Урок внеклассного чтения по роману Д. Дефо «Робинзон Крузо. "Чему может научить Робинзон Крузо?" Урок литературы дефо робинзон крузо

Цели рока:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока литературы по повести Д.Дефо «Робинзон Крузо»

Цели рока:

Обсудить книгу Д. Дефо “ Робинзон Крузо”.

Выявить знание текста учащимися.

Определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.

Привить любовь пятиклассников к чтению зарубежной литературы.

Развивать речь, память, мышление через постановку конкретных вопросов и ответов, работу с текстом.

Воспитывать положительные нравственные качества детей: доброту, отзывчивость, ответственность, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалку, изобретательность.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Сообщение ученика об авторе от имени Д.Дефо.

– Меня зовут Даниэль Дефо. Я родился в старой и далёкой Англии. Я купец и сын купца. Как полагается предприимчивому человеку, то богател, то разорялся. Так уж получилось, что судьба меня достаточно потрепала. Я всегда выступал за равенство людей, участвовал в восстании против короля Иакова 2, за что меня постоянно преследовали. Однажды, за выступление против правительства меня выставили к позорному столбу. Толпа народа приветствовала меня у этого столба, и это было лучшей наградой для меня за все лишения. Я занимался коммерцией, был журналистом, а в молодости даже совершил путешествие в Португалию. Сменив множество профессий и занятий, я увлекся литературой. Когда мне было 58 лет, я стал популярен, написав роман “ Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове.

3) Сообщение ученика о прототипе героя.

В основу сюжета книги Дефо положена история шотландского матроса Александра Селькирка, который прожил на острове Масс-А-Тьерра (возле побережья Чили) в полном одиночестве 4 года и 4 месяца. Оказался на острове боцман по своему желанию: не мог найти общего языка с капитаном, да и судно, на котором они путешествовали, было слишком старым и ненадежным. Селькирк надеялся вернуться домой на одном из судов, которые заходили к островам за пресной водой. Так и произошло. Но только через 4 года и 4 месяца, которые моряку необходимо было прожить на безлюдном острове.

Как первобытные люди, он научился добывать огонь трением, а когда у него закончился порох, ловил руками диких коз.

Когда корабль «Дьюк» приблизился к острову, моряки увидели человека в звериных шкурах, который не мог выговорить ни одного слова... Но сразу вернуться Селькирку не судилось. Ему пришлось объехать вокруг света и вернуться домой капитаном парусника «Инкриз». Александр Селькирк - прототип Робинзона Крузо.

Прототип - это реально существующее лицо, которое служило автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа.

5. Работа с картой.

Ученик-географ (показывает на карте остров Масс-А-Тьерра (сейчас - остров Робинзона Крузо (возле побережья Чили)), а потом демонстрирует место, где мог расположиться выдуманный Д. Дефо остров: возле берегов Бразилии, возле устья реки Ориноко). Парадокс: остров, названный в честь героя, был, по замыслу автора, совсем в другой географической точке.

6) Беседа по содержанию романа.

Поднимите, пожалуйста, руку те, кто до конца прочитал роман. А теперь давайте проверим, как внимательно вы прочитали текст.

О ком говорится в следующем тексте? С самого раннего детства я больше всего на свете любил море. Я завидовал каждому матросу, отправлявшемуся в дальнее плавание. По целым часам я простаивал на морском берегу и не отрывая глаз рассматривал корабли, проходившие мимо.

В какой момент Робинзон произносит следующие слова? "Ненужный хлам!...Ты и того не стоишь, чтобы нагнуться и поднять тебя с полу. Всю эту кучу золота я готов отдать за любой из этих ножей".

Про кого Робинзон говорит: ":я всем сердцем привязался к нему, да и он со своей стороны:меня полюбил:"

Что в романе имеет название «Отчаяние?»

Первое слово, выученное Пятницей?

К чему призвал юного Робинзона отец?

Что означает теория «золотой середины»?

Почему юноша не послушался отца и матери?

Какие испытания выпали на его судьбу?

Почему Робинзон уходит в море?

Обратите внимание на слова «страсть к морю» и «что-то роковое в этом природном влечении». Как вы это понимаете?

Слушается ли Робинзон советов друзей и уговоров отца?

А подготовлен ли Робинзон к морю

Как воспитан Робинзон?

Готов ли он к какой-нибудь деятельности?

Что происходит в семье Робинзона после его ухода в море?

Как вы считаете, разумно ли поступает Робинзон, отправляясь в море?

Что главное в человеке разум или страсти?

Как называет свой остров Робинзон? И почему именно так?

Какие чувства не дают покоя Робинзону?

Научился ли Робинзон контролировать их.

Робинзон Крузо оказывается единственным выжившим в результате кораблекрушения. Как же он решает жить дальше?

Что берёт с потерпевшего крушение корабля на остров Робинзон Крузо?

Как относится к деньгам? Что думает о тех деньгах, которые находит на корабле? Нужны ли они ему?

Каким же видит Робинзон Крузо необитаемый остров?

Как пробует вести своё хозяйство, приспособиться к жизни на острове?

Робинзон многому научился на острове, например, добывать и поддерживать огонь, делать свечи из козьего жира. Ещё Крузо смог прокормить себя, например, делая сыр и масло из козьего молока. Герой пробует делать посуду из глины, мебель, усовершенствует свой дом. Он научился на острове обрабатывать шкуры, плести корзины, возделывать землю, выращивать зерно, печь хлеб. Ученики приводят примеры из текста, рассказывая, чему научился Робинзон. Робинзон даже начинает новое летоисчисление на острове, ибо отрезан от мира.

Меняется ли Робинзон Крузо на острове?

На острове Робинзон ведёт дневник и скрупулезно заносить в него всё, что с ним происходит, причем не только с внешней стороной его жизни, но и внутри него, в душе, в мыслях, в чувствах, в настроениях. Почему Вы думаете он так поступает?

Нет, потому что кое-что из созданного человеком и человечеством он берёт на необитаемый остров с потерпевшего крушение корабля.

Итак, Робинзон видит след человеческой ноги... Встреча с Пятницей. Меняется ли отношение Робинзона к своему слуге на протяжении романа?

7) Обобщение материала. Подведение итогов урока.

Учитель. Таким образом, роман Даниеля Дефо, в котором рассказывается история жизни Робинзона Крузо на острове, несомненно, проникнут просветительскими идеями: в нем прославляются разум, трудолюбие, оптимизм. Жизнь на острове сделала человека, голова которого была "набита всякими бреднями", разумным. Он приобрел знания, жизненный опыт, многому научился.

8) Домашнее задание . Письменный ответ на вопрос «Каким изображён Робинзон Крузо?»

Викторина

  1. Из скольких томов состоит книга о Робинзоне? (Из 3-х томов: 1-й – 1719 г., 2-й – 1719 г., - «Дальнейшие приключения Р.Крузо», 3-й – 1720 г. – «Серьезные размышления Р.Крузо».)
  2. Англичане XVII-XVIII веков иногда слышали от моряков о людях, живших какое-то время на необитаемых островах, назовите причину, по которой можно было оказаться жителем острова. (На английском флоте был жестокий обычай оставлять на островах в чем-либо провинившихся матросов.)
  3. Кто был прототипом Р.Крузо?
  1. Джеймс Кук.
  2. Александр Селькирк.
  3. Марко Поло.
  1. Сколько лет было Р.Крузо, когда он впервые отправился в морское путешествие?
  1. 18 лет.
  2. 27 лет.
  3. 32 года.
  1. Робинзон потерпел кораблекрушение и волной был выброшен на остров. Где он провел первую ночь?
  1. В пещере.
  2. На берегу.
  3. На дереве. (Он боялся, что на острове водятся хищные звери.)
  1. Откуда на необитаемом острове у Робинзона появились рабочие инструменты и ружье?
  1. Переправил с разбитого корабля.
  2. Их выбросило на берег.
  3. Нашел на острове в хижине.
  1. Каких животных взял с корабля Р.Крузо?
  1. Двух кошек и собаку.
  2. Морских свинок.
  3. Попугая.
  1. Как Р.Крузо доставил продукты и вещи с корабля на берег?
  1. На себе.
  2. На плоту.
  3. На шлюпке
  1. Из каких зерен вырастил урожай Р.Крузо?
  1. Из риса, ячменя.
  2. Из пшеницы, овса.
  3. Из гречки, кукурузы.
  1. Когда Робинзон смог позволить себе отделить часть зерна на еду? (Только на четвертый год он приготовил себе лепешки.)
  2. Птицы причиняли вред урожаю. Что сделал Р.Крузо, чтобы их отпугнуть?
  1. Повесил подстреленных птиц на высоком столбе.
  2. Поставил чучело.
  3. Бегал по полю, крича и размахивая руками.
  1. Какой посудой пользовался Робинзон?
  1. Сплетенной из прутьев.
  2. Глиняной.
  3. Деревянной.
  1. На одиннадцатом году пребывания на острове Р.Крузо приручил животное. Какое?
  1. Лошадь.
  2. Козу.
  3. Барана.
  1. Какой фразе в первую очередь научил попугая Р.Крузо?
  1. «Бедный, бедный Робинзон. Куда ты попал?»
  2. «Робинзон родился в Англии. Хочу домой».
  3. «Мы вернемся домой».
  1. Незадолго до конца жизни на острове Р.Крузо спас от смерти дикаря. Как его звали?
  1. Суббота.
  2. Понедельник.
  3. Пятница.
  1. Сколько лет прожил на острове Р.Крузо?
  1. 28 лет.
  2. 32 года.
  3. 15 лет.
  1. Кого Робинзон взял с собой, когда покидал остров?
  1. Кошку и собаку.
  2. Пятницу и попугая.
  3. Пятницу и собаку.
  1. Может ли на самом деле существовать райский необитаемый остров, описанный в романе? (О существовании такого острова ничего не известно)
  2. Благодаря чему Р.Крузо, живя на необитаемом острове, сумел остаться в живых?
  1. Продуктам, которые взял с корабля.
  2. Оружию.
  3. Энергии, настойчивости и труду.

86. Тема: Даниель ДЕФО. «РОБИНЗОН КРУЗО».

5 класс лит-ра 20.04.16

Цели : знакомство учащихся с еще одним представителем зарубежной литературы; обратить их внимание на интерес писателя к человеческой личности, подчиняющей себе природу; донести мысль о том, что труд оказался условием и способом спасения жизни, проанализировать характер главного героя, его поведение, душевные и нравственные качества.

Предметные умения: знать биографию и творчество Д. Дефо, содержание прочитанного произведения, уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, анализировать поведение и характер героя.

Метапредметные УУД:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, делает выводы, осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Тип урока: комбинированный урок.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Знакомство со статьей в учебнике о жизни и творчестве
Д. Дефо (стр 199 – 200) или выступления учащихся (Жизнь и творчество Д.Дефо)

    Закрепление (письменно в тетрадях ответить на вопросы)

Он мечтал о путешествиях, хотел повидать мир, чужие страны

Почему он не стал священником?

Что Д.Дефо считал важным в человеке?

В каком возрасте он написал первый роман?

4 . 28

Сколько лет провел Робинзон на острове?

5. 1719

В каком году была написана книга «Робинзон Крузо»?

    Вопросы:

1. Кто такой Даниель Дефо?

2. Назовите даты жизни писателя. 1660-1731

3. Что вы знаете о родителях знаменитого романиста?

4. В каких странах побывал Дефо, с чем это связано?

5. Имя Робинзон стало нарицательным. Кого теперь называют «робинзонами»? тех, кто оказыв вдали от людей наедине с природой

    Пояснение понятия «приключенческая литература» (Это книги, где действия совершаются в далёких, неизведанных краях, с героями происходят всевозможные происшествия). Запись в тетради

II . Работа по теме урока

    Беседа по прочитанному материалу.

Сюжет романа писатель взял из жизни. В Англии в начале века нашумела история об одном моряке, который прожил на необитаемом острове 4 года и 4 месяца, пока его не подобрал проходивший мимо корабль.

Теперь, ребята, вы знаете, что история эта реальная, т.е. взята из жизни моряка, существовавшего на самом деле. А теперь давайте проведём блиц-беседу по книге.

Какие эпизоды из книги вам больше всего понравились? Расскажите о них. (2-3 примера ).

Кто является главным героем книги? (Робинзон Крузо).

Где впервые мы встречаемся с героем книги? Откуда возникла такая фамилия и имя? (Найдите ответ в тексте и зачитайте. ).

Робинзон Крузо родился в 1632 году в городе Йорке в зажиточной семье иностранного происхождения. Отец был родом из Бремена. Нажив торговлей хорошее состояние, он оставил дела и переселился в Йорк. Здесь он женился на женщине, родные которой назывались Робинзонами – старинная фамилия. По ним и мальчика назвали Робинзоном. Фамилия отца Крейцнер, но, по обычаю англичан коверкать иностранные слова, их стали называть Крузо.

О чём мечтал Робинзон в детстве? (О море, о приключениях).

    Назовите дату, когда Робинзон Крузо отправился в своё первое приключение на море. (1 сентября 1651 года в Лондон.).

    Лирическая страничка.

Послушайте, пожалуйста, строки из стихотворения К. Батюшкова “Тень друга”. Можно ли эти слова отнести к Робинзону, до или после его жизни на острове?

Я берег покидал туманный
Казалось, он в волнах свинцовых утопал.
Вечерний ветр, валов плесканье,
Однообразный шум и трепет парусов,
И кормчего на палубе взыванье.
Как очарованный, у мачты я стоял
И сквозь туман и ночи покрывало
Светила севера любезного искал,
Вся мысль моя была в воспоминанье….

Эти слова можно отнести к Робинзону Крузо. Он стоит на палубе и вспоминает прожитые годы на острове.

На жизненном пути Робинзона подстерегали разные опасности. Например, какие?

Встреча с дикими львами, дикарями, пиратами, людоедами, а также остался жив после кораблекрушения и землетрясения

Робинзон жил на необитаемом острове, но, тем не менее, знал, какой день недели, месяц, число. Какое изобретение ему в этом помогло?

Деревянный календарь, на котором он каждый день делал надсечки.

Какие ещё изобретения пришлось сделать для себя Робинзону на необитаемом острове?

Изготовил посуду, приручил коз, построил себе жильё, дачу, научился изготавливать муку, печь хлеб, из глиняной чашки и жира коз сделал светильник, в середину вставил бечеву – это изобретение заменяло лампочку, укрепил своё жилище.

У вас на столах лежат карточки с названием пяти зерновых культур: пшеница, рис, ячмень, гречка, овёс. Вам нужно сориентироваться и поднять карточки с правильным названием.

В выращивании каких сельскохозяйственных культур Робинзон проявил себя как агроном? Где взял семена?

Рис, ячмень. Запасы были с корабля. Они были не пригодны в пищу, т.к. их погрызли крысы. Крузо высыпал их на землю из мешочка за ненадобностью и забыл про них. Шли дожди, и семена проросли.

Какие ремёсла освоил Робинзон на острове?

Агронома, строителя, охотника, рыбака, бондаря, столяра.

Ребята, как вы думаете, Робинзон обладал чертами характера положительного или отрицательного персонажа?

Положительного.

Можем ли мы назвать его героем и почему?

Конечно, Робинзон - герой. Он не поддался панике, вёл себя мужественно, стойко, придумывал разные изобретения, облегчающие жизнь.

Подумайте над очень сложным вопросом и дайте аргументированный ответ:Все ли качества Робинзона всё же положительные?

Я постараюсь вам помочь разобраться. Вспомните, как он поступает с козой и козленком, с птицами, которые клевали зерно у него на рисовом поле, с дикарями, приехавшими на свой остров устраивать ритуальные каннибальские пиры.

В данных примерах Робинзон жестокий, потому что лишает жизни других живых существ. Но героя можно оправдать, потому что если бы он этого не делал, то сам бы умер от голода или бы его съели людоеды. Мы же ведь тоже любим животных, но покупаем в магазине мясные продукты и используем их в пищу.

Кто заменял Робинзону общество человека на острове?

Собаки, кошки, попугай.

Кто был первым человеком на острове, ставшим преданным другом Робинзона? Как его звали? Изменилась ли жизнь главного героя после этого? (Свой ответ учащиеся должны подтвердить примерами из текста).

Пятница. В честь дня недели, когда Робинзон нашёл его на острове.

    Расскажите о взаимоотношениях главного героя и Пятницы.

Д. Дефо – великий гуманист . Учитель знакомит учащихся с лексическим значением слов, записанных на доске:

Гуманист – деятель или сторонник гуманизма.

Гуманизм – гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.(Ребята записывают понятия в тетрадь)

Вспомните, как проявил себя Робинзон по отношению к приговорённым пиратам? Какие черты характера проявляются в этом поступке? Как по-вашему, повлияли ли взгляды автора на характер своего героя?

Робинзон – это мудрый и добрый человек. Он даже к врагам своим проявляет милосердие.

Как же закончилась эта история?

Робинзон и Пятница были спасены англичанами.

Мы с вами уже знаем, что человек может в любую минуту оказаться сложной, казалось бы, безвыходной ситуации, но ему выстоять помогают нравственные качества характера.

Какие черты характера Робинзона помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы сегодня каждому современному человеку?

Ученики:

Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм.

    Чтение VI главы романа «Робинзон Крузо».

Аналитическая беседа по вопросам :

1. Что больше восхитило вас в действиях героя?

2. Какими чертами характера обладал герой?

3. Как ведет себя Робинзон в первые дни пребывания на острове?

4. Вспомните, как Робинзон спасал уцелевшие в крушении вещи. Расскажите.

5. Что заставило человека выстроить для себя надежное убежище-дом?

6. Подумайте, что изменилось в характере Робинзона за время его испытаний?

7. Какие еще «робинзонады» вы знаете? (Ж. Верн. «Таинственный остров», В. Астафьев. «Васюткино озеро».)

III . Рефлексия

Подытожим нашу беседу и сделаем выводы:

1. Каким был герой в начале романа?
2. Изменился ли взгляд на жизнь героя книги в конце произведения?
3. Что повлияло на это? Что помогло Робинзону выжить на необитаемом острове в течение 28 лет?

(Ученики высказывают свои суждения)

Учитель:

А теперь вернемся к эпиграфу урока и ответим на вопрос:

Как вы думаете, пригодиться лично вам эта книга?

IV . Домашнее задание: прочитать сказку Х. К. Андерсена «Снежная королева».

Урок внеклассного чтения по роману Даниэля Дефо «Робинзон Крузо»

Цель:

Проверить, насколько вдумчиво и внимательно ученики прочитали роман; вызывать и поддерживать у детей интерес к чтению.

Задачи:

Образовательные.

1. Учить анализировать полученную информацию, иллюстрации.

2. Продолжить работу по развитию речи учащихся:

а) обогащать словарный запас;

б) способствовать развитию умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение различных слов, связанных с данной темой;

в) развивать умение учащихся сравнивать свои высказывания с текстом произведения.

Развивающие.

1. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения младших школьников.

2. Развивать эмоциональную сферу учащихся.

3. Способствовать развитию познавательного интереса к урокам литературного чтения.

4. Формировать навыки учебной поисковой деятельности.

5. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные.

1. Способствовать воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности, уважающей человека, его возможности и способной к восприятию и осмыслению произведений искусства.

2. Формирование гуманистического мировоззрения учащихся.

Оборудование: экран, доска, компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power Point иллюстрации учеников к роману Даниеля Дефо.

Подготовка к занятию: На каникулы учащиеся получают задание прочитать роман Даниэля Дефо, за неделю до занятия объявляется конкурс рисунков по роману.

Ход занятия

Слово учителя

Обыгрывание темы урока

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, урок-праздник. А так как он у нас необычный, то и начнем мы его тоже не совсем обычно.

Сейчас я предложу вашему вниманию музыкальный фрагмент, а вы, закрыв глаза, попробуйте представить себе то явление природы, которое передано с помощью музыки (Отрывок Вивальди «Шторм»)

Беседа

· Какие ассоциации вызвала у Вас музыка?

Тревожная мелодия, в ней слышен шум ветра, звук волн, разбушевавшаяся стихия.

· Случайно ли я вам предложила послушать именно такую музыку?

· Благодаря морскому шторму мы узнали интересную историю о Робинзоне Крузо.

Слайд 2

Рассказ ученика (ученик заранее готовит выступление)

Меня зовут Даниэль Дефо. Я родился в старой и далёкой Англии. Я купец и сын купца. Как полагается предприимчивому человеку, то богател, то разорялся. Так уж получилось, что судьба меня достаточно потрепала. Я всегда выступал за равенство людей, участвовал в восстании против короля Иакова 2, за что меня постоянно преследовали. Однажды, за выступление против правительства меня выставили к позорному столбу. Толпа народа приветствовала меня у этого столба, и это было лучшей наградой для меня за все лишения.

Я занимался коммерцией, был журналистом, а в молодости даже совершил путешествие в Португалию. Сменив множество профессий и занятий, я увлекся литературой. Когда мне было 58 лет, я стал популярен, написав роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове».

Прототип

Слайд 3

У этой книги был реальный прототип. Известно, что в XVIII веке на острове Мас-а Тьерра жил Александр Селькирк, которого спас от вынужденного заточения знаменитый мореплаватель Кук. Но реальный герой пробыл на необитаемом острове (с 1962 года остров Робинзона Крузо) 4 года и 4 месяца, почти потеряв за это время человеческий облик и разучившись говорить. Даниэль Дефо взялся за хорошо известный факт, переменил имя героя, «перенес остров», из Тихого Океана в Атлантический, отодвинул время действия примерно на 50 лет назад, увеличил срок пребывания героя на острове в несколько раз, а само повествование против прежних - на сотни страниц.

Беседа

· Понравилась ли Вам история, рассказанная Дефо? Вот Эдуард Кук писал: «Слушая рассказы о человеке, который долго жил на необитаемом острове, многие люди заключили, что жизнь такого человека должна быть очень интересной. Что же в ней может быть интересного читателю? Разве это ученый, который в полном одиночестве мог сделать выдающиеся открытия? Ничего подобного: это всего лишь простой матрос, единственным занятием которого было изыскать средства для продолжения жизни своего заключения и собеседника которого были лишь козы». Согласны вы с мнением путешественника?

· Чем нам интересна эта история?

· А были ли вы внимательными читателями? Проверим.

Викторина (состязание команд)

Часть 1. Морской словарь

Слайд 4

Поясните значение терминов

Капитан (начальник корабля)

Штурман (человек, прокладывающий курс)

Палуба (пол корабля)

Трап (лестница)

Камбуз (корабельная кухня)

Штиль (полное безветрие)

Риф (подводная скала)

Банка (скамейка)

Швартовы (верёвка, которой судно привязывают к причалу)

Честь 2. Вопросы внимательному читателю

Слайд 5

Из какой страны отплыл Робинзон в своё долголетнее путешествие? (из Бразилии)

Слайд 6

Сколько лет прожил Робинзон на острове? (28лет 2 месяца и 19 дней)

Слайд 7

В выращивании каких сельскохозяйственных культур Робинзон проявил себя как агроном? (Рис, ячмень) Кто может подробнее рассказать историю с выращиванием этих культур? (Запасы были с корабля. Они были не пригодны в пищу, так как. их погрызли крысы. Крузо высыпал их на землю из мешочка за ненадобностью и забыл про них. Шли дожди, и семена проросли.)

Слайд 8

Какие ремёсла освоил Робинзон на острове? (астронома. строителя, охотника, рыбака, бондаря, столяра)

Часть 3. Блиц-тур

Учащимся нужно выбрать один из предложенных вариантов.

Слайд 9

1. Где Робинзон устроил себе ночлег в первую ночь на острове?

Ночлег

1. На берегу

2. На дереве

3. В пещере

Слайд 10

2. Все вещи, которые Робинзон нашёл на корабле, он переправил на берег с помощью…

Переправа

1. Шлюпка

2. Плот

3. Лодка

Слайд 11

3. «Много лет она была мне надёжным помощником, служила мне верой и правдой. О, как бы дорого я дал, чтобы она заговорила!». Что же это за друг?

Друг

1. Кошка

2. Попугай Попка

3. Собака

Слайд 12

4. Сколько лодок построил Робинзон Крузо?

1. 2

2. 1

3. 3

Часть 4

· Надеюсь, Вы полюбили книгу и с удовольствием примите участие в представление сцен. Я буду читать отрывок из ромена, а вы в соответствии со своей ролью изображаете прочитанное. Ученики импровизируют.

Сцена 1

Актёры: Ветер, Робинзон, деньги.

Я улыбнулся при виде этих денег. «Ненужный хлам, - проговорил я, - зачем ты мне теперь? Ты и того не стоишь, чтобы нагнуться и поднять тебя с полу. Всю эту кучу золота я готов отдать за любой из этих ножей. Мне нечего с тобой делать. Так оставайся же, где лежишь, отправляйся на дно морское, как существо, чью жизнь не стоит спасать!» Однако ж, поразмыслив, я все же взял деньги с собой; и, завернув их в кусок парусины, стал обдумывать, как соорудить еще один плот. Но пока я собирался, небо нахмурилось, ветер, дувший с берега, начал крепчать, и через четверть часа совсем засвежело.

Сцена 2

Актёры: дикари, пленники, Робинзон

Я спрятался за этой вершиной и стал смотреть в подзорную трубу. Дикари теперь вернулись к своим лодкам. Их было не менее тридцати человек. Они развели на берегу костёр и, очевидно, готовили на огне какую-то пищу. Что они готовят, я не мог рассмотреть, видел только, что они пляшут вокруг костра с неистовыми прыжками и жестами, как обычно пляшут дикари. Продолжая глядеть на них в подзорную трубу, я увидел, что они подбежали к лодкам, вытащили оттуда двух человек и поволокли к костру. Видимо, они намеревались убить их. До этой минуты несчастные, должно быть, лежали в лодках, связанные по рукам и ногам. Одного из них мгновенно сбили с ног. Вероятно, его ударили по голове дубиной или деревянным мечом, этим обычным оружием дикарей; сейчас же на него накинулись ещё двое или трое и принялись за работу: распороли ему живот и стали его потрошить.

Сцена 3

Актёры: Беглец, Робинзон

Несчастный беглец, несмотря на то что я убил обоих его врагов (по крайней мере, так ему должно было казаться), был до того напуган огнём и грохотом выстрела, что потерял способность двигаться; он стоял, как пригвождённый к месту, не зная, на что решиться: бежать или остаться со мной, хотя, вероятно, предпочёл бы убежать, если бы мог.

Я опять стал кричать ему и делать знаки, чтобы он подошёл ближе. Он понял: ступил шага два и остановился, потом сделал ещё несколько шагов и снова стал как вкопанный.

Тут я заметил, что он весь дрожит; несчастный, вероятно, боялся, что, если он попадётся мне в руки, я сейчас же убью его, как и тех дикарей.

Я опять сделал ему знак, чтобы он приблизился ко мне, и вообще старался всячески ободрить его.

Он подходил ко мне всё ближе и ближе. Через каждые десять-двенадцать шагов он падал на колени. Очевидно, он хотел выразить мне благодарность за то, что я спас ему жизнь.

Я ласково улыбался ему и с самым приветливым видом продолжал манить его рукой.

Наконец дикарь подошёл совсем близко. Он снова упал на колени, поцеловал землю, прижался к ней лбом и, приподняв мою ногу, поставил её себе на голову.

Это должно было, по-видимому, означать, что он клянётся быть моим рабом до последнего дня своей жизни.

Я поднял его и с той же ласковой, дружелюбной улыбкой старался показать, что ему нечего бояться меня.

· Вы, конечно же, помните, как назвал Робинзон своего нового друга? А почему? (Робинзон назвал друга в честь дня недели).

Рефлексия

Слайд 13

Гуманист - деятель или сторонник гуманизма.

Гуманизм - гуманность, человечность в общественной деятельности, в отношении к людям.

· Можно ли гуманистом назвать автора романа? А кого ещё?

· Какие черты характера проявил Робинзон Крузо? Приведите примеры.

· Кому вы бы посоветовали прочитать книгу?

Подведение итогов викторины, конкурса рисунков.

Конспект

метапредметного урока в 5-м классе

по роману Даниэля Дефо

«Приключения Робинзона Крузо »

Уроки выживания Робинзона Крузо.(2 часа)

Учителя: Кузякина М.Ф.

Лукьянова Ю.А.

Дата проведения: 22.05.2015.

Цели урока :

Развитие монологическую речь учащихся по теме

Формирование коммуникативных навыков

Формирование умение вести беседу на английском и русском языках о прочитанном произведении

Формирование языковой догадки на английском и русском языках.

Образовательный компонент :

Расширение общего кругозора учащихся.

Знакомство с шедевром зарубежной литературы, с бытом и традициями страны изучаемого языка.

Расширение социокультурных связей.

Развивающий компонент :

Формировать способность учащихся выражать свою точку зрения по прочитанному на английском и русском языках

Развитие творческого мышления, готовности к коммуникации, языковой догадки, ценностных ориентаций, лексических навыков.

Воспитательный компонент :

Создание условий для развития учащихся интереса к изучению литературы и иностранного языка.

Ознакомление учащихся с ремёслами и особенностями сельскохозяйственного труда

Практический компонент :

Формирование речевых навыков, умения анализировать отрывки произведения, умения вести беседу, умение представлять проекты.

Методы обучения:

Коммуникативный с использованием индивидуальной и групповой работы учащихся.

Личностно- ориентированный

Метод проектов

Эмоционально- деятельный

Аудиовизуальный

Оборудование: проектор, класс с подключением к интернетресурсам, экран, костюмы для представления проектов, макет острова.

Предварительная подготовку :

1.дети были распределены на группы, исходя из практических навыков, приобретенных Робинзоном на острове:

    Посев и выращивание с/х продуктов

    пошив одежды из «шкур» животных

    Плетение заграждения (плетня)

    Лепка посуды из глины

    Изготовление силков для ловли птиц

    Дойка козы

    Изготовление плота

Каждая группа должна изучить технологический процесс, рассказать фрагмент из книги, иллюстрирующий жизнь Робинзона, представить практическую реализацию его с видео- и фотоподтверждением (обязательное условие- участие родителей)

2.Каждая группа готовит макет острова и защищает его

3.задание всему классу: подготовиться к викторине по содержанию романаи подготовить свои вопросы для блиц-турнира

4.Индивидуальное задание: подготовить презентацию о Даниэле Дефо на английском языке и рассказ Робинзона о себе на английском языке.

Ход урока :

1 этап. Организационный момент.

Цель этапа: создание благоприятной психологической атмосферы и подготовка учащихся к продуктивной работе на уроке.

2 этап урока. Вступительное слово учителя . Учитель называет тему урока, сообщает цели урока.

Итак, сегодня мы продолжим разговор об английской литературе эпохи Просвещения, о великом английском писателе Даниеле Дефо и его бессмертной книге "Приключение Робинзона Крузо ". Жизнь Даниеля Дефо удивительна, полна необычных и увлекательных приключений, испытаний.

Рассказ о жизни и творчестве Даниеля Дефо с использование презентации "Даниель Дефо" . Комментарии учителя и учеников на английском языке.

Учитель. Дефо был, безусловно, ярким представителем своей эпохи. Он сумел организовать множество деловых предприятий, многие из которых были, увы, неудачными. Он пережил поклонение современников и старость в бедности, преследование кредиторов и славу талантливого публициста, сочетавшуюся с загадочной и даже скандальной репутацией. Он был мастером литературной мистификации, нередко позволявшим себе в печати анонимно спорить с самим собой. Наконец, он снискал себе славу бесстрашного разведчика, выполнявшего весьма деликатные и ответственные поручения. Однако подлинную славу Дефо обрел лишь на 60 году жизни, когда опубликовал роман, принесший ему мировую славу. И действительно, в романе получили отражение богатейший опыт писателя, его тяготение к документальности, страсть к приключениям, восторг при виде беспредельно расширяющихся торговых горизонтов. Именно об этом романе великий просветитель Руссо написал слова, взятые нами в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку. (Ученики читают эпиграф.) К обсуждению вопроса о значении романа мы ещё вернемся в конце урока, когда будем подводить его итоги.

3 этап. Формирование навыка монологической речи учащихся.

Цель этапа: Ознакомить ребят с автобиографией Д. Дефо,используя презентацию. Обсудить полученную информацию.

Итак, какова же история создания и публикации романа? Рассказ учеников на английско и русском языке с использованием материалов презентации.

Учитель. Роман написан в начале XVIII века. Этот век вошёл в историю как эпоха Просвещения. Безусловно, будучи энергичным и предприимчивым человеком, который не был безучастен к происходившим вокруг событиям, Дефо не мог не обратить внимание на основные особенности этой эпохи при создании образа главного героя.

Каковы же эти идеи? (Рассказ ученика с опорой на карточку 2 раздаточного материала).

3 этап. Формирование навыки языковой догадки и аудирования.

Цель этапа: Формировать навык аудирования, учить выражать своё отношение к герою книги, научить ребят отгадывать и загадывать загадки. Работа с текстом произведения. Беседа с учениками по предлагаемым вопросам с опорой на текст романа.

В романе "Приключения Робинзона Крузо " Робинзон сам рассказывает историю своей жизни. Мы знакомимся с героем задолго до того, как он попадает на остров.

Как вы думаете, почему Дефо делает рассказчиком Робинзона, а не сам повествует о жизни героя?

Так автор добивается большей выразительности повествования, живой, непосредственной формы, простоты и безыскусственности. Дефо подчеркивает безысходность положения героя. В романе, безусловно, видна реалистическая достоверность, искренность.

Учитель:-Прослушайте рассказ Робинзона о себе и попробуйте найти ответы на следующие вопросы (вопросы выводятся на доску):

В какой семье родился Робинзон?

Как его воспитывали родители?

Что главное должен был усвоить Робинзон в детстве?

Приучают ли его родители к труду?

Готов ли Робинзон к какой-либо деятельности?

Как он оказывается в Америке и чем там занимается?

Сколько лет он провел на острове?

Кто стал его другом?

Выступление ученика на английском языке на тему «Рассказ Робинзона о себе»

После того, как дети отгадали загадки, мальчик рассказывает рассказ из жизни Робинзона Крузо, а дети затем отвечают на вопросы об услышанном.

    Where did he live?

    How long did he spend on the desert Ireland?

    How was his friend’s name?

  1. What did he do after his adventure?

Дети представляют загадки на английском языке о разных ремёслах и предметах.

4 этап.Блиц-турнир.

1.Назовите первый дурной поступок Робинзона Крузо.

2.Сколько лет Р.К.был в плену у разбойников?

А) 1 год б) 2 года б) 1, 5 года в) 8 месяцев.

3.В какой стране оказался Робинзон после побега из плена?

4.Где ночевал Робинзон в первую ночь после кораблекрушения:

А)на дереве б)в гроте в) в лодке г) в пещере

5. Робинзон переправлял вещи с тонущего корабля

А) на плоту б) на лодке в)вплавь в) на бревне

6.Первую палатку Робинзон сделал

А) из веток деревьев б) из паруса и жердей в)из досок

7.Как Робинзон отсчитывал дни пребывания на острове:

А)делал зарубки на столбе

Б)делал записи в судовом журнале

В)вязал узелки на веревке

8. Назовите животных, которых Робинзон взял с тонущего корабля на остров

9.Какую мебель первой сделал Робинзон:

А) сундук б) стол и стул в) кровать

10 .Как Робинзон боролся с птицами, уничтожавшими посевы:

А) стрелял из ружья б)ставил пугала в) ставил кормушки с ядом г) подвесил трупы птиц на столбе

11. Как сделал Р обинзон первую лодку:

А) выдолбил из дерева б) сколотил из досок в) связал из бревен

12.Робинзон сшил одежду:

А) из шкур животных б) из листьев пальм в) из старых матросских курток

13.Перечисли членов семейства Робинзона на острове.

14.Какое ужасное открытие совершил Робинзон, путешествуя по острову?

15.Как Робинзон назвал дикаря, которого спас?

16.К чему не удалось приучить Робинзону спасенного дикаря:

А) солить пищу б) варить пищу

17.Зачем дикари приезжали на остров:

А) на отдых б) на ритуальные пляски в) есть пленников г) для поклонения идолам

18.Кем оказался Пятнице спасенный дикарь:

А) братом б) отцом в) дядей г) сыном

19. Сколько времени провел Робинзон на острове?

20.Как наказали пиратов:

Ф) расстреляли б) оставили на острове в) сдали в руки правосудия в Англии

5 этап. Формирование коммуникативных навыков. Обсуждение подготовленных проектов в группах .

Цели этапа : Научить учащихся выражать своё мнение на основе просмотренного материала, учить применять изученное на практике.

Дети в группах представляют проекты об изученных профессиях и показывают свои макеты, а затем все рассказывают, как они создавали свои проекты.

5этап. Подведение итоговурока.

Цели этапа : Подвести итоги,систематизировать знания о прочитанном.

Обобщение материала. Подведение итогов урока.

Таким образом, роман Даниеля Дефо, в котором рассказывается история жизни Робинзона Крузо на острове, несомненно, проникнут просветительскими идеями: в нем прославляются разум, трудолюбие, оптимизм. Жизнь на острове сделала человека, голова которого была "набита всякими бреднями", разумным. Он приобрел знания, жизненный опыт, многому научился. Ещё раз вернемся к карточке 2 . Действительно, роман стал подлинным манифестом эпохи Просвещения. Именно в нем европейский читатель увидел героя-труженика, свободный, всепобеждающий творческий разум которого даже на необитаемом острове находится в постоянном поиске самого себя, своего предназначения, в поиске истины. Таким образом, Робинзон Крузо в одиночестве, в общении с природой оказывается перед необходимостью постоянно воспитывать свой характер.

Вернемся к эпиграфу урока. Можем ли мы согласиться со словами Ж.Ж.Руссо?

Я надеюсь, что урок, посвященный роману Дефо, заставит каждого из вас по-новому взглянуть на историю выживания человека на необитаемом острове, историю его взаимоотношений с природой, поиска смысла собственного бытия.

Домашнее задание : сочинение о любимой профессии (по английскому языку)

Сочинение на тему «Чему научил Робинзона остров?» (по литературе)


Урок литературы в общеобразовательной школе.

5 класс.

Тема «Путешествие Робинзона Крузо»

Тип урока : комбинированный.

Цель урока: познакомиться с произведением Д. Дефо, формирование у обучающихся серьезного отношения к жизни, убеждения в том, что всё хорошее достигается большим трудом; создание характеристики образа главного героя.

Задачи:

Образовательные:

Проанализировать характер главного героя, его поведение, душевные и нравственные качества.

Расширение общего кругозора учащихся.

Выявить знание текста учащимися.

Определить человеческие качества Робинзона, которые помогли ему выжить в экстремальных условиях и пригодились бы каждому современному человеку.

Развивающие:

Развивать связную устную речь учащихся, работать над составлением связного высказывания;

Развивать способность учащихся выражать свою точку зрения

Воспитательные:

Прививать любовь пятиклассников к чтению зарубежной литературы.

Оборудование:

1. Портрет писателя.

2. Книга Д. Дефо “Робинзон Крузо”.

3. Выставка рисунков учащихся.

5. Музыкальная миниатюра, передающая звуки моря.

6. Оформленная доска. Эпиграф.

7. Карточки с названием 5 видов зерновых культур.

Ход урока

  1. Организационный момент: Приветствие, просьба сесть за парты, настрой на работу.
  2. Вступительная беседа

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. А так как он у нас необычный, то и начнем мы его тоже не совсем обычно.

Сейчас я предложу вашему вниманию музыкальный фрагмент, а вы, закрыв глаза, попробуйте представить себе то явление природы, которое передано с помощью звука, мелодии. (Учитель включает на 2-3 минуты музыкальный фрагмент, символизирующий шум бьющихся волн о берег. Начало шторма ).

Что вы только что услышали в музыке, представили и почувствовали? (Я услышал в музыке шум ветра, сильно плещутся волны о берег, становится тревожно)

Ребята, как вы думаете, случайно ли я вам предложила послушать именно такую музыку, символизирующую волны ?(море сыграло важную роль в жизни главного героя романа Даниэля Дефо)

Благодаря морскому шторму мы узнали интересную историю о Робинзоне Крузо.

3. Формулирование темы и целей урока

Значит, чему будет посвящен наш урок? (путешествию Робинзона Крузо)

Какова цель урока? (познакомиться с произведением, с главным героем и понять, какие качества помогли главному герою преодолеть все испытания)

Итак, тема нашего урока «Путешествие Робинзона Крузо» Откройте тетради, запишите число, тему урока.

  1. Основная часть

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Николая Павловича Смирнова-Сокольского

Книга щедро расплачивается за любовь к ней.
Книга учит даже тогда, когда вы этого и не ждёте, и,
Может быть, не хотите.
Власть книги огромна.

Как вы понимаете эти слова? (Любая книга оказывает на нас, на наше воспитание большое влияние, да если мы этого не ждем. Любая книга нас воспитывает и дарит нам большой опыт в жизни.) К этому эпиграфу мы вернемся в конце урока.

Давайте вспомним немного о писателе и его биографии. Сейчас ученик напомнит нам некоторые страницы из биографии Даниэля Дефо. Представьте, что писатель на несколько минут оказался в нашем классе. Итак слушаем и смотрим.(ученик рассказывает о писателе от его имени)

Как возник сюжет романа ? Сюжет романа писатель взял из жизни. В Англии в начале века нашумела история об одном моряке, который прожил на необитаемом острове 4 года и 4 месяца, пока его не подобрал проходивший мимо корабль.

Теперь, ребята, вы знаете, что история эта реальная, т.е. взята из жизни моряка, существовавшего на самом деле.

Понравилось вам прочитанное произведение.

К сегодняшнему уроку вам нужно было нарисовать самые интересные моменты из книги. Некоторые работы я поместила на доску. Итак, какие эпизоды вам понравились больше всего?

Я вижу, что произведение вам понравилось, запомнилось и произвело на вас впечатление.

Кто является главным героем книги? (Робинзон Крузо).

Где впервые мы встречаемся с героем книги? Откуда возникла такая фамилия и имя? (Найдите ответ в тексте и зачитайте.).

О чём мечтал Робинзон в детстве? (О море, о приключениях).

Послушайте, пожалуйста, строки из стихотворения Константина Батюшкова “Тень друга”. (Прочитает ученица).

Можно ли эти слова отнести к Робинзону, до или после его жизни на острове?

Я берег покидал туманный
Казалось, он в волнах свинцовых утопал.
Вечерний ветр, валов плесканье,
Однообразный шум и трепет парусов,
И кормчего на палубе взыванье.
Как очарованный, у мачты я стоял
И сквозь туман и ночи покрывало
Светила севера любезного искал,
Вся мысль моя была в воспоминанье….

– Эти слова можно отнести к Робинзону Крузо. Мы можем представить, как он стоит на палубе и вспоминает прожитые годы на острове.

– На жизненном пути Робинзона подстерегали разные опасности. Например, какие?

Встреча с дикими львами, дикарями, пиратами, людоедами, а также остался жив после кораблекрушения и землетрясения.

Робинзон жил на необитаемом острове, но, тем не менее, знал, какой день недели, месяц, число. Какое изобретение ему в этом помогло?

– Деревянный календарь, на котором он каждый день делал надсечки .

Какие ещё изобретения пришлось сделать для себя Робинзону на необитаемом острове?

– Изготовил посуду, приручил коз, построил себе жильё, хижину, научился изготавливать муку, печь хлеб, из глиняной чашки и жира коз сделал светильник, в середину вставил бечеву – это изобретение заменяло лампочку, укрепил своё жилище.

– У вас на столах лежат карточки с названием пяти зерновых культур: пшеница, рис, ячмень, гречка, овёс. Вам нужно сориентироваться и поднять карточки с правильным названием.

– В выращивании каких сельскохозяйственных культур Робинзон проявил себя как агроном? Где взял семена?

– Рис, ячмень. Запасы были с корабля. Они были не пригодны в пищу, т.к. их погрызли крысы. Крузо высыпал их на землю из мешочка за ненадобностью и забыл про них. Шли дожди, и семена проросли .

Какие ремёсла, профессии освоил Робинзон на острове?

– Агронома, строителя, охотника, рыбака,плотника.

Физминутка

Ребята, как вы думаете, Робинзон обладал чертами характера положительного или отрицательного персонажа ?

– Положительного.

Можем ли мы назвать его героем и почему?

– Конечно, Робинзон - герой. Он не поддался панике, вёл себя мужественно, стойко, придумывал разные изобретения, облегчающие жизнь.

Подумайте над очень сложным вопросом и дайте аргументированный ответ:

Все ли качества Робинзона всё же положительные?

– Я постараюсь вам помочь разобраться. Вспомните, как он поступает с козой и козленком, с птицами, которые клевали зерно у него на рисовом поле, с дикарями, приехавшими на свой остров устраивать ритуальные каннибальские пиры.

– В данных примерах Робинзон жестокий, потому что лишает жизни других живых существ. Но героя можно оправдать, потому что если бы он этого не делал, то сам бы умер от голода или бы его съели людоеды. Мы же ведь тоже любим животных, но покупаем в магазине мясные продукты и используем их в пищу.

Кто заменял Робинзону общество человека на острове?

– Собаки, кошки, попугай.

– Кто был первым человеком на острове, ставшим преданным другом Робинзона? Как его звали? Почему? – Пятница. В честь дня недели, когда Робинзон нашёл его на острове.

– Расскажите о взаимоотношениях главного героя и Пятницы.

Прочитайте из текста (чтение текста)

Т.е. Робинзон и пятница стали преданными друзьями, которые могли в любую минуту отдать свою жизнь друг за друга.

Как же закончилась эта история Робинзона Крузо?

–Робинзон и Пятница были спасены англичанами.

  1. Подведение итогов урока

Мы с вами уже знаем, что человек может в любую минуту оказаться сложной, казалось бы, безвыходной ситуации,.

Какие черты характера Робинзона помогли выжить на необитаемом острове в течение 28 лет? Напишите качества в тетрадь.

– Мужество, трудолюбие, выносливость, упорство, смекалка, изобретательность, оптимизм.

Что помогло Робинзону– Только упорство, настойчивость, смелость помогли главному герою выдержать все испытания с честью. Любовь и жажда жизни давали Робинзону надежду на возвращение домой. К концу повествования перед нами предстаёт умный, гуманный, милосердный человек.

А теперь вернемся к эпиграфу урока. Вам нужно ответить на вопросы письменно. Как прочитанная книга пригодиться в жизни? Чему она учит?

  1. Домашнее задание.

Письменное задание закончить дома.