Жанровое многообразие живописи. Школьная энциклопедия. Миниатюрная живопись - милые мелочи

Во все времена наличие картины в интерьере комнаты являлось признаком интеллигентности и хорошего тона хозяев. Украшение стен картинами в наше время стало классикой, которую широко применяют в декоре помещений.

Виды картин для интерьера

Понятно, что настоящую картину, написанную известным художником, приобрести могут далеко не все. Но ее вполне успешно можно заменить репродукцией. Подлинность не так важна для интерьера, как содержание изображения, которое вместе с палитрой оттенков должно гармонично вписываться в общий интерьер комнаты и вызывать только положительные эмоции.

Модульные картины

Совсем недавно в моду вошли модульные картины, которые состоят из отдельных частей или сегментов, другими словами – сегментированные картины. Каждый сегмент при этом взаимосвязан с соседним, а все они в целом складываются в один сюжет, тематику. Такие картины придают оригинальности, утонченности интерьеру. Количество сегментов может быть каким угодно. Такими картинами украшают не только интерьер гостиной, но и стены офисов, ресторанов, кафе. Модульные картины предоставляют огромный выбор стилей и направлений изобразительного искусства. Это может быть как пейзаж, так и абстракция, авангард и другие направления. Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Абстракция в картинах

Используя для украшения стен картину-абстракцию, вы привнесете в интерьер яркий, неординарный элемент. Нетрадиционный сюжет и непонятные образы станут настоящим и уникальным украшением для любого помещения, ведь такие картины создаются в уникальном стиле, и поэтому их можно специально подобрать к любому помещению, будь то офис, спальня или кухня. Такие картины помогают создать в помещении желаемый стиль.

Важно знать, что подбирая картины для интерьера помещения, необходимо проявлять чувство меры, чтобы комната не превратилась в картинную галерею.

Постеры в интерьере

Многие ошибочно полагают, что постеры – это бумажные плакаты с изображением известных артистов. На самом деле это совсем не так. На постере может быть изображено все: от звезд шоубизнеса, зверюшек, природы до надписей и слоганов или личных фотографий. Также ошибочным утверждением является то, что постеры печатаются на тонкой бумаге и очень недолговечны. На самом деле, изображение может наноситься на плотную бумагу, приближенную к настоящему холсту, или на фотобумагу. Современные постеры по качеству приближаются к дорогим элитным картинам. Их главное назначение – декорация части интерьера помещения, хотя иногда они выполняют рекламную, информационно-оповестительную или коммерческую функцию в офисах и других помещениях.

Картины в различных комнатах

Квартира состоит из нескольких комнат, каждая из которых выполняет свое функциональное назначение. Поэтому картины для каждой из комнат должны быть уместными и вписываться в общий интерьер по цвету и тематике.

Картина в гостиной

Выбирая картину в гостиную, нужно учитывать тематику интерьера помещения. Если гостиная оформлена в изысканном стиле, например, ампир, то картина должна быть помещена в красивую, массивную рамку для полотен, а также иметь подходящую тематику и цветовую гамму.

Если интерьер помещения составлен в современном стиле, то можно использовать постеры или черно-белые картины.

Картины на кухне

Картина на кухне должна соответствовать общему назначению помещения. Уместной тематикой может быть колоритный натюрморт, красивые цветы. В любом случае, картина должна быть сочной и живописной, дарящей теплые ощущения. На кухне можно разместить не одну, а несколько небольших картин или фотографий, постеров. Желательно, чтобы они быть одного размера и в одинаковых рамках.

Картины в спальне

В интерьере спальни прекрасно будут смотреться картины со спокойным сюжетом, дарящие ощущение умиротворения и уюта, например это может быть речка или березовая роща. Но в то же время, сюжет не должен быть скучным и унылым.

Подбираем место для картины

После покупки картины у владельцев может возникнуть целый ряд проблем и трудностей, связанных с правильным подбором места для расположения этой картины, подбора правильного фона, освещения, высоты, наиболее удобного размещения и т.д.

Освещение картины

Картина будет выглядеть эффектно при правильном ее освещении. Лучшим вариантом для этого является равномерное яркое освещение комнаты. Но в некоторых случаях для картин необходимо индивидуальное освещение. Например, если на ней возникают блики от центрального света, или необходимо акцентировать основное внимение на картине или группе картин. В таком случае светильники располагают так, чтобы на картины падал равномерный свет, не создающий бликов и теней. Обычно для таких целей используют галогеновые светильники.

Подходящий фон

Если на одной стене располагаются картины, разные по форме и цветовой палитре, то для них лучше использовать нейтральный фон, так как стена с пестрым узором будет отвлекать от нужного восприятия полотна, что сводит на нет идею расположения картины в интерьере. Лучшим фоном для картины, по утверждениям специалистов, является чисто-белая стена или другие светлые однотонные оттенки.

Стена для картины

Прежде чем вешать картину, стены должны быть полностью к этому подготовлены. Ремонтные работы должны быть закончены, стены покрашены, установлена мебель и проведено дополнительное освещение. Для картины должен быть выделен подходящий простор, чтобы это произведение искусства уместно и выгодно смотрелось в интерьере.

Расстояние между картинами

Если в одной комнате вы хотите поместить целую группу картин, между ними должна соблюдаться правильная дистанция. Все детали и элементы картин должны различаться, чтобы не слиться в единое пестрое пятно. Именно для этого нужна дистанция между ними. Наиболее правильным расстоянием между картинами является размер по диагонали картины, умноженный на два.

Черно-белые картины в интерьере

Черно-белый дуэт является классическим сочетанием, часто используемым авангардистами. Такой дуэт способен намного ярче выразить эмоции, чем классическая картина с широкой цветовой палитрой. По утверждения специалистов, картины с черно-белым рисунком являются универсальными для современных дизайнов, когда хозяева не хотят заморачиваться сложными сочетаниями цветов, фактур и т.д. Лаконичность таких полотен при грамотном выборе сюжетной линии и стилистики идеально подходит для декорирования в любом помещении, будь то детская, гостиная, кухня или ванная комната. Не стоит переживать, что этот ахроматический дуэт внесет готическую ноту в интерьер. Чтобы этого не случилось, необходимо добавить в общую цветовую палитру немного ярких элементов декора, и помещение вместе с картиной сразу заиграет новыми красками. Перед тем, как приобрести черно-белую картину, нужно определиться, будет ли она центром интерьера, или только его частью.

Правильное расположение картины

Главным правилом расположения картины в комнате является определение правильной высоты, которая должна быть на уровне глаз стоящего или сидящего человека. Если вы хотите разместить несколько картин рядом, они должны быть расположены симметрично, либо ассиметрично. Вместе картины должны составлять единую композицию. В случае если вы хотите разместить рядом одну большую и несколько маленьких картин, то большая картина должна располагаться в центре, а те, что поменьше – вокруг нее. Рамки картин должны быть одинаковыми, или выдержаны в едином стиле.

Нельзя располагать картины по возрастанию или по убыванию их размера – это не модно и не актуально. Прежде чем вешать картины на стену, необходимо разместить их на полу, тщательно продумав варианты самого удачного размещения.

Картина своими руками

Если вы обладаете творческой фантазией и художественным талантом, то вполне сможете сами нарисовать картину для интерьера своими руками, или вышить ее. Если же художественные навыки отсутствуют, то можно создать фотокартину. Для этого можно заказать в фотопечати любимые фото, поместить их в рамку и получить замечательные картины-постеры, которые не только украсят помещение, но и станут дорогими и любимыми для всей семьи.

Жанром называют вид изобразительного искусства, сложившийся исторически в результате классификации изображений на полотнах по тематическому признаку. Жанры живописи, представленные в современном искусстве, начали формироваться в эпоху древних цивилизаций Рима и Греции – в искусстве выделяют первые признаки градации по видам. Жанр, как одно из ключевых понятий в живописи, начал формироваться в эпоху Возрождения. В 17 веке появились понятия «высоких» и «низких» жанров. Например, портрет, натюрморт – «низкие», историческая и религиозная живопись – «высокие» виды. Классификация была актуальна до 19 столетия.

Специфика передачи изображения зависела от стиля, который доминировал в определенную историческую эпоху:

  • Барокко: 16 – 17 столетия: динамичность передачи изображений, яркая, пышная декоративность.
  • Классицизм: 17 – 19 века, характерная черта – возврат к традициям античности.
  • Реализм: 19 – 20 века, сформировался под влиянием философии позитивизма, в конце 19 века породил два течения – импрессионизм и натурализм. Представители направления – российские «передвижники», веризма в Италии, «школы мусорного ведра» в США. В 200 веке из реализма появились соцреализм, критическое и магическое направления, гиперреализм.
  • Авангард – направление в искусстве 20 века, которое делится на множество видов.

В современном искусстве существует такая градация видов:

Историческая живопись

Вид, сформированный в эпоху Возрождения. Представляет работы, с изображениями реальных исторических событий. Проявлениями считают мифологические, религиозные, некоторые аллегорические сюжеты. Цель исторической живописи – прославление героев, формирование идеологии и определенного образа мышления. Примеры: В.Суриков «Переход Суворова через Альпы», К.Брюллов «Последний день Помпеи», Э.Делакруа «Свобода на баррикадах».

Портрет

Изображение реалистичного облика человека или группы людей. На особенности передачи образа влияли особенности стиля, доминантного в определенную эпоху, каноны красоты исторического периода, индивидуальный стиль художника.

Натюрморт

Вид живописи, целью которого является изображение предметов, фруктов, букетов цветов. Другими словами – изображение мертвой природы. Сформировался в 15 веке в Западной Европе. Изначально цветы, фрукты и прочие атрибуты были частью религиозной живописи, которые в эпоху Возрождения выделились в отдельный жанр.

Мифология

Мифологический вид изобразительного искусства – одно из направлений исторической живописи, имеющее аналогичную смысловую нагрузку. В центре внимания художников находятся герои мифов, преданий, былин. В зависимости от стиля, характерного для конкретной исторической эпохи, мифологический жанр отличался разнообразными особенностями.

Батальный

Баталистика считается разновидностью исторической живописи. В центре внимания живописцев – сцены битв. Для картины в батальном направлении характерно: монументальность, динамика, реалистичность, внимание к деталям. Жанр имеет серьезную информативную и смысловую ценность. Многие полотна были написаны художниками, которые непосредственно были очевидцами событий – особенно, это касается живописи 19-20 веков. К батальному жанру можно отнести полотна, отображающие быт военного времени.

Бытовой жанр

Жанр, отображающий быт, современный художнику. Направление зародилось в Средние века, с 16 века – наблюдается подъем вида изобразительного искусства. Идейными основами жанра стал реализм, гуманизм, демократизм, что породило повышенный интерес к народному быту. Через картины художники стремились передать социальные проблемы общества.

Пейзаж

Жанр живописи, выделенный в эпоху Нового времени. На протяжении многих веков пейзаж существовал в качестве фона для религиозной или мифологической картины. Полотна с изображением природы представлены в работах художников разных стилей и направлений. Главная тема работ пейзажистов – открытое пространство: город, деревня, горы, море. Исходя из объекта, который изображен на полотне, пейзажи классифицируют, выделяя марины, панорамные и индустриальные полотна, городской и деревенский пейзаж. Особенность жанра: человек может присутствовать на изображении, но никогда не будет в центре внимания.

Анималистика

Жанр искусства, посвященный изображению животных. Художники работают в стилях реализм, абстракционизм, импрессионизм, чтобы передать особенности представителей фауны или фантазийных животных – героев сказок и мифов. Анималистика зародилась еще во времена древних цивилизаций.

Работы в различных жанрах представлены у художников Средневековья, Нового времени, эпохи Просвещения, современности и других исторических периодов, демонстрируя характерные черты живописи своего времени.

Живописные произведения искусства принято подразделять по жанрам. Они являются формой отображения жизни и помогают классифицировать и объединять живописные картины разных художников. Жанры живописи постоянно изменяются вместе с эпохами, некоторые их них исчезают или возрождаются в новой форме. Например, такие как ванитас (аллегорический натюрморт эпохи барокко) или каприччо (архитектурный пейзаж-фантазия).

Также возникают со временем новые жанры, которые являются подразделениями уже существующих. Например в пейзаже можно выделить городской пейзаж, интерьер. Характерно и объединение жанров в более общие названия. Можно привести пример: батальный, исторический, бытовой, аллегорический жанр часто называют фигуратив. Жанры живописи очень многочисленны, так как все время появляются новые мастера живописи с новыми талантами и идеями. И это замечательно, ведь все движется вперед. Давайте познакомимся с широко известными и наиболее часто используемыми жанрами.

Марина

Марина — жанр живописи, который изображает морской вид. Является разновидностью пейзажа. Обычно на таких картинах можно увидеть морскую стихию в разное время года и в разном состоянии. Также художники маринисты изображают борьбу человека и стихии, например часто рисуют корабли и парусники, попавшие в шторм.


Представляет собой жанр изобразительного искусства, к котором основной темой является природа. Она может быть изображена в первозданном или в преображенном человеком виде. Пейзаж в современном представлении — это то, что сформировалось за многие столетия по мере изменения и возникновения художественных приемов. Главное место в этом жанре отводится перспективе, композиции, изображению изменений воздушной и водной среды, а также свету.


— это изображение на картинах животных. В нем объединяются два начала: художественное и научное. Автор может акцентировать внимание в своих картинах как на точное изображение животных, так и на образные характеристики. Например, наделение животных человеческими чертами.


— это изображение архитектурных сооружений. Ее можно отнести к разновидности пейзажа, в которой изображается не природный ландшафт, а архитектурный. Кроме изображения разных сооружений, можно увидеть в этом жанре изображения интерьеров.


— это изображение художником сцен сражений. Это тема войны, которая отображает историю сухопутных, морских сражений и военных походов. Авторы этого жанра стремятся показать героев войны, запечатлеть важные моменты сражений, а также раскрыть их исторический смысл.


— отражение художником сцен повседневной жизни народа и окружающей его действительности. Это могут быть рыночные сцены, изображение праздников и уличных сцен, женщины и дети, рукодельницы за работой и многое другое. Художник может изображать реальные и вымышленные сюжеты.


— изображение художниками различных исторических событий и деятелей, а также главных общественных событий.


— жанр, в котором на картинах отображаются неодушевленные предметы. Ими могут быть различные предметы быта: кухонная утварь, посуда, фрукты и цветы, а также композиции из этих предметов. Наиболее известны художники натюрмортов фламандской и голландской школ, которые создают произведения в особенной технике.

ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ (фр. genre – род, вид) – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения.

Хотя понятие «жанр» появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. до н.э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. и завершилось в основном в 17 в., когда помимо разделения изобразительного искусства на жанры появляется понятие т.н. «высоких» и «низких» жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. К «высокому» жанру относили исторический и мифологический жанры, к «низким» – портрет, пейзаж, натюрморт. Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями.

Так, в 17 в. в Голландии в живописи ведущими стали именно «низкие» жанры (пейзаж, бытовой жанр, натюрморт), а парадный портрет, формально принадлежавший к «низкому» жанру портрета, к таковому не относился. Став формой отображения жизни, жанры живописи при всей стабильности общих черт не являются неизменными, они развиваются вместе с жизнью, меняясь по мере развития искусства. Некоторые жанры отмирают или обретают новый смысл (напр., мифологический жанр), возникают новые, обычно внутри ранее существовавших (напр., внутри пейзажного жанра появились архитектурный пейзаж и марина ). Появляются произведения, соединяющие в себе различные жанры (напр., сочетание бытового жанра с пейзажем, группового портрета с историческим жанром).

АВТОПОРТРЕТ (от фр. autoportrait) - портрет самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные, кинематографические, фотографические и т. д.

Рембрандт "Автопортрет".

АЛЛЕГОРИЯ (греческое allegoria - иносказание) - выражение отвлечённых идей с помощью конкретных художественных образов. Пример: «правосудие» - женщина с весами.

Моретто да Брешиа "Аллегория веры"

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ (от лат. animal – животное) - жанр связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике.

Д. Стаббс. Кобылы и жеребята в пейзаже у реки. 1763-1768 гг.

БАТАЛЬНЫЙ (от франц. bataille - битва) - посвященный изображению военных действий и военной жизни.

Аверьянов Александр Юрьевич. href="http://www.realartist.ru/names/averyanov/30/">Ватерлоо.

БЫТОВОЙ - связанный с изображением повседневной жизни человека.

Николай Дмитриевич ДМИТРИЕВ-ОРЕНБУРГСКИЙ (1837-1898). Пожар в деревне

ГАЛАНТНЫЙ - «учтивый, вежливый любезный, обходительный, интересный» устар. связанный с изображением изысканных лирических сцен из жизни придворных дам и кавалеров в художественном творчестве преимущественно XVIII в.

Герард тер Борх Младший. Галантный солдат.

ИСТОРИЧЕСКИЙ - один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.

Павел Рыженко. Победа Пересвета.

КАРИКАТУРА - жанр изобразительного искусства, использующий средства сатиры и юмора, гротеска, шаржа, изображение, в котором комический эффект создается путём преувеличения и заострением характерных черт. Карикатура высмеивает, недостаток или порочность персонажа, для того чтобы привлечь его и окружающих людей, с целью заставить измениться в лучшую сторону.

МИФОЛОГИЧЕСКИЙ - посвящен событиям и героям, о которых рассказывают мифы. Боги, демиурги, герои, демоны, мифические существа, исторические и мифологические персонажи. В 19 веке мифологический жанр служил нормой высокого, идеального искусства.

Александр Иванов. Беллерофонт отправляется в поход против Химеры.

НАТЮРМОРТ - жанр изобразительного искусства, изображения неодушевленных предметов, размещенных в реальной бытовой среде и организованных в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, дичи, выловленной рыбы и т. д.

Аенванк Теодор (Aenvanck, Theodoor)

НЮ (обнажённый) - художественный жанр в скульптуре, живописи, фотографии и кинематографе, изображающий красоту обнажённого человеческого тела, преимущественно женского.

Венера Урбинская", Тициан

ПАСТОРАЛЬ (фр. pastorale - пастушеский, сельский) - жанр в литературе, живописи, музыке и в театре, изображение идиллической жизни пастухов и пастушек на природе.

ПЕЙЗАЖ (франц. paysage, от pays - страна, местность), - жанр посвящённый изображению какой-либо местности: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта.

Href="http://solsand.com/wiki/doku.php?id=ostade&DokuWiki=7593bff333e2d137d17806744c6dbf83" >Адриана ван Остаде

ПОРТРЕТ (фр. portrait, «воспроизводить что-либо черта в черту») - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей; разновидности - автопортрет, групповой портрет, парадный, камерный, костюмированный портрет, миниатюра портретная.

Боровиковский В. «Портрет М. И. Лопухиной»

СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА - определение своеобразного скрещения традиционных жанров живописи, которое способствовало созданию крупномасштабных произведений на социально значимые темы с четко выраженной фабулой, сюжетным действием, многофигурной композицией. Кратко: - смешивание традиционных жанров живописи бытового, исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др.

Робер, Гюбер - Осмотр старой церкви

ШАРЖ или ДРУЖЕСКИЙ ШАРЖ (фр. charge) - юмористическое или сатирическое изображение, в котором изменены и подчеркнуты характерные черты модели в пределах нормы, с целью подшутить, а не унизить и оскорбить как обычно делается в карикатурах.

Художники и скульпторы, дизайнеры и архитекторы - все эти люди ежедневно привносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Благодаря им мы рассматриваем статуи в музеях, любуемся живописными полотнами, удивляемся красоте старинных построек. Современное изобразительное искусство поражает нас, классическое заставляет задуматься. Но в любом случае творения человека окружают нас всюду. Поэтому полезно разбираться в этом вопросе.

Виды изобразительного искусства

Изобразительное искусство является пространственным. То есть оно имеет предметную форму, которая не изменяется во времени. И именно по тому, как эта форма выглядит, выделяют виды изобразительного искусства.

Их можно разделить на несколько категорий. Например, по времени появления. До XIX века главными считались всего три вида: скульптура, живопись и архитектура. Но история изобразительного искусства развивалась, и вскоре к ним присоединилась графика. Позже выделились и другие: декоративно-прикладное, театрально-декорационное, дизайн и прочие.

На сегодняшний день нет единого мнения о том, какие виды изобразительного искусства следует выделять. Но есть несколько основных, существование которых не вызывает никаких споров.

Живопись

Рисование - это вид изобразительного искусства, в котором образы передаются с помощью красящих веществ. Их наносят на твердую поверхность: холст, стекло, бумагу, камень и многое другое.

Для живописи используют разные краски. Они могут быть масляными и акварельными, силикатными и керамическими. При этом существует восковая роспись, эмалевая и прочие. Это зависит от того, какие вещества наносят на поверхность и как они закрепляются там.

Есть в живописи и два направления: станковая и монументальная. Первое объединяет в себе все те работы, которые созданы на различных полотнах. Его название происходит от слова «станок», которым обозначают мольберт. А вот монументальная живопись - это изобразительное искусство, которое воспроизводится на различных архитектурных сооружениях. Это всевозможные храмы, замки, церкви.

Архитектура

Строительство - монументальный вид изобразительного искусства, цель которого состоит в постройке зданий. Это практически единственная категория, обладающая не только эстетической ценностью, но и выполняющая практические функции. Ведь архитектура подразумевает строительство зданий и сооружений для жизни и деятельности людей.

Она не воспроизводит действительность, а выражает желания и потребности человечества. Поэтому история изобразительного искусства лучше всего прослеживается именно по ней. В разные времена уклад жизни и представления о красоте сильно отличались. Именно по этой причине архитектура дает возможность проследить полет человеческой мысли.

Также этот вид отличается высокой степенью зависимости от окружающей среды. Например, на форму архитектурных сооружений влияют климатические и географические условия, характер ландшафта и многое другое.

Скульптура

Это древнее изобразительное искусство, образцы которого имеют объёмный вид. Выполняют их путем литья, долбления, тесания.

В основном для изготовления скульптур используют камень, бронзу, дерево или мрамор. Но в последнее время не меньшую популярность приобрели бетон, пластик и другие искусственные материалы.

Скульптура имеет две основные разновидности. Она бывает круговой или рельефной. При этом второй вид разделяют на высокий, низкий и врезной.

Как и в живописи, в скульптуре есть монументальное и станковое направления. Но отдельно также выделяют декоративное. Монументальными скульптурами в виде памятников и монументов украшают улицы, ими обозначают важные места. Станковые используют для декорации помещений изнутри. А декоративные украшают быт как маленькие предметы мелкой пластики.

Графика

Это декоративно-изобразительное искусство, которое состоит из рисунков и художественных печатных изображений. От живописи графика отличается используемыми материалами, техниками и формами. Для создания гравюр или литографий применяются специальные станки и оборудование, позволяющие печатать изображения. А рисунки выполняют тушью, карандашом и прочими подобными материалами, которые позволяют воспроизводить формы предметов, их освещенность.

Графика бывает станковой, книжной и прикладной. Первую создают благодаря специальным приспособлениям. Это гравюры, рисунки, наброски. Вторая украшает страницы книг или их обложки. А третья - это всевозможные этикетки, упаковки, марки.

Первыми произведениями графики считаются наскальные рисунки. Но наивысшим ее достижением является вазопись в Древней Греции.

Декоративно-прикладное искусство

Это особый вид творческой деятельности, который состоит в создании различных бытовых предметов. Они удовлетворяют наши эстетические потребности и часто имеют утилитарные функции. Более того, раньше их делали именно из практических соображений.

Не каждая выставка изобразительного искусства может похвастаться наличием предметов декоративно-прикладного характера, но зато они есть в каждом доме. Это ювелирные и керамические изделия, расписное стекло, вещи с вышивкой и многое другое.

Изобразительно-прикладное искусство более всего отображает национальный характер. Дело в том, что его важная составляющая - это народно-художественные промыслы. А они, в свою очередь, основываются на обычаях, традициях, верованиях и способе жизни народа.

От театрально-декорационного искусства до дизайна

На протяжении всей истории появляются все новые и новые виды изобразительного искусства. С образованием первого храма Мельпомены возникло театрально-декоративное искусство, которое состоит в изготовлении бутафории, костюмов, декораций и даже грима.

А дизайн, как один из видов искусства, хоть и появился еще в древности, только недавно был выделен в отдельную категорию со своими законами, техниками и особенностями.

Жанры изобразительного искусства

Каждое произведение, которое выходит из-под пера, молота или карандаша мастера, посвящено определенной теме. Ведь, создавая его, творец хотел передать свои мысли, чувства или даже сюжет. Именно по таким характеристикам выделяют жанры изобразительного искусства.

Впервые о какой-либо систематизации огромного количества культурного наследия задумались в Нидерландах в XVI веке. В это время выделяли только две категории: высокий и низкий жанры. К первому относили все то, что способствовало духовному обогащению человека. Это были произведения, посвященные мифам, религии, историческим событиям. А ко второму - связанные с повседневностью вещи. Это люди, предметы, природа.

Жанры - это формы отображения жизни в изобразительном искусстве. И они меняются вместе с ней, развиваются и эволюционируют. Проходят целые эпохи изобразительного искусства, пока одни жанры обретают новый смысл, другие отмирают, третьи зарождаются. Но существует несколько основных, которые прошли сквозь века и успешно существуют до сих пор.

История и мифология

К высоким жанрам в эпоху Возрождения относились исторический и мифологический. Считалось, что они предназначались не для простого обывателя, а для человека с высоким уровнем культуры.

Исторический жанр является одним из основных в изобразительном искусстве. Он посвящен воссозданию тех событий прошлого и настоящего, которые имеют большое значение для народа, страны или отдельного населенного пункта. Его основы закладывались еще в Древнем Египте. Но полностью он сформировался уже в Италии, в эпоху Возрождения, в произведениях Уччело.

К мифологическому жанру относят те произведения изобразительного искусства, в которых отражаются легендарные сюжеты. Уже в античном искусстве появились первые его примеры, когда былины стали обыкновенными поучительными рассказами. Но наиболее известными являются произведения эпохи Возрождения. Например, фрески Рафаэля или картины Боттичелли.

Сюжетами произведений искусства религиозного жанра являются различные эпизоды из Евангелия, Библии и прочих подобных книг. В живописи известными его мастерами были Рафаэль и Микеланджело. Но жанр также нашел свое отображение в гравюрах, скульптуре и даже архитектуре, учитывая строительство храмов и церквей.

Война и быт

Отображать войну в искусстве начали еще в античности. Но активно развивали эту тему в XVI веке. Всевозможные походы, сражения и победы нашли выражение в скульптурах, картинах, гравюрах и гобеленах того времени. Называют произведения искусства на эту тему батальным жанром. Само слово имеет французские корни и переводится как "война". Художников же, пишущих такие картины, называют баталистами.

В противовес существует бытовой жанр в изобразительном искусстве. Он представляет собой произведения, в которых отражается повседневная жизнь. Проследить историю этого направления сложно, ведь, как только человек научился использовать орудия труда, он принялся запечатлевать свои суровые будни. Бытовой жанр в изобразительном искусстве позволяет познакомиться с теми событиями, которые происходили тысячи лет назад.

Люди и природа

Портрет - изображение человека в искусстве. Это один из самых древних жанров. Интересно, что изначально он имел культовое значение. Портреты отожествляли с душой умершего человека. Но культура изобразительного искусства развивалась, и сегодня этот жанр позволяет нам увидеть образы людей прошедших эпох. Что дает представление об одежде, моде и вкусах того времени.

Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, в котором основным объектом является природа. Возник он в Голландии. Но сама по себе пейзажная живопись очень разнообразна. Может отображать как реальную, так и фантастическую природу. В зависимости от типа изображения выделяют сельский и городской пейзажи. В последний входят такие подвиды, как индустриальный и ведута. Кроме того, говорят о существование панорамного и камерного пейзажей.

Также выделяют анималистичный жанр. Это произведения искусства с изображением животных.

Морская тематика

Морские пейзажи представляют прежде всего раннюю голландскую живопись. Изобразительное искусство этой страны дало начало самому жанру марина. Для него характерно отражения моря во всех ипостасях. Художники-маринисты рисуют бурлящую стихию и безмятежную водную гладь, шумные сражения и одинокие парусники. Первая картина этого жанра датируется шестнадцатым веком. На ней Корнелис Антонис изобразил португальский флот.

Хотя марина и является больше жанром живописи, найти водные мотивы можно не только на картинах. Например, декоративно-изобразительное искусство часто используют элементы морских пейзажей. Это могут быть гобелены, украшения, гравюры.

Предметы

Натюрморт - главным образом тоже жанр живописи. С французского его название переводится как «мертвая природа». На самом же деле героями натюрмортов являются различные неодушевленные предметы. Обычно это повседневные вещи, а также овощи, фрукты и цветы.

Основной характеристикой натюрморта можно считать его кажущуюся бессюжетность. Тем не менее это философский жанр, который во все времена отображал связи человека и внешнего мира.

Прообразы натюрмортов можно найти еще в монументальной живописи Помпеи. Позже этот жанр стал частью других картин. К примеру, религиозных полотен. А вот название за ним утвердилось только в XVI веке.

Изобразительное искусство является способом познания действительности и места человека в ней. Оно позволяет воссоздать реальность с помощью различных зрительных образов. Произведения этого искусства находят себе место не только в музеях или на выставках, но и на улицах городов, в домах и библиотеках, книгах и даже конвертах. Они вокруг нас. И меньшее, что мы можем сделать, научиться ценить, понимать и хранить то удивительное наследие, которое досталось нам от великих мастеров прошедших эпох.