Анализ эпизода «Небо Аустерлица» из романа «Война и мир. Анализ эпизода из гл.3, ч.4,т.4 романа Л.Н. Толстого "Война и мир" Анализ отрывка из романа война и мир

По теме:

«Анализ эпизода как жанр сочинения»

(по роману «Война и мир»)

Цель урока: обучение учащихся данному жанру сочинения;

научить «…правильно понимать художественный текст через

язык, т. е. языковые дроби, из которых слагаются целые

образные единицы художественного языка».

Оборудование: мультимедийная презентация.

1. Вступительное слово учителя. Известно, что материал для сочинения на литературную тему надо искать, прежде всего, в самом литературном произведении, внимательно его читая и перечитывая, открывая в нем все новые и новые глубины, вникая в особенности его формы.

Сочинение данного жанра – это удивительно интересная и кропотливая работа с текстом. Каждый из вас сможет почувствовать себя, в какой-то степени, исследователем.

Давайте вспомним, что называется эпизодом? И что значит проанализировать эпизод?

Учащиеся . Эпизод – это часть сложного целого: он вплетён в художественную ткань произведения и бесчисленными, зримыми и незримыми нитями связан как с предыдущим содержанием его, так и с последующим.

Анализ эпизода – это осмысление его идейно-тематического содержания и своеобразия художественной формы, выяснение связей данной части произведения с другими (т. е. нужно знать, что было до анализизируемого эпизода, а что после него).

- Из вышесказанного делаем вывод: чтобы написать сочинение данного жанра, нужно хорошо знать текст всего произведения. Проверить ваше знание текста поможет литературная викторина.

2.Литературная викторина по роману «Война и мир».

1. Согласно роману вы «весьма красивый молодой человек». « Гостиные, сплетни, балы, тщеславие – вот заколдованный круг», из которого вы хотите вырваться. Мнение о различных персонажей о вас не столь противоречивы. В глазах одних вы «образец всех совершенств», для других «герой, достойный своего отца и своего отечества», для третьих вы «дороже всего на свете». Вы себя узнали? (А. Болконский).

2. Кто этот человек, глядя на которого « вам казались ничтожны его интересы, так мелочен казался он сам, с этим мелким тщеславием и радостью побед, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое вы теперь увидели и поняли». (Наполеон).

3. Что вы совершенно неожиданно сказали сами себе, встретившись с Наташей Ростовой на балу. (Ежели она подойдёт прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой).

Учитель . Эпизод, который мы будем анализировать на уроке, называется «Ночь в Отрадном».

3. Выразительное чтение данного эпизода заранее подготовленными учениками.

4. Беседа по вопросам.

– В чем особенность разбираемого эпизода? (И природа, и люди рисуются в нём через восприятие их Андреем Балканским).

– Ребята, если бы вы были художником, и вам предстояло проиллюстрировать данный эпизод, что бы вы нарисовали? (Ответы учащихся)

- Пред художником – иллюстратором стояла сложная задача: кого изображать? Если князя Андрея, не видны будут Наташа и Соня; если их, не виден будет князь Андрей. Посмотрите, как решил эту задачу один из лучших иллюстраторов «Войны и мира» Дементий Алексеевич Шмаринов. Он изобразил Наташу, но такой, какой представлялась эта поэтическая девушка Болконскому.

Сообщение ученицы о художниках – иллюстраторах романа.

хотелось, чтобы роман «Война и мир» был иллюстрирован. По его просьбе и при его активном участии первым над иллюстрациями к роману работал художник Башилов, причем работа шла параллельно: Толстой писал текст романа, а Башилов сразу же иллюстрировал его. В личных беседах и, что особенно важно, в письмах к художнику Лев Николаевич давал очень ценные, подробные советы, рассказывал о прототипах героев романа, комментировал фотографии их. Башилов выполнил иллюстрации только к двум первым томам «Войны и мира», но издание романа с этими иллюстрациями не состоялось. Переписка же Толстого с художником сохранилась и хорошо помогла художнику Дементию Алексеевичу в его работе над иллюстрациями к роману. Первый раз Дементий Алексеевич прочел «Войну и мир» зимой 1917 – 1918 года (в это время ему было всего 10 лет). И в течение ряда лет пытался сделать иллюстрации к роману. Эти детские рисунки цветными карандашами хранятся до сих пор.

Мечта об иллюстрировании «Войны и мира» художник никогда не покидала. Но отсутствие уверенности в своих профессиональных возможностях, отсутствие достаточного жизненного опыта заставляло Дементия Алексеевича откладывать свой замысел.

В годы Великой Отечественной войны любимая книга была перечитана и перечувствована заново. По окончании войны Дементий Алексеевич счел себя вправе взяться за эту работу. И с 1953 – 1955 год художник работает над иллюстрациями к роману «Война и мир», за которые был награжден Ленинской премией.

Иллюстрация Шмаринова «Наташа в Отрадном» дополняет эпизод «Ночь в Отрадном». Будет хорошо, если вы об этом скажете в сочинении.

5 . Анализ эпизода .

У каждого из вас есть примерный план анализа эпизода. Именно он и будет положен в основу нашего сочинения. Не забывайте делать пометки, к концу урока у вас должен быть черновик данного сочинения.


· – Какое место занимает эпизод в развитии сюжета и композиции? Как он связан с предшествующим и последующим содержанием романа? (Это один из главных эпизодов в романе. Если бы не было этого эпизода, не было первого бала Наташи Ростовой, её любви к Андрею Болконскому, её встречи с тяжело раненным, обречённым на смерть и всегда любимым человеком. Не было бы многих сцен, без которых гениальная эпопея просто немыслима).

· – Какие события в жизни князя Андрея предшествовали этому эпизоду? 1. Разочарование князя Андрея в мечтах о славе (том 1, часть 3, глава 19).

2. Смерть жены (том 2,часть 1, глава 9).

3. Жизнь князя Андрея в деревне, его занятия (том 2, часть 3, глава 1).

(Последние два года князь Андрей находился безвыездно в деревне. Провел преобразования в деревне, читал много самых разнообразных книг, «следил за внешними событиями мира», занимался разбором неудачных для русской армии кампаний, составлением проекта об изменении наших военных уставов и постановлений, уделял время сыну).

- Но при всей этой занятости делами князю Андрею казалось, что жизнь его какая-то неполная, односторонняя, скучная и надежд на изменения к лучшему нет.

Вспомните поездку князя Андрея по имениям, его первую встречу с дубом. Зачитайте самые важные слова из этого эпизода.

«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб,- подумал князь Андрей,- пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем,- наша жизнь кончена!»

- Да, Болконский «как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему выводу»: ничего не начинать, а доживать свое время, «не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

С такими мрачными мыслями, в подавленном настроении приезжает Андрей Болконский в Отрадное.

Расскажите о встрече князя Андрея с толпою девушек. Зачитайте портрет Наташи.

( Встретив в толпе девушек Наташу (радостную, веселую, счастливую), князь Андрей думает: «Чему она радуется?» И ему даже больно и обидно, что она, верно, не знала и не хотела знать о его существовании).

- Перечислите события, которые произошли в данном эпизоде? Кто участвует в нем и как раскрываются характеры героев?

(Гостеприимный граф Ростов уговорил князя Андрея переночевать в Отрадном. Болконскому не спалось, он отворил окно и увидел почти беззвездное небо. Болконский невольно «подслушал» разговор Наташи и Сони. Взволнованность Наташи красотой лунной ночи перевернула душу Болконского. На другой день, простившись только с графом, князь Андрей уехал).

- Проанализируем данный эпизод подробнее. Какие изобразительно-выразительные средства, с какой целью использованы в данном эпизоде?

( В описании лунной ночи много эпитетов: луна почти полная, небо светлое, почти беззвездное; олицетворений: лунный свет ворвался в комнату. Все это подчеркивает красоту лунной ночи.

В данном эпизоде употреблены неопределенные местоимения : какая-растительность, какая-крыша. Это подчеркивает, что князь Андрей все видит впервые. С этой же целью употреблены существительные, обозначающие род растений, а не вид: ряд деревьев, а не кленов или берез, растительность, а не трава или цветы).

- Каков эмоциональный пафос эпизода?

( А. Болконский ехал в Отрадное с тяжелыми, мрачными мыслями. И вдруг он увидел, почувствовал и позавидовал бурлящей жизни в Отрадном. Девушки и Наташа бегут, смеются, они счастливы. Наташа восторгается лунной ночью. Таким образом, радость, восторг, счастье – это и есть эмоциональный пафос эпизода).

- А как тема и проблема произведения получили здесь свое развитие?

( Данный эпизод – это переломный момент в жизни князя Андрея. Благодаря ночи, проведенной в Отрадном, он понял: «Нет, жизнь не кончена в 31 год…»)

- В чем же причина такой перемены в настроении князя Андрея?

(Эти перемены объясняются любовью к Наташе, хотя Князь Андрей, может быть, и не понимает этого).

- Какие события в жизни князя Андрея последовали за эпизодом «Ночь в Отрадном»?

(Вторая встреча князя Андрея с дубом (том 2, часть 3, глава 3).

Первый бал Наташи Ростовой (том 2, часть 3, глава 23).

Помолвка князя Андрея и Наташи (том 2, часть 3, глава 23).

Учитель. Эпизод «Ночь в Отрадном» интересен разнообразными приемами создания художественных образов. Созвучие в настроении природы и человека, портретная зарисовка, восприятие человеком красоты природы, внутренний монолог, авторское отношение к героям, которое «спрятано» в подтексте, но легко угадывается читателем в каждом слове, - всё это и есть приёмы создания художественных образов.

А вот как проиллюстрировал данный эпизод художник А. Николаев.

А сейчас мы посмотрим фрагмент фильма С. Бондарчука по роману Толстого «Война и мир». Обратите внимание на то, какое интересное решение дал этому эпизоду режиссёр. Чем отличается фрагмент фильма от иллюстраций данного эпизода художниками?

6. Итог урока .

Ваши записи на уроке – это черновик сочинения. Кто выберет для сочинения другой эпизод, используйте план анализа эпизода.

Протоиерей Павел Калинин

Федченко Н.Л.

Отношение к фигуре Льва Николаевича Толстого и всему творчеству великого гения как нельзя лучше определяется словом «хрестоматийность», настолько традиционным стало восприятие его героев, настолько привычна трактовка его произведений. Противоречия, отмечаемые во взглядах писателя, никак не затрагивают устоявшейся характеристики персонажей.

Не меняется положение и в работах исследователей, не относящихся к советской ветви литературоведения. Но можно ли считать общепринятые истины по-настоящему доказуемыми? И признавая героиню эпопеи «Война и мир» Наташу Ростову идеалом Толстого, воспринимать этот образ как соответствующей народному идеалу и народному православному мировидению? Попытаемся осмыслить образ героини, обратившись к анализу отрывка из романа-эпопеи «Война и мир», 17-18 глав части первой третьего тома (эпизод посещения Наташей церкви).

И.А. Есаулов в работе «Категория соборности в русской литературе» указывает на то, что особый, «православный контекст» «одного из вершинных для русской литературы произведений», романа «Война и мир», литературоведением «не только не описан, но и… даже не обозначен» . Автором отмечается «особая значимость для этого романа мотива молитвы» . В частности, ссылаясь на исследование С.Г. Бочарова «“Война и мир” Л.Н. Толстого» (М., 1978) и уточняя позицию, изложенную в нем, Есаулов пишет, что в «соборной молитве, в которой участвует Наташа Ростова, происходит как раз то сопряжение небесного и земного (выделено автором), то соборное единение в единой молитве, которое так характерно для православного богослужения, во многом определяющего и строй православной ментальности» . Причем подтверждением истинности подобного вывода для автора «Категории соборности…» (и не только для него) являются чувства героини («Напомним, что чувствует (выделено автором) Наташа всегда верно» , - говорится в тексте со ссылкой на труд Хализева В.Е., Кормилова С.И. «Роман Л.Н. Толстого “Война и мир”» (М., 1983)). Не смущает литературоведа и то, что говение героини, ее покаянное настроение рассматривается в тексте как лекарство: «Графиня, надеявшаяся, что “молитва поможет ей (Наташе) больше лекарств”, оказывается права» . Думается, уточнение, что «…покаяние (выделено автором) героини… происходило в соответствии с православным годовым циклом» ничего не проясняет в поведении и в оценке нами этого образа.

Более детальное исследование мировоззренческих взглядов Льва Николаевича, в частности, вероисповедального аспекта творчества писателя, содержится в труде М.М. Дунаева «Вера в горниле сомнений». Характеризуя рассказ Толстого «Три смерти», Дунаев говорит о том, что на примере образа мужика писатель показывает «религию природы»: «смерть мужика спокойна именно потому, что он не христианин. Мир природы, мир животного, есть для Толстого мир счастья, красоты (земной, чувственной) и гармонии» . Такой же жизнью живет семья Ростовых: она (эта семья) погружена «в стихию душевно-эмоциональную», что, «чуждых рационального расчета, имеющих малое понятие о рассудочных основах жизни» , противопоставляет Ростовых цивилизации, но, как нам представляется, никоим образом не свидетельствует об их религиозности.

«Малоцерковная» вера Платона Каратаева, как верно отмечает исследователь, для Толстого есть несомненное достоинство героя: «в том - естественность, натуральность мирочувствия на уровне мужика (выделено автором)» . Наташа же, причастная «уровню мужика, уровню народа (выделено автором) », « изначально отдается бессознательному следованию стоящим над нею законам, не снисходя до размышлений о своем месте в жизни по отношению к этим законам» , а «знаменитая сцена у дядюшки должна восприниматься как знаковый, символический образ, раскрывающий натуральное бытие Наташи (выделено автором) » . И в этом вновь - следование «религии природы». Потому не совсем ясными представляются слова Дунаева о том, что противоречие между естественным состоянием героини и непринятием ею отношений с Анатолем Курагиным снимается тем, что Наташу «спасает заложенная в ее натуре тяга к духовной жизни», так как не совсем ясна в данном случае природа этой духовности. Ведь сам исследователь, сравнивая натуры Марьи Болконской и Наташи, отмечает, что последнюю отличает скорее душевность, а не духовность, то есть, иными словами, существо Наташи ограничено земным пониманием добра. Однако эпизод говения героини рассматривается в работе в контексте истинной православности: «Наташа решается говеть - радостно. Она идет в храм и молится, искренне отдавая себя новому для нее духовному переживанию.

Смирение, с которым сопряжена молитва Наташи, является отличительным признаком ее молитвы» . И далее: «В русской (и в мировой) литературе это едва ли не самое совершенное описание внутреннего состояния человека, стоящего на молитве» . При этом остается без пояснения тот факт, что Наташа молится, «искренне отдавая себя новому для нее духовному переживанию (выделено нами)» (сравним у Толстого: «новое для Наташи чувство смирения перед великим, непостижимым, охватывало ее, когда она, в этот непривычный час утра , глядя на черный лик Божией Матери, освещенный и свечами, горевшими перед ним, и светом утра, падавшим из окна, слушала звуки службы, за которыми она старалась следить, понимая их» ).

Между тем, очевидно, что в тексте толстовского романа, во всяком случае, в эпизодах, касающихся характеристики Наташи и изображения традиций жизни семьи Ростовых, мы не увидим той естественной сопричастности православной жизни (по сути, православной народной жизни), которая в романе А.С. Пушкина выражена всего лишь одной строкой («Два раза в год они говели…»). Говоря о творчестве И.С. Шмелева, в произведениях которого молитва и молитвенное состояние героев является неотъемлемой частью эстетической реальности, С.В. Толстошей отмечает «осмысленную духовную жизнеустойчивость» героев шмелевской прозы, именно то, что отнюдь не наблюдается у героев Толстого.

Вся семья Ростовых, несущая в себе представление о семейном идеале в понимании Толстого, под говением понимает «отслушать на дому три службы». К самой Наташе желание говеть приходит «в конце Петровского поста», то есть само начало поста для героини, мучительно переживающей свой проступок, прошло незамеченным.

Подготовиться к таинствам Православной Церкви Наташа решается не по собственному духовному разумению и не по совету духовника, (о существовании такового в тексте даже не упоминается), а по предложению «отрадненской соседки».

Отходом от православных русских традиций героини является и ее «поиск» прихода, который соответствовал бы важности и исключительности переживаемого ею момента: «По совету Аграфены Ивановны, Наташа говела не в своем приходе, а в церкви, в которой, по словам набожной Беловой, был священник весьма строгий и высокой жизни» .

Принятое Наташей решение готовиться к покаянию и причастию (Покаяние - (от греч. метанойа ) - перемена мышления, изменение взгляда на мир. Русское воззрение на это понятие более глубоко и конкретно, оно основывается на исконном значении корня -кай - в славянском языке. «Слово каять изначально понималось так - назначать цену, выкуп за грех . Вот почему окаянный - это человек, который обязан искупить грех, а покаянный - это тот, кто уже платит цену за свое преступление. Неприкаянный же человек - это не искупивший своей вины, не пришедший к покаянию» .) - не более чем «занятие», долженствующее отвлечь ее от переживаний, игра («…счастье приобщиться (чувству «чистой жизни и счастья») или сообщиться, как, радостно играя этим словом, говорила ей (Наташе) Аграфена Ивановна»). Отсюда - продуманно «самое дурное… платье» и «старенькая мантилья».

Восприятие службы Наташей, с одной стороны, - рациональное («старалась следить» (за звуками службы), «понимала их», «не понимала», «сладостнее было думать», «надо… верить»), с другой, - чувственное. Наташа находится не в состоянии глубокого духовного переживания, а в состоянии экзальтации: «когда она не понимала (звуки службы), ей еще сладостнее было думать, что желание понимать все есть гордость, что понимать всего нельзя, что надо только верить и отдаваться Богу, который в эти минуты - она чувствовала - управлял ее душою» . Непонимание службы героиней - явление более чем странное, ибо речь идет о непонимании старославянского языка, на котором велась в 19 веке и ведется по сей день церковная служба. А такое непонимание человеком, получившим полноценное, то есть не подвергшееся секуляризированному влиянию, образование, вызывает удивление. Не понимая, Наташа думает о том, что не следует предаваться гордости, гордыне. Но ведь речь идет не о проникновении в тайну Божественного слова, а о постижении содержания службы, что, думается, было понятно и доступно даже малограмотному крестьянину.

Как ни странно, но доказательством «от противного» служит поведение героини перед началом службы. Искреннее осознание греха не позволило бы ей думать ни о чем, кроме раскаяния, но Наташа «по привычке рассмотрела туалеты дам, осудила… неприличный способ креститься рукой на малом пространстве…», а затем эту духовную рассеянность героиня компенсирует излишней молитвенной восторженностью.

Молитва Наташи лишена момента глубокого духовного «проживания» произносимых слов, поэтому она придумывает «себе врагов и ненавидящих для того, чтобы молиться за них» и желает «иметь их больше, чтобы любить их, молиться за них». Подобное «уничижение» себя, переживание «умиленного нетерпения в душе» и не глубоко православное, а восторженно-надуманное предание себя Божией воле («…Предаю себя твоей воле… Ничего не хочу, не желаю…») необходимо Наташе, чтобы чувствовать себя вполне хорошей («я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра») и таким образом не иметь никаких «обязательств» перед Господом. Приобщение (не внутреннее, но внешнее) Наташи к соборной молитве не означает дальнейшего духовного развития героини: Толстой словно бы завершает путь исправления ее характера, отменив необходимость постоянного стремления человека к идеалу. Можно с уверенностью говорить, что в описании говения Наташи писатель идет не от поступка героя к определению характера, а наоборот: заданность характера определяет поступки. Поэтому данный эпизод воспринимается в единой парадигме характера героини: образ Наташи положителен, и все, что она делает, призвано это подтверждать.

Заданность, непрочувствованность эпизода автором проявляется и в описании церковной службы. Незаметные восприятию разцерковленного современного читателя, допущенные автором неточности не могли быть неведомы человеку, живущему в православном окружении 19 века. Причина их, как уже было замечено, в одном: в небрежении автора, в том, что эпизод молитвы - проходной, «необходимый» для характеристики образа, но никак не внутренне переживаемый писателем.

Описанное поведение дьякона, который выправляет, «широко отставив большой палец, длинные волосы из-под стихаря», трудно представить воочию, так как облачение его не предполагает подобного действия. Мирную ектенью, начинающуюся словами «Миром Господу помолимся», Толстой завершает так: «дьякон перекрестил вокруг груди орарь и произнес: - «Сами себя и живот наш Христу-Богу предадим»» . Здесь происходит смешение частей литургического богослужения: Великая, или мирная ектения, которая произносится диаконом после начального возгласа Литургии, оканчивается словами, завершающими 2-ю Просительную ектению перед причастием во третьей части богослужения - так называемой Литургии верных. Перекрещивание орарем груди диакон совершает после произнесения 2-ой Просительной ектеньи, а не перед, как мы видим у Толстого.

Таким образом, признавая Льва Николаевича создателем одного из величайших шедевров отечественной словесности, эпопеи, в которой в полной мере отразился героический дух одной из самых трагических и самых славных страниц нашей истории, не стоит идеализировать его представления о мире, представления, в которых Богом подаренный гений оказался смущенным соблазном земного величия.

Литература.

  1. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. - Петрозаводск, 1995.
  2. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений. / Электронный ресурс: Режим доступа http://palomnic.org/bibl_lit/ bibl/dunaev
  3. Толстой Л.Н. Война и мир. - М.: Просвещение, 1981. Т.3.
  4. Толстошей С.В. О некоторых особенностях духовного реализма И.С. Шмелева / В кн.: Синергетика образования: Четвертые международные Кирилло-Мефодиевские чтения. - М., Ростов-на-Дону, 2008.
  5. Миринова Т. Крест и меч. - М., 2008. - С 96.

Наташа Ростова в церкви Разумовских. (Анализ эпизода романа Толстого «Война и мир»)

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» множество персонажей, но любимой героиней Толстого, без сомнения, является Наташа Ростова. Она занимает центральное место среди образов романа, потому что воплощает саму жизнь с ее крайностями и бесконечными изменениями. Наташа непосредственна и естественна, она находится в гармонии с окружающим ее миром, она наделена счастливой чертой ощущать полноту жизни. Ее жажда жизни привлекает к ней всех вокруг. Все в мире она воспринимает интуитивно, проникая в суть происходящего. Она сумела преобразить жизнь князя Андрея, вернуть его к жизни. На первый взгляд непонятно, как Наташа могла увлечься Анатолем Курагиным, будучи невестой князя Андрея. Но если принять во внимание ее желание жить сейчас, в данный момент, не откладывая на потом, то становится понятным ее отношение к Курагину.

Эпизод посещения Наташей домовой церкви Разумовских относится ко времени начала войны с Наполеоном. Наташа только что перенесла тяжелую болезнь, которая была следствием, скорее, ее душевных мук, она была полна раскаяния, и только молитва могла успокоить ее. Входя в церковь вместе со своими близкими, она услышала, как называют в толпе ее имя, сплетничают о ней. «Страдая и замирая в душе, как всегда в толпе, Наташа шла…-тем спокойнее и величавее, чем больнее и стыднее у ней было на душе». Ее не радует ни жаркий летний солнечный день, ни то, что она очень хороша и все это замечают. Напротив, ее это тяготит. Она чувствует, что проходит «жизнь без жизни». Наташа размышляет о своей судьбе, о себе, о жизни, и размышления эти не радостны: «Я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра, я знаю, а так даром, ни для кого, проходят лучшие годы». В этих словах - ключ к пониманию сущности Наташи. Она должна любить, она должна жить для кого-то, иначе жизнь для нее пуста.

Наташа Ростова в церкви Разумовских (анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 3, часть 1, глава 18)

Жизнь великого писателя Л.Н.Толстого была полна нравственных исканий. Он почти всегда повторял одну и ту же молитву: «Господи! Научи меня жить!» Вопрос о смысле жизни стал основным в работе над романом-эпопеей «Война и мир». Главной задачей Толстого было раскрытие внутренней жизни любимых героев: Пьера Безухова, Андрея Болконского и, конечно же, Наташи Ростовой.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Наташа Ростова в церкви Разумовских (анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 3, часть 1, глава 18)

Смотрите также по произведению “Война и мир”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Наташа Ростова в церкви Разумовских (анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 3, час

Жизнь великого писателя Л. Н. Толстого была полна нравственных исканий. Он почти всегда повторял одну и ту же молитву: «Господи! Научи меня жить!» Вопрос о смысле жизни стал основным в работе над романом-эпопеей «Война и мир». Главной задачей Толстого было раскрытие внутренней жизни любимых героев: Пьера Безухова, Андрея Болконского и, конечно же, Наташи Ростовой.

Если вы ищите где найти или скачать Наташа Ростова в церкви Разумовских (анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», том 3, час, то Вам точно к нам!

Наташа Ростова в церкви Разумовских. Анализ эпизода романа Толстого Война и мир

В чем секрет освежающего и обновляющего влияния Наташи Ростовой на героев? Почему общение с ней и даже воспоминание о ней делают ненужными размышления о смысле жизни: она сама и есть этот смысл.

И мир. Повествование о войне года Л. Н. Толстой начинает с суровых и торжественных слов июня силы. Западной Европы перешли границы. России и началась война то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.

В романе. Война и мир более персонажей. Но особая роль безусловно принадлежит женским образам. Среди них те кто живет любовью и дарит радость близким но есть и такие кто сосредоточен только на себе и равнодушен к другим.

Красота. Какая она бывает. Внешняя и внутренняя. Внешняя красота это привлекательное лицо стройная фигура и изящные манеры. Внутренняя красота это душевная красота а душевная красота это прежде всего человеколюбие высокая нравственность душевность ис Впервые с Элен Курагиной мы встречаемся на вечере у Анны Павловны Шерер.

Истинная и ложная красота человека по роману Л. Н. Толстого Война и мир заключена в оценке исторических событий характеров людей. Уже само название книги указывает на контраст. Писатель постоянно прибегает к методу противопоставления между действиями.

Вспомните журналы, с которыми была связана литературная деятельность Н. А. Некрасова

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» - произведение, в котором автор стремился представить жизнь во всем ее многообразии. Широкий охват исторических событий, глубочайший психологический анализ, гениальное проникновение в самые основы жизни и поведения человека, постижение дум и чаяний народа - все это ярко отразилось на страницах бессмертной эпопеи. «Войну и мир» можно назвать поэмой о счастье.

Война является одним из основных конфликтов романа, так как именно она двигает сюжет, развивает события, не даёт спокойной жизни героям. Война в романе всегда горе и смерть, а зачастую и бессмысленное страдание народа.

«Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Эти слова русского мыслителя-утописта XIX века Н.Ф. Федорова очень точно определяют лучшие черты русского характера, не требующие ненужных жертв, аскетического самопожертвования и обладающие высшей духовной формой человеческого сосуществования.

«Война и мир» - одна из тех книг, которые каждый раз читаешь заново, и каждый раз она рождает новые мысли. Она охватывает все, чем живет человек. На страницах романа сталкиваются, знакомятся, расстаются люди разных общественных положений, разных характеров. Мы их запоминаем, и потом они нас будут сопровождать всю жизнь.

В ней слезы и радость, слабость и сила, любовь … жизнь. Наташа Ростова - любимая героиня не только Л.Н.Толстого. Да разве можно не любить ее! Она завораживает сразу, и ты начинаешь следовать за ней страница за страницей, пьешь по глоточку удивительную судьбу девочки, девушки, женщины, сотканную из «страстей и противоречий».

Любимая героиня Толстого В системе ценностей Льва Николаевича Толстого естественность - это прежде всего проявление самой жизни, переменчивой, текучей, которая всегда и во всем права. Может быть, именно поэтому одной из главных героинь романа стала девушка, в которой естественность, неприятие каких бы то ни было условностей, запретов, идущих не от жизни, выразились сильнее и непосредственнее, чем в ком бы то ни было.

Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя.

Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. И из всех этих героев больше всего мне понравилась Наташа Ростова. Кто такая Наташа Ростова? Когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос.

Наташа Ростова - один из самых любимых литературных образов Л. Н. Толстого. В ней писатель воплотил свой нравственный идеал женщины. Наташа - обаятельная девушка, пленяющая всех своей непосредственностью и естественностью. Мир для нее - сплошная гармония, наполненная поэзией и красотой. Поступки Наташи диктуются в большей степени сердцем и чувствами, чем рассудком.

Как роман Толстого "Война и мир" повлиял на мое мировоззрение Автор: Толстой Л.Н. В каждом из нас живет хорошее и плохое.У кого-то хорошего больше, у кого-то плохого. Отчего это зависит? Может быть, от воспитания, может, от судьбы, а может, от самого человека. Во многих этих опросах трудно разобраться.

На батарее Тушина. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. I, ч. 2, гл. XX.) Автор: Толстой Л.Н. Л.Н.Толстой был участником Севастопольской обороны и в те трагические месяцы позорного поражения русской армии многое поняли и осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне.

Первый бал Наташи Ростовой. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. II, ч. 3, гл. XVI, XVII.) Автор: Толстой Л.Н. Эпизод, в котором изображен первый бал Наташи Ростовой, - один из основных в романе: он важен для раскрытия внутреннего мира и характера главной героини. В этом фрагменте перед нами предстает петербургский бал от начала и до конца, с музыкой, цветами, танцами, государем, "дамами в белых, голубых, розовых платьях, с бриллиантами и жемчугами на открытых руках и шеях".

Автор: Толстой Л.Н. Наташа Ростова – центральный женский образ толстовского романа «Война и мир». Автор прослеживает жизнь героини па протяжении длительного времени. Мы видим Наташу тринадцатилетней девочкой, которая вбегает в гостиную родительского дома и своей непосредственностью, своим счастливым и звонким смехом очаровывает не только родителей, но и «чопорную» Анну Михайловну.

Тема семьи в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» Автор: Толстой Л.Н. Семья для Толстого - это почва для формирования человеческой души, и в то же время в “Войне и мире” введение семейной темы является одним из способов организации текста. Атмосфера дома, родового гнезда, по мнению писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев.

Красота…Какая она бывает? Внешняя и внутренняя. Внешняя красота это привлекательное лицо, стройная фигура и изящные манеры. Внутренняя красота- это душевная красота, а душевная красота-это, прежде всего человеколюбие.

В своем романе «Война и мир» Толстой описал образ женщины не 10-20-х годов, в которых происходит действие романа, а 50-60-х, во времена написания книги. Поэтому, я думаю, есть смысл описать образ и поведение женщин конца 19 века.

Любимая героиня Толстого. Роман-эпопею «Война и мир» я прочитал незадолго до начала его изучения в школе. Уже читая роман, я представлял, как и о чем я буду говорить на уроках литературы, когда мы начнем изучать это произведение. Это уже прошло. И вот настало время писать сочинение. Какую же тему выбрать? И не долго думая, я решил – Наташа Ростова! Почему? А потому что мне мил этот герой, можно даже сказать, что я влюблен в него.

Наташа Ростова как центральный женский персонаж романа "Война и мир". Предшественницы Наташи (Татьяна Ларина, Софья Фамусова). Жизнь Наташи и ее судьба.

Самым ярким его произведением за все его творчество стал роман "Война и мир", в котором автор изображает разные судьбы людей, их отношения друг к другу, чувства, переживания, а также и их внутренний мир, душевное богатство.

Ночь в Отрадном. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. II, ч. 3, гл.11.) Автор: Толстой Л.Н. По определению, данному в Словаре литературоведческих терминов, эпизод - это отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью.

Совет в Филях. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. Ill, ч. 3, гл. IV.) Автор: Толстой Л.Н. Лев Николаевич Толстой в романе "Война и мир" неоднократно подчеркивал предопределенность происходящих событий. Он отрицал роль личности в истории, но отстаивал предначертанность судьбы отдельного человека и государства в целом.

Тильзитский мир. (Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстого "Война и мир", т. II, ч. 2, гл. XXI.) Автор: Толстой Л.Н. В романе-эпопее "Война и мир" есть множество небольших, но исключительно значимых эпизодов, которые, не влияя на развитие сюжета и не являясь решающими для судеб главных героев, становятся важными для романа как целого, соединяющего в себе идеи о человеке, истории и мироздании вообще.

Автор: Толстой Л.Н. Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» является одной из вершин в мировой литературе. В нем поражает масштабность изображаемой жизни, многогранность и многоликость произведения. Автор рассматривает разные проблемы общества в начале XIX века, стараясь найти ответы. Одной из этих проблем была проблема истинной любви и душевной красоты человека.

Роман-эпопея Л.Н. Толстого "Война и мир". Изображение исторических персонажей. Женские характеры в романе. Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Марии Болконской. Внешняя замкнутость, чистота, религиозность. Духовные качества любимых героинь.

Образы русских женщин в романе "Война и мир" Огромная популярность таланта Льва Толстого давно перешагнула границы нашей страны. Его знает весь мир. Недаром Горький писал: "Не зная Толстого, Достоевского, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком".

"Духовное выздоровление Наташи" (анализ эпизода).

С чего же начинается духовное выздороление Наташи? С ее прихода в церковь, обращения к Всевышнему. Наташа укрепляется духовно, постоянно молясь и живя с верой в Господа.

Предварительный просмотр:

«Выздоровление Наташи» (роль эпизода в произведении).

В жизни человека нет, пожалуй, такого горя, которое он не мог бы преодолеть. Эпизод, предложенный для анализа, можно разделить на две приблизительно равные, но контрастные части. Условно их можно назвать «Болезнь Наташи» и «Начало нравственного выздоровления». По объему эти части приблизительно одинаковые. Этому можно дать объяснение: болезнь – тяжелое испытание, а выздоровление – длительный процесс.

1половина главы почти лишена времени и временного движения. Наташа постоянно находится дома. Она старается «разобраться» в себе. В таких случаях говорят, что она «копается» в себе. Не было в ней прежних интересов к жизни. С прежним навсегда было кончено. Только с братом Петей и Пьером было ей легко.

Наташа находится в замкнутом пространстве. И не известно, сколько бы это еще продолжалось, не появись в доме Ростовых в конце Петровского поста соседка, Аграфена Ивановна Белова. Она приехала в Москву поклониться московским угодникам. Именно появление Аграфены Ивановны определило путь духовного возрождения Наташи. Движение в пространстве становится направленным, когда появляется одна из пространственных форм – дорога. Аграфена Ивановна ведет за собой Наташу.

Выздоровление связано с счастьем, стремлением к лучшему, с весельем, с «возвратом» вкуса жизни.

Духовное возрождение Наташи начинается с ее прихода в церковь, обращения к Всевышнему. Аграфена Ивановна предложила Наташе говеть так, как говела она, то есть всю неделю, не пропуская ни одной вечерни, обедни и заутрени. Молитвы, которым она больше всего отдавалась, были молитвы раскаяния. Именно с него, раскаяния, начинается процесс духовного возрождения героини, процесс очищения души.

Прослеживается связь с предыдущей и последующими главами. Еще много испытаний предстоит выдержать любимой героине Толстого. Ей нужны силы. Наташа укрепляется духовно, постоянно молясь и живя с верой в Господа. Не будь этого, то, возможно, не пережила бы она тех потрясений, которые выпадут еще на ее долю.

Безусловно, эпизод выполняет психологические функции. Толстой показывает нам глубину переживаний героини, которая лишь на миг забыла о нормах нравственности. В центре внимания автора внутренний конфликт героини. Интересна речевая характеристика. Наташа – любимая героиня Толстого. Естественно, он сочувствует ей, и мы, читатели, тоже ей сочувствуем.

Если 1 часть – горе героини, ее болезнь, то автор в первом абзаце пишет: слезы душили, слезы раскаяния, слезы воспоминаний, слезы досады, слезы… Именно слезы сопутствуют болезни. Автору важно подчеркнуть насколько мучительно состояние Наташи, которой жизнь кажется конченной. И снова мы встречаемся с противопоставлением. С одной стороны, все кончено, дальше нет ничего. А с другой стороны, надо жить. Наташа удалилась от всех. Мужчины теперь для героини шут Настасья Ивановна. Автор употребляет глаголы прошедшего времени, риторические восклицания:«Что бы она дала, чтобы возвратить хоть один день из того времени!»

Что происходит во 2 части? Меняется лексика. Это возрождение, выздоровление Наташи. Появляются слова говеть – 5 раз, часто мы слышим слово смирение, радость. Здесь и высокая лексика: лик, блаженное воскресение, Божия матерь.

Наташа после многих месяцев почувствовала себя спокойной и не тяготящеюся жизнью, которая предстояла ей. Художественное пространство произведения раздвинулось до бесконечности. Бог живет на небесах, только ему открылись мысли и переживания Наташи. Бог вошел в сердце героини, в ее жизнь. Теперь можно быть уверенным. Что в жизни Наташи не будет ничего, что исковеркает. Изломает ее душу. Все она выдержит.

Можно от Солнца уйти.

Рисуют дети водопад

Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)

Интересные факты о мультфильме “Холодное сердце”

Анализ эпизода война и мир наташа молитва

О ПРАВОСЛАВНОСТИ ГЕРОЕВ Л. ТОЛСТОГО (АНАЛИЗ ЭПИЗОДА РОМАНА “ВОЙНА И МИР”)

Отношение к фигуре Льва Николаевича Толстого и всему творчеству великого гения как нельзя лучше определяется словом «хрестоматийность», настолько традиционным стало восприятие его героев, настолько привычна трактовка его произведений. Противоречия, отмечаемые во взглядах писателя, никак не затрагивают устоявшейся характеристики персонажей.

Не меняется положение и в работах исследователей, не относящихся к советской ветви литературоведения. Но можно ли считать общепринятые истины по-настоящему доказуемыми? И признавая героиню эпопеи «Война и мир» Наташу Ростову идеалом Толстого, воспринимать этот образ как соответствующей народному идеалу и народному православному мировидению? Попытаемся осмыслить образ героини, обратившись к анализу отрывка из романа-эпопеи «Война и мир», 17-18 глав части первой третьего тома (эпизод посещения Наташей церкви).

И.А. Есаулов в работе «Категория соборности в русской литературе» указывает на то, что особый, «православный контекст» «одного из вершинных для русской литературы произведений», романа «Война и мир», литературоведением «не только не описан, но и… даже не обозначен» . Автором отмечается «особая значимость для этого романа мотива молитвы» . В частности, ссылаясь на исследование С.Г. Бочарова «“Война и мир” Л.Н. Толстого» (М., 1978) и уточняя позицию, изложенную в нем, Есаулов пишет, что в «соборной молитве, в которой участвует Наташа Ростова, происходит как раз то сопряжение небесного и земного (выделено автором), то соборное единение в единой молитве, которое так характерно для православного богослужения, во многом определяющего и строй православной ментальности» . Причем подтверждением истинности подобного вывода для автора «Категории соборности…» (и не только для него) являются чувства героини («Напомним, что чувствует (выделено автором) Наташа всегда верно» , – говорится в тексте со ссылкой на труд Хализева В.Е., Кормилова С.И. «Роман Л.Н. Толстого “Война и мир”» (М., 1983)). Не смущает литературоведа и то, что говение героини, ее покаянное настроение рассматривается в тексте как лекарство: «Графиня, надеявшаяся, что “молитва поможет ей (Наташе) больше лекарств”, оказывается права» . Думается, уточнение, что «…покаяние (выделено автором) героини… происходило в соответствии с православным годовым циклом» ничего не проясняет в поведении и в оценке нами этого образа.

Более детальное исследование мировоззренческих взглядов Льва Николаевича, в частности, вероисповедального аспекта творчества писателя, содержится в труде М.М. Дунаева «Вера в горниле сомнений». Характеризуя рассказ Толстого «Три смерти», Дунаев говорит о том, что на примере образа мужика писатель показывает «религию природы»: «смерть мужика спокойна именно потому, что он не христианин. Мир природы, мир животного, есть для Толстого мир счастья, красоты (земной, чувственной) и гармонии» . Такой же жизнью живет семья Ростовых: она (эта семья) погружена «в стихию душевно-эмоциональную», что, «чуждых рационального расчета, имеющих малое понятие о рассудочных основах жизни» , противопоставляет Ростовых цивилизации, но, как нам представляется, никоим образом не свидетельствует об их религиозности.

«Малоцерковная» вера Платона Каратаева, как верно отмечает исследователь, для Толстого есть несомненное достоинство героя: «в том – естественность, натуральность мирочувствия на уровне мужика (выделено автором)» . Наташа же, причастная «уровню мужика, уровню народа (выделено автором) », « изначально отдается бессознательному следованию стоящим над нею законам, не снисходя до размышлений о своем месте в жизни по отношению к этим законам» , а «знаменитая сцена у дядюшки должна восприниматься как знаковый, символический образ, раскрывающий натуральное бытие Наташи (выделено автором) » . И в этом вновь – следование «религии природы». Потому не совсем ясными представляются слова Дунаева о том, что противоречие между естественным состоянием героини и непринятием ею отношений с Анатолем Курагиным снимается тем, что Наташу «спасает заложенная в ее натуре тяга к духовной жизни», так как не совсем ясна в данном случае природа этой духовности. Ведь сам исследователь, сравнивая натуры Марьи Болконской и Наташи, отмечает, что последнюю отличает скорее душевность, а не духовность, то есть, иными словами, существо Наташи ограничено земным пониманием добра. Однако эпизод говения героини рассматривается в работе в контексте истинной православности: «Наташа решается говеть – радостно. Она идет в храм и молится, искренне отдавая себя новому для нее духовному переживанию.

Смирение, с которым сопряжена молитва Наташи, является отличительным признаком ее молитвы» . И далее: «В русской (и в мировой) литературе это едва ли не самое совершенное описание внутреннего состояния человека, стоящего на молитве» . При этом остается без пояснения тот факт, что Наташа молится, «искренне отдавая себя новому для нее духовному переживанию (выделено нами)» (сравним у Толстого: «новое для Наташи чувство смирения перед великим, непостижимым, охватывало ее, когда она, в этот непривычный час утра , глядя на черный лик Божией Матери, освещенный и свечами, горевшими перед ним, и светом утра, падавшим из окна, слушала звуки службы, за которыми она старалась следить, понимая их» ).

Между тем, очевидно, что в тексте толстовского романа, во всяком случае, в эпизодах, касающихся характеристики Наташи и изображения традиций жизни семьи Ростовых, мы не увидим той естественной сопричастности православной жизни (по сути, православной народной жизни), которая в романе А.С. Пушкина выражена всего лишь одной строкой («Два раза в год они говели…»). Говоря о творчестве И.С. Шмелева, в произведениях которого молитва и молитвенное состояние героев является неотъемлемой частью эстетической реальности, С.В. Толстошей отмечает «осмысленную духовную жизнеустойчивость» героев шмелевской прозы, именно то, что отнюдь не наблюдается у героев Толстого.

Вся семья Ростовых, несущая в себе представление о семейном идеале в понимании Толстого, под говением понимает «отслушать на дому три службы». К самой Наташе желание говеть приходит «в конце Петровского поста», то есть само начало поста для героини, мучительно переживающей свой проступок, прошло незамеченным.

Подготовиться к таинствам Православной Церкви Наташа решается не по собственному духовному разумению и не по совету духовника, (о существовании такового в тексте даже не упоминается), а по предложению «отрадненской соседки».

Отходом от православных русских традиций героини является и ее «поиск» прихода, который соответствовал бы важности и исключительности переживаемого ею момента: «По совету Аграфены Ивановны, Наташа говела не в своем приходе, а в церкви, в которой, по словам набожной Беловой, был священник весьма строгий и высокой жизни» .

Принятое Наташей решение готовиться к покаянию и причастию (Покаяние – (от греч. метанойа ) – перемена мышления, изменение взгляда на мир. Русское воззрение на это понятие более глубоко и конкретно, оно основывается на исконном значении корня –кай – в славянском языке. «Слово каять изначально понималось так – назначать цену, выкуп за грех . Вот почему окаянный – это человек, который обязан искупить грех, а покаянный – это тот, кто уже платит цену за свое преступление. Неприкаянный же человек – это не искупивший своей вины, не пришедший к покаянию» .) – не более чем «занятие», долженствующее отвлечь ее от переживаний, игра («…счастье приобщиться (чувству «чистой жизни и счастья») или сообщиться, как, радостно играя этим словом, говорила ей (Наташе) Аграфена Ивановна»). Отсюда – продуманно «самое дурное… платье» и «старенькая мантилья».

Восприятие службы Наташей, с одной стороны, – рациональное («старалась следить» (за звуками службы), «понимала их», «не понимала», «сладостнее было думать», «надо… верить»), с другой, – чувственное. Наташа находится не в состоянии глубокого духовного переживания, а в состоянии экзальтации: «когда она не понимала (звуки службы), ей еще сладостнее было думать, что желание понимать все есть гордость, что понимать всего нельзя, что надо только верить и отдаваться Богу, который в эти минуты – она чувствовала – управлял ее душою» . Непонимание службы героиней – явление более чем странное, ибо речь идет о непонимании старославянского языка, на котором велась в 19 веке и ведется по сей день церковная служба. А такое непонимание человеком, получившим полноценное, то есть не подвергшееся секуляризированному влиянию, образование, вызывает удивление. Не понимая, Наташа думает о том, что не следует предаваться гордости, гордыне. Но ведь речь идет не о проникновении в тайну Божественного слова, а о постижении содержания службы, что, думается, было понятно и доступно даже малограмотному крестьянину.

Как ни странно, но доказательством «от противного» служит поведение героини перед началом службы. Искреннее осознание греха не позволило бы ей думать ни о чем, кроме раскаяния, но Наташа «по привычке рассмотрела туалеты дам, осудила… неприличный способ креститься рукой на малом пространстве…», а затем эту духовную рассеянность героиня компенсирует излишней молитвенной восторженностью.

Молитва Наташи лишена момента глубокого духовного «проживания» произносимых слов, поэтому она придумывает «себе врагов и ненавидящих для того, чтобы молиться за них» и желает «иметь их больше, чтобы любить их, молиться за них». Подобное «уничижение» себя, переживание «умиленного нетерпения в душе» и не глубоко православное, а восторженно-надуманное предание себя Божией воле («…Предаю себя твоей воле… Ничего не хочу, не желаю…») необходимо Наташе, чтобы чувствовать себя вполне хорошей («я знаю, что теперь добра, прежде я была дурная, а теперь я добра») и таким образом не иметь никаких «обязательств» перед Господом. Приобщение (не внутреннее, но внешнее) Наташи к соборной молитве не означает дальнейшего духовного развития героини: Толстой словно бы завершает путь исправления ее характера, отменив необходимость постоянного стремления человека к идеалу. Можно с уверенностью говорить, что в описании говения Наташи писатель идет не от поступка героя к определению характера, а наоборот: заданность характера определяет поступки. Поэтому данный эпизод воспринимается в единой парадигме характера героини: образ Наташи положителен, и все, что она делает, призвано это подтверждать.

Заданность, непрочувствованность эпизода автором проявляется и в описании церковной службы. Незаметные восприятию разцерковленного современного читателя, допущенные автором неточности не могли быть неведомы человеку, живущему в православном окружении 19 века. Причина их, как уже было замечено, в одном: в небрежении автора, в том, что эпизод молитвы – проходной, «необходимый» для характеристики образа, но никак не внутренне переживаемый писателем.

Описанное поведение дьякона, который выправляет, «широко отставив большой палец, длинные волосы из-под стихаря», трудно представить воочию, так как облачение его не предполагает подобного действия. Мирную ектенью, начинающуюся словами «Миром Господу помолимся», Толстой завершает так: «дьякон перекрестил вокруг груди орарь и произнес: – «Сами себя и живот наш Христу-Богу предадим»» . Здесь происходит смешение частей литургического богослужения: Великая, или мирная ектения, которая произносится диаконом после начального возгласа Литургии, оканчивается словами, завершающими 2-ю Просительную ектению перед причастием во третьей части богослужения – так называемой Литургии верных. Перекрещивание орарем груди диакон совершает после произнесения 2-ой Просительной ектеньи, а не перед, как мы видим у Толстого.

Таким образом, признавая Льва Николаевича создателем одного из величайших шедевров отечественной словесности, эпопеи, в которой в полной мере отразился героический дух одной из самых трагических и самых славных страниц нашей истории, не стоит идеализировать его представления о мире, представления, в которых Богом подаренный гений оказался смущенным соблазном земного величия.

«Война и мир» - самое крупное произведение Льва Николаевича Толстого, одно из значительных произведений русской и мировой литературы. Этот роман-эпопея охватывает важнейшие события истории России первой четверти 19 века. Человек здесь поставлен перед лицом исторических испытаний. Можно сказать, что в романе Толстого два сюжета – внешний и внутренний. Внешний – это последовательность действий, событий, поступков, а внутренний – духовная биография героев. Сюжеты постоянно переплетаются, так как история влияет на судьбы и психологию героев Толстого и наоборот.

Как же это происходит? Рассмотрим очень важный, но мой взгляд, эпизод, отражающий духовное, моральное состояние действующих лиц романа, вызванное общей бедой. Он расположен в третьей главе четвертой части последнего тома «Войны и мира».

Ключевым выражением в этом отрывке является словосочетание «душевная рана», которую переживают княжна Марья, Наташа Ростова и ее мать. Именно на их тяжелое душевное состояние обращает внимание Толстой-психолог.

Повествование в эпизоде начинается с того, что, кроме Наташи Ростовой, никто не мог помочь ее матери «удержаться от безумного отчаяния». Наташа три недели жила при матери – «поила, кормила ее и не переставая говорила с ней», потому что только ласкающий и нежный голос Наташи успокаивал графиню Ростову. Смерть родного сына Пети во время войны совсем плохо сказалась на здоровье матери: «Через месяц после известия о смерти Пети … она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой».

Рана, которая убила графиню, вызвала к жизни Наташу. Она думала, что жизнь ее кончена после гибели Андрея Болконского. Только такой тонкий психолог, как Толстой, мог написать: «…рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни». Жизнь «проснулась» в Наташе, но это время, которое она провела с матерью, «надорвали ее физические силы». Девушка и сама нуждалась в помощи.

Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. «Новое несчастье еще более сблизило их», - эта мысль писателя и является, пожалуй, самой важной в эпизоде. Княжна Марья уводит к себе совсем ослабевшую Наташу. Рассматривая лицо княжны, Ростова все больше убеждалась, что Марья и ее брат Андрей очень похожи и что на душе у княжны – только желание делать добро. Неожиданно Наташа чувствует симпатию к сестре любимого: «Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями».

Этот эпизод является очень важным для Наташи и Марьи, именно с него начинается «страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами». Они начнут проводить больше времени друг с другом, разговаривать о своих проблемах, вместе бороться с выпавшими на их долю несчастьями.

Самое главное заключается в том, что дружба этих женщин, искренняя и нежная, помогла «зарубцевать» душевные раны каждой из них: «Они все точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его». Речь здесь идет об Андрее Болконском, который был важен и для Наташи, и для Марьи. Молча переживая свое горе, женщины были благодарны друг другу за это молчание, ведь понимающий взгляд и духовная близость всегда важнее ненужных слов.
Несчастье сблизило героинь сильнее, чем радость. Благодаря взаимопониманию и поддержке, они смогли пережить смерть близких людей. Меня поразила искренность и открытость этих женщин, с которой они относились друг к другу и окружающим. Хорошо, когда рядом с тобой в несчастье и радости есть такие люди.

Эта небольшая по объему глава «Войны и мира», являясь мелкой частичкой романа-эпопеи, оказывается глубоко психологичной. Любовь к одному тому же человеку и общее несчастье сближает людей. Душевная красота и близость, преданность и верность – вот что больше всего ценил Толстой в женских образах. Героини «Войны и мира» учат нас размышлять о смысле жизни, помогают нам постичь самих себя и понять то, что горе надо переживать сообща.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 141

с углубленным изучением отдельных предметов»

Советского района г. Казани

Конспект урока по литературе

в 10 классе

Анализ эпизода «Пьер в плену»

(т.4, ч.1, г. XI - XII романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)

Подготовила

учитель русского языка и литературы

Гиматутдинова Ирина Львовна

г. Казань

2011

I . Вступительное слово учителя.

– Путь исканий Пьера в продолжение романа – это путь проб, ошибок, сомнений и разочарований.

– Почему Пьер оказался в плену?

– Плен оказался для Пьера предпоследним этапом его исканий. В одном из своих писем Толстой утверждал, что «мысль о границах свободы и зависимости» была главной в романе. Доказательству этой мысли посвящены и картины расстрела «поджигателей».

II . Анализ эпизода.

– Кто участники этой сцены и как их изображает Толстой? (Участники этой сцены – французы, поджигатели и толпа. «Большая толпа народа» состояла из русских, немцев, итальянцев, французов и стояла полукругом. Французские войска расположились «двумя фронтами», поджигателей расставили «по известному порядку»).

– Почему французы старались поскорее покончить с расстрелом? («… все торопились , – и торопились не так, как торопятся , чтобы сделать понятное для всех дело, но так, как торопятся , чтобы окончить необходимое, но неприятное и непостижимое дело »).

– Как вели себя приговоренные к смерти, как они чувствовали себя? («Острожные, подойдя к столбу, остановились и… молча смотрели вокруг себя, как смотрит подбитый зверь на подходящего охотника». «Фабричной не мог идти. Его тащили под мышки, и он что-то кричал. Когда его подвели к столбу, он вдруг замолк…, ожидая повязки вместе с другими и, как подстреленный зверь , оглядывался вокруг себя…». Обратим внимание на характер повторяющихся сравнений).

– Братская связь между людьми разорвана: одни люди превратились в «подбитых зверей», а другие? (В «охотников»).

– Как же чувствуют себя эти «охотники»? («Был дым, и французы с бледными лицами и дрожащими руками что-то делали у ямы». «У одного старого усатого француза тряслась нижняя челюсть…»).

– Почему? Что понимали все без исключения, и казнившие, и казнимые? («Все, очевидно, несомненно знали, что они были преступники , которым надо было скорее скрыть следы своего преступления»).

– Какой вопрос мучит Пьера? ( « Да кто же это делает наконец? Они все страдают так же, как и я. Кто же? Кто же?»).

Значит, не они, а кто-то другой или, точнее, что-то другое создало весь этот кошмар. Человек – щепка, которую влечет поток истории.

– Как эта мысль подействовала на Пьера? («С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершенное людьми, не хотевшими этого делать, в душе его как будто выдернута была та пружина, на которой все держалось…, и все завалилось в кучу бессмысленного сора»).

Но в этот момент совершенно необходим в развитии Пьера. Чтобы принять новую веру, надо было разувериться в старых верованиях, отказаться от веры в человеческую свободу. Вся сцена расстрела, даже более страшная, чем сцена Бородинского сражения (вспомним описание закапывания фабричного) , призвана была показать и Пьеру, и читателям, как бессилен человек изменить неизбежный роковой порядок, установленный кем-то помимо него .

 И вот тут-то…

– С кем встречается Пьер в плену? (С солдатом, бывшим крестьянином Платоном Каратаевым) .

Мы подходим к идейному центру романа. В Платоне Каратаеве – предельное выражение толстовских мыслей о границах свободы и зависимости . Надо внимательнее вчитаться во все, что сказано о Платоне Каратаеве.

– Каково первое впечатление Пьера от Платона Каратаева? («Пьеру чувствовалось что-то приятное, успокоительное и круглое…»).

– Что же так подействовало на Пьера, что заинтересовало в этом человеке? («Круглые» движения, запах, занятость Платона, завершенность, слаженность движений).

– Какова манера речи Каратаева? (Язык его – народный).

Проанализируем вместе одну из реплик Платона Каратаева («– Э, соколик, не тужи, – сказал он с той нежно-певучей лаской, с которой говорят старые русские бабы. – Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!»). На какие особенности речи обратили внимание? (Просторечия; насыщенность пословицами и поговорками; манера общения).

Работа по вариантам:

I вариант : просторечия, элементы фольклора («буде», «картошки важнеющие», «гошпиталя», «сам-сем», «животов полон двор» и др.).

II вариант : пословицы и поговорки («Час терпеть, а век жить», «Гед суд, так и неправда», «Червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае», «Не нашим умом, а Божьим судом» и др.). О смысле этих поговорок мы еще поговорим, сейчас же отметим лишь наличие этих пословиц как особенность речи Каратаева.

III вариант : манера общения с собеседником («… сказал он с нежно-певучей лаской…», со «сдержанною улыбкой ласки», «был огорчен тем. что у Пьера не было родителей»).

Он с одинаковым интересом и готовностью слушал других и рассказывал о себе. Он сразу стал спрашивать Пьера о жизни. Впервые (!) кто-то заинтересовался не пленным Безуховым, а человеком Безуховым. В голосе у Платона – ласка.

– Опишите внешность Каратаева. («Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего-то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона… была круглая , голова была совершенно круглая , спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые ; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые ).

Когда-то Наташа сказала о Пьере, что он « четвероугольный ». Пьера привлекает эта «круглость» Каратаева. И сам Пьер должен как бы «срезать углы» в своем отношении к жизни и тоже стать «круглым», как Каратаев.

– В чем смысл рассказа Каратаева о том, как он попал в солдаты?

Все совершится, как надо, и все – к лучшему. Попал он в солдаты незаконно, а оказалось, что от этого выиграла большая братнина семья. Каратаев выражает толстовскую мысль о том, что правда – в отказе от своего «я» и в полном подчинении судьбе. Все пословицы Каратаева сводятся к этой вере в неизбежность совершения того, что суждено, и это неизбежное – лучшее.

«Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае» – это его мысли о войне с французами. Французское нашествие въедается в Россию, как червь в капусту. Но Каратаев уверен, что червь пропадает раньше капусты. Это – вера в неизбежность совершения Божьего суда. Сразу же в ответ на просьбу Пьера разъяснить, что значит это, Платон отвечает «не нашим умом, а Божьим судом».

– В этой поговорке – основа каратаевщины: чем меньше человек думает, тем лучше. Разум не может повлиять на течение жизни. Все совершится по Божьей воле.

Если признать истинной эту философию (квиетизм), тогда можно не страдать от того, что в мире столько зла. Надо просто отказаться от мысли что-либо изменить в мире.

 Толстой пытается доказать это , но жизнь опровергает эту философию.

– Как повлияла эта каратаевская философия на Пьера? (Пьер «чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе).

III . Развитие темы в «последующих эпизодах» (т.4, ч.2, гл. XII, XIV ).

– К чему всю жизнь стремился Пьер? (К согласию с самим собой).

– В чем искал он это спокойствие? («… он искал это в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки все обманули его»).

– В чем же нашел теперь счастье Пьер? (Счастье теперь в отсутствии страданий, удовлетворении потребностей и «вследствие того свобода выбора занятий»… «Удовлетворение потребностей – хорошая пища, чистота, свобода – теперь , когда он был лишен всего этого, казались Пьеру совершенным счастием…»).

Мысль пытающаяся поднять человека над его непосредственными потребностями, лишь вносит путаницу и неуверенность в душу человека. Человек не призван делать более того, что касается его лично . (Пьеру «… не приходило и мысли ни о России, ни о войне, ни о политике, ни о Наполеоне»). Человек должен определить границы своей свободы, говорит Толстой. И хочет показать, что свобода человека не вне его, а в нем самом.

– Как отзывается Пьер на грубое требование часового не выходить из рядов пленных? («И он проговорил вслух сам с собою: – Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня – мою бессмертную душу!»).

Почувствовав внутреннюю свободу, став безразличным к внешнему течению жизни. Пьер находится в необычайно радостном настроении, настроении человека, открывшего наконец истину.

IV . Заключение.

К этой истине был близок князь Андрей на Аустерлице («бесконечное высокое небо»). «Бесконечные дали» открывались и перед Николаем Ростовым, но они остались ему чуждыми. А теперь Пьер, познавший истину, не только видит эту даль, но чувствует себя частицей мира. Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали . И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль . Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я!» – думал Пьер»).

Так выразил Толстой ту мысль, которая, как он писал Погодину, была ему наиболее дорога в романе. Мы можем не соглашаться со взглядами Толстого на границы свободы и зависимости человека, но понять их мы должны.

В продолжение урока основные положения вносятся в опорную схему:

«Мысль о границах свободы и зависимости»

т.4, ч.1, гл. XII