Тема: В.В. Набоков. «Рождество». Тема жизни и смерти в рассказе. Исцеление человека через соприкосновение с миром живой природы. Чудесное в рассказе. Дополнительный материал для экспертной группы

Никому не нравятся разговоры о смерти, о тленности бытия и прочее. Кому-то они напоминают лекции по философии, которые мы старались пропускать в институте, а кому-то навевают грусть, заставляют взглянуть на свою жизнь с высоты птичьего полета и понять, что еще столько всего нужно успеть сделать.

Как бы ни было грустно, важно относиться к этому как к части жизни и нелишне приправить все долей юмора, а также интересными фактами.

1. Большое количество неприятных запахов.

После смерти тело полностью расслабляется, в результате чего наружу высвобождаются сдерживаемые ранее газы.

2. Трупное окоченение.


Еще его называют Rigor Mortis. А вызвано оно потерей вещества, именуемого аденозинтрифосфатом. Если вкратце, то именно его отсутствие заставляет мышцы становиться твердыми. Подобная химическая реакция начинается в организме через два-три часа после смерти. Спустя двое суток мышцы расслабляются и возвращаются в первоначальное состояние. Интересно, что в прохладных условиях тело меньше всего подвержено трупному окаменению.

3. Прощайте, морщины!


Как было упомянуто чуть выше, после кончины тело расслабляется, а это говорит о том, что в мышцах исчезает напряжение. Так, могут исчезнуть мелкие морщинки в уголках губ, глаз, на лбу. Также с лица исчезает улыбка.

4. Восковые тела.


Некоторые тела при определенных условиях могут покрываться веществом под названием «жировоск» или «адипоцир», являющимся продуктом распада клеток организма. В результате некоторые участки тела могут стать «восковыми». Кстати, этот жировоск может быть белого, желтого или серого цвета.

5. Движение мышц.


После смерти тело пару секунд дергается, в нем возникают спазмы. Мало того, были случаи, когда после того, как человек испустил дух, его грудная клетка двигалась, создавая впечатление, будто умерший дышит. А причина таких явлений кроется в том, что после кончины еще некоторое время нервная система посылает сигнал спинному мозгу.

6. Атака бактериями.


В теле каждого из нас живет бесчисленное количество бактерий. А по той причине, что после смерти иммунная система перестает функционировать, то им теперь ничто не мешает свободно перемещаться по всему организму. Так, бактерии начинают поглощать кишечник, а затем и окружающие его ткани. Потом они вторгаются в кровеносные капилляры пищеварительной системы и в лимфатические узлы, распространяясь сначала в печень и в селезенку, а затем в сердце и в мозг.

7. Трупные стоны.


Тело каждого человека наполнено жидкостями и газом. Как только все органы атакуют бактерии, о которых мы писали в предыдущем пункте, наступает процесс гниения, а затем улетучивается часть газов. Так, для них одним из путей выхода является трахея. А потому нередко внутри мертвого тела слышится свист, вздох или же стоны. Однозначно, ужасное зрелище.

8. Сексуальное возбуждение.


У большинства умерших мужчин после смерти происходит набухание полового члена, в результате чего возникает эрекция. Это объясняется тем, что после остановки сердца, кровь под воздействием гравитационных сил перемещается в нижерасположенные органы, и пенис является одним из таковых.

9. Деторождение.


В истории были случаи, когда тело умершей беременной женщины выталкивало наружу нежизнеспособный плод. Это все объясняется наличием скопившихся внутри газов, а также полному телесному расслаблению.

10. Невозможно умереть от старости.


Старость – не болезнь. Всем известно, что после смерти человека его близким выдают свидетельство о смерти. И даже, если скончавшемуся было 100 лет, в этом документе не будет указано, что причина его кончины – старость.

11. Последние 10 секунд.


Некоторые специалисты утверждают, что после того, как душа покинула тело, может наблюдаться некая клеточная активность головы и мозга. Все это результат сокращения мышц. В целом, после фиксирования состояния клинической смерти, мозг живет еще 6 минут.

12. Вечные кости.


Со временем все ткани человека полностью сгнивают. В итоге остается голый скелет, который спустя годы может разрушиться, но в любом случае останутся особо крепкие кости.

13. Немного о разложении.


Считается, что организм человека на 50-75% состоит из воды, и каждый килограмм сухой массы тела при разложении выделяет в окружающую среду 32 грамма азота, 10 граммов фосфора, 4 грамма калия и 1 грамм магния. Поначалу это убивает находящуюся снизу и вокруг растительность. Не исключено, что причина того - токсичность азота или же содержащиеся в теле антибиотики, которые выделяют в почву личинки насекомых, поедающие труп.

14. Вздутие живота и не только.


Спустя четыре дня после смерти тело начинает раздуваться. Это объясняется накоплением газов в желудочно-кишечном тракте, а также разрушением внутренних органов. Последнее не происходит только с забальзамированным телом. А сейчас будет уж очень неприятное описание. Итак, вздутие происходит сначала в районе живота, а затем расползается на все тело. Разложение также обесцвечивает кожу, на ней появляются волдыри. А из всех естественных отверстий тела начинает сочиться дурно пахнущая жидкость. Влага и тепло ускоряют этот процесс.

15. Удобряем землю.


По мере своего разложения тело выделяет множество питательных веществ, которые впитываются в почву. Вы не поверите, но их увеличение способно улучшить экосистему, в частности, станет отличным удобрением для рядом растущей растительности.

16. Волосы и ногти.


Наверное, вы не раз слышали, что, якобы, после смерти волосы и ногти продолжают расти. На самом деле это не так. Оказывается, кожа теряет влагу, обнажая волосы. А длина ногтей обычно измеряется от кончиков до места их соприкосновения с кожей. Так, при отступлении кожи они кажутся более длинными, и создается впечатление, будто они растут.


Различают следующие стадии смерти: предагональное состояние (характеризуется расстройством кровообращения и дыхания), терминальная пауза (внезапная остановка дыхания, резкое угнетение деятельности сердца, угасание биоэлектрической активности головного мозга, угасание роговичных и других рефлексов), агония (организм начинает бороться за жизнь, возникают кратковременные задержки дыхания), клиническая смерть (длится 4-10 минут), биологическая смерть (происходит смерть мозга).

18. Синюшность тела.


Она наступает тогда, кровь перестает циркулировать по организму. Размер и цвет таких трупных пятен зависит от того, в каком положении и в каких условиях находится тело. Под действием гравитации кровь оседает в тканях. Таким образом, лежащее тело будет иметь пятна в областях, на которых оно покоилось.

19. Способ погребения.


Кто-то жертвует свое тело науке, кто-то хочет, чтобы его кремировали, мумифицировали или похоронили в гробу. А в Индонезии младенцев заворачивают в ткань и помещают в отверстия, проделанные в стволах живых растущих деревьев, которые затем прикрывают дверцами из волокон пальмы и запечатывают. Но это не все. Каждый год, в августе, проходит ритуал под названием «манене». Тела умерших малышей извлекают, моют и переодевают в новые одежды. После этого мумии «шествуют» по всей деревне, как зомби.… Говорят, что таким образом местное население выражает покойному свою любовь.

20. Слышать после смерти.


Да-да, после кончины из всех органов чувств слух сдается самым последним. А потому нередко оплакивающие усопшего близкие изливают ему душу в надежде, что тот их услышит.

21. Отрезанная голова.


После усекновения голова еще на протяжении 10 секунд находится в сознании. Хотя некоторые медики утверждают: причина того, что отрубленная голова может моргать, заключается в коме, в которую впадает организм. При этом все эти моргания и мимика вызваны недостатком кислорода.

22. Долгоживущие клетки кожи.


В то время как потеря кровообращения может убить мозг за считанные минуты, другим клеткам не нужно постоянное снабжение. Клетки кожи, которые живут на внешней оболочке нашего тела, могут жить в течение нескольких дней. Они контактируют с внешней средой, и через осмос из воздуха будут вытягивать все, что им необходимо.

23. Дефекация.


Ранее было упомянуто, что после кончины тело расслабляется, в мышцах исчезает напряжение. Это же касается прямой кишки, ануса, в результате чего происходит дефекация. Ее запускают газы, переполняющие организм. Теперь вы понимаете, почему умершего принято мыть.

24. Мочеиспускание.


После наступления смерти усопший может также описаться. После такого расслабления запускается процесс трупного окоченения, описанное в пункте №2.

25. 21 грамм.


Именно столько весит человеческая душа. Ее плотность в 177 раз меньше плотности воздуха. Это не выдумка, а научно доказанный факт.

План урока литературы

«Тема жизни и смерти в рассказе В. Набокова «Рождество»

Маркевич С. С.,

Учитель русского языка и литературы

Тема: Тема жизни и смерти в рассказе В. В. Набокова «Рождество»

Класс: 7

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В. Набокова; донести до понимания учащихся жизненную концепцию автора.

Критерии успеха:

1.Понимать жизненную концепцию автора; понимать, что жизненные трудности нужно преодолевать, принимать происходящее как подарок судьбы; 2. Уметь анализировать художественное произведение (давать характеристику главному герою, анализировать сюжетную линию, видеть роль детали в тексте).

Оборудование:

Ватманы, маркеры, ресурсы к групповой работе, мультимедийная презентация, на доске надпись «… рассказе В. Набокова «Рождество»

ХОД УРОКА

Вводно – мотивационный этап.

Разбирают картинки

Формулирование темы урока

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки, которые вы выбрали, и скажите, что на них изображено, и какие ассоциации у вас возникают.

Совместно формулируется тема урока:

«Тема жизни и смерти в рассказе В. Набокова «Рождество»

Сегодня разговор пойдет о таких вечных понятиях как жизнь и смерть. Многие писатели, художники, музыканты раскрывали эту тему в своем творчестве, ибо она является одной из самых загадочных. Каждый человек по-своему понимает эти слова. Обратите внимание на эпиграф к уроку, слова которого принадлежат перу В. Набокова.

Живи. Не жалуйся, не числи

Ни лет минувших, ни планет,

И стройные сольются мысли.

В ответ единый: смерти нет

Единый ли это ответ? Можем ли мы его принять и присоединиться к словам автора? Это и станет целью урока:

На доску крепятся «Круги Эйлера»,

Которые заполняются при выполнении стратегии «Делагат»

Работа с понятиями.

Ребята, вам были даны опережающие задания: выписать из словаря Ожегова определение слова «рождество» и подготовить доклад о В. Набокове.

Заслушивание определения слова «Рождество»

Заслушивание доклада «Жизнь и творчество В. Набокова»

Формирование умений и навыков

Следующим этапом станет работа в группе, но сначала давайте вспомним правила работы в группе.

Обсуждаем правила работы в группе

Работа в группе

Прием «Ассоциативная карта»

Задание: на ватмане написать все ассоциации со словом «рождество»

Презентуют постер

Но прежде, чем вы приступите к работе с текстом, предлагаю вам прочитать дневниковые записи В. Набокова

2. Задание: стратегия «Делегат»

План урока литературы

Маркевич С. С.,

Учитель русского языка и литературы

Тема: Тема жизни и смерти в рассказе В. В. Набокова «Рождество»

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством В. Набокова; донести до понимания учащихся жизненную концепцию автора.

Критерии успеха:

1.Понимать жизненную концепцию автора; понимать, что жизненные трудности нужно преодолевать, принимать происходящее как подарок судьбы; 2. Уметь анализировать художественное произведение (давать характеристику главному герою, анализировать сюжетную линию, видеть роль детали в тексте).

Оборудование:

Ватманы, маркеры, ресурсы к групповой работе, мультимедийная презентация, на доске надпись «… рассказе В. Набокова «Рождество»

ХОД УРОКА

    Вводно - мотивационный этап.

Разбирают картинки

Формулирование темы урока

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки, которые вы выбрали, и скажите, что на них изображено, и какие ассоциации у вас возникают.

Совместно формулируется тема урока:

«Тема жизни и смерти в рассказе В. Набокова «Рождество»

Сегодня разговор пойдет о таких вечных понятиях как жизнь и смерть. Многие писатели, художники, музыканты раскрывали эту тему в своем творчестве, ибо она является одной из самых загадочных. Каждый человек по-своему понимает эти слова. Обратите внимание на эпиграф к уроку, слова которого принадлежат перу В. Набокова.

Живи. Не жалуйся, не числи

Ни лет минувших, ни планет,

И стройные сольются мысли.

В ответ единый: смерти нет

Единый ли это ответ? Можем ли мы его принять и присоединиться к словам автора? Это и станет целью урока:

На доску крепятся «Круги Эйлера»,

Которые заполняются при выполнении стратегии «Делагат»

    Работа с понятиями.

Ребята, вам были даны опережающие задания: выписать из словаря Ожегова определение слова «рождество» и подготовить доклад о В. Набокове.

Заслушивание определения слова «Рождество»

Заслушивание доклада «Жизнь и творчество В. Набокова»

    Формирование умений и навыков

Следующим этапом станет работа в группе, но сначала давайте вспомним правила работы в группе.

Обсуждаем правила работы в группе

Работа в группе

    Прием «Ассоциативная карта»

Задание: на ватмане написать все ассоциации со словом «рождество»

Презентуют постер

Но прежде, чем вы приступите к работе с текстом, предлагаю вам прочитать дневниковые записи В. Набокова

2. Задание: стратегия «Делегат»

Выделить в тексте слова, характеризующие состояние героя, сравнить описание чувств автора с описанием мыслей и настроений героя рассказа, описание деталей-вещей.

Вопрос к тексту:

● В рассказе подробно описаны чувства, состояние героя. Какие чувства в каждой главе испытал герой? (заполняется «круг Эйлера» - смерть)

(безразличие, беспомощность, злость, тоска, жизнь горестная, бесцельная, лишенная чудес, тоска)

(чтобы показать, что страдания оглушили героя, странным образом изменили видение мира, обострили восприятие красоты. а вместе с тем и облегчили страдания; показать внутреннюю борьбу, конфликт отца, который стоит перед выбором - жизнь или смерть?)

● Сравним состояние Слепцова и Набокова при потере близкого человека.

Вывод: Рассказ «Рождество» - автобиографичен. История, рассказанная нам автором, очень похожа на жизненную ситуацию Набокова, когда он узнал. Что потерял отца.

4. Работа с символами: Задание: прием «Круги Эйлера»

У меня в руках изображение образа-символа, как вы думаете, что это за изображение?

Найти в тексте тот момент, когда происходит появление бабочки из кокона.

Учитель крепит на доске бумажную бабочку,

С различными значениями

Выделите слова, которые использует автор при описании зарождения новой жизни. (Проникло тепло, набиралось сил, медленно и чудесно росло, смятые лоскуты, бархатные бахромки, крылья росли и расправлялись, вздохнули в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья) Уменьшительно-ласкательные слова.

5.задание: прием «Конверт - вопрос»

Задание: Выбрать конверт с вопросом.

● Что в вашем понимании «чудо»?

● Что помогает человеку справиться с жизненными проблемами?

● Какое значение приобретает образ бабочки в рассказе из предложенных выше?

● Подберите однокоренные слова к фамилии героя. Какой вывод можно сделать?

(герой был слепым и в последний момент он открыл глаза, прозрел)

Теперь, ребята, давайте обратимся к цели сегодняшнего урока и попытаемся ответить на вопрос, какова жизненная концепция автора рассказа? Какая истина открылась Слепцову?

Учитель зачитывает слова эпиграфа,

в конце которого ставится восклицательный знак. Смерти нет!!!

111. Задание домашней работы.

Написать сочинение - рассуждение «Чудеса в нашей жизни»

1˅. Рефлексивно - оценочный этап:

Задание: прием «Письмо по кругу»

Рассказ закончен появлением бабочки, но ни слова не сказано о Слепцове. Судьба его не известна. Вспомните все то, о чем мы сегодня говорили, и напишите письмо по кругу, используя следующие слова: смерть жизнь, боль, утрата, радость, рождение, продолжается, прозрел.

Оценивание: выступают капитаны команд.

В рассказе Владимира Набокова «Рождество» такие категории, как пространство и время, нельзя рассматривать отдельно друг от друга. Эти два понятия тесно связаны между собой, одновременно вбирая в себя различные пласты человеческих чувств и ценностей. Рассмотрим это подробнее.

Дом с флигелем и обширное пространство вне его мы можем рассматривать как олицетворение процесса жизни, поэтому за каждым участком пространства закреплено определенное время и некая совокупность чувств и ценностей, свойственных этому времени.

Дом, в который главный герой, Слепцов, так боится заходить, представляет собой прошлое, представляющее самый темный уголок его памяти. Герой не поселяется в доме, потому что, во-первых, ему чисто психологически было бы сложно там находиться, ведь эти стены, окна, шкафы, ящики с бабочками еще помнят того, кто недавно умер, кто перед смертью упоминал все то, что находится в доме, особенно индийский кокон, казавшийся на первый взгляд мертвым. Прошлое содержит не печальные воспоминания, а, наоборот, теплые и светлые. Именно от данного диссонанса с реальностью, от сравнения этих «тепла и света» и реальной жизни, превратившейся в одно сплошное горе, герой рассказа, сильный мужчина, плачет, прижавшись мокрой щекой к пыльному столу. Еще летом он был так счастлив, наблюдая за сыном, который бегал в саду, ловил бабочек, насаживал их на булавку и прятал за стекло. Теперь жизнь кончена, как разорван тот сачок, которым сын накрывал на перилах моста живое, трепещущее крылышками существо.

Флигель ассоциируется у нас с настоящим временем. Именно в этом месте поселяется герой. С одной стороны, «там белые изразцовые печки истопить - дело легкое», но это лишь формальное объяснение поведения героя. С другой стороны, это место не дом, но находящееся рядом место. Главному герою в любом случае придется зайти в дом, окунуться в это холодное, но олицетворяющее «тепло и свет» пространство. Он садится в угол, словно пациент, ожидающий приема у доктора. Необходимо собраться с мыслями. Необходимо подготовить себя к той боли, которая ждет впереди, возможно, более сильной, чем была ранее. Именно флигель концентрирует в себе напряженное чувство ожидания боли, а также боли, уже ощутимой героем. Угол тот нежилой. В него герой садится совершенно неосознанно, потому что мыслями он далеко от этого места. Ему неважно, где он сидит, в каком из углов. Нежилой угол приютил своего убитого горем хозяина. Они чувствуют близость друг другу. Такие же одинокие, пустые и без жизни. Герой словно умирает, умирает глубоко внутри, ведь горе оказалось сильнее. Умирает для того, чтобы обратиться к прошлому, уже мертвому времени, сконцентрированному в пространстве дома. Но это лишь один угол из четырех. Флигель – это настоящая жизнь: суета, заботы, печки, лампа и воск свечи, относящий читателя к похоронам. Но здесь есть свет. Его приносит во флигель слуга Иван. Если бы не было Ивана, дом показался бы нам абсолютно пустым и безжизненным. Возможно, что именно благодаря Ивану главный герой возвращается из своего ожидания сильной боли, своих раздумий. С одной стороны, слуга знал дом прежним, когда сын героя рассказа был жив, когда Иван еще не сбривал усы. Но жизнь идет. Все меняется. Есть то, что жило в прошлом и живет в настоящем. Это слуга Иван, произносящий в рассказе всего несколько слов, но именно своими действиями – из прошлого, но настоящими – возвращает хозяина дома к жизни, тянет его из глубоких раздумий, словно зовет из того неживого угла. Он напоминает Слепцову, что завтра будет Рождество, что настоящее время – не только похороны, но и Сочельник, который так любят дети. Иван доказывает, что жизнь не закончилась, что процесс жизни линейный, что завтра будет завтра, что стоит продолжать жить.

Пространство вне дома, которое Набоков так красочно представляет обилием пейзажных зарисовок, олицетворяет собой будущую жизнь, которая начнется уже с завтрашнего дня, с Рождества. Это будущее обширно, ярко, красочно, радостно, светло, что Слепцов с чувством разочарования понимает, как на погосте далек от сына, дальше, чем «здесь, где под снегом хранились летние неисчислимые следы его быстрых сандалий». Будущее кроет в себе неизвестность, но в этой неизвестности уже не будет столько боли, сколько ее есть в доме (прошлом) и флигеле (настоящем).

Местоимение «ты» появляется у Набокова лишь в одном абзаце, в самом начале. Возможно, что таким образом автор рассказа приобщает нас к этой очень личной истории. Мы становимся на одном уровне с главным героем, с нежилым углом, его приютившим. Вспоминаем свои истории, когда были близки к тому, чтобы расплакаться на плече у незнакомца, прохожего. Теперь другой человек, недавно похоронивший сына, доверяет нам свою боль, делится ею. И мы воспринимаем весь текст, как именно его рассказ, а не рассказ автора. Мы настолько проникаемся сочувствием к чужой боли, что совершенно забываем о наличии повествователя. В описаниях движений, в отдельных деталях мы читаем гораздо больше. Объем рассказа для нас не сводится к этому малому числу страниц. Мы ощущаем всю трагичную историю в целом.

Когда Слепцов покидает дом, тем самым он стремится к будущей жизни, отрываясь от прошлого и трагически суетного настоящего. Он словно глубоко вздыхает, выбирается на волю, освобождается от того мучительного ожидания боли, которая ждет его при посещении дома. Слепцов опять начинает жить, жить не в горьких проблемах, а в простом, чистом восприятии этого чистого вокруг мира. Он перестает замыкаться на своих переживаниях и начинает осознавать, что кроме его горя есть и окружающий мир, и этот мир не трагичный, а светлый, морозный, ясный. В нем дышится легко. Уже веранда – пространство, близкое к пересечению времен, пересечению ощущения нежилого угла (смерти) и ощущению двора, моста, парка, реки (новой жизни) – встречает героя веселом скрипом половицы и «райскими ромбами отраженья цветных стекол». «Он удивлялся, что еще жив, что может чувствовать, как блестит снег, как ноют от мороза передние зубы. Он заметил даже, что оснеженный куст похож на застывший фонтан, и что на склоне сугроба - песьи следы, шафранные пятна, прожегшие наст». Безусловно, главный герой восхищается красотой окружающей природы. Встретившее его морозное утро он воспринимает как человек, не переживший до этого серьезного горя. Возможно, это будет звучать абсурдно с нашей стороны, но мы предполагаем, что вне пространства дома и флигеля герой чувствует себя счастливым. Вокруг нет горя, нет смерти. Все жаждет новой жизни. Утро – это новая жизнь. Каждый человек неосознанно стремится туда, где ему будет легко и комфортно. Ради этого он может забыть о своих обязанностях, о потери близкого человека. Так устроена жизнь. И это ощущение легкости и некой радости удивляет Слепцова. Он ненавидит себя за то, что еще жив, что чувствует эту красоту, хотя должен скорбеть о погибшем сыне. Возможно, он принуждает себя возвратиться к своему горю, но человеческая природа сильнее самого человека и его моральных обязанностей перед самим собой.

Как мы уже говорили ранее, пространство вне дома характеризуется обилием пейзажных зарисовок. Конечно, чисто с формальной точки зрения пейзаж обязан разбавить трагическое настроение как главного героя, так и читателя. Но главенствующая роль все-таки кроется в воплощении новой жизни, самой сущности жизни, ее главной мысли по поводу постигшей героя беды: «Все пройдет. Пройдет и это». Горе не перечеркивает линию жизни навсегда. Оно заставляет человека взглянуть на свою жизнь и жизнь вообще по-новому. Заставляет сделать новый глоток воздуха. «Слепцов, в высоких валенках, в полушубке с каракулевым воротником, тихо зашагал по прямой, единственной расчищенной тропе в эту слепительную глубь». Эта «слепительная глубь» и есть та новая жизнь, которая ждет его впереди. Таким образом, мы здесь видим две жизни: настоящую для героя, трагическую, и фоновую, общую, светлую.

Особо следует обратить внимание на последний абзац второй главы, в котором говорится, что герой стоит на месте обрыва парка к реке. Нет сомнения, что действительность дана здесь глазами Слепцова, а не повествователя. Когда герой прислонился к стволу, он не замыкается в себе, не вспоминает прошлого с участием любимого сына, а видит обычное течение жизни, которая была до смерти сына и будет продолжаться после. Стоит заметить, что герой рассказа не видит людей, а видит лишь результаты их деятельности: вырезанные льды, розоватые струи дыма, стук топора. В его горе, сакральную тайну, никто не вмешивается: ни на уровне детали пейзажа, ни на уровне ощущений души, а душа пропускает пейзаж через себя и тем самым познает красоту жизни. Его тайну видит лишь церковный крест. Сам Господь обязывает героя верить в дальнейшую жизнь.

Может показаться странным, но мы хотим сравнить данный рассказ с музыкальным произведением. Две первые главы являются подготовительными к главному событию – переходу героя в мир прошлого, к главной боли его переживаний. В первой главе мы знакомимся с пространством дома, флигеля, а также с самим героем, помещенным автором в неживой угол. Во второй главе герой рассказа как бы еще причастен к фону жизни, словно пытается запастись красотой человеческого бытия перед смертью, которая наступит при посещении им дома. Он еще не пережил самую высокую вершину своей беды, не увидел всей трагичности случившегося. Спокойные ноты, овеянные пеплом грусти, - в начале, искорки радости – в продолжении течения произведения. Практически тишина… Чувства настолько спокойны, что нам уже кажется, герой рассказа готов встретиться с горем лицом к лицу. Слепцов велит отпереть большой дом. Идет к комнате сына. Полы трещат, стены наполняются желтым светом от лампы. Комната – сгусток прошлого, которое ушло безвозвратно, не оставив о себе и живого признака. Хотя…

Сейчас главными для героя являются не новая жизнь, счастье, радость ощущения бытия, а горечь утраты любимого сына, от осознания того, что ему так и не суждено узнать, по кому сын так тосковал, кого сын так жаждал увидеть.

Одновременно меняется и способ ощущения бытия героем рассказа. Он, кажется, навсегда отказывается от того мира вне дома и читает истории, которые ему нашептывают вещи в комнате: тетрадь, шкафы, сачок, бабочки. Слепцов становится настолько бессильным, что ему остается лишь слушать и плакать. В мире прошлого вещи оживают. Они творят реальность, заставляя забывать о внешнем мире, о настоящем времени. Они творят ту реальность, в которой сын еще жив, еще ловит бабочек, прикрепляет их крылья к дощечкам, произносит их латинские названия «слегка картаво, с торжеством или пренебрежением». Герой не выдерживает обрушившейся на него лавины воспоминаний. Все его действия сопровождают рыдания: то явные, то сухие, еле слышные. Трагизм нашего уже музыкального произведения с каждым словом, с каждой нотой нарастает. Кажется, что еще чуть-чуть и будет поздно, что струна души навсегда лопнет, а сердце разорвется от страданий. Но вспомним наше одинокое «хотя…»

Прошлое не оставило в себе и живого признака? Ряды сухих бабочек под стеклом. Это не совсем так. Появлению живой души предшествует появление живой души иного характера. Безусловно, это Иван, но Иван не один, а с живой, вечно зеленой, пахнущей морозом и праздником елкой, к крестообразной макушке которой приделана свеча. «Зеленая. Пускай постоит...» - мягко настаивает он. Слепцову тяжело осознавать, что сегодня Сочельник, а завтра Рождество. Переход из одного времени в другое всегда болезненный. Здесь переживание героя достигает своего пика. Елка, строчки о первой любви сына, о которой отец теперь никогда не узнает, слон, уходящий вдаль на последней странице тетради. Герой больше не может терпеть этой выворачивающей душу боли и решает покинуть жизнь. «Смерть, - тихо сказал Слепцов, как бы кончая длинное предложение». И снова тишина… Кажется, из этой мертвой пустоты не выбраться, не преодолеть этой нескончаемой лавины горечи. Но среди мертвых бабочек оживает то, что ранее казалось таким же неживым. Из кокона рождается индийский шелкопряд, огромная ночная бабочка. И словно в композиции Мориса Равеля «Волшебный сад», после продолжительного трагического начала и пика переживаний, когда кажется, что сердце разорвется от боли, последние строчки-минуты окрашены чувствами счастья, радости, волшебства, новой жизни, Рождества. Формально это конец произведения, но мы уверены, что для главного героя рождение бабочки из кокона, который так дорог был сыну, является лишь началом. Рождение бабочки стоит вне категорий прошлого, настоящего и будущего, вне фоновой и реальной жизни. Это событие играет роль чуда, поэтому мы с уверенностью можем провести параллель с Рождеством Христовым. Конечно, герой захочет жить дальше. Его тепло дало жизнь другому существу. И так не раз будет в его жизни.

Нельзя утверждать, что герой предал одни ценности ради других. Мы не можем выделить точное число главных ценностей, потому что человек сложный по своей природе и жизнь сложна. Человек многогранен изначально, и он лишь тогда человек, когда обладает всей совокупностью ценностей, где одна не может существовать без другой. Смерть и возрождение, горе и счастье, открытость миру и закрытость в своих переживаниях – все это испытал герой, и ни одна из ценностей не отброшена на второй план. Все они для него главные, потому что они ЦЕННОСТИ, а следовательно, ценны изначально. Просто рассказ заканчивается на идее возрождения, идее чуда, но за ней последуют и счастье, и радость, и смерть как наш общий приговор.

Предметом эпоса является целостность мира, в котором совершаются индивидуальные действия. В данном рассказе мы наблюдаем лишь за одним из отрезков жизни человека, о котором мы знаем только, что он отец, любящий своего сына. Жизнь каждого человека не дискретна, а целостна. Каждое событие играет в жизни человека определенную роль: большую или незначительную. Поэтому смерть сына рассматривается в рассказе в контексте прошлого, настоящего и будущего. Оно взаимодействует со всеми пластами времени и не только времени, ведь не стоит забывать о чуде.

Для достижения трагического эффекта авторы фильмов, поэзии, прозы часто связывают мотив смерти с полетом: птицы, листа, бабочки. Безусловно, этот образ кроет в себе сравнение с полетом души, стремящейся в небеса. Но образ бабочки гораздо глубже других образов, потому что это не только полет, но и чудо. Можно даже сказать, что это чудо вдвойне: рождение живой души из неживого и полет этого живого к небесам. Рождение бабочки накануне Рождества. Прочитав эти четыре слова и представив этот волшебный образ, мы совершенно забываем о смерти. Нам хочется жить, хочется отпустить это чудо туда, где теперь живет его хозяин, и тем самым от горя освободиться.


  • Докажите целесообразность подобного распределения персонажей.

  • Почему Слепцов занимает пограничное положение?

  • Как вы думаете, почему сын Слепцова не имеет имени?

  • Почему девушка, по-вашему , находится в пространстве смерти?

  • Подберите однокоренные слова к фамилии отца.
Мы к этому вернёмся.

Общий вопрос: Какое чувство вызывает у вас Слепцов? Почему?

3). Символы в рассказе В. Набокова. Работа по тексту.


  • Мы отметили, что герой Набокова В.В. показан в решающий момент жизни, в момент выбора: жить или умереть. Владимир Владимирович, чтобы показать внутреннюю борьбу Слепцова, включил в ткань произведения детали и символы , которые вы должны найти и поместить в заданные пространства.
-Т.е., продолжаем заполнять концептуальную схему. Обратите внимание на антонимы. Кроме тех символов, которые найдёте вы(гроб, свеча, дым, крест), я в каждую группу даю ещё по одному. Прочитав значение символа, докажите целесообразность его появления в тексте.

  1. группа: ель;
2 группа: мост.

Попутные вопросы группам.


  1. Почему пространство жизни наполнено в основном пейзажными зарисовками?

  2. Дайте характеристику пространства дома и мира за пределами дома.

  • У меня в руках осталось изображение ещё одного образа- это бабочка.
Вот он «...индийский шелкопряд, что летает, как птица , в сумраке, вокруг фонарей Бомбея...».

  • Найдите в тексте и прочитайте тот момент, когда
происходит появление бабочки из кокона. (Учитель прикрепляет бумажную Б. в центре доски, подставляя различные значения.)


Славяне связывают образ бабочки с представлениями о душе умершего. «Мифы народов мира ».

Насекомое с двумя парами крыльев разнообразной окраски. «СРЯ С. Ожегова».

Символ души, бессмертия , возрождения. «Словарь символов».

Полёт, краткость жизни. Э. Эппли.


  • С какой целью Набоков включает образ бабочки в свой рассказ?

  • Какое значение из предложенных мы находим в рассказе?

  • Какую мысль желает донести до читателя?

  • Как это демонстрируется в произведении? (Слепцов был слепым. В последний момент он открыл глаза, т.е., прозрел).

  • Какая истина открылась Слепцову? Как это соотносится с названием рассказа?
Пауза. Учитель зачитывает слова эпиграфа. В конце которого ставится восклицательный знак.

Смерти нет!

III. Рефлексивно-оценочный этап.

Рассказ закончен появлением бабочки, но ни слова не сказано о самом Слепцове. Судьба его не известна.

Послушайте стихотворение Хуана Хименеса «Утрата».

В чём и как перекликается стихотворение испанского поэта и рассказ Набокова?


УТРАТА
Бесконечна ночь утраты
и темна стезя.
Умирающий уходит -
и вернуть нельзя.

Он все дальше от надежды
на пути своем.
Но несбыточна надежда
умереть вдвоем.

И не легче пригвожденным
к одному кресту.
Все равно уходит каждый
на свою звезду.

Представьте, что у вас есть возможность поддержать Слепцова, дать ему совет. Вспомните содержание урока и напишите письмо убитому горем отцу , опираясь на ключевые слова: смерть, жизнь, боль, утрата, спасение, радость, рождение, продолжается, прозрел.

(П.о. «Потеря сына – страшная беда, невосполнимая утрата. Необходимо научиться жить с этой болью. Наши близкие нас не покидают , они продолжают жить в нашей памяти. Смерть отца уже не поможет сыну. Непременно надо жить! Жизнь – самая большая ценность бытия. Умирать вместо или вместе с кем-то – бессмысленно, ибо у каждого своё предназначение, свой путь, «своя звезда»).
Учащиеся заполняют оценочные листы (кроме графы «Творческое задание», «Общий балл») и сдают учителю. Смотри приложение.