-ролл) проникает в СССР уже вполне официально. Единственная в стране студия звукозаписи «Мелодия» начинает выпускать альбомы «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады», в которых наряду со шлягерами из «стран социализма» попадались и хиты западных поп- и рок-звезд от Элвиса Пресли до Тома Джонса. В конце 1970-х годов в Советский Союз на гастроли приезжают Клифф Ричард, Элтон Джон и лидер европейской музыки «диско» «Бони М». Одновременно по телевидению регулярно начинают транслироваться фестивали поп-музыки из польского Сопота и с болгарского Солнечного Берега. В республиках Прибалтики в это время проводятся рок-фестивали, замаскированные под праздники молодежной народной песни («Литуаника» в Вильнюсе, фестивали в Таллине, Тарту и др.). Весной 1980 состоялся «советский Вудсток» – фестиваль «Весенние ритмы-80» в Тбилиси, на котором выступали ведущие рок-группы из Москвы и Ленинграда.

Олимпийские игры 1980 в Москве, как когда-то московский Фестиваль молодежи и студентов, стали мощным катализатором легитимации рок-музыки. В 1982 в Ленинграде было образовано первое в СССР любительское объединение музыкантов – рок-клуб, в который вошли «Аквариум», «Автоматические удовлетворители», «Зоопарк», «Тамбурин», «Мифы», «Санкт-Петербург» и др. Чуть позже в Москве была создана «рок-лаборатория» при Доме культуры имени Горбунова («Горбушка»). В это время сложились основные направления советской рок-музыки: классический рок-н-ролл («Зоопарк», позднее «Браво»), лирический фолк-рок («Машина времени», «Чайф») «тяжелый металл» («Август», «Ария», «Черный кофе», «Черный обелиск», «Коррозия металла» и др.); панк-рок («Автоматические удовлетворители»), жесткая «новая волна» («Телевизор»), джаз-рок («Арсенал»). Возникли группы, использовавшие элементы постмодернистского стеба («Крематорий», «Звуки Му») и соц-арта («АВИА», «Бригада С», «Аукцыон»). Помимо московской и ленинградской, оформились другие региональные «школы»: уральский рок, представленный прежде всего свердловскими командами «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус» «Чайф», «Настя» и близким к ним уфимским «ДДТ», сибирский рок («Калинов мост»), владивостокский рок («Мумий Тролль»). Тогда же появились лучшие альбомы ведущих рок-групп: «Кино» (Последний герой , Группа крови ), «Алиса» (JAZZ , Энергия , Шестой лесничий ), «Звуки Му» (Простые вещи , Zvuki mu ), «Телевизор» (Шествие рыб ), «ДДТ» (Я получил эту роль ), «Гражданская оборона» (Сто лет одиночества , Инструкция по выживанию ), «Агата Кристи» (Второй фронт , Коварство и любовь ), «Наутилус Помпилиус» (Разлука , Князь тишины ), «Центр» (Центромания ) и др.

Выпущенный в 1986 в США двойной альбом Red Wave с записями четырех ленинградских групп («Аквариум», «Странные игры», «Алиса» и «Кино») сыграл немалую роль в легализации русского рока и в его выходе на мировую арену. После альбома Red Wave советские рок-музыканты получили возможность гастролировать за рубежом. Так, «Кино» совершили в 1988–1989 турне по Франции и Японии. В 1988 «Звуки Му» выпустили в Великобритании альбом Zvuki mu , а затем совершили гастрольные поездки по Англии и США. Наконец, в 1988 лидера «Аквариума» Б.Гребенщиков записал в США англоязычный альбом Radio Silence , не имевший, правда, особого успеха. Выйдя из подполья, рок-музыканты быстро становятся культовыми фигурами: за исполнение главной роли в фильме Игла (1988) лидер «Кино» В.Цой был признан лучшим советским киноактером года. А советский фильм «Такси-блюз» (1989) с солистом «Звуков Му» П.Мамоновым в главной роли завоевал Золотую Пальмовую Ветвь Каннского кинофестиваля.

В отличие от рок-музыки других европейских стран, оставшейся по преимуществу англоязычной (Голландия или Скандинавия), русский рок отчетливо самоопределяется именно как русский музыкальный феномен. Рано погибший рок-поэт и исполнитель А.Башлачев сыграл важную роль в обращении русскоязычного рока к корням русского музыкального фольклора. Правда, наряду с интересом к русской фольклорной традиции (в частности, в творчестве таких групп, как «Чайф» или «Калинов мост») русский рок увлекается явным китчем «а-ля рюс» (шапки-ушанки, балалайки , гармошки , кирзовые сапоги, косоворотки «Бригады С»). Тяга к переработке элементов «советской эстрады» и бардовской песни проявилась у необычайно популярной в 1980-е годы группы «Любэ». Одновременно на пике популярности находились такие ретро-группы, как бит-квартет «Секрет», рокабилли-группа «Мистер-Твистер» и особенно «Браво», которое во многом обязано своей популярностью харизматической солистке Жанне Агузаровой, а затем новому солисту Валерию Сюткину. В среде городских подростков большим успехом пользовались тяжелометаллические группы: «Черный кофе», «Ария», «Черный обелиск», «Железный марш» и особенно яркая «Коррозия металла», чьи выступления превращались в шумные хэппенинги с элементами стриптиз-шоу.

В конце 1980-х годов, на гребне горбачевской «перестройки», рок-группы превращаются в коммерческие проекты, что становится возможным благодаря проведению больших гастрольных турне по городам, аншлаговым стадионным концертам и выпуску «легальных» альбомов на государственной студии грамзаписи «Мелодия». Это относится, прежде всего, к пионерам отечественной рок-музыки («Машина времени», «Зоопарк», «Аквариум», «Кино», «Алиса»). Во многом благодаря выступлениям и пластинкам этих групп в конце 1980-х годов в СССР зарождается поп-музыкальная индустрия западного образца. Типичным феноменом новой поп-музыкальной индустрии стала диско-группа «Ласковый май». Рассчитанный на молодую провинциальную аудиторию с непритязательным музыкальным вкусом (в первую очередь, на девушек от 12 до 17 лет), этот подростковый вокально-инструментальный ансамбль добился фантастической популярности в 1988–1989. Коммерческий успех «живых» концертов группы был настолько велик, что одновременно в разных городах Союза устраивались концерты под фонограмму песен «Ласкового мая» с подставными «исполнителями».

1990-е годы – период окончательного формирования российской поп-музыкальной индустрии. Некогда проникнутая мощным пафосом нонконформизма и социального или морального протеста против «системы», русская рок-музыка превратилась в конгломерат более или менее коммерчески успешных предприятий. С коммерциализацией русского рока связано и неизбежное его растворение в широком потоке поп-музыки (от Филиппа Киркорова и шоу-группы «На-На» до сладкоголосых вокальных ансамблей вроде трио «Лицей» или «девочки-скандала» Земфирыкоммерческой имитации Жанны Агузаровой).


Ленинградский рок-н-ролл.

Возникший в 1982 в Ленинграде рок-клуб не только объединил существовавшие в городе рок-группы («Аквариум», «Автоматические удовлетворители», «Зоопарк», «Тамбурин», «Мифы», «Санкт-Петербург» и др.), но и стал толчком для возникновения новых команд, ставших суперзвездами русского рока: «Кино», «Алиса», «Странные игры», «Телевизор», «Ноль», «Объект насмешек», «Аукцион» (впоследствии «АукцЫон»), «Поп-механика» и др. С 1983 в Ленинграде ежегодно проходили рок-фестивали, сделавшие город неофициальной столицей советского рок-движения.

«Аквариум»

занимает в истории и панораме современного советского-русского рока особое место: именно творчество этой группы в начале 1980-х годов послужило катализатором процесса консолидации ведущих творческих сил разобщенного самодеятельного рок-движения, помогло обогатить его язык многими достижениями мировой музыкальной культуры и привлечь к русскоязычному року внимание миллионной аудитории в СССР и за рубежом. «Аквариум», созданный в июле 1972 студентом Ленинградского госуниверситета Борисом Гребенщиковым и начинающим драматургом Анатолием Гуницким, поначалу отражал тягу его участников к американскому рок-н-роллу, восточной философии, бардовской песне и литературе абсурда. Первые публичные выступления группы в 1974 поразили аудиторию скорее эзотерическими темами и колоритным имиджем, нежели профессионализмом. «Аквариум» утвердился как наиболее активный участник самодеятельной рок-сцены Ленинграда. В 1974 «Аквариум» получил приз Таллиннского рок-фестиваля «За самую разнообразную программу», а чуть позже гастролировал в Москве. Широкую известность рок-ансамблю принесли его выступления в 1979 на Тартуском рок-фестивале и особенно на рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (ноябрь 1979) и в Тбилиси (март 1980). Открытие Ленинградского рок-клуба в марте 1981 совпало с выходом первого студийного Синего альбома группы, которая получила возможность давать регулярные концерты. Следуя своему принципу «важна не форма, а содержание», Гребенщиков экспериментировал со стилем (в разное время группа, нащупывая собственный музыкальный язык, прошла через увлечения джаз-роком, панк-роком, новой волной, рэггей, хард-роком, фолк-барокко) и с составом (биг-бэнд с мощной секцией духовых, оснащенная современной электроникой рок-группа, дуэт акустической гитары и виолончели). Под влиянием Сергея Курехина «Аквариум» одно время тяготел к музыке свободных форм, причем сам Гребенщиков принимал участие в записи пластинок «Популярной механики» Курехина. Своим успехом группа обязана «магнитиздату». Осенью 1984 «Аквариум» на непродолжительное время прекратил работу, а его участники занялись реализацией собственных музыкальных проектов. После воссоединения группы концерты в ленинградском дворце спорта «Юбилейный» в октябре 1986 стали свидетельством «легализации» «Аквариума» и первым шагом к снятию запретов на рок-музыку в Ленинграде и в стране в целом.

«Алиса»

возникла в ноябре 1983 по инициативе ленинградского рокера Святослава Задерия, сделавшего свое прозвище названием новой команды. Однако подлинная история «Алисы» началась только с приходом солиста. В марте 1985 «Алиса» стала лауреатом III фестиваля Ленинградского рок-клуба. Первый альбом Энергия был сделан в жестком нововолновом ключе, с саксофоном, флейтой, скрипкой и виолончелью. Энергия стала одной из первых в русском роке пластинок, изданных государственной фирмой грамзаписи «Мелодия». По официальным данным, тираж превысил 1 млн. экземпляров. Весной 1987 «Алиса» приступила к работе над вторым альбомом БлокАда . Альбом получился заметно «тяжелее» Энергии и гораздо более цельным и продуманным. Скандалы в прессе и кратковременный арест Кинчева по сфабрикованному обвинению только разогрели интерес публики к группе. Как и «Кино», «Алиса» тяготеет к тематике романтически-социального протеста (Мое поколение и Мы вместе ) с элементами типичной для «тяжелого металла» агрессивной стилистики (альбомы Шабаш и Черная метка ).

«Кино»

– типичный пример рок-группы, чье существование всецело определялось харизматической фигурой лидера (как в английской группе «Queen» во главе с Фредди Меркюри). Сердцем и душой «Кино» был автор всего репертуара группы и ее солист Виктор Цой, создавший мифологию романтического социального и морального протеста (первоначально выпущенные в «магнитиздате» альбомы Звезда по имени Солнце , Группа крови , Начальник Камчатки ), весьма созвучного умонастроениям молодежи переходной эпохи истории СССР – постсоветской России, символически выраженным в знаменитом рефрене одного из хитов «Кино»: «Перемен! Мы ждем перемен!» После гибели Цоя в автокатастрофе группа распалась.

Московский рок.

Если Ленинград был столицей советской рок-музыки 1970-х годов, то в «перестроечные» 1980-е годы пальму первенства перехватила Москва, где продолжали активно работать рокеры «первого призыва» конца 1960-х годов (например, Александр Градский или Бари Алибасов) и мощно заявили о себе рокеры нового поколения («Диалог» и «Автограф», «Звуки Му», «Бригада С», «Форум»). Среди первых рок-групп, возникших в Москве еще в конце 1960 – начале 1970-х годов, «Машина времени» является наиболее заметной и авторитетной. Один из старейших российских рок-ансамблей, «Машина времени» возникла на гребне «битломании» московских школьников в 1968. Записанный тогда же первый магнитоальбом Машина времени состоял из одиннадцати песен на английском языке. Приход А.Кутикова в 1971 внес в репертуар «Машины времени» дерзкий драйв рок-н-ролла. Тогда же состоялся первый концерт. К середине 1970-х годов состав группы относительно стабилизировался, и «Машина времени» выработала неповторимый и узнаваемый музыкальный стиль, сложившийся под влиянием вкусов ее музыкантов – от бардовских песен романтического протеста (Марионетки ) и ностальгически-лирического «фолка» (Свеча ) до блюза и рок-н-ролла. Известность группы в основном обеспечивают полуподпольные концерты и «магнитиздат» (альбомы Маленький принц , Чужие среди чужих ). В 1981 хит Поворот был признан рок-песней года и 18 месяцев возглавлял хит-парад молодежной газеты «Московский комсомолец». В середине 1980-х годов группа прочно обосновывается в качестве «монстра» русского рока, став одной из первых коммерческих рок-групп (записи, гастроли, съемки в кино). Все официальные альбомы группы (В добрый час , Реки и мосты , В круге света , 10 лет спустя и все последующие вплоть до недавней итоговой Антологии ) становятся «золотыми».


«Ария».

В отличие от долго остававшейся на самодеятельном уровне «Машины времени», заявившая о себе в начале 1980-х «металлическая» группа «Ария» отличалась профессиональным звучанием, не похожим на советскую рок-музыку. В этом была немалая заслуга менеджера группы Виктора Векштейна, бывшего руководителя ВИА «Поющие сердца». После скандального выступления на московском фестивале «Рок-панорама-86» группа получила специальный приз за профессионализм на фестивале «Литуаника-86» в Вильнюсе. Группа записывает свой лучший альбом Герой асфальта , в который вошли такие хиты, как Улица роз и Баллада о древнерусском воине . В отличие от первых двух «магнитоальбомов», Герой асфальта был выпущен фирмой грамзаписи «Мелодия» и разошелся миллионным тиражом.

Вдали от обеих столиц

рок-музыкальная жизнь также била ключом. Рок-клубы возникали во многих больших городах – Свердловске, Челябинске, Новосибирске, Владивостоке, объединяя стихийно возникшие школьные и студенческие команды. Некоторые городские рок-объединения стали в полном смысле «школами».

Свердловский рок.

После Москвы и Ленинграда уральский индустриальный центр Свердловск стал третьим по значимости центром русского рока, давшим такие группы, как «Урфин Джюс», «Чайф», «Наутилус помпилиус», «Настя» и др.

История «Чайфа», одной из самых ярких команд свердловского рока, началась в 1975, когда десятиклассники свердловской школы Владимир Шахрин и Владимир Бегунов создали акустическую группу «Пятна» и поначалу играли проверенный репертуар – «битлов» и «роллингов», «Creedence Clearwater Revival». Тогда же музыканты записали первый магнитоальбом Верх-Исетский пруд и провели успешные концерты. После окончания ее участниками школы группа распалась, но спустя девять лет музыканты воссоединились, создав новую группу «Чай-Ф» (позднее просто «Чайф»). Весной 1985 «Чайф» записывает акустический магнитоальбом «Жизнь в розовом дыму». Через год «Чайф» выступил на 1-м фестивале Свердловского рок-клуба и сразу же обратил на себя внимание интересными текстами и рок-н-ролльно-блюзовой музыкальной стилистикой. Для записи второго альбома В субботу вечером в Свердловске собрались едва ли не все ведущие свердловские рок-музыканты. Ленинградский концерт 1986 окончательно утвердил репутацию «Чайфа» как одной из самых профессиональных команд. Тогда же группа во второй раз становится лауреатом свердловского рок-фестиваля и начинает гастролировать по Союзу. На рок-фестивале в Риге «Чайф» завоевал «приз зрительских симпатий». Весной 1989 «Чайф» сделала альбом Лучший город Европы , и в том же году стала инициатором экологического движения «Рок чистой воды», объединившего рок-музыкантов Урала, Поволжья и Ленинграда. В начале 1990-х годов выпустила альбомы Четвертый стул и Дети гор , окончательно закрепивших популярность и коммерческий успех группы.

«Наутилус помпилиус» стремительно ворвался на российскую рок-сцену в 1987. Неизвестная уральская группа побила все рекорды популярности. В следующем году слава «Нау» гремела по всей стране... История группы началась в 1978, когда студенты Свердловского архитектурного института Вячеслав Бутусов и Дмитрий Умецкий создали англоязычный рок-квартет. В 1981 состоялся первый свердловский рок-фестиваль, давший толчок для создания новых студенческих рок-групп, одной из которых и стал «Наутилус помпилиус» (первоначальное название – «Али-Баба»). Рождение группы произошло с началом сотрудничества Бутусова и поэта Ильи Кормильцева. В 1985 состоялась первая запись. В стране в середине 1980-х годов было несколько «Наутилусов», и чтобы отличаться от тезок, свердловская группа переименовалась в «Nautilus Pompilius». Тогда же были написаны главные хиты Гуд бай, Америка ! Я хочу быть с тобой , Скованные одной цепью , Шар цвета хаки . Триумф «Наутилус помпилиуса» начался с московского концерта в 1987, но оказался недолгим: в 1989 и 1990, по опросам газеты «Московский комсомолец», группа получила звание «разочарование года». В 1990-е годы «Наутилус помпилиус» прекратил существование.

«Влад-рок».

В 1984 во Владивостоке была предпринята попытка создания объединения рок-музыкантов, прототипом которого послужил незадолго до этого возникший в Ленинграде рок-клуб. В рок-клуб Владивостока вошло около десяти групп. Группа «Мумий Тролль» первой стала сознательно ориентироваться на подростковую аудиторию (магнитоальбом 1985 Новая луна апреля ). В группе выделился обладавший своеобразным обаянием солист Илья Лагутенко. Следующий альбом группы – «Делай Ю-Ю » (1990) – отличался более разнообразным музыкальным материалом и более содержательными текстами. «121 этаж» – пожалуй, самая интересная группа «влад-рока» 1980-х годов. Основанная сильным авторским дуэтом бывших ростовчан (Игорь Черкашин, автор текстов, и Эдуард Цехановский, композитор и основной исполнитель), команда играла жесткий ритм-энд-блюз. Самым знаменитым выступлением группы стало участие в первом неофициальном концерте в Доме молодежи в ноябре 1984 с музыкантами из группы «Театр». «Театр» не входил в рок-клуб Владивостока, однако именно его можно считать колыбелью «влад-рока»: студенты архитектурного факультета Дальневосточного пединститута давали концерты в подвале институтского общежития с 1979 (тогда группа носила название «Дети подземелья»), исполняя тяжелые психоделические версии хард-роковой классики начала 1970-х («Led Zeppelin») и песен «Битлз». Группа «Ветер перемен» искала более сложные формы, но их музыка оставалась во многом подражательной. К концу 1980-х годов группа распалась.

Просуществовав около года и проведя лишь несколько легальных концертов, владивостокский рок-клуб ушел в подполье. Поводом для конфликта с местными властями послужило скандальное выступление групп «Мумий-Тролль» и «121 этаж» на местном молодежном фестивале. Впрочем, «неофициальный период» существования «влад-рока» закончился в августе 1986, когда стало возможно официальное проведение фестивалей неформальных молодежных объединений. В конце 1980-х годов в городе насчитывалось несколько десятков рок-групп. Стилистический диапазон их музыки был очень широк: от подросткового хулиганства «Совета ветеранов Санэпидстанции» и панк-рока «Туманного стона» до тяжелого джаз-рока и панк-фанка «Воскресной площадки – 666».

Времена советского союза мало содействовали развитию музыки, особенно стиля рок. Тут на помощь пришел западный ветер рока, который и навел многих музыкантов на исполнение именно такой музыки. Рок в СССР – это такое социальное и культурное понятие в музыке, которое позиционируется как способ самовыражения молодежи.

Рок в СССР: Зарождение

Рок в СССР начал зарождаться в районе 70-80-годов ХХ века. Это явление собирало в свои круги в основном субкультуры, людей, мышление которых не вписывалось в шаблоны союза. Как бы ни старались советские чиновники контролировать и уничтожать приверженцев рока, этот стиль музыки набирал оборотов, а времена перестройки подарили некоторую волю, что повлекло бум в создании собственных советский рок-групп и песен.

Этапы развития рока в СССР

Условно развитие во времена СССР музыка, а именно рок можно рассматривать в четырех этапах. Первый – 60-е годы ХХ ст. считается началом копирования английского рока, исполнители старались петь только на английском, поскольку считалось, что на русском роковые песни не исполняются. Начинают основываться рок группы СССР (например «Скоморохи»), исполняющие песни на русском языке, которые были скорее переводами и адаптировались к русской жизни. Группа «Интеграл», бит-группа, даже удостоилась чести быть названной профессиональной рок-группой СССР. А причиной всему совершенно иной стиль, чем у других: использование игры света, пиротехники, звуковые переливы, трюки и специальные декорации. Все это создавало неповторимую фантасмагорию, которая завуалировала настоящую рок музыку Интеграла.

70-е годы – второй период, который отмечен развернутой работой рок групп в сторону рок-концертов, создание рок-опер (А. Рыбников). Концерты устраиваются нелегально, поэтому часто разгонялись. Распространенная музыка ВИА (вокально-инструментальные ансамбли), которые включали почти всех членов будущих рок-групп: «Веселые ребята», «Голубые гитары», «Машина времени». Но фанаты рок не воспринимали ВИА.

Четвертый этап – рок в СССР в 80-е годы характеризуются контролем властей рок-движения, устраиваются рок-клубы, первым из которых был Ленинградский клуб. Такое понятие, как рок-клуб, открывал для исполнителей ранее запретные студии звукозаписи, концерты стают легальными и рок-движение набирает оборотов и позиционирует себя как представительство субкультут СССР. Популяризуются группы «Наутилус Помпилиус», «Аквариум», «Зоопарк». В 1986 году выходят альбомы рок-групп, которые и сегодня считаются элитными: «Алиса», «Кино», «Странные игры».

Молодежь в СССР массово начинает интересоваться музыкой рок, собирать кассеты с записями и считать себя субкультурным членом рока.

Похожие статьи:


В настоящее время никого не удивляет, что российские рок группы столь же популярны в мире музыки, как и их зарубежные коллеги. Но развитие рок-музыки в России произошло не сразу.



Альтернативный рок группы «Слёзы» зазвучал в марте 2002 года, в то время как альтернативные рок-исполнители в России появились ещё в 80-е годы 20 века.
Под термином «альтернативный рок» сегодня подразумевают всевозможные жанры рок-музыки, противопоставившие себя традиционному року. Само понятие «рок-альтернатива» возникло в 80-е года прошлого века и объединило несколько жанров, вышедших из панк-рока, постпанка и других.



В самом начале 80-х годов прошлого века как то незаметно исчезла из употребления аббревиатура ВИА (вокально-инструментальный ансамбль). На смену пришло новое название для музыкальных ансамблей – группа. Что собой представляли группы 80 – 90-х годов?



Всегда любое направление в музыке имело определенное влияние, как на культуру, так и на манеру одеваться. В стиле глэм рок воедино воплотились сексуальность, брутальность и драма. Этот стиль далеко не нов и ему свыше сорока лет, и, тем не менее, он до сих пор не утратил популярности, возвращаясь, время от времени на пик моды каждый раз привнося с собой что-то новое. Данный стиль создавался свободными и отличающимися от остальных людьми, стремящимися к доказательству своей неординарности довольно кардинальным способом.


От автора: «Во второй половине XX века в СССР начали играть рок. В силу цензуры немногочисленные группы того времени были подпольными. К восьмидесятым годам стали формироваться негласные рок-движения.»
Уже в конце девяностых русский рок становится неотъемлемой частью российской (не люблю это слово) культуры. Вот лучшие на мой взгляд, рок-коллективы нашей страны.

В начале попытаюсь сформулировать определение русского рока, хотя нет, не определение, а что?
Русский рок – это особенное направление в русской (советской) рок-музыке, которое приобрело облик, совершенно отличный от рока всех других стран. Почему? Возможно, причиной была некоторая изолированность исполнителей от остального музыкального мира, а может, национальный менталитет, а может ЦРУ - Сева Новгородцев и Ко – но в итоге русский рок стал таким, как он есть (тогда конечно).

В чем же его особенности?

Он антагонистически настроен к существующей власти. Концерты проводились тайно, а записи переписывались на домашних магнитофонах. Было проще раздобыть редкую «самопальную» кассету, чем купить альбом любимого исполнителя в магазине. В принципе 5-я колонна…
На русский рок сильно повлияла западная рок-музыка, однако, она не определила его облик полностью. Основные отличия заключаются в том, что в русском роке главную роль играет текст (протестный текст), а вовсе не музыка. Можно сказать, что русский рок вообще имеет мало общего с рок-музыкой, как ее обычно понимают. Тексты повествуют о российской действительности, это качественная лирика, и она очень поэтична. В ней практически нет секса или легкомыслия, свойственных западным рокерам. Русский рок даже не первая, а вторая производная от западного.
Ну и пример. Не стало социального (скорее политического и материального) антоганизма в понимании старых «советских» рокеров - не стало и рокеров. Макаревич лишь подтверждает правила, хотя зачем плохо о комсомольце, обласканном советской властью о рублевом (в СССР) миллионере.
Ну и в окончании предисловия, можно сказать, что в области текста русский рок наследует не западным образцам, а отечественной поэзии, только происходит это в депрессивном окружении, где музыканты вынуждены прятаться в подполье. Они не мечтают о популярности, для них главное – искренне выражать свою позицию. Все это накладывает отпечаток на саму суть русского рока. Именно поэтому многие меломаны заявляют, что сегодня русского рока больше нет, потому что ушли в прошлое условия, его определявшие. Современные рок-исполнители России ближе к западному року, чем к русскому. Это не значит, что русский рок хуже или лучше западного, просто он другой.
Интересно отметить, что «настоящий» русский рок слушают практически только в России. Так было всегда: и во времена Советского Союза, и после него. Дело в том, что с музыкальной точки зрения он действительно далеко не всегда представляет собой нечто интересное. А понять тексты, заключающие противоречивости и особенности «загадочной русской души», может только эта самая душа. За рубежом поклонниками русского рока являются, в большинстве своем, иммигранты.
К наиболее известным и классическим исполнителям в русском роке относятся Виктор Цой, группа «ДДТ», Майк Науменко, Егор Летов, Янка Дягилева, Борис Гребенщиков, группа «Алиса», Андрей Макаревич и другие. Какие-то поколения в России буквально выросли на этой музыке, поэтому русский рок зачастую воспринимается, как особенное явление отечественной культуры, которое слишком глубоко «въелось» в людей, так же, как, например, поэзия Серебряного века…

Ну, начнем…

Алиса



В 1983 году была создана ленинградская рок-группа «Алиса». В 1985 году группа «Алиса» выпускает свой первый альбом «Энергия». Уже 1987 году коллектив записывает популярный альбом «БлокАда». За всю историю своего творческого пути «Алиса» выпустила 17 альбомов. В наши дни коллектив работает над записью новых песен, и активно выступает в качестве хедлайнера на разнообразных фестивалях.

Кино



В 1981 году под началом Виктора Цоя, Олега Валинского и Алексея Рыбина была создана рок-группа «Кино». За девять лет музыканты записали более 100 песен, а также невероятное количество неофициальных бутлегов. Особую популярность обрели альбомы «Группа крови» и «Звезда по имени солнце», выпущенные в 1987 и 1989 году. После внезапной смерти Виктора Цоя в автокатастрофе был выпущен последний альбом «Чёрный альбом», после этого группа закончила своё существование.

ДДТ



В 1980 году в Уфе Юрием Шевчуком была создана рок-группа «ДДТ». Именно он является неизменным лидером коллектива и автором большинства песен. Название группы походит от химического вещества дихлордифенилтрихлорэтана, которое используют в борьбе с насекомыми. Весь творческий путь группы делиться на два этапа. В1980-1997 годах группа работает в таких жанровых направлениях, как хард-рок, русский рок и фолк-рок. С 1987 года в произведениях «ДДТ» всё чаще слышатся нотки индастриал-рока, индии-рока и альтернативного рока.

Агата Кристи



Основоположниками рок-группы «Агата Кристи» стали В. Самойлов, А. Козлов и П. Май. Драматическая манера исполнения и декадентские тексты стали отличительной чертой коллектива. В своих музыкальных композициях группа сочетала различные музыкальные направления, например, такие как готик-рок, альтернативный рок, пост-панк и арт-рок. За всю свою историю «Агата Кристи» выпустила с десяток альбомов, а также сняла около 20 видеоклипов. В 2009 году коллектив отправился в своё заключительное турне и уже в 2010 году вышел последний альбом группы «Агата Кристи

Наутилус Помпилиус



В 1982 году в Свердловске В. Бутусов и Д. Умецкий создали рок-группу «Наутилус Помпилиус». Группа объединяла в своей музыке различные жанровые направления, такие как пост-панк, панк, альтернативный рок. На 1988-1990 года приходится двухлетний перерыв, но после этого группа вновь воссоединилась. Окончательный распад группы состоялся уже в 1997 году.

Аквариум



В 1972 году была основана легендарная рок-группа «Аквариум». Её родоначальниками стали Анатолий Джордж Гунницкий и Борис Гребенщиков, который впоследствии и стал её основным вокалистом. Коллектив работал в таких музыкальных направлениях, как бард-рок, блюз-рок, джаз-фьюжн, фолк-рок. За свои историю «Аквариум» выпустил 27 студийных альбомов и отснял 41 видеоклип. Группа стала обладателем многочисленных наград, а слова из их песен до сих пор цитируют в литературе и кинематографе.

Машина времени



В Москве в мае 1969 года (я сильно сомневаюсь) была создана легендарная советская рок-группа «Машина времени». У её истоков стояли Сергей Кавагоэ и Андрей Макаревич. В своей музыке коллектив объединил одновременно несколько жанров: блюз, рок-н-ролл, рок и авторскую песню. За время существования коллектив выпустил 11 официальных альбомов, 7 концертных альбомов и 11 синглов, снял 28 видеоклипов, а также получил множество премий и наград. «Машина времени» – одна из немногих групп, которой удалось сохранить свою популярность до наших дней.

Чай-Ф



Группа «Чайф» была основана в 1985 году О. Решетниковым, В. Шахриным и В. Бегуновым. Коллектив гармонично соединяет в своей музыке различные направления: рок-н-рол, рок, блюз и регги. С начала своего основания и до сегодня группа «Чайф» выпустила 15 студийных альбомов, 5 акустических и 4 концертных альбома, а также их видеография насчитывает 22 клипа. На сегодняшний день «Чайф» является одной из самых востребованных и известных рок-групп из бывшего СССР.

Ария



В 1985 году в Москве В. Дубинин и В. Холстинин создали новую рок-группу «Ария». Новоиспечённый коллектив сразу привлёк внимание многих слушателей новым и непривычным жанром – хеви-метал. За всю свою музыкальную историю «Ария» выпустила 11 студийных альбомов. Именно «Ария» стала одной из немногих отечественных рок- групп, которая сумела получить признание даже за рубежом. В 2007 году группа стала лауреатом премии Fuzz.

Король и Шут



В Ленинграде Михаилом Горшенёвым была основана группа «Король и Шут» (1988 год). Изюминкой группы стала необычная подача своих произведений – сказочные, исторические, мистические образы находили отображение в стилях: хоррор-панк, фолк, хард-рок и панк-рок. За свой творческий путь группа выпустила около 20 видеоклипов. Имидж группы держался на её основателе и лидере М. Горшенёве, который умер в 2013 году, после этого в 2014 году группа закончила свой творческий путь.

Воскресение



В Москве в 1979 году под началом А. Романова была создана рок-группа «Воскресение». Музыкальные произведения группы – это смесь блюза, рока, арт-рока и кантри. Но с 1983, после выхода нескольких успешных альбомов, коллектив взял десятилетний отдых и вновь появился на сцене лишь в 1994 году. В целом, за всю историю группы, было выпущено 5 студийных альбомов. А песни «Воскресения» неоднократно исполнялись и другими артистами.

Крематорий



В Москве в 1983 году Арменом Григоряном была создана популярная группа «Крематорий». Свои первые концерты группа давала в маленьких клубах и на частных квартирах. Популярность группа обрела в 1985 году вместе с выходом первого студийного альбома. Группа «Крематорий» умело объединяет в себе различные музыкальные стили: фолк, блюз, арт-рок, рок-н-ролл и психоделический рок. На сегодняшний день творческое наследие группы насчитывает полтора десятка альбомов, а также множество наград.

Коррозия металла



В 1984 году в Москве была основана рок-группа «Коррозия металла». Внимание зрителей группа привлекла эпатажными выступлениями и вызывающими текстами. Группа исполняет свои произведения в таких стилях, как трэш-метал, спид-метал, кроссовер-трэш. Во время всего своего творческого пути группа выпустила 15 студийных альбомов.
Ну и конечно, тоже интересные группы (без обид) и исполнители. Саша Башлачев (один из мною любимых авторов), Майк Науменко, Сергей Чиграков и «Чиж и Ко», «Сплин», «Мастер», «Сектор Газа», «Полковник и однополчане, „Гр. об.“, „Би-2“, „Мумий Тролль“, „Смысловые Галлюцинации“, „Ночные Снайперы“, „Сурганова и оркестр“, „АукцЫон“, и многе, многие, простите если забыл (склероз), спасибо…

В этом разделе упомянуты группы 60-х и 70-х годов, каждая из них привнесла в российский рок, что-то новое. Многие участники этих групп работают успешно и сегодня, как музыканты, композиторы, продюсеры. К сожалению, обо всех рассказать невозможно, их было много, и каждая группа была по-своему интересна и важна для русского рока. Группы и исполнители 80-х годов отображены в разделе сайта.

«Ревенджерс»
Первая в СССР рок-группа «Ревенджерс» (вариант перевода - «Мстители») со своим лидером Валерием Зайнутдиновым «Сэйтски» (это кличка, сегодня он живёт в Америке), которая была организована в 1961 году в Риге. Тогда в продаже уже иногда появлялись чешские электрогитары, но бас-гитару купить было невозможно. «Басы» музыканты изготавливали сами: натягивали на гитару струны от рояля и, чтобы во время концертов не повредить руки, пальцы обматывали изолентой. Исполняли кавер-версии популярных рок-н-роллов и блюзов. Играли в школах на танцах. Ансамбль просуществовал полтора года и после того, как Зайнутдинов осенью 1962 года был призван в армию, трансформировался в "Мелоди Мейкерз", лидером которого стал Пит Андерсон, в дальнейшем собравший группу "Архив".
После своего возвращения из армии Зайнутдинов собрал группу "Натуральный продукт", которая также исполняла "фирменный" репертуар, в который входили рок-н-роллы, ритм-энд-блюз и немного соул. Группа прекратила свое существование в 1973 году, когда Зайнутдинов эмигрировал в Соединенные Штаты Америки. В 1976 году он вошел в аккомпанирующий состав первой русско-американской рок-группы \"Саша и Юра\". Сегодня Зайнутдинов работает в Лос-Анджелесе в студии.

«Славяне»
Группа образовалась в 1964 году(по другим источникам - в начале 1965 г.) в составе: Михаил Турков (гитара, вокал), Виктор Дегтярев (бас, позже - "Скифы") и Виктор Донцов (ударные). Группа исполняла кавер-версии песен "Битлз".
В 1965 году в состав «Славяне» входили: Александр Градский, Михаил Турков, Вячеслав Донцов, Владимир Дегтярев. Репертуар группы почти полностью состоял из песен «BEATLES».
Александр Градский: "...я познакомился с Михаилом Турковым, он тоже играл на электрогитаре и пел. Мы нашли ритм-секцию... Так возникла моя первая группа - «Славяне»."
В 1966 году "Славяне" фактически растворились в растущем московском рок-сообществе. Донцов, Дегтярев и Градский с 1966 по 1968 год выступают в составе группы "Лос Панчос", исполнявшую танцевальную музыку на английском языке. Одновременно Дегтярев с 1967 года участвует в группе "Скифы". В 1971 году он выступает в рядах "Голубых Гитар". Донцов и Турков с наступлением 70-х занялись гражданской деятельностью.
«Славяне» просуществовали около двух лет и распались, к сожалению, не оставив после себя записей.

«Сокол»
"Сокол" появился на свет осенью 1964 года. Первый состав: Юрий Ермаков (гитара, вокал), Игорь Гончарук (бас, вокал) - они учились в одной школе, а также - Слава Черныш (клавиши, экс-"Братья") и Сергей Тимашов (ударные. экс-"Братья"). Собрал коллектив один из первых наших "подпольных" менеджеров Юрий Айзеншпис. Первый концерт состоялся 6 октября 1964 года в Москве, в ДК "Каучук". Группа исполняла песни "Shadows". "Rolling Stones", "Moody Blues", "Yardbirds".
В 1965 году группа некоторое время работала от Тульской филармонии. Тогда же произошли первые перемены в составе: уходит Тимашов и за барабаны садится Владимир Доронин, но вскоре его меняет Виктор Иванов ("Меломаны"). Некоторое время в группе поет Лев Пильщик, тогда вокалист из оркестра Л. Рознера, а ныне он - таксист в Италии.
В связи с тем, что Черныш не мог уехать из Москвы, он, оставаясь в рядах "Сокола", собрал собственный коллектив - "Меломаны", в состав которого также вошли Виктор Иванов (ударные), Анатолий Марков (вокал), Юрий Гаврилов (гитара), Алексей Синяк (бас, его со временем заменил Гончарук). Так параллельно, с примерно одним и тем же составом существовали две группы.
К 1967 году "Сокол", благодаря песням на русском языке, становится признанным лидером московского рок-сообщества. Его концерты собирают аншлаги в центральной точке московского рок-сообщества ДК "Энергетик" на Раушской набережной.
В 1968 году "Сокол" записывает саундтрек к мультфильму В. Хитрука "Фильм, фильм, фильм", что еще больше подняло рейтинг группы. В этой записи также принял участие Леонид Бергер, вокалист группы "Орфей", ныне живущий в Австралии.
Но в декабре 1969 года был арестован Ю. Айзеншпис. Вскоре его осудили на 10 лет лишения свободы "за валютные махинации". А для обеих групп - для "Сокола" и "Меломанов" - это фактически означало прекращение активной концертной деятельности. Таким образом, дав последний концерт еще осенью 1969 года в Доме Кино, "Сокол" прекратил свое существование.
Записей группа не оставила. И только музыка к мультфильму "Фильм, фильм, фильм" остается единственным аудиодокументом былой популярности "Сокола".

«Аргонавты»
Предтечей группы «Аргонавты» была группа «Гарик и Горик», которую в 1964 году собрали студенты Московского инженерно-физического института Георгий Седов и Игорь Крутов, игравшие на акустических гитарах. Первое выступление дуэта «Гарик и Горик» состоялось зимой 1964 года в английском клубе МИФИ. Лидеры «Аргонавтов» Георгий Седов и Игорь Крутов рассказывали, что мысль о создании собственной бит-группы у них появилась после того, как в феврале 1965 года «Сокол» побывал с концертом в их родном МИФИ.
«Аргонавты» (Георгий Седов - гитара, вокал, Игорь Крутов - бас, Юрий Радашевич - барабаны, Владимир Силантьев - гитара, Владимир Шамис - клавиши, Вячеслав Атран - администратор).
В 1967 году у «Аргонавтов» появилась солистка Галя Зайдель. Она писала песни в стиле модной тогда Ады Якушевой. «Аргонавты» аранжировали ее произведения под мягкий бит.
История «Аргонавтов» прекратилась в 1970 году, когда участники ансамбля окончили свои институты и перед ними встала проблема дальнейшего выбора жизненного пути. В принципе, музыкантам из группы «Аргонавты» неоднократно предлагали пойти на работу в филармонию, но они всегда отказывались.

«Скифы»
Осенью 1967 года была образована группа "Скифы", в первый состав которой вошли: Сергей Дюжиков (лидер-гитара, вокал), Юрий Валов (ритм-гитара, вокал). Виктор Дегтярев (бас) и Юрий Малков (ударные)
В течение 1968 года в группе сменилось три барабанщика: сначала вместо Малкова за ударную установку сел Юрий Коротин, а того сменил Александр Астафьев. И в конце концов, с осени 1968 года "Скифы" стали играть втроем: Валов взял в руки бас-гитару, а Дегтярев переместился за барабаны.
Популярность группы быстро росла, этому способствовало то, что более половины репертуара составляли песни на русском языке. Самые известные из них - "Годы как птицы", "Я иду навстречу ветру", "Отпусти меня".
В мае 1968 года "Скифы" приняли участие в смотре-конкурсе студенческой самодеятельности, состоявшемся во Дворце спорта в Лужниках, и стали там лауреатами. Отличившуюся команду отправили от ЦК ВЛКСМ на юг развлекать команду спортсменов-штангистов, готовящихся к Олимпийским играм в Мехико.
В том же 1968 году "Скифы" снялись в фильме режиссера Г. Натансона "Еще раз про любовь". Музыкальный фрагмент занял всего лишь 2 минуты, но и это обеспечило в целом посредственному фильму повышенное внимание у молодежи.
"Скифы" прекратили свое существование в 1971 года, когда Дюжиков, Дегтярев и Валов влились в состав ансамбля "Голубые гитары", где и оставались до 1975 года. В 1972 году Дюжиков и Дегтярев вместе с Ю. Фокиным. Ю. Саульским и С. Грачевым ("Лучшие годы") и Л. Бергером ("Орфей") выступили на Ереванском фестивале эстрадной песни как группа "Супер". В 1975 году все трое покинули "Голубые гитары". Дюжиков ушел играть в "Цветы". Дегтярев - в ВИА "Пламя", а Валов уехал в Америку, где с Александром Лерманом (экс-"Ветры Перемен") создал группу "Саша и Юра". Сегодня Ю. Валов - дизайнер издательского дома "Профиль". В. Дегтярев - преподаватель биофака МГУ, а Дюжиков в 1997 году переехал в Америку, в Сан-Диего, где работает сессионным музыкантом."

«Ветры Перемен»
Группа "Ветры Перемен" возникла в 1967 г. в стенах Московского авиационного техникума им. Годовикова. Основателями ее были братья Чириковы - старший Игорь (Гарик) и младший Саша. Прямым источником названия группы послужил альбом Animals "The Winds of Change". Первоначально в состав входили только студенты техникума: Гарик Чириков (гитара, он играл на самодельном "фендере"), Анатолий Алешин (гитара, вокал, позже - вокалист "Аракса"), Сергей Гусев (бас), Александр Штерман (клавиши), Владимир Горбаченко (барабаны). Саша Чириков был "импресарио" до 1969 г.
Осенью 1968 г. Саша Чириков сговорился с одним из участников группы "Виолончелисты", состоявшей из студентов консерватории, Александром Лерманом, что тот войдет в состав "Ветров Перемен" и. произведя необходимые перемены в составе, будет создана нетривиальная группа с упором на красивое многоголосье и оригинальный репертуар сочинений Лермана. К лету 1969 г. "Ветры Перемен" уже выступали в небезызвестном кафе "Времена года" вместе с "Троллями" в таком составе: Александр Лерман (вокал, клавиши), Михаил Кекшоев (гитара, вокал, экс-"Виолончелисты"), Михаил Мастаков (бас, вокал), Владимир Ксенофонтов (лид-гитара), Владимир Горбаченко (барабаны). Алешина к тому времени забрали в армию, в разгар летнего ангажемента ушел и Горбаченко, вместо него пришел Александр Ксенофонтов (Бутыл-кин). Этот состав и стал считаться классическим.
Репутация "Ветров Перемен" сложилась из великолепного многоголосья и повышенного интереса к русской фольклорной и церковной мелодике, проявлявшейся в оригинальных композициях. Правда, это же вызывало неудовольствие комсомольских вождей, пытавшихся также неоднократно переименовать группу, чтобы исчезли крамольные "перемены". Так и не выбросив "Перемены" из своего названия, "Ветры Перемен" просуществовали до 1970 года, когда Лерман ушел в "Скоморохи" к Градскому."

«Атланты»
Алик Сикорский: "Костя согласился и приехал к нам на базу. И понял: это солидно. Ребята же поняли: он то, что надо. Главное, что это понял Серёжа Лактионов (администратор группы). Так возникли «Атланты».
Почему Атланты? Потому, что рост у троих стоящих на сцене был примерно одинаковый вокруг 190 см. А я со своими 176-ю сидел за барабанами. Зато у меня были длинные волосы. Это отдельная история."
Группа образована в 1968 г. Состав: Константин Никольский (гитара), Иван Локтионов (гитара), Сергей Извольский (бас), Борис Беляк (клавиши), Александр Сикорский (барабаны).
"Атланты" исполняли кавер-версии англоязычных хитов. Группа известна тем, что подтолкнула юного Андрея Макаревича к принятию решения заняться рок-музыкой. После того, как осенью 1970 года Константина Никольского призвали в ряды Вооруженных Сил, "Атланты" распались. Спустя некоторое время Александр Сикорский собрал новую группу - "Осколки Сикорского", а Никольский, демобилизовавшись из армии, влился в группу Стаса Намина "Цветы".

«Оловянные Солдатики»
В 1968 году была написана первая песня группы на русском языке - "Осталось немного печали". Тогда же встал вопрос о смене названия на какое-нибудь более нейтральное и дающее возможность исполнять свои вещи. Виктор Гусев предложил назваться "Оловянными Солдатиками" (до этого назывались "Бегемоты",а между строк читалось английское: "Hippopotamus", название имело связь с таким словом и таким явлением как хиппи! "Бегемоты" исполняли песни из репертуара "Shadows", "Bee Gees" и др.), что и было принято. Группа быстро становится популярной, играет много концертов, ездит с гастролями по стране. От других коллективов, популярных в те времена, таких как "Атланты", "Сокол", "Машина Времени", песни "Оловянных Солдатиков" отличались особенной нежностью, добротой, необычно интересными музыкальными находками и прекрасными стихами. В конце 60-х и 70-х годах прочно удерживала второе место (вслед за Градским) в рейтинге популярности русскоязычных групп Москвы.
В 1969 году во время поездки на Соловки родился главный хит "Солдатиков" - "Баллада о водосточной трубе". Однажды гуляя по Большому Соловецкому острову Виктор Гусев предложил писать песни о вещах конкретных. На следующее утро Сергей Харитонов показал друзьям эту песню, которая сразу же сделалась народной, ее пели в самых разных местах, в стройотрядах, на слетах КСП, на рок-сцене и чуть ли не в каждой подворотне, часто даже не зная авторства.
В 1972 году группа получает официальный статус и начинает работать на студии "Союзмультфильм". Всем известную песню "У попа была собака" в сериале "Ну, погоди!" исполняют именно они. Кроме того "Солдатики" озвучивали такие мультфильмы как "Стадион" и "Шкатулка с секретом". Чуть позже - более серьезная работа: музыка к фильму Сергея Юткевича "Маяковский смеется". В том же году группа записала свой первый магнитоальбом "Рассуждения", который фактически стал первым отечественным полноформатным рок-альбомом.
В 70-х годах "Солдатики" пишут музыку к различным постановкам Московского Драматического Театра им. А. С. Пушкина, Тюменского Театра Кукол, Ростовского ТЮЗа. В 1982 году группа незаметно для себя и для окружающих прекратила существование.
В 1993 году состоялось возвращение "Оловянных Солдатиков". 4 июня этого года они дали первый после более чем 10-летнего перерыва концерт в московском рок-клубе "Секстон-ФоЗД". Их открытый, без искажений звук удивил и порадовал, все уже позабыли, что такой звук бывает. Кроме того многие песни оказались до боли знакомыми даже тем, кто в силу своего юного возраста не мог слышать "Солдатиков" в 60-х и начале 70-х годов. После колоссального успеха этого возвращения музыканты переписали свои старые песни и издали их на компакт-диске. Эта запись очень точно воспроизвела старое звучание ансамбля.
Сегодня "Солдатиками" по-прежнему работает над музыкой для кино.

«Рубиновая Атака»
В основании истории "Рубиновой Атаки" лежит группа "The Saints" ("Святые"), которую в 1967 году в подвале ЖЭКа на Петровско-Разумовской улице организовали Евгений Авилов (бас), Александр Меншагин (барабаны), Юрий Водопьянов (вокал), Владимир Рацкевич (гитара) и Алексей Тегин (гитара). Группа исполняла произведения из репертуара "The Shadows", "The Ventures", "The Beatles", "The Monkeys" и др.
В 1968 году Владимир Рацкевич (гитара) и Алексей Тегин (гитара) покинули "The Saints" и собрали собственную группу - "Рубины". Кроме них в состав вошли Сергей "Баски" Лешенко (бас, вокал; 20.04.1951 - 13.12.2014) и Александр Самойлов (барабаны). Первый концерт новой группы состоялся зимой 1967 года на репетиционной базе, в актовом зале Института физики земли им. О. Ю. Шмидта после торжественного заседания "Рубины" исполняли инструментальные обработки "Битлз" и "Шедоуз".
В 1969 году группу покинул Тегин, и "Рубины", ради усиления названия, были переименованы в "Рубиновую Атаку".
составе запел "Баски", и теперь у группы появился голос, ведь раньше и "Святые", и "Рубины" исполняли в основном инструментальные композиции. Но репертуар группы по-прежнему составляли только англоязычные песни, так как по мнению Рацкевича "рок-музыка должна исполняться на языке оригинала". В 70-е годы "Рубиновая Атака", исполнявшая жесткий ритм-энд-блюз, стабильно держала первое место в рейтинге популярности столичных англоязычных рок-коллективов.
Летом 1972 года, когда Лешенко и Самойлов уехали отдыхать на юг, Рацкевичу захотелось поиграть жесткое буги (дух Вудстока был тогда силен в Москве), и он позвал для этого ритм-секцию из группы "Садко", базировавшейся вместе с "Атакой", т. е. - Александра Зайцева (бас) и Сергея Шевелева (ударные), коллеги которых (Ситковецкий и Кельми) также уехали на море. Проект получил название "Високосное Лето", да так и остался, когда двое других музыкантов "Садко" вернулись в столицу, а Рацкевич вновь присоединился к Лешенко и Самойлову. А 1973 году, после реорганизации, произошедшей в "Високосном Лете", Зайцев и Шевелев сменили в "Атаке" Самойлова и Лешенко. (Именно этот состав снят в знаменитом фильме, ставшем артефактом, "Шесть писем о бите".)
В 1976 году вновь меняется состав: с Рацкевичем теперь работают Илья Дубровский (вокал, бас) и Борис Панкратов (ударные). Из-за постоянных преследований властей группа постоянно меняет свое название, и на сцену выходит под новым именем "Цитадель".

«Удачное приобретение»
Группа была основана в 1969 г. Алексеем "Вайтом" Беловым, который в нашем рок-сообществе почитается как Отец московского блюза. Поначалу это было трио: Михаил «Петрович» Соколов (один из лучших наших блюзменов и «первая губная гармошка страны» сегодня, а тогда - барабанщик), которому со временем было дано прозвище «Уайт». Все началось с исполнения композиций CREAM, раннего FLEETWOOD MAC с Питером Грином, Хендрикса, позднее Джэффа Бэка.
"Удачное Приобретение" в 70-е годы прочно занимало лидирующую позицию в рейтинге московских англоязычных блюзовых коллективов, нравились публике и веселые, простодушные песни на русском языке, которые сочинял Вайт - "Перекати-поле", "Когда приходит веселье", "Проказники" и др.
В 1975 году Стас Намин уговорил музыкантов "Удачного Приобретения" пойти работать к нему, и Белов, Матецкий и Соколов составили костяк Группы Стаса Намина образца 1975-76 годов. К ним также присоединились Александр Слизунов (клавиши), Алик Микоян (гитара) и Константин Никольский (гитара).
В 1977 году группу покидает Матецкий. В том же году "Удачное Приобретение" записывает несколько музыкальных заставок в ГДРЗ для "Радио Москоу Ворлд Сервис". Заменить Матецкого на записи позвали Андрея Макаревича, с которым музыканты "Удачного Приобретения" были дружны уже много лет и часто выступали вместе.
Для большинства же наших рок-групп прессинг со стороны властей продолжал нагнетаться. К этому большинству относилась и группа "Удачное Приобретение". Осмотревшись по сторонам, музыканты поняли, что сейшеновая деятельность не только пошла на спад (чему также способствовало массовое появление дискотек), но и стала попросту опасной. В 1981 году группу было решено распустить по ресторанам.
На фирме «Солид Рекордз» в 2001 вышел коллекционный диск «Удачное приобретение - Live"74», с недавно обнаруженной записью 1974.

Страничка составлена по интернет материалам.

После мирового взрыва популярности Битлз, наши музыканты не остались в стороне. Первая советская рок - группа появилась в 1964 году. Ребята ленинградского района города Москвы - все как на подбор из приличных семей, объединились в бит- квартет, так принято было говорить. По территориальной принадлежности и обозначилось название группы — «Сокол». Отец одного из участников, генерал ПВО — организовал для детей- музыкальную репетиционную базу.

Вскоре, уже студенты одного из столичных вузов стали выступать на сценах своего института, музыкально оформлять КВН, в ДК заводов и культуры. Интерес молодежи к этому был бешеный. Первая советская рок-группа набирала обороты.

Самым популярными точками сбора «увлеченных» были ДК "Энергетик" и «Каучук», некоторые кафе, и танцплощадки. Летом музыканты первой рок группы в СССР «Сокол» развлекали пионеров в пионерлагерях, и спортсменов в спортивных базах отдыха. Игрались, по-началу, песни всемирных рок идолов "Yardbirds", "Moody Blues" ,"Shadows ", "Rolling Stones", но потом ребята осмелились исполнять свою музыку и вышли песни «Где тот край», "Солнце над нами" - стопроцентные хиты. Кстати сказать, московские хиппи до сих пор считают "Солнце над нами" своим гимном.

Участники группы «Сокол» подрастали — защита диплома, выпуск из института — и все. Конец музыкальной карьеры. В 1968 году они записали свою знаменитую хитовую композицию - « Фильм, фильм, фильм!» к одноименному мультфильму Хитрука — и это была их единственная официальная запись, дошедшая до наших дней.

Вскоре коллектив распался. В составе группы выступали: Игорь Гончарук (бас, вокал), Юрий Ермаков (гитара, вокал), Сергей Тимашов (ударные), Вячеслав Черныш (клавиши). Интересный факт, что собрал воедино коллектив «Соколов» один из известнейших в будущем продюсеров Юрий Айзеншпис. Его в 1969 году посадили за валютные операции на 10 лет.

Получив официальную профессию, бывшие музыканты «Сокола» вступили во взрослую и ответственную жизнь. Как сложилась их судьба? Юрий Ермаков после распада «Сокола» играл в группе «Тролли», а потом стал преподавателем в строительном ВУЗе, В.Черныш в 1970х- выпускник аспирантуры института "Гиредмед", работал в Академии наук, а в 90-х занялся антиквариатом, И.Гончарук стал известным художником-иллюстратором.

Наряду с «Соколом», по такой же схеме организовались и некоторое время существовали первые советские рок-группы, «Cкоморохи» и «Славяне» - это группы рок-метра Александра Градского и «Скифы».

В 60е - 70е годы рок-группы организовывались в школах, ПТУ, ВУЗах. Некоторые такие, непрофессиональные, по-началу, коллективы, переросли в легенды русского рока - «Машина времени», «Рубиновая атака», «Удачное приобретение». А многие независимые музыканты, как и состав группы «Сокол», по факту получения дипломов ВУЗов «уходили в профессию». Некоторые выступали в ВИА- вокально-инструментальных ансамблях.

Рок развивался в нашей стране полуподпольно, но прорывался на свет, и своего расцвета и востребованности достиг к середине 80х (с начала Перестройки) - и оставался на пике до середины 90-х - начала Нового времени и новых ценностей.