А н андреев биография. Леонид Н. Андреев - краткая биография. Из юриспруденции в литературу

(1882-1891). Увлекался творчеством Шопенгауэра и Гартмана .

Юность

Юношеская впечатлительность и развитое воображение несколько раз побуждали его на безрассудные поступки: в возрасте 17 лет решил испытать силу воли и лёг между рельсов перед приближающимся паровозом , но остался невредим.

Окончив гимназию, Андреев поступил на юридический факультет Петербургского университета ; после смерти отца материальное положение его семьи ухудшилось, а сам Андреев начал злоупотреблять алкоголем . Одно время Андрееву приходилось даже голодать. В Петербурге пробовал писать свои первые рассказы, однако из редакции, как Андреев вспоминает в своих мемуарах, их вернули со смехом. Отчисленный за неуплату, он поступил на юридический факультет Московского университета . В Москве, по словам самого Андреева: «материально жилось лучше: помогали товарищи и комитет» .

В 1894 году, после любовной неудачи, Андреев пытался покончить жизнь самоубийством. Последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и порок сердца , который и вызвал впоследствии смерть писателя . После этого случая Леонид Андреев опять был вынужден бедствовать: теперь ему необходимо было кормить мать, своих сестёр и братьев, перебравшихся в Москву. Перебивался случайными заработками, преподаванием и рисованием портретов на заказ. В политической деятельности не участвовал.

В 1897 году успешно сдал выпускные экзамены в университете , что открыло ему дорогу в адвокатуру , которой он занимался вплоть до 1902 года. В том же году начинает свою журналистскую деятельность в газетах «Московский вестник» и «Курьер ». Свои фельетоны он подписывал псевдонимом James Lynch . В 1898 году в «Курьере» был напечатан его первый рассказ: «Баргамот и Гараська». По словам Андреева, рассказ был подражанием Диккенсу , однако молодого автора заметил Максим Горький , который и пригласил Андреева в книгоиздательное товарищество «Знание» , объединяющее многих молодых писателей.

Первая русская революция и довоенные годы

Настоящая слава пришла к Андрееву после издания в 1901 году его рассказа «Жили-были» в журнале «Жизнь» .

В 1902 году Андреев женится на А. М. Велигорской - внучатой племяннице Тараса Шевченко . За несколько дней до свадьбы Андреев подарил невесте первый сборник своих рассказов, написав в нём:

«Пустынею и кабаком была моя жизнь, и был я одинок, и в самом себе не имел я друга. Были дни, светлые и пустые, как чужой праздник, и были ночи, темные, жуткие, и по ночам я думал о жизни и смерти, и боялся жизни и смерти, и не знал, чего больше хотел - жизни или смерти. Безгранично велик был мир, и я был один - больное тоскующее сердце, мутящийся ум и злая, бессильная воля. <…> И я сжимался от ужаса жизни, одинокий среди ночи и людей, и в самом себе не имея друга. Печальна была моя жизнь, и страшно мне было жить. Я всегда любил солнце, но свет его страшен для одиноких, как свет фонаря над бездною. Чем ярче фонарь, тем глубже пропасть, и ужасно было мое одиночество перед ярким солнцем. <…> Уже близка была моя смерть. И я знаю, знаю всем дрожащим от воспоминаний телом, что та рука, которая водит сейчас пером, была бы в могиле - если бы не пришла твоя любовь, которой я так долго ждал, о которой так много, много мечтал и так горько плакал в своем безысходном одиночестве…».

Андреев Вадим. Детство, с. 156-159

В том же году становится редактором «Курьера», вынужден был дать полиции подписку о невыезде из-за своей связи с революционно настроенным студенчеством. Благодаря помощи Максима Горького большим тиражом был выпущен первый том его сочинений. В эти годы обозначилась направленность творчества и его литературная манера.

В 1906 году писатель вынужден уехать в Германию, где у него рождается второй сын, Даниил , который впоследствии станет писателем (его перу принадлежит трактат «Роза Мира »). В декабре того же года от послеродовой горячки умирает его жена (похоронена в Москве на кладбище Новодевичьего монастыря).

Андреев уезжает на Капри (Италия), где живёт у Горького (с декабря 1906 - до весны 1907 года). После начала реакции в 1907 году - Андреев разочаровывается в самой революции. Он отходит от революционно настроенного писательского окружения Горького.

В 1908 году Андреев женится на Анне Ильиничне Денисевич (Карницкой) и переезжает в собственный дом в Ваммельсу . На вилле «Аванс» (название было выбрано из-за того, что дом был построен на аванс от издателя) Леонид Андреев пишет свои первые драматические произведения.

С 1909 года активно сотрудничает с модернистскими альманахами издательства «Шиповник». Из заметки в «Московской газете», 1912 год: «Леонид Андреев отправляется на днях в путешествие по Африке. Путешествие продолжится около двух месяцев. Талантливый писатель чувствует себя здоровым и бодрым и занят теперь изучением разных путеводителей и книг об Африке».

Андреев Леонид Николаевич; г. Орел, Российская империя; 09.08.1871 – 12.09.1919

Андреев Леонид – писатель, представитель Серебряного века в российской литературе. Из-под его пера вышло более пятидесяти рассказов, несколько пьес и романов на острые социальные темы. По мотивам Леонида Андреева книг было снято несколько художественных фильмов. Последней стала картина «Иуда», которая вышла на экраны в 2013 году.

Биография Леонида Андреева

Андреев Леонид Николаевич появился на свет осенью 1871 года. Его отец происходил из обедневшей дворянской семьи и пользовался уважением в обществе. Мать будущего писателя Анастасия имела польские корни и, несмотря на свою необразованность, сумела привить своему старшему сыну любовь к литературе. С самого детства Андреев любил читать, а в юности стал увлекаться немецкой философией.

В 1882 году поступил в местную гимназию, в которой провел последующие девять лет. Сам писатель утверждал, что учеба давалась ему весьма сложно, из-за чего его оценки порой состояли из одних троек. Тяжелее всего мальчику давалась математика – домашнее задание по ней он списывал у своих товарищей. Взамен он писал за своих одноклассников то, что нравилось ему больше всего – сочинения по литературе. Среди его любимых писателей – , Артур Шопенгауэр. Кроме того, Андреев серьезно увлекался рисованием, уровень которого из-за отсутствия соответствующего образования, так и остался довольно посредственным.

О Леониде Андрееве читать можем, что характер будущего писателя был сложный, порывистый и бунтарский. Из его дневника можно понять, что юноша не признавал существующие моральные устои и хотел пойти против системы. Как-то раз он даже лег на рельсы, однако поезд не затронул мальчика.

В 1891 году Леонид Андреев заканчивает обучение в гимназии и переезжает в Петербург. Там он поступает на юридический факультет местного университета. Стоит отметить, что семейное благосостояние молодого человека на тот момент становилась все хуже и хуже. Дело в том, что отец будущего писателя скончался, оставив семью без средств к существованию. Поскольку Леонид был старшим ребенком в семье, он должен был подумать о том, как найти хоть немного денег. Будучи студентом, он принимается за написание небольших произведений. В результате чего в 1892 году в одном из популярных периодических изданий выходит первый рассказ Леонида Андреева под названием «В холоде и золоте».

Однако справиться с нехваткой денег оказалось довольно сложно. Через два года после начала обучения в университете молодого человека отчисляют за неуплату. Он переезжает в Москву и уже там поступает на юридический факультет. В Московском университете Андрееву было намного проще. Он нашел материальную поддержку в лице своих товарищей и комитета учебного заведения. В 1894 году он сделал предложение своей возлюбленной, на которое девушка ответила отказом. Не справившись с сердечной драмой, писатель решает покончить с жизнью. Он хочет застрелиться, однако выживает после попытки суицида. Данный случай не прошел бесследно для физического и морального состояния Андреева. Он получает серьезные проблемы с сердцем и начинает посещать церковь, где кается в своих грехах.

Если биографию Леонида Андреева скачать, то узнаем, что в связи с состоянием писателя его мать, братья и сестры решают перебраться к нему в Москву. Это существенно осложняет финансовое положение молодого человека. Он начинает искать способы заработать достаточное количество средств, чтобы содержать свою семью. Один за другим он находит незначительные подработки, занимается преподаванием и рисует на заказ портреты. В поисках более дешевого жилья Андреевы сменили несколько квартир в Москве. Леонид пытался опубликовать свои произведения, однако получает отказ в каждом издательстве. В 1897 году он забирает диплом об окончании обучения в университете и начинает адвокатскую практику. Для начала Андреев устраивается помощником в Московский судебный округ. В том же 1897 году ему поступает предложение вести колонку о судебных разбирательствах в «Московском вестнике». Пробный текст, который прислал в редакцию начинающий адвокат, пришелся по вкусу читателям.

Помимо судебных очерков выходит несколько художественных Леонида Андреева произведений. Периодическое издание «Курьер» один за другим публикует небольшие фельетоны автора. В 1898 году выходит рассказ писателя под названием «Баргамот и Гараська». Именно эта история повлияла на становление Леонида Андреева как писателя. Дело в том, что его рассказ прочитал . Он решил познакомиться с малоизвестным, но потенциальным и талантливым Андреевым, вместе с которым через несколько лет писатель образует небольшое литературное содружество. Именно рекомендации Горького помогли Леониду на начальном этапе написания книг.

В 1901 году выходит первый том произведений писателя. А в следующем году Андреев женится на своей возлюбленной – Александре Велигорской, которая приходилась внучатой племянницей популярного украинского поэта Тараса Шевченко. Через несколько месяцев после свадьбы Андреев получает должность редактора в газете «Курьер». Из-за общения с революционно-настроенными студентами писатель привлекает внимание полиции. Из-за этого он вынужден был подписать документ о невыезде из страны. Во времена Первой русской революции Леонид активно поддерживал членов РСДРП. Из-за сокрытия несогласных писателя отправляют в тюрьму. После заключения Андреев вынужден перебраться в Европу.

В 1906 году у писателя рождается младший сын, а супруга умирает из-за осложнений после родов. Некоторое время Андреев живет в Италии в гостях у Горького. В тридцать семь лет Андреев встречает свою вторую супругу Анну Денисевич, вместе с которой он перебирается в поселок под Санкт-Петербургом. Творчество Леонида Андреева тогда концентрировалось преимущественно на драматических произведениях, которые регулярно появляются на страницах альманахов и газет. Последние годы жизни писатель провел в Финляндии, где писал критические публицистические очерки о коммунизме. Проблемы со здоровьем, которые начались еще в юношестве, оставили неизгладимый след на здоровье Андреева, и в 1919 году писатель скончался от порока сердца.

Книги Леонида Андреева на сайте Топ книг

Книги Леонида Андреева читать настолько популярно, что они попали в наш . Кроме того, рассказы Андреева представлены среди . И учитывая стабильно высокий интерес к творчеству писателя, мы еще не раз увидим их на страницах нашего сайта .

Список книг Леонида Андреева

Романы и повести:

  1. Дневник Сатаны
  2. Жизнь Василия Фивейского
  3. Иго войны
  4. Иуда Искариот
  5. Красный смех
  6. Мои записки
  7. Рассказ о семи повешенных
  8. Сашка Жегулёв

Рассказы:

  1. Алёша-дурачок
  2. Ангелочек
  3. Баргамот и Гараська
  4. Бездна
  5. Бен-Товит
  6. Большой шлем
  7. Буяниха
  8. В подвале
  9. В поезде
  10. В Сабурове
  11. В тёмную даль
  12. В тумане
  13. В холоде и золоте
  14. Великан
  15. Весенние обещания
  16. Весной
  17. Возврат
  18. Воскресение всех мёртвых
  19. Герман и Марта
  20. Город
  21. Гостинец
  22. Губернатор
  23. Два письма
  24. День гнева
  25. Елеазар
  26. Жертва
  27. Жили-были
  28. Защита
  29. Земля
  30. Иван Иванович
  31. Из жизни штабс-капитана Каблукова
  32. Из рассказа, который никогда не будет окончен
  33. Иностранец
  34. Ипатов
  35. Книга
  36. Конец Джона-Проповедника
  37. Марсельеза
  38. Мельком
  39. Мои анекдоты
  40. Мои записки
  41. Молодёжь
  42. Молчание
  43. Мысль
  44. На реке
  45. На станции
  46. Набат
  47. Негодяй
  48. Неосторожность
  49. Нет прощения
  50. Он (Рассказ неизвестного)
  51. Орешек
  52. Оригинальный человек
  53. Памятник
  54. Первый гонорар
  55. Петька на даче
  56. Покой
  57. Полёт
  58. Правила добра
  59. Праздник
  60. Предстояла кража
  61. Прекрасна жизнь для воскресших
  62. Призраки
  63. Проклятие зверя
  64. Рассказ змеи о том, как у неё появились ядовитые зубы
  65. Рассказ о Сергее Петровиче
  66. Рогоносцы
  67. Случай
  68. Смерть Гулливера
  69. Стена
  70. Сын человеческий
  71. Так было
  72. Таракашка
  73. Три ночи (Сон)
  74. У окна
  75. Фальшивый рубль и добрый дядя
  76. Храбрый волк
  77. Христиане
  78. Цветок под ногою
  79. Чемоданов
  80. Чёрт на свадьбе
  81. Что видела галка

Пьесы:

  1. Gaudeamus
  2. Анатэма
  3. Анфиса
  4. Дни нашей жизни
  5. Екатерина Ивановна
  6. Жизнь человека
  7. К звёздам
  8. Милые призраки
  9. Мысль
  10. Не убий
  11. Океан
  12. Прекрасные сабинянки
  13. Профессор Сторицын
  14. Реквием
  15. Савва
  16. Самсон в оковах
  17. Собачий вальс
  18. Тот, кто получает пощёчины
  19. Царь Голод
  20. Чёрные маски

Леонид Николаевич Андреев – русский прозаик, драматург, публицист – родился 9(21) августа 1871 года в Орле. Сын частного землемера. Его семья всегда была достаточно обеспечена. Но когда отец скончался, в биографии Леонида Николаевича Андреева наступил сложный период. Не хватало средств, так что иногда Леонид вынужден был даже голодать. Чтобы содержать семью ему приходилось много работать, сменить несколько мест.

В 1897 году Л. Андреев окончил юридический факультет Московского университета. С этого же года служил помощником присяжного поверенного Московского судебного округа, одновременно работал судебным репортером в газете «Курьер», где с 1900 года вёл два цикла фельетонов – ежедневный «Впечатления» и воскресный «Москва. Мелочи жизни», а с декабря 1901 года заведовал беллетристическим отделом.

Первое выступление в печати – рассказ «В холоде и золоте» (1892 ), но сам Андреев литературным дебютом считал пасхальный рассказ «Баргамот и Гараська» («Курьер», 1898, 5 апреля ). Известность получил после первой книги «Рассказы» (1901 ), выпущенной на средства М. Горького; публиковался в редактировавшихся им сборниках реалистичной направленности. Вместе с тем явственные переклички с классической традицией, с темами и мотивами Ф.М. Достоевского, В.М. Гаршина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова уже в ранних рассказах Андреева («Большой шлем», 1899 ; «Молчание», 1900 ; «Стена», 1901 ; «Бездна», «В тумане», «Мысль», 1902 и др.) соединились с модернистской интерпретацией бытия и человека, вниманием к иррациональным и подсознательным пластам существования (обусловленным влиянием философии А. Шопенгауэра и Э. Гартмана, отчасти Ф. Ницше). Точность в выборе общественно значимой проблематики, возведение социальной конкретики к метафизическим универсалиям, напряженный психологизм повествования (нередко передающие крайние, «пограничные» состояния персонажей), своеобразие стилевой манеры Андреева-прозаика («Жизнь Василия Фивейского», 1904 ; «Красный смех», «Вор», 1905 ; «Губернатор», 1906 ; «Иуда Искариот и другие», 1907 ; «Рассказ о семи повешенных», «Мои записки», 1908 и др.), во многом предвещающих поэтику экспрессионизма, делали его новаторское творчество в 1900-х – начале 1910-х гг . барометром социокультурных и интеллектуально-эстетических настроений России.

В 1907 писатель стал лауреатом литературной премии им. Грибоедова в Санкт-Петербурге.

В 1910-е ни одно из новых произведений Андреева не становится литературным событием, тем не менее Бунин записывает в своем дневнике: «Все-таки это единственный из современных писателей, к которому меня влечет, чью всякую новую вещь я тотчас же читаю».

В литературе Андреев занимал обособленную позицию, находясь как бы в промежутке между реализмом и модернизмом. В своих мировоззренческих исканиях он (как свидетельствуют биографические материалы – неосознанно) сближался с экзистенциалистской философией Л. Шестова и Н.А. Бердяева. Ярко выраженные в этот период мотивы тотального отчуждения человека от враждебного ему бытия сменяются в первой половине 1910-х гг. надеждами на возможность примирения с мирозданием (например, рассказ «Полёт», 1914 ), но в конце жизни вновь усиливаются настроением пессимизма (неоконченный роман «Дневник Сатаны», опубликованный посмертно в 1921 ).

В области драматургии новаторство Андреева выразилось в попытках создать пьесы, в которых традиционное жизнеподобие заменялось бы символически насыщенным условным сюжетом, сочетавшимся с экспрессионистическим стилем и способным вместить в себя все этапы существования индивида («Жизнь Человека», 1907 ), обобщенные образы социальных катаклизмов («Царь-Голод», 1908 ), фантомы подсознания («Чёрные маски», 1908 ). В своей концепции «театра панпсихизма» (1912-1914 ) Андреев утверждает приоритет интеллектуальных начал в грядущей эволюции театра. Отчасти эта концепция была реализована в его поздних пьесах («Тот, кто получает пощёчины», 1915 ; «Реквием», 1917 ; «Собачий вальс», 1922 ), в которых особенно остро звучит тема трагедийности индивидуального существования. Пьесы Андреева, как экспериментальные («Жизнь Человека», «Анатэма», 1908 ), так и более традиционные («Дни нашей жизни», 1908 ; «Анфиса», 1909 ; «Екатерина Ивановна», 1912 ), ставили крупнейшие режиссеры (К.С. Станиславский, Вл.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд); они с успехом шли во многих российских и европейских театрах.

Когда началась Первая Русская революция, Андреев активно участвовал в общественной жизни. Попал в тюрьму, но вскоре был выпущен под залог. А в ноябре 1905 покинул страну. Вначале отправился в Германию, затем в Италию, Финляндию. Первая мировая война в биографии писателя Леонида Андреева наложила отпечаток на его жизнь и творчество. Октябрьской революции Андреев не принял. Он жил в это время с семьей на даче в Финляндии и в декабре 1917 после получения Финляндией самостоятельности оказался в эмиграции.

Многие статьи о Леониде Андрееве начинаются сообщением о том, что он был основоположником русского экспрессионизма (в основе этого направления лежит не отображение действительности, а внутренний мир автора, порождаемый ею). Хотя очень часто наряду с этим определением его творчества современники относили его метод и к критическому реализму, и к неореализму, и к и реальному мистицизму.

Отсутствие принадлежности к определенному направлению

Леонид Андреев, на творчество которого навешивалось столько ярлыков, порой сам не мог определиться со своей принадлежностью к какому-либо конкретному течению.

Писатель в письме к А. М. Горькому сам спрашивал, кто он такой на самом деле, так как для декадентов он реалист, а для реалистов - символист. В своем творчестве талантливый и своеобразный писатель хотел достичь синтеза или хотя бы примирения двух направлений миропонимания, живущих и постоянно противоборствующих в его сознании - декадентского и реалистического.

Два в одном

С реализмом все понятно. А что такое декаденство? Прямой перевод означает упадок или культурный регресс. В искусстве же и литературе - это модернистское направление, которому присущи крайние формы эстетизма, индивидуализма и аморализма или имморализма. И эти две взаимоисключающие крайности хотел синтезировать в своем творчестве Леонид Андреев. Все это послужило огранкой его блестящему самобытному таланту, и проза его была узнаваема сразу, хотя он обладал даром мастерски писать под кого-то - то ли под Гаршина, то ли под Чехова и которых восхищался. Надо добавить, что с юношеских лет и потом на протяжении всей жизни он зачитывался Шопенгауэром и Ницше и считал их своими духовными наставниками.

Родители

Родился Леонид Андреев в довольно обеспеченной семье. Дед по отцовской линии был предводителем дворянства, а бабка - крепостной. Статью этот красавец пошел в деда. Обостренным чувством справедливости и тягой к выпивке - в отца, землемера-таксатора (оценщика), который умер от пьянства в возрасте 42 лет. А любовью ко всему прекрасному писатель обязан матери - представительнице обедневшего польского дворянского рода, любящей его беззаветно. Итак, в городе Орле, в семье чиновника 21 августа 1871 года появился на свет будущий «сфинкс российской интеллигенции», как называли его современники.

Художник-дилетант

Азбуке он выучился в 6 лет и на всю жизнь сохранил привычку читать запоем. В местную Орловскую гимназию поступил в возрасте 11 лет, учился неважно, но сочинения - в обмен на решения задач - писал почти всему классу, причем все они были разными по стилю. Но ни о каком писательстве Леонид Андреев не помышлял, ибо полностью был занят рисованием. Он не стал профессиональным живописцем, так как в Орле не было художественного училища, но умение рисовать одно время неплохо кормило семью - ему платили до 11 рублей за портрет. Спустя годы после смерти писателя его работы стали выставлять на международных выставках наряду с шедеврами мастеров живописи, его современников.

Леонид Николаевич Андреев, известный писатель, родился в Орле в 1871 г. Учился в Орловской гимназии и в университетах С.-Петербургском и Московском на юридических факультетах.

В студенчески годы написал первый свой рассказ. В 1894 г. Л. Н. Андреев "покушался на самоубийство; последствием неудачного выстрела было церковное покаяние и болезнь сердца, неопасная, но упрямая и надоедливая". Попытки попасть в печать долго ему не удавались.

В 1897 г. Л. Н. Андреев записался в число московских помощников присяжных поверенных, но практикой почти не занимался. Тогда же ему предложили давать отчеты в только что основанную московскую газету "Курьер". Несколько рассказов Л. Н. Андреева, напечатанных в этой газете, обратили на себя внимание Максима Горького. Молодые писатели сблизились и вместе с несколькими другими начинающими писателями — Скитальцем, Буниным, Телешовым — и знаменитым певцом Шаляпиным образовали тесное литературно-артистическое содружество.

Внимание большой публики Л. Н. Андреев обратил на себя в "Жизни" рассказом "Жили-были". Затем появилось несколько других его рассказов в "Жизни", "Журнале для всех" и "Курьере". Первый сборник рассказов Л. Н. Андреева вышел в 1901 г. и в короткое время разошелся в нескольких десятках тысяч экземпляров. Критики самых разнообразных направлений, в том числе Михайловский, отнеслись к нему как к литературному явлению серьезного значения.

Одним из главных элементов трагедии человеческого существования Л. Н. Андреев считает взаимное непонимание, отчужденность, ужас одиночества. Этой любимой теме новоевропейской литературы посвящены рассказы "У окна", "Молчание" и "В темную даль". В "Молчании" драма разыгрывается среди людей, в сущности, любящих друг друга, которые могли бы облегчить друг другу страдания. Но отчуждение — и то, которое зависит от людей, и то, которое от них не зависит, — неумолимо и неотвратимо гонит к роковой развязке.

Пред нами дочь, отвечающая упорным молчанием на мольбы родителей сказать им, в чем ее горе, и, наконец, бросающаяся под поезд. На ее могиле осиротелый отец громко зовет ее, но ответом ему служит какое-то сознательное, грозное, "гулкое молчание". Его окружает "страшное море" молчания, которое "ледяными волнами перекатывается через его голову". А дома его ждет живой труп — разбитая после смерти дочери параличом жена, которая своим стеклянным, остановившимся взором не может ему дать никакого отклика.

Почти всеобщее благожелательное отношение к Л. Н. Андрееву после появления его первых рассказов и сборника было резко нарушено рассказом "В тумане", напечатанном в конце 1902 г. в "Журнале для всех" (№ 12). Его связали с другим рассказом Л. Н. Андреева - "Бездна" - незадолго до того напечатанным в "Курьере" и включенным в позднейшие "тысячи" собрания его рассказов; создалось обвинение в порнографии.

Обвинение это несправедливо. Насквозь проникнутый сознанием ужаса жизни, Л. Н. Андреев из этого ужаса не исключает любовь и половое чувство. Он убежден, что и под наружною красотою цветов любви скрыта ядовитая змея темных и роковых сил жизни. В "Бездне" он явно задался целью изобразить ужасное и непреодолимое по дикой силе своей пробуждение зоологической основы чувства, влекущего мужчину к женщине. Ничего, кроме ужаса, не может внушить и "В тумане".

В 1904 г. написал рассказ "Призраки" ("Правда", 1904, № 11), в 1905 г. - "Красный смех". В "Призраках" действие уже прямо происходит в сумасшедшем доме и трудно установить, где "призраки" играют большую роль — в жизни призреваемых душевных больных или в жизни тех, кто за ними наблюдает. Сумасшедшие на этот раз веселые и забавные, но веселье в такой степени чуждо Л. Н. Андрееву, что рассказ, хотя и написанный с блеском большого таланта, лишен обычной андреевской силы. "Красный смех" — это злорадный смех проливаемой красной крови. "Безумие и ужас" — этою формулою начинается рассказ, и она проходит красною нитью чрез все собрание намеренно бессвязных "отрывков" из каких-то рассказов и дневников.

Леонид Николаевич Андреев умер в 1919 г.