Значение, происхождение и судьба имени роман. Цыган – это кличка. Образ цыган в мировой художественной культуре

Лев Давидович Троцкий (Лейба Давидович Бронштейн; 26 октября 1879, хутор Яновка Херсонской губернии, Российская империя – 22 августа 1940, вилла Койякана, Мексика) - деятель международного рабочего и коммунистического движения, теоретик марксизма, идеолог одного из его течений - троцкизма. Один из организаторов Октябрьской революции 1917 и один из создателей Красной армии. Один из основателей и идеологов Коминтерна, член Исполкома Коминтерна. В советском правительстве - нарком по иностранным делам; в 1918–1925 - нарком по военным и морским делам и председатель Революционного военного совета РСФСР, затем СССР. Член Политбюро ВКП(б) в 1919–1926.

Энциклопедическая справка

Из семьи зажиточного колониста, образование получил в Николаевском реальном училище. Примкнул к кружку революционно настроенной молодежи, пытавшемуся вести пропаганду среди рабочих. Вместе с братьями Соколовскими образовал в 1897 социал-демократическое «Южно-русский рабочий Союз». Арестован в январе 1898. Около 2 лет провел в тюрьмах, после чего был приговорен к 4 годам поселения. Ссылку отбывал первоначально в селе Усть-Кутском (с августа 1900), с февраля 1901 – в Нижнеилимском, затем в Верхоленске Иркутской губернии. Здесь Л.Д. Троцкий активно изучал марксизм, занимался литературной деятельностью. В газете «Восточное обозрение» печатались его статьи под псевдонимом «Антид Ото».

В феврале 1902 Л.Д. Троцкий приехал в , где выступил с рефератом перед местными социал-.демократами, а в августе с помощью Сибирского социал-демократического союза бежал в Самару. В , перед тем как войти в вагон поезда, он вписал в чистый паспортный бланк фамилию Троцкий.

Осенью того же года выехал к В. И. Ленину в Лондон. После 9 января 1905 возвратился в Россию, вошел в Петербургский Совет рабочих депутатов, а затем, после ареста Г. С. Носаря (Хрусталева), был избран его председателем. В декабре 1905 арестован и в октябре 1906 выслан в Обдорск Тобольской губернии, но с дороги бежал в Финляндию.

В 1907–1917 пытался дистанцироваться как от большевиков, так и меньшевиков, занимая собственную позицию по вопросам социалистической революции. 25 сентября 1917 по предложению большевиков вновь избран председателем Петроградского Совета, принимал активное участие в подготовке переворота, входил в состав ВРК.

После Октябрьской революции Л.Д. Троцкий был наркомом иностранных дел, путей сообщения, по военным и морским делам, председателем Реввоенсовета. Являлся членом ЦК ВКП(б), принимал участие в ряде всероссийских дискуссий. В ноябре 1927 был исключен из партии, в 1928 выслан из Москвы, а год спустя и из страны. За границей Л.Д. Троцкий продолжал борьбу против Сталина. Организатор IV Интернационала (1938). Последние годы жизни провел в Мексике. 19 августа 1940 был смертельно ранен агентом ГПУ Р. Меркадером.

Иркутск. Историко-краеведческий словарь. - Иркутск, 2011

Троцкий в Сибири

Почти два года в самом начале XX века Троцкий провел в ссылке в Иркутской губернии (здесь родились его дочери). Именно на иркутской земле Лейба Бронштейн, размышляя перед побегом, какое имя вписать в переданный фальшивый паспорт, вспомнив о своём тюремном надзирателе, вписал в паспорт: "Троцкий". В Иркутске, через который он бежал (в Самару), товарищи доставили ему в поезд чемодан с бельём, галстуком, и, как он выразился, "прочими атрибутами цивилизации ". В книге "Моя жизнь. Опыт автобиографии" он вспоминал:

Биография

Детство и юность

Лейба Бронштейн родился пятым ребёнком в семье Давида Леонтьевича Бронштейна (1843-1922) и его жены Анны (Анетты) Львовны Бронштейн (урождённой Животовской) - зажиточных землевладельцев из числа еврейских колонистов земледельческого хутора неподалёку от села Яновка Елисаветградского уезда Херсонской губернии (ныне село Береславка Бобринецкого района Кировоградской области, Украина). Родители Льва Троцкого происходили из Полтавской губернии. В детстве разговаривал на украинском и русском, а не на широко распространённом тогда идише. Учился в училище Св. Павла в Одессе, где был первым учеником по всем дисциплинам. В годы учёбы в Одессе (1889-1895) Лев Троцкий жил и воспитывался в семье своего двоюродного брата (по материнской линии), владельца типографии и научного издательства «Матезис» Моисея Филипповича Шпенцера и его жены Фанни Соломоновны, - родителей поэтессы Веры Инбер.

Начало революционной деятельности

В 1896 в Николаеве Лев Бронштейн участвовал в кружке, вместе с другими членами которого вел революционную пропаганду. В 1897 г. участвовал в основании «Южно-русского рабочего союза». 28 января 1898 года был впервые арестован. В одесской тюрьме, где Троцкий провёл 2 года, он становится марксистом. «Решающее влияние, - рассказывал он по этому поводу, - на меня оказали два этюда Антонио Лабриола о материалистическом понимании истории. Только после этой книги я перешел к Бельтову и „Капиталу“». К этому же времени относится и появление его псевдонима Троцкий, это была фамилия местного надзирателя-тюремщика, оказавшего впечатление на молодого Лёву (он впишет её себе в фальшивый паспорт после побега). В 1898 год в тюрьме женился на Александре Соколовской, бывшей одним из руководителей Союза. С 1900 года находился в ссылке в Иркутской губернии, где установил связь с агентами «Искры» и по рекомендации Г. М. Кржижановского, давшего ему прозвище «Перо» за очевидный литературный дар, был приглашен к сотрудничеству в «Искре». В 1902 году бежал из ссылки за границу; в фальшивый паспорт «наудачу» вписал фамилию Троцкий, по имени старшего надзирателя одесской тюрьмы.

Прибыв в Лондон к Ленину, Троцкий стал постоянным сотрудником газеты, выступал с рефератами на собраниях эмигрантов и быстро приобрёл известность. А. В. Луначарский о молодом Троцком писал:

«…Заграничную публику Троцкий поразил своим красноречием, значительным для молодого человека образованием и апломбом. …Очень серьёзно к нему не относились по его молодости, но все решительно признавали за ним выдающийся ораторский талант и, конечно, чувствовали, что это не цыплёнок, а орлёнок».

Первая эмиграция

Неразрешимые конфликты в редакции «Искры» между «стариками» (Г. В. Плехановым, П. Б. Аксельродом, В. И. Засулич) и «молодыми» (В. И. Лениным, Ю. О. Мартовым и А. Н. Потресовым) побудили Ленина предложить Троцкого в качестве седьмого члена редколлегии; однако, поддержанный всеми членами редколлегии, Троцкий был в ультимативной форме забаллотирован Плехановым.

На II съезде РСДРП, летом 1903 года так горячо поддерживал Ленина, что Д. Рязанов окрестил его «ленинской дубинкой». Однако предложенный Лениным новый состав редколлегии: Плеханов, Ленин, Мартов - исключение из неё Аксельрода и Засулич побудило Троцкого перейти на сторону обиженного меньшинства и критически отнестись к организационным планам Ленина.

В 1903 в Париже Троцкий женился на Наталье Седовой (этот брак не был зарегистрирован, так как Троцкий никогда не разводился с А. Л. Соколовской).

В 1904 году, когда между большевиками и меньшевиками обнаружились серьёзные политические разногласия, Троцкий отошёл от меньшевиков и сблизился с А. Л. Парвусом, который увлёк его теорией «перманентной революции». Вместе с тем, как и Парвус, выступал за объединение партии, полагая, что надвигающаяся революция сгладит многие противоречия.
Революция 1905-1907 годов.

В 1905 году Троцкий нелегально возвратился в Россию вместе с Натальей Седовой. Был одним из создателей Петербургского совета рабочих депутатов, вошёл в его Исполком. Формально председателем Совета был Г. С. Хрусталёв-Носарь, но фактически Советом руководили Парвус и Троцкий; после ареста Хрусталёва 26 ноября 1905 года. Исполком Совета официально избрал Троцкого председателем; но 3 декабря он был арестован вместе с большой группой депутатов. В 1906 году на получившем широкий общественный резонанс процессе над Петербургским советом был осуждён на вечное поселение в Сибирь с лишением всех гражданских прав. По пути в Обдорск (ныне Салехард) бежал из Берёзова.

Вторая эмиграция

В 1908-1912 годах он издавал в Вене газету «Правда» (в 1912 году большевики основали собственную газету «Правда» с тем же названием, что вызвало многочисленные споры). Троцкий в 1923 году вспоминал:

«В течение нескольких лет моего пребывания в Вене я довольно близко соприкасался с фрейдистами, читал их работы и даже посещал тогда их заседания ».

В 1914–1915 годах в Париже выпускал ежедневную газету «Наше слово».

В сентябре 1915 года участвовал в работе Циммервальдской конференции вместе с Лениным и Мартовым.

В 1916 году был выслан из Франции в Испанию, откуда уже испанскими властями был выслан в США, где продолжил публицистическую деятельность.

Возвращение в Россию

Сразу после Февральской революции Троцкий направился из Америки в Россию, но по пути, в канадском порту Галифакс, вместе с семьей был снят с корабля английскими властями и отправлен в лагерь для интернированных моряков немецкого торгового флота. Причиной задержания было отсутствие российских документов (Троцкий обладал американским паспортом, выданным лично президентом Вудро Вильсоном, с приложенными визами для въезда в Россию и британской транзитной), а также опасения англичан относительно возможного отрицательного влияния Троцкого на стабильность в России. Однако вскоре по письменному запросу Временного правительства Троцкий был освобождён как заслуженный борец с царизмом и продолжил свой путь в Россию. 4 мая 1917 Троцкий приехал в Петроград и стал неформальным лидером «межрайонцев», занимавших критическую по отношению к Временному правительству позицию. После провала попытки июльского восстания был арестован Временным правительством и обвинён, как и многие другие, в шпионаже; при этом ему было предъявлено обвинение в проезде через Германию.

В июле на VI съезде РСДРП(б) состоялось объединение «межрайонцев» с большевиками; сам Троцкий, в то время находившийся в «Крестах», что не позволило ему выступить на съезде с основным докладом - «О текущем моменте», - был избран в состав ЦК. После провала Корниловского выступления в сентябре Троцкий был освобождён, как и другие арестованные в июле большевики.

Изгнание из СССР

В 1929 году выслан за пределы СССР - в Турцию на остров Бююкада или Принкипо - самый крупный из Принцевых островов в Мраморном море около Стамбула. В 1932 г. лишён советского гражданства. В 1933 переехал во Францию, в 1935 в Норвегию. Норвегия, боясь ухудшить отношения с СССР, всеми силами старалась избавиться от нежелательного иммигранта, конфисковав у Троцкого все произведения и поместив его под домашний арест, также Троцкому выдвигались угрозы выдать его советскому правительству. Не выдержав притеснений, Троцкий в 1936 году эмигрировал в Мексику, где жил в доме семьи художников Фриды Кало и Диего Ривера.

В начале августа 1936 года Троцкий закончил работу над книгой «Преданная революция», в которой он назвал происходящее в Советском Союзе «сталинским термидором». Сталина Троцкий обвинял в бонапартизме.

Троцкий писал, что «свинцовый зад бюрократии перевесил голову революции », при этом он констатировал, что «при помощи мелкой буржуазии, бюрократии удалось связать по рукам и по ногам пролетарский авангард и раздавить большевистскую оппозицию »; настоящее негодование вызывало у него укрепление семьи в СССР, он писал: «Революция сделала героическую попытку разрушить так называемый „семейный очаг“, то есть архаическое, затхлое и косное учреждение… Место семьи… должна была, по замыслу, занять законченная система общественного ухода и обслуживания …».

В 1938 провозгласил создание Четвёртого интернационала, наследники которого существуют и до сих пор.

В 1938 году в Париже в больнице после операции умер старший сын Троцкого - Лев Седов.

Архив Троцкого

Во время своего изгнания из СССР в 1929 году Троцкий смог вывезти свой личный архив. Этот архив включал в себя копии ряда подписанных Троцким за время нахождения у власти документов в Реввоенсовете Республики, ЦК, Коминтерне, ряд записок Ленина, адресованных лично Троцкому и более нигде не публиковавшихся, также ряд ценных для историков сведений о революционном движении до 1917 года, тысячи писем, полученных Троцким, и копии писем, им отправленных, телефонные и адресные книги и т. д. Опираясь на свой архив, Троцкий в мемуарах с лёгкостью цитирует ряд подписанных им документов, включая иногда даже и секретные. В общей сложности архив насчитывал 28 ящиков.

Сталин оказался не в состоянии помешать (или ему разрешили, что Сталин потом в личных беседах называл большой ошибкой, как и высылку) Троцкому вывезти его архив, однако в 30-е годы агенты ГПУ неоднократно пытались (иногда успешно) выкрасть отдельные их фрагменты, а в марте 1931 года часть документов сгорели во время подозрительного пожара. В марте 1940 года Троцкий, сильно нуждаясь в деньгах и опасаясь, что архив всё-таки попадёт в руки к Сталину, продаёт бо́льшую часть своих бумаг Гарвардскому университету.

Вместе с тем ряд других документов, связанных с деятельностью Троцкого, находится, как утверждает историк Фельштинский Ю. Г., также и в других местах, в частности, в архиве президента Российской Федерации, в архиве Международного института социальной истории в Амстердаме и т. д.

Убийство

В мае 1940 года было совершено неудачное покушение на жизнь Троцкого. Руководил покушением тайный агент НКВД Григулевич. Группу налётчиков возглавил мексиканский художник и убеждённый сталинист Сикейрос. Ворвавшись в комнату, где находился Троцкий, покушавшиеся неприцельно расстреляли все патроны и поспешно скрылись. Троцкий, успевший спрятаться за кроватью с женой и внуком, не пострадал. По воспоминаниям Сикейроса, неудача была связана с тем, что члены его группы были неопытны и очень волновались.

Рано утром 20 августа 1940 года агент НКВД Рамон Меркадер, проникший ранее в окружение Троцкого как убеждённый его приверженец, пришёл к Троцкому, чтобы показать свою рукопись. Троцкий сел её читать, и в это время Меркадер нанёс ему удар по голове ледорубом, который пронёс под плащом. Удар был нанесён сзади и сверху по сидящему Троцкому. Рана достигала 7 сантиметров в глубину, но Троцкий после полученной раны прожил ещё почти сутки и 21 августа умер. После кремации был похоронен во дворе дома в Койокане.

Советская власть публично отвергла свою причастность к убийству. Убийца был приговорен мексиканским судом к двадцатилетнему тюремному заключению; в 1960 г. освободившемуся из мест заключения и приехавшему в СССР Рамону Меркадеру было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

Сочинения

  1. Троцкий Л. Моя жизнь. Опыт автобиографии, в 2 т. Берлин: Гранит, 1930.

Литература

  1. Шапошников В. Н. Троцкий – сотрудник «Восточного обозрения» // Изв. Сиб. отделения АН СССР: Сер. истории, филологии и философии. 1989. Вып. 3.
  2. Старцев В. И. Л. Д. Троцкий: Страницы полит, биографии. М., 1989;
  3. Иванов А. Лев Троцкий в Сибирской ссылке // Земля Иркутская. 1998. № 10.
  4. Троцкий Л.Д. Моя жизнь. Опыт автобиографии. М., 1991.

Ссылки

  1. Троцкий, Лев Давидович. // Википедия

Ромы, цыгане, рома - это традиционно странствующий народ родом из Северной Индии, распространившийся по всему миру, главным образом по Европе.

Язык и происхождение

Большинство ромов говорит на одной из форм цыганского, тесно связанного с современными индоевропейскими языками Северной Индии, а также на основном языке страны, в которой они живут. Принято считать, что группы ромов многократно покидали Индию, и к XI веку они уже были в Персии, в начале XIV в. - в Юго-Восточной Европе, а в XV в. достигли Западной Европы. Ко второй половине ХХ в. они распространились по всем обитаемым континентам.

Лица ромской национальности называют себя одним общим названием «ром» (что означает «человек» или «муж»), а всех нецыган - термином "гаджо" или "гаджё" (слово с уничижительной коннотацией, которое означает «деревенщина» или «варвар»). Многие ромы считают название «цыгане» оскорбительным.

Демография

Из-за своего кочевого образа жизни, отсутствия в официальных данных переписи, а также их смешения с другими кочевыми группами, оценка общего мирового количества ромов находится в диапазоне от двух до пяти миллионов человек. Никаких достоверных статистических данных на основании спорадической отчетности в разных странах получить невозможно. Большинство ромов по-прежнему живет в Европе, особенно в славяноговорящих государствах Центральной Европы и Балкан. Много их живет в Чехии и Словакии, Венгрии, странах бывшей Югославии и соседних Болгарии и Румынии.

Вечные мигранты

Стереотипное представление о кочевых цыганах часто противоречит тому факту, что все меньше и меньше их по-настоящему постоянно мигрирует. Однако их переезды носят ограниченный характер. Все кочевые представители ромской национальности мигрируют по установленным маршрутам, которые игнорируют национальные границы. Они также следуют по цепочке родственных или племенных связей.

Предрасположенность цыган к вызвана насильственными высылками или депортациями. Спустя 80 лет после их первого появления в Западной Европе в 15-м веке их изгоняли почти изо всех стран Западной Европы. Несмотря на то что ромская национальность становилась причиной систематических преследований и вывоза за границу, цыгане, однако, продолжали появляться в том или другом виде в странах, которые они покинули.

Объекты преследования

Все неоседлые группы, живущие среди оседлых народов, кажется, становятся удобными Так же обстоит дело и с ромами, которых местное население регулярно обвиняло во многих злодеяниях, что было прелюдией к дальнейшим официальным и юридическим преследованиям. Их отношения с властями страны пребывания были отмечены последовательными противоречиями. Официальные указы были часто направлены на их ассимиляцию или принуждение к но местные власти систематически отказывали им в праве разбить свой лагерь.

Во время Холокоста единственной виной цыган была их ромская привело к убийству нацистами 400 000 ромов.

Французские законы в наше время запрещают им стоять табором и сделали их объектом полицейского надзора, обложили их налогом и призвали на военную службу, как обычных граждан.

Испания и Уэльс - две страны, которые часто приводятся в качестве примера государств, где цыгане стали оседлыми, если не полностью ассимилировались.

В недавнее время страны социалистического лагеря Восточной Европы пытались воплотить в жизнь программы принудительного поселения, призванные покончить с их кочевым образом жизни.

Цыганские профессии

Традиционно ромы занимались работами, которые позволяли им сохранить кочевой образ жизни, на периферии оседлого общества. Мужчины были торговцами скотом, дрессировщиками и артистами, лудильщиками, кузнецами, мастерами по ремонту кухонной утвари и музыкантами; женщины гадали, продавали зелья, просили милостыню и развлекали публику.

До появления ветеринарной медицины многие фермеры искали цыган, чтобы посоветоваться с ними по вопросам животноводства и здоровья стада.

Современная жизнь ромов отражает «прогресс» мира гаджо. Поездки теперь совершаются на караванах автомобилей, грузовиков и прицепов, а торговля домашним скотом сменилась продажей подержанных автомобилей и прицепов. Хотя массовое производство кухонной утвари и оставило лудильщиков без работы, некоторые городские цыгане стали автомеханиками и ремонтируют кузова автомобилей. Если одни люди ромской национальности по-прежнему ведут кочевой образ жизни, то многие осели, практикуя свое мастерство или работая чернорабочими. Передвижные цирки и луна-парки также обеспечивают работой современных цыган в качестве дрессировщиков, киоскеров и гадалок.

Семья

Классическая семья ромов состоит из супружеской пары, их не состоящих в браке детей и по меньшей мере одного женатого сына, его жены и их детей. После вступления в брак молодая пара, как правило, живет с родителями мужа, пока молодая жена не узнает уклад жизни семьи ее супруга. В идеале, к тому времени, когда старший сын будет готов уйти вместе со своей семьей, младший сын женится и приведет в семью свою новую жену. Раньше браки традиционно организовывали старейшины семьи или группы для укрепления политических и родственных связей с другими семьями, группами или, изредка, конфедерациями, хотя в конце ХХ века эта практика значительно сократились. Главной особенностью брачных союзов ромов была выплата калыма родителям невесты родителями жениха.

Этнические группы

Отличительные черты представителя ромской территориальными различиями, усиленными определенными культурными и диалектными особенностями. Выделяют три основные ветви, или нации, цыган:

  • Кэлдэрары - котляры-лудильщики, пришедшие с Балкан, а затем из Центральной Европы, являющиеся наиболее многочисленными.
  • Иберийские цыгане, или житанос, - ромская национальность, представители которой проживают в основном на Пиренейском полуострове, в Северной Африке и на юге Франции. Сильны в искусстве развлечений.
  • Мануш (от французского manouche), также известные как синти, - ромская национальность, представители которой живут в основном в Эльзасе и в других регионах Франции и Германии. Среди них много путешествующих шоуменов и циркачей.

Каждая ромская национальность разделена на две или более подгрупп, отличающихся профессиональной специализацией или территориальным происхождением.

Политическая организация

Официально никогда не создавался ни один орган, конгресс и не избирался ни один «король», принятый всеми ромами, хотя «международные» съезды цыган проводились в Мюнхене, Москве, Бухаресте, Софии (в 1906 г.) и в польском городе Рувнэ (в 1936 г.). Тем не менее существование политических властей у ромов является установленным фактом. Те, кто получил благородные звания, такие как «герцог» или «граф», в своих ранних исторических отношениях с местным населением, вероятно, были не более чем атаманами групп, которые двигались в количестве от 10 до нескольких сотен домохозяйств. Эти вожди (воеводы) избирались пожизненно из числа выдающихся семей. Их сила и власть варьировалась в зависимости от численности объединения, традиций и взаимоотношений с другими образованиями в рамках конфедерации.

Воевода был казначеем для всей группы, определял маршрут ее миграции и участвовал в переговорах с местными муниципальными властями. Он руководил через совет старейшин, который также консультировался со старшей женщиной объединения. Влияние последней было сильным, особенно в отношении судьбы женщин и детей, и основывалось на очевидной способности зарабатывать и организовывать женщин в пределах группы.

Социальный контроль

Сильнейшим институтом лиц ромской национальности был «крис» - нормы обычного права и справедливости, а также ритуал и трибунал группы. Основой кодекса цыган были всеобъемлющая верность, слаженность и взаимность в рамках признанной политической единицы. Высшей мерой наказания трибунала, которая касалась всех споров и нарушений кодекса, являлось отлучение от группы. Приговор остракизма мог исключить человека от участия в определенных мероприятиях и наказать его выполнением неквалифицированных работ. В некоторых случаях старейшины даровали реабилитацию, за которой следовал праздник примирения.

Социальная организация

Группы ромов состоят из виц, т. е. объединений расширенных семей с общим происхождением как по отцовской, так и по материнской линии, численностью не менее 200 человек. Большая вица может иметь своего собственного начальника и совет. На участие в вице можно претендовать в результате брака с членом рода. Лояльность и экономическое сотрудничество ожидается на уровне домашнего хозяйства, а не на уровне вицы. В цыганском языке отсутствует общий термин для домашнего хозяйства. Человек, вероятно, может рассчитывать на поддержку круга значимых сородичей, с которыми он физически близок и не находится в ссоре.

Духовные убеждения

Цыгане не имеют официальной веры, и в прошлом они, как правило, презирали организованную религию. Сегодня ромы часто обращаются в доминирующую религию страны, в которой они живут, и описывают себя как «множество звезд, рассеянных в глазах Бога». Некоторые группы являются католиками, мусульманами, пятидесятниками, протестантами, англиканцами и баптистами.

Цыгане соблюдают сложный набор правил, которые регулируют такие вещи, как опрятность, чистота, уважение, честь и справедливость. Эти правила называют «романо». Романо означает вести себя с достоинством и уважением, как человек рома. «Романипэ» - это цыганское название их мировоззрения.

Хранители традиций

Ромы являлись распространителями народных верований и практик в районах, где они обосновались (например, Румыния), сохраняя национальные обычаи, танцы и тому подобное, которые в значительной степени исчезли из сельской жизни на рубеже XXI века. Их музыкальное наследие огромно и включает, например, фламенко. Хотя цыгане имеют богатую устную традицию, их письменная литература относительно небогата.

В начале XXI века ромы продолжают бороться с противоречиями в своей культуре. Несмотря на то что они вынуждены реже защищать себя от преследования со стороны враждебного общества, некоторое недоверие и нетерпимость по-прежнему остались. Возможно, еще большей проблемой, с которой они столкнулись, стала эрозия их образа жизни под влиянием города в промышленно развитых обществах. Темы семейной и этнической лояльности, типичные в музыке ромов, помогли сохранить определенные понятия о том, что такое ромская национальность, но некоторые из более молодых и талантливых выразителей этой музыки под влиянием материального вознаграждения отдалились во внешний мир. Индивидуальное жилье, экономическая независимость и смешанные браки с неромами стали более распространенным явлением.

Материал из Википедии

Общая численность: 8~10 млн.

Расселение: Албания:
от 1300 до 120 000
Аргентина:
300 000
Белоруссия:
17 000
Босния и Герцеговина:
60,000
Бразилия:
678 000
Канада:
80 000
Россия:
183 000 (перепись 2002)
Румыния:
535 140 (см. население Румынии)
Словакия:
65 000 (официально)
США:
1 млн. Handbook of Texas
Украина:
48 000 (перепись 2001)
Хорватия:
от 9463 до 14 000 (Перепись 2001)

Язык: цыганский язык, язык домари, ломаврен

Религия: христианство, ислам

Цыга́не - собирательное название около 80 этнических групп, объединённых общностью происхождения и признанием «цыганского закона». Единого самоназвания нет, хотя последнее время в качестве такового предлагается термин Romanies, то есть «ромоподобные».

Англичане традиционно называли их Gypsies (от Egyptians - «египтяне»), испанцы - Gitanos (также от Egiptanos - «египтяне»), французы - Bohémiens («богемцы», «чехи»), Gitans (искажённое испанское Gitanos) или Tsiganes (заимствование от греческого - τσιγγάνοι, тсинганос), немцы - Zigeuner, итальянцы - Zingari, голландцы - Zigeuners, армяне - Գնչուներ (гнчунер), венгры - Cigany или Pharao nerek («фараоново племя»), грузины - ბოშები (бошеби) , финны - mustalaiset («чёрные»), турки - Çingeneler; азербайджанцы - Qaraçı (гарачы, т.е «чёрные»); евреи - צוענים (tso’anim), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте; болгары - Цигани. В настоящее время всё бо́льшее распространение в различных языках получают этнонимы от самоназвания части цыган, «рома́» (англ. Roma, чеш. Romové, фин. romanit и др.).

В традиционных названиях цыган преобладают три вида:

Буквальный перевод одного из самоназваний цыган - кале (цыг. чёрные);
отражающие старинное представление о них, как о выходцах из Египта;
искажённые версии византийского прозвища «атсинганос» (в значении «гадатели, маги»).

Сейчас цыгане живут во многих странах Европы, Передней и Южной Азии, а также в Северной Африке, Северной и Южной Америке и Австралии. Численность по разным оценкам определяется от 2,5 до 8 млн и даже 10-12 млн человек. В СССР насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России по переписи 2002 года проживало около 183 тысяч цыган.

Национальные символы

Цыганский флаг

8 апреля 1971 года в Лондоне состоялся первый Всемирный цыганский конгресс. Результатом конгресса стало признание себя цыганами мира единой нетерриториальной нацией и принятие национальных символов: флага и гимна, основанного на народной песне «Джелем, джелем». Автор слов - Ярко Йованович.

Особенностью гимна является отсутствие чётко установленной мелодии, каждый исполнитель арранжирует народный мотив по своему. Также существует и несколько вариантов текста, у которых в точности совпадают только первый куплет и припев. Все варианты признаются цыганами.

Вместо герба цыгане используют ряд узнаваемых символов: колесо кибитки, подкову, колоду карт.

Такими символами обычно украшаются цыганские книги, газеты, журналы и сайты, один из этих символов обычно входит в логотипы мероприятий, посвящённых цыганской культуре.

В честь первого Всемирного цыганского конгресса 8 апреля считается Днём цыган. У некоторых цыган есть связанный с ним обычай: вечером, в определённое время, проносить по улице зажжённую свечу.

История народа

Наиболее распространенное самоназвание цыган, вынесенное ими из Индии - "ром" или "рома" у европейских цыган, "дом" у цыган Ближнего Востока и Малой Азии и "лом" у цыган Армении. Все эти названия восходят к индоарийскому "d"om" с первым церебральным звуком. Церебральный звук, условно говоря, представляет собой нечто среднее между звуками "р", "д" и "л". Согласно лингвистическим исследованиям, рома Европы и домы и ломы Азии и Кавказа явились тремя основными "потоками" мигрантов из Индии. Под названием d"om в различных областях современной Индии в наши дни фигурируют низкокастовые группы. Несмотря на то, что современных домов Индии трудно непосредственно соотнести с цыганами, их название имеет к ним самое прямое отношение. Сложность состоит в том, чтобы понять, какова была связь в прошлом между предками цыган и индийских домов. Результаты лингвистических исследований, поведенных еще в 20-х гг. XX века крупным индологом-лингвистом Р.Л.Тернером, и которые разделяют современные ученые, в частности, лингвисты-ромологи Я.Матрас и Я.Хэнкок, показывают, что предки цыган жили в центральных районах Индии и за несколько веков до исхода (приблизительно в III в. до н.э.) мигрировали в Северный Панджаб.
Ряд данных указывает на расселение в центральных и северо-западных областях Индии населения с самоназванием d"om / d"omba начиная с V-IV в. до н.э. Это население изначально представляло собой племенные группы общего происхождения, связанные, возможно, с аустроазиатами (одна из крупнейших автохтонных страт Индии). В дальнейшем, с постепенным развитием кастовой системы, d"om / d"omba заняли низшие ступени в социальной иерархии и стали осознаваться как кастовые группы. При этом интеграция домов в кастовую систему происходила прежде всего в центральных частях Индии, а северо-западные области очень долго оставались "племенной" зоной. Этот племенной характер районов исхода поддерживался постоянным проникновением туда иранских кочевых племен, переселение которых в период перед миграцией предков цыган из Индии приняло массовый характер. Эти обстоятельства определили характер культуры народов зоны долины Инда (в том числе предков цыган), культуры, которая на протяжении веков сохраняла свой кочевой и полукочевой тип. Также и сама экология Панджаба, Раджастхана и Гуджарата, засушливые и малоплодородные почвы около реки Инд способствовали развитию полускотоводческой-полуторговой мобильной модели хозяйствования ряда групп местного населения. Российские авторы полагают, что в период исхода предки цыган представляли собой социально структурированное этническое население общего происхождения (а не ряд отдельных каст), занимавшееся торговыми перевозками и торговлей транспортными животными, а также, при необходимости, как вспомогательными занятиями - рядом ремесел и другими услугами, которые составляли часть повседневных умений. Культурное и антропологическое отличие цыган от современных домов Индии (имеющих более выраженные неарийские черты, чем цыгане) авторы объясняют указанным сильным арийским влиянием (в частности, в его иранской модификации), характерным для северо-западных районов Индии, где и проживали предки цыган перед исходом. Такую трактовку этно-социального происхождения индийских предков цыган поддерживает ряд зарубежных и российских исследователей.

Ранняя история (VI-XV века)

Согласно лингвистическим и генетическим исследованиям, предки цыган вышли из Индии группой около 1000 человек. Время миграции предков цыган из Индии точно не установлено, также, как и количество миграционных волн. Различные исследователи приблизительно определяют исход так называемых "протоцыганских" групп VI-X веками н.э. По самой популярной версии, основанной на анализе заимствованных слов в языках цыган, предки современных цыган провели около 400 лет в Персии, прежде чем ветвь рома продвинулась западнее, на территорию Византии.

Они концентрировались какое-то время в восточной области Византии под названием Армениак, где были расселены армяне. Одна ветвь предков современных цыган продвинулась оттуда в область современной Армении (ветвь лом, или цыгане-Боша). Остальные продвинулись западнее. Они и явились предками европейских цыган: Ромов, Кале, Синти, Мануш. Часть мигрантов осталась на Ближнем Востоке (предки домов). Существует мнение, что еще одна ветвь прошла в Палестину и через нее в Египет.

Что касается так называемых среднеазиатских цыган, или Люли, то они, как иногда образно говорят, являются двоюродными или даже троюродными братьями цыган европейских.

Так, среднеазиатское цыганское население, на протяжении столетий вбирая в себя различные потоки мигрантов из Панджаба (в том числе группы белуджей), исторически было неоднородным.

Цыгане Европы являются потомками цыган, проживавших в Византии.

Документы свидетельствуют, что цыгане жили и в центре империи, и на её окраинах и там же большая часть этих цыган приняла христианство. В Византии цыгане быстро интегрировались в общество. В ряде мест их вожакам были даны определённые привилегии. Письменные упоминания цыган того периода скудны, но по ним не похоже, чтобы цыгане вызывали какой-то особенный интерес или воспринимались как маргинальная или криминальная группа. Цыгане упоминаются как мастера по работе с металлом, изготовители конской сбруи, шорники, гадатели (в Византии это была обычная профессия), дрессировщики (причём в самых ранних источниках - заклинатели змей, и только в более поздних - дрессировщики медведей). При этом самым распространённым ремеслом, по видимости, были всё же артистическое и кузнечное, упоминаются целые деревни цыган-кузнецов.

При крушении Византийской империи цыгане начали мигрировать в Европу. Первыми, судя по письменным европейским источникам, в Европу прибыли маргинальные, авантюрно настроенные представители народа, занимавшиеся попрошайничеством, гаданием и мелким воровством, что положило начало негативному восприятию цыган как народа среди европейцев. И только через некоторое время стали прибывать артисты, дрессировщики, ремесленники, конеторговцы.

Цыгане в Западной Европе (XV - начало XX века)

Первые цыганские таборы, пришедшие в Западную Европу, рассказывали правителям европейских стран, что папа римский за временное отступничество от христианской веры наложил на них особое наказание: семь лет скитаний. Поначалу власти оказывали им покровительство: давали еду, деньги и защитные грамоты. Со временем, когда срок скитаний явственно истёк, такие поблажки прекратились, цыган стали игнорировать.

Тем временем в Европе назрел экономический и социальный кризис. Его результатом стало принятие ряда жестоких законов в странах Западной Европы, направленных, помимо прочего, против представителей бродячих профессий, а также просто бродяг, число которых сильно увеличилось из-за кризиса, что, по видимости, создавало криминогенную обстановку. Кочевые, полукочевые или попытавшиеся осесть, но разорившиеся цыгане также стали жертвой этих законов. Их выделяли в особую группу бродяг, выписывая отдельные указы, первый из которых вышел в Испании в 1482 году.

В книге «История цыган. Новый взгляд» (Н. Бессонов, Н. Деметер) приводятся примеры антицыганских законов:

Швеция. Закон от 1637 года предписывает повешение цыган мужского пола.

Майнц. 1714 год. Смерть всем схваченным в пределах государства цыганам. Порка и клеймление раскалённым железом женщин и детей.

Англия. По закону 1554 года смертная казнь для мужчин. Согласно дополнительному указу Елизаветы I закон был ужесточён. Отныне казнь ожидала «тех, кто водит или будет водить дружбу или знакомство с египтянами». Уже в 1577 году под этот указ попали семь англичан и одна англичанка. Все они были повешены в Эйлесбери.
Историк Скотт-Мэкфи насчитывает 148 законов, принятых в немецких государствах с XV по XVIII век. Все они были примерно одинаковы, разнообразие проявляется только в деталях. Так, в Моравии цыганкам отрезали левое ухо, в Богемии правое. В эрцгерцогстве австрийском предпочитали клеймить, и так далее.

Клеймо, применявшееся в Германии во времена действия антицыганских законов

Пожалуй, самым жестоким оказался Фридрих-Вильгельм Прусский. В 1725 году он повелел предать смерти всех цыган мужского и женского пола старше восемнадцати лет.

В результате гонений цыгане Западной Европы, во-первых, сильно криминализировались, поскольку не имели возможности законно добывать себе пропитание, во-вторых, практически культурно законсервировались (до сих пор цыгане Западной Европы считаются наиболее недоверчивыми и приверженными буквальному следованию старинных традиций). Им также пришлось вести особый образ жизни: передвигаться по ночам, скрываться в лесах и пещерах, что усиливало подозрительность населения, а также порождало слухи о людоедстве, сатанизме, вампиризме и оборотничестве цыган, следствием этих слухов стало появление связанных с ними мифов о похищении людей и особенно детей (для употребления в пищу или для сатанинских обрядов) и о способностях к злым чарам.

Картинка из французского развлекательного журнала, изображающая цыган во время приготовления человеческого мяса

Часть цыган сумела избежать репрессий, завербовавшись в армию в качестве солдат или обслуги (кузнецов, шорников, конюхов и т. п.) в тех странах, где активно шла вербовка солдат (Швеция, Германия). Их семьи тем самым также были выведены из-под удара. Предки русских цыган пришли в Россию через Польшу из Германии, где в основном служили в армии или при армии, поэтому поначалу среди других цыган они носили прозвище, переводимое примерно как «армейские цыгане».

Отмена антицыганских законов по времени совпадает с началом промышленной революции и выходом Европы из экономического кризиса. После отмены этих законов начался процесс интеграции цыган в европейское общество. Так, в течение XIX века цыгане во Франции, по свидетельству Жана-Пьера Лежуа, автора статьи «Bohemiens et pouvoirs publics en France du XV-e au XIX-e siecle», освоили профессии, благодаря которым их признали и даже стали ценить: они стригли овец, плели корзины, торговали, нанимались в подёнщики на сезонных сельскохозяйственных работах, были танцорами и музыкантами.

Однако к тому моменту антицыганские мифы уже прочно укоренились в европейском сознании. Сейчас их следы можно увидеть в художественной литературе, связывающей цыган со страстью к похищению детей (цели которого со временем всё менее и менее ясны), оборотничеством и службой вампирам.

Отмена антицыганских законов к тому времени произошла не во всех странах Европы. Так, в Польше 3 ноября 1849 года было принято постановление об аресте кочевых цыган. За каждого задержанного цыгана полицейским выплачивали премиальные суммы. В результате полиция хватала не только кочевых, но и оседлых цыган, записывая задержанных как бродяг, а детей - как взрослых (чтобы получить больше денег). После Польского восстания 1863 года этот закон потерял силу.

Можно также заметить, что начиная с отмены антицыганских законов в среде цыган начали появляться, выделяться и получать признание в нецыганском обществе одарённые в тех или иных областях личности, что является ещё одним свидетельством сложившейся более или менее благоприятной для цыган обстановки. Так, в Великобритании в XIX и начале XX века это проповедник Родни Смит, футболист Рэйби Хоуэлл, радиожурналист и писатель Джордж Брэмвелл Эвенс; в Испании - францисканец Сеферино Хименес Малья, токаор Рамон Монтойя Саласар-старший; во Франции - джазмены братья Ферре и Джанго Рейнхардт; в Германии - боксёр Иоганн Тролльманн.

Цыгане в Восточной Европе (XV - начало XX века)

Миграция цыган в Европу

В начале XV века значительная часть византийских цыган вела полуоседлый образ жизни. Цыгане были известны не только в греческих областях Византии, но и в Сербии, Албании, землях современных Румынии и Венгрии. Они селились деревнями или городскими слободками, собираясь компактно по признакам родства и профессии. Основными ремёслами были работа с железом и драгоценными металлами, вырезание из дерева предметов быта, плетение корзин. Жили в этих областях и кочевые цыгане, которые также занимались ремёслами либо цирковыми представлениями с использованием дрессированных медведей.

В 1432 году король Венгрии Жигмонд даровал цыганам освобождение от налогов, поскольку они стали играть важную роль в обороне края. Цыгане делали пушечные ядра, холодное оружие, конскую сбрую и латы для воинов.

После завоевания Балкан мусульманами большая часть ремесленников осталась на своих местах, поскольку их труд оставался востребованным. В мусульманских источниках цыгане описываются как мастера, которым под силу любая тонкая работа по металлу, в том числе изготовление ружей. Цыгане-христиане часто добывали гарантии безопасности для себя и своих семей, обслуживая турецкую армию. Значительное число цыган попало в Болгарию именно с турецкими войсками (что стало причиной их довольно прохладных отношений с местным населением).

Султан Мехмед II Завоеватель обложил цыган налогом, но освободил от него оружейников, а также тех цыган, что жили в крепостях. Уже тогда некоторые цыгане начали принимать ислам. Этот процесс ускорился вследствие проводимой в дальнейшем политики исламизации турками завоёванных земель, в числе которой были повышенные налоги для христианского населения. Вследствие этой политики цыгане Восточной Европы фактически разделились на мусульман и христиан. При турках цыган также впервые стали продавать в рабство (за долги по налогу), однако это не имело широкого распространения.

В XVI веке турками были предприняты немалые усилия по переписи цыган. В османских документах подробно описаны возраст, занятия и прочие необходимые для налогообложения данные. В регистр вносились даже кочевые группы. Перечень профессий был очень обширен: документы из балканских архивов перечисляют кузнецов, лудильщиков, мясников, маляров, сапожников, сторожей, шерстобитов, скороходов, портных, пастухов и т. д.

В общем и целом османскую политику по отношениям к цыганам можно назвать мягкой. Это имело как положительные, так и отрицательные последствия. с одной стороны, цыгане не стали криминализированной группой, как в Западной Европе. С другой, местное население их записывало в «любимчики» турецкой власти, вследствие чего отношение к ним было холодным или даже враждебным. Так, в Молдавском и Волошском княжествах цыган объявили рабами «с рождения»; каждый цыган принадлежал хозяину той земли, на которой его застиг указ. Там же, на протяжении нескольких веков цыган подвергали жесточайшим наказаниям, пыткам ради развлечения и массовым казням. Торговля крепостными-цыганами и пытки над ними практиковались вплоть до середины XIX века. Вот пример объявлений о продаже: 1845 год

У сыновей и наследников умершего сердара Николая Нико, в Бухаресте, продаются 200 семейств цыган. Мужчины большей частью слесари, золотых дел мастера, башмачники, музыканты и земледельцы.

И 1852 год:

Монастырём св. Илии на продажу выставлен первый лот цыган-рабов, 8 мая 1852 года, состоящий из 18 мужчин, 10 мальчиков, 7 женщин и 3 девочек: в прекрасном состоянии

В 1829 году Российская империя одержала победу в войне с турками; Молдавия и Валахия отошли под её контроль. Правителем княжеств был временно назначен генерал-адъютант Киселёв. Он настоял на внесении изменений в гражданский кодекс Молдавии. Среди прочего, в 1833 году за цыганами был признан статус личности, что означало запрет на их убийство. Был введён параграф, согласно которому цыганка, принуждённая стать наложницей своего господина, освобождалась после его смерти.

Под влиянием прогрессивных умов России, идеи отмены крепостничества начали распространяться и в молдавском и румынском обществе. Способствовали их распространению и студенты, обучавшиеся за границей. В сентябре 1848 года на улицах Бухареста состоялась молодёжная демонстрация с требованиями отмены крепостного права. Некоторые из помещиков добровольно освободили своих рабов. Однако в большинстве своём рабовладельцы противились новым идеям. Чтобы не вызывать их недовольства, правительства Молдавии и Валахии действовали обходным способом: выкупали рабов у владельцев и освобождали. Наконец, в 1864 году рабство было запрещено законодательно.

После отмены рабства началась активная эмиграция цыган-кэлдэраров из Валахии в Россию, Венгрию и другие страны. К началу Второй мировой войны кэлдэраров можно было обнаружить уже почти во всех европейских странах.

Цыгане в России, Украине и в СССР (конец XVII - начало XX века)

Самый ранний российский официальный документ, упоминающий цыган, относится к 1733 году - указ Анны Иоановны о новых налогах на содержание армии.

Следующее упоминание в документах происходит через несколько месяцев показывает, что цыгане пришли в Россию относительно незадолго до принятия указа о налогах и закрепляет их право жить в Ингерманландии. До этого, по-видимому, статус их был в России не определён, теперь же им разрешалось:

Жить и торговать лошадьми; а так как они показали себя здешними уроженцами, то предписано было включить их в подушную перепись там, где жить пожелают, и положить в раскладку на Конной Гвардии полк

По фразе «показали себя здешними уроженцами» можно понять, что поколение цыган, проживающих в данной области, было, как минимум, второе.

Ещё раньше, примерно на век, цыгане (группы сэрвы) появились на территории современной Украины.

2004 год. Современные цыгане-сэрвы в Украине.

Как видим, к моменту написания документа они уже платили налоги, то есть жили на законных основаниях.

В России новые этнические группы цыган появлялись с расширением территории. Так, при присоединении к Российской империи части Польши, в России появились польска рома; Бессарабии - различные молдовские цыгане; Крыма - крымские цыгане.

Указ Екатерины II от 21 декабря 1783 года причислял цыган к крестьянскому сословию и предписывал взимать с них сообразные сословию налоги и подати. Однако, цыганам разрешалось также по желанию приписывать себя к другим сословиям (кроме, конечно, дворянского, и при соответствующем образе жизни), и к концу XIX века русских цыган мещанского и купеческого сословий было уже немало (впервые цыгане как представители этих сословий упоминались, впрочем, ещё в 1800 году). В течение XIX века происходил неуклонный процесс интеграции и оседания русских цыган, обычно связанный с ростом финансового благополучия семей. Появилась прослойка профессиональных артистов.

Цыгане из города Новый Оскол. Фотография начала XX века.

В конце XIX века в школы отдавали детей не только оседлые цыгане, но и кочевые (становясь зимой на постой в деревне). Помимо упомянутых выше групп, в население Российской империи вошли азиатские люли, кавказские карачи и боша, а в начале XX века ещё и ловари и кэлдэрары.

Революция 1917 года ударила по наиболее образованной части цыганского населения (поскольку она же и была наиболее состоятельной) - представителям купеческого сословия, а также на цыганских артистах, чьим основным источником дохода были выступления перед дворянами и купцами. Многие зажиточные цыганские семьи бросили своё имущество и ушли в кочевье, поскольку кочевые цыгане во время Гражданской войны автоматически приписывались к бедноте. Бедноту не трогала Красная Армия, а кочевых цыган не трогал почти никто. Часть цыганских семей эмигрировала в страны Европы, Китай и США. Молодых цыганских парней можно было обнаружить как в Красной Армии, так и в Белой, поскольку социальное расслоение русских цыган и сэрвов к началу XX века было уже значительным.

После Гражданской войны, цыгане из числа бывших купцов, ставшие кочевыми, старались ограничить общение своих детей с нецыганами, не пускали в школы, в страхе, что дети случайно выдадут небедняцкое происхождение семей. В результате безграмотность стала в среде кочевых цыган почти поголовной. Кроме того, количество оседлых цыган, основу которых составляли до революции именно купцы и артисты, резко уменьшилось. К концу 20-х годов проблемы безграмотности и большого количества кочующих в цыганском населении было замечено Советской Властью. Правительство совместно с активистами из числа оставшихся в городах цыганских артистов попыталось предпринять ряд мер для решения этих проблем.

Так, в 1927 году Совнарком Украины принял постановление о помощи кочевым цыганам при переходе на «трудовой оседлый образ жизни».

В конце 20-х годов открываются цыганские педагогические техникумы, издаётся литература и пресса на цыганском языке, действуют цыганские школы-интернаты.

Цыгане и Вторая мировая война

В годы Второй мировой войны, по последним исследованиям, около 150 000-200 000 цыган в Центральной и Восточной Европе были истреблены нацистами и их союзниками (см. Геноцид цыган). Из них 30 000 были гражданами СССР.

С советской стороны, во время ВОВ из Крыма, заодно с крымскими татарами, были депортированы их единоверцы, крымские цыгане (кырымитика рома).

Цыгане выступили не только пассивными жертвами. Цыгане СССР участвовали в военных действиях как рядовые, танкисты, водители, лётчики, артиллеристы, медицинские работники и партизаны; состояли в Сопротивлении цыгане Франции, Бельгии, Словакии, Балканских стран, а также находившиеся там во время войны цыгане из Румынии и Венгрии.

Цыгане в Европе и СССР/ России (вторая половина XX - начало XXI века)

Украинские цыгане, Львов

Украинские цыгане.

После Второй мировой войны цыгане Европы и СССР условно разделились на несколько культурных групп: цыгане СССР, социалистических стран, Испании и Португалии, Скандинавии, Великобритании и Западной Европы. Внутри этих культурных групп культуры разных цыганских этногрупп сближались, тогда как сами культурные группы отдалялись друг от друга. Культурное сближение цыган СССР происходило на базе культуры русских цыган, как самой многочисленной цыганской этногруппы.

В республиках СССР шла интенсивная ассимиляция и интеграция цыган в общество. С одной стороны, преследования цыган со стороны властей, имевшие место незадолго до войны, не возобновлялись. С другой стороны, самобытная культура, кроме музыкальной, подавлялась, велась пропаганда на тему освобождения революцией цыган от поголовной нищеты, формировался стереотип скудости собственно цыганской культуры до влияния советской власти (см. Культура цыган, Инга Андроникова), культурные достижения цыган объявлялись достижениями в первую очередь советской власти (так, например, театр «Ромэн» повсеместно назывался первым и единственным цыганским театром, появление которого вменялось в заслугу советской власти), цыгане СССР были отсечены от информационного пространства европейских цыган (с которым до революции поддерживалась некоторая связь), что отрезало советских цыган также и от культурных достижений европейских соплеменников. Однако и помощь со стороны советской власти в развитии художественной культуры, в повышении уровня образования цыганского населения СССР была высока.

5 октября 1956 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни. Реакция на указ была двоякой как со стороны местных властей, так и со стороны цыган. Местные власти исполняли этот указ, либо выдавая цыганам жильё и побуждая или принуждая их вместо кустарного ремесла и гадания официально трудоустраиваться, либо просто прогоняя цыган со стоянок и подвергая кочевых цыган дискриминации на бытовом уровне. Цыгане же либо радовались новому жилью и достаточно легко переходили в новые условия жизни (часто это были цыгане, имеющие по новому месту жительства друзей-цыган либо оседлых родственников, которые помогали им советом при налаживании новой жизни), либо же считали указ началом попытки ассимилировать, растворить цыган как этнос и всячески уклонялись от его исполнения. Те цыгане, что сначала приняли указ нейтрально, но не имели информационной и моральной поддержки, вскоре восприняли переход на оседлость как несчастье. В результате указа осело более 90 % цыган СССР.

В современной Восточной Европе, реже в Западной Европе, цыгане нередко становятся объектом дискриминации в обществе.

В конце XX - начале XXI века Европу и Россию захлестнула волна цыганских миграций. Обнищавшие или маргинализировавшиеся цыгане из Румынии, западной Украины и бывшей Югославии - бывших соц. стран, в которых после развала СССР возникли экономические и социальные трудности - отправились на заработки в Европейский союз и Россию. В наши дни их можно увидеть буквально на любом перекрёстке мира, женщины этих цыган массово вернулись к старинному традиционному занятию - попрошайничеству.

В России также наблюдается хоть и более медленное, но заметное обнищание, маргинализация и криминализация цыганского населения. Снизился средний образовательный уровень. Остро встала проблема употребления наркотиков подростками. Довольно часто цыгане стали упоминаться в криминальной хронике в связи с торговлей наркотиками, и мошенничеством. Заметно снизилась популярность цыганского музыкального искусства. В то же время, возродились цыганская пресса и цыганская литература.

В Европе и России идёт активное культурное заимствование между цыганами разных народностей, зарождается общецыганская музыкально-танцевальная культура, на которую сильное влияние оказывает культура русских цыган.

– Давайте с самого начала определимся. Цыгане – кличка. Такой нации нет. Цыганами в незапамятные времена европейцы прозвали ромалов – народ, разбивавший таборы по берегам речки Цыгал. А потом и всех остальных ромалов стали звать цыганами.

– А в паспорте у вас какая национальность была записана?

– Румын. Всех нас в России и в Германии записывали румынами или чаще венграми.

– Потому что ромалы как нация зародились в Венгрии?

– Вообще-то самое распространенное мнение – что цыгане спустились с Гималаев... Трудно сказать, откуда мы. Впервые о ромалах упоминается в древнееврейских письменных источниках. Изначально ромалы разговаривали на иврите. Потом двинулись в Египет, оттуда в Индию, а через 300 лет, после Персидской войны, цыгане разбрелись по всему миру. Больше всего осело в Венгрии.

– Почему в России сложился негативный стереотип цыгана?

– Потому что у нас никогда не было своего государства. У нас и сейчас нет ни партии, ни четко структурированного землячества. Мы до того сливаемся с местной культурой, что уже через век или два считаем ее своей. Но везде нас продолжают считать чужими. На этом и Гитлер сыграл, когда нас гнали и уничтожали наравне с евреями. И нас, и их считали наглецами за стремление вписаться в другую культуру. А это не человеческая – это наша национальная черта. Чья песня «Очи черные»? Цыганская? Но ведь и стихи, и музыку сочинили русские. Любой романс (слово, родственное наименованию «рома»), станет цыганским, если его споет цыган. Фламенко – цыганский танец, но с испанским колоритом. К сожалению, нас продолжают признавать, лишь когда мы поем и пляшем, будто у нас нет на земле других дел. Наша душа за века гонений так истерзана, что ее необходимо выражать через песни. Чем нам тоскливее, тем удалее песни. Ромалы никогда не плачут.

– Вам ставят в упрек, что вы, живя на чужой земле и перенимая чужую культуру и язык, не считаетесь с местными нравственными законами. А свои у вас есть? Например, если ваша девушка полюбит русского, разрешат ли ей родители выйти за него замуж?

– У меня самого дочка вышла за русского. Что касается законов – да, среди нас есть и такие, кто их не уважает, и несут за это ответственность. У нас есть даже свой суд, в который входят пять старейшин. Ромал может быть каким угодно, однако слово старшего для него закон. Если суд признал тебя «магардо» – законопреступником – ты будешь изгнан из города или села, в зависимости от тяжести преступления, на всю жизнь, на двадцать лет, на два года. «Магардо» уходит один. Если жена решила остаться с ним, она тоже становится «магардо», без суда и следствия. Человек не имеет права жить с честными рома в одном городе, если он убийца или наркоторговец. Настоящие рома – честные рыцари.

– А какое преступление считается среди ромалов самым тяжким?

– У нас культ семьи, культ супружества, культ материнства. Поэтому самым страшным для нас является любое преступление на сексуальной почве. Нас числят в нациях, склонных к , а я вам приведу такой пример. В России на каждом шагу, даже в супермаркетах, рядом с пищей продают презервативы. А у нас человек, если просто возьмет презерватив в руки, автоматически становится «магардо». Среди наших женщин нет проституток. Наконец, если мы узнаем, что человек употребляет или продает наркотики, мы его изгоняем на всю жизнь. Потому что подобный образ жизни считаем неправильным...

–А «правильная» жизнь для ромалов – какая?

–Правильно жить – значит жить открыто и красиво. Своей открытостью ромал и выделяется, за что расплачивается. Кроме того, мы живем сегодняшним днем. Многие считают, что жить одним днем нельзя. Это не так. Почитайте Библию. Слово «день» там повторяется постоянно. Каждый твой день может оказаться последним. И поэтому жить надо еще и весело. Самые веселые наши праздники – Пасха, Рождество, день Петра и Павла. В такие дни мы снимаем рестораны, собираемся там по 300–400 человек. А в будни мы видимся редко. Все-таки большинство из нас работает. И не только на эстраде. Среди нас есть даже космонавт.